Прокомментируйте название романа герой нашего времени. Смысл названия герой нашего времени

Смысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» Проза Михаила Юрьевича Лермонтова, как и его поэзия, относится к выдающимся достижениям русской классической литературы. А вершина ее - «Герой нашего времени» - на­чинает собой этап русского реалистического романа. Тут мож­но сделать оговорку, что «Евгений Онегин» Пушкина, пред­шествовавший «Герою нашего времени», тоже был реалисти­ческим произведением, но у Пушкина мы имеем дело с романом в стихах, а это, как подчеркивал сам автор, «дья­вольская разница». Роман «Герой нашего времени» поразил современников не только своеобразием своего содержания, но и необычностью формы. Это цельное произведение, но состоит оно из пяти отдельных повестей, каждая из которых вполне самостоятельна в художественном отношении. Три из них («Бэла», «Тамань» и «Фаталист») автор так и опубликовал по отдельности еще до того, как собрал под общей обложкой. В то же время повести эти объединены не только сквозными героями-персонажами, главным из которых является Печорин, но и глубоко проду­манной композицией. Нарушая хронологическую последова­тельность действия, она позволяет читателю максимально объективно разобраться в сути характера главного героя. Разъясняя авторское понимание образа Печорина, Лермон­тов писал в предисловии к роману: «Герой Нашего Времени… точно портрет, но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». О каких же пороках идет речь? Это эгоизм, индивидуализм, неприятие общераспространенных правил господствующей морали, с одной стороны. Но с другой, что вряд ли можно от­нести к порокам, - высокое умственное развитие, потребность в постоянной саморефлексии, способность объективно оцени­вать свои поступки. Но при этом - отсутствие высоких жиз­ненных целей и неумение приложить свои незаурядные силы к общественно полезным деяниям. Все эти качества позволя­ют отнести Печорина к типу так называемых «лишних людей». Последовательно анализируя образ Печорина, Лермонтов позволяет читателю делать собственные выводы о предлагаемом ему характере, опираясь как на объективное авторское повество­вание, так и на самооценку героя. Автор далек от прямого осуж­дения Печорина, потому что видит суть его «порочности» не в индивидуальных особенностях личности, а в социальных и пси­хологических условиях общества, лишенного объединяющей идеи и обреченного на фатальную разобщенность достойных людей. Чтобы глубже раскрыть образ героя, автор сначала зна­комит нас с восприятием Печорина другими людьми. Первоначальные сведения о нем мы получаем от Макси­ма Максимыча. И только тогда, когда читатель заинтригован неординарностью поступков загадочного персонажа, автор предоставляет нам возможность проникнуть во внутренний мир этого человека, ознакомившись с его дневником. А за­тем, сопоставив впечатления других со своими собственны­ми, мы можем на их основе сделать уже самостоятельный читательский вывод. Образ Печорина не лишен романтических черт, но в целом представляет собой реалистическое изображение социального типа русского общества. Именно это и подчеркивает автор в своем предисловии. Присущим реализму художественным средством, которое использует Лермонтов, становится прежде всего глубокий психологизм, позволяющий передать самые сложные состояния и движения внутреннего мира героя. Кро­ме того, реалистическому раскрытию характеров в романе спо­собствуют выразительность и точность портретных зарисовок, даже самых беглых; зримые и ощутимые пейзажи, помимо пря­мой картинности, предназначенные для раскрытия душевно­го состояния героев; упомянутое уже мастерство композиции. И, конечно же, язык, сочетающий естественность живой раз­говорной речи с подлинной поэтичностью в описании как че­ловеческих чувств, так и природных явлений. Чистый, про­зрачный, отточенный и афористичный язык романа соответ­ствует пушкинским требованиям к художественной прозе. Пушкин, как известно, утверждал, что проза требует точности, краткости, а главное - мыслей и мыслей. Все эти черты мы находим в романе Лермонтова. Подчеркивая художественное мастерство Лермонтова-прозаика в повести «Тамань», Антон Павлович Чехов писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермон­това. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как раз­бирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать». Из современников Лермонтова первым оценил новатор­ский характер романа «Герой нашего времени» выдающийся критик Виссарион Григорьевич Белинский. Он увидел в про­изведении отражение целой эпохи русской жизни. И он же указал на положительное значение образа Печорина - с его «томительной бездейственностью в действиях, отвращением ко всякому делу, отсутствием всяких интересов в душе, неопреде­ленностью желаний и стремлений, безотчетной тоской, болез­ненной мечтательностью при избытке внутренней жизни». Белинский сознавал, что «это состояние сколько ужасно, столько же необходимо». А художественные открытия Лермон­това в этом романе были использованы и развиты будущими поколениями русских писателей-реалистов - от Тургенева и Льва Толстого до Чехова и Бунина.

