Адмирал кузнецов пошел в сирию. Сквозь ложь и нато: “адмирал кузнецов” блестяще выполнил свои задачи в сирии

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.

Авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы кораблей достиг восточной части Средиземного моря. Авианосец может участвовать в сирийской операции, но важнее - политический эффект, считают эксперты

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» в составе группы из шести кораблей в пятницу, 4 ноября, достиг восточной части Средиземного моря. О составе группы ранее сообщало агентство «Интерфакс» со ссылкой на пресс-службу Северного флота России.

Кроме авианесущего крейсера в группу вошли тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков». Сопровождают военные корабли, по данным BBC, буксир-спасатель «Николай Чикер» и танкер «Сергей Осипов». Информацию о кораблях сопровождения также подтверждают данные сервиса MarineTraffic, отслеживающего перемещение судов в мировом океане.

По данным британской газеты The Times, российская группа больше: в нее также входят три подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Газета приводит данные Королевского военно-морского флота Великобритании, который запеленговал две подводные лодки проекта «Щука-Б» (в классификации НАТО — Akula-class) и одну — проекта «Палтус» (Kilo-class). Минобороны России эти данные официально не комментировало. Подлодки обоих проектов могут нести на борту новейшие крылатые ракеты типа «Калибр».

Место назначения

Крейсер «Адмирал Кузнецов» вышел в поход 15 октября с военно-морской базы Североморск. О том, что корабль присоединится к корабельной группе у берегов Сирии, в июле 2016 года сообщал источник ТАСС . В пресс-службе Северного флота, куда входит авианесущий крейсер, агентству «Интерфакс» сообщили, что корабль направляется в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Неделю спустя, 21 октября, группа кораблей в пролив Ла-Манш. По словам официального представителя Минобороны России Игоря Конашенкова, планировалось , что 26 октября в испанский порт Сеута, расположенный на африканском берегу Гибралтарского пролива, зайдут несколько кораблей обеспечения. Однако Испания отказала российской стороне. В понедельник, 31 октября, крейсер подошел к берегам Алжира. Тогда же «Интерфакс» сообщил, что в середине недели, 3 ноября, корабельная группа планирует провести учения в Средиземном море недалеко от итальянского острова Сардиния. Во вторник, 1 ноября, на авианесущем крейсере прошли испытательные взлеты палубной авиации. Самолеты МиГ-29 и Су-33 выполнили взлет и посадку с палубы крейсера без боевой нагрузки.

В конце октября западные СМИ выпустили несколько публикаций, посвященных передвижению крейсера «Адмирал Кузнецов» в Атлантике. Британское издание The Telegraph обратило внимание на черный дым из труб корабля, что сразу же вызвало вопросы о его технической исправности. Иностранные военные эксперты и моряки, которые ранее посещали крейсер, рассказали The New York Times о неработающих туалетах и многочисленных поломках, которые преследовали крейсер.

Официальная реакция западных стран была сдержанной. Генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг в конце октября выразил обеспокоенность возможным использованием направляющейся в восточное Средиземноморье российской авианосной группы для обстрелов Сирии. В ответ директор департамента общеевропейского сотрудничества МИД России Андрей Келин нелепыми опасения НАТО. «Оснований подозревать в чем-то нет, нет никаких оснований для высказывания Столтенберга», — заявил Келин. Он напомнил, что российские ВКС не проводят операций в районе Алеппо: авиаудары наносить еще 18 октября.

Дым коромыслом

Проход крейсера «Адмирал Кузнецов» через Ла-Манш сопровождался появлением в СМИ фотографий дымного следа, который оставляет за собой крейсер. По словам бывшего командующего Северным флотом (с 1999 по 2001 год) Вячеслава Попова, дымовая «шапка» над кораблем появляется из-за того, что «Адмирал Кузнецов» использует в качестве топлива мазут. «Это не связано с плохим состоянием энергетической установки или котлов корабля. Это обычное, нормальное состояние крейсера», — считает Попов. По его словам, «Адмирал Кузнецов» всегда дымил в походе.

