Списывание гсм. Как рассчитать путевой лист и сделать это правильно

Приобретение и списание ГСМ должно быть задокументировано письменным способом с помощью актов. Образец можно скачать бесплатно по прямой ссылке.

Содержание парка транспортных средств подразумевает определенные расходы предприятия. К ним относятся: ремонт, заправка, оплата труда водителей, мастерской. ГСМ занимают отдельную строку бухгалтерской отчетности и подлежат четкой фиксации. Приобретение и списание ГСМ должно быть задокументировано письменным способом, с помощью различных сопроводительных документов, в том числе актов. Образец акта на списание ГСМ можно скачать бесплатно по прямой ссылке на просматриваемой странице.

Списание каждого грамма ГСМ должно подтверждаться бумажными носителями информации. Списание ГСМ в произвольном порядке недопустимо. Расчеты, связанные с горюче-смазочными материалами, влияют на баланс предприятия, налогообложение, иные государственные выплаты. Расход топлива устанавливается учреждением исходя из средних показателей, предоставляемых самими водителями, а также специальными устройствами (GPS, ГЛОНАС и т.д.). В конце отчетного периода данные обрабатываются и средние показатели корректируются.

  • Технические характеристики и индивидуальные опознавательные знаки транспортного средства;
  • ФИО водителя;
  • Указание календарного периода, за который происходит списание ГСМ;
  • Наименование горюче-смазочных материалов и их количество;
  • Другие информационные данные, по усмотрению участников.
  • Подпись, расшифровка составителя и членов рассматривающей комиссии.

В самом оформлении акта нет ничего сложного. Единственным существенным критерием является согласие всех членов комиссии с техническими данными. Они должны соответствовать реалиям и не разниться с обычными средними параметрами. Резкое снижение или увеличение потребления топлива повлечет проверку агрегатов и действий водителей. В обсуждаемом листе допустимо внесение корректировок с обязательной подписью и расшифровкой автора. Небольшая погрешность в расчетах допустима, поскольку невозможно вычислить точный остаток топлива в баке.

Дата: 2016-02-16

Акт на списание ГСМ образец

Расходы при УСН на ГСМ

Если автомобиль приходилось ремонтировать, есть документы, подтверждающие этот факт, то ст. 346.16 НК РФ в части пункта 1 подпункта 3 разрешает принимать данные расходы к зачету.

Стоит рассмотреть еще одну ситуацию использования транспорта: аренду машины, принадлежащей сотруднику компании. В этом случае можно пользоваться всеми теми же правилами, что и для собственного транспорта компании с несколькими ограничениями: — должен быть официально заключен договор аренды машины; — в договоре аренды должен содержаться пункт, в соответствии с которым все расходы по ремонту, обслуживанию, обеспечению ГСМ ложатся на арендатора.

Как законно и без путевых листов компенсировать ГСМ директору

А НДФЛ дир еще и возместить может (за жилье — учебу- лечение зубов. в конце концов.) Тут одно НО: аренда возможна только если авто оформлено на дира, в крайнем случае — на супругу законную (по праву общего владения).

И простая письменная форма доверенности тут явно не прокатит — нужна нотариальная. ДОГОВОР АРЕНДЫ № 07/2013 АВТОТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА БЕЗ ЭКИПАЖА

Можно ли списать бензин без путевого листа

Добрый день! Наша фирма (ООО) на ОСНО. Основной вид деятельности - оптовая торговля.

Периодически оказываем услуги по грузоперевозкам.

Клиент присылает нам заявку на перевозку его груза покупателю.

Выставляем Счет на…. Договор аренды автомобиля между организацией и директором Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно.

Можно ли принять расходы на бензин без путевого листа

Пошаговая инструкция 1.

Отразить методику списания ГСМ в учетной политике Для начала ваша учетная политика должна, разумеется, содержать сведения о учете расходов на ГСМ. 2. Установить порядок ведения путевых листов 3. Прописать расходы на топливо в учетной политике для целей налогообложения Так что отмечаем себе отразить в налоговой учетной политике сведения о том, по какой статье расходов будут учитываться затраты на топливо и исходя из каких норм вы собираетесь контролировать и обосновывать эти расходы.

Учет расходов на ГСМ

Но не все так просто, как кажется. Нужны ли нормы Собственно, эти нормы и используются как экономически обоснованные для целей бухгалтерского учета для списания ГСМ и для целей налогообложения при исчислении налога на прибыль. Поэтому организации нужно быть готовым обосновать причины отклонений применяемых ею норм дл списания ГСМ на расходы от утвержденных Минтрансом России.

Инспекторы хотят видеть такие данные о маршруте, чтобы по ним можно было точно определить путь и цель поездки. Путевой лист без медосмотра Что не так.

Отметка о медосмотре водителя - обязательный реквизит путевого листа.

Но если это единственный недостаток в документе, маловероятно, что налоговики снимут расходы только из-за этого. Путевой лист без техосмотра

КонсультантПлюс: Форумы

КонсультантПлюс:Форумы

Можно ли списать гсм в расходы без путевых листов

Re: Можно ли списать гсм в расходы без путевых листов

Какие могут быть путевые листы у тракторов и комбаинов

обычные путевые листы комбайнеров и трактористов. А4 формата, большие такие.

