Представление о весне. Развивающие занятия для детей на тему весна

Беседа о весне с детьми 5-7 лет

Беседа для детей старшей и подготовительной группы: «К нам пришла весна!»

Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию беседу о весне для детей старшей и подготовительной группы (5-7 лет) «К нам пришла весна!». Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем секреты этого прекрасного времени года и узнаем причины весенних изменений в природе и в жизни людей. Эта беседа поможет закрепить знания дошкольников о весне.
Цель: Закрепить представления детей о весне и признаках наступления весны.
Задачи:
1. Совершенствовать диалогическую речь. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (дни становятся длиннее, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда водоемы, возвращаются птицы);
2. Научить детей внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник, чувствовать красоту произведения искусства;
3. Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы, показать красоту весны. Прививать интерес к художественному слову;
4. Составить опорную таблицу, заучить стихотворение с опорой на составленную таблицу.
Предварительная работа: Прочитать стихотворение В. Алферова «Март», экскурсия по территории детского сада, оформление с детьми альбома «Весенние приметы», рисование на тему «Весна», аппликация на тему «Подснежник», рассматривание иллюстраций на тему «Весна», выставка книг о весне.
Демонстрационный материал:
Репродукция с картины А, Саврасова "Грачи прилетели", 10 картинок по стихотворению.
Раздаточный материал:
Иллюстрации с временами года.
Оборудование: мольберт.
Методические приемы: игровая ситуация, сюрпризный момент, беседа – диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, физкультминутка «Мишка», подведение итогов.
Ход беседы.
Воспитатель: - Ребята, давайте с вами поиграем. Я сейчас загадаю загадки, а вы покажите ответ, о котором говорится в загадке. (Воспитатель раздает детям иллюстрации, на которых изображены пейзажи весны, лета, осени, зимы – так, чтобы у каждого ребенка были представлены все времена года.)

Воспитатель:
- Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит, к нам пришла… (Весна)
- Она приходит с ласкою и со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
- Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает.
Когда это бывает? (Весна)
Воспитатель: - Правильно ребята, конечно же, это весна. А как вы узнали, что в загадках говорится о весне?
Дети: - Весной начинает таять снег, по земле бегут ручейки, прилетают птицы, солнце теплее греет.
Сюрпризный момент: В комнату залетает птица (маску птицы может одеть младший воспитатель) и приносит детям конверт.


Воспитатель: - Дети, что же в этом конверте? Давайте сейчас мы посмотрим. (Воспитатель читает письмо). Нам предлагают стать помощниками весны (проводится лексическая игра «Помощники весны». Задача игры – подобрать как можно больше весенних слов. И в конверте лежит лист форматом А3, на котором нарисовано солнышко).

Воспитатель: - Нам в конверте отправили солнышко, но у нее нет лучиков. Мы будем подбирать как можно больше слов о весне. Каждое слово будет одним лучиком. Чем больше подберем слов, тем больше получится лучиков у нашего солнышка! И тем теплее оно будет нас греть! (Малыш сказал слово – рисуем лучик. Этот лучик – это лучик от его весеннего слова. Теперь Ваша очередь. Вы подобрали слово – новый лучик и так далее).


Воспитатель: - Солнышко какое?
Дети: - Теплое, жгучее, яркое, щедрое, утреннее, вечернее, блестящее, яркое, желтое, золотистое, огненное, лучистое, огромное, полное, рыжее, благодатное, веселое, ликующее, нежное, приветливое, радостное.
Воспитатель: - Весна какая?
Дети: - Чудесная, ранняя, поздняя, запоздалая, дружная, бурная, теплая, солнечная, близкая, сырая, сухая, влажная, долгожданная, нарядная, румяная, травянистая, туманная, холодная, цветущая, яркая.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какое у нас получилось теплое и яркое солнышко. (Дети смотрят на солнышко и радуются ему).
Воспитатель: - Давайте мы с вами посмотрим на картину. Что на ней нарисовано?


