Электронный журнал "православный поклонник на святой земле". Притча о немилосердном должнике

Одним из самых известных фактов о жизни Иисуса является то, что у него была группа из двенадцати учеников, которые назывались «Двенадцать Апостолов». Эта группа была составлена ​​из людей, которых Иисус лично выбрал для сопровождения в своей миссии по установлению Царства Божьего и свидетельствования о его словах, делах и воскресении.

Св. Марк (3: 13–15) пишет: «Тогда Иисус поднялся на гору, призвал к себе тех, кого хотел, и пошли к нему. Было их двенадцать, чтобы быть с ним и посылать их проповедовать с силой изгнать бесов». Так, подчёркивалась инициатива Иисуса, и такова была функция Двенадцати: быть с ним и отправляться проповедовать с той же силой, что и Иисус. Св. Матфей (10: 1) и святой Лука (6: 12–13) выражаются в похожих тонах.

Сколько апостолов было у Иисуса Христа и кто они такие

Двенадцать человек, описанных в новозаветных писаниях, выглядят, как стабильная и чётко определённая группа. Их имена:

Андрей (считается покровителем России) . Он был распят на кресте, который выглядел как «Х». Андреевский флаг является официальным флагом Военно-морского флота России.

Варфоломей . Утверждают, что после Вознесения Варфоломей отправился в миссионерскую поездку в Индию, где оставил копию Евангелия от Матфея.

Иоанн . Считается, что он написал одно из четырёх Евангелий Нового Завета. Он также написал Книгу Откровения. Предания утверждают, что Иоан был последним выжившим апостолом, и единственным апостолом, который умер от естественной смерти.

Иаков Алфеев . Он появляется только четыре раза в Новом Завете, каждый раз в списке двенадцати учеников.

Иаков Заведеев . Деяния Апостолов 12: 1–2 свидетельствуют, что царь Ирод казнил Иакова. Вероятно, Иаков был первым человеком, замученным за веру в Христа.

Иуда Искариот . Иуда известен предательством Иисуса за 30 серебряных монет. Это самая большая загадка Нового Завета. Как мог человек, будучи столь близок к Иисусу, предать его? Его имя часто используется как синоним предательства или измены.

Иуда Фадей . Армянская апостольская церковь почитает Фаддея своим покровителем. В Римско-католической церкви он является святым покровителем отчаянных дел.

Матфей или Левий . Примечателен тем, что до встречи с Иисусом был сборщиком налогов Левием. Но в то же время Марк и Лука никогда не приравнивают этого Левия к Матфею, названному одним из двенадцати апостолов. Ещё одна загадка Нового Завета

Петр . Существует легенда, в которой говорится, что Петр попросил перед казнью распять его вниз головой, поскольку он чувствовал себя недостойным умирать, как Иисус.

Филипп . Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелисты соединяют его с Андреем и Петром, которые были из того же города. Он также был среди окружающих Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса, как на Агнца Божьего.

Симон Зилот . Самая неясная фигура среди учеников Христа. Имя Симона встречается во всех Синоптических евангелиях и Книге Деяний каждый раз, когда есть список апостолов, но без дальнейших подробностей.

Фома . Его неофициально называют Фомой неверующим, потому что он сомневался в воскресении Иисуса.

В списках, появляющихся в других Евангелиях и в Деяниях Апостолов, есть небольшие различия. Фома, в Луке, называется Иудой, но вариация не имеет значения.

В рассказах евангелистов Двенадцать учеников сопровождают Иисуса, участвуют в его миссии и получают особое своё учение. Это не скрывает того факта, что часто они не понимают слов Господа, и некоторые покидают его во время испытания.

В христианской теологии и экклесиологии Двенадцать Апостолов (также называемых Двенадцатью учениками), были первыми историческими учениками Иисуса , центральными фигурами в христианстве. Во время жизни Иисуса в I веке нашей эры они были его ближайшими последователями и стали первыми носителями евангельского послания Иисуса.

Слово «апостол» происходит от греческого слова apostolos и изначально означающего messenger, посланник.

Слово ученик иногда используется взаимозаменяемо с апостолом, например, Евангелие от Иоанна не делает различий между двумя терминами. Разные писатели евангелия дают различные имена одному и тому же человеку, а апостолы, упомянутые в одном евангелии, в других не упоминаются. Ввод в действие Двенадцати Апостолов во время служения Иисуса записан в Синоптических евангелиях.

В биографических сведеньях о 12 апостолах или учениках Иисуса были использованы тексты Нового Завета, а также самые известные легенды. Никто не собирается делать вывод, что предания говорят об историческом факте. Однако они дают хоть какую-то информацию о жизни этих людей, перевернувших мир.

Двенадцать учеников были обычными людьми , которых Бог использовал необычайно. Среди них были:

  • рыбаки;
  • сборщик налогов;
  • бунтарь.

Среди двенадцати апостолов несомненным лидером был Петр. Он был главным и выделялся как представитель всех остальных учеников.

Судьба и смерть апостолов после распятия Христа

После воскресения Иисус послал 11 апостолов (Иуда Искариот к тому времени умер. В Евангелии от Матфея 27: 5 говорится, что Иуда Искариот выбросил своё серебро, которое он получил за предательство Иисуса, а затем пошёл и повесился) Великим Поручением распространить своё учение всем народам. Это событие обычно называют Дисперсией Апостолов .

Весь период раннего христианства во время жизни апостолов называется Апостольским веком. В I веке нашей эры апостолы основали свои церкви по всей территории Римской империи на Ближнем Востоке, в Африке и Индии.

Евангелия фиксируют постоянные недостатки и сомнения этих двенадцати человек, которые следовали за Иисусом Христом. Но после свидетельства о воскресении и вознесении Иисуса на небеса, полагают, что Святой Дух превратил своих учеников в могущественных людей Бога, которые перевернули мир вверх дном.

Из двенадцати апостолов, считается, что все, кроме одного, были замучены , только смерть Иакова, сына Зеведеев, описана в Новом Завете.

Но ранние христиане (вторая половина второго века и первая половина третьего века) утверждали, что только Петр, Павел и Иаков, сын Зеведеев, были замучены. Остальная часть заявлений о мученической смерти апостолов не основывается на исторических или библейских доказательствах.

Расскажите, пожалуйста, биографию Апостолов!

Само слово «апостол» имеет интересную этимологию. Первоначально греческое слово существовало в форме прилагательного и шло при упоминании морских судов - получалось что-то вроде «транспортное судно». Так же оно обозначало сам факт отправления флотилии для военных целей или для основания новой колонии или же саму флотилию. Ближе к временам Христа это слово стало употребляться в значении «посланник», но его употребление было в этом значении весьма редким. Обычно посланник обозначался как или .

Новозаветное употребление придало этому слову особое, принципиально новое значение. Если верить Лук.6:13, то такое значение придал ему Сам Иисус, хотя, как мне думается, оно является переводом какого-то арамейского слова. Примечательно, что им, в основном, пользуются Лука и Павел, тогда как в остальных 3 евангелиях это слово употреблено всего 4 раза (в Синодальном переводе это отражено всего в 2 местах). Матфей, Марк и Иоанн называют ближайших учеников Иисуса просто «двенадцать», видимо, по аналогии с 12 коленами народа Израильского: «…когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.» (Матф.19:28)

Задача двенадцати объясняется Лукой в следующем тектсе: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных.»(Лук.9:1,2)

В Деяниях же Лука сужает задачу апостолов: «но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.» (Деян.1:8), чем, как можно предположить, позволяет наделить статусом апостола любого серьезного свидетеля Иисуса. Павел понимает апостольство именно в этом ключе, поэтому называет апостолами своих родственников Андроника и Юнию: «Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.» (Рим.16:7). Сомнений в своем апостольстве у Павла не возникает и он зачастую посвящал весьма обширные фрагменты подтверждению своего наивысшего статуса в Церкви (это было необходимо как поддержка его проповеди). Апостолом так же назван Варнава – спутник Павла (Деян.14:14).

