Архимандрит ефрем ватопедский. Игумен монастыря Ватопед архимандрит Ефрем: «Православное монашество – это не йога

Слово второе о послушании Слово третье о послушании О вере старцу, почитании его и о любви к нему О совести и послушании О совести Главы о послушании Глава шестая О памяти смертной, геенне и суде Глава седьмая О страстях О плотской и невидимой брани демонов Глава восьмая О нерадении, страхе, трусости, предательстве и отступничестве О понуждении себя, мужестве и самоотвержении Глава девятая Об осуждении О молчании, празднословии и дерзости Глава десятая О гордости, самоукорении и смирении Из беседы о смирении Глава одиннадцатая О любви и прощении братий Глава двенадцатая Об искушениях Глава тринадцатая О вере, надежде и терпении Глава четырнадцатая О помыслах, мечтании и рассеянии Глава пятнадцатая О трезвении Об умной и сердечной молитве Слово первое. О трезвении и об умной и сердечной молитве Слово второе. О молитве Слово третье. О практике умной молитвы Слово четвертое. О молитве Главы об умной молитве Глава шестнадцатая О созерцании Глава семнадцатая Глава восемнадцатая О Божественной литургии и Божественном Причащении Глава девятнадцатая Об умерших

В первые годы немецкой оккупации Греции, когда Иоаннису (таково было мирское имя отца Ефрема) пришлось ради заработка оставить школу, в одном из приходских храмов города Волоса ему посчастливилось встретить иеромонаха-афонита, принадлежавшего прежде к братству прославленного подвижника Иосифа Исихаста . Этот иеромонах стал для молодого человека наставником и советчиком, помощником в его духовном возрастании. «Я избрал его своим духовным отцом и, благодаря его беседам и советам,– говорит отец Ефрем,– вскоре начал чувствовать, как сердце мое удаляется от мира и устремляется к Святой Горе. Особенно когда он мне рассказывал о жизни старца Иосифа, что-то зажигалось во мне и пламенными становились моя и желание поскорее узнать его. Когда наконец подошло время – 26 сентября 1947 года, утро,– кораблик потихоньку перенес нас из мира к святоименной Горе: так сказать, от берега временности к противоположному берегу вечности» .

И – вот первое чудо – у самого причала скита святой Анны его, никому еще не известного на Святой Горе, уже встречал духовный друг и многолетний сподвижник старца Иосифа отец Арсений .

Так будущий старец оказался в числе ближайших учеников Иосифа Исихаста , человека, еще при жизни ставшего легендой Афона, подвижника, ни в чем не уступающего древним отцам, тайнозрителя дивных Божественных откровений, а главное – выдающегося наставника монашествующих, скоро возводившего предавшихся его руководству от земли к небу.

В общине старца Иосифа Яннакис оказался самым молодым. в ней была суровой и мало утешительной с материальной точки зрения, зато изобиловала утешениями духовными. И первым из них было само общение со Старцем : «Я познал его как истинного богоносца. Превосходный духовный стратег, опытнейший в брани против страстей и бесов. Невозможно было человеку, каким бы страстным он ни был, пробыть рядом с ним и не исцелиться. Только бы он был ему послушен» .

К самому себе старец Иосиф был безмерно требователен: неукоснительное соблюдение молитвенного правила, всенощные бдения, телесные труды, строжайший пост, отказ от медицинской помощи с возложением всего упования единственно на Врача Небесного (только в старости и крайней немощи позволил отец Иосиф доставлять ему необходимую врачебную помощь) – таков был чин его подвига во все время жительства в уделе Божией Матери. К ученикам своим Cтарец в отношении постнического подвига был более снисходительным: он хорошо понимал немощность молодого поколения и полагал необходимым беречь их. Однако в остальном, особенно в том, что касалось послушания и исполнения монашеских обязанностей, он был весьма строг. Строгость не была, впрочем, чертой его характера, его горячей и любящей души: она являлась залогом успеха на том поприще, которое избрали для себя он и его братия. «То, что мы не отдаем Богу, чтобы этим воспользовался Он, тем воспользуется другой. Поэтому и Господь нам дает заповедь возлюбить Его от всей души и сердца, дабы не нашел лукавый места, чтобы поселиться и расположиться в нас» .

Главным деланием монаха старец Иосиф полагал умную молитву, соединяющую человека с Богом, просвещающую его Божественным светом. Сам он был великим делателем ее, непревзойденным «богословом опыта» и своих чад воспитывал в том же духе, преподавая им в совершенстве постигнутую науку внутреннего делания. И какие еще примеры, и какие «стимулы» нужны были братиям, часто видевшим своего Cтарца после многочасовой молитвы в состоянии благодатного изменения, когда лицо его зримо осиявалось неземным, нетварным светом?

Рядом со своим наставником отец Ефрем провел двенадцать лет – столько, сколько отец Иосиф прожил с момента их первой встречи,– в буквальном смысле впитывая в себя его учение и наставления. Господь сподобил послушника послужить своему геронде до самого его последнего вздоха. Другой известный афонский подвижник, также ученик старца Иосифа, блаженный Ефрем Катунакиот (1912–1998), свидетельствовал о своем младшем тезке, безмерное послушание которого их общему наставнику восхвалял при каждом удобном случае: «Отец Ефрем упокоил Старца и унаследовал его молитву» . «Когда [он.– Ред .] слышал, что отец Ефрем возглавил какой-нибудь монастырь, то говорил: “У него получится, ничто его не остановит, он получил молитву своего Старца”» .

На опыте братства старца Иосифа очередной раз со всей очевидностью подтвердилась та истина, что величайшим сокровищем Церкви Христовой является вседействующая благодать Святаго Духа и никакими человеческими – «организационными», «административными» – мерами никогда не достигнуть того, что совершает Божественная благодать. И не будет преувеличением сказать, что возрождение Святой Горы, переживавшей в XX столетии не лучшие времена своей истории, стало именно чудом Божиим, плодом молитвы старца Иосифа и его последователей.

В свое время афонский подвижник старец Кирилл из Нового Скита, сподобившийся дара прозрения, указывая на каливы учеников Иосифа Исихаста , предсказывал: «Из этих калив выйдет много игуменов» .

