28 церковный праздник. История празднования Успения Богородицы

Церковь чествует четырех мучеников, пострадавших в период гонения на христиан при императоре Деции в III веке.

Эти мученики жили около 250 года в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Святой Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной святым Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.

Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в 60 километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил:

«Я увидел славу Господа и возрадовался!»

Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.

Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул:

«Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!»

В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула:

«И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!»

Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами:

«Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!»

Так ее душа отошла в небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.

День памяти святого Вениамина (XIV век). До принятия монашества был купцом. Являлся иноком Киево-Печерской лавры. Погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатии в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере.

Обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского

Празднование происходит три раза в год: 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Верующие собираются на богослужение и перед иконой молятся об избавлении от физических и душевных болезней, просят о помощи в работе, о ниспослании благополучия и помощи в бедах. В специальных песнопениях прихожане воздают хвалу Иверской Богоматери и ее чудесам.

В некоторых местах с иконой совершают крестный ход. Это было особенно распространено в прежние времена: считалось, что Иверская Богоматерь оберегает от стихийных бедствий и посылает богатый урожай, поэтому верующие обходили селение с иконой в руках.

Праздник призван напоминать о том, что небесные силы не оставляют человека в трудную минуту.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву - точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука - евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия. Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов - с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей - смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

Какой праздник 28 июля по церковному календарю, знают немногие, так как это относительно недавно появившееся торжественное событие. Крещение Руси узаконил бывший президент РФ Д. А. Медведев в 2010 году. Эту дату приурочили ко дню великого свершения, когда в 988 году на языческой земле провозгласили христианство, ставшее основной религией молодого государства. И теперь 28 июля православные отмечают день крещения Руси. Святая церковь в этот день молитвенно чтит память князя Владимира, который сам сначала крестился, а потом, благодаря ему же, произошло крещение всего русского народа. После этого люди стали иметь возможность спасать свои души и жить по святому Евангелию.

Какой церковный праздник 28 июля (история): роль Владимира

Как же это все происходило? Окунемся немного во времена древней Киевской Руси. Углубляясь дальше в то, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо отметить, что в истории церкви князь упоминается как Владимир Креститель, в старинных былинах его называют Красное Солнышко. В древнерусских писаниях называли равноапостольным, так как его княжеский подвиг приравнивается к апостольскому служению.

Он родился примерно в 963 году. Его отцом был киевский князь Святослав, а матерью - древлянская княжна Малуша. Вскоре после рождения Владимира забирают в Киев, и его воспитанием занимается его бабка - княгиня Ольга и его дядя - языческий воевода Добрыня.

Святослав

В 969 году князь Святослав распределил уделы между своими сыновьями. Киев достался Ярополку, земля древлян - Олегу. В это же время к князю пришли новгородцы и, по совету Добрыни, стали просить себе в правление князя Владимира. Так, будучи ребенком, Владимир стал правителем новгородских земель. В 972 году Святослав погибает, и его сыновья начинают воевать за земли. В итоге Ярополк убивает Олега. Владимир в это время уезжает в Скандинавию и хочет собрать наемное войско, чтобы идти на Киев. Предатель приводит Ярополка к Владимиру, и тот решается на убийство брата. С этого момента и начинается эпоха правления Владимира.

Владимир

Говоря о том, какой праздник отмечается 28 июля, надо добавить, что до того, как князь Владимир принял христианство, в летописях его описывали как злопамятного и жестокого правителя, убежденного язычника. На киевских горах в то время стояли языческие идолы, которым требовались человеческие жертвы.

Вызов язычеству бросили христиане-варяги Феодор и его сын Иоанн, они стали первыми христианскими мучениками на Руси, так как не захотели приносить жертву идолу.

И тогда князь впервые задумался об истинности его веры. Владимир заботился о мощи государства и совершал военные походы. Он присоединял другие земли, хотел внести что-то новое и провел языческую реформу, объединив языческих богов на установленном им самим пантеоне. Это стало его первой ступенькой в поисках истины.

