Иверский монастырь. Валдайский иверский монастырь Особенности посещения обители

История монастыря начинается с 1652 года. Тогда патриарха Никона привлекла красота Валдайского озеро и он решил открыть на побережье монастырь. Деньги на строительство монастыря лично выделил царь Алексей Романов. И через год появились две деревянные церкви. В это же время озеро переименовали в Святое, а поселок в Богородицкое. Через два года рядом с церквями из кирпича выстроили Успенский собор.

Начало XVIII века для монастыря ознаменовано упадком. Молебны прекратились, а здания отдали под руководство Александро-Невского монастыря. С Валдая даже перевезли огромный колокол. Дальше, здания и вовсе почти разрушились. Восстановление святыни началось в 1991 году. Монастырь отреставрировали и открыли двери для посетителей. Последние работы закончились в 2011 году. Кроме соборов и храмов на территории монастыря создали музей, посвященный патриарху Никону.

Координаты : 57.98861100,33.30416700

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь

Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь – мужской православный монастырь. Был основан патриархом Никоном с одобрения царя Алексея Михайловича. Это первый монастырь, построенный на Руси после смутного времени.

Осенью 1653 года были построены и освящены две деревянные церкви: Соборный храм - в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя митрополита Московского святителя Филиппа. Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, освятил Валдайское озеро, опустив на дно Евангелие и крест, и нарек озеро Святым. Поэтому монастырь носит дополнительное название - Святоозерский.

Для прославления обители в монастырь были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной иконы Божией Матери, поражавшей своим невиданным великолепием.

В советское время на территории Валдайского Иверского Богородицкого Святоозерского монастыря находился историко-архивный музей, музей краеведения. Во время Великой Отечественной войны находился госпиталь, затем дом инвалидов для участников войны, а также лесная школа для детей, больных туберкулезом. В 70-е годы ХХ в на острове выстроили поселок, а на территории монастыря работала база отдыха.

Координаты : 57.99936600,33.29818700

Особую прелесть Валдаю придает расположенный недалеко на острове Валдайский Иверский Святоозерский Богородицкий мужской монастырь.

Как добраться до монастыря

Между Валдаем и островом курсирует (курсировал, с 2016 года теплоход не ходит) теплоходик «Заря», расписание и стоимость .

На такси. Номера служб такси можно . Примерная стоимость поездки Валдай - Монастырь 200-300 рублей (лето 2016г).

Зимой пешком по льду через озеро. Хорошая натоптанная тропа, солнце, свежий воздух. Расстояние примерно 3 километра.

Иверский монастырь был основан Новгородским митрополитом Никоном в 1653 году. Первой каменной постройкой монастыря стал Успенский собор (1656 г.), сохранившийся до наших дней. Его высота - 43 метра. Периметр монастыря (по стенам) - 1050 метров, площадь (в пределах стен) - 5,7 га. С 1991 года монастырь вновь стал действующим.

История монастыря

Взойдя 25 июля 1652 года на патриарший престол, Никон высказал своё намерение основать в России монастырь по образу и подобию Иверского монастыря на горе Афон. Царь Алексей Михайлович одобрил предприятие патриарха и выделил из казны средства для устройства обители. По свидетельству Павла Алеппского, монастырь предполагалось строить в «афонских архитектурных традициях», даже монашеские облачения должны были соответствовать греческим образцам.

Выбор места для монастыря связан с видением, которое Никон имел во время путешествия на Соловки за мощами митрополита Филиппа. Летом 1653 началось строительство, а к осени были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящён в честь Иверской иконы, а тёплый - во имя святителя Филиппа Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия. При первом посещении строящейся обители в феврале 1654 года Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарёк Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест (так гласит местное предание). Сохранилось письмо патриарха царю, где он сообщает о видении над островом знамения в виде огненного столпа. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван «Святоозерским».

В 1653 году под наблюдением Патриарха началось каменное строительство монастырских храмов и зданий. Никон сам освятил новосозданную обитель; по распоряжению Патриарха в феврале 1654 в монастырь из Боровичского монастыря были перенесены святые мощи Иакова Боровичского.

В мае 1654 года была жалована царская грамота, закреплявшая за обителью не только Валдайское озеро с островами, но и иные вотчины: Боровичи, Яжелбицы, Вышний Волочёк. К обители были приписаны старорусский и некоторые другие монастыри Новгородской земли.

В 1655 году в монастырь переселилась братия белорусского Оршанского Кутеинского монастыря в количестве более 70 человек. Среди насельников в то время был будущий Патриарх Иоаким, а также Исакий Полоцкий - брат Симеона Полоцкого. Иноки перевезли с собою на новое место всё своё имущество и типографию. С приходом Кутеинских монахов, начали развиваться книгопечатание и переплётное мастерство.

В 1656 году был закончен строительством Успенский собор. 16 декабря того же года он был освящён. На торжество вместе с Патриархом прибыли митрополиты Новгородский Макарий и Сарский Питирим, архиепископ Тверской Лаврентий и многочисленное духовенство из различных епархий России. Собор отличает простота и монументальность архитектурных форм. В 2008 году патриархом Алексием II Успенский собор был переименован в собор в честь иконы Божией Матери «Иверской».

К началу XVIII века монастырь пришёл в упадок. С 1712 по 1730 обитель со всем имуществом и землёй была приписана к строившемуся Александро-Невскому монастырю. В обитель северной столицы перевезли даже большой монастырский колокол. В 1764 году Иверский монастырь был положен в первом классе.

В 1919 году монастырь был преобразован в Иверскую трудовую артель, насчитывавшую 70 человек, и имевшую 5 гектаров монастырских угодий и 200 гектаров под садами, огородами, пахотой, пастбищами.