Дети: - На картине нарисована весна, птицы прилетели, снег начинает таять.
Воспитатель: - Молодцы. Эта картина художника Алексея Саврасова, называется «Грачи прилетели». Она говорит нам о весне, которая еще только начинается, о весеннем настроении.
Мы видим природу, которая еще не проснулась от зимнего сна, а только пробуждающуюся. С первого взгляда, кажется, что художник нарисовал зиму. И, лишь вглядевшись в детали, понимаешь: это - весна.
Весну мы узнаем по определенным признакам, стоит посмотреть внимательнее и мы видим огромную проталину с водой с правой стороны, луч солнца, освещающий картину. А еще мы видим то, что нарисовать невозможно, но можно изобразить - воздух. Картина наполнена воздухом - весенним, свежим, теплым.
Ну и главная деталь, которая только подтверждает наши выводы о весне - грачи. Они облепили ветки березы, вернулись в свои старые гнезда, которые покинули осенью. Грачи - перелетные птицы, раз они прилетели, значит, весна точно началась.
Воспитатель: - А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка».
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (потягивание рук вверх)
К нам опять пришла весна!
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил (вращение головой)
Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад)
Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку)
Ищет мишка корешки, (наклоны вперед)
И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)
В них съедобные личинки –
Для медведя – витаминки.
Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)
И на бревнышке уселся (садимся)
После окончания физкультминутки, дети садятся на стульчики перед мольбертом (на нем закреплен лист ватмана).
Воспитатель: - Отдохнули? А теперь послушаем стихотворение.
Отшумели все метели
И морозы не трещат
С крыш закапали капели,
И сосульки в ряд висят.
Веселее и теплее
Стали мартовские дни.
В нашем садике в аллеях
Уж проталины видны.
Звонко тинькает синица
Возле нашего окна…
Скоро в дверь к нам постучится
Настоящая весна!
Воспитатель: - О каком времени года говорится в стихотворении?
Дети: - Весна!
Воспитатель: - А теперь нарисуем таблицу из 10 ячеек и расставим в правильном порядке картинки по прочитанному стихотворению. По этой таблице вы сможете сами прочитать стихотворение.
Воспитатель с детьми расставляет 10 картинок с изображениями по стихотворению. Предложите детям попробовать рассказать стихотворение с помощью таблицы. Заучивание стихотворения с детьми с опорой на составленную таблицу.
1. Отшумели все метели


2. И морозы не трещат


3. С крыш закапали капели,


4. И сосульки в ряд висят.


5. Веселее и теплее, Стали мартовские дни


6. В нашем садике в аллеях


7. Уж проталины видны.


8. Звонко тинькает синица возле нашего окна…


9. Скоро в дверь к нам постучится


10. Настоящая весна!


Можно использовать картину А. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: - Ребята, весна – щедрое на радость время года. Весной необходимо любоваться красотой природы, слушать пение птиц и наслаждаться чудными майскими запахами. Спасибо за внимание!

На дворе весна! Весна радует нас после зимних холодов.

Что происходит весной в природе? (На улице становится тепло, потому что пригревает солнышко, тает снег, он становится серым и рыхлым и вот уже видны первые проталины, на крышах домов появились сосульки и слышна весенняя капель, по всюду лужи, журчат весенние ручейки, уже совсем скоро появится первая зеленая травка и первые весенние цветы)

Назовите три весенних месяца (март, апрель, май)

Весной всё просыпается ото сна: животные (Ежи, медведи, барсуки), насекомые; возвращаются из теплых стран птицы.

Весной оживает вся природа: появляется травка, распускаются цветы, на деревьях появляются набухают почки и появляются листики.

Повторите стихотворение:

Снег теперь уже не тот,

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

Разбегайтесь, ручьи,

Растекайтесь, лужи.

Вылезайте, муравьи,

После зимней стужи.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник.

(С.Я. Маршак)

Прочитайте детям рассказ и попросите пересказать текст.

Жил-был маленький медвежонок. Он осенью лег в свою красивую и очень большую кроватку, укрылся теплым одеялом и сладко уснул на всю зиму. Ему снились сладкие сны. Снился ему вкусный мед. Но вот наступила весна. Кукушка, которая жила в часах, начала громко кричать:»Весна! Весна!» Мишка проснулся и хотел встать. Встать он не смог. Его ноги не поднимались. Мишка испугался, но увидел, что просто вырос за зиму. А его ноги запутались в кровати. Он засмеялся. Вот как хорошо долго спать.

Игра «Маленький-большой»

У птички маленькие лапки, а у медведя…(лапищи)

У птички маленький носик, а у медведя… (носище)

У птички маленькие глазки, а у медведя…(глазище)

У птички маленькая голова, а у медведя…(головища)

Загадайте детям загадки

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)

Ствол белеет,

Шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

(береза)

Словесная игра "Один - много"

Грач - грачи - много грачей

Стриж - стрижи - много стрижей

Скворец - скворцы - много скворцов

Гусь - гуси - много гусей

Утка - утки - много уток

Ласточка - ласточки - много ласточек

Гнездо - гнезда - много гнезд

"Кто как кричит?