«Этот корабль прошел все необходимые ремонтные работы и находится в состоянии боеготовности», — резюмирует отставной адмирал.

Сложно дать оценку состояния корабля по дыму, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. Тем не менее, по словам эксперта, очевидно, что турбинная установка крейсера, работающая на мазуте, не может выпускать бесцветный дым. «Черный дым может означать, что корабль идет на форсаже, подается дополнительное топливо», — предполагает Фролов. Эксперт не отрицает, что возможны неполадки в аппаратуре корабля, из-за чего топливо не полностью прогорает.

«Адмирал Кузнецов» оснащен четырьмя паротурбинами мощностью 50 тыс. л.с. каждая. Турбины разгоняют четыре пятилопастных винта, что позволяет крейсеру развивать максимальную скорость до 29 узлов (54 км/ч). Скорость боевого экономического хода у крейсера ниже — 18 узлов (33 км/ч). Остальные корабли группы развивают сопоставимую скорость. Атомный крейсер «Петр Великий», например, может идти со скоростью до 32 узлов, а большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» на форсаже движутся со скоростью 29,5 узлов.

Издание The Telegraph сообщало ранее, что на плохое техническое состояние корабля указывает наличие в группе спасательного буксира «Николай Чикер». Однако, по словам Попова, наличие буксира в сопроводительной группе — обычная практика. «Когда отряд кораблей идет в поход, его всегда сопровождают спасательные средства, в том числе спасательный буксир», — указывает бывший командующий Северным флотом.

Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — единственный действующий авианесущий крейсер в составе российского военно-морского флота. Он был заложен в сентябре 1982 года. Спустя восемь лет корабль был зачислен в состав Северного флота России. Первые четыре года крейсер активно участвовал в учениях, проводились тесты вооружения и оснащения корабля. Впервые «Адмирал Кузнецов» отправился в Средиземное море в 1995 году. В походе энергетическая установка была повреждена, корабль едва не затонул в условиях шторма. В 1996 году американские моряки были вынуждены помочь экипажу «Адмирала Кузнецова», который столкнулся с нехваткой пресной воды из-за поломок одной из систем, рассказывала The New York Times.

Новый поход в Средиземное море был запланирован на 2000 год, однако из-за трагедии подводного крейсера «Курск» выход был отменен. Вместо плавания «Адмирал Кузнецов» снова вернулся в ремонтные доки. Корабль находился на плановом ремонте с 2001 по 2004 год. После ремонта крейсер участвовал в походе в Северную Атлантику, нес боевую службу и несколько раз в год выходил в море. В 2007 году состоялся второй поход в Средиземное море, который продлился два месяца. В 2008 году корабль ожидал очередной ремонт. В ходе семимесячных работ была обновлена главная энергетическая установка, отремонтированы котельное оборудование, система кондиционирования воздуха и механизм для подъема самолетов на летную палубу.

После ремонта авианесущий крейсер в 2011 году впервые отправился к берегам Сирии. «Адмирал Кузнецов» достиг пункта материально-технического обеспечения ВМФ России в январе 2012 года. В 2014 году был совершен еще один дальний поход корабля в Средиземное море. После этого тяжелый авианесущий крейсер встал на ремонт в доке 82-го судоремонтного завода в Росляково (Мурманская область). В ремонтный док корабль должен вернуться уже в 2017 году, рассказывал в июле заместитель главкома ВМФ по вооружению Виктор Бурсук.

Вооружение

Согласно официальным данным Минобороны, на борту тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» согласно тактико-техническим характеристикам могут находиться до 12 самолетов Су-33 и до 24 вертолетов Ка-27. Однако авиационная группа мобильна, за счет меньшего количества вертолетов корабль может нести на борту до 26 самолетов МиГ-29К и Су-33. Кроме Ка-27 с палубы корабля могут взлетать, например, Ка-29 и новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Благодаря авиагруппе боевой радиус крейсера составляет до 1,5 тыс. км.