топливо покупается оптом два раза в год, перед посевом и уборкой

ага, только учет топлива никто не отменял.

Вы должны его выдавать каждому комбайну перед сменой, затем по путевому листу смотреть (пере)расход.

сколько кругов по какому полю они накатали, бред какой-то

на самом деле не бред. Если у вас честные трактористы — это очень хорошо, но составление документов никто не отменял. Кстати, обычно ГСМ воруют нещадно, а при уборочной тем более.

придется налаживать учет.

Суммы там не малые и их хотят сейчас кинуть в доход.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2018 г

К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие). Путевой лист - первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля.

На основании этого документа можно определить расход бензина. Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.

II. Заполнение путевых листов

7. Заполнение реквизитов путевых листов производится последовательно в соответствии с настоящими указаниями и является обязательным для всех государственных, кооперативных и общественных предприятий, организаций и учреждений, имеющих как собственные, так и арендуемые грузовые автомобили.

8. Ответственность за правильное заполнение путевых листов несут руководители предприятий, организаций, учреждений, а также лица, отвечающие за эксплуатацию грузовых автомобилей и участвующие в заполнении документа.

Участие водителя в заполнении путевого листа не допускается, за исключением подписей, удостоверяющих прием (при выезде) и сдачу (при возвращении) автомобиля.

9. Заполнение путевого листа до выдачи его водителю производится диспетчером автотранспортного предприятия или уполномоченным на то лицом в следующей последовательности:

9.1. На лицевой части путевого листа под названием документа записывается дата его выдачи (число, месяц, год), которая должна соответствовать дате регистрации выданного путевого листа в диспетчерском журнале.

9.2. В строке «Режим работы» записывается код или наименование режима работы (работа в будние дни, командировка, суммированный учет рабочего времени, ежедневный учет рабочего времени, работа в выходной или праздничный день, в день субботника, работа по графику или вне графика и т.д.), в соответствии с которым производится начисление заработной платы водителю.

9.3. В строке «Колонна, бригада» записываются номера колонны и бригады, в составе которых числятся автомобиль и водитель.

В строке «Автомобиль» записываются марка, государственный номер и тип автомобиля, а также его гаражный номер.

9.4. В строке «Водитель» записываются фамилия, инициалы, номер служебного удостоверения и класс водителя, работающего по данному путевому листу. В строке «Табельный номер» записывается номер, присвоенный водителю в автопредприятии.

9.5. В строках «Прицепы» записываются марки, государственные и гаражные номера прицепов и полуприцепов, выпускаемых на линию с автомобилем. Номера обменных прицепов и полуприцепов записываются по этим строкам в местах их перецепки.

В строке «Сопровождающие лица» записываются фамилии и инициалы лиц, сопровождающих автомобиль для выполнения задания (грузчики, экспедиторы, стажер и т.д.).

9.7. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графах 2 и 3 записывается время (часы и минуты) выезда и возвращения автомобиля по графику.

9.8. В разделе «Задание водителю» в графе 16 «В чье распоряжение» на основании заявки или разового заказа заказчика записывается наименование заказчика, в распоряжение которого должен прибыть автомобиль для выполнения задания.

9.9. В графе 17 «Время прибытия» записывается время (в часах и минутах) прибытия автомобиля к заказчику согласно его заявке, разовому заказу или графику работы автомобиля по условиям договора.

9.10. В графах 18 «Откуда взять груз» и 19 «Куда доставить груз» записываются адреса пунктов погрузки и разгрузки согласно заявке, разового заказа заказчика или по условиям договора.

9.11. В графе 20 «Наименование груза» записывается наименование предъявляемого к перевозке груза на основании заявки или разового заказа заказчика.

9.12. В графе 21 «Количество ездок с грузом» на основании заявки или разового заказа записывается количество ездок с грузом, необходимое для выполнения задания.

9.13. В графе 22 «Расстояние» записываются расстояния перевозок грузов, определяемые по данным дорожных органов, или по карте района (плану города) при помощи курвиметра, или по списку расстояний, составленному на основании актов замера или по показателям спидометра автомобиля (на сезонных перевозках), зафиксированным актом автотранспортного предприятия или организации и заказчика.

9.14. В графе 23 «Перевезти тонн» записывается количество груза, которое необходимо перевезти для заказчика.

Право изменения задания, указанного в разделе «Задание водителю», имеет только автотранспортное предприятие. Лишь в исключительных случаях заказчик может по согласованию с автотранспортным предприятием изменить задание с соответствующей записью в строках «Особые отметки». В этой же строке производится запись в случаях использования автомобиля по специальному назначению (органами милиции, врачами и т.д.).

9.15. На лицевой стороне путевого листа в строке «Выдать горючее» записывается прописью количество горючего, необходимое к выдаче для выполнения задания с учетом остатка горючего предыдущего дня работы.

9.16. В строке «Подпись диспетчера» диспетчер своей подписью удостоверяет правильность заполненных им реквизитов путевого листа и наличие у водителя водительского удостоверения.

