С чего начинается успех? Ментальные ловушки. С чего начинается путь к настоящему успеху? Дополнение к имиджу: аксессуары

Успех человека напрямую связан с его имиджем. Путь к успеху начинается с грандиозной работы над собой, ведь имидж - это ваша осанка, жесты, походка, характер, отношение к жизни и, конечно, одежда и аксессуары. Другими словами, имидж - это ваш внешний вид.

В современном мире внешний вид является визитной карточкой человека. Именно по внешнему виду можно судить об особенностях личности, уровне жизни, увлечениях и потребностях человека. Мы легко характеризуем другого человека по одному взгляду на него. Часто люди даже не подозревают, что о них думают окружающие.

Долгое время нас учили, что судить о человеке по его внешности это неправильно. Однако это далеко не так. Конечно, жизнь сложная штука и в ней бывают разные ситуации, но если мы хотим добиться успеха, то внешний вид должен быть безупречным и всегда подобающим случаю.

Культура внешности

Первое, что мы замечаем при встрече с человеком, это его одежда. Девяноста процентов впечатления об облике человека составляет то, во что он одет. Поэтому выбору одежды нужно уделять должное внимание. Одежда всегда говорит о вкусах и предпочтениях личности, а также его нравственных мировоззрениях и внутреннем мире. Если человек одет утонченно, как говорится "с иголочки", то делается вывод о его вкусе и статусе. Большое значение также имеет соответствие одежды случаю. Даже шикарный спортивный костюм будет явно неуместен на светском приеме.

Внешний вид человека всегда должен соответствовать случаю. Собираюсь на свидание, девушка выбирает что-то красивое и романтичное, если хочет, чтобы парень относился к ней трепетно и нежно. Желание быть своей в компании парней, будет мотивировать выбор рваных джинсов и свободного свитера.

Но не только в личной жизни внешность играет важную роль, она также сказывается на карьере. На собеседование в офис следует выбирать официальный стиль, если вы хотите, чтобы встреча с работодателем закончилась для вас приемом на работу. Одежда создает первое впечатление.

Однако внешний вид - это не только одежда. Есть еще несколько деталей, которые создадут впечатление о человеке:

Дополнение к имиджу: аксессуары

Итак, в зеркале отражается женщина в красивом дорогом строгом костюме с улыбкой на лице и правильной осанкой. Вроде бы все готово, чтобы добиться успеха. Но кажется, что чего-то не хватает. Вы не знаете чего, ответ прост - аксессуаров. Образ любого успешного человека непременно дополняют аксессуары .

Выбор аксессуаров аналогичен выбору одежды: выбирайте только дорогие вещи, которые вы можете себе позволить. Женские аксессуары - это кольца, серьги, сумочки, волосы, часы, шарфы, платки, ручки. При выборе украшений нужно отказаться от бижутерии. Дамы с небольшим достатком вполне могут выбрать себе что-то подходящее из натуральных камней, например, бусы. Часы должны быть также дорогими. Сумочки выбирайте стильные и удобные.


Успешные мужчины должны обязательно внимательно относиться к таким вещам как галстук, часы, авторучка, платки и портфель. Бизнес не ведется в белых носках, а впечатление от нечищеных ботинок не сможет сгладить даже самая умная речь.

Однако слишком увлекаться аксессуарами также не стоит. Это тот случай, как говорила известная Коко Шанель, когда лучше что-то убрать, чем добавить. Женщина должна помнить об акценте на деталях. Другими словами, если вы носите брошь, то оставьте в покое шею; если вы носите часы, значит, нет места для браслета. Каждое украшение имеет свои тонкости. При предпочтении цветных камней, помните, что их подбор должен безупречно подходить к вашим нарядам.

При знакомстве с человеком внимание, прежде всего, падает на лицо: глаза, губы, зубы и волосы. Все это должно быть в идеальном состоянии. Женщинам всегда нужно помнить о макияже, который должен соответствовать ситуации. Дневной макияж не допускает никакого блеска или перламутра. Также неправильным является использование большого количества тонального крема.

Следует обратить особое внимание на цвет губной помады. Она не должна раздражать. Прическа делового человека должна быть соответственна случаю. И, конечно, волосы всегда должны быть чистыми. Зубы человека должны быть в таком состоянии, чтобы вы без стеснения могли улыбаться.

Большое значение имеет запах. Ни в коем случае нельзя экономить на духах. Ваш запах должен быть безупречным, нейтральным и соответствующим вашему возрасту. Не стоит приобретать очень сильные и резкие запахи. Другими словами, аромат духов не должен раздражать собеседника.

Будьте общительны и интересны в беседе. Учитесь поддерживать любой разговор, больше читайте книг, интересуйтесь последними новостями.

Помните, что совершенству нет предела. Работайте над собой. Постоянно изучайте свою внешность и улучшайте свой имидж. Радуйте себя простыми покупками. Пусть это будет вашей наградой за труд на пути к успеху . И помните успех не заставит себя долго ждать.

Один профессор, изучавший Дзен, пришел к просветленному монаху, чтобы тот растолковал ему, что же такое Дзен. “Расскажите, уважаемый, о сути Дзен”, - попросил профессор. “Хорошо, - сказал монах, - но давайте сначала попьем чаю”. Принес монах чашки, поставил и начал наливать профессору чай. Чашка наполнилась до краев, но монах продолжал наливать. Вот чай уже потек через край. “Погодите, куда же вы льете, - закричал профессор, - моя чаша полна!” “Ваша чаша полна, - подтвердил монах, - как же я могу объяснить вам суть Дзен?”

