Появление частного сектора экономики. Iii

Секторами экономики являются связанные друг с другом отрасли. В своем взаимодействии они формируют единую систему. Предприятие в рыночных условиях считается главным хозяйствующим элементом. Его роль достаточно значима во всей этой системе. Экономика страны не просто отводит ему определенное место в целом. Предприятие отличается и обязательной принадлежностью к той либо иной хозяйственной отрасли в частности. Далее в статье подробно рассмотрим, что собой представляют секторы РФ.

Общая информация

Не секрет, что экономика страны в целом представляет собой достаточно сложный и динамичный организм. Вся система представлена разными направлениями, что объясняется многообразием самого производственного процесса. Структура секторов экономики отражает ее строение, соотношение всех звеньев и существующих подсистем, взаимосвязи и пропорции, образованные между ними. Исследование разных направлений важно для развития хозяйственной деятельности государства, оптимизации ее компонентов.

Сферы, формирующие систему

С позиции выпуска и создания дохода выделяется две достаточно крупные области: непроизводственная часть и Последнее состоит из нескольких подсистем. Это:


В составе выделяют следующие элементы:

  • соцобеспечение;
  • физическую культуру;
  • пассажирские перевозки;
  • обслуживающую население и организации данной сферы связь;
  • искусство и культуру;
  • страховые и кредитные системы;
  • народное образование;
  • здравоохранение;
  • научное обслуживание в частности и науку в целом;
  • деятельность органов управленческого аппарата.

На сегодняшний день вся эта система включает в себя огромное количество организаций, компаний, объединений.

Строение системы

Обобщая характеристики хозяйственных процессов, компоненты всего производственно-промышленного комплекса принято разделать на секторы. Под этим термином следует понимать совокупность всех институциональных единиц, отличающихся сходными функциями, поведением, задачами. Существует классификация подсистем в соответствии с направлением деятельности. Так, в РФ выделяют внешний сектор и систему, включающую в себя госучреждения, предприятия и домашние хозяйства. Рассмотрим их подробнее.

Предприятия

В составе этого сектора экономики России присутствуют различные организации. Деятельность одних может быть направлена на извлечение прибыли. Другие же имеют статус "некоммерческих" компаний. В сферу предприятий входят финансовые и нефинансовые компании. К последним следует отнести коммерческие организации, занимающиеся выпуском товаров либо предоставлением услуг для получения прибыли. Нефинансовыми предприятиями считаются некоммерческие объединения, которые не преследуют целью извлекать выгоду из своей деятельности. Значение в данной классификации имеет и регулирующий орган. В зависимости от его характера выделяют государственные, негосударственные и зарубежные предприятия. Финансовый сектор экономики включает в себя как некоммерческие, так и коммерческие объединения. Деятельность предприятий данной области направлена на посредничество, страхование, обеспечение и прочее. В банковский сектор экономики входят соответствующие предприятия (ЦБ РФ, например). К данной отрасли относят и другие коммерческие компании. В финансовый сектор экономики входят инвестиционные фонды, спонсорские, пенсионные, страховые, лизинговые, благотворительные фонды и организации, биржи и прочие предприятия.

Госучреждения

Этот сектор экономики включает в себя различные органы судебной и исполнительной, а также законодательной власти. В эту же область деятельности входят фонды соцобеспечения и некоммерческие корпорации, контролируемые ими. Сфера госучреждений, в свою очередь, разделяется на федеральный, региональный и муниципальный сектор экономики. Верхний уровень контролирует нижний. Деятельность госучреждений регулируется законодательно.

Домашние хозяйства

Аграрный сектор экономики, в основном, объединяет потребляющие элементы. К ним, в частности, относятся различные хозяйства и предприятия, которые ими сформированы. Этот сектор экономики разделяется еще на несколько. Хозяйства в целом классифицируются по отрасли труда, квалификации и специализации лица, выступающего в качестве руководителя, а также, собственно, по роду занятий. С учетом вида дохода специалисты отмечают следующие подкатегории: работающие по найму, получающие прибыль от собственности, работодатели. В подгруппу могут входить хозяйства по количеству членов, объему общего дохода либо по своему местоположению.

"Остальной мир"

Этот сектор экономики включает в себя комплекс институциональных единиц. Эти элементы представляют собой нерезидентов, располагающихся в других государствах. При этом они имеют консульства, посольства, связи, базы и прочие организации на территории РФ. Этот сектор экономики тесно связан с внешней политикой страны. Он включает в себя не только организации-нерезиденты, но и те объединения, с которыми они взаимодействуют.

Другие виды

Рассматривая страны в целом, специалисты выделяют также государственный, а также частный сектор экономики. В составе первой подгруппы находятся учреждения, компании, объединения, предприятия, контроль над которыми обеспечивается со стороны государственного управленческого аппарата. На вторую подгруппу госрегулирование не распространяется. Выделяют также нерыночный и рыночный секторы. Такая классификация устанавливается с позиции отношения к торговой сфере. Для того или иного сектора характерно наличие производственного процесса. Предприятия занимаются выпуском товаров, формированием разнообразных услуг, предназначенных для сбыта по стоимости, воздействующей на спрос. В этой же подгруппе осуществляется обмен по бартеру продукции или предложениями, запас готовых изделий, выплата вознаграждения за труд в натуральном виде. Внутри нерыночного сектора экономики происходит выпуск услуг или продукции, применяемых хозяевами предприятия или непосредственно, самими производителями. Здесь же может осуществляться передача произведенных товаров либо услуг безвозмездно или же по стоимости, не оказывающей существенного влияния на спрос. В этой области деятельности следует выделить и первичный сектор экономики. Он объединяет отрасли, которые связаны с добычей различного сырья и дальнейшей его переработкой. Первичный сектор экономики имеет большое значение для развития страны в целом.

Отрасли

Необходимо отметить, что секторы в экономике формируются из однородных типов занятий. Эти виды деятельности называют отраслями. В соответствии с международной статистикой, вся хозяйственная система разделяется на "производство товаров" и "оказание услуг". К первой категории следует отнести сельскохозяйственную деятельность, промышленность, строительство и прочие области производства материальных ценностей (утилизацию сырья, издательство, сбор ягод и так далее). К отрасли оказания услуг следует относить образование, общее госуправление, торговлю, здравоохранение, оборону и прочее.

Межотраслевые комплексы

Эти категории формируются внутри тех или иных экономических отраслей либо между ними. Под следует понимать интеграционную систему, которая отличается наличием взаимодействия разных компонентов и сфер деятельности, стадий выпуска и распределения продукции. К примеру, в промышленности можно выделить металлургический, топливный энергетический, машиностроительный участки. Комплексы, в которых объединяются различные отрасли экономики, отличаются более сложной структурой. К таким, например, можно отнести, строительный участок.

