Принцип суверенного равенства государств. Государства как основные субъекты международного права

Является исходным началом международного права, объединяет в себе два важных свойства: суверенитет и равенство с другими государствами. Данный принцип предполагает, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, каждое государство имеет право свободно выбирать свои политические, экономические и социальные системы, каждое государство обязано полностью и добровольно выполнять свои международные обязательства.

2. Принцип неприменения силы или угрозы применения силы . Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности и политической независимости других государств.

3. Принцип невмешательства во внутренние дела других государств . Ни одно государство или группа государств не имеют права вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние дела других государств. Ни одно государство не вправе содействовать применению или поощрять такие меры, которые направлены на подчинение одного государства другому государству.

4. Принцип мирного разрешения международных споров . Согласно данному принципу государства обязаны разрешать возникающие между ними споры исключительно мирными средствами, с тем чтобы не подвергать угрозе мир и международную безопасность.

5. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств .

6. Принцип международного сотрудничества государств . Государства обязаны независимо от различия в их политических и экономических системах сотрудничать друг с другом в целях поддержания международного мира и безопасности, содействовать экономическому прогрессу в мире.

7. Принцип равноправия и самоопределения народов . Все народы имеют право свободно определять свой политической статус, осуществлять свое экономическое и культурное развитие, свободно принимать решения по созданию своего государства.

8. Принцип территориальной целостности государств . Государства должны отказаться от насильственного расчленения территории других государств, отделения каких-либо ее частей, а также право каждого государства свободно распоряжаться своей территорией.

9. Принцип нерушимости государственных границ. Государства должны отказаться от каких-либо территориальных претензий и согласиться с существующим территориальным распределением в мире.

10. Принцип уважения прав и свобод человека .

Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.

В систему международного права входят , с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.

Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:

1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;

2) нормы международного права , являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;

3) общие для международного права институты , представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;

4) отрасли международного права , которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.

Классифицировать отрасли международного права можно по различным основаниям . Отрасли в международном праве можно выделять как по основаниям принятым во внутригосударственном праве, так и по специфическим основаниям международно-правового характера. К общепризнанным отраслям международного права относят право международных договоров, право внешних сношений, право международных организаций, право международной безопасности, международное морское право, международное космическое право, международное право по охране окружающей среды, международное гуманитарное право.

В отрасль международного права могут входить подотрасли , если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.

Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.

Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.

Различное сочетание данных элементов образует отрасли международного права.

Международное право и внутригосударственное право не существуют изолированно друг от друга. На нормотворческую деятельность в международном праве оказывают влияние национальные правовые системы. Международное право, в свою очередь, влияет на внутригосударственное законодательство. В некоторых странах международное право является составной частью национального законодательства. Так, согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». В законах многих государств устанавливается, что в случае расхождений между положениями закона и между народными обязательствами преимущественную силу имеют международные обязательства.


Похожая информация.


Может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что в обобщенном виде отражено в ст. 2 Устава ООН – «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в уставах международных организаций системы ООН, в уставах подавляющего большинства региональных международных организаций, многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций. С наибольшей полнотой принцип отражен в Декларации о принципах международного права , касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств – участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для Новой Европы 1990 г.

Социальное назначение принципа состоит в обеспечении юридически равного участия в международных отношениях всех государств независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства обязались не только соблюдать принцип суверенного равенства, но и уважать права, присущие суверенитету, т. е. в своих взаимных отношениях государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами. К числу элементов принципа суверенного равенства относится право государств принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров , включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

В настоящее время государства все чаще передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. Происходит это по разным причинам, в том числе в связи с возрастанием числа глобальных проблем, расширением сфер международного сотрудничества и увеличением количества объектов международно-правового регулирования.

Принцип суверенного равенства государств (равноправия) – закрепление основной особенности международного права, наличие у его основных субъектов качества суверенитета, и в силу этого их юридическое равенство независимо от времени возникновения, территориальных, демографических, экономических либо иных факторов.

Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН, п.1 ст. 2 которого гласит: "Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов".

Толкование этого принципа дается во многих международных документах, прежде всего в Декларации о принципах международного права 1970 г. и в Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г., где он стоит на первом месте.

