Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых. Школьный буллинг: как остановить травлю

АиФ.ru поговорил со специалистами и участниками школьных конфликтов, чтобы понять, что делать, если ребенок стал жертвой травли, и как победить буллинг.

Отчаявшись разобраться «по-хорошему», отец ученика одной из челябинских школ решил поговорить с обидчиком сына «по-мужски». Он пришел в учебное заведение и избил одиннадцатилетнего ребенка, который не давал прохода его сыну. На мужчину заведено уголовное дело. Родители избитого подростка написали заявление в правоохранительные органы и забрали документы из школы.

«Научиться ставить на место»

Буллинг (от английского bullying) — травля, агрессивное преследование одного из членов коллектива. С этим сталкивается почти каждый школьник: кто-то был жертвой, а кто-то — свидетелем унижений и избиений сверстника.

«Я была жертвой буллинга с 6 по 9 класс, — вспоминает жительница Челябинска Виктория. — Отличалась от сверстников тем, что весила под 70 кг. Ну и что с того, что я жирная? До сих пор недоумеваю. Но дети — самые злые из людей. Поэтому меня постоянно донимали: обзывали жиромясокомбинатом, на физкультуре вставали в рядок около козла и ржали, пока я прыгала через него (а я, кстати, прыгала), дергали за волосы и всячески унижали. Сидеть со мной за партой считалось стыдным. Друзей у меня не было в классе. Одна девочка пыталась иногда разговаривать со мной, звонила по телефону домой. Мы с ней делали вместе уроки. Но потом я поняла, что ей от меня и надо было это: списывать „домашку“. И она дружила со мной, пока никто не видит. Учителя делали вид, что ничего не происходит. Им всем было на меня наплевать».

Виктория терпела унижения, а потом решила ставить одноклассников на место. Не проглатывать обиды, а доводить месть каждому до конца: усиленно жаловалась учителям, причем требовала наказать обидчика, приводила в школу родителей, чтобы они разговаривали с одноклассниками, перестала давать списывать на уроке и сама получала лучшие оценки. Постепенно от нее стали отставать: теперь ее побаивались, хотя, возможно, и продолжали ненавидеть.

«Все закончилось, когда я выпустилась из школы и поступила в техникум, — откровенничает Вика. — Здесь были более умные и воспитанные дети. Поэтому я сейчас вспоминаю те годы и хочу сказать всем жертвам травли: это закончится, как только вы выпуститесь из своих проклятых школ».

Буллинг — явление всемирное. Фото: Википедия

Травит один, но он кажется всесильным

Челябинский психолог Виктория Нагорная уверена: такого, что весь мир против тебя, как кажется самой жертве, практически никогда не бывает. Ну разве что в фильме «Чучело». Травят более скромного или слабого, как правило, один-два человека или группа друзей. А никто из одноклассников не заступается, поэтому ребенку кажется, что против него весь мир. Это и есть самое плохое: дети боятся идти против группки узурпаторов, как правило, из неблагополучных семей или с тяжелыми характерами. Они отравляют жизнь тем, кто отличается: внешне, имеет физический дефект, заикается и так далее. «Стая» не дает жизни одному-двум одноклассникам, срывает уроки, грубит учителям.

«Очень важно здесь внимание педагогов, — рассуждает психолог. — Именно в руках учителя возможность помирить детей, заставить их думать вместе, а не против друг друга. Я изучила труд одного учителя из Питера, который ввел такие совместные игры для детей, так занял их досуг, что о буллинге забыли в этом классе все. Они вместе ходили в театры и кино, рассаживались за парты по интересам, но обидчик вынужден был признавать, что жертва в чем-то лучше его, и невольно начинал уважать этого ребенка. Почему-то работу классных руководителей в этом направлении принято сбрасывать со счетов. Считаю, это в корне неверно».

«Хотелось убивать»

Максим из Южноуральска вспоминает, как пару лет назад стал объектом насмешек своего бывшего друга и соседа по парте. После перелома ноги мальчик, до этого спортсмен и чемпион школы, стал откровенно слабым на уроках физкультуры. Друг окрестил его слабаком и повадился толкать, давать затрещины, пользуясь тем, что Максим не догонит.