Целевые и функциональные системы

В основу данной классификации положены различные критерии. Так, например, для целевых комплексов характерен воспроизводственный принцип. В основе данной межотраслевой системы лежит критерий участия в производстве конечной продукции. В качестве примеров могут выступать транспортный, топливный энергетический, В основе функциональных систем используется критерий и принцип ее специализации в соответствии с определенной задачей. В этом случае в качестве примеров можно привести экологический, научный и технический, инвестиционный комплексы. Объединение формирующегося многообразия - это следствие повышения качества части в производстве, направленной на удовлетворение общественных потребностей.

Развитие экономической структуры в РФ

По оценке большинства специалистов, система отечественного народного хозяйства не является постоянной. Изменения в ней могут происходить как стихийно, так и под влиянием регулирующей государственной деятельности. Кроме того, большое влияние оказывают и различные внутренние и внешние условия. Последние включают в себя конкуренцию со стороны заграничных производственных предприятий. Особое значение имеет и внешнеэкономическая конъюнктура - состояние мировых торговых площадок по конкретным видам продукции, а также стоимость нефти. К внутренним факторам следует отнести инвестиционную активность, конкурентоспособность изготавливаемого товара, производственные мощности и потенциал, степень платежеспособного спроса.

Факторы, влияющие на развитие экономики

Среди основных инструментов, способствующих развитию экономики страны, следует назвать целевые программы, субсидии, госинвестиции, закупки, а также разнообразные льготные уступки для предприятий, отраслевых групп, регионов. Как отмечают аналитики, необходимость в перестройках, усовершенствовании хозяйственной деятельности РФ обуславливается сменой приоритетов в стране. На смену административно-командной системе пришли давно рыночные отношения. В связи с этим характер хозяйственной деятельности должен соответствовать современному положению дел. Усовершенствование и развитие в соответствии с требованиями времени возможны в России благодаря ряду факторов. Немаловажными являются наличие на территории страны обширных природных запасов, а также осуществление непрерывных научно-технических изысканий.

Заключение

В России осуществляется разработка различных программ для поддержания и дальнейшего развития экономики. В частности, в нефтедобывающей отрасли предполагается продолжать формирование вертикально интегрированных объединений. Их деятельность направлена не только на добычу, но и переработку полученного из недр сырья. На металлургических предприятиях предусматривается постоянное расширение объема и качества выпускаемого металлопроката. Для осуществления всего задуманного необходимо использование высокотехнологичного оборудования, новых передовых схем производства. В связи с прогнозируемым повышением цен на металл данная отрасль является одной из наиболее привлекательных для инвестиций. Это, в свою очередь, быстро приведет к оздоровлению этих предприятий. Отраслям, характеризующимся высоким научным и техническим уровнем (например, производство ракетно-космических комплексов, атомная промышленность, биотехнологическое направление, тяжелое станкостроение и прочие), государство оказывает прямую поддержку. Выражается она в форме экспортных кредитов, разного рода субсидий, госинвестиций и закупок. Однако к основному методу перестройки экономики России относится перепрофилирование и свертывание компаний со сниженной дееспособностью, повышение объемов производства товаров, которые пользуются наибольшим спросом как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Неотъемлемой частью усовершенствования системы считается формирование оптимальных условий для развития передовой и перспективной деятельности, образующих действительный хозяйственный потенциал государства.

Основу частной экономики, как и частного сектора, составляют следующие компоненты:

Натуральное хозяйство - модель частной экономики; ей свойственен дефицит товарно-валютного обмена внутри хозяйства и создание продукта теми, кто его употребляет.

Подобная модель выступает как рыночное хозяйство, которое зародилось вследствие формирования товарно-валютного обмена. Присутствие данного обмена - черта рыночной экономики. Изготовители формируют частные блага с целью реализации (продукты), а покупатели удовлетворяют собственные частные необходимости, приобретая их за свои ресурсы (за ).

Товары и финансы - основные значения рыночной экономики. Замена продуктов на финансы (товарно-финансовый обмен) характерны только лишь рыночной экономике. Продукты - частные блага, которые с поддержкой средств удовлетворяют частные необходимости.

Рыночное хозяйство - модель частной экономики, которой свойственно присутствие товарно-валютного обмена внутри хозяйства и изготовление продукта и услуг для их реализации с целью извлечения выгоды. Рыночное хозяйство превалирует над натуральным хозяйством, благодаря этому фактору оно представляется более современным. Данное превосходство состоит в способности к саморегуляции, значащей, что изготовители формируют только те продукты, какие необходимы покупателям.

Представление частного сектора, его значимость для экономики

Частный сектор экономики - элемент экономики государства, не находящийся под контролем самой страны. Частный сектор формируют хозяйства и компании с частной капитализацией. Частный сектор разделяется на коллективный, экономический и индивидуальный секторы экономики.

Допускается сделать акцент на 2 категории факторов, ограничивающих формирование частного . Первоначальный фактор - это основания первостепенного (общеэкономического) характера, заложенные в финансовой политике страны, второстепенный фактор – условия местного (в основном координационного) характера.

Суть новой общественно - финансовой стратегии и основание концепции реформирования государства, приняты в ее постепенном, раздельном преобразовании к российскому принципу сообщества постиндустриального вида. Стратегия формируется на новой основе с передовыми чертами особенностей существования людей, активной рыночной экономикой, при существенной значимости страны в развитии модификаций ее регулирования.

Функции страны, в результате чего трансформируются на:

  • Создание единых законодательных предпосылок, собственного ряда законов исполнения для лиц, функционирующих в рыночной экономике;
  • Прямое обладание и руководство ключевыми составляющими инфраструктуры общенародного хозяйства, природными монополиями, особенно значимыми в общественно-политическом, финансовом и экономическом взаимоотношении производствами;
  • Разработку и осуществление интенсивной индустриальной политики, участие в основополагающих инвестиционных, структурно - научно-технических программах посредством абсолютного, либо неполного их финансирования, предоставления финансовых гарантий, дотационных кредитов и иных типов экономической поддержки частного сектора экономики.

Партнерские взаимоотношения между частным сектором и страной представлены основным компонентом функционирования экономики государств. Данные взаимоотношения включают в себя обширный диапазон типов работы и разных функционирующих участников, что усложняет конкретное установление определения партнерства.

Партнерские взаимоотношения создаются в ходе союза ресурсов, экономических средств и познаний частного сектора и государства с целью сокращения расходов; обеспеченья увеличения качества услуг; улучшения приспособления их предоставления. Деятельность, в рамках какой формируются партнерские взаимоотношения, сравнима с формированием некоего социального блага, которое частный сектор или никак не имеет возможность реализовать, или никак не хочет формировать собственноручно.

