Сошествие Святого Духа Икона новгородской школы конца XV в. Иконография праздника пятидесятницы

> икона сошествие Святого Духа на апостолов

Икона сошествие Святого Духа

Сошествие Святого Духа на апостолов произошло на пятидесятый день после Воскресения Христа, поэтому довольно часто икону сошествие Святого Духа именуют вторым названием - Пятидесятница. Само событие стало основанием для празднования дня Святой Троицы , который в православной традиции отмечается в воскресенье на пятидесятый день после Пасхи.

По преданию, изложенному в Новозаветной книге "Деяния Святых апостолов", Богоматерь Дева Мария и ученики Христа собрались в Сионской горнице для празднования израильского праздника Пятидесятницы. Пятидесятница у иудеев была посвящена празднованию получения Моисеева Пятикнижия еврейским народом на горе Синай. Повесившегося предателя Христа Иуду Искариота на этом собрании ближайших учеников Христа заменил апостол Матфий, однако в иконографии сошествия Святого Духа на его месте чаще всего изображают одного из первоверховных апостолов - Павла.

Пресвятая Дева Мария и апостолы пребывали в молитвах в Сионской горнице, когда внезапно в помещении возник шум сильного ветра и через открытые окна в комнату ворвались огненные языки пламени, вошедшие в пристутствующих. Апостолы и Дева Мария посредством этого Божественного огня преисполнились Святого Духа, и ученики Иисуса получили дар понимать и проповедовать веру Христову на всех языках мира. Неслучайно апостол Андрей и Павел считаются покровителями переводчиков с иностранного - они лучше всех овладели чужими языками.

Апостолы получили от сошествия Святого Духа и другие дары: веру, мудрость, видение и распознавание духов, способность лечить и исцелять, возможность творить чудеса. Впоследствии эти способности помогли апостолам как можно шире раскинуть сети христианства и обратить в истинную веру тысячи тысяч людей.

На иконе сошествие Святого Духа апостолы обычно сидят подле Богородицы в форме почти замкнутого круга. Почти - потому что между первоверховными апостолами Павлом и Петром незримо присутствует Святой Дух, замыкающий в идеальной бесконечной фигуре - круге ближайших последователей Христа. Как правило, руки апостолов на образе сошествие Святого Духа сложены в благословляющих или молитвенных жестах, иногда ученики Христа держат в своих руках свитки - списки Евангелий, как символ их будущего служения Христу.

День сошествия Святого Духа считается днём основания Церкви Христа. После получения новых способностей - даров Святого Духа, апостолы принялись разговаривать на невиданных языках. Услышавшие их люди стали смеяться над учениками Христа. полагая, что их непонятная речь является следствием выпитого вина. Но Симон Пётр произнёс такую гневную искреннюю проповедь, обличающую грехи человечества. что тысячи людей, слышавших воззвание апостола в этот день, приняли христианство. Так сбылось ещё одно предсказание Иисуса Христа, которое он сказал апостолу Симону Петру: "Ты - камень, Пётр, и на камне этом Я возведу Церковь Свою!" Самой Сионской горнице впоследствии выпала великая честь - помещение, где Иисус омывал ноги своим ученикам, где Он в последний раз трапезничал с ними во время Тайной Вечери, стало самой первой христианской церковью в мире.

Иконе сошествие Святого Духа на апостолов молятся о прощении грехов, молитва к этому образу помогает обрести духовные силы.

После изображения «Воскресение Христово» таким же ярким примером «Богословия в образе» является икона Пресвятой Троицы, написанная преподобным Андреем Рублевым. Празднование в честь Пресвятой Троицы совершается в День сошествия Святого Духа на апостолов, и это событие также имеет свою икону, именуемую «Пятидесятница».

В основе этого изображения лежит сказание книги Деяний святых апостолов (Деян. 2, 1-13), из которого нам известно, что в День Пятидесятницы апостолы были собраны вкупе в сионской горнице, и в 3-й час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках. Это привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению.

Это событие с глубокой древности отмечалось торжественным празднованием как событие первостепенной важности, завершившее образование Церкви и чудесно утвердившее Таинство Священства.

Иконография этого праздника начала развиваться с VI века. Мы находим изображения Пятидесятницы в лицевых Евангелиях и Псалтирях, в древних сборниках различных рукописей, в мозаиках (например, Святой Софии в Константинополе или в венецианском соборе святого Марка IX-XIII вв.), во фресках соборов Афона, в древних храмах Киева, Новгорода и других церквах.

Эта икона изображает триклиний, сидящих в нем апостолов во главе с Апостолами Петром и Павлом. В руках апостолов книги и свитки, или они пишутся с благословляющими десницами. Сверху, с неба, на них опускаются лучи света, иногда с огненными языками, иногда пишутся одни языки пламени.

