Адмирал кузнецов сирия. “Адмирал Кузнецов” в Сирии решал не только боевые задачи

После сирийского похода флагман Северного флота встанет на капремонт и модернизацию с учетом критики потенциального противника

Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России . Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы - они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.

Кроме того, по словам представителей альянса, у России не хватает подготовленных пилотов, которые могут выполнять взлет-посадку на палубу авианосца. В результате эксперт WSJ Эрик Вертхайм делает вывод о том, что «российский флот не имел опыта участия в боевых действиях в последние годы. ...И флотилия российских военных кораблей в Средиземном море необходима для демонстрации силы в поддержку сирийского режима. Однако российская группировка также явно обозначила пределы использования военной силы».

В принципе, хотя заявления WSJ и звучат не слишком приятно для уха российского обывателя, тем более военного, во многом они справедливы. Хотя, после таких «открытий» сразу хочется спросить: ну и что? О проблемах нашего авианесущего крейсера «Кузнецов» известно всем и давным-давно, в том числе в НАТО. А вы, господа, не допускаете, что у российского Минобороны на данный момент есть свой, особый резон в необходимости его присутствии у берегов Сирии?

Причем, я не говорю о том, что заявлялось нашими военными официально: «цель похода – обеспечение военно-морского присутствия в оперативно важных районах мирового океана». Нахождение где-либо авиносной группировки любой из стран - всегда «обеспечение присутствия» и «демонстрация военной силы». Дело здесь может быть совсем в другом.

Во-первых, это - возможность в условиях реального похода потренировать летчиков выполнять взлет-посадку с корабельной палубы, отработать полеты над безориентирным морским пространством и многое другое, что не возможно сделать на земле. А во-вторых, - и это главное - в условиях боевых действий «протестировать» реальные возможности единственного российского авинесущего крейсера, с целью планов его дальнейшей модернизации, а так же перспектив развития (или напротив - не развития) авианосного флота в России.

Дело в том, что дискуссия – нужны нам авианосцы, или не нет – возникает в среде российских военных аналитиков с периодичностью раз в три-четыре года и затухает по мере изменения военно-политической ситуации в мире. В экспертных кругах на этот вопрос нет единого ответа. Одни доказывают: авианосцы жизненно необходимы для флота любой страны, которая считает себя великой державой. Другие говорят: время авианосцев ушло. Сейчас эпоха высокоточного оружия, которое можно размещать даже на небольших катерах.

К тому же авианосцы, кроме того, что сами имеют огромные размеры, так еще требуют для своей охраны и обслуживания большого количества кораблей обеспечения. На одном авианосце сосредоточено множество боевых самолетов, боеприпасов, авиационного топлива из-за чего он становится большой удобной мишенью - нельзя складывать такое количество яиц сразу в одну корзину.

Долгое время среди военных специалистов превалировала такая точка зрения: авианосцы – не самая необходимая вещь для обороны страны. Это – оружие нападения, но не защиты. Значит они нужны лишь тем странам, которые видят себя в роли мирового жандарма, претендуя на роль участника военного конфликта вдали от своих собственных берегов. Россия – держава сухопутная, ее основные интересы сосредоточены внутри евразийского континента, нападать она ни на кого не собирается, а потому авианосные корабли для России – это скорее символ демонстрации мощи державы, ее военных амбиций. А так как стоит этот символ крайне дорого, наличие его в системе вооружений не обязательно. (Для понимания: американский авианосец «Джеральд Форд» стоил порядка $13 млрд. Плюс еще 40–50 самолетов его авиакрыла стоимостью 75–100 млн каждый).

При этом США сегодня имеют более десятка авианосцев, каждый из которых размером с небольшой город. Потому Штаты способны одновременно развернуть в различных точках мирового океана 6-7 и более авианосных ударных группировок (АУГ), а мы со всех свои флотов наскребаем лишь одну, так как у России один авианосец, да и тот наполовину крейсер.

Этот факт у ряда российски политиков и военных обычно вызывает острое воспаление чувства патриотизма. В этом случае вполне здравый довод – Россия ни на кого нападать не собирается, и к роли мирового жандарма не стремиться, так зачем ей авианосцы – сразу вдруг перестает работать. Буквально пару лет назад среди военных в очередной раз вспыхнули жаркие споры. Некоторые адмиралы предлагали вместо 10 запланированных атомных подводных ракетных крейсеров за те же деньги построить пять авианосцев – по одному каждые два с половиной года. А 250–270 многоцелевых палубных истребителей для них взять из состава ВВС, как они утверждали, «без ущерба для боевой готовности».

Однако, предлагавшие все это, видимо забыли, что корабли такого класса у нас раньше строились только в Николаеве, на Украине. Если пытаться строить их в Северодвинске на «Севмаше», то это значит парализовать выполнение всех остальных заказов на десятки лет. В цехе, где помещается четыре корпуса атомных лодок, едва уместится корпус одного авианосца.

Другая проблема, с которой придется столкнуться – авиационная группировка. Те, кто предлагал вместо 10 подлодок сделать 5 авианосцев должны учитывать, что укомплектовать собрать сразу пять полков палубной авиации – такая задача оказалась непосильной даже мощному советскому ОПК.

К примеру, техпаспорт авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» устанавливал, что на нем могут базироваться и обслуживаться 16 самолетов вертикального взлета и посадки Як-41М (Як-141) (которых там никогда не было, так как их производство было остановлено, а вся документация по «вертикалкам» в смутные 90-е продана американцам) и 12 Су-27К, а также более двух десятков вертолетов Ка-27РЛД (радиолокационного дозора), Ка-27ПЛО (противолодочной обороны) и Ка-27ПС (поисково-спасательный). Но их не было.