В нынешнем походе помимо Су-33 находятся МиГ-29. Наличие МиГ подтверждают видеозаписи , сделанные телеканалом «Звезда» на борту корабля во время учений 1 ноября. По информации Фролова, в нынешнем походе самолетов Миг-29 на крейсере — восемь.

Авиационное крыло корабля может обеспечивать безопасность как корабельной группировки, так и объектов на земле. Кроме того, Су-33 и МиГ-29 могут сопровождать самолеты российской группы ВКС, базирующиеся в Хмеймиме. «На корабле есть вертолеты радиолокационной разведки, они могут передавать данные, проводить разведку и намечать цели ударов», — объясняет Андрей Фролов. Эксперт указывает, что Су-33 не смогут действовать в максимальном боевом радиусе (до 1 тыс. км) из-за ограничений взлетной полосы авианесущего крейсера. «Крейсер изначально не имеет паровых катапульт, взлеты осуществляются с помощью трамплина, из-за чего самолеты вынуждены вылетать с меньшим запасом топлива и боекомплектом», — резюмирует эксперт. Поэтому боевой радиус используемой авиации может достигать нескольких сотен километров. Повысить мобильность авиационного крыла могут МиГ-29, которые способны дозаправлять другие самолеты в воздухе, считает Фролов.

Крейсер располагает собственной системой противоракетной обороны. Самое мощное ударное оружие «Адмирала Кузнецова» — 12 пусковых установок для тяжелых ракет «Гранит». Дальность поражения семитонной ракеты — от 500 до 700 км. «Эти ракеты созданы для борьбы с кораблями противника, однако последние модификации позволяют «Граниту» наносить удары по береговым сооружениям», — объясняет отставной адмирал Попов. Он не уточнил, имеются ли на борту крейсера новые версии ракет.

Помимо этого на борту крейсера расположены восемь зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Кортик», шесть корабельных артиллерийских установок АК-630 и четыре зенитно-ракетных комплекса морского базирования «Кинжал». Это позволяет «Адмиралу Кузнецову» контролировать воздушное пространство над группой кораблей и береговыми сооружениями. Крейсер оснащен 60 реактивными глубинными бомбами комплекса «Удав-1» для защиты от торпед.


Задачи

Официально задачи корабельной группировки и авианесущего крейсера не комментировались. По пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова, все данные о походе «хранятся где-то в закрытых конвертах с надписью «совершенно секретно».

Помимо боевых задач поход «Адмирала Кузнецова» позволит отработать в боевых условиях взаимодействие с другими кораблями группы, считает военный эксперт Виктор Литовкин. «Безусловно, это опыт. И для летчиков палубной авиации тоже», — считает эксперт. Эксперт подчеркивает, что в первую очередь перед кораблем стоят боевые задачи. «Корабль идет в Средиземное море для поддержки авиагруппы на аэродроме в Хмеймиме, для укрепления морской базы, которая будет расположена на месте пункта обеспечения в Тартусе», — рассказывает эксперт.

Несмотря на широкий спектр задач, «Адмирал Кузнецов» не станет поворотным моментом в сирийской кампании или осаде Алеппо, считает программный директор Валдайского клуба и руководитель агентства «Внешняя политика» Андрей Сушенцов. «Это проверка для корабля, его возможностей в боевых условиях. Та же ситуация, что и с ракетами «Калибр», — объясняет Сушенцов. По его мнению, поход крейсера направлен на то, чтобы продемонстрировать США политическую независимость российского правительства. «Эта демонстрация силы достигла своих целей гораздо лучше, чем все устные послания последних лет», — резюмирует эксперт.

При участии Александра Ратникова

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

Российский «авианосец» - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» доковылял до Сирии из Североморска вместе с кораблями сопровождения, включая ядерный ракетный крейсер «Петр Великий». На переход ушел почти месяц, а средняя скорость была меньше 9 узлов. Тысячу с лишним лет назад викинги на драккарах быстрее проходили тот же маршрут при попутном ветре. Тихоходный «Кузнецов» будет в Средиземном море практически бесполезен и уж точно никак не сможет повлиять на ситуацию с блокадой и возможным штурмом Алеппо: чтобы запускать самолеты с полной боевой загрузкой, авианосец должен идти полным ходом против ветра. Конечно, для телекартинки «Кузнецов» может запускать самолеты, но без боекомплекта, фактически ради понтов.