Одной из перспектив для страны, где преобладает стремление динамично формировать партнерские взаимоотношения с частным сектором, выступает создание учреждений и специализированных организаций, занятых организацией помощи для частных фирм. Данные органы занимаются возможными партнерствами в частном секторе в качестве учреждения содействия вложений, занимаются заграничными фирмами, исполняющими непосредственные вложения, а учреждения помощи небольшого бизнеса занимаются маленькими фирмами.

Иной способ укрепления оптимального коллективного управления – это формирование образовательных подразделений, которые могут применяться -секторами в оценке комплекса трудных законов и распоряжений, регламентирующих данную сферу.

Приватизация и модификация в рыночной экономике в качестве источника развития частного сектора

В нормативных бумагах, отображающих проблемы управления госсектором, в свойстве главного инструмента регулировки его состава и структуры рассматривается разгосударствление. При этом подразумевается, что сектор в его нынешнем варианте необходимо уменьшать, сохраняя за страной только основные компании (с точки зрения защиты, общественной политики и т.д.). Разгосударствление – это всего лишь первостепенный метод перемены масштабов госсектора. Альтернативой представляется , т.е. выплата страной компаниям пакетов акций частных собственников. Согласно ряду справедливых факторов этот способ сегодня никак не применяется, тем не менее, его использование может быть целесообразно. Можно напомнить и о методе численного модифицирования госсектора, как стадии формирования и видоизменения (устранение, объединение, уничтожение, соединение) госпредприятий.

Встроенным блоком приспособления управления объектами сектора становится инструмент, разрешающий отказываться от субъективизма при принятии постановлений о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации определенного объекта. Подобное следует для того, чтобы сберечь стратегически значимые предметы в составе сектора и исключить угрозы сохранения их без залога бюджетной экономической подпитки.

Стратегия правительственного регулирования экономики ориентирована в настоящее время на постепенное уменьшение непосредственного вмешательства страны при усилении непрямого влияния на частный сектор. Объемы помощи сфер, производственных комплексов и компаний за расчет денег бюджетов весьма незначительны, при этом совершается трансформация от экономного финансирования больших проектов к помощи единичным и качественно трудящимся фирмам.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

МИРЗАБАЛАЕВА Ф.И.,ТУНАЕВА З.А.

РАЗВИТИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА КАК ФАКТОР СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Аннотация. В условиях современного кризиса сбалансированность экономики становится условием эффективного регулирования социально-экономических процессов в регионе. Один из факторов экономического развития - активизация рыночных механизмов саморегулирования частного сектора. Гибкость и высокая адаптивность частного сектора являются важными преимуществами и предпосылками сбалансированности в экономике. В данной статье сделана попытка рассмотреть различные точки зрения на сам процесс достижения баланса в экономике региона, определение роли частного сектора в этом процессе. Ключевые слова: сбалансированное развитие экономики, частный сектор, дисбаланс в региональной экономике, факторы и ограничения сбалансированного развития.

MIRZABALAEVA F.I. ,TUNAEVA Z.A.

DEVELOPMENT OF THE PRIVATE SECTOR AS A FACTOR OF HAVING A BALANCED ECONOMY IN THE REGION

Abstract. In the conditions of the modern crisis, having a balanced economy becomes a condition of effective regulation of social-economic processes in the region. One of the factors of economic development becomes activation of market mechanisms of private sector self-regulation. Flexibility and high adaptiveness of the private sector are important advantages and predispositions of having a balanced economy. This manuscript attempts to consider different points of view on the process of achieving balance in the economy of the region, determining the role of the private sector in this process.

Keywords. Balanced economic development, the private sector, imbalance in the regional economy, factors and limitations of balanced development.

Перестройка экономики страны на рыночные рельсы вызвала определённые негативные процессы в развитии региональных экономик: возросла поляризация в социально-экономическом развитии регионов, распались экономические связи, изменилась структура экономики, пришли в упадок оборонные и монопроизводственные города и т. д. Однако одними из самых важных перемен в экономике стали: развитие частного сектора, формирование предпринимательской инициативы, принципиально новой инвестиционной и экономической политики и т. д.

Новые процессы часто протекали хаотично, несогласованно, несли на себе отпечаток политической ситуации. Поэтому возникла острая необходимость в более гибких механизмах, которые позволили бы устойчиво развивать экономику регионов, сбалансировать основные показатели развития во всех сферах и отраслях, повысить уровень и качество жизни населения, сохранить и развить потенциал регионов и т. д. И в данной ситуации, на наш взгляд, важную роль должен сыграть частный сектор.

Считается, что на смену понятию «гармония» пришло понятие «сбалансированность» - это такое состояние системы, при котором при котором её ключевые параметры имеют оптимальное соотношение, способствующее существованию и развитию. Понятие «сбалансированное развитие» исследователи часто отождествляют с такими категориями, как «устойчивый», «жизнестойкий», «самоподдерживающийся», «устойчивое, сбалансированное развитие», «устойчивое развитие» и т. д.

Сбалансированное региональное развитие, по мнению одного из экспертов, представляет собой комплексное развитие региона как социо-эколого-экономической системы, при котором соблюдается баланс между ростом экономики, повышением уровня жизни и снижением вредного воздействия на окружающую среду. В основе сбалансированного регионального развития лежит динамическое равновесие между хозяйственной, общественной и природной подсистемами, поддержание научно обоснованных пропорций (соотношений) между экономическими, социальными и экологическими параметрами региональной системы, обеспечивающими

повышение качества жизни в долгосрочной перспективе .

Согласно другой точке зрения, под сбалансировано развивающимся субъектом понимается регион, который обеспечивает поступательное улучшение благосостояния населения и развитие экономики в рамках структурно-функциональной, ресурсной и временной сбалансированности воспроизводственного цикла .

Существует мнение, что сбалансированное развитие региона как социально-экономической системы представляет собой планомерное и качественное изменение его подсистем, обеспечивающее повышение устойчивости территории за счёт уравновешивания противоположных потоков (миграционных, финансовых, материальных), а также непрерывный рост уровня жизни и благосостояния населения, проживающего на данной территории .

Под сбалансированным развитием региона также понимают комплексное развитие, которое основано на балансе использования экономических, экологических, социальных, инновационных и других ресурсов с целью сохранения социальной стабильности региона как системы. Сбалансированное региональное развитие рассматривается как непрерывный процесс удовлетворения потребностей настоящих и будущих поколений, возможный только на основе сбалансированного развития экономического потенциала .

