Конспект по русскому языку на тему "февраль - последний месяц". Развитие речи- февраль - последний месяц зимы задание: «Как зимуют звери зимой»

Кузнецова Н.Н.,

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории

МОУ «Сош №1 г.Калининска

Саратовской области»

Задачи: 1) Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы и с

изменениями, происходящими в природе.

2) Дать представление о метели, вьюге, пурге, оттепели.

3) Развивать эмоциональное восприятие природных явлений.

4) Воспитывать заботливое отношение к животным и птицам.

Ход урока.

    Орг. момент.

Раз, два – выше голова.

Три, четыре – руки шире.

Пять, шесть – тихо сесть.

    Введение в тему урока.

Ребята, сегодня у нас в гостях очень красивое время года.

А какое, вы узнаете, отгадав загадку.

Что за тройка пролетела:

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица,

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом,

Всё покрыла серебром.

(Зима)

Да, сегодня у нас в гостях сама Волшебница-Зима. (1слайд)

Зима пришла к нам сегодня не случайно. Она принесла нам тему нашего сегодняшнего урока.

Но для этого вы должны отгадать загадку, которую она для вас приготовила.

Снег мешками валит с неба. (2слайд)

С дом стоят сугробы снега.

То бураны, то метели

На деревню налетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Что, скажи, за месяц это? (февраль)

Подумайте, как может называться тема нашего урока?

Давайте откроем уч-к на стр.120-й и прочитаем тему урока, которую принесла нам Зима. (3слайд)

    Сообщение темы урока.

    Работа по теме.

Ребята, а февраль – это какой по счёту зимний месяц? (3)

А какой по счёту в году? (2)

О каком месяце говорят: «Году-начало, зиме-середина»? (январе)

Назовите месяц, который год заканчивает (декабрь)

А теперь назовите нашей гостье все зимние месяцы по порядку.

(4 слайд) - Волшебница-Зима предлагает вспомнить загадку и сказать, какие природные явления указывают на февраль.

А теперь я прочитаю вам текст на стр.120-й, под темой, а вы подумайте, о каких ещё явлениях природы в нём говорится.

О каких же явлениях природы в нём говорится?

Ребята, в тексте февраль называют месяцем метелей и ветров, метелей и вьюг.

Наша гостья хочет узнать, а знаете ли вы, почему этот месяц так называют?

Д.м. В феврале хозяйничают 2 подруги: метель да вьюга.

Как вы думаете, от какого слова могло произойти слово «метель»? «вьюга»?

Д.м. Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей, а может поднимать его и завивать в снежные вихри. (5и 6слайд)

Сильную метель называют бураном или пургою.

Давайте расскажем нашей гостье, какие природные явления наблюдали вы за эти 10 дней. (ветер, морозы, вьюга)

А ещё в феврале часто бывает и оттепель. (7 слайд)

Кто знает, что это такое?

Д.м. Это одно из природных явлений, когда после снегопада или мороза температура воздуха повышается на столько, что снег и сосульки начинают таять.

А как вы думаете, что можно услышать в природе в этот период? (капель)

Да, звонкая капель заладила свою весёлую песню и зовёт красавицу весну. Поэтому иногда этот месяц называют «дотерпи до весны».

Ребята, мне кажется, что мы с вами засиделись. Давайте встанем и прокатимся на лыжах.

Физминутка

Мы на лыжах в лес идём,

Мы взбираемся на холм.

Палки нам идти помогут,

Будет нам легка дорога.

Вдруг поднялся сильный ветер.

Он деревья крутит, вертит

И среди ветвей шумит.

Снег летит, летит, летит.

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

Ну а мы идём, идём

И к себе приходим в дом.

А сейчас Зима предлагает нам вместе с ней снова отправиться в зимний лес и понаблюдать за его «жизнью» и жизнью его обитателей.

Вы согласны?

Тогда вперёд!

Ну, вот мы и у леса. Ой, что-то огромное лежит у нас на пути. Это Волшебница-Зима хочет, чтобы мы отгадали кроссворд, который она приготовила и узнали что это такое.