В составе 279-го отдельного корабельного истребительного авиаполка имелось 24 самолета Су-33 (Су-27К) (к концу 2005 года их оставалось 22: один был потерян в катастрофе в июне 1996-го, другой – в катастрофе в сентябре 2005-го). Реально же «Кузнецов» отправлялся на боевую службу, имея в своем ангаре гораздо меньше самолетов. Сейчас ситуация не улучшилась.

Не выдерживало критики и предложение пересадить летчиков ВВС на палубные самолеты. Любой военный знает, что палубный летчик – это штучный специалист. В России их меньше, чем космонавтов. Подготовка и поддержание их летных навыков стоит очень дорого и требует дорогой учебной инфраструктуры на берегу, которой у России долгое время не было, и ее приходилось арендовать в тогда еще украинском Крыму.

Так что вопросов относительно того, иметь, или не не иметь в составе ВМФ авианосцы, очень много и по сей день. Вполне возможно, что на большую часть из них будет получен ответ после того, как корабли российской АУГ в Средиземном море выполнят поставленные ей задачи и вернутся в порты приписки. Итоги этого похода наверняка будут тщательно проанализированы с учетом приоритетов развития концепции дальнейшего строительства российского флота, особенно авианосного.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что до Второй мировой войны у России не было своих авианосцев. А после ее окончания в качестве трофея СССР достался недостроенный немецкий авианосец «Граф Цеппелин» и линейный крейсер «Зейдлиц», который тоже был в стадии переоборудования в авианосец. Главком ВМФ Кузнецов просил тогда Сталина завершить работы и принять их на вооружение. Но Сталин отказал – помешали амбиции победителя. «Цеппелин» использовали как мишень и потопили на Балтике, а «Зейдлиц» разрезали на металл.

Только в 1953 году главком ВМФ Кузнецов наконец добился, чтобы началось проектирование авианосца, оснащенного палубными штурмовиками «Ту-91». Но в 1955 году затонул линкор «Новороссийск» и Хрущев уволил 52-летнего адмирала, наказав его не столько за гибель линкора, сколько за «авантюризм в программах строительства флота».

Под авантюризмом подразумевались именно авианосцы. Так как советская пропаганда клеймила их как оружие агрессии. Продолжалось это довольно долго. Только в 1968 году снова было принято решение об их строительстве, после чего появились наши первые авианесущие крейсеры: «Минск», «Киев» и «Новороссийск».

Но все равно авианосцами их старались не называть. Во-первых, потому что это слово все еще вызывало стойкую аллергию. Во-вторых, в отличие от американских, на которых единственной ударной силой было авиакрыло более чем из 100 самолетов, наши корабли имели их порядка 30-40, зато были напичканы еще и ракетами, и зенитками, и противолодочным оружием, и торпедами… В-третьих, все они спускались на воду на Черном море - и обозначение «авианесущий крейсер» давало им возможность пересекать пролив Дарданеллы, проход по которому авианосцам был запрещен по Конвенции о режиме проливов от 1936 года.

К теме в очередной раз вернулись в 1982 году, и снова генералы попытались ее зарубить. Теперь им противостоял главком ВМФ Горшков:

Если на сухопутных театрах вы требуете истребительное прикрытие войск и их боевых порядков, то почему вы отказываете флоту иметь истребительное прикрытие своих кораблей? А как же нам его иметь, если не «возить» за собой? Мы считаем закономерным и необходимым строительство полноценных авианесущих кораблей, в чем наш флот и страна недопустимо отстали. Сколько можно спорить?!

Горшков тогда победил. Закрывая совещание, Устинов сказал: «Корабль будем строить». Этим кораблем стал «Адмирал Кузнецов».

Сначала его заложили как тяжелый авианесущий крейсер «Рига», затем, когда скончался генсек, переименовали в «Леонид Брежнев». Потом стали ругать брежневский застой - и кораблю дали имя «Тбилиси». А когда развалился Союз, его назвали «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Корабль спустили на воду в 1985-м, а приняли на вооружение в 1995 году. В декабре 1995-го он в составе корабельной многоцелевой группы вышел на боевую службу в Средиземное море, имея на борту авиагруппу в составе 13 Су-33, 2 Су-25УТГ и 11 вертолётов.

При этом уже самый первый его поход сопровождался серьёзнейшими проблемами с главной энергетической установкой, в результате которых корабль неоднократно лишался хода, и не мог развивать полную скорость, а также различными неполадками с корабельными системами. В биографии флагмана российского ВМФ, к сожалению, было много аварийных ситуаций. В его котлах из-за плохого металла вечно горели трубки, а потому он чаще ремонтировался, чем ходил в море. К тому же, в качестве топлива «Кузнецов» использует мазут и объем его топливных резервуаров такой же, какой имели все корабли Северного флота в 1939 году, вместе взятые. Так что «накормить» его всегда было дорогим удовольствием.

Такое удовольствие могла себе позволить только очень богатая страна. Так СССР когда-то имел на вооружении семь авианесущих кораблей. Но с упадком страны, ее авианосный флот тоже пришел в упадок. Денег на поддержание этих кораблей у реформаторов не нашлось. Корабли ржавели, их списывали, пускали на металлолом, или продавали.