В центре триклиния находится подобие арки или усеченного эллипсиса, иногда же прямоугольник в виде двери, пространство внутри которых почти всегда темно (хотя есть редкие случаи, когда это пространство позолочено). Здесь помещаются толпы народа: те самые, которые перечислены в книге Деяний. Есть изображения, где толпы заменены двумя-тремя фигурами. Уже в IX веке для некоторых художников эта первоначальная арка с темным пространством внутри становится непонятной и признается как вход в сионскую горницу. Этим объясняется то, что на некоторых изображениях написаны двери, а на одной миниатюре из грузинской рукописи к двери даже приставлены две лестницы.

В древневизантийских образцах толпа народа пишется по-разному. Иногда в нее вводятся фигура царя и чернокожие люди, в рукописях же армяно-грузинских можно увидеть людей с песьими головами (эчмиадзинская рукопись XIII в.). Группа народа иногда имеет надпись «Племена, языцы».

Позже на месте этих народов появилась фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Эта фигура получила надпись «Космос» — «весь мир». То же самое мы видим позднее в греческих и русских памятниках XV-XVIII веков.

Несмотря на надпись, значение фигуры царя представляется неясным и вызывает различные толкования. Так, по одному предположению, здесь первоначально изображался пророк Иоиль, образ которого будто бы был с течением времени искажен позднейшими иконописцами, превратившими пророка в царя. В подтверждение этого мнения приводилось и само пророчество, помещенное в Деяниях: излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения, и также на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего (Иоиль 2, 28-29). Такое объяснение давалось некоторыми афонскими монахами, не доверявшими компетенции иконописцев и толковавшими этот образ по своим соображениям, несмотря на надпись «Космос».

В венецианской гравюре 1818 года у головы фигуры царя сделана надпись «Пророк Иоиль». Но этот памятник относится к новейшей иконографии, когда вошло в силу свободное обращение с древними иконографическими формами и в их истолкование вошли субъективные понятия. Кроме того, эта западная гравюра была издана на турецком языке, сохранение старины в таком издании не было важным делом, поэтому гравюра и не может заслуживать доверия. Если гравер XIX века поставил над головой царя в короне надпись «Пророк Иоиль», то уже одно это разрушает веру в точность его иконографических познаний. Очевидно, он совсем не был знаком с одеждами, усвоенными пророкам Православием. Ссылка же на невежественность иконописцев, превративших древнюю фигуру пророка в царя, также не обоснованна.

Профессор Усов иконе «Пятидесятница» дает другое толкование. Он видит в ней заседание апостолов при избрании Апостола Матфия на место отпавшего Иуды, что происходило до Пятидесятницы. На этом собрании Апостол Петр в своей речи привел пророчество царя Давида. «Надлежало, — говорил он, — исполниться тому, что в Писании предрек Дух Святой устами Давида об Иуде... В книге же псалмов написано: да будет двор его пуст... достоинство его да приимет другой» (Деян. 1, 16, 20). Основываясь на этих словах, профессор Усов считает, что художник, изобразив царя Давида с убрусом в руках и двенадцатью жребиями, тем самым напомнил как о содержании речи Апостола Петра, так и о избрании Апостола Матфия. А то, что Давид отделен от апостолов аркой, показывает, говорит он, что Давид — не участник собора апостолов. То же, что он изображен в темном месте, означает его принадлежность к Ветхому, а не к Новому Завету. Но возникает вопрос: какая же связь между этим собором апостолов при избрании Апостола Матфия и Пятидесятницей? Профессор считает, что, во-первых, на предшествовавшем соборе апостолов было установлено Таинство Священства, а сошествие Святого Духа есть подтверждение этого права, то есть эта икона есть образное выражение Таинства Священства. Во-вторых, Давид написан здесь потому, что и он, и пророк Исайя предрекали Вознесение Господа Иисуса Христа, и, повторяя эти пророчества, Церковь поет в праздник Вознесения: «... Кто есть Сей?... Сей есть державный и Сильный, сей есть Сильный в брани... И почто Ему червлены ризы? Из Восора приходит еже есть (т.е. из) плоти... и послал еси нам Духа Святаго» (стихира на стих., 2-я). И еще: «Взыде Бог в воскликновении. Господь во гласе трубне... (Пс. 46, 6), еже вознести падший образ Адамов, и послати Духа Утешителя» (стихира на стих.). С этими выводами профессора Усова согласиться трудно. Связь между избранием Апостола Матфия и сошествием Святого Духа на апостолов установлена автором произвольно. Оба эти события в Деяниях апостолов стоят отдельно.

