Отзывы о "храм богоявления господня". Истории монастырей Храм богоявления в богоявленском переулке

После крещения князем Владимиром на территории Руси было основано и открыто огромное количество православных монастырей. Разумеется, действовали обители и в таком значимом городе, как Москва. Богоявленский монастырь — один из самых старых в столице. По древности он уступает только Даниловскому.

История основания

Когда именно была заложена эта обитель, ученым-историкам точно выяснить, к сожалению, не удалось. Предположительно, основан монастырь был в 1296 г., через четырнадцать лет после Даниловского. Князем Московским и Владимирским в то время был младший сын А. Невского Даниил Александрович. Считается, что закладка Богоявленского монастыря состоялась именно по его инициативе. О том, кто был первым настоятелем обители, история умалчивает. Известно лишь, что через некоторое время после основания ее игуменом стал старший брат Сергия Радонежского Стефан. Назначался настоятелем этого монастыря и будущий митрополит всея Руси Алексий.

Князь Даниил Алексеевич

Сам основатель Богоявленской обители родился в 1261 г. Фактически князь Даниил Алексеевич является родоначальником московской линии рода Рюриковичей, то есть всех последующих царей. В период его правления Русь находилась под игом Золотой Орды. Как и все другие князья того времени, он принимал участие в междоусобных войнах. Однако при этом показал себя одним из самых миролюбивых правителей. Помимо всего прочего, заботился и о вере проживающих на его территории людей. Кроме Богоявленского, им были основаны Даниловский монастырь, а также архиерейский дом на Крутицах. Как и многие русские князья, он был канонизирован церковью (в 1791 г.). Почитается этот святой как благоверный Даниил.

Условно считается, что основан Богоявленский был в 1296 г., потому что именно в это время Даниил Алексеевич принял титул князя Московского.

Удачное расположение

Место для строительства Богоявленского монастыря «за Торгом» было выбрано далеко не случайно. Во-первых, рядом проходила главная московская дорога во Владимир и Суздаль. А во-вторых, в непосредственной близости располагался Кремль. Так что князю Московскому и Владимирскому Даниилу было очень удобно ходить на богослужения. Кроме того, в непосредственной близости протекала река Неглинка, что значительно облегчало монахам проведение иордани и организацию крестного хода на престольный праздник.

Поскольку вокруг монастыря в посаде тогда жили в основном ремесленники и купцы, первоначально его называли «что за Торгом». В дальнейшем использовалось более точное выражение «что за Ветошным рядом», так как в непосредственной близости от обители располагались прилавки торговцев мехами.

Пожары

Во времена основания обители деревянной была практически вся Москва. Богоявленский монастырь тоже первоначально строился из бревна. И, конечно же, в скором времени, во время одного из посадских пожаров, обитель сгорела. Когда именно это случилось, неизвестно. Первые годы жизни монастыря вообще окутаны для историков тайной. Однако имеются сведения о том, что в 1340 г. сын князя Даниила, Иван Калита, заложил на территории обители первый каменный храм — однокупольную Богоявленскую церковь на четырех столпах и высоком фундаменте. Таким образом, этот собор стал первым каменным сооружением, возведенным за пределами Кремля.

Во второй раз от пожара Богоявленский монастырь пострадал в 1547 г. Случилась эта беда через полгода после Во времена правления последнего монастырь, как и вся Русь, переживал не лучшие времена. В стенах обители содержались многие опальные бояре, князья и священнослужители. В частности, именно сюда был заточен митрополит Филипп, публично осудивший царя за организацию опричнины.

Случались пожары в монастыре и в последующие годы — в 1551, 1687, 1737 гг. Во времена Смуты обитель полностью разграбили и сожгли поляки (1612 г.). На этот раз отстраивать монастырь пришлось уже царям из династии Романовых. Впоследствии о Богоявленской обители очень заботился патриарх Филарет.

Еще одним пожаром, уничтожившим монастырь, стал московский 1686 г. Восстанавливала обитель на этот раз мать Петра Первого Для нового Богоявленского собора было выбрано одно из модных тогда архитектурных направлений барокко. Ныне этот стиль называется нарышкинским.