И его слово сбылось, каким бы неправдоподобным при взгляде на убогие кельи монахов оно ни казалось. Из их калив действительно вышло семь игуменов (один из них сподобился впоследствии и епископского сана). В своих обителях они насадили тот дух и тот устав иноческой жизни, который был преподан им их блаженным отцом. Их вклад в современную историю Афона трудно переоценить. Наиболее же выдающимся из них стал, как он сам характеризовал себя, «самый младший из братии по телесному и духовному возрасту» отец Ефрем. Избранный игуменом святогорской обители Филофей и прекрасно устроивший ее внутреннюю жизнь, он не остановился на этом: постепенно его заботами и по его благословению от нее «отпочковались» несколько групп его учеников, возродивших монашескую жизнь еще в целом ряде афонских монастырей (в частности, в таких обителях, как Каракал, Костамонит, Ксиропотам, скит святого апостола Андрея Первозванного).

А затем, по особому указанию Божию, отец Ефрем, вверив Филофей одному из членов своего братства, покинул «Сад Пресвятой Богородицы» и переселился в… США, где в штате Аризона, в пустыне, основал обитель в честь преподобного Антония Великого . Всего же его попечением в Америке и Канаде на сегодняшний день устроено восемнадцать мужских и женских монастырей. Впрочем, сказать, что старец совершенно оставил Святую Гору, нельзя: он регулярно приезжает на Афон, и тогда, как свидетельствуют очевидцы, за советом и благословением к нему стекаются иноки со всей Горы.

Печать благодатного помазания лежит на всем житии и всей деятельности этого исполненного Божественных даров подвижника, блаженного послушника и вдохновенного наставника, смиренного инока и столь успешного миссионера. Нельзя не почувствовать этого и при чтении тех советов и увещаний, из которых составился настоящий сборник. Уста старца, «износящего от благого сокровища сердца» благое слово наставления, стали для прибегающих к нему «источником воды живой» . Смогут они утолить и нашу духовную жажду, разрешить наши недоумения, утешить в скорби, поддержать в унынии, открыть для нас тот путь, устремившись по которому, христианин – монах он или мирянин – может последовать за Христом и достигнуть блаженной вечности и Небесного Царства.

К русскому читателю

Благодатию Господа нашего Иисуса Христа, Единаго Истиннаго Бога, и с честными молитвами и благословениями святого духовного отца моего и старца архимандрита Ефрема, Проигумена Священного монастыря Филофей на Святой Горе – обители нашего покаяния, ныне же современного великого просветителя и проповедника в Соединенных Штатах и Канаде, основателя 18 монастырей, приступаю со страхом и трепетом только для того, чтобы не явиться преслушником, к написанию предисловия к его книге «Отеческие советы», которая будет издана на русском языке, чтобы духовно напитать и напоить многие благочестивые души современной Святой Руси.

3

Везде и всегда старец учил, что настоящее и нелицемерное послушание духовному отцу или духовной матери принесет со временем дар умной молитвы Иисуса Христа нашего. И умная молитва во имя Христово – плод послушания и непорочности – возведет ученика на великую умную высоту молитвы сей.

Также он учил и учит, что без умной молитвы Иисусовой, смирения, покаяния и частого участия в Таинствах человек не может очиститься от всех своих душевно-телесных страстей.

Как двенадцать блаженных апостолов и учеников Спасителя, быв совершенными послушниками Вечного Учителя душ наших Иисуса Христа, в горнице Пятидесятницы приняли все дары Духа Святаго и стали всемудрыми, так же и добрый послушник – клирик, монах, мирянин – молитвами старца своего может стяжать присно пребывающие богатые дары Святаго Духа.

4

Книга «Отеческие советы» моего отца и старца – это квинтэссенция его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Она не является плодом рассудочной деятельности. Блаженный старец мой не учился в больших школах и мирских университетах. Он закончил всего лишь два класса гимназии. Но Дух Святый в превосходной степени обогатил его даром быть прекрасным врачом и целителем всех помыслов и страстей, которые беспрестанно всевает в нас душегубитель диавол.

Подчеркиваю, что книга, такая, как эта, имеет большое значение, ибо она является плодом богатого опыта, святого и неподдельного, согласного с более чем двухтысячелетним Священным Преданием Православной Церкви. Ибо благодатные духовные книги, написанные из опыта, не только дают знание, но и доставляют обильное просвещение и сердцу и уму. И ум, просветившись Духом Святым, подвигается на непрестанную молитву, подающую благодать и радость, сладость и мир, исцеление от страстей читающему, или, лучше, изучающему такие книги.

Напоминаю вашей любви, честнейшие отцы и братия наши, подвизающиеся в священном и монашеском чине, а также пламенные борцы-миряне, о двух исключительных и неповторимых в православном мире книгах святых отцов: «Лествице» преподобного Иоанна Синайского, которую он написал в возрасте 70 лет, и «Словах подвижнических» аввы

Должен ли монах стремиться к священству, как отбираются кандидаты в священный сан, как происходит рукоположение на Святой Горе Афон, и как его самого напутствовал к священству старец Иосиф Ватопедский, рассказал журналу «Нескучный сад» настоятель монастыря Ватопед архимандрит Ефрем (Кутсу).

— Священство в монашестве не является почестью. Это вид служения, так же, как и должность игумена. В монашестве не существует различий и разграничений между игуменом и последним послушником, но равенство. Для того, чтобы стать монахом, человек должен этого сильно желать и просить об этом у Бога. В то время как для достижения священства прилагать свою волю нельзя.

— Должен ли монах стремиться к священству? А бегать от рукоположения?

— Настойчивые притязания и выпрашивание послушником рукоположения у Старца (духовного отца братии и кандидата в священство – ред.) составляют препятствие для хиротонии. Безусловно, монах может почитать священство, но он не должен об этом просить и давить на геронду, чтобы стать иереем. Старец решает, какой монах и когда может быть рукоположен. Это высокое служение никогда не должно быть приобретаемо «по своей воле».

— Если монах на протяжении многих лет не становится священником, считается ли, что он неудачник?

— Естественно, он не неудачник. Цель монаха в его личном освящении и обόжении. В этом направлении должны быть сориентированы все его силы и действия, все его желание и воля. Он должен познать, полюбить Бога и соединиться с Ним насколько это возможно. В этом заключается успех монаха – в опытном переживании своего освящения, а не в стяжании почестей, пусть даже и церковных.

— Какие существуют предусловия для принятия сана монахом?

— Кроме канонических препятствий для принятия священства, которых у него, конечно же, быть не должно, он не должен прилагать своей воли для получения сана. Старец решает, кто из монахов пригоден для принятия священства. И не отсутствие канонических препятствий при этом является важнейшим критерием для решения геронды, но то, насколько монах способен на это служение. Выбирает старец тех, кто до законоположного священства успел стяжать благодатное. Тех, которые обладают чистотой и непорочностью не только телесной, но и душевной, которые могут стать посредниками между Богом и людьми, которые любят ближнего и жертвуют собой ради него, которые молятся о спасении мира.