Важно исследовать факторы, влияющие на сбалансированность региона. Часто специалисты не находят различий между сбалансированным и устойчивым развитием. Так, например, Л. П. Васильева к наиболее важным факторам устойчивого и сбалансированного развития региональной социально-экономической системы относит:

Факторы, связанные с природными ресурсами, т. е. с сохранением биосферы;

Факторы, связанные с человеческим потенциалом;

Факторы, связанные с предпринимательским капиталом;

Факторы, связанные с финансами .

Одним из условий перехода к сбалансированности развития отсталых (депрессивных) территорий специалисты предлагают переход к инновационному типу экономического развития. К принципам построения стратегии сбалансированного регионального развития, в частности, относят:

Соблюдение пропорциональности развития ключевых отраслей и сегментов экономики (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сбыт и др.) и, как следствие, снижение внутрирегиональной структурной асимметрии;

Обеспечение роста экономического потенциала региона за счёт интеграции и более рационального совместного использования внутренних конкурентных ресурсов на основе расширения внутрирегионального взаимодействия субъектов хозяйствования (местных, региональных, национальных и глобальных корпораций);

Целевое регулирование в интересах достижения воспроизводственных пропорций ресурсных потоков в системе бюджетного финансирования, а также региональных рынков товаров, услуг, инвестиций .

Сбалансированное развитие рассматривается как ключевое условие региональной социально-экономической системы, которое может быть обеспечено только при соблюдении ряда принципов сбалансированности:

1) системности и многовариантности разрабатываемых решений - требует соблюдения системного подхода в региональном управлении, наличие контура обратной связи;

2) научной обоснованности - при подготовке и принятии решений используются современные научно обоснованные методы, модели и подходы к управлению;

3) синергии - каждое принимаемое решение должно рассматриваться в комплексе с другими решениями и управляющими воздействиями для учёта возможного синергетического эффекта и его последствий;

4) динамичности - предусматривает гибкость и адаптивность системы управления к динамике социально-экономической системы региона и его макроэкономического окружения;

5) эффективности - предполагает позитивные результаты управляющего воздействия как для субъекта, так и для объекта управления; и т. д. .

Одним из важных условий сбалансированности в трудоизбыточной республике является

баланс рынка труда. Под сбалансированностью рынка труда понимают количественное и структурное соответствие по профессионально-квалификационному составу спроса и предложения рабочей силы в средне- и долгосрочном периодах .

Исследователи рассматривают следующие виды дисбаланса рабочей силы:

1. Избыток квалификаций - формальные квалификации работников выше, чем квалификации, которые требуются на их рабочих местах. Такая ситуация может быть вызвана нехваткой рабочих мест на рынке труда, отсутствием гибкости системы образования и обучения, неэффективностью системы профориентации, несовершенством процедур найма и т. д.

2. Недостаток квалификаций - формальные квалификации работников ниже, чем квалификации, которые требуются на их рабочих местах. Эта ситуация может быть вызвана физической нехваткой работников требуемого уровня квалификации, неэффективностью системы образования и др.

3. Горизонтальный дисбаланс (horizontal qualification mismatch) означает, что по уровню образования формальная квалификация соответствует рабочему месту, однако наблюдается несоответствие её содержания требованиям данной области профессиональной деятельности. Такая ситуация может быть вызвана рассогласованностью требований сферы труда и содержания профессиональных образовательных программ.

4. Несоответствие умений - уровень и характер умений и способностей человека выше или же ниже требуемого уровня. Как правило, ситуация несоответствия умений может явиться следствием появления новых технологий, изменений в организации труда, траекторий развития карьеры и т. д. Несоответствие умений может быть со знаком плюс (избыток) и со знаком минус (нехватка). Избыток умений означает, что не все умения востребованы в процессе труда на конкретном рабочем месте. Нехватка умений, напротив, означает отсутствие умений и способностей, необходимых для адекватного выполнения трудовых функций на конкретном рабочем месте. Очевидно, для устранения таких перекосов необходимо совершенствовать системы профессионального образования и обучения, повышая их гибкость .

Для сбалансированного развития экономики региона необходимо активизировать те сегменты, где присутствие частного сектора наиболее активно и перспективно. Рассмотрим некоторые из них.

Так, например, одним из важных кластеров частного сектора является туристический бизнес. Частный бизнес развивает различные виды туризма: массовый, приключенческий, сельский, спортивный, медицинский, горный и т. д. Данный сегмент обслуживает огромная инфраструктура (гостиницы, транспорт, развлечения и отдых, и т. д.).

Одним из модных видов туризма становится экологический туризм, который сегодня чаще организовывают малые туристические агентства. Развитие экотуризма, «зелёного» туризма весьма актуально и для Республики Дагестан.

В частном секторе владельцы отелей, туроператоры и лица, предоставляющие транспортные услуги, могут играть важную роль в защите окружающей среды, формируя общественное экологическое понимание, способствуя развитию добровольных промышленных инициатив. В промышленности, например, могут быть созданы благоприятные условия для развития ассоциаций туристической индустрии; международных институтов развития устойчивого туризма; зелёной практики (энергосберегающие гостиницы, минимизация потребления воды и невозоб-новляемых источников энергии, минимизация производства СО2 и уменьшение отходов и т. п.); финансовых институтов развития (ФИР) и др. .

В республике, где значительная часть населения занята в сельском хозяйстве, очень важны конструктивные преобразования в аграрном секторе экономики: проведение земельной реформы, реорганизация колхозов и совхозов, развитие частного сектора, повышение хозяйственной инициативы сельского населения и т. д.

Д. э. н. Ф.Х. Цхурбаева, исследуя проблемы развития государственно-частного партнёрства в аграрной сфере Республики Северная Осетия-Алания, предлагает провести определённые институциональные преобразования с целью формирования особой аграрно-промышленной зоны. Создание специальных институтов, способствующих устойчивому развитию аграрной сферы, позволит обеспечить продовольствием население, послужит условием для развития сельских территорий.

Целесообразность создания особой аграрно-промышленной зоны в РСО-Алании обусловлена конкурентными преимуществами республики (приграничное положение, хорошие транспортные связи, благоприятные почвенно-климатические условия и возрастающая потребность в производстве экологически чистой продукции). При создании аграрно-промышленных зон предлагается:

Создать сельскую производственную и социальную инфраструктуру в основном за счёт федерального, регионального и муниципального бюджетов .

Республика Дагестан, обладая не меньшими конкурентными преимуществами в экономике страны, могла бы так же активно использовать данные направления развития частного сектора и создания условий для спонсированного развития экономики региона.