Ласточка щебечет.

Соловей заливается.

Кукушка кукует.

Журавль курлычет

екатерина абдельнасир

Цель :Формирование умения у детей составлять рассказ о Весне .

Задачи :Расширять словарный запас у детей (проталина;капель;долгожданная;цветущая)

Упражнять детей в подборе имен существительных и прилагательных женского;

мужского и среднего родов.

Упражнять детей в словообразовании.

Развивать слухо-речевую память.

Формировать у детей умение передавать интонацией чувства (радость;безразличие;

огорчение).

1. Приветствие.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.

2. Сообщение темы. Ребята;отгадайте о чем мы сегодня будем говорить.

Она приходит с ласкою;

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет;

В лесу подснежник расцветет. (Весна )

Правильно. Вывешивается картина о Весне .

Какое время года изображено на картине? Дети отвечают (Весна ) .

Воспитатель :На этой картине лежит снег. Я думаю;что это зима.

А здесь я вижу цветы;может быть это лето. Докажите;что это весна .

Но не забывайте о правилах :Поднимаем руку и отвечаем полным предложением.

Дети :На этой картине я вижу светит ярко солнце

Тает снег;появляются проталины

Звенит капель;бегут ручьи

На деревьях набухают почки и распускаются листочки

Из теплых краев прилетают перелетные птицы

Воспитатель :Молодцы ребята;вы все правильно сказали. Весна-замечательное и

прекрасное время года;когда просыпается природа и оживает после долгого сна.

3. Ребята;оказывается у каждого слова есть слова родственники.

Какие слова можно образовать от слова весна ?

Дети :весняночка ;весенний;веснушки ;весенняя;весеннее.

Игра ""Волшебный мяч "".

Воспитатель :Про что можно сказать весенний?

Дети :гром;ветер;листок;дождь;цветок;ручей;снежок;день;букет;праздник.

Воспитатель :Про что можно сказать весенняя?

Дети :вода;лужа;капель;проталина;река;ночь;погода;радуга.

Воспитатель :Про что можно сказать весеннее?

Дети :утро;небо;облако;солнце;настроение.

Как можно сказать о весне ?Какая она?

Дети :Теплая;красивая;солнечная;ранняя;яркая;дружная;долгожданная;цветущая;звенящая;

4. А теперь мы с вами поиграем в игру ""Весна"" .

Солнышко;солнышко (дети идут по кругу;взявшись за руки)

Золотое донышко.

Гори;гори ясно

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей (дети бегут по кругу)

Прилетело сто грачей (летят по кругу)

А сугробы тают;тают (медленно приседают)

А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках;руки вверх) .

Игра продолжается 3 раза.

5. У меня в руках мнемотаблица-помошница. Сегодня с помощью таблицы мы будем

составлять рассказ про весну . Дети составляют рассказ 6-7 человек .

А чей рассказ вам больше всего понравился? Дети отвечают.

6. Ребята;вы знаете что одно и то же предложение может звучать по-разному;

стоит поменять интонацию. Можно сказать с радостью Весна пришла !

Можно сказать с грустью Снова дождь идет. А можно сказать с безразличием тоесть

вам всеравно (светит солнце или дождь идет) .

Дети выполняют упражнение (придумывают короткие предложения и говорят их

с разной интонацией).

Ребята;что нового узнали сегодня?

Что вам больше всего понравилось?

Что было трудным для вас?

Публикации по теме:

Развитие базовых механизмов речи Ведущая деятельность – это та, которая обеспечивает максимальное развитие мышления и речи (Д. Б. Эльконин). Основная деятельность в младенческом.

Развитие навыков связной речи Каждый ребенок в детском саду должен научиться содержательно, грамматически правильно говорить, связно и последовательно излагать свои мысли.

Консультация для родителей «Развитие речи» Развиваем речь детей От речевого развития зависят общее психологическое развитие ребенка, формирование сферы межличностного взаимодействия,.

Материал для фотоотчета подготовила воситатель ГБОУ школы №2065 детского сада " Чудо- остров" Белотелова Наталия Александровна. Занятие.

Развитие речи детей 6–7 лет Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический.

Развитие речи детей в возрасте от 1.5 до 3 лет У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со.

Развитие речи посредством пальчиковых игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15» Шатурского муниципального района Московской области.