Но вернемся к Двенадцати и поговорим о них более подробно. В Новом Завете приводится несколько списков.

«[поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть "сыны громовы", Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его.»(Мар.3:14-19)

«Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.»(Матф.10:2-4)

«Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.» (Лук.6:13-16)

Можно заметить, что в этих списках первое, пятое и девятое места всегда занимают одни и те же – Петр, Филлип и Иаков Алфеев. Таким образом, двенадцать учеников как бы подразделялись на 3 группы, в каждой из которых был лидер – старший из четырех (примерно так всегда и бывает в небольших коллективах). В первую группу входят Петр с братом Андреем и еще два брата – Иоанн и Иаков Зеведеевы. Эти четверо составляют круг наиболее приближенных к Иисусу учеников – только они присутствуют при воскрешении дочери Иаира и Преображении, с ними Иисус беседует о Своем Втором Пришествии и только их просит бодрствовать в Гефсиманском саду.

Также следует обратить внимание на некоторые различия в списках. Симон Кананит и Симон Зелот – одно и то же лицо. Слова кананит и зелот имеют примерно одно значение – ревнитель. Иуда Иаковлев и Левей Фаддей также, предположительно, один и тот же человек.

А теперь давайте поговорим о каждом из них подробнее.

Апостол Петр известен в Библии также под именами Симон и Кифа. Еврейское имя апостола – Симеон. Петр был жителем Вифсаиды в Галилее, где вместе с отцом и братом занимался рыбной ловлей (Ин. 1:44). Петр был женат, что было весьма редким случаем среди апостолов. Петру принадлежать два соборных послания, входящих в НЗ (он является наиболее вероятным их автором).

Андрей , брат Петра был сначала учеником Иоанна Крестителя (возможно, к числу учеников Иоанна принадлежал и Петр). Андрей был первым призван Иисусом. По преданию, апостол Андрей проповедовал в Скифии и, пройдя по Руси, достиг Скандинавии. Небольшой рассказ об этом содержится в «Повести временных лет».

Иоанн и Иаков Зеведеевы , как и Петр с Андреем тоже были родом из Вифсаиды. Иисус называл их «сыновьями грома» -Воанергес. Предположительно, Иоанн были младшим, а Иаков – старшим. Матерью Иоанна и Иакова была Саломея, что видно из сравнения Мк. 16:1 и Мф. 27: 56. Если согласовать свидетельства синоптических Евангелий с Евангелием от Иоанна (Иоан.19:25), то выходит что Саломея была сестрой Девы Марии, а Иоанн с Иаковом – двоюродными братьями Иисуса. Иаков первым из апостолов принял мученическую смерть, будучи убит мечем по приказу Ирода Агриппы I (Деян. 12:2). О смерти Иоанна достоверных свидетельств нет. Иоанну приписывается авторство четвертого Евангелия, 1-го, 2-го и 3-го соборных посланий и Откровения – последней книги Библии.

Филипп также был уроженцем Вифсаиды и был призван Иисусом срезу же после Андрея и Петра. Известно, что Филипп был женат, как и Петр, и у него были дочери, на рассказы которых опирался известный собиратель историй о апостолах и евангелистах Папий Иерапольский. Часто апостола Филиппа путают с Филиппом-благовестником, крестившим ефиопского евнуха. У последнего, кстати, тоже были дочери (Деян.21:9)

У Филиппа был друг Нафанаил - «Израильтянин, в котором нет лукавства», о котором также есть смысл упомянуть в разговоре об апостолах.

Фома Близнец - (имя «Фома» созвучно арамейскому слову «близнец»). Вероятно, его исходным именем было Иуда, так как в Ин. 14:22 он назван «Иуда не Искариот», а в одной из древних сирийских рукописей «Иуда Фома». Второе имя было более уотребляемо, чтобы избежать путаницы с Иудой Предателем.

Матфей был мытарем – сборщиком податей (Мф. 9:9), которых население Иудеи считала пособником оккупантов-римлян. Отец Матфея Алфей, и Алфей, отец апостола Иакова, вероятно, разные люди. Матфей вероятный автор одного из Евангелий.

Варфоломей . О Варфоломее почти ничего не известно. Но у нас есть веские причины идентифицировать его с Нафанаилом. Предположительно именем апостола было Нафанаил бар Толемай (Нафанаил сын Толемая). Обратите внимание на греческое написание имени «Варфоломей» - . О Нафанаиле ничего не сказано у Синоптиков, в 4-ом Евангелии не говорится о Варфоломее. Из разговора Иисуса с Нафанаилом в Ин. 1:47-51 можно заключить, что он стал одним из апостолов, тем более в Иоанн упоминает о нем в заключительной части Евангелия (Ин. 21:2), где описывается явление Иисуса рыбачившим апостолам. Вспомнив о дружбе Нафанаила с Филиппом, мы можем более ясно представить себе черты второй четверки апостолов (о чем я говорил выше).

Иаков Алфеев – лидер последней четверки. О нем почти ничего неизвестно, помимо предположения, что он был «Иаковом меньшим», сыном Марии и братом Иосии (Мк. 15:40) Предположительно, автор соборного послания Иакова.

Иуда сын Иакова также малоизвестен. Некоторые идентифицируют его с Иудой братом Господним, автором послания Иуды, вошедшего в канон НЗ. О братьях Господних следует поговорить подробно. Их имена – Иаков, Иосия (Иосиф), Симон и Иуда (Мк.6:3, Мф.13:55-56). Здесь можно сделать несколько предположений. Во-первых, они могли быть родными братьями Иисуса, детьми Марии. В Евангелиях есть указания на то, что у Иисуса были не только братья, но и сестры (Матф.13:56, Мар.3:32, Мар.6:3), так что это предположение выглядит вполне убедительно. Но по мнению многих, такая позиция вредит догмату о непорочном зачатии (опирающемуся исключительно на евангельские свидетельства), поэтому более распространено мнение, что братья Иисуса есть дети Иосифа от первого брака или являются его двобродными братьями, сыновьями Марии, жены Алфея, сестры Девы Марии. Последняя версия, представляется мне наиболее интересной. Её выдвинул Иероним Блаженный в трактате «Против Гельвидия о вечной девственности блаженной Марии».

О Иакове брате Господнем известно, что Иисус явился ему по воскрешении одному из первых (1 Кор. 15:7). Иаков возглавлял Иерусалимскую общину (Галл. 1:19, 2:9, Деян. 12:17) и имел прозвище Иакова Праведного (Справедливого). Согласно свидетельству Иосифа Флавия, он был убит толпой противников христиан за свою веру. («Иудейские древности» 20. 9)

Симон Зелот . Мы знаем, что зелоты представляли собой экстремистскую группировку во времена, предшествовавшие Иудейской войне. Мог ли этот апостол ранее принадлежать к зелотам? О существовании группировки зелотов во времена Иисуса нет свидетельств, и мы можем предположить, что Симон назван зелотом (ревнителем) за свою особую духовную ревность. Однако слово «зелот» никогда не употреблялось самостоятельно и всегда шло с определением ревности – например, ревнитель закона. Нарицательным это слово стало лишь по отношению к партизаним –экстремистам, поэтому можно предположить, что данная группировка во времена Иисуса была уже достаточно развита и Симон к ней принадлежал.