Притом пророчество Давида, которому автор отводит столь видное место в характеристике собора, было лишь поводом к нему, но не его сущностью, да и говорит оно о судьбе Иуды, а не о священстве. Из памятников древности известно, что пророчественный элемент вводится в иконографию лишь в тех случаях, когда между ним и его исполнением есть прямая связь, да и в этих случаях большей частью пророчество опускается. Кроме этого, в Евангелии Раввулы есть миниатюра избрания Апостола Матфия, и в нее художник не ввел пророка Давида, хотя повод к тому был прямой.

Другим же звеном, связующим личность царя Давида с сошествием Святого Духа, по мнению профессора Усова, есть Вознесение. Но хотя в песнопениях на Вознесение Господне Церковь и упоминает об обещании Христа вознесшегося послать Духа Утешителя, тем не менее совершенно ясно, что пророчество Давида относится только к Вознесению, а не к сошествию Святого Духа.

Есть еще более субъективное объяснение фигуры царя на иконе «Пятидесятница». Некто говорит: «Царь — Христос, обещавший апостолам быть с ними до скончания века; старческий возраст царя — равенство Сына Отцу; темное место — неведение о Его местопребывании; червленая риза — искупление людей Пречистой Кровью; венец — соцарствование Сына с Отцом и Святым Духом; убрус — чистота; свитки — апостолы».

Но и это замысловатое толкование так же, как и вышеприведенное, имеет искусственный характер.

Истинное объяснение должно основываться на свидетельстве древних памятников. Несомненно, что фигура царя позднейшего происхождения и появилась на месте древней толпы народов, как бы ее заменяя. С ней она имеет теснейшую связь, отсюда и должно идти объяснение. Книга Деяний рисует нам грандиозную картину собрания народов в День Пятидесятницы. Здесь должны были находиться люди разного звания и состояния. Переводя на образный язык искусства это обстоятельство, византийские художники вносили в толпу народа и фигуры царей, хотя их действительное присутствие при этом чудесном событии было одной догадкой. Значение этих групп определялось отчасти надписями, отчасти типами, отчасти костюмами. Но такие подробности вносились в исключительных случаях, когда позволяло место. В большинстве же случаев места для этого было недостаточно. Архитектурные формы триклиния, где произошло сошествие Святого Духа, не имели особого значения для художников, внимание которых было поглощено верхней частью композиции, низ был стилизован в форме полуэллипсиса. Это узкое пространство не позволяло вдаваться в подробности, и толпа народа также подверглась стилизации: сперва вместо нее остались два-три лица, наконец, одно — царь как представитель народа, заменявший собой целое царство и весь народ.

Этот прием обычен для византийской иконографии. В ней часто узкая часть круга вверху указывает на целое небо; одно-два дерева означают сад, фронтон — палаты, два-три Ангела — все Небесное воинство Ангелов. Художник сообщил этой одинокой фигуре царя спокойную, монументальную позу, а так как она заменяла собой целый мир, он для ясности сделал над ней надпись «Космос» (или «Весь мир»).

Итак, царь стал образом всего мира, погруженного во тьму неведения Бога. 12 свитков служат символами апостольской проповеди, которая получила в День Пятидесятницы высшее помазание и которая предназначена для всей Вселенной. Свитки помещены в убрусе как предмет священный, касаться которого обнаженными руками не следует.

В одной гравюре, близко стоящей к западному источнику (VII в.), в темной пещере, как на древних памятниках, написаны низверженный престол и толпа евреев в повязках на головах. Это явно говорит о том, что господство Ветхого Завета окончилось, подзаконная Церковь пала; настала новая эпоха — владычество Церкви Христовой, облеченной силой свыше.

В древних византийских изображениях Пятидесятницы Матерь Божия не изображалась среди апостолов; только в одном из памятников Она была введена в круг апостолов. В западных же изображениях почти с X века Она всегда является участницей этого события. С XVII века эта практика перешла и в греческую, и в русскую иконографию.

Святой евангелист Лука, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (Деян. 1, 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. Поэтому вполне возможно, что Матерь Божия присутствовала при этом событии, о чем говорит и одно из древних преданий. Преисполненная благодати, Она превознесена превыше Херувимов и Серафимов, и дары Святого Духа, излитые на апостолов, были дарованы и Ей, тем более, что и Она приняла на себя жребий апостольского служения и была в числе устроителей Церкви Христовой.

