Переносные зенитные ракетные комплексы NATO. Опытный зенитно-ракетный комплекс MEADS Тенденции развития рлс пво стран нато

Компактная и небогатая Грузия с населением около 3,8 миллиона человек продолжает развивать свою систему ПВО, ориентируясь на современные и весьма дорогостоящие стандарты ведущих стран НАТО. На днях министр обороны Грузии Леван Изория заявил , что на развитие ПВО в бюджете 2018 года выделено 238 миллионов лари (более 96 миллионов долларов). Несколькими месяцами ранее и начала переподготовку профильных специалистов-военнослужащих.

Контрактные документы находятся под грифом "секретно", однако всем известно, что высокотехнологичные изделия ПВО очень дороги. Собственных средств не хватает, и Грузия намерена оплачивать дорогостоящие оборонные системы в долг или в рассрочку, много лет. Один миллиард долларов на вооружение после августа 2008 года Тбилиси обещали Соединенные Штаты и частями выполняют обещание. Пятилетний кредит (с плавающей ставкой в пределах от 1,27 до 2,1%) на 82,82 миллиона евро Грузии благосклонно гарантировала частная страховая компания COFACE (Compagnie Francaise d"Assurance pour le Commerce Exterieur), которая обеспечивает экспортные гарантии от имени французского правительства.

По условиям соглашения, 77,63 миллиона евро из 82,82 миллиона евро направляются на закупку современных систем ПВО у американо-французской компании ThalesRaytheonSystems: наземные РЛС и системы управления - более 52 миллионов евро, зенитные ракетные комплексы (ЗРК) группы MBDA - около 25 миллионов евро и еще 5 миллионов евро Грузия потратит на компенсацию прочих расходов COFACE. Такая система ПВО для Грузии явно избыточна. Американское покровительство дорогого стоит.

Драгоценное железо

Что получает Тбилиси? Семейство универсальных многоцелевых радиолокационных средств наземного базирования, основанное на общих блоках и интерфейсах. Полностью цифровая радиолокационная система одновременно выполняет функции ПВО и наблюдения. Компактный, мобильный и многофункциональный радар Ground Fire разворачивается за 15 минут и предлагает высокий уровень производительности, сопровождение воздушных, наземных, надводных целей.

Многодиапазонный радар средней дальности Ground Master GM200 способен одновременно наблюдать за воздухом и поверхностью, обнаруживать воздушные цели в радиусе до 250 километров (в боевом режиме - до 100 километров). GM200 имеет открытую архитектуру с возможностью интеграции с другими системами Ground Master (GM 400), системами управления и ударными средствами ПВО. Если ценовая политика ThalesRaytheonSystems не слишком изменилась с 2013 года, когда ОАЭ приобрели 17 РЛС GM200 на сумму 396 миллионов долларов, то один радар (без ракетного вооружения) обходится Грузии примерно в 23 миллиона долларов.

Радиолокационная станция дальнего обнаружения воздушных целей Ground Master GM403 на автомобильном шасси Renault Truck Defence впервые продемонстрировали в Тбилиси 26 мая 2018 года, в связи со 100-летием провозглашения независимости республики. РЛС GM403 способна контролировать воздушное пространство на дальности до 470 километров и на высотах до 30 километров. По заявлению фирмы-производителя, GM 400 работает в широком диапазоне целей - от высокоманевренного низколетящего самолета тактической авиации до небольших объектов, включая беспилотные летательные аппараты. Радар может быть установлен экипажем из четырех человек за 30 минут (система размещена в 20-футовом контейнере). После развертывания на месте радиолокатор может быть подключен для работы в составе объединенной противовоздушной обороны, имеет функцию удаленного управления.

Радарную линейку Ground Master в Грузии дополняют боевые машины израильского зенитного ракетного комплекса SPYDER с зенитными управляемыми ракетами Rafael Python 4, германо-франко-итальянский ЗРК SAMP-T, которыми якобы можно сбивать российские ракеты (ОТРК) "Искандер", а также французские зенитные ракетные комплексы Mistral третьего поколения и другие ударные средства.

Радиус действия

Республика имеет максимальную протяженность с запада на восток 440 километров, с севера на юг - менее 200 километров. С точки зрения национальной безопасности, Тбилиси бессмысленно тратить огромные деньги на средства контроля воздушного пространства в радиусе до 470 километров над западной частью Черного моря и соседними странами, включая Юг России (до Новороссийска, Краснодара и Ставрополя), всю Армению и Азербайджан (до самого Каспия), Абхазию и Южную Осетию. Грузии никто не угрожает, территориальных претензий соседи не имеют. Очевидно, современная и развитая система ПВО в Грузии необходима, прежде всего, для прикрытия вероятного (перспективного) развертывания войск НАТО и дальнейших агрессивных действий альянса в регионе Южного Кавказа. Сценарий тем более реалистичный, что в Тбилиси живут надежды на реванш в Абхазии и Южной Осетии, а Турция становится для НАТО всё более непредсказуемым партнером.

Полагаю, именно поэтому на 51-м международном авиасалоне в Ле Бурже летом 2015 года министр обороны Грузии Тинатин Хидашели подписала контракт на приобретение радиолокационных станций ThalesRaytheonSystems, а позднее в Париже был подписан второй контракт, касающийся непосредственно ракетных установок, способных сбивать самолеты противника. При этом Хидашели пообещала: "Небо над Грузией будет полностью защищено, а наша ПВО интегрирована в систему НАТО".

Ранее экс-министр обороны Ираклий Аласания говорил о поставках Грузии противоракет, способных сбивать даже ракеты российского оперативно-тактического комплекса "Искандер". Подобное сотрудничество Грузии и ряда стран Североатлантического альянса в соседних России, Абхазии и Южной Осетии закономерно воспринимают как реальную и вынужденно реагируют на изменение военно-политической ситуации.

От развития грузинской системы ПВО жизнь всех народов Южного Кавказа безопасней не становится.

