Создание совета экономической взаимопомощи произошло в. Создание сэв

Новые уловки телефонных мошенников, на которые может попасться каждый

СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ) - международная экономическая организация многостороннего сотрудничества социалистических государств, учрежденная в январе 1949 г. по инициативе коммунистических и рабочих партий Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Советского Союза и Чехословакии. В сентябре 1950 г. членом СЭВ стала ГДР, в июне 1962 г.- Монголия, в июле 1972 г.- Республика Куба, в июне 1978 г.- СРВ. С 1964 г. в работе ряда органов СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес, принимает участие СФРЮ.

В работе отдельных органов СЭВ в качестве наблюдателей участвуют представители Лаосской Народно-Демократической Республики, Народной Республики Ангола, Корейской Народно-Демократической Республики, Социалистической Эфиопии. Объединяя и координируя усилия стран-членов, Совет Экономической Взаимопомощи содействует углублению и совершенствованию сотрудничества и развитию социалистической экономической интеграции этих стран, планомерному развитию их народного хозяйства, ускорению экономического и технического прогресса в этих странах, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, росту производительности труда, сближению уровней экономического развития, подъему благосостояния народов стран - членов СЭВ.

Сотрудничество стран - членов СЭВ осуществляется в соответствии о принципами социалистического интернационализма, на основе уважения государственного суверенитета, независимости и национальных интересов, невмешательства во внутренние дела стран, полного равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи. Совет Экономической Взаимопомощи основан на началах суверенного равенства: каждая страна - член Совета, независимо от ее экономического потенциала, численности населения, размера взноса в бюджет организации, имеет в любом из органов СЭВ один голос, равные права и обязанности.

Членом СЭВ может быть любая страна, разделяющая его цели и принципы. Страны, не являющиеся членами СЭВ, могут принимать участие в работе органов СЭВ или сотрудничать с ним в иных формах на условиях, определяемых СЭВ по договоренности с этими странами. Важным этапом в развитии экономического и научно-технического сотрудничества стран социалистического содружества явилось Экономическое совещание стран - членов СЭВ на высшем уровне, состоявшееся 12-14 июня 1984 г. в Москве. На нем было единодушно принято важное решение о необходимости более глубокого согласования странами - членами СЭВ экономической политики в областях, связанных с взаимным сотрудничеством.

Под таким согласованием понимается выработка на коллективной основе путей решения крупных экономических проблем, представляющих взаимный интерес, совместное определение путей прямого взаимодействия в науке, технике, материальном производстве и капитальном строительстве. Главным инструментом согласования является координация народнохозяйственных планов, которая сосредоточивается на решении приоритетных задач.

При этом определяются основные. направления специализации стран в международном социалистическом разделении труда, меры по увеличению взаимных поставок важнейших товаров, основные пропорции и структура взаимного товарооборота, объекты производственного сотрудничества (см. также Интеграция социалистическая экономическая).

Тема: История Совета Экономической Взаимопомощи

Тип: Контрольная работа | Размер: 16.59K | Скачано: 36 | Добавлен 04.01.11 в 22:44 | Рейтинг: +2 | Еще Контрольные работы

Вуз: ВЗФЭИ

Год и город: Уфа 2008

Введение

Мировая система социализма — это социальное, экономическое и политическое содружество свободных, суверенных народов, объединенных общностью интересов и целей, тесными узами международной социалистической солидарности.

Важное место в укреплении этого содружества играли экономические связи социалистических стран, представлявшие новый тип межгосударственных экономических отношений. Экономическое сотрудничество социалистических стран, его формы постоянно развивались, совершенствовались.

В первые послевоенные годы преимущественное значение имело военно-политическое сотрудничество. Сотрудничество в экономической области служило целям укрепления социалистических форм и восстановления разрушенного войной народного хозяйства этих стран.

Большое значение для успешного решения этих задач имели договоры о дружбе и сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные еще в годы войны и в первые послевоенные годы между СССР и другими социалистическими странами.

Актуальность темы данной контрольной работы состоит в том, что в начале второго этапа развития мировой социалистической системы большое значение имело создание в 1949 г. (СЭВ), в целях которого было сближение народов социалистических стран, развития более тесного экономического и политического сотрудничества и обеспечения мира во всем мире.

1 Формирование и задачи СЭВ

Учредителями Совета Экономической Взаимопомощи были Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Советский Союз, Чехословакия. В феврале 1949 г. в СЭВ была принята Албания, в октябре 1960 г. — Монголия. С 1964 г. Социалистическая Федеративная Республика Югославия сотрудничает в рамках СЭВ по вопросам, представляющим взаимный интерес для стран-членов СЭВ и СФРЮ в области внешней торговли, валютно-финансовых отношений, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической промышленности, в координации научных и технических исследований. С 1972 г. Республика Куба стала членом СЭВ, а с июня 1978 г. — Социалистическая Республика Вьетнам. В качестве наблюдателей на основе соглашений в работе органов СЭВ принимали участие КНДР, ЛНДР и НДРЙ. Многосторонние связи были установлены с Народной Республикой Анголой и Социалистической Эфиопией.

