Мантикора описание. Мантикора в древней мифологии и современном мире

Мантикора — существо из мифов и легенд


Мантикора — древнее мифическое существо, опасный хищник с кроваво-красным львиным телом и человеческой головой. Хвост ее венчает жало скорпиона.
Это создание пришло к нам из Индии, но впервые в своих трудах его описал Ктесий, греческий врач. По его словам, мантикора или «мантихора» (на индийский манер) достигала размеров льва и обладала столь же густым шерстяным покровом, который отливал ярко-красным, словно кровь, цветом. Голова мантикоры больше походила на человеческую, ее ярко-голубые глаза гипнотизировали жертву так, что от страха та не могла пошевелиться. Ужас внушали ее острые зубы, три ряда которых венчали пасть страшного хищника, и хвост скорпиона, в игле которого находился страшный яд.


Ктесий также отмечал, что кроме жала скорпиона на хвосте мантикоры находились иглы, которыми чудовище могло пронзать свою жертву на расстоянии, как стрелами. Голос мантикоры был подобен звукам свирели и трубы одновременно. Во время охоты мантикора скрывалась в зарослях джунглей и нападала на проходящих мимо крупных животных и людей. Из всех существ на земле больше всего она боялась вступать в борьбу со львом, ведь только он и мог ее одолеть. Многие современники Ктесия, да и ученые деятели более позднего времени скептически относились к его словам, предполагая, что напуганные индусы за страшное чудовище принимали самого обыкновенного тигра, ведь в движении полоски этой большой кошки сливались, из-за чего казалось, что шкура тигра приобретает красный оттенок. А жуткие зубы и хвост — выдумки запуганных жителей.


И все же описание хищника встречается в трудах таких великих людей, как Аристотель в его «Истории животных», Павсаний на страницах «Описания Эллады», Плиний в «Естественной истории» и Солин в «Собрании достопримечательностей». С легкой руки последних двух авторов, грозная хищница мантикора лишилась своего, утыканного острыми шипами, хвоста, которым она могла поражать цель на расстоянии. Осталось бедному хищнику довольствоваться скорпионьим жалом, но Солин тут же отмечает в своем труде, что это кошачье (а мантикору вполне можно причислить к семейству кошачьих), отличается невероятной прыгучестью и прыжок его столь далёк, что не могут его остановить никакие расстояния и никакие препятствия. На страницах Средневековья Мантикора за прошедшие столетия прочно укоренилась во многих книгах, в особенности, средневековых бестиариях. И хотя за эти годы она претерпела некоторые изменения, основные черты этого мифического существа остались неизменны — кроваво-красная шкура, ряды острых как нож зубов, хвост скорпиона и любовь к человеческому мясу. На средневековых миниатюрах этот хищник чаще всего изображался с какой-либо частью человека в зубах, чтобы подчеркнуть его природу людоеда.

За 500 лет до н. э. молодой уроженец Спарты Ктесий попал в плен к персам. Там ему пришло в голову написать исторические труды о разных странах. Источниками информации выступали рабы разных национальностей. Вернувшись на родину, Ктесий оформил свои труды в несколько исторических трактатов. В работе под названием «Индика» он упомянул страшное чудовище по имени мантикора.

Общее описание

Даже в древности труды Ктесия вызывали сомнения своей достоверностью. Древнегреческий философ Плутарх открыто заявлял об искажении фактов историком. До наших дней сочинения Ктесия дошли в переписанном виде. Исследователи доказали, что основная масса текста носит вымышленный характер. В таком случае возникают вопросы: существовала ли мантикора и мог ли Ктесий перепутать ее с другими мифическими существами.

Внешний вид

Согласно описаниям, мантикора выглядела так:

  • человеческая голова;
  • туловище и лапы льва;
  • хвост скорпиона;
  • рыжая грива;
  • кроваво-красная шерсть;
  • 3 ряда острых зубов;
  • когти-кинжалы;
  • голубые глаза.

Своим размером чудище походило на крупную лошадь. Голос мантикоры был похож на звуки свирели и трубы одновременно. Она могла шипеть как змея. Скорпионий хвост, длиной в 30 см, сплошь был усеян ядовитыми шипами, размером с камышовые стебли.