Может возникнуть еще один вопрос по поводу иконы «Сошествие Святого Духа». Почему на ней изображен Апостол Павел, не бывший среди апостолов в День Пятидесятницы. Можно сказать, что духовное озарение художника перенеслось в этом случае от реального исторического факта к видению в этом событии основания и утверждения Церкви Божией на земле, поэтому он и отвел одно из первых мест среди апостолов учителю языков — святому Апостолу Павлу. Книги и свитки в руках апостолов есть символы их церковного учительства; иногда они изображаются даже с пастырскими жезлами. Все они с нимбами вокруг голов — как удостоенные высшего озарения Святого Духа.

Изображение Святого Духа в виде голубя обычно в эту композицию не вводилось, так как прямых указаний на это в книге Деяний нет. Проявлением Святого Духа в День Пятидесятницы были языки пламени. Однако в западной средневековой живописи было положено начало изображению на этой иконе Святого Духа в виде голубя, что представляет собой явное уклонение от византийского иконописного Подлинника.

В своем дальнейшем развитии иконография этого праздника сильно изменилась. Вместо древнего триклиния, стали писать палаты. Центральное место на троне дано Богоматери, по ее сторонам группами или полукругом размещаются апостолы. Арка с «космосом» совсем исчезла. Стремление к исторической точности заставило исключить и Апостола Павла. Вместо стилизованного неба, появились облака и лучи с пламенем.

Иногда, вместо темной арки, в центре пишется тропарь праздника.

монахиня Иулиания (Соколова М.Н.)

До IV века празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось, оба события вспоминались в один день. Например, в Иерусалимской Церкви на пятидесятый день от Пасхи крестным ходом восходили на Елеонскую гору, а вечером в храме, построенном на месте Сионской горницы, вспоминали Сошествие Святого Духа. Этой особенностью богослужебной практики объясняется существование в раннехристианский период «общих» образов этих двух праздников. Такие изображения Вознесения-Пятидесятницы можно найти в апсидах египетского монастыря Бауит, в книжной миниатюре, на маленьких сосудах для святынь (ампулах), привозимых паломниками из Святой земли.

На одной из миниатюр Евангелия Равулы (586 год) изображен возносящийся во славе Господь, а ниже представлены Богородица и апостолы, на которых десницей Бога Отца ниспосылается Святой Дух. Но в VI веке существовала потребность в отдельном изображении Пятидесятницы, так как празднование совершалось уже обособлено. Поэтому на другой миниатюре того же кодекса художнику необходимо было изобразить Сошествие Святого Духа как отдельное событие, и нехитрое решение было найдено: автор взял нижний регистр сложившийся уже схемы «Возенесение-Пятидесятница» в том варианте, где над Богородицей изображался голубь. Пресвятая Дева и апостолы представлены стоящими, над каждой фигурой изображен язычок пламени. От темно-синего небесного сегмента нисходит Дух Святой в виде белого голубя, из клюва которого исходят огненные лучи. Протоиерей Николай Озолин предполагает, что некоторые особенности композиции данной миниатюры указывают на то, что художник копировал нижний регистр мозаики или фрески, находившейся в апсиде церкви Сионской горницы .

Именно этим использованием фрагмента ранней композиции Вознесения-Пятидесятницы объясняется присутствие образа Богородицы на первом этапе формирования иконографии Сошествия Святого Духа. Но с точки зрения восточно-христианского богословия изображение Богородицы на иконе Пятидесятницы являлось совершенно не логичным. Ее присутствие на иконе Вознесения подчеркивает идею завершения домостроительства Бога Сына, которое было начато Рождеством в Вифлееме. Сошествие Святого Духа — событие, открывающее новый период в истории человечества, это начало домостроительства Бога Духа. И художники очень скоро осознали этот диссонанс. После VII века в восточно-христианском искусстве Богородицу сознательно не изображают на иконах Пятидесятницы, однако на Западе Ее образ продолжает присутствовать. В XVII веке русские мастера, опираясь на западные образцы, становившиеся все более популярными на фоне процесса обмирщения искусства, вновь начинают изображать Богоматерь в сцене Сошествия Святого Духа.

В миниатюре Хлудовской Псалтири (середина IX века) между двумя группами сидящих апостолов изображена уже не Богородица, а Престол уготованный — Этимасия, которая здесь может служить символом Бога Отца. На Престоле стоит открытое Евангелие — символ Бога Сына. Над Евангелием парит голубь — образ Бога Духа Святого. Таким образом, центральное место занимает символ Святой Троицы. Огненные лучи сходят на апостолов из двух небесных сегментов. В некоторых произведениях Престол заключается в круг — клипеус— и располагается над апостолами, лучи с огненными языками в таких случаях исходят от Престола. Возникнув сперва в миниатюрах, эта схема, получила распространение в храмовой декорации. По своей богословской значимости образ Пятидесятницы претендовал на одну из важнейших зон храма — купол. В зените купола помещается Престол, от которого расходятся лучи-языки к размещенным по кругу апостолам. Ниже апостолов изображались представители народов, просвещенных проповедью апостолов. Первый купол с такой композицией, о котором достоверно известно, находился в южной галерее храма Святой Софии в Константинополе. До наших дней сохранились подобные мозаики в куполах церкви Осиос Лукас в Фокиде (около 1000 года) и собора святого Марка в Венеции (XII век).