Российская эскадра может обстреливать Сирию крылатыми ракетами с надводных кораблей и с подводных лодок, но у НК «Калибр» дальность больше 2000 км, так что не было смысла тащиться к сирийским берегам и тем более загонять туда «Кузнецова» и «Петра Великого», у которых старые сверхзвуковые противокорабельные ракеты П-700 «Гранит» для ударов по крупным кораблям (американским авианосцам). Использовать «Гранит» по наземным целям в принципе можно, но малоэффективно. Впрочем, высокоточные НК «Калибр» также дороги (до 6 млн долл. штука) и предназначены для уничтожения стационарных, заранее выявленных целей в условиях мощной ПВО противника, когда бомбардировщику и штурмовику не прорваться. Использовать НК «Калибр» для ударов по боевикам сирийской оппозиции на пикапах с пулеметами - безумно дорогой фейерверк, вроде Олимпиады в Сочи.

«Кузнецов» строился в советское время в Николаеве не для того, чтобы ходить в дальние походы, как американские авианосцы, а чтобы, например, в Баренцевом море в качестве плавучего аэродрома истребительной авиации прикрывать район развертывания стратегических подводных атомных крейсеров-ракетоносцев. Предполагалось, что все наземные аэродромы могут быть уничтожены ядерными ударами, а сравнительно мобильный «Кузнецов» может уцелеть и противостоять наглому американскому флоту и его авианосцам, которые к концу первой недели мировой войны могли подойти совсем близко к российским берегам. Основа авиагруппы «Кузнецова» Су-33 (Су-27К) - чистые истребители. У «Кузнецова» нет катапульты, Су-33 взлетают с трамплина за счет тяги и не могут нести много вооружения или горючего - только сравнительно легкие ракеты для воздушного боя.

На «Кузнецове», конечно, есть несколько новых МиГ-29К и ударных Ка-52К, которые может даже нанесут пару-другую ударов по отрядам сирийской оппозиции, но это ни на что не повлияет. Похоже, командование ВМФ и Генштаб не верят в то, что сирийский кризис может привести к «большой» войне с США и с НАТО и можно выпендриваться, изображая ударную авианосную группу, как у американцев. То, что «Кузнецова» с мощным сопровождением без особой военной надобности послали в Сирию, по сути оголив Баренцево море, - это добрый знак.

Крейсеру «Петр Великий» также нечего делать в средиземном мелководье. В отличие от «Кузнецова» - это океанский рейдер с двумя ядерными реакторами и безбрежной дальностью хода, реально ограниченной только запасом картошки и капусты на борту. В особом периоде перед войной с США и НАТО «Петр Великий» должен изготовиться к самоубийственной одиночной атаке-перехвату трансатлантического войскового конвоя, везущего в Европу американскую механизированную (танковую) дивизию.

А так - «Кузнецов» кое-как дойдет до Сирии и потом вернется домой, встанет в большой многолетний ремонт и переоборудование под МиГ-29К вместо Су-33, которых осталось всего 10 штук и больше не производится. С «Кузнецова» также должны снять ракеты «Гранит», которые тоже больше не производятся. И «Петр Великий» должен вскоре встать на большой ремонт - менять те же «Граниты» на более универсальные пусковые установки «Калибр».

Прощальный вояж «Кузнецова» и «Петра Великого» фактически мало связан со штурмом Алеппо, и можно понять возмущение министра обороны Сергея Шойгу: «Поход наших кораблей вызвал ажиотаж у западных партнеров. Но особенно удивила нас позиция отдельных стран (Испании, Мальты и, похоже, Алжира), которые под давлением США и НАТО публично заявили об отказе в заходе наших боевых кораблей в свои порты». Дело, конечно, не столько в американском давлении (Вашингтону из-за выборов вообще не до того), сколько в нарастающем общественном возмущении в Европе и в мусульманском суннитском мире, которое в конечном итоге может поставить Москву в не меньшую изоляцию, чем во время афганской войны в восьмидесятые.