В современном международном праве содержание принципа суверенного равенства государств расширилось. Оно включает следующие положения:

а) каждое государство обязано уважать суверенитет других государств;

б) каждое государство обязано уважать территориальную целостность и политическую независимость других государств;

в) каждое государство вправе свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;

г) все государства юридически равны. Они имеют одинаковые права и обязанности как члены международного сообщества независимо от различий их экономических, социальных, политических систем;

д) каждое государство является субъектом международного права с момента возникновения;

е) каждое государство имеет право участвовать в разрешении международных вопросов, так или иначе затрагивающих его интересы;

ж) каждое государство обладает на международных конференциях и в международных организациях одним голосом;

з) государства создают нормы международного права путем соглашения на равноправной основе. Никакая группа государств не может навязывать другим государствам созданные ею международно-правовые нормы.

Естественно, что юридическое равенство субъектов международного права не означает их фактического равенства. Между принципом суверенного равенства государств и их фактическим неравенством есть определенное противоречие. Это противоречие с точки зрения принципов демократизма особенно резко проявляется на международных конференциях и в международных организациях, где государства с небольшим населением и государства, население которых в тысячу раз больше, имеют каждое один голос. И тем не менее принцип суверенного равенства государств представляет собой один из краеугольных камней всей международной системы и стоит на первом месте среди принципов Устава ООН.

Поскольку существование самостоятельных государств продолжает оставаться закономерностью общественного развития, принцип их суверенного равенства выступает как одно из проявлений этой закономерности. Он направлен на обеспечение свободного развития каждого государства, против политики диктата и подчинения и служит щитом для малых государств. Рассматриваемый принцип обеспечивает равное участие каждого государства в решении международных дел.

Одновременно принцип суверенного равенства является гарантией для крупных государств, защищая от навязывания им воли малых государств, имеющих численное превосходство в современных общих международных организациях.

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание международного правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику. Суверенное равенство государств составляет основу современных международных отношений, что закреплено в п. 1 ст. 2 Устава ООН, который гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов».

Данный принцип закреплен в качестве основополагающего также в уставах международных организаций системы ООН, в учредительных документах (уставах) подавляющего большинства региональных международных организаций, в многосторонних и двусторонних соглашениях государств и международных организаций, в правовых актах международных организаций.

В современном международном праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Основное социальное назначение принципа суверенного равенства заключается в обеспечении равноправного участия в международных отношениях всех государств, независимо от различий экономического, социального, политического или иного характера. Поскольку государства являются равноправными участниками международного общения, все они обладают принципиально одинаковыми правами и обязанностями.

В соответствии с Декларацией о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;

3) каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;

4) территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;

5) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы;



6) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ государства приняли на себя обязательства не только соблюдать принцип суверенного равенства, как он изложен в Уставе ООН и Декларации 1970 г., но и уважать права, присущие суверенитету. Таким образом, в отношениях между собой государства должны уважать различия в историческом и социально-политическом развитии, разнообразие позиций и взглядов, внутренние законы и административные правила, право определять и осуществлять по своему усмотрению и согласно международному праву отношения с другими государствами, право принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками двусторонних и многосторонних договоров, включая союзные договоры, а также право на нейтралитет.

Вместе с этим необходимо отметить, что юридическое равенство государств не означает их фактического равенства, что учитывается в реальных международных отношениях. Один из примеров этого различия - в статусе постоянных и непостоянных членов Совета Безопасности ООН.

Суверенитет является неотъемлемым свойством государства. Таким образом, никакое государство, группа государств или международная организация не могут навязывать созданные ими нормы международного права другим государствам. Включение субъекта международного права в любую систему правоотношений может осуществляться только на основе добровольности.

В настоящее время наблюдается следующая тенденция: государства передают часть своих полномочий, которые ранее считались неотъемлемыми атрибутами государственного суверенитета, в пользу создаваемых ими международных организаций. К примеру, в ряде международных организаций государства-учредители отошли от используемого ранее принципа формального равенства при голосовании (одна страна - один голос) и приняли метод так называемого взвешенного голосования, в соответствии с которым количество голосов, которым обладает страна, зависит от размера ее взноса в бюджет организации и иных обстоятельств.



В вышеупомянутой Декларации о принципах международного права 1970 г. подчеркивается, что при истолковании и применении изложенных в ней принципов они являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других. Так, между принципом суверенного равенства государств и их обязанностью не вмешиваться в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию, существует тесная связь. Понятие внутренней компетенции государства в теории вызывает споры, поскольку оно зависит от уровня развития международных отношений. В настоящее время принято соотносить внутреннюю компетенцию с международными обязательствами каждого конкретного государства.