Отгадаете? (8 слайд)

    Гуляю в поле, кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль села пробегаю,

Сугробы наметаю. (пурга)

2. Кто это, воя,

Без крыльев летает

И без метёлки

Следы заметает. (вьюга)

    Какой это мастер

На стёкла нанёс

И листья, и травы,

И заросли роз? (мороз)

    Зимний дождь

Из звёздочек-малышек

Не стучится в окна,

Не гремит по крыше. (снегопад)

- Что же нам мешает? (сугроб)

Мы преодолеем снежный сугроб и,… наконец-то мы в лесу! (9 слайд)

А что же тут происходит?

Закройте глазки прислушайтесь…

Что вы услышали?

А что увидели?

А теперь послушайте, как сказано об этом в тексте, который называется «Лесные картинки» на стр.120-й нашего учебника.

О каких зверях говорится в тексте?

Какие животные проводят зиму в спячке?

Зачем заяц путает следы?

Как считаете, заяц труслив или осторожен?

    Работа в тетради.

Наша гостья, Зима, хочет вас проверить, как вы знаете животных и домики, в которых они зимуют.

Откройте тетрадь на стр.44-й. Приготовьте простой карандаш.

Нужно соединить линией рисунок животного с местом его зимовки. Выполните задание самостоятельно.

(Проверка) (10слайд)

VI. Работа по теме.

- Ребята, а знаете ли вы, кому трудно приходится зимой?

Почему?

Д.м. Февраль – самый последний, самый страшный для многих диких животных месяц зимы. Месяц лютого голода. Кончаются запасы у зверушек и в норках, и в подземных кладовых.

И птицы нередко голодают.

Как же вы можете помочь и животным, и птицам пережить это трудное время?

А кормушки можно сделать из разного материала. (11слайд)

У кого из вас есть кормушки?

Из чего они?

Д.м. Но как бы не было животным тяжело, всё же февраль - у многих зверей свадебник.

Может кто-то из вас знает, какие животные справляют свои свадьбы в феврале?

Д.м. – Волки, рыжие лисицы, зайцы, бобры устраивают свои свадьбы в феврале. А некоторые животные обзаводятся потомством. В феврале родились медвежата. В лесу ещё холодно, а в берлоге тепло, уютно. И мама рядом.

Ребята, а какие праздники люди отмечают в феврале? (23 февраля, масленицу)

В народе говорят: «Февраль и вьюжит, и кружит, и бока греет».

И всё же, февраль – это не только финал холодной зимы, но и очень красивое время года.

Посмотрите на картины. Многие художники восхищались нашей гостьей, Зимой, показывая её красоту.

А писатели и поэты восхищались в своих произведениях.

И сейчас ребята прочитают нам отрывки из стихотворений.

С.Есенин «Берёза»

1. Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустила кисти

Белой бахромой…

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

2. А нынче, погляди в окно!

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами

Блестя на солнце, снег лежит…

С.Я.Маршак «Февраль»

3. Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Змейкой мчится по земле

Лёгкая позёмка.

Ну, что же, вот наша прогулка и подошла к концу. Нам пора возвращаться.

Давайте вернёмся в класс и подведём итог. (12 слайд)

Задачи занятия: уточнить представления детей о существенных признаках февраля: дуют ветры, вьюги, ночью бывают сильные метели, но день увеличивается, чаще выглядывает солнце; .

В гости приходит доктор Воздух.

Доктор Воздух.

То бураны, то метели

К нам в деревню залетели.

По ночам мороз силён,

Днём капели слышен звон.

День прибавился заметно.

Ну, так что за месяц это?

(Февраль .)

Вот и дождались мы с вами последний месяц зимы. Младший братец зимних месяцев - февраль. Назовите старшего братца зимних месяцев, среднего. (Ответы детей.)

У февраля два друга: ветер и вьюга. Ветер свистит, завывает, кружит. Вьюга налетит, завалит все пути-дороги огромными сугробами - не перешагнуть, не перепрыгнуть. Не хочет зима-царица убираться прочь. А растения уже к встрече с весной готовятся. Лишь пригреет солнышко - начнут раскрывать они свои почки. Все ждут прихода весны.

Игра «Подбери признак».