Рассказ для детей 5-7 лет «Весна шагает по планете»

Рассказ на весеннюю тематику для детей дошкольного возраста


Руководитель: Щенёва Наталия Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 44 «Белоснежка», г. Тамбов
Описание материала: Данная работа написана для детей дошкольного возраста. Материал будет полезен детям 5-7 лет, воспитателям ДОУ. Этот рассказ можно использовать при проведении режимных моментов, занятий по ознакомлению с окружающим миром (признаки ранней и поздней весны).
Цель: формирование интереса к окружающему миру через содержание рассказа.
Задачи:
- закрепить представления детей о признаках ранней и поздней весны;
- развивать умение слушать рассказ, запоминать, анализировать и делать выводы;

Воспитывать чувство любви к родной природе, умение ценить ее красоту.
Содержание:
Я представляю себе, что Весна – это красивая, добрая, улыбчивая принцесса с длинной косой, в зеленом платье. Голову ей украшает небольшая корона.

Весна неспешно ходит, будто просто прогуливается, и все вокруг преображает. Она машет своей волшебной палочкой, и выглядывает солнышко. Оно согревает людей и животных, они радуются теплу. От солнечных лучей и взмаха палочки начинает таять снег. Повсюду бегут озорные ручейки. Они переливаются на солнышке и собирают вокруг себя много детишек. Мальчики и девочки пускают кораблики и радостно наблюдают за тем, как они плывут.

Весна делает новый взмах палочкой. Солнышко греет ещё теплее. На деревьях и кустах сначала набухают почки, а затем появляются первые клейкие листики. Они очень маленькие и нежные. Но, именно, они очень радуют после долгой серой зимы.


На земле появляется зелёная травка. Птички начинают строить гнёзда, собирают веточки, пёрышки и пушинки. После зимы просыпаются жучки, пчелки, мухи.


Весна снова делает взмах своей волшебной палочкой. Повсюду появляются цветы. На улице уже так тепло, что можно ходить в маечках. Вода в реке становится теплее, и совсем скоро можно будет купаться.


Весна хорошо потрудилась. Она изменила все после зимы. И принцессе пришло время отдохнуть. Она будет набираться сил, а вместо неё творить свое волшебство будет принцесса Лето.

1. Дед Мороз приносил вашему малышу подарки 1 января? Оказывается, теперь сказочный дедушка трудится в других странах, где Новый год отмечается не зимой, а 20-21 марта. Это дата весеннего равноденствия, то есть когда день равен ночи. В предновогоднюю неделю во многих странах проходят веселые фестивали и карнавалы.

2. Весна приносит тепло, солнышко, капели, пение птиц. Из-под талого снега вырастает удивительный цветок - подснежник, за ним последуют одуванчики.

3. Первая птица, которая прилетает уже в марте - скворец. В народе говорится: «Скворцы прилетели - значит весна пришла!». А еще наступление весны раньше определяли по тому, доносится ли из леса то самое «ку-ку!». Весной птицы поют громче и чаще. Так они пытаются привлечь внимание противоположного пола. Поют «мальчики», а слушают их «девочки». Самая красивая песня у соловья.

4. Возьмите глобус и покажите ребенку южное полушарие. Расскажите, что теперь там осень, а весна наступит в сентябре. А сейчас солнышко сильнее освещает северное полушарие.

5. В Японии весной цветет сакура, и японцы ходят смотреть на это чудо природы. Ваш малыш знает, что сакура - это вишня? Расскажите ребенку, что летом из цветка появится вкусная ягодка. Если недалеко от вашего дома есть цветущие сады с яблонями и вишнями, обязательно сходите туда на прогулку.

6. В Древней Греции весна - это прекрасная девушка Персефона, которая пришла к людям из подземного царства, где «томилась» всю зиму.

7. Удивительный факт: Большой Сфинкс, который охраняет пирамиды в Египте, 21 марта смотрит точно на восход солнца.

8. В Америке и Канаде то, какой будет весна, предсказывают сурки. В определенный день люди наблюдают за поведением зверька, вылезающего из своей норы. Если сурок видит свою тень и прячется обратно в нору - будет ещё шесть недель зимы.

9. Весной дети растут быстрее. Возможно, это связано с тем, что на солнышке ускоряется обмен веществ, а в коже идет выработка витамина D, который помогает усвоению кальция - строительного материала для костной системы.

10. В Женеве есть традиция специальным указом объявлять наступление весны, если на «официальном каштане» появился первый листок. Однако от такого внимания к своей персоне этот каштан стал очень капризным. Обычно листок распускается, как и положено, в марте. Однако все помнят историю, когда весну пришлось объявлять 29 декабря.