К числу известных апостолов можно отнести и Павла . Апостол Павел носил имя Саул (Савл) и происходил из колена Вениаминова, к которому принадлежал и знаменитый царь (Фил. 3:5, Рим. 11:1). Не исключено, что будущего апостола назвали именно в честь царя Саула. Скорее всего, Павел был женат, так как член синедриона не женатым быть не мог. Но из посланий Павла мы узнаем, что жены рядом с ним не было. Так как Павел стал апостолом будучи еще очень молодым (слово «отрок» указывает на то, что у него только-только начала расти борода) можно предположить, что он не был вдовцом, а молодая жена оставила его, когда тот отказался от высокого положения в обществе и полностью посвятил себя служению Христу. Имя Павел апостол получил после обращения в христианство проконсула острова Кипр Сергия Павла (Деян 13:7). Послания Павла занимают большую часть Нового Завета.

Павел первым выполнил апостольское предназначение, указанное в (Деян.1:8). Он был свидетелем Иисуса и в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. «Край земли» - это Рим. Павел возглавил Римскую общину и был казнен при императоре Нероне. В Риме же был казнен и Петр, сменивший Павла.

В среде богословов можно встретить утверждение о якобы имевшем место разладе между апостолами, противостоянии Павла и Иерусалимских христиан, ассоциируемых с вечными врагами Павла – иудействующими. Подобная позиция, хотя и выглядит достаточно логичной, не имеет твердого обоснования в документах церковной истории и может рассматриваться лишь как одна из возможных реконструкций тех далеких событий. Например, представители Тюбингенской школы – авторы данной исторической концепции, посчитали полемику Павла с Симоном Волхвом, описанную в тенденциозном приключенческом романе «Псевдо-Климентины», относящемуся к раннему средневековью, полемикой Павла с Петром. Остальные аргументы не более убедительны, чем этот. Однако, как часто бывает, сомнительная гипотеза быстро была возведена чуть ли не в ранг догмата. Тюбингенская концепция раннехристианской истории давно уже была опровергнута на Западе, но в нашей стране, только недавно отошедшей от повального атеизма, богословская концепция, отвергнутая сотню лет назад, кажется вполне актуальной. Такое печальное положение обусловлено практически полным отсутствием серьезных исследований на русском языке, хотя в последнее время уже ощущается, что ситуация понемногу начинает меняться к лучшему.

Как умерли апостолы Христа?

Во-первых, это не столь важно, потому такой информации в Библии нет. Разве что из любопытства или в целом знать.

Во-вторых, все ученики Иисуса Христа умерли мученической смертью - за веру. Петр был распят вверх ногами, потому что отказался от чести умереть, как Иисус. По той же причине крест апостола Андрея был в форме буквы Х, оттого андреевский крест.

Павел был гражданином Рима, потому имел привелегию на быструю не мучительную смерть - ему отрубили голову. Апостол Иоанн единственный умер своей смертью. Уже в глубокой старости он написал все свои послания, потому его послания по времени - последние книги Библии. Его Евангелие - последнее. А последнюю книгу - Откровение, он написал в ссылке на острове (вернее островке) Патмос.

[от греч. ἀπόστολος - посланник, вестник], ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви.

История термина

В античной лит-ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской экспедиции, группы колонистов и т. п. Лишь Геродот (История. I 21.4; V 38. 8) и Иосиф Флавий (Иуд. древн. XVII 300) используют это слово в значении «посланник» применительно к конкретному должностному лицу. В религ. значении слово практически не встречается. Эпиктет , не употребляя само слово ἀπόστολος, говорит об идеальном философе-кинике как о посланнике (ἄγγελος или κατάσκοπος) Зевса и использует глагол ἀποστέλλω на правах общеупотребимого термина, приложимого к человеку, посланному Богом и облеченному правом проповеди (Беседы. 3. 22. 3; 4. 8. 31). Однако этот пример остается единственным случаем употребления понятия А. в религ. контексте, поэтому об институте посланников у киников и о к.-л. преемстве христ. институтом А. речи идти не может.

Собор 12 апостолов

Память Собора 12 апостолов под 30 июня (на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла) отмечена в большинстве месяцесловов. По Типикону Великой ц. в день памяти А. совершалась возглавляемая Патриархом лития в храме Апостолов в Орфанотрофии, где пелось их последование с тропарем на 50-м псалме и чтениями на литургии, что свидетельствует об особом почитании А. в К-поле. Южноиталийская редакция Студийского устава - Мессинский Типикон 1131 г. (Arranz . Typicon. P. 163) - указывает службу, аналогичную славословной, иные редакции Студийского устава - Евергетидский Типикон 1-й пол. XII в. (Дмитриевский . Описание. Т. 1. С. 466-467), Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. (ГИМ. Син. № 330. Л. 175 об., XII в.) - службу, аналогичную шестеричной, но без стихословия кафизм (в Студийском уставе это характерная черта праздничного богослужения), с заменой части текстов Октоиха (стихир на Господи воззвах и канона) текстами апостолам Петру и Павлу; по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 2. С. 692), и по Виолакиса Типикону , используемому ныне в греч. Церквах (Βιολάκης . Τυπικόν. Σ. 282; Δίπτυχα. 1999. Σ. 157-158), предписано совершать полиелейную службу.

Последование Собора 12 апостолов в греч. и рус. печатных Минеях дополнено текстами апостолов Петра и Павла, но в целом не изменилось со времени действия Студийского устава. Указанное последование состоит из канона Феофана 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ γεραίρω τοὺς σοφοὺς ̓Αποστόλους» (Почитаю мудрых апостолов Христовых), стихир на Господи воззвах 4-го гласа, кондака с икосом 2-го гласа, хвалитных стихир 4-го гласа, из к-рых 12 А. посвящены 3-я и 4-я. Все упомянутые тексты, кроме хвалитных стихир, известны по описанию, данному в Евергетидском и Мессинском Типиконах. В рус. печатных Минеях помещен др. кондак - « ». По студийским Минеям XII в. известно еще одно последование Собору 12 апостолов (Владимир (Филантропов) . Описание. С. 412); вероятно, именно оно вошло в рус. печатные Минеи, используемые ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 2. С. 495-513), и помещено после последования, общего с греч. печатными Минеями. В греч. рукописях сохранился анонимный канон Собору 12 апостолов без акростиха (Ταμεῖον. Ν 724. Σ. 235).

Собор 70 апостолов

Память Собора 70 апостолов редко встречается в древних месяцесловах (Сергий (Спасский) . Месяцеслов. Т. 2. С. 3). В богослужебной практике греч. Церквей (Μηναῖον. ̓Ιανουάριος. Σ. 60), а также по Типикону, используемому ныне в РПЦ (Типикон. Т. 1. С. 383), 4 янв. совершается служба Собора 70 апостолов и прп. Феоктиста Кукумского. Последование, помещенное в греч. и рус. печатных Минеях, включает в себя канон 4-го гласа с акростихом «Χριστοῦ μαθητὰς δευτέρους ἐπαινέσω» (Да восхвалю вторых [в отличие от первых 12.- Ред .] учеников Христовых) гимнографа Иосифа, имя к-рого вписано в тропари 9-й песни, кондака с икосом 2-го гласа и светильна. В Минеях, используемых ныне в РПЦ (Минея (МП). Июнь. Ч. 1. С. 122-143), кроме упомянутых текстов помещены недостающие тексты для бденной службы, а также еще 6 стихир на Господи воззвах, включенные в основной цикл стихир, и анонимный канон Собору 70 апостолов, имеющий отдельный тропарь каждому из А.