В 1927 году артель обследовал Наркомзем, в отчёте которого было отмечено, что трудовая община «слишком тесно связана с Иверской чудотворной иконой». Последнее замечание послужило поводом для снятия артели с регистрации; монашеская община была ликвидирована, а Иверская икона в дорогом окладе увезена в неизвестном направлении.

Впоследствии на территории монастыря были: историко-архивный музей, музей краеведения, мастерские, дом инвалидов для участников Великой Отечественной войны, и лесная школа для детей, больных туберкулёзом. В 1970-е годы на острове был создан посёлок, а на территории монастыря была открыта база отдыха.

Восстановление и новейшая история

В 1991 году монастырь, находившийся в аварийном состоянии, был возвращён Новгородской епархии. Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан (Попков). В 1998 году архиепископ Лев (Церпицкий) освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе. В конце 2007 года завершилась комплексная реставрация монастыря.

5 мая 1997 года указом архиепископа Льва наместником монастыря был назначен архимандрит Ефрем (Барбинягра). В июне 2002 года он был заменён, а 25 ноября 2007 года указом патриарха Алексия II Ефрем восстановлен в должности.

Святыней обители стала копия Иверской иконы Божией Матери, которая в 1950-х - 1980-х годах хранилась в единственной действующей церкви Валдайского района - Петропавловской (кладбищенской) в г. Валдай. Её новая драгоценная риза, изготовленная мастерами г. Златоуст, была освящена 25 декабря 2006 года.

11 января 2008 года для освящения восстановленного Успенского (Иверского) собора прибытием в монастырь ожидался Патриарх Алексий. 12 января Патриарх совершил Божественную литургию в соборном Иверском храме, перед тем совершив чин Малого освящения собора. После литургии Патриарх совершил молебен, на котором присутствовал президент России В. В. Путин.

В апреле 2008 года было сообщено о принятом решении впервые позолотить пять куполов Иверского собора, на что «понадобится около трёх тысяч так называемых „золотых книжек“». Нынешняя пёстрая раскраска фасадов и золочение куполов не имеют прецедентов в истории обители.

19 сентября 2009 года Валдайский Иверский монастырь посетил Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. В январе 2011 года закончена реставрация фресковой живописи Успенского (Иверского собора), в алтаре и во всем храме до нижнего яруса. Есть небольшой музей, посвящённый патриарху Никону и истории монастыря.

В монастырь можно проехать на экскурсионном или рейсовом катере, а также на машине. Для этого надо проехать вокруг Валдая до поворота на Боровичи, проехать туда около километра, и затем свернуть на небольшую местную дорогу влево, которая через километр выведет Вас к мосту на остров Рябиновый, и далее - до монастыря. Кстати, от монастыря можно перейти вброд через неглубокий пролив на соседний остров - Муравьиный. На нем вы увидите огромные вековые сосны, а также небольшое внутреннее Глухое озеро.

Созданный патриархом Никоном, по образу Иверской обители на Афоне, он был воплощением идеи преемственности России в наследии византийской духовной культуры. Богатейшая и известнейшая из обителей того времени, монастырь стал центром духовного просвещения, одним из немногих центров книгопечатания на Руси, местом, где зарождались и развивались ремесла.

Сейчас в монастыре восстанавливается монашеская жизнь. Ежедневно над белоснежным «кораблем» с золотыми луковками церквей, окруженным водами озера, разносится чудный валдайский звон, приглашая паломников вознести общую молитву к Богу и поклониться святыням обители.

Адрес: остров Сельвицкий, Валдайский район, Новгородская область, Россия. Координаты: 57.9892224 , 33.30542749999995 . Телефон паломнического центра: +7-911-614-66-94. Монастырь открыт для посещений с 7-00 до 21-00. Экскурсии по монастырю можно заказать в церковной лавке главного собора или по телефону. Ночлег и питание в монастыре строго по записи, желательно за месяц.

На одном из прекрасных островов Валдайского озера, среди девственных лесов, расположился Иверский мужской монастырь. В нем воплотилось стремление Никона, патриарха всея Руси, создать обитель, подобную той, что находится на Афоне и в тех же архитектурных традициях. На много лет она стала средоточием духовности на земле Русской. Сегодня монастырский архитектурный ансамбль полностью отреставрирован и привлекает тысячи туристов и паломников ежегодно.

Как добраться до святого места

Сегодня попасть в Иверский монастырь может любой - здесь рады каждому верующему. Сделать это предлагается разными способами:
- на поезде доехать до Валдая удобнее всего из Москвы. Для этого нужно выбрать рейс до Пскова. С Ленинградского вокзала он отправляется в 20:23, а на месте вы будете уже в 2:04. Цена поездки - от 772 рублей.
- на автобусе добираться лучше из Петербурга. До Валдая предусмотрен прямой маршрут (12:45), а также транзитный (8:25), следующий до Демянска. Время в пути займет 5-6 часов. Стоимость такого путешествия - 750-800 рублей.
- на машине доехать также проще простого, ведь Валдай находится на магистрали, соединяющей Москву и Санкт-Петербург. По времени автомобильное путешествие из столицы займет порядка 6 ч, из Северной столицы - 4 ч.
От самого Валдая на такси или личном транспорте нужно двигаться в юго-восточном направлении до магистрали M-10, а потом на восток до первого поворота налево (остановочный пункт "Черемушки"). Далее также нужно будет свернуть влево - дорога выведет вас через о. Рябиновый на о. Сельвицкий, где и обустроена обитель.