Одной из самых важных, социально чувствительных отраслей, в которой активно развивается частный бизнес, является здравоохранение. Процессы трансформации в данной сфере в России проходят весьма противоречиво. Всё меньшим остаётся сегмент оказываемых государством бесплатных медицинских услуг; система страхования ещё имеет массу несовершенств и неэффективно функционирует; низкая доступность качественных услуг для определённых групп населения становится всё очевиднее; сокращение медицинских кадров в государственном секторе происходит повсеместно.

Группа специалистов отмечает как положительные аспекты работы организаций частного сектора в сфере здравоохранения (эффективность и высокое качество медицинской помощи, ориентация на потребителя медицинских услуг, повышение личной заинтересованности врача в высоком качестве своей профессиональной работы), так и отрицательные (ориентация на получение прибыли от предоставления медицинских услуг, агрессивное поощрение искусственно повышенного потребления дорогостоящих и необязательных видов медицинской помощи и лекарственных препаратов, откровенный отбор «финансово выгодных» и отказ от таких «экономически невыгодных» пациентов, как малоимущие, пожилые, инвалиды, хронические больные) .

Факторы, способствующие и препятствующие сбалансированному развитию экономики Республики Дагестан, рассмотрены в таблице 1.

Таблица 1

Основные предпосылки и ограничения сбалансированного развития экономики Республики Дагестан

Факторы, способствующие сбалансированному развитию Факторы, препятствующие сбалансированному развитию

Благоприятная демографическая ситуация и высокий удельный вес молодёжи Высокая доля теневой экономики и неформальной занятости

Развитый трудовой потенциал Высокий уровень безработицы и бедного населения в республике

Разветвлённая сеть образовательных учреждений, определяющая возможность подготовки и развития рабочей силы Высокая дотационность регионального бюджета и негативный имидж региона

Уникальное географическое положение, определяемое пересечением торгово-транспортных потоков, наличием морской и сухопутной государственной границы Коррупция в системе государственного и муниципального управления

Высокий туристско-рекреационный потенциал региона Наличие в приграничном регионе фактора риска и потенциальной опасности международных конфликтов

Высокий природно-ресурсный потенциал республики Высокие административные барьеры и низкая инвестиционная привлекательность региона

Наличие на территории республики единственного в России незамерзающего морского торгового порта Труднодоступность многих горных территорий и низкий уровень благоустройства села

Сбалансированное развитие, на наш взгляд, может быть относительным и периодически под воздействием дестабилизирующих факторов (например, «война санкций») терять баланс. Устойчивое развитие - процесс более длительный и стабильный. Сбалансированность - это один из факторов устойчивости региональной экономики. В экономике республики необходимо использовать все стабилизирующие факторы, стремиться к саморазвитию и финансовой независимости, а для этого создавать условия для развития частного сектора.

Литература

1. Барабаш Д. А. Совершенствование инструментария оценки сбалансированности регионального развития. [Текст]: дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Д. А. Барабаш [Место защиты: ФГОБУ ВПО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации»]. - М., 2014. - 159 с.

2. Немирова Г. И. Социально-экономическое развитие приграничного региона: теория и практика. Г. И. Немирова. - М.: Издательство «Экономика», 2009. - 381 с.

3. Васильева Л. П. Методологические аспекты управления сбалансированным развитием региональной социально-экономической системы. // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 1 (26). - С. 143-148.

4. Илларионова Е. А. Экономический потенциал региона: содержание, оценка, предпосылки сбалансированного развития [Текст]: дис. канд. эк. наук: 08.00.05 / Илларионова Е. А. [Место защиты: Старо-оскольский технологический институт им. А. А. Угарова (филиал) ФГАОУ «Национальный исследовательский технологический университет "МИСиС"»]. - Старый Оскол, 2015. - 152 с., ил.

5. Васильева Л. П. Факторы сбалансированного социально-экономического развития региона // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 7-10.

6. Чернова О. А. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления / Автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра экон. наук (08.00.05) / Ростов-на-Дону, 2010. - 58 с.

7. Ксенофонтов В. И. Теоретико-методологические основы управления сбалансированным развитием региона /Автореф. дис. д-ра экон. наук (08.00.05). - СПб., 2011. - 41 с.

8. Сигова С. В. Государственное регулирование сбалансированности рынка труда в современной России. Специальность: 08.00.05/Автореф. дис. ...докт. эк. наук. - М., 2010. - 51 с.

9. Муравьев А. А. Дисбаланс спроса и предложений квалификаций на рынке труда Евросоюза - пути преодоления // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2013. - № 3. - С. 14-23.

10. Николашин В. Н. Ориентация частного сектора на развитие экологического туризма // Научный вестник МГИИТ. - 2013. - № 2 (22). - С. 26-29.

11. Цхурбаева Ф. Х. Государственно-частное партнёрство - важнейшее условие привлечения инвестиций для устойчивого развития аграрного сектора региона //Вопросы экономики и права. - 2011. - № 8. - С. 75-78.

12. Нечаев В. С., Нисан Б. А., Заика Н. М. Из истории взаимодействия частного и государственного секторов в здравоохранении зарубежных стран // Российская академия медицинских наук. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья. - 2012. - № 6. - С. 92-96.

1. Barabash, D. A. Improving assessment tools of balance regional development. : dis. Cand. ek. Sciences: 08.00.05/A. A. Barabash . - M., 2014. - 159 p

2. Nemirova G. I. Socio-economic development of the border region: theory and practice. G. I. Nemirova. - M.: Publishing House "Economy", 2009. - 381 S.

3. Vasilyeva L. P. Methodological aspects of the management of balanced development of regional socioeconomic system. // Business. Education. Right. Bulletin of Volgograd business Institute. - 2014. - № 1 (26).

4. Illarionov E. A. Economic potential of the region: content, assessment, prerequisites of balanced development : dis. Cand. ek. Sciences: 08.00.05 / E. A. Illarionov . - Stary Oskol, 2015. - 152p., ill.

5. Vasilyeva L. P. Factors balanced socio-economic development of the region // Bulletin of the Altai Academy of Economics and law. - 2013. - No. 3. - S. 7-10.

6. Chernova O. A. Balanced development of the region"s economy: innovation-oriented management strategy / author. dis. on competition. exercises. step. d-RA Ekon. Sciences (08.00.05) /Rostov-on-don, 2010. - 58 S.

7. Ksenofontov V. I. Theoretical and methodological bases of the balanced development of the region / author. dis. d-RA Ekon. Sciences (08.00.05). - SPb., 2011. - 41 S.

8. Sigova S. V. State regulation of labour market balance in Russia today. Speciality: 08.00.05 / Author. dis. ...doctor. ek. Sciences. - M., 2010. - 51 S.