Византийские художники хорошо понимали, что заимствование части композиции Вознесения не позволяет полностью раскрыть богословское содержание иконы Пятидесятницы. Такое «половинчатое» решение не могло быть окончательным и поиски лучшей формы продолжались. Сложность заключалась в том, что в античном искусстве не было «готовой» схемы, которую можно было бы наполнить новым христианским содержанием. В случае с такими сюжетами как «Рождество» или «Сретение» не приходилось начинать создание композиции «с нуля», так как изображения событий рождества или встречи какого-либо исторического или мифологического героя были прекрасно разработаны еще в античном искусстве. Художник мог приспособить существующие схемы: отсечь лишнее, добавить нужные подробности. Но Сошествие Святого Духа — событие, «аналогов» которому не было в легендах языческих народов Средиземноморья, соответственно и композиции для передачи подобного события не существовало.

Для создания новой иконографической схемы была использована композиция «Христос Учитель среди апостолов», известная в христианском искусстве еще с IV века. Такую композицию можно встретить и в живописи катакомб, и в мозаиках ранних базилик, и на саркофагах, и в произведениях декоративного-прикладного искусства. На пластине из слоновой кости, датируемой V-VI веками, Христос восседает в центре, по сторонам от Него — апостолы, изображенные так, что образуют как бы дугу, «подкову», сильно вытянутую по вертикали. Внутри дуги образуется свободное место, где изображен стол, на котором стоит корзина со свитками. Композиция пластины очень напоминает привычную нам композицию иконы Пятидесятницы. И это сходство, очевидно, не случайно.

Если проследить историю возникновения образа «Христос Учитель», то можно найти античные прототипы данной иконографической схемы. Задолго до Рождества Христова, в эллинизированном Средиземноморье были популярны изображения мудрецов, своеобразные групповые портреты философов, поэтов, врачей. Самая ранняя из подобных композиций является синтезом архитектуры и скульптуры. Это памятник, открытый на территории Мемфисского Серапейона, представляет собой реальную полукруглую нишу-экседру, в которой установлены статуи одиннадцати древних поэтов и философов. Эта экседра со скульптурами, созданная около 210 года до Р.Х., видимо, была очень знаменита и стала прототипом для более поздних античных мозаик, фресок, миниатюр. Тема собрания или диспута мудрецов, или даже конкретнее — урока известного философа, была не только привычна зрителю, но и, в некотором смысле, созвучна теме учительства Христа, поэтому ничто не мешало христианским художникам позаимствовать и адаптировать классическую схему. Так очередной античный мотив проник в мир христианских образов, где послужил схематической основой сначала для композиций «Христос Учитель среди апостолов», «Моисей среди египетских мудрецов», а позже — «Сошествие Святого Духа», «Преполовение Пятидесятницы», а также иконографии Вселенских Соборов.

Интересна трансформация образа «племен и народов» в иконографии Пятидесятницы. В ранних памятниках ниже восседающих в Сионской горнице апостолов изображались две группы людей, называемые «племена» и «языки». Под первыми традиционно понимались колена Израилевы, иудеи, под вторыми — язычники, то есть все другие народы. Эти «народы» можно считать и изображением конкретных людей — свидетелей чуда Пятидесятницы, и шире — образом всего человечества, ожидающего Благовестия. Таким образом, утверждается идея универсальности апостольской проповеди, которая должна просветить всю вселенную, и универсальность Церкви. В куполе собора Святого Марка «народы» изображаются как шестнадцать пар фигур, во внешности которых подчеркнуты характерные этнические черты. Надписи указывают, что здесь представлены все шестнадцать национальностей, перечисленных во 2 главе книги Деяний. Такое четкое, дословное, перечисление конкретных народов несколько ослабляет идею вселенской проповеди Евангелия.