Октоих

Память А. является основной литургической темой четверга. Среди текстов четверга всех 8 гласов им посвящены 3 стихиры на Господи воззвах (1-й цикл стихир), первые 2 стиховные стихиры вечерни и утрени, седальны после стихословия кафизм, 1-й канон утрени, атрибутируемый Феофану, 2 тропаря на блаженнах . В богослужении четверга (при будничной службе) употребляются также не зависящие от текущего гласа тексты, содержащие упоминания А.: тропарь (), кондак () и эксапостиларий (). А. упоминаются также в прокимне и причастне литургии (Крашенинникова О . А . К истории формирования седмичных памятей Октоиха // БТ. Сб. 32. С. 260-268).

Помимо своих служб А. как непосредственные участники большинства евангельских событий упоминаются в гимнографии воскресных дней и праздников христологического цикла: Преображения - « » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), событий Страстной седмицы - « » (ирмос 5-й песни канона четверга), Воскресения - « » (3-я стихира на Господи воззвах в субботу вечера 7-го гласа), Вознесения - « » (4-я стихира на Господи воззвах великой вечерни), Пятидесятницы - « » (стихира на Господи воззвах малой вечерни). Подчеркивается участие А. в событии Успения Пресв. Богородицы: « » (светилен Успения).

Нек-рым из А. традиция приписывает авторство древних анафор и литургий ; части отдельных анафор (напр., литургии ап. Марка) могут действительно восходить ко времени А. В institutio и intercessio почти всех анафор говорится об А.: « »; « » (анафора литургии свт. Иоанна Златоуста). В память А. на проскомидии вынимается 3-я частица девятичинной просфоры - « » (чин проскомидии).

Идея апостольского преемства подчеркивается в чинах хиротоний : « » (Чиновник. Ч. 2. С. 21-22).

О. В. Венцель, М. С. Желтов

Иконография

Изображения А. известны с III-IV вв. В ранний период существовало неск. типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); нек-рые с ярко выраженными портретными чертами: ап. Петр - с короткими седыми волосами и бородой, ап. Павел - с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III - 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), ап. Андрей - с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494-519). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы к-рых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. А. стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

В период средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для мн. А.: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 550-565), ап. Иоанн Богослов в евангельских сюжетах - юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником сщмч. Прохором на о-ве Патмос, в единоличных иконах - старцем. Как правило, цвета одеяний А. традиционны, напр. синий хитон и охристый гиматий у ап. Петра, вишневый гиматий у ап. Павла.

Атрибутами А. являются свитки как образ христ. учения, у евангелистов - кодексы (иногда у всех А., как в капелле прп. Аполлония в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период - крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок - символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут ап. Петра, согласно евангельскому тексту,- ключи (Мф 16. 19) - появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения А. с предметами, к-рые упоминаются в евангельских чудесах, напр. с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)).

До запрещения символических изображений 82-м прав. Трул. собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (ц. Санта-Мария Маджоре в Риме, 432-440, ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549, рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Наиболее распространенным типом апостольских композиций является изображение 12 А., окружающих Христа, в основе к-рого лежит евангельская символика числа 12, связывающая ветхозаветные (12 патриархов, 12 колен Израилевых) и эсхатологические образы (12 врат Небесного Иерусалима). Ранняя иконография сцены (катакомбы Домитиллы, кон. III - сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сан-Надзаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии),- представлено 6 А.) восходит к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» - рельеф саркофага, 270 (Музеи Ватикана)). С IV в. эта композиция известна в росписях алтаря (конха апсиды ц. Сан-Лоренцо в Милане, IV в., ц. Санта-Пуденциана в Риме, 400). В рельефах саркофагов фигуры 12 А. могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в. Арль), попарно (саркофаг Проба из собора ап. Петра в Риме, 395), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из ц. св. Иоанна Студийского в К-поле, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла прп. Аполлония в Бауите (Египет), где изображено 14 А., VI в.) и Этимасия (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520).

С сер. IV в. получает распространение композиция «Traditio Legis» (Даяние закона), символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре - стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева - ап. Павел, справа - ап. Петр (мозаика ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 А. (саркофаг, ок. 400 (ц. Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток ап. Павлу (саркофаг из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в мозаике ц. Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

В кон. V-VI в. изображения 12 А. в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; ц. Сан-Витале в Равенне, ок. 547,- на арках алтарного свода; кафоликон мон-ря вмц. Екатерины на Синае, 565-566 - в апсиде; ц. Панагии Канакариас в Литрангоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,- на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 А.

В послеиконоборческий период в визант. искусстве складывается система храмовой декорации, в к-рой определенное место занимают изображения А. Фигуры в рост помещались в простенках барабана, в парусах - евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 А. изображались на предметах литургического обихода: фигуры в рост представлены на рельефах створок дверец Большого сиона (иерусалима) новгородского Софийского собора - серебряной дарохранительницы в виде модели храма-ротонды (1-я четв. XII в. НГОМЗ) и Большого сиона Успенского собора Московского Кремля (XII в., XIII в., 1485 г. ГММК); изображения украшают т. н. Малый саккос митр. Фотия (сер. XIV-XVII (?) в. ГММК); эмалевые дробницы с полуфигурами А. (8 медальонов) на епитрахили (кон. XIV - нач. XV в. СПГИХМЗ).

12 А., среди к-рых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к А. из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях «Успение Богоматери», «Страшный Суд», «Евхаристия». Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви. Состав А. в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 А. традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ к-рых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида ц. святых Космы и Дамиана, 526-530, триумфальная арка ц. Сан-Лоренцо фуори ле Мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. 56. Fol. 10, 586 г.)).

В миниатюрах нек-рых рукописей (см. Апостол) помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII-IX вв. появляются циклы деяний и страданий А. Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1-11, 13, 37-42), еще в VI в. в купольной мозаике ц. Св. апостолов в К-поле эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 А., проповедующие народам. Сцены страданий А. имеются в миниатюрах Слов Григория Богослова (Назианзина) (Paris. gr. 510), в мозаиках собора ц. Сан-Марко в Венеции, после 1200 г. История ап. Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо , ок. 1146-1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла - в росписи Спасо-Преображенского собора псковского Мирожского мон-ря , 40-е гг. XII в., цикл деяний А. находится в росписи ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую лит-ру. Таковы росписи ц. Богоматери мон-ря Матейче , близ Скопье (Македония), 1355-1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV-XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV-XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Ап. Матфей в житии», кон. XVII - нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона «Апостольская проповедь» мастера Феодора Евтихиева Зубова, 1660-1662 (ЯИАМЗ); икона, XVII в. (ГММК)).

В XVI-XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 А. включались изображения 70 А., помещавшиеся на склонах арок под сводами (Спасо-Преображенский собор в Ярославле, 1563, Архангельский собор Московского Кремля, 1564-1565, ц. Св. Троицы в Вязёмах (Московская обл.), ок. 1600, Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского мон-ря, 1689). Поверх хитона и гиматия на А. от 70 надет омофор - знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов.

Почитание А. выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (св. Апостолов в К-поле, VI в., Фессалонике, 1312-1315), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы ап. Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII - нач. ХIII в.).

