«Летающие крепости»: как работают боевые вертолеты в Сирии. Анализ тактических приемов воюющих в сирии Применение армейской авиации в сирии

Российский Ми-28 в районе Пальмиры

Сирийский опыт применения военных вертолетов позволил найти и отработать новые тактические приемы по преодолению средств ПВО, сообщил начальник боевой подготовки армейской авиации ВКС России генерал-майор Олег Чесноков.

«Особенности применения армейской авиации в любом локальном конфликте, в том числе, и сейчас в Сирии, тщательно анализируются. Выявляются сильные и слабые стороны как в подготовке летного состава, так и в эксплуатации авиационной техники - в зависимости от географии выполнения задач и особенностей обстановки. Найдены и отработаны новые тактические приемы по преодолению средств ПВО противника и решению огневых задач», - сказал он.

Чесноков добавил, что на основе этого анализа в Центре боевого применения армейской авиации в Торжке разрабатываются рекомендации летному составу, которые направляются в войска и «учитываются в ходе дальнейшей боевой плановой подготовки», передает РИА «Новости».

Кроме того, он сообщил, что новейшая модификация вертолетов Ми-28УБ «Ночной охотник» начнет поступать в российские войска с 2017 года.

«В настоящее время опытные образцы вертолета с двойным управлением Ми-28УБ с положительными результатами прошли государственные испытания», - сказал Чесноков.

Он пояснил, что сначала Ми-28УБ поступят в 344-й Центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке, а затем пойдут в строевые авиачасти ВКС.

«Опыт эксплуатации вертолетов Ми-28Н показал необходимость выпуска вертолетов данного типа с двойным управлением, и сейчас летчики и преподаватели Торжокского центра уже прошли переучивание на данную модификацию», - добавил генерал-майор. Ми-28Н «Ночной охотник» (в экспортном варианте - Ми-28НЭ) является ударным вертолетом, предназначенным для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Чесноков также сообщил, что «Вертолеты России» создали летающую лабораторию - демонстратор перспективного скоростного вертолета. Главным в конструкции летающей лаборатории ПСВ являются лопасти несущего винта. Новые конструктивные решения при их создании позволяют увеличить максимальную скорость вертолета Ми-28 на 13%, на вертолетах типа Ми-35 - на 30%».

Сейчас ведутся летные испытания, в которых получен промежуточный результат - «достигнута скорость горизонтального полета 360 км/ч в сочетании с низким уровнем вибрации и нагрузок на конструкцию летающей лаборатории», отметил Чесноков.

«Скорость ПСВ по сравнению с известными образцами ударных вертолетов будет увеличена в 1,5 раза до 400-500 км/ч», - напомнил он.

Более 50 новых вертолетов, включая Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», Ми-35, Ми-8АМТШ «Терминатор», Ми-26, Ансат-У, поступили с заводов-изготовителей в части армейской авиации за первые три квартала текущего года. Ееще более 10 единиц техники будет поставлено до конца года, передает ТАСС.

«Все запланированные на год мероприятия, включая учения подразделений армейской авиации различного уровня, авиационное обеспечение межвидовых учений, участие в международных учениях и армейских играх, освоение поступающих новейших образцов авиационной техники, совершенствование летного мастерства личным составом, подготовку молодых летчиков, были выполнены и с очень хорошими результатами» – заявил он.

На прошлой неделе глава Минобороны Сергей Шойгу сообщил, что операция в Сирии выявила ряд конструктивных и производственных недостатков российской военной техники.

В середине июля начальник Генштаба вооруженных сил России генерал армии Валерий Герасимов поручил до конца года устранить недостатки российской военной техники и оружия, которые были выявлены в ходе операции в Сирии.

14 апреля в ходе прямой линии Путин признал, что в ходе операции ВКС России в Сирии у отечественной военной техники вскрылось немало недостатков, однако в целом она показала себя блестяще, из-за чего на российское оружие резко возрос спрос за рубежом.

11 мая пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что основной выявленной в Вооруженных силах России проблемой в ходе операции в Сирии стала работа техники, этот опыт анализируется для дальнейшего ее совершенствования.

12 мая заместитель гендиректора «Вертолетов России» по производству и инновациям Андрей Шибитов сообщал, что холдинг согласовывает с Минобороны программу модернизации боевых вертолетов на основе опыта их эксплуатации в Сирии.

Российская военная операция в Сирии стала не только проверкой проведенной военной реформы, но и своеобразным «смотром достижений» отечественного ОПК. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в Сирии были испытаны 160 видов нового и модернизированного оружия. Большинство из этих образцов уже не постсоветское наследие, но были разработаны и приняты на вооружение в последние несколько лет. Боевое применение заставило по-новому взглянуть на российское оружие традиционных и потенциальных покупателей. Опыт успешного применения ВиВТ в реальных войнах всегда был важным инструментом продвижения на международный рынок, и уже привел к заключению дополнительных контрактов, в том числе и в самом регионе.

Из продемонстрированного российского арсенала наиболее бурную международную реакцию вызвало создание и первое боевое применение целого семейства высокоточных крылатых ракет морского и воздушного базирования со спутниковым наведением. Удары малых ракетных кораблей с применением комплекса «Калибр-НК» на расстояние свыше 1000 километров наносились из Каспийского и Средиземного морей. От берегов Сирии модификацией «Калибр-ПЛ» отстрелялась из подводного положения дизельная подводная лодка «Ростов-на-Дону» .

