Кто выращивает хлеб? Как называется профессия? План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему: Конспект занятия "Как выращивают хлеб".

Ароматный и вкусный хлеб всегда присутствует на столе. Его с удовольствием едят взрослые и дети. При этом далеко не каждый задумывается о том, как выращивают хлеб.

Такой процесс проходит в несколько этапов и занимает значительное количество времени.

Выращивание и подготовка злаков

Сначала выращивают пшеницу. Чтобы получить хороший урожай, ее засеивают под зиму. Поле под ее выращивание тщательно подготавливают: очищают от сорняков, удобряют и вспахивают. Посев семян производится при помощи специальной техники. После появления всходов пшеницу обрабатывают от вредителей и повторно удобряют. Убирают урожай после того, как зерна полностью созреют и их влажность будет составлять около 17%. После этого пшеница попадает на мельницу, где из нее делают муку.

Дрожжи и закваска

Чтобы получить вкусный и ароматный ржаной хлеб, необходимо использовать закваску. Для ее приготовления применяют дрожжи и молочно-кислые бактерии. Если же планируется выпекать белый хлеб, то, как правило, для него используют только живые дрожжи - из них готовится опара.

Замес теста

На основе закваски или опары замешивают тесто. В него добавляется мука, сахар, соль и подсолнечное масло, а также злаки и отруби, если они предусмотрены рецептом. Замес теста происходит в большой ёмкости - тестомесе. После этого тесто проходит по специальному конвейеру и попадает в чашки, где доходит в течение несколько часов. Как правило, за это время тесто успевает подойти в два раза.

Выпечка хлеба

Готовое тесто на конвейере разделывается на порционные куски. Они проходят формовку и сразу отправляются в печь. Тесто выпекается около 35-45 минут при температуре 98 градусов. На выходе получается ароматный и вкусный хлеб. Вынимают хлеб из печи вручную либо при помощи вакуумных присосок. Хлеб оставляют остывать на некоторое время, а потом раскладывают по паллетам и отправляют на упаковку либо в продажу.

Храниться готовый хлеб может в течение трех суток, лишь некоторые сорта не теряют своей свежести и вкуса на протяжении 10 дней.

Хлеб занимает особое место в жизни человека, еще на Руси он выступал не только в качестве пищи, но и являлся частью духовного развития. Хлеб - это великая ценность, источник жизни и богатство государств всего мира. Среди русского населения наиболее предпочтителен был ржаной хлеб, в начале 20 века его доля составляла более 60%. Для сравнения сегодня этот показатель около 16,5%, однако, на популярности хлебобулочных изделий это никак не отражается, на прилавках магазинов можно увидеть десятки различных наименований продукции, изготовленной из пшеничной муки или отрубей. Однако мало кто задумывался, как выращивают хлеб. Процесс этот сложный и трудоемкий, задействует большое количество рабочей силы и специальной техники.

Из чего делают хлеб?

Неправильно считать, что «кормилицей» является лишь пшеница. Из этого зерна делают пшеничную муку, которая в настоящее время наиболее популярна. Для ее изготовления используются только мягкие сорта зерен и в зависимости от качества исходного материала и технологии обработки конечный продукт разделают на 3 сорта: высший, первый и второй. Мука высшего сорта мягкая и снежно-белого цвета, из нее получаются вкусные и воздушные бисквиты. Продукт первого и второго сорта грубее, имеет серый оттенок, чтобы испечь из такой муки пышный и мягкий хлеб нужно потрудиться.

Сельскохозяйственные предприятия выращивают хлеб как «белый», так и «черный». Черный хлеб, это всем известный «Бородинский», «Дарницкий», «Заварной» и много других торговых названий. Для его выпечки используют ржаную муку, однако, цвет хлебу придает патока или солод. Ржаная мука светло-серого цвета с карамельным оттенком.

Нередко хлеб пекут по рецептуре, которая содержит муку других злаковых культур: ячмень, овес, гречка. Такая мука выступает лишь в качестве дополнительного ингредиента, испечь хлебобулочное изделие исключительно из этого продукта невозможно.