Но у военных моряков, наших и западных, другие конкретные проблемы. У английского адмиралтейства не осталось ни одного авианосца на ходу: последний легкий HMS Illustrious был в этом году продан на металлолом. Новый HMS Queen Elizabeth уже практически построен, и другой - HMS Prince of Wales - строится, но американские F-35B укороченного взлета и вертикальной посадки начнут поступать лишь после 2018-го. В условиях бюджетного и финансового кризиса из-за Brexit британская судостроительная программа может быть скорректирована, и парламент может счесть слишком высокими операционные расходы, связанные с авианосцами. Если главный враг - террористы на пикапах, зачем дико дорогой могучий флот? А тут «Кузнецов» вовремя дымит по Ла-Маншу. Адмиралтейство сразу выслало эскорт из боевых кораблей и выразило «обеспокоенность», и многие другие западные ВМФ выслали в море корабли - у всех свои бюджетные проблемы. Лондон принял окончательное решение построить два новых больших авианосца в 2014-м, после Крыма, на саммите НАТО - такая удача выпала Адмиралтейству, а то бы сидели на старых лаврах, глядя на исторические картины великой трафальгарской победы 1805-го. Слава и почет «зеленым человечкам».

У нашего ВМФ свои задачи: к июлю должна быть окончательно сверстана новая (до 2025 года) программа вооружения, а разрыв между запросом Минобороны и предложением Минфина - 10 трлн руб. Постройка и вооружение одной новой атомной подлодки - что стратегической «Борей-А», что многоцелевой «Ясень» - стоит примерно как дать каждому пенсионеру по 5 тыс. руб., и планируется таких лодок не один десяток, и еще фрегаты, и сторожевики-корветы, и новые базы, и все остальное. Танковые генералы, что традиционно (и сейчас) руководят Генштабом, всегда, с советских времен, считали запросы ВМФ чрезмерно завышенными и просто вредными в условиях ресурсного дефицита. Особенно раздражали генералов программы строительства мощного океанского надводного флота: все равно американцев не переплюнуть, и они этот флот гарантированно потопят за полчаса. Потому адмиралы так ухватились за повод вывести в Средиземноморье все что можно и нельзя, чтобы впечатлить одного человека в Кремле. А с Алеппо пусть армейские генералы и ВКС разбираются.

Осаждающие Алеппо отряды иностранных (шиитских) добровольцев-наемников из Ирака, Ливана и Афганистана под иранским руководством и обломки сирийской армии, и еще какие-то местные разношерстные ополченцы - либо плохо подготовлены, либо деморализованы, либо то и другое сразу. Союзнички безынициативны и неохотно идут вперед, но быстро отступают, когда отчаянные сирийские боевики наносят чувствительные контрудары, пуская вперед начиненные тоннами взрывчатки бронированные грузовики или бэтээры с водителями-самоубийцами. Такое своеобразное управляемое оружие по эффективности не хуже дорогущих НК «Калибр».

Когда бомбить плохо и не бомбить - нехорошо, временами кажется, что Москва готова на любые условия, лишь бы боевики ушли из Алеппо или, еще лучше, переметнулись (пусть хоть формально) и стали частью некоего «национального примирения», как «кадыровцы» в Чечне. Москва, похоже, готова отдать Анкаре зону влияния и оккупации в Северной Сирии, лишь бы турки договорились как-то вывести или «перекрасить» бойцов оппозиции в Алеппо, но пока без особых успехов. В сентябре российские военачальники (при поддержке Дамаска) выкинули в урну стратегически очень выгодное соглашение о перемирии и политическом урегулировании, которое Сергей Лавров выторговал у госсекретаря Джона Керри. Генералы, похоже, обещали, если им не мешать бомбить, Алеппо будет зачищен за неделю, но не вышло. Конечно, нашим начальникам был нужен не столько Алеппо, сколько срочное обострение конфликта с США, и все получилось: под разговоры о третьей мировой окончательный вариант оборонного бюджета на 2016 год был утвержден новой Думой почти на 4 трлн (6% ВВП).