Впервые в истории ВМФ России получил возможность атаковать наземные цели за сотни километров от берега высокоточным неядерным оружием. Это заставило по-новому взглянуть на его роль. Оснащенные современными крылатыми ракетами флот и ВКС обрели совершенно новые возможности по проекции силы.

Ранее главным предназначением Дальней авиации ВКС России было применение ядерных боеприпасов, что делало ее почти бесполезной в локальных конфликтах. Но в Сирии она опробовала в боевых условиях свои новые неядерные крылатые ракеты воздушного базирования Х-555 и Х-101 . Для стратегических бомбардировщиков Ту-95МСМ и Ту-160 Сирия также стала их первым боевым применением.

Благодаря ведущимся уже несколько лет массовым поставкам боевой техники в ВКС все размещенные на авиабазе Хмеймим боевые самолеты — либо новые, либо модернизированные. В Сирию перебрасывались истребители МиГ-29К/КУБ , Су-27СМ , Су-30 , Су-33 , Су-35 , бомбардировщики Су-24М2 и Су-34 (на фото), штурмовики Су-25СМ. Главным отличием всех их стало новое поколение прицельно-навигационных комплексов. Они наделили их способностью поражать цели с возросшей точностью даже обычными неуправляемыми бомбами. Но главным достоинством новой техники стала возможность применения ими нового поколения российского высокоточного оружия. Именно оно позволило переломить ситуацию в войне весьма ограниченной воздушной группировкой.

Наиболее часто используемой и самой полезной стала корректируемая по спутникам ГЛОНАСС бомба КАБ-500С . Получение такого боеприпаса позволило российской авиации надежно поражать одиночные стационарные цели в любых погодных условиях и с больших высот с минимальным побочным ущербом даже в населенных пунктах.

Помимо самолетов, в боевых действиях было использовано более двух десятков вертолетов. Российские транспортные вертолеты не нуждаются в представлении в этом регионе. Они давно составляют основу парков в Ираке и Афганистане. Но для наших новых ударных вертолетов борьба с ИГИЛ стала первым случаем их боевого применения. В соседнем Ираке с 2014 года интенсивно используются Ми-28НЭ. С осени 2015 года сирийский дебют в российских ВКС в Сирии прошли сразу четыре типа ударных вертолетов: Ми-28Н , Ми-35М , Ка-52 и Ка-52К .

Особое внимание обратило на себя применение в зимних боях 2017 года за Пальмиру новых управляемых ракет «Вихрь-М» с вертолетов Ка-52. Дальность и высокая скорость подхода к цели позволяют вертолету атаковать, оставаясь незамеченным до последнего момента и не входя в зону действия ПЗРК. Это дает армейской авиации значительное преимущество по сравнению с наиболее распространенными ракетами «Атака», имеющими меньшую дальность и мощность боевой части.

Если самолетами и вертолетами российского производства удивить кого-то сложно, то российские беспилотники все еще выглядят экзотикой для большинства иностранных наблюдателей. Всего за пять лет количество легких тактических беспилотников в войсках возросло в двадцать раз, а их характеристики приблизились к лучшим мировым образцам. К концу 2016 года в распоряжении Министерства обороны России уже имелось почти 2000 беспилотных летательных аппаратов.

В состав российской группировки в Сирии входило около 80 беспилотников, от легких «Элерон-3СВ » и «Орлан-10 » до самых тяжелых и дальних — «Форпост ». Их количество превысило суммарную численность пилотируемых самолетов и вертолетов. Такая группировка радикально повысила разведывательные возможности российских войск.

БЛА использовались для обнаружения целей и наведения авиации, оценки урона, корректировки артиллерийского огня сирийской артиллерии. Задействовались российские беспилотники и для более мирных задач, от картографирования местности до сопровождения колонн с гуманитарными грузами.

Из-за ограниченного российского участия в наземных боевых действиях сухопутная техника была представлена гораздо скромнее. Сирийской правительственной армии поставлялись в основном устаревшие образцы вооружений с баз хранения. Тем не менее, нельзя не отметить первое боевое применение Т-90 , состоявшееся именно в этой ближневосточной стране. Правительственной армии было поставлено несколько десятков Т-90 ранних модификаций. Они уже далеко не новы, и потому не являются лучшими ни в мире, ни даже в России, которая, помимо передового танка «Армата», уже разработала и гораздо более совершенные модификации самого Т-90. Однако же, даже устаревшие модификации проявили себя неплохо, показав значительно лучшую живучесть по сравнению со всеми предыдущими моделями советских танков, имевшихся на вооружении Сирии.

Из пехотных вооружений наилучшим образом зарекомендовали себя управляемые противотанковые ракеты российского производства. Их применение в Сирии и соседнем Ираке было массовым, счет израсходованным идет на тысячи единиц, от устаревших советских «Фаготов» до наиболее мощных в российском арсенале «Корнетов».

Уроки и проблемы

Любая война неизбежно становится наилучшим тестовым полигоном, отсеивающим неудачные образцы и стимулирующим развитие наиболее эффективных вооружений. Полученный в продолжительных войнах опыт не может быть заменен ни учениями, ни испытаниями. Не стал исключением и конфликт в Сирии. Даже по официальным данным, забракованы более десятка из 160 опробованных новых образцов вооружений (хотя и не уточнялось, какие именно).

