Почему «The Last of Us» - лучшая игра десятилетия? Почему The Last of Us - лучшая игра за всю историю видеоигр The last of us подобные игры.

Выпустили оригинальную игру, основное действие которой происходит во вселенной «Ходячих Мертвецов» или The Walking Dead. Проект был тепло встречен фанатами популярной франшизы и даже получил премию «Игра Года» на престижной церемонии VGA, хотя первое время эпизодический шедевр оставался незамеченным, подобно глубоко скрытой в морской пучине жемчужине.

Также, как и в The Last of Us, игра повествует о бывшем заключенном Ли Эверетте, который находит для себя новые причины жить, защищая юную, впечатлительную Клементину. The Walking Dead, как и другие проекты от Telltale, разбита на сезоны и повествует о нескольких годах жизни главных героев, которые борются за свое .

Если знакомое название скорее обратило внимание поклонников на игру, то именно нерушимая связь между двумя главными персонажами, и невероятная выдержка Клементины продолжали удерживать их перед компьютером, заставляя ждать продолжение серии затаив дыхание.

Несмотря на то, что основной акцент игры сделан на диалоги, а возможностей для свободного здесь чуть меньше, чем в The Last of Us, настоящий ужас будет поджидать вас за каждым углом, в виде или других выживших.

God of War (2018)

Казалось бы, невозможно превратить историю о раздражительном бого-убийце в узнаваемое и душераздирающее многолетнее путешествие отца и сына. God of War (2018) - это «мягкий» перезапуск и продолжение оригинальной серии, которое сразу захватило рынок видеоигр, получило много положительных отзывов и место в списке Лучших игр года (GOTY).

Игрок знакомится с изнывающим от горя Кратосом и его честолюбивым сыном Атреем в самый мрачный момент в их жизни. Вместе они должны принести прах погибшей жены и матери в специально отведенное для этого место, далеко в горах. В это же время, Кратоса преследуют прошлого, в виде скандинавских богов и мифов. И хотя в игре основное внимание уделено далеко не зомби, сама идея нерушимой длительной связи между главными героями - настоящий шедевр, который точно заслуживает внимания.

В самом начале Кратос показывается настоящим стоиком, с которым невозможно договориться, но чем дольше они с Атреем путешествуют по бескрайним локациям, тем лучше мы узнаем другую, более мягкую сторону бога войны. Кратос начинает сострадать сыну и искренне боится его потерять, стараясь больше интересоваться его нуждами и желаниями. В итоге основное внимание уделено скорее нежным отношениям между отцом и сыном, чем динамичной резне с богами. Хотя, и ее в God of War хватает.

Alan Wake

Alan Wake, пожалуй, самая подходящая по геймплею и атмосфере игра из нашего списка. В отличие от других популярных проектов, у нее относительно небольшой клуб поклонников, но зато их можно назвать настоящими фанатами серии. Хотя, может это и к лучшему. Alan Wake это психологический триллер, непохожий на другие, ранее вышедшие проекты, который можно назвать скорее романом, чем видеоигрой. Но он отлично справляется с этими двумя ролями.

В центре сюжета Алан Уэйк (именем которого и названа игра), который ищет свою пропавшую жену в вымышленном городке Брайт Фоллс, штат Вашингтон. Фамилию главного героя можно перевести, как «просыпайся» (wake up), поэтому в процессе прохождения, вместе с Аланом игрок начинает задаваться вопросом, неужели этот нескончаемый кошмар происходит на самом деле? Или это всего лишь сон, и нужно только проснуться? В игре Алана ждет несколько испытаний, которые буквально сошли со страниц его нового романа.

Как и в The Last of Us, в Alan Wake много моментов, когда главный герой лицом к лицу сталкивается с прячущимися в тенях существами. Эти невидимые силы действительно заставляют взбодриться, передавая те же ощущения, которые мы испытывали, когда Джоэл сражался с толпой скрывающихся в закоулках щелкунов (зараженных). Обе игры также дают облегченно вздохнуть, как только вы справитесь с очередной толпой , но не дают забывать, что за следующим углом ждет другая опасность. Как и Джоэл, Алан пытается найти что-то, что могло бы избавить его от боли, возникшей из-за внезапного исчезновения жены. Но не исключено, что он покажется более сложным и многогранным персонажем, чем образ обеспокоенного отца из The Last of Us.

