Моряк трех флотов.

Встречи с адмиралом флота Семеном Михайловичем Лобовым

По окончании военного вуза я был направлен служить в одно из управлений штаба Северного флота. По прибытии в Североморск, я познакомился с офицеров, уже около десяти лет служившим в одном из соединений главной базы флота. Он рассказал мне несколько интересных историй из местной жизни и сказал что здесь, между прочим, командующий флотом весьма любопытный человек.

Звали командующего Семен Михайлович Лобов. Офицер сообщил также, что живет тот на территории штаба флота в домике, где никакой мебели кроме солдатской кровати, покрытой суконным одеялом, у адмирала нет. Любитель Гумилева, я тут же вспомнил «Туркестанских генералов»:

Под смутный говор, стройный гам,

Сквозь мерное сверканье балов

Так странно видеть по стенам

Высоких старых генералов…

И мне сказали, что никто

Из этих старых ветеранов,

Сквозь копий Греза и Ватто,

Средь мягких кресел и диванов,

Не скроет ветхую кровать,

Ему служившую в походах,

Чтоб вечно сердце волновать

Воспоминаньем о невзгодах.

И еще сказал мой новый знакомый, что под той кроватью всегда стоит канистра со спиртом. Надо полагать, адмирал периодически прикладывался к «шилу», как называют спирт на флоте. А когда командующий выходит на корабле в море, он якобы одевает матросский бушлат поверх адмиральского темно-синего кителя. Так ли это, мне не довелось узнать.

А вот спустя год, когда я покинул Северный флот и был переведен для дальнейшей службы в иное место, встретил я уже адмирала флота в одном из санаториев Министерства обороны СССР.

Столкнулись мы случайно. Он в одиночестве загорал на пляже в отдалении от всех. И вряд ли бы подошел к нему, ибо лично Семена Михайловича Лобова я не знал, если бы он меня не окликнул. Оказалось, что он видел меня из окна своего персонального автомобиля рядом со штабом Северного флота и, по его словам, я отчего-то запал ему в память, и он хотел убедиться, не ошибся ли он сейчас. Я подтвердил, что действительно состоял на службе в Северном флоте и помню тот день, когда командующий посмотрел на меня в открытое окно «Чайки», а я поприветствовал его как требует того устав.

Семен Михайлович родился в 1913 году в довольно зажиточной семье в Подмосковье. В 1928 году по окончании семилетки он поступил в ФЗУ, которое закончил в 1932-м. Стал работать на Люберецком электромеханическом заводе, а через год, в мае 1932 года, по комсомольскому призыву убыл на учебу в Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе. По окончании которого служил на Тихоокеанском флоте командиром БЧ-2 СКР «Бурун», а с 15 декабря 1938 года помощником командира эсминца «Резкий».

В начале 1939 года его откомандировывают в Ленинград на курсы командиров миноносцев, по окончании их он возвращается назад и в звании старшего лейтенанта получает должность помощника командира эсминца «Разящий». А с 13 июня 1942 года возглавил экипаж эсминца «Резвый». В октябре 1942 года удостоен звания капитан-лейтенант, а в ноябре 1944 года капитан 3 ранга. В составе Тихоокеанского флота в должности командира боевого корабля участвовал в войне с Японией.

Осенью 1946 года его перевели на Черноморский флот и назначили командиром 1-го дивизиона эсминцев. Будучи капитаном 2 ранга, он участвовал в получении по репатриации итальянского флота крейсера «Emanuele Filiberto Duca D Aosto», будущего «Керчь». В составе кораблей, которые перешли нам после раздела итальянского флота, был знаменитый линкор «Giulio Cesare» («Юлий Цезарь»), названный в СССР «Новороссийск». Его командиром был назначен популярный на Черноморском флоте капитан 1-го ранга Ю. К. Зиновьев, командовавший в годы войны линкором «Севастополь». Но офицеру не удалось возглавить экипаж будущего советского линкора «Новороссийск», он скоропостижно скончался от сердечного приступа. Произошло это 19 января 1949 года в Аугусте. Вместо него тогда принимать линкор срочно откомандировали капитана 1-го ранга Б. Беляева, который в годы войны командовал лидером эскадренных миноносцев «Баку», затем дивизионом эсминцев и с декабря 1944-го - крейсером «Мурманск».

И еще, что касается получаемых от Италии кораблей. В связи с появлением в некоторых итальянских газетах призывов против передачи кораблей СССР, правительству Италии, несшему ответственность за безопасность перехода кораблей в Одессу и Валону, пришлось предпринимать различные шаги во избежание актов саботажа и других неприятных моментов со стороны сдаточных команд. К примеру, корабли направлялись к нашим берегам без боезапаса, его доставляли на транспортных судах. А в целях обеспечения сохранности принимаемых кораблей, во избежание взрывов и возгораний, сразу после швартовки производился тщательный осмотр их и слив топлива в заранее подготовленные емкости. Но после перехода на корабль советского экипажа все приводилось в исходное состояние.

После утверждения приемо-сдаточных актов корабли распределялись по соединениям и частям Черноморского флота. Такой нюанс: боеспособность всех этих «приобретений» вызывала глубокую озабоченность у руководства ВМФ, ведь ни один из кораблей не прошел не то что капитального, но и текущего ремонта. Потому хотя линкор «Новороссийск», крейсер «Керчь», а вместе с ними эсминцы «Легкий» и «Ловкий» были зачислены в состав эскадры Черноморского флота, использовались они в основном в учебных целях. Известно, что впоследствии - 7 февраля 1956 года - легкий крейсер «Керчь», которым когда-то очень короткое время командовал Семен Михайлович Лобов, вывели из боевого состава и переформировали сначала в учебный крейсер, а 11 марта 1958 года - в опытное судно «ОС-32». Но в феврале 1959-го списали на слом.

После заграничной командировки, Семен Михайлович вновь возвращается командиром Краснознаменного крейсера «Ворошилов» (был назначен в мае 1948 года), который в 1949 году занял 1 место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов. За что командиру 13 июня 1950 года досрочно было присвоено звание капитана 1-го ранга. 7 сентября 1951 года Лобов возглавил экипаж Краснознаменного линкора «Севастополь» и успешно подготовил находившийся в ремонте корабль к плаванию, выполнил план боевой подготовки, наплавав около 4 тысяч миль без аварий и поломок. Линкор являлся лучшим кораблем на эскадре по морской и физической подготовке.

Вот на этом корабле и происходили всякие интересные, прямо-таки юмористические события. К примеру, многие помнят и передают из уст в уста историю, как один лейтенант из БЧ-2 пришел на свидание к девушке в ресторан станции Севастополь, которая там работала официанткой. Но по пути встретил сокурсника, они выпили небольшую дозу спиртного и попали в комендатуру. К часу ночи их выпустили. Лейтенант тут же побежал в ресторан в надежде застать свою девушку. В ресторане, естественно, уже не было света, так как он не работал. Однако возбужденному воображению моряка за темным окном кухни почудилась его подружка. А вдруг она не одна? - пронеслось в мозгу и, недолго думая, он забирается внутрь через окно, пытается спрыгнуть на пол и… вместо этого - как был, в форме - угодил в большой котел с гарниром. С криком «Врагу не сдается наш гордый линкор!» он был задержан сотрудниками линейной милиции и во второй раз за короткий промежуток времени препровожден в комендатуру гарнизона.

С декабря 1953 года по декабрь 1954 года Семен Михайлович Лобов - слушатель Академических курсов офицерского состава при Военно-морской академии. Во время учебы 31 мая 1954-го он удостоен звания контр-адмирала. Затем вновь прибыл в Севастополь и был назначен командиром 50-й дивизии крейсеров Черноморского флота. Но менее чем через год его перевели на Северный флот и назначили начальником штаба эскадры Северного флота; 8 июня 1957 года он возглавил эту эскадру; 25 мая 1959 года удостоен звания вице-адмирал.

Его служба в то время была высоко оценена бывшим командующим Северным флотом 1-м заместителем Главнокомандующего ВМФ адмиралом Арсением Григорьевичем Головко.

После повторной учебы на Академических курсах офицерского состава в 1960-61 годах, 9 октября 1961 года Лобова назначают 1-м заместителем командующего, а со 2 июня 1964 года - командующим Северным флотом. 16 июня 1965 года он получил звание адмирала, а в 1970-м - адмирала флота.

Вот в то лето я с ним и встретился под палящим солнцем юга. У нас состоялась долгая непринужденная беседа, и я осторожно спросил адмирала флота про то, что услышал от офицера. На что тот, улыбаясь, ответил:

«Это хорошо, что о командующем рассказывают всякие доброжелательные байки».

