Московская сретенская духовная семинария. Как доверять Богу, когда все плохо

Довериться Богу всецело и полностью, значит отказаться от права (которого Бог никогда нам не давал, но мы, люди присвоили его себе) распоряжаться своей жизнью и сознательно подчинить каждый элемент своего бытия нашему Господу и Создателю. Это, значит поверить Богу, что Он действительно имеет достаточно мудрости и силы, чтобы устроить не только земную, но и небесную жизнь своих детей. Это значит - перестать быть "богом" своей жизни. Многие люди в подобных ситуациях хотели бы услышать какие-то рецепты - делай то или не делай этого и всё будет в порядке. На самом деле решение этого вопроса начинается с нашей общей жизненной установки, с нашего правильного понимания себя и Бога.

Неспособность людей практически доверится Богу, является результатом нескольких серьёзных изъянов в духовном развитии. Другими словами существует несколько проблем, которые чаще всего не позволяют нам доверяться Богу полностью.

1) Во первых мы очень плохо знаем Бога. Бог дал нам откровение о Себе - Его Слово, Библию. Но у нас, как правило, мало времени, чтобы читать и изучать её. Поэтому наше знание Бога очень поверхностно. К тому же, даже когда мы читаем Библию, мы часто пропускаем те её места, где она собственно и говорит о Боге, Его характере и Его природе. Нам гораздо интереснее читать повествования или, в крайнем случае, практические заповеди. Так послание к Римлянам нам становиться понятным с 12 главы, а послание к Ефесянам с четвёртой.

2) Вторая проблема, являющаяся прямым следствием первой - у нас нет навыка доверия Богу на практике, потому что мы плохо Его знаем. Кто будет доверять незнакомому человеку конфиденциальную информацию или ключи от дома, даже если вам и сказали что он хороший человек. Доверие строиться в результате хорошего личного знакомства.

3) Третья проблема в том, что большинству христиан трудно даже начать познавать Бога, потому что они практически не доверяют истине о Боге, т. е. Божьему слову, а значит практически верят в ложь, доверяясь в своих делах чему угодно кроме Библии. Конечно, почти все кто называет себя христианами, скажут, что они признают Библию самой святой книгой, но только не живут по ней. Вместо этого они чаще заняты тем, чтобы найти объяснения, почему они не могут исполнить то или другое её повеление. На самом деле, люди верят только той части Библии, по которой стремятся жить. Поэтому они и не знают Бога. А значит и не могут доверять Ему.
Всё это приводит к тому, что многие люди, называя себя верующими, практически живут, полагаясь на человеческие авторитеты. Не отвергая Бога на словах они отвергают Его на деле. Не возможно довериться Богу всецело и полностью, не решив выше описанных проблем. Для их преодоления можно предложить несколько практических шагов.

1) Проводите в личном общении с Богом как можно больше времени, и вы убедитесь, что лучше Него никто (и вы в том числе) не сможет управлять вашей жизнью. Для того, чтобы доверять Богу, нужно увидеть всё Его богатство, Его силу, величие, красоту, Его верность, Его действенность и Его любовь к своим детям. Наилучший способ познания Бога больше и больше читать о Нём в Его Слове. Бог рассказал о Себе людям в Библии, предоставив в ней необходимое и достаточное откровение о Себе. Читайте Библию, книгу за книгой, стих за стихом, снова и снова отмечая всё, что она говорит вам о вашем Создателе и Господе! Не пропускайте ни одного стиха раскрывающего характер Бога, Его атрибуты, цели, намерения, отношения к творению и к вам лично как к Его чаду.

2) Второй важный шаг - проводя время в общении с Богом, обращайте внимание на себя. Попробуйте увидеть себя в зеркале Библии. Говоря об этом я имею ввиду не только увидеть, что вы сделали сегодня неверно, но попробуйте увидеть свою истинную сущность, такой какой она описана в Библии. Подскажу вам только несколько наиважнейших моментов:

Во первых, мы являемся Божьим творением и Бог имеет полное право на нашу жизнь. Бог сотворил нас и только Он обладает правом управлять нашей жизнью Пс. 134:6; Кол. 1:16; Дан. 4:31-32; Ис 64:8. Он наш Творец и Господин и даже самое маленькое недоверие оскорбляет Бога. В каждом таком недоверии проявляется наша претензия на божественность, на роль управителя жизни, что является ничем иным как вызовом бросаемым Богу.