Была открытой организацией, и в ней могли принимать участие страны, которые разделяли цели и принципы Совета и были согласны принять на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СЭВ . СЭВ активно сотрудничал на основе специальных соглашений с Финляндией (с 1973 г.), Ираком (с 1975 г.), Мексикой (с 1975 г.).

Экономическое сотрудничество социалистических стран выступало в различных формах: совместной плановой деятельности, производственного кооперирования и специализации, научно-технического сотрудничества, совместного сооружения и эксплуатации промышленных и транспортных объектов, товарообмена и международных расчетов.

Ведущую роль в планомерной организации социалистической системы мирового хозяйства играли сотрудничество в области плановой деятельности, и прежде всего координация народнохозяйственных планов, согласованное планирование и прогнозирование, консультации по вопросам экономической политики, совершенствование методов планирования и управления хозяйством, особенно в части, направленной на интенсификацию международного сотрудничества.

В рамках всемирного хозяйства сложилось новое социалистическое международное разделение труда.

Разделение труда в мировой системе социализма принципиально отличалось от капиталистического разделения труда между странами. Добровольное сотрудничество и взаимопомощь равноправных и суверенных государств на основе международного социалистического разделения труда создавали условия для развития нового мирового хозяйства, отвечающего интересам всех социалистических стран. Коренной чертой международного социалистического разделения труда являлся планомерный характер его развития.

Новая международная экономическая организация была создана и по политическим мотивам и объединила государства с однотипным социально-общественным строем. При этом следует учитывать, что для тех стран Восточной Европы, которые вошли вместе с СССР в число учредителей СЭВ , взаимные связи не являлись ранее ведущим внешнеторговым направлением. До 90% их товарооборота реализовывалось за пределами формирующегося нового экономического региона. Еще в более скромных масштабах осуществлялась торговля этих стран с Советским Союзом (на ее долю в среднем приходилось чуть более 1%). Не было в прошлом и развитых экономических контактов ни на межгосударственном, нина уровне предприятий и фирм.

Поэтому первоначально можно было опираться преимущественно на идеологический фактор. Переориентация торгово-экономических отношений с помощью СЭВ была проведена в сжатые сроки. Этому благоприятствовали внешние условия. Обстановка «холодной войны» лишала партнеров альтернативного выбора. Сотрудничество в рамках СЭВ помогло его участникам не просто выжить, восстановить хозяйство после войны, но и добиться в тот период весьма впечатляющего прогресса.

2 Главные этапы и направления социалистической экономической интеграции

Мировой социалистический рынок принципиально отличался от мирового капиталистического рынка. На нем не было стихийного движения товарных масс и постоянных колебаний цен. Торговые отношения основывались на принципах эквивалентности и взаимной выгоды.

Внешняя торговля являлась монополией государства. Цены на социалистическом рынке складывались не стихийно, а устанавливались в плановом порядке, с учетом экономических интересов всех участников товарооборота.

Кредиты, предоставлявшиеся социалистическими странами друг другу, являлись формой взаимной братской помощи и направлялись на подъем их экономики. Предоставление кредитов являлось важным элементом взаимного согласования народнохозяйственных планов. Кредиты предоставлялись на основе полного равноправия или на льготных для стран-заемщиков условиях.

С 1964 г. начала действовала новая система многосторонних расчетов между странами-членами Совета Экономической Взаимопомощи . Операции по этим расчетам осуществлялись Международным банком экономического сотрудничества (МВЭС), который был создан в октябре 1963 г в целях содействия развитию внешней торговли членов СЭВ для расширения их сотрудничества и реализации многосторонних расчетов в переводных рублях. 1 января 1970 г. был образован Международный инвестиционный банк (МИБ) для предоставления долгосрочных и среднесрочных кредитов на проведение мероприятий, связанных с реализацией Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран-членов СЭВ .

В начале 70-х годов страны-члены СЭВ перешли к новому этапу развития — социалистической экономической интеграции.

Социалистическая экономическая интеграция — новый этап в развитии межгосударственных производственных отношений на основе более широкой и глубокой координации народнохозяйственных планов, совместного планирования, устойчивых и всесторонних международных отношений обмена и т.д.

В эти годы делались попытки решить хозяйственные проблемы социалистических стран путем модернизации административной системы хозяйствования, не прибегая к радикальным переменам.

Большое влияние на развитие социалистических стран оказал мировой энергетический кризис 1973—1974 тт., выразившийся в росте цен на нефть.

Западные страны, стремясь ослабить зависимость от импорта сырья и топлива, оперативно перестраивали народнохозяйственные структуры путем внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий (как производство микропроцессоров) и биотехнологий, а неисчерпаемые по тогдашним представлениям запасы ресурсов в СССР плюс неповоротливая система ценообразования во взаимной торговле лишали страны СЭВ всяческих стимулов к таким новациям. Это обернулось серьезнейшим отставанием на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

1) Страны СЭВ не испытывали на себе повышения цен на нефть, так как основной поставщик — СССР экспортировал в страны СЭВ нефть и нефтепродукты по ценам существенно ниже мировых.