«Это было невыносимо, — вспоминает сейчас уже одиннадцатиклассник, — мне хотелось убивать их, вот этих скотов, Димона и его приспешников. Мне помог только бойцовский клуб. Как нога пришла в норму, я записался в секцию борьбы. Димон летел по лестнице от моего удара, как птица перелётная. На этом (с первого раза, как дал отпор) закончились все издевательства».

По словам Максима, Дмитрий был неуправляемым ребенком. Он не слушался ни учителей, ни директора. Обнаглев от безнаказанности, грубил им и смеялся в лицо. Мальчик быстро понял, что закон «Об образовании» на его стороне. Для того чтобы отчислить ребенка из школы, нужно приложить много, очень много усилий. В частности, никакие коллективные письма родителей и одноклассников не помогут: в России обязательное образование. Отчислить могут лишь ученика старше 15 лет, окончившего 9 классов, или серьезного правонарушителя. В некоторых школах есть классы для детей с девиантным поведением, но далеко не во всех.

«Мне пришлось истерить в кабинете»

С буллингом столкнулась и Светлана из Волгограда. Её десятилетнего сына затравили одноклассники.

«Мой сын постоянно был под психологическим прессингом. Нет, его не били, но постоянно психологически унижали, — рассказывает она. — Он не всегда рассказывал о том, что происходит с ним в школе. Но, когда я стала подробно расспрашивать, выяснилось, что группа одноклассников, предводителем которой, если так можно выразиться, был самый крупный мальчик из параллели, постоянно отбирала у моего сына еду. Отнимали деньги, швыряли личные вещи, давали моему сыну обидные прозвища».

В первую очередь Светлана обратилась к классному руководителю, написала на её имя докладную. Но обращение не возымело действия. Унижения так и продолжались. Женщина пошла к директору.

«Он что-то начал мямлить мне невнятное в ответ вроде: „Вы понимаете, они из плохой семьи. А почему вы не обращались раньше? Куда вы смотрели?“ Но какая разница, почему не обращалась раньше? Я пришла к вам сейчас, решите мою проблему!» — возмущается волгоградка.

Светлана говорит, что пыталась разговаривать и с родителями обидчиков. Некоторые шли навстречу, а другие просто не реагировали на её обращения.

«Я поняла, что моему сыну в этом классе делать нечего, и перевела его в другой. Это далось непросто. Директор всячески увиливал. Говорил, что в других классах нет мест, что ему тяжело переписывать тарифные ставки для учителей. Мне пришлось буквально истерить у него в кабинете, — откровенничает волгоградка. — В итоге моего сына перевели. Сейчас у него все хорошо. Еду в новом классе у него не отбирают, не обзывают. Он завел новых друзей, да и вообще у него с одноклассниками ровные и спокойные отношения. Конечно, он иногда встречает на переменах тех, с кем учился ранее. Говорит, что они называют его предателем. Но то, что ему стало учиться комфортнее, — это факт».

«Основой травли всегда является насилие. Именно это определение конкретизирует проблему, не позволяет забалтывать ее, переводя происходящее в классе в плоскость банального конфликта, — считает психолог Наталья Ускова . — В этой точке родителям важно не потерять самообладание, прояснять ситуацию, собирать конкретные факты, не оценивать поведение ребенка, а всецело поддерживать и быть на его стороне. Ведь буллинг — это болезнь, которой заражен весь класс. Помимо жертвы и агрессора, есть еще свита и наблюдатели. Сами дети ни прекратить, ни выйти из деструктивной ситуации не могут. Нужны взрослые. В связи с этим именно родителям важно немедленно прекратить травлю, делая проблему публичной, привлекая внимание классного руководителя, родителей, школьного психолога, администрации. Поэтому, если вы сталкиваетесь с „забалтыванием“ проблемы внутри школы, переходите в нормативно-правовой режим, подключая департамент, полицию, СМИ. Как правило, старый добрый „канцелярит с заявлениями“ быстро заставляет всех занять взрослую позицию и действовать сообразно своим обязанностям. Бездействуя, взрослые выписывают индульгенцию на насилие в детском коллективе. Последствия представить нетрудно».