Авианесущий крейсер «Новороссийск» в 90-х ушел на металлолом в Южную Корею. Китаю достались противолодочные авианесущие крейсеры «Киев» и «Минск». Один из них был переоборудован в плавучий отель, другой – в парк аттракционов. Такая же судьба ожидала ТАВКР «Варяг». Его в конце 90-х тоже продали в Китай, где, как утверждалось, его тоже хотели переделать в парк развлечений. Но потом выяснилось, что покупатели его обновили, модернизировали, оснастили современным оборудованием и в 2014 году приняли на вооружение китайского флота под именем «Ляонин».

Еще один ТАВКР «Адмирал Горшков» в 2013 году продали Индии. Долго переделывали под требования покупателя, испытывали и теперь в составе индийского флота он называется «Викрамадитья».

На сегодня единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», по словам наших военных, нуждается в капремонте и серьезной модернизации. Возможно поэтому, находящийся сейчас у берегов Сирии, «Адмирал Кузнецов» стал настоящим героем соцсетей. Фотоколлажи обильно дымящего крейсера обошли весь мир, дав блогерам повод поупражняться в остроумии.

Хотя, как известно, хорошо смеется тот, кто смеется последним. А своего последнего слова «Кузнецов», в том числе у берегов Сирии, еще не сказал. И тут напомню: когда на пресс-конференции в середине октября журналисты спросили Владимира Путина, означает ли отправка «Кузнецова» к берегам Сирии, подготовку некого решающего наступления на «твердыни террористов», Путин ответил: «Сейчас я вам так и расскажу: когда наступление, во сколько, откуда начнется…».

Так что гадать о том, какие конкретно боевые задачи, кроме официально заявленных, поставлены флагману Северного флота «Адмиралу Кузнецову»в нынешнем походе к берегам Сирии, расспрашивать военных бессмысленно - у них об таком говорить не принято. Одно известно точно: по возвращении из сирийского похода, тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» ждет как минимум трехгодичная пауза – он будет поставлен на ремонт и модернизацию, начало которых, по информации Минобороны, запланировано уже на 2017 год.

Известие о категорическом отказе Испании и Мальты производить дозаправку топливом российской корабельной группы в своих портах многим показалось, на первый взгляд, неожиданным. Выглядело это так, как будто командование Северного флота просило о помощи, рассчитывало на неё, а в результате ничего не получило. И теперь ещё не известно, смогут ли «Адмирал Кузнецов», «Пётр Великий» и ещё шесть боевых единиц достичь пункта назначения, то есть заданного участка средиземноморской акватории у берегов Сирии. Так ли это на самом деле? И если это правда, то как теперь решать вопрос с мазутом, пресной водой, продовольствием и прочими жизненно необходимыми логистическими позициями?

Как оказалось, для паники нет никаких причин.

Мальта, Валетта

Решение об отказе в мазуте выглядит ещё более удивительным, если учитывать текущее сотрудничество Российского флота с Испанией и Мальтой. Вот свежий пример: не далее как 9 октября в порту Валетты ошвартовались два малых ракетных корабля, «Серпухов» и «Зеленый Дол», плюс буксирное судно СБ-36. Никакой сенсационности в этом событии не отмечалось, не все мировые СМИ даже уделили ему внимание. На корабли были загружены запасы пресной воды, продовольствия, топлива, что, безусловно, можно считать выгодной с финансовой точки зрения операцией местных торговых фирм. Затем переход из Севастополя на Балтику продолжился. Визит в островное государство продолжался три дня («Интерфакс»).

Испания, Сеута

Или вот порт Сеута, находящийся на северном африканском (марокканском) берегу неподалёку от Гибралтара. Этот полуанклав считается испанской территорией, и, несмотря на принадлежность страны с блоку НАТО, российские корабли здесь частые гости, им разрешено заходить в гавань для пополнения запасов и прочих флотских нужд. Эти визиты полезны для экономики автономии, но после введения санкций они стали раздражающим фактором для Брюсселя. При этом устав НАТО не запрещает принимать у себя корабли стран, не входящий в Североатлантический Альянс. Юридически ничего противозаконного испанское правительство не делает, но это по букве, а по духу… В общем, лучше, чтобы российских кораблей здесь не было, а если их заходы совсем запретить нельзя, то хотя бы в данном конкретном случае можно в чём-то отказать.

Повод

20 октября генсек НАТО Йенс Столтенберг выразил озабоченность возможностью участия авиакрыла «Адмирала Кузнецова» в воздушных ударах по осаждённому силами Сирийской армии городу Алеппо, в котором, как утверждают западные политики, от российских бомбёжек страдает мирное население. Позиция Испании, не в достаточной мере осуждающей действия Москвы, заботит и британского министра обороны Майкла Фэллона. Нет сомнений, что именно после этих реплик в Мадриде приняли решение, по сути своей половинчатое и компромиссное. Москве отказали не в принципиальных вопросах военного сотрудничества, а лишь в заходе в Сеуту и в продаже мазута в данном конкретном случае. О том, что островное государство Мальта последовало испанскому примеру, узнали на день позже. По всей видимости, это была солидарная инициатива местных властей. Эта страна не входит ни в НАТО, ни в Евросоюз.