Суверенитет как основное свойство, присущее государству, не означает полной независимости государств или тем более их изолированности, поскольку они живут и сосуществуют во взаимосвязанном мире, следовательно, говорить об абсолютном, ничем не ограниченном суверенитете нелогично.

8. Принцип неприменения силы или угрозы силой. Определения: агрессия, агрессивное намерение, вооруженная интервенция, мирная блокада?

Впервые принцип неприменения силы или угрозы силой был провозглашен в Уставе ООН. Пункт 4 ст. 2 Устава гласит: «Все члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций».

запрещаются:

Запрещение оккупации территории другого государства в нарушение норм международного права;

Запрещение репрессалий с применением вооруженной силы (например, «мирная блокада» - блокирование портов другого государства вооруженными силами в мирное время);

Предоставление государством своей территории другому государству, которое использует эту территорию для агрессии против третьего государства;

Организация или поощрение организации иррегулярных сил (т. е. не имеющих постоянной организации, твердой системы комплектования и прохождения службы) или вооруженных банд, в том числе наемничество;

Организация, подстрекательство, оказание помощи, или участие в актах гражданской войны, террористических актах в другом государстве или потворствование подобной деятельности в пределах собственной территории, направленное на совершение таких актов, в том случае, когда упомянутые акты связаны с угрозой силой или ее применением;

Насильственные действия, лишающие народы права на самоопределение;

Применение силы или угрозы силой в качестве средства разрешения международных споров о территории и границах, а также с целью нарушения границ;

Любые иные действия, представляющие собой угрозу силой или применение силы против другого государства.

Агрессия – преступление против мира и безопасности человечества, влекущее международную ответственность.

Квалифицировать акт как агрессию может только Совет Безопасности ООН. Для этого – критерии противоправности – принцип первости (применение первым вооруженной силы), серьёзность намерения.

АГРЕССИВНОЕ НАМЕРЕНИЕ - в международном праве один из критериев, учитываемых Советом Безопасности ООН при определении существования акта агрессии в конкретной ситуации. Констатируя акт агрессии, Совет Безопасности выясняет наличие в первоначально начатых действиях государства намерений агрессивного характера, как, напр., стремления к аннексии территории с применением силы, военной оккупации территории другого государства и т. д.

Интервенция

(позднелат. interventio - вмешательство, от лат. intervenio - прихожу, вмешиваюсь) в международном праве вмешательство одного государства во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами. Современное международное право запрещает И. и рассматривает её как международный Деликт. В соответствии с принципом невмешательства никакое государство (или группа государств) не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине в дела другого государства, поэтому вооружённое вмешательство и все другие формы вмешательства или угрозы вмешательства, направленные против политической независимости или территориальной неприкосновенности любого государства, являются нарушением международного права.

«мирная блокада» - блокирование портов другого государства вооруженными силами в мирное время

Устав ООН регламентирует два случая законного применения вооруженной силы:

1.Ст. 51 Устава - самооборона в случае вооруженного нападения на государство. Исключается применение вооруженной силы в случаях, если к государству применяются меры экономического или политического характера - должен соблюдаться принцип соразмерности.

2.Ст.ст. 39 и 42 Устава - по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии.

9.Принцип мирного разрешения международных споров. Перечислите способы мирного разрешения международных споров?

Был впервые зафиксирован в Парижском пакте об отказе от войны 1928 г. (пакт Бриана - Келлога) в ст. 2, где стороны признали, что урегулирование или разрешение всех разногласий или конфликтов, независимо от характера их происхождения, должно осуществляться только мирными средствами.

С принципом неприменения силы самым тесным образом связан принцип мирного разрешения международных споров.

Принцип мирного разрешения споров означает обязанность государств решать все возникающие между ними споры и конфликты исключительно мирными средствами. При этом не играет роли, угрожает спор международному миру и безопасности или нет. Всякий спор между государствами независимо от того, глобальный он или региональный, затрагивает он жизненные интересы государства или второстепенные, угрожает международному миру и безопасности или не угрожает, подлежит только мирному разрешению.

В то же время Устав ООН оставляет за государствами свободу выбора мирных средств в решении конкретного спора.

Для претворения в жизнь этого принципа и повышения его эффективности в рамках Хельсинкского процесса созывались международные совещания, на которых разрабатывался обще приемлемый метод мирного урегулирования, направленный на то, чтобы дополнить существующие мирные способы новыми средствами.

