Требования к преподавателям по повышению квалификации аудиторов. Аудитор

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ АУДИТОРОВ
ПРОХОЖДЕНИЯ АУДИТОРАМИ ОБУЧЕНИЯ
ПО ПРОГРАММАМ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

(одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине России
29 октября 2009 г., протокол N 79,
с изменениями, одобренными 29 апреля 2010 г., протокол № 84)


Общие положения


В соответствии с Федеральным законом "Об аудиторской деятельности":

аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации (далее - ОППК);

саморегулируемая организация аудиторов организует прохождение аудиторами ОППК.

а) порядок прохождения ОППК;

б) утвержденные программы повышения квалификации аудиторов;

в) перечни отобранных образовательных учреждений.

Продолжительность обучения и программы
повышения квалификации аудиторов


Минимальная продолжительность ОППК устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год. Рекомендуемая продолжительность ОППК - 40 часов в год.

Программы повышения квалификации аудиторов утверждаются саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов.

Программы повышения квалификации должны быть направлены на развитие практических навыков составления рабочих документов, аудиторских заключений и отчетов аудитора, а также углубление знаний в специфических областях, выходящих за рамки знаний, проверяемых во время квалификационного экзамена, и приобретение знаний, необходимых для понимания отраслевой специфики бизнеса аудируемых лиц. При этом обязательно должны изучаться вопросы изменения законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих область рассмотрения программы.

В целях формирования единого по уровню квалификации аудиторского сообщества, а также своевременного доведения до всех аудиторов новейших технологий аудита и актуальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, имеющих непосредственное отношение к осуществлению аудиторской деятельности, целесообразно, чтобы Совет по аудиторской деятельности рекомендовал перечень тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовые программы таких курсов.

В базовых программах курсов повышения квалификации аудиторов должны определяться: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, рекомендуемая продолжительность обучения. Базовые программы могут также включать круг тем и основных вопросов обучения.

На основе базовых программ саморегулируемой организацией аудиторов утверждаются программы повышения квалификации аудиторов. Данные программы должны определять: предмет, цели и основные задачи обучения, область знаний, к которой относится предмет обучения, перечень навыков, совершенствующихся в процессе обучения, продолжительность обучения, полный круг тем и вопросов обучения. Программы должны быть рассчитаны на разную продолжительность обучения, но не менее 8 часов.

Исходя из потребностей своих членов, саморегулируемая организация аудиторов может разрабатывать и утверждать дополнительные программы повышения квалификации по темам, рекомендованным Советом по аудиторской деятельности, а также иным необходимым темам. В саморегулируемой организации аудиторов должна быть обеспечена регулярная актуализация программ повышения квалификации аудиторов.

До определения Советом по аудиторской деятельности рекомендуемого перечня тем курсов повышения квалификации аудиторов и базовых программ таких курсов саморегулируемым организациям аудиторов рекомендуется утверждать программы повышения квалификации аудиторов исходя из перечня программ, утвержденных Минфином России и ЦАЛАК Минфина России по состоянию на 31 декабря 2009 г.

Формы ОППК


В процессе обучения аудитор должен получить такой объем новых знаний и навыков, который ему необходим для выполнения обязанностей на высоком профессиональном уровне, а также с учетом особых условий и отраслевой специфики проведения аудита. Аудитор должен владеть актуальными знаниями, помимо непосредственно аудиторской сферы, в следующих областях: гражданском, административном, финансовом, трудовом праве; налогообложении; бухгалтерском учете и финансовой отчетности; обычаях делового оборота; отраслевой специфике аудируемых лиц; используемых в учетной сфере информационных технологиях; международных стандартах финансовой отчетности. При этом формы обучения и программы, используемые отдельно взятым аудитором, должны, с одной стороны, отвечать его индивидуальным потребностям в актуализации профессиональных знаний, с другой стороны, - предоставлять возможности внешнего контроля за выполнением требования Федерального закона "Об аудиторской деятельности" об обязательном обучении по программам повышения квалификации.

Саморегулируемая организация аудиторов определяет допустимые для ее членов формы ОППК. Среди таких форм могут быть: обучение в форме учебных курсов в образовательных учреждениях; внутрифирменное обучение; стажировка в уполномоченных аудиторских организациях; участие в конференциях и др.

Каждый аудитор ежегодно составляет в письменном виде индивидуальный план ОППК. Форма плана устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов. План утверждается до начала года для аудиторов, работающих в аудиторских организациях, руководителем аудиторской организации или лицом, ответственным в аудиторской организации за организацию ОППК; для индивидуальных аудиторов - ими лично.

В плане должно быть предусмотрено не менее 40 часов в год ОППК в форме учебных курсов в образовательных учреждениях.

Саморегулируемая организация аудиторов устанавливает правила отбора образовательных учреждений, проводящих ОППК. Перечень образовательных учреждений, проводящих ОППК, определяется саморегулируемой организацией аудиторов. Такой перечень должен обеспечивать равный доступ аудиторам к ОППК в пределах Российской Федерации и содержать достаточное количество образовательных учреждений во всех субъектах Российской Федерации для полного удовлетворения потребностей аудиторов в повышении квалификации с наименьшими затратами. Аудитор вправе проходить повышение квалификации аудиторов в любом образовательном учреждении, отобранном саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

а) наличие лицензии на право осуществления образовательной деятельности в сфере дополнительного профессионального образования по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит" с длительностью обучения, предусмотренной лицензией, не менее 200 часов;

б) наличие в штате или привлечение преподавателей высшей квалификации по специальностям и направлениям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение", либо по кафедрам, читающим курсы по аудиту, бухгалтерскому учету, анализу, праву, налогообложению, финансам и кредиту;

в) наличие необходимой материально-технической базы;

г) наличие, как минимум, трехлетнего опыта работы по подготовке (переподготовке) или повышению квалификации аудиторов.