9. Muravyev A. A. the Imbalance of demand and supply of qualifications in the labour market of the European Union - overcoming // Vestnik of Tver state University. Series "Pedagogics and psychology". - 2013. - № 3.

10. Nikolashin V. N. Orientation of private sector on the development of eco-tourism // Scientific Bulletin of MYIT. - 2013. - № 2 (22). - S. 26-29.

11. F. H. Saurbaeva Public-private partnership - an essential condition for attracting investments for sustainable development of agrarian sector of region // economy and law. - 2011. - No. 8. - P. 75-78.

12. Nechaev V. S., Nisan B. A., Zaika N. M. From the history of interaction between the private and public sectors in health care of foreign countries // the Russian Academy of medical Sciences. Bulletin of the National Institute of public health. - 2012. - No. 6. - S. 92-96.

Можно выделить два возможных метода воздействия государства на инвестиционную деятельность в стране: пассивный и активный. Пассивный метод связан с ориентацией предпринимателей на выбор наиболее эффективных вариантов инвестирования путем разработки индикативных планов инвестиций.

Активный

Прямое государственное инвестирование средств и реализация мероприятий в налоговой и бюджетной формах, которые направлены на активизацию инвестиционной деятельности:

1. налоговое

2. создание условий для возникновения финансово-промышленных групп

3. защита прав собственности инвесторов (гарантии)

4. применение политики ускоренной алгоритмизации и деятельности предприятий

Пассивный

Ориентация предпринимателей на выбор более эффективных вариантов инвестирования путем разработки инвестиционного плана страны при этом возникает проблема определения рациональной структуры экономики страны.

Основные пути повышения эффективности инвестиционной де­ятельности:

Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей;

Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах;

Внедрение принятых в международной практике критериев оценки финансовой эффективности инвестиций, таких, как текущая приведенная стоимость, внутренняя норма рентабельности, срок оку­паемости;

Стимулирование инвестиционной активности частного секто­ра экономики посредством налоговых льгот.

Пути стимулирования инвестиционной активности частного сектора

налоговое регулиро­вание инвестиционной деятельности,

институциональное преобразова­ние экономики, связанное с созданием промышленных групп,

защита прав собственности.

Инвестиционный потенциал страны в первую очередь определяется уровнем сбережений - основным источником капиталовложений. Один из законов макроэкономического равновесия следующий: равновесие между совокупным спросом и предложением есть следствие баланса капитало­вложений (инвестиций) и объема сбережений населения S = I, где: S - об­щие сбережения; I - общие инвестиции. Поэтому, решая проблему инве­стиций комплексно, нельзя рассматривать изолированно продавцов капи­тала (население, иностранных инвесторов) и его покупателей (националь­ные фирмы).

В социально-ориентированной рыночной экономике проблема при­влечения инвестиций в ее реальный сектор начинает решаться с создания цивилизованного рынка долгосрочного, или инвестиционного, капитала как второй составляющей рынка капиталов в целом (первая его часть - ры­нок денег).

Рынок инвестиционного капитала подразделяется на:

Рынок долгосрочного денежного и финансового кредита;

Рынок фиктивного капитала (ценных бумаг - акций, облигаций, производных ценных бумаг).

Поскольку большинство сбережений совершается домохозяйствами, а большинство инвестиций производится фирмами, государству необходимо максимально способствовать созданию и развитию механизма перелива капиталов домохозяйств к фирмам-заемщикам, который формируется на рыночной основе. Рынок инвестиционного капитала включает множество каналов его движения. К основным из них можно отнести:

1. Прямое финансирование, когда средства владельцев сбережений на­прямую перемещаются к заемщикам:

a) путем приобретения долевых ценных бумаг - акций;

b) путем приобретения долговых ценных бумаг - облигаций.

2. Косвенное финансирование, когда денежные средства от их владель­цев перемещаются к фирмам-заемщикам с помощью специализиро­ванных посредников - коммерческих банков, инвестиционных ком­паний, пенсионных фондов и т.п. В этом случае на рынке могут по­являться дополнительные ценные бумаги, эмитированные посредни­ками.

Главным отличием инвестиционных ресурсов от денежных является возможность их долгосрочного вложения на условиях получения нормального дохода в будущем. Государству необходимо контролировать не толь­ко объемы сбережений населения и доходы предприятий, как основную ресурсную базу инвестиций, но и соотношение процента по долгосрочным займам и нормы прибыли в промышленности. Если норма процента по займам равняется или превышает норму прибыли промышленных компа­ний, то естественно, спроса на инвестиции со стороны последних не будет.

Инвестиционная активность зависит не только от наличия капиталь­ных ресурсов и нормы доходности вложений, но и от инвестиционного климата.

Одним из главных факторов, оказавших системное негативное воз­действие на российскую экономику, стал пятикратный за 1991-1999 гг. спад инвестиций. Он вызвал целый ряд тенденций, связанных с разруше­нием промышленного потенциала страны. Последствия такого масштабно­го сокращения капиталовложений в национальную экономику невозможно преодолеть за короткий промежуток времени. Кроме этого, требуется ре­шение колоссальной, по сложности, проблемы улучшения на порядок ин­вестиционного климата в России.

Инвестиционный климат - это важнейшая составляющая институцио­нальной системы экономики страны, призванная создать предпосылки для наилучшего использования общественных экономических отношений в развитии производительных сил через активную инвестиционную деятель­ность 23 .

Большую роль в активизации инвестиционного процесса играет пре­доставление государством финансовых льгот, связанных с вложением ка­питала. К финансовым льготам относятся: освобождение от налогообложе­ния части прибыли, направляемой на развитие производства; разрешение на проведение ускоренной амортизации основных фондов и т.п.

Для формирования инвестиционного климата социально-экономической системы необходимо наличие множества факторов рыночной среды, социальных, социокультурных, природно-ресурсных и т.п. Задачей государства является обеспе­чение наличия всех факторных групп - только в этом случае можно ожи­дать мощного притока капиталов в экономику. Однако, как показывает время, в России данная задача трансформировалась в трудноразрешимую проблему. Суть ее заключается в том, что формирование инвестиционного климата и инвестиционная активность имеют не только прямую, но и об­ратную зависимость. Очень сложно сформировать тот же финансово-кредитный или инфраструктурный потенциал, когда экономика стабильно испытывает инвестиционный "голод". Отсюда можно сделать вывод, что кумулятивный рост инвестиций в нашей стране, в ближайшее время, будет относительно медленным и зависящим от непрерывности его ежегодного прироста. Резкий скачок капиталовложений маловероятен.