Философ

Сильное впечатление на князя произвел посетивший его тогда греческий философ, который рассказал ему о православии. И тогда Владимир отправляет своих посланников в разные земли, чтобы они собственными глазами увидели красоту той или иной веры, сравнили и по приезду рассказали обо всем, что видели. По истечении определенного времени посланники начали возвращаться. Рассказ о торжественности службы, пениях и великолепии храма св. Софии и патриаршем служении тронул до глубины души.

Посланники произнесли фразу о том, что во время службы они не знали, где находятся - на небе или на земле! Бояре заметили, что ведь и княгиня Ольга приняла христианство, а они считали ее мудрейшей из всех женщин.

Крещение

Крещение Владимира было связано с завоеванием города Херсонес. Он дал обет после победы креститься. Однако не сильно торопился с этим вопросом. Из Херсонеса он посылает послов в Константинополь к императору Василию и Константину, чтобы те отдали ему в жены их сестру Анну. Но те ответили, что только за христианина может выйти замуж их сестра. Когда приехала к нему царевна Анна со своей свитой и священниками, князь внезапно ослеп. Царевна, чтобы исцелить недуг, просит его поскорее креститься. В 988 году Владимир крестился и получил имя Василий. Из купели он вышел исцелившимся от физического недуга и прозрел духовно. Он воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога».

Народ

И вот отсюда начинается самое главное событие для Руси - крещение народа. Сначала крестились все дети Владимира, затем бояре и народ. Князь начинает беспощадную борьбу с языческими идолами. Перуна - главного языческого идола - привязали к конскому хвосту, дотащили до Днепра и кинули в воду, да так, чтобы никто его не смог снова найти и забрать.

А приехавшие с царевной Анной священники начинают рассказывать по Руси о спасителе мира - Иисусе Христе.

Потом был назначен день, когда все жители Киева должны будут собраться на берегу Днепра для совершения обряда крещения.

Был и князь, который благодарил Господа за Его великие к его народу милости. Люди заходили в воду, а священники читали над ними молитвы.

Распространение христианства по Руси

В заключении изучения вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо сказать, что за Киевом христианство принимают Новгород, Муром, Ростов, Суздальский край, Луцк, Псков, Смоленск… Дети князя, которым были отделены их уделы, тоже крестили людей в своих землях.

Христианская вера в основном распространялась успешно, так как проповеди и беседы велись мирно и на понятном людям языке благодаря Кириллу и Мефодию. Хотя бывало по-разному.

К X-XIII векам православную веру принимают и другие народы, соседствующие с Киевской Русью. А в Киеве на месте, где стоял языческий идол, была построена церковь святого Василия - небесного покровителя киевского князя. Немного позже был построен храм Пресвятой Богородицы (Десятинная). С ее появлением будет связана важная административная реформа - установление церковной десятины.

Святые мученики

28 июля - церковный святых мучеников Иулитты (Улиты) и Кирика, которые приняли мученическую смерть при императоре Диоклетиане (конец III - начало IV века). Иуллита была вдовой из богатого рода. Кирик был ее сыном. Во времена яростных гонений на христиан она оставила свой дом и имущество, вместе с трехлетним сыном и двумя рабынями ушла в другой город, где стала бродяжничать, как нищенка. Но однажды ее узнали, отвели к правителю и стали требовать отречения от веры. Но Иулитта и слышать об этом не хотела. Тогда ее стали бить плетками и отобрали сына.

Мальчик расплакался, увидев, как пытают его мать. Правитель хотел приласкать малыша, но тот сказал, что он тоже христианин и захотел, чтобы его отпустили к матери. Тогда правитель сбросил его со своего каменного помоста. А Иулитту сначала зверски били, а потом отрубили ей голову.

Святые мощи этих мучеников были обретены при правителе Константине Великом, одна из рабынь показала, где были похоронены их тела.

Старообрядцы тоже почитают этих святых. По народной традиции этот праздник считается серединой лета, и именно в этот день солнце светит особенно ярко.

В заключение исследования вопроса о том, какой праздник 28 июля по церковному календарю, надо особо заметить, что женщины любили отмечать день матушки Улиты больше всего. Они называли эту святую своею заступницей. Им полагалось как можно лучше отдохнуть. Считалось, что в этот день лучше в поле не выходить, так как там в это время гуляет нечистая сила. В народе ходила молва, что тот, кто будет жать в это время, может увидеть дурное предзнаменование, которое может сбыться. Логично это объясняют тем, что в этот день зачастую идет сильный дождь, поэтому делать в это время на огороде нечего.