При организации прохождения аудиторами ОППК рекомендуется отбирать, в первую очередь, те образовательные учреждения, которые включены по состоянию на 1 января 2010 г. в государственный реестр учебно-методических центров и имеют высокую репутацию в аудиторском сообществе.

Курсы ОППК целесообразно проводить на основе составляемых образовательным учреждением до начала занятий календарных планов проведения занятий с каждой группой аудиторов. По итогам проведения курсов повышения квалификации аудиторам выдаются документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Ежемесячно и по итогам года образовательное учреждение представляет в саморегулируемую организацию аудиторов информацию о выданных аудиторам документах о прохождении курсов повышения квалификации аудиторов с указанием номеров документов, количества прослушанных аудитором академических часов по повышению квалификации в разрезе отдельных дисциплин, фамилии, имени, отчества аудитора, номера и типа его квалификационного аттестата. Данные сведения представляются в печатном и электронном виде (на машинном носителе).

Контроль за работой отобранных образовательных учреждений, а также рассмотрение жалоб, поступающих на их деятельность, осуществляет саморегулируемая организация аудиторов.

Контроль ОППК


Саморегулируемым организациям аудиторов необходимо организовать систему контроля ОППК, сочетающую принципы "оценки результатов" повышения квалификации и "формального контроля".

Исходя из этих принципов, контроль саморегулируемой организации аудиторов за соблюдением аудиторами требования о прохождении ОППК должен проводиться как в ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, так и при подтверждении аудиторами соблюдения требования о прохождении ОППК.

По итогам выполнения плана аудитор составляет отчет о прохождении ОППК по форме, установленной саморегулируемой организацией аудиторов, с приложением подтверждающих документов. Аудиторские организации обязаны организовать внутреннюю систему контроля выполнения планов.

В ходе внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемого саморегулируемой организацией аудиторов, проверке подлежит система повышения квалификации в аудиторской организации и работа органа (лица), ответственного за это направление. При этом в ходе так называемой горизонтальной проверки проверяется, как минимум, порядок и основания формирования, согласования планов прохождения ОППК, рассмотрения и утверждения отчетов о выполнении планов. В ходе так называемой вертикальной проверки проверяется степень соответствия подготовки аудиторов выполняемой ими работе при выполнении конкретных аудиторских заданий (например, обладали ли аудиторы достаточными знаниями в банковской сфере при проведении банковского аудита).

Меры, принимаемые по результатам контроля ОППК


Саморегулируемая организация аудиторов определяет систему мер дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов, нарушающих требование о прохождении ОППК. В частности, при выявлении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности", саморегулируемая организация аудиторов может принять решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора и прекращении его членства в саморегулируемой организации аудиторов.

При несоблюдении аудитором требования о прохождении ОППК саморегулируемая организация аудиторов может признать с одобрения Совета по аудиторской деятельности причину несоблюдения уважительной. Основанием для признания причины несоблюдения требования о прохождении ОППК уважительной может быть наступление одного из следующих событий, препятствовавших прохождению ОППК, если это событие имело место суммарно не менее 90 календарных дней из последних шести календарных месяцев:

а) нетрудоспособность, вызванная тяжелой болезнью или иными обстоятельствами, предусмотренными законодательством;

б) нахождение в отпуске по беременности и родам;

в) призыв на военную службу или направление на заменяющую ее альтернативную службу;

г) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствовавших прохождению ОППК.

Кроме того, уважительным может быть признано несоблюдение требования о прохождении ОППК по причине нахождения аудитора не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (с учетом требования, установленного пунктом 6 части 1 статьи 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности").

Признанная уважительной причина несоблюдения требования о прохождении ОППК должна быть подтверждена аудитором документально.

В случае если причина несоблюдения требования о прохождении ОППК признается уважительной, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает аудитору индивидуальный срок прохождения ОППК. При этом аудитору, находившемуся не более 727 календарных дней в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, саморегулируемая организация аудиторов устанавливает в течение календарного года, следующего за годом окончания данного отпуска, прохождение обучения по программам повышения квалификации в объеме, обеспечивающем исполнение этим аудитором требования части 9 статьи 11 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" о минимальной продолжительности такого обучения не менее 120 часов за три последовательных календарных года, включая годы, когда аудитор находился в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Саморегулируемые организации аудиторов ежегодно информируют Совет по аудиторской деятельности об исполнении членами саморегулируемой организации аудиторов требования о прохождении ОППК, мерах по организации ОППК, мерах дисциплинарного воздействия, принятых к членам саморегулируемой организации аудиторов по данному вопросу.

Квалификационный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора проводит Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия», созданная саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном приказом Минфина России от 27 мая 2010 г. № 51н.

С целью проведения квалификационного экзамена Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия»:

  • обеспечивает подготовку вопросов, предлагаемых претендентам, на квалификационном экзамене, и устанавливает перечень таких вопросов;
  • осуществляет регистрацию претендентов;
  • обеспечивает оборудованные помещения для проведения квалификационного экзамена, а также необходимые технические средства проведения квалификационного экзамена;
  • осуществляет допуск претендентов на квалификационный экзамен;
  • осуществляет контроль за соблюдением порядка проведения квалификационного экзамена;
  • обеспечивает определение результатов квалификационного экзамена;
  • обеспечивает сохранность информации и документов, связанных с проведением квалификационного экзамена, в том числе с определением его результатов.

Порядок проведения квалификационного экзамена установлен приказом Минфина России от 19 марта 2013 г. № 32н.

Вопросы, предлагаемые претендентам на квалификационном экзамене, устанавливает Автономная некоммерческая организация «Единая аттестационная комиссия». Области знаний, по которым разработаны вопросы, одобрены Советом по аудиторской деятельности: «Право», «Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность», «Налоговое законодательство Российской Федерации», «Финансы, финансовый анализ, основы финансового менеджмента, управление рисками, внутренний контроль», «Аудиторская деятельность». Перечень вопросов, предлагаемых претендентам на квалификационном экзамене, систематически обновляется с учетом изменений, внесенных в законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные стандарты финансовой отчетности и международные стандарты аудита.