Подготовка к посевной

Зерновые культуры бывают озимые и яровые. Посев озимых культур происходит в конце лета или в начале осени. Считается, что благодаря большому количеству влаги, которое растения получают с талыми весенними водами, урожайность значительно повышается. Кроме того, созревает зерно намного раньше, а благодаря мощной корневой системе посадкам не страшны сорные травы. Однако, озимые сорта менее засухоустойчивы, более требовательны к почве и могут выращиваться только в районах, где зимы мягкие, но снежные. В противном случае урожай может погибнуть.

Яровые сорта - как выращивают хлеб? Если озимую рожь или пшеницу возделывают в центральных и северных районах страны, то яровые культуры преимущественно на юге и на территориях засушливых степей и полустепей (Поволжье, Южный Урал, Казахстан). Еще ранней весной хлеборобы начинают готовиться к предстоящему сезону, и снег на полях не является помехой. Калиброванное полновесное зерно, которое отобрали в качестве семенного материала по осени, тщательно осматривают и проверяют на всхожесть. Отбор проходит только высококачественный материал со следующими параметрами:

  • чистота зерна – 98%,
  • всхожесть – 87%,
  • влажность – 15%.

Помимо зерна, агрономы готовят и технику: тракторы, культиваторы-плоскорезы, комбайны. Ведь выход из строя хотя бы одной машины может существенно сдвинуть сроки выполнения работ.

Как выращивают хлеб работники сельскохозяйственных предприятий? Поля под яровые сорта распахивают еще с осени, каждый год меняя севооборот зерновых культур. Например, у пшеницы слабая и изнеженная корневая система, она чутко реагирует на состав почвы и не всегда способна усваивать питательные вещества. На хорошую урожайность можно рассчитывать, если высадить зерна пшеницы в землю, где ранее произрастала кукуруза, картофель, бобовые, овес и рапса. А вот на полях, где ранее выращивался ячмень, ее сеять не рекомендуется. После пшеницы почва восстанавливается 3 года, если сельскохозяйственное предприятие не выращивает другие культуры, то неиспользуемые поля можно засеять люпином, который является настоящим «зеленым удобрением», способным повысить плодородность почвы.

Весной вспаханное поле разрыхляют культиватором-плоскорезом, это улучшает состояние почвы, делая ее более рыхлой и аэрируемой. Для работы в весеннее время задействуют только гусеничные тракторы, они не так уплотняют почву, как тяжеловесные машины на колесах.

Посев семян и дальнейший уход за всходами

Тем, кто всерьез задумался о том, как выращивают хлеб, интересен будет и сам процесс посадки зерен. Посев яровых культур начинают проводить ранней весной, когда температура воздуха на улице не превышает +3–5 °C. При помощи специальной техники хлеборобы делают узкие бороздки, соблюдая между ними дистанцию в 8–15 см, при этом не забывают и про техническую колею, необходимую для дальнейшего ухода за посевами. Глубина закладки семян - 3,5–5 см. Если погодные условия не позволили провести посев в срок, то глубину посадки уменьшают, чтобы быстрее получить ростки.

Особое значение при выращивании зерновых культур уделяют борьбе с сорняками. Первоначально их пропалывают, через 7–8 дней землю боронят, а как только появляются зеленые всходы, поле обрабатывают гербицидами – специальными химическими веществами, уничтожающими сорные травы.

Как выращивают хлеб, а точнее, злаковые культуры, чтобы получить зерно? Растениям требуется много света, вот почему так важно правильно определить схему посадки для каждого вида. Затеняя друг друга, растения плохо развиваются. К температурному режиму озимые злаковые не столь требовательны, могут вынести как кратковременное похолодание, так и засуху. В процессе выращивания агрономы используют комплексные минеральные удобрения, которые содержат основные питательные вещества: азот, фосфор и калий. Их количество и пропорциональное соотношение зависит от природного состава почвы. Например, чтобы в зернах пшеницы повысить содержание белка и клейковины на стадии колошения используют дополнительную подкормку азотсодержащим удобрением. Если до этого поле было засеяно бобовыми культурами, то долю азота в минеральных составах можно снизить на 30%.