И пребывая в благодушном состоянии, сам рассказал несколько смешных историй, происходивших в бытность его военной службы на кораблях флота.

Вот на корабль пришли молодые матросы. Осмотрев строй, он, командир корабля, приказал старшему помощнику совместно с замполитом более обстоятельно познакомиться с пополнением, доложить о впечатлениях, а затем распределить прибывших по боевым частям корабля. Сам же направился на левый фланг строя матросов, остановился напротив одного небольшого молодого морячка со светлыми ясными глазами и по-девичьи длинными ресницами.

Капитан 1-го ранга доброжелательно взглянул на него и моряк уже прошедший курс молодого матроса представился: «Матрос Матрос, товарищ капитан 1-го ранга». Семен Михайлович пристально оглядел юношу и по-отечески снисходительно сказал: «Сынок, ты не волнуйся. Просто представься». «Матрос Матрос», - еще громче повторил тот. У командира крейсера капитана 1-го ранга Лобова от удивления брови поднялись вверх.

Ну, братец, ты даешь, - не выдержал командир и уже немного нервничая произнес: - Как фамилия?

Матрос! - почти прокричал в ответ молодой моряк, еще более тушуясь от напора командира корабля и собственного волнения.

Что ты матрос, сынок, я вижу, - стараясь быть участливым, сказал командир: - а фамилия твоя как?

Я же говорю, товарищ капитан 1-го ранга, Матрос, - ответил молодой моряк и краска волнения залила его чистое, почти девичье лицо.

Командир в очередной раз сделал попытку «выжать» из молодого фамилию. И, в конце концов, перешел на официальный тон:

Товарищ матрос. Прошу вас представиться как предписано уставом: воинское звание и ваша фамилия. Поймите, что может быть проще!

В ответ не менее твердо прозвучало:

Товарищ капитан 1-го ранга, матрос Матрос.

Терпение Лобова кончилось и он перешел на ненормативную флотскую лексику. Затем крикнул: «Старпом, ко мне!»

Еле сдерживая гнев, командир дал волю словам, поведав вслух о своей уверенности, что беседует он с советским матросом, а оказалось-то что разговаривает с больным человеком «из желтого» дома, неизвестно как попавшим именно на его корабль. Подбежал старший помощник и доложил командиру о прибытии. А молодой матрос, пришедший в себя, спокойно улыбаясь произнес:

Товарищ командир! Понимаете, ваша фамилия Лобов. А моя - Матрос. Я думаю, что вы извинитесь и поймете меня.

Какое-то мгновение командир и старший помощник удивленно смотрели на стоявшего пред ними юношу. Первым очнулся командир.

Какая редкая фамилия!

…Миша Матрос родился в тайге, в такой дикой глухомани, что было удивительно и совершенно непонятно как в таежном поселке мог появиться человек с такой морской фамилией. О том даже старожилы не знали. В поселке Матросы прославились тем, что были уникальными охотниками, а над происхождением фамилии никто, в общем-то, и не задумывался. Отец Миши служил в армии рядовым солдатом. И ни он, ни Миша даже предположить не могли как уникальная фамилия может сказаться на военной службе на флоте.

Итак, чем дольше Миша находился на крейсере, тем с большим кругом офицеров ему приходилось знакомиться, объясняться что да как, ибо со всеми из них выходило недоразумение. И, еще не успев даже сдать на допуск к самостоятельному обслуживанию своего заведования, Михаилу присвоено было звание старшего матроса.

Его сослуживцы по призыву с другого корабля, или как говорят годки, встретив его на пирсе и глядя на его погончики, не поверили своим глазам. «Ну, Мишка, ты карьерист. И как тебе это удается?» В ответ он лишь загадочно улыбался.

Однако и с присвоением звания проблема не была решена. Офицеры в обращении с ним все равно чувствовали неудобство. Ну посудите сами: «старший матрос Матрос». Так через несколько недель службы Михаил Матрос был удостоен звания старшина 2-й статьи. И неожиданно занял должность командира отделения, соответствующую новому званию.

Семен Михайлович Лобов, как утверждают многие знавшие его, был страстным поклонником русской словесности. Поэтому смысловые нонсенсы типа «масло масляное» приводили его в ярость. И словосочетание «матрос Матрос», «старший матрос Матрос», «старшина 2-й статьи Матрос» не могли удовлетворить взыскательный слух морского волка. В результате, к концу службы на погонах Миши Матроса красовались знаки отличия высшего старшинского состава, а сам он стал уважаемым человеком. За полгода до окончания службы он в звании мичмана был назначен на должность старшины команды.

После увольнения в запас Михаил вернулся в свой далекий таежный край. Любуясь возмужавшим сыном и золотом его погон, рядовой запаса Матрос-отец сделал вывод: «по всему видать, сухопутная служба Матросам противопоказана».

А спустя полтора месяца мичман запаса Михаил Матрос, заскучав по запаху моря и многотонной железной махине корабля, отписал письмо командиру крейсера с просьбой содействовать его призыву на сверхсрочную службу с дальнейшим определением на родной корабль. И по получении положительного ответа Миша сказал родителям: «По всему видать, жизнь моя в тайге мне противопоказана. Так что, дорогие родители, возвращаюсь на флот».

После завершения этого рассказа Семен Михайлович снял светозащитные очки с глаз, помассировал закрытые веки и предложил мне: «Давай так, сейчас пообедаем, отдохнем, а потом, если тебе интересно, заходи, побеседуем».

Я зашел к нему около 17 часов. Адмирал флота полулежал с книгой, завидев меня, он сказал, что читает книгу о композиторе Гекторе Берлиозе, и если хочу, то после даст ее мне почитать. «Красивая фамилия, не правда ли? - спросил он. - И имя, наверное, из Древнего Рима. Кстати, был у меня еще один матрос с интересной фамилией. И из-за этой фамилии на него сыпались своеобразные неприятности». Пригласив присесть, Семен Михайлович, любивший веселые историйки, поведал мне и эту.

Фамилия, приносящая неприятности, была известная и яркая: Ленин. Родом он был из Архангельской области, где эта фамилия вовсе не редкость. Естественно, эту же фамилию носили и родители матроса. Хлопот среди поморов эта фамилия никому не доставляла. Ну разве что в школе, не очень хорошо учившегося Коленьку (кажется, его звали так), учительница, дабы не возникало никаких ассоциаций с именем основателя Коммунистической партии и Советского государства, называла не Ленин, а Левин. В старший классах Коля, узнав что Левин - это еврейская фамилия, сильно возмутился, доказывая, что все наши предки-поморы никакого отношения ни к каким евреям не имели и не имеют.

Служил матрос Ленин в эскадре, в которой Семен Михайлович был командиром. Офицеры-специалисты строевой части распределили его для службы в центральную котельную, которая отапливала гарнизон, где находился штаб эскадры. Определили молодого матроса туда потому что имел тот свидетельство об окончании ПТУ по специальности котельный кочегар. А, как известно, на Севере (на Северах, как говорят матросы) котельная - это источник всей жизни. Центральную котельную и в штабе и в тылу эскадры сокращенно называли ЦК.

Служба Ленину была не в тягость, он спокойно и уверенно выполнял свои обязанности. Никаких разводов, нарядов, спокойно работай да сиди в тепле. Тем более, все давно изучено и знакомо. В подразделении его, дисциплинированного матроса и хорошего специалиста, уважали. Особенно в нем души не чаял его непосредственный командир мичман Геращенко.

Вот как-то в один из однообразно тянущихся дней мичман по своим служебным делам ушел в поселок. А дежурный по штабу эскадры также по какой-то надобности позвонил ему в кабинет. Ответа не последовало. Тогда дежурный набрал номер телефона Центральной котельной, Николай поднял трубку и как полагается, коротко и четко представился: «ЦК, Ленин слушает».

После непродолжительной паузы дежурный по штабу офицер бросил в трубку: «Ничего себе шутник!» и положил ее на рычаг.

Ленин, услышав короткие гудки, произнес: «Неизвестно еще кто шутит». И в легком замешательстве положил трубку.