К квалификационному экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Регистрация претендента для участия в квалификационном экзамене осуществляется в электронном виде на официальном Интернет-сайте Автономной некоммерческой организации «Единая аттестационная комиссия».

Квалификационный экзамен состоит из компьютерного тестирования и выполнения письменной работы.

На компьютерном тестировании претендент получает индивидуальный набор тестов, который состоит из 50 вопросов (по 10 вопросов из каждой области знаний). Для ответов на все вопросы индивидуального теста претенденту предоставляется не более 2 часов 30 минут. За каждый правильный ответ на вопрос в форме теста претендент получает 2 балла, за неправильный ответ или отсутствие ответа - 0 баллов.

Претендент, сдавший экзамен в части компьютерного тестирования (набрав не менее 86 процентов максимально возможного количества баллов), вправе сдавать квалификационный экзамен в части письменной работы, если с даты объявления результатов компьютерного тестирования прошло не более двух лет. По истечении этого срока результаты компьютерного тестирования аннулируются Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

Письменная работа квалификационного экзамена выполняется во время экзаменационной сессии. Экзаменационные сессии проводятся два раза в год одновременно во всех местах их проведения. Каждая экзаменационная сессия продолжается два календарных дня подряд. Претендент может выполнять письменную работу единовременно в одну экзаменационную сессию (основная экзаменационная сессия) либо в несколько экзаменационных сессий (дополнительная экзаменационная сессия). Общее количество экзаменационных сессий для претендента не может превышать четырех, в том числе количество дополнительных экзаменационных сессий - трех.

Индивидуальный экзаменационный билет состоит из 5 вопросов (по 1 вопросу из каждой области знаний) и 1 практической задачи. В каждый день проведения письменной работы проверяется квалификация претендента не более чем в 3 областях знаний. Для ответа на один вопрос экзаменационного билета претенденту предоставляется не более 45 минут, а на практическую задачу не более 2 часов. За каждый ответ на вопрос экзаменационного билета претендент получает 10, либо 8, либо 6, либо 4, либо 2, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент ответил на вопрос экзаменационного билета. За решение практической задачи претендент получает 50, либо 40, либо 30, либо 25, либо 20, либо 10, либо 0 баллов в зависимости от того, в какой степени претендент решил практическую задачу.

Претендент считается сдавшим квалификационный экзамен если по результатам основной (дополнительной) экзаменационной сессии получил за ответы на все вопросы экзаменационного билета и решение практической задачи суммарно не менее 67 процентов максимально возможного количества баллов (при условии получения за ответы на все вопросы экзаменационного билета не менее 84 процентов максимально возможного количества баллов). Претендент, по результатам основной экзаменационной сессии не получивший необходимого количества баллов для признания его сдавшим квалификационный экзамен, допускается к участию в дополнительных экзаменационных сессиях при оценке 10 баллов хотя бы за один ответ на вопрос экзаменационного билета. При этом данному претенденту засчитываются как сданные те ответы на вопросы экзаменационного билета, оценка по которым составляет не менее 8 баллов, и решение практической задачи с оценкой не менее 25 баллов. Зачтенные баллы заносятся в протокол подведения промежуточных результатов письменной работы и учитываются при определении окончательных результатов по итогам всех дополнительных экзаменационных сессий. Если претендент по результатам основной экзаменационной сессии не получил 10 баллов ни за один ответ на вопросы экзаменационного билета, он считается не сдавшим квалификационный экзамен.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается Автономной некоммерческой организацией «Единая аттестационная комиссия».

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим аудиторскую деятельность в целом, является Федеральный Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Согласно ст. 4 данного закона аудитор - это физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Почему в законе так четко определено, что аудитором может являться только лицо, получившее квалификационный аттестат? Потому что получение такого аттестата является подтверждением высокого уровня профессиональной подготовки аудитора, а это залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Прядок выдачи (отказа от выдачи) и аннулирования квалификационного аттестата определен в том же законе, что и понятие аудитора (в ст. 11 и 12).

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности - это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Данная аттестация проводится в форме квалификационного экзамена, а сам аттестат выдается саморегулируемой организацией аудиторов при условии, что лицо, претендент:

  • 1) сдало квалификационный экзамен;
  • 2) имеет ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стаж работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет. Не менее двух лет из последних трех лет указанного стажа работы должны приходиться на работу в аудиторской организации.

Кроме этих требований, у претендента должно быть высшее образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В последние несколько лет обязательные требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора существенно изменились в сторону ужесточения, что связано с реформированием системы аттестации аудиторов в России.

Так, до вступления в силу ст. 11 ФЗ "Об аудиторской деятельности" для получения квалификационного аттестата рекомендовали применять следующие требования:

  • 1) безупречная репутация (с возможным представлением как минимум двух рекомендаций);
  • 2) наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования с государственной аккредитацией, либо наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в образовательном учреждении иностранного государства, и свидетельства об эквивалентности указанного документа российскому документу государственного образца о высшем экономическом и (или) юридическом образовании (возможен "вход" в профессию с высшим образованием по любой специальности);
  • 3) наличие стажа работы по экономической или юридической специальности не менее трех лет (на момент аттестации практический опыт должен составлять не менее трех лет, из которых 90 недель должны быть в аудите, в том числе 45 недель, - в обязательном аудите).

Порядок проведения квалификационного экзамена устанавливается уполномоченным федеральным органом. Перечень вопросов, предлагаемых претенденту на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией из областей знаний, одобренных советом по аудиторской деятельности.

Квалификационный экзамен проводится единой аттестационной комиссией, которая создается совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом. Деятельность единой аттестационной комиссии основывается на принципах независимости, объективности, открытости и прозрачности, самофинансирования.

За прием квалификационного экзамена с претендента взимается плата, размер и порядок взимания которой устанавливается единой аттестационной комиссией. За выдачу квалификационного аттестата также может быть предусмотрена плата, но ее размер не должен превышать затраты на изготовление и пересылку аттестата.