Во вторых, мы принадлежим Ему ещё и потому, что Он выкупил нас, своих детей из рабства греха и поэтому мы не свои. Вся наша жизнь, до её мельчайших деталей принадлежит Ему и поэтому каждый раз, когда мы сами распоряжаемся ею, мы узурпируем Божью власть, ставя себя на место, которое принадлежит только Ему 1 Петра 1:16-19; 1 Кор. 6:19-20

В третьих, мы созданы Богом так, чтобы Он был нашим руководителем. Он открывает нам Свою волю в Слове и нам необходимо понять, что Его воля в отношении нас, какой бы она ни была - есть абсолютное благо. Нам не нужно её бояться, я только принять и послушно подчиниться. Рим 12:2; Иак 1:17.

И последнее нам необходимо знать, что мы зависимы от Бога полностью и ничего не можем без Него. Даян. 17:28; Иоан 15:5; Рим 11:36. Мы абсолютно беспомощны без Бога. Бог - наш любящий Отец и Его решения и действия в нашей жизни продиктованы Его абсолютной любовью. Любое наше недоверие приносит боль Его любящему сердцу.

3) Третий шаг ведущий к практическому доверию Богу научитесь читать Писание честно сравнивая ваши представления о Боге и о себе с тем, что говорит о этом Библия. Нередко наши представления не соответствуют истине. Когда вы обнаруживаете что это так, немедленно выбросите их из головы и сердца, как выбрасываете мусор из дома. Позвольте Божьей истине освободить вас, и вашу жизнь для Его славы.

Эти несколько принципов представляют собой первые шаги в познании Богу и доверии к Нему. Если вы освоите их, вы познаете истинный "вкус" христианства, открыв для себя взаимоотношения с Тем, Кто превыше всего. Тогда доверие Богу будет радостным и естественным в каждом аспекте вашей жизни. Вы сможете насладиться настоящим покоем, который возможен только в любящих, нежных и верных руках нашего Создателя и Отца.

О дна моя подруга как-то сказала мне, что она не знала что такое страх, пока у нее не появились дети. Иногда я чувствую то же самое. Как мать трёх замечательных мальчиков, меня стали одолевать страхи об их будущем. В течение восьми лет моего материнства я боялась всего, от террористических актов до болезней моих детей, пока еще не знающих Бога. Когда я обратилась к Слову Божьему за помощью, я нашла поощрение не столько заботиться о том, что происходит с моими детьми, сколько больше бояться Бога.

Справляться со сложностями материнства непросто, но в Притчах 9:10 сказано: «Начало мудрости — страх Господень» . Когда мы боимся Бога больше всего, многие части головоломки собираются вместе.

Вид страха, обозначенный в Притчах 9, возникает благодаря стойкой и непоколебимой уверенности, что Бог лучше, сильнее и мудрее, чем вы или кто-либо другой в этом мире.

Мотивируются ли ваши родительские решения страхом Господним? Если вы доверили Богу что угодно, только не счастье и безопасность вашего ребенка, то вот пять причин, по которым вам следует довериться Богу и в этом.

1. Бог обладает силой сохранить ваших детей

Павел молится о том, чтобы Ефесяне познали, «как безмерно величие могущества Его» по отношению к верующим (Ефесянам 1:19-20). Он хотел, чтобы они знали, что Бог, который воскрешает мёртвых, также заступается во всей Своей силе за Свой народ.

Мамы, которых отягощает чувство ответственности за воспитание детей, могут расслабиться, зная, что у Иисуса есть власть дать их детям вечную жизнь, и никто не сможет похитить верующего из Его рук (Иоанна 10:28).

Нам не нужно лихорадочно искать волшебную формулу, чтобы вырастить здоровых, успешных и богобоязненных детей. Вместо этого мы должны увидеть в Господе надежду, помощь и спасение, и противостоять искушениям доверить Ему менее ценные вещи.

2. Христос привлекательнее всего, что может предложить этот мир

Иногда мы пытаемся оградить наших детей от некоторых людей, мировоззрений или видов деятельности, потому что мы обеспокоены тем, что это уведёт наших детей от веры. Но, если дети видят, что мама и папа понимают мир, в котором они живут, что они не боятся его и осознают, что Христос намного лучше, то это дает их детям твердую уверенность в превосходстве Христа.

Конечно, мы не хотим, чтобы наши дети сталкивались с вещами, для которых они ещё слишком юны. Нам нужно подождать, пока они не станут достаточно зрелыми для их понимания и распознавания. Но мы всегда должны помнить, что в мире нет ничего настолько утончённого, прекрасного, или притягательного, что не поблекло бы в сравнении со Христом.

3. Угождение людям не откроет вашим детям врата в Царство Небесное

Распространённое искушение для нас матерей — слишком мало заботиться о мнении Бога и слишком много — о мнениях людей.

Иисус выступает против этого в Матфея 10:28, говоря: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» .