Может, ваша чаша также полна? Тогда первое что вам нужно сделать, чтобы добиться успеха – это освободить место для новой информации, для новых установок, убеждений, мыслей. Почему так важно начинать с мыслей - потому что каждый из нас готов принять только то, что уже есть в нашем сознании. Наши мысли сегодня – наша реальность завтра.

Например, одари вас кто-то прямо сейчас несметными сокровищами, если вы не готовы их принять, считаете, что вы не достойны таких дарований, или полагаете, что богатство – это опасность, зло, несправедливость и т.д., у вас нет конкретных целей, на что вы потратите свой капитал, и даже не задумываетесь, что будете делать с привалившим к вам богатством – вы либо не примете этих средств, либо избавитесь от них всеми возможными и невозможными способами. В любом случае продолжительного счастья они вам не принесут, а проблем, вероятнее всего, добавят.

Зачем нужно цепляться за стереотипы поведения и мышления, которые не приносят вам удовлетворения от прожитой жизни? У вас есть другая жизнь? Зачем работать на работе, которая вас угнетает или жить с человеком, который вас постоянно третирует? Зачем общаться людьми, после общения с которыми у вас постоянно портится настроение? Вам это действительно нравится? Вам кажется все знакомым, понятным и предсказуемым в вашей закостенелой зоне комфорта? Если вы боитесь потерять то, что есть – тогда вернемся еще раз к примеру с чашей – вы не сможете добавить в вашу жизнь что-то, что приносило бы вам радости, не избавившись от того, что портит вашу жизнь. Иначе никак. Можете терпеть дальше – это ваше право и ваш выбор, а можете очистить место для успеха, и начать чистку с ложных убеждений и установок . В одном вы можете быть уверены – свято место пусто не бывает!


Итак, чтобы стать успешным вам нужно точно знать, что нет никаких препятствий (особенно в голове) для достижения успеха. На этом этапе желательно проделать такое упражнение:

1. Написать десять предложений начинающихся на “я должен”, “я обязан”, “мне нужно”. А теперь замените слова “должен”, “обязан”, “нужно” на “хочу”. Теперь предложения соответствуют истине? Если нет – перефразируйте те предложения, которые не соответствуют реальности, оставив слово “хочу”.

Например: “Я должен работать, чтобы зарабатывать на жизнь”.

“Я хочу работать, чтобы зарабатывать на жизнь”.

Это правда? Вам комфортно, когда вы произносите это предложение?

Такой вариант вызывает меньше сопротивления или не вызывает вовсе:

“Я хочу работать, чтобы быть обеспеченным материально”.

Или “Я хочу заниматься тем, что мне интересно и приносит доход”

2. Перечислите десять ваших качеств, которые служат вашей визитной карточкой. Теперь напротив каждого качества напишите, считаете ли вы его вашей сильной или слабой стороной. Теперь напишите, какие плюсы можно извлечь из ваших перечисленных личных качеств в той или иной ситуации.

Например, если вы написали “Я упрямый”, считаете вы эту черту характера достоинством или недостатком? Не говорит ли это качество о вашей целеустремленности? Или вы написали “Я скромный”. Быть скромным значит искренне интересоваться окружающими, зачастую более чем собой; с уважением относится к принятым в обществе нормам морали и нравственности; признавать и уважать достоинства других людей. Вам нравится быть таким? Вам хотелось бы общаться и заниматься делом с таким человеком? Если оба варианта “нет” – напишите, что бы вы хотели получить взамен вашей скромности. Предположу, что уверенность в себе. Уверенность в себе – дело наживное, как выработать ее в себе – немного позднее.

3. Составьте список из десяти пунктов, подробно описав, чем вам нравится ваша нынешняя жизнь.

Например, “У меня стабильная, хоть и маленькая зарплата”.

4. Опишите десять вещей, которых нет в вашей нынешней жизни, но которые доставили бы вам большое удовольствие.

Например, “Я бы хотел работать в удобное для меня время”.

5. Перечислите десять причин, по которым вы достойны быть успешным.

Например, “Я готов посвятить любимому занятию 50 часов в неделю”.

Как вы заметили, во всех предложениях отсутствует частица “не”. Такие мысли как “Я больше не могу терпеть оскорбления” или “Я не хочу нуждаться в деньгах” ваш мозг воспринимает без частицы “не”. И вы получаете в итоге: “Я могу терпеть оскорбления” или “Я хочу нуждаться в деньгах”. А все потому, что мозг мыслит образами. Он не может представить “несобаку” или “недерево”. Но хорошо понимает, что означает собака или дерево. Вот поэтому так важно мыслить, говорить и хотеть без частицы “не”. Чуть-чуть сознательной практики – и вы усвоите эту полезную привычку.

Многие люди задают вопрос: от чего зависит успех? Почему одни люди успешны в жизни, а другие нет? Как стать успешным? С чего начать? А ответ прост: Успех начинается с правильно выбранного направления своей деятельности. Если внимательно посмотреть вокруг, то становится очевидным, несмотря на то, что в школьные годы мы все были примерно одинаковыми, а после школы получали практически равные условия старта, потом часть из нас переходят в разряд успешных людей, у них есть деньги, они здоровы, полны сил и энергии, счастливы, а другие влачат жалкое существование. Многие люди полагают, что главным фактором успеха является величина интеллекта человека, но это мнение ошибочно. Достаточно вспомнить наших отличников, редко кто из них выходит в разряд успешных, да и зарплата наших ученых тоже красноречиво об этом говорит. И тому есть причины, на которых я не буду останавливаться, так как цель моя сегодня дать просто направление мысли для тех, кто стоит перед выбором, где приложить свои усилия, чтобы стать успешным. Главное при выборе помнить , на любом поприще можно преуспеть, важно, чтобы это было твое место и твой труд приносил не только деньги, а и пользу для людей.