— Все ли священники на Святой Горе являются духовниками? Если нет, то почему?

— Не все иеромонахи на Афоне – духовники. Чтобы стать духовником, иеромонах должен приобрести соответствующий опыт. Должен иметь дар рассуждения духов. Он должен уметь различать какие помыслы происходят от Бога, какие от диавола, а какие от самого человека.

— Может ли не священник давать духовные советы?

— Конечно же, монах, обладающий духовным опытом, может давать советы. Кроме того, многие великие Отцы нашей Церкви были простыми монахами и совершили большое пастырское дело, такие как прп. Антоний Великий, прп. Пахомий Великий, прп. Максим Исповедник, прп. Афанасий Афонский, современные нам Иосиф Исихаст, Паисий Святогорец и многие другие.

— А может ли давать советы священник, не имеющий духовного опыта?

— Если священник занимается самопознанием и осознает, что ему не хватает соответствующего опыта, добро будет, чтобы не советовал. Если же хочет посоветовать, добро будет, чтобы не настаивал на собственном мнении и предоставил исповедующемуся возможность взять совет у более рассудительных духовников и старцев.

— Что сложнее – быть простым монахом или иеромонахом?

— На Святой Горе известен один афоризм, родившийся из опыта Отцов. «Лучше монах, да в раю, чем в епитрахили, да в аду».

— Как рукополагают священников на Афоне?

— Когда старец выберет монаха для рукоположения, он объявляет об этом на Духовном Соборе Обители (Совете старцев), который утверждает выбор. Затем решение сообщается выбранному монаху, которому необходимо послушаться. В некоторых случаях, однако, монах может отказаться от тяжести священства, и этот благословенный отказ может быть принят старцем. Из «Отечника» нам известны случаи, когда отцы, для того, чтобы не рукополагаться, отрезали себе нос, ухо или просто сбегали и прятались. Помню, как примерно тридцать лет назад, когда Старец (имеется в виду старец Иосиф Ватопедский, духовный отец и учитель игумена Ефрема – ред.) сказал, что мне предстоит стать священником, я поначалу вознегодовал, испугался тяжести служения. Но Геронда поведал мне аналогичный случай со святителем Василием Великим. Во время посещения одного общежительного монастыря Василий Великий спросил Старца той Обители: «Есть ли у тебя кто из спасающихся?». Рассудительный геронда понял вопрос святителя и привел к нему послушника. Василий Великий попросил его подать воды умыться. Затем святитель сказал послушнику сесть и сам подал ему воды, чтобы умылся монах. Послушник, умертвивший себя всякому личному желанию, не выказал возражения и на это повеление святителя Василия. Тогда Василий Великий попросил старца обители отдать ему этого монаха, чтобы рукоположить его и сделать протосингелом (первым лицом в митрополии после архиерея – ред.) в своей митрополии, за его совершенное послушание.

— Епископ приезжает на Афон для рукоположения, или ставленник едет к епископу?

— Монастырь приглашает епископа прибыть на Святую Гору и совершить хиротонию.

— Существует ли на Афоне особая ставленническая исповедь?

— Особых исповедей не происходит, поскольку монах, избранный для принятия сана и его старец знают друг друга уже достаточно времени, и эта связь их объединяет. Кроме того, когда кто-то приходит стать монахом, ему необходимо совершить общую, подробную исповедь старцу и тогда он причисляется к братии. Стало быть, такая особая исповедь уже произошла и связь между послушником и герондой развилась. Также существует так называемое письменное свидетельство, которое старец должен предоставить об избранном монахе.

— Существуют ли какие-нибудь святогорские традиции, связанные с хиротонией? Например, в России новопоставленный священник 40 дней подряд служит литургию.

— Да, такая традиция существует и на Святой Горе, что каждый ново-рукоположенный иеромонах должен отслужить 40 литургий.

Старец Иосиф Ватопедский о священстве:

«Священство есть таинство, посланничество, сверхъестественное служение, небесная «повинность», «носитель» откровения и средство связи преходящего и падшего земного мира с Богом. Имея людей своими служителями и само служа людям, оно, тем не менее, имеет небесное происхождение. Оно действует на земле и поэтому его облик выглядит земным и смиренным, однако результаты его восходят на небеса. Священство по своей высоте есть дело ангельское и больше подходило бы ангелам, если бы непостижимое домостроительство Божие не предназначило людям быть его служителями. Одним словом, священство есть служение Благодати, посредством которой Бог Творец через Свои нетварные энергии передает Себя Своим созданиям и делает их соучастниками Своей жизни. Будучи таковым, священство не входит в число придуманных людьми профессий. Господь определил так, чтобы через священство пришло к своему окончательному завершению Его спасительное домостроительство, чтобы возглавити всяческая о Христе, яже на Небесех и яже на земли в Нем (Еф. 1:10).» (из книги «Слова утешения. Беседы о духовной жизни и монашестве»)

Подготовил Кирилл Миловидов
Журнал «Нескучный сад»

Просмотрено (214) раз

«…К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху, помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым же шагом такого человека есть удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех - это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым»».

О духовной традиции Святой горы Афон и о том, какую пользу она может принести возрождающейся России - наш разговор с афонским старцем, настоятелем одного из старейших святогорских монастырей, учеником старца Иосифа-младшего, архимандритом Ефремом Ватопедским.

«Вопрос»: На Афоне никто не рождается, и люди сюда приходят из мира. Что это за тип человека такой - монах, откуда он возникает?
архимандрит ЕФРЕМ: Здесь ответ может быть очень простым. Иисус Христос вчера, сегодня и вовеки тот же самый: вчера Он говорил двенадцати апостолам: «Следуй за мной», и сегодня Он тот же, и говорит то же. И когда он видит души, которые рвутся к Нему всем своим естеством, желая послужить Ему, то Он существенным, но каким-то тайным путем дает благодать тяги сюда. Так люди приходят на Святую гору. Он их не только приглашает, их тянет сюда. В Евангелии есть такие слова: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Святая гора - это удивительное место. Здесь действительно никто во плоти не рождается, но в духе рождаются все прибывшие. И это самое главное.