Где остановиться в Валдае

Для паломников и туристов, посещающих Валдайский монастырь, существуют разнообразные варианты размещения. Желающие поселиться в монастырской гостинице должны обратиться в центр паломничества. Как для больших групп, так и для отдельных паломников необходима предварительная договоренность за месяц, а также ее подтверждение. В трапезной питаются только проживающие в гостинице и строго по расписанию, заказав свое участие заранее. Заселение следует осуществлять до вечерней службы. За проживание жертвуется 1000 рублей в сутки за одно место.
Для тех, кто решит остановиться в городе, есть благоустроенные отели с умеренными ценами и великолепные гостиничные комплексы. Семьям с детьми больше подойдут мини-отели, где до семи лет детвору размещают бесплатно. На живописных берегах озера расположены многочисленные пансионаты и дома отдыха, предлагающие дачные домики и уютные коттеджи. Удобным бюджетным вариантом является и частный сектор вблизи монастыря. Здесь можно найти удобное жилье, цены на которое зависят от района, условий проживания и расстояния до обители. Цены в основном колеблются от 1000 до 4500 тыс. рублей.

Разнообразие заведений общепита

В окрестностях Валдайского озера большой выбор кафе и ресторанов, где можно вкусно пообедать. К наиболее популярным относятся кафе "Уездное" и "Урарту". Последнее предлагает блюда армянской и русской кухни, все очень вкусно и качественно, порции большие, при этом недорого.
В "Уездном" можно отведать вкусных блинчиков и другие традиционные кушанья русской кулинарии, цены на которые достаточно низкие. Недорогое и уютное кафе "Подворье" отличается чистотой и приемлемыми ценами. Здесь пекут домашний хлеб и вкусную выпечку.
Wpcafe - место, где можно спокойно посидеть за кружкой пива и вкусно перекусить. Кафе-ресторан "Вместе" - заведение для семейного обеда с уютной атмосферой и внимательным обслуживанием. Предлагается замечательный выбор яств, а готовят быстро и вкусно.
В ресторане "Рыбное место" можно отведать вкуснейшей ухи из форели и всего за 150 рублей, превосходным вкусом отличаются и другие блюда - карп на гриле, соленые грибы домашней засолки, есть выбор и для ребенка. А обед настолько сытный, что можно и не ужинать. Обслуживают очень быстро, а после еды можно прогуляться по живописным окрестностям.

Особенности посещения обители

При посещении монастырского комплекса надо помнить, что не только в нем, но и на всем острове жизнь проходит по строгому уставу. На дворе обители расставлены указатели с табличками, а на официальном сайте можно познакомиться с правилами посещения. На берегах, даже за стенами, нельзя загорать или купаться, тем более устраивать пикники или вести себя шумно, развязно. Запрет этот не касается других рек и озер, там повсюду разбросаны палатки отдыхающих. Внутри обители курение строго запрещено.
Православным людям перед храмом рекомендуется совершить крестное знамение и поясной поклон, а в внутри нужно поставить свечки святым и неторопливо помолиться и только потом высказать просьбу, с которой прибыли в это святое место. В церкви неуместны громкие разговоры или телефонные звонки, их нужно выключать перед входом. Для встречи со священниками и служителями желательна предварительная договоренность.
Большое значение придается внешнему виду, так как он является показателем внутреннего состояния. Согласно дресс-коду, на монастырской территории разрешается находиться только в чистой, опрятной одежде, соответствующей полу. Женщины должны быть в платьях с длинными рукавами и закрытым воротом. Если с собой нет необходимых вещей, длинные юбки предложат на входе. Брюки не приветствуются - как мужская одежда. Не рекомендуется пользоваться яркой косметикой и духами с насыщенным ароматом. Мужчинам следует надеть брюки, приехавшим в шортах, тоже придется воспользоваться юбками. Женские волосы должны быть покрыты платком, а длинные волосы у мужчин надо просто аккуратно перевязать резинкой, чтобы они не касались святынь.
В правилах для посетителей указывается, что фото- или видеосъемку можно проводить только после благословения святого отца, а для того чтобы его увидеть, надо попросить церковных служителей. Разрешение на съемку можно получить и в паломническом центре. Прямо у стен монастыря, напротив церковной лавки, организована большая асфальтированная парковка. Есть и вторая парковка, чуть поменьше, примерно за полкилометра до достопримечательности. На ней всегда есть свободные места, даже если первая полностью заполнена.