В. В феврале снег (вьюга, солнце, мороз, день и т.д.) какой?

Доктор Воздух приглашает детей в гости к доктору Солнцу.

Доктор Солнце предлагает детям поиграть. Превращает их в волшебников «Я только слышу», «Я только вижу», «Я только чувствую».

Игра «Путешествие волшебников».

Дети отправляются в путешествие по зимнему месяцу февралю. Волшебникам предлагается ответить на вопросы. Что увидели волшебники «Я только вижу», что услышали волшебники «Я только слышу», что почувствовали волшебники «Я только чувствую».

Доктор Солнце, доктор Вода, доктор Воздух и доктор Природа предлагают детям вспомнить, что они узнали о зиме.

Игра «Зимние месяцы».

Доктора называют зимний месяц, а дети должны рассказать его признаки.

Игра «Хорошо - плохо».

Доктор Природа задаёт вопросы: «Чем полезна (опасна) зима для здоровья?»

П риметы февраля

  • Начало февраля погожее - жди весну пригожую.
  • Холодные северные ветры в феврале - к урожаю.
  • Тёплый февраль предвещает холодную с морозами весну.
  • Туманы в феврале предвещают дождливый год.
  • Февраль холодный и сухой - август жаркий.
  • В феврале много инея на деревьях - будет много мёда.

Тема: «Февраль- последний месяц зимы».

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о зиме.

Задачи:

образовательные: закреплять у детей умения выделять существенные признаки зимнего периода, особенности февраля, соотносить изменения в природе с жизнью зверей и птиц, способами их приспособления;

обучающие: развивать доказательную речь, логическое мышление, воображение; продолжать формировать учебные навыки: умение внимательно слушать, отвечать на вопросы, дополнять.

Коррекционно-развивающие: коррекция внимания, памяти, мелкой моторики.

воспитательные: воспитывать интерес к природному миру, стремление к его познанию, желание заботиться о природе.

Ход занятия.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложиться.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Всё его одело…

Ребята, о каком времени года я вам прочла стихотворение?

А как вы догадались, что стихотворенье о зиме?

*Какое сейчас идёт время года?

*Какой сейчас идёт зимний месяц?

Первый месяц декабрь, в народе его называют «хмуренЬ»- хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные.

*Какой второй месяц зимы?

Второй месяц январь - лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрепит снег. В народе январь называют «лютовей».

*А, как называется третий месяц?

Последний зимний месяц жаль,

Короткий самый он - ...

(Февраль)

Третий месяц февраль - последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, сильные ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговей».

В феврале день становится длиннее? Что вам известно об этом месяце? Он последний зимний месяц. Он самый короткий в году. В нём бывает 28 или 29 дней.

А ещё в это время чаще бывают метели и вьюги.

А что же такое метели и вьюги? Просмотр видео.

Метели и вьюги - это зимние природные явления.

Как вы думаете, от какого слова могли произойти слова «метель» и «вьюга»? Метель и вьюга образовались от слов «мести» и «виться». Ветер может мести снег вдоль дорог или полей (метель), а может поднимать его и завивать в снежные вихри (вьюга).

Сильную метель называют бураном или пургою.

Игра «Ветер». Дыхательная гимнастика

1 задание: «Одень одежду на прогулку»

Ребята, а что нужно одеть из вещей, чтобы выйти на зимнюю прогулку?

Одежду, обувь.

-Назовите предметы одежды зимней.

Пуховик.

Комбинезон.

Теплые штаны.

Носки шерстяные.

Колготки.

Кофта вязаная.

Варежки, перчатки.

-Молодцы. А сейчас прошу назвать обувь зимнюю.

Сапожки.

Ботинки.

Знакомство с обувью из старены – валенки.

-Замечательно. Назовите зимние предметы головного убора .

Шапка меховая, платок, берет, шапка вязаная.

Показ пухового платка.

2 задание: словесная игра «Доскажи словечко»

Ребята, подойдите, посмотрите в окошко. (Дети встают). Я проснулась ранним утром, выглянула в окно и удивилась. Зимушка-зима, что же ты наделала?

Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).

Метель мела и все тропинки – (замела).

Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).

Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).

Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).