На мой взгляд, роман “Герой нашего времени” назван именно так по нескольким причинам. В первую очередь, главный герой неразрывно связан со своей эпохой, с жизнью дворянства, с его отношением к миру. Лермонтов показывает нам человека, полного противоречий, но, тем не менее,

Находящегося в поиске истины. Но находит ли он то, что ищет? Нет, Печорин, подобно Онегину, не видит своего счастья.

Скука и эгоизм объясняются не внутренней пустотой героя, а более глубокими причинами. “Современный человек” у Лермонтова не виновен в своей бесполезности для общества. Автор как бы представляет своему герою полную свободу выбора, однако поступки Печорина незаметно демонстрируют не только его волю, но и стоящую за ними власть обстоятельств, а главное – влияние современного общества.

Таких людей, как Печорин, в дворянском обществе николаевской России было немного. И, тем не менее, в этом своеобразном,

Исключительно одаренном человеке Лермонтов показал типичного дворянского героя 30-х годов.

Герой не только не имеет ничего общего, но и глубоко враждебен обывательскому, обыденному отношению к действительности, которое господствует в дворянском обществе. Критический взгляд умного и наблюдательного Печорина на действительность его времени во многом совпадает со взглядами самого автора.

Время создания романа богато значительными событиями в общественной жизни. До русской публики стали доходить идеи Гегеля, сочинения утопистов – Фурье, Руссо и других. Вместе с тем, в России происходило заметное оживление общественной мысли, рождалась славянофильская идеология. Это было время появления многочисленных тенденций, еще не оформленных, но уже заявивших о себе. В этой эпохе только возникающих литературных идей Лермонтов создает роман, вобравший в себя всю “незавершенность” эпохи.

Также следует подробнее остановится на слове “герой” в названии романа. Само это слово несет в себе несколько значений. Герой – это и главный персонаж романа, и, вместе с тем, яркая личность эпохи, чем-то заслужившая это звание. Сразу же возникает вопрос: “Можно ли считать Печорина героем, потому что его поступки и действие не всегда носят героический характер?” Лермонтовский герой необыкновенен, “странен”, и все события, в которых он участвует, столь же необыкновенны и странны.

Печорин – это сложившийся характер, который попадает в неожиданные ситуации. Он представлен как исторически закономерный герой времени. Наверное, такая эпоха не могла рождать иных героев.

При своей “странности”, непохожести на других, Печорин, тем не менее, типичный герой своего времени, так как эгоизмом, противоречивостью характера, хандрой болен не только главный персонаж романа, но и все общество в целом.

Таким образом, назвав свой роман именно так, Лермонтов хотел показать, что Печорин является “визитной карточкой” своей эпохи. В его образе, по замыслу автора, соединилась типичность такой личности в обществе и ее уникальность, потому что в другие времена судьба главного героя сложилась бы иначе.

Сочинения по темам:

  1. Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова Согласно изначальному замыслу Лермонтова. Герой нашего времени должен был выйти в свет не как...
  2. Роман “Герой нашего времени” был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и...
  3. Перед нами – одно из центральных произведений русской классики 19 века. Его автор – поэт и писатель, великий творец своего...
  4. Роман “Герой нашего времени” – первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В предисловии к роману...

Смысл названия романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Когда мы произносим имя Лермонтова, к глубокому раздумью и бесконечному восхищению, которые всегда возбуждают его про­изведения, примешивается чувство сожаления и горечи. Вряд ли во всей мировой литературе можно вспомнить другого настолько же великого поэта, жизнь которого оборвалась так рано. Лермон­тов погиб спустя четыре года после смерти Пушкина. И в эти че­тыре года были созданы его лучшие поэмы, стихотворения и гени­альный роман «Герой нашего времени».

В романе решается проблема, почему люди умные и энергич­ные не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути? На этот воп­рос Лермонтов отвечает историей жизни Григория Печорина - молодого человека, принадлежащего к поколению 30-х годов XIX столетия. Главная тема романа - изображение типичной лич­ности дворянского круга и ее жизни после поражения декабрис­тов. Ведущая мысль - осуждение этой личности, а еще - резкое неприятие породившей ее социальной среды. Почему же роман так назван? Почему Печорин - «герой своего времени»?

Это романтик по характеру и поведению, человек исключитель­ных способностей, выдающегося ума, сильной воли. Ему свой­ственны самые высокие стремления к общественной деятельнос­ти и пылкие желания. Он возвышается над людьми своей среды разносторонним образованием, широкой осведомленностью в литературе, науках, философии. Ему известны социально-фило- софские теории утопистов, объективных и субъективных идеали­стов. Сам он материалист и атеист. Главный недостаток видит он в неспособности своего поколения «к великим жертвам для блага человечества». Ненавидя и презирая аристократов, Печорин бли­же сходится с людьми демократических взглядов.