« Без труда не выловишь и рыбку из пруда» гласит народная мудрость и это самый первый и мудрый совет от нее. Надо правильно выбрать вид деятельности в зависимости от пристрастий, талантов и особенностей психотипа. Причем сейчас нельзя надеяться на большой успех, если работа не доставляет радости и ожидаемых средств. Раньше было очень почетным работать всю жизнь на одном месте, это приносило и кое какие материальные выгоды. Но сейчас другие времена, это представление надо выбросить из головы и постоянно искать, пока не получишь удовлетворение от работы. Причем поиски не ограничивать только местом жительства.

Рассмотрим основные предложения рынка труда на сегодняшний день.

1. работа по найму за зарплату.

2. Частный бизнес

3.Собственная фирма, сеть предприятий, крупный бизнес.

4. Творчество(книги, картины, музыка, стихи, изобретения)

5. Инвестиции

6. Франчайзинг.

7. Сетевой маркетинг

8. Имфобизнес.

Наемный труд.

Наемный труд имеет ряд несомненных плюсов: Не надо напрягаться, ломать голову, нужно просто качественно делать свое дело, имеется социальная защищенность(страховка, профсоюз, пенсия), льготы, стабильность, позволяющая выработать динамический стереотип и работать на автопилоте. Но головную боль постоянно обеспечивают понедельники, начальники, будильники. Оплата труда ограничена ставкой и не зависит от степени отдачи этому труду. Нет простора для творчества. Эта работа подходит тем, кто имеет психотип « Исполнитель». Это вовсе не значит, что это ущербный человек, таким его создал Всевышний, это его предназначение выполнять в этой жизни такую работу, именно здесь он может реализовать свой потенциал, заслужить почет и уважение, а может быть и славу. Со мной на курсе учился парень, взят в Вуз практически по разнарядке (надо чтобы в медицине были мужчины и их после армии брали без конкурсов) Учился он слабо, знаний никаких, после окончания я жалела тех больных, кого он будет лечить. Спустя 10 лет после института мы встретились, его среди нас не было. Оказалось, что он понял, что не его это дело, ушел в сталевары, стал знатным сталеваром, депутатом местного Совета.

Этот труд категорически не советую выбирать творческим людям с лидерскими задатками. Разве что для карьерного роста.Тем кто выбирает этот труд и желает в нем преуспеть необходимо убрать свою гордыню, осознать что путь к богатству навсегда закрыт, настроить себя на среднестатистический уровень жизни, чтобы не чувствовать себя жертвой. Главное надо тщательно проанализировать правила игры на данном предприятии и включиться в игру по этим правилам, не пытаясь ничего переделывать, критиковать. В данной ситуации кто платит, тот и создает правила игры. Тогда можно рассчитывать на лояльное отношение, спокойствие и даже карьерный рост.

Я дам Вам один очень важный инструмент, который направит Вас в правильное русло, покажет, что ваши неудачи происходят не от того, что принципы и фишки которые Вы пытались внедрять в свою жизнь не работают, а от того, что вы неправильно и несвоевременно ими пользуетесь.

Надеюсь, мне удалось Вас заинтриговать, пора переходить к сути сегодняшней статьи. Итак, поехали:)

Приходилось ли Вам когда-нибудь общаться с успешными людьми? Задавать им вопросы о том, как им удается все успевать и так эффективно работать?

Если приходилось, то наверняка Вам частенько доводилось слышать что-то вроде «да это совсем просто», «я беру и делаю, нет здесь никаких секретов» или «да как-то все само собой получается» и т.п.

В принципе, я согласен с этим. Все делается достаточно легко, любые цели достижимы. С другой стороны, спросите у спортсмена, как он так быстро бегает или так много поднимает? Спросите у индейца из джунглей, откуда ему столько известно о местной фауне и флоре? Или задайте вопрос мастеру по дереву, каким образом из обычного пенька получается такая красота?

Во многих случаях ответ будет примерно таким же: «все просто…». Да неужели?! Так почему все это вот так с ходу не получается у каждого?

Все дело в том, что, если начать интересоваться какой бы то ни было темой всерьез, Вы сразу обнаружите целую кучу нюансов, сложностей, фишечек, без которых ничего не выйдет. Это и есть «секрет» мастерства. Как ни крути, а все равно придется начинать обучение с самого низа, с нуля. Сначала необходимо освоить базу, затем накладывать на нее более сложные или, скажем, более узконаправленные вещи.

Не сложно догадаться, что наука об успехе — не исключение. Прежде, чем внедрять какие-то хитрые техники, использовать узкоспециализированные фишки и культивировать определенные привычки, нужно освоить базу. Она нужна как нужно знание алфавита для чтения.

Что же будет являться базой в контексте психологии достижений?

А базой здесь будет знание нашего подсознания, понимание происходящих в нем процессов.

Открою вам секрет: очень многие вещи, которые мы с Вами делаем, определяются именно на подсознательном уровне, многие решения тоже принимаются на базе нашего подсознания. А такая вещь, как «шестое чувство» вообще целиком основывается на подсознании, а точнее, на накопившемся опыте, который анализируется без нашего осознанного участия в этом процессе.

Ну что ж, с тем, что, на мой взгляд, является основой успеха, мы разобрались. Теперь можно переходить непосредственно к практической части.