10. Заполнение путевого листа до выезда из гаража производится в следующей последовательности:

10.1. В разделе «Движение горючего» в графах 7, 9 и в соответствующих строках заправщик, техник по горюче — смазочным материалам (ГСМ) или уполномоченное на то лицо записывает количество выданного горючего, а также серии и номера выданных талонов на горючее и удостоверяет эти записи своей подписью.

Количество горючего, выданного талонами, приравнивается к горючему, выданному в натуре.

10.2. На лицевой стороне врачом или другим медицинским работником при осуществлении предрейсового медицинского осмотра подписью удостоверяется состояние здоровья водителя и возможность допуска его к управлению автомобилем.

В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 5 «Показания спидометра» механик контрольно — пропускного пункта (КПП) или отдела технического контроля (ОТК) записывает показание спидометра при выезде автомобиля на линию, а в графе 6 «Время фактическое» штамп — часами проставляет фактическое время выезда автомобиля из гаража. В случае неисправности или отсутствия штамп — часов время записывается вручную в следующей последовательности: число, месяц, часы, минуты.

10.4. В разделе «Движение горючего» в графе 10 «Остаток при выезде» механик КПП или ОТК записывает количество горючего, находящегося в баках автомобиля при выезде, и правильность всех сделанных записей удостоверяет подписью в этой графе.

10.5. В строке «Подпись механика» механик КПП или ОТК удостоверяет подписью передачу автомобиля водителю в технически исправном состоянии и разрешение на выезд из гаража, а в строке «Подпись водителя» — водитель подписью удостоверяет принятие автомобиля в технически исправном состоянии и получение задания на работу.

11. Заполнение путевого листа на линии производится в следующей последовательности.

В разделе «Последовательность выполнения задания» формы N 4-с:

11.1. В графе 24 грузоотправитель записывает последовательно номера выполненных ездок. Запись предназначена для разнесения прилагаемых товарно — транспортных документов по ездкам.

11.2. В графе 25 «Номера приложенных товарно — транспортных накладных» грузоотправителем записываются все номера товарно — транспортных накладных, относящихся к данной ездке.

11.3. В графе 26 «Время прибытия» проставляется время (часы и минуты) предъявления шофером путевого листа грузоотправителю или грузополучателю у въездных ворот или на контрольно — пропускном пункте в пунктах погрузки или разгрузки (кроме станций железных дорог).

При отсутствии въездных ворот или контрольно — пропускного пункта указанная графа не заполняется, время прибытия в пункт погрузки или разгрузки проставляется в товарно — транспортной накладной (ТТН).

11.4. В графе 27 «Подпись и печать» грузоотправитель расписывается и ставит печать, подтверждая правильность заполненных им реквизитов путевого листа.

12. Графа 28 «Отметки автопредприятия» может использоваться автопредприятием для отражения дополнительных учетных показателей работы автомобиля и прицепа.

13. В разделе «Простои на линии» работник службы техпомощи или уполномоченное на то лицо в соответствующих графах записывает причину простоя, дату и время начала и окончания простоя и удостоверяет эти записи своей подписью.

14. В строках «Особые отметки» на лицевой стороне записываются сведения, не предусмотренные формой путевого листа (отметки органов Госавтоинспекции, заказчиков при отказе от загрузки автомобиля, различных дорожных служб и т.п.).

15. При возвращении автомобиля в гараж заполнение путевого листа производится в следующей последовательности:

15.1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 6 механик КПП или ОТК записывает или проставляет штамп — часами фактическое время возвращения автомобиля в гараж (число, месяц, часы, минуты) и заполняет графу 5 «Показания спидометра».

15.2. В разделе «Движение горючего» механик КПП или ОТК заполняет графу 11 «Остаток при возврате» и расписывается под ней.

15.3. В разделе «Движение горючего» заправщик, техник по ГСМ или уполномоченное на то лицо при сдаче водителем талонов на ГСМ заполняет графу 12 «Сдано» и расписывается под ней.

15.4. В строке «Сдал» водитель подписью удостоверяет сдачу автомобиля механику КПП или ОТК в технически исправном (неисправном) состоянии. Механик КПП или ОТК в строке «Принял» подписью удостоверяет правильность заполнения граф 5 и 6 строки «Возвращение в гараж» раздела «Работа водителя и автомобиля» и прием автомобиля от водителя в технически исправном (неисправном) состоянии.

16. После сдачи водителем путевого листа диспетчер или другое уполномоченное на то лицо заполняет его в следующей последовательности:

16.1. В разделе «Работа водителя и автомобиля» в графе 4 «Нулевой пробег» по таблице расстояний записывает расстояние от гаража до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до гаража.

16.2. В разделе «Движение горючего» в графе 13 «Коэффициент изменения нормы» записывает один общий на весь день работы автомобиля коэффициент изменения нормы расхода горючего, связанного с работой автомобиля по повышенной норме расхода горючего, в графе 14 «Время работы спецоборудования» и графе 15 «Время работы двигателя» на основании соответствующих записей в приложенных к путевому листу ТТН записывает соответственно время работы спецоборудования и дополнительное время работы двигателя в особых условиях эксплуатации (работа двигателя, вращающего погрузочно — разгрузочные механизмы и т.п.). Эти реквизиты необходимы для определения дополнительной нормы расхода горючего. Правильность заполнения данных реквизитов диспетчер заверяет подписью под соответствующими графами.