Смешанные результаты в реальных условиях показала концепция применения новых цифровых прицелов для бомбардировок с повышенной точностью обычными неуправляемыми авиабомбами. Она доказала свою эффективность при атаках полевых укреплений боевиков и террористов, районов их сосредоточения и при атаках объектов нефтяной инфраструктуры, которые террористы ИГИЛ использовали для финансирования своего «халифата». В то же время при типичных для современных конфликтов боевых действиях в населенных пунктах их точность оказалась недостаточной. Здесь применение управляемых высокоточных боеприпасов зарекомендовало себя как безальтернативное. Оно позволяет не только минимизировать побочный ущерб, но и поражать цели с максимальной эффективностью.

Под вопрос была поставлена и старая концепция применения штурмовиков на современном поле боя, насыщенном ПЗРК. Из-за опасности поражения зенитным огнем переброшенная в Сирию эскадрилья Су-25СМ была использована в основном как легкие бомбардировщики, они занимались навигационным бомбометанием с больших высот вместо традиционных штурмовок неуправляемыми ракетами и пушечным огнем.

Не удалось в полной мере «показать товар лицом» морской авиации во время похода к берегам Сирии единственного российского авианесущего крейсера. По каким бы причинам ни были потеряны два самолета, это в любом случае могло нанести ущерб экспортным перспективам. Прежде всего, вспоминается Индия, которая в 2017 году объявила тендер на закупку 57 палубных истребителей для ее построенного в России авианосца, на котором будут участвовать и МиГ.

Однако к серьезным репутационным издержкам эта неудача все же не привела. В Абу-Даби было заключено соглашение на совместную с ОАЭ разработку и производство легких истребителей пятого поколения на базе МиГ35.

Серьезнейшие вызовы поставлены перед разработчиками танков. Распространение противотанковых управляемых ракет продемонстрировало высокую уязвимость бронетехники на современном поле боя. Эффективные ПТРК в больших количествах оказались в руках не только правительственных армий, но и иррегулярных формирований, а также у террористов. В боях на территории Сирии, Ирака, Йемена показали свою уязвимость перед современными противотанковыми средствами не только старые советские танки, но и американские Abrams, немецкие Leopard и французские Leclerc.

Это вновь подтвердило, что современная тяжелая бронетехника немыслима без комплексов активной защиты. ВПК России является одним из немногих, имеющих компетенции в средствах активной защиты. Но пока ими не будут оснащаться серийные танки для собственной армии, вряд ли стоит ожидать экспортных успехов таких систем. Не были они испытаны и в Сирии.

Сам опыт применения в региональных конфликтах ПТРК показывает, что оно превратилось из специализированного противотанкового средства в эффективное и универсальное оружие пехоты, ее «длинную руку». Это вызывает необходимость в разработке и массовых закупках для всех современных и перспективных ПТРК ракет не только с кумулятивной, но и с осколочно-фугасными и термобарическими головными частями.

В условиях увеличившейся эффективности авиации и ее вооружений, распространения средств автоматизации и информатизации поля боя, становится понятно, что сегодня возможности авиации ограничиваются средствами разведки и обнаружения целей. После внедрения большого количества БЛА в российской армии в этом плане уже произошли значительные изменения к лучшему. Но по итогам операции стала очевидна необходимость насыщения войск не только легкими тактическими беспилотниками ближнего радиуса действия, но и более тяжелыми разведывательными моделями. Ведется поиск аппарата, который займет промежуточную позицию между эффективным, но дорогостоящим 450-килограммовым БЛА «Форпост» и дешевыми, но имеющим крайне ограниченные возможности по грузоподъемности 18-30-килограммовыми «Орлан-10» и «Гранат-4».

По-прежнему ощущается необходимость в продолжении наращивания орбитальной группировки разведывательных спутников.

В то же время операция продемонстрировала критический недостаток — отсутствие у России ударных беспилотников. Помимо БЛА, в коалиции США в Сирии уже используются разработанные Израилем, Ираном и Турцией ударные беспилотники среднего класса, а также импровизированные сверхлегкие беспилотные бомбардировщики из коммерческих компонентов, разработанные террористами ИГИЛ.

Можно надеяться, что сирийский опыт подстегнет уже ведущиеся разработки отечественных образцов тяжелых и тактических ударных беспилотников.


Влияние на экспорт

Макрорегион Ближнего Востока и Северной Африки уже много лет остается самой горячей точкой планеты. Сейчас там идут сразу четыре крупных вооруженных конфликта — в Ираке, Йемене, Ливии и Сирии. Грозит выйти из-под контроля ситуация в Афганистане. Традиционно напряженными остаются отношения между Израилем и его соседями. Так или иначе, в эти конфликты втянуто большинство стран региона, включая богатейшие нефтяные монархии Персидского залива.

Неудивительно, что он является лидером по относительным оборонным расходам в мире. Если страны Европы тратят на свои армии от 1 до 2%, то общие оборонные расходы стран региона в 2015 году достигли 7% от регионального ВВП. Значительная доля этих расходов приходится на приобретение вооружений.

Привычные иностранные их поставщики оказались в сложной ситуации из-за политической неразберихи, возникшей после «Арабской весны ». Это повлекло эмбарго и санкции для ряда стран региона. Для ЕС важным фактором стали самоограничения на поставки летальных и наступательных вооружений в воюющие страны и режимам, нарушающим права человека и правила ведения войн.

До 2012 года позиции России на рынке региона слабели. Падение режима Каддафи в Ливии и война в Сирии лишили «Рособоронэкспорт » уже подписанных контрактов стоимостью в миллиарды долларов. Но такие ограничения конкурентов и продемонстрированная Россией готовность оказывать не только политическую, но и военную поддержку своим друзьям в регионе позволили российской «оборонке» не только вернуться, но и завоевать новые позиции на местном рынке.