А практическую часть сегодня у нас представляет профессор Андре Кукла.

Андрэ Кукла (Andre Kukla) — почетный профессор факультета психологии Университета Торонто.

Он получил степень бакалавра математических наук в 1962 году, степень магистра философии в 1965 году и степень доктора психологических наук в 1970 году.

В область научных интересов Андрэ Кукла входят: философия науки, философия сознания, теоретическая психология.

К важнейшим работам Андрэ относятся «Ментальные ловушки», «Наблюдение», «Методы теоретической психологии», «Мистицизм и социальная эпистемология», «О перспективах поиска неземного интеллекта».

А вот небольшая вырезка из его книги «Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь» .

Глава 1. Природа ментальных ловушек

Ментальные ловушки — это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было.

Словом ценность здесь и далее в книге мы называем все значимое и стоящее для нас. Эта книга не трактат о морали. Она не призывает к труду вместо отдыха или социальной активности вместо удовлетворения собственных желаний. Если нам доставляет удовольствие целый день смотреть телевизор, то такое занятие не расценивается как пустая трата времени. Значит, смотреть телевизор для нас — ценность.

Однако никуда не деться от факта, что мы часто изматываем себя напряженной погоней за чем-то, что никоим образом не способствует воплощению наших собственных ценностей, какими бы они ни были. Эти бесполезные устремления и есть ментальные ловушки. Такие ловушки мешают нам наслаждаться телепередачей точно так же, как не дают нам серьезно работать. Они не что иное, как абсолютная потеря времени.

Ментальные ловушки не связаны с содержанием наших мыслей и идей, они кроются в их форме. О каждом аспекте нашей повседневной жизни — работе по дому, отдыхе в выходные дни, карьере, отношениях с другими — можно думать продуктивно или непродуктивно. Мы попадаем в одни и те же ловушки независимо от того, моем ли мы посуду или размышляем о браке или разводе. Различие заключается не в предмете наших мыслей, а в подходе к предмету. Если мы избавимся хотя бы от одной из этих ловушек, то обнаружим, что наши проблемы во всех областях нашей жизни одновременно стали менее сложными. Мы выстраиваем непродуктивные структуры мышления во всевозможных временных масштабах. В одну и ту же ментальную ловушку можно попасть на минуту-другую, а можно и на всю жизнь. И такие мимолетные ловушки не менее опасны, чем пожизненные. Минуты понапрасну растраченных сил и времени именно из-за их мимолетности особенно трудно распознать и скорректировать. Мы оставляем их позади еще до того, как осознаем, что же на самом деле произошло. В результате мы попадаем в такие ловушки с пугающей регулярностью и частотой. Я сомневаюсь, что средний взрослый горожанин XXI века бывает свободен от них более чем несколько минут подряд. И к концу дня суммарный эффект этих коротких эпизодов может стать причиной совершенно непонятной для нас измотанности.

Основная идея, которая стоит за понятием ментальных ловушек, была выразительно и лаконично сформулирована еще несколько тысячелетий назад:

Всему свое время, и время всякой вещи под небом.

Библия, книга Екклесиаст, гл. 3:1. — Прим, пер.

Если мы пренебрегаем этим исполненным глубокой мудрости советом (начинаем не в тот момент, движемся не в том темпе, бросаем начатое слишком рано или слишком поздно), то неизбежно терпим неудачу там, где могли бы достичь цели.

Повторяю: здесь нет попытки предписывать вам содержание вашей деятельности. Свое время есть для всего. И удовольствие от хорошей еды, и упорное карабканье вверх по лестнице успеха могут быть законной частью нашей жизни. Но если мы пытаемся заниматься проблемами своей карьеры за ужином, то лишь мешаем нормальному пищеварению. К тому же вряд ли мы чем-то поможем нашей карьере, передавая солонку и прихлебывая суп. А значит, ни одна из этих наших двух ценностей не получает должного внимания. При тех же самых ценностях мы могли бы неизмеримо лучше расходовать наше время и усилия.

Наше хроническое неумение делать нужное дело в нужное время и наилучшим образом становится ярко выраженной моделью. В этом и состоит суть ментальной ловушки.

Но если ментальные ловушки столь вредоносны для нас, почему же мы все время в них попадаем? Почему бы просто не избавиться от них? Тому есть три причины. Во-первых, мы часто не осознаем, о чем мы думаем. Во-вторых, даже если бы мы и сознавали содержание наших мыслей, мы зачастую не понимаем их вредоносного характера. В-третьих, даже если мы признаем их вред, мы часто не можем остановиться в силу привычки.

Если мысли, загнавшие нас в ловушку, остаются ниже порога сознания, то у нас нет ни единого шанса повлиять на них. Очевидно, что мы не можем прекратить делать что-то, о чем не имеем ни малейшего понятия. Если мы не знаем, что мы одеты, нам не придет в голову снять одежду даже тогда, когда нам очень жарко. Точно таким же образом, если мы не знаем, что погружены в контрпродуктивные мысли, у нас нет никакой возможности прекратить этот процесс.

Идея, что мы можем не осознавать собственные мысли, может показаться парадоксальной, поскольку мы привыкли ставить знак равенства между сознанием и мышлением как таковым. Но эти два процесса никоим образом не идентичны. Мы можем с поразительной полнотой осознавать вкус экзотического фрукта или чувство оргазма без единой мысли. И мы можем быть погружены в бурный поток идей, не замечая при этом ни одной из них. Ментальный эксперимент, о котором речь пойдет ниже, убедит нас в справедливости этого важного замечания.