Два направления пропаганды

Западная пропаганда сейчас находится в неоднозначном и даже каком-то расщеплённом состоянии, в которое сама себя и ввела. С одной стороны, мир нужно пугать российской угрозой - это необходимо для стимуляции роста военных расходов. С другой же стороны, время от времени как-бы исподволь в СМИ проскакивает информация о том, что «Сарматы» на самом деле и не ракеты, а какие-то муляжи, не представляющие угрозы, а удар крылатых ракет из Каспия не совсем удался. Будто бы несколько «Калибров» упали неизвестно где, а авианосец «Кузнецов» вон как дымит (старый потому что). В общем, российское вооружение отсталое, новейших образцов мало, а значит, и бояться нечего. И вот так, переходя от одной тактики к другой, когда нужно, западная пресса пытается манипулировать общественным сознанием, внушая мысль о том, что не то что Испания, а даже крохотная Мальта (Эстония, Литва, Польша и пр.) может стать нерушимой стеной на пути вероятной агрессии Москвы. А какова же правда?

Авиакрыло «Кузнецова» и Алеппо

Как чаще всего бывает, истина находится где-то между крайними точками лжи. «Адмирал Кузнецов» действительно нельзя считать новейшим боевым кораблём, сравнимым по возможностям и характеристикам с американскими атомными авианесущими монстрами. Более того, тезис Столтенберга о возможном участии самолётов, находящихся на его борту, в бомбёжках Алеппо несостоятелен по техническим причинам - его полётная палуба не снабжена катапультой, что ограничивает боевую нагрузку.

Удары по наземным целям намного удобнее наносить с авиабазы Хмеймим, там и длина полос позволяет разгоняться, и боеприпасов столько, сколько нужно, и горючего тоже. Однако истребители «Кузнецова», его системы ПВО и ПРО в совокупности с огневой мощью «Петра Великого» и других российских кораблей увеличивают суммарную силу группировки, придают ей устойчивость и удерживают вероятных противников от мыслей о возможных провокациях. И в НАТО это понимают.

Нанесён ли вред?

Теперь о главном, то есть об ущербе, понесенном российской корабельной группой в результате политических демаршей Испании и Мальты. Вот, к примеру, Джонатан Маркус, обозреватель портала «Би-би-си», ссылаясь на мнения специалистов и экспертов, приводит читателей к выводу о том, что авианосец «Кузнецов» без двух дозаправок до Сирии дойти вообще не может. Кончится мазут, и встанет он посреди моря, с голодной командой, изнывающей от жажды. С другой стороны, предполагать, что российское флотское командование отправило в дальний поход эскадру в надежде лишь на любезную помощь Испании и Мальты, даже эти аналитики не способны. Наверное, есть какие-то дополнительные возможности, гарантирующие достижение заданной цели.

Вопросы техники

Вообще-то, «Кузнецов» способен преодолеть расстояние в восемь тысяч миль (морских, по 1,852 км) с экономическим ходом в 14 узлов. Автономность, то есть возможность жизнеобеспечения экипажа, составляет 40 дней. Пока что эскадра оставила за кормой лишь 3,5 тысячи миль, из Североморска она вышла 15 октября. Даже с учётом повышенного расхода мазута по причине далеко не идеального состояния двигательной установки (о чём свидетельствует чёрный дым и что, конечно, не осталось незамеченным), предполагать низкий уровень запасов топлива не приходится.

Другой вопрос, что принятая флотская практика диктует правила, согласно которым корабль в зоне возможных боевых действий должен быть заправлен на 70%, а во время обычного похода не менее чем на половину внутренних емкостей. Это необходимо на случай надобности резкого увеличения хода (в случае с «Кузнецовым до 29 узлов). Иначе в случае маневренного морского боя может возникнуть проблема в самый неподходящий момент. Впрочем, вероятность прямого конфликта с силами НАТО очень низка, а других потенциально враждебных кораблей в акватории практически нет. И в этом самом критическом случае в ход пойдут другие аргументы, куда более весомые.

Тоже ещё проблема…

Заход в порт для военной эскадры по пути в зону возможных боевых действий - дело желательное, но не обязательное. В составе корабельной группы находятся два танкера проекта 1559-В общей вместимостью 14 тыс. тонн мазута. Продовольствия достаточно для обеспечения экипажей в течение нескольких месяцев. На борту «Кузнецова» есть мощная опреснительная установка. Дозаправка, судя по данным спутникового наблюдения, произведена в море, в районе о. Мелилья. Перекачка топлива - обычная рутинная работа моряков.

Впереди - встреча в Тартусе. Там точно проблем с мазутом не будет. И со всем остальным тоже.

Новости Сирии, 22 октября . Почему НАТО так испугался похода российских военных кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» к сирийским берегам.

Корабли ВМФ России в Ла-Манше

Авианосная группа ВМФ России во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на пути в восточное Средиземноморье к берегам Сирии в пятницу вошла в пролив Ла-Манш. Российские корабли идут вдоль южного побережья Англии под наблюдением кораблей и авиации НАТО.

Несколько западных телеканалов сняли на видео с вертолетов и разных ракурсов, как к Ла-Маншу подходил флагман российской авианосной группы - тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». На видеозаписях, в частности, хорошо видны два истребителя, находящиеся на палубе авианосца.

Ранее западные СМИ распространили информацию, что НАТО серьезно напуган входом российской ударной группы кораблей в прибрежные воды Великобритании. В Альянсе опасаются, что российская военная эскадра может быть задействована в боях за Алеппо, где сирийская правительственная армия при поддержке ВКС РФ пытается выбить террористов запрещенной в РФ группировки «Джебхат-ан-Нусра» и из восточной части города. (В настоящее время в Алеппо объявлена гуманитарная пауза, сирийская правительственная армия и ВКС РФ не ведут боевых действий, чего не скажешь о террористах, которые обстреливают и минируют гуманитарные коридоры и терроризируют мирных жителей.)