История появления Иверского монастыря

Его основание связано с удивительным видением, посетившим патриарха Никона, в ту пору еще Новгородского митрополита, во время поездки на Соловки. Спустя немного времени уже были возведены и освящены церкви - Собор иконы Божией Матери и Святителя Филиппа, обе деревянные. Впервые посетив грандиозную стройку, патриарх опустил на дно озера Евангелие и крест, назвав его Святым, а к названию монастыря было добавлено слово Святоозерский. Вскоре царевой грамотой за ним было закреплено и озеро с островами и поселениями, и другие обители Новгородской земли. Заселила его братия из нескольких десятков человек, занимавшихся книгопечатанием и переплетным делом. В него перенесли также святые мощи Иакова Боровичского, находившиеся в маленькой часовенке, рядом с целебным источником.
Здешняя типография стала второй в России после Государева печатного двора и первой в провинции. Тут развивались разные ремесла - резьба по дереву, иконопись, изготовление цветных изразцов, остатки которых и сейчас можно увидеть в одном из зданий. К этому времени был закончен и торжественно, в присутствии многочисленных представителей высшего духовенства, освящен Успенский собор, поражавший монументальностью. Для его строительства выбрано самое высокое место на острове. К этому дню патриарх заказал огромный 35-пудовый колокол, отлитый на его средства и с его изображением, а из Москвы доставили прекрасную копию чудотворной иконы Иверской Божией Матери. В церкви был установлен пятиярусный золоченый иконостас, а чудесное паникадило в форме дерева, украшенного цветами и птицами, ярко освещало великолепное убранство.
Монастырь, получивший статус первоклассного и имевший множественные привилегии, процветал до 60-х гг. XVII века - до периода опалы патриарха Никона. Тогда все его приходы были закрыты и переданы в казну - как образованные не по уставу. Приостановлено и строительство Иверской обители. Однако скоро приговор отменили, а ее полностью восстановили в правах. К середине XVIII столетия здесь появился двухэтажный Корпус братских келий, примыкавший к церкви Михаила Архангела. Здание - в отличие от других строений - выполнено в стиле московского барокко с характерными для него белокаменными резными украшениями в оформлении наличников. Оно практически не подверглось реконструкции и сохранилось в первоначальном виде. Одной из самых старых считается Водовзводная башня, либо Конная, сооруженная в XVIII веке, а позднее к ней пристроили Корпус конюшенных келий.
Знаменитая Секуляризационная реформа Екатерины II середины 1770-х гг. основательно подорвала основы прежней монастырской жизни. Все церковные владения передавались государству, добрая половина приходов упразднялась, а оставшиеся же должны были получать определенную сумму на содержание в зависимости от своего статуса или существовать за счет обработки близлежащих ненаселенных земель. Хотя Иверский монастырь получил статус первоклассного, однако денежного содержания едва хватало на существование. Он стал приходить в упадок, строения ветшали, число монахов сокращалось, оставались только те, кто посвятили себя аскетическому образу жизни и подчиняются строгому уставу. После революционных событий обитель разграбили, а в ее стенах попеременно располагались музей, лесная школа, база отдыха.
Только в 90-х гг. начались восстановительные работы - отремонтированы строения, обновлена колокольня, проведено отопление, благодаря чему службы можно проводить в любое время года. Реставрация завершена в начале нынешнего века. Состоялось также освящение отреставрированного Иверского собора, бывшего Успенского, куда была возвращена его святыня - Иверская икона Божией Матери, она десятки лет хранилась в местной церкви. Для нее изготовили драгоценную ризу прекрасные мастера из Златоуста. Было решено покрыть позолотой купола собора. Открыт также музей, посвященный истории монастыря и его основателю.

Монастырские святыни

Успенский собор - главный храм монастыря, является крупнейшим православным объектом, возведенным в России в XVII веке. Величественное белоснежное здание, украшенное пятью куполами, ослепляющими золотом, отличается простотой форм. Оно построено в форме квадрата, состоящего из трех нефов, и окружено галереей с крыльцом. Храмовые своды поддерживаются шестью огромными столбами. Стены расписаны сюжетами из истории афонского монастыря из жизни святых. Так как обитель претерпела несколько реконструкций, то первоначальные росписи местных мастеров не сохранились и восстановлены по описаниям. Отреставрированы фрески XIX столетия. В неизменном состоянии остались старинные дубовые двери с уникальной резьбой и кованые решетки. Новый резной иконостас реконструирован по сохранившимся документам.
Богоявленская церковь с трапезной предположительно построена в самом конце 60-х гг. XVII столетия. Она являет собой одноглавый храм кубической формы со строгим фасадом, имеющий двухъярусную граненую апсиду. Комплекс соединен арочными проходами с огромной двухэтажной трапезной. Окна первого этажа украшены небольшими кокошниками. Сама трапезная вместе с кухней и подсобными помещениями расположена на втором ярусе, а внизу находятся хранилища.
Между корпусами - наместническим и настоятельским, находится Колокольня. Первая, каменная, она выстроена в 70-80-х гг. XVII веке в виде башни, увенчанной шатром - в ней было тогда 13 колоколов. Из-за деформаций, вызванных особенностями грунта, а также вследствие крупного пожара, случившегося тут раньше, сооружение пришлось перестроить. Шатер разобрали, а вместо него на верхнем ярусе установили купол со шпилем, имеющий 8 граней. Для колоколов оставлены арочные пролеты. В 90-е гг., в период реконструкции, верхний ярус перестроили, вернув ему первоначальный вид - с шатром. К Фестивалю звонарей, организованному здесь, Валдайскому монастырю был передан комплект колоколов от городской администрации Валдая.
Деревянная церковь Филиппа Митрополита отстроена одной из первых - в знак особого почтения и признания его заслуг в основании комплекса. Он считался здешним покровителем. Современное двухэтажное строение надвратной церкви сооружено в 70-х гг. XIX века в виде одноглавого четверика со срезанными углами, выполненного в стиле эклектики. На втором ярусе, увенчанном куполом с главкой, раскинулась церковь, а нижний ярус оборудован проездной аркой. Напротив ворот расположена небольшая пристань для теплохода, который летом совершает рейсы между монастырем и городом.
Надвратная церковь Михаила Архангела расположена на парадном въезде и является важным элементом в архитектурном ансамбле. Высокое здание представляет собой четверик с одной апсидой, в центре прорезанный широкой аркой, по обеим сторонам которой имеются ложные арочные декорации. Храм однокупольный, хотя первоначально он предположительно имел пять куполов. Фасады и ворота отделаны разнообразными архитектурными элементами - в отличие от более строгого облика других христианских сооружений. Здесь хранится уникальная икона Николая Чудотворца, относящаяся к XVI или XVII веку. С двух сторон примыкают корпуса монашеских и казначейских келий, а также Никоновская башня из монастырской ограды.
Никоновская башня имеет еще одно название - типографская, так как в ней располагалась в свое время монастырская типография, где напечатано много уникальных книг. Конструкция входит в число первых построек монастыря и до сих пор привлекает своей красотой и архитектурными формами. Она украшена шестигранным шатром, который заканчивается шпилем с позолоченным орлом.
Иверская икона Божией Матери - главная монастырская святыня. Богато убранная, она является точным списком с изображения на Святой горе Афон и была доставлена сюда двумя иноками. Стоимость ее украшений оценивалась почти в 45 тысяч рублей по тем временам. Был наложен запрет на изготовление с нее копий. Она прославилась многочисленными чудесами - в середине XIX столетия, когда началась эпидемия холеры, образ спас от страшной смерти монахов и многих окрестных жителей. С того времени ежегодно совершается крестный ход с ним. Помолиться к иконе приезжают и сотни паломников, каждый со своей бедой.