Школа братьев Лихудов

Образованию простого народа в те далекие времена внимания уделялось, конечно же, очень мало. Учили детей ремесленников и крестьян лишь некоторые монахи-подвижники. Не была исключением в этом плане и Москва. Богоявленский монастырь стал одним из немногих, в котором была организована школа. Преподавали в ней очень образованные для того времени, приглашенные из Греции братья Лихуды. Позднее их школа была перенесена в В дальнейшем она была преобразована в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию.

Богатый монастырь

Горела эта обитель, таким образом, очень часто. Впрочем, как и вся Москва. Богоявленский монастырь между тем восстанавливался почти всегда быстро. Эта обитель на протяжении всей своей истории была одной из самых богатых в России. Уже сразу после основания братия монастыря начала получать крупные пожертвования от московских князей и бояр. Благоволили этому святому месту и цари. Так, к примеру, в 1584 году Иван Грозный пожертвовал Богоявленскому монастырю крупную сумму денег для поминовения убиенных опальных. В 1632 г. обитель получила право беспошлинного сплава строительных материалов и дров.

На территории монастыря когда-то были конюшни и действовала кузница. Также монахи получали прибыль от сдачи помещений в аренду. В разные годы Богоявленской обители со стороны знатных людей жертвовались и земли. Так поступали князь Василий III, Иван Грозный, Борис Годунов, Шереметьевы и др. В 1672 г. боярыней К. Репниной монастырю были переданы владения на Никольской улице. Так образовался второй двор обители. От первого его отделяли жилые каменные палаты.

Собор Богоявленского монастыря в Москве: архитектурные особенности

Главный храм монастыря включает в себя две церкви — верхнюю и нижнюю. Первая была освещена когда-то собственно во имя Богоявления. Нижняя церковь — Казанской В этом храме во времена Романовых находился большой некрополь с усыпальницами самых знатных родов России — Шереметьевых, Голицыных, Салтыковых и др.

Ориентирован Богоявленский храм по вертикали — на четверике стоит восьмерик, в свою очередь, увенчанный главой, также имеющей 8 граней. Даже сегодня башня Богоявленского храма величественно возвышается над современными постройками Никольской улицы. Фасады собора богато украшены резьбой. В особенности эффектно смотрятся наличники окон с гребнями и фигурными колонками. Над западным входом в собор выстроена колокольня со шпилем. Между трапезной и четвериком храма проложена галерея с дополнительными приделами. Помимо икон, интерьер украшают скульптурные композиции «Рождество», «Коронование Богородицы» и «Крещение».

Другие церкви монастыря

Помимо Богоявленского, на территории обители когда-то действовали еще два православных храма. Первый был освящен во имя Рождества Иоанна Предтечи. Эту надвратную церковь разобрали в 1905 году ради строительства доходного дома. Вторая надвратная церквушка простояла до самой революции. Уничтожена она была в 20-х годах.

Закрыт монастырь был в первые же годы правления большевиков. Службы в Богоявленском соборе были прекращены в 1929 г. Помещения обители приспособили под общежитие для студентов Горной академии, а также конторы Метростроя. Позднее на территории монастыря действовали цеха металлообработки.

Во время ВОВ обитель едва не была разрушена. Прямо рядом с ней упал подбитый немецкий бомбардировщик. Стоящие на соседней улице дома развалились. Падая, самолет снес главу собора. Восстанавливала ее уже в 90-е годы епархия Московская.

В 80-х годах на территории монастыря проводились исторические изыскания и Передана обитель верующим была в 1991 году.

Сохранившиеся постройки

К сожалению, восстановлен монастырь даже после передачи РПЦ не был. На настоящий момент на его территории, помимо Богоявленского собора, сохранились только монашеские кельи и настоятельские покои XVIII-XIX вв. Также в обители имеется здание современной постройки — возведенный в 50-х годах прошлого века административный корпус. Сегодня епархия Московская ведет на территории комплекса реставрационные работы.

Адрес

Сегодня верующие христиане имеют прекрасную возможность посетить красивейший Богоявленский собор для молитвы, а туристы - осмотреть территорию одной из самых древних на Руси обителей. Расположен монастырь по адресу: г. Москва, Богоявленский переулок, д. 2. В непосредственной близости от него находится вход на станцию метро «Площадь Революции».