При этом проигравшей стороной стали США, непоследовательная политика которых привела к падению доверия к ним. Наиболее ярким примером служит Ирак. После того как США приостановили поставки вооружений, необходимых для борьбы с ИГИЛ, даже по уже заключенным контрактам, правительство страны вынуждено было обратиться к России. Наша страна сумела обеспечить иракскую армию вооружениями оперативно и без выдвижения чрезмерных политических требований. Место Apache заняли российские Ми-28НЭ и Ми-35М, а задержка с поставками F-16 была компенсирована экстренной продажей проверенных штурмовиков Су-25.

Похожая история произошла с Египтом, который является одним из крупнейших приобретателей оружия в регионе. Привыкнув полностью полагаться на вооружения США, после событий «Арабской весны» страна была вынуждена искать альтернативных поставщиков. Это дало России возможность заключить несколько крупнейших контрактов, в том числе на средства ПРО.

Зенитные и противоракетные комплексы стали самым популярным товаром в регионе за последние годы.

Спрос подстегнули наращивание местных военно-воздушных сил современными самолетами, развитие иранской ракетной программы и частые атаки йеменских хуситов по объектам Саудовской Аравии с применением баллистических ракет.

России удалось заключить контракты на поставку Египту способного сбивать баллистические ракеты комплекса С-300ВМ , а выведенному из-под санкций Ирану — С-300ПМУ-2 . Современнейшие ракетно-артиллерийские комплексы «Панцирь-С» получил Ирак, модернизированные ЗРК Бук-М2А — Алжир.

Еще одним популярным товаром остались российские вертолеты.

Афганистан, Египет, Ирак в 1990-е и 2000-е годы уже приобрели до 200 Ми-8 различных модификаций. Нет сомнений, что опыт их эксплуатации способствовал заключению крупнейших контрактов последних лет на ударные модели производства «Вертолетов России». Алжир обзавелся рекордным контрактом на 42 Ми-28НЭ. Еще 15 вертолетов этого типа и 28 Ми-35М закупил Ирак. Эти сделки стали первыми экспортными контрактами для Ми-28. Сразу 46 Ка-52 законтрактованы Египтом для формирования авиагруппы двух предназначавшихся для России «Мистралей», которые были перепроданы им Францией.

Алжир и Египет стали также приобретателями российских самолетов. Важный контракт на 50 истребителей МиГ-29М/М2, оценивающийся в 2 миллиарда долларов США, был заключен с Египтом. Алжир выступил покупателем 14 Су-30МКА. В 2016 году 10 модернизированных Су-24М2 получили ВВС Сирии, несущие тяжелые потери своих устаревших истребителей-бомбардировщиков. В 2017 году сообщено о планах поставки еще одной эскадрильи Су-24.

Поставки и самолетов, и вертолетов в этот воюющий регион сопровождаются сопутствующими контрактами на тысячи единиц вооружений для них, включая дорогостоящие управляемые ракеты.

Сохраняется спрос и на тяжелую бронетехнику. Несмотря на уязвимость существующих моделей, танки все еще незаменимы на поле боя. В 2014 году 200 Т-90СА купил Алжир. Большим успехом российской оборонной промышленности стал анонсированный в ходе проходившей в ОАЭ выставки IDEX 2017 крупный контракт на поставку новейшей и наиболее защищенной версии танка Т-90МС в одну из ближневосточных стран. Их получатель пока не назван, но, возможно, им выступит Кувейт. В таком случае это станет важнейшим возвращением российского оружейного экспорта на самый денежный в регионе рынок монархий Персидского залива.

Неизвестно, сколько еще продлится конфликт в Сирии и российское участие в нем. Неясен еще и исход этого противостояния. Но уже очевидно, что эти и более мелкие оружейные контракты ознаменовали изменение существовавшего до 2012 года тренда по вытеснению российской оборонной продукции из региона. В случае успешного для Сирии и России исхода нынешнего конфликта можно ожидать еще более весомых экспортных успехов и на Ближнем Востоке, и во всем мире.

В то же время нельзя принимать их как данность. Местный рынок по-прежнему является чрезвычайно высококонкурентной средой. За место на нем борются все лучшие производители оружия в мире. Помимо традиционных соперников России из США и Европы, все чувствительнее конкуренция со стороны быстро развивающихся китайского и турецкого ВПК. Имеется и заметная тенденция локализации производства. Крупнейший покупатель вооружений — Саудовская Аравия уже наладила собственное производство легкой бронетехники, беспилотников, управляемого вооружения.

Антон ЛАВРОВ, военный аналитик

В ходе военной операции в Сирии Вооруженные силы России испытали в бою множество новейших образцов российского оружия и техники. В то же время впервые применялись в бою машины, стоящие на вооружении не один десяток лет. Впрочем, обо всем по порядку.

Стратегический ракетоносец Ту-160 "Белый лебедь" с ракетами Х-101

Сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160 "Белый лебедь", которые на Западе называют Blackjack, начали эксплуатировать еще в 1987 году. Однако первое боевое применение "лебедей" состоялось именно в Сирии в 2015 году.

Сейчас у России имеется 16 таких самолетов, но вскоре на вооружение должны поступить до 50 модернизированных машин.

Грозный ракетоносец, который считается средством ядерного сдерживания, уничтожал террористов обычными боеприпасами - авиабомбами КАБ-500 и крылатыми ракетами Х-101 .