Все мирные средства разрешения международных споров можно разделить на 2 категории:

средства, не требующие участия третьей стороны (3-го субъекта МП, не заинтересованного в исходе спора)

1 мирные переговоры

2 консультации

3 следственные и согласительные комиссии – с некоторой натяжкой. Иногда они могут включать в себя экспертов, не являющихся гражданами государств – сторон спора. Но они выступают в качестве 3-х лиц.

средства, требующие участия 3-й стороны

1 добрые услуги и посредничество

2 рассмотрение спора международными судебными органами

3 рассмотрение спора в рамках международной организации

10.Принцип невмешательства во внутренние дела государств?

Принцип невмешательства во внутренние права государств – обеспечение защиты осуществления государством его внутренней функции в соответствии с международным правом.

Согласно Декларации 1970 г., принцип невмешательства означает запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства. В соответствии с этой Декларацией данный принцип включает в себя следующее:

а) запрещение вооруженной интервенции и других форм вмешательства или угрозы вмешательства, направленных против правосубъектности государства или против его политических, экономических и культурных основ;

б) запрещение использования экономических, политических и других мер, чтобы добиться подчинения себе другого государства в осуществлении им своих суверенных прав и получения от него каких-либо преимуществ;

в) запрещение организации, поощрения, помощи или допущения вооруженной, подрывной или террористической деятельности, направленной на изменение строя другого государства путем насилия;

г) запрещение вмешательства во внутреннюю борьбу в другом государстве;

д) запрещение применения силы для лишения народов свободно избирать формы их национального существования;

е) право государства избирать свою политическую, экономическую, социальную и культурную систему без вмешательства других государств.

Содержание понятия "дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства" изменялось с развитием международного права. В процессе такого развития становится все больше дел, которые в определенной степени (и, как правило, не непосредственно, а через внутреннее право государств) подпадают под международно-правовое регулирование, следовательно, перестают относиться исключительно к внутренней компетенции государств.

11.Принцип уважения прав человека?

Принцип уважения прав и основных свобод человека – обеспечение государствами нерушимости прав человека на своей территории и за ее пределами.

Принцип уважения основных прав и свобод человека был зафиксирован, хотя и в весьма общей форме, в Уставе ООН. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, и в рамках ООН началась подготовка международных Пактов о правах человека, которые были приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г.

Принцип уважения прав человека получил воплощение и развитие также в ряде специальных конвенций, принятых в рамках ООН или ее специализированных учреждений (см. гл. 12).

В Декларации о принципах международного права 1970 г. нет принципа уважения прав человека, но, как уже указывалось, перечень принципов, содержащихся в ней, не является исчерпывающим. В настоящее время практически никто не оспаривает существование данного принципа в общем международном праве.

В Заключительном акте общеевропейского Совещания 1975 г. название этого принципа сформулировано так: "Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений".

В Парижской хартии для новой Европы от 21 ноября 1990 г. подчеркивается, что уважение основных прав и свобод человека – "первейшая обязанность правительства" и что "их соблюдение и полное осуществление – основа свободы, справедливости и мира".

а) все государства обязаны уважать основные права и свободы всех лиц, находящихся на их территориях;

б) государства обязаны не допускать дискриминации по признакам пола, расы, языка и религии;

в) государства обязаны содействовать всеобщему уважению прав человека и основных свобод и сотрудничать друг с другом в достижении этой цели.

В Документе Московского Совещания СБСЕ 1991 г. было констатировано, что вопросы соблюдения прав человека, демократии и верховенства закона носят международный характер, поскольку составляют одну из основ международного порядка.

12. Принцип равноправия и самоопределения народов?

Принцип равноправия и самоопределения народов и наций – обеспечение прав этой категории субъектов международного права на выбор политического статуса, на свободное экономическое развитие, культурную самобытность, участие в международных отношениях.

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Современное содержание данного принципа включает в себя экономические аспекты (право свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами), право культурного развития и проч. Кроме того, речь идет не только о правах народов, но и об обязанностях государств, выражающихся в уважении к правам народов и содействии им.

Принцип самоопределения является правом, а не обязанностью, и его осуществление не должно быть связано с нарушением территориальной целостности и политического единства суверенных государств.

13.Принциа территориальной целостности государств, принцип нерушимости государственных границ?