Сегодня в обители, как и когда-то, проводятся религиозные службы. Как и прежде, посещается верующими Богоявленский монастырь (Москва). Соборование, крещение, венчание — все эти обряды можно пройти в его единственном храме. Рядом с обителью есть и еще одна достопримечательность, на этот раз современная, - памятник просветителям братьям Лихудам. Этот монумент был установлен в Богоявленском переулке в 2007 году.

Богоявленский монастырь (Москва): расписание богослужений в наши дни

Конечно же, лучше посещать территорию обители в то время, когда в ее храме идут богослужения. Расписание их может меняться в зависимости от церковных праздников. На 1 мая 2016 г. (Пасха) оно выглядело, к примеру, так:

    00:00 — Пасхальная утреня.

    2:00 — Ранняя литургия.

    9:00 — Исповедь.

    9:30 — Поздняя литургия.

    10:45 — Крестный ход.

    14:00 — Пасхальная вечеря.

Точное расписание служб на тот или иной день можно узнать на официальном сайте храма Богоявления Господня в Москве.


Всего 33 фото

Это продолжение моего рассказа о бывшем Богоявленском монастыре в Китай-городе... Часть 1. Во второй части мы осмотрим уцелевшие архитектурные памятники Богоявленского монастыря, немного остановимся на результатах археологических раскопок под храмом, побываем в подклете храма и уделим некоторое внимание практически уничтоженному некрополю Храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря...

Продолжение . После революции в 1919 году монастырь закрыли, насельников изгнали, но церковная жизнь еще теплилась в нем, так как его собор и Спасскую церковь в колокольне обратили в приходские. В 1922 году из обители увезли пуды серебра, а спустя семь лет закрыли Богоявленский собор. Здание его не раз переходило от одних новых хозяев к другим. Нижний храм сначала отдали под мучной склад, потом Метрострою, потом под цех металлообработки. На верхний претендовал Украинский клуб, но в итоге его отдали под общежитие студентов Горной академии, а потом предприятию «Гипронииполиграф».

Святые алтари, иконы, старинные надгробия, купол с крестом - все было порушено и осквернено, а часть наиболее ценных предметов раздали музеям. Пристройки и перестройки обезобразили здание, каменные стены треснули от дождя и снега, на кровле начали расти деревца. Собор еще больше пострадал в 1941 году, когда рядом упал сбитый фашистский бомбардировщик и взрывная волна уничтожила верхнюю часть храма. После войны на монастырской территории построили административное здание для НКВД. Все храмы, стены, башни и ворота Богоявленского монастыря были снесены советской властью, к настоящему времени уцелел лишь Богоявленский собор, игуменский и братский корпуса. Храм был передан Государственному русскому хору им. А.В. Свешникова, и в нем устроили репетиционный и концертный залы. В 1980-х годах началась медленная реставрация с одновременными археологическими раскопками в Храме Богоявления.

Верующим храм вернули в 1991 году. Для первых богослужений подготовили придел святителя Алексия - с него и началось воссоздание храма при реставрации, что было воспринято как очень добрый знак.
03.

Началось медленное, кропотливое восстановление святыни, причем исправлялось и то, что было повреждено еще при Наполеоне. В верхнем храме восстановили резной, с позолотой, многоярусный иконостас, лепнину, росписи и белоснежные скульптуры петровского времени. Очень необычны царские врата: они сделаны в виде креста. В его центре - канонический образ Благовещения, а на концах креста изображены апостолы-евангелисты. Верхний храм - просторный, светлый, сияющий позолотой - освящен Святейшим Патриархом Алексием II в 1998 году.

Вот такая вот история. Давайте же, не спеша осмотрим всё то, что осталось в Богоявленском монастыре после "революционных пожаров" и бушевавших здесь человеческих страстей.
04.

Храм Богоявления качественно отреставрирован, необычайно красив, возышен и вызывает множество восторженных чувств.
05.

07.

Братский корпус Богоявленского монастыря. Корпуса сохраняющиеся сейчас, выстроены в основном во второй половине XIX в, часть их - в XVIII веке.
08.

Игуменский корпус Богоявленского монастыря (XVIII-XIX вв.). Если точнее - здание построено между 1296 и 1304 гг., затем перестроено в 1879-80-х гг.
09.