«Вопрос«: Какие духовные навыки должен стремиться стяжать человек, у которого в сердце есть склонность к монашеству?
арх. ЕФРЕМ: У него должна быть склонность к молитве, отсечению своей воли, состояние подчиненности должно быть для него органично. Он должен понимать, что такое монашеское жительство - это постоянное понуждение человеческого естества. Все святые понуждали себя.
«Вопрос«: В монастыре это делать легче?
арх. ЕФРЕМ: Да, монастырь предоставляет человеку оптимальные условия для правильного духовного шествования. Но вы в России должны предпринимать какие-то меры, чтобы сдерживать потоки праздных туристов в монастыри. Они вносят в монашеские обители мирской дух, отвлекают монахов от их главного делания - молитвы. В Греции, например, есть монастыри, где три дня в неделю - понедельник, среду, пятницу - врата монастыря закрыты для паломников. И монахи таких монастырей получили огромное облегчение - это возможность, сосредоточившись на молитве и духовном чтении, стяжать те духовные сокровища и дары, которыми после уже можно делиться с людьми.
«Вопрос«: Вы много ездите по России. Каким российским монастырям, на ваш взгляд, можно было бы рекомендовать такую меру?
арх. ЕФРЕМ: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Но у вас, насколько я знаю, подобную практику во взаимоотношениях с миром уже пытается выстаивать Валаамский монастырь.
«Вопрос«: Как строится день монаха в вашем монастыре?
арх. ЕФРЕМ: В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, после идем в трапезную, с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом повечерие. После трапезы могут быть общие работы. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное: садовники поливают огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть, где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба.
«Вопрос«: Известно, что монахи из русских монастырей проходили в Ватопеде своего рода духовную стажировку?
арх. ЕФРЕМ: Да, несколько монахов из России действительно жили у нас кто два, кто три года. А после они возвратились в свои обители, обогащенные святогорским монашеским опытом. Очень важно, чтобы монах соприкоснулся с истинным монашеским преданием. На Святой горе монашеская традиция не прерывалась.
«Вопрос«: Сегодня мир ополчился на христианство. Может быть, похожее творилось только в древние языческие времена. Чувствуется ли эта мирская враждебность на Афоне?
арх. ЕФРЕМ: Конечно, чувствуем. Это удаление людей, народа от Бога. К сожалению, сегодня человек влечется ко греху. И согласно святоотеческому учению, когда человек поворачивается ко греху, помрачается его ум. А когда ум помрачится, первым же шагом такого человека есть удаление от Бога. Именно это и происходит сегодня столь массово. Грех - это основа всех бед людей, всех его неудач, всех страшных смертей. Поэтому святой Григорий Палама в своих учениях пишет: «ум, который отдаляется от Бога, становится или животным, или бесноватым ».
«Вопрос«: Как с Афона видится Россия?
арх. ЕФРЕМ: На Россию мы смотрим с упованием. Россия еще будет процветать, потому что со временем возрождается и духовное здоровье народа. И думаю, что из духовного возрождения России вырастут правильные и хорошие старцы. Потому что столпы каждой поместной церкви - это старцы. Это те, кто по-настоящему управляют народом Божиим. И как говорит Иоанн Лествичник : «Для монахов свет - это ангелы. А для мирских людей свет - это монахи ». И поэтому сегодня мы остро нуждаемся в таких святых, как преподобный Серафим Саровский, чтобы люди могли находить истинное духовное утешение.
Россия сейчас переживает невероятное время свободы церковной жизни. Но вы должны использовать эту свободу для возвращения к своим мощным духовным истокам - опыту преподобных отцов Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского, Амвросия Оптинского. Вы должны продолжать в их духе, но чтобы прикоснуться к нему, надо научиться основам духовной жизни. А этому невозможно выучиться по книгам. Одному греческому игумену, который отдавал все свое время на чтение святых отцов, я сказал, что он поступает, как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение с носителями духовной традиции. В этом смысле общение с афонскими монахами может принести России великую пользу.

- Вы очень много путешествуете. Какое из посещенных мест больше всего Вам запомнилось?

Да, к сожалению, мне приходится, как вы говорите, много путешествовать. Все места хорошие, красивые и впечатляющие. Я вижу личности, встречаюсь с людьми... И везде я нахожу благодатных людей.

- Какое Ваше отношение к женщине, ее роли в жизни вообще и в церковной жизни, в частности?

Главная роль женщины - это материнство. Второе - должна мироносицей быть - помогать, насколько возможно, на приходах, в церковной жизни.

- Как Вы относитесь к интернету, к чатам?

Ножом можно и хлеб резать, и людей. Если интернетом пользуемся ради благих целей, он хорош, но если нет - очень плох. Я, например, смог разрешить свой старый наболевший вопрос: «как будет проповедано Евангелие во всем мире?» - через интернет.

- Как Вы пришли в монашество?

Это меня благодать Божия нашла и привела в монашество. На моей родине не было поблизости монастырей, и я монахов никогда не видел. Только рядом с Фамагустой был паломнический центр, куда приезжали поклониться святому Варнаве. И еще был рядом монастырь заброшенный...

Во время учебы в университете в Афинах я уже собирался стать женатым священником. Но когда первый раз приехал на , впервые увидел образ другой жизни. Вначале он не показался мне таким привлекательным, лишь потом он стал для меня целью.


Я монашествую с 1981 года. 30 лет монашества, включая 22 года игуменства. К сожалению, я слишком молодым был, когда стал игуменом. Вот я вам и исповедался...

- Что Вы можете сказать о прослушивании молитвенных правил, записанных на электронных носителях?

То есть чтобы слушать во время езды на автомобиле? Это не плохо. Можно слушать, и ум должен следовать за словами молитв. Будет польза, но вы должны и сами научиться молиться. Когда сам молишься, тогда молитва плодотворней.

- Как правильно настроить себя на молитву, чтобы совместить ее с послушанием?

Будьте внимательны и осторожны в своей духовной жизни. И можно совместить.

- Как избавиться от страстей?

- Добрым подвигом веры подвизайтесь и слушайтесь духовника. Держитесь подальше от причин греха. Одного старца спросили, как спастись. «Убегай, - говорит, - и спасайся». Он имел в виду убегать от причин греха.

- Что Вам понравилось и что не понравилось в нашей семинарии?

Все, что делается с хорошим расположением, мне нравится. Нет человека, который не совершал бы ошибок. Бог не так смотрит на результат, как на расположение человека. И когда человек подвизается с хорошим расположением, Бог принимает, даже если чисто логически это ошибка.

Насколько Вам понравилось наше пение? Какое пение более древнее: византийское или же наше, радостное, можно сказать, услаждающее слух?