3 задание: «Мимическое упражнение»

У нас в приёмной висит плакат, на котором изображены дети с разным настроением.

«Вот – зима волшебница нарядила деревья и кусты в белые одежды, усыпала блёстками и серебром землю. Дышится легко и хорошо. (Радость),

«А вот сердитая зима – старуха заморозила птиц, людей и зверей, сковала реки льдами. (Грусть).

Хоть зима всё заморозила и замела, мы её не боимся и вместе пойдём на прогулку.

4 задание: Игра «Узнай на ощупь»

Закройте глаза и протяните вперёд руку.

Какой предмет у вас на ладони? (снег)

Какой он на ощупь? (холодный, мокрый, мягкий, хрустящий, липкий)

А вы ловили когда-нибудь снежинку на руку, варежку?

Ловите снежинки. (Снежинки вырезаны из белой бумаги)

Рассмотрите снежинки и вспомните те снежинки, которые мы рассматривали во время прогулки. На что они похожи? (На звёздочки)

Давайте опишем снежинку. Какая она? Нахождение слов-признаков. (Белая, красивая, резная, хрупкая, холодная, серебристая, искристая, удивительная, колючая в мороз, пушистая, крупная, мелкая)

5 задание: Игра «Снежок»

Воспитатель катит снежок каждому ребёнку по очереди и спрашивает:

Снежок какой? (Хрупкий)

Снежинка какая? (Белая, пушистая,воздушная, сказочная, нежная,колючая, резная)

Сугроб какой? (Большой)

Зима какая? (Красивая, холодная,серебристая)

Метель какая? (Вьюжная)

Сосулька какая? (Холодная, прозрачная)

Иней какой? (Блестящий, серебристый)

Снежная баба какая? (Большая)

Снег какой? (Лёгкий, скрипучий, белый, холодный, мягкий, пушистый)

Снежок какой? (Круглый, мягкий)

А,что можно сделать со снежными комочками?(Сугроб)

6 задание: Игра «Доскажи словечко».

Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом.

Давайте поиграем со словом «снег».

(воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег». Дети сидят на ковре под развивающимся «тюлью-снегом».)

«Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю... (Снег.)

С неба всё скользят пушинки -

Серебристые... (Снежинки.)

На дорожки, на лужок

Всё снижается... (Снежок.)

Вот веселье для ребят -

Всё сильнее... (Снегопад.)

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в... (Снежки.)

Словно в белый пуховик

Нарядился... (Снеговик.)

Рядом снежная фигурка -

Эта девочка - ... (Снегурка.)

На снегу-то, посмотри -

С красной грудкой... (Снегири.)

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... (Снег.)»

ФИЗМИНУТКА

7 задание: Чистоговорка «Зима»

Ок-ок-ок –выпал беленький снежок,

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

8 задание: «Как зимуют звери зимой»

Накинулась зима и на зверей, но не испугались они: у одних тёплые шубы, медведь в берлоге лапу сосёт, белка в дупле орешки грызёт. Да вот и они, сами о себе расскажут.

Медведь: Я зимой под вьюжный вой

Сплю в избушке снеговой.

Пусть мне во сне присниться мёд.

Проснусь, когда весна придёт.

Ёжик: Послушайте меня, детишки.

Зимой я тоже сплю как Мишка.

Я поохотился за лето:

Грибы искал, мышей ловил.

Мне нужно отдохнуть за это,

Устал я, выбился из сил.

Белка: Я, белочка к зиме старалась:

Меняла шубку запасалась,

Дупло листвою утеплила,

Чтоб зимой тепло мне было.

Зайка: К зиме я, Зайчик, полинял.

И цвет у шубки поменял.

Зимой быть серым не могу,

Меня заметят на снегу.

Волк: Я – серый Волк. Хожу я в стае.

Чтоб злым не быть, не голодать -

Рыщу, охочусь, не устану,

Зимой мне трудно пищу добывать.

Лиса: Я хитрая лиса плутовка.

Мой мех пушист, красив и тёпл.

Чтоб поживиться в зимний холод –

Брожу по лесу мимо сёл.

*Кто из животных спит зимой?

*Чем питается ёж?