Про последние стоит сказать отдельно, так как в Сирии они также применялись впервые. Это крылатые ракеты нового поколения, обладающие фантастической дальностью полета - 5500 километров, в несколько раз больше, чем у европейских и американских аналогов. В пространстве ракета ориентируется при помощи комбинированной системы навигации: инерциальная плюс ГЛОНАСС. Х-101 летает в диапазоне высот от 30 метров до 10 километров, незаметна для радаров и очень точна - максимальное отклонение от цели на предельной дальности не превышает пяти метров. В отличие от предшественниц, ракета может уничтожать и подвижные цели. Масса осколочно-фугасной боевой части Х-101 400 килограммов. Ядерный вариант ракеты, Х-102, несет боеголовку мощностью 250 килотонн.

По мнению ряда экспертов, применив в Сирии стратегическую авиацию, Россия опробовала новую стратегию, совершив революцию в военном деле.

Малые ракетные корабли проекта "Буян-М" с ракетами "Калибр"

Малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М" являются многоцелевыми кораблями класса "река-море". В состав их вооружения входят артиллерийская установка А-190, пулеметные установки калибров 14,5 и 7,62 миллиметра, а также зенитный артиллерийский комплекс "Дуэт", и противокорабельные крылатые ракеты "Калибр-НК" и "Оникс". Автономное плавание такого корабля может продолжаться до десяти суток.

За время войны в Сирии крылатые ракеты "Калибр" успели не только пройти боевое крещение, но и приобрести статус всемирно известных. Попадания этих ракет по целям, снятые беспилотников, а также видеозаписи их пусков стали одной из визитных карточек ВМФ России.

В отличие от зарубежных конкурентов, "Калибры" могут летать в широком диапазоне скоростей от дозвуковых до превышающих скорость звука в три раза. Наведение на конечном участке траектории осуществляется при помощи помехозащищенных активных радиолокационных головок самонаведения.

Ракеты способны преодолевать любую противовоздушную и противоракетную оборону. Полет происходит на высоте от 50 до 150 метров, а при подходе к цели ракета снижается до двадцати метров и наносит удар, который невозможно предотвратить. Полет ракет производится по сложной траектории с изменением высоты и направления движения. Это дает ей возможность подходить к цели с любого неожиданного для противника направления.

Что касается точности попадания, тут уместно выражение "бьет в яблочко". К примеру, экспортный вариант "Калибра" стреляет на 300 километров и уничтожает цель диаметром 1-2 метра. Понятно, что у ракет, используемых ВМФ России, точностные характеристики еще выше.

В Сирии пуски "Калибров" осуществлялись с малых ракетных кораблей "Углич", "Град Свияжск", "Великий Устюг", "Зеленый Дол" и "Серпухов" (а также с кораблей других типов и подводных лодок).

Российские крылатые "Калибры" уже стали головной болью для США - ведь в противокорабельном варианте они более эффективны, чем американские "Томагавки", а их размещение на судах малого водоизмещения создает для потенциальных противников много сложностей .

Управляемые снаряды "Краснополь"

В Сирии для ликвидации террористов впервые использовались российские управляемые артиллерийские снаряды "Краснополь". Дальность стрельбы современных модификаций "Краснополя" составляет 30 километров. Масса взрывчатого вещества в боеприпасах этого типа составляет от 6,5 до 11 килограммов.

Одной из основных особенностей машины является ее высокая маневренность. Кроме того, "Ночной охотник" может выполнять боевые задачи в любое время суток.

Бронированная кабина вертолета защищает экипаж от 20-мм снарядов и бронебойных пуль. Броней также защищены самые важные системы вертолета. Ми-28Н оборудован РЛС, расположенной над втулкой винта. Применение данного комплекса позволяет эффективно осуществлять поиск, обнаружение, распознавание и поражение наземных и воздушных целей. Вертолет вооружен 30-мм автоматической пушкой. Также он может нести управляемые (противотанковые) или неуправляемые (против пехоты и легкой техники) ракеты "воздух-земля". Предусмотрена и возможность установки ракет "воздух-воздух", что позволяет Ми-28УБ уничтожать не только самолеты и вертолеты, но и малогабаритные беспилотники и даже крылатые ракеты. Вертолет имеет четыре точки подвески и, помимо прочего, может использоваться для постановки минных заграждений.

Два таких вертолета находились на борту авианосца "Адмирал Кузнецов" во время сирийского похода. Там Ка-52К поднялся в воздух и осуществил пробные пуски ракет.

Ка-52К "Катран" является корабельной версией Ка-52 "Аллигатор" и предназначен для патрулирования, огневой поддержки десанта при высадке на берег, решения задач противодесантной обороны на переднем крае и в тактической глубине в любое время суток.

От базовой версии корабельный "Катран" отличается наличием укороченного складного крыла, которое было доработано под размещение тяжелого вооружения, и механизма складывания лопастей, что позволяет ему компактно располагаться в трюме.

Тем не менее, несмотря на "миниатюрные габариты", Ка-52К имеет грозное вооружение. Это торпеды, глубинные бомбы и крылатые противокорабельные ракеты.

На вертолете установлены лазерно-лучевая система наведения оружия и система обработки видеоизображений "Охотник". Оптико-электронный комплекс "Витебск" защищает "Катран" от поражения ракетами с инфракрасными головками самонаведения.