Принцип территориальной целостности государств – защита права государства на целостность и неприкосновенность его территории, для чего могут использоваться допустимые международным правом юридические и иные средства, включая национальные.

Данный принцип конкретизируется в Декларации о принципах международного права 1970 г., где он трактуется как часть принципа суверенного равенства государств и как часть принципа неприменения силы или угрозы силой. Действительно, этот принцип тесно связан с обоими указанными принципами. В Декларации говорится: "Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны".

Однако принцип территориальной целостности государств настолько важен, что в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе он выделен как самостоятельный принцип международного права: "Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников".

Заключительный акт СБСЕ 1975г. содержит отдельную и наиболее полную формулировку: «Государства-участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут воздерживаться:

От любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника;

От того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение норм международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления» .

Принцип нерушимости государственных границ – определение способов и форм сотрудничества государств в части обеспечения и защиты границ, включая заключение договоров об их делимитации и демаркации, коллективную самооборону, решение пограничных споров и выработку соответствующих механизмов.

Принцип нерушимости государственных границ – так же впервые сформулирован в Заключительном акте СБСЕ. «Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы» - то есть от посторонних действий или требований изменения положения линии границы, ее юридического оформления или фактического положения на местности.

Нормативное содержание данного принципа состоит в следующем –

Признание существующих границ в качестве юридически установленных в соответствии с международным правом;

Отказ от территориальных притязаний (на момент и будущее);

Отказ от иных посягательств на границы, в том числе угрозу силы или ее применение.

Необходимо отличать принцип нерушимости государственных границ от принципа неприкосновенности границ - речь идет о соблюдении существующей линии границы на местности, ее пересечении без соответствующих правил. Причем, если принцип нерушимости действует в Европе, США и Канаде, то неприкосновенность границ является принципом общего международного права и действует независимо от специальных соглашений по этому поводу.

14.Субъекты современного международного права. Содержание понятия, международная правосубъектность?

Определение понятия субъекта международного права связано прежде всего с оценкой предмета международно-правового регулирования.

Современная. Распространяет на международное право понимание субъекта в общей теории права. Иначе говоря, субъектом принимается участник отношений, регулируемых международно-правовыми нормами; носитель прав и обязанностей, установленных этими нормами.

В круг субъектов в этом случае включаются юридические и физические лица, хозяйственные объединения и неправительственные организации, а также части (единицы) федеративных государств. Данная теория разделяет субъектов международного права на правосоздающих (к ним относятся «традиционные субъекты») и правоприменяющих, круг последних, разумеется, значительно шире первого.

Субъекты международного права - это участники международных отношений, обладающие международными правами и обязанностями, осуществляющие их на основе международного права и несущие в необходимых случаях международную ответственность.

Субъект международного права - это образование, способное иметь права и обязанности и защищать свои права путем заявления международных претензий.

Обычными видами субъекта права в международных отношениях являются государства и организации.

Классификация субъектов международного права проводится по различным основаниям.

Первичные субъекты создаются в историческом процессе; возникнув, неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая для себя правила взаимного общения.

Производные субъекты создаются первичными, объем их международной правоспособности зависит от желания создателей и, как правило, определяется международным договором.

Устоявшиеся субъекты международного права:

Государство - наиболее важная категория субъектов международного права, главная политическая организация общества. В международных отношениях, где нет верховной власти, диктующей правила поведения для государств - они сами и главные создатели, и гаранты соблюдения норм международного права.

государство как субъект международного права должно обладать следующими признаками:

Постоянное население

Определенная территория

Правительство

Способность вступать в отношения с другими государствами, так называемый критерий независимости.

международная правосубъектность - это одновременное:

a)обладание международными правами и обязанностями;

b)подчиняемость международному праву;

c)способность участвовать в международных правоотношениях

Основными характеристиками, присущими международной правосубъектности, являются:

Способность заявлять претензии по поводу нарушений международного права;

Способность заключать юридически действительные в международном плане договоры и соглашения;

15. Индивид – субъект международного права. Ватикан. ТНК.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может всту­пать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления претензий в международ­ные органы. Субъект международного права должен быть непосредст­венно подчинен международному регулированию и обладать между­народным публичным статусом.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признанаправосубъектность наций, народов, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город.