Святые источники

Источники с целебной водой на Валдае известны с давних пор. Уже многие столетия сюда приезжают тысячи паломников, чтобы испытать их силу и помолиться в святых местах.
К роднику Текунок, что рядом с небольшой деревней Ужин, приходят помолиться и умыться перед каким-либо важным делом. В XIX столетии около него установили Тихвинскую икону Богоматери - это место было популярным среди молодоженов, после венчания они набирали воду у ключа, молясь о счастливой семейной жизни. В военные годы здешняя водица облегчала страдания раненых в госпиталях. Позднее родник несколько раз засыпали, но он пробивался вновь. В начале нынешнего столетия его русло расчистили, соорудили тут купель и часовню. Ежегодно в день Тихвинской иконы Богоматери около источника проводятся богослужения. Особенно полезна святая вода отсюда при заболеваниях глаз, но она помогает и при воспалительных болезнях разного рода.
Источник святых Косьмы и Дамиана находится на Богомольной горе. После многовекового паломничества он в начале XX века был заброшен на несколько десятков лет, пока один из местных жителей снова не обнаружил целебную воду около развалин часовни. Родник восстановлен, он оказывает заметное лечебное действие при заболеваниях внутренних органов, прекрасно снимает усталость, повышая тонус организма.
Мшенцы прославились благодаря уникальным источникам, бьющим с большой глубины - ее даже не удается измерить. Чистая и целебная водица излечивает от недугов сердца, нервной системы и многих других. Местные жители также считают, что купание в купели при этом ключе излечивает от бесплодия.
Святой источник в Ижицах посвящен Казанской иконе Богоматери. Часовня, стоявшая на этом месте, не сохранилась. Ключ тоже был заброшен и забыт в годы советской власти. Сейчас он восстановлен, а рядом сооружена купальня. Многие предпочитают приезжать сюда в день ежегодного торжественного богослужения, когда проводится его очередное освящение. Особенно полезна родниковая вода при детских заболеваниях и бесплодии.
Деревня Бор славится святым источником, названным в честь Великомученицы Параскевы Пятницы. Здесь находится исток Пятницкой речки, где устроена и купель. Рядом стоит часовня Святой. В честь нее же освящен и родник у деревни Едрово. К источнику с часовней и открытой купальне ведет грунтовая дорога. Удивительно, что температура воды здесь в течение года постоянна и составляет +4 градуса.
Согласно преданию, рабочие - строители монастыря, рассказывали, что видели нечистых духов над водами озера. Тогда, освятив его, патриарх Никон назвал Валдайское озеро Святым и отслужил молебен. С тех пор оно каждый год освящается на Крещение, а служители храма вместе с многочисленными верующими проходят к озерной купели, которая вырубается во льду. Глубина водоема в среднем равна 12 м, но может в отдельных местах достигать и 60 м. Его питают родники, благодаря чему оно отличается чистым дном и свежей и холодной водой. Как правило, оно замерзает уже в начале зимы, оставаясь покрытым льдом до мая.

Когда лучше ехать в монастырь

Монастырь принимает паломников и туристов в любое время года, но наилучшим периодом для поездки являются поздняя весна и лето - тогда он особенно живописно выглядит в окружении буйной лесной зелени и чистых, прозрачных вод озера.
Теплое время удобно и для купаний в святых источниках, и для прогулок по тенистым лесным тропинкам. Летние месяцы отличаются и большим наплывом посетителей, поэтому вероятны небольшие неудобства из-за очередей. Огромное число паломников выбирает для посещения обители праздник Пасхи, поэтому в эти дни наблюдается скопление большого числа людей.
Климат в Валдае немного напоминает морской, с умеренно холодной зимой и длиной, теплой осенью. В это время поездка на Валдай привлекает тем, что уменьшается людской поток, а природа завораживает разнообразием красок. В последние теплые деньки перед холодами особенно приятно гулять по лесу в поисках ягод или грибов.
Монастырь не пустует и в зимние дни - здесь всегда есть посетители. Некоторые из них специально приезжают, чтобы окунуться в святые источники, вода в которых имеет более высокую температуру, чем на улице. Приятны и прогулки по морозу после вечерней службы.