Танк Т-90

Впрочем, Ту-160, Ми-28Н и "Адмирал Кузнецов" - не единственные хорошо известные "старички", впервые замеченные в бою в Сирии.

Впервые Т-90 были применены сирийскими войсками в провинции Алеппо в 2016 году.

Кроме того, в Сирии впервые испытали секретное оружие Т-90 - комплекс оптико-электронного подавления "Штора-1", предназначенный как раз для защиты танка от ПТУР.

Сирийские танкисты очень высоко оценили возможности Т-90. Единственным его недостатком они назвали отсутствие кондиционера , что затрудняет ведение боя в условиях пустыни.

Недавно стало известно, что танк был модернизирован с учетом сирийского опыта.

Броневики "Тайфун"

Новый российские бронеавтомобили "Тайфун" также впервые опробовали в Сирии. В начале 2017 года там заметили бронемашину "Тайфун-К" .

К63968 "Тайфун-К" представляет собой бескапотный многофункциональный модульный автомобиль. В модификации для перевозки личного состава может вмещать до 16 человек. Высадка десанта может осуществляться как с помощью рампы, так и через дверь. Кабина машины защищена усиленной броней. Предусмотрена также установка бронещита на лобовое стекло.

Новому броневику не страшны даже некоторые виды РПГ. От этих "убийц танков" машину спасают специальные навесные элементы, которые надежно защищают экипаж от кумулятивных струй. Колеса "Тайфуна" пуленепробиваемы и оснащены специальными противовзрывными вставками.

Масса полностью снаряженного "Тайфуна" - 24 тонны, длина корпуса - 8990 миллиметров, а ширина - 2550 миллиметра. 450 лошадиных сил двигателя позволяют броневику передвигаться со скоростью 110 километров в час.

Машина построена по колесной формуле 6х6, что позволяет ей с легкостью преодолевать бездорожье, снеговые заносы и любые другие виды препятствий. В Сирии "Тайфуны" используются не только для ранспортировки личного состава, но и, к примеру, для доставки гуманитарной помощи.

Идет третья мировая война и подкрепление бандитам в Пальмиру прибыло не простых пять тысяч боевиков, но это хорошо вооруженная и обученная армия, руководимая подготовленными в наших Советских академиях бывшими иракскими генералами.

«x-true info» – «Боевые вертолеты и самолеты почти непрерывно проносились над головами врагов и наносили по ним удары по всему образовавшемуся фронту. Десятки террористов были ликвидированы ракетно- бомбовыми…»

То, что самолеты «проносятся над головами врагов» - мне понятно, а вот у вертолетов в обязанностях - зависнуть на определенной высоте и оттуда работать по террористам из пулеметов прицельным огнем, а когда они на поле боя работают по-самолетному, то конечный результат у них не важнецкий: из пяти тысяч боевиков только: «Десятки террористов».
У американцев с этим вопросом:
«…вертолет ведет огонь либо на очень маленькой скорости, либо вообще зависнув. При этом у вертолета достаточно большая высота, не одна сотня метров… Если у боевиков были бы крупнокалиберные пулеметы типа ДШК или зенитные установки Зу-23-2, вряд ли «Апач» смог бы позволить себе такое удовольствие»
(«Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

Такая «ноша» высотой «не одна сотня метров» не для вертолетов Ми-24/28, их удел по скудности запаса мощности работать только на малых высотах и больших скоростях, что они и делают: «На другом ролике «игиловцы» показали ударный вертолет Ми-35 ВКС России, участвующий в контртеррористической операции. На кадрах винтокрылая машина очень низко несется над землей» (x-true info).

Дальше, больше: у Ми-28 при стрельбе из пушек прицельность – хуже некуда. Пушка отнесена от осей (вертикальной и горизонтальной) на максимально возможное расстояние (снизу в носовой части), к тому же пушка - от БМП, у которой очень сильная отдача. Показывали работу этой пушки с Ми-28 по телевизору, так приборная доска от стрельбы смотрится стиральной, но не приборной доской, поэтому тут о какой-то прицельности и речи быть не может. Например, у Ка-52 такая пушка установлена с правой стороны в центре масс, и его прицельность существенно точнее.
«Рассказывает командир БУГ (Боевая ударная группа на вертолетах Ка-50 в чеченской войне) полковник Александр Рудых: «Пушка 2А42 - это вообще песня. С расстояния в три с половиной километра снаряды ложатся буквально в "десятку". Соответственно боеприпасы экономятся».
Для настоящей вертолетной работы в режиме висения на этой войне есть смысл задействовать боевые вертолеты Ка-29, у которых статический потолок =3700м. не на бумаге (Ми-28), а в воздухе! Да и загрузки он берет гораздо больше, что заметно повысит КПД боевого вылета. По сообщениям СМИ боевики на танках и пикапах с крупнокалиберными пулеметами подошли к Пальмире, вот тут и должен зависнуть вертолет типа Ка-29 на высоте в 2км. и уничтожать танки с пикапами. Один такой вертолет на современном поле боя будет стоить звена вертолетов Ми-24/28.

Почему «зависнуть на 2км», потому что зенитная установка 3у-23-2 способна поражать цели только до высоты =1,5км. и этих двух км. будет вполне достаточно для прицельной и спокойной отработки экипажа по террористам. А от ракет «земля-воздух» у наших вертолетов на данный момент имеется защита «БКО «Президент-С».
Кстати, в Афганистане вертолет Ми-24 из-за отсутствия запаса мощности двигателей взлетал не по-вертолетному, как ему положено по конструкции, а с носового колеса, чему потом научили и милевского летчика-испытателя Г.Р. Карапетяна.