Resident Evil 7: Biohazard

В этом продолжении знаменитой франшизы Resident Evil, настоящий террор возвращается. Здесь нет манерных, насмешливых диалогов и низкокачественных, бездушно сделанных монстров. В Resident Evil 7 игрока ждет ужасающий сеттинг из узких коридоров и закоулков, демонических бывших жен и, конечно же, огромное количество кровавых расправ.

Основное действие происходит на юге Соединенных Штатов. Главный герой - Итан Уинтерс, разыскивающий свою пропавшую жену Мию Бейкер. Неведомо для Итана, семья Бейкеров вела пресловутую жизнь убийц, во многом из-за загадочной инфекции, которая полностью их изменила. И хотя в The Last of Us есть много действительно странных моментов, они не сравнятся с той резней, которая ждет вас в Biohazard. Поэтому седьмая часть Resident Evil это отличный выбор для тех, кому важна не только красивая история.

Благодаря виду от первого лица, игрок в буквальном смысле сталкивается со всеми опасностями лицом к лицу. Это сильно влияет и на другие геймплейные моменты, позволяя проникнуться искренними эмоциями Итана, которому придется выбирать между тем, чтобы вылечить собственную жену или пожертвовать ей, ради кого-то другого.

В игре раскрывается несколько основных тем, напрямую связанных с самопожертвованием. Будь это выбор между спасением одного ради другого или необходимость отправиться в смертельно опасное путешествие, чтобы не дать погибнуть кому-то еще. И хотя Resident Evil 7 более мрачная, в ней есть место и любовной истории, которая запросто выдавит из вас пару слезинок, а затем вновь отправит сражаться против полчищ монстров.

Серия Uncharted

Uncharted стала самым громким хитом современного гейминга, обзаведясь обширной фан-базой. Помимо того, что серия уже давно стала классикой, она определенно входит в список «обязательно к прохождению» для тех, кто ищет такое же, как и в The Last of Us управление, широкие возможности для исследования мира и настоящий экшен. Учитывая, что разработкой обеих серий занимается одна и та же студия , в них много схожих геймплейных моментов.

Uncharted рассказывает о приключениях Нейтана Дрейка, охотника за , который занимается этим скорее ради острых ощущений, а не богатства и славы. И это нисколько не мешает ему в том, чтобы попасть в очередную перестрелку с воюющими между собой охотниками и .

Обязательно понравится тем, кто ищет игру, где главный герой был бы похож на Джоэла. И хотя у него нет такого же неподдельно крутого напарника, как Элли, к Дрейку, время от времени, присоединяются не менее милые персонажи. Истинное удовольствие - наблюдать за изменениями характера Дрейка, который превращается из зацикленного на себе эгоиста в более заботливого друга, готового в буквальном смысле прыгнуть с обрыва ради тех, кого любит.

И хотя в Uncharted не так много таких же захватывающих моментов, как в The Last of Us, игра предлагает более медленное исследование мира, которое по ходу прохождения превращается в настоящее взрывное путешествие, сильно напоминающее приключения Элли и Джоэла.

Игра «The Last of Us» (Одни из нас) отличается от похожих игр практически всем. Этот проект является и работает он только на этой консоли. Поэтому многие, увидев первоначальные анонсы, побежали покупать себе консоли, смирившись с переходом от ПК на PlayStation. В первый год, после выпуска, продалось больше 7 миллионов копий игры и она была удостоена наград «Игра года» от множества всевозможных изданий. «А почему так?» — спросите вы. А потому, что у нее есть все: прекраснейшая графика с огромным количеством прорисованной детализации; отлично подобранные и прорисованные главные персонажи, а так же все второстепенные персонажи; очень увлекательный и хорошо продуманные сюжет, большое наличие красивых динамических сцен и заставок; так же многие другие продуманные мелочи, которые вносят свою «изюминку» в игру. Создатели долго трудились над своим шедевром и все их труды изрядно окупились.