Мы иногда испытываем соблазн оказать давление на наших детей, чтобы они стали тем, кем быть не предназначены. Дети — это не ходячий показатель того, сколько времени и сил вы на них истратили. Они были созданы для большего. Их задача не в том, чтобы угождать другим людям или создать нам все условия для комфортного самочувствия. Они грешники, нуждающиеся в Спасителе, как и любой из нас, и их предназначение в жизни — прославить Бога.

В Притчах 29:25 сказано: «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен» . Поэтому, критикуют ли вас или хвалят за ваши методы воспитания, не принимайте всё это близко к сердцу. В конечном счете, Бог будет судить живых и мертвых (1 Петра 4:5), и лишь Он имеет правильный и уверенный взгляд на суть вещей. Он медлен на гнев и полон неизменной любви (Псалом 102:8), а тех, кто доверяет Ему, хранит в безопасности.

4. Человеческие достижения не гарантируют вечную безопасность

Многих из нас гложет чувство вины или тревоги о том, что мы делаем недостаточно много для своих детей, по сравнению с другими родителями. Мы боимся сбавить обороты, потому что наши дети могут оказаться позади.

Однако Бог предпочитает вовсе не тех детей, которые стали успешными, по мирским стандартам, взрослыми людьми. Бог нелицеприятен, «но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деяния 10:35).

С точки зрения Бога, страх Господень всегда дороже любых человеческих достижений.

«Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, — благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.» (Псалом 146:10-11).

Наши достижения и умения могут заставить нас чувствовать себя в безопасности, но они могут быть отняты во мгновение. Наша жизнь коротка, как «пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иакова 4:14), но страх Господень имеет вечную ценность.

5. Мы не можем контролировать будущее

Возможно, это самое сложное для матери. Мы должны верить, что Бог, будучи верховным правителем, также является добрым, даже если в будущем наших детей произойдёт что-то, чего мы не хотели бы для них.

Никто не знает, что ждёт наших детей в будущем: война, инвалидность, разбитые отношения или другие страдания. И страшная правда в том, что мы не можем защитить их от всего этого. Но Бог не оставит нас один на один с нашими трудностями. Он говорит нам:

«Не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Исаия 41:10).

Наиболее естественным проявлением нашего доверия к Богу является молитва. Когда мы просим Бога заступиться за наших детей, мы тем самым говорим, что боимся Его больше, чем чего бы то ни было еще. Он может не ответить так скоро, как мы ожидаем, и Он может выбрать для наших детей путь сложнее, чем мы хотели бы, но мы можем быть уверены, что Он будет действовать в соответствии с Его доброй природой (Псалом 135:1).

Подписывайтесь:

Угождение людям не обеспечит нашим детям Царства Небесного, и их не спасут даже самые лучшие перспективы на будущее, но Бог имеет силу преобразить наших детей и сохранить их для вечности.

Чем мотивируются ваши родительские решения? Вы знаете, что можете доверить Богу своих детей?

Автор — Кристел Хамфли / charismamag.com
Перевод — Виктория Литвинова для

- Скажите, как научиться доверять Богу? Не могу сказать, что моя жизнь полна скорбей и испытаний, скорее, наоборот, она достаточно спокойная. Но в последнее время я ни в чём не нахожу мира и радости, поскольку все время беспокоюсь о семье, о своём здоровье, о различных делах, которые должен сделать, и это беспокойство меня измучило. Молитва и память о том, что Господь обо всех имеет благой промысел, и что случайностей не бывает, мне не помогают.

Опытные в таких вопросах люди говорят, что когда происходит подобное, то нужно постараться увидеть причины. Они всегда двух родов и действуют вместе. Первая из них – наше нерадение к молитве, покаянию и терпению ближних, что приносит горькие плоды. Вторая – забвение о Божием, которая научает нас рассудительно относиться к своей духовной жизни, а не нестись по течению, куда кривая выведет. Для священника же такое состояние особенно полезно, поскольку, испытав это на себе и правильно пережив, он сможет реально, а не пустым празднословием помочь обращающимся к нему. Ибо, говорят Отцы, не искушен – не искусен.

Приходилось читать, что, подобное состояние происходит, прежде всего, от нашего маловерия. Мы не верим, что Бог есть всемогущая любовь и без нее ничего, в том числе и ничего плохого, не может произойти с нами. Св. Исаак Сирин писал: «Ни один раб не может сделать вреда кому-либо из подобных ему рабов без дозволения о всех Промысляющего и всем Управляющего» (Сл. 31,204). «Господь не позволяет, чтобы к твари Его приближалась власть демонов и людей, и исполняла на ней волю их» (31,205). Он пишет и о том, что “всякое тесное обстоятельство и всякая скорбь, если нет при них терпения, служат к сугубому мучению, потому что терпение в человеке отвращает бедствия, а малодушие есть матерь мучения. Терпение есть матерь утешения и некая сила, обыкновенно порождаемая широтою сердца » (79). Поэтому нужно и потерпеть. Ибо, как говорил прп. Тимофей Валаамский: «Терпеть не будешь, бесу жертвою будешь ».