Подойдем поближе... Подробных сведений об этом здании практически нигде нет, так, что комментировать кроме собственных ощущений мне нечего. Удивительно сходные у меня впечатления по этим самым ощущениям с Главным домом Московского Патририаршего подворья Свято-Троице Сергиевой Лавры - необычайно легкое умиртворение и покой... Время как-будто останавливается здесь!...
10.

11.

Северная часть Братского корпуса. Находится напротив западного крыла игуменского корпуса.
12.

Колокольня Богоявленского храма
13.

14.

Возможно ли, что это чудом сохранившийся источник у братского корпуса!? Мне на сегодня это не известно.
15.

16.

Сейчас мы обходим Богоявленский храм с юга. Здесь еще сохранились плиты некоторых пристенных надгробий в стенах и нишах фасада храма.
17.


18.


19.


20.

Как мы помним, некрополь Богоявленского собора был очень престижным. Подобные пристенные плиты устанавливались как в нижнем Казанском храме Богоявленской церкви, так и на внешних стенах её фасадов. Такие пристенные надгробия обычно по традиции дублируют (в качестве почетных памятных плит) реальные надгробные памятники, находящиеся, к примеру, уже в Нижнем Казанском храме на уровне земли и те захоронения, что возможно были в подклете на уровне фундамента храма.
21.


22.


23.

Как мне объяснили, в северной части апсиды, рядом с приделом святителя Алексия, вмурована белокаменная плита, являющаяся надгробной плитой местно значимого святого, какого - сведений у меня пока нет.
24.

25.

Сейчас мы отправимся бережно исследовать подклет Богоявленского храма...
26.

По времени, до построения существующей церкви, археологами выявлено два некрополя - некрополь первого деревянного храма монастыря и некрополь первого каменного храма. Причем первый каменный храм был построен уже на другом месте и с другой ориентировкой, нежели деревянный. Деревянный храм находился ближе к Богоявленскому переулку на северо-восток. Первые захоронения в этом месте начались в середине XIII века. Некрополь изначально был престижным, поскольку уже в этом культурном слое найдено большое количество белокаменных орнаментированных плит и их фрагментов.

Комплексные археологические работы проводились в четырех зонах раскопок - под четвериком, апсидой, трапезной и под колокольней. Мы сейчас окажемся в подклете под трапезной. Вы все увидите "вживую".

Аксонометрия раскопа - трапезная. Вид с юго-востока.
27.

После проведенных археологических работ уже практически ничего из реальных захоронений в натуре здесь не осталось. А остались некоторые надгробные плиты, их фрагменты и пустые белокаменные саркофаги специфической формы . Основную массу белокаменных "ископаемых" артефактов вывезли в Музей Щусева и они находятся там подвалах в неразобранном состоянии до сих пор.

На переднем плане - столб-основание "новой" церкви 1690-х годов.
28.

В подклете под трапезной выполнен современный достаточно качественный капитальный ремонт. Этим двум надгробным плитам (на фото ниже) здесь выделено особое возвышение в подклете храма с лестницей. Поскольку я довольно таки спонтанно оказался в этом святом месте, сфотографировать по-случаю удалось только то, что вы видите, да и то - камерой смартфона, - снять эти две плиты поближе не удалось. По-моему, насколько я помню, это надгробные плиты то ли Юсуповых, то ли Голицыных. Помню, что смог мельком прочитать воинское звание генерала-... На своем ли они месте - непонятно. Похоже, что эти надгробные плиты расположены на месте еще одной старой лестницы, что вела когда-то в подклет.

Справа - встроенная в старый кирпичный фундамент - печь.
29.

Это так называемые антропоидные саркофаги, как в духе западных, так и русских средневековых гробниц с "плечами" и полукруглым выступом в изголовье. Явно угадывается дань стилю древнеегипетских саркофагов. Таких саркофагов и их обломков в процессе археологических раскопок под храмом и вокруг него было найдено достаточно много, особенно в зоне "под колокольней". Саркофаги этой формы начали использовать примерно с XV века.
30.