Сбор урожая

Зная, как выращивают хлеб, осталось выяснить, как его собирают. Сбор урожая проводят, когда культура достигает стадии восковой спелости. Влажность зерен должна составлять около 16–17%. В этот момент, главное, не затянуть, иначе зерна будут осыпаться и часть урожая будет потеряна. Сбор пшеницы проводят при помощи комбайна в 2 этапа: сначала ее «валяют», а затем обмолачивают. Важно, чтобы в дни сбора урожая погода была солнечная и сухая. Если идут дожди, то обработку проводят методом прямого комбайнирования, то есть процесс сокращают до 1 этапа. Далее, зерно отвозят на ток, где его тщательно сортируют при помощи специальных станков-веялок. Таким образом, продукт освобождают от примесей мусора. Когда требуемый процент чистоты будет достигнут, зерно отправляют на элеватор или в зернохранилище.

При выращивании зерновых культур человек вкладывает много сил. Урожайность зависит от ряда факторов: качество посадочного материала, погодные условия, набеги вредителей. Ведь во время засухи трудно обеспечить полив растений на поле, протяженностью несколько гектар. Хлеб нужно беречь, относиться к нему уважительно и всегда помнить, что выращивание зерна - это великий труд.

Видео как выращивают хлеб


Занятие на тему:

"Как выращивают хлеб?"

Занятие подготовила воспитатель

Кульбердина Зульфия Нуритдиновна

2014 г.

Занятие на тему "Как выращивают хлеб?"

Цель: На основе расширения знаний об окружающем мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам, хлебопекам), бережное отношение к хлебу. Обобщить и систематизировать знания детей о хлебе, процессе выращивания хлеба, о разнообразии хлебобулочных изделий, о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России, о том, что его очень трудно вырастить. Закрепить знания детей о различиях города и села.

Наглядно-дидактический материал: Картины с изображением города и деревни, картины из серии «Выращивание хлеба», колоски пшеницы и ржи (или картинки), мяч, платок для завязывания глаз, хлеб (белый и черный), хлебобулочные изделия.

Ход занятия:

Воспитатель: Вспомните, чем отличается город от деревни? Дети: Разные дома, транспорт, труд людей.

Воспитатель: Чем занимаются люди в деревне?

Дети: Разводят домашних животных, выращивают овощи, фрукты, зерно и т. д.

(Перед детьми выставляется несколько картин с изображением города и деревни. Воспитатель предлагает детям внимательно их рассмотреть.)

Воспитатель: Вы видите много разных картин. Внимательно их рассмотрите и попробуйте разделить картины на две группы по какому-то единому общему признаку.

(Дети делят картинки на те, что относятся к городу, и те, что относятся к деревне.)

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый,

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый.

Без него плохой обед,

Вкусней его на свете нет! (Ответ: хлеб.)

Воспитатель: А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб?

Дети: Мягкий, пышный, душистый, черный, белый, подгорелый.

Воспитатель: Верно, молодцы! Вот сегодня мы с вами и поговорим о хлебе. Каждый день мы едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные. А вы знаете, из чего все это делают?

Дети: Из муки.

Воспитатель: А из чего получают муку? Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы (повтор хором и индивидуально). Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова: "хлеб" и "работа". Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?

(Проводится работа по картинке. Дети все вместе составляют рассказ по серии картин.)

(Перед детьми картина: трактор на поле распахивает землю.)

Воспитатель: Куда мы пришли?

Дети: На поле.

Воспитатель: Что мы видим там?

Дети: Трактор пашет землю.

Воспитатель: Для чего он это делает?

Дети: Чтобы земля была мягкая.

Воспитатель: Кто работает на тракторе?

Дети: Тракторист.

Воспитатель: А можно сказать землепашец? Землю вспахали, а потом что делают в поле?

(Воспитатель демонстрирует картинку, где люди сеяли зерно.)

Воспитатель: А что нужно для того, чтобы зерна проросли?

Дети: Солнце, тепло, вода, вспаханная земля.

Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. Что на ней изображено?

Дети: Самолет распыляет удобрение на поле.

Воспитатель: Солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле, и наши зерна превратились в ростки, а затем в колосья. (Демонстрация колосков злаковых.) Как выглядят эти растения, кто-нибудь видел? Я вам принесла эти растения. Это колоски пшеницы и ржи. Давайте их рассмотрим. Что можно сказать вот об этом колоске?

(Дети составляют рассказ-исследование по описанию колоска.)

Дети: Он длинный, тонкий, у него очень длинные усики. Это колосок ржи. Зерна у ржи тоже длинные.

Воспитатель: А что вы можете рассказать о колоске пшеницы. Какой он?