2) Нерыночная экономическая система оказалась не в состоянии воспринять плоды нового этапа научно-технической революции. Между развитыми западными странами, с одной стороны, и социалистическими и большинством развивающихся стран — с другой, возник и начал увеличиваться разрыв не просто в уровнях и темпах роста, а в структуре экономики.

Внутри СЭВ начали проявляться противоречия. Страны, проводившие наиболее радикальные экономические реформы, Венгрия и Чехословакия, а также Югославия, связанная с СЭВ рядом специальных соглашений, ставили задачу более активного включения в мировой рынок. Внешнеэкономический оборот этих стран распался на два потока: наиболее качественная и конкурентоспособная продукция шла на западные рынки, а остальная экспортировалась по каналам СЭВ. Одной из наиболее острых проблем был вопрос о мировых ценах. Страны — экспортеры готовой продукции считали себя несущими убытки от реализации товаров по заниженным ценам. В результате усиления этих противоречий доля СЭВ во внешнеторговом обороте стран Восточной Европы стабилизировалась (60% в 1960 г.) и начала снижаться, составив к началу 70-х 50—55%.

Проблемы, вставшие перед СЭВ, требовали изменения форм его деятельности. В 1971 г. была принята Комплексная программа социалистической экономической интеграции. Ставилась задача развития высших форм экономической интеграции — производственной кооперации и специализации, научно-технического сотрудничества, координации планов экономического развития, совместной инвестиционной деятельности. В 70-е гг. роль СЭВ в хозяйстве социалистических стран несколько возросла. В 1972-1974 гг. создаются Международная экономическая организация «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент». На 1% прироста национального дохода в странах Восточной Европы приходилось 1,57% увеличения физического объема товарооборота внутри СЭВ. Это произошло вследствие мирового энергетического кризиса и усиления зависимости от импорта нефти из СССР, а также реализации в рамках СЭВ (согласно принятой Комплексной программе) совместных проектов (например, строительство Усть-Илимского целлюлозного комбината, газопровода Оренбург — Западная граница, энергосистемы «Мир»). В течение 1971—1978 гг. было заключено 100 многосторонних и 1000 двусторонних соглашений о производственной кооперации. Наибольшее развитие кооперация и специализация получили в автомобильной промышленности.

Между тем масштабы и формы производственной кооперации внутри СЭВ существенно отставали от западных стандартов. Этот разрыв увеличивался вследствие невосприимчивости нерыночного хозяйства к НТР. В конце 70-х гг. была предпринята еще одна попытка модернизировать деятельность СЭВ: начали разрабатываться долгосрочные целевые программы экономического сотрудничества.

В течение 80-х гг. происходило последовательное нарастание проблем внутри СЭВ, Кризис СЭВ и прекращение его деятельности предопределили ряд факторов:

1) Не был преодолен барьер первоначальной межотраслевой схемы разделения труда, базирующейся в основном на интересе партнеров к советскому сырью, несмотря на неоднократно предпринимавшиеся попытки внедрить технологическую модель сотрудничества. Например, уровень развития кооперации СССР со странами СЭВ в области машиностроения был в четыре-шесть раз ниже, чем в торговле между западными странами.

2) В рамках СЭВ формировались «тепличные» условия для развития взаимных связей. Будучи закрытыми от всего остального мира (правда, не всегда по зависящим от нас причинам), производители стран СЭВ не испытывали на себе воздействие главного двигателя научно-технического прогресса — конкурентной борьбы. Стратегически негативную роль сыграл СЭВ в период топливно-энергетического кризиса 70-х годов.

3) Общее нарастание кризисных явлений в социалистических странах.

4) Ухудшение позиций восточноевропейских товаров на мировом рынке.

5) Непрекращающиеся разногласия и конфликты по поводу Цен и принципов сбалансированности товарообмена.

6) Усилившееся со второй половины 80-х стремление вернуться к органичному для большинства стран Восточной Европы (особенно таких, как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия) западному рыночному пути развития. Прекращение деятельности СЭВ в 1991 г. по-разному отразилось на экономике ранее входивших в него стран. Для российского хозяйства прекращение поставок по каналам СЭВ означало дополнительный фактор углубления кризиса. Реакция разных стран Восточной Европы определялась тем, насколько их хозяйство зависело от поставок сырья из СССР и каковы альтернативные источники импорта и перспективы перехода к ресурсосберегающим технологиям в этих странах.