Когда мы не заняты каким-то определенным делом или развлечением, наши мысли часто перескакивают с одного предмета на другой, цепляясь за самые ничтожные ассоциации. Подтвердить это экспериментально можно, только поймав себя с поличным в процессе подобного блуждания. Для тех, кто засыпает с трудом, время, проведенное в постели без сна, особенно богато таким материалом. Итак, как только мы ловим себя на таком блуждании, мы можем сделать ретроспективную реконструкцию последовательности наших мыслей, приведших нас туда, где мы оказались. Если мы думали о красотах Парижа, то, вероятно, вспомним, что к этому нас привела мысль о знакомом, который только что оттуда вернулся. А мысль о приятеле могла проистекать из внезапного воспоминания о том, что этот человек должен нам деньги, которое, в свою очередь, могло быть вызвано нашими размышлениями о собственных финансовых проблемах, спровоцированных идеей, что нам хотелось бы обзавестись новой машиной.

В этом эксперименте ни в коем случае нельзя решать заранее, что прямо сейчас мы реконструируем ход наших мыслей за последние несколько минут. Необходимо выждать момент, когда мы застигнем себя врасплох. Когда это происходит именно так, то остается только удивляться изгибам и поворотам нашего потока мыслей и идей. Без активной реконструкции мы никогда и не заподозрили бы, что наша мысль о Париже происходила из желания купить новый автомобиль! Само наше удивление прекрасно демонстрирует суть проблемы. Если бы мы осознавали содержание наших мыслей, то вряд ли удивились бы. Наше мышление оказалось бессознательным. Судя по всему, процесс мышления зависит от нашего сознательного внимания не больше, чем процесс ходьбы зависит от сознательного контроля положения рук и ног.

Ментальные ловушки часто остаются ниже порога сознания именно таким образом. Мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. И чтобы избавиться от них, прежде всего необходимо научиться их распознавать. Данная книга дает материалы, необходимые для овладения таким искусством. Это путеводитель натуралиста по некоему роду ментальной флоры, дающий отчетливые характеристики различных ее представителей и приводящий яркие иллюстративные примеры. Это справочник по выявлению ментальных ловушек.

Научиться распознавать и идентифицировать ловушки — первый шаг. Но сами по себе выявление и идентификация не положат им конец. Мы должны быть убеждены, что они бесполезны и даже вредны. А это не всегда очевидно. Более того, ментальные ловушки часто представляются нам необходимыми видами деятельности, без которых наша жизнь стала бы хаотичной и небезопасной. Некоторые ловушки даже воспеты в известных всем изречениях и пословицах. Мы не сможем с ними бороться до тех пор, пока не будем твердо убеждены в том, что они вредоносны.

Любой приличный путеводитель натуралиста содержит практическую информацию такого рода. Какой смысл научиться распознавать бледную поганку, если при этом нам не сказали, что она ядовита? Поэтому и в нашем справочнике различные советы по идентификации ментальных ловушек дополнены анализом их вредоносного влияния.

Научившись распознавать ловушки и убедившись, что избавление от них пойдет нам только на пользу, мы оказываемся перед лицом банальной дурной привычки. На этом этапе человек похож на курильщика, который всерьез принял предупреждение Минздрава, напечатанное на пачке сигарет. Однако, как знает каждый курильщик, настоящее сражение с этого момента только начинается. В войне с ментальными ловушками, как и в войне с курением, решения принимаются, нарушаются и принимаются вновь. Некоторым людям удается завязать с вредной привычкой, а некоторым нет. Многие, по крайней мере, захотят свести ее к минимуму. Последняя глава нашей книги содержит советы по стратегии в сражении с ментальными ловушками.

Натуралистам, чтобы найти предмет своих научных интересов, надо идти в лес. Охотники за ментальными ловушками обнаружат свою жертву в гуще повседневной жизни. Именно в самых обыденных делах — совершая покупки, проверяя расходы, назначая встречи, отвечая на телефонные звонки, умываясь по утрам, 6олтая с друзьями — мы больше всего узнаем о ментальных ловушках. Когда ставки высоки, мы слишком зацикливаемся на конечном результате и вряд ли способны непредвзято наблюдать себя со стороны. Но в ситуациях, когда наши занятия более или менее обыденны, мы располагаем достаточной ментальной свободой, чтобы присмотреться к своим действиям и отважиться попробовать новые подходы.

Когда мы начнем изучать себя подобным образом, то с удивлением заметим, что это занятие, помимо возможности лучше узнать себя, дает и другие — неожиданные — плоды. Повседневная жизнь вдруг становится необычной и занимательной. Телефонный звонок посреди напряженных занятий воспринимается не как раздражающий фактор, а как материал для изучения эффекта внешнего вмешательства. Опоздание на киносеанс даст нам шанс исследовать природу маленьких разочарований. Мытье посуды — арена, на которой мы можем наблюдать игру самых разных психологических сил, по сути, тех же самых сил, которые соперничают внутри нас в решающие моменты нашей жизни. Если бы не эти маленькие испытания и неудачи, мы так ничего и не узнали бы о себе. И мы начинаем радоваться возникающим проблемам как неожиданному союзнику, а наши реакции на них становятся очень занимательными для нас. Таким образом, повседневная жизнь превращается в бесконечное приключение. В конце концов, что такое приключение, если не вызов всем проблемам?

Настало время начать исследование нашего внутреннего ландшафта. Не нужно слишком торопиться и пытаться сразу все изменить. С серьезными мерами стоит погодить до тех пор, пока мы не нащупаем твердую почву на этой незнакомой нам территории. А пока будем наслаждаться обнаруженным и увиденным. Ведь красоту можно увидеть даже в бледной поганке.