Позже монстр обзавелся крыльями и шкурой, отражающей магические заклинания. Голубые глаза покраснели, а зубы переместились из пасти в глотку. Мантикору стали изображать с частью человеческого тела в зубах в подтверждение ее людоедских наклонностей.

Толкование роли мантикоры в мифах

Существует несколько версий толкования роли такого существа, как мантикора.

  1. Зверь-людоед.
  2. Аватара бога Вишну.
  3. Сфинкс.
  4. Химера.

В связи с тем, что источники, в которых описано это существо, определенно являются сомнительными, каждая версия имеет право на существование.

Мантикора-зверь

Опираясь на эту версию, можно утверждать, что мантикора - это античное существо, исчадие ада. Любимым лакомством зверя была свежая человечина. Приручить чудовище можно было только с помощью волшебства. Черные маги использовали ее как сторожа. Но охранник из мантикоры был не очень хороший: поймав человека, она не отдавала его колдунам, а тут же пожирала. Чудовище обладало следующими качествами:

  • высокая скорость передвижения в пространстве;
  • владение гипнозом;
  • метание ядовитыми шипами на расстояние;
  • мгновенная регенерация утраченных шипов;
  • бесшумное передвижение;
  • настолько большая сила, что можно распороть тело человека когтями;
  • хитрость и коварство.

В Средневековье зверя считали реальным существом, проживающим в Индии. Считалось, что чудище обитает в местах скопления людей. Ночью коварный зверь выслеживал одинокую жертву и пожирал ее, не оставляя даже клочка одежды. Всех пропавших без вести списывали на проделки мантикоры.

По преданиям, чудовище боялось только львов, а со всеми остальными зверями охотно вступало в схватку. В средневековом источнике описан случай убийства мантикорой василиска. Люди верили, что, если отрубить чудовищу ядовитый хвост, оно погибнет, поэтому самые смелые мужчины Индии охотились на мантикору.

Четвертая аватара бога Вишну

Индусы верили, что перед созданием мира 3 сильных бога объединились в Тримурти (индуистскую троицу). Брахма создал Вселенную, Шива внес туда зло, а Вишну - добро. В обязанности бога Вишну входило поддерживать баланс добра и зла во Вселенной. Каждый раз, спускаясь на землю для восстановления справедливости, он принимал новый облик (аватару). Существует 9 аватар бога Вишну:

  • рыба Матсья;
  • черепаха Курма;
  • вепрь Васаха;
  • мантикора Нарасимха;
  • карлик Вамана;
  • обычный человек Парашурама;
  • принц Рама;
  • воин Кришна;
  • Будда.

Индусы верят, что будет и десятое перевоплощение. Бог Вишну в своем обычном облике спустится на землю на белом коне с мечом справедливости в руках. С помощью этого меча он навсегда наведет порядок на земле. В индийских сказаниях существует легенда о Четвертой аватаре. Согласно ей, Вишну принял облик человека-льва. Это перевоплощение получило название Нарасимха мантикора.

Когда Хираньякашипу удовлетворил Брахму, тот наделил его безграничной властью: за исключением тройки Тримурти, все боги находились в подчинении у Хираньякашипу. Демон упивался властью, купался в роскоши, чинил беззаконие и разврат.

Последней каплей его беспредела стала попытка убийства собственного сына, приверженца бога Вишну. За мгновение до расправы из колонны явился Вишну в образе мантикоры. Он молниеносно напал на Хираньякашипу и поглотил его. Мантикора восстановила справедливость.

Образ Сфинкса

В мифах Персии мантикора описана, как существо, которое любило загадывать загадки одиноким странникам. Если путник отгадывал загадку - чудовище его отпускало, если нет - пожирало. Такое описание очень напоминает греческого Сфинкса - родственника популярного одноименного египетского сторожа.

Согласно древнегреческим мифам, фивейский царь Лай обрушил на себя гнев богини Геры, покровительницы семьи и брака, за мужеложство. В наказание Гера послала в Фивы Сфинкса, чтобы сторожить единственную дорогу, ведущую в город. Жители Фив оказались отрезанными от других мест, и очень скоро в городе начался голод.