Сирийский поход «Адмирала Кузнецова»

Отправив авианосную группу кораблей ВМФ во главе с тяжелым авианосцем «Адмирал Кузнецов» в восточное Средиземноморье, в прибрежные воды Сирии, Россия послала миру мощный сигнал. Об этом заявил корреспондент CNN Мэтью Чанс .

Репортер отметил мощность и универсальность авианосца «Адмирал Кузнецов» и подчеркнул, что корабль недавно прошел переоборудование. В частности, журналист отметил, что корабль может нести на своей палубе до пятидесяти боевых самолетов, в том числе бомбардировщиков, а также штурмовые вертолеты.

Если возникнет необходимость, авиагруппа «Адмирала Кузнецова» сможет принять участие в нанесении авиаударов по целям на территории Сирии, отметил журналист. Это обстоятельство вызывает озабоченность у западных наблюдателей, которые расценивают действия России как признак значительного усиления российского военного присутствия в Сирии, подчеркнул Чанс.

По мнению журналиста, отправка российской флотилии к берегам Сирии является - важный символический шаг Москвы, говорящий, что Россия не только способна ввести в бой мощную силу, но и в состоянии обеспечить свое военное присутствие в самых отдаленных регионах.

«Кузнецов» может топить флот НАТО

Накануне в СМИ появилось видео прохода «Адмирала Кузнецова», опубликованное польским телеканалом «БелСат», вещающим на белорусском языке. На ролике с издевательской подписью «Адмирал Кузнецов» дымит, как паровоз», видно, что над российским авианосцем поднимаются густые клубы дыма. Видеозапись вызвала бурную радость пользователей Интернета, которую активно подогревают украинские СМИ.

Федеральное агентство новостей , почему такая реакция является обывательской.

«Это дизельный пароход - коптит и коптит - что тут такого? Для дизельной военной техники - это обычная вещь, тем более, что корабль создан в начале 90-х, - отметил в беседе с корреспондентом ФАН военный эксперт Дмитрий Литовкин . - В корабельной группе рядом идет «Петр Великий», из которого дым вообще не идет, и два современных эсминца, из которых пар тоже не валит. Следующий авианосец - «Шторм», который планируют закладывать после 2020 года, - будет атомным, и коптить не будет».

Впервые корабль выходит с полным авиакрылом и может применяться по назначению, подчеркнул эксперт. «Там модернизированные Су-33, которые могут применять высокоточное оружие, новейшие МиГ-29, которые могут топить флот НАТО противокорабельными ракетами. Вот что главное в морском деле, а не обывательская реакция», - подчеркнул Литовкин.

«Адмирал Кузнецов», ласково - «Кузя»

Ласковое прозвище «Кузя» дали моряки тяжелому авианесущему крейсеру «Адмирал Кузнецов», который идет выполнять поставленные задачи в Средиземном море. Полное название корабля - «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Это тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) проекта 1143.5 является единственным кораблем в своем классе в составе Военно-морского флота РФ. Корабль был заложен в Николаеве (УССР) на Черноморском судостроительном завода 1 сентября 1982 года. ТАВКР «Адмирал Кузнецов» предназначен для поражения крупных надводных и наземных целей и для защиты морских соединений от нападений вероятного противника.

Корабль назван в честь адмирала Флота Советского Союза Николая Кузнецова . Однако это имя появилось у авианосца не сразу. Прежние названия «Кузнецова»: «Советский Союз» (на стадии проекта), «Рига» (при закладке), «Леонид Брежнев» (во время спуска на воду), «Тбилиси» (в ходе испытаний).

«Адмирал Кузнецов» входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолеты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33, вертолеты Ка-27 и Ка-29, а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К. Экипаж корабля - 1960 человек, в том числе авиаперсонал - 626 человек. Командир корабля - капитан 1 ранга Сергей Артамонов .

15 октября 2016 года в 15.30 корабельная группа во главе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» отправилась в первый боевой поход к берегам Сирии. В составе группы - ТАРКР «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения.

Президент России Владимир Путин завтра 23 февраля в День защитника Отечества встретится с моряками тяжелого авианесущего ракетного крейсера(ТАРК) «Адмирал Кузнецов».

«Адмирал Кузнецов» только что вернулся из Сирии

Напомним, что этот корабль, который обычно называют единственным российским авианосцем, совсем недавно завершил свой длительный поход в составе нашей авианосной группы к берегам Сирии.

Примечательно, что это был не просто поход, а первое боевое применение авиации морского базирования российскими вооруженными силами.

На сегодня уже можно говорить о том, что поход этого военного корабля к берегам Сирии закончился успехом, несмотря на два потерянных из-за технических неисправностей боевых самолета, а также тот факт, что по своей структуре «Адмирал Кузнецов» – это не корабль для классических экспедиционных миссий.

Поход «Адмирала Кузнецова» критикуют голословно

Кстати говоря, этот момент забывают почти все эксперты, когда критикуют действия нашей авианосной группировки в Сирии.

ТАРК “Адмирал Кузнецов”

Ведь главное вооружение ТАРК «Адмирал Кузнецов» – это противокорабельные ракеты типа «Гранит», а не его стационарная авиагруппа, которая должна решать задачи прикрытия континентального берега и флотских соединений ВМФ на дальних подступах, а не непосредственно ударные функции, как это приходилось делать в Сирии.