Лит.: Крылов И . З . Жизнь 12 апостолов и сказания о прочих 70 апостолах и жития их. М., 1869; Троицкий М ., свящ . Апостол языков Павел и апостолы обрезания в их отношении друг к другу. Каз., 1894; Аквилонов Е . Новозаветное учение о Церкви: Опыт догматико-экзегетич. исслед. СПб., 1896; Димитрий (Самбикин), архиеп . Собор св. 70 апостолов (4 янв). Тверь, 1900-1902. Каз., 1906; Перов И . Послание Господа нашего Иисуса Христа 12 апостолов на проповедь // ВиР. 1900. № 5-7; Иннокентий Херсонский, свт . Жизнь святого апостола Павла // он же . Соч. СПб., 1901. М., 2000. Т. 2; Глубоковский Н . Н . Благовестие христианской свободы в Послании св. апостола Павла к Галатам. СПб., 1902. М., 1999р. С. 69-166; он же . Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу. СПб., 1905-1912. Т. 1-3; Богдашевский Д . И . О личности св. апостола Павла. К., 1904; Мышцын В . Устройство христианской Церкви в первые два века. Серг. П., 1906; Собор семидесяти апостолов. Каз., 1907; Лебедев В . И . По вопросу о происхождении первохристианской иерархии. Серг. П., 1907; Самарин Ф . Д . Первоначальная христианская церковь в Иерусалиме. М., 1908; Поснов М . Э . Евангелие Иисуса Христа и евангелие апостолов о Христе // ТКДА. 1911. № 3. С. 395-428; Фивейский М ., свящ . Евангелие от Матфея // Лопухин . Толковая Библия. Т. 8. С. 190-197; Vogelstein H . The Development of the Apostolate in Judaism and its Transformation in Christianity // Hebrew Union College Annual. 1925. Vol. 2. P. 99-125; Булгаков С ., прот . Свв. Петр и Иоанн: Два первоапостола. П., 1926. Минск, 1996; Gavin F . Shaliach and Apostolos // AnglTR. 1927. Vol. 9. P. 250-259; Rengstorf . ἀποστέλλω (πέμπω), ἐξαποστέλλω, ἀπόστολος, ψευδαπόστολος, ἀποστολή // ThWNT. Bd. 1. S. 397-447 [Библиогр.]; idem . μαθητής // Ibid. Bd. S. 415-459; Campenhausen H . F . von . Der urchristliche Apostelbegriff // Studia Theologica. 1947. Vol. 1. P. 96-130; Кассиан (Безобразов), еп . Христос и первое христианское поколение. П., 1933, 1992р; Benoit P . Les origines du symbole des Apôtres dans le Nouveau Testament // idem . Exégèse et théologie. P., 1952/1961. T. 2. P. 193-211. (Cogitatio fidei; 2); Kredel E . M . Der Apostelbegriff in der neueren Exegese: Hist.-krit. Darstellung // ZKTh. 1956. Bd. 78. S. 169-193, 257-305; Cerfaux L . Pour l"histoire du titre Apostolos dans le Nouveau Testament // RechSR. 1960. T. 48. P. 76-92; Klein G . Die Zwölf Apostel. Gött., 1961. (FRLANT; 77); Καραβιδόπουλος Ι . ῾Η ἀποστολική συνείδησις τοῦ Παύλου καί ἡ σχέσις αὐτοῦ πρός 12 ἀποστόλους // Γρηγόριος ὁ Παλαμάς. 1966. Τ. 49. Σ. 301-312; Riesenfeld H . Apostolos // RGG3. Bd. 2. Sp. 497-499; Bovon F . L"origine des récits concernant les apôtres // idem . L"œuvre de Luc: Études d"exégèse et de théologie. P., 1967/1987. P. 155-162. (Lectio divina; 130); Betz H . D . Nachfolge und Nachahmung Jesu Christi im Neuen Testament. Tüb., 1967. (BHT; 37); ̓Ιωαννίδης Βασ . Χ . ̓Απόστολοι // ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 1176-1182; Афанасьев Н ., протопр . Церковь Духа Святого. П., 1971; Jeremias J . Die Theologie des Neuen Testaments. Tl. 1: Die Verkündigung Jesu. B., 1971. S. 222-231 (рус. пер.: Иеремиас И . Богословие Нового Завета. Ч. 1: Провозвестие Иисуса. М., 1999); Hengel M . Die Ursprünge der christlichen Mission // NTS. 1971/1972. Bd. 18. S. 15-38; Brownrigg R . The Twelve Apostles. N. Y., 1974; Krik J . A . Apostleship since Rengstorf // NTS. 1974/1975. Vol. 21. P. 249-264; Agnew F . H . On the Origin of the Term Apostolos // CBQ. 1976. Vol. 38. P. 49-53; idem . The Origin of the New Testament Apostle-concept: A Review of Research // JBL. 1986. Vol. 105. P. 75-96; Πατρῶνος Γ . ῾Η Κλήσις τῶν μαθητῶν τοῦ ̓Ιησοῦ κατά τήν εὐαγγελικήν παράδοσιν ̓Ιωάννειον καί συνοπτικήν. ̓Αθῆναι, 1976; Θιλής Λ . Τό πρόβλημα τῶν ἐβδομήκοντα ἀποστόλων τοῦ Κυρίου. ̓Αθῆναι, 1977; Roloff J ., Blum G . G ., Mildenberger F ., Hartman S . S . Apostel/Apostolat/Apostolizität // TRE. Bd. 2-3. S. 430-481 [Библиогр.]; Brown S . Apostleship in the New Testament as an Historical and Theological Problem // NTS. 1984. Vol. 30. P. 474-480; Венедикт (Кантерс), иером . Учение Нового Завета об институте апостолов: Попытка раскрытия понятия апостольского преемства - ἀποστολικὴ διαδοχή: Курс. соч. / ЛДА. Л.; Афины, 1984; B ü hner J .-A . ̓Απόστολος // EWNT. Bd. 1. S. 342-351; Bernard J . Le Saliah: De Moise à Jesus Christ et de Jesus Christ aux Apôtres // La Vie de la Parole: De l"Ancien au Nouveau Testament: Études d"exégèse ... offertes à P. Grelot. P., 1987. P. 409-420; Kertelge K . Das Apostelamt des Paulus, sein Ursprung und seine Bedeutung // Grundthemen paulinischer Theologie. Freiburg i. Br.; W., 1991. S. 25-45; Мень А ., прот . Первые апостолы. М., 1998 [Библиогр.]; он же . Сын Человеческий. Брюссель, б. г. [Библиогр.].

Лит.: Ficker J . Die Darstellungen der Apostel in der altchristlichen Kunst. Lpz., 1887; Detzel . Bd. 2. S. 95-168; Mislivec J . Zivoty apostolu v byzantskem umeni: Dve studie z dejin byzantskem umeni. Praha, 1948; idem . Apostel // LCI. Bd. 1. Sp. 150-173; Mesarites N . Description of the Church of the Holy Apostles at Constantinople / Ed. G. Downey // Transactions of the American Philos. Soc. Phil., 1957. N. S. Vol. 47. Pt. 6. P. 875-877; Лазарев В . Н . Мозаики Софии Киевской. М., 1960. С. 83-88; Davis-Weyer G . Das Traditio-legis-Bild und seine Nachfolge // Munchner Jb. d. bildenden Kunst. 1961. Bd. 12. S. 7-45; DACL. Vol. 4. Col. 1451-1454; Aurenhammer H . Lexikon der christlichen Ikonographie. W., 1961. Lief. 3. S. 214-222; Wessel K . Apostel // RBK. Bd. 1. Sp. 227-239; Eleen L . Acts Illustration in Italy and Byzantium // DOP. 1977. Vol. 31. P. 255-278; Kessler H . L . The Meeting of Peter and Paul in Rome: An Emblematic Narrative of Spiritual Brotherhood // Ibid. 1987. Vol. 41. P. 265-275; Βασιλάκη Μ . Εικόνα με τον ασπασμό Πέτρου και Παύλου Συμπόσιο της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρεῖας. 1987. Τ. 23. Σ. 405-422; Давидов Темерински А . Циклус дела апостолских // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 165-177; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода. М., 1996. С. 50-56, 116-123.

