Майское дерево — символ любви и плодородия. Майское дерево Понятия «Дерево жизни» и «Дерево познания добра и зла» имеют символическое значение, или же речь действительно идёт о деревьях

Праздников на свете существует множество. В каждой стране есть свои собственные торжественные дни. Некоторые государства перенимают традиции друг у друга, и тогда отмечают на половине земного шара. дерева - один из таких случаев. Начали его отмечать древние греки и римляне. А с годами этот праздник распространился по всей Европе. Сейчас его весело празднуют в Германии, Бельгии, Чехии, России, Словакии. Традиции и обычаи этого дня очень интересны и разнообразны.

Истоки

В Древнем Риме первомайский праздник называли Маюма. Виновница этому - С самого раннего утра люди выходили в леса, рощи и собирали там молодые ветки и побеги, которыми украшали свои дома. На улицах звучала веселая музыка, даря всем приподнятое настроение.

У всех европейских народов 1 мая - это праздник зелени, цветов и пробуждения природы. Майское дерево - обязательный атрибут, который устанавливали на городских площадях и в домах жителей. Тогда начиналось самое интересное - декорирование и украшение. В главной роли выступал ободранный ствол березы или сосны. Посередине была перекладина. К ней подвешивали гирлянды из цветов, ленты. Каждый житель города или деревни мог внести свой вклад в украшение ствола. Когда майское дерево было готово, начинались танцы и пляски до самого утра!

Обычаи

Существует множество обычаев, связанных с этим праздником. В Германии поставить украшенное дерево под окно любимой до сих пор считается высшим проявлением чувств. Каждая девушка ждет такого романтического признания.

В Венгрии в этот день проводятся шуточные аукционы невест, но многие получают и настоящие предложения руки и сердца.

В маленьких деревеньках обычаи совсем не такие сентиментальные. Если жители враждуют межу собой целыми поселениями, им нужно выкрасть у недругов чучело петуха, которое водружают на майское дерево в качестве украшения. Тогда неурожай и бедствия весь год обеспечены их недругам.

В некоторых странах 1 мая - день выплаты зарплаты простым работягам. Они с замиранием сердца ждали этого дня. Чтобы получить свои кровные, накопленные за год. Считалось, что пастухам нельзя спать, иначе темные силы уведут скот. Они разжигали костры и устраивали праздник прямо посреди поля или рощи. Если все головы утром были целы, батрак получал жалование.

Ах, ландыши

В утонченной Франции день 1 мая называют праздником ландышей. Весь город благоухает нежным ароматом этих цветов. В далекие времена девушки приходили на танцы вокруг майского дерева с букетиком ландышей. Если они вручали этот набор цветов одному из парней, значит, выражали свое согласие вступить с ним в законный брак. В этот вечер соединялись влюбленные сердца, все радовались, пробовали вкусные угощения и плясали до утра под веселую музыку.

В Германии в древние времена люди в этот день плели себе венки из ландышей и развлекались, пока цветы не увянут. Как только ландыши опускали головки вниз и увядали, их дружно бросали в костер и загадывали желание.

Плодородие

Праздник майского дерева взял корни в язычестве. Но с приходом христианства изменилось толкование этого дня. Считается, что Дева Мария в эту ночь является в венке из ландышей к тем, кому уготовано нежданное счастье. Каждый человек с нетерпением ждет такого видения.

Христианские священники хотели искоренить этот праздник, ведь он приходился прямо на Пасху. Но ничего так и не вышло. Майское дерево - символ плодородия, возрождения природы от зимней спячки, жизни, здоровья. Вопреки всему его украшают каждый год. Сам столб - ствол, символизирует ось, вокруг которой вращается Земля. А ленточки и гирлянды - символ создания мира. Некоторые истолковывают это по-другому: столб и ленты - словно мужчина и женщина, которые всегда будут вместе.

Есть и еще одна версия возникновения праздника. Предшествует ему ночь разгула колдунов и ведьм - Вальпургиева ночь. А утром наряженное дерево или столб говорят о том, что добро победило!

Похитители

Одна из веселых традиции - изловчиться и похитить майское дерево ночью в соседнем населенном пункте. Для этого действия есть строгие правила. Если при появлении воров стражи дерева успели прикоснуться к стволу - дерево остается на месте. А вот если же их удалось отвлечь и похититель прикоснулся к земле под деревом три раза лопатой - придется распрощаться с атрибутом этого праздника. Дерево увозят в соседний город и устанавливают рядом со своим. Начинаются гулянья вокруг нарядного трофея.