16.3. В разделе «Последовательность выполнения задания» диспетчер в графе 24 записывает общее количество ездок, а в строке «ТТН в количестве» — общее количество сданных товарно — транспортных накладных. За общее количество сданных и принятых товарно — транспортных накладных водитель расписывается в строке «Сдал водитель», а диспетчер — в строке «Принял диспетчер».

  • Нормы списания ГСМ

    Не могу найти в документе "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте" № Р3112194-0366-03 от 09.04.03 норму расхода на Subaru B9 Tribeka. Подскажите где можно их взять.

  • Подскажите где можно их взять.

    А зачем они Вам?
    Они все равно на всех не распространяются. 🙂

  • установите нормы приказом или списывайте ГСМ по факту

  • Фирма взяла этот автомобиль в лизинг, бензин заправляется с пластиковой катры оформленной на фирму. Так этот бензин же нужно как-то списывать

  • ПО путевым листам.

  • никогда в жизни не видала таких приказов, подскажите хоть, что в нем должно быть прописано

  • Так этот бензин же нужно как-то списывать

    списывайте ГСМ по факту

    Но в пределах разумного 😀

  • ПО путевым листам.

    Сейчас расход можно к путевым не подтягивать. Путевые поддверждают экономическую целесообразность расхода (т.е. производственное назначение) 🙂 или не подтверждают:(.

  • путевой лист является первичным учетным документом по учету работы автотранспорта и основанием для начисления з/п. +там присутсвуют все необходимые сведения для определения фактически израсходованного топлива, т.е это оптимальный первичный документ для списания топлива.
    Нормы расхода топлива в любом случае должны утверждаться приказом по предприятию. Откуда их взять, если их нет в справочнике Минтранса (устарел..):
    1) разработать самим на основании тех.документации, замеров (желательно это дело оформить специально созданной комиссией с компетентными работниками в ней)
    2) подать заявку на разработку норм в НИИАТ.
    По п.2) — во-первых это стоит денег, во-вторых авто уведут из произв.деятельности на время проведения испытаний, что не есть хорошо.
    по п.1) — слышала мнение, что это самостоятельно разработанные нормы все равно должны быть временными, пока их не утвердит Минтранс или НИИАТ. Но в письмах Минфина проскальзывает мнение, что можно руководствоваться инфо завода-изготовителя и тех.документацией (например от 4 мая 2005 г. N 03-03-01-04/1/223)

  • Нормы расхода топлива в любом случае должны утверждаться приказом по предприятию.

    Но в письмах Минфина проскальзывает мнение, что можно руководствоваться инфо завода-изготовителя и тех.документацией

    можно руководствоваться фактическим расходом.

  • Ну что ж, поправьте, если не права.
    Обязанность списывать топливо по нормам в НК прямо не прописана.
    Это вытекает из смысла пп.11 п.1 ст.264 и п.1 ст.252, ну и разъяснений Минфина, где уже требования (рекомендации) придерживаться норм напрямую оговорены.
    Смысл придерживания норм — обоснование производственной необходимости и документального подтверждения.
    Если мой водитель разгрузился в Леоне, а потом поехал в РФ через Диснейлэнд в Париже — тут уж фактический расход никак не спишешь. Есть установленный километраж от Леона до Москвы, исходя из которого и установленных норм обосновывается списание топлива.
    В случае поездок директора на служебном авто можно, наверное, разработать порядок списания топлива попроще. Но нормы, я думаю, стоит закрепить в приказе. Установить их на осн. тех.документации с поправкой на увеличивающий коэф. поездок по городу, к примеру.

  • Есть установленный километраж от Леона до Москвы

    Поль, ну уж вот это точно никем не установлено 🙂 Для управленческого учета, да, водителя, ехавшего через Дисней надо бы допросить с пристрастием, но для налогового….дорога была закрыта по причине проведения забастовки и пришлось дать крюк. 🙂

  • ….дорога была закрыта по причине проведения забастовки и пришлось дать крюк

    или вообще ничего не обяснять

  • можно руководствоваться фактическим расходом

  • Сообщение от Тоня

    Для управленческого учета, да, водителя, ехавшего через Дисней надо бы допросить с пристрастием, но для налогового….дорога была закрыта по причине проведения забастовки и пришлось дать крюк. 🙂

    Ага, что следует зафиксировать в объяснительной водителя, акте его допроса с пристрастием по данному поводу членами спец.комиссии по контролю за расходом топлива… :wow: :p
    Ох, смешно-то это все смешно, но до чего ж надоел этот наш вечный маразм. 🙁

  • если он не превышает нормы расхода, установленные технической документацией траспортного средства.

    Приобретенные ГСМ включаются в состав материально-производственных запасов организации и принимаются к учету по фактической себестоимости (абз. 2 п. 2, п. 5, абз. 3 п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденного Приказом от 09.06.2001 N 44н).

    Приобретенные подотчетным лицом ГСМ для автомобиля принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы", субсчет 10-3 "Топливо",

    Стоимость израсходованных ГСМ включается в расходы по обычным видам деятельности или в составе прочих расходов (п. 4, абз. 2 п. 5, абз. 2 п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

    Списание ГСМ производится на основании данных, отраженных в путевом листе (Письмо Росстата от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257).