Если у нас не будет скорбей внешних или внутренних, то мы окончательно развалимся. Поэтому, когда они приходят, необходимо заставлять себя благодарить Бога, многократно повторяя: «Слава Тебе, Господи, благодарю Тебя, достойное по делам моим получаю. Слава Тебе»! Это совет святителя Игнатия Брянчанинова. Все, исполнившие его, получили большое облегчение и даже исцеление.

Спрашивает Кристина
Отвечает Инна Белоножко, 27.04.2012


Кристина пишет: "Божьих благословений Вам и Вашему сайту! Хочу задать свой вопрос:
совсем недавно пришла к Богу - месяц, благовествую о Нём всем, вопреки своей репутации, не важно кто отвернётся, верю, что Иисус оставит рядом тех, кого надо. Есть даже просвет. Поменялся мой взгляд на жизнь, я смотрю на мир по-другому, оставила свои мирские привычки, но я не могу всецело довериться Богу, часто нервничаю, завишу от мнения людей, постоянно чего-то боюсь...не могу пока избавиться от этого гнетущего чувства. Как быть?"

Мир Вам, Кристина!

Слава нашему доброму Господу за то, что Он привлекает к Себе ищущих истину сердца людей! Слава Богу, что Вы, Кристина, с Богом - уже месяц, постигайте и дальше Божью волю, мудрость, любовь и будьте счастливы!

Вы совершенно верно обозначили свою проблему: "...не могу всецело довериться Богу ..." - вот это действительно то, что Вам нужно. Довериться Богу. Полностью. Вот тогда и страх пройдет, и гнетущее чувство неуверенности, нервозность, зависимость от мнения окружающих.

С Господом можно ничего не бояться. "Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя... не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты - Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя" (). "Господь - свет мой и спасение мое: кого мне бояться? Господь - крепость жизни моей: кого мне страшиться?" ().

Кристина, Господь хочет дать нам все, чем владеет Сам. Хочет, что бы мы доверились Ему, как дети - просто, без сомнений и вопросов: а как? а почему? а зачем? и что будет? Детская вера и доверие Господу - это самое лучшее, что в нас может быть. Это надежный фундамент для прочных отношений, успеха и радости.

«Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (). Это приглашение и обещание Божье одновременно. Какие замечательные слова, они вселяют уверенность в сердце! Так говорит Господь!

Пусть Господь откроется Вам, станет Высшим Авторитетом, покажет Свое отношение к Вам, Свою любовь. Вы представляете для Него большую ценность, Вы - Его дитя. И кто бы что не говорил обратного, помните, что верующий человек, любящий Бога и доверяющий Ему - это ветвь от Лозы: "Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего" ().

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Разное":

КАК НАУЧИТЬСЯ ДОВЕРЯТЬ БОГУ? ОТВЕТЫ ПАСТЫРЕЙ. Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.

Нам, кроме Бога, некому доверять. Игумен Нектарий (Морозов): – Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит. Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает. Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет. Игумен Лука (Степанов): – Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!

Чувствовать Бога, служа ближнему. Иеромонах Димитрий (Першин): – По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия. Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки. Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него. Так что в христианстве нет каких-либо сложных гороскопов, талмудов или теософий спасения. Все предельно просто и понятно даже трехлетнему малышу. Евангелие говорит о деятельной любви к ближним и дальним, друзьям и врагам. Когда мы начнем на деле исполнять этот завет о любви, тогда, по мысли Марка Подвижника (см.: Там же. Гл. 62), наша совесть проснется и подскажет нам, что делать дальше.

Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы. Протоиерей Александр Ильяшенко: – Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу. О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.

Быть внимательным к своей жизни. Протоиерей Константин Пархоменко: – Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере. Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем? Для этого необходимо внимательно относиться к своей жизни и подмечать, как премудро и заботливо Бог устраивает все ее обстоятельства. Есть старинная французская пословица: «Случай – бог дураков». И верно! Нет ничего случайного. Как грибы в лесу связаны нитями грибницы, протянувшейся под верхним слоем почвы от гриба к грибу, так и все ситуации, все так называемые «случайности», всё на самом деле связано невидимыми благодатными нитями Промысла и заботы Божией о нас. И нужно учиться это замечать. Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании. Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики... И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.

Доверие Богу укрепляется духовной жизнью. Священник Валерий Духанин: – Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни. И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас. Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.

Научить смирять свой ум. Священник Димитрий Шишкин: – Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры. А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни. И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше... если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте. Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере. Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек. Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера. Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению. Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры. Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви... когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.