На следующий день о звонке знал заместитель командира эскадры по тылу. Он вызвал мичмана и строго выговорил: «Твои матросы в котельной совсем оборзели, хамят офицерам». Удивленно спросившему что случилось разговор был передан слово в слово. «Так все точно, товарищ капитан 1-го ранга, - облегченно вздохнул мичман, - вы же сами когда-то сказали, что центральная котельная - это ЦК». «Да, я говорил, но при чем тут Ленин?» «А Ленин - это наш матрос. Николай Ленин». «Вы что, издеваетесь?» «Никак нет, товарищ капитан 1-го ранга. У этого матроса фамилия - Ленин», - погасшим в процессе короткого диалога голосом разъяснил мичман.

На какое-то время в кабинете воцарилась тишина, затем капитан 1-го ранга безапелляционно сказал: «Ленин, говорите… значит так, Ленина из ЦК убрать сегодня же!».

На следующий день матроса Николая Ленина перевели в команду слесарей-ремонтников. Это подразделение, с которым даже начальники связываться не хотели, представляло собой сбор блатных бездельников и нарушителей воинской дисциплины. Вид у них был ужасный, они словно сомнамбулы, бродили по гарнизону, совершая все новые нарушения. Иногда, правда, по приказу свыше долбили мерзлую землю, ремонтировали трубы и т. д. Вот в такой компании и оказался Николай Ленин. Он смирился со своим положением и, может быть, так и продержался бы до конца службы среди разгильдяев. Тем более что на новом месте новый командир сразу оценил его золотые руки и усердие.

Но однажды в кабинете начальника тыла прорвало батарею отопления. Устранять ее прислали матроса Ленина. Капитан 1-го ранга, зная что подобный ремонт обычно затягивается надолго, решил перебраться в другой кабинет. В это время в дверь постучали. На пороге вместо ожидаемого грязного матроса-ремонтника стоял аккуратный подтянутый матрос с инструментами в руках.

Товарищ капитан 1-го ранга, разрешите отремонтировать батарею.

Капитан, сам себе удивившись, взял все необходимые вещи и перешел в другой кабинет; но не успел он еще освоиться и приступить к работе, как матрос-ремонтник заглянул доложить что неисправность устранена.

Молодец, - похвалил он матроса. - Как твоя фамилия?

Матрос Ленин, товарищ капитан 1-го ранга.

Это тот, который из ЦК?

Так точно, был, сейчас в ремонтном взводе.

Хорошо. Можешь идти.

В тот же вечер начальник тыла приказал мичману Геращенко: «Сейчас же верни Ленина в ЦК!»

Из книги Мы дрались с «Тиграми» [антология] автора Михин Петр Алексеевич

Первые встречи с китайцами Закончились наконец горы Хингана с их подъемами, спусками, узкими карнизами над провалами. Там, где издревле с риском для жизни перемещались лишь запряженные осликами двуколки, пешие путники да всадники, мы сумели провезти длинные пушки с

Из книги КГБ. Последний аргумент автора Атаманенко Игорь Григорьевич

Встречи «в одно касание» Накануне отъезда Попова из Германии Кайзвальтер познакомил его с сотрудником резидентуры в Москве Расселом Аугустом Ланжелли, который должен был выполнять обязанности связника во время пребывания «ГРЭЛСПАЙСА» в Советском Союзе.Кроме того, для

Из книги СМЕРШ против бандеровцев. Война после войны автора Терещенко Анатолий Степанович

Встречи с Николаем Струтинским Во время работы в 1-м секторе Особого отдела КГБ при СМ СССР по ПрикВО во Львове автор не раз встречался с фронтовиками – сотрудниками СМЕРШа, продолжавшими, а вернее, заканчивающими служить в подразделениях военной контрразведки. Там же

Из книги Досье Сарагоса автора де Вильмаре Пьер

13.7. Последние встречи Когда ее с опозданием стали допрашивать, то Эрна Ш. рассказала, что она ви-дела Мюллера и Шольца 24 апреля 1945 года в их служебных помещениях на Курфюрстенштрассе, после того, как не нашла первого из них у него дома в берлинском районе Ланквиц. Мюллер

Из книги Повелители фрегатов автора Шигин Владимир Виленович

Глава шестая КАК ХОРОШО БЫТЬ АДМИРАЛОМ Особое положение на флоте во все времена было у адмиралов, тех, кто водил в море боевые эскадры и нес всю полноту ответственности за корабли и моряков перед Богом и Россией. Одни из них навсегда вошли в летописи морской истории

Из книги Военные мемуары. Спасение, 1944–1946 автора Голль Шарль де

Отчет, направленный генералу де Голлю адмиралом Фенаром, начальником военной и морской миссии в Соединенных Штатах Вашингтон, 12 октября 1944 …Я был принят 12 октября президентом Рузвельтом. Он начал беседу такими словами:«Я знаю, что вы скоро отправляетесь в Париж. Я хотел

Из книги Стратегическая разведка ГРУ автора Болтунов Михаил Ефимович

Встречи с Мессершмидтом В первом отделе ГРУ, куда попал Бочкарев в начале войны, было всего шесть офицеров. Только в середине 1943 года их штат увеличили вдвое. А пока этой доблестной шестерке приходилось подбирать сотрудников для заброски в тыл, вести их оперативную

Из книги Житейская правда разведки автора Антонов Владимир Сергеевич

ВСТРЕЧИ В ХАРЬКОВЕ С 1923 по 1930 год Горожанин проживал в Харькове, являясь начальником секретно-политического отдела ГПУ Украины. Именно в этот город часто приезжал «трибун революцию), чтобы выступить перед читателями и встретиться со своим близким другом. В Харькове

Из книги «Пламенные моторы» Архипа Люльки автора Кузьмина Лидия

Из книги 891 день в пехоте автора Анцелиович Лев Самсонович

Встречи на югославской земле Из Болгарии 61-я гвардейская Славянская Краснознаменная стрелковая дивизия выехала в конце октября 1944 г. Мы выгрузились из эшелона на станции Пирот и в пешем порядке двигались в направлении Белграда. Входили мы тогда в состав 6-го

Из книги От Лубянки до Кремля автора Величко Валерий Николаевич

Встречи на высшем уровне Мои зарубежные поездки во время службы в охране. Немного истории. Сталин И.В. Отзывы о Сталине. Хрущев Н.С. Горячая линия. Брежнев Л.И. Андропов Ю.В. Горбачев М.С. Ельцин Б.Н. «Мальтийский сговор». Плохо подготовленные встречи лучше вообще не

Из книги Господа офицеры и братцы матросы автора Шигин Владимир Виленович

Глава шестая Как хорошо быть адмиралом Особое положение на флоте во все времена было у адмиралов – тех, кто водил в море боевые эскадры и нес всю полноту ответственности за корабли и моряков перед Богом и Россией. Одни из них навсегда вошли в летописи морской истории

Из книги Фронтовые будни артиллериста [С гаубицей от Сожа до Эльбы. 1941–1945] автора Стопалов Сергей Григорьевич

Случайные встречи Давно закончилась война. За прошедшее время многое изменилось в моей жизни. Но я никогда не забываю тех людей, с которыми общался в то время и которые навсегда остались в моей памяти.Вот несколько встреч со знакомыми и близкими мне людьми, товарищами и

Из книги Штрихи к портретам: Генерал КГБ рассказывает автора Нордман Эдуард Богуславович

ДОРОГИ… ВСТРЕЧИ, ВСТРЕЧИ… Жизнь сводила меня со многими неординарными людьми, крупными государственными и политическими деятелями XX века. Это – К.У. Черненко, П.К. Пономаренко, Ф.Д. Кулаков, Г.А. Алиев, Д.А. Кунаев, Д.С. Полянский, В.В. Гришин, А.И. Вольский, А.Н. Шелепин, В.Ф.

Из книги Дзержинский. Кошмарный сон буржуазии автора Лацис Мартын Иванович

О. Э. Редлих Незабываемые встречи Редлих Оскар Эрнстович – в 1918 г. член комиссии ЧК Новгородской губернии, в 1919–1937 гг. военный комиссар в Омске. Бывают встречи, которые запоминаются до мельчайших подробностей, оставляют неизгладимый след в жизни. Я много прожил,

Из книги автора

М. Г. Рошаль Встречи с Ф. Дзержинским Рошаль Михаил Григорьевич – в 20-е годы на ответственной работе в ВСНХ. 2 февраля 1924 года председателем Высшего совета народного хозяйства был назначен Ф. Э. Дзержинский. С ним вместе пришла в ВСНХ плеяда замечательных

15 февраля исполняется 100 лет со дня рождения видного советского военачальника адмирала флота Лобова Семена Михайловича. О знамениом моряке рассказывает Константин Богомазов.