    В бухгалтерском учете списание израсходованных ГСМ отражается по дебету счета 20 "Основное производство", 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» или счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с счета 10, субсчет 10-3.

    Налоговый учет расходов на ГСМ

    Расходами в целях налогообложения при УСН признаются любые расходы при условии, что они экономически обоснованны, подтверждены документами, оформленными в порядке, законодательством РФ, и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

    В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ применяющие УСН, при определении объекта налогообложения могут уменьшить полученные доходы на расходы на содержание служебного транспорта.

    Либо стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в составе материальных расходов.

    На основании п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты.

    Наряду с этим отмечаем, что путевые листы нужно хранить в организации не менее пяти лет.

    Нормирование затрат на ГСМ

    НК РФ не предусмотрено нормирование затрат на ГСМ.

    При этом согласно последним разъяснениям Минфина России при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.06.2013 N 03-03-06/1/20097).

    Обращаем Ваше внимание на то, что методические рекомендации "Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте", действовавшие с 2008 г. изменены Распоряжением Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р (вступили в силу 14.07.2015).

    Таким образом, стоимость бензина, масел и т.п. можно учитывать в полном объеме или в пределах норм. Выбранный вариант следует закрепить в учетной политике.

    Таким образом, возможны следующие варианта учета списания расходов на ГСМ:

    Списание расходов на ГСМ по фактическому потреблению

    Поскольку нормирование не предусмотрено, то можно установить порядок списания расходов на ГСМ по фактическому потреблению, то есть принимать все затраты на основании чеков АЗС, приложенных к путевым листам и авансовым отчетам водителя. Однако обосновать такие затраты практически невозможно, поскольку в чеке указываются только марка топлива и время заправки, без наименования марки, а тем более номера автомобиля.

    Это прямой путь к завышению топливных расходов.

    Нормирование расходов на ГСМ

    В этом случае осуществляется нормирование расхода на ГСМ для каждого конкретного автомобиля и утверждается методика нормативов в учетной политике.

    Как правило, норма определяется на основании технической документации производителя. Это достаточно удобный метод, простой в расчетах, и документально обоснованный.

    Нормирование расходов на ГСМ согласно Методическим рекомендациям

    В этом случае используются Нормы и порядок, утвержденные Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Письмо Минфина России от 03.09.2010 N 03-03-06/2/57).

    С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что использование официально установленных Методических рекомендаций - достаточно удобный и безопасный способ учета, позволяющий снизить риски отказа налоговых органов принять топливные расходы.

    Пример

    На балансе Организации, применяющей УСН с объектом "доходы минус расходы", числится легковой автомобиль.

    Под отчет водителю выданы деньги на покупку ГСМ в сумме 825 руб.

    По окончании рабочего дня сотрудник представил в бухгалтерию авансовый отчет с приложением кассового чека АЗС, из которого следует, что он приобрел 25 л бензина марки АИ-95 на общую сумму 825 руб.

    Согласно учетной политике для целей бухучета Организация списывает материалы по средней стоимости, а путевые листы составляет на один месяц.

    31 мая 2015 года водитель сдал в бухгалтерию путевой лист, подтверждающий использование топлива. По данным путевого листа:

    Остаток топлива в баке при выезде на служебное задание - 2 л;

    Остаток топлива в баке при возвращении на рабочее место - 7 л;

    Пробег автомобиля во время поездки - 200 км.

    Количество топлива, которое подлежит включению в затраты, составляет 20 л (2 л + 25 л - 7 л).

    Средняя стоимость топлива с учетом остатка на начало месяца в сумме 66 руб. - 33 руб. [(66 руб. + 825 руб.) : (2 л + 25 л)].

    В бухучете необходимо сделать следующие записи:

    Дебет 71 Кредит 50

    825 руб. - выданы под отчет денежные средства на покупку топлива;

    Дебет 10, субсчет "Топливо", Кредит 71

    825 руб. - оприходованы ГСМ (на основании авансового отчета);

    Дебет 26 Кредит 10, субсчет "Топливо",

    660 руб. (20 л x 33 руб.) - списана стоимость израсходованного топлива.

    В налоговом учете Организация списывает затраты на ГСМ в соответствии со следующими нормами, утвержденными локальным актом:

    Базовая норма расхода топлива на 1 км - 0,089 л;

    Поправочный коэффициент за использование кондиционера от базовой нормы затрат - 1,07;

    Нормативный расход ГСМ рассчитывается как произведение базовой нормы расхода, пробега и поправочного коэффициента.

    Итого нормативный расход топлива за май 2015 года составляет 19,046 л (0,089 л/км x 200 км x 1,07).

    Предельная сумма расходов на ГСМ, которую можно учесть в затратах при "упрощенке", равна 628,52 руб. (33 руб. x 19,046 л).

    Неучтенными для целей налогообложения остались 31,48 руб. (660 руб. - 628,52 руб.).

    Бухгалтерский учет путевых листов в государственных (муниципальных) учреждениях регламентирован давно, и революционных изменений в нем не наблюдается. Однако и по сей день у бухгалтеров возникают вопросы: вести или не вести путевые листы, как регулярно, в каком объеме, предназначены ли утвержденные нормы расхода ГСМ для бюджетников, чем необходимо руководствоваться при списании списания ГСМ и пр. Разбираемся вместе с руководителем проекта «Контур-Бухгалтерия Бюджет » компании СКБ Контур Юлией Вольхиной.