С понятием субъекта неразрывно связанны такие категории права как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Является ли индивид субъектом международного права, зависит от того, какими характеристиками этот субъект должен обладать. Если считать, что субъект международного права - это лицо, на которое распространяется действие международно-правовых норм, которое эти нормы наделяет субъективными правами и обязанностями, то индивид, безусловно, является субъектом международного права. Существует множество международно-правовых норм, которыми напрямую могут руководствоваться физические лица (Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка 1989 г., Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г., Дополнительные протоколы I иII к ним 1977 г., Нью-Йоркская конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. и т.д.).

Международное право непосредственно создает для индивида права и обязанности. Известен ряд преступлений по международному праву: пиратство, геноцид, апартеид, которые могут непосредственно вменяться как состав международного преступления при осуществлении международного уголовного правосудия над индивидом посредством Международного уголовного суда или специально созданного Международного уголовного трибунала.

Особый статус имеют космонавты, которые одновременно являются физическими лицами и гражданами определенного государства, но в то же время признаются посланцами человечества в космос. Однако во всех этих случаях права, получаемые индивидом, опосредованы государствами и без их согласия не действуют. Индивид может совершать определенные действия, предписанные отдельным договором, или не совершать их.

Если рассматривать физическое лицо как прямого адресата многих международно-правовых норм, если принимать во внимание развивающуюся отрасль международной защиты прав человека и международного гуманитарного права, учесть факты осуществления международного уголовного правосудия по отношению к международным преступникам, то можно сделать вывод о том, что физическое лицо в ряде случаев обладает ограниченной международной правосубъектностью и, следовательно, является особым субъектом международного права.

Государствоподобные образования (Ватикан) (далее - ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

признаки государствоподобных образований:

) территория;

) постоянное население;

) гражданство;

) законодательные органы;

) правительство;

) международные договоры

Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви - Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол". Уникальное его положение в системе субъектов международного права, его особая правовая природа и религиозная специфика обусловливают методы его деятельности на международной арене, направленность внешнеполитических целей и приоритетов. Основным вектором политики папства являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов.

Транснациональная компания подразумевает транснациональность капитала данного субъекта частноправовой деятельности, капитал не принадлежит лицам одной страны.

Каждое государство имеет право регулировать и контролировать деятельность транснациональных корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции и принимать меры по обеспечению того, чтобы такая деятельность не противоречила его законам, нормам и постановлениям и соответствовала его экономической и социальной политике. Транснациональные корпорации не должны вмешиваться во внутренние дела принимающего государства. Каждое государство должно с полным учетом своих суверенных прав сотрудничать с другими государствами в деле осуществления данного права.

В Конвенции о транснациональных корпорациях Понятие «транснациональная корпорация» включает в себя различные транснациональные структуры, в том числе финансово-промышленные группы, компании, концерны, холдинги, совместные предприятия, акционерные общества с иностранным участием и т. п.

Корпорация вправе осуществлять на территориях сторон любые виды деятельности, не запрещенные законодательством сторон.

Участниками корпорации могут быть юридические лица любой организационно-правовой формы, в том числе из третьих стран.

Государственные предприятия могут быть участниками корпорации в порядке и на условиях, определяемых собственником их имущества.

Корпорация создается добровольно как на основе межправительственных соглашений, так и иным, не запрещенным законодательством способом. Порядок регистрации корпорации определяется законодательством государства - места ее регистрации.

Принцип суверенного равенства государств

Этот принцип является как бы исходным началом современного
международного права в целом, объединяя в себе два характеризующих
каждое государство специфических юридических признака — присущее
государству свойство, обозначаемое термином «суверенитет» (см. гл. V), и
равноправие с другими государствами в международном общении. Поэтому
часто в договорах между государствами речь идет о взаимном уважении ими
суверенитета друг друга. Суверенность государств предопределяет и метод
международно-правового регулирования их взаимоотношений — соглашение
между ними.

Впервые толкование термина «суверенное равенство» государств было дано
на Сан-Францисской конференции, принявшей Устав ООН. Оно содержалось в
докладе Комитета I/1 этой Конференции, который был одобрен затем Первой
комиссией и пленумом Конференции.

Согласно этому толкованию, «суверенное равенство» государств должно
означать, что:

1) государства юридически равны;

2) они пользуются всеми правами, которые вытекают из их суверенитета;

3) личность государства должна уважаться, так же как его территориальная
целостность и политическая независимость;

4) государство должно в международном общении добросовестно выполнять
свои обязанности и международные обязательства.

Это толкование полностью сохраняет свое значение и поныне.

В свою очередь, согласно Декларации о принципах международного права
1970 г., основное содержание рассматриваемого принципа сводится к
следующему.