Командующий эскадрой контр-адмирал С.М.Лобов и подготовка к плаванию в шведских шхерах

Запомнившимися событиями остались в памяти, когда командующий эскадрой контр-адмирал С.М.Лобов проверял готовность крейсера и его командира управлять кораблём в сложном в навигационном отношении плавании по Стокгольмским шхерам, а также швартовка к причалу (в норвежском порту Берген будет такой маневр).
Семён Михайлович знал не только сильные, но и слабые стороны крейсерской организации службы, такие, например, постановка крейсера на два якоря способом «фертоинг» (на рейде в Стокгольме) и плавание в исключительно сложных навигационных условиях в Стокгольмских шхерах.

Командующий эскадрой взял на себя личную ответственность по приёмке экзаменов за морскую подготовку от командира крейсера, а в его лице были весь расчёт ГКП (Главный командный пункт), в том числе штурман, БИП (Боевой информационный пост), боевые посты управления средствами движения, а также швартовные боцманские команды. Для отработки и приёма экзамена по подходу крейсера к причалу на рейде губы Белокаменка была выставлена одна секция плавпирса, к которой крейсер должен подходить и отходить. За первый подход всему расчёту ГКП командующий поставил двойку. При этом он громогласно по корабельной трансляции перечислил какие были допущены ошибки командиром, штурманом и другими. Мне в это время пришлось исполнять обязанности старшего штурмана, так как последний был в командировке на дизельэлектроходе «Балтика» по изучению Стокгольмских шхер.
Несколько раз крейсер подходил и отходил от плавпирса. На последнем подходе из штурманской поступали доклады примерно в такой последовательности: «До плавпирса 10 кабельтов! 5…, 1 кабельтов…100 метров!…50 метров!…30 метров!..20 метров!» В это время входит командующий эскадрой в штурманскую и громко задаёт вопрос: «Вы где берёте эти метры? У вас плавпирс в мёртвой зоне!»
А в штурманской рубке с помощью РЛС измерялось расстояние до башни маяка Мишуков, который находился в створе с плавпирсом. Измеренное расстояние от плавпирса до маяка учитывалось в арифметических расчётах.
Командующий эскадрой окончательно за выполнение маневра подхода к причалу поставил отличную оценку.
Последующая подготовка заключалась в том, что в районе севернее о.Кильдин на карте М1:50000 были нарисованы Стокгольмские шхеры и рекомендованные курсы движения. На корабль прибыла радионавигационная партия «Рым» (командир А.К.Юняев, впоследствии капитан 1 ранга), которая должна осуществлять контроль за точностью движения корабля по рекомендованным курсам, как бы в Стокгольмских шхерах, своевременными поворотами на новый курс и т.п.
Работать штурману было очень трудно в плане точности кораблевождения, но зато командир, вахтенный офицер, рулевой получили очень хорошую практику и представление об очень сложном плавании. Командующий эскадрой лично осуществлял контроль за действиями командира и вахтенного офицера, но не вмешивался в их действия. Иногда входил в штурманскую рубку. При этом в руках командующего был секундомер, по которому он хронометрировал и записывал. Он никаких дополнительных разборов не производил, свои замечания объявлял по трансляции или с помощью электромегафона, а то и просто голосом после выполненного маневра.
Следующий этап подготовки крейсера заключался по замыслу командующего эскадрой в том, чтобы провести корабль по узкостям - губам и бухтам Кольского и Мотовского заливов.
В один из дней по плану боевой подготовки корабль вышел из губы Ваенга с заходом в губы Сайда, Ура, Ара, Западная Лица, Титовка, а также в губу Печенга до Девкиной заводи, Териберку и проход через Кильдинскую салму. Вот это был поход! Он был насыщен сложными маневрами, высокой ответственностью, но риска, конечно, не было, командир уверенно управлял кораблём. Контр-адмирал С.М.Лобов не вмешивался в его действия, проявил исключительно высокую ответственность за подготовку корабля к выполнению правительственного задания. При управлении крейсером командир был осторожным, не допускал лихачества, полагаясь только на доклады штурмана. Командиру крейсера была объявлена отличная оценка.
Контр-адмирал С.М.Лобов доложил Командующему флотом адмиралу А.Т.Чабаненко о готовности крейсера к выполнению правительственного задания.

Краткая биография адмирала флота (28.7.1970) Семёна Михайловича Лобова

Выдающийся, талантливый, яркий флотоводец советского времени Семён Михайлович Лобов родился 15 февраля 1913 года в д. Смольниково, ныне Волоколамского района Московской области, в крестьянской семье.
После окончания школы-семилетки в 1928 году он ушёл в самостоятельную жизнь. Сначала работал на железной дороге, затем при Люберецком электромеханическом заводе поступил в ФЗУ, после окончания в 1932 году начал работать на заводе слесарем-электриком.

В мае 1932 года по путёвке горкома ВЛКСМ Москвы был направлен в ВМУ им.М.В.Фрунзе. Училище окончил в 1937 году и был назначен на Тихоокеанский флот командиром батареи БЧ-2 на сторожевой корабль «Бурун» (09.1937-11.1938). Проект сторожевых кораблей типа «Ураган», в число которых входил и «Бурун», был первым советским проектом надводных кораблей. В августе 1938 г. «Бурун» участвовал в обеспечении боевых действий у озера Хасан. Корабль участвовал в несении дозорной службы по охране главной базы и побережья Приморья, а также в обеспечении морских воинских перевозок для нужд сухопутных войск. За год службы на сторожевом корабле «Бурун» молодой командир С.М. Лобов проявил себя грамотным артиллеристом и вахтенным начальником и в сентябре 1938 г. был направлен на курсы командиров миноносцев Специальных курсов командного состава ВМФ. По окончанию курсов в июле 1939 г. он назначается помощником командира на строящийся эсминец «Резкий». В декабре 1939 г. следует новое назначение - на строящийся эсминец «Разящий» Эсминец «Разящий» вступил в строй ВМФ СССР в декабре 1940 г. В том же году С.М. Лобов становится членом ВКП(б). В 1941 г. году эсминец «Разящий» завоевывает переходящий приз Военного совета Тихоокеанского флота по артиллерийской стрельбе. В июне 1942 г. С. М. Лобов назначен командиром эсминца «Резвый». Военный совет Тихоокеанского флота неоднократно отмечал успехи личного состава эсминца.

Участник войны с милитаристской Японией, будучи командиром ЭМ в воинском звании капитан-лейтенант. В 1945 г., когда началась война с Японией, эскадренный миноносец «Резвый» входил в состав сил флота, перед которыми была поставлена задача не допустить действий японского ВМФ против советских военно-морских баз. В ходе войны «Резвый» конвоировал отряды судов и отдельные транспорты, обеспечивал высадку десантов и поддерживал артиллерийским огнем приморские части сухопутных войск. При проведении артиллерийской стрельбы по ВМБ Отомари командир «Резвого» смело и лихо маневрировал близко у берега, на мелководье, при этом повредил винт гребного вала, за что был подвергнут суровой критике командующего флотом адмирала И.С. Юмашева. Командование дивизиона эсминцев отмечало командира «Резвого» капитан-лейтенанта С.М. Лобова как одного из лучших командиров кораблей. «Решителен и смел в своих действиях», говорилось в характеристике данной С.М. Лобову в 1945 г. В 1945 г. он был награжден орденом Отечественной войны I степени.