    Для чего вести учет

    Учет путевых листов нужен учреждениям, чтобы нормировать, планировать и контролировать расход горючего и смазочных материалов (ГСМ). На основных участках, где востребована информация по затратам на ГСМ, бухгалтеры ведут расчет нормативной себестоимости продукции, работ или услуг, а также анализируют отклонения между фактическим и нормативным расходом ГСМ, чтобы выявить экономию или перерасход. Контролирующие органы часто обращаются к данному участку учета, чтобы оценить, насколько эффективно используются материальные запасы в учреждении.

    Все хозяйственные операции должны быть оформлены в бухгалтерском учете первичными учетными документами (пункт 1 статьи Федерального закона от 6.12.2011 № 402-ФЗ). Одна из главных функций путевых листов в бухгалтерском учете — подтвердить законность и корректность списания горюче-смазочных материалов.

    Как работать с бланками

    Типичные ошибки бухгалтеров

    Обязательное требование к путевому листу, как, впрочем, к любому документу, — его правильное оформление. Можно выделить несколько моментов, где бухгалтеры ошибаются чаще всего.

    Например, нет единого правила, на какой срок оформлять путевой лист, и отсутствие такого правила вызывает много вопросов. В письме от 03.02.06 № 03-03-04/2/23 Минфин России допускает еженедельное и даже ежемесячное составление документа, в случае если этот срок позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ. Впрочем, эта рекомендация не касается заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных организаций. Поэтому учреждениям рекомендуем опираться на указания Росстата. В письме от 03.02.05 № ИУ-09-22/257 Росстат указывает, что путевой лист составляется на срок в один день (одну смену). Больший период допустим только в случае командировки водителя.

    Часто бухгалтеры не считают необходимым заполнять все графы оборотной стороны путевого листа. Это касается указания пунктов назначения: нередко конкретные точки заменяют общими фразами — «Поездки по городу» и пр. Они не позволяют подтвердить, что транспорт использовался в служебных целях и расходы носят производственный характер (письмо Минфина России от 20.02.06 № 03-03-04/1/129). Отсутствие в путевом листе конкретных пунктов назначения контролирующие органы признают нарушением. Ошибкой будет и отсутствие подписи водителя в каждой строке, где указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения машины на стоянку / в гараж.

    Обратите внимание на раздел «Движение горючего». На основании граф «Расход по норме» и «Расход фактический» производится списание бензина. Фактический расход вносите строго по счетчикам. При заполнении нормативного расхода бензина на 100 км пробега возьмите за основу распоряжение Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р (в редакции от 14.07.15), где определены все нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте. Они касаются и бюджетных учреждений.

    Вносить изменения в путевой лист, как и в большинство первичных документов, допустимо лишь с согласия участников хозяйственных операций (п. 5 ст. Федерального закона № 402-ФЗ) и с обязательным указанием даты. А значит, исправления должны быть заверены подписью тех же лиц, которые изначально подписали документы.

    Средства автоматизации учета

    Избежать вышеупомянутых ошибок бухгалтеру помогут специальные автоматизированные системы учета путевых листов и ГСМ . Они напомнят об обязательных полях, отследят правильность и сроки использования норм, соответствие фактического расхода топлива нормативу. Кроме того, такие программы позволяют оперативно заполнять любое количество путевых листов, чем существенно облегчают труд бухгалтера.

    Чем сложнее учет ГСМ в организации, тем большими возможностями должна обладать автоматизированная система. При выборе программы убедитесь, что она умеет:

    • вести единый реестр путевых листов;
    • учитывать поступление и расход ГСМ по автомобилям, водителям и видам ГСМ;
    • учитывать расход ГСМ по нормам расхода или по фактическому расходу на основании данных путевых листов с учетом сезонности и дорожных условий;
    • контролировать отклонения фактических затрат на ГСМ от нормативных (режимы экономии, перерасхода ГСМ);
    • формировать отчетность по водителям, видам и маркам ГСМ, по автомобилям в разрезе подразделений (отделов);
    • готовить печатные формы необходимых отчетов по пробегу и времени работы, по движению горючего и смазочных материалов, по выданным автозапчастям и многое другое.

    Бухгалтерский учет ГСМ

    Горюче-смазочные материалы, приобретенные для хозяйственных нужд учреждения, согласно Инструкции № 157н учитываются в составе материальных запасов на счете 0 105 X3 000 «Горюче-смазочные материалы».

    Организации, которые используют талоны на ГСМ, учитывают их отдельно — на счете 0 201 05 000 «Денежные документы». Приобретаются талоны по безналичному расчету или через подотчетное лицо (об учете денежных документов см. « »).

    Порядок списания ГСМ

    Списывать горюче-смазочные материалы следует ежемесячно. В качестве документов-оснований используйте:

    • путевой лист;
    • авансовый отчет, если бензин приобретался за наличные средства;
    • журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003), если автомобиль заправляли по талонам;
    • приказы руководителя учреждения, которые утверждают норму пробега автомобиля, лимит расхода топлива на месяц в зависимости от марки, модели ТС;
    • направление работника в командировку на служебном автомобиле.