Жанром игры является экшен с элементами приключения, хоррора и «stels» (скрытного) прохождения. Вражеские персонажи (NPC) действуют по сюжету не предсказуемо и интерактивно, то есть враг может не только на вас нападать бездумно, но и испугаться, убежать, обойти и напасть со спины. А то и вовсе может побежать за подмогой или затаиться на верхнем этаже дома. С вражескими NPC можно даже пробовать договориться. Все это придает «The Last of Us» динамики и драйва.

Сюжет увлекает геймера практически на первых минутах и затягивает так, что проходишь всю игру «на одном дыхании». Сюжетную линию и игры The Last of Us можно разделить на несколько частей, которые зависят от времени года, это: пролог, Лето, Осень, потом Зима, Весна и концовка. В каждой части разворачивается своя увлекательная история со множеством и приключений. А переход от одной части к другой проходит с резким изменением сюжетной линии, добавлением новых персонажей и сменой погодных условий и климата. Но все это происходит не хаотично и не понятно, а с эффектом «тайного наблюдателя».То есть возникает впечатление, что мы отслеживаем жизнь главных героев, потом временно за ними не следим, а после, опять их увидев, узнаем много нового из их личной жизни.

В начале игры нам показывают главного героя Джоэла и его дочь, которые проживают в своем доме в Остине, штат Техас. Когда началась авария и взрыв в лаборатории, происходит выброс спор грибка «кордицепс». При вдохе, эти споры грибка попадают в легкие человека и запускают необратимый процесс мутации. Человек после мутации превращается в зомби. На всех людей споры грибка влияют по-разному, поэтому они мутируют в различные виды опасных существ. На дом Джоэла нападают мутировавшие существа и он с дочерью и младшим братом пытается сбежать подальше от катастрофы. На окраине города они попадают на солдат, которым приказано зачищать территорию от зараженных. Джоэлу и его брату удается выжить, но его дочь умирает.

Джоэл на протяжении всей игры привыкает к Элли. А в глубине подсознании девочка напоминает главному герою об погибшей дочери. На протяжении всего сюжета наших героев ожидают много приключений и еще больше опасностей: во всех заброшенных городках их будут поджидать мародеры и бандиты; на их пути попадутся людоеды; проходя через подвалы заброшенных зданий герои рискуют наткнуться на монстров и заразиться спорами грибка; на территориях, контролируемых военными, героям постоянно грозит опасность; на их пути попадаются разного типа персонажи и злые, и наоборот; а так же постоянно встречаются разные ловушки и злоключения. В конце игры главному герою предоставляется сделать не легкий выбор…

Но не будем раскрывать все «карты» игры The Last of Us. Советуем пройти ее и получить гарантированно массу удовольствия.

На этой неделе решил перепройти в третий раз эту замечательную игру и вчера вечером добил её. Собирался просто поиграть во что-нибудь хорошее и расслабиться, но в результате меня «накрыло» почти так же сильно, как в первые два прохождения. Очень много сильных эмоций вызывает The Last of Us, причем их даже сложно выразить – когда тебе настолько нравятся сюжет и геймплей, что дух захватывает.

Сразу скажу, что я по натуре ПК-игрок, адепт клавомыши и к консолям всегда относился как к вспомогательному игровому девайсу. Ну не нравятся мне геймпады, бесит дурацкий интерфейс на консоли. Да и к консольным эксклюзивам PlayStation отношусь, в общем, спокойно. Horizon: Zero Dawn показалась хорошей, но не более того, серия Uncharted (за исключением четвертой части) – одноразовые игры, а распиаренные части Killzone – просто мусор игровой.

Но The Last of Us…. Это совсем другое дело. Игра, которая отхватила 60 (!) оценок 10/10 от игровой прессы из разных стран (в том числе и от Playground), и на момент выхода о ней говорили как о самом крутом эксклюзиве для платформы PlayStation 3. О ней писали ученые-биологи и литературоведы, она привлекла внимание даже людей, далеких от мира видеоигр. Я после первого прохождения назвал её своей любимой игрой, и сейчас, спустя четыре года, понимаю, что индустрия так и не произвела ничего круче в плане сюжета. Ни Beyond от Дэвида Кейджа, ни Ведьмак 3, ни Life is Strange, ни MGSV, ни даже Uncharted 4 от тех же Догов даже близко не подошли к тому качеству сторителлинга, который показала The Last of Us. Эту игру невозможно превзойти. Мне думается, что Брюс Стрэли и Нил Дракманн из Naughty Dog прыгнули выше головы, когда сочиняли сценарий, и теперь сами не смогут создать ничего лучше.