Если ребенок хорошо учится, его тоже могут травить за это. Фото: pixabay.com

Что делать?

Буллинг получил такое широкое распространение, что на него обратили внимание в Совете по правам человека при президенте. Был разработан ряд мер, позволяющих истребить буллинг. Среди них указываются, например, такие: посредством интернета сделать так, чтобы буллинг считался постыдной моделью поведения. Те дети, что защищают жертв буллинга, должны восприниматься как герои. Необходимо организовать телефоны доверия для жертв буллинга, которые могут использовать кодовые слова при разговоре с операторами. Все эти меры пока только в планах и на бумаге.

«Проблема травли детей в школьных учреждениях сверстниками имеет очень давнюю историю и остро стоит практически во всех странах, — сообщил АиФ.ru Евгений Корчаго, адвокат и правозащитник, член совета . — Поэтому предложения по разработке концепции противодействия буллингу являются необходимыми и своевременными. Однако из-за высокой латентности проблемы и сложности ее решения существует опасность превращения этой благой идеи в компанейщину и формальность в погоне за статистическими показателями. Для противодействия травле необходимо культивировать здоровый психологический климат в коллективе учеников при максимальной вовлеченности педагога во внешкольную жизнь класса. Только педагоги с большим авторитетом у своих учеников смогут создавать эффективные механизмы выявления и предотвращения буллинга».

Однако юрист просит обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, обычную ссору одноклассников и буллинг следует отличать. Во-вторых, ни в коем случае нельзя вершить самосуд, как папа челябинского школьника. Мужчине грозит уголовное наказание вплоть до лишения свободы.

«Замалчивать травлю, конечно, нельзя, — советует юрист. — Родителям нужно обратиться к классному руководителю, директору школы. Если это не возымеет действия — в департамент, комитет, министерство образования, прокуратуру, полицию. Мало кто помнит, что дети могут быть на период решения школьных проблем переведены на домашнее обучение. В случае необходимости можно сменить класс или школу, но это не всегда требуется».

«Здесь очень важно не впасть в депрессию, — дает нехитрые советы жертвам буллинга семнадцатилетний Максим. — Я тоже был козлом отпущения. Прочитал в Сети, что нападкам подвергались и Джордж Клуни, и мой кумир Дэвид Бекхэм , и красотка Джулия Робертс . Так что я побывал в отличной компании. И сделал вывод: если ты никто, на тебя не обращают внимание. Если ты лучший, нападают из-за обычной зависти».

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.

Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.

Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино. Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл. Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

Одни люди с ностальгической улыбкой вспоминают школьные годы, другие же – с дрожью. Негативные эмоции обычно появляются не из-за скучнейших уроков или ранней побудки, а из-за травли, или буллинга. Подобное явление не является чем-то новым, оно было всегда и, к сожалению, всегда и будет. Однако это не означает, что со школьной травлей необходимо мириться. От издевательств и насмешек страдает не только жертва, личность агрессоров также деформируется. В группу риска может попасть практически любой ребёнок, вот почему так важно знать, откуда берётся буллинг и как бороться с этим социальным явлением.

Под школьной травлей, известной также под названием «буллинг» (от английского bullying – издевательство, дедовщина), понимают коллективное либо индивидуальное преследование определённого ребёнка. Уровень насилия над жертвой разнится: иногда над школьником просто смеются, иногда бьют или даже доводят до самоубийства.

Согласно результатам исследований, проведённых в 2010-м году отечественными учёными, больше 20% мальчишек и девочек сталкиваются с агрессивным преследованием уже в 11-летнем возрасте. Не лучше обстоят дела и в зарубежных учебных заведениях.

Специалисты различают 4 основных вида школьной травли. Причём часто они сочетаются, что ещё сильнее ухудшает состояние жертвы.