Российский авианосец «Адмирал Кузнецов» встал под погрузку к причалу 35-го судоремонтного завода в Мурманске. Корабль, только вышедший из ремонта, готовится к походу в Средиземное море, после которого вновь должен отправиться на ремонт. «Лента.ру» пытается разобраться в планах флота и возможной судьбе корабля.

Корабль вечного ремонта

«Адмирал Кузнецов», официально поднявший советский военно-морской флаг 20 января 1991 года, вошел в состав флота в не самое лучшее время - последовавший развал ВМФ и его системы базирования и обслуживания привели к тому, что корабль так и не получил всего запланированного оборудования, включая, в первую очередь, авиагруппу, а также и полагающуюся береговую инфраструктуру. В последующие три года флот лишился всех его предшественников - первые три советских авианесущих крейсера - «Киев», «Минск» и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ, а четвертый - «Баку», переименованный в «Адмирала Горшкова» после пожара оказался в ремонте, из которого вышел уже почти двадцать лет спустя под индийским флагом, в новом облике и с именем «Викрамадитья».

Оставшийся единственным «Кузнецов» однако вскоре обрел статус едва ли не самого проблемного корабля флота - силовая установка корабля в условиях не самого лучшего обслуживания быстро перестала отвечать предъявляемым требованиям, а многочисленный экипаж очень редко выходящего в море корабля стал источником множества реальных и не очень историй о дисциплинарных проступках разного рода.

Проблемы корабля были продемонстрированы в ходе первой боевой службы зимой 1995 - весной 1996 года. Из-за неудовлетворительного состояния главной энергетической установки авианосец несколько раз терял ход и не мог развивать полную скорость. Многочисленные ремонты - в 1994-1995, 1996-1998, 2001-2004, 2008 годах - не могли исправить ситуацию в основном в силу недостаточного финансирования, которого не хватало на проведение всех необходимых работ. Начиная с 2010 года военные всерьез заговорили о необходимости модернизации «Кузнецова», которая включала бы средний ремонт корабля с заменой ряда систем. Первоначально такой ремонт планировалось начать в 2012 году и завершить в 2017-м, но сделать это вовремя помешал как дефицит мощностей, так и одновременно резко выросшая потребность флота в «живом» авианосце, терять который на пять лет не хотелось. Теперь на ремонт не хватало уже времени, а кроме того, начал сказываться распад советской промышленной кооперации.

Главной проблемой «Кузнецова» остается его энергетическая установка, в основном поддерживаемая в рабочем состоянии за счет «каннибализации» - необходимые комплектующие снимались с использующих аналогичные котлы и турбозубчатые агрегаты эсминцев проекта 956, что стало одной из существенных причин быстрого сокращения количества кораблей этого типа в составе ВМФ. Недооценивать проблему невозможно - авианосцы весьма требовательны к возможностям своих ходовых систем и скорости хода, которая должна облегчать подъем самолетов с полным взлетным весом, обеспечивая дополнительные 50-60 километров в час к собственной взлетной скорости летательного аппарата. Неспособность авианосца дать полный ход приводит к тому, что самолеты имеют серьезные ограничения по взлетному весу, не позволяющие брать полный запас топлива и/или боевую нагрузку.

Эта проблема предопределила и главное требование к модернизации корабля, в ходе которой предполагается заменить основные агрегаты на новые, более надежные, а кроме того, отладить систему их обслуживания и ремонта, которая должна сохранить ходовые качества авианосца на весь отведенный ему срок службы.

Су-33 Фото: Михаил Фомичев / РИА Новости

После многочисленных сдвигов сроков вправо и трудного поиска исполнителя, временные рамки наконец были определены: «Кузнецов» встанет на модернизацию в 2017 году, после возвращения с очередной боевой службы в Средиземном море. Помимо ремонта энергетической установки, авианосец должен получить новое вооружение, в первую очередь - ПВО, а также оборудование, позволяющее полноценно использовать перспективные палубные самолеты, оснащенные высокоточным оружием и современной бортовой электроникой.