Что обязательно посмотреть

Чтобы познакомиться со всеми достопримечательностями монастыря и его святынями, надо выделить несколько свободных дней. Однако и за день можно увидеть много интересного. Святыня расположена в потрясающе красивых местах. Даже тихая прогулка вдоль ее стен и по ухоженной территории оставит неизгладимые впечатления.
Можно совершить интересный поход в Музей колоколов, раскинувшийся в здании церкви имени Великомученицы Екатерины. Ее круглое белоснежное здание, увенчанное куполом, привлекает внимание необычной архитектурой. Оно несет в себе черты классицизма, автором проекта тут выступил замечательный архитектор Н.А. Львов. В музее представлена удивительная коллекция разнообразных колоколов, начиная от крохотных и заканчивая корабельными. Есть и карильоны, состоящие из множества звенящих колокольчиков. Вообще Валдай известен производством колоколов, а подобный музейный комплекс - единственный в стране. Здесь популярна легенда, согласно которой, звонкие колокольчики Валдая появились как осколки знаменитого вечевого колокола древнего Новгорода, разбившегося при перевозке. В городе могли отливать колокола до двух тысяч пудов весом.
Паломники, прибывающие в монастырь, обязательно посещают Собор Святой Троицы. Его потрясающая красота и необычный цвет невольно притягивают внимание. Храму пришлось испытать многие тяготы - от пожаров и разрушений до гонений на веру, но всякий раз он восстанавливался. Нынешнее здание построено на месте деревянной церкви в середине XVIII столетия. В конце прошлого века его полностью отреставрировали, а сегодня действующий собор радует жителей и паломников нежным цветом и прекрасной архитектурой.
В старинном двухэтажном особняке разместился Музей уездного города. Первоначально он назывался Никоновским, в нем представлялась экспозиция, связанная с историей Иверского монастыря и церковными ценностями. Она была выставлена в одной из его церквей. После закрытия музейные ценности переданы различным музеям Новгорода, а оставшиеся экспонаты стали основой для создания Краеведческого музея. Сегодня в пяти просторных залах открыты экспозиции, посвященные истории населенного пункта и обители, прославившей его, ремеслам, которыми славился край, а также знаменитым личностям - уроженцам этого края.
Если хватает времени, то можно познакомиться и с прекрасными образцами русской архитектуры - старинными особняками, которые неплохо сохранились. Прекрасный усадебный комплекс Горы принадлежал герцогу Н.Н. Лейхтербергскому. Центральным элементом великолепного архитектурного ансамбля являлся трехэтажный каменный дворец, увенчанный круглой башенкой в два яруса. Он был окружен чудесным ландшафтным парком с живописными аллеями вокруг изящных прудов и благоухающими цветниками. Из окон открывалась восхитительная панорама озера и его окрестностей. До сегодня сохранились хозяйственные строения и фрагменты парка, но и они производят впечатление.
В XVIII веке побережье озера Ужин, соединенного каналом с Валдаем, застраивалось богатыми усадьбами. В Новотроицах был расположен большой парковый ансамбль, принадлежавший роду Квашниных-Самариных с многочисленными хозяйственными постройками. Его отличала прекрасная аллея белых берез. Сохранилась также церковь, находившаяся в имении.
Великолепный усадебный комплекс, принадлежавший роду Мусиных-Пушкиных, выполнен в традициях "деревянного" классицизма. Два крыла двухэтажного здания оборудованы портиками с колоннами, а наверху красовалась круглая башенка. Церковь Святой Троицы на территории усадьбы, построенная в таком же стиле, представляет собой четырехстолпное строение с куполом. Внутри имеется иконостас, сохранились и красивые настенные росписи.
Усадьба Толстых в Никольском в свое время занимала более 19 гектаров. Здесь некогда основали крупный рыборазводный завод - несколько проточных искусственных прудов для разведения рыбы. По берегам огромного водного пространства растут столетние деревья парковых пород - береза, тополь, липа и др.
Прекрасной будет прогулка по самому большому острову на Валдае - Рябиновому. Рябина была у финно-угорских племен, проживавших в этих местах, культовым деревом. До сих пор здесь сохранился столетний рябиновый лес и проложена туристская тропа, вдоль которой можно встретить грибные и ягодные плантации. Здесь оборудованы и площадки для отдыха.

Что привезти на память из монастыря

У ворот монастыря расположен небольшой церковный магазин, где можно приобрести разнообразные сувениры и церковные атрибуты - небольшие иконки, крестики, книги, которые потом освящаются. Здесь же продают длинные темные юбки и платки. Рядом с парковкой стоит ларек, где несложно купить церковную выпечку совсем дешево. Хлеб и постные пирожки с капустой отличаются особым вкусом. В дни Пасхи здесь продают необыкновенные куличи.
На монастырской территории тоже есть церковная лавка, в ней продают свечки, ладан. Их предлагается купить и в церкви. В монастыре можно приобрести святую воду в бутылках. Церковные лавки расположены и рядом с целебными источниками и предлагают различные религиозные атрибуты и сувениры с изображениями святых, особенно популярны камешки и иконки с изображением Иверской Богоматери.
В Валдае тоже есть множество сувенирных лавок с богатым выбором магнитиков, открыток, колокольчиков, шкатулок и еще многого другого. Одним из замечательных символов города являются колокольчики разной формы и размеров, пользующиеся особой популярностью. Местные мастера изготавливают уникальные предметы из бересты - расчески, зеркальца. Бактерицидные свойства березовой коры известны давно, поэтому берестяные сувениры станут не только красивым напоминанием о чудесных местах, но и источником позитивной энергии. Город славится и льняными изделиями с оригинальной вышивкой.

Иверский монастырь - удивительное место, наполненное мощной, просветляющей духовно энергетикой. Необыкновенная умиротворенность будто разлита в чистом, свежем воздухе, напоенном хвойными ароматами сосновых лесов, а сказочно живописная природа является чудесным обрамлением для величественной обители!

В минувшие выходные был на автобусной паломнической поездке в Валдайский Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь и в город Валдай. Предлагаю виртуально поучаствовать со мной в этой поездке. (Все фотографии сняты на цифровой фотоаппарат Canon PowerShot SX 240 HS.)

История монастыря

Валдайская обитель стала первым монастырем, построенным на Руси после Смутного времени. Взойдя 25 июля 1652 г. на Патриарший престол, Патриарх Никон высказал намерение основать монастырь на Валдайском озере царю Алексею Михайловичу. Последний одобрил замысел Патриарха и выделил из казны средства для устройства обители.

Летом 1653 года были построены и готовы к освящению две деревянные церкви. Соборный храм был освящен в честь чудотворной иконы Иверской Божией Матери, а теплый - во имя святителя Филиппа митрополита Московского. Первым настоятелем монастыря Патриарх назначил архимандрита Дионисия.