В процессе развития иконографии, в средневизантийский период, «народы» изображаются на иконах уже не как две группы людей, а в виде всего лишь двух фигур, помещенных внутри изогнутого профиля скамьи, на которой восседают апостолы. Причем, один из персонажей наделяется «варварскими» чертами (иногда это даже эфиоп), а другой — одет как византийский император. Мы видим представителя «Нового Израиля» — народа православной Империи, которого символизирует первое лицо государства — император, и персонификацию еще не крещеного человечества — варвара. Отец Николай Озолин полагает, что это редчайший пример временного введения в православную иконографию политической темы . Варвар олицетворяет жителей тех уголков мира, которые хотя еще и не вошли в состав Вселенской Империи Ромеев, но рано или поздно все равно окажутся поданными императора и примут христианство.

В XIV веке император и варвар уступают место образу «старца царя-Космоса», держащего в руках плат с двенадцатью свитками. Старец символизирует не Империю, и не какой-то конкретный народ, а весь мир, принимающий слова Благовестия. В палеологовскую эпоху, характеризующуюся упадком земной власти, идея «вселенского» характера Империи уже была изжита. Концепция политического универсализма, столь свойственная византийцам, уходит в небытие, но благодаря влиянию богословия исихастов на первый план выходит идея универсализма веры, подразумевавшая «кафолический» характер не какой-либо империи, но Православия. И возникновение в иконографии Пятидесятницы аллегории всего мира, внимающего апостольской проповеди, является частным подтверждением подвижек в мировоззрении византийцев. Рецепция же этого нововведения всеми поместными Церквями подтверждает точность идей, стоящих за этим образом.

Протоиерей Николай Озолин. Православная иконография Пятидесятницы. Об истоках эволюции византийского извода. М., 2001. С.54-56.

Видеть на аналое икону Троицы (обычно копию с написанной преподобным Андреем Рублевым), но точный исторический смысл этого праздника передает икона Сошествия Святого Духа на апостолов («Пятидесятница»). Разобраться в иконографии этого образа нам помогла искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА, заведущая кафедрой христианской культуры в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

История и смысл

В основе сюжета иконы Сошествия Святого Духа лежит рассказ книги Деяний святых апостолов (см. Деян. 2: 1-13), из которого мы знаем, что в день Пятидесятницы апостолы собрались вместе в сионской горнице. В третий час дня (по нашему времени в девятом часу утра) произошел шум с неба как бы от несущегося сильного ветра. Он наполнил весь дом, где были апостолы. Явились также огненные языки и почили по одному на каждом из апостолов. И исполнились все Святого Духа, и начали говорить на иных языках, что привлекло внимание жителей Иерусалима, собрался народ и дивился страшному явлению. С тех пор это чудесное событие торжественно отмечается как день рождения Церкви и день установления Таинства Священства. (Еще до Своего Вознесения Господь дал апостолам обетование: «…Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1: 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы).

Несмотря на единство сюжета этого события, есть несколько вариантов его иконографии. «Правила написания многих икон были оговорены и зафиксированны на VII Вселенском соборе (восстановившем иконопочитание; VIII век), но традиция написания икон праздников сложилась раньше, и образцы старой иконографии чудом сохранились в период иконоборчества на глиняных сосудах и среди синайских икон, — рассказывает искусствовед Ирина Языкова . — Поэтому сегодня мы имеем несколько вариантов (изводов) написания этой иконы. Их можно поделить на исторические, где иконописец старается максимально точно передать евангельскую историю, и литургические, основная цель которых — раскрыть смысл произошедшего события. Для сравнения: например, есть икона Тайной Вечери и есть икона Причащения апостолов. Тайная Вечеря — это исторический извод, то есть там все изображено так, как это описывает текст Евангелия, а Причащение апостолов — это литургический (символический) извод, где Христос одет как священник и причащает апостолов в Царствии Небесном, а через них и всю Церковь».

Павел, которого там не было

Самый распространенный вариант иконы Сошествия Святого Духа на апостолов — литургический. На иконе изображен триклиний (трапезная), где полукругом сидят апостолы, в руках у них книги и свитки, они оживленно беседуют. С неба на апостолов опускаются лучи света, иногда с огненными языками. В центре триклиния арка, пространство внутри которой почти всегда темное (это тьма отражает состояние мира до того, как апостолы пошли просвещать его светом Христовым). Здесь помещены народы (в виде толпы людей), ждущие света Евангелия, о чем сказано во второй главе книги Деяний. Ирина Языкова: «Интересно, что на литургическом изводе в центре композиции — апостолы Петр и Павел. Хотя исторически апостол Павел в сионской горнице не присутствовал, но литургически “забыть” о первоверховном апостоле Павле, авторе многих книг Нового Завета, и не написать его на иконе рождения Церкви никак нельзя. (И хотя первая глава Деяний заканчивается на избрании Матфея вместо отпавшего Иуды, двенадцатым апостолов все же Церковь считает Павла.) Книги и свитки в руках всех двенадцати апостолов — это символы их церковного учительства. Все они с нимбами, внутри которых часто вписан язычок пламени, как удостоенные просвещения Святым Духом от самого Спасителя по Его обетованию».