Глава 2. Упорство

Первая ловушка — упорство — это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Когда-то дело действительно что-то значило для нас — иначе мы вообще не занялись бы им. Но его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем — либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции.

Мы с большим энтузиазмом садимся за партию в «Монополию» — с кем этого не случалось? — и начинаем испытывать скуку задолго до ее конца. Но вместо того чтобы бросить, мы продолжаем: без всякого удовольствия, просто «чтобы как-нибудь дойти до конца». Прекрасный пример пустой траты времени.

Кто-то просит нас напомнить имя актера в эпизодической роли из средненького фильма сороковых годов. Имя вертится у нас на языке, но вспомнить его нам так и не удается. Тем временем человек, задавший вопрос, уже исчез. Однако проблема не исчезла вместе с ним. Она мучает нас весь оставшийся день. Поначалу нашей целью было ответить на чей-то вопрос. Но теперь эта цель отсутствует. Даже смерть этого другого человека не освободит нас от бремени, которое мы на себя взвалили.

Мы начинаем смотреть телепередачу и вскоре убеждаемся, что это жуткая тягомотина. Однако мы продолжаем смотреть по принципу «умру, но добью до конца», при этом не прекращая сетовать на то, как тупо и бездарно все происходящее на телеэкране.

Не особо раздумывая, мы принимаемся петь «Сто бутылок пива»*. Дойдя до восемьдесят пятой бутылки, мы чувствуем, что нас уже тошнит от этой дурацкой затеи. Но мы не сдаемся. Вместо этого мы поем все быстрее и быстрее, чтобы как можно скорее кончить.

(*А Hundred Bottles of Beer on the Wall — песня, которую с давних времен поют хором в походах, у костра и на дружеских вечеринках. Сначала поется о том, что на полке стояло 100 бутылок пива, потом 99, 98 и так далее, до самой последней бутылки. — Прим. пер.)

В политической дискуссии мы продумали эффективное, но очень длинное опровержение взглядов нашего оппонента. В середине нашего монолога оппонент заявляет, что нам удалось его убедить. Лишние слова теперь явно ни к чему. Однако мы упорно продолжаем излагать свои аргументы, доводя их до никому уже не нужного заключения.

Бессмысленность такого рода занятий до нас не доходит.

Все эти действия становятся ментальными ловушками потому, что они продолжаются без всякой связи с нашими нуждами или интересами. Как правило, нам не доставляет никакого удовольствия доводить их до «победного» конца. Напротив, затянувшаяся партия в «Монополию», попытка припомнить какую-то бессмысленную информацию или бездарная телепередача воспринимаются нами как раздражители. Нам не терпится поскорее покончить с ними, и мы испытываем настоящее облегчение, когда они наконец заканчиваются. Если бы существовала таблетка, проглотив которую мы смогли бы забыть проклятый вопрос о второстепенном актере, мы с радостью проглотили бы ее. Неплохая головоломка для людей, с позиций гедонизма утверждающих, что мы всегда ведем себя так, чтобы получать максимальное удовольствие.

Конечно, мы можем упорствовать, стремясь при этом не к удовольствию, а защищая какие-то другие ценности. Например, доводим до конца надоевшую игру в «Монополию», чтобы не расстроить ребенка. Или смотрим до конца унылую телепередачу потому, что нам предстоит писать на нее рецензию. Мы можем допеть дурацкую песню до последней бутылки пива в качестве упражнения в терпении. Упорство без радости не всегда равнозначно ловушке упорства. Но большинство зрителей скучных телепередач вовсе не критики, а большинство поющих «Сто бутылок пива» не заняты закалкой духа. Они не достигают ничего — и не получают никакого удовольствия.

Невероятно, но факт: наша культура расценивает упорство как добродетель. Мы хвалимся, что, взяв однажды установленный курс, во что бы то ни стало идем до конца. Мы учим наших детей, что бросать начатое на полдороге — это признак слабости и даже аморальности. Конечно же, наши дела в целом в огромной степени выигрывают от способности проявлять упорство вопреки обстоятельствам. Однако утверждать, что эту способность следует применять всегда и во всех ситуациях — явный перебор. Полезно различать «упорство» и «настойчивость». Мы можем настойчиво добиваться цели, невзирая на помехи на нашем пути. Но мы упорствуем, если продолжаем тащиться в направлении, где, как мы и сами знаем, нас ждет лишь тупик.

Моральное обязательство заканчивать все однажды начатое сидит в нас глубоко. Нам трудно отбросить на полдороге даже явно бессодержательное занятие. Сам факт, что мы что-то начали, уже словно привязывает нас к исходу дела независимо от того, сохраняются ли причины нашей активности. Мы ведем себя так, словно мы связаны каким-то обещанием — обещанием, данным не кому-то другому, а самим себе.

Мы начинаем смотреть телепередачу с одной-единственной целью — развлечься. Но почти сразу же в игру вступает и другой мотив: внутренняя потребность закончить начатое. Пока передача действительно развлекает нас, эта потребность практически не ощущается. Она подталкивает нас в направлении, в котором мы и так движемся. Но как только мы теряем интерес к передаче, этот эффект становится очевидным. Если бы развлечение было нашим единственным мотивом, мы бы уже выключили телевизор. Но второй мотив — закончить начатое дело только потому, что оно было начато, — заставляет нас упорствовать.