Н. В. Квилидзе

В самом начале служения Иисуса произошло вот что, по описанию Луки: «Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем». Кто они, почему и для чего были выбраны именно они?

За Иисусом следовали толпы, особенно после того, как увидели Его чудеса. Он отобрал из этих сотен или даже тысяч всего двенадцать человек, которые ничем не выделялись – ни образованием, ни родом занятий, ни даже какой-то особенной духовной прозорливостью – евангелисты постоянно рассказывают, сколь многого они не понимали, как часто думали о своем, а не о том, что говорил им Иисус.

Иоанн, правда, приводит один рассказ о том, как после некоторой проповеди (к тому же безо всяких чудес) народ начал расходиться… Одно дело – любоваться чудесами, а совсем другое – следование за Учителем и в те дни, когда никаких особых зрелищ и не было. «Тогда Иисус сказал двенадцати: “Не хотите ли и вы отойти?” Симон Петр отвечал Ему: “Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго”». Может быть, Он заметил в них это стремление к Истине, эту готовность быть с ней до конца… Да, они были крайне далеки от совершенства, один из них (Иуда Искариот) и вовсе предаст Его. Но шанс был дан и Ему, значит, мы вправе предположить, что этот самый главный и самый страшный выбор своей жизни он сделал позднее.

Само греческое слово апостолос означает «вестник, посланник». Так могли назвать гонца, отправленного с вестью в другой город, или даже посла, которого царь посылает вести переговоры от его имени. Столь почетное звание досталось совсем простым людям, большинство из них было рыбаками из Галилеи! Христос избрал этих людей и отправил на проповедь еще прежде Своего распятия и воскресения, когда, казалось бы, они совсем не были к этому готовы. Учиться всему им приходилось по ходу дела, и тут неизбежны были и ошибки, и сомнения. Число двенадцать было еще и символическим, оно означало полноту: именно столько насчитывалось «колен», то есть племен в израильском народе.

Когда один из двенадцати, Иуда Искариот, оказался предателем, апостолы решили избрать на освободившееся место по жребию еще одного человека из числа учеников «второго ряда» (им оказался некто Матфий); постепенно к двенадцати апостолам добавились и другие, числом семьдесят. Не все из них были знакомы со Христом во время Его земного служения, но их проповедь и сама жизнь вполне следовали тому образцу, который показали первые апостолы.

Вообще Писание мало рассказывает о большинстве апостолов, в основном мы узнаем об их судьбе из Предания – например, из их житий, которые, конечно, не всегда могут быть фактически точны в деталях. И все же в Библии есть одна книга, которая посвящена им – это Деяния апостолов. Она говорит в основном о Петре и Павле, хотя упоминает и других апостолов. Но самое главное, что она оказывает нам на этих немногочисленных примерах основные принципы апостольской проповеди и самой жизни учеников Христа.

Проповедь стала ответом на призыв Иисуса «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам» (этими словами заканчивает свое Евангелие Матфей) – по сути, это было единственное конкретное задание, которое Он им оставил.

Да, но как это сделать? Книга Деяний с самого начала приводит и другие слова Христа: «вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» В этих кратких словах изложена вся суть апостольского миссионерства: действовать будут они сами, но сила проповеди будет заключаться не в их собственных умениях или выдающихся достижениях, а в Духе, Которого они примут – но и Дух будет действовать именно через них. Проповедь начнется в самом священном городе, она будет обращена прежде всего к своим (иудеям), но ими не ограничится. Сначала апостолы пойдут к соседним народам (самарянам), а потом доберутся и до стран, о которых еще ничего не слышали.

Но самые главные слова – «будете Мне свидетелями». Суть проповеди будет заключаться в свидетельстве о Христе, и свидетельстве не только словесном. Вся их жизнь будет отныне показывать людям, что нового принес в мир Христос и что значит быть его учеником. Не случайно это слово, «свидетель» (по-гречески мартис ), стало впоследствии обозначать мученика – того, кто готов принять мучительную смерть, если только так сможет он явить людям Христа.

Тогда, около двух тысяч лет назад, апостолы предлагали людям новое учение, писали историю Церкви с чистого листа – сегодня так уже не получится, христианство воспринимается как нечто давно и хорошо известное. К тому же мы сегодня оказались хранителями огромного исторического и культурного наследия, оно привлекает людей само по себе, и нередко возникает желание говорить именно о нем, а не о Христе. Апостолы путешествовали налегке, без всего этого багажа… или всё-таки со своим багажом? Они приходили к иудеям, ожидавшим прихода Мессии – а потом и к эллинам, среди которых эти иудеи жили (судя по всему, первыми тут были не язычники, а прозелиты, принявшие веру в Единого и потому уже знакомые с религией Израиля). Апостолы говорили на языке людей того времени, отвечали на их сомнения и вопросы, говорили о том, что исполнились их давние ожидания, и потому они были услышаны.

Собственно, они сначала и не отправлялись ни в какие миссионерские поездки. Они просто собирались вместе: не только молились, но и жили единой общиной. И в день Пятидесятницы на них сошел Дух, и все, кто собрались из разных стран на праздник в Иерусалим, услышали, как апостолы говорят на их родных языках. Одни прислушались и задумались, другие сочли апостолов пьяными, но в любом случае именно это событие стало подлинным началом миссии. Община жила подлинной христианской жизнью, и она испытала воздействие Духа – и это не осталось незамеченным. Теперь надо было объяснить людям, что же такого особенного было в этой общине.

Речь Петра во второй главе Деяний – краткое изложение проповеди, которую апостолы несли своим собратьям, народу Израиля. Апостол начинает с ветхозаветного пророчества и показывает, что оно сбылось здесь и сейчас. Затем он говорит только об одном: о Христе. Удивительно, если задуматься! Люди были привлечены чудом, они заинтересовались общиной – и как легко можно было начать им объяснять правила поведения, учить молитвам, и т.д. Но они, как чистое оконное стекло, не приковывали взглядов к себе, но позволяли увидеть Главное.

Проповедь имела огромный успех: «охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч. И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах». Обращение стало началом их церковной жизни, и в этой жизни апостолы стали для обращенных наставниками, но книга упоминает об этом мимоходом, не уточняя, как именно всё это происходило. Она только подчеркивает, что первые христиане жили единой общиной, не только молились сообща, но и «были вместе и имели всё общее». Именно этот идеал впоследствии возьмут на вооружение коммунисты, отбросив веру как нечто лишнее.

Формы церковной жизни для автора книги второстепенны: это всё как-то устроится при содействии Духа, а как именно, не слишком важно. Не говоря ничего о богослужении, аскетике и прочих вещах, которые мы сегодня считаем первостепенными, автор книги апостол Лука (ведь и он состоял в этой общине!) рассказывает прежде всего о социальном служении: как верующие продавали свое имущество и делили его меж собой, как была организована ежедневная раздача пищи неимущим. Именно для этого были впервые поставлены диаконы – тогда это слово означало, по сути, социального работника.

Наверное, если бы апостолы просто говорили, их проповедь не имела бы такого успеха. Они показывали действенный пример совершенно иной жизни – и люди хотели стать частью такой общины. Не удивительно, что духовные и политические вожди Иудеи увидели в этой общине вызов собственному благополучию и авторитету. Сначала они пытались с апостолами договориться, пусть и с позиции силы: живите себе как хотите, уж это ладно, только о Христе остальным ничего не говорите. Апостолы ответили: «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Они не обличали первосвященников, фарисеев и книжников за их грехи, не боролись с ними за власть – они просто отстаивали право быть собой и нести свое учение людям, не прибегая к насилию и бесчинству.