В апреле 1946 г. эсминец «Резвый» под командованием капитан-лейтенанта С.М. Лобова доставил в город Токио советских членов международного военного трибунала. За выполнение этой ответственной задачи в 1946 г. Семен Михайлович награждается орденом Красной Звезды. В ноябре 1946 г. Главком ВМС СССР адмирал флота Н.Г. Кузнецов назначил тихоокеанца капитан-лейтенанта С.М. Лобова на Черноморский флот командиром 1-го дивизиона бригады миноносцев. В состав дивизиона входили Краснознаменные эсминцы «Сообразительный» и «Бойкий», эсминец «Бодрый», активно участвовавшие в боевых действиях в годы войны, а также эсминец «Огневой», вступивший в строй 8.04.1945 г. В августе 1947 г. Черноморский флот посетил И.В.Сталин и заместитель председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, они побывали на кораблях эскадры. И. В. Сталин совершил переход на Кавказ на борту крейсера «Молотов». В охранении крейсера шли эсминцы «Огневой» и «Лихой». Обладая высокими морскими командирскими качествами (глазомер, умение управлять кораблём в сложных условиях плавания и в штормовую погоду, отличное знание артиллерийского и минно-торпедного оружия и технических средств корабля), капитан 3 ранга С.М.Лобов в мае 1948 г. вступает в командование Краснознаменным крейсером «Ворошилов». Осенью 1948 г. проводились флотские учения, в которых участвовали надводные корабли, подводные лодки, сухопутные войска и авиация. Действия на учении крейсера «Ворошилов» были отмечены в лучшую сторону. В январе 1949 г. С. М. Лобов принял участие в приемке крейсера итальянского флота «Duca D’Aosto» - легкий крейсер «Керчь». Дело было так, как рассказывал автору этих строк контр-адмирал в отставке А.Н. Мотрохов, который вместе с С.М. Лобовым следовал принимать корабли итальянского флота: «На Тегеранской конференции глав государств антигитлеровской коалиции в 1943 году было принято решение о разделе части боеспособных кораблей ВМФ Италии в счет репарации между Великобританией, США и СССР. В результате жеребьевки, проведенной представителями военно-морского командования Великобритании, США, Франции и Советского Союза, ВМФ СССР получал по репарациям от Италии 45 кораблей и судов, в том числе линейный корабль ("Giulio Cesare"), легкий крейсер ("Emanuele Filiberto Duca D"Aosta"), три эскадренных миноносца, три миноносца, две подводные лодки, 10 торпедных катеров и другие (катера, суда, транспорта, танкеры, водолеи, буксиры, парусное судно «Кристофор Колумб).

В 1949 г. крейсер «Ворошилов» занял 1-е место по состязательным артиллерийским стрельбам среди флотов и командир крейсера «Ворошилов» капитан 2 ранга С. М. Лобов награжден орденом Красного Знамени. В аттестации С.М. Лобова командующий эскадрой написал: «…умеет выбрать главное и довести решение до конечной цели». 13 июня 1950 г. С.М. Лобову досрочно присвоено звание капитан 1 ранга. Из аттестации С.М. Лобова: «…освоил крейсер полностью… маневрами корабля управляет в совершенстве. Боевую подготовку организует правильно, крейсер был отмечен командующим Черноморского флота и начальником Морского генерального штаба как лучший на эскадре. На крейсере постоянно поддерживается боевая готовность, основанная на качественной отработке задач боевой подготовки. Обладает хорошими организаторскими способностями, имеет отработанную методику воспитания подчиненных и методику проведения боевой подготовки на крейсере. Лично дисциплинирован, аккуратен и исполнителен, имея уравновешенный характер…».

В сентябре 1951 г. капитан 1 ранга С.М. Лобов назначен командиром Краснознаменного линкора «Севастополь», на котором вновь назначенный командир выше поднял уровень боевой подготовки моряков, морскую и физическую культуру: значительно выросло число спортсменов-разрядников и мастеров спорта, были и чемпионы СССР. Линкор занял 1-е место по морской подготовке и спортивно-массовой работе. В 1953 г. С.М. Лобов награжден Орденом Красного Знамени и в декабре направляется на АКОС при Военно-морской Академии, которые в декабре 1954 г. успешно заканчивает. Во время учебы 31 мая 1954 г. ему было присвоено звание контр-адмирал и назначен командиром 50-й дивизии крейсеров Черноморского флота…

В ночь на 29 октября 1955 года командир 50-й дивизии контр-адмирал С.М.Лобов держал свой флаг на крейсере "Молотов". Крейсер находился в Северной бухте на бочке № 1 впереди линкора "Новороссийск", стоявшего на бочке № 3. В половине второго ночи прогремел взрыв на линкоре. Сразу же после взрыва на "Молотове" сыграли боевую тревогу. В 01.40 с него отправили барказ с аварийной партией (20 человек) и санитарной группой. В 01.50 на линкор была послана вторая аварийная партия (18 человек), и в 04.20 - шлюпки для оказания помощи. Спустя 20 минут они доставили на крейсер 31 человека из экипажа "Новороссийска". В ходе спасательных работ на линкоре погибли моряки из состава аварийных партий крейсера "Молотов" (5 человек). Лично командир 50-й дивизии крейсеров контр-адмирал С.М. Лобов в момент гибели линкора находился на его борту, благодаря своей силе воли и физическим данным доплыл до берега…

В соответствии с записью в личном деле он с октября 1955 года проходил службу начальником штаба эскадры Северного флота. Северный флот, которому Семён Михайлович посвятил почти двадцать лет - по май 1972 года, из них: с июня 1957 г. по октябрь 1960 г. - командующим эскадрой, перед назначением на должность командующего эскадрой в 1957 году адмирал А.Г. Головко отметил в аттестации: «В любых условиях обстановки решения принимает быстро и обоснованно».

Затем, с 10.1960 г. по 7.1961 г., учился на Академических курсах офицерского состава при Военно-морской Академии, после чего с октября 1961 г. по июнь 1964 г. - 1-й заместитель командующего и ЧВС флота. С июня 1964 года вице-адмирал С.М. Лобов Командующий Северным флотом по май 1972 г. Из аттестации (1962 г.): «В должности первого заместителя командующего Северным флотом второй год. Обязанности по должности освоил. Хорошо знает обстановку на флоте. Интересуется всеми вопросами. Театр освоил хорошо. Службой доволен. Работает с большим интересом и ответственностью. Лично тов. Лобов дисциплинирован и исполнителен. Оперативно-тактическая подготовка хорошая. Свои знания и опыт умеет передать подчиненным. Владеет методикой и организацией проведения командно-штабных и тактических учений в масштабе флота. Часто бывает на соединениях и выходит в море для обучения командиров соединений и командиров кораблей. Лично уделяет внимание организации и обеспечению испытаний нового оружия и техники». Командовал Северным флотом в период его бурного развития и небывалого роста, когда флот становился океанским ракетно-ядерным. Автору этих строк довелось проходить службу под флагом адмирала С.М. Лобова 12 лет и пройти тысячи миль на крейсере «Октябрьская революция». Вспоминается его суровый взгяд при докладах в штурманской рубке, был и уничтожающий взгляд, были и добрые завораживающие взгляды с улыбкой на лице командующего. Вспоминаю С.М. Лобова как выдающегося флотоводца, грамотного моряка, который давал оценку действиям своих подчинённых с обострённой ответственностью за безопасность плавания. Мне довелось, будучи флагманским штурманом 18 дивизии, быть в кабинете командующего флотом на разборе случая опасного маневрирования двух подводных лодок в Мотовском заливе. Об этом написано ниже.

Командующий флотом адмирал флота (с 1970г.) С.М.Лобов авторитетно руководил процессом роста флота. Одна из главных забот командующего – необходимы были достойные кадры командиров, воспитание у командиров ответственности, самостоятельности, инициативы и решительности. Он неоднократно повторял, что уровень ответственности – главный показатель деловых качеств офицера. Самостоятельности без ответственности быть не может. С ответственностью и самостоятельностью тесно связано право командира на риск. Но риска может и не быть, если высокая личная подготовка у командира, тактическое мастерство и искусство управления кораблём, всесторонняя и глубокая оценка обстановки, умение предвидеть сложные ситуации и заранее продумывать варианты действий, привычка принимать обоснованные решения, а также высокая морская выучка, чёткая и слаженная работа всего экипажа.
В своей практической служебной деятельности, опираясь на личный богатый командирский опыт, адмирал флота С.М. Лобов претворял свои замыслы по выращиванию волевых, решительных и расчётливых командиров в реальность.
Свои требования к личному составу флота, к командирам, штабам по уровню знаний и умений Командующий флотом излагал не только в секретных приказах, наставлениях и директивных документах, но и выступал на страницах журнала «Морской сборник» и газетах «На страже Заполярья» и «Красная звезда».
Семён Михайлович был предсказуемый командующий. Его глубоко уважали на флоте за его высокие нравственные качества, мужество, трудолюбие с полной самоотдачей в интересах боеготовности флота.
При С.М. Лобове Северный флот добился высокой стабильности в выполнении задач боевой подготовки, боевой службы. Так о нём пишет адмирал флота В.Н.Чернавин: «Особенно бурными темпами шло становление атомного подводного флота. Наши атомоходы стали много плавать…и часть упомянутых исторических походов атомников пришлась как раз на время командования Семёна Михайловича. Это 1964 - 72 годы. Семён Михайлович обладал необыкновенной работоспособностью, очень высоким чувством ответственности, много сил отдавал освоению подводного флота… Под флагом адмирала, а с 1970 года адмирала флота С.М. Лобова мне приходилось участвовать во многих флотских учениях. Командующий всегда стремился к глубине замысла. Здесь он был истинным генератором идей, не перекладывая этот труд на своих помощников. Но он не ограничивался личным выдвижением идей, а самым доскональным образом занимался их проработкой, реализацией. Сказывалась его высокая штабная культура, без чего некоторые пытаются обходиться, но без чего невозможен настоящий командующий. Нам эти учения представлялись всегда и интересными, и по настоящему поучительными. Руководил учениями Семён Михайлович уверенно и спокойно. Такая чёткость, отлаженность действий руководителя дает значительно больше, чем последующие умные разборы после не очень продуманных мероприятий. Хотя и разборы командующего Лобова тоже являли собой образец глубокого анализа, точных выводов и конструктивных рекомендаций…
Импонировало трудолюбие Лобова, умение работать над собой, творческое отношение к важнейшей своей задаче – повышению боеготовности флота» . (Владимир Чернавин. « Атомный подводный», М. Андреевский флаг.1997.стр.323)