3 Проблемы и причины распада СЭВ

К началу 1989 г. более 400 млн. населения, создавшего около 12% объем мирового производства, жили в странах централизованного планирования, то есть экономических системах, где решение о производстве и занятости принимались, как правило, на правительственном уровне. Вопреки некоторым мерам по реформированию правительства Советского Союза и восточноевропейских стран, освобожденных советскими войсками в ходе Второй мировой войны, все еще управляли свое экономикой главным образом директивами из центра, а не с использование рыночного механизма. Однако к концу 1991 г. ситуация изменилась. Коммунистические правительств сложили свои полномочия или были низвергнуты, а сам Советский Союз распался на отдельные государства. Большинство восточноевропейских стран и бывшие советские республики предприняли экономические реформы, намереваясь трансформировать свою экономику в рыночную экономику западного образца. Немногие экономисты сомневались, что в долгосрочном, периоде переход к рыночно экономике поднимет производительность и жизненный уровень в этих странах. Широко признано, что централизованное планирование доказало, что оно является менее эффективной системой, чем развитие экономики с помощью законов рынка. Некоторые страны Восточной Европы, как Чехия и Восточная Германия, до падения коммунистических режимов правления считались передовыми индустриальным районами, но даже там обнаружилось, что у них имелись устаревшие фабрики низкого качества товары и услуги, проблемы с окружающей средой. Возвращение рынку в этих, некогда процветавших районах, вселяло надежду на быстрый рост возможно, даже на "экономическое чудо", сравнимое с восстановлением Западной Европы после Второй мировой войны. Но, несмотря на большие надежды на экономическое возрождение в дальнейшей перспективе, непосредственные последствия реформирования экономической системы центром в Советском Союзе оказались менее положительными. Большинство экспертов отмечали, что в 1992 и 1993 гг. экономическая ситуация продолжала ухудшаться, особенно в бывших советских республиках. Причины жестоких экономических трудностей в Восточной Европе и СССР вызывают противоречивые мнения. Однако, для меня ясна главная причина этих трудностей - распад традиционных торговых связей между прежними государствами-членами СЭВ и между республиками Советского Союза оказал неблагоприятное воздействие, как на предложение, так и на спрос. Со стороны спроса распад специальных торговых связей, усиленный действиями Советского Союза, привел к резкому сокращению экспорта восточноевропейских стран, как в Советский Союз, так и между ними, также к ухудшению условий торговли для многих стран (цен на их экспорт относительно цен на их импорт). Со стороны предложения разрушающаяся торговля привела к широкому распространению дефицита, особенно в бывшем Советском Союзе включая дефицит сырья для промышленности. Все это сопровождалось возникновение дополнительных трудностей в сфере денежного обращения вследствие того, что несколько новых суверенных государств продолжали использовать единую валюту, готовились к эмиссии своих национальных валют.

Заключение

Раскрытый нами вопрос говорит, что действительно коммунизм в значительной степени пал из-за экономического провала. Крах коммунизма в 1989-1991 гг. привел к распаду одной и наиболее тесно объединенных зон. До этого Советский Союз и Восточная Европа был организованы в Совет Экономической Взаимопомощи , а отдельные республики Советского Союза подчинялись едином механизму планирования. Крах СЭВ и распад Советского Союза сыграли свою роль возникновении серьезных экономических трудностей.

До падения коммунизма страны СЭВ представляли в большой степени самообеспечивающуюся экономическую структуру, которая мало торговала с остальным миром. Однако, поскольку органы централизованного планирования были убеждены преимуществах специализации, страны СЭВ и советские республики имели слишком большой объем торговли друг с другом. Эта торговля велась по ценам, сильно отличающимся от превалирующих на мировых рынках, вследствие чего для многих восточноевропейских стран были искусственно созданы благоприятные условия торговли.

После падения коммунизма экономика стран Восточной Европы оказалась жестоком спаде, в котором торговые факторы по двум причинам сыграли значительную роль. Первая состоит в том, что в то время как страны перешли к импорту товара с Запада, а не друг от друга, они испытали сокращение своего экспорта. Вторая заключается в том, что переход к торговле по мировым ценам нанес серьезный урон условиям их торговли.

Советский Союз в целом и Россия в особенности после распада испытал улучшение условий торговли. Однако механизм централизованного планирования, который плохо или хорошо координировал межреспубликанские торговые отношения, был разрушен, но цены остались далекими от рыночно-клиринговых уровней, в результате чего резко сократилась межреспубликанская торговля.

Список используемой литературы

1 История мировой экономики: Учебник для ВУЗов/Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. - М.:ЮНИТИ, 2001.

2 История мировой экономики: Конспект лекций/М.З. Бор - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003.

3 Экономическая история зарубежных стран: Учебное пособие/Под ред. проф. М.Н. Чепурина. - 4-е изд., доп. - М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2003.

4 Международные экономические отношения: Учебное пособие/Под ред. Супруновича. - М.: ЮНИТИ, 2004.

5 История экономики: Учебник для ВУЗов/М.В. Конотопов, С.И. Сметанин - М.: РЭА им. Г.В. Плеханова, 2005.

Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно , а нам приятно ).

Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.

Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.

Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.

Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.

Из Эстонии за рубеж на заработки уезжает гораздо меньший процент жителей, нежели из Латвии или Литвы. Об этом свидетельствует официальная статистика. Значит ли это, что Эстония за годы нахождения в ЕС продвинулась гораздо дальше своих прибалтийских соседей на пути социально-экономического развития? Или же дело в хитростях лукавой статистики?

Количество населения в Эстонии ежегодно неуклонно сокращается уже на протяжении 25 лет, и основными причинами этого являются превышение смертности над рождаемостью, а также негативное миграционное сальдо. По официальным данным Департамента статистики Эстонии, на начало 2015 года численность населения страны составила 1312,2 тыс. жителей. Это почти на 4 тыс. человек меньше, чем было год назад.

После вступления Эстонии в Европейский Союз, из страны за 10 лет, с 2004-2013 годы, выехало примерно 51 тыс. человек, что составляет около 4% населения страны, большинство из них были эстонские граждане (89%).

Абсолютное большинство эмигрантов (81%) – жители трудоспособного возраста от 15 до 64 лет, а наибольшее количество уехавших было среди людей, находящихся в самом расцвете сил - от 25 до 44 лет. Их удельный вес среди всех эмигрантов составил 47%. Также чаще других отправлялись за рубеж люди старше 45 лет (20%) и молодёжь от 15 до 24 лет (17%).

Очевидно, что отъезд жителей наиболее трудоспособного и репродуктивного возраста не может не сказаться на возрастном составе населения Эстонии. По официальным данным за 2014 год, в стране проживало 45% жителей в возрасте 45 лет и старше, тогда как доля жителей наиболее трудоспособного возраста от 25 до 44 лет составляла лишь 28% населения. В то же время доля молодых людей 15-24 лет, только вступающих в трудовую жизнь, в составе населения Эстонии оказалась наименьшей – 11%, а детей младше 15 лет – 16%.

По этим данным хорошо видно - людей трудоспособного и репродуктивного возраста в Эстонской Республике становится всё меньше и меньше.

Эмиграция населения, конечно, характерна для всех трёх прибалтийских стран после их вступления в Евросоюз, и тенденции здесь схожи. Преимущественно молодые люди уезжают в другие, более благополучные страны ЕС за «длинным евро». Однако, на первый взгляд, эстонская ситуация выглядит гораздо лучше. Так, только по официальным данным из Латвии за десять лет нахождения в Евросоюзе эмигрировало около 300 тыс. человек (ок. 13%), из Литвы – почти 500 тыс. (ок. 15%). Казалось бы, это свидетельствует о меньшем масштабе социально-экономических проблем в Эстонии, однако, по мнению экономиста, профессора Латвийского университета Михаила Хазана, в расчётах Департамента статистики Эстонии относительно количества эмигрантов наблюдается серьёзная неточность. С точки зрения статистики, эмигрантом человек считается лишь тогда, когда он выписался из регистра народонаселения, уведомив эту инстанцию о своём отъезде более, чем на год. Если же уезжающий из Эстонии этого не сделал, то, несмотря ни на что, он будет числиться постоянным жителем своей страны.

При этом, в отличие от Латвии и Литвы, из которых большинство населения уезжает в Великобританию, Ирландию или Германию, жители Эстонии предпочитают отправляться в более близкую им Финляндию. По данным статистики, 70% всех уехавших из Эстонии отправилось именно туда. Столицы данных государств – Таллин и Хельсинки – разделяет лишь 88 километров воды Финского залива. Это расстояние на курсирующем более десяти раз в день пароме Tallink можно преодолеть всего за два часа, чем и пользуются многочисленные эстонские эмигранты. Особенно часто это проявляется при посещении врачей: в Финляндии к ним не так просто попасть, а потому жители Эстонии предпочитают отпроситься на день с работы и приехать на приём к врачу в свой родной город. Тем более, что у многих работающих в Финляндии эстонцев не имеется медицинской страховки.

То, что эстонских эмигрантов по факту больше, чем подсчитало статистическое ведомство, подтверждает простое сопоставление цифр. Если посмотреть данные финского статистического управления, то оказывается, что в Финляндии постоянно проживает 45 тыс. эстонских граждан – то есть практически все эстонские эмигранты за 10 лет в ЕС. Возможно ли такое? Вряд ли, учитывая, что Финляндия – пусть и самая популярная, но далеко не единственная страна эмиграции для Эстонии. Кроме Финляндии жители Эстонии отправляются в Великобританию (6%) и Россию (5%). Чаще всего в Россию отправляются жители граничащего с ней региона Ида-Вирумаа (16%), находящегося на северо-востоке Эстонии.

Соответственно, реальное число выехавших из Эстонской республики серьезно превышает местные официальные данные.