Тогда насилие было применено к ним: мы читаем о тюрьмах и казнях, о преследованиях, которые порой заставляли апостолов разойтись по окрестным городам, но это лишь означало, что пространство проповеди расширялось. А один из самых яростных гонителей по имени Савл сам обратился в новую веру, приняв имя Павел.

Но его история – это особый предмет, а мы в следующих публикациях поговорим об отдельных апостолах из числа двенадцати в том порядке, в котором они упомянуты у Луки.

Споры всегда были неотъемлемой частью человеческой жизни. Люди спорили устно, письменно, позже — печатно, газетно, журнально, а сегодня любой возникший в обществе спор приобретает колоссальный размах и накал благодаря Интернету. И о таких вещах, как культура дискуссии, примат аргументов над эмоциями, корректное поведение по отношению к оппоненту, уважение к нему и т. д., — остается только мечтать или же вспоминать. Эпоха, которая досталась нам, сложна, трудна и очень конфликтна: и в мире, и в нашей стране активно действуют сегодня самые разные, полярно направленные общественные силы и движения, сталкиваются несовместимые интересы, непримиримые противники отстаивают свои позиции. Как часто дискуссия заканчивается потоком взаимных оскорблений и разрывом добрых отношений. Как часто в спорах подобного рода не рождается истина, а умирает любовь. Как этого избежать? Как научиться спорить без ненависти, без агрессии и ожесточения? Как прервать обмен гневными репликами и вернуться к подлинному диалогу?

Вопросы о спорах и о нашем возможном участии в них мы задали Епископу Покровскому и Николаевскому Пахомию (Брускову).

— Владыка, может быть, православному христианину лучше совсем не участвовать в обсуждении горячих тем, связанных с общественно-политической жизнью, дабы сохранить мир в душе? Но что делать, если чувство справедливости и гражданский долг требуют вмешательства и отстаивания своей точки зрения?

— Православный христианин во всем, что он делает, должен руководствоваться главным авторитетом — словом Божиим. Как говорит святитель Игнатий Брянчанинов, нужно настолько хорошо изучить Священное Писание, чтобы ум все время как бы «плавал» в нем. Каждую жизненную ситуацию мы должны уметь сопоставить с тем, что говорит по этому поводу Евангелие, и принять слова апостолов и Самого Господа как руководство к действию.

Давайте посмотрим, что думает о спорах апостол Павел. Он пишет, что надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные (1 Кор. 11, 19). Ведь неслучайно говорят, что в споре рождается истина. Избежать споров невозможно, но нужно следить за тем, чтобы спор не перерос в ссору.

Политика — это часть жизни общества, поэтому быть абсолютно равнодушным к политике, наверное, невозможно. Особенно трудно избежать подобных разговоров мужчинам, потому что во все времена политика была уделом мужской части общества, а икономия, то есть искусство управления домом, оставалась женской обязанностью. Нет ничего греховного в том, что люди имеют разные мнения по тому или иному вопросу. В конце концов, мы живем в демократическом, свободном государстве.

Но, к сожалению, часто дискуссии на политические темы становятся причиной серьезных конфликтов не только в обществе, но и внутри семьи, между близкими людьми. В подобных случаях нужно уметь вовремя остановиться, следуя совету преподобного Амвросия Оптинского, который говорил: «Кто уступает, тот больше приобретает!».

— Но подчас ведь и обсуждение чисто церковных вопросов — о частоте исповеди, о подготовке к Причастию, о церковном браке — тоже приводит к взаимным обвинениям, проходит далеко не в христианском тоне. Почему такое происходит? И нужно ли обсуждать эти проблемы публично, например в социальных сетях, где каждый человек, даже очень далекий от Церкви, может высказать свое мнение?

— Та проблема, о которой Вы говорите, — это бич современного общества: мы слишком дорожим своим мнением, слишком громко заявляем о своих правах, забывая при этом об обязанностях. Церковная жизнь предполагает, что человек, который встал на путь покаяния, прежде всего должен увидеть свои собственные недостатки. Для верующего христианина очень важно послушание, которое «паче поста и молитвы». Большинство наших сегодняшних прихожан пришли в Церковь относительно недавно, поэтому часто их представления о Церкви далеки от истины или приблизительны. Для того чтобы человек вошел в жизнь Церкви, чтобы Господь послал ему ясное понимание происходящего там, нужны годы. Поэтому для православного христианина очень важно научиться слышать своего брата и слушаться наставников, смиряться, понимать противоположную точку зрения.

Что касается обсуждений в Интернете… Очень часто эти обсуждения состоят в том, что чисто церковные и при этом весьма непростые проблемы пытаются разбирать люди, далекие от Православной Церкви. Они, конечно, имеют на это право. Но, с другой стороны, что они могут предложить?

Ведь в споре важно не просто зафиксировать то или иное неправильное положение вещей, а предложить свое решение проблемы; не осуждать людей за то, что они что-то делают не так, а подсказать, как поступить правильно.

Многие, осуждая Церковь, говорят, что, если бы Церковь была другой, они бы стали ходить в храм, а пока, увы… Я считаю, что это в корне неправильный подход к проблеме. Те, кто так говорят, просто ничего не понимают в том, о чем пытаются судить. Если ты действительно радеешь о чистоте церковной жизни, приходи в Церковь и возьми ее проблемы на себя. А смеяться над болезнями Церкви — это всё равно, что осмеивать больную мать, вместо того чтобы позаботиться о ней, об ее исцелении.

Сейчас в церковной дискуссии, к сожалению, преобладают громкие споры, крики, шум и прочие безобразия. Но как мало среди наших прихожан тех, на кого священник мог бы положиться в разрешении даже самых элементарных вопросов, касающихся приходской жизни!

И уж совсем недопустимо внутрицерковные проблемы выносить на суд людей, ничего не знающих о Церкви. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам описывает ситуацию, когда в церкви начались какие-то споры между прихожанами, и эти споры стали предметом судебного разбирательства язычников, людей, ничего не понимающих в устроении церковной жизни: А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? Но брат с братом судится, и притом перед неверными. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? (1 Кор. 6, 4-7).

То, что апостол говорит о суде, вполне можно отнести и к проблеме церковной дискуссии: если уж мы спорим внутри Церкви, то, наверное, и у нас должны находиться «разумные», которые могли бы рассудить братьев. А в некоторых случаях братья могли бы и смириться.

— Как дать тому или иному мнению или поступку четкую нравственную оценку, не впадая в грех осуждения?

— В подобных ситуациях мы, опять-таки, должны руководствоваться словом Божиим, апеллировать к Евангельским заповедям. Если Господь прямо говорит, что, например, убийство — это грех, то это и есть грех. Грехи, которые прямо называются грехами в Писании, всегда будут таковыми. Здесь просто нечего обсуждать. Современное толерантное общество сколько угодно может называть грех свободой или другими высокими словами, однако грех останется грехом, и мы должны это признать. Но, по словам преподобного аввы Дорофея, очень важно каждому христианину трезвиться и, говоря что-то о ком-либо, не осуждать жизнь человека, но только его поступок. Одно дело, если мы скажем, что человек впал в грех блуда. И совсем другое, если мы скажем, что человек блудник. В первом случае мы осудили его конкретный поступок, во втором — всю его жизнь. А ведь никто не знает, почему человек впал в этот грех! Да, он поступил неправильно, но ведь Господь неслучайно говорит тем, кто осудил женщину, взятую в прелюбодеянии: кто из вас без греха, первый брось на нее камень (Ин. 8, 7).