Кирики - всегда мокродырики. Так говорили крестьяне. Но и дома всегда было полно работы для всех. Детей тоже очень рано приучали к труду. И они становились надежной опорой для своих матерей, как святой Кирик для Иулитты.

Православный церковный календарь в июле содержит в себе такие замечательные даты, что нам остается только молиться нашим святым, чтобы они помогали нам в наших испытаниях, посланных нам самим Господом.

28 августа отмечается один православный церковный праздник. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 28 августа

Успение Пресвятой Богородицы

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - один из двунадесятых (от славянского «дванадесять» - двенадцать), то есть самых больших православных праздников, посвященный событию, о котором не сказано в Евангелии, но о котором хорошо известно из Священного Предания Церкви. Само слово «успение» на современный русский язык можно перевести как «смерть», но смерть не в тяжких муках и страданиях, а как легкий сон и безболезненный переход от временной земной жизни к жизни вечной.

Праздник Успения Пресвятой Богородицы является непереходящим, всегда отмечается 28 августа (15 августа по старому стилю) и имеет один день предпразднества и 9 дней попразднества. В этот день заканчивается Успенский пост, но если праздник совпадает со средой или пятницей, то пища разрешается только с рыбой, а разговляются после поста на следующий день.

История и значение праздника Успения

Пресвятая Матерь Божия после вознесения Иисуса осталась на попечении апостола Иоанна Богослова. Когда царь Ирод подверг гонению христиан, Богородица удалилась вместе с Иоанном в Эфес и жила там в доме его родителей.

Здесь она постоянно молилась о том, чтобы Господь поскорее взял ее к себе. Во время одной из таких молитв, которую Богородица совершала на месте вознесения Христа, ей явился архангел Гавриил и возвестил, что через три дня окончится ее земная жизнь, и Господь возьмет ее к себе.

Перед кончиной Пресвятая Дева Мария хотела увидеть всех апостолов, которые к тому времени разошлись по разным местам проповедовать христианскую веру. Несмотря на это, желание Богородицы исполнилось: Святой Дух чудесным образом собрал апостолов у ложа Пресвятой Богородицы, на котором она молилась и ожидала своей кончины. Сам спаситель в окружении ангелов сошел к ней, чтобы забрать ее душу с собой.

Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также проявила огромное смирение: достигнув святости, с которой не сравнится ни один человек, будучи Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим, она молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы и от мытарств, которые проходит после смерти каждая душа. Увидевшись с апостолами, Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

После кончины гроб с телом Пречистой Девы был отнесен апостолами в Гефсиманию и там захоронен в пещере, вход которой завалили камнем. После похорон апостолы еще три дня оставались у пещеры и молились. Опоздавший к погребению апостол Фома был так опечален тем, что не успел поклониться праху Богородицы, что апостолы позволили открыть вход в пещеру и могилу, чтобы он мог поклониться святым останкам.

Однако открыв гроб, они обнаружили, что там нет тела Богородицы, и таким образом убедились в ее чудесном телесном вознесении на Небо. Вечером того же дня собравшимся на ужин апостолам явилась Сама Матерь Божия и сказала: «Радуйтесь! Я с вами - во все дни».

Праздничные традиции Успения

На Руси праздник Успения Богородицы отмечали 28 августа. В этот день завершали Успенский пост и заканчивали жать хлеба. Последний сноп по традиции ставили рядом с иконами. Его наряжали в красивый сарафан и украшали лентами - так в сознании народа символический «последний сноп» закреплялся за образом Богородицы. Этим же днем было принято освящать семена, зерна и колоски разных хлебов, чтобы на столе всегда было изобилие.

Традиционным в этот день является праздник в складчину, когда каждый вносил посильный вклад в общее празднование. Совместно пеклись пироги и готовились праздничные напитки, а богатые угощали бедных. Поэтому широкое застолье и от чистого сердца розданные милостыни будут уместными и в наши дни.