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Претенденты на получение квалификационного аттестата аудитора представляют в Министерство финансов РФ через учебно-методические центры (УМЦ) следующие документы:

  • а) заявление;
  • б) заверенную в установленном порядке копию диплома о высшем экономическом или юридическом образовании;
  • в) заверенную в установленном порядке копию трудовой книжки (в случае невозможности нотариального заверения трудовой книжки представляется копия трудовой книжки, заверенная по последнему месту работы либо справка с места работы с указанием занимаемой должности и срока пребывания в ней);
  • г) свидетельство Министерства образования РФ о признании эквивалентности иностранного документа об образовании (при наличии высшего экономического и (или) юридического образования, полученного в иностранном образовательном учреждении);
  • д) копию платежного документа о внесении платы за проведение аттестации;
  • е) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Несмотря на то, что квалификационный аттестат имеет единую форму, он выдается по нескольким различным направлениям аудита:

  • - общий аудит;
  • - аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;
  • - аудит страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудит страховщиков);
  • - аудит кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковский аудит).

Экзамены по отдельным типам квалификационных аттестатов аудитора, проводятся один раз в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам (с перерывом между тестированием и проведением письменно-устной работы по экзаменационным билетам от одного до трех дней). В период квалификационного экзамена письменно-устная работа проводится исключительно по местонахождению учебно-методического центра. Квалификационные экзамены сдаются на русском языке.

Информация о дате и месте проведения квалификационного экзамена доводится до сведения претендентов учебно-методическими центрами не менее чем за 5 дней до намеченной даты его проведения. Конкретные даты проведения квалификационных экзаменов устанавливаются Министерством финансов РФ.

Обычно сдаче квалификационного экзамена предшествует отдельное обучение в одном из УМЦ.

Так как действующий закон об аудиторской деятельности был принят относительно недавно в 2008 году, то возник вопрос о выдаче квалификационных аттестатов согласно новому закону. Было принято решение, по которому в 2009 - 2010 гг. проведение экзаменов и выдача аттестата проводились согласно старому закону №119-ФЗ, а начиная с 01.01.11 г. - по новому закону №307-ФЗ. При этом квалификационные аттестаты, полученные как до 01.01.09 г., так и в период между 01.01.09 и 01.01.11 г. не подлежат обмену, их обладатели не обязаны проходить какое-либо переобучение и (или) пересдачу квалификационного экзамена.

С 01 января 2011 г. эти лица вправе участвовать в аудиторской деятельности в соответствии с типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, за исключением участия в обязательных аудиторских проверках. В случае если названные лица пожелают участвовать в аудиторской деятельности без ограничения типом имеющегося у них квалификационного аттестата аудитора, а также в проведении обязательного аудита, они должны сдать (до 01 января 2013 г.) квалификационный экзамен в упрощенном порядке, который будет установлен уполномоченным федеральным органом, либо сдать (с 1 января 2013 г.) квалификационный экзамен в общем порядке.

Так, 1 ноября 2012 года на упрощенный экзамен на получение квалификационного аттестата аудитора нового образца явились 1198 претендентов. Процент сдавших экзамен достиг 30%.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора принимается в случае, если:

  • 1) претендент не соответствует основным требованиям;
  • 2) после сдачи квалификационного экзамена обнаруживается несоответствие претендента в части образования;
  • 3) со дня принятия единой аттестационной комиссией решения о сдаче квалификационного экзамена до дня получения саморегулируемой организацией аудиторов от претендента заявления о выдаче квалификационного аттестата аудитора прошло более одного года.

Решение об отказе в выдаче квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в суде.

Аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.

Минимальная продолжительность такого обучения устанавливается саморегулируемой организацией аудиторов для своих членов и не может быть менее 120 часов за три последовательных календарных года, но не менее 20 часов в каждый год.

Кроме отказа в выдаче квалификационного аттестата, уже выданный аттестат может быть аннулирован в случаях:

  • 1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям;
  • 2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;
  • 3) несоблюдения аудитором требований ФЗ "Об аудиторской деятельности" в части независимости аудитора и аудиторской тайны;
  • 4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований ФЗ или федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • 5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;
  • 6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:
  • 7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации;
  • 8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудитор, а в отношении квалификационного аттестата аудитора лица, не являющегося членом ни одной саморегулируемой организации аудиторов, - саморегулируемая организация аудиторов, выдавшая этот квалификационный аттестат аудитора.

Решение саморегулируемой организации аудиторов об аннулировании квалификационного аттестата аудитора может быть оспорено в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения указанного решения.

Аудиторы, желающие профессионально заниматься аудиторской деятельностью, должны иметь квалификационный аттестат.

Порядок аттестации аудиторов в России определен положениями следующих нормативных актов:

1) Федерального закона "Об аудиторской деятельности";

2) Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации.

Аттестация - проверка квалификационных знаний физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия.

Специалист, собирающийся сдавать экзамен на аттестат аудитора, обязательно должен иметь:

ü базовое образование;

ü практический опыт;

ü специальное профессиональное образование (в настоящее время это требование носит рекомендательный характер);

ü свободное владение деловым русским языком.

В соответствия с действующим законодательством под базовым образованием подразумевается высшее экономическое или юридическое образование, полученное в учебном учреждении России, имеющем государственную аккредитацию, либо в учебном учреждении иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации.

Документами, подтверждающими базовое образование, являются:

ü диплом об окончании высшего учебного учреждения Российской Федерации, имеющего государственную аккредитацию, по экономическому или юридическому профилю;

ü диплом об окончании высшего учебного учреждения иностранного государства, дипломы которого имеют юридическую силу в Российской Федерации, по экономическому или юридическому профилю.

Практический опыт работы определяется стажем работы не менее трех лет в качестве:

ü аудитора или специалиста аудиторской организации;

ü бухгалтера;

ü экономиста;

ü ревизора;

ü научного работника или преподавателя по экономическому профилю.