© Sputnik / Maria Tsimintia

Страница 1 из 3


На вооружении армий многих государств наряду с самоходными и буксируемыми зенитными ракетными комплексами и ствольной зенитной артиллерией состоят переносные зенитные ракетные комплексы ближнего действия. Основное назначение их - борьба с низколетящими целями. Комплекс «Ред Ай» - первый из поступивших на вооружение стран НАТО. Он включает в себя пусковую установку (ружье), блок батареи-охладителя и зенитную управляемую ракету (ЗУР). Пусковая установка представляет собой трубу из литого стеклопластика, в которой хранится ЗУР. Труба герметична и заполнена азотом. Снаружи на ней расположены телескопический прицел и приспособления для подготовки и пуска ракеты. В боевых условиях после пуска труба повторно не используется. Телескопический прицел имеет 2,5-кратное увеличение, поле зрения его 25". В оптической системе прицела находятся сетка с делениями для внесения поправок на упреждение, а также два клинообразных подвижны/ индекса, сигнализирующих о готовности ЗУР к пуску и о захвате целей головкой самонаведения (ГСН).

Блок батареи-охладителя предназначен для снабжения электроэнергией бортовой аппаратуры ракеты (системы охлаждения газообразным фреоном чувствительного элемента ГСН). Этот блок подсоединяется к пусковой установке через специальную розетку-штуцер. Он является одноразовым и при несостоявшемся пуске подлежит замене.

Ракета FIM-43 одноступенчатая, выполнена по аэродинамической схеме «утка». Двигатель твердотопливный. Наведение на цель производится пассивной ИК-головкой самонаведения. Взрыватель боевой части ударный, замедленного действия, с предохранительно-исполнительным механизмом и самоликвидатором.

Основными недостатками комплекса «Ред Ай» являются, во-первых, его неспособность поражать цели на встречных курсах, во-вторых, отсутствие в составе ЗРК аппаратуры опознавания «свой - чужой». В настоящее время в сухопутных войсках и морской пехоте США комплекс «Ред Ай» заменяется ЗРК «Стингер». Однако он остается на вооружении армий некоторых стран НАТО.

ЗРК «Стингер» способен поражать в условиях хорошей видимости низколетящие воздушные цели не только на догонных, но и на встречных курсах. В состав комплекса входит аппаратура опознавания «свой - чужой». Ракета FIM-92A выполнена по аэродинамической схеме «утка». В Носовой ее части имеются четыре аэродинамические поверхности. Пуск ракеты из контейнера производится с помощью отделяемого стартоврго ускорителя, который за счет наклонного расположения сопел относительно корпуса ЗУР сообщает ей начальное вращение.

Аэродинамические рули и стабилизаторы раскрываются после вылета ракеты из контейнера. С целью поддержания вращения ЗУР в полете плоскости хвостового стабилизатора установлены под углом к ее корпусу.

Маршевый двигатель твердотопливный, с двумя режимами тяги. Он включается, когда ракета удалится от места пуска на 8 м. В первом режиме разгоняет ракету до максимальной скорости. При переходе на второй режим уровень тяги снижается, оставаясь, однако, достаточным, чтобы поддерживать сверхзвуковую скорость полета.

На ракете установлена всеракурсная ИК-головка самонаведения, работающая в диапазоне волн 4,1-4,4 мкм. Приемник излучения охлаждаемый. Совмещение оси оптической системы головки с направлением на цель в процессе слежения за ней осуществляется с помощью гироскопического привода.

Транспортно-пусковой контейнер, в котором размещается ракета, сделан из стеклопластика. Оба конца контейнера закрыты крышками, разрушающимися при пуске. Передняя крышка выполнена из материала, через который проходит ИК-излучение. Срок хранения ракеты в контейнере 10 лет.

На Казанском авиационном заводе на август этого года запланирован первый полет дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, сообщает РИА Новости. Это новая модификация бомбардировщика Ту-22М3, принятого на вооружение еще в 1989 году.

Свою боевую состоятельность самолет продемонстрировал в Сирии, нанося удары по террористическим базам. Использовали «Бэкфайеры», как прозвали эту грозную машину на Западе, и во время Афганской войны.

Как отмечает сенатор Виктор Бондарев, экс-главком ВКС России, самолет обладает огромным потенциалом по модернизации. Собственно, такова и вся линейка бомбардировщиков Ту-22, создание которой началось в ОКБ Туполева в 60-е годы. Первый прототип совершил стартовый полет 1969 году. Первая же серийная машина Ту-22М2 была принята на вооружение 1976 году.

В 1981 году в строевые части начал поступать Ту-22М3, который стал глубокой модернизацией предыдущей модификации. Но на вооружение он был принят лишь в 1989 году, что было связано с доводкой ряда систем и внедрением ракет нового поколения. На бомбардировщике установлены новые двигатели НК-25, более мощные и экономичные, с электронной системой управления. В значительной степени заменено бортовое оборудование - от системы электроснабжения до РЛС и комплекса управления вооружением. Существенно усилился комплекс обороны самолета.

В результате появился самолет с изменяемой стреловидностью крыла со следующими характеристиками: Длина - 42,5 м. Размах крыла - от 23,3 м до 34,3 м. Высота - 11 м. Вес пустого самолета - 68 т, максимальный взлетный - 126 т. Тяга двигателей - 2×14500 кгс, тяга на форсаже - 2×25000 кгс. Максимальная скорость у земли - 1050 км/ч, на высоте - 2300 км/ч. Дальность полета - 6800 км. Потолок - 13300 м. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24 т.

Главным результатом модернизации стало вооружение бомбардировщика ракетами Х-15 (до шести ракет в фюзеляже плюс четыре на внешней подвеске) и Х-22 (две на подвеске под крыльями).

Для справки: Х-15 - это сверхзвуковая аэробаллистическая ракета. При длине в 4,87 м она вписывалась в фюзеляж. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность у Х-15 была равна 300 км.

А Х-22 - сверхзвуковая крылатая ракета, дальность которой достигает 600 км, а максимальная скорость - 3,5М-4,6 М. Высота полета - 25 км. Ракета также имеет две боевые части - ядерную (до 1 Мт) и фугасно-кумулятивную массой 960 кг. В связи с чем ее условно прозвали «убийцей авианосцев».

Но в прошлом году на вооружение была принята еще более совершенная крылатая ракета Х-32, которая является глубокой модернизацией Х-22. Дальность возросла до 1000 км. Но главное - существенно увеличилась помехозащищенность, способность преодолевать зоны активного действия комплексов радиоэлектронной борьбы противника. При этом габариты и вес, а также боевая часть остались прежними.

И это хорошо. Плохо то, что в связи с прекращением производства ракет Х-15 их стали постепенно снимать с вооружения с 2000 года из-за старения твердотопливной смеси. При этом замену старой ракете не подготовили. В связи с чем сейчас бомбоотсек Ту-22М3 загружают только бомбами - как свободнопадающими, так и корректируемыми.