У нас на Афоне традиционное византийское пение. Но нельзя не уважать и традиции Поместных Церквей. Мне понравилось ваше пение. Хорошо пели. И мне помогли в службе. Но не так важно, насколько вы хорошо поете с академической точки зрения, а каково ваше сердечное расположение.

- Можно ли молиться о животных, и каким святым?

Зависит от вашего отношения. Знаю одного человека, который спит с собакой, ест с собакой, идет гулять с собакой... Когда эта собака сдохла, он всех своих сотрудников угостил в память о собаке. Таким людям ни про каких святых не говорю. Это - нездоровое отношение. Собаки для того, чтобы дом охранять, а не для того, чтобы спать и есть с ними. Жена того человека хотела даже с ним развестись из-за этого. Сентиментальное отношение к животным - страшная болезнь. А вообще покровителем животных считается святой Модест Иерусалимский.

Однажды в Салониках была презентация коллекционного издания Евангелия. В первом ряду сидела женщина. Пока ждали начала мероприятия, чтобы не сидеть и не молчать, мы с ней познакомились. Оказалось, что она проректор университета, у нее две дочери. Обеих отправили учиться в Афины, и чтобы как-то восполнить образовавшуюся пустоту, завели собаку. «Жаль, - говорю ей. - Какой же вы проректор, если свои материнские чувства перенесли на собаку?»

- Как найти духовника, и можно ли матушке исповедоваться у своего супруга-священника?

Сердце извещается, кто нам в духовники подходит. А мужу лучше не исповедоваться. Другого духовника найдите. Хорошо, если у мужа и жены один духовник. Но не как у нас в Греции бывает: муж и жена вместе подходят на Исповедь и один слушает Исповедь другого. Это неправильно!

Одна супружеская пара, несмотря на мой протест, решила исповедоваться одновременно. У мужа была секретарша на работе. И, исповедуясь, он говорит: «Иногда, отче, у меня глаз убегает и смотрю на секретаршу». Кто его за язык тянул такое сказать? И каждый день жена стала ходить к нему в офис. В конце концов ни в чем не повинную секретаршу уволили. От совместной Исповеди началась такая катавасия.

- Каково значение Иисусовой молитвы для мирянина?

Иисусова молитва имеет большое значение для всех нас. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 16 - 17), - апостол Павел говорил это всем. Воистину блажен человек, который любит Иисусову молитву. В ней великое утешение и великая радость. Ведь радость - первый плод Иисусовой молитвы.

- Скажите, пожалуйста, нужно ли заставлять детей стоять в храме всю службу?

Если дети маленькие, не мучайте их - не приводите к началу службы. Нужно рассуждение. Когда мать трехлетнего ребенка на трехчасовую службу приводит, для него это мучение. Дети больше часа не могут стоять. С семи лет немного больше могут. Но силой никогда не заставляйте. Всегда действуйте убеждением, а не понуждением. Мальчиков приучайте прислуживать в алтаре. Там ребенок занят делом, и время для него течет быстрее.

- Что делать, если во время написания иконы мучают разные мысли?

Помыслы иконописи не мешают. Помысел, если не становится делом, не имеет значения. Например, в постный день, в среду, нам захотелось шашлыка. Идем в шашлычную. Говорим: «Дайте одну порцию шашлыка». Нам отвечают: «Только что последнюю продал». Грех делом не был совершен.

- Литургию хотят перевести на белорусский язык, на русский. Правильно ли это?

Это как решит правящая Церковь. По-моему, у вас с этим все в порядке: в той или иной мере вы понимаете язык службы. Нет у вас такой проблемы.

- Как детей, которые отходят от Церкви, вернуть в храм?

Увещеванием и молитвой. Не понуждением, а любовью. Примером своей жизни.

- В каком из российских монастырей лучше всего поют, с духовной точки зрения?

Много где хорошо поют. И на Валааме хорошо поют. И в вашей семинарии.

- Отец Ефрем, как Вы относитесь к сокращению богослужения?

Иногда священники сокращают службы, говоря, что народ устал. Но первые, кому надоела служба, - это они сами. Лучше прихожанину прийти с опозданием, чем священнику сокращать службу. Этим он унижает аскетический образ Церкви. Стояние на ногах во время службы, поклоны - все это аскетическое выражение служения Богу.

Если после духовного училища не получается получить оплачиваемую работу по специальности, нужно ли получать другое образование или надеяться на волю Божию?

Неплохо получить и другое, светское образование и работать параллельно в другом месте. К сожалению, у певчих не такие зарплаты, чтобы жить на них. Но не бойтесь: у нас в Греции с этим еще хуже.

- С какого возраста дети должны соблюдать посты, постные дни? Какие послабления можно давать детям?

С семи лет могут уже поститься. Послабление зависит от ребенка. Вначале может не есть мяса. Потом понемножку воздерживаться и от сыра. Зависит от характера. Главное, чтобы расположение у родителей было правильное, чтобы они по духовным причинам хотели так воспитывать детей.

- Что делать, когда нет сил молиться?

Будем спать (смех в зале). Бог хочет от нас только того, что в наших силах.

- С какого возраста девушке можно уходить в монастырь?

Совершеннолетней должна быть. В одном монастыре, в России, кстати, пятилетнюю девочку взяли послушницей. Конечно, потом возникли проблемы, и она оттуда ушла. Это духовная утопия.

Старец Ефрем Катунакский с бесконечным благоговением почитал Богородицу. Однажды он с умилением приложился к иконе Божией Матери «Отрада и Утешение», посмотрел вверх и вдруг, объятый духовным восторгом, возопил: «Панагия! Богородица! Вся Святая Гора - Твой сад, Ватопед - Твой престол!»

Не случайно у нас в монастыре столько чудотворных икон и Честной Пояс. Где еще Поясу быть, как не в месте непорочности, девства, чистоты и послушания?

Так что не отчаивайтесь никогда. Богородица нас спасет, только мы должны и сами немножко постараться. Ее Покров над нами, и Она только ждет подходящего часа, чтобы нам помочь. Потому что знает, что Сын Ее распялся ради нас. Никто не получал столько просвещения и благодати, сколько Она. Будучи по сути монахиней, Богородица знает, что значит монашество.