В стаж засчитывается работа на указанных должностях в штате организации, по совместительству или в качестве индивидуального предпринимателя. Стаж работы по совместительству определяется с учетом фактически отработанного времени в пересчете на целые рабочие дни.

Документами, подтверждающими практический опыт, являются:

ü нотариально заверенная выписка из трудовой книжки, подтверждающая стаж работы в течение трех лет из последних пяти по необходимой специальности;

ü справка аудиторской организации за подписью руководителя о работе в ней по совместительству с указанием даты и номера приказа о зачислении и увольнении с занимаемой должности, фактической продолжительности рабочего дня;

ü справка государственного фонда социального страхования, подтверждающая период работы для лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, и регистрационное удостоверение, патент, выданный органами местной власти, лицензия, подтверждающие право заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.

Перечень учебных дисциплин, программы и продолжительность по формам обучения аудиторов утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Программы по изучению учебных дисциплин включают в себя лекции, практические занятия по применению правовых нормативных актов, аудиторских стандартов и процедур, деловые игры, семинары, написание рефератов, лабораторные занятия в компьютерных классах и другие виды учебной работы.

Продолжительность специального профессионального образования следующая:

ü для лиц, имеющих специальное бухгалтерское (финансовое) вузовское образование и опыт работы на руководящих или бухгалтерских должностях, - не менее 240 ч аудиторских занятий при очной форме обучения или не менее полугода очно-заочной формы обучения;

Подтверждает специальное профессиональное образование документ о получении специального профессионального образования. .

По итогам аттестаций выдаются квалификационные аттестаты следующих типов:

а) в области общего аудита;

б) в области аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов;

в) в области аудита страховых организаций и обществ взаимно го страхования (аудита страховщиков);

г) в области аудита кредитных организаций, банковских груш и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации не допускаются лица, осужденные приговором суда с применением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в сфере финансово-хозяйственных отношений, в период отбывания ими наказания и в последующий период до погашения (снятия) судимости в установленном законом порядке.

Основные требования к повышению квалификации аудитора установлены Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 12 сентября 2002 г. № 93н.

Аттестацией, обучением и повышением квалификации аудиторов занимаются УМЦ, получившие в установленном порядке по представлениям Минфина России право повышения квалификации аудиторов. Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и состоят из тестирования и выполнения письменной работы по экзаменационным билетам. Экзаменационные вопросы формируются в соответствии с программами проведения квалификационных экзаменов на получение квалификационного аттестата аудитора.

Минфин России в 45-дневный срок со дня представления УМЦ соответствующих документов на основе результатов квалификационных экзаменов принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) квалификационных, аттестатов аудитора.

Аттестаты выдает Минфин России в месячный срок со дня принятия решения о выдаче. Бланк аттестата имеет единый формат, определенный приказом Минфина России от 25 апреля 2002 г. № 34н "Об утверждении, формы бланка квалификационного аттестата аудитора". В нем в обязательном порядке указываются номер аттестата, номер и дата решения уполномоченного органа об аттестации аудитора, фамилия, имя и отчество аудитора в дательном падеже, ИНН, приводится наименование типа квалификационного аттестата аудитора; подпись министра финансов РФ или уполномоченного им лица; на оборотной стороне бланка аттестата приводятся сведения о прохождении аудитором обязательного ежегодного повышения квалификации.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального Закона "Об аудиторской деятельности" "аудитор обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым саморегулируемой организацией аудиторов". Повышение квалификации для аудиторов, имеющих аттестат одного вида, осуществляется в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий аттестат по банковскому аудиту независимо от имеющихся у него других типов аттестатов, должен проходить повышение квалификации в объеме 40 академических часов ежегодно. Аудитор, имеющий кроме квалификационного аттестата по общему аудиту квалификационный аттестат по аудиту бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов и (или) аудиту страховщиков, обязан проходить курс повышения квалификации аудиторов по общему аудиту ежегодно, а по иным упомянутым видам аудиторской деятельности проходить курс повышения квалификации в год, совпадающий со сроком обмена соответствующего квалификационного аттестата, в объеме 40 академических часов (дополнительно к курсу повышения квалификации по общему аудиту) . По результатам повышения квалификации выдается сертификат о прохождении курса повышения квалификации единого образца.

По итогам проведения курсов повышения квалификации УМЦ выдают аудиторам документы о прохождении курсов повышения квалификации.

Министерство финансов РФ вправе отменить проведение повышения квалификации аудиторов, уведомив об этом УМЦ. Отмена проведения повышения квалификации аудиторов осуществляется в случаях:

ü представления недостоверных сведений в календарных планах;

ü несоблюдения сроков представления календарных планов;

ü отсутствия лицензии на образовательную деятельность (с приложениями) и (или) договора с образовательным учреждением, на базе которого проводится повышение квалификации вне местонахождения УМЦ.

Министерство финансов РФ организует регулярные проверки проведения повышения квалификации аудиторов. Министерство вправе отменить решение УМЦ о выдаче аудитору документа о прохождении курса повышения квалификации в случае предоставления УМЦ недостоверных сведений о прохождении аудитором повышения квалификации.

В срок не позднее четырех лет с момента выдачи впервые оформленного, продленного либо выданного в порядке обмена квалификационного аттестата аудитор должен представить сведения о соблюдении им требования о ежегодном повышении квалификации. В дальнейшем аудитор должен подтверждать соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации в срок не позднее трех лет с момента предыдущего подтверждения. Соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации аудитор может подтверждать в аккредитованном при Минфине России профессиональном аудиторском объединении (АПАО), членом которого является, а если он не является членом хотя бы одного АПАО, — в любом АПАО по своему выбору аудитора. На основании документов, представленных аудитором, АПАО своему заполняет оборотную сторону бланка квалификационного аттестата аудитора, где проставляется соответствующая отметка о прохождении повышения квалификации.

Отметка о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации должна содержать подпись руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, заверенную печатью АПАО, и дату проставления этой отметки.