Сюжет

Я не буду, разумеется, пересказывать сюжет игры, потому что это было бы настоящим преступлением. Naughty Dog задействовали многие штампы из зомби-фильмов, но умудрились так грамотно их обработать, что сюжет в целом кажется очень свежим и ни на что не похожим, хотя, вроде бы, многое должен напоминать. Это простая, но при этом глубокая, лиричная и по-настоящему человеческая история.

И она кажется невероятно достоверной. Наверное, потому, что герои очень реальные, живые – по сути, обычные люди с понятной мотивацией. Они не произносят пафосных речей, как герои Кодзимы, не геройствуют без веской причины – просто живут, выживают, радуются простым человеческим радостям и страдают, когда происходит что-то плохое.

А плохое здесь случается даже чаще, чем хотелось бы. Мир The Last of Us жесток, и здоровые люди здесь зачастую опаснее зараженных. В игре много насилия, причем пугающе достоверного – кровь, расчлененка, жестокие анимации добивания. Многие ключевые персонажи по сюжету погибают, подчас при шокирующих обстоятельствах. Игра заставляет по-настоящему бояться за жизни главных героев, намекает – и Джоэл, и Элли смертны, и каждый из них может не дожить до финала.

The Last of Us невероятно кинематографична, но главное даже не это, а то, как вся кинематографичность встроена в сюжет. Вся игра проходится примерно за 15 часов, при этом в ней чуть больше 3 часов катсцен, но сюжет не ограничивается одними катсценами, он движется вперед постоянно. Кстати, и загрузочных экранов в игре практически нет – она никогда не прерывается.

Геймплей

Что касается геймплея…. Когда-то Микеланджело говорил: «Я беру кусок мрамора и отсекаю от него всё лишнее» - в результате получались гениальные скульптуры. Так же и Naughty Dog отсекли от своей геймплейной формулы Uncharted всё лишнее, но добавили простенькую прокачку, сбор ресурсов, крафт и модификацию оружия. Получилась гениальная в своей простоте геймплейная схема. The Last of Us балансирует на грани стелс-экшена и хардкорного шутера от третьего лица, но в ней нигде нет перекоса в ту или иную сторону, игрок сам выбирает свой стиль и действует по обстоятельствам.


Каждый враг представляет смертельную опасность. Инфицированные бегают толпами и берут количеством, к тому же некоторые из них могут мгновенно убить Джоэла, если подойдут вплотную. Головорезы еще опаснее – эти могут вести позиционную войну, обходить с флангов и выкуривать героя из укрытий коктейлями Молотова. Любое ранение может на секунду оглушить главного героя или даже повалить его на землю, любой бандит с пистолетом или дубиной, зашедший со спины, может за считанные секунды отправить на тот свет. Даже на нормальном уровне сложности вы, скорее всего, будете умирать.

Но наибольшее удовольствие игра доставляет на высоких уровнях сложности – там начинается настоящее выживание, и постоянно будут возникать ситуации, когда у героя закончились вообще все боеприпасы, а врагов еще много. The Last of Us способна генерировать бесконечное количество зрелищных эпизодов, когда игрок на лоу-хп спасается от орды зараженных или выходит из окружения бандитов, взяв одного из них в заложники. Любой удар дубиной или кулаком, любой выстрел ощущается, а камера всегда и всюду работает безукоризненно. И музыка… эта музыка…

Итог

The Last of Us, как и Bioshock Infinite или Max Payne, абсолютно линейна в плане сюжета, но это не идёт ей во вред, потому что она ощущается даже не как игра или фильм – она ощущается как нечто большее. Собственно, она и представляет собой нечто большее, чем всё, к чему мы привыкли. Это выход за рамки, это новый ориентир, к которому теперь должны стремиться все разработчики видеоигр.