  • Вербальный буллинг. Над ребёнком смеются, оскорбляют, придумывают обидные прозвища, связанные с его внешним видом или особенностями поведения. Как пример – «Юродивая» из фильма «Розыгрыш».
  • Физические издевательства. Сюда можно отнести целенаправленные побои, увечья. Нужно отличать подобный вид буллинга от неприятных, но обычных всё-таки школьных драк, когда соперники выступают на равных позициях.
  • Поведенческий террор. Ребёнку объявляют бойкот, игнорируют, изолируют в классе или школе, против него заводят интриги в виде кражи портфелей, тетрадей. То есть всячески создают невыносимые условия для жизни в коллективе.
  • Кибербуллинг. Это новое «веяние» среди тинейджеров, связанное с использованием высоких технологий. Под ним понимают издевательства в социальных сетях, отправку оскорбляющих сообщений на электронную почту или телефон. Также сюда можно отнести съёмку и распространение «позорного» видео с участием жертвы.

Читайте также: Теория шести уровней привязанности Гордона Ньюфелда

Важно! Не следует путать буллинг с конфликтной ситуацией. Конфликт – это столкновение приблизительно равных по силе сторон. В случае травли жертва заведомо слабее агрессоров, а издевательства носят системный и продолжительный характер.

Причины школьной травли

Общеизвестно, что дети – в массе своей существа безжалостные, необремененные высокими моральными принципами. Поэтому нередко травят они одноклассников потому, что могут. Повзрослев, такие агрессоры часто раскаиваются и даже ищут возможность попросить прощения у жертвы. Другие же оправдывают собственное поведение, считая, что угнетаемый сверстник получал «за дело».

Специалисты выделяют два основных фактора, провоцирующих буллинг в школьном коллективе.

  1. Неправильное семейное воспитание. Многие агрессоры либо воспитываются в семьях, где царит «поклонение» грубой силе. Родители убеждены, что ребёнок должен уметь постоять за себя, однако излишне усердствуют в своём стремлении воспитать сильного человека. Другой тип агрессора – дети-лидеры, стремящиеся управлять коллективом по собственным правилам.
  2. Неправильное поведение педагогов. Иногда классные руководители сами провоцируют травлю, выделяя негативные черты в определённом ребёнке. Но чаще учителя просто не замечают начавшихся издевательств по причине занятости или «педагогической слепоты». Налицо попустительство со стороны педагогического коллектива.

Важно! Нельзя считать источником проблемы поведение жертвы. Унижаемые дети ни в чём не виноваты. При желании у любого человека можно обнаружить какие-либо изъяны, но это не означает, что за это нужно преследовать и травить.

Существует версия, что жертвами чаще становятся дети с так называемым виктимным поведением, то есть наиболее подходящие для роли жертвы. Однако это не снимает ответственности с агрессоров. В буллинге виноваты всегда зачинщики, и никогда – жертва.

Можно ли остановить травлю?

Не просто можно, но и необходимо. Правда, психологи не дают стопроцентного рецепта, как прекратить насмешки и издевательства в школе. Важно лишь учитывать, что в случае коллективной травли лечить нужно весь класс, поскольку невозможно решить проблему в плоскости «жертва – агрессор».

Читайте также: Дисграфия у младших школьников: причины, симптомы, лечение

Одноклассники, пусть и не принимающие непосредственного участия в буллинге, и педагоги также вовлечены в негативный процесс, поэтому необходимо работать и с ними. Основной и единственно возможный способ прекратить травлю – создание психологически здоровой атмосферы в коллективе.

Как вариант решения проблемы – совместные задания, которые объединяют весь класс, коллективная работа над общим проектом, сплочение группы через внеклассную деятельность. Но для этого нужна поддержка квалифицированного психолога и активная вовлечённость педагогов.

Важнейший шаг – называние травли агрессией, издевательством, а не безобидной детской забавой. Взрослые должны обозначить, что заметили поступки агрессоров и намерены их прекратить. Кроме того, обидчики должны понимать, что все их «прикольные» действия на самом деле аморальны и недостойны.

Как вести себя родителям?

Худшая родительская политика – отказ от вмешательства. Буллинг – не единичный случай издевательств, а целая система, поэтому ребёнок не сможет справиться с постоянными издевательствами собственными, зачастую ограниченными силами.

Действительно, иногда травля сама сходит на нет (главный зачинщик переводится в другую школу, к примеру), однако в большинстве случаев жертва продолжает страдать долгое время, в результате чего возможен самый трагический исход – самоубийство.