Единственная возможность пройти мимо Сфинкса предоставлялась тому, кто отгадает ее хитрую загадку: «Кто утром ходит на 4-х ногах, в обед на 2-х, а вечером на 3-х?». Такую загадку для Сфинкса придумали 9 муз - богини искусства и разума, но никто из фивейцев не смог найти правильного решения, и они были задушены чудовищем. Когда мудрый Эдип ответил Сфинксу, что разгадка - это человек, гордое существо сбросилось со скалы, освободив город.

Кроме страсти к загадыванию смертельных загадок, у Сфинкса и мантикоры есть сходства во внешнем виде. Древние греки изображали мифическое существо с телом льва, что символизировало необыкновенную физическую силу, и головой женщины, как символ ума и хитрости.

Мантикора и Химера

Все та же Древняя Греция знала еще одно существо, которое можно спутать с мантикорой. Дочь Тифона и Ехидны, сестра Цербера, Гидры и Сфинкса, Химера - самое нелепое мифическое существо из древнегреческой мифологии. Злобное существо всю жизнь занималось тем, что пакостило людям, уничтожая поля, сады и скот.

У Химеры было туловище козы и львиная голова. Как и мантикора, она имела рыжую львиную гриву и ядовитый хвост. Правда, в описании древнегреческого мифического монстра хвост подобен змеиному, но, учитывая длину хвоста мантикоры, их можно смело отождествлять.

Химера могла извергать пламя из пасти, чем и пользовалась для уничтожения хозяйства человека. Когда ее очередная выходка надоела царю, он послал героя Беллерофонта, чтобы уничтожить чудовище. В помощь благородному мужу царь дал крылатого Пегаса. По легенде Беллерофонт взмыл в небо настолько высоко, что огненное дыхание Химеры не могло его достать. Тогда герой начал пускать стрелы в чудовище и все до единой они впились в тело Химеры. В страшной агонии чудовище упало на скалу и скончалось.

В описании смерти Химеры также можно провести аналогии с мантикорой. В начале схватки она грозно рычала, потом яростно шипела, а пораженная стрелами Беллерофонта, визжала, как коза. Мантикора могла издавать звуки трубы, подобно рычанию и звуки свирели, подобные блеянию козы. Мантикорово шипение похоже на змеиное. В мифе утыканная стрелами Химера с высоты полета кажется герою ощетинившимся черными иглами существом.

Образ существа в искусстве

Индийская мифология до сих пор считается малоизученной областью. Это связано с ее бессистемностью. К старым мифическим существам добавляются аналогичные новые, но под другими именами. Складывается такое ощущение, что индийцы и сами не помнят своих мифов.

Образ мантикоры до сих пор являет собой загадку. Можно только представить, как выглядит мантикора, но понять, что это за зверь - невозможно. С одной стороны это жестокое кровожадное чудовище, с другой - непримиримый борец за справедливость.

В наши дни образ мантикоры активно используется в литературе и кинематографе в жанре мистики и фэнтези. Популярная английская писательница Джоан Роулинг использовала этот образ в своей последней книге, а в нашумевшем сериале «Игры Престолов» повелительница драконов Дейнерис Бурерожденная в одном из эпизодов рассуждает о мантикорах, как о сакральных магических существах.

Древнее мифическое существо, опасный хищник с кроваво-красным львиным телом и человеческой головой. Хвост ее венчает жало скорпиона.

Происхождение мантикоры

Это создание пришло к нам из Индии, но впервые в своих трудах его описал Ктесий, греческий врач. По его словам, мантикора или "мантихора" (на индийский манер) достигала размеров льва и обладала столь же густым шерстяным покровом, который отливал ярко-красным, словно кровь, цветом. Голова мантикоры больше походила на человеческую, ее ярко-голубые глаза гипнотизировали жертву так, что от страха та не могла пошевелиться. Ужас внушали ее острые зубы, три ряда которых венчали пасть страшного хищника, и хвост скорпиона, в игле которого находился страшный яд. Ктесий также отмечал, что кроме жала скорпиона на хвосте мантикоры находились иглы, которыми чудовище могло пронзать свою жертву на расстоянии, как стрелами. Голос мантикоры был подобен звукам свирели и трубы одновременно. Во время охоты мантикора скрывалась в зарослях джунглей и нападала на проходящих мимо крупных животных и людей. Из всех существ на земле больше всего она боялась вступать в борьбу со львом, ведь только он и мог ее одолеть.