Царь Космос

Позже, но еще до иконоборчества, на литургическом изводе, во «тьме» между апостолами появляется загадочная фигура царя с убрусом (платом) в руках и двенадцатью свитками. Над этой фигурой (без нимба) сделана надпись: «Космос». «Идея персонификации отдельных явлений, стихий или понятий вообще очень свойственна грекам, — объясняет Ирина Языкова. — Например, следуя античным изобразительным приемам, в иконографию Крещения художники помещали персонификацию реки Иордан в виде седовласого старца, сидящего на берегу или находящегося в самой реке (самый ранний пример — мозаика в Баптистерии в Ровенне, VI век), а иногда добавляли и персонификацию моря в виде уплывающей женщины. Основой такого буквального изображения иконописцу послужил текст псалма: “Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять” (Пс. 113: 3). Так и здесь, царь-Космос — это персонификация обитаемой вселенной, он символизирует собой все народы, всех людей, которых предстояло просветить апостолам».

Исторический извод

Святой евангелист Лука, автор Деяний апостолов, не упоминая имени Матери Божией при описании сошествия Святого Духа, тем не менее пишет, что после Вознесения Господа Иисуса Христа все апостолы единодушно пребывали в молитве, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса (см. Деян. 1: 14). В одно из таких молитвенных собраний и произошло сошествие Святого Духа. «По преданию, Пресвятая Богородица присутствовала при этом событии, — говорит Ирина Языкова. — И, следуя ему, в историческом изводе в центре композиции мы видим именно Пресвятую Богородицу. Эта икона очень похожа на икону Вознесения, где апостолы стоят вокруг Богородицы и смотрят на восходящего Христа, а здесь они сидят, беседуют и на них сходит Святой Дух. Разница только в том, что на иконе Вознесения нимб есть у одной Богородицы (не случайно Благовещение называют малой Пятидесятницей — Богородица первая получила Святого Духа), а на иконе Пятидесятницы нимбы появляются уже и у всех апостолов — это подчеркивает их состоявшуюся принадлежность к Царствию Божию. В Испании сохранились даже такие иконы VIII века, где объединены оба события: Вознесение и Пятидесятница. Апостолы собрались вместе, Христос возносится на небо, посылая апостолам Святого Духа».

На историческом изводе иконы Пятидесятницы Святого Духа иногда изображают в виде голубя (в поздних иконах — голубь в языках пламени), но такое изображение, говорит Ирина Языкова, неканонично, так как Дух Святой, как и Бог Отец, не имеет своего ипостасного образа, в отличие от второго лица Святой Троицы — Сына Божия, «воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», то есть явленного миру как богочеловек Христос. Стоглавый собор (прошел в Москве в 1551 году), осудивший в том числе и неканонические изображения, настаивал на том, что Духа Святого нельзя изображать в виде голубя нигде, кроме Крещения, где Он был явлен, согласно евангельскому повествованию, именно в этом образе. В Пятидесятницу, согласно книге Деяний, Святого Духа видели в виде огненных языков — и так и должны изображать.

Троица или Пятидесятница?

«Икона Сошествия Святого Духа (Пятидесятницы) — это икона рождения Церкви, — говорит Ирина Языкова. — Из апостолов Святым Духом соединяется Тело Христово, апостолы, получившие Святого Духа, передают Его всем народам».

Называть праздник Пятидесятницы Троицей на Руси начали с XVI века (в Греции такой традиции нет), после того как икона преподобного Андрея Рублева была объявлена на Стоглавом соборе каноничным образом Троицы. Дело в том, что до этого еще существовал образ «Гостеприимство Авраама», а Рублев по существу создал новый образ — Святой Троицы, в котором уже нет Авраама и Сарры, а сидящие за столом ангелы символически истолкованы как Лица Пресвятой Троицы. Постепенно в народном сознании Троица и Пятидесятница слились — в трех ангелах проще «увидеть» Три Лица Пресвятой Троицы, чем в сюжете Сошествия Святого Духа на апостолов, где проявление Божественных Ипостасей не так явно выражено.

Но это слияние сюжетов не случайно. На иконе Троицы все Три Лица Святой Троицы явлены не только как полнота Божества, но и Церкви, как исполнение обетования, данного в предвечном совете: Бог Отец послал Своего Сына во искупление отпавшего от Бога человека, Сын принял крестную смерть за грешных людей, воскрес, явился людям и отошел к Отцу, послав от Отца верующим в Него Святого Духа-Утешителя — сначала апостолам, а через них в Таинстве Крещения и всем христианам. Так родилась Церковь, собравшая всех верующих во Христа. И как Три Лица Святой Троицы соединяет любовь, так любовь соединяет людей друг со другом и со Христом в Церковь.