С тех пор по инерции наши боевые вертолеты и работают только на малых высотах.

А что там Ка-52?

Для высокоманевренного и с большим запасом мощности на него возложены другие обязанности.
«Сокрушающий «Аллигатор» в Сирии»
«Мы их слышим. Если взлетела пара «Аллигаторов», значит, сейчас приземлится или пойдёт на взлёт пассажирский или военно-транспортный самолёт. Здесь уже не ошибёшься. Экипажи Ка-52 прикрывают на глиссаде захода на посадку и на взлёте все воздушные суда, прибывающие и вылетающие с авиабазы Хмеймим. Необходимость этого продиктована особыми условиями выполнения специальных задач в Сирии. В случае огневого воздействия на воздушное судно основная задача экипажей «Аллигаторов» – прикрыть его и уничтожить цель противника, которая находится на огневой позиции на земле. Как говорят в таких случаях, взять огонь на себя.

Но есть и другие задачи, которые выполняют экипажи вертолётов Ка-52. Не секрет, что в небе Сирии происходили, увы, и нештатные, чрезвычайные ситуации. И вот в случае их возникновения для спасения и эвакуации экипажа, терпящего бедствие, вылетает поисково-спасательный Ми-8 со специально подготовленной группой на борту, который сопровождается парой «Аллигаторов». Экипажи ударных вертолётов обеспечивают прикрытие выполняющего поиск, спасение и эвакуацию вертолёта Ми-8 на всех этапах – от взлёта до посадки в заданном районе и от взлёта до посадки на аэродроме Хмеймим. При этом они уничтожают, при необходимости, обнаруженные огневые точки противника.

– Задачи, которые мы выполняем, – говорит командир экипажа, – очень важны, но нельзя забывать о главном предназначении нашего ударного вертолёта. Уничтожая живую силу террористических группировок, он берёт на себя функцию штурмовика. Мы можем поражать не только легкобронированные цели, но и укреплённые объекты, танки. И у нас имеется для выполнения этих задач соответствующее вооружение. Применяя противотанковые управляемые ракеты, мы способны поразить 900-мм броню».
(Александр Колотило, газета «Красная звезда, 27.10. otvaga).

Из этого интервью видно, что летчик с Ка-52, в отличие от летчиков Ми-24, не боится встречного стрелкового огня при использовании ПТУРов.

Летчик с Ми-24: «После выполнения удара НУР теоретически должен открываться огонь из пушки, после чего выполняется резкий отворот или противозенитный маневр. Но на практике, если противник отвечает огнем, пушку лучше пропустить, а сразу отворачивать», – делится секретами тактики летчик» («Крокодилы» без «аллигаторов» ВПК).

А вообще в моей голове не укладывается: как можно серийно и давно выпускать боевой вертолет с летными характеристиками середины прошлого века, да еще сырой, не доведенный до нужного состояния? Двигатели у Ми-28Н вроде бы современные ВК-2500, но мощность их ограничена до старых ТВ3-117, потому что редукторы могут гнать стружки. Даже при ограниченной мощности по этой причине в апреле этого года такой «боевой» вертолет убил сразу двух высококлассных летчиков, а также и ранее дважды убивал по летчику и тоже высокого класса, героев России.
Сегодня в Сирии в ход любая старая техника: и МиГ-23, и Су-22 (экспортная версия старого-престарого Су-17), и старые советские танки и приносят соответствующую пользу в изгнании врагов. В том же духе используются и вертолеты Ми-28Н и тоже приносят пользу.

Но «польза»-то бывает разной. В настоящее время вертолеты к месту боевых действий должны подходить на скорости 360к/ч, но не 260к/ч, как сегодня. Были случаи, когда американские боевые вертолеты «Апач» на такой скорости в Югославии и Ираке сбивались крестьянами из охотничьих винтовок.

А вертолеты с высокими скоростными характеристиками предлагались фирмой «Камов» еще в прошлом веке, но чтобы не подорвать авторитет вертолетов «Ми», эти проекты под разными хитромудрыми предлогами были отклонены. Как они пригодились бы в той же Пальмире вместо устаревших и слабеньких на поле боя Ми-24/28.
Ниже привожу снимки этих настоящих бойцов современной войны, способных зависать на высоте, недосягаемой для стрелкового оружия и уничтожать террористов всеми возможными видами оружия, в том числе и противотанковыми управляемыми ракетами.

Винтокрыл В-100, экипаж два человека, боевая нагрузка 3т, динамический потолок 6500м.
максимальная скорость 450к/ч, радиус действия 700км.

Вертолет В-50 вертолет продольной схемы, способный быстро перебросить десант в горячую точку. Расчетная скорость -400к/ч.
ар нанесёт, и
Гораздо бóльшая польза была бы от боевой пары вертолетов из Ка-52 и Ка-50, чем от пары Ми-28Н, которые не боятся ударов по хвостовой балке. Десантно-ударные вертолеты Ми-24 давно пора бы заменить на более мощные и скоростные типа В-50; по уничтожению бронетехники на поле боя должны работать высокоскоростные винтокрылы типа В-100, тогда и потерь будет гораздо меньше и результат гораздо выше. А им на смену должны придти еще более совершенные и современные, высокоскоростные Ка-92, Ка-102 и Ка-90!

А «Ми»?