При первом посещении строящейся обители, Никон переименовал посад Валдайский в село Богородицкое, а также нарек Валдайское озеро Святым, предварительно освятив его и опустив на дно Евангелие и крест. Сам монастырь в дополнение к прежнему названию был назван Святоозерским.


Церковь Михаила Архангела

К началу 1654 г., по свидетельству самого Патриарха Никона, в монастыре было уже 26 монахов и такое же количество трудников.
Для прославления обители по распоряжению Патриарха были перенесены святые мощи Иакова Боровичского. В тоже время - в 1654 г. - в монастырь были привезены ковчеги с частицами мощей Московских святителей Петра, Ионы и Филиппа, и многих других святых.


Церковь Филиппа, митрополита Московского.<



В 1656 году была закончена первая каменная постройка монастыря — Успенский собор. В том же году он был освящен. Сюда же из Москвы была доставлена копия чудотворной Иверской иконы Божией Матери.


Собор Иверской иконы Божией Матери (бывший Успенский собор)



Собор Богоявления Господня.

Колокольня, Домовая церковь в настоятельских покоях Иверского монастыря


Церковь Иакова Боровичского, Усыпальница Панаевых с часовней (Серафима Саровского?)




Настоятельский корпус (вид с востока) с колокольней на заднем плане

Иверская икона

Иверская икона, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Слух о чудотворном образе через паломников распространился по России. Святейший Патриарх Никон будучи еще Новоспасским архимандритом обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать список с чудотворной Иверской иконы Пресвятой Богородицы, а также снять и прислать точный план Иверского Афонского монастыря. К этому времени восходит замысел создать на русской земле Новый Афон.

В ответ на эту просьбу на Афоне был совершен молебен братией числом 365 человек перед началом писания образа. Иконописец Иамвлих Романов написал копию с Иверского образа, и через год икона, в сопровождении афонских монахов, прибыла в Москву. 13 октября 1648 года в Москве Иверская икона была торжественно встречена царем Алексеем Михайловичем и Патриархом при большом стечении народа. В Иверский монастырь икона была доставлена в 1656 году на освящение Успенского собора.

По свидетельству Павла Алеппского эта икона «…превыше всякого удивления, поражает взор и ум зрителя: нет подобной ей даже в сокровищнице царя, ни в его церквах, ибо мы видели все иконы…». Ценность украшений этой иконы достигала в то время более 44000 рублей серебром. Патриарх Никон запретил всем иконописцам делать с нее списки и копии.

Восстановление обители

Большие усилия к возвращению монастыря Новгородской епархии приложил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев. В 1991 году монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В Успенском соборе он совершил молебен перед возвращенной Иверской иконой Божией Матери. Монастырь был передан Новгородской епархии в аварийном состоянии. Разрушение храмов и построек было столь значительно, что многие паломники, посещавшие монастырь, не верили в возрождение Иверской обители.

Первым наместником монастыря после передачи его епархии стал игумен Стефан. За годы его наместничества игумена были устранены общая захламленность территории, расселены жившие там люди, возобновлено ежедневное совершение богослужений, положено начало внешнему и внутреннему обустройству монастырских построек.

В 1995 г. в ходе проведения на территории монастыря Всероссийского фестиваля звонарей обители были пожертвованы несколько колоколов. Число насельников увеличилось более чем вдвое, и вскоре состоялись первые монашеские постриги.

В 1998 году архиепископ Лев освятил церковь Богоявления. Были возобновлены богослужения в Успенском соборе; в обоих храмах установлены временные иконостасы.

В июне 2002 г. наместническое послушание было возложено на иеромонаха Нила, однако время его трудов в новом качестве оказалось трагически коротким: в конце 2002 г., торопясь на праздничное богослужение в Великий Новгород, он и два насельника обители погибли в автокатастрофе. Сейчас наместником монастыря является архимандрит Ефрем (Барбинягра).

Начнем с самого начала. После Вознесения Господа на небо апостолы стали готовиться к проповеди Евангелия в разных странах. Чтобы узнать, кому какая страна достанется, они метали жребий. Так и Божья Матерь просила узнать, куда отправиться ей. Выпала Иверская земля, но Ангел предупредил, что и в другой земле суждено ей послужить Господу. Так и случилось.

Корабль, на котором плыла Богородица, ветер пригнал к горе Афонской. Надо сказать, что гора вся была наполнена идолами, здесь было святилище бога Аполлона и множество язычников приходило сюда на поклонение. Когда Матерь Божия ступила на землю, все идолы возопили, чтобы люди шли встречать Мать Истинного Бога Иисуса, так что все бывшие там пали пред Богородицею ниц, уверовали в Господа и крестились. А Божья Матерь, сотворив множество чудес, благословила это место. Обещая свое заступничество до скончания века. Царь Константин воздвиг на Афонской горе три великих обители (теперь их намного больше) поселил в них монахов, а гору повелел называть Святою.

Однажды пришел на Афон простым монахом храбрый военачальник Иверского царства Торникий. А в те дни ополчилось на царствующий град персидское войско, и не находилось того, кто бы мог ему противиться. Тогда царица просила придти Торникия, и он, перебив воинство варварское, возвратился с великой победой. Царица, как победителю, предлагала ему много золота, но он завещал ей на те деньги поставить монастырь, чтобы он был пристанищем иверскому народу. И она пообещала построить так, чтобы не нашлось ничего прекраснее того во всем мире. И вот что Господь судил для него.

В IX веке случились гонения на святые иконы. Одна вдова из города Никеи хранила икону Божией Матери. Узнав об этом, явившиеся солдаты-иконоборцы стали требовать за образ деньги, угрожая сжечь его, и в злобе проткнули икону копьем. И, – о, ужас! – на щеке Богородицы появилась кровь как от живой раны. Спасая образ Божьей Матери, вдова понесла его к морю, и икона, стоя на воде, удалилась от нее. Явилась она в огненном столпе уже много лет спустя (999 г.) у стен Иверской обители и пожелала быть на вратах ее, отчего и зовется Вратарницей. И множество великих чудес ею совершается даже доныне. Существует и множество списков Афонской Вратарницы по всей земле, есть и чудотворные.