Дети: Колосок пшеницы короче, толще, усики короткие, а зернышки круглые.

Словарная дидактическая игра с мячом

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребенку. Ребенок отвечает и возвращает мяч воспитателю, образуя слово, родственное слову "хлеб":

Назови ласково хлеб (хлебушек).

Крошки хлеба какие? (хлебные).

Квас из хлеба как называется? (хлебный).

Прибор для резки хлеба (хлеборезка).

Посуда для хлеба (хлебница).

Кто выращивает хлеб? (хлебороб).

Кто печет хлеб? (хлебопек).

Назови завод, где выпекают хлеб (хлебозавод).

Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).

Воспитатель: Ну вот, зерна созрели. И на поле выходят другие машины - комбайны. (Показ картины.) Кто работает на комбайне?

Дети: Комбайнер (Повторяют индивидуально и хором.)

Воспитатель: Что делает комбайн с колосками?

Дети: Он срезает колоски, вымолачивает из них зерна, и эти зерна по специальному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовую машину. Потом зерна везут на мельницу. Там их растирают - мелют. Получается мука.

Воспитатель: Что можно испечь из муки? Как сказать двумя словами?

Дети: Хлебобулочные изделия.

Воспитатель: В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия?

Дети: В булочной.

Дидактическая игра "Узнай на вкус"

Воспитатель: Сейчас мы отправимся в булочную.

(Дети идут к столу, на котором лежат хлебобулочные изделия.)

Воспитатель: Какие изделия есть в нашей булочной? Вы знаете много хлебобулочных изделий?

Вы любите их есть? Сейчас мы проверим, сумеете ли вы узнать их по вкусу?

(Дети угадывают хлебобулочные изделия по вкусу.)

Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие-нибудь?

(Ответы детей.)

Воспитатель: "Хлеб всему голова". Почему так говорят? Теперь вы знаете, откуда приходит хлеб на наш стол, как трудно его выращивать, и поэтому вы, ребята, должны с уважением относиться к хлебу.

Познание. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром

Тема: «Как выращивают хлеб»

Цель: Познакомить детей с процессом выращивания хлеба.

Задачи : 1. Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол, обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе, на механизацию труда.

2. Совершенствовать грамматический строй речи.

3. Учить разгадывать загадки.

4. Закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России.

5. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к хлебу.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, чтение стихов, пословиц, загадок, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы.

Словарная работа.

Пахота, сев, посевная, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, закваска, солома, амбар, элеватор чана.

Материалы и оборудование:

Картинки, стихи, колоски пшеницы, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье.

Предварительная работа:

Чтение отрывка из произведения А. Мусатова «Вот какой, каравай»; «Кто в поле главный?», рассматривание иллюстраций, заучивание пословиц, беседа.

Литература: К.В. Назаренко «Методические рекомендации к комплекту «Как к нам приходит хлеб»

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Внимание, внимание! Желающим совершить увлекательное путешествие в мир труда и знаний! Прошу всех желающих занять свои места и отправимся в путь.

Ребята, отгадайте загадку:

Бываю я черным,

Бываю я белым,

Румяным бываю

И чуть подгорелым, иногда

Да ведь это не беда!

Что это? Ответы детей.

Правильно, это хлеб.

Снимает салфетку с подноса, на котором находится выставка: хлеб белый и ржаной, сушки, печенье, пряники.

2. Беседа о хлебе.

Все мы каждый день едим белый и черный хлеб, многие любят сушки, печенье, различные пирожные.

Дети рассматривают, делятся впечатлениями.

А кто знает из чего все это делают? Ответы детей.

- А что такое мука, из чего ее получают? Ответы детей.

Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зерен ржи – ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим занимаются хлеборобы. Ребята, вы хотите узнать, что же это за работа? Ответы детей.

Сначала хлеборобы готовят почву к посеву. Осенью специальными машинами-разбрасывателями вносят на поля удобрения. Потом тракторами вспахивают землю, перемешивая удобрения с землёй и одновременно боронуют – это рыхлят землю, чтобы не было комков. (Показ иллюстраций)

Борона – это такое приспособление, которое рыхлит землю, чтобы в неё поступала влага, воздух и тепло.

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто ведет его? Ответы детей.

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю.