Современная структура российского производства пока не является оптимальной для обеспечения интенсивного экономического роста. Высокая доля природоэксплуатирующих отраслей, снижение объёмов выпуска наукоёмкой продукции, огромная дифференциация в материальных условиях труда на межотраслевом уровне, монополизм топливно-энергетического комплекса как базового, ведут к снижению конкурентоспособности национальной экономики и ликвидации предпосылок её долгосрочного устойчивого развития.

Естественно, что в таких условиях государственная структурная поли­тика должна быть нацелена не столько на максимизацию доходов общест­ва сегодня, сколько на создание условий интенсивного экономического роста в перспективе. Структурная политика проводится во всех странах мира и носит, как правило, селективный характер. Она обеспечивает по­вышение эффективности за счет целенаправленного изменения структуры производства, технического уровня и номенклатуры выпускаемой продук­ции, стабилизацию и развитие позитивных тенденций. Критерии выбора отраслей для такой поддержки зависят от государственной стратегии соци­ально-экономического развития страны.

Прогрессивные структурные преобразования характеризуются темпа­ми развития инновационной деятельности. Инновационная политика при­звана обеспечить увеличение ВВП страны за счет освоения производства принципиально новых видов продукции и внедрения новейших и высоко­эффективных технологий.

В переходной экономике наиболее главным шагом в создании условий для конкуренции и предпринимательства является приватизация государственной собственности. Начатая широкомасштабная демонополизация государственной собственности стала важнейшим институциональным преобразованием, центральным звеном экономической реформы в Кыргызстане. Проведение собственно приватизационной политики в русле основных экономических реформ предполагало этапность с выделением четко обозначенных целей, задач и рычагов реализации.

В ходе первого этапа (конец 1991 г. - конец 1993 г.) была заложена законодательная база, организационная инфраструктура, широко апробирован приватизационный инструментарий. Достигнуты высокие темпы "малой приватизации". Начата приватизация предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и других отраслей. Переводу спонтанного приватизационного процесса на законодательно регулируемую базу способствовало принятие Закона "Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства в Республике Кыргызстан" (1991 г.) и Программы разгосударствления и приватизации государственной и коммунальной собственности на 1991-1993 гг. (январь 1992 г.). Программа ставила целью приватизации создание конкурентной среды в экономике путем изменения соотношения форм собственности в пользу частной и смешанной. Основные задачи включали: быстрые темпы приватизации, упор на мелкие и средние предприятия, приватизация крупных предприятий промышленности и сельского хозяйства.

Завершение первого этапа приватизации обнаружило в основном чисто количественные успехи: 59% оставалось в руках государства; 7,7%- кооперативная и общественная; 9,2% - колхозная; 9,3% - в руках трудовых коллективов; 14,3% - совместная собственность государства и трудовых коллективов; 0,5% - собственность частных лиц. Относительно успешным было преобразование объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания в рамках так называемой "малой приватизации". В этих секторах экономики приватизация осуществлялась через аукционы, конкурсы и прямые продажи. В результате уже в 1991-1993 гг. в торговле было приватизировано 86,7%, а в бытовом обслуживании-97,2% магазинов, ресторанов, кафе, предприятий бытовых услуг, которые перешли в основном в частные руки. Положительным итогом "малой приватизации" стало разрушение государственной монополии в торговле и сфере услуг, создание конкурентной среды, ликвидация товарного дефицита, хотя она и не могла решить проблему преобразования государственной собственности в целом.

Из-за новизны и сложности процесса первая Программа приватизации осуществлялась при значительных недостатках законодательной и нормативно-методической базы. Это особо проявилось в ходе приватизации крупных и средних предприятий. Здесь преобладающей формой приватизации было акционирование, предполагающее концентрацию в руках государства большей части акций, а за Фондом государственного имущества закреплялась возможность использования этих акций для создания холдингов или продажи их третьим лицам. Данные по методам разгосударствления, приватизации в Кыргызстане на первом этапе (см. Приложение, таблицу Ь 5) свидетельствуют о довольно быстром росте числа зарегистрированных акционерных обществ. Если по количеству приватизированных объектов наибольшую долю - 28% составил выкуп в коллективную собственность, то по стоимости имущества преобладало акционирование - 79%. С начала приватизационного процесса в республике было создано 169 акционерных обществ, из них 36% - в промышленности, 14% - в строительстве, 25% - в торговле. Однако их создание было в значительной мере формальным преобразованием, ибо основными держателями и вкладчиками в Уставной фонд являются государственный аппарат и администрация предприятий. Так, на 1 января 1994 г. доля Фонда госимущества в среднем по всем созданным акционерным обществам составляла 56,9%, трудовых коллективов - 33,6%, "третьих" учредителей - 9,5%.

Таким образом, недостатки первого этапа приватизации проявились в следующем. Значительная часть собственности государственных предприятий оставлялась на льготных условиях (по крайне низким ценам) трудовым коллективам, что не способствовало появлению реальных собственников, притоку инвестиций и, следовательно, обновлению производства. Государственная доля акций в акционированных предприятиях в большинстве случаев передавалась в управление министерствам или госконцернам, которые в силу своего отраслевого характера противодействовали процессу приватизации и оказывали отрицательное влияние на поведение новых собственников. В результате министерства и госконцерны продолжали играть ключевую роль в ценообразовании, определении профиля производства, снабжении и распределении материальных и финансовых ресурсов.

В 1992 г. началась программа массовой приватизации с использованием начисленных населению специальных платежных средств. (СПС). Но из-за несовершенства нормативно-производственной базы, связанной прежде всего с крайней ограниченностью их использования, в 1993 г. было реализовано только 3% СПС. Во многом это было связано с низкой осведомленностью населения о формах приватизации, неэффективным методом самого использования СПС. В результате сложилось отрицательное общественное мнение к массовой приватизации. Положение стало улучшаться лишь в 1994 г., когда СПС населения были заменены на приватизационные купоны, представлявшие собой ликвидные ценные бумаги.

Начало второго этапа приватизации (1994-1995 гг.) охарактеризовалось очень низким уровнем выполнения программных задач: за 3 квартала 1994 г. приватизировано только 25% годовых объемов. Причины сложившегося положения: ограниченность используемых методов приватизации, несовершенство нормативной базы, недостаточная скоординированность деятельности Фонда госимущества и отраслевых министерств. Значительно была ослаблена финансовая дисциплина, т.к. многие предприятия имели задолженность по выкупу приватизированного имущества, нарушались сроки по погашению ранее выданных кредитов, не практиковался учет начисления дивидендов на государственный пакет акций. Приватизация крупных предприятий промышленности, строительства, оптовой торговли была приостановлена. Отсутствовала нормативная база по внедрению новых методов управления госсобственностью. Практически не проводилась работа по задействованию механизма ликвидации и реорганизации неплатежеспособных предприятий, затянулся процесс обмена СПС на купоны.

