Психолого педагогическая характеристика ученицы коррекционной школы. Психолого-педагогическая характеристика учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида

Характеристика

Фёдоровой Анастасии Андреевны, 16. 09. 2001 года рождения.

Анастасия учится в четвёртом классе по программе восьмого вида.

В 2012-2013 учебном году девочка посещает уроки вместе с классом. Насте очень трудно усваивать новый материал, так как она не освоила программу третьего класса. Девочка не привыкла заниматься вместе с классом; на уроках пассивна, отвлекает одноклассников.

Анастасия не мотивирована на учебную деятельность, интеллектуально неразвита, неэмоциональна. Инструкцию понимает не всегда, нуждается в постоянном контроле со стороны учителя. Запас общих представлений об окружающем мире ограничен, не соответствует возрасту.

Насте присуще словесно-фразовое чтение. Она может пересказать небольшой по объёму текст. Затрудняется ответить на вопросы после чтения. Девочка не может определить тему и идею текста. Стихотворения заучивает с трудом, читает их быстро без выражения. Настя читает монотонно в нормальном темпе, в некоторых случаях искажает звуко-слоговую структуру слова; присутствуют аграмматизмы при чтении. Девочка любит читать, с удовольствием посещает детскую библиотеку.

С печатного и письменного текста списывает с небольшим количеством ошибок. Диктанты пишет на положительную оценку только с помощью учителя. Изученные орфограммы понимает частично, правила не применяет; под диктовку пишет с большим количеством ошибок. Тексты для изложений и свободных диктантов не запоминает, написать не может. Домашние задания часто не выполняет, так как нет в этом году должного контроля со стороны родителей. Словарный запас ограничен, страдают все виды памяти.

Насте трудно запомнить таблицу умножения. Она не решает устно выражения с переходом через десяток, но складывает и вычитает в столбик двузначные числа. Настя может с помощью таблицы умножить в столбик многозначное число на однозначное или двузначное. Уравнения, изученных видов решает с помощью учителя. Может самостоятельно решить простые задачи, для решения составных задач требуется помощь. Виды задач, изученные в четвёртом классе, не понимает.

Работы девочки по изобразительному искусству и технологии отличаются аккуратностью, соответствуют теме. Настя любит помогать учителю по классу, по столовой, охотно занимается трудовой деятельностью.

Девочка всегда опрятно одета, ухожена. Личные и школьные вещи содержит в порядке.

С одноклассниками спокойна и уравновешена, в конфликты не вступает.

Родители Насти не посещают родительские собрания, не интересуются учёбой дочери.

17. 05. 2013 год.

Директор: (Н. Ю Ионова.)

Кл. руководитель: (А. Н. Шарова. .)

Характеристика

ученицы 4а класса МОБУ « Пашская средняя общеобразовательная школа» Волховского муниципального района Ленинградской области

Андреевой Вероники Викторовны, 07. 07. 2002 года рождения.

Вероника учится в четвёртом классе по программе восьмого вида.

Девочка занимается индивидуально; программа составлена на основе коррекционной программы для второго класса.

Два года Вероника осваивала буквы. На данный момент она читает 24 слова в минуту. Девочке присуще буквенно-слоговое чтение. Она понимает значение только односложных слов или слов, известных по лексическому значению. Смысла прочитанного предложения, текста не понимает.

Пересказывает текст после пересказа учителя, допускает в нём фактические, логические и речевые ошибки. На вопросы по тексту не отвечает, часто отвечает наугад. Вероника с трудом запоминает короткие стихотворения, так как у девочки страдают все виды памяти. Словарный запас девочки ограничен, не соответствует возрасту. Страдают звукопроизношение и просодика.

Вероника списывает с печатного и письменного текста с ошибками копируя буквы, при этом не понимая смысла. Под диктовку писать не умеет, так как страдает фонетико – фонематическое восприятие, анализ и синтез.