Печорин не лишен добрых порывов и не скрывает своего со­чувствия к угнетенным, но его благие стремления не получили раз­вития. Духовная пустота высшего света исказила и заглушила воз­можности Печорина, изуродовала его нравственный облик, сни­зила свойственную ему (как и многим другим молодым людям того времени) жизненную активность. По Словам Н. Г. Чернышевско­го, Печорин - «пример того, какими становятся лучшие, силь­нейшие, благороднейшие люди под влиянием общественной об­становки их круга». Печорин полностью ощутил и понял, что в условиях самодержавия для него и его поколения осмысленная деятельность во имя общего блага невозможна. Сомнения опусто­шили Печорина до того, что у него остались только два убежде­ния: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Разошедший­ся со светским обществом, к которому он принадлежит по рожде­нию и воспитанию, обличающий его, он творит жестокий суд над собой, в этом, по словам В. Г. Белинского, «сила духа и могуще­ство воли».

Морально искалеченный, Печорин лишился добрых целей, превратился в холодного, жестокого эгоиста, застывшего в гордом одиночестве, ненавистного даже самому себе. «Насыщенная гор­дость» - так определено им человеческое счастье. Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Ради капризной при­хоти, без долгих раздумий, он вырвал Бэлу из родной почвы и по­губил. Им несправедливо и совершенно незаслуженно обижен ста­рый добрый штабс-капитан Максим Максимыч. Ради пустого во­локитства и любопытства он разорил гнездо «честных контрабан­дистов». Им нарушен семейный покой Веры, грубо оскорблены любовь и достоинство княжны Мери.

Печорин, по оценке Н. А. Добролюбова, не зная куда идти и куда девать свои силы, истощает жар души на мелкие страсти и ничтожные дела. Положение и судьба Печорина трагические. Тра­гедия Печорина в том, что его не удовлетворяет ни окружающая действительность, ни свойственный ему индивидуализм и скеп­тицизм. Разуверившись во всем, разъедаемый самыми мрачными сомнениями, он, как и множество молодых людей его времени, жадно тянется к осмыслен ной, социально-направленной деятель­ности, но в тех обстоятельствах ее не находит. Печорин - страда­ющий эгоист, эгоист поневоле, по обстоятельствам, определяю­щим его характер и поступки.

Лермонтов показывает, что на характер человека влияют со­циальные условия, среда, в которой он живет. Печорин не родил­ся «нравственным калекой». Природа дала ему и глубокий, ост­рый ум, и отзывчивое сердце, и твердую волю. В том, что пре­красные задатки Печорина погибли, виновато общество, вино­ваты социальные условия, в которых воспитывался и жил г ерой. Автор создал правдивый, типический образ, в котором отрази­лись существенные черты целого поколения: «…это портрет, со­ставленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению 30-х годов. «Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!» - говорит он всем содержанием книги. Они «не способны более к великим жертвам ни для блага человече­ства, ни даже для собственного… счастья». Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам. Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал «ис­торию души человеческой». В. Г. Белинский говорил, что ро­ман - правдивое произведение, в котором нашли отражение об­щественные проблемы, волновавшие передовых, мыслящих со­временников: «… какова бы она ни была, эта действительность, она больше скажет нам, больше научит нас, чем все выдумки и поучения моралистов…».

Роман «Герой нашего времени» был написан Лермонтовым в середине девятнадцатого века, однако, действия перенесены именно на начало века. Уже спустя лет читатель видит подобные рефлексии в известных книгах таких писателей, как Ремарка или Хэмингуэя, которые так же пережили войны и пытались понять суть своего времени.

Можно сказать, что название произведения весьма самоуверенное, ведь не каждый автор решится на такой смелый поступок – дать именно такое название. Это произведение, в какой-то степени, можно назвать автобиографией Лермонтова, ведь он, как ни странно бы это звучало, считал себя, в какой – то степени, героем своего времени. В романе огромное количество эпизодов, которые так или иначе пересекаются с жизнью известного и легендарного автора. Очень много схожестей.

По общей структуре произведение «Герой нашего времени» состоит из двух частей и пяти глав. Именно отсюда читатель и узнает жизненный путь главного героя – Печорина. Для того, чтобы описать героя, автор использует довольно интересные художественные приемы. К примеру, он описывает Печорина через других персонажей романа или использует дневник героя. Именно благодаря этому, можно сказать, что книга обретает лирическо-психологических аспект.

С уверенностью можно сказать, что значимое место в романе занимает психология. Главный герой – глубоко вдумчивый человек. Его поведение – это не только поведения того времени, но и самоанализ. Печорин понимал себя, как никто другой. С одной стороны может показаться, что Печорин циничен, так оно и есть. Ведь он без зазрения совести ухаживает за очаровательной княжной Мэри на зло Грушницкому. При этом, он не винит себя. Для Печорина это какая-то игра, в которой он не готов поднять белый флаг.