Аудитор представляет в АПАО:

ü заявление;

ü оригинал квалификационного аттестата аудитора;

ü документы о повышении квалификации (оригиналы или заверенные в установленном порядке копии).

До проставления отметки АПАО аудитор:

ü сверяет данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов;

ü сверяет данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в учебно-методических центрах.

Проставление отметки АПАО проводится в порядке поступления документов, независимо от того, является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО. Плата за проставление отметки АПАО не взимается.

Согласно ст. 12 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" квалификационный аттестат аудитора может быть аннулирован, если:

1) получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов либо получения квалификационного аттестата аудитора лицом, не соответствующим требованиям к претенденту, установленным статьей 11 настоящего Федерального закона;

2) вступления в законную силу приговора суда, предусматривающего наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) несоблюдения аудитором требований статей 8 и 9 настоящего Федерального закона;

4) систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований настоящего Федерального закона или федеральных стандартов аудиторской деятельности;

5) подписания аудитором аудиторского заключения, признанного в установленном порядке заведомо ложным;

6) неучастия аудитора в осуществлении аудиторской деятельности (неосуществлении индивидуальным аудитором аудиторской деятельности) в течение двух последовательных календарных лет, за исключением:

а) лиц, являющихся членами постоянно действующих коллегиальных органов управления и членами коллегиальных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, лиц, осуществляющих функции единоличных исполнительных органов саморегулируемых организаций аудиторов, а также лиц, исполняющих в саморегулируемых организациях аудиторов функции членов и работников специализированного органа внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов;

б) работников подразделений внутреннего контроля организаций, на которых возложены обязанности по проведению проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности данных организаций;

в) лиц, исполняющих обязанности единоличного исполнительного органа или являющихся членами коллегиального исполнительного органа аудиторских организаций;

г) иных лиц, предусмотренных другими федеральными законами;

7) несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного статьей 11 настоящего Федерального закона, за исключением случая, когда саморегулируемая организация аудиторов с одобрения совета по аудиторской деятельности признает уважительной причину несоблюдения указанного требования (например, тяжелая болезнь);

8) уклонения аудитора от прохождения внешнего контроля качества работы.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается уполномоченным федеральным органом (Минфином России).

Минфин РФ обеспечивает доступ уполномоченным представителям АПАО к информации, содержащейся в государственном реестре аттестованных аудиторов аудиторских организаций, реестре лицензий индивидуальных аудиторов и государственном реестре учебно-методических центров, а также сведениях о прохождении аудиторами ежегодного повышения квалификации в учебно-методических центрах.

  1. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в двух документах: аудиторском заключении и, как следует из федерального правила (стандарта) № 22, информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Подготовка и представление аудиторского заключения регламентированы в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" в ст. 6 и федеральном правиле (стандарте) № 6 "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Второй документ - информация, полученная по результатам аудита, положениями федерального правила (стандарта) № 22 четко не регламентированы, и поэтому приведем рекомендации в подготовке этой информации.

Цель письменной информации — довести до руководства проверяемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и системах внутреннего контроля, которые могут привести к существенным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е. любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора не может рассматриваться как полный отчет о всех существующих недостатках — она отражает лишь те из них, которые были обнаружены в процессе аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводившими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состоящая из значительного количества сотрудников аудиторской организации, письменная информация аудитора должна быть подписана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев и т.д.) в составе общей группы.

Письменная информация аудитора должна иметь сквозную нумерацию страниц. Рекомендуется оформлять первую страницу на бланке аудиторской организации — либо с угловым штампом, либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми в аудиторской организации к оформлению официальной переписки.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация экономического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие повлиять на ее достоверность.

Письменная информация аудиторской проверки содержит следующие сведения:

ü особенности выполнения аудиторской проверки, предусмотренные договором (контрактом, письмом-обязательством) между аудиторской организацией и экономическим субъектом, а также особенности выполнения работы, ставшие известными в ходе проверки;

ü данные о количественном составе работников, выполняющих бухгалтерский учет, структуре бухгалтерии и об особенностях применяемой системы бухгалтерского учета;

ü перечень основных областей или направлений бухгалтерского учета, которые подлежали проверке;

ü сведения о методике аудиторской проверки; подтверждение того, что аудиторская организация следовала в работе правилам (стандартам) аудиторской деятельности; указание, какие разделы бухгалтерской документации были проверены сплошным, а какие — выборочным способом и на основе каких принципов производилась аудиторская выборка;

ü перечень замечаний, указаний на недостатки и рекомендации

как таковых;

ü оценка (при наличии такой возможности количественного расхождения отчетных и (или) налоговых показателей, представленных экономическим субъектом, и прогнозируемых показателей по результатам проверки аудиторской организацией;

ü при последующих аудиторских проверках — оценку и анализ выполнения рекомендаций или исправления экономическим субъектом, подлежащим аудиту, недостатков, указанных в предшествующих документах, содержащих письменную информацию аудитора.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке указывается, какие из сделанных замечаний существенны и какие несущественны, влияют ли они (или могут влиять) на выводы, содержащиеся в аудиторском заключении.

Письменная информация аудитора готовится в ходе аудиторской проверки и представляется руководителю и (или) собственнику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на завершающей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг; лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, — в случае письменного указания на то аудиторской организации.

Отдельные вопросы письменной информации аудитора могут обсуждаться в устной форме пли в порядке обмена письмами в сотрудниками экономического субъекта в ходе его проверки с учетом степени ответственности, допуска к информации и уровня компетентности таких сотрудников. При этом все письменные входящие и исходящие документы такого рода аудиторы должны в обязательном порядке приобщать к прочей своей рабочей документации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руководством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации.