Вероника знает счёт от 1 до 100. Может записать числа по порядку. Складывает и вычитает числа с помощью линейки. Может пользоваться таблицей умножения и считать в столбик (75*3) Смысла самостоятельно прочитанной задачи не понимает. Условие задачи воспроизводит за учителем только со 2-3 раза. Решение предлагает наугад.

Вероника не мотивирована на учебную деятельность. Девочка интеллектуально неразвита, неэмоциональна. Инструкцию понимает не всегда, нуждается в контроле со стороны учителя.

У Вероники отсутствует интерес к какому – либо виду деятельности. Запас общих представлений об окружающем мире ограничен. Работы по изо. деятельности и технологии неаккуратны, не соответствуют заданию.

Мама Вероники часто сама выполняет за дочь домашние задания, не реагируя на замечания учителя. В большинстве случаев не уделяет внимания дочери. Не интересуется успеваемостью, не посещает родительские собрания.

Вероника ходит в школу неряшливо одетой, хотя вещи новые, но давно нестиранные, имеют специфический запах.

С одноклассниками нет дружеских отношений, но и нет конфликтов.

С учителями спокойна, уравновешена.

17. 05. 2013 год.

Директор: (Н. Ю Ионова.)

Кл. руководитель: (А. Н. Шарова. .)

Материал будет полезен дефектологам.

Характеристика

обучающегося7 класса государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная)

школа-интернат» г. Бугуруслана Оренбургской области

________________________, ___.____.2003 г.р.,

проживающего по адресу: г.Бугуруслан, ____________

Александр поступил в образовательную организацию в сентябре 2010 года,с диагнозом: « F -70».

Мальчиквоспитывается в неполнойсемье.

Физическое развитие ребёнка среднее,уровень развития моторики, движения достаточно скоординированы.Двигательные функции сформированы соответственно возрасту, координация не нарушена, ловкость движений в норме.Навыки пространственной ориентировки сформированы,ориентируется в основных понятиях времени, но затрудняется в установлении причинно-следственных отношений между явлениями действительности. У мальчикапреобладает наглядно-образное мышление. Имеются особенности в речи (заикание).

Наблюдается низкая активность и снижение концентрациивнимания в связи с повышеннойутомляемостью. Память сохранна. Учебно-познавательная мотивация развита достаточно.

Учебный материал по письму и развитию речиусвоил в полном объеме. С помощью учителя объясняет изученные орфограммы, знает части речи,подбираетоднокоренные слова, несложные слова разбирает по составу самостоятельно. На уроках не всегда активен, несложные виды работ старается выполнять самостоятельно. Владеет всеми видами письма, допускает незначительные ошибки.

Читаетниженормы, с логопедическими ошибками, может пересказать прочитанное с помощью вопросов. Оценивает поступки героев, стихи заучивает в полном объеме. Александрумеет поддерживать беседу.

Учебный материал по математике усвоил в полном объеме. Устно складывает и вычитает круглое число. Умножает и делит на однозначное число в пределах 100000, выполняет деление с остатком. Решает простые задачи на нахождение дробиот числа, решает составные задачи на движение без помощи учителя. Вычислительные навыки соответствуют программным требованиям. Умеет пользоваться чертежными инструментами, называть и различать геометрические фигуры.

На уроках СБО усвоил материал по всем разделам предмета. Имеет представление об основных видахвзаимоотношений в семье. Пользуется общественным транспортом, учреждениями торговли. Знает правила поведения в обществе, но не всегда соблюдает их.

За время обучения столярному делу Александрпоказал средний уровень подготовки.Ориентируется в технической терминологии. Работает столярным инструментом аккуратно, соблюдает технику безопасности.Имеющиеся знания применяет на практике только с помощью учителя. На уроках бывает недисциплинированный.

По характеру Александр общительный, дружелюбный. К конфликтам не склонен, добродушен, легко вступает в контакт, имеет друзей.Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Невсегда способен контролировать свои эмоции, бывает плаксив.