Первый закон Ньютона гласит, что движущееся тело будет продолжать двигаться в заданном направлении до тех пор, пока его инерция не будет преодолена другими силами. Похоже, мы подчиняемся и закону ментальной инерции. Начав что-то делать, мы продолжаем двигаться в том же психологическом направлении, пока не дойдем до конца. Как и в случае физической инерции, этот импульс может быть преодолен при воздействии других факторов. Не каждая партия «Монополии» доигрывается до конца. Землетрясение, наводнение или переполненный мочевой пузырь могут заставить остановиться и самых упорных. Даже обычная скука может оказаться достаточно сильной для того, чтобы мы бросили бессмысленное занятие. Но скука должна быть чуточку больше, чем обычно, экстремальная ситуация чуточку более тревожной, а мочевой пузырь чуточку более полным. Инерция систематически склоняет чаши весов в сторону продолжения процесса независимо от того, имеет это смысл или нет. И в результате решение бросить мы принимаем чуть позднее, чем следовало бы.

Чтобы начать какое-то даже очень значительное дело, порой достаточно мгновения решимости. Однако, стартовав, мы уже не можем просто отменить начатое таким же моментальным усилием воли. Мы потеряли кнопку «Выкл.» на нашем пульте.

Иногда мы пытаемся оправдать свое упорство, говоря, что не хотим потерять уже вложенные время и энергию. Если мы сейчас бросим игру, то наши предшествующие усилия выиграть партию окажутся напрасными. Такая аргументация помогает понять, почему мы продолжаем упорствовать в том, чтобы дойти до конца, тем больше, чем дальше мы продвинулись вперед. Если в скучной игре мы сделали всего несколько ходов, вложенные нами усилия настолько невелики, что мы без особых сожалений можем списать их со счетов. Но после нескольких часов унылой и тоскливой партии нам уже кажется постыдным не потерпеть еще немного и не довести ее до конца. Ведь усилия окажутся выброшенными на ветер!

Разумеется, это ложный аргумент. Безрадостно проведенные часы уже выброшены на ветер. Их не восстановить тем, что игра все-таки будет доведена до конца. Пора прекратить поток потерь и поставить на этом деле крест. Парадоксально, но именно инстинкт сохранения энергии ведет нас к еще большим ее потерям.

Абсурдное нежелание отказаться от бессмысленных действий и вещей может даже заставить нас заниматься чем-то, что с самого начала не имеет смысла. Мы покупаем совершенно ненужные нам вещи только потому, что не можем упустить дешевую распродажу. Мы едим, не испытывая ни малейшего голода, только для того, чтобы не выбрасывать еду. Мы собираем всякое барахло с чьих-то чердаков. Такая ловушка — ближайший родственник упорства. Это не та ситуация, когда посреди пути наше занятие вдруг потеряло прежний смысл. В данном случае то, что мы делаем, не имело никакой ценности с самого начала. В интересах ясности формулировок будем считать такую ситуацию частным случаем той же самой ловушки. В случае подобного мгновенного упорства рекомендуется бросить свое занятие сразу же, как только мы его начали.

Скучные игры, бездарные телепередачи и распродажи вещей, которые нам не нужны, имеют одно счастливое свойство: рано или поздно они кончаются. Однако не все занятия могут закончиться сами. Работа, брак или привычка могут длиться без конца. Когда какая-то ситуация неопределенной длительности теряет свою ценность, мы рискуем оказаться в положении вечно упорствующих. И течение времени само по себе не вызволит нас из этой ловушки. Мы играем в партию «Монополии», которая не кончается никогда.

Мы можем вечно упорствовать, поддерживая отношения, которые бесповоротно испорчены; цепляясь за работу, которая не дает удовлетворения в настоящем и не позволяет питать надежды на будущее; предаваясь старым увлечениям, которые уже не дают никакого удовольствия; занимаясь будничными делами, которые только перегружают и ограничивают нашу жизнь. Мы движемся таким безнадежным курсом порой просто потому, что нам не приходит в голову пересмотреть наши цели. В конце концов, мы так долго жили со всем этим — с этим человеком, на этой работе, в этом доме и этом районе, одеваясь в этом привычном для нас стиле, совершая эти диетические и гигиенические ритуалы в этом однажды заведенном порядке... У нас не мелькает даже мысли, что все могло бы быть иначе. Наше тусклое и осточертевшее бытие воспринимается нами как некое обязательное условие, навязанное нам судьбой, — как форма нашей головы. Нравится нам она или нет — но уж какая есть. Если бы мы остановились и спросили себя, хотим ли мы и дальше двигаться тем же курсом, ответ мог бы оказаться предельно ясным. Да ведь любая неуверенность в завтрашнем дне была бы лучше, чем делать вот это восемь часов в день, пять дней в неделю, пятьдесят недель в году — до самой смерти! Но мы далеко не всегда задаем себе этот вопрос. Мы ноем и жалуемся, но принимаем существующее положение вещей как данность. Потому-то мы и упорствуем, совершая одни и те же действия, направленные на поддержание статус-кво. А поскольку возможность бросить не возникает в нашем сознании сама по себе, единственной альтернативой остается как-нибудь «завершить» всю эту тягомотину, как осточертевшую партию «Монополии». Увы, эта осточертевшая партия и есть наша жизнь.