*Как называют медведя, который зимой не спит?

(Звери, которые зимой спят, присаживаются на стульчики)

*Дети, посчитайте, сколько зверей осталось?

*Кто из зверей стоит первый,последний?

*Если уйдёт белочка, сколько зверей останется?

*Кто меняет шубку с оранжевой, на серую?

*Зачем белке хвост?

*Кто самый большой зверь?

*кто из животных бродит стаями?

*Кто враги у зайца?

*Каким животным живётся легче, диким или домашним? Почему?

5 признаков живого.

9.задание: «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

10.задание.Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

11. задание: «Чей домик?»

Работа с магнитами

12.задание: «Найди отличия у снеговиков»

(На магнитной доске 2 снеговика)

Ребята, давайте найдём отличия между ними.

13.задание:

Работа с тетрадью

*Что нужно для того, что бы ни заболеть?

(прежде всего, соблюдение правил безопасности в зимнее время)

*не расстёгивать одежду;

*не снимать шапку;

*не есть снег;

*не брать в рот сосульки;

*не садиться на снег и лёд;

*нельзя прикладывать язычок к металлу;

*нужно ходить посередине тротуара;

*нельзя кататься стоя на санках;

*кидать снег в лицо запрещено.

Ребята, это был последний листок, берёзка благодарит вас за помощь.Она оставила для вас подарок. Что бы мы с вами быстрее попали на праздник.

*Какие зимние праздники вы знаете?

(31 декабря – Новый год, 7 января - Светлый Праздник Рождества Христова, 23 февраля – День Защитника Отечества.) В конце февраля люди прощаются с зимой и готовятся к встречи весны.

Закрепление.

О чем сегодня шла речь? Понравился урок? Что запомнили?

Урок

ФЕВРАЛЬ - ПОСЛЕДНИЙ МЕСЯЦ ЗИМЫ

Задачи: уточнить и систематизировать знания учащихся о зиме; уточнить о свойствах снега, льда; обогащать словарь детей, развивать связную речь.

Оборудование: картина «Зима»; календари природы; слова-опоры по теме; схемы-опоры по теме; опорные картинки к рассказу «Метель».

Ход урока

I . Организационный момент

    Прочитайте текст.

Небо пасмурное. На небе серые тучи. Идет снег. На земле лежат большие сугробы снега. Дует холодный ветер. Ветер поднимает снег с земли. Это –метель.

Дети читают текст по цепочке. Затем он закрывается, и на доску выставляют картинки одного плана. Учитель предлагает учащимся восстановить последовательность предложений и правильно расставить на доске опорные картинки.

II . Введение в тему урока.

    О чем вы прочитали текст? В какое время года бывают метели? Куда мы ходили с вами на прошлом уроке? Что вы видели?

    Кто из вас догадался, о чем сегодня будем говорить на уроке?

    Тема нашего урока: «Февраль последний месяц зимы». Мы подведем итоги наблюдений по календарю природы, уточним знания о зиме.

III . Работа по теме урока.

Беседа с использованием календаря природы.

    Какой месяц сейчас идет? Какие деревья нарисованы на страницах зимнего календаря?

    Как они выглядят? Почему одни из них голые, а другие – зеленые?

    Что лежит на земле и на деревьях?

    Почему не видно травы и цветов?

    Когда больше было снега – в декабре или в январе?

    Какая была погода в декабре? В январе? В феврале?

    Были ли солнечные дни? Сколько солнечных дней было в декабре? А в январе?

    Каких дней отмечено больше: ясных или пасмурных?

    Сосчитайте, сколько было ветреных дней.

    Было ли зимой жарко? Как одевались люди зимой?

    Как узнать по календарю, что все три месяца было холодно, морозно?

    Что делают дети зимой на улице?

    Каких птиц вы видели?

    Какие еще птицы остаются зимовать?

    Почему эти птицы не улетели на юг, в теплые края?

    Чем питались птицы?

    Где насекомые, почему не видно бабочек, муравьев?

    Что делают лесные звери зимой?

    Легко ли животным и птицам жить зимой?

Ответы детей.