Перед походом в Сирию корабль, однако, прошел очередной «косметический» ремонт, также касавшийся в первую очередь энергетической установки, но всех накопившихся проблем он не решил.

Между возможностями и потребностями

Длительное время походы «Кузнецова» играли скорее учебно-демонстративную роль. Они позволяли сохранять и накапливать опыт использования авианесущего корабля, взаимодействия с ним и противодействия - что особенно важно, учитывая значение палубной авиации в боевом потенциале ВМС вероятного противника. Слова «вероятный противник» в этот период использовались с пометкой «устар.», однако все изменилось после начала вооруженного конфликта в Сирии, а затем и украинского кризиса. Возобновившееся присутствие ВМФ России в Средиземном море стало одним из главных факторов предотвращения американской интервенции в Сирию, а в феврале-марте 2014 года присутствие в Средиземном море одновременно «Адмирала Кузнецова» и «Петра Великого» стало определенным фактором «fleet in being» на случай возможного вмешательства ВМС США в крымский кризис - при всех проблемах, задачи ПВО, хоть и в ограниченном объеме, «Кузнецов» и его группа выполнять могли, серьезно дополняя и без того высокие боевые возможности «Петра Великого».

Последующие события отнюдь не понизили потребность ВМФ России в работоспособном авианосце - будь «Кузнецов» в полностью боеготовом состоянии с положенной ему по штату авиагруппой на пятьдесят с лишним летательных аппаратов, включая 36-40 многоцелевых истребителей, потребности в базировании российской авиации на территории Сирии были бы куда меньше, а имей Россия возможность обеспечить постоянное присутствие боеготового авианосца в Средиземном море - и вовсе свелись бы к минимуму, необходимому для разведки, действий боевых вертолетов армейской авиации и поисково-спасательных операций, но отсутствие таких возможностей не отменяет необходимости поддерживать в рабочем состоянии то, что уже есть.


Ка-52К Фото: Виталий Кузьмин

Предстоящий поход к сирийским берегам имеет, судя по заявлениям российского военного руководства, весьма существенное испытательное значение - в Средиземное море в ангаре «Кузнецова» отправятся новые палубные истребители МиГ-29К и боевые вертолеты Ка-52К, причем последние попали на авианосец почти случайно - оказавшись выморочным наследством так и не полученных ВМФ России универсальных десантных кораблей «Владивосток» и «Севастополь» французской постройки. Кроме того, обновлены и работающие с Кузнецовым на протяжении всей его службы истребители Су-33, по некоторым сведениям получившие прицельно-навигационный комплекс, обеспечивающий применение боеприпасов «воздух - поверхность», а также противолодочные и поисково-спасательные палубные вертолеты Ка-27. С этой точки зрения поход должен дать необходимые данные для коррекции программ боевой подготовки палубной авиации, которая в ближайшие несколько лет должна будет проходить на береговых полигонах в Крыму и на Кубани, а также и для уточнения планов модернизации бортового оборудования самого корабля. Собственно боевое применение палубной авиации, учитывая наличие в Сирии полноценной развернутой авиагруппы отходит скорее на второй план, становясь частью программы испытаний.

Выкинуть ненужное

Самое интересное для «Кузнецова» и морской авиации ВМФ России все же начнется потом. Содержание работ в рамках предстоящего ремонта и модернизации единственного российского авианосца официально не разглашается, однако можно предположить их основные направления. В первую очередь это уже упомянутая замена основных агрегатов энергетической установки корабля. Вряд ли стоит ожидать радикальных решений типа перевода авианосца на ядерную или газотурбинную энергетику, но и современная котлотурбинная установка российского производства при должном обслуживании демонстрирует необходимый уровень надежности, что доказывает имеющийся опыт эксплуатации эсминцев проекта 956 в составе ВМС НОАК, китайского же авианосца «Ляонин» (бывший «Варяг», строившийся для ВМФ СССР по аналогичному с «Кузнецовым» проекту) и уже упомянутого индийского авианосца «Викрамадитья». Необходимым требованием в данном случае является обеспечение полного хода корабля (29 узлов по проекту), причем не только на мерной миле, но и в условиях повседневной эксплуатации с регулярными резкими изменениями режимов работы корабельной энергетики.