В чем главные недостатки нового варианта вооружения? Во-первых, к высокоточному оружию перечисленные бомбы не относятся. Во-вторых, самолет для полной «выгрузки» боекомплекта должен производить бомбометание в самом пекле ПВО противника.

Раньше эта проблема решалась оптимально - вначале ракетами Х-15 (среди которых была противорадиолокационная модификация) наносился удар про РЛС систем ПВО/ПРО, расчищая тем самым путь для своей главной ударной силы - пары Х-22. Теперь боевые вылеты бомбардировщика связаны с повышенной опасностью, если, конечно, столкновение происходит с серьезным противником, владеющим современными ЗРК.

Существует и еще один неприятный момент, из-за которого прекрасный ракетоносец существенно уступает по возможности своим собратьям по Дальней авиации ВВС России - Ту-95МС и Ту-160. С «двадцать второго» на основании договора ОСВ-2 сняли оборудование для дозаправки в воздухе. В связи с чем боевой радиус ракетоносца не превышает 2400 км. Да и то только если лететь налегке, с половинной ракетно-бомбовой нагрузки.

В то же время у Ту-22М3 нет ракет, которые могли бы существенно повысить ударную дальность самолета. У Ту-95МС и Ту-160 такие есть, это дозвуковая крылатая ракета Х-101, имеющая дальность в 5500 км.

Так вот, работы по модернизации бомбардировщика до уровня Ту-22М3М идут параллельно со значительно более секретными работами по созданию крылатой ракеты, которая восстановит боевую эффективность этой машины.

В КБ «Радуга» с начала нулевых годов разрабатывается перспективная крылатая ракета, которая очень ограниченно была рассекречена лишь в прошлом году. Да и то только по части конструкции и характеристик. Это «изделие 715», которое предназначено в первую очередь именно для Ту-22М3М, но сможет использоваться и на Ту-95МС, Ту-160М и Ту-160М2. Американские военно-технические издания утверждают, что это чуть ли не копия их дозвуковой и самой дальней ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM. Однако очень бы этого не хотелось. Поскольку эти, по характеристикам Трампа, «умные ракеты», как недавно выяснилось - умны до своеволия. Некоторые из них во время ставшего знаменитым на весь мир последнего на сегодняшний день неудачного обстрела западными союзниками сирийских объектов, вопреки воли хозяев на самом деле полетели бить курдов. Да и дальность у AGM-158 JASSM по современным меркам скромная - 980 км.

Усовершенствованный российский аналог этой заокеанской ракеты - Х-101. Кстати, она также сделана в КБ «Радуга». Конструкторам удалось существенно снизить габариты - длина уменьшилась с 7,5 м до 5 м или даже меньше. Диаметр уменьшен на 30%, «похудев» до 50 см. Этого оказалось достаточно для того, чтобы разместить «изделие 715» внутри бомбоотсека нового Ту-22М3М. Причем, сразу в количестве шести ракет. То есть теперь, наконец, с точки зрения тактики боевого применения мы снова имеем все то же самое, как было и при эксплуатации снимаемых с вооружения ракет Х-15.

Внутри фюзеляжа модернизированного бомбардировщика ракеты будут размещаться в пусковой установке револьверного типа, аналогичной барабану с патронами у револьвера. Во время запуска ракет барабан пошагово поворачивается, и ракеты последовательно отправляются к цели. Такое размещение не ухудшает аэродинамических качеств самолета и, следовательно, позволяет экономно расходовать топливо, а также максимально использовать возможности сверхзвукового полета. Что, как было сказано выше, особенно важно для «однозаправочного» Ту-22М3М.

Разумеется, конструкторы «изделия 715» не могли даже теоретически, одновременно увеличивая дальность полета и уменьшая габариты, добиться еще и сверхзвуковой скорости. Собственно, и Х-101 - ракета не скоростная. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М, на финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность - ЭПР порядка 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета - от стелящегося до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. При этом круговое вероятное отклонение от цели на полной дистанции в 5500 км равно 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения. На финальном участке работает оптико-электронная головка самонаведения, которая ведет ракету по карте, заложенной в памяти.

Эксперты предполагают, что по дальности и прочим характеристикам «изделие 715» если и будет уступать Х-101, то незначительно. Оценки лежат в диапазоне от 3000 км до 4000 км. Но, конечно, ударная мощь будет отличаться. Х-101 имеет массу боевой части в 400 килограммов. Столько в новую ракету «не влезет».

В результате принятия на вооружение «изделия 715» высокоточный боекомплект бомбардировщика не только возрастет, но и окажется сбалансированным. Так, у Ту-22М3М появится возможность, не приближаясь к зоне ПВО, предварительно обработать «малютками» радары и ЗРК. А потом, подойдя поближе, нанести удары по стратегическим объектам мощными сверхзвуковыми ракетами Х-32.

Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО» (ПВО.рф)

Основные положения:

Сегодня ряд компаний активно разрабатывают и продвигают новые комплексы ПВО, основу которых составляют применяемые с наземных пусковых установок авиационные ракеты класса «воздух-воздух»;

Учитывая большое количество авиационных ракет на вооружении разных стран, создание таких ЗРК может быть очень перспективным.

Идея создания зенитных ракетных комплексов на базе авиационных средств поражения не нова. Еще в 1960-е гг. США создали самоходные ЗРК ближнего действия Chaparral с авиационной ракетой Sidewinder и корабельный ЗРК малой дальности Sea Sparrow с авиационной ракетой AIM-7E-2 Sparrow. Эти комплексы получили широкое распространение и применялись в боевых действиях. При этом в Италии был создан наземный ЗРК Spada (и его корабельный вариант Albatros), использующий близкие по конструкции к Sparrow зенитные управляемые ракеты Aspide.

В наши дни США вернулись к проектированию «гибридных» систем ПВО на базе авиационной ракеты Raytheon AIM-120 AMRAAM. Создаваемый уже длительное время ЗРК SLAMRAAM, призванный дополнить в сухопутных войсках и корпусе морской пехоты США комплекс Avenger, теоретически может стать одним из самых продаваемых на внешних рынках, учитывая число стран имеющих на вооружении авиационные ракеты AIM-120. Примером может служить уже завоевавший популярность американо-норвежский ЗРК NASAMS, созданный также на базе ракетs AIM-120.