Церковь, можно сказать, является «заводом» по производству святых. В этом храме сильно ощущается присутствие благодати Святого Духа, благодаря честнейшим мощам преподобной Евфросинии. Преподобная Евфросиния - сердце не только этого монастыря, но и всей Беларуси. Да поможет она сестрам этой обители как можно больше любить Бога, надеяться на Него и достигнуть этим цели своего монашеского призыва - освящения. В этом цель жизни и всех нас. Присутствие Христа на земле - Святая единая Апостольская Церковь, на поле которой все мы пасемся. Цель Церкви - возводить людей с земли на Небеса. «Бог стал человеком, чтобы сделать человека Богом», - говорит святой Григорий Богослов.

Предназначение монахов - доказывать своей жизнью истинность Евангелия. Ведь каждый, кто приходит в монастырь, ищет людей обоженых, людей освященных - плоды воплощения Бога-Слова на земле. Для чего? Чтобы уйти отсюда с еще большей верой в истинность Учения Христа.

Пресвятая Богородица - самый Смиренный Человек, Который только рождался на земле, и Ей мы молимся о даровании смирения. Сегодня смирение считается комплексом неполноценности. На самом деле это облачение Божества, по словам Исаака Сирина. Потому что только смирение возводит человека до Небес. Человек чувствует себя хуже всех, но в то же время чувствует себя очень близко к Богу. Смирение придает человеку духовное благородство. Помолимся Богу, чтобы обрести нам смирение, и так стяжать полноту благодати. Тогда нами будет довольна и Госпожа Богородица, и преподобная Евфросиния, возлюбившая Христа до конца.

Как воспитывать у сестер любовь и ревность к Иисусовой молитве? Говорить об этом на общих беседах или ввести Иисусову молитву в общемонастырское правило?

Надо говорить об Иисусовой молитве, надо поощрять, подталкивать, советовать. Но, главное, - самим этим заниматься. Это будет самое большое свидетельство. Если пастырь говорит об Иисусовой молитве, но у него самого ее нет - это все пустые слова. Современный человек не может много слов в уме держать постоянно, чем меньше - тем ему легче: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя».

Как поступать, если сталкиваешься с раздражением со стороны игумении, когда приходишь по послушанию? Что делать, если о своей душе не можешь с ней говорить: нет доверия, так как сталкиваешься с некоторым обманом?

Если сердится матушка, когда спрашиваем о чем-то - нужно потерпеть: она тоже человек, может и сердиться. К тому же, матушка может и притворяться, что сердится, для вашей же пользы.

А вообще, если у кого-то есть жалобы на другого, значит, он сам духовно болен. Только на себя должны жаловаться. Старец Иосиф замечательно говорил об этом: «Для монаха вопрос «почему?», например «почему я?» или «почему он там, а я здесь?» и тому подобные - это как хула на Святого Духа».

И будьте очень осторожны с мнительностью - у монахов это частая болезнь. «Старец меня меньше любит, чем других. Со мной не считается, а других вон как слушает. Если сестра Доминика что-нибудь просит - всё ей делает, а мне - ничего!» Подозрительность очень большое зло, многих людей мучает. Это явный бесовский прием.

Если есть такие помыслы - исповедуйтесь у матушки или у старца. И как посоветует духовник, так обязательно и делайте. Если идем к старцу, а потом все-таки делаем по-своему, это значит, что своему помыслу доверяем больше, чем духовному отцу. Такое доверие через мнительность может привести к полному отчаянию.

Особенно действенно страсть мнительности исцеляется послушанием - «послушанием мула», как говорят у нас. Нужно говорить своим помыслам: «Нет! Матушка сказала, что это не так, и я ее слушаюсь».

В чем смысл этих бесовских помыслов? Чтобы наш ум одолела печаль. Если ум в плену печали, нам уже не до молитвы и мы духовно скатываемся вниз. Человек, у которого печаль одолела ум - это как человек, который не может ходить.

Особо хочу сказать о сокрытии помыслов и грехов. Будьте внимательны с этим. Ни в чем не стесняйтесь исповедоваться. Когда какая-нибудь страсть, особенно мнительность, не уходит - исповедуйтесь: один раз, десять, сто - пока не уйдет.

Знаю одного монаха, который постоянно думал, что другой монах его не любит. Он настолько доверился своему помыслу, что в конце концов ушел из монастыря и так теперь где-то и бродит.

Продолжение следует.

Беседа архимандрита Ефрема, игумена Афонского Ватопедского монастыря, с сестрами Ново-Тихвинского монастыря Екатеринбурга

Архимандрит ЕФРЕМ:

Я приехал по благословению Владыки в Екатеринбургскую епархию и рад посетить ваш монастырь, приветствовать отца Авраама, матушку Домнику. Я всегда с радостью бываю в монастырях, потому что монашество - это нервы Церкви, монашество - это сила Церкви, монашество - это слава Церкви… И поэтому, как говорил преподобный Иустин (Попович), если хочешь понять, любит ли человек Православие, - узнай, любит ли он монашество.

Великое благословение, сестры, что Бог нас призвал в монашеское житие. И наш блаженный старец Иосиф Ватопедский говорил даже, что нас повлекла за собой, притянула благодать, то есть мы привлечены благодатью в благословенное ангельское монашеское житие, и ссылался на цитату из Евангелия, на слова Христа: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня». И если человек почувствовал эту тягу к ангельскому житию, то самое лучшее, что он может сделать, - это покориться во всем Божественной благодати.

Жизнь наша - святая, но очень многие претыкались на этом пути, потому что дьявол очень сильно борет монахов. Мы здесь должны стать из грешников праведниками. И это путь не короткий и не легкий, потому что монах - это человек, который пришел из мира, и у него есть остатки нерадения и греха. По этой причине послушание - то, без чего нельзя обойтись в монашестве. Старец Иосиф Исихаст, который для нас сокровище и наша хвала, хотя и был совершенным безмолвником, но делал большой акцент на послушании. Потому что послушание - тот фундамент, на котором монах строит свое обожение. Поэтому молюсь, чтобы вы следовали истинному святоотеческому Преданию, и в таком случае ваш монастырь может стать маяком для всей Церкви, чтобы те, которые посещают вашу обитель, уходили отсюда изменившимися к лучшему.

У вас немало сестер, и это - благословение Божие. Как было бы прекрасно, если бы монахини преуспевали в смирении и послушании. Монах - это настоящий человек, который живет истинной жизнью.

И я от нашей Ватопедской обители хочу преподнести вашему монастырю дискос как символ того, что нас объединяет жизнь во Христе.

Если у вас есть вопросы, я с радостью постараюсь на них ответить.

Как научиться молиться

Вопрос: Я читала Ваши беседы, и Вы говорили о том, что Святая Гора - это не просто место, но образ мысли, и я хотела бы попросить Вас объяснить, что это значит, чем отличается именно святогорский образ мышления, образ жизни?