Некоторые люди никогда и не слышали о таком празднике. Им помогут окунуться в эту атмосферу и рассмотреть майское дерево фото. В каждой стране символы праздника выглядят по-своему. Бывает красивый, ошкуренный столб, увешанный красными лентами. Встречается и просто палка, на вершине которой красуется венок из молодых зеленых веточек. Каждое из «деревьев» необычно и креативно.

Традиции и способы празднования у всех разные. Но этот праздник приносит людям радость и единство, где бы они ни жили. Поэтому его отмечают на протяжении многих лет, и отказываться от такого шумного гулянья никто не собирается!

В языческой традиции циклы вращения Колеса года ознаменовались праздниками «вомсьми саббат». Это восемь ритуальный церемоний, позволяющих человеку выразить свою благодарность и принести дары матери-природе; преклониться перед ее властью и величием; восхвалять вечное течение времени и красоту каждого времени года.

Белтейн - праздник возрождения весны, плодородия, обновления жизненных сил, креативности, любви и сексуальности. Белтейн второй по значению саббат (после Самхейна) и последний из трех весенних праздников плодородия, отмечается приблизительно между весенним равноденствием и летним солнцестоянием (1 мая).
Этот день с 30 по 1 в ночь, отличается тем,что является днём силы. Как и каждый из Саббатов, он знаменует собой приход лета. Светлых энергий. Всего положительного и созидательного.

Вальпургиева ночь – канун Бельтайна (если праздновать по календарным числам). Ночь свадебного союза обновленной Богини и юного Летнего Бога. Которого называют Рогатым Властелином или Зеленым человеком.

Белтейн переводится как «огонь Бела» или «яркий огонь (английское - «bale», балто-славянские - «baltas», «белый»). Бел известен как яркий и сверкающий, кельтский солнечный Бог. Бел - это отец, защитник, и супруг Богини Матери.

Белтейн издавна считался лунным праздником плодородия, приходом кельтского лета, праздником древнего солнечного бога Бела (Беленоса) и цветочной богини римлян Флоры (иногда Белтейн называют Флоралия). Белтейн символизирует «смерть» Зимы и «рождение» Весны. Белтейн начинается зажиганием костров в полночь с апреля на май, провождением ритуала в честь Богини, плясками, угощениями, пением священных весенних песен. Ранним утром первого мая собирали росу, которую использовали в приготовлении зелий для удачи. Так же в это время обычно выпущенный из хлева скот прогоняли между двумя кострами, чтобы очистить его. В ночь Белтейна искали цветы боярышника для украшения дома, а так же прыгали через костер, разведенный на холме. Майский шест всегда был символом поклонения деревьям, символизируя древнескандинавское дерево Иггдрасиль.

Майский шест (ель, у которой срублены все ветви) один из главных атрибутов празднования Белтейна. Длинный шест украшали разноцветными лентами, листьями, цветами и венками. Молодые девушки и парни держались за концы лент и танцевали вокруг шеста, переплетая ленты. Круг танцоров должен был начинаться так далеко, насколько позволяла длина лент. Их количество должно было соответствовать числу парней и девушек. Парни шли по часовой стрелки, девушки - против часовой, двигались навстречу друг другу. По переплетениям лент предсказывали урожай в будущем году. Танцы вокруг шеста считались важным обрядом для возвращения плодородия земли. Это был магичекий эксперимент проведения энергии: парни и девушки весело танцевали вокруг шеста, держась за ленты, и энергия поднималась из недр земли, принося пробуждение и плодородие почвы.

Майское дерево являлось центральным фаллическим символом, высотой около 40 футов (12 м), символизирующим растущую силу Солнца, или урожая, бога и созревающего зерна. Юноши прыгали через костры, считалось, что чем выше прыжок, тем выше будут зерновые, и так как по причинам безопасности прыжки выполнялись без одежды, праздник был радостным и необузданно сексуальным.

Ма́йское де́рево (лат. Arbor majalis, нем. Maibaum, чеш. Máje, польск. Drzewko majowe, белор. Май, рус. Троицкая берёза) - украшенное дерево или высокий столб, который по традиции устанавливается ежегодно к первому мая, на Троицу или Иванов день на площадях в деревнях и городах Германии, Австрии, Чехии, Словакии, России, Скандинавии и других европейских стран.