Навыками самообслуживаниявладеет, но постоянно требуется контроль воспитателя, т.к. проявляет лень и недобросовестное отношение к своим обязанностям. Следит за своим внешним видом. На замечания реагирует адекватно.

Социальную дистанциюсо взрослыми соблюдает.

Социальная адаптация на среднем уровне.

Директор:_________________

Кл. руководитель:__________________

Характеристика

ученицы 2 класса государственного казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) школа-интернат» г. Бугуруслана Оренбургской области

____________________________.____. 2007 года рождения,

проживающей по адресу:

________________________________________

В школу-интернат Диляра поступила 31.08.2015 года с диагнозом: « F -70», после детского сада компенсирующего вида № _____. Диляра воспитывается в полной, обеспеченной семье. Воспитание в семье осуществляет мама. Физическое развитие ребенка среднее. У Диляры низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.
Девочка не ориентирована на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Программный материал Диляра усвоила удовлетворительно.По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок. Называет последующее и предыдущее число. Знает геометрические фигуры. Научилась чертить отрезки заданной длины. Умеет выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток. Затрудняется решать простые и составные арифметические задачи самостоятельно. Не умеет сравнивать однозначные и двузначные числа. Не усвоила названия компонентов при сложении и вычитании. Не понимает математический смысл выражений «столько же», «больше на», «меньше на».

По письму и развитию речи Диляра не умеет анализировать слова по звуковому составу, различать звуки гласные и согласные. Списывает по слогам с рукописного и печатного текста. При письме под диктовку требуется большое количество повторений и контроль со стороны учителя. Записи в тетрадях неаккуратные.

По чтению и развитию речи простые предложения самостоятельно построить не может, заменяет слова. Может повторить отдельные слова, но с речевыми ошибками. Читает Диляра целыми словами, громко, но искажает слова, не дочитывает окончания. Стихи наизусть учит с большим трудом, быстро забывает. Словарный запас ограничен.

По развитию речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности знает название времен года, отличительные их признаки, домашних и диких животных.

На уроках трудового обучения работает самостоятельно. Умеет пользоваться ножницами, вырезать по контуру, обводить по трафарету.

В учебной деятельности Диляра нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Девочке очень трудно сосредоточиться на работе, внимание неустойчивое, быстро рассеивается при работе более чем с двумя объектами. Переключение внимания зависит от заинтересованности работой. Преобладающим является непроизвольное внимание.

Процессы восприятия у Диляры протекают медленно. Отмечается поверхность и недостаточная обобщенность восприятия. Девочка правильно воспринимает объекты в привычном для них положении, при изменении условий восприятия этого часто не происходит. Меры времени знает в пределах программы. Восприятие пространства требует дальнейшего развития, положение в пространстве часто определяет неверно, путает «левый — правый», ненаблюдательна. Диляра знает основные формы, величины в пределах «большой — маленький», «больше — меньше».

Решение мыслительных задач вызывает у девочки значительные затруднения. Рассуждения крайне непоследовательны, причинно-следственные зависимости между явлениями и событиями устанавливаются только с помощью учителя. В большинстве случаев особенностью мышления Диляры является пассивность. Умение контролировать и исправлять свои действия, следуя цели задания, практически не сформировано, т. е. отмечается некритичность мышления. Умозаключения девочки примитивны. Преимущественно развит наглядно-действенный вид мыслительной деятельности, в меньшей степени — наглядно-образный, абстрактный.

Словарь беден, пассивный словарь значительно шире активного. На уроках темп речи замедленный. Диляра не умеет поддерживать беседу, не может задавать вопросы.

К учителю девочка относится с уважением, признает его авторитет. К конфликтам не склонна, добродушна, готова помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Способна контролировать свои эмоции. Навыками самообслуживаниявладеет. Следит за своим внешним видом. На замечания реагирует адекватно. Соблюдает режимные моменты.Социальная адаптация недостаточная.