Ответ: Конечно, и место имеет значение для монахов, поэтому отцы отдалялись от мира и находили безмолвные, тихие места, чтобы всецело посвятить себя Богу. Но все-таки место остается второстепенным фактором. Первое, на что мы, монахи, должны обращать внимание - это образ жизни. Мы должны всегда жить по Преданию святых отцов и не придумывать сами чего-то нового. Хочу сказать, что главное - найти человека, который передал бы вам из первых рук святоотеческую традицию и научил бы вас духовной жизни. И поэтому много игуменов и игумений из России связались с греческими монахами, и это приносит им духовную пользу. Одному игумену, греку, который только читал святых отцов, я сказал, что, читая святых отцов, очень хорошо делаешь, но ты поступаешь как больной, который хочет вылечиться, только читая медицинские книги. Очень большое значение имеет живое общение духовных людей. У Святой Горы есть одно большое преимущество как у единственного действующего монашеского государства: Святая Гора ни на минуту не прекращала своего существования. Это очень важно.

В.: Геронда, старец Иосиф Исихаст сразу обучал Иисусовой молитве или сначала другим каким-то добродетелям?

О.: В первую очередь он учил монахов послушанию и потом молитве. Сестры должны хорошо понять, что православное монашество не йога, сперва человек должен умертвить греховные свои желания, и затем молитва рождается сама - молитва как дар Божий, как говорится в Священном Писании: «Господь дает молитву молящемуся». То есть мы-то трудимся, сколько можем, но Бог дает молитву как дар, это не результат только наших трудов.

В.: Сколько времени отводится в Вашем монастыре на послушания?

О.: Приблизительно четыре часа в день. В четыре ночи мы начинаем службу, к восьми заканчиваем, сразу идем в трапезную, где-то с полдевятого до часа мы на послушаниях, с часа до пяти отдыхаем, в пять служим вечерню, затем ужин и потом сразу повечерие. Часто, особенно летом, после трапезы бывают общие работы. Например, вся братия идет на кухню рыбу чистить - у нас есть рыбаки, которые ловят для нас рыбу. И уже после общих работ повечерие. После повечерия по послушанию делают только самое обязательное - например, садовники идут поливать огород и цветы. В 12 часов по византийскому времени, то есть где-то в девять часов вечера, бьет «колокол молчания». С этого времени и до полуночи - у монахов духовные занятия в келье, потом три с половиной часа спим и в четыре - служба. Конечно, монахи могут отдыхать и днем.

Дверь не открывается? Не взламывайте ее

В.: Сестры нашего монастыря довольно хорошо знают биографию старца Иосифа Исихаста, но гораздо меньше нам известно о старце Иосифе Младшем. Не могли бы Вы рассказать о нем кратко.

О.: Старец с шестнадцати лет был в монашестве. Такую деталь рассказывал, кстати: когда ему было 16 лет, посмотрел он один фильм и увидел, как там убивают людей. Тогда он подумал: как же легко человека убить и уйти из жизни. И так без наставника пришло к нему желание позаботиться о своей душе больше, чем о своем теле. Он ушел в монастырь на Кипре, и там постригли его в рясофор, назвали Софронием. Но, к сожалению, тогда был период, когда Кипрская Церковь переменила календарь на новый стиль. Монастырь разделился, так что даже служили две службы: по новому стилю и по старому, разделились братия, и старостильники с новостильниками не здоровались - понимаете, какая в нем была атмосфера... В то время жил там один старец - человек Божий, иеромонах Киприан. Этот старец однажды сказал ему: «Подойди ко мне. У тебя есть будущее в духовной жизни, есть тебе мое благословение поехать на Святую Гору». И так он пришел на Святую Гору. Кстати, когда он ехал на Святую Гору, то приехал в Афины. И когда он с несколькими монахами был на пристани, им сказали, что скоро отправляется корабль в Салоники. А там, где они должны были проходить контроль, главный проверяющий был коммунист, он монахов обругал, всячески обозвал их, что-то еще из своей идеологии высказал и не пустил на корабль. Его стали просить, но он их не пустил и выругал еще больше. Других людей, мирян, он пропускал спокойно, даже без паспорта. Братия, которые были со старцем, стали негодовать и хотели пожаловаться начальнику пристани, но старец говорил им: «Нет, никуда не пойдем, мы дважды пытались и ничего не вышло, каждое препятствие нам во благо». Они настаивали, но старец им не уступил. Если бы они пожаловались, то их, конечно, посадили бы на борт, потому что они были правы. Так корабль отплыл, но по дороге он потонул, никто не выжил. Это нам часто напоминал старец и говорил: «Когда стараетесь открыть какую-то дверь, если она не открывается, не взламывайте ее, а то пожалеете». И еще говорил, что часто даже за страстями людей для нас непонятным образом скрывается Промысл Божий.

На Святой Горе старец не мог сначала найти единодушных братьев и духовного наставника и очень молился, чтобы Господь послал ему старца. И когда наш старец встретился с великим старцем Иосифом Исихастом, то сразу понял: «Вот кого я искал». И просил оставить его в скиту Малой Анны. Старец Иосиф Исихаст ответил, что он никого без молитвы, без извещения свыше не оставляет. Помолимся, говорит, если Бог пожелает, то мы тебя оставим. «Когда мне подойти, чтобы узнать?» - «Давай через неделю». И, в конце концов, его приняли. Наш старец говорил, что самое великое благословение в его жизни, что он нашел этого великого старца и жил с ним. Старец Иосиф Исихаст учил их сперва послушанию, потом Иисусовой молитве и особенно обращал внимание на самоукорение и плач как духовное состояние.

В.: Святые отцы говорят, что в монастыре между насельниками должно быть такое единство, как между членами одного тела. Но в то же время монахам заповедуется быть странниками, ни к чему на земле сердцем не прилепляться. Как возможно это сочетать?

О.: И странничество, и воздержание, и молчание - все это очень хорошо, но монах должен сам понять и своим сердцем искать эти добродетели. Видите ли, послушание и в армии есть (дисциплина, лучше сказать), и все слушаются. Внешне-то слушаются, но внутри могут и грубыми словами ругать лейтенанта, который приказывает. Но в монастыре не дисциплина, а послушание - это очень отличается.