Светлому празднику «доброй богини» (Bona Dea) предшествовала ночь разгула колдовских сил, знаменитая Вальпургиева ночь. Древо Жизни (берёзка, ель), утверждаемое наутро при пышных обрядах, должно было показать торжество доброго начала.

Форма украшений для майского дерева сильно различается в зависимости от региона. В некоторых местах каждый год ставят новое дерево, в других ствол используется много лет, но каждый год меняет свою «крону». В Восточной Фризии ствол хранится под водой и устанавливается каждый год к первому мая. В Германии и Скандинавии стволы часто очищают от коры и украшают цветными гирляндами, еловыми ветками или бумагой. В других местах кора не снимается, и ствол сохраняет естественный вид. На верхушке дерева часто прикрепляется венок (так называемая «корона») или разноцветные ленты.

В Баварии ствол майского дерева обвивают лентой из ткани или бумаги или красят спиральной полосой. При этом направление спирали установлено чётко: снизу вверх слева направо. По бокам майского дерева прикрепляют изображения бытовых сценок, рассказывающих о занятиях жителей этой деревни (рыболовство, земледелие, танцы, ремёсла и т. д.).

Установка дерева

В Германии непосредственно перед установкой дерево часто проносят по деревне к центральной площади или к ресторану. Эта процессия обычно сопровождается духовым оркестром и множеством зрителей. Вечером устанавливают дерево.

В то время, как зрители развлекаются жареными сосисками и пивом, молодые люди с помощью длинных шестов пытаются привести дерево в вертикальное положение. После завершения работы обычно начинаются танцы.

В зависимости от региональных традиций майское дерево в конце месяца часто убирают и относят на склад. В некоторых районах Баварии его оставляют на целый год.

Похищение майского дерева


Похищение майского дерева в вальпургиеву ночь - популярная традиция, связанная с майским деревом, которая сохраняется молодёжью. Майское дерево похищают по определённым правилам. Похищенное дерево принято выкупать. Выкупом может, например, служить угощение всех жителей похитившей дерево деревни. Похищать майское дерево полагается в ночь на 1 мая.

По традиции в Восточной Фризии похищение майского дерева можно предотвратить, если охрана майского дерева вовремя прикоснётся рукой к дереву при приближении похитителей. Если охрану удаётся отвлечь, либо похитители успеют три раза коснуться лопатой земли у майского дерева, то на стволе прикрепляется табличка, информирующая, что дерево похищено. Затем сразу или на следующий день оно вывозится похитившими и ставится рядом с собственным майским деревом.

Майское дерево в Верхней Австрии устанавливают за три дня до 1 мая и зорко охраняют. В этом районе традиция разрешает похитить только установленное дерево. При этом демонтировать дерево можно только тем же способом, каким оно было установлено. Тракторы и краны для похищения дерева можно использовать только если они применялись при его установке. Иногда для охраны майского дерева устанавливают настоящую сигнализацию и блокируют подход к майскому дереву грузовиками. Несмотря на все меры предосторожности, похищения майских деревьев происходят каждый год. Похищенное майское дерево выкупают за несколько бочек пива, которое пострадавшие владельцы дерева и его похитители выпивают вместе.

В баварской полиции принято закрывать глаза на такого рода преступления в отношении майских деревьев. Обратившийся в полицию по поводу кражи майского дерева будет нещадно высмеян.

Бургомистр австрийского Линца д-р Франц Добуш прославился тем, что отказался выкупать похищенное майское дерево. В ночь со 2 на 3 мая 2008 г. второе майское дерево, установленное на оживлённой главной площади Линца взамен украденного, было также украдено.

Майское дерево и любовь


В некоторых районах Германии холостые мужчины устанавливают маленькие майские деревья - берёзки - у домов незамужних женщин деревни. В других регионах, например, в Рейнланде майское дерево устанавливается парнями перед домами своих любимых. Такие майские деревья украшаются цветными лентами, при этом каждый из цветов раньше имел определённое значение. К нему также полагается майское сердце с именем любимой девушки, которое вырезается из картона или дерева.

Майское дерево стоит до первого июня, а потом поставивший его забирает. Если девушке нравится кавалер, то его приглашают на ужин или дарят ему ящик пива. В других местах существует традиция, согласно которой мать девушки дарит парню пирожное, отец - ящик пива, а девушка награждает его поцелуем.

В некоторых регионах в високосный год майские деревья ставят не парни, а девушки.

Весна всегда символизирует любовь, пробуждение природы. Во многих странах Европы, чтобы показать своё чувство любимому человеку, используется дерево любви .