Директор:__________________________

Кл. руководитель:______________________

Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида

Психолого-педагогическая характеристика на ученика 9 класса Иванова Ивана, 22. 11. 1992 г. р.

Ваня поступил в школу в возрасте 9 лет, в 2001 году. Ранее обучался в ____________начальной школе. Живут с отчимом, который нигде не работает, семья малообеспеченная, многодетная, все взрослые члены семьи курят, в том числе и в доме, при малолетних детях.

Физическое развитие подростка среднее, страдает язвой желудка, обостряющейся осенью и весной, часто болеет простудными заболеваниями. У Вити низкий уровень развития моторики, движения недостаточно скоординированы.

Подросток не ориентирован на познавательную активность, по предметам успевает слабо. Уровень обученности низкий. Отмечаются нарушения внимания, низкий уровень концентрации, распределения. На уроках отвлекается на внешние раздражители. Нарушения чтения и письма у Вани обусловлены системными нарушениями речи. При выполнении учебных заданий не способен переключаться с одного вида деятельности на другой, не может спланировать свою деятельность, исправить ошибку, если на неё указано. Требуется время на врабатываемость. Читает Ваня монотонно, по слогам и замедленно, пропускает буквы и слоги, читает неправильно окончания. Стихи не учит. Прочитанный текст из-за ошибок понимает до конца не всегда, пересказывает самостоятельно. Логическое мышление развито слабо, не может сделать элементарные выводы, решить примеры логической направленности. Словарный запас незначительный.

Записи в тетрадях делает неаккуратно, небрежно, пишет с множеством ошибок. Слабо владеет навыками работы с инструментами. По математике вычислительные операции выполняет медленно, с большим количеством ошибок, не всегда понимает смысла задачи. В учебной деятельности подросток нуждается в организующей, планирующей помощи и одобрении на всех этапах урока.

Ранее трудовое обучение по состоянию здоровья проходил по профилю "обслуживающий труд", сейчас обучается по профилю "штукатурно - -малярное дело", отношение к данному профилю нейтральное. При усвоении технико - технологических знаний нуждается в помощи учителя. В заданиях самостоятельно не ориентируется, нуждается в дополнительных пояснениях учителя, анализом ошибок и самоконтролем не владеет, разметку не выполняет, отчёт о проделанной работе делает под руководством учителя. Навыками работы с инструментами Ваня не владеет. При выполнении трудовых операций быстро утомляется, не способен к волевому усилию. Ранее усвоенные знания подросток в работе не применяет. Трудности преодолевает только с помощью учителя.

Ваня эмоционально неуравновешен. В сложных ситуациях возможны импульсивность, агрессивность, которые носят защитный характер. Активен в общении со сверстниками, но взаимоотношения поверхностны. Предпочитает игровую деятельность, эмоционально незрел. К конфликтам не склонен, добродушен, готов помочь товарищу. Самооценка адекватная, старается соблюдать принятые правила и нормы. Способен контролировать свои эмоции. У Вани не сформированы санитарно - гигиенические навыки, подросток грязный, неопрятный, за собой не следит и к своему внешнему виду равнодушен. Нужен постоянный контроль за внешним видом, чистотой одежды, рук, прической.

Характеристика на ученика / ученицу выдана для предъявления в ___________

15.09. 2010 год.

Директор школы ______________________

Классный руководитель _________________

Общая характеристика детей с ограниченными возможностями, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат VIII вида

В словаре по социальной педагогике Л.В. Мардахаева, выделено понятие лицо с ограниченными возможностями - это лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования .

В учебнике Н.М. Назаровой даётся традиционная классификация категорий лиц с ограниченными возможностями:

· Неслышащие (глухие);

· Слабослышащие;

· Незрячие;

· Слабовидящие;

· Дети с нарушениями речи;

· Умственно отсталые;

· Лица с задержкой психического развития;

· Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

· Лица с нарушениями эмоционально - волевой сферы .

В специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат VIII вида обучаются дети с нарушением умственного развития (умственно - отсталые дети). Характерной особенностью дефекта при умственной отсталости является нарушение высших психических функций - отражения и регуляции поведения и деятельности, вследствие органических повреждений головного мозга. Это выражается в нарушении познавательных процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, речи, внимания), страдают эмоционально - волевая сфера и личность в целом .

Особенности ощущения и восприятия умственно - отсталых детей: существенную роль в познании ребёнком окружающего мира играют его ощущения и восприятие. Они создают конкретную базу для знакомства с тем, что находится вокруг него. Для умственно - отсталых учеников свойственна узость зрительного восприятия, которая уменьшает их возможности ознакомления с окружающим миром, а также отрицательно влияет на овладение чтением.

Недостаточная дифференцированность зрительного восприятия учащихся обнаруживается в неточном распознавании ими близких по спектру цветов и цветовых оттенков, присущих тем или иным объектам. Отмечается также снижение остроты зрения, что лишает образ объекта присущей ему специфичности .

Учащиеся недостаточно умеют приспосабливать своё зрительное восприятие к изменяющимся условиям. Если изображения предметов, с чётко выраженным верхом и низом, предъявляются перевёрнутыми на 180 градусов, то они воспринимаются детьми, как объекты, находящиеся в обычном положении. Эти нарушения отчётливо обнаруживаются во время школьного обучения - в процессе овладения грамотой, на уроках ручного и профессионального труда, рисования и физкультуры.

Одним из основных видов человеческого восприятия является осязание. При проведении эксперимента, относительно осязательного восприятия умственно - отсталых детей, были обнаружены пассивность и недостаточная целенаправленность осязательной деятельности школьников, импульсивность, поспешность, недостаточная сосредоточенность всей деятельности и, соответственно, большое количество ошибок при распознании объектов, причём дети не совершают дополнительных попыток проверить правильность своего решения .

Особенности памяти умственно - отсталых детей: обучение умственно - отсталых детей в большей мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают им приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте .

Точность и прочность запоминания учащимися и словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях.

Умственно - отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально - насыщенные фрагменты. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают. Продуктивность непроизвольного запоминания учащихся зависит от характера выполняемой ими работы. Если их деятельность носит активный характер, то результаты оказываются более высокими, чем при пассивном отношении к заданию. Но иногда, некоторые учащиеся, узнав о том, что им следует запомнить воспринятое, обнаруживают обеспокоенность и растерянность. Достигнутые ими результаты оказываются ниже, чем в условиях непреднамеренного запоминания .

Чаще ученики легче запоминают материал в тех случаях, когда они самостоятельно читают его вслух. Вероятно, одновременно осуществляемое зрительное и слуховое восприятие создаёт благоприятные условия для закрепления материала в памяти.

Сохраняющиеся в памяти ребёнка зрительные образы предметов называются представлениями. Представления зависят от особенностей восприятия, речи и мышления. У умственно - отсталых детей представления о предметах окружающего мира бедны, неточны, а в ряде случаев являются искажёнными .

Особенности мышления умственно - отсталых детей: мышление представляет собой обобщённое, опосредованное отражение внешнего мира и его законов, общественно - обусловленный процесс познания, наиболее высокий его уровень .

Мыслительная деятельность у умственно - отсталых школьников формируется с большими трудностями. Для них характерно использование наглядно - действенной формы мышления. Причём решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизменном виде и, соответственно, получая всё время один и тот же неверный результат.

Задания, требующие наглядно - образного мышления, вызывают у школьников ещё большие затруднения, поскольку дети не могут сохранить в своей памяти показанный им образец и действуют ошибочно.

Наиболее сложными для школьников оказываются задания, выполнение которых основывается на словесно - логическом мышлении. Дети часто не понимают даже самые простые тексты, воспринимают материал упрощённо, опускают многие значимые его части, изменяют последовательность, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними .

Мыслительные процессы у умственно - отсталых школьников протекают весьма своеобразно. Выполняемый ими анализ зрительно - воспринимаемого реального предмета или его изображения отличается бедностью, непоследовательностью, фрагментарностью.

Постепенно ученики овладевают умениями достаточно подробно, придерживаясь определённого порядка, характеризовать воспринимаемый объект, начиная с того, что для него является наиболее существенным и продолжать анализ, указывая второстепенные детали.

Особенности речи умственно - отсталых детей: речь - это исторически сложившаяся форма общения посредством языка, обеспечивающая сохранение и передачу опыта и знаний, добытых предыдущими поколениями .

У школьников можно наблюдать ту или иную степень недоразвития речи. Оно обнаруживается и в затруднениях, имеющих место при овладении произношением. Это даёт основания говорить о более позднем и дефектном, по сравнению с нормой, развитии у умственно - отсталых детей фонематического слуха, играющего столь важную роль в становлении правильного произношения и обучении грамоте.

Ребёнок, зная, что он говорит не так, как все, старается меньше пользоваться речью, отмалчивается, когда его о чём - то спрашивают, прибегает к указательным жестам. Это отрицательно сказывается на развитии его эмоционально - личностной сферы. Он становится настороженным, замкнутым; постоянно ожидает обиды и порицания .

К старшим годам обучения учащиеся существенно продвигаются к овладению диалогической речью, однако многие из них не знают, как следует начать разговор, как о чём - либо спросить человека, особенно незнакомого, как отвечать на его вопросы. Причиной тому служит не только недостаточная сформированность речи, но и особенности мотивационной и эмоционально - волевой сферы.

Общепринятой, универсальной формой общения грамотных людей является письменная речь. Наиболее лёгким видом письма является списывание, но и оно вызывает у умственно - отсталых учащихся трудности. Ещё сложнее оказываются диктанты и особенно - написание самостоятельных работ: изложений, сочинений, писем и другое .

Особенности внимания умственно - отсталых детей: внимание - это сосредоточенность и направленность психической деятельности на определённый объект, что предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности .

У умственно - отсталых детей отмечается недостаточность памяти, особенно произвольной. Для них свойственно пассивное непроизвольное внимание, сопровождающееся чрезмерной отвлекаемостью. Причём у одних детей через 10 - 15 минут работы наблюдаются двигательное беспокойство, подвижность, другие же становятся вялыми и пассивными.

Низкий уровень произвольного внимания связан с недоразвитием волевых качеств у умственно - отсталых детей. Для них характерна также неспособность распределения внимания между различными объектами. Оно обнаруживается в таком поведении ребёнка, как нетерпение, задавание не относящихся к теме урока вопросов, выкрикивание отдельных реплик.

С возрастом у учеников вспомогательной школы несколько возрастает объём произвольного внимания, его устойчивость и возможность распределения, однако по длительности активной концентрации они значительно уступают своим нормально - развивающимся сверстникам .

Особенности развития личности и эмоционально - волевой сферы умственно - отсталых детей: личность - это конкретный человек, занимающийся определёнными видами деятельности, осознающий своё отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности. Все аспекты личностной сферы формируются у умственно -отсталых школьников также медленно и с большими отклонениями. Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, нестабильность чувств, ограничение диапазона переживаний, крайний характер проявлений радости, огорчения, веселья. Особые трудности вызывает формирование у ребёнка правильного поведения. Присущая ему интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание ситуаций, в которых он оказывается .

К числу основных компонентов личности принято относить самооценку и уровень притязаний. У умственно - отсталого ребёнка неадекватный (не соответствующий возможностям) завышенный уровень притязаний, привычка к получению только положительных подкреплений. Самооценка у умственно - отсталых детей в целом подчёркивает её неадекватность в сторону завышения. Но ребёнок попадает в образовательное учреждение или просто расширяет круг общения со сверстниками во дворе, и высокой самооценке может быть нанесён серьёзный удар.