    Обратите внимание на соотношение фактического пробега и установленного месячного лимита. Списывая ГСМ, обязательно учитывайте нормы расхода топлива и лимит километража. Если пробег автомобиля больше, чем принятые руководством учреждения нормы, и это превышение не обосновано производственными задачами, бухгалтер при расчете расхода бензина использует именно утвержденный лимит.

    Используйте данные граф «Расход по норме» и «Расход фактический». Данные в них в большинстве случаев совпадают. Но если показатели расхода ГСМ отличаются, списывать бензин следует по наименьшему показателю, то есть если норма превышает фактический расход, то бензин списывается именно по факту.

    Налоговый учет ГСМ

    Учет путевых листов необходим для подтверждения расходов, на сумму которых можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль. С точки зрения налогообложения, стоимость ГСМ относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Затраты на ГСМ рассматривайте как расходы на содержание служебного автотранспорта (подпункт 11 пункта 1 статьи НК РФ), а это ненормируемые суммы. Более того, эти расходы требуют обязательного подтверждения того, что они экономически обоснованы. Например, серьезное превышение расхода ГСМ от значений, установленных распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р , может вызвать интерес контролирующих органов и привести к недоимкам и штрафам.

    При расчете сумм расходов, которые уменьшают налогооблагаемую базу, необходимо брать в расчет реальные расходы — не купленное горючее, а фактически потраченное. Эти суммы как раз и подтверждают путевые листы, а значит, к их заполнению надо относиться с особым вниманием.

    Налог на прибыль

    Согласно пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ расходы, связанные с производством и реализацией, включают в себя расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

    В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта).

    По общему правилу, расходами для целей налогообложения признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком (п. 1 ст. 252 НК РФ).

    Таким образом, Налоговый кодекс не устанавливает предельную величину расходов на ГСМ. Для целей налогообложения прибыли признаются фактически понесенные налогоплательщиком расходы, выраженные в денежной форме и подтвержденные оправдательными документами.

    Для чего нужны нормы расхода ГСМ

    Установление на предприятии норм расходования ГСМ относится к элементам внутреннего контроля, поскольку позволяет исключить бесконтрольное потребление ГСМ и злоупотребления со стороны водителей и иных работников, обслуживающих автотранспортные средства.

    Нормы расходования ГСМ устанавливаются приказом руководителя (индивидуального предпринимателя). При установлении норм предприятие вправе использовать:

    Информацию о потреблении топлива из руководства по эксплуатации транспортного средства;

    Результаты испытаний, проведенных техническими специалистами предприятия;

    Примечание. Применение указанных методических рекомендаций является правом налогоплательщика, но не обязанностью (см.письмо Минфина РФ от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875)

    Для разных марок и типов автомобилей, которые имеются на предприятии, могут применяться разные источники информации.

    Приказ руководителя о нормах расходования ГСМ должен быть доведен до сведения водителей под роспись. Экземпляр приказа также должен быть передан в бухгалтерию.

    По каждому случаю перерасхода ГСМ (т.н. «пережогу») водитель должен написать объяснительную записку. Если руководитель (иное ответственное должностное лицо, назначенное приказом) признает правомерность «пережога», то бухгалтерия на основании соответствующего распоряжения спишет расход топлива сверх норм в затраты. Также может быть принято решение о покрытии «пережога» за счет экономии ГСМ в следующие месяцы.

    Порядок учета, списания ГСМ и документального оформления следует установить локальным документом предприятия. Это может быть раздел учетной политики, отдельный стандарт или иной внутренний распорядительный документ.

    О путевом листе

    Согласно п. 2 ст. 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ) запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство.

    Таким образом, в силу закона путевой лист должен быть оформлен при перевозке автотранспортным средством пассажиров, багажа, грузов.

    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152.

    Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях (п.п. 9, 10 приказа № 152).

    Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца (п.10 приказа № 152).

    Обязательные реквизиты путевого листа и их описание приведены в п.п. 3 – 8 приказа № 152. Так, путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:

    Наименование и номер путевого листа;

    Сведения о сроке действия путевого листа;

    Сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;

    Сведения о транспортном средстве;

    Сведения о водителе.

    В частности, сведения о транспортном средстве включают показания одометра (полные км пробега) при выезде транспортного средства из гаража (депо) и его заезде в гараж (депо).

    Документальное оформление

    В зависимости от способа приобретения оприходование ГСМ осуществляется на основании:

    Накладной поставщика (Дебет 10-3 Кредит 60);

    Чека ККТ (с указанием количества, марки, цены и общей стоимости ГСМ), приложенного к авансовому отчету водителя (Дебет 10-3 Кредит 71).

    Списание ГСМ производится по окончании каждого месяца в следующем порядке:

    1) бухгалтер производит расчет количества ГСМ, подлежащего списанию по каждому водителю в пределах установленных норм, на основании путевых листов или показаний тахографов;

    2) в отношении перерасходов в бухгалтерию передаются объяснительные водителей с распоряжением руководителя о списании (несписании) в расходы;

    3) на основании расчета и отдельных распоряжений бухгалтер производит списание ГСМ по каждому водителю (Дебет 20, 26,23, 44, др. Кредит 10-3);

    4) составляется общий акт на списание ГСМ за соответствующий месяц, в котором указываются общее количество ГСМ (по маркам, видам) и их общая стоимость в рублях. Акт утверждается руководителем предприятия.