Европейская группа MBDA продвигает ЗРК вертикального старта на основе французской авиационной ракеты MICA, а германская компания Diehl BGT Defence - на основе ракеты IRIS-T.

Россия также не стоит в стороне - в 2005 г. корпорация «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) представила на авиасалоне МАКС информацию о применении в ПВО авиационной ракеты средней дальности РВВ-АЕ. Эта ракета с активной радиолокационной системой наведения предназначена для применения с самолетов четвертого поколения, имеет дальность поражения 80 км и экспортировалась в больших количествах в составе истребителей семейства Су-30МК и МиГ-29 в Китай, Алжир, Индию и другие страны. Правда информации о развитии зенитного варианта РВВ-АЕ в последнее время не поступало.

Chaparral (США)

Самоходный всепогодный ЗРК Chaparral был разработан компанией Ford на базе авиационной ракеты Sidewinder 1С (AIM-9D) . Комплекс был принят на вооружение американской армии в 1969 г., и с тех пор неоднократно модернизировался. В боевых условиях Chaparral был впервые применен израильской армией на Голанских высотах в 1973 г., а в последующем применялся Израилем в 1982 г. во время израильской оккупации Ливана. Однако уже к началу 1990-х гг. ЗРК Chaparral безнадежно устарел и был снят с вооружения США, а затем и Израиля. Ныне он остался в эксплуатации лишь в Египте, Колумбии, Марокко, Португалии, Тунисе и на Тайване.

Sea Sparrow (США)

Sea Sparrow является одним из самых массовых корабельных ЗРК малой дальности ВМС стран НАТО. Комплекс был создан на базе ракеты RIM-7 - модифицированного варианта ракеты класса «воздух-воздух» AIM-7F Sparrow . Испытания начались 1967 г., а с 1971 г. комплекс стал поступать на вооружение ВМС США.

В 1968 г. Дания, Италия и Норвегия пришли к соглашению с ВМС США о совместных работах по модернизации ЗРК Sea Sparrow в рамках международной кооперации. В результате был разработан унифицированный комплекс ПВО надводных кораблей стран НАТО NSSMS (NATO Sea Sparrow Missile System), серийное производство которого ведется с 1973 г.

Сейчас для ЗРК Sea Sparrow предлагается новая зенитная ракета RIM-162 ESSM (Evolved Sea Sparrow Missiles), разработка которой началась в 1995 г. международным консорциумом во главе с американской компанией Raytheon. В состав консорциума входят компании из Австралии, Бельгии, Канады, Дании, Испании, Греции, Голландии, Италии, Норвегии, Португалии и Турции. Новая ракета может стартовать как с наклонных, так и из вертикальных пусковых установок. Зенитная ракета RIM-162 ESSM состоит на вооружении с 2004 года. Доработанную зенитную ракету RIM-162 ESSM также планируется использовать в американском сухопутном ЗРК SLAMRAAM ER (см. ниже).


РВВ-АЕ-ЗРК (Россия)

В нашей стране научно-исследовательские работы (НИР) по применению авиационных ракет в ЗРК начались в середине 1980-х гг. В НИР «Клеенка» специалисты ГосМКБ «Вымпел» (сегодня входит в КТРВ) подтвердили возможность и целесообразность применения в составе ЗРК ракеты Р-27П, а в начале 1990-х гг. НИР «Ельник» показала возможность применения авиационной ракеты класса «воздух-воздух» типа РВВ-АЕ (Р-77) в ЗРК с вертикальным стартом. Макет модифицированной ракеты под обозначением РВВ-АЕ-ЗРК демонстрировался в 1996 г. на международной выставке Defendory в Афинах на стенде ГосМКБ «Вымпел» . Однако до 2005 г. новых упоминаний о зенитном варианте РВВ-АЕ не появлялось.

Возможная пусковая установка перспективного ЗРК на артповозке зенитной пушки С-60 ГосМКБ "Вымпел"

Во время авиасалона МАКС-2005 корпорация «Тактическое ракетное вооружение» представила зенитный вариант ракеты РВВ-АЕ без внешних изменений от авиационной ракеты. Ракета РВВ-АЕ была размещена в транспортно-пусковом контейнере (ТПК) и имела вертикальный старт. По информации разработчика, ракету предлагается применять по воздушным целям с наземных пусковых установок, входящих в состав зенитных ракетных или зенитных артиллерийских комплексов. В частности были распространены схемы размещения четырех ТПК с РВВ-АЕ на повозке зенитной пушки С-60, а также предлагалось модернизировать ЗРК «Квадрат» (экспортный вариант ЗРК «Куб») путем размещения на пусковой установке ТПК с РВВ-АЕ.

Зенитная ракета РВВ-АЕ в транспортно-пусковом контейнере в экспозиции ГосМКБ "Вымпел" (Корпорация "Тактическое ракетное вооружение") на выставке МАКС-2005 Саид Аминов

В связи с тем, что по составу оборудования зенитный вариант РВВ-АЕ почти не отличается от авиационного и отсутствует стартовый ускоритель, пуск производится при помощи маршевого двигателя из транспортно-пускового контейнера. Из-за этого максимальная дальность пуска снизилась с 80 до 12 км. Зенитный вариант РВВ-АЕ создавался в сотрудничестве с концерном ПВО «Алмаз-Антей».

После МАКС-2005 сообщений о реализации этого проекта из открытых источников не поступало. Сейчас авиационный вариант РВВ-АЕ состоит на вооружении Алжира, Индии, Китая, Вьетнама, Малайзии и других стран, в ряде которых также имеется советские артиллерийские и ракетные комплексы ПВО.

Pracka (Югославия)

Первые примеры использования авиационных ракет в роли зенитных в Югославии относятся к середине 1990-х гг., когда армия боснийских сербов создала ЗРК на шасси грузовика TAM-150 с двумя направляющими для ракет советской разработки Р-13 с инфракрасным наведением. Это была «кустарная» модификация и, похоже, никогда не имела официального обозначения.

Самоходная зенитная установка на базе ракет R-3 (AA-2 "Atoll") впервые была показана на публике в 1995 (Источник Vojske Krajine)

Другая упрощенная система, известная как Pracka («Праща»), представляла собой ракету Р-60 с инфракрасным наведением на импровизированной пусковой установке на базе лафета буксируемой 20-мм зенитной пушки M55. Реальная боевая эффективность такой системы, похоже, была низкой, учитывая такой недостаток, как очень небольшая дальность пуска.