Кстати, "саркофаги" - первоначально название известкового камня особой породы, который, по словам Плиния, добывался близ Ассоса, в Троаде, и имел свойство в течение не более как сорока дней уничтожать без остатка заключенное в нем тело…

За саркофагами на дальнем плане можно рассмотреть старые фундаменты первой каменной церкви Богоявления и ее кирпичные основания (пилоны), и стенную нишу, в том числе. Справа от ниши - восточная стена подклета, слева и ниже - фундамент печи. Здесь соседствуют два старых фундамента - белокаменный и кирпичный.
31.

Однако, выйдем на свет Божий... Хорошо-то как здесь!)
32.

Ну, вот, пожалуй и все, что хотелось рассказать о Богоявленском монастыре как древнейшей иноческой обители Старой Москвы...
33.

До новых встреч на необъятных просторах Старой Москвы!

Еще одно замечание. Фото были сняты c применением умеренного широкоугольного объектива-фикса Carl Zeiss Loxia 2/35 в порядке его тестирования для обзора. Именно этим фактом и объясняется отсутствие в этом материале привычных широкоугольных ракурсов объектов съемки, на 16 мм, скажем. Заодно можно и поразмышлять - достаточно ли для всеобъемлющей съемки архитектуры фокусного расстояния в 35 мм, которое считается универсальным городским по определению среди большинства фотографов.


Источники:

Л.А. Беляев. Древние монастыри Москвы по данным археологии. РАН. Институт археологии. Москва. 1995.
М.П. Кудрявцев. МОСКВА-ТРЕТИЙ РИМ. Москва.1994.
Елена Лебедева. БОГОЯВЛЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ В МОСКВЕ «Памятник благочестия» . Портал "Православие.Ru". 18.01.2008

Богоявленский монастырь в Москве - бывший мужской монастырь в Москве, в Китай-городе (Богоявленский переулок).

История

Богоявленский монастырь традиционно считался древнейшим в Москве, на посаде; церковное предание приписывает его основание родоначальнику московского княжеского дома Даниилу. В этом отношении с ним соперничает Данилов монастырь, но тот в 1330 г. был перенесён в Кремль к Спасу на Бору, после чего не существовал до 1560 года и, вообще говоря, находился до XX века за пределами города.

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов Богоявленской обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского, и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался. Монастырь имел большой вес в жизни средневековой Москвы, а его настоятель одним из первых стал именоваться архимандритом.

Первое каменное здание монастыря, четырёхстолпный Богоявленский собор, было выстроено на рубеже XIV и XV вв. из белого камня. Собор сильно пострадал в 1451 году во время нашествия ордынского царевича Мазовши, когда сгорела большая часть московского посада.

Восстановленный при Василии II и несколько обстроенный при Иване III (новая трапезная), монастырь снова сильно пострадал в 1547 году во время великого московского пожара. А в 1571 году Ивану Грозному пришлось отстраивать Богоявленский монастырь уже после похода на Москву крымского хана Девлет-Гирея.

В Смутное время монастырь опять претерпевал бедствия (особенно он пострадал в 1611-1612 годах), и практически сразу после своего взошествия на престол новый царь - Михаил Федорович - начинает отстраивать обитель. В 1624 году был построен новый каменный собор.

Старый вид на Шевалдышево подворье. Слева видна монастырская колокольня.

В 1685 году в монастыре появилась, основанная братьями Иоанникием и Софронием Лихуды школа, которая через пару лет была объединёна со школой Симеона Полоцкого и переехала в соседний Заиконоспасский монастырь - так родилась Славяно-греко-латинская академия.

После пожара 1686 года был создан новый ансамбль Богоявленского монастыря в стиле т. н. «нарышкинского барокко». После постройки новых келий в 1692 году по благословению патриарха Адриана началось возведение и нового собора, сохранившегося до нашего времени. Строительные работы финансировали, среди прочих жертвователей, царица Наталья Кирилловна, семейства князей М. Ю. Долгорукова и М. А. Голицына.

Нижняя церковь Богоявленского храма, посвященная Казанской иконе Божией Матери, была освящена патриархом уже 29 декабря 1693 года, а верхняя - в честь Богоявления Господня - 26 января 1696 года. В нижней (подклетной) части собора сохранилась часть постройки 1624 года. Позднее арки поклета были заложены. В 1697 году был освящен придел в честь митрополита Московского Алексия.