Считается, что с этого дня начинается бабье лето, а с ним и пора заготовки овощей на зиму. Помочь в этом просили Богородицу: обращались к ней всегда с уважением, называя Госпожой или Владычицей.

По окончании полевых работ водили хороводы, а девушки присматривались к парням: считалось, что жених, встреченный в это время, станет достойным человеком и хорошим мужем. Отправлялись в лес за грибами, орехами и ягодами. И в наши дни эти продукты обязательно нужно иметь на столе в такой значительный день.

Обязательно помолитесь Богородице, чтобы приблизиться к Богу и очистить душу от грешных помыслов. Молитва в этот день - не повинность или обязанность, а благое дело для каждого верующего человека. Чтобы помолиться, не нужно много времени, только обращенное к Богу сердце и чистота помыслов. Именно к этому готовились люди, соблюдая строгий Успенский пост.


Народные приметы на Успение

  • После Успения начинается бабье лето, которое обычно длится весь первый месяц осени.
  • Наши предки считали, что если до Успения вспахать землю, то можно успеть пожать еще один урожай.
  • Радуга в день Успения сулила теплую тихую осень.
  • Хорошая погода в день праздника обычно предвещала прохладное бабье лето.
  • На Успение девушки выбирали себе женихов, чтобы не остаться незамужними на всю зиму.
  • На Успение запрещено ссориться с близкими людьми, чтобы не принести в дом разлад и несчастья.
  • Много паутины в день праздника предвещает холодную зиму с малым количеством осадков.
  • Морозы после Успения говорят о продолжительной осени.
  • Тихая вода сулила спокойную осень и зиму без метелей.
  • Туман с утра означал обилие урожая грибов.

7 ноября отмечается 3 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 7 ноября

Мучеников Маркиана и Мартирия

День памяти чтеца Маркиана и иподиакона Мартирия, служивших в Константинопольском соборе. Были приговорены к смерти еретиками-арианами.

Святые мученики Маркиан и Мартирий служили в Константинопольском соборе. Маркиан был чтецом, а Мартирий иподиаконом; оба они несли также послушание в качестве нотариев, то есть секретарей Патриарха Павла Исповедника (память 6 ноября). Еретики-ариане изгнали и тайно казнили праведного Патриарха Павла, а кафедра его была передана еретику Македонию. Еретики пытались привлечь святых Маркиана и Мартирия на свою сторону лестью, предлагали золото, обещали архиерейские кафедры. Но все усилия ариан были тщетны.

Тогда нечестивцы угрожали опорочить их перед императором, запугивали пытками и смертью. Но святые твердо исповедовали Православие, завещанное отцами Церкви. Маркиан и Мартирий были приговорены к смерти. Перед смертью мученики вознесли ко Господу горячую молитву:

«Господи Боже, создавший невидимо сердца наши, устрояющий все дела наши, приими с миром души рабов Твоих, ибо мы умерщвляемся за Тебя и вменились как овцы заколения (Пс. 32, 15; 43, 23). Мы радуемся, что такой смертью исходим из сей жизни ради Твоего Имени. Сподоби же нас быть причастниками вечной жизни у Тебя, Источника жизни».

После молитвы мученики с тихой радостью преклонили главу под мечь нечестивых (†около 355 года). Святые тела их были благоговейно погребены православными христианами. Позднее, по указанию святого епископа Иоанна Златоуста, мощи святых мучеников были перенесены в специально построенную церковь. От многих недугов исцелялись здесь верующие по молитвам святых, во славу Единой Живоначальной Троицы.

Преподобных Мартирия, диакона, и Мартирия затворника, Печерских

Считается днем памяти двух Мартириев. Первый, диакон Печерский, обладал даром изгнания бесов и исцеления от болезней. Второй подвизался в Киево-Печерском монастыре в XIII-XIV вв. Останки святых почивают в Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Преподобный Мартирий, диакон Печерский, в Дальних пещерах (ХIII-ХIV). Его святое имя вспоминается в 7-й песни канона преподобным Дальних пещер. Здесь прославляются его трудолюбие, праведность и сердечная чистота, а также дар изгнания бесов и исцеления недугов. Память отмечается также 28 августа и во 2-ю неделю Великого поста.