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Погореловского)

Трактора выходят в степи

Тянут плуги на прицепе

Режут плуги, как ножом,

Жирный сочный чернозем.

И вот земля становится мягкой, рыхлой, послушной. (Показ иллюстраций)

Теперь можно начинать сеять!

К трактору прикрепляют сеялки, и те равными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (Показ иллюстраций)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время все зеленое, очень красивое.

Солнце чертит в небе полосы,

Птицы песни завели…

Созревай же колос к колосу,

Сладкий хлеб моей земли.

(Показ иллюстраций)

- Хлебное поле ещё называю нивой.

(Воспитатель читает отрывок из стихотворения Ю. Ждановской)

Нива моя, нива, нива золотая!

Зреешь ты на солнце, колос наливая;

По тебе, по ветру, словно в синем море,

Волны так и ходят, ходят на просторе….

Но вот зерна созрели. Начинается жатва. (Дети повторяют слово хором и индивидуально) И на поле выходят другие машины – комбайны. (Показ иллюстраций)

- Он идет волну сечет, из трубы зерно течет» - это загадка про комбайн. Кто работает на комбайне?

Ответы детей. (комбайнер – новое слово, повторить слово хором и индивидуально)

Что же делает комбайн? Ответы детей.

Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны соломы. (Показ иллюстраций)

- Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают, просушивают под солнцем. Потом часть зерна в амбары для семян, а остальное зерно сдают государству. Это зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна. (Показ иллюстраций)

- Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница

Здесь такое с ней творится!

В оборот её берут!

В порошок ее сотрут!

Стали зёрнышки мукою.

(Погореловский)

Куда же потом?

Ответы детей. (на хлебозавод)

Правильно, муку везут на хлебозавод. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. Другие машины режут тесто на одинаковые части и передают в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим, без чего не обходится ни один завтрак, обед и ужин.

3. Физминутка «Хлеб»

Муку в тесто замесили, (Сжимают и разжимают кулачки)

А из теста мы слепили: (Прихлопывают ладошками, «лепят»)

Пирожки и плюшки, (Поочерёдно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)

Сдобные ватрушки,

Булочки и калачи –

Всё мы испечём в печи. (Обе ладошки разворачивают вверх )

Очень вкусно! (Гладят живот)

Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу.

4. Прочтение пословиц

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба. Ребята давайте повторим пословицу и запомним её.

Повторение пословицы детьми хором и индивидуально.

Послушайте, ребята, какие ещё есть пословицы о хлебе:

«Без хлеба – нет обеда»

«Хлеб – батюшка, вода – матушка»

«Будет хлеб – будет и песня»

«Много свету – много хлеба»

«Хлеба надо брать столько – сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Хлеб нельзя бросать на пол»

5. Игра с мячом «Вопрос-ответ»

Цель: развивать умение подбирать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб».

Игровая задача : при ловле мяча сконцентрироваться и дать правильный ответ на вопрос.

Материал : мяч.

Ход :

Воспитатель задает вопрос и бросает мяч ребёнку, ребёнок отвечает и возвращает мяч взрослому.

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

6. Рефлексия

Ребята, скажите, пожалуйста:

Какие работы выполняют на полях хлеборобы, чтобы вырастить хороший урожай зерна?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, жнут)

Какие машины помогают хлеборобом?

Ответы детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

Как нужно относится к хлебу?

Ответы детей.

Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.


Хлеб имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Благодаря этому продукту люди выживали, ведя нескончаемые войны, главной целью которых было завоевание плодородных земель. О хлебе сложены песни, поговорки, пословицы. Недаром народная мудрость гласит: «Хлеб - всему голова», подчеркивая его первостепенную важность. Как выращивают хлеб? Как осуществляется посадка и уход за зерновыми культурами, читайте в статье.

Кто выращивает зерновые культуры?

В старину этим занимались крестьяне-земледельцы. Сегодня человека, выращивающего хлеб, называют хлеборобом. Но это обобщенное название профессии, которой на самом деле не существует, как и вузов, училищ, где можно ее получить. Чтобы полезный продукт оказался на столе, нужно много потрудиться людям разных профессий.