В 1737 году монастырь вновь серьёзно пострадал от городского пожара. Монастырские постройки были восстановлены при архимандрите Герасиме, который к 1742 году построил вдобавок над вторыми воротами новую, надвратную церковь Бориса и Глеба с колокольней. Обители покровительствовали богатые прихожане, в первую очередь князья Голицыны и Долгоруковы. Их щедрые вклады позволяли продолжать строительные работы и обустраивать новые приделы.

В 1747 году собор получил северный придел во имя святого Георгия Победоносца, а в 1754 году - южный во имя апостола Иакова Алфеева. Была пристроена и колокольня. В 1764 году все монастырские земли были секуляризованы. В 1782 году церковь была отремонтирована и расписана, а её новые части украшены лепниною.

В 1788 году монастырь стал местопребыванием викарного епископа Московской епархии. С 1865 года им управляли епископы - викарии Московской митрополии. Особенно же стал процветать монастырь после 1866 года, когда с Афонской горы были привезены и поставлены в соборном храме частицых мощей мучеников мученик Пантелеимона, Трифона и других, а также и чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница».

В 1873 году в соборе был устроен придел во имя святого Пантелеимона, а ещё через 30 лет к собору был пристроен Феодосьевский придел по проекту архитектора Н. Н. Благовещенского. К обители была приписана Афонская часовня на Никольской улице.

В 1905-1906 годах монастырские власти, несмотря на протесты общественности, снесли надвратную церковь Рождества Иоанна Предтечи XVII века, чтобы построить на ёё месте доходный дом (Никольская улица, дом 6; архитектор Н. Н. Благовещенский).

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, дворянская усыпальница в нижнем храме - разорена. Разобраны колокольня, башня монастырской ограды XVII века, Алексиевский придел и другие постройки. Во время Великой Отечественной войны подбитый немецкий истребитель при падении снес главу храма. Глава восстановлена лишь в 1990-е годы.

Список настоятелей

  • Прохор (1456-1471)
  • Нил (Сафонов) (1506-1508)
  • Киприан
  • Феодосий - его подпись стоит, среди прочих, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий - он подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621-1631)
  • Иона (1638-1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709-1712)
  • Иакинф - подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779-1799 ?)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800-1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801-1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804-1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816-1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817-1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня - 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842-1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863-1866)
  • Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867)

Монастырь на дореволюционных фотографиях

Некрополь

До того, как в 1771 году был издан запрет хоронить покойников в городах, в нижней Казанской церкви успел сформироваться аристократический некрополь, насчитывавший порядка 150 надгробий. Высокую художественную ценность представляли памятники над могилами генерал-фельдмаршала М. М. Голицына, его брата генерал-адмирала, генерал-аншефов Г. Д. Юсупова и А. А. Меншикова, сенатора А. Д. Голицына. На могильных плитах различимы и другие громкие фамилии - Шереметевы, Салтыковы, Долгоруковы, Ромодановские, Репнины. Большая часть из памятников XVIII века - пристенные надгробия в стиле барокко, выполненные в плоскостной манере. Замысловатые композиции включали в себя ленты, гирлянды, букеты, сложные драпировки тканей и фигуры-олицетворения. В дореволюционных изданиях их приписывали ведущим французским мастерам, даже Гудону.

В 1930-е годы захоронения были разграблены. Лишь наиболее ценные для историков памятники были перевезены (с потерями) в Донской монастырь (как, например, надгробие боярина Фёдора Бяконта XIV века). Но даже и сохранившаяся монументальная скульптура ныне закрыта для осмотра, будучи «свалена» в беспорядке в подвалах музея им. Щусева на Воздвиженке.

Современность

От монастырского ансамбля сохранилось немного - двухэтажный собор Богоявления 1693-96 гг. постройки, игуменский и братский корпусы. По сравнению с XVIII веком его территория сократилась на три четверти.

Собор был передан Московской Патриархии в мае 1991 года, к концу года в нём возобновились богослужения. В ходе длительной реставрации собору был возвращён прежний вид. Алексиевский придел, до неузнаваемости перестроенный в XIX веке, а потом снесённый, воссоздан в том виде, который он, по гипотезе реставраторов, мог иметь изначально.

Рядом с собором 31 мая 2007 года был установлен бронзовый памятник монахам-просветителям братьям Лихудам. Деньги на памятник выделило правительство Греции.