Праведной Тавифы Иоппийской

Церковь чествует святую Тавифу, принадлежавшую к христианской общине в Иоппии. Была воскрешена из мертвых апостолом Петром.

Добродетельная и милосердная женщина из христианской общины в Иоппии, праведная Тавифа шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдовиц. Вот, пожалуй, и всё, что мы знаем о жизни святой. Кажется, искусная рука Промысла Божия преднамеренно оставила нам лишь эти тонкие очертания образа исторической Тавифы. Всего лишь несколько строк из «Деяний святых апостолов» (9: 36–42). Но и этого оказалось достаточно, чтобы Церковь прославляла святую как «небесномудрую ученицу и благоутробия Божия одушевленную икону». Достаточно, чтобы по ее смерти вопль отягченных горем вдовиц заставил апостола Петра войти к умершей и силой Божией возвратить ее к жизни, сказав: «Тавифа, встань!» (Деян. 9: 40)…
Мужество мучеников, крепость подвижников – всё это близко каждому христианину в силе терпения и молчания.

А святая молчала. Она не дерзала брать на себя бремя учительства, не решалась на апостольские труды, только «во смирении глубоце дела милосердия творила, от самых лишь близких знаемая». Служила тем, что имела, что дал Бог. Не тяготилась обществом, не печалилась скромностью своих трудов, просто была благодарной. И это то, что более всего поражает в жизни любого святого, – удивительное умение молчать в ответ на самые неблагоприятные обстоятельства, на самые неудобные случайности. Смиренное принятие происходящего как должного и благодарение за всё посылаемое от Бога – ответ сильных не мира сего. И здесь главная сила – не судить, не пытаться вместо Бога решать, что мне в жизни более полезно, где я могу принести больше пользы. В конечном итоге именно это молчание придает смысл всем подвигам и трудам праведника. Оказывается, высота апостольской проповеди, мужество мучеников, крепость подвижников пустыни – всё это совершенно близко каждому христианину в силе терпения и молчания, в силе признания Бога Хозяином нашей жизни.

Праведная жизнь святой Тавифы в этом смысле являет для нас особо вдохновенный пример.

«Радуйся, жено небесномудрая и богоприятная… Радуйся, ангельским ревнующая чином… Радуйся, яко тебе ради процвела Иоппия древняя… Радуйся, небесных добродетелей богосиянный столпе…» – восклицает церковный песнописец.

Стоит только задуматься, что эти слова сказаны в честь простой женщины, смиренно помогавшей ближним своим рукоделием! «Печальных сострадание тихое…» – так обращается Святая Церковь к праведной Тавифе. И в одной этой фразе отображено величие подвига святой. Не придавая особого значения своим трудам, не дерзая учить и наставлять, она кротко исполняла заповеди Спасителя по отношению к тем, кто был рядом. И этим «непорочным житием, закона исполнением евангельскаго, благоплодная явилася в доме Божии маслина» и «содейственница учеником Спасовым»! Велико молчание праведника!

В конце времен одни будут говорить о величии своих дел …и в ответ неожиданно услышат:

«Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие».

Другие же будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога будет поразительным:

«Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Здесь мы встречаемся с удивительной закономерностью духовной жизни. Оказывается, что в конце времен одни с уверенностью будут говорить о величии своих дел, совершаемых «именем Христовым», вопрошая Создателя:

«Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» Но в ответ неожиданно услышат: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22–23). Другие же, напротив, стыдясь ничтожности своей жизни, будут молчаливо ожидать приговора Творца. И ответ Бога на их молчание будет поразительным: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25: 34).

В жизни праведной Тавифы величие подвига христианской жизни по Богу проявляется с особой ясностью. «Радуйся, Тавифо, сосуде, благодати исполненный!» – обращаются чтущие память святой. Тем самым снова и снова подтверждается самый существенный закон жизни: рядом с Богом нет ничего худого, ничего незаметного, бесполезного, но всё, принятое от Него с простотой сердца и смирением, достойно самого высокого звания – участника вечности, сына Всевышнего! Напротив же, каким бы благовидным и добродетельным ни казался подвиг, как бы ни превозносило общество тот или иной геройский поступок, авторитет – всё это без Бога не стоит ровным счетом ничего, потому что для вечности оно бесполезно!