Нежелание покончить с неприятной ситуацией может проистекать и из убеждения, что альтернативы еще хуже. Может быть, мы умрем с голоду, если бросим работу. В нашей оценке ситуации мы можем быть правы или неправы. Но в любом случае эта причина оставаться на прежнем курсе не относится к ментальным ловушкам. Это просто наилучший выбор, который мы делаем, исходя из нашего понимания ситуации. Но следует быть осторожными: такой аргумент легко использовать для оправдания обычной инерции. Иногда мы просто не можем измениться, хотя все говорит — да нет, вопиет! — о том, что нам стоило бы это сделать. Мы чувствуем, что вынуждены двигаться прежним курсом точно так же, как чувствуем себя обязанными закончить партию «Монополии». До тех пор пока мы осознаем эту дилемму, существует надежда, что нам удастся вырваться из этого тупика. Но если мы «рационально» объяснили нашу ситуацию как меньшее из двух зол, на нас можно ставить крест.

Особенно легко скатиться к вечному варианту негативного упорства. Здесь наше упорство отстаивает право не делать чего — то. что могло быть стоящим и полезным. Мы не раскрываемся в близких отношениях, потому что когда-то они оказались для нас катастрофой. Мы никогда не едим оливки, потому что двадцать лет назад попробовали одну, чтобы тут же ее выплюнуть. Мы держимся подальше от математических задач, потому что у нас было плохо с математикой в школе.

Не делать чего-то — это программа, не имеющая конца. Мы никогда не перестанем воротить нос от оливок. Такие привычки избегать чего-то имеют тенденцию сохраняться вечно. Более того, именно такие привычки и сохраняются. Достаточно легко увидеть, когда нам следует бросить делать что-то — например, есть одну и ту же безвкусную овсянку каждое утро. Для этого достаточно прислушаться к собственным ощущениям. Но как мы узнаем, что настало время прекратить не делать что-то — например, перестать шарахаться от оливок? Быть может, теперь они нам понравились бы — если бы только мы их попробовали? Однако до тех пор, пока мы упорствуем в своем негативизме, ничто в нашем опыте не подскажет нам, что стоит это сделать.

Негативное упорство — это ментальная структура, лежащая в основе множества фобий. Испытав однажды неприятные чувства в большой толпе, в поездке по горной дороге, во время выступления перед публикой, мы всегда стараемся избегать подобных стрессов. Но наш первый печальный опыт мог быть результатом уникального стечения обстоятельств. Другие толпы, другие дороги, другие аудитории — и даже те же самые, но в другой день — могли бы никак на нас не повлиять. Но, поскольку теперь мы избегаем всех подобных ситуаций, у нас нет возможности выяснить, так оно или нет. И конечно, проблема усложняется еще и тем, что наше ожидание приступа паники работает как самореализующееся пророчество. Но это уже другая ловушка.

Если мы воздерживаемся от чего-то, то как узнать, что ценность этого чего-то для нас изменилась? Единственный ответ — не зачеркивать что-то на всю оставшуюся жизнь. Время от времени полезно бросить взгляд на то, что мы исключили из своей жизни из-за того, что это было невкусно, болезненно или сложно. Наши вкусы, отвага, способности, удача, да и сам мир могут меняться без нашего ведома. Раз в год попробовать надкусить оливку или выползти из раковины в отношениях с другим человеком — в результате это может дать неожиданные и радостные плоды…»

2-я ментальная ловушка: Амплификация — это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно, так, словно пытаемся убить муху кувалдой.

3-я ментальная ловушка: Фиксация — находясь в этой ловушке, мы не можем продолжать начатое дело, пока не дождемся телефонного звонка, разрешения, отгрузки сырья, вдохновения.

4-я ментальная ловушка: Реверсия — иногда становится очевидно, что наши планы однозначно потерпели неудачу. Игра закончена, мы проиграли. Но если и на этом этапе нас продолжают волновать все та же проблема, значит, мы оказались в ловушке реверсии

5-я ментальная ловушка: Опережение — это ловушка, в которую мы попадаем, начиная слишком рано.

6-я ментальная ловушка: Противление — порой бывает так, что от нас требуется изменить курс наших действий — даже если мы уже заняты чем-то вполне полезным или приятным. Наступает момент, когда надо переключить свое внимание. Но если в этой точке времени и пространства мы продолжаем упорно цепляться за прежние занятия, то попадаем в ловушку противления.

7-я ментальная ловушка: Затягивание — мы однозначно решились на какое-то дело, но нам трудно приступить к нему. Наш ум просто отказывается сразу переходить к делу.

8-я ментальная ловушка: Разделение — мы пытаемся делать два дела одновременно, и когда наступает наша очередь высказаться — тонкая структура наших мыслей рассыпается в прах. Когда мы возвращаемся к нашей проблеме, нам приходится реконструировать путь, уже проделанный мыслью, чтобы снова добраться до прежнего результата.

9-я ментальная ловушка: Ускорение — это ловушка, в которую мы попадаем тогда, когда делаем что-то с большей, чем нужно, скоростью, и делаем ошибку за ошибкой.

10-я ментальная ловушка: Регулирование — мы морочим себе голову тем, о чем вообще не нужно думать.

11-я ментальная ловушка: Формулирование — это ловушка беспрерывного проговаривания своих мыслей о том, что нам кажется истинным.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в том, насколько важно понимание глубинных процессов, протекающих у каждого из нас в голове; сколь огромное влияние они оказывают на всю нашу жизнь в целом.

Здесь я специально даю Вам сокращенный вариант книги. Итак уже нарушил авторские права, но я верю, что это пойдет автору на пользу потому, что те, кому эта тема показалась интересной, обязательно приобретут полную версию этого шедевра. Тем более, что стоит он копейки, а пользы несет на миллионы.

Разумеется, не всю базу мне удалось дать Вам в этой статье, ибо тема эта довольно обширна и занимает очень много места и времени, а утомлять Вас не входит в мои планы:)