Наверное, у многих тут бомбанёт от такого заявления, но главной проблемой The Last of Us является отсутствие её на ПК. Пофиг на все прочие эксклюзивы Sony – Анчартеды и Год оф Вары (хорошие, кстати, вещи) – эта игра, как любое произведение искусства, заслуживает того, чтобы с ней ознакомилось большее количество людей. Как минимум у нас в стране консоли не так распространены, как на Западе. Я ни секунды не сомневаюсь, что выйди The Last of Us на ПК – и в России эта игра приобрела бы культовый статус на десятилетия. Этот трогательный сюжет, в котором раскрывается, как люди выживают в невозможных условиях и при этом пытаются сохранить в душе частичку человечности, традиционные ценности (семья, дружба, любовь) – всё это очень близко нашей культуре и ментальности. Но имеем что имеем.

Я искренне завидую всем, кто собирается поиграть в эту игру, но еще этого не сделал. Первое впечатление – самое сильное. А от меня ей оценка 10/10 и звание лучшей сингловой игры всех времен. Её до сих пор никто не смог превзойти.


Давайте признаем сразу, уже по трейлерам все поняли, что The Last of Us необычный проект, который завоюет сердца миллионов геймеров.
Так вот, в мире все стало совсем неспокойно, много лет назад произошла глобальная катастрофа, неизведанная зараза поразила большую часть Земли и превратила людей в некий аналог зомби.

Все кто не заразились, борются за выживание и наш главный герой Джоил — один из них. Мужик лет 50 коротает свои деньки в карантинной зоне, где военные смогли обеспечить хоть какую-то безопасность. Джоил встречает отважную 14 летнюю Эйли, с которой ему придется пережить долгую и увлекательную историю. Больше ни слова о сюжете, ведь испортятся все впечатления от этого необычного мира со своими историями и правдой.Чем дальше персонажи продвигаются, тем заметнее они превращаются из простых попутчиков в настоящую семью. Сильно сказывается разница в возрасте главных героев, ведь молодое поколение Эйли не знает жизни до и после эпидемии, и часто спрашивает в Джойла о прошедшем порядке мира.

Нужно отметить художников. Виды, генерируемые игрой просто завораживают. Природа оккупировала скулы городов ярко зеленой растительностью и совсем другую картину мы наблюдаем внутри зданий и подвалов — темнота, сырость и вирусные споры. Внутренние интерьеры отличаются большим разнообразием деталей, вокруг много вещей прошедших эпохи, можно долго рассматривать локации, искать записки, пасхалка и просто интересные предметы.

Перейдем к геймплею The Last of Us, в игре мы пытаемся выжить, а вот как это делать, полностью зависит от вас. Можно устроить стрельбу налево и и направо или тихо подкрадываться к врагам, вырубая их один за одним.

Враги делятся на два типа — зараженные и люди, и с ходу трудно сказать кто опаснее. С людьми все понятно: всевозможные бандиты, мародеры и отморозки. С зараженными все интереснее, их здесь несколько видов, каждый из которых существенно отличается по силе, скорости и свойствах.

Такие необычные проекты как The Last of Us преподносят игровую индустрии к новым высотам, на игру начинают равняться мировые разработчики игр, что не может не радовать.

Подведём итоги обзора игры The Last of Us

  • Одна из лучших приключенческих игр.
  • Удивительная атмосфера пост-апокалиптического мира.
  • Выверенная смесь ближнего и дальнего боя.
  • Доступна на PS3 и PS4.

Бородатый контрабандист Джоэл ведет девочку Элли на рандеву с повстанцами-Цикадами. Позади – патрули охранников карантинной зоны, остатков армии США. Впереди – грибные зомби и бандиты, в прошлом – граждане США. Вокруг – то, что двадцать лет назад, до апокалипсиса, называлось США. Все вместе – новая игра от создателей Uncharted, и если не последний, то точно главный хит для PlayStation 3.