    Да, ребята, зима совсем не похожа на осень, это очень трудное для всех время года, особенно голодно лесным животным и птицам. Но многие люди помогают им – подкармливают птиц, бездомных животных; лесники заботятся об обитателях леса – выкладывают на кормушки сено, соль. В то же время зима – это очень красивое время года: все кругом белое от снега, выглядит чистым, пушистым. Особенно красивы хвойные деревья в снегу.

Рассказ учащихся о погоде.

    Посмотрите в окно и расскажите, какая сегодня погода. Пользуясь в рассказе схемами-опорами (солнце, небо, земля, деревья, одежда людей, изменение в жизни зверей, изменение в жизни птиц, занятия детей)

Физкультминутка

А сегодня у зимы – новоселье, Мы с тобой приглашены на веселье. Дом построен из сугроба. А какой вышины? Вот такой вышины. Белый коврик у порога. А какой ширины? Вот такой ширины. Погляди-ка, потолки ледяные Высоки-превысоки, кружевные! Мы по лестнице шагаем. Выше ноги, топ-топ. Двери комнат отворяем, Справа – хлоп, слева – хлоп. – Здравствуй, зима! Ты хозяйке, поклонись-ка: Здравствуй, зима!

Обобщающая беседа о зиме.

    Мы с вами много говорили о зиме. А сейчас отгадайте загадки и объясните свой ответ.

Дел у меня немало:

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

Белю поля, дома.

Зовут меня...
(Зима)

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -
Все покрылось серебром.

(Зима)

    Какие дела есть у зимы? Для чего она укрывает землю одеялом? Каким одеялом укрывает? Что значит: «белю дома, поля»? О какой тройке идет речь? Почему все покрылось серебром?

Что за звездочки сквозные Солнце не греет,

На пальто и на платке, Поле белеет,
Все сквозные, вырезные, Сани скрипят,

А возьмешь - вода в руке? Речки молчат.

(Снежинки) (Зима)

    Поему в руке вода? Почему снежинки не тают на пальто?

    Почему поле белеет? (Покрыто снегом.) Почему сани скрипят? (Морозно.) Почему речки молчат? (Скованы льдом.)

Без рук, а рисует, Избушка новая – для всех столовая,

Без зубов, а кусает. Зовет обедать, крошек отведать.

(Мороз) (Кормушка)

    Кто и где рисует? Что кусает?

    Для кого люди вешают кормушки? Зачем они нужны

Без досок, без топоров Летом – серый,

Через речку мост готов. Зимой - белый.

Мост – как синее стекло: (Заяц)

Скользко, весело, светло.

(Лед)

    Почему скользко? Почему весело?

    Почему заяц зимой белый, а летом серый?

    Вот и подходит к концу холодная зима. Мы с вами узнали, что зима – это одно из четырех времен года. Кроме зимы есть: … (весна) , … (лето) , … (осень) . Зима длится … (3 месяца) . Первый месяц зимы - … (декабрь) , затем идут … (январь) и последний, третий месяц - … (февраль) . Зимой всегда холодно. Дни чаще всего пасмурные. Идет снег. Деревья стоят голые. Земля покрыта снегом. Реки и пруды покрыты льдом. Люди одеваются в теплую одежду. У зверей вырастает теплый мех. Птицам голодно, и они поселяются ближе к человеку. Мы должны заботиться о птицах, помогать им выжить в холодное время года.

IV . Закрепление изученного.

\

Учитель предлагает учащимся записать рассказ, вставляя походящие слова.

Февраль - _________________ месяц зимы.

второй, первый, третий

На улице стоит _____________________ погода.

теплая, морозная, холодная, жаркая

Солнце показывается ______________.

реже, чаще

С крыш ____________________ сосульки.

капают, свисают

Скоро наступит _________________.

весна, осень, лето

Чтение учеником записанного текста. Взаимопроверка.

V . Подведение итогов урока.

    Какое время года походит к концу?

    Назовите зимние месяцы.

    Что происходит в природе зимой? Какие стоят деревья?

    Что лежит на крышах домов и на земле?

    Что надевают люди зимой?

    Как живется птицам и зверям зимой? Как им помочь?

    Какие вы знаете зимние игры и развлечения?

    Назовите зимние праздники.