Многие современники Ктесия, да и ученые деятели более позднего времени скептически относились к его словам, предполагая, что напуганные индусы за страшное чудовище принимали самого обыкновенного тигра, ведь в движении полоски этой большой кошки сливались, из-за чего казалось, что шкура тигра приобретает красный оттенок. А жуткие зубы и хвост - выдумки запуганных жителей.

И все же описание хищника встречается в трудах таких великих людей, как Аристотель в его "Истории животных", Павсаний на страницах "Описания Эллады", Плиний в "Естественной истории" и Солин в "Собрании достопримечательностей". С легкой руки последних двух авторов, грозная хищница мантикора лишилась своего, утыканного острыми шипами, хвоста, которым она могла поражать цель на расстоянии. Осталось бедному хищнику довольствоваться скорпионьим жалом, но Солин тут же отмечает в своем труде, что это кошачье (а мантикору вполне можно причислить к семейству кошачьих), отличается невероятной прыгучестью и прыжок его столь далёк, что не могут его остановить никакие расстояния и никакие препятствия.

На страницах Средневековья

Мантикора за прошедшие столетия прочно укоренилась во многих книгах, в особенности, средневековых бестиариях. И хотя за эти годы она претерпела некоторые изменения, основные черты этого мифического существа остались неизменны - кроваво-красная шкура, ряды острых как нож зубов, хвост скорпиона и любовь к человеческому мясу. На средневековых миниатюрах этот хищник чаще всего изображался с какой-либо частью человека в зубах, чтобы подчеркнуть его природу людоеда.

Но на этом сходство с древним образом и заканчивалось. В средневековье мантикору наградили змеиным шипением, которым она заманивала жертву. Тройной ряд зубов, по некоторым писаниям, превратился в частокол, уходящий прямо в горло.

Некоторые ученые, вдохновленные трудами своих античных коллег, добавили мантикоре новые способности. Так Гонорий Августодунский наделил мифическое создание возможностью не только прыгать на дальние расстояния, как писал Солин, но и летать.

Место мантикоры в современном мире

Многие писатели, такие как Анджей Сапковский и Джоанн Роулинг, не смогли остаться равнодушными к столь свирепому и грозному существу и поселили мантикору на страницах своих собственных бестиариев.

Нет предела человеческому воображению, и у Сапковского к мантикоре вернулся ее хвост с острыми иглами, которыми она может разить врага абсолютно в любом направлении, а на спине выросла пара крыльев. Грозный хищник стал еще более опасным.

Роулинг в своей книге " Волшебные твари и где их искать" наделила шкуру мантикоры невосприимчивостью к магии. Теперь против этого существа бесполезны любые заклинания. Писатель Дэвид Робертсон одарил мантикору человеческим сознанием и возможностью разговаривать, а российский фантаст Николай Басов сделал ее способной к регенерации.

Кроме книг мантикора также появлялась на экранах телевизоров в фильме "Мантикора" и телесериале "Гримм". Многие знакомы с ней по таким известным и всеми любимым играм как «Герои меча и магии III», «Titan Quest», «Эпоха мифологии», «Арториас из бездны». Похожие персонажи встречаются и в вселенной " World of Warcraft".

Мантикора - легендарный зверь. Впервые её описали ещё древние греки, побывав на индийской земле. Особого распространения в те века она не получила, зато обрела заслуженную популярность в наши дни, став монстром из многочисленных фэнтези-книг, компьютерных и настольных игр, а также украсив обложки металл-групп.

В статье:

Описание мантикоры у разных авторов

У неё львиное тело, человеческая голова и скорпионий хвост. Грива тоже львиная, огненно-рыжая, во рту зубы в три ряда, а глаза ярко-голубые. На конце хвоста - ядовитые шипы. Яд убивает взрослого человека на месте. Средневековые миниатюры нередко изображали мантикор с человеческой ногой или головой в пасти. Впервые о звере заговорил греческий врач Ктесий , распространитель многих персидских мифов. Ктесий послужил первоисточником для Аристотеля и Плиния Старшего в их описаниях мифических зверей - , и многих других.