Почему The Last of Us – главный хит? Причина номер один: это настоящая серьезная драма, без китча, постмодерна, мистики и кейджевской слезодавилки. Нельзя сказать, что настолько сильного сюжета в играх не было, но хорошей истории такого типа – нет. Условно говоря, если BioShock Infinite – это Курт Воннегут, а Remember Me – Уильям Гибсон, то The Last of Us – Федор Михайлович Достоевский. Причина номер два: классная игровая механика с адекватным уровнем сложности. Разработчики обещали загнать геймера в угол с минимумом ресурсов, заставить импровизировать и предоставить умных напарников – все выполнено. Причина номер три: игра здорово и необычно выглядит. Апокалипсис, да, но зеленой травы больше, чем ржавых тачек, а жирафов – чем наркоманов.
Сюжет игры до последнего момента оставался тайной даже для сотрудников Sony. Локализаторы для России назвали игру «Одни из нас», поскольку до релиза не знали, как в точности перевести «The Last»: «последние» или «последний», а переспросить у Naughty Dog было нельзя. Получив игру на рецензирование, я подписал договор о неразглашении, в котором прямо перечислены вещи, которые я не имею права пересказывать (собственно говоря, все события, кроме засветившихся на выставках и предварительных показах для прессы). Все это было сделано не зря, и я отдельно и настоятельно прошу вас до прохождения не читать тексты со спойлерами (в моем ничего такого нет), не смотреть видео на YouTube и затыкать рот друзьям, хвастающимся, что вымучали очередное «мыльное кинцо». Скажу лишь, что помимо очевидной игры слов «The Last of Us – The Last of US», т.е. «Все, что осталось от США», – в оригинальном названии есть мощный смысл, который сшибет вас с ног в финале. В локализованном – «Одни из нас» – тоже есть, он раскрывается в этой же истории, но вторым планом.

The Last of Us тратит немало времени на экспозицию – знакомит нас с Джоэлом, Элли и миром, в котором они живут (а попутно – игровой механикой), и в эти первые часы неспешна и предсказуема. С каждым новым пройденным этапом, встреченным другом или врагом, герои чуточку меняются, а ваше вовлечение в историю возрастает. Вот Элли перебирает пыльные музыкальные диски в магазине, вот она читает уютный дневничок давно умершей школьницы, вот спасает Джоэла от верной гибели. Девочка постоянно болтает – комментирует то, что видит, предупреждает об опасности, брезгливо морщится при виде трупа, ужасается очередной человеческой драме. Ей невозможно не поверить, в нее нельзя не влюбиться. Как и в BioShock Infinite (Binary Domain, Spec Ops: The Line), сюжетные ролики склеены чисто игровыми моментами в целостную историю – и это, наверное, одно из главных достижений геймдизайна последних лет. Но если Элизабет мне хотелось пристрелить, в Binary Domain напарники часто тупили, а в Dragon’s Dogma у них не было роли в истории, то в The Last of Us Элли всегда действует правильно и никогда, например, не запарывает стелс-прохождение и не умирает по глупости. К середине игры предсказуемость постепенно сворачивается, во многом потому что зомби-хоррора становится меньше, а путеводителя по аду внутри людей а-ля Spec Ops: The Line – больше. Например, я в какой-то момент поверил, что тема насилия над женщинами почему-то табуирована для авторов, но оказалось – нет, ошибался.

The Last of Us удивляет прежде всего отсутствием ожидаемых ошибок. Серьезно, я боялся, что будет много дурацких QTE – их нет. Думал, что показанные прессе миссии с якобы вариативным геймплеем – фальшивка, но это не так. Опасался за уровень сложности, но с ним все в порядке; разве что, Hard – это, как и везде, новый Normal. В определенный момент кажется, что вы уже все повидали, и дальше все уровни будут одинаковыми. Ведь в The Last of Us есть всего два с половиной типа зомби, враги-люди (функционально отличаются только экипировкой), более-менее ожидаемый набор оружия и пять предметов в меню крафта. Но на такой простой основе выстроены совершенно разные типы миссий. Например, где-то вы убегаете под огнем явно превосходящих вас сил врага. Игра не запрещает попробовать убить всех, но вряд ли у вас это выйдет. Подстрелить одного, оттолкнуть другого и быстро-быстро добежать до канализационной трубы – вот тактика, до которой геймер дойдет сам. Или другая ситуация: запертая дверь, с другой стороны Элли пытается ее открыть, а на вас сейчас нападут десять зомби. У меня в этой сцене были: дубинка с привязанными к ней ножницами, две бомбы, два «коктейля Молотова», дробовик с двумя патронами и пистолет с пятью. Я пробовал и так, и так – семь врагов убиваю, а оставшиеся трое меня съедают. Нет времени не только для стелса, но и для конструирования новых предметов. В итоге я нашел решение, при котором правильно расставленные бомбы и брошенные с идеальным таймингом «коктейли Молотова» убивают шестерых зомби, еще двух берет на себя дубинка, и еще двух – дробовик. Самое крутое в этой истории то, что каждый геймер подойдет к этой драке с уникальным набором оружия, попросту тем, что он собрал и еще не потратил. Немного искусственными кажутся разве что чисто скриптовые миссии с бесконечными патронами (например, к снайперской винтовке), – эдакий привет из обычных шутеров. Но их очень мало (по хронометражу – так вообще почти ничего) – можно расценивать как тонкую приправу к основному блюду.