Буксируемый кустарный ЗРК "Праща" с ракетой на базе авиационных ракет класса "воздух-воздух" с ИК головкой самононаведения Р-60

Начало воздушной кампании НАТО против Югославии в 1999 г. подтолкнуло инженеров этой страны к созданию в срочном порядке зенитных ракетных комплексов. Специалисты военно-технического института VTI и воздушно-испытательного центра VTO оперативно разработали самоходные ЗРК Pracka RL-2 и RL-4, вооруженные двухступенчатыми ракетами. Прототипы обеих систем создавались на базе шасси самоходной зенитной установки с 30-мм двуствольной пушкой чешского производства типа M53/59, более 100 которых состояло на вооружении Югославии.

Новые варианты ЗРК "Праща" с двухступенчатыми ракетами на базе авиационных ракет Р-73 и Р-60 на выставке в Белграде в декабре 2004 г. Vukasin Milosevic, 2004

Система RL-2 была создана на базе советской ракеты Р-60МК с первой ступенью в виде ускорителя аналогичного калибра. Ускоритель, по-видимому, был создан комбинацией двигателя 128-мм ракеты реактивной системы залпового огня и больших хвостовых стабилизаторов установленных крестообразно.

Vukasin Milosevic, 2004

Ракета RL-4 была создана на базе советской ракеты Р-73, также оснащенной ускорителем. Возможно, что ускорители для RL-4

создавались на базе советских 57-мм авиационных неуправляемых авиационных ракет типа С-5 (пакет из шести ракет в едином корпусе). Неназванный сербский источник в беседе с представителем западной прессы заявлял о том, что этот ЗРК оказался успешным. Ракеты Р-73 значительно превосходят Р-60 по чувствительности головки самонаведения и досягаемости по дальности и высоте, представляя значительную угрозу самолетам НАТО.

Vukasin Milosevic, 2004

Вряд ли RL-2 и RL-4 имели большие шансы самостоятельно проводить успешные стрельбы по внезапно появившимся целям. Эти ЗРК зависят от командных пунктов ПВО или передового пункта наблюдения, чтобы иметь хотя бы некоторое представление о направлении на цель и примерном времени ее появления.

Vukasin Milosevic, 2004

Оба прототипа были созданы персоналом VTO и VTI, и в открытых источниках нет информации о том, сколько пробных запусков было проведено (и проводились ли они вообще). Прототипы оставались на службе в течение всей бомбардировочной кампании НАТО в 1999 г. Неофициальные отчеты предполагают, что RL-4 могла применяться в боевых действиях, но нет никаких подтверждений того, что ракеты RL-2 запускались по самолетам НАТО. После завершения конфликта обе системы были сняты с вооружения и возвращены в VTI.

SPYDER (Израиль)

Израильские компании Rafael и IAI разработали и продвигают на внешних рынках ЗРК малой дальности SPYDER на базе авиационных ракет Rafael Python 4 или 5 и Derby соответственно с инфракрасным и активным радиолокационным наведением. Впервые новый комплекс был представлен в 2004 г. на индийской выставке вооружений Defexpo.


Опытная ПУ ЗРК SPYDER, на которой Rafael отрабатывал комплекс Jane"s

ЗРК SPYDER способен поражать воздушные цели на дальности до 15 км и на высотах до 9 км. На вооружении SPYDER - четыре ракеты Python и Derby в ТПК на шасси повышенной проходимости Tatra-815 с колесной формулой 8x8. Пуск ракет наклонный.

Индийский вариант ЗРК SPYDER на авиасалоне в Бурже в 2007 году Саид Аминов


Ракеты Derby, Python-5 и Iron Dome на выставке Defexpo-2012

Основным экспортным заказчиком ЗРК малой дальности SPYDER является Индия. В 2005 г. Rafael одержала победу в соответствующем тендере индийских ВВС, при этом конкурентами выступали компании из России и ЮАР. В 2006 г. в Индию были направлены четыре пусковые установки ЗРК SPYDER для проведения испытаний, которые были успешно закончены в 2007 г. Финальный контракт на поставку 18 комплексов SPYDER на общую сумму 1 млрд долл. был подписан в 2008 г. Планируется, что системы будут поставлены в 2011-2012 гг. Также ЗРК SPYDER был закуплен Сингапуром.


ЗРК SPYDER ВВС Сингапура

По окончании боевых действий в Грузии в августе 2008 г. на интернет-форумах появились свидетельства наличия одной батареи ЗРК SPYDER у грузинских военных, а также их применения против российской авиации. Так, например, в сентябре 2008 г. была опубликована фотография головной части ракеты Python 4 с серийным номером 11219. Позже появились две фотографии, датированные 19 августа 2008 г., захваченной российскими или южноосетинскими военными пусковой установки ЗРК SPYDER с четырьмя ракетами Python 4 на шасси румынского производства Roman 6x6. На одной из ракет виден серийный номер 11219.

Грузинский ЗРК SPYDER

VL MICA (Европа)

Европейский концерн MBDA с 2000 г. продвигает ЗРК VL MICA, основу вооружения которого составляют авиационные ракеты MICA . Первая демонстрация нового комплекса состоялась в феврале 2000 г. на выставке Asian Aerospace в Сингапуре. А уже в 2001 г. начались испытания на французском полигоне в Ландах. В декабре 2005 г. концерн MBDA получил контракт на создание ЗРК VL MICA для вооруженных сил Франции. Планировалось, что эти комплексы будут обеспечивать объектовую ПВО авиационных баз, частей в боевых порядках сухопутных войск и использоваться в качестве корабельной ПВО. Однако до настоящего времени закупки комплекса вооруженными силами Франции не начались. Авиационный вариант ракеты MICA состоит на вооружении французских ВВС и ВМС (ими оснащены истребители Rafale и Mirage 2000), кроме того MICA имеется на вооружении ВВС ОАЭ, Греции и Тайваня (Mirage 2000).


Макет корабельной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

Сухопутный вариант VL MICA включает командный пункт, трехкоординатный радиолокатор обнаружения и от трех до шести пусковых установок с четырьмя транспортно-пусковыми контейнерами. Компоненты VL MICA могут быть установлены на стандартных автомобилях повышенной проходимости. Зенитные ракеты комплекса могут быть с инфракрасной или активной радиолокационной головкой самонаведения, полностью идентичные авиационным вариантам. ТПК для сухопутного варианта VL MICA идентичен ТПК для корабельной модификации VL MICA. В базовой конфигурации корабельного ЗРК VL MICA пусковая установка представляет собой восемь ТПК с ракетами MICA в различной комбинации головок самонаведения.