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку.

Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов).

Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители.

Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски. Ими и писали. Иконописец же только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия находилась в молитве. Сообщалось, что икона явилась такая же, как и на Афоне, только новая. Обретя икону, Никон приступил к созданию обители, за образец он взял обитель Иверскую и назвал ее тем же именем. В 1653 году начались постройки монастырских храмов и зданий под наблюдением патриарха и самой деятельной поддержке царя и вельмож. Сам патриарх освятил созданную обитель, поместил в ней богато украшенный образ Иверский и повелел для духовной поддержки новой братии перевезти сюда мощи святого Иакова Боровического, а также частицы мощей московских святителей Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, что и было торжественно совершено под колокольный звон. Явилось и великое чудо – столп огненный, от которого шел блистательный свет – Бог благословил обитель. Тогда же Никон освятил и Валдайское озеро, погрузив на дно его Евангелие с крестом, и переименовав его в Святое. Так родилась обитель. Во время патриаршества Никона Валдайский монастырь находился под его покровительством и процветал, но с заточением патриарха упало и благосостояние обители. Царские милости прекратились, вотчины постепенно отбирались, большие бедствия принесли пожары и только заступничеством Пресвятой и энергичной деятельностью настоятелей спаслась Иверская.

Как и другие обители, не избежала она печальной участи после революции, не уцелели многие монастырские постройки, утварь, а также главная святыня – Иверская икона Богородицы в драгоценной золотой ризе. Лишь в 1991 году монастырь снова вернули Церкви. Перед одним из списков Иверской иконы, который сохранился в Валдайской церкви, отслужили молебен, и началась монашеская жизнь: молитвенная трудовая и праздничная. Кстати, особо чтимые на Валдае праздники – это память Иверской иконы, совершаемая, как и на Афоне, во вторник Светлой седмицы, Благовещение, Успение, день св. Иакова Боровического и главный монастырский праздник в честь Иверской иконы (спасшей Валдай от чумы) 10 августа. В этот день обитель наполняется богомольцами, монастырские гостиницы полны паломниками, всем места не хватает, хоть и спят даже на полу.

Утром в летнем храме Успения Божьей Матери начинается праздничная литургия. «Иверская Матушка» украшена цветами, монастырскими, что на клумбах выращены, дорогими, специально ради великого дня купленными, а то и просто полевыми, что детишки принесли. Служба будто на небесах, ведь ризы священнические, покровы все дивного голубого цвета, богородичного. Алтарной преграды в храме нет, весь храм – алтарь, Божье жилище. Заранее пришли в храм богомольцы, хоть и велик Успенский собор, а народу еще больше, места всем не хватает, да еще ведь поближе хочется посмотреть на архиерея, наместника, и все духовенство из Подмосковья, Боровичей, из Новгородской, Ленинградской областей ради праздникасвятую обитель посетивших. Петь специально приезжает Московская школа регентов Кустовского. После Литургии – традиционный крестный ход, обычно благословляемый дождем и сразу ярким солнцем. Впереди несут Иверскую, все вместе поют тропари, поздравляют, а после все проходят под иконой, которую держат два священника, пройдешь в храм, а чувство такое, будто Божья Матерь по голове погладила. В храме проповедь тоже праздничная, а после: трапеза для всех, да такая вкусная и изобильная, а как иначе – ведь пируем на именинах самой Богородицы. Зело насытившись, разговоришься с паломниками. Кто? Откуда? Как Бог привел? Оказываются в основном из Петербурга и Новгорода, есть и москвичи.

Едут не только к Владычице, но и к воспитанникам ее – батюшкам, поучиться благонравному житию. Все монахи, послушники, даже паломники на Валдае – семья, приезжаешь как к родным, а как сложно от родных уезжать – кто-то и всплакнет украдкой. Но знают, что обязательно вернутся, кто был на Валдае хоть раз – всех обратно тянет, и возвращаются. Всего братии не более 20 человек, все из разных мест, да и по характеру разные – откуда такое единство? Говорят, может, потому, что веселые, приветливые – Божья радость.

Отец Борис шутит, подсмеивается над паломниками, говорят, смиряет, но это не обидно вовсе, а приятно, дети просят в камушки поиграть – играет. Еще он служит в окрестных деревнях, у «любимых бабушек», печет просфорки и самый вкусный хлеб, даже из газеты за рецептом приезжали, но, говорят, не дал.

Отец Никандр – благочинный, на нем все хозяйство монастырское и храм, очень он за чистоту в храме радеет, паломники знают, что если он просии помыть храм, значит, снискали его расположение.

Отец Антоний – сосредоточенный, он все больше на службе. Много можно про батюшек рассказывать, это любимые паломнические разговоры.

Управляет всем архимандрит Ефрем (Барбинягра), его трудами и возрождается обитель, ведутся реставрационные и ремонтные работы. Отец наместник – молдаванин, и клирос на Пасху решили сделать ему подарок – пели «Христос воскресе» по-молдавски. Тут приехал паломнический автобус с православными румынами, как они обрадовались, услышав пасхальное приветствие на родном языке, тоже ведь нашли семью, такие счастливые уехали. Вот такой он, Валдай. И у всех там будет что-то любимое: у ребятишек – озеро, где так здорово купаться, для художников и фотографов – восхитительные пейзажи, археологи что-то раскапывают, историки что-то изучают, а простые богомольцы едут помочь, кому что по силам, да помолиться. Всех ждут и уже любят.