Весь роман главный герой – Печорин, проводит в поисках себя. Он достиг пика этого поиска в диалоге с Вуличем и поимкой казака. Вулич на собственном примере доказал теорию, по которой следовал Печорин. Он рискует собой для того, чтобы понять смысл существования и вообще, смысл этого мира.

Возможно, именно в таком поиске и заключался смысл всего произведения. Здесь автор описал человека, который не был погружен в бытовую суету. Этот человек был создан для того, чтобы понять мир и самого себя. От сюда и логично название романа – Герой нашего времени. Печорин – герой своего времени, который понял эпоху.

В своем романе « Герой нашего времени» Лермонтов затронул тему героического начало человека, рост личности и трансформация с обычного человека, в личность. Печорин на протяжении всего романа менялся, по мере того, как узнавал себя и понимал смысл своего существования. Самое интересное то, что скорее всего Печорин – прототип самого Лермонтова. Скорее всего, авторский замысел был в том, чтобы описать становление личности самого автора на примере главного героя Печорина.

Весь роман очень интересный и увлекательный. Наблюдение за главным героем очень захватывающее, хочется читать и зачитываться. Лермонтов, как ни крути, действительно герой своего времени. Его талант достоин уважения и любви последующих поколений и людей.

Сочинение Суть романа Герой нашего времени

Произведение под названием «Герой нашего времени» написано русским писателем Михаилом Юрьевичем Лермонтовым. Смысл и основная суть данного романа представлены в этой статье.

Произведение Лермонтова пользуется популярностью и актуальностью даже в сегодняшний век. И не просто так. Ведь Михаил Юрьевич вложил в свою работу огромный смысл.

Михаил Лермонтов стал тем самым новатором, который ввел в русскую литературу жанр социально-психологического романа. Он стремился нарисовать образ молодого человека своего времени, который вмещал бы в себе все пороки и показывал их развитие в полной степени.

Главным героем произведения является молодой человек Григорий Печорин. Он является отражением всего общества 19 века и собранием молодежи того времени.

Главный герой живет в то время, когда правительство в лице Николая Первого боится бунтов, восстаний, потому закономерен запрет на развитие свободомыслия и какого-то своего мнения. Правитель подавил восстание декабристов, чем самым доказал, что они лишены права распоряжаться политической жизнью государства. Поэтому большое количество умных, амбициозных, инициативных, креативных людей почувствовали себя лишними и ненужными в этом обществе. К числу таких относится и главный герой романа. Печорин умен, образован, начитан, но не находит применения всем своим положительным качествам. Он ищет свое собственное счастье в этом мире, пытается как-то реализоваться, но только разочаровывается. Поэтому противостояние внутреннего Печорина внешнему миру покалечило его душевно и сделало эгоистичным и жестоким. Так было со всей умной и образованной молодежью начала 19-го века. Поэтому борьбу умной личности и всего общества можно наблюдать даже в истории России.

Основной сутью романа Лермонтова является стремление показать душевную и психологическую трагедию молодого поколения 19 века, которое не смогло найти себе предназначения и реализоваться, из-за чего они стали несчастными и эгоистичными. Михаил Лермонтов, который на момент написания романа сам не далеко ушел от молодежи, показывает на причины этого общественного «несчастья»: ограничение политической воли, невозможность что-то делать, которые породили праздность и безделье, а они, в свою очередь, несчастье.

Необходимо учитывать грехи прошлого ради счастливого настоящего.

Несколько интересных сочинений

  • Война в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Гражданская война... Сколько боли и суровых страданий принесла она вместе с собственным приходом... Разочарование и дикий ужас... Такой темный период в истории человечества не мог не запечатлеть великий писатель и поэт - Борис Леонидович Пастернак

  • Образ и характеристика Григория в повести Детство Горького сочинение

    Григорий Иванович – один из второстепенных персонажей повести.

  • Сочинение Описание действий 7 класс

    Через пару дней я стану на год старше, у меня праздник - день рождения, помимо стола с угощениями я решила подготовить не большую развлекательную программу, которая включала бы увлекательную игру «Фанты».

  • Закінчилася холодна зима. Поступово природа починає прокидатися. Першими прикметами початку весни – це горобці що плещуться в щойно калюжі, яка щойно розмерзлась. Вони весело цвірінькають та кумедно розмахують крилами

  • Сочинение Никто не забыт, ничто не забыто

    Более 70-ти лет прошло с того страшного часа, когда первые фашистские бомбы упали на мирные города и сёла Советского Союза. Ровно в четыре часа, когда у людей самый сон.