Руководство экономического субъекта может подготовить письменный ответ на предварительный вариант письменной информации аудитора, отражающий точку зрения проверяемой организации на замечания, содержащиеся в варианте этого документа. Оно может провести встречу с аудиторами, пригласив со своей стороны тех лиц, которых сочтет необходимым, для обсуждения предварительного варианта документа.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское заключение, окончательный, вариант письменной информации аудитора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторской организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имеющие существенный характер, в окончательном варианте письменной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке выполнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах: один передается под расписку только (и исключительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора. Несогласие получателя письменной информации с содержанием ее окончательного варианта не может служить основанием для отказа в получении этого документа. По согласованию письменная информация аудитора может быть переслана по почте. В этом случае ко второму экземпляру письменной информации аудитора при архивном хранении в аудиторской организации подшиваются документы, подтверждающие факт почтового отправления либо иного способа передачи этой письменной информации.

Письменная информация аудитора является конфиденциальным документом. Сведения, содержащиеся в нем, не подлежат разглашению аудиторской фирмой, ее сотрудниками либо аудитором, работающим самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами Российской Федерации.

Экономический субъект вправе распоряжаться сведениями, содержащимися в письменной информации аудитора, по своему усмотрению. Аудиторская организация не несет ответственности за разглашение конфиденциальной информации клиента, произошедшее по вине или с ведома работников экономического субъекта.

Аудиторская организация может готовить копии со своего экземпляра письменной информации аудитора для целей, связанных с проведением последующих аудиторских проверок. Требования конфиденциальности информации при этом сохраняются.

В случае смены аудиторской организации руководство проверяемого экономического субъекта обязано предоставить новой аудиторской организации копии письменной информации по результатам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской организацией. Новая аудиторская организация обязана соблюдать конфиденциальность информации, содержащейся в документах, подготовленных ранее.

  1. Система государственного финансового контроля

Контроль — важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами — неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Система государственного финансового контроля осуществляется в общегосударственной и ведомственной формах.

Общегосударственный контроль охватывает все хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности или ведомственной подчиненности. Этот контроль ведется как в масштабе Российской Федерации, так и в ее субъектах. На уровне местного самоуправления проводится муниципальный финансовый контроль.

Общегосударственный финансовый, контроль в России осуществляют: Счетная палата РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба- финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба, Банк России, контрольные органы законодательных (исполнительных) органов субъектов РФ (счетные палаты или аналогичные органы субъектов РФ).

Система общегосударственного финансового контроля выполняет следующие задачи и функции.

Задачи финансового контроля:

ü контроль за образованием и использованием государственных средств РФ и ее субъектов;

ü контроль за деятельностью органов исполнительной власти, на которые возложено практическое проведение финансовой, бюджетной, кредитной, денежной, налоговой м валютной политики;

ü контроль законности привлечения и использования средств- юридических и физических лиц кредитными учреждениями.

Основные функции:

ü проверку правильности образования государственных средств, их сохранности и целевого использования;

ü контроль правильности и эффективности использования кредитных ресурсов;

ü обеспечение обоснованности и правомерности действии кредитных учреждений в части использования средств организаций и физических лиц;

ü контроль государственного внутреннего и внешнего долга.

При выявлении нарушений, за которые предусмотрена уголовная ответственность, органы государственного финансового контроля должны передать материалы ревизии иди проверки в правоохранительные органы.

Правом назначения проверок уполномоченными органами пользуются Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федераций Федерального Собрания РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъектов РФ, правоохранительные органы - суды, прокуратура, милиция, федеральные службы безопасности — в пределах их компетенции, руководители органов государственного финансового контроля.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, государственные и унитарные предприятия должны осуществлять ведомственный контроль за законностью расходования государственных средств, поступивших в их распоряжение, полнотой и своевременностью исполнения обязательств перед бюджетом, бюджетами субъектов, внебюджетными фондами, в том числе по налогам и другим обязательным платежам, правильного ведения учета и др.

Общегосударственный контроль подразделяется на:

1. денежно-кредитный контроль, который осуществляет Банк России;

2. валютный контроль, осуществляет Банк России;

3. страховой контроль, осуществляет Федеральная служба страхового надзора;

4. налоговый контроль, осуществляется Федеральной налоговой службой РФ и ее подразделениями;

5. таможенный контроль реализуют Федеральная таможенная служба РФ и ее подразделения.

Использование государственных (преимущественно — бюджетных) средств на разных уровнях государственного управления (и бюджетной системы РФ) контролирует Федеральное казначейство РФ и его подразделения, специальные службы, создаваемые органами исполнительной власти (административный контроль) и представительной власти (парламентский контроль).

Ведомственный государственный контроль проводится внутри отдельных государственных ведомств (министерств, федеральных агентов, федеральных служб, органов управления исполнительной власти). Для этой цели в структуре ведомств предусмотрены органы ведомственного финансового контроля, которые и проводят такой контроль. Основным объектом контроля является производственная и финансовая деятельность подведомственных организаций и учреждений. Для проведения ведомственного контроля могут привлекаться ревизоры федеральных служб и их подразделений.

Общественный контроль реализуется на основе общественных институтов и законов, обязывающих органы исполнительной власти предоставлять информацию всем заинтересованным лицам (юридическим и физическим).

В организации общественного контроля большую роль играют средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение), выражающие интересы различных общественных организаций, партий и других структур. Деятельность общественного контроля базируется на информации, предоставляемой органами Федеральной службы государственной статистики, государственного финансового контроля, прежде всего счетными палатами (федеральной и субъектов РФ), для которых гласность - важнейший принцип деятельности.

Наряду с указанными видами финансового контроля в России используемся такая форма финансового контроля, как аудиторский финансовый контроль.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность — деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности в целях рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса. В России создана необходимая правовая база аудиторской деятельности, определилась система его нормативного регулирования, проводится работа по аттестации аудиторов и лицензированию аудиторской деятельности, осуществляемой по установленным государством правилам. Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации возложено на Министерство финансов РФ и аккредитованные профессиональные аудиторские объединения.