Во-вторых, как уже говорилось, «Кузнецов» должен получить новое оборудование, обеспечивающее полноценную эксплуатацию современных самолетов, с обменом информацией и выдачей целеуказания в реальном времени, в том числе при взаимодействии с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения А-50, разведчиками Ту-214Р, модернизированными Ил-38, беспилотными аппаратами и спутниками. Замена электроники включает в себя также и обновление радиолокационных комплексов корабля, в том числе ответственных за использование его вооружения.

Наконец, в-третьих, корабль должен получить вооружение, соответствующее современным требованиям к авианосцу. По мнению специалистов в области боевого применения палубной авиации, это предполагает отказ от исходно установленного на «Кузнецове» ракетного комплекса «Гранит» - применение крылатых ракет серьезно затрудняет использование самолетов, являющихся главным оружием корабля, и делает его небезопасным - учитывая, что тяжелые ракеты при старте сильно засоряют палубу, и этот мусор, всосанный через воздухозаборники, легко может оказаться в турбинах истребителей, работающих на взлетном режиме.

Вместе с тем авианосец должен получить современные системы ПВО, что, судя по сегодняшнему ассортименту морских зенитных систем, предполагает установку ракетно-артиллерийских комплексов типа «Панцирь-М», а также либо модернизацию ЗРК «Кинжал» с использованием новейших ракет типа 9М338 с уменьшенными массой и габаритами при выросших характеристиках, либо установку вместо «Кинжала» перспективного ЗРК «Редут».

Опыт подобных масштабных работ по крупным кораблям в России уже имеется - в частности, завод «Севмаш» не так давно сдал Индии «Викрамадитью», а сейчас занимается ремонтом и модернизацией тяжелого атомного ракетного крейсера «Адмирал Нахимов» для ВМФ России, по итогам которого корабль будет очень серьезно отличаться от исходного проекта.

Палубная перспектива

При всех злоключениях палубной авиации в России, флоту которой в XX столетии так и не удалось обзавестись полноценной авианосной составляющей, сегодня ее необходимость для морской авиации и ВМФ в целом под сомнение не ставится - как минимум самим флотом. С этой точки зрения, учитывая существующие проблемы с постройкой нового авианосца - сжимающийся бюджет не дает больших надежд на реализацию этих планов в ближайшие годы, - ремонт и модернизация «Кузнецова» остаются единственным шансом для палубной авиации пережить трудные времена. Ближайшее будущее палубной авиации так или иначе связано с повышением характеристик имеющихся истребителей Су-33 в ходе их ремонта, а также освоением новейших МиГ-29К - в отличие от советского прототипа с тем же индексом являющихся полноценными многоцелевыми машинами, способными применять высокоточное оружие. Судьба Ка-52К несколько яснее, учитывая, что планы строительства в ближайшие годы российских универсальных десантных кораблей вместо неполученных из Франции «Мистралей» более реальны, чем надежды на новый авианосец.


МиГ-29К Фото: Эдуард Чаленко

Наконец, ремонт «Кузнецова» является единственным шансом на продолжение проекта палубного истребителя ПАК-КА (перспективный авиационный комплекс корабельной авиации), создающегося, по имеющейся информации, на основе истребителя пятого поколения Т-50 КБ Сухого. Это, в конечном счете, и вопрос конкурентоспособности России на рынке вооружения - если для первых двух авианосцев нового поколения - «Викрамадитьи» и «Викранта» Индия выбрала МиГ-29К, то вряд ли этот самолет устроит индийских адмиралов при выборе группы для перспективного третьего корабля, который должен быть построен в следующем десятилетии. Своими руками отдать «вероятному партнеру» рынок палубной авиации, на котором Россия пока что весьма успешно конкурирует с США, было бы как минимум обидно.