По уверениям Ктесия, чудовище зубасто до крайности - зубы в три ряда на челюстях сверху и снизу, размерами с крупного льва, со львиными лапами и гривой. Голова же походит на человеческую. Шерсть существа - ярко-красная, а глаза - голубые. От земляного скорпиона мантикоре достался хвост с ядовитым жалом, способный выстреливать. Она издает звуки, которые могли бы издавать свирель и труба вместе, а бегает быстрее дикого оленя. Приручить мантикору невозможно, а пищей ей служит человеческая плоть. Так описывает мифического зверя и Аристотель. Некоторые авторы добавляли к образу чудовища крылья, похожие на драконьи.

Самое полное древнее описание этого создания принадлежит перу жившего во втором веке до н.э. Клавдия Элиана , написавшего трактат «О природе животных». Он писал, что любого приблизившегося зверь атакует с помощью хвоста. Шипы на его хвосте толстые, как камышовые стебли, длинной почти тридцать сантиметров. В бою мантикора одолеет любого зверя, кроме льва. Сохранились записи Филострата Старшего о чудесах, рассказанных Иархом Аполлонию Тианскому на холме мудрецов. Мантикора в их числе.

Многие относились к описанию зверя со скепсисом. Павсаний, географ из Греции , в своём «Описании Эллады» сказал, что его, скорее всего, путают с тигром. Павсаний считал, что чистый красный цвет зверя появился из-за наблюдений за тиграми в вечернее время и во время движения. А все остальное, вроде человеческого лица и скорпионьего хвоста - итог выдумок индийцев, ведь у страха глаза велики.

Объяснить заблуждение можно острыми и слегка зазубренными краями зубов во рту хищника, создающими ощущение присутствия дополнительных рядов зубов. У тигров кончик хвоста черный и может ороговеть - тогда его кончик начинает походить на скорпионье жало. Индусы верили, что тигриные усы и хвост ядовиты. Иногда на стенах храмов тигров изображали с человеческими лицами, а потому персидская армия могла увидеть их во время завоеваний. От персов описание мантикоры перешло в греческие мифы.

Древнегреческие книги редко описывают мантикору. Зато в средневековье она была непременной частью бестиариев. Из них зверь перешёл в народный фольклор. В восьмом веке её описывал Варфоломей Английский , в четырнадцатом - Уильямом Кэкстоном была написана книга «Зеркало мира». Кэкстон изменил облик зверя, заменив тройной частокол зубов на пасть в горле, а сладкозвучный голос превратив в змеиное шипение, притягивающее людей к себе. Мантикору по-прежнему считали людоедом.

Особенности поведения мантикоры

Греки считали, что мантикора столь же свирепа, как и химера . Они боялись её, но куда меньше, чем других прославленных монстров. Индусы до сих пор верят в существование зверя-людоеда («мантикора» переводится с фарси как «людоед»). Иногда так прозывают тигров, начинающих охотиться на людей.

Нередко средневековые авторы описывали ее как разорителя и уничтожителя. Но легенд о схватках с мантикорой практически не сохранилось. Считалось, что она предпочитает безлюдные места и избегает людей. В течении всего средневековья мифический зверь украшал эмблему пророка Иеремии. В геральдике он воплощает тиранию, зависть и зло.

Существование мантикоры подтверждалось регулярными исчезновениями людей. Каждый пропавший бесследно считался жертвой мифического зверя. Ведь мантикора пожирала добычу вместе с костями, всеми потрохами и одеждой. Суеверия подкреплялись климатом Индии и Индонезии, где, как считалось, обитает чудовище. Исчезновениями людей в джунглях никого не удивишь и в наши дни.

В тринадцатом столетии был написан роман «Король Александр» о завоеваниях Александра Великого. В романе потеря тридцати тысяч воинов приписывается змеям, львам, медведям, драконам, единорогам и мантикорам. В живописи мантикора символизировала грех мошенничества, ибо была она химерой с лицом прекрасной девы.

Мантикора в наши дни

Нынешний век и конец двадцатого принесли новые трактовки. Бестиарий Анджея Сапковского , писателя-фантаста, известного по серии книг «Ведьмак», подарил мантикоре крылья и умение метко стрелять отравленными шипами в любом направлении. Отечественный фантаст Николай Басов в одном из своих рассказов пишет, что чудовище с легкостью регенерирует после любых повреждений и является практически неуязвимым. Одноименный фильм 2005 года показывает зверя как практически бессмертное существо. Сразить его может лишь другая мантикора или взгляд собственного отражения.