Да, конечно, мы должны давать четкую нравственную оценку тем или иным событиям, но нужно это делать аккуратно, чтобы не оттолкнуть кающегося грешника, а дать ему надежду на покаяние. Любой священник знает, что, приходя на исповедь, особенно впервые, люди имеют самый разный духовный настрой. Один начинает изменяться буквально от «прикосновения». А другой тверд, как адамант. Что бы ты ему ни говорил, всё от него отскакивает, как будто душа его сделана из камня. И к каждому из этих людей нужно найти подход. Кто-то нуждается в строгом обличении, может быть, на него нужно даже наложить епитимью. А кого-то нужно поддержать, утешить.

Да, Церковь имеет власть давать нравственную оценку жизни общества, хотя обществу это очень не нравится. Посмотрите, все скандалы, будоражащие Интернет и медиапространство, так или иначе, сводятся к вопросу: а кто вы такие и почему вы нас судите? В самых разных антицерковных высказываниях прослеживается одна мысль: мы имеем право жить так, как хотим. Церковь же на это отвечает: да, безусловно, вы имеете на это право. Но одно дело — личная жизнь и совсем другое — когда явно греховный поступок, осуждаемый Господом, выносится на всеобщее обсуждение и становится примером для подражания, соблазном для подрастающего поколения. Здесь Церковь не может молчать. Она должна возвысить свой голос и говорить о тех общественных пороках, которые требуют исправления. Конечно, Церковь не судит этих конкретных людей, и никто не утверждает, что мы сами — православные христиане — без греха. Но это не значит, что мы должны забыть о различии между добром и злом.

— Сейчас, как и всегда, очень модно критиковать власть, начальство. Но нет власти не от Бога (Рим. 13, 1). Может ли православный христианин критиковать власть в каких-то аспектах? Может ли он быть в политической оппозиции, например состоять в оппозиционной партии?

— Вы совершенно правы, в России принято критиковать власть. Как писал Пушкин в «Борисе Годунове», «Живая власть для черни ненавистна, / Они любить умеют только мертвых». Наше общество впадает в крайности: либо обожает власть и превращает общение между обществом и властью в культ, либо относится к власти с пренебрежением, с осуждением, которое, может быть, ни на чем не основано. Спросишь человека: «За что ты ненавидишь власть?» — и услышишь ответ, что все чиновники воры, обманщики и негодяи. Такой подход в корне неверен. Я лично знаю многих людей во власти, которые трудятся и стараются изменить наше общество к лучшему. Во власти, как и в любой сфере деятельности, всё зависит не от положения человека, а от его внутреннего состояния, от его сердца, от его души. Человек неравнодушный, стремящийся к общественному благу, найдет возможность принести пользу обществу и будучи рядовым его членом, и обладая определенной властью и влиянием.

Можно ли православному христианину быть в оппозиции? Да, конечно, мы живем в свободном государстве, поэтому любой человек имеет полное право думать иначе, чем думает, например, его сосед или его руководитель. Критиковать руководство совсем не возбраняется, но наша критика должна быть конструктивной. Если мы недовольны неким положением вещей, мы должны предложить альтернативу. К сожалению, часто мы наблюдаем обратную ситуацию. Например, политики-оппозиционеры бесконечно критикуют власть, но ничего не предлагают взамен.

Мы должны избегать огульного осуждения и следить за тем делом, которое нам поручено. А ведь часто бывает так, что тот, кто больше всех осуждает, сам ничего толком сделать не может. И в том деле, за которое отвечает лично он, неразберихи еще больше, чем в той области, которую он критикует.

— Может ли православный христианин участвовать в протестных акциях, подписывать протестные петиции, посещать митинги?

Православная Церковь не запрещает человеку жить активной общественной жизнью, заниматься политикой или бизнесом. Главным критерием должна для нас стать совесть. В нашей жизни встречаются достаточно сложные ситуации, когда мы вынуждены принимать непростые решения. Но мы не должны, видя какие-то общественные нестроения, автоматически принимать сторону протестующих, как это часто происходит на митингах. Нужно задуматься, быть может, истина посредине?

Вспомним нашу недавнюю историю — начало XX века, когда, по известному выражению, целились в царя, а попали в Россию. Похожая ситуация сложилась в конце 80‑х годов XX века. Да, действительно, тогда в государстве были большие проблемы, связанные в том числе и с руководством. Многие были не просто не согласны с доктриной коммунистической партии, которая тогда была партией власти, но понимали, что она преступна, что на ней кровь невинных!

Представляете, какое количество людей прошло через репрессии и лагеря? Сколько человек отдали свою жизнь во время Гражданской войны? Эти жертвы нельзя принять как должные, нельзя согласиться с тем, что они были обоснованны и необходимы, как говорят сегодня «певцы» советского ренессанса и «православного сталинизма». Эти высказывания и смешны, и абсурдны.

И всё же то, что мы получили в результате падения коммунистического режима, — развал и хаос в обществе и в сознании людей — это явно не то, на что рассчитывали борцы с коммунизмом. К сожалению, в нашей стране не удается проводить реформы плавно и последовательно. А хорошо бы нам начать учиться на ошибках прошлого и не разорять порядок в стране собственными руками.

Можно быть несогласным, можно подписать ту или иную петицию, но, прежде чем принять участие в протестной акции, нужно хорошо подумать и обязательно помолиться, а может быть, спросить у знающих людей, стоит ли это делать?

Мир лукав. Часто в протестных акциях декларируются совсем не те цели, которые реально стоят перед их устроителями. В этом водовороте страстей и амбиций очень легко оказаться разменной монетой, а то и пушечным мясом.

Многие обличители говорят, по сути, правильные вещи о борьбе с коррупцией, но предлагают такой метод борьбы с этим пороком, который, как нетрудно догадаться, зная историю, может привести к худшим последствиям.

— Сегодня мы часто сталкиваемся и в медиасреде, и в личном общении с резкой критикой в адрес Церкви. Как мы должны поступать в подобной ситуации: промолчать, чтобы не усугублять конфликт, или отреагировать на критику?

— Я думаю, что в первую очередь мы должны внимательно рассмотреть именно ту, конкретную ситуацию, которая стала поводом для критики. Например, человек говорит, что все священники — непорядочные люди. Ну и как на подобную критику можно отреагировать? Нужно разобраться, о каком конкретном священнике идет речь и чем конкретно он вызвал неудовольствие вашего оппонента.

Говорят, например, а почему у вас все ездят на иномарках, откуда у Церкви такие деньги? Опять же, какие конкретные батюшки? Например, в моей епархии ни один священник на дорогой иномарке не ездит, и ни одного из них я не могу обвинить в нечистоплотности, потому что большинство из них живет очень бедно и несет свое служение самоотверженно и искренне. Но, что интересно, добрые примеры (которых намного больше, чем дурных) не вызывают у наших оппонентов восхищения и желания подражать. И в этом видны предвзятость и несправедливость таких критиков.

Но если обличитель церковных недостатков приведет конкретный пример, то с ним можно в чем-то и согласиться.

А иногда нам действительно лучше промолчать и помолиться о том, кто проявляет нездоровое рвение в обличении несуществующих пороков. Такого человека нужно искренне пожалеть, потому что его душа находится в адской бездне.

И всегда нужно помнить, что дискуссия возможна лишь тогда, когда два человека готовы не только говорить, но и слушать друг друга. В противном случае спор бесполезен.

Журнал «Православие и современность» № 35 (51)