Именно поэтому советские конструкторы не оснастили корабли проекта 1143.5 «Кречет» , а поставили туда тепловые двигатели, которые проще в использовании и с экономической точки зрения гораздо эффективней.

По этой причине обильное выделение пара «Адмиралом Кузнецовым» во время своего перехода не является основанием для сравнения этого корабля с дредноутами столетней давности, как это, в свою очередь, постоянно пыталась делать желтая пресса стран Запада.

Впрочем, западная критика миссии «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии только этим не ограничивалась и носила многогранный характер – от высмеивания нашего корабля до панических истерик, что российская авианосная группировка самим своим присутствием смертельно угрожает государствам, входящим в состав НАТО.


Российская авианосная группа в походном марше

Западная истерия по поводу «Адмирала Кузнецова»

Все эти моменты во время похода «Адмирала Кузнецова» к берегам Сирии доступно и доходчиво объяснял официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков .

Тем более, во время четырехмесячного похода нашей авианосной группы произошло немало инцидентов информационного характера, что также вполне объяснимо.

Дело в том, что это событие совпало с операцией по освобождению города Алеппо сирийской правительственной армией президента Башара аль-Асада , когда истерия западных СМИ в адрес России приобрела неадекватный характер, а любое событие, связанное с российскими вооруженными силами, целенаправленно выставлялось в вычурном и гротескно абсурдном виде.

Естественно, переход «Адмирала Кузнецова» и применение его авианосной группы в Сирии стали для Запада в этом плане буквально красной тряпкой для быка.


Официальный представитель Министерства обороны России генерал-майор Игорь Конашенков

Просто подсознательно во всей этой «критике» всегда имелось в виду, что эта акция российского ВМФ нарушила монополию США на применение ударных авианосных групп по всему миру, а это ведь, по сути своей, главный символ американского глобального доминирования.

На Западе чутко относятся к таким моментам, и это обстоятельство также послужило причиной нездорового ажиотажа вокруг похода российской авианосной группы к берегам Сирии.

Конашенков постоянно отвечал на нападки западных СМИ

Наиболее показательной здесь были январские заявления главы военного ведомства Великобритании Майкла Фэллона , когда британский министр назвал «Адмирал Кузнецов» кораблем позора и отдал приказ королевским ВМС по его военному сопровождению во время прохода нашей авианосной группы возле европейских берегов.

Тогда Конашенков на этот счет заявил, что российский ВМФ не нуждается в бессмысленных эскорт-услугах, а также порекомендовал Фэллону больше внимания уделить проблемам ВМС Великобритании.


Миссия авианосной группы «Адмирала Кузнецова» совпала с операцией по освобождению Алеппо

По мнению Конашенкова, цель таких заявлений и действий со стороны официального Лондона заключается в отвлечении внимания от состояния дел в британском военно-морском флоте.

Впрочем, «Адмирал Кузнецов» обнажил и военные проблемы НАТО, поскольку нашу авианосную группу постоянно сопровождали порядка 10 кораблей ВМС стран альянса, а суммарное их число совершенно точно переварило за 50 военных судов.

«Адмирал Кузнецов» задел Пентагон за живое

Политолог Леонид Крутаков в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» отметил, что эта истерия западных СМИ была связана не только с задачей оказать политическое давление на Россию, но и теми опасениями, которые вызывает у США и НАТО возросшая мощь Российской армии и военно-морского флота.


Политолог Леонид Крутаков

«Американцы просто забыли, что у них есть конкуренция, они думали, что после распада СССР им можно все, и никто не в состоянии составить им конкуренцию на военном поприще. Первый звоночек прозвучал во время событий в Крыму, когда натовские структуры поняли, что они не смогут что-либо сделать против подобных действий со стороны России. При этом, после ввода наших ВКС в Сирию, на Западе началась полномасштабная паника», - заключает Крутаков.

Как считает эксперт, не надо забывать про то, что Средиземное море является вотчиной 6 флота США, поэтому американцы восприняли военное использование российской авианосной группы в этой акватории, как прямой удар по своему самолюбию.

Таким образом, не стоит удивляться, почему генерал-майору Конашенкову приходилось бороться с информационными поползновениями Запада на протяжении всех четырех месяцев похода «Адмирала Кузнецова», но надо признать, что делал он это очень успешно и в высшей степени профессионально.

В последнее время, в сети, на профильных ресурсах, да и просто в разговорах, слышны негативные, порой даже саркастические нотки в отношении использования нашей авианосной группировки у берегов Сирии. Действительно, на первый взгляд может показаться, что военное руководство страны откопало реликтовый корабль, времен развала СССР, который к слову имеет весьма спорную, и прямо скажем, непростую историю. Попробуем разобраться в ситуации вокруг корабля, который прошел вместе со страной сложнейшие испытания, но несмотря, ни на что продолжает гордо нести военно-морской флаг России, там, где это необходимо.