Незадолго до знакомства The Last of Us я перепроходил MGS3 на 3DS – идеальный стелс-экшн своего времени, а уж насколько хардкорный – и подумать страшно. Что ж, у игры Кодзимы нашелся подходящий наследник. В The Last of Us тоже нет волшебных гаджетов или «инстинкта»; жизнь геймеру упрощает только тонкий слух Джоэла, да еще удобное управление. Герой естественно прячется (без надоевшего до чертиков прилипания к укрытиям) за ящиками и шкафами, на глазок прикидывает угол обзора врага и старается по возможности не шуметь. Два его основных инструмента чертовски просты: бутылку можно бросить и разбить, отвлекая врагов шумом. Швырнув кирпич – удаленно оглушить, чтобы затем подкрасться и захватить или добить. Игра при этом не подсказывает, каким маршрутом лучше двигаться, а лучшие сцены The Last of Us – это и вовсе кусок открытого мира а-ля Crysis или Halo. Вот, дескать, двухэтажный книжный магазин и переулки вокруг него – зачищай. Занимаясь этим, я чувствовал себя героем Стивена Сигала из фильма «В осаде». Серьезно, вот когда хватаешь врага из-за угла и перерезаешь горло, или же прикрываешься им как живым щитом и стреляешь в его напарников – это выглядит совершенно по-киношному, однако не запрограммировано, и в следующем прохождении сцена может стать совсем иной. Удовольствия, классного опыта – более чем достаточно. А уж какой в The Last of Us лук – просто физически испытываешь кайф, всаживая стрелу в ничего не подозревающего бандита!

Удивительно, но в The Last of Us можно найти немало сцен, дословно пересказывающих моменты из главных хитов последнего года, причем не столько зомби-игр, вроде The Walking Dead, а, скажем, Tomb Raider. Лук вот, например. Или дневники, как в BioShock Infinite. Очевидно, что это не плагиат (игра планировалась задолго до того, как в продажу поступили конкуренты). Great minds think alike. Достаточно следовать трендам, и такие совпадения неизбежны. Другое дело, что вся The Last of Us – не яркая искра гениальных идей, а закономерное следствие или даже итог всего того, что напридумывали геймдизайнеры в последние лет восемь. Naughty Dog учла опыт всех значимых и подходящих по жанру игр, вроде Alan Wake, и сконструировала хит, в котором все сделано правильно. Единственное, чего в The Last of Us нет, так это выбора. Хотя бы в специально отведенных для этого нескольких местах, как в Spec Ops: The Line и Call of Duty: Black Ops 2. С другой стороны, предложенная история такова, что отдавать решения на откуп геймеру – все испортить.

У названия The Last of Us есть еще один подтекст – «мы» как «AAA-видеоигры». Время от времени звучит мнение, что большие однопользовательские игры умирают. Если это так, то продажи The Last of Us должны что-то доказать издателям (у игры есть и мультиплеер, но на момент написания рецензии он не работал). Геймерам – тоже. Ведь историю The Last of Us невозможно рассказать с корявыми, некрасивыми людьми в кадре и скучной шутерной механикой, как бы ни были гениальны диалоги. Магия срабатывает только когда птички, взмывающие из-под ног Элли – живые, ручей журчит как настоящий, а анимации рукопашных драк могут посрамить даже авторов «Идентификации Борна». Такие игры нам нужны, так и запишите. А если у вас есть PlayStation 3, причины не купить The Last of Us отсутствуют. В конце концов, все мы мечтали когда-то о славных временах, когда консоль от Sony «использует свой потенциал на 100%». Этот день настал.