Интересно при этом, что чаще всего жители Эстонии уезжают из центральных сельских регионов страны, населённых преимущественно эстонцами. В уездах Вильяндимаа, Йыгевамаа и Ярвамаа, по данным статистики, наблюдается наибольший в процентном отношении отток жителей. То есть, как ни парадоксально, при открытии границ Эстонию стало массово покидать именно население, являющиеся оплотом доминирующих в эстонской политике правоконсервативных партий, лидеры которых так активно борются за сохранение эстонской нации. Борьба эта, очевидно, остается лишь на уровне звонких речей – по некоторым оценкам демографов, если не переломить существующий тренд эмиграции, то лет через сто Эстония исчезнет.

СЭВ: СЭВ Совет экономической взаимопомощи (1949 1991). Здание СЭВ Сэв: Сэв, Морис французский поэт и музыкант. Сэв, Дидьен бельгийский конструктор ручного огнестрельного оружия … Википедия

СЭВ - Совет Экономической Взаимопомощи с 1941 по 1991 Межправительственная экономическая организация. Члены СЭВ: Албания (до 1961), Болгария, Венгрия, Вьетнам, ГДР (до 1990), Куба, Монголия, Польша, Румыния, СССР, Чехословакия. Секретариат находился в… … Словарь сокращений и аббревиатур

См. Совет экономической взаимопомощи. * * * СЭВ СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи (см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ) … Энциклопедический словарь

СЭВ - [сэв], а, м. Совет экономической взаимопомощи (См. совет). ◘ В области экономических связей заметно возрасла роль СЭВа. Свое 30 летие СЭВ встречает по деловому. Брежнев, 1979, 9. Входящие в СЭВ страны выплавляют почти каждую третью тонну… … Толковый словарь языка Совдепии

См. Совет экономической взаимопомощи … Большой Энциклопедический словарь

См. Совет Экономической Взаимопомощи. Горная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984 1991 … Геологическая энциклопедия

СЭВ, см. СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

- (COMECON, СМЕА) См.: Совет экономической взаимопомощи (Council for Mutual Economic Assistance). Экономика. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2000 … Экономический словарь

СЭВ - СЭВ, см. Совет экономической взаимопомощи … Демографический энциклопедический словарь

Сэв М. - СЭВ, Сев (Scève) Морис (ок. 1501– ок.1564), франц. поэт. Глава Лионской школы неоплатонич. лирики. Любовно эмблематич., стилистически изощрённая поэма в децимах (десятистишиях) Делия, эклоги, эпитафии. Религ. поэма Микрокосмос (1562) … Биографический словарь

Книги

  • Краткий справочник конструктора , Р. И. Гжиров. В справочнике систематизированы руководящие и наиболее употребительные справочные материалы в соответствии с государственными стандартами и стандартами СЭВ поосновным элементам…
  • Марксизм и теория личности , Люсьен Сэв. Предлагаемую читателю в русском переводе книгу МАРКСИЗМ И ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ можно закономерно рассматривать как продолжение и развитие идей замечательного французского философа-марксиста и…

К созданию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) СССР и страны Восточной и Центральной Европы шли с 1945 года, когда СССР начал оказывать помощь освобожденным государствам Европы. С образованием СЭВ в 1949 году эта помощь должна была стать взаимной.

До 1949 года помощь странам Восточной Европы была односторонней: со стороны СССР. Например, неурожай 1947 года мог бы ввергнуть Чехословакию в такие экономические затруднения, из которых страна не могла бы вырваться в течение ряда лет.

Ущерб от неурожая 1947 года исчисляется 13 млрд ч/с крон. Только благодаря бескорыстной помощи со стороны Советского Союза Чехословакия не только не пережила кризис с продовольствием, но вышла из него без серьезного пассивного баланса.

Уже в 1945 году, когда Румыния перешла на сторону антигитлеровской коалиции, советское командование впервые предоставило румынской стороне пшеницу, кукурузу и картофель для посева. Румынии было предоставлено 150 тыс. т пшеницы и 150 тыс. т кукурузы в рамках кредита, который необходимо было вернуть в 1946-1947 годах. Подобный объем зерна на мировом рынке на тот момент стоил около 35 млн долларов. Власти Румынии не смогли вернуть кредит.

Засуха 1946 года вновь обострила ситуацию с продовольствием. Тем не менее СССР, который также испытывал довольно серьезные трудности с продовольствием, вновь предоставил Румынии 100 тыс. т зерна. В 1947 году Бухарест вновь обратился к Москве с просьбой о помощи, и СССР поставил в Румынию еще 80 тыс. т зерна.

Премьер-министр Румынии Петру Гроза прокомментировал оказанную СССР помощь: «Годы засухи поставили нас в тяжелое положение… Мы были вынуждены снова стучаться в двери наших друзей на востоке. Мы знаем, что у них была засуха и что, несмотря на это, они дали нам взаймы в прошлом году 30 тыс. вагонов зерна с доставкой на дом, не требуя взамен никаких гарантий, не требуя золота, а мы не смогли отдать этот долг. Несмотря на это, мы снова обратились к нашим друзьям, и они поняли нас и помогают нам снова…».