И военно-политическая обстановка в мире, и объективные задачи, которые приходилось решать флоту СССР в различных точках мира, диктовали необходимость иметь в распоряжении корабли подобного класса. Любопытно, что с 1945 года, всё так же всего десяток стран, а это очень немного, обладают возможностью строить и/или эксплуатировать корабли подобного класса. «Политика канонерок» ничуть не ушла в прошлое, и на примере стран обладающих, по сути, мобильным аэродромом, который можно развернуть в любой части мира, мы можем убедиться в её эффективности. Множество конфликтов было решено при помощи авианосных ударных групп, некоторые даже не начались. Военное руководство страны ощущало недостаток подобных кораблей в системе флота СССР. Работы над проектами авианосца, к слову, с подачи главы ВМФ СССР адмирала Николая Кузнецова, велись сразу после окончания второй мировой войны. По различным причинам, от идеологических, по вине которых к авианосцам стойко приклеился ярлык «оружия империализма» , до банального отсутствия технических мощностей долгое время проект авианесущего корабля реализован быть не мог. Но к шестидесятым годам такая возможность в СССР появилась, и окончательно созрел на это запрос у военных.

Первый из спущенных на воду кораблей модернизированного проекта 1143.5, являлся, по сути, дальнейшим развитием, больших противолодочных кораблей-вертолетоносцев, того же проекта, с индексом 1143.

Конструкторы решили облегчить ракетно-артиллерийское вооружение проекта, в пользу увеличения количества базируемых самолетов традиционной схемы, которые не могли подниматься с кораблей предыдущих серий проекта, из-за отсутствия пригодной полетной палубы: для сравнения на фото представлены ТАВКР «Новороссийск» и ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» (внизу).

К сожалению, период расцвета проекта 1143 пришелся на неблагоприятную для этого эпоху распада СССР. С этим временем как раз и связаны неприятные истории о визите на Мальту, сопровождавшемся поломкой и потерей кораблем хода в шторм, о котлотурбинной установке корабля и прочих имевшихся на нем проблемах.

Будет интересным узнать, что ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», согласно конвенции Монтрё, вообще единственный в мире авианосец (авианесущий крейсер, за счёт мощного собственного ракетного и оборонительного вооружения попадает под классификацию «линкоры») способный действовать в Чёрном море, проход обычных авианосцев через Дарданеллы и Босфор, запрещен. Находясь в ноябре 1991 года на рейде Севастополя, командир корабля и экипаж, не выполнили условия изложенные в телеграмме первого президента независимой Украины Л. Кравчука, о том что корабль переходит в собственность Украины. Командир корабля капитан первого ранга В. Ярыгин принял решение о выводе корабля на Северный флот, а полк корабельной авиации, не приняв в большинстве украинскую присягу, перебазировался в Россию. Так, уже на заре службы корабль проходил через морские проливы Чёрного моря, а его экипаж с честью выдерживал, непростые испытания. В дальнейшем на долю корабля выпало еще немало приключений, но он в неблагоприятные в целом для страны времена, продолжал выполнять выходы в море, поддерживал свою боеспособность.

Пожалуй, самый важный вклад, который внес «Адмирал Кузнецов», это вклад в копилку опыта, который не был потерян, и поддерживался на протяжении всего существования Российской Федерации. Это огромный инженерно-технический и опытный задел, который реализовывался кораблем, для испытаний новых образцов корабельной авиации, и поддержания ТАВКР, в боеспособном состоянии. А также незаменимый опыт пилотов и экипажа корабля.

Авианосцы это тонны стали, миллиарды долларов, новейшие технологии, лучшие в мире пилоты и экипажи. Но у этих колоссов, весьма большие запросы, вероятно, даже не специалист понимает, что снабжать, ремонтировать, обслуживать такую махину, очень тяжело и дорого. Не стал исключением и наш «Адмирал Кузнецов». С трудом переживая годы застоя, проводя постоянные ремонты и чистки котлов (корабль не использует атомную энергию), он продолжал выходы. Были протестированы и содержались в порядке корабельные системы, шла доводка и подготовка к постановке на вооружения истребителей МиГ-29К и Миг-29КУБ, другие важнейшие тактические и технические мероприятия. С приходом «нулевых» финансирование было возобновлено в полном объеме, а где то даже и повышено, корабль возобновил активные походы, провёл несколько выходов в международные воды. Комплекс НИТКА в Крыму (Специализированный аэродром для подготовки пилотов морской авиации) продолжил подготовку высококвалифицированных пилотов.

Поход к берегам Сирии

Решение об отправке и использовании российской авианосной ударной группировки (далее АУГ) к берегам Сирии было принято на фоне патовой ситуации вокруг города Алеппо, где уже несколько месяцев идут тяжелые бои, в которых Сирийская армия пытается выдворить из окруженного ею города отряды исламистов и «умеренной» оппозиции. Напомним, что сирийские воды давно и хорошо знакомы нашим морякам, в советское время открытый пункт материально-технического обеспечения ВМФ (1971 г.), принимал множество советских кораблей на пути их следования к местам несения службы и эксплуатируется до сих пор. А сам ТАВКР «Адмирал Кузнецов» уже нес боевую службу у берегов Сирии в ходе похода 2011 года. Интересно отметить как изменилась риторика иностранных СМИ с 2011 года. Подобной бури эмоциональных заявлений и кадров прохода нашей АУГ в 2011 году не было и в помине.

ТАВКР «Адмирал Кузнецов» во главе АУГ выдвинулся к берегам Сирии в сопровождении тяжелого атомного ракетного крейсера «Пётр Великий», двух больших противолодочных кораблей проекта 1155 «Североморск» и «Вице адмирал Кулаков», а также кораблей поддержки. Естественно, в составе АУГ имеется атомная подводная лодка.