К нам пришел один келиот, монах. И сказал, что начальник их келии хочет, чтобы братья не говорили между собой, а молились. Монах говорил: «Я просто не умею много молчать». И он был прав, потому что мера в этом зависит от того, какие силы, вера, добродетели есть у каждого человека. Духовнику на Исповеди никогда не предписывается накладывать епитимью из-за того, что кто-то не видит нетварного света, не обожился, и так далее. Он наложит епитимью, если ему исповедуют какой-то серьезный грех. У каждого своя мера. Мы должны просто стараться постоянно стяжевать благодать Божию.

Странничество означает, что чем больше мы отстраняемся, отдаляемся от мира, тем большую дружбу завязываем с Богом. И чем ближе мы становимся к Богу, тем больше приобретаем дух единства и между собой. Монах должен очень внимательно относиться к сентиментальности и к душевным отношениям. Вы здесь не подруги, вы здесь сестры. Одно дело - подруга, другое - сестра. И игумению мы слушаемся не потому, что любим ее по-человечески, а потому что игумения - «законодательный орган» благодати, и, угождая ей, мы угождаем Богу. Наша жизнь должна быть абсолютно Христоцентричной, не антропоцентричной.

Как узнать свою меру подвига?

В.: В наше время много говорят о немощи современного человека, о том, что он не может подвизаться так, как древние отцы. И вот, с одной стороны, человек старается себя беречь, то есть подвизаться по силам, но, с другой стороны, есть опасность впасть в другую крайность - саможаление. Как узнать свою меру подвига?

О.: Как святые отцы сказали, и недостаток, и избыток - от дьявола. Во-первых, каждый должен понять, какие у него физические, душевные силы, какие у него умственные способности. Сегодня встретил одного мальчика, у которого больная нервная система. Почему так случилось? Он хотел стать круглым отличником, понуждал себя учиться только на пятерки, и, в конце концов, произошло нарушение в его нервной системе. Поэтому правильно осведомляйте своих духовных руководителей о своем состоянии, чтобы они давали вам правильные указания в духовной жизни.

Ко всему надо подходить с рассуждением. Одного брата послал привратник монастыря, чтобы он принес мешок муки братьям в пекарню. Но мешок был очень тяжелый. Брат говорит: «Чтобы не преслушаться, отнесу». Другой брат ему говорит: «Если не можешь, скажи отцу игумену, что не можешь». - «Это же преслушание, как не взять». - «Нет, это не преслушание». И, к счастью, тот, другой брат позвонил мне и сказал: «Если он этот мешок сейчас поднимет, у него сразу будет грыжа». И, к счастью, не позволил ему это сделать, а то потом нужно было бы оказывать медицинскую помощь. У этого монаха была ревность не по разуму, как мы говорим, благоговение с неполадкой.

В.: Посоветуйте, пожалуйста, как бороться с рассеянностью при молитве.

О.: Все рассеиваемся. Ум - это бродяга. Будьте особенно осторожны, иногда неопытные новоначальные пытаются сверх сил понуждать себя к чистой нерассеянной молитве. Понуждают, понуждают, и потом уже не могут больше вынести и совсем оставляют молитву. Молитесь спокойно, мирно, старайтесь, чтобы ум был в словах молитвы. Вот и все. Я и по своим монахам вижу, что у современного человека нет таких духовных сил, какие были у древних отцов. Ослабели силы человека. Очень быстро братья устают, даже и очень ревностные - «дух бодр, плоть же немощна». Поэтому сейчас время икономии, снисхождения.

В.: Расскажите, пожалуйста, о современных старцах Афона. К сожалению, мы знакомимся со старцами Святой Горы только после их смерти, через книги. Хотелось бы услышать что-либо о тех, кто еще жив.

О.: (отец Ефрем смеется) У монахов есть такое правило: не говорят о преуспеянии монаха, пока он жив. Старец Паисий говорил: «У меня один большой враг. Это мое имя». Не нравилось ему, что он был таким известным. И старец Ефрем Катунакский тоже говорил: «Молитвой дьявола и проклятием Бога у меня хорошее имя».

Добродетельные люди всегда есть на свете. Церковь - это фабрика по производству святых; как один святогорец говорил, фабрика по производству святых мощей. И монашество очень важно для мира не потому, что мы хотим омонашить весь мир, но потому что современный человек так загружен, столько слышит и видит, что привести в храм его можно только через опытное духовное слово. А это достояние прежде всего монахов.

В.: Есть ли у Ватопеда подворья в виде женских монастырей, как у монастыря Симона Петра?

О.: К счастью, нет (смеется). Вы, женщины, очень ревнивые. Есть один монастырь, в котором я исповедую и вижу, что женщины легче каются, но у них есть вот эта женская ревность. Десять монахинь - как один монах. Но если монахиня внимательно живет, то она очень утешительно действует на мир. У женщины есть врожденное материнство, оно остается и в монахине, только освящается, и благодаря этому она может принести много пользы.

В.: Как братья борются со сном во время богослужений и своего правила? Какие советы об этом давал Ваш старец, Иосиф Младший?

О.: Один монах печалился из-за того, что спал в храме, пошел к своему старцу и говорит: «Я в отчаянии, все время сплю». «Чадо, - сказал ему старец, - когда Христос плыл на корабле, была буря, мир рушился, а Он спал. А в храме печка есть, тепло, поют… Как же тут не заснуть?».

Иногда сонливость бывает от усталости, но бывает и от демонов. Если есть такая брань, выходите из храма, умойтесь, прогуляйтесь немножко во дворе - и назад.

Миряне бывают послушнее монахов

В.: Много ли паломников принимает Ваш монастырь? Общаются ли братья с паломниками?

О.: Паломников много, потому что монастырь большой. У нас и сто человек, и сто пятьдесят, и двести ежедневно остаются на ночь. И старец Иосиф хотел, чтобы мы заботились о паломниках. Знаете, когда паломник приходит в монастырь, он должен ободряться. Как понять, правильная ли атмосфера в монастыре? Если мирянин, посещая монастырь, уходит не с угрызением совести, что он не стал монахом, а с большей верой в свой брак.

Если к вам в монастырь приходят гости, с ними должны общаться сестры, которые назначены на это послушание. Мне иногда жалуются паломники, что они в какую-то каливу пошли, а их не принимают. Но они же члены Церкви. И я из своего маленького опыта скажу: хотя совершенство в добродетелях заповедуется монашеству, я видел много мирян, которые имели большее духовное преуспеяние, чем монахи. Поэтому нужно уважать и правильно общаться с мирянами, тогда они очень большую пользу получат.

Надеюсь, что наша встреча - не последняя, и прошу вас молиться обо мне, я нуждаюсь в этом.