    Вопрос 1. Оптовое предприятие имеет 3 грузовых автомобиля, оборудованные тахографами. Можем ли мы производить расчет расхода ГСМ исходя из данных пробега автомобилей не по путевым листам, а по тахографам?

    Да, можно.

    Тахограф – контрольное устройство, устанавливаемое на борту автотранспортных средств. Предназначено для регистрации скорости, времени в пути, маршрута, пройденного расстояния и др.

    Независимо от водителя тахограф регистрирует скорость и пройденный путь. Выдаваемый тахографом документ является объективным, автоматически формируемым, защищенным от фальсификаций. При наличии документа, выданного тахографом, отпадает необходимость в обработке бухгалтером путевого листа для определения фактического расхода ГСМ.

    Вопрос 2. У нас заключен договор с поставщиком ГСМ. Мы производим оплату и получаем накладную и счет-фактуру на ГСМ и талоны. Как нам учитывать ГСМ по водителям?

    При получении накладной и счета-фактуры от поставщика в учете следует сделать проводки:

    Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса) Кредит 60 – на стоимость ГСМ;

    Дебет 19-3 Кредит 60 – на сумму предъявленного НДС.

    Талоны следует оприходовать за балансом на счете 006.

    По мере выдачи талонов водителям в учете делают следующие записи:

    Кредит 006 – выданы по ведомости талоны конкретному водителю;

    Дебет 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (водитель) Кредит 10-3, субсчет «ГСМ в талонах» (касса).

    На основании отчета поставщика (АЗС) о фактически залитом бензине в каждую машину:

    Дебет 10-3 «ГСМ в баках» (водитель) Кредит 10-3 «ГСМ в талонах» (водитель).

    По окончании месяца списывается фактический расход ГСМ в пределах установленных норм на основании расчета бухгалтера:

    Дебет 20, 23, 26, 44, др. Кредит 10-3 «ГСМ в баках» (водитель).

    Учет ГСМ по путевым листам – 2018-2019 (далее - ПЛ) должен быть правильно организован в любой организации. Он позволит навести порядок и контролировать расход материальных ресурсов. Наиболее актуально использование ПЛ для учета бензина и дизельного топлива. Рассмотрим алгоритм бухгалтерского и налогового учета ГСМ по путевым листам более детально.

    Понятие ГСМ

    К ГСМ относят топливо (бензин, дизельное топливо, сжиженный нефтяной газ, сжатый природный газ), смазочные материалы (моторные, трансмиссионные и специальные масла, пластичные смазки) и специальные жидкости (тормозные и охлаждающие).

    Что такое путевой лист

    Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

    Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

    Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

    О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

    • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа» ;
    • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме» ;
    • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется .

    Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

    С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

    На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

    Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

    О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК» .

    Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

    Учет расхода ГСМ в путевом листе

    Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

    Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

    Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

    Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

    Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

    Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

    Бухгалтерский учет ГСМ

    Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

    Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

    • по средней себестоимости;
    • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

    В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

    Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

    Списание ГСМ по путевым листам (бухгалтерский учет)

    Для учета ГСМ на предприятии используется счет 10, отдельный субсчет (в плане счетов — 10-3). По дебету этого счета осуществляется приход ГСМ, по кредиту — списание.

    Как происходит списание ГСМ? По описанным выше алгоритмам производится расчет использованного количества ГСМ (фактический или нормативный). Это количество умножается на стоимость единицы, и полученная сумма списывается проводкой: Дт 20, 23, 25, 26, 44 Кт 10-3.

    Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

    Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

    1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

    ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

    Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

    1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
    2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

    ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

    На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

    Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

    В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

    О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье .

    Пример списания ГСМ по путевым листам

    Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

    ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

    При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

    Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

    В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

    Учет ГСМ при поступлении

    Сумма, руб.

    Операция (документ)

    Оприходован бензин (ТОРГ-12)

    Отражен НДС (счет-фактура)

    Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

    Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

    В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

    Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 - 20 = 20 л.

    Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

    Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

    В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

    В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

    Q н = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

    где: Q н — нормативный расход топлива, л;

    Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

    S — пробег автомобиля, км;

    D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

    По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

    По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

    Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

    Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

    Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

    Итоги

    ГСМ — существенная статья расходов во многих организациях. Это значит, что бухгалтерам нужно уметь вести учет ГСМ и обосновывать эти расходы. Использование путевых листов — один из способов определения количества использованных ГСМ.

    С помощью ПЛ можно не только подтвердить производственную необходимость расходов, но и зафиксировать расстояние, которое было пройдено автомобилем или другим автотранспортным средством, а также определить показатели для расчета объема использованных ГСМ.

    После определения фактического или нормативного объема использования сумму к списанию можно рассчитать путем умножения стоимости единицы на объем.

    Учет ГСМ, списанного в результате работы спецтехники, не имеющей одометра, может производиться на основании акта списания ГСМ.

    Особое же внимание нужно уделять признанию расходов на ГСМ в рамках налогового учета.