Разговор родителей с обидчиками часто не приносит пользы, напротив, становится только хуже, поэтому лучше обсудить сложившуюся ситуацию с педагогическим коллективом. Создавать нормальную атмосферу в детском коллективе – задача учителей!

Если подростка избивают, в обязательном порядке обращайтесь в травмпункт для документирования всех побоев, ну и, разумеется, следует привлекать правоохранительные органы. Отвечать за физическую агрессию будут педагоги и родители, если обидчикам ещё не исполнилось 14 или 16 лет (возраст ответственности зависит от тяжести совершённого проступка).

Ещё один популярный вопрос: стоит ли переводить жертву в другое учебное заведение, если на месте невозможно решить проблему? Некоторые родители убеждены, что подобный шаг не поможет ребёнку, поскольку он не научится давать отпор обидчикам. Нужно ли закалять характер, когда итогом может стать суицид, решать, конечно, маме с папой.

ТЕКСТ: Наталья Цымбаленко

Проблема травли в школах стоит остро, в том числе и потому, что взрослые - учителя и родители (как агрессоров, так и жертв буллинга) - по-прежнему предпочитают закрывать на неё глаза. Но это не значит, что с порочной практикой не нужно бороться или что эта борьба не может быть успешной. Сотрудница правительства Москвы Наталья Цымбаленко рассказывает, как ей удалось остановить травлю в школе, где учится её сын.

«Крутые» и «некрутые»

Мой сын Петя после младшей школы поступил в гимназию. В его классе быстро сформировался костяк так называемых «крутых», которые стали цепляться к «некрутым». В число «некрутых» попал и Петя. Принёс в школу лего и пластилин - «фу, некрутой». Уходишь от конфликтов, боишься драк и громких разборок - значит «некрутой». Теперь, изучив множество книг на тему буллинга, я знаю, что повод для травли может быть абсолютно любым: убрав якобы причину травли, буллинг не остановишь.

После того как я наняла сыну персонального тренера по фехтованию, мечевому и рукопашному бою, боязнь конфликтов у него пропала: драться Пётр теперь не боится и может. От него понемногу отстали - а от остальных «некрутых» нет. У них отнимали личные вещи (учебники, портфели прятали - это считается не разбоем, а шуткой), им подкладывали бутылки с мочой в портфель. С них стягивали штаны, в таком виде фотографировали, а фото выкладывали в интернет. Мало того, осенью прошлого года его лучшего друга Мишу, с которым он сдружился на почве «некрутости», «крутые» одноклассники дважды «разводили на деньги»: обещали купить вейп (ведь если хочешь быть крутым, ты должен курить вейп!) и не покупали его. Маме Миши, которая пыталась вмешаться в ситуацию, «крутые» просто хамили и рассказывали, что её сын «гидроцефал».

Реакция учителей и родителей

Когда Петя и несколько таких же мальчишек пошли за помощью к классному руководителю, та не стала вмешиваться. Самое большее - проводила беседы на тему «давайте жить дружно», а в разговорах с родителями рассуждала, что «дети не любят стукачей», «надо закалять характер», «уметь находить подход к товарищам».

Родители зачинщиков все как один кричали в родительском чате, что их дети «святые», на них наговаривают, и вообще «ваши сами спровоцировали». Мама ученика, взявшего деньги на вейп, отреагировала ещё «прекраснее», заявив маме Миши следующее: «Объясните мне, как вы позволили своему сыну подбить моего покупать вейп?»

Я долго слушала классную руководительницу и родителей, что «дети сами должны разобраться». Но после того, как один из одноклассников сына на своей странице вывесил фотожабу на Петра, издеваясь над тем, что сын стал «качаться», моему терпению пришёл конец.

«Вы не докажете!»

Я встретилась и списалась с родителями учеников, которых травили в классе. Кто-то боялся вмешиваться в ситуацию, кто-то хотел просто перевести ребёнка из школы. В итоге только три мамы (включая меня) решились писать заявления и разбираться в ситуации с классом. Я собрала факты, убрала эмоции, вспомнила старый добрый канцелярит и села писать заявление.