Конструкторам МВЗ, единственному КБ, которому регулярно выделялись громадные суммы из Госбюджета на «НИРы» и «НИОКРы», так что «флаг им в руки» и пусть строят правдашние современные вертолеты, а не перелицовывают Ми-24, потому что изношенное старьё новым уже никогда не будет как его не перекраивай.

Виталий Беляев

Спустя неделю после начала специальной операции Воздушно-космических сил России против террористической группировки «Исламское государство», в Интернет попали первые кадры боевого применения наших вертолетов. На видео, снятом 7 октября боевиками, вертолеты Ми-24П российских ВКС оказывали поддержку сирийским войскам под Эль-Латамной. Позднее работа наших вертолетчиков была отмечена и на других участках сирийского фронта. Сразу же возник вопрос почему же российское командование решило использовать в Сирии «старичков» «двадцатьчетвертых», а не новые Ми-35М, Ми-28Н или Ка-52. В данной статье мы постараемся ответить на этот вопрос, рассмотрев различные аргументы «за» и «против».

Используемый ВСК РФ в Сирии вертолет Ми-24П прошел обкатку боевыми действиями в Афганистане, Чечне и Южной Осетии, поэтому избавлен от детских болезней роста, присущих всем новым машинам. Вертолет еще со времен Афгана прекрасно адаптирован к действиям в условиях жаркого климата и повышенной запыленности, что чрезвычайно важно на ближневосточном театре боевых действий. Тот же Ка-52 еще не принимал участие в боевых действиях в пустынных условиях, в отличие от МИ-35 и Ми-28, имеющихся на вооружении армии Ирака, поэтому его первая боевая обкатка в столь сложных условиях, возможно, была бы связана с определенными трудностями.

Ми-24П является транспортно-боевым вертолетом, который в случае необходимости может быть использован для эвакуации экипажей, сбитых боевиками (либо потерпевших аварию по техническим причинам) летательных аппаратов. Увы, исключать такую возможность нельзя, поэтому десантный отсек «двадцатьчетверки», вмещающий восемь человек или же четверо носилок, вполне может пригодиться. Ка-52 не имеет десантного отсека, а Ми-28Н может быть использован для эвакуации лишь в крайнем случае, т.к. его технический отсек мало приспособлен для перевозки людей.

Главным же преимуществом Ми-24П перед «коллегами» является его огневая мощь. Вертолет кроме двухствольной пушки ГШ-30К имеет шесть точек подвески для управляемого и неуправляемого вооружения, на которых можно разместить противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), неуправляемые авиационные ракеты (НАР), бомбы, а также подвесные топливные баки (ПТБ). Опыт боев с незаконными вооруженными формированиями в Афганистане и Чечне показал, что основным оружием вертолета являются НАРы, которые предпочтительнее всего использовать против живой силы противника, особенно когда атакованный враг пытается рассредоточиться. Для ПТУР не так много целей, т.к. боевики не так насыщены бронированной и автомобильной техникой, как регулярная армия. Тем не менее, считаем, что управляемые ракеты обязательно должны быть на подвеске вертолета в количестве нескольких штук.

Поскольку российские бомбардировщики наносят бомбовые удары не только на линии соприкосновения сирийских войск и игиловцев, но и в тылу «Исламского государства», то в случае необходимости эвакуировать экипажи Су-34 очень пригодится возможность использовать подвесные баки на подвеске вертолетов. При этом сохраняется возможность применения всей номенклатуры вооружений (ПТУР, НАР), которая понадобится для уничтожения боевиков, пытающихся захватить сбитых летчиков в плен.

Оптимальная подвеска вооружения на Ми-24П вероятно такова: несколько ПТУР на двух пилонах и блоки НАР на четырех пилонах. В случае необходимости работы на большом удалении от базы вариант подвески может быть следующим: ПТУР на двух пилонах, блоки НАР на двух пилонах, ПТБ на двух пилонах. В любом из этих вариантов вертолет способен оказать серьезное огневое воздействие на противника.

Теперь рассмотрим его конкурентов. Что Ми-35М, что Ми-28Н имеют всего 4 точки подвески, соответственно, их огневая мощь слабее, чем на старшем собрате, а при работе на большом удалении от базы номенклатура вооружений будет ослаблена еще и за счет подвески ПТБ, оставив под ПТУР или НАР всего два пилона. У Ка-52 шесть точек подвески, как и у Ми-24П, но управляемые ракеты для этого вертолета, по некоторым данным, еще не прошли весь цикл испытаний. Как нам кажется, неразумно было бы отправлять на войну вертолет, который лишен возможности атаковать бронеобъекты и укрепленные огневые точки боевиков управляемым оружием.

Также на возможность отправки Ми-28Н в Сирию могла повлиять августовская катастрофа одного из вертолетов этого типа на показательных полетах во время соревнований «Авиадартс». Несомненно, до конца работы комиссии, расследующей это происшествие, было бы неправильно использовать в зоне боевых действий машину, возможно имеющую проблемы с исправностью материальной части.

Конечно, у вертолетов нового типа (Ми-28Н, Ка-52) улучшены возможности работы «по земле» самостоятельно, не прибегая к помощи авианаводчиков, а также выше вероятность уклониться от атаки с использованием ПЗРК, но, похоже, российское Министерство обороны решило, что использование проверенной годами машины, обладающей большим количеством вариантов с подвеской оружия и большими эвакуационными возможностями, в данной ситуации будет предпочтительнее. Учитывая, что до сей поры особой частоты применения ПЗРК боевиками не наблюдалось, возможно, в этом есть резон.