Спешное развертывание морских и воздушных сил НАТО для сопровождения российской группировки говорит в меньшей степени об озабоченности, а скорее о желании разведать состав сил и средств нашей АУГ. Так, в пятницу 18 ноября, по данным западных сайтов, отслеживающих полеты военной авиации, патрульный противолодочный самолет ВМС США Р-8А Poseidon в течение двух часов облетал по кругу район дислокации российской авианосной ударной группы. Аналогичный подлет состоялся и днем ранее.

Преимущественно разведки стран НАТО заинтересованы в получении информации о новой авиатехнике, которая находится на борту «Адмирала Кузнецова». Потенциал нашей АУГ, оснащенной новыми образцами авиатехники, действительно велик. Обновлённые тяжелые морские истребители Су-33 получили возможность наносить сверхточные удары по наземным целям, введённые в эксплуатацию морские истребители МиГ-29 К/КУБ, также обладают всем спектром возможностей по поражению наземных целей в любое время суток. Развернуты новейшие вертолеты Камова, Ка-52 «Катран», адаптированные для морского базирования, дальность поражения которых с подвесными контейнерами ДРЛО составляет от 300 до 500 км, что актуально и для ударных истребителей авиагруппы.

Только ленивый не шутил по поводу «излишнего» количества дыма, шедшего из трубы тяжелого авианесущего крейсера, в момент его прохода у британских берегов и запечатленного в большом количестве фото и видеоматериалов.

Мы, в свою очередь тоже можем посмотреть как наравне с нашим кораблём, дымит, к примеру, не так давно спущенный на воду перспективный корабль LCS Freedom ВМС США в бухте города Сан Диего. К тому же многие специалисты высказались о причинах повышенного дымообразования, в связи с прогоранием остатка несгоревшего топлива в дымоходе. Что не является большой проблемой.

Операция в Сирии с участием российских сил ВМФ и ее значение

В походе уже у берегов Сирии к АУГ присоединился фрегат «Адмирал Григорович», вооруженный нашумевшими ракетами «Калибр». Таким образом, в Средиземном море у нас впервые действует полноценная универсальная группировка кораблей, которая во взаимодействии с воздушными, наземными, и космическими силами, способна провести любую операцию в средиземноморском бассейне. От нанесения высокоточных ракетно-бомбовых ударов по любой наземной цели, до проведения миротворческих, десантных, морских операций любого типа.

С 15 ноября 2016 года, Российская АУГ начала активные боевые действия, поддерживая наземные силы. Начало ударов было омрачено потерей одного истребителя Миг-29К или КУБ, в ходе тренировочных вылетов. Пилот остался невредим, а это самое главное, потери же самолетов, явление свойственное для всех «активно летающих» стран.

Информационное агенство Russia Today уже распространило видео успешных результатов действий
ударных истребителей Су 33 и фотоизображения применения крылатых ракет «Калибр» по целям в
провинциях Идлиб и Хомс. Распространены многочисленные фото и видеоматериалы, рассказывающие
о работе нашей АУГ, непосредственно с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Конечно, подводить итог
операции еще очень рано, но уже с самого начала видна хорошая слаженность, системность ударов,
а также отличная работа разведывательных структур.

Большие десантные корабли проекта 775 «Королёв», «Георгий Победоносец» и «Цезарь Куников», Северного, Балтийского и Черноморского флотов соответственно, уже находятся в акватории Средиземного моря и направляются с грузами к сирийским портам. На суше развернуты мобильные береговые ракетные комплексы «Бастион», которые наносят удары по тем же целям, что и моряки. К имевшимся ранее установкам противовоздушной обороны С 400 «Триумф», развернуты еще 7 установок ПВО/ПРО С 300, прикрывающих фактически морское направление и обеспечивающих вкупе с тяжелым крейсером «Пётр Великий» надежный «зонтик», противовоздушной обороны на дистанциях до 400 км. Ближняя ПВО обеспечивается новейшими установками «Панцирь». Имеются значительные по своей мощности средства радиоэлектронной борьбы, в том числе комплексы «Красуха-4».

По неподтвержденным данным, командование ВС РФ, готовит переброску в Сирию истребителей перехватчиков МиГ-31, которые смогут завершить строительство непроходимой для любого противника ПВО/ПРО в небе над Сирийской республикой, а также вести разведывательную работу в интересах ударной авиации, и конечно же поиска целей для крылатых ракет «Оникс» и «Калибр»

О бразцы вооружения для «Мистралей» с успехом применяет сам «Адмирал Кузнецов», готовится встать на боевое дежурство десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен», который частично сможет исполнять функции не полученных российским ВМФ французских УДК. Огромнейший опыт пилотов и экипажей кораблей ляжет в основу подготовки следующих поколений пилотов, которые смогут обучаться как в специализированных комплексах, таких как НИТКА, или строящемся сейчас его аналоге в Ейске на базе Высшего военного авиационного института, так и с борта ТАВКР «Адмирал Кузнецов». Новейшие тактические принципы, сочетания разнообразных родов войск, положат основу, новейшей методике применения АУГ, в современных локальных конфликтах, станут основой для новых требований к постройке будущих авианесущих кораблей для отечественного флота. Авиатехника на основе опыта полученного в этом походе, также претерпит качественный рост, будут устранены существующие недостатки, и выдвинуты дальнейшие требования по развитию палубной авиации в РФ, в том числе на базе машин пятого поколения.

Учитывая недавние намерения поставить ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на капитальный ремонт и модернизацию после этого боевого выхода, можно сделать предположение об оптимизации полученного опыта, и качественного роста российских авианосных сил в ближайшем будущем.