С большой симпатией Семёна Михайловича вспоминают все, кто с ним вместе служил. Приведу один лишь пример. В 1959 году во время очередного отпуска, который проводил в западносибирском городе Омске, автор статьи следовал по центральной улице в морской форме старшего лейтенанта. Ко мне решительно подошёл молодой мужчина с вопросом: «А Вы, случайно, не знаете Семёна Михайловича Лобова?» Мой ответ: «Очень хорошо знаю.» Встречный подпрыгнул от радости. Он служил срочную на крейсере «Ворошилов», когда командиром был С.М. Лобов. С его слов было понятно, что моряки любили своего командира и гордились им за его высокую морскую культуру, нравственные и волевые качества. Бывший моряк представился, что он кандидат наук, возглавляет научный отдел в Сельхозинституте, поинтересовался, когда и на чем уезжаю на Север. Действительно, к заданному времени прибыл в аэропорт старшина 1 статьи запаса с большой корзиной выращенных им фруктов и письмом с просьбой передать любимому командиру. Корзина с письмом были переданы адъютанту командующего эскадрой.

Он был руководителем походов кораблей Северного Флота с визитами дружбы в другие страны, в том числе походы крейсеров «Октябрьская Революция» и «Мурманск», эсминцев «Отчаянный» и «Настойчивый» в Норвегию и Швецию (Стокгольм и Берген, Тронхейм) в сентябре 1958 г. и в октябре 1964 г. В период командования С.М. Лобовым Северным флотом атомные подводные лодки успешно совершили ряд дальних походов в высокоширотные районы Арктики к Северному полюсу и первые в истории групповые плавания вокруг земного шара в подводном положении, пройдя около 40 тыс. км. В период с 14 апреля по 5 мая 1970 г. Северный флот под командованием С.М. Лобова принимал участие в маневрах ВМФ «Океан», проводимых под руководством ГК ВМФ. На маневрах отрабатывались слаженность штабов, взаимодействие флотов с оперативными объединениями других видов ВС и соседними флотами для решения задач по разрушению наземных объектов противника, поиску и уничтожению его ракетных подводных лодок, разгрому авианосных ударных соединений, десантов и конвоев. В маневрах участвовали штабы и управления флота, объединений и соединений, силы обозначения флота, оперативная группировка 2-го и 6-го отдельного тяжелого бомбардировочного авиационного корпуса дальней авиации, 10-й отдельной армии ПВО, ЛВО. Основные задачи, поставленные флоту оперативной директивой ГК ВМФ, были выполнены. Маневры «Океан» явились серьёзным экзаменом для С.М. Лобова, который он выдержал с честью. Действия личного состава, командиров, штабов и политорганов Северного флота заслужили высокую оценку руководителей страны. Флот показал, что может самостоятельно решать оперативно-стратегические задачи, влиять на ход и исход войны. С мая 1972 г. по июль 1977 г. находится на должности помощника начальника Генштаба ВС СССР по ВМФ. Активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приемов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

Вызов в штаб флота к командующему за получением «фитилей».

В 1966-1967 гг. на нашей 18 дивизии подводных лодок годовые планы боевой подготовки выполнялись с высоким качеством, за что её командир контр-адмирал И.Ф. Усков был награждён орденом Ленина. Готовилась к дальнему походу ракетная подводная лодка «К-113», на которой осталось выполнить замер шумности и погрузить ракеты. Итак, старший на борту «К-113» начальник штаба дивизии капитан 1 ранга Б.А. Караваев, автор этих строк в роли флагманского штурмана, другие офицеры штаба на выходе в полигон для замера шумности и доработки других элементов задач боевой подготовки перед дальним походом. 10 марта 1967 г. подводная лодка следует на замер шумности в Мотовский залив. Курс 290, скорость 12 узлов, видимость полная дневная. Командир ПЛ спустился в штурманскую рубку, автор этих строк воспользовался его прибытием. Вместе с командиром капитаном 2 ранга Н.Д.Поповым подошли к РЛС "Альбатрос". Командир измерил три дистранции на РЛС (о. Кувшин, м. Пикшуев, м. Эйна), определил место - все три линиии положения (ЛП) пересеклись в одной точке, записал красным карандашом в навигационный журнал и облегченно вздохнул. В это время с мостика прозвучала взволнованная команда вахтенного офицера, командира БЧ-3 капитана 3 ранга Руслана Кочергина: "Стоп дизеля! Три мотора самый полный назад!" Командир мгновенно выскочил на мостик. Корпус подводной лодки отреагировал на изменение режима работы средств движения сильной вибрацией. Через некоторое время последовала команда с мостика: "Стоп моторы!" Оказалось, что перед носом ""К-113" в расстоянии около 100 м начала всплытие ПЛ "К-47" пр. 675. Она по плану работала в полигоне № 27 и, закончив работу, в нарушение всех правил, которые изложены в ПИПе, начала всплытие в надводное положение. Катастрофа была неминуема, но Бог уберег нас от гибели. Атомоход (командир капитан 1 ранга С. Коломийцев, старший на борту командир 11-й дивизии контр-адмирал Н.Ф. Рензаев, в штурманской рубке находился флаг-штурман дивизии Л. Антохин) произвел всплытие и, не обращая внимание на вызовы с помощью прожектора с "К-113", лег на курс в Западную Лицу. Караваев и Попов стали приходить в себя, вытирая холодный пот со лба. Что делать? В таких ситуациях необходимо докладывать на КП флота оперативному дежурному. Однако Караваев принял решение, что после замера шумности в полигоне и возвращения в базу будет произведен доклад командиру 12-й эскадры. В противном случае ОД флота возвратит подводную лодку в базу, замера шумности не будет, и "К-113" не будет готова к назначенному сроку идти на боевую службу...