Не осталась в стороне Джоан Роулинг с её «Фантастическими тварями и местами их обитания». В ее версии мантикора при трапезе издает тихое мурлыканье. Её шкура отражает почти все заклинания. Одержимый опасными животными хогвартский лесничий Хагрид скрестил мантикору с огненным крабом. В результате вышел соплохвост, сочетающий черты обоих родителей.

Сериал «Гримм» показывает их как смертоносных существ, не боящихся гибели. Не осталась в стороне современная мультипликация. Сериал об «Удивительных злоключениях Флэпджека» описывает мантикору как мужчину со львиным телом, у которого растут маленькие крылья. Если их пощекотать, то зверь присмиреет.

Мантикора появлялась в таких играх как «Disciples», «Герои меча и магии», а также в знаменитой «Dark Souls» . Нюансы её облика разнятся в зависимости от целей разработчиков, но общим остается наличие львиного тела, крыльев и скорпионьего хвоста. Появлялась мантикора в мультипликационном сериале «My little pony» - там у мантикоры было каноничное лицо человека. Игра «Аллоды online» сделала ее одним из неигровых монстров. Канадский писатель Дэвис Робертсон написал целый одноименный цикл, сделав зверя ключевым символом. Популярная британская группа Cradle Of Filth в 2012 году выпустила альбом «The Manticore And Other Horrors».

В целом, мантикора - зверь с долгой историей, впечатляющим обликом и легендарными описаниями. Не стоит сомневаться, что в ближайшие десятилетия она не раз появится в мировой культуре как монстр, противник и символ. Подобные чудовища не забываются просто так.

Мантикора, возможно, самое кровожадное и опасное из существ. У нее туловище льва, человеческое лицо, голубые глаза и голос, подобный звучанию свирели. Но главные и самые ужасные ее черты – три ряда зубов во рту, ядовитое жало на конце хвоста, как у скорпиона, и отравленные шипы на хвосте, которые мантикора может выстреливать в любом направлении. Наконец, «мантикора» в переводе с фарси означает – «людоед».

Первое упоминание о мантикоре мы встречаем в книгах уже хорошо знакомого читателю греческого врача Ктесия. Благодаря Ктесию грекам стали известны многие персидские мифы. Дальнейшие греческие и римские описания повторяют основные признаки ман тикоры, данные Ктесием, – покрытое рыжей шерстью львиное туловище, три ряда зубов и хвост с ядовитым жалом и отравленными шипами. Аристотель и Плиний в своих трудах прямо ссылаются на Ктесия.

Однако наиболее полное древнее описание мантикоры сделано во II веке н. э. Элианом. Он приводит несколько любопытных подробностей: «Всякого, кто приближается к ней, она поражает своим жалом… Ядовитые шипы на ее хвосте по толщине сравнимы со стеблем камыша, а в длину имеют около 30 сантиметров… Она способна победить любое из животных, за исключением льва». Хотя очевидно, что Элиан, как Аристотель и Плиний, черпал свои знания о мантикоре у Ктесия, он добавляет, что подробные сведения об этом чудовище содержатся в труде историка Книда. Во II веке н. э. Филострат из Лемноса упоминает о мантикоре как об одном из чудес, о которых Аполлоний расспрашивает Иарха на холме мудрецов.

Хотя о мантикоре редко говорится в древних научных книгах, ее описаниями изобилуют средневековые бестиарии. Оттуда мантикора перекочевала в естественнонаучные труды и фольклорные произведения. В XIII веке о ней писал Варфоломей Английский, в XIV – Уильям Кэкстон в книге «Зеркало мира». У Кэкстона три ряда зубов мантикоры превратились в «частокол огромных зубов в ее горле», а ее голос, подобный мелодии свирели, становится «сладким змеиным шипением, которым она притягивает к себе людей, чтобы затем пожрать их». Это, по видимому, единственный случай, когда мантикора оказалась перепутанной с сиреной.