В этом деле важны все этапы работы слаженной команды сельскохозяйственных тружеников:

  • Селекционеров, стараниями которых выводятся новые сорта зерновых культур.
  • Агрономов, которые отслеживают состояние земель, а также семян в зимнее время. Люди данной профессии контролируют вспашку земли. По многочисленным расчетам они определяют дату данной процедуры.
  • Трактористов, занимающихся вспашкой земель, их боронованием и посевом семян.
  • Комбайнеров, без которых не обойтись в уборочную страду. Эти люди на специальных машинах - комбайнах - осуществляют скашивание колосьев, обмолачивание зерна, которое ссыпается в кузов машины и увозится на ток для просушки.
  • Шоферов (водителей), доставляющих зерно на ток, а затем на мукомольные заводы.
  • Пилотов, работающих в гражданской авиации, которые осуществляют борьбу с вредителями зерновых культур.

Хлеб является богатством страны. Его выращиванием занимаются земледельцы, но самой главной фигурой в этом является земля. Прежде чем зерно превратится в буханку хлеба, трудятся люди многих профессий. В настоящее время хлебороба с сохой и рабочей лошадью давно не существует. Многие процессы по возделыванию хлеба выполняют машины.

Выращивание зерновых культур

К данной категории сельскохозяйственных растений относится овес, ячмень, пшеница, рожь. Как выращивают хлеб? Для того чтобы полезный продукт всегда был на столе, нужно хорошо потрудиться специалистам многих профессий. Возделывание зерновых культур следует осуществлять, придерживаясь следующих мероприятий:

  • Нужно провести основную и предпосевную подготовку почвы.
  • Внести необходимые удобрения.
  • Подготовить семена и посеять их.
  • Правильно и регулярно ухаживать за растениями.
  • Вовремя убирать урожай, не допуская потерь.

Посевные сроки

В зависимости от времени посева зерновые культуры бывают озимыми и яровыми. Посев первых осуществляется осенью, яровых - весной. Выращивая зерновые культуры, очень важно определить сроки, когда можно заделывать в почву семена. Если это до наступления зимних холодов на растениях должно сформироваться три-четыре побега. Поэтому сеять семена нужно в первой декаде сентября, иногда для этого выбирают конец августа. Яровые культуры следует сеять, ориентируясь на состояние почвы. Оптимальным сроком является апрель, середина или конец месяца.

Обработка почвы

Как выращивают хлеб? Прежде чем посеять зерновые культуры, нужно вспахать землю. На ее поверхности не должны оставаться растительные остатки после прошлого года. Это очень важное агротехническое мероприятие, в результате которого почва не подвергается эрозии и в ней сохраняется много влаги. Одновременно со вспашкой в почву вносятся удобрения. Если на поле будут выращиваться яровые культуры, весной проводится боронование почвы, если озимые - культивация.

Как посеять семена?

Посадка зерновых культур осуществляется в подготовленную почву. Посадочный материал должен быть не поврежденным и отвечать требованиям стандарта. Чтобы избежать заражения семян, их протравливают. Выращивание озимых культур осуществляется из прошлогодних семян. После посева посадочный материал нужно прикатать, чтобы произошел контакт с землей.

Как правильно ухаживать?

Чтобы получить высокий урожай, за зерновыми культурами нужно регулярно ухаживать. Для этого следует проводить следующие мероприятия:

  • Защищать растения от поражения болезнями и повреждения вредителями. Для этого поля с посевами зерновых обрабатываются химическими препаратами.
  • Вовремя удалять сорняки, чтобы они не заглушали культурные растения. Для этого используют гербициды.
  • Подкармливать злаки составами, содержащими азот.

Способы уборки урожая

Это агротехническое мероприятие для зерновых культур осуществляется двумя способами:

  • Прямым комбайнированием. Это самый эффективный способ уборки. Проводится при влажности зерна 14-17 %, а также в том случае, когда 95 % всех растений достигли зрелости.
  • Раздельным (двухфазным) способом. Так осуществляется уборка засоренных и созревающих в разное время хлебов.
  • Трехфазным методом, при котором злаки скашивают в валки, подбирают их со всего поля и транспортируют в специально оборудованные помещения для дальнейшего обмолота. Но этот способ используется редко из-за отсутствия машин.

Еще в период каменного века люди заметили, что некоторые растения имеют сытные зерна, которые к тому же можно долго хранить. Ими были злаки в дикой рожь, ячмень. Первобытные племена поселялись рядом с такими полями. Со временем люди изобрели инструменты для обработки земли, уборки зерна и его переработки на муку.