Но не только продовольствием в трудные годы СССР помогал странам Восточной Европы. В той же Румынии совместными усилиями румынских нефтяников и советских специалистов к апрелю 1945 года удалось восстановить 1 217 из 1 450 нефтяных скважин, что позволило значительно увеличить добычу нефти. Кроме того, Советский Союз передал Румынии большую часть германского имущества, подлежащего вывозу в СССР в счет репараций.

Надо отметить, что в планах СССР при Иосифе Сталине не было создания нового самодостаточного региона в Восточной Европе или чрезвычайно успешной экономики. Восточная Европа прежде всего вошла в сферу особых интересов СССР после Второй мировой войны как пространство, которое отделяло его от Германии, от Западной Европы, проамериканской. И тем не менее, несмотря на тяжелейшее послевоенное положение в самом СССР, странам Восточной Европы была оказана существенная материальная и экономическая поддержка для восстановления после войны.

Планировать создание чрезвычайно успешной экономики в странах Восточной Европы начали при Никите Хрущеве, вероятно, потому, что в 1957 году западноевропейские страны сформировали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

Через пять лет после смерти Сталина СЭВ стал оформляться в мощную организацию типа ЕЭС, что стоило СССР больших материальных затрат. Штаб-квартира организации находилась в Москве. Работа структур СЭВ соответствовала работе аппарата большого государства.

Экономика стран Восточной Европы развивалась успешно и в темпах развития даже опережала западноевропейские страны ЕЭС. При сравнении СЭВ и ЕЭС надо учитывать, что страны Западной Европы не лежали в 1945 году в руинах, как страны Восточной Европы, а также изначально, еще в довоенное время, имели более высокое промышленное развитие, а США имели по сравнению с СССР более широкие возможности для кредитования региона.

Только Чехословакия до начала Второй мировой войны не уступала в промышленном развитии странам Западной Европы, но даже не гитлеровская Германия, а США приложили все силы для разрушения промышленности Чехословакии. Промышленное производство Чехословакии после войны составляло около 50% от предвоенного уровня.

Реформы в отношениях со странами - участницами СЭВ, проводимые при Хрущеве, как и подавляющее большинство проводимых им реформ, не были до конца продуманы и наносили ущерб СССР. Например, в 1959 году производство самого массового и незаменимого в сельскохозяйственной авиации самолета Ан-2, которому не было равных в мире, было передано Польше.

В 1965 году Польша начала серийное производство легкого с двумя газотурбинными двигателями вертолета Ми-2, производство которого также было передано СССР Польше. США не могли создать подобного вертолета до 1971 года.

СССР передавал странам СЭВ не сборку, как это делают западные страны, а полное производство. Даже запасные части на вертолет Ми-2 СССР покупал у Польши. Мир не создал для обработки сельхозугодий лучшей авиационной техники, чем самолет Ан-2 и вертолет Ми-2. Кроме того, они изготавливались в пассажирском варианте для местных авиалиний, а также в санитарном и других видах.

Россия в настоящее время для перевозки небольшого количества людей и грузов вынуждена использовать более дорогостоящие в эксплуатации тяжелые вертолеты вместо рассчитанного на восемь пассажиров и 800 кг груза вертолета Ми-2.

Передача производства двух выдающихся типов авиационной техники, остро необходимых народному хозяйству СССР, конечно, наносила ущерб экономическим интересам страны. Но, главное, указанные факты говорят об огромном вкладе СССР в развитие промышленности и сельского хозяйства стран - членов СЭВ. Та же Польша не испытывала никаких затруднений в помощи и количестве заказов на строительство кораблей.

К сожалению, в настоящее время страны Восточной Европы забыли, что основное количество ныне действующих в странах бывшего СЭВ производственных (включая пищевые отрасли), транспортных и энергетических мощностей было создано с помощью СССР или исключительно Советским Союзом.

Наряду с наукоемким производством в страны СЭВ было передано значительное количество производства товаров легкой промышленности. Эти товары пользовались большим спросом среди населения Советского Союза. Спрос опережал предложение и обеспечивал интенсивное развитие легкой промышленности стран - членов СЭВ.

По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958 года) осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959 года) была организована параллельная работа объединенных энергосистем «Мир». В 1962 году образовано Центральное диспетчерское управление объединенных энергосистем (Прага).

В этом же 1962 году были одобрены «Основные принципы международного социалистического разделения труда». Сотрудничество в области координации народно-хозяйственных планов стран - членов СЭВ еще более углубилось.

Для организации сотрудничества в конкретных областях экономики были созданы международные экономические организации типа «Интерметалл». В октябре 1963 года было подписано Соглашение о многосторонних расчетах в переводных рублях и организации Международного банка экономического сотрудничества.

Сессия СЭВ 1969 года приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран - членов СЭВ. Указанная программа развития СЭВ на 20 лет была принята в июле 1971 года на 25-м заседании Сессии СЭВ.