В эпоху Возрождения мантикора попадает на страницы «Истории животных» Конрада Геснера и «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла. Начиная с XVIII века мантикора не упоминается ни в одном серьезном научном труде, за исключением посвященных исследованию мифов.

Как уже говорилось, на протяжении веков в описание мантикоры были привнесены лишь малозначительные детали. К примеру, Плиний пишет, что ее глаза не голубые, а зеленые, Варфоломей Английский говорит о том, что «у нее покрытое шерстью тело медведя», а на некоторых средневековых гербах мантикора изображена с кривым или спиралевидным рогом на голове, а иногда с хвостом и крыльями дракона. Однако такие изменения, сделанные разными авторами, мало сказались на общем представлении о мантикоре – со времен Ктесия существует только одна «разновидность» мантикоры.

Хотя происхождение мантикоры неоднократно пытались связать с индийским зверем «макара», европейским волком оборотнем и другими существами, правильнее всего, очевидно, будет сказать, что она «происходит» от индийского тигра. Это предположение высказал еще во II столетии н. э. комментатор Ктесия греческий писатель Павсаний. Он считал, что челюсти с зубами в три ряда, человеческое лицо и хвост скорпиона – не что иное, как «фантазия индийских крестьян, испытывающих ужас перед этим животным». По мнению Валентайна Болла, легенда о трех рядах зубов могла возникнуть из за того, что коренные зубы некоторых хищников имеют несколько острых рядов на каждом, а жало мантикоры – ороговевший участок кожи на кончике хвоста тигра, напоминающий своим видом коготь. Кроме того, по индийскому поверью, усы тигра считаются ядовитыми. Уилсон полагает, что древние персы увидели человеческое лицо мантикоры на индийских скульптурах тигра божества.

В средние века мантикора стала эмблемой пророка Иеремии, поскольку она – существо подземное, а Иеремия был сброшен врагами в глубокую яму. В фольклоре мантикора стала символом тирании, зависти, зла вообще. Еще в конце 30 х годов нашего столетия испанские крестьяне считали мантикору «зверем плохих предзнаменований».

Начиная со средних веков мантикора приходит в художественную литературу. В романе XIII века «Царь Александр» говорится о том, что у берегов Каспия Александр Македонский потерял в битвах со львами, медведями, драконами, единорогами и мантикорами 30 тысяч своих воинов. В поэме Джона Скелтона «Воробей Филипп» (XVIII век) маленькая девочка, обращаясь к коту, убившему ее любимую птичку, говорит: «Пусть твой мозг съедят горные мантикоры». В пьесе Джорджа Уилкинса «Несчастья насильственного брака» один из героев с «мантикорами, врагами человечества, у которых два ряда зубов» сравнивает ростовщиков.

Мантикора – один из зверей искусителей в новелле Флобера «Искушение святого Антония». У Флобера мантикора – тоже рыжий лев с человеческим лицом и тремя рядами зубов; кроме того, она распространяет чуму.

В фантастическом рассказе Пирса Энтони «Заклинание хамелеона» мантикора, «существо, размером с лошадь, с головой человека, телом льва, крыльями дракона и хвостом скорпиона», охраняет дом доброго волшебника.

Изображения мантикоры встречаются не чаще, чем упоминания о ней в литературе. Большинство из них книжные иллюстрации. В отличие от ученых и писателей художники позволяли себе относиться к образу мантикоры с большей долей фантазии. Мантикору изображали и с длинными женскими волосами, и со стрелами на хвосте. Единственное изображение трех рядов зубов можно увидеть в вестминстерском бестиарии. Мантикора украшает карту мира Герефорда XIII века. Самая подробная иллюстрация воспроизведена в бестиарии XVII века. На ней изображено существо с головой мужчины, туловищем льва, хвостом скорпиона, крыльями и когтями дракона, коровьими рогами и козьим выменем.

Картинки из бестиариев вдохновляли многих декораторов христианских храмов. Изображение мантикоры можно увидеть на восьмигранной колонне в аббатстве Сувини, на мозаиках в кафедральных соборах в Аосте и в Каоре, где мантикора олицетворяет святого Иеремию.

За свою более чем двухтысячелетнюю историю мантикора мало изменилась и, несмотря на предпринимавшиеся в нынешнем веке попытки придать ей добродетельные черты, остается символом кровожадности.