Как в старину выращивали хлеб? Сначала подготавливали землю. Эта работа была очень тяжелой. Большая часть территории Древней Руси была покрыта могучими, непроходимыми лесами. Крестьяне сначала выкорчевывали деревья, очищали землю от мощных корней. В слежавшуюся почву не поступал воздух, необходимый для жизни растений. Оживить землю можно было только вспашкой. Крестьяне выполняли эту работу сохой или косулей, которые изготавливали сами.

Плуг появился значительно позже. Он предназначался для подрезания пластов земли и ее переворачивания. После вспашки почву боронили при помощи бороны, которая представляла собой бревно с длинными сучьями. Все комья разбивались, камни крупных размеров удалялись. Земля была готова для использования.

Посев зерна в старину

Началом года на Руси считали весну. От посевных работ зависело, будет грядущий год сытным или голодным. Семена хранили очень бережно, чтобы раньше положенного времени они не прорастали. Больше одного года зерно для посадки не хранили, иначе ему не хватит сил прорасти.

Время посева крестьяне определяли по народным приметам, наблюдая за явлениями природы. Например, если в период разлива рек уровень первой воды был велик, яровые зерновые нужно было сеять рано, если нет - поздно.

День посева считался самым ответственным и торжественным в году. Как выращивают хлеб? Определялся человек, которым первым выходил в поле. Он был босым, надевал праздничную рубашку красного или белого цвета, на груди висела коробочка с семенами. Он разбрасывал их равномерно, читая молитву. Сеяли в основном рожь, так как она была устойчивей к переменам погоды и холодам.

Посевом зерновых культур крестьяне занимались и осенью. Такие злаки называли озимыми и сеяли перед наступлением холодов. До зимы растения успевали прорасти. Если долгое время стояла теплая погода, на озимое поле выпускали скот, который съедал ростки, а растения быстрей укоренялись. В дальнейшем крестьяне полагались на выпадение большого количества снега, который являлся укрытием для посевов. Можно посмотреть, как выращивали хлеб, на картинках ниже. В иллюстрациях к стихотворению Михаила Стельмаха "Жнива" представлен сбор урожая.

Жатва

Очень ответственной порой считалась уборка хлеба. Важно было сделать это вовремя, и чтобы погода была хорошей. Дату жатвы крестьяне определяли, исходя из своих наблюдений. Зерно на зрелость определяли зубами: если оно хрустит, значит поспело.

Требовала больших трудозатрат, поэтому это делали всей семьей. В поле выходили не только взрослые. Как выращивают хлеб, для детей не было секретом. Они с раннего детства были приучены к труду. Если семья не справлялась с работой, звали соседей на помощь. Убирать зерно было нелегко, но эта работа приносила радость людям: процесс сопровождался игривыми песнями. Все работы выполнялись вручную с помощью серпов и кос.

Современным детям, особенно тем, чьи родители не занимаются сельскохозяйственным трудом, помогут узнать, как выращивают хлеб, рассказы. Их написано очень много. Например, «Три калача и одна баранка». Это произведение написал Лев Николаевич Толстой.

Как обмолачивали зерно?

Жатва заканчивалась к середине августа. Колосья, связанные в снопы, увозили с поля для просушки. Для этого использовали:

  • Овин - представлял собой хозяйственную постройку, в которой помещалось до 500 снопов. Сооружение состояло из ямы с печью без трубы и верхним ярусом для складирования снопов.
  • Ригу - постройку, большую по размерам, чем овин. Она была оснащена печью. В ней можно сушить одновременно пять тысяч снопов.

После того как зерно просушили, снопы везли на гумно (участок на земле, огороженный забором). Здесь его хранили, обмолачивали. Это была самая тяжелая работа. По снопам ударяли молотилом, пока в колосьях не останется ни одного зернышка. Обмолотом не всегда занимались сразу. Эту работу можно было выполнять осенью и даже с наступлением зимнего периода. Обмолоченное зерно нужно было провеять. Для этого человек стоял на ветру и ворошил его лопатой. Затем зерно везли на мельницу для перемалывания на муку, из которой хозяйки пекли хлеб, который на Руси всегда считался сокровищем всего народа. Вот почему в нашей стране к хлебу относятся с уважением и почитанием.