Макет самоходной ПУ ЗРК VL MICA на выставке LIMA-2013

В декабре 2007 г. ЗРК VL MICA были заказаны Оманом (для трех строящихся в Великобритании корветов проекта Khareef), в последующем эти комплексы закупили ВМС Марокко (для трех строящихся в Нидерландах корветов проекта SIGMA) и ОАЭ (для двух законтрактованных в Италии малых ракетных корветов проекта Falaj 2) . В 2009 г. на парижском авиасалоне Румыния объявила о приобретении у концерна MBDA комплексов VL MICA и Mistral для ВВС страны, хотя до настоящего времени поставки румынам на начались.

IRIS-T (Европа)

В рамках европейской инициативы по созданию перспективной авиационной ракеты малой дальности взамен американской AIM-9 Sidewinder консорциум стран во главе с Германией создал ракету IRIS-T с дальностью поражения до 25 км. Разработку и производство осуществляет компания Diehl BGT Defence в партнерстве с предприятиями Италии, Швеции, Греции, Норвегии и Испании. На вооружение стран-участниц ракета была принята в декабре 2005 г. Ракета IRIS-T может применяться с широкого спектра истребительной авиации, включая самолеты Typhoon, Tornado, Gripen, F-16, F-18. Первым экспортным заказчиком IRIS-T выступила Австрия, позднее ракету заказали ЮАР и Саудовская Аравия.


Макет самоходной пусковой установки Iris-T на выставке в Бурже-2007

В 2004 г. компания Diehl BGT Defence приступила к разработке перспективного ЗРК с использованием авиационной ракеты IRIS-T. Комплекс IRIS-T SLS с 2008 г. проходит полигонные испытания, в основном на южноафриканском полигоне Overberg. Ракета IRIS-T запускается вертикально с пусковой установки, смонтированной на шасси малотоннажного грузовика повышенной проходимости. Обнаружение воздушных целей обеспечивает РЛС кругового обзора Giraffe AMB разработки шведской компании Saab. Максимальная дальность поражения превышает 10 км.

В 2008 году на выставке ILA в Берлине демострировалась модернизированная ПУ

В 2009 г. компания Diehl BGT Defence представила модернизированный вариант ЗРК IRIS-T SL с новой ракетой, максимальная дальность поражения которого должна составить 25 км. Ракета оснащена усовершенствованным ракетным двигателем, а также системами автоматической передачи данных и GPS-навигации. Испытания усовершенствованного комплекса проводились в конце 2009 г. на южно-африканском полигоне.


Пусковая установка немецкого ЗРК IRIS-T SL 25.6.2011 на авиабазе Dubendorf Miroslav Gyürösi

В соответствии с решением властей Германии новый вариант ЗРК планировалось интегрировать в перспективный ЗРК MEADS (создаваемый совместно с США и Италией), а также обеспечить взаимодействие с ЗРК Patriot PAC-3 . Однако объявленный выход США и Германии в 2011 г. из программы ЗРК MEADS делает крайне неопределенными перспективы как самого MEADS, так и планировавшегося к интеграции в его состав зенитного варианта ракеты IRIS-T. Комплекс может быть предложен странам-операторам авиационных ракет IRIS-T.

NASAMS (США, Норвегия)

Концепция ЗРК, использующего авиационную ракету AIM-120, была предложена в начале 1990-х гг. американской компанией Hughes Aircraft (сейчас входит в Raytheon) при создании перспективного ЗРК по программе AdSAMS . В 1992 г. комплекс AdSAMS вышел на испытания, но в дальнейшем этот проект не получил развития. В 1994 г. компания Hughes Aircraft заключила контракт на разработку ЗРК NASAMS (Norwegian Advanced Surface-to-Air Missile System) , архитектура которого во многом повторяла проект AdSAMS. Разработка комплекса NASAMS совместно с компанией Norsk Forsvarteknologia (сейчас входит в группу Kongsberg Defence) была успешно завершена, и в 1995 г. было начато его производство для ВВС Норвегии.


ЗРК NASAMS состоит из командного пункта, трехкоординатной РЛС Raytheon AN/TPQ-36A и трех перевозимых пусковых установок. На пусковой установке размещено шесть ракет AIM-120.

В 2005 г. компания Kongsberg получила контракт на полную интеграцию норвежских ЗРК NASAMS в объединенную систему управления ПВО НАТО. Модернизированный ЗРК под обозначением NASAMS II поступил на вооружение норвежских ВВС в 2007 г.

ЗРК NASAMS II Минобороны Норвегии

Для сухопутных войск Испании в 2003 г. было поставлено четыре ЗРК NASAMS, а также один ЗРК был передан США. В декабре 2006 г. сухопутные войска Нидерландов заказали шесть модернизированных ЗРК NASAMS II, поставки начались в 2009 г. В апреле 2009 г. Финляндия решила заменить три дивизиона российских ЗРК «Бук-М1» на NASAMS II . Ориентировочная стоимость финского контракта - 500 млн евро.

Сейчас компании Raytheon и Kongsberg ведут совместную разработку ЗРК HAWK-AMRAAM, используя в ЗРК I-HAWK авиационные ракеты AIM-120 на универсальных пусковых установках и РЛС обнаружения Sentinel.

Пусковая High Mobility Launcher NASAMS AMRAAM на шасси FMTV Raytheon

CLAWS / SLAMRAAM (США)

С начала 2000-х гг. в США разрабатывается перспективный мобильный ЗРК на базе авиационной ракеты AIM-120 AMRAAM , схожей по своим характеристикам с российской ракетой средней дальности РВВ-АЕ (Р-77). Головным разработчиком и производителем ракет является корпорация Raytheon. Компания Boeing выступает субподрядчиком и отвечает за разработку и производство командного пункта для управления огнем ЗРК.

В 2001 г. корпус морской пехоты США заключил контракт с корпорацией Raytheon на создание ЗРК CLAWS (Complementary Low-Altitude Weapon System, также известен как HUMRAAM). Этот ЗРК представлял собой мобильный комплекс ПВО, в основе которого была пусковая установка на базе армейского автомобиля повышенной проходимости HMMWV с четырьмя авиационными ракетами AIM-120 AMRAAM, запускаемых с наклонных направляющих. Отработка комплекса крайне затянулась ввиду неоднократного свертывания финансирования и отсутствия у Пентагона четких взглядов на необходимость его приобретения.