В бухту Ягельная "К-113" возвратилась около 19 часов. Караваев, Попов, автор этих строк, Кулибаба с секретными картой и навигационным журналом вошли в кабинет начальника штаба эскадры капитана 1 ранга Г.Л. Неволина. Георгий Лукич внимательно заслушал доклад командира "К-113" о ходе выполнения плана выхода в море и даже согласился с тем, что правильно сделали, не доложив ОД флота об опасном маневрировании ПЛ "К-47" с Западной Лицы. В противном случае нас возвратили бы в базу для разбирательства. Что дальше делать? Докладывать сейчас или нет? А вдруг с "К-47" уже прошел доклад? Тогда Г.Л. Неволин решил посоветоваться с начальником штаба флота вице-адмиралом Г.М. Егоровым, считая его своим близким товарищем по многолетней совместной службе на подводных лодках. Г.М. Егоров выслушал доклад-информацию от Г.Л. Неволина, решительно приказал: "Завтра к 8.00 прибыть в штаб флота Караваеву, Попову и флагманскому штурману. При себе иметь путевую карту, навигационный и вахтенный журналы, черновые журналы вахтенных Центрального поста, VI и VII отсеков". После этих слов Г.М. Егоров положил трубку. Г.Л. Неволин, улыбаясь, сказал: "Приказание надо выполнять. Торпедолов отойдет от контрольного причала в 6.00. Форма одежды - повседневная тужурка, кремовая рубашка». В тот год в ВМФ часто менялись погоны на тужурках и шинелях, у меня как назло на тужурке были не те погоны, поэтому мне до двух часов ночи пришлось готовить форму одежды. Затем принял душ, а это тоже не просто - надо истопить водогрей, так как горячей воды в домах поселка Ягельный не было. Угомонился лишь на один час. В 8.00 в бюро пропусков штаба флота произошла встреча с командиром 11-й дивизии контр-адмиралом Н.Ф. Рензаевым, командиром ПЛ "К-47" капитанам 1 ранга С. Коломийцевым и флагштурманом капитаном 2 ранга Л. Антохиным. Произошло некоторое замешательство, но Н.Ф.Рензаев разрядил обстановку - решительно сказал: «Вы не переживайте, мы виноваты полностью».
Первая разборка началась у флагштурмана флота, которого замещал капитан 1 ранга. А.Н. Яковлев. Он полностью оправдал действия Попова и даже похвалил его за то, что он определил место корабля с высокой точностью и записал в навигационный журнал, то есть, выполнил требование Корабельного устава по командирскому контролю за деятельностью штурмана. От этого Н.Д. Попов воспрял духом. Всю вину А.Н. Яковлев возложил на командира "К-47" С. Коломийцева. Вторая инстанция - в кабинете начальника БП флота контр-адмирала Шишкина. А.Н. Яковлев доложил результаты своего расследования. Контр-адмирал Шишкин согласился с ним, пожурил виновников, слегка ругнул Рензаева. Похвалил Попова. Третья инстанция - в кабинете у первого заместителя командующего флотом вице-адмирала А.И. Петелина. Докладывал контр-адмирал Шишкин. А.И. Петелин высказал свое мнение, что странное дело, когда на борту находятся старшие начальники, то происходят какие-то неприятности. А.И. Петелин стал решительно ругать Рензаева и еще более Коломийцева. Похвалил Попова. Таким образом, виновники опасного маневрирования определены. У Караваева, Попова, да и у меня настроение стало получше.
В более расширенном составе во главе с А.И. Петелиным вошли к командующему флотом адмиралу С.М. Лобову. Я испытывал некоторое волнение перед входом к командующему. Ведь не одну тысячу миль пришлось вместе пройти под его флагом на крейсере "Октябрьская революция". Не один стакан крепкого чая он выпил в штурманской рубке крейсера, неоднократно заслушивал мои доклады, да еще интересная встреча и душевная беседа состоялась в День ВМФ в 1961 году напротив Эрмитажа. Сейчас он удостоил на какую-то долю секунды задержать свой взгляд на мне и не более. Вице-адмирал Петелин доложил по существу коротко, назвав виновных, похвалил Попова. Командующий флотом согласился, коротко сказал, что во всем виноват Коломийцев и ему грозит еще одно служебное несоответствие, а последнее он получил на прошлой неделе. Коломийцев ответил: "Есть!" Подводя итог и глядя на карту, С.М. Лобов на минуту задумался, и сказал с тревогой: "Могла быть катастрофа, погибли бы обе подводные лодки вместе с личным составом!" Молчал еще минуту, видимо, вспоминал, как у него под ногами переворачивался линкор "Новороссийск" в 1955 году. В то, не столь далекое, трагическое время он был на борту линкора, успел выпрыгнуть за борт и доплыть до берега. Он знал о гибели более 600 моряков-черноморцев. Командующий сказал: "Но и Вы, товарищ Попов, напрасно гарцевали по Мотовскому заливу с такой скоростью!" Вот здесь бы Попову надо было или промолчать или ответить "Есть!" Но Попов решил возразить, забыл он старую мудрость: "Прав тот, у кого больше прав." Он сказал, что у него скорость была 12 узлов. После чего Семен Михайлович нахмурил свои густые брови (они у него были почти такие же, как у Брежнева), смахнул карту со стола, вышел из состояния равновесия, Петелину приказал составить Директиву командующего флотом об этом факте, указав в ней, когда на выходе в море идут старшие начальники на борту - там грубые нарушения Корабельного устава. Перечислил, кого надо наказать. Автора этих строк в перечне не было. У Попова испортилось настроение, так как он должен был рассматриваться на Военном Совете флота кандидатом для поступления в ВМА. Кто же будет представлять, если есть взыскание от командующего флотом?

На "К-113" были проведены все мероприятия, которые необходимо провести перед дальним походом, как то: определены маневренные элементы корабля и поправки штурманских приборов, проведено размагничивание и замер шумности, выполнена предпоходовая подготовка, произведена погрузка горизонтальных и вертикальных видов оружия, в том числе со специальными боевыми частями. "К-113" своевременно вышла на боевую службу. Не было случая в нашей дивизии, чтобы одна из подводных лодок заставила волноваться высоких флотских начальников по причине неисправности материальной части. ...После боевой службы с командира было снято дисциплинарное взыскание "строгий выговор" от комфлотом. Николай Дмитриевич получил очередное воинское звание капитан 1 ранга. В это время ему не было и 39 лет. Но по условиям приема в академию он "пролетел", так как возрастной ценз при поступлении не более 38 лет. То, что он получил взыскание - это никого не волновало. Ни один начальник не обратился к командующему флотом, чтобы по его личной рекомендации приняли Попова в академию, а такие примеры были. Но, видимо, у Попова не та была родословная, чтобы за него ходатайствовать. Николай Дмитриевич продолжал добросовестно служить на командирском мостике ПЛ "К-113" до 1970 г. В 1970 г. приказом Министра Обороны назначили в ВВМУ им. Фрунзе преподавателем на кафедру Тактики ВМФ, где он продолжил службу, передавая свои знания и богатейший опыт командира-подводника с 15-летним командирским стажем будущим офицерам. Командир БЧ-1 В.П. Кулибаба после боевой службы получил назначение помощником командира на атомный РПК пр.658. Он своевременно сдал положенные зачеты на допуск к самостоятельному управлению подводной лодкой проекта 658М. Через два года штурман с подводной лодки "К-113" стал командиром атомного РПК "К-19" и в конце 1971 года пошёл на боевую службу (старший на борту капитан 1 ранга В.М.Нечаев). Поход закончился трагически, который повлиял на дальнейшую службу и адмирала флота С.М. Лобова.

Были на флоте и аварии, связанные с гибелью личного состава. Командующий флотом переносил их болезненно, принимая близко к сердцу: авария на АПЛ «К-3» (командир капитан 2 ранга Степанов…) в октябре 1967 г., гибель АПЛ «К-8» (командир капитан 2 ранга В. Бессонов) в апреле 1970 г., авария на АПЛ «К-19» (командир капитан 2 ранга В.П. Кулибаба) в феврале 1972 г.
В мае 1972 г. С.М.Лобов был назначен помощником начальника Генерального штаба ВС СССР ВМФ. Он активно участвовал в работе по укреплению боеготовности флотов, разработке новых приёмов использования разнородных сил ВМФ, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей, боевой техники и вооружений.

В этой должности С.М.Лобов пробыл около пяти лет.
До последних дней С.М.Лобов оставался верен Военно-Морскому Флоту, отдавая ему весь свой опыт и знания. ..
14 июля 1977г газета «Красная звезда» известила о скоропостижной кончине адмирала флота Семёна Михайловича Лобова 12 июля 1977г.
Добрая память об этом прекрасном человеке всегда будет жить во многих поколениях моряков Военно-Морского Флота. В Мурманске бывшая улица Флотская названа улицей Адмирала флота Лобова. На Родине в доме, где родился Семён Михайлович, установлена Мемориальная доска. Его именем был назван ракетный крейсер «Адмирал флота Лобов», который вступил в строй в сентябре 1986 г. в состав Северного флота. Однако, в связи с кончиной Д.Ф.Устинова, корабль был переименован и назван «Маршал Устинов».
Если военный корабль «Адмирал флота Лобов» пройдёт ходовые и Государственные испытания, военные моряки отдадут честь патриоту, моряку и человеку.
Родина высоко оценила заслуги адмирала флота Семёна Михайловича Лобова, наградив его правительственными наградами: два ордена Ленина (1956, 1967), орден Октябрьской Революции (1973), два ордена Красного Знамени (1949, 1953), орден Отечественной войны 1-й степени, (1945), два ордена Красной Звезды (1946, 1947), медали СССР, именное оружие (1963), иностранные ордена и медали.