Можно заметить, что наблюдаемая тенденция не должна исключать дифференцированного подхода к использованию оценки при обучении детей данной категории, так как у некоторых из них обнаруживается пониженная и очень хрупкая самооценка, полностью зависящая от внешней оценки. У других оценка повышена: такие дети мало реагируют на внешнюю оценку. Следует, наконец, учесть феномен кажущейся независимости от внешней оценки. Это явление может возникнуть у ранимых и низко оценивающих себя детей, но привыкших к неудачам и создавших себе своего рода защитный барьер от внешней оценки .

Таким образом, мы раскрыли общее понятие лицо с ограниченными возможностями и выделили особенности умственно - отсталых детей, обучающихся в специальной (коррекционной) образовательной школе - интернат VIII вида. Учитывая основные особенности детей данной категории, помощь социального педагога будет иметь значение в том случае, когда он правильно спланирует свою профессиональную деятельность, по отношению к детям данной категории, также социальный педагог должен для себя учесть, что успешное включение ребёнка с ограниченными возможностями в общество, должно строиться на соответствующем фундаменте, который может быть крепким при наличии четырёх составляющих: педагогического коллектива, информации о процессе преобразований, подготовки и постоянной поддержки детей.

В данной работе представлены 14 примерных характеристик на учеников начальных классов . Они были написаны для предъявления по требованию: милиция, собес, врачи, опека, суд.

Если же вам понадобится психолого-педагогическая характеристика ученика, то пример написания можно посмотреть .

Характеристика ученика 3 «Б» класса, проживающего по адресу:

В средней общеобразовательной школе № __ г. ________ обучается с 7 лет (1.09.2008) по программе 1- 4 УМК «Школа России».

Мальчик воспитывается в неполной семье, которая состоит из 4 человек (мать, 2 детей и бабушка), проживающих в одной квартире.

Физическое развитие и состояние здоровья _____ соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет, развит хорошо, болеет редко. Мать осуществляет постоянный контроль за школьной успеваемостью и поведением ребенка, а так же сотрудничает с учителем и оказывает посильную помощь. Каждую субботу _______ приходит в школу для беседы с учителем, а также зачастую звонит по неотложным вопросам.

За время обучения _____ показал себя как очень активный, открытый, общительный ребенок. Он легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Мальчик аккуратен, школьные принадлежности в хорошем состоянии, однако работы в тетрадях бывают небрежными из-за невнимательности. Он старается содержать не только свои вещи в порядке, но и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины. Однако Влад легко поддается влиянию окружающих одноклассников. Дружит со всеми в классе, но большее предпочтение отдает дружбе с __________. Их связывает дружба с детского сада, а также «жилье по соседству», поэтому мальчики часто возвращаются со школы вместе и ходят друг к другу в гости поиграть в компьютер. Мать Влада жестко контролирует их дружбу.

Интеллектуальные возможности учащегося высокие. Окончил обучение во втором классе с одной «4» по русскому языку, остальные предметы - «5». В классе является лидером в учебной деятельности, на него равняются, уважают, надеются. На уроке всегда поднимает руку, зачастую пытается ответить на все вопросы педагога, перебивая других, стремясь во всем быть первым. Всегда распределяет свою работу во времени и работает согласно плану. К учебной деятельности проявляет сильный интерес. Принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах, участвует в соревнованиях, конкурсах). Мальчик участвует во всех конкурсах школы, района, а также России. Неоднократно становился победителем в школьных конкурсах, на районе, а также стал победителем по Кемеровской области. Заинтересованность в успехах ребенка проявляет мать ___________.

Мальчик посещает школьные кружки - «Волшебная кисточка», «Музыкальный театр», а так же посещает внешкольные - легкая атлетика, танцевальный, бассейн.

В классном коллективе занимает позицию явного лидера преимущественно в учебной деятельности.