Вконтакте

Новгородская летопись так повествует об основании обители:

«От 1296 года до 1304 года бысть обитель чуднаго Богоявления, да в приделе Благовещения Пречистыя Богородицы на Москве за торгом, Божиим благословением и строением благовернаго и благочестиваго великаго князя Даниила Александровича Владимирскаго и Новгородскаго и Московскаго и всея Руси, сия пречестная обитель Богоявления во дни государства его сделана <…>».

Церковные предания повествуют, что одним из игуменов обители был Стефан, старший брат прп. Сергия, игумена Радонежского , и что будущий митрополит Алексий принял здесь постриг и длительное время подвизался.

KNewman , GNU 1.2

Культурное наследие

Объект культурного наследия РФ № 7710079000

Как добраться

От станции метро «Площадь революции»

(Арбатско-Покровская линия):

Выхода со станции два. Вам нужен выход, обозначенный следующей вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ НИКОЛЬСКАЯ, ИЛЬИНКА, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МАГАЗИНАМ: ГУМ, «ДЕТСКИЙ МИР», «ГОСТИНЫЙ ДВОР»». Поднимаетесь на эскалаторе, выходите из метро - и прямо перед Вами высокий, красивый храм.

От станции метро «Китай-город»

(Калужско-Рижская или Таганско-Краснопресненская линии):

На этой станции сходятся две разные линии. Вне зависимости от того, по какой линии Вы приехали, нужно повернуть к выходу с лестницей (в отличие от противоположного выхода с эскалатором) под вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: К НОВОЙ ПЛОЩАДИ, УЛИЦАМ: ИЛЬИНКА, МАРОСЕЙКА, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, ГОСТИНОМУ ДВОРУ». Поднимаетесь по лестнице, поворачиваете налево и идете к эскалатору. Поднявшись на эскалаторе и выйдя со станции, Вы оказываетесь в длинном переходе - Вам нужно повернуть налево и идти до конца, затем подняться по правому выходу на улицу. Прямо возле выхода из метро начинается улица Ильинка. Вам нужно идти по ней до Богоявленского переулка. Он будет вторым по правой стороне. Ориентиры: Биржевая площадь, Гостиный двор (угловое большое голубое здание), здание Торгово-промышленной палаты РФ абрикосового цвета. Повернув направо в Богоявленский переулок, Вы сразу увидите золотую главу храма.

От станции метро «Лубянка»

(Сокольническая линия):

Приехав на станцию, идите к выходу, обозначенному вывеской: «ВЫХОД В ГОРОД: НА ПЛОЩАДИ: ЛУБЯНСКАЯ, НОВАЯ, К ТЕАТРАЛЬНОМУ ПРОЕЗДУ, К УЛИЦАМ: ПУШЕЧНАЯ, РОЖДЕСТВЕНКА, НИКОЛЬСКАЯ, Б. И М. ЧЕРКАССКИМ ПЕРЕУЛКАМ, КАМЕРНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ ТЕАТРУ, МУЗЕЮ ИСТОРИИ МОСКВЫ, ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМУ МУЗЕЮ, АВИАКАССАМ, АПТЕКЕ № 1, УНИВЕРМАГУ «ДЕТСКИЙ МИР»». Поднявшись на эскалаторе, поверните налево и идите до выхода на улицу. Выйдя на улицу, Вы увидите перед собой Лубянскую площадь. Снова поверните налево на Никольскую улицу, которая начинается сразу около метро, и идите по ней до Богоявленского переулка (второй поворот налево). Вскоре Вы увидите храм Богоявления.