Константин Богомазов , капитан 1 ранга в отставке,

(флагманский штурман дивизии подводных лодок СФ

начальник кафедры технических средств кораблевождения ВВМУПП им.Ленинского Комсомола)

ЛОБОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ

Семен Михайлович [р. 15(28).2.1913, деревня Смольниково, ныне Волоколамского района Московской области], советский военачальник, адмирал флота (1970). Член КПСС с 1940. В ВМФ с 1932. После окончания Военно-морского училища им. М. В. Фрунзе (1937) служил на кораблях Тихоокеанского флота. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 - помощник командира и командир эскадренного миноносца. В 1946-64 на Черноморском флоте в должностях: командира дивизиона эскадренных миноносцев, крейсера, линейного корабля, затем на Северном флоте - командир соединения кораблей, 1-й заместитель командующего флотом. С мая 1964 - командующий Краснознамённым Северным флотом. Депутат Верховного Совета СССР 7-го и 8-го созывов. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1966. Награжден 2 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны 1-й степени и медалями.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЛОБОВ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • СЕМЕН в Словаре воровского жаргона:
    - инспектоp …
  • СЕМЕН
    СЕМЁН ЃОРДЫЙ (1316-53), вел. князь московский с 1340 и владимирский с 1341, ст. сын кн. Ивана I Калиты. Успешно воевал …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ЛОБОВ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Л́ОБОВ Олег Ив. (р. 1937), гос. и полит. деятель. С 1985 пред. Свердловского облисполкома. С 1987 зам. пред. СМ РСФСР. …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • СЕМЕН в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕМЁН в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Семён, (Семёнович, …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • ЛОБОВ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Олег Иванович (р. 1937), российский государственный деятель. С 1985 председатель Свердловского облисполкома. С 1987 заместитель председателя СМ РСФСР. С 1989 …
  • ТУРКИН СЕМЕН ЯКОВЛЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Туркин Семен Яковлевич (1870 - 1937), ктитор, мученик. Память 10 сентября, …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • ДЕНИСОВЫ (АНДРЕЙ И СЕМЕН)
    Денисовы - братья, Андрей (1674 - 1730) и Семен (1682 - 1741) - известные вожди старообрядчества. Происходили из князей Мышецких …
  • ДЕНИСОВ СЕМЕН в Краткой биографической энциклопедии:
    Денисов Семен - см. в статье Денисовы (Андрей и Семен) …
  • ГЕРЦО-ВИНОГРАДСКИЙ СЕМЕН ТИТОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Герцо-Виноградский Семен Титович - см. в статье Герцо-Виноградские (Петр и Семен Титовичи) …
  • ГАРКУША СЕМЕН в Краткой биографической энциклопедии:
    Гаркуша, Семен - запорожский казак, разбойник, наводивший в конце XVIII столетия ужас на всю Гетманщину и Слободскую Украину. Родился около …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • ЛОБОВ ОЛЕГ ИВАНОВИЧ
    (р. 1937) российский государственный деятель. С 1985 председатель Свердловского облисполкома. С 1987 заместитель председателя СМ РСФСР. С 1989 2-й секретарь …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …
  • ШУБИН СЕМЁН ПЕТРОВИЧ
    Семён Петрович , советский физик-теоретик, доктор физико-математических наук (1935). Окончил МГУ (1927). В 1932-37 …
  • ЧУЙКОВ СЕМЁН АФАНАСЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Афанасьевич [р. 17(30).10.1902, Пишпек, ныне Фрунзе], советский живописец, народный художник СССР (1963). Действительный член АХ СССР (1958). Учился у …
  • СКЛЯРЕНКО СЕМЕН ДМИТРИЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Дмитриевич , украинский советский писатель. Член КПСС с …
  • ПОДЪЯЧЕВ СЕМЕН ПАВЛОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Павлович , русский советский писатель. Член …
  • ЛОБОВ СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Семенович (1888-30.10.1937), советский государственный и партийный деятель. Член Коммунистической партии с 1913. Родился в деревне Песьково, ныне Юхновского района …
  • ДЕЖНЁВ СЕМЕН ИВАНОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Иванович (р. около 1605 - умер в начале 1673, Москва), русский землепроходец-мореход. В начале 40-х гг. 17 в. участвовал …
  • ВУКОЛОВ СЕМЁН ПЕТРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семён Петрович , советский химик, специалист в области взрывчатых веществ и порохов. В …
  • ВОЛЬФКОВИЧ СЕМЕН ИСААКОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Исаакович [р. 11(23).10.1896, г. Ананьев, ныне Одесской области], советский химик и технолог, академик АН СССР (1946). В 1920 окончил …
  • ВЛАСОВ СЕМЕН ПРОКОФЬЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Прокофьевич (1789-1821), русский химик-технолог, изобретатель. Родился в семье крепостного крестьянина. При содействии группы русских учёных в 1811 получил "вольную" …
  • БАШИЛОВ СЕМЕН СЕРГЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Семен Сергеевич , один из первых издателей древнерусских памятников. Сначала учился в семинарии Троице-Сергиевой …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ
    старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца († 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, Александра …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    князь Кашинский (1370—1426), сын вел. кн. Тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим Иваном …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (1319—1368) — князь Кашинский и вел. кн. Тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. Тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? старший сын великого князя Михаила Александровича (1357-1425). По смерти отца (+ 1399) на долю И. Михайловича и его сыновей, …
  • ДЕНИСОВЫ, АНДРЕЙ И СЕМЕН в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (братья: Андрей, 1664?1730, и Семен, 1682?1741) ? настоятели раскольничьей Выговской пустыни, главные вожди раскола в первой половине XVIII в. Сами …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ III в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? князь кашинский (1370?1426), сын вел. кн. тверского М. Александровича. По смерти отца (1399) В. М., совместно с племянником своим …
  • ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ I в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (1319?1368) ? князь кашинский и вел. кн. тверской, младший из сыновей М. Ярославича, вел. кн. тверского. Отправляясь в 1319 г. …
  • СЕМЕН-ДЕНЬ в Словаре Даля:
    1-е сентября, Симеона-летопроводца, начало бабья лета (по аспосов день, 8-го; или до Воздвиженья, 14-го). Последний посев ржи; севалка с плеч; …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (1629-76) , русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное …
  • БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА в Справочнике Секретов игр, программ, оборудования, кино, пасхальных яйцах:
    1. На палубе теплохода Семен Семенович (Никулин) и Козодоев (Миронов) сидят в шезлонгах на палубе теплохода. Семен Семенович, держащий в …
  • САМОУБИЙЦА (ПЬЕСА) в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-07-13 Time: 15:57:13 Цитаты из пьесы Николая Робертовича Эрдмана «Самоубийца» * Ну знаешь, Семен, я всего от тебя ожидала, …
  • ЛОБАНОВ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ЧЕЛИЩЕВ в Словаре русских фамилий:
    На русскую службу к Александру Невскому перешел немец Вильгельм Люненбургский, старший сын которого, Карл, по прозвищу Челище стал родоначальником дворян …
  • ЛОБАНОВ в Энциклопедии фамилий:
    Лобанин, Лобанов, Лобановский, Лобанок, Лобарёв, Лобастов, Лобастый, Лобачёв, Лобачевский, Лобашёв, Лобашков, Лобашов, Лобов, Лобода - все эти фамилии имеют в …
  • СОБОР НОВОМУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ СОЛОВЕЦКИХ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников и исповедников Соловецких. Память 10 августа. Празднование установлено указом Святейшего Патриарха Алексия …

Cоветский военачальник, адмирал флота (1970). В РККФ СССР с 1932 года. Окончил Военно-морское училище имени М. В. Фрунзе в 1937 году. Проходил службу на Тихоокеанском флоте, командир батареи сторожевого корабля с 1938 года, помощник командира и командир эсминца в 1939–1946 годах. Член ВКП(б)с 1940 года. В августе 1945 года участвовал в войне против Японии.

В 1947 году переведён на Черноморский флот, назначен командиром дивизиона эсминцев, с 1948 года — командир крейсера «Ворошилов», с 1951 года — командир линкора «Севастополь». В 1954 году окончил курсы командиров эсминцев. С декабря 1954 года — командир соединения кораблей Черноморского флота.

В октябре 1961 года назначен первым заместителем командующего Северным флотом. С июня 1964 года — командующий Северным флотом. В период командования Лобовым Северным флотом атомные подводные лодки флота успешно совершили дальние автономные походы, в том числе в высокоширотные районы Арктики, к Северному полюсу. Кроме этого при нём было заявлено о присутствии советского подводного флота в Средиземном море: подводная лодка К-27 во втором походе вошла в состав советской группировки войск в тех водах.

С мая 1972 года — помощник начальника Генерального штаба Вооружённых сил СССР по Военно-Морскому флоту. Активно участвовал в разработке новых приёмов боевого использования разнородных сил флота, в организации испытаний и ввода в строй новых кораблей и боевой техники ВМФ.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1966–1976 годах. Депутат Верховного Совета СССР 7–8-го созывов.

Похоронен на Новодевичьем кладбище.