  1. Тестовые задания
  1. Аккредитованное профессиональное аудиторское объединение создается в целях обеспечения:
  1. Гарантии высокого качества аудита, проводимого его членами;
  2. Условий аудиторской деятельности своих членов и защиты их интересов;
  3. Статистическое наблюдение за осуществлением аудиторской деятельности.

12. Квалификационные аттестаты аудиторов, выданные до вступления в силу Федерального закона № 119-ФЗ:

  1. Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 6 месяцев с момента вступления закона в действие;
  2. Должны быть обменены на аттестаты нового образца в течение 1 года с момента вступления закона в действие;
  3. Сохраняют свое действие до окончания предусмотренного в них срока.

22. Срок хранения рабочих документов:

1) Три года;

3) В течение срока, предусмотренного для данных документов законодательством РФ.

32. Уполномоченный федеральный орган может проводить проверки качества работы аудиторских организаций:

  1. Только своими силами;
  2. Только силами аккредитованных профессиональных аудиторских объединений;
  3. Своими силами либо делегировать это право аккредитованным профессиональным аудиторским объединениям в отношении участников этих объединений.
  4. : Согласно ст. 10 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г. контроль качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов. Контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган.

42. При оценке компонентов аудиторского риска необходимо использовать:

1) Не более трех градаций;

2) Не менее трех градаций;

3) любое количество градаций.

52. Между уровнем существенности и аудиторским риском существует следующая зависимость:

  1. Чем выше уровень существенности, тем выше аудиторский риск;
  2. Чем ниже уровень существенности, тем выше аудиторский риск;
  3. Аудиторский риск не зависит от уровня существенности.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ "Об аудиторской деятельности" № 307-ФЗ от 30 декабря 2008 г.
  2. Правила (стандарты) аудита.
  3. Подольский В.И. Аудит: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 744 с. - (Серия "Золотой фонд российских учебников").
  4. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 448 с. - (Высшее образование).
  5. Бычкова С.М., Итыгилова Е.Ю. Аудит: учебное пособие под ред. Проф. Я.В. Соколова. - М.: Магистр, 2009. - 463 с.

Замечание 1

В современной Росси под понятием аудитор подразумевается лицо, занимающееся аудитом, проверкой или ревизией документов, бухгалтерских книг и финансовых отчетов. Залогом успешной карьеры в аудите является аттестат аудитор, необходимый документ для подписания аудиторских заключений.

Единая Аттестационная Комиссия

Только в 2011 году в России был введен единый аттестат аудитора нового образца. До этого года требовалось сдавать отдельные экзамены на получение аттестата, относящегося к определенной экономической области аудита банков и кредитных учреждений; бирж и внебюджетных фондов; общий аудит. В наши дни для положительной сдачи экзамена рекомендуется готовиться по программе, утвержденной Единой Аттестационной Комиссией (ЕАК).

ЕАК создана организациями аудиторов в августе 2010 года в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» ФЗ-307 от 30.12.2008 г., для проведения квалификационных экзаменов по проверке знаний претендентов на получение аттестата аудитора.

К экзамену на получение квалификационного аттестата аудитора допускается претендент, получивший высшее образование и имеющий стаж работы, связанный с бухгалтерской, финансовой или аудиторской деятельностью , не менее трех лет. Причем не менее двух лет из последних трех должны приходиться на опыт работы в аудиторской организации.

Процедура экзамена проводится в 2 этапа:

  1. компьютерное тестирование,
  2. написание письменной работы.

Рассмотрим их особенности.

Экзамен. Компьютерное тестирование

Компьютерное тестирование проводится раз в месяц. Длительность экзамена составляет 2.5 часа, где кандидату необходимо ответить на 50 вопросов из следующих областей:

  • Бухгалтерский учет и отчетность
  • Налоги
  • Финансы
  • Право
  • Аудиторская деятельность

То есть на экзамене представлены по 10 вопросов из каждой перечисленной области. Оценивается экзамен в баллах, где за каждый правильный ответ начисляют 2 балла, экзамен считается сданным, если кандидат набрал 86 баллов из 100 максимальных. При неуспешном прохождении тестирования, кандидатам не возвращается стоимость экзамена, которая на сегодняшний момент составляет 13 000 рублей.

По истечению пяти дней информируют о результатах прохождения компьютерной части экзамена. При положительной оценке кандидат может записываться на вторую часть экзамена, которая проводится два раза в год. Следует отметить, что результаты компьютерного тестирования сохраняются за кандидатом в течение двух лет.

Экзамен. Письменная работа

На прохождение письменной части экзамена отводится 2 дня, за которые необходимо ответить на пять теоретических вопросов и решить одну задачу. Задания распределяется в таком порядке. В первый день проверяются знания в областях: бухгалтерский учет и отчетность; налоги ; финансы. Во второй день проверяется знания по предметам Право и Аудиторская деятельность и решается задача.

Результаты письменной работы кандидаты увидят по истечению 45 рабочих дней. Оцениваются ответы также по бальной системе, где необходимо набрать минимум 67 баллов, где каждый теоретический вопрос оценивается максимум в 10 баллов и за правильное решение задачи можно получить максимум 50 баллов. Экзамен, считается сложным, поэтому введены дополнительные сессии, в течение которых претенденты могут добрать недостающие баллы. Также как и при тестировании, при неудовлетворительной сдаче письменной части экзамена, кандидатам не возвращается оплаченная стоимость, которая сегодня составляет 27 000 рублей.

Решение ЕАК

Замечание 2

Не позднее 8 рабочих дней после проверки письменных работ ЕАК принимает решение о положительной или неудовлетворительной сдаче квалификационного экзамена на получение аттестата аудитора и уведомляет претендента о своем решение еще в течение 5 рабочих дней.

Высокий уровень аудиторского профессионализма является залогом квалифицированных независимых проверок и логично, что государство предъявляет к аудиторам высокие требования. Прохождение аудиторской аттестации всегда считалось сложной задачей, но выполнимой, если в России представлены и успешно работают все мировые компании большой аудиторской четверки.