Настоятели

  • Прохор (1456-1471)
  • Нил (Сафонов) (1506-1508)
  • Киприан
  • Феодосий - его подпись стоит, среди прочих, под разрешением вступить в четвёртый брак Иоанну Грозному
  • Амвросий - он подписал в 1613 году акт на избрание в цари Михаила Фёдоровича Романова
  • Илия (1621-1631)
  • Иона (1638-1642)
  • Пафнутий
  • Игнатий (Смола) (1709-1712)
  • Иакинф - подписал в 1720 году Духовный регламент Святейшего Правительствующего Синода
  • Дамаскин (Семёнов-Руднев) (с апреля 1778)
  • Серапион (Александровский) (17 февраля 1779-1799 ?)
  • Виктор (Антонский-Прокопович) (1800-1801)
  • Августин (Виноградский) (июль 1801-1801)
  • Ираклий (Евреинов) (1804-1811)
  • Авраам (Шумилин) (26 июня 1816-1817)
  • Аполлос (Алексеевский) (1817-1820)
  • Никодим (Быстрицкий) (16 июня - 15 июля 1828)
  • Филарет (Гумилевский) (9 марта 1837-1841)
  • Евсевий (Орлинский) (9 апреля 1842-1845)
  • Игнатий (Рождественский) (25 октября 1863-1866)
  • Никодим (Белокуров) (с 10 марта 1867)

Храм в честь Богоявления Господня единственное сооружение, которое осталось от древнейшего монастыря Москвы, основанного еще в 1296 году. Храм, расположенный в центре столицы, и сейчас привлекает множество верующих и туристов.

История

Богоявленский монастырь был основан в Китай-городе еще при . Младший сын благоверного , получив в свое владение Москву, старался украсить её храмами и монастырями, одним из которых стала Богоявленская обитель.

Храм Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, Москва

В этом монастыре, расположенном в настоящее время на площади Революции, главным был храм Богоявления Господня. Первоначально деревянный, после пожаров 1340 года он был возведен в камне и стал одним из первых каменных сооружений, возведенных за пределами Кремля.

По преданию, первым настоятелем монастыря был брат - игумен Стефан. С храмом также связано и имя очень почитаемого в России святителя Алексия Московского, который принял здесь постриг и проводил монашескую жизнь.

Храм Богоявления несколько раз был сильно поврежден, но восстанавливался:

  • в 1451 году во время нашествия татарского царевича Мазовши большей частью выгорел, но был восстановлен вскоре;
  • после Великого московского пожара 1547 г. и нашествия Девлет-Гирея 1571 г. монастырь и храм снова пришлось отстраивать заново;
  • после Смутного времени вся обитель сильно пострадала, и центральный монастырь Москвы новым русским государям пришлось отстраивать вновь.

После всех событий Богоявленский храм был построен с нуля в 1624 году. Став главным храмом Москвы и усыпальницей представителей рода Романовых, он претерпел полную перестройку в стиле «нарышкинского барокко» в период с 1686 по 1694 года. Именно тогда он приобрел тот вид, который имеет в настоящее время.

Другие православные храмы в честь Богоявления:

При монастыре размещался большой некрополь, где были погребены представители таких знатных фамилий, как Шереметьевы, Голицыны, Меньшиковы, Репнины. Среди захоронений была могила отца святителя Алексия Московского Фёдора Бяконта. К сожалению, все надгробия над этими захоронениями были утрачены в советский период.

Современное состояние

Закрытие храма в честь Богоявления Господня пришлось на 1919 год. С этого времени началось его разрушение. В 1941 году недалеко от храма упал сбитый немецкий бомбардировщик. Взрывной волной была разрушена верхняя часть храма. Но в 1980 годах началась реставрация храма, она надолго затянулась.

Только после передачи храма Русской православной церкви в 1991 г. реставрационные работы ускорились. Вскоре храм Богоявления Господня в Богоявленском переулке был полностью восстановлен, в том числе и Алексеевский придел в своем изначальном виде.

Напольные и подвесные киоты в храме Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря

В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения.

Внимание! Расписание богослужений храма Богоявления Господня на площади Революции следующие:

  • утреня и литургия совершается ежедневно в 8.30 за исключением понедельника и вторника;
  • вечерня или перед праздниками начинается в 17.00;
  • по праздникам и воскресеньям начало в 9.30.

Святыни

В каждой церкви есть свои святыни, особо почитаемые иконы, мощи или же реликвии, связанные с тем или иным святынями.

Ещё интересные статьи о православии:

В храме Богоявления главной святыней является Иверская часовня, где находится почитаемая . Эта часовня расположена в пределах бывшего монастыря.

Престольные праздники

В жизни каждого храма особое место занимают праздники, связанные с престолами, освященными в честь тех или иных святых, Богородицы или Господских великих праздников, которых в течение года всего двенадцать.