Я собрала конкретные доказательства: переписку участников истории с вейпом и аккаунт одноклассника, где было видно, что он не только состоит в группах, торгующих вейпами, но и сам их продаёт; фотожабы на Петю и скриншоты аккаунта, где эти фотографии были размещены.

Затем я попросила классную руководительницу о встрече с директором школы и родителями учеников, которые травят одноклассников. Классная впала в истерику, стала писать в родительском чате, что не справляется с руководством и отказывается от класса. Родители «святых детей» стали там же возмущаться и требовать линчевать меня за то, что довела классную.

Встречу с директором не назначили - руководительница утверждала, что та очень занята, но вызвала психолога и соцработника. Мы с мужем и ещё две мамы пришли на встречу, будучи уверенными, что это только для проформы. Лейтмотивом встречи, на которой родители «крутых» кричали на меня, хватали мои вещи со стола и переходили на личности, стала фраза «Вы не докажете!». Тогда я отдала заявление соцработнику и сказала, что буду требовать официального расследования.

Представители школы делали круглые глаза и говорили: «Какой кошмар, что же вы раньше не сказали, что в классе такое творится?» А потом произнесли сакраментальное: «Вы не докажете!» Я посоветовала им приберечь эту фразу для прокуратуры, которая придёт по моему заявлению проверить, почему школа бездействует, когда в её стенах торгуют вейпами. Представители школы сказали, что доложат директору о ситуации.

Я позвонила на телефон директора школы, указанный на сайте, и выяснила, что она вообще не знала ни о собрании с родителями, ни о ситуации в классе. Я это предвидела, поэтому сказала, что принесу заявление. Это прекрасное произведение на двадцать с лишним страниц я отправила по электронной почте на адрес школы, на адрес председателя управляющего совета школы, а заодно отнесла его в управу своего района и в комиссию по делам несовершеннолетних, которую глава управы же и возглавляет.

Я твёрдо решила идти до конца: даже если потом мы решим уйти из школы, мы уйдём, предварительно «раздав всем сёстрам по серьгам», а не с культивированным чувством вины. Всё это мы проговорили с сыном - он не хотел уходить из школы из-за Миши.

Остановить буллинг

В итоге школа включилась и начала разбираться в ситуации. В классе провели встречу с инспектором по делам несовершеннолетних, отдельно переговорили с родителями учеников, которых я указала в коллективном (это важно) заявлении. Деньги за вейп в итоге вернули, извинения принесли. Ученика, торгующего вейпами, поставили на учёт. Про фотожабы говорили: «Мы не знали, что вы обидитесь, мы не знали, что за это идут в суд».

Никто не ожидал, что я не буду участвовать в «родительских боях» и выяснениях, чей сын должен «лучше помыться - может тогда с ним дружить будут», а пойду прекрасным бюрократическим путём писем и жалоб. Все мгновенно научились культуре - одёргивают желающих рисовать фотожабы. Буллинг в классе моего сына прекратился. Надолго ли - посмотрим.

С мальчишками мы всё обсудили. Сперва им было очень страшно. Тем более что агрессия «крутых» даже усилилась после нашей встречи с родителями. «Крутые» обсуждали как бы встретить парней после школы, показывали Мише записки «1000 рублей, или твоя собака умрёт». Но занятия мы решили не пропускать. Я звонила на каждой перемене, муж забирал Петю из школы. А ещё я пообещала нанять им телохранителя, если угрозы хоть немного станут похожи на реальность. Но чем большую активность развивала школа, тем больше класс понимал, что всё это всерьёз. И успокоился.

Буллинг не зависит от статуса школы. Всё-таки гимназия, в которой учится мой сын, на хорошем счету. У моих коллег проблемы социального расслоения даже в элитных школах: ребёнок очень богатых родителей (ходит в школу с телохранителем) третирует весь класс детей просто богатых родителей.

И ни одна травля не закончится, пока в неё не вмешаются взрослые. Пока травящие не научатся ответственности. Главный мой месседж был таков: «Я не приходила в школу все эти три года - сделайте так, чтобы я и дальше не приходила».