Сессия СЭВ 1975 года поручила Комитету и Секретариату СЭВ организовать в 1975-1977 годах разработку проектов долгосрочных целевых программ сотрудничества на период до 1990 года.

Программы были разработаны для совместного решения проблем, носящих комплексный характер: обеспечения экономически обоснованных потребностей стран - членов СЭВ в основных видах энергии, топлива и сырья; согласованного на двусторонней и многосторонней основе развития машиностроения на базе глубокой специализации и кооперирования производства; удовлетворения потребностей в продовольствии, а также потребностей в товарах народного потребления.

Страны СЭВ участвовали в совместных строительствах крупных промышленных предприятий, магистральных газопроводов, линий электропередачи и других объектов. Это были наиболее сложные объекты, например заводы по производству металлорежущих станков с программным управлением.

Соглашения охватывали свыше 3 800 наименований сложной продукции. В 1972-1974 годах страны - члены СЭВ создали международную экономическую организацию «Интерэлектро», хозяйственные объединения «Интератомэнерго», «Интертекстильмаш», «Интерхимволокно», «Интератоминструмент».

На долю стран СЭВ приходилось 18,5% территории и 9,4% населения земного шара. Эти 9,4% населения земного шара в 1974 году произвели продукцию, которая составляла одну третью часть (более 33%) мирового производства промышленной продукции. В 1950 году страны СЭВ производили 18% мирового промышленного производства.

Китай и Северная Корея не входили в число стран - членов СЭВ, но являлись социалистическими странами, и с учетом промышленного производства в указанных странах очевидно, что социалистические страны уже в 1974 году, несмотря на принесенную войнами разруху, произвели продукцию, которая составляла почти половину мирового производства промышленной продукции.

Только за пять лет, с 1971 по 1975 год, национальный доход стран - членов СЭВ увеличился в целом на 36%, выпуск промышленной продукции - на 46%, среднегодовая продукция сельского хозяйства - на 14%.

За 1971-80 годах объем производственного национального дохода увеличился в целом по странам СЭВ на 66%, в Болгарии - на 96%, в Венгрии - на 62%, в ГДР - на 59%, в Монголии - на 81%, в Польше - на 73%, в СССР - на 62%, в ЧССР - на 57%.

В период с 1971 по 1980 год произошло увеличение объема капиталовложений в экономики стран - членов СЭВ на 73%. За счет больших масштабов капитального строительства возросли основные производственные фонды. К примеру, за период с 1971 по 1980 год фонды возросли в Болгарии в 2,2 раза, в Венгрии - в 1,9 раза, в ГДР - в 1,7 раза, в Монголии - в 2,4 раза, в Польше - в 2,2 раза, в Румынии - в 2,9 раза, в СССР - в 2,2 раза, в ЧССР - в 1,8 раза.

В 1980 году доля стран - членов СЭВ в мировом производстве электроэнергии составила 20,8%, в добыче угля - 27,3%, в производстве стали - 29,2%, цемента - 24,5%.

С 1971 года и до середины 1980-х годов, то есть до прихода к власти в СССР Михаила Горбачева, в братских странах СЭВ быстрыми темпами развивалась промышленность. Общий объем изготовленной промышленной продукции повысился более чем на 80%.

Объем продукции машиностроительной и металлообрабатывающей отраслей увеличился в 2,5 раза, электроэнергетической и топливной - в 1,7 раза и химической - в 2,2 раза. Валовая продукция сельского хозяйства в странах СЭВ в целом повысилась в 1980 году на 22% по сравнению с 1970 годом.

Доходы рабочих увеличились, в том числе в СССР - на 36%, в Болгарии - на 20%, в Венгрии - на 22%, в Чехословакии - на 23%, и это было реальное их увеличение, так как инфляция практически отсутствовала.

За 1971-1980 годы было возведено более 30 млн квартир, и таким образом более 130 млн человек улучшили свои жилищные условия. Квартиры предоставлялись бесплатно, за исключением сравнительно небольшого количества кооперативного строительства. В Болгарии за этот период было построено 603 тыс. квартир, в ГДР - 1422 тыс., на Кубе - 162 тыс., в Монголии - 32 тыс., в ЧССР - 1 262 тыс. квартир.

Данные факты однозначно указывают на то, что страны СЭВ в темпах экономического развития опережали страны Запада и СЭВ прекратил свое существование не по экономическим причинам. Мнение о том, что СССР и СЭВ развалились по экономическим причинам, навязано нашему обществу Западом.

Протокол о расформировании организации страны - члены СЭВ подписали в Будапеште 28 июня 1991 года на 46-м заседании Сессии СЭВ. И если СССР всячески способствовал производству разнообразных промышленных товаров в странах СЭВ, то Евросоюз с первого дня начал ограничивать количество промышленных товаров, производимых в странах Восточной Европы.

Фактически Запад снова превращает восточноевропейскую экономику в аграрно-сырьевую, какой она в основном была до начала Второй мировой войны.