Характеристика ученицы 1 «Б» класса, проживающей по адресу:

В среднюю общеобразовательную школу № ___ г. _______ пошла с 7 лет (1.09.2008) в первый общеобразовательный класс «Б» по программе 1-4 УМК «Школа России», где обучается на данный момент.

Физическое развитие и состояние здоровья девочки соответствует возрасту и норме, тяжелых заболеваний нет. Семья, состоит из 5 человек (мать, бабушка и 2 старших брата), которые проживают в одной квартире. _________ (средний брат) обучается в 8 классе школы № __ и иногда приводит сестру в школу. Мама - ________________ воспитанием детей практически не занимается. Она плохо осведомлена об интересах ребенка, успеваемости дочери, поведении в школе и вне школы. За текущий учебный год на родительском собрании была 1 раз.

Старается устроить свою личную жизнь, что отражается на ребенке. За период проживания с сожителем (зимой) отдельно от своей семьи (с ней жила только Яна) контроль за дочерью осуществлялся плохо: не выполнялись домашние задания по предметам, была периодически не готова к урокам, иногда пропускала уроки без объяснения причины (или, например, говорила «не успел пуховик высохнуть»), деньги на питание не давались в этот период. Сама мать очень редко подходит к учителю.

В остальное время воспитанием занимается бабушка, а так же осуществляет контроль за учебой ______ и обеспечивает материально (питание, развлечения - театр, кинотеатр, новогодние подарки). Она всегда в курсе событий, произошедших за текущий день. Сама подходит к учителю. Со слов ______ ее многому учит бабушка (шить, читать, убираться). _____ принимает активное участие в школьной жизни (читает стихи на вечерах) благодаря бабушке.

Между бабушкой и матерью неблагополучная эмоциональная атмосфера.

На первый взгляд девочка хорошо одета, ухожена. За время обучения _____ показала себя как открытый, общительный ребенок. Она легко входит в контакт со сверстниками, учителями. Не боится неправильных ответов, говорит, что думает. Ко взрослым относится уважительно, прислушивается. Выполняет все поручения учителя. Очень любит дежурить по классу, пока все не сделает не уходит, иногда выполняет за других работу. Старается содержать в порядке свои вещи, и школьное имущество. Реакция на замечания педагога положительная, старается исправить ошибки, испытывает чувство вины (опускает голову, молчит).

Однако, не всегда благополучная атмосфера в семье переносится ребенком в детский коллектив. Она излишне подвижна, иногда бывает даже агрессивна со сверстниками (может накричать, толкнуть, жестко отстаивает свою позицию).

В коллективе занимает позицию «среднячка», к ней прислушиваются. Девочки играют с ней в ролевые игры, раскрашивают картинки и т. д.

Интеллектуальные возможности учащейся средние. Любимыми уроками являются: физкультура, изо, труд, музыка, окружающий мир.

Общий кругозор очень мал. Малый запас слов и малая начитанность не дают возможности правильно выразить свою мысль письменно и устно. Память развита на механическом уровне, она не владеет приемами преднамеренного запоминания, отсутствует быстрота и прочность запоминания, следовательно, через несколько дней без намеренного повторения информация забывается.

Мышление развито слабо. С трудом отличает существенные и второстепенные признаки предметов. Уровень усвоения общих и абстрактных понятий очень низкий, не умеет делать самостоятельно выводы и находить пути решения.

Воображение развито слабо.

К учебной деятельности _____ проявляет интерес, но он быстро исчезает, т. к. все психические процессы развиты слабо. На уроках часто отвлекается. Домашние задания выполняет с неохотой и большим трудом (со слов бабушки). Тяжело дается заучивание таблицы сложения и вычитания, словарные слова и т. д.

Однако, девочка очень старается не отстать от остальных учащихся. Активно отвечает на вопросы учителя, даже если ответы не всегда верны.

Чтобы скачать материал или !