Этот праздник - Пятидесятница, или День Святой Троицы - занимает одно из важных мест в годовом круге богослужения. Весь православный мир в этот день славит Пресвятую Троицу. Богослужение этого дня раскрывает догматическое учение о Святой Троице, икона которой и выносится в этот день для поклонения. Христианское учение говорит: Бог един в трех лицах; Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой Дух. Дух Святой предвечно исходит от Бога-Отца и пребывает в Сыне, посылается в мир от Отца Сыном. По своему достоинству Он не ниже и не выше Отца и Сына, но равен Им («Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19)).

Следующий же после Троицы день посвящен Пресвятому Духу, его называют Духовным днем, или Духовым днем , и в молитвах к Святому Духу обращаются, как к Утешителю. Он явился апостолам и наполнил их сердца радостью. В этот день выносится икона «Сошествие Святого Духа на апостолов». Таким образом, празднику Пятидесятницы соответствуют две иконы. На Руси этот день еще называли зелеными святками, он был рубежом между весной и летом. Так исторически сплетались христианские праздники с древними славянскими традициями, становясь их неотъемлемой частью и духовной основой, принадлежащей общей русской культуре.

«Храни исповедание веры в Отца и Сына и Святого Духа...единое Божество и единую силу, которая обретает в Трех единично, и объемлет Трех раздельно, без различия в сущностях и естествах, не возрастает и не умаляется, через прибавления и убавления, повсюду равна, повсюду та же, как единая красота и единое величие неба» (св. Григорий Богослов).

Человеческий разум не может охватить великий смысл Троицы, лишь часть Божественного бытия дано знать человеку. Для разъяснения тайны Святой Троицы святые отцы указывали на человеческую душу, являющуюся образом Божьим. «Ум наш - образ Отца; слово наше (непроизнесенное слово мы обыкновенно называем мыслью) - образ Сына; дух - образ Святого Духа», - учит святитель Игнатий Брянчанинов. «Как в Троице-Боге три Лица неслитно и нераздельно составляют одно Божественное Существо, так в троице-человеке три лица составляют одно существо, не смешиваясь между собой, не сливаясь в одно лицо, не разделяясь на три существа. Ум наш родил и не перестает рождать мысль, мысль, родившись, не перестает снова рождаться и вместе с тем перебывает рожденной, сокровенной в уме. Ум без мысли существовать не может, и мысль - без ума. Начало одного непременно есть и начало другой; существование ума есть непременно и существование мысли. Точно также дух наш исходит от ума и содействует мысли. Потому-то всякая мысль имеет свой дух, всякий образ мыслей имеет свой отдельный дух, всякая книга имеет свой собственный дух. Не может мысль быть без духа, существование одной непременно сопутствуется существованием другого. В существовании того и другого является существование ума».

Господь Иисус Христос в день Его Вознесения обратился к апостолам - своим ученикам с такими словами: «Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло его из вида их» (Деян. 1; 8-9). До того дня, обещанного Господом, оставалось немногим более десяти дней.

Священное писание о том сроке воспоминает так: «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как дух давал им провещевать» (Деян. 2; 1-4).

У нас в эти дни в храмах и церквах стоит благоуханный запах свежескошенной травы, рассыпанной по полу, алтарная часть, приделы, трапезные украшены зеленью берез, других лиственных деревьях. Откуда этот обычай?

Пятидесятница уходит своей историей в ветхозаветные времена и связана с днем, когда на Синайской горе Моисей получал от Бога скрижали закона - тот день все так же расцветало и зеленело. В память о том ветхозаветные народы украшали свои храмы и дома свежей зеленью и цветами. Здесь можно видеть некоторую параллель между получением заповедей и сошествием Святого Духа, но в Новом Завете, в отличие от Моисея, апостолы получили более чем закон - им было дано божественное право быть крещенными, как был крещен Спаситель, но не водою, как крестил Его Иоанн Креститель, а Духом Святым и свидетельствовать от имени Его. И Сионская горница, где они собрались в назначенный день, так же была украшена зеленью трав, цветов и деревьев. И сегодня в наших храмах в День Святой Троицы от аромата зелени удивительно легко дышится, в душе вновь возникает молитвенное чувство причастности к чудесам Нового Завета и надежды, что Дух Святой с новой силой возгорится в душе каждого верующего и осенит того, кто к Вере еще не пришел.