Все государства пользуются суверенным равенством. Они имеют одинаковые
права и одинаковые обязанности и являются равноправными членами
международного сообщества, независимо от различий экономического,
социального, политического или иного характера (п.1).

Понятие суверенное равенство включает, в частности, следующие элементы:

a) государства юридически равны;

b) каждое государство пользуется правами, присущими полному
суверенитету;

c) каждое государство обязано уважать правосубъектность (личность)
других государств;

d) территориальная целостность и политическая независимость государства
неприкосвенны;

e) каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои
политические, социальные, экономические и культурные системы;

f) каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои
международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

Поясним, что выражение о том, что государства «имеют одинаковые права и
одинаковые обязанности», касается норм общего международного права, т.е.
норм, установленных международным сообществом государств в целом. Ныне
они общепризнанны в качестве не только конвенционных, но и
обычноправовых норм.

Однако одинаковость прав и обязательств государств по общему
международному праву вовсе не означает, что государства не могут брать
на себя по локальным соглашениям новые международные обязательства или
обязательства, уточняющие и развивающие действующие нормы, если они не
противоречат основным принципам международного права. Именно таким путем
прежде всего и развивается современное международное право — от
локальных норм к универсальным.

§ 3. Принцип неприменения силы или угрозы силой

Этот принцип является новеллой современного международного права. Ранее
действовавший со времени Лиги Наций принцип ненападения имел существенно
иное содержание.

Ныне это общепризнанный принцип международного права, изложенный в п. 4
ст. 2 Устава ООН и имеющий одновременно силу обычноправовой нормы.

Основные положения этого принципа, согласно Декларации о принципах
международного права 1970 г., предусматривают следующее.

Каждое государство обязано воздерживаться в своих международных
отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной
неприкосновенности или политической независимости любого государства,
так и каким-либо иным образом, несовместимым с целями ООН. Такая угроза
силой или ее применение являются нарушением международного права и
Устава ООН, они никогда не должны применяться в качестве средства
урегулирования международных проблем.

Агрессивная война составляет преступление против мира, за которое
предусматривается ответственность в соответствии с международным правом.

Каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой или ее
применения с целью нарушения существующих международных границ другого
государства или в качестве средства разрешения международных споров, в
том числе территориальных споров, и вопросов, касающихся государственных
границ.

Равным образом каждое государство обязано воздерживаться от угрозы силой
или ее применения с целью нарушения международных демаркационных линий,
таких, как линии перемирия, установленных или соответствующих
международному соглашению, стороной которого является данное государство
или которое это государство обязано соблюдать на каком-либо ином
основании.

Государства обязаны воздерживаться от актов репрессалий, связанных с
применением силы.

Территория государства не может быть объектом военной оккупации,
являющейся результатом применения силы в нарушение положений Устава ООН.
Территория государства не должна быть объектом приобретения другим
государством в результате угрозы силой или ее применения. Никакие
территориальные приобретения, являющиеся результатом угрозы силой или ее
применения, не должны признаваться законными.

Однако ничто в вышеприведенных положениях не должно истолковываться как
расширяющее или ограничивающее каким-либо образом масштабы действия
положений Устава ООН, затрагивающих случаи, при которых применение силы
является законным.

Вышеизложенные положения, касающиеся существа принципа неприменения силы
или угрозы силой в межгосударственных отношениях, являются фундаментом
современной системы поддержания международного мира и безопасности.

Основные, связанные с толкованием и применением настоящего принципа
юридические проблемы, были рассмотрены нами ранее. * Коротко они
сводятся к следующему.

* См.: Ушаков Н.И. Правовое регулирование использования силы в
международных отношениях. М.,1997.

В ходе разработки и принятия Декларации о принципах международного права
1970 г. организованным международным сообществом государств в лице
Организации Объединенных Наций было бесспорно установлено и
общепризнано, что рассматриваемая норма-принцип запрещает применение
вооруженной силы (вооруженных сил) или угрозы ее применения государством
в его взаимоотношениях с другими государствами.

Единственным исключением из этого запрещения в соответствии с
положениями ст. 51 Устава ООН является самооборона государства в случае
вооруженного нападения на него другого государства до тех пор, пока
Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания
международного мира и безопасности.

С таким толкованием принципа, запрещающего угрозу силой или ее
применение в межгосударственных отношениях, были согласны все
государства, единодушно одобрившие Декларацию о принципах международного
права.