В целях разрешения этих и многих других проблем была разработана вторая Программа приватизации, которая включала три основных элемента:

  • - первое - все оставшиеся малые предприятия должны быть проданы на конкурсной основе с аукционов за наличные деньги;
  • - второе - доля акций государства в предприятиях, приватизированных уже на 1 этапе, должна быть продана на приватизационные свидетельства и на наличных аукционах, с участием индивидуальных владельцев приватизационных свидетельств, а также инвестиционных фондов;
  • - третье - средние и крупные предприятия должны быть приватизированы следующими методами: бесплатным распределением 5% акций предприятия руководителям и рабочим (ранее коллективу безвозмездно передавалось 25-27%); продажей на ваучерных аукционах 25% акций; продажей оставшихся 70% акций через аукцион или по конкурсу.

При прямой продаже оставшихся акций целевым инвесторам, включая и иностранных, считается, что они должны иметь стратегическую позицию в данном секторе промышленности. В начале 1995 г., в качестве варианта конкурсных приватизационных предложений, была принята "схема ключевого инвестора", в соответствии с которой участникам торгов не требуются предоставления бизнес-планов и предложения цены в качестве единственных критериев оценки. В целом, второй этап отличается новым, качественным подходом к приватизации: отмена льгот трудовым коллективам, преобразование государственных предприятий только в Акционерные Общества открытого типа, применение таких методов приватизации, как конкурс конкурирующих проектов, индивидуальные проекты приватизации, метод стратегических инвесторов.

В осуществлении программы приватизации Правительству Кыргызстана была оказана помощь Всемирного Банка по кредиту Международной Ассоциации Развития (МАР) - 60 млн. долл., под названием РЕ8АК. В 1994 -1995 г.г. по данной Программе было проведено диагностическое обследование 27 крупных убыточных предприятий промышленности относительно их жизнеспособности. В середине 1994 г. при Кабинете Премьер-министра было организовано Агентство по реконструкции и принятию решений по предприятиям (АРПРП) как временный орган для наблюдения над пассивной реконструкцией этих предприятий и ликвидации нежизнеспособных предприятий посредством контроля над убытками, снятия социальных и политических издержек, связанных с ликвидацией и реконструкцией предприятий, уведомления предприятий о том, что Правительство вынуждено ввести для них бюджетные ограничения. В 1996 г. из 27 обследованных предприятий 2 - добровольно покинули программу АРПРП, 7 - признаны нежизнеспособными (из них 6 - убыточных промышленных предприятий подверглись процедуре банкротства, 1 - подлежит ликвидации), на 11 - завершена реконструкция, остальные 7 находятся в программе. На основе обследования от предприятий отделены объекты социальной и производственной инфраструктуры, находящиеся на их балансе, с последующей передачей этих объектов в местные органы управления, сокращена численность занятых на 50%, определены пути приватизации этих предприятий. Программа АРПРП, рассчитанная на 1994-1998 гг. предусматривает в дальнейшем: не допускать никаких бюджетных отчислений предприятиям в 1997 г.; финансовые отчисления на счет самого АРПРП проводить только для завершения его роли как ликвидатора; все претензии и иски к ликвидированным предприятиям уладить в течение 1998 г., после чего программа прекратит свою работу.

В ходе реализации процесса приватизации в Кыргызстане за 1991-1996 гг. приватизировано около 6 тысяч предприятий или 60% от общей численности государственных объектов. В разрезе отраслей экономики уровень приватизации составляет: в промышленности - 77%; сельском хозяйстве - 40%; строительстве - 54%; транспорте - 46%; торговле - 95%; бытовом обслуживании - 100%; в непроизводственной сфере - 18%; в остальных отраслях - 11%. Из всех приватизированных предприятий 37% составили частные предприятия, 38% - коллективные, 21% - акционерные общества, 4% - общества с ограниченной ответственностью. Этот довольно значительный количественный результат приватизации не сопровождался к сожалению, качественными изменениями в социально-экономической ситуации.

За период 1991-1995 гг. Кыргызстан сделал упор на формальном разгосударствлении, причем на количественном его аспекте, собственно темпах приватизации, что было довольно слабо связано с финансовой стабилизацией, антимонопольной политикой, структурной перестройкой, привлечением новых инвестиций. В результате не произошло существенных изменений, которые способствовали бы созданию духа предпринимательства, конкурентной борьбы, предпосылок к новым подходам в организации производства и управления. Приватизированные предприятия оказались неспособными оплатить поставщикам за сырье, материалы, электроэнергию и вынуждены были работать не в полном режиме. Из-за этого резко сократился их объем производства и ухудшились финансовые результаты.

Критическая оценка процессов приватизации, сделанная Правительством республики, вызвала необходимость разработки новой государственной Программы разгосударствления и приватизации на 1996-1997 гг. Согласно Программе будет преобразовано 499 государственных предприятий со стоимостью основных фондов более 433 млн. сомов. На данном этапе предстоит преобразование средних и крупных предприятий, а также более действенное использование механизма санации нерентабельных хозяйствующих субъектов или их банкротства. Реализация Программы предусматривает следующие основные направления:

  • - денежная продажа объектов государственной собственности и реализация индивидуальных проектов приватизации;
  • - создание условий для формирования отечественных управляющих фирм и обеспечение их участия в процессе приватизации;
  • - формирование системы государственных мер защиты интересов инвесторов - собственников ценных бумаг;
  • - реализация мер по эффективному управлению оставшейся государственной собственностью.

Что касается массовой приватизации, связанной с безвозмездным обменом приватизационных купонов граждан на акции реорганизованных предприятий, то она также вступает в завершающую стадию. На купонные аукционы будут выставлены акции наиболее привлекательных для граждан предприятий и организаций производственных отраслей и социальной сферы. Приватизационные купоны, не реализованные в ходе обмена СПС, направлены на приобретение акций приватизируемых объектов, рентабельных предприятий - "Кыргызэнергохолдинга", госконцерна "Кыргызалтын", "Кыргызтелекома" с передачей права получения дивидендов по акциям Социальному фонду на цели поддержки социально уязвимых слоев населения, пенсионеров и инвалидов. Реализация указанной двухлетней программы приватизации в целом должна способствовать завершению процесса разгосударствления экономики и приватизации собственности, созданию полноценных институтов рыночной инфраструктуры, формированию реального класса собственников, преодолению иждивенческого поведения населения, адаптации всех хозяйствующих субъектов к рыночным условиям.