В 2004 г. армия США заказала корпорации Raytheon разработку ЗРК SLAMRAAM (Surface-Launched AMRAAM). С 2008 г. начались испытания ЗРК SLAMRAAM на полигонах, в ходе которых также осуществлялась отработка взаимодействия с ЗРК Patriot и Avenger. При этом армия в итоге отказалась от использования легкого шасси HMMWV, и последний вариант SLAMRAAM отрабатывался уже на шасси грузового автомобиля FMTV. В целом отработка системы также шла вяло, хотя и ожидалось, что новый комплекс поступит на вооружение в 2012 г.

В сентябре 2008 г. появилась информация о том, что ОАЭ подали заявку на приобретение некоторого количества ЗРК SLAMRAAM . Кроме того, этот ЗРК планировался к приобретению Египтом.

В 2007 г. корпорация Raytheon предложила существенно улучшить боевые возможности ЗРК SLAMRAAM, дополнив состав его вооружения двумя новыми ракетами - авиационной ракетой малой дальности с инфракрасным наведением AIM-9X и более дальнобойной ракетой SLAMRAAM-ER. Таким образом, модернизированный комплекс должен был получить возможность применять с одной пусковой установки два вида ракет малой дальности: AMRAAM (до 25 км) и AIM-9X (до 10 км). За счет использования ракеты SLAMRAAM-ER максимальная дальность поражения комплекса возрастала до 40 км. Ракета SLAMRAAM-ER разрабатывается компанией Raytheon в инициативном порядке и представляет собой доработанную корабельную зенитную ракету ESSM с головкой самонаведения и системой управления от авиационной ракеты AMRAAM. Первые испытания новой ракеты SL-AMRAAM-ER были проведены в Норвегии в 2008 г.

Между тем в январе 2011 г. появилась информация о том, что Пентагон окончательно решил не приобретать ЗРК SLAMRAAM ни для армии, ни для морской пехоты в связи с сокращением бюджетных расходов, несмотря на отсутствие перспектив по модернизации ЗРК Avenger. Это, видимо, означает завершение программы и делает сомнительными ее возможные экспортные перспективы.

Тактико-технические характеристики ЗРК на базе авиационных ракет

Наименование ЗРК Компания-разработчик Зенитная ракета Тип головки самонаведения Дальность поражения ЗРК, км Дальность поражения авиационного комплекса, км
Chaparral Lockheed Martin (США) Sidewinder 1C (AIM-9D) - MIM-72A ИК AN/DAW-2 розеточного сканирования (Rosette Scan Seeker) - MIM-72G От 0,5 до 9,0 (MIM-72G) До 18 (AIM-9D )
ЗРК на базе РВВ-АЕ КТРВ (Россия) РВВ-АЕ АРЛ От 1,2 до 12 От 0,3 до 80
Pracka - RL-2 Югославия Р-60МК ИК н/д До 8
Pracka - RL-4 Р-73 ИК н/д До 20
SPYDER Rafael , IAI (Израиль) Python 5 ИК От 1 до 15 (SPYDER-SR) До 15
Derby АРЛ ГСН От 1 до 35 (до 50) (SPYDER-MR) До 63
VL Mica MBDA (Европа ) IR Mica ИК ГСН До 10 От 0,5 до 60
RF Mica АРЛ ГСН
SL-AMRAAM / CLAWS / NASAMS Raytheon (США), Kongsberg (Норвегия) AIM-120 AMRAAM АРЛ ГСН От 2,5 до 25 До 48
AIM-9X Sidewinder ИК ГСН До 10 До 18,2
SL-AMRAAM ER АРЛ ГСН До 40 Нет аналога
Sea Sparrow Raytheon (США) AIM-7F Sparrow ПАРЛ ГСН До 19 50
ESSM ПАРЛ ГСН До 50 Нет аналога
IRIS - T SL Diehl BGT Defence (Германия) IRIS - T ИК ГСН До 15 км (оценочно) 25

На Казанском авиационном заводе на август этого года запланирован первый полет дальнего сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М, сообщает РИА Новости. Это новая модификация бомбардировщика Ту-22М3, принятого на вооружение еще в 1989 году.

Свою боевую состоятельность самолет продемонстрировал в Сирии, нанося удары по террористическим базам. Использовали «Бэкфайеры», как прозвали эту грозную машину на Западе, и во время Афганской войны.

Как отмечает сенатор Виктор Бондарев , экс-главком ВКС России, самолет обладает огромным потенциалом по модернизации. Собственно, такова и вся линейка бомбардировщиков Ту-22, создание которой началось в ОКБ Туполева в 60-е годы. Первый прототип совершил стартовый полет 1969 году. Первая же серийная машина Ту-22М2 была принята на вооружение 1976 году.

В 1981 году в строевые части начал поступать Ту-22М3, который стал глубокой модернизацией предыдущей модификации. Но на вооружение он был принят лишь в 1989 году, что было связано с доводкой ряда систем и внедрением ракет нового поколения. На бомбардировщике установлены новые двигатели НК-25, более мощные и экономичные, с электронной системой управления. В значительной степени заменено бортовое оборудование - от системы электроснабжения до РЛС и комплекса управления вооружением. Существенно усилился комплекс обороны самолета.

В результате появился самолет с изменяемой стреловидностью крыла со следующими характеристиками: Длина - 42,5 м. Размах крыла - от 23,3 м до 34,3 м. Высота - 11 м. Вес пустого самолета - 68 т, максимальный взлетный - 126 т. Тяга двигателей - 2×14500 кгс, тяга на форсаже - 2×25000 кгс. Максимальная скорость у земли - 1050 км/ч, на высоте - 2300 км/ч. Дальность полета - 6800 км. Потолок - 13300 м. Максимальная ракетно-бомбовая нагрузка - 24 т.

Главным результатом модернизации стало вооружение бомбардировщика ракетами Х-15 (до шести ракет в фюзеляже плюс четыре на внешней подвеске) и Х-22 (две на подвеске под крыльями).

Для справки: Х-15 - это сверхзвуковая аэробаллистическая ракета. При длине в 4,87 м она вписывалась в фюзеляж. Боевая часть имела массу 150 кг. Был ядерный вариант мощностью 300 кт. Ракета, поднявшись на высоту до 40 км, при пикировании на цель на финальном участке маршрута разгонялась до скорости в 5 М. Дальность у Х-15 была равна 300 км.