Однако значительное число государств настаивало на том, чтобы такое
запрещение касалось также использования в межгосударственных отношениях
мер, не связанных с применением вооруженных сил. Но такое толкование
существа рассматриваемого принципа решительно отвергалось другими
государствами как не соответствующее системе коллективной безопасности,
предусмотренной Уставом ООН.

Компромисс был найдет в результате включения в Преамбулу Декларации
абзаца, напоминающего «об обязанности государств воздерживаться в своих
международных отношениях от военной, политической или какой-либо другой
формы давления, направленного против политической независимости или
территориальной целостности любого государства».

При этом политико-юридически необходимо учитывать, что, создавая
Организацию Объединенных Наций, государства заявили в ее Уставе от имени
своих народов о решимости жить в мире друг с другом, объединить свои
силы для поддержания международного мира и безопасности, принять
принципы и установить методы, обеспечивающие применение вооруженных сил
не иначе, как в общих интересах.

Соответственно, главной целью организованного международного сообщества
государств в лице ООН является поддержание международного мира и
безопасности, в частности, путем принятия эффективных коллективных мер
для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии
или других нарушений мира (п. 1 ст. 1 Устава).

Таким образом, в лице ООН с учетом ее целей, функций и полномочий
создана система коллективной международной безопасности, основанная на
идее применения вооруженных сил «не иначе, как в общих интересах»,
исключительно для поддержания международного мира и только по решению
ООН.

Принимать такие решения правомочен Совет Безопасности, на который
государства-члены, ныне практически все государства мира, возложили
«главную ответственность за поддержание международного мира и
безопасности» (ст. 24 Устава) и согласились «подчиняться решениям Совета
Безопасности и выполнять их» (ст. 25 Устава).

Совет Безопасности призван определять «существование любой угрозы миру,
любого нарушения мира или акта агрессии» и решать «какие меры следует
предпринять», не связанные с использованием вооруженных сил или с
использованием таковых, для поддержания или восстановления
международного мира и безопасности (ст. 39 Устава).

В Совете Безопасности действует принцип единогласия великих держав —
постоянных его членов, иначе говоря, право вето каждого из них при
принятии решений, кроме процедурных. Политико-юридически это означает,
что решение Совета о принудительных мерах против постоянного его члена
не может быть принято.

Следовательно, законное использование вооруженных сил возможно только и
исключительно по решению ООН в лице Совета Безопасности в общих
интересах международного сообщества государств, а также в случае
законной самообороны.

И это тоже одна из основ современной системы коллективной безопасности,
исходящая из решающей роли великих держав — постоянных членов Совета в
деле обеспечения международного мира и безопасности.

В результате коллективные принудительные действия по решению Совета
Безопасности возможны практически лишь в случае угрозы миру, нарушения
мира или акта агрессии со стороны государства, не являющегося постоянным
членом Совета.

Такова суть концепции коллективной безопасности, воплощенной в Уставе
ООН и современном международном праве.

Однако в реальной международной действительности такой правопорядок
существенно нарушается, свидетельством чему явились десятки вооруженных
межгосударственных конфликтов в период после Второй мировой войны. В
связи с этим получили хождение концепции неэффективности ООН и разного
рода проекты ее реформы.

Действительно, практически тотчас же после вступления Устава ООН в силу
началась «холодная война» именно между постоянными членами Совета
Безопасности, место Китая в ООН долгое время оставалось узурпированным
тайваньским режимом, великими державами была развязана беспрецедентная
гонка вооружений, началось пресловутое балансирование на грани войны,
т.е. всемирной катастрофы.

В международно-правовом плане и государствами, и в доктрине была
предпринята попытка обосновать правомерность использования вооруженных
сил в межгосударственных отношениях в случаях, явно не соответствующих
предусмотренным в Уставе ООН и действующем международном праве.

Однако альтернативы международному правопорядку в соответствии с Уставом
ООН и действующим международным правом нет и предложить ее невозможно.

Такая альтернатива, очевидно, будет возможна в условиях всеобщего и
полного разоружения под эффективным международным контролем, к чему,
кстати, призывает и один из пунктов принципа неприменения силы и угрозы
силой Декларации 1970 г. Но это, по-видимому, пока весьма отдаленная
перспектива.

Современной системе международной безопасности будет посвящена
специальная глава (гл. XIV).

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

02 Окт 2010