А Х-22 - сверхзвуковая крылатая ракета, дальность которой достигает 600 км, а максимальная скорость - 3,5М-4,6 М. Высота полета - 25 км. Ракета также имеет две боевые части - ядерную (до 1 Мт) и фугасно-кумулятивную массой 960 кг. В связи с чем ее условно прозвали «убийцей авианосцев».

Но в прошлом году на вооружение была принята еще более совершенная крылатая ракета Х-32, которая является глубокой модернизацией Х-22. Дальность возросла до 1000 км. Но главное - существенно увеличилась помехозащищенность, способность преодолевать зоны активного действия комплексов радиоэлектронной борьбы противника. При этом габариты и вес, а также боевая часть остались прежними.

И это хорошо. Плохо то, что в связи с прекращением производства ракет Х-15 их стали постепенно снимать с вооружения с 2000 года из-за старения твердотопливной смеси. При этом замену старой ракете не подготовили. В связи с чем сейчас бомбоотсек Ту-22М3 загружают только бомбами - как свободнопадающими, так и корректируемыми.

В чем главные недостатки нового варианта вооружения? Во-первых, к высокоточному оружию перечисленные бомбы не относятся. Во-вторых, самолет для полной «выгрузки» боекомплекта должен производить бомбометание в самом пекле ПВО противника.

Раньше эта проблема решалась оптимально - вначале ракетами Х-15 (среди которых была противорадиолокационная модификация) наносился удар про РЛС систем ПВО/ПРО, расчищая тем самым путь для своей главной ударной силы - пары Х-22. Теперь боевые вылеты бомбардировщика связаны с повышенной опасностью, если, конечно, столкновение происходит с серьезным противником, владеющим современными ЗРК.

Существует и еще один неприятный момент, из-за которого прекрасный ракетоносец существенно уступает по возможности своим собратьям по Дальней авиации ВВС России - Ту-95МС и Ту-160. С «двадцать второго» на основании договора ОСВ-2 сняли оборудование для дозаправки в воздухе. В связи с чем боевой радиус ракетоносца не превышает 2400 км. Да и то только если лететь налегке, с половинной ракетно-бомбовой нагрузки.

В то же время у Ту-22М3 нет ракет, которые могли бы существенно повысить ударную дальность самолета. У Ту-95МС и Ту-160 такие есть, это дозвуковая крылатая ракета Х-101, имеющая дальность в 5500 км.

Так вот, работы по модернизации бомбардировщика до уровня Ту-22М3М идут параллельно со значительно более секретными работами по созданию крылатой ракеты, которая восстановит боевую эффективность этой машины.

В КБ «Радуга» с начала нулевых годов разрабатывается перспективная крылатая ракета, которая очень ограниченно была рассекречена лишь в прошлом году. Да и то только по части конструкции и характеристик. Это «изделие 715», которое предназначено в первую очередь именно для Ту-22М3М, но сможет использоваться и на Ту-95МС, Ту-160М и Ту-160М2. Американские военно-технические издания утверждают, что это чуть ли не копия их дозвуковой и самой дальней ракеты «воздух-поверхность» AGM-158 JASSM. Однако очень бы этого не хотелось. Поскольку эти, по характеристикам Трампа, «умные ракеты», как недавно выяснилось - умны до своеволия. Некоторые из них во время ставшего знаменитым на весь мир последнего на сегодняшний день неудачного обстрела западными союзниками сирийских объектов, вопреки воли хозяев на самом деле полетели бить курдов. Да и дальность у AGM-158 JASSM по современным меркам скромная - 980 км.

Усовершенствованный российский аналог этой заокеанской ракеты - Х-101. Кстати, она также сделана в КБ «Радуга». Конструкторам удалось существенно снизить габариты - длина уменьшилась с 7,5 м до 5 м или даже меньше. Диаметр уменьшен на 30%, «похудев» до 50 см. Этого оказалось достаточно для того, чтобы разместить «изделие 715» внутри бомбоотсека нового Ту-22М3М. Причем, сразу в количестве шести ракет. То есть теперь, наконец, с точки зрения тактики боевого применения мы снова имеем все то же самое, как было и при эксплуатации снимаемых с вооружения ракет Х-15.

Внутри фюзеляжа модернизированного бомбардировщика ракеты будут размещаться в пусковой установке револьверного типа, аналогичной барабану с патронами у револьвера. Во время запуска ракет барабан пошагово поворачивается, и ракеты последовательно отправляются к цели. Такое размещение не ухудшает аэродинамических качеств самолета и, следовательно, позволяет экономно расходовать топливо, а также максимально использовать возможности сверхзвукового полета. Что, как было сказано выше, особенно важно для «однозаправочного» Ту-22М3М.

Разумеется, конструкторы «изделия 715» не могли даже теоретически, одновременно увеличивая дальность полета и уменьшая габариты, добиться еще и сверхзвуковой скорости. Собственно, и Х-101 - ракета не скоростная. На маршевом участке она летит со скоростью порядка 0,65 М, на финише ускоряется до 0,85 М. Ее главное достоинство (помимо дальности) в другом. Ракета имеет целый набор мощных средств, позволяющих прорывать противоракетную оборону противника. Тут и малозаметность - ЭПР порядка 0,01 кв.м. И комбинированный профиль полета - от стелящегося до высоты в 10 км. И эффективный комплекс радиоэлектронной борьбы. При этом круговое вероятное отклонение от цели на полной дистанции в 5500 км равно 5 метрам. Столь высокая точность достигается за счет комбинированной системы наведения. На финальном участке работает оптико-электронная головка самонаведения, которая ведет ракету по карте, заложенной в памяти.

Эксперты предполагают, что по дальности и прочим характеристикам «изделие 715» если и будет уступать Х-101, то незначительно. Оценки лежат в диапазоне от 3000 км до 4000 км. Но, конечно, ударная мощь будет отличаться. Х-101 имеет массу боевой части в 400 килограммов. Столько в новую ракету «не влезет».

В результате принятия на вооружение «изделия 715» высокоточный боекомплект бомбардировщика не только возрастет, но и окажется сбалансированным. Так, у Ту-22М3М появится возможность, не приближаясь к зоне ПВО, предварительно обработать «малютками» радары и ЗРК. А потом, подойдя поближе, нанести удары по стратегическим объектам мощными сверхзвуковыми ракетами Х-32.