Вообще месяц май в регионе Германии, где мы проживаем, богат на праздники. Уже в ночь на 1 мая уснуть практически невозможно. Смех, разговоры, непривычные звуки не утихают до утра. И это в городах, а что «творится» в селах и деревнях….

Помните концовку из фильма с участием Игоря Костолевского Отпуск за свой счет, где героиня фильма Катя, гоняясь за любимым, едет в отпуск в Венгрию. И уже по возвращению в родной город, получает такое дерево, правда уже от другого молодого человека, искренне полюбившего её.

Так и у нас, наутро, во дворах, на балконах многих домов можно увидеть украшенные разноцветными лентами берёзки. Это символ любви. Так молодые ребята и мужчины выражают свою любовь подругам, любимым девушкам и молодым женщинам.

Традиция очень красивая, и молодёжь охотно участвует в ней. А любопытные соседи могут теперь узнать, влюблён ли кто-то в соседскую девчонку.

Эта прекрасная традиция пришла еще с древних времён. Хотя её истинные истоки ещё продолжают изучаться и являются предметом споров многих историков.

Известно, что древние германские племена почитали лесные божества, для этого и проводились специальные ритуалы с деревьями. В дальнейшем церковь старалась подавлять языческие традиции. Вновь появление майского дерева было зафиксировано в Аахане в 1224 году.

По другой версии этот обычай пришел из села. Когда ежегодно в первый день мая празднуется день земли, плодородия . В этот день устраиваются народные гуляния. Такое украшенное дерево устанавливается в центре деревни. В зависимости от страны или даже региона порода майского дерева может быть разной. Так в Баварии обычно выбирается хвойное дерево, на северо–западе страны майским деревом выступает берёза. Также и оформление может выглядеть очень разным.

Высота выбранного дерева состовляет 20, 25 метров. Но бывали случаи, когда майское дерево достигало высоты 40 метров. В Баварии в большинстве случаев кору у дерева снимают и ствол украшают различными гирляндами в виде спирали, ромбами в бело-голубом цвете, зелёными венками, флагами и гербами этой местности.

В других регионах в качестве украшений могут быть игрушки из бумаги, разноцветные лоскуты. Макушка дерева украшается специальным венком. В нашем регионе (NRW) берётся дерево в его натуральном природном виде и украшается разноцветными ленточками. Причем каждый цвет имеет определённое значение.

В деревнях — это настоящий праздник, с участием всех жителей. Специальная процессия в сопровождении местного оркестра торжественно несёт дерево(или везёт) к месту установки.

А затемк вечеру начинаются народные гуляния, с национальными танцами и застольями и спортивными состязаниями.

Пиво льётся рекой, сосиски жарятся неподалёку… А майское дерево, как атрибут весеннего праздника, стоит обычно до конца мая.

Молодые же мужчины украшают меньшее по высоте дерево, чаще всего берёзку, а затем в ночь на 1 мая устанавливают деревце во дворе дома любимой. Если девушка или молодая женщина живёт в квартире, то дерево привязывают к балкону. К середине дерева прикрепляется сердце из твёрдого картона с именем подруги. В конце месяца молодой человек забирает дерево. По обычаю отец девушки ставит перед парнем ящик пива. А мать печёт специальный пирог. В высокосный год существует обратная традиция. Девушки и молодые женщины несут украшенные деревья любви к своим возлюбленным, конечно же мужчины им помогают.

Теперь я понимаю, почему в Европе так мало берёзовых деревьев.

Каждый год в конце мая в Выборге проходит фестиваль фольк/этно музыки и средневековой культуры «Майское Дерево». Он посвящен приходу весны, символом которой и является украшенное майское дерево . Весь день и всю ночь в настоящем средневековом замке звучит музыка, идут танцы, конкурсы, турниры лучников, представление костюмов, показательные выступления танцевальных школ, представления по историческому фехтованию, мастер-классы по танцам, фаер-шоу, проходит средневековая «Ярмарка мастеров». Даже обычные посетители этого праздника стараются соответствовать эпохе — заранее готовят средневековые костюмы. Фото- и видеоотчет с этого мероприятия смотрите ниже.

Мероприятие интересное, насыщенное, потому фотографий получилось много, и фото костюмов и портреты посетителей фестиваля пришлось вынести в отдельную запись: Майское дерево 2014: лица и костюмы .

Празднование прихода весны есть в традициях всех северных народов. Во всех них, так или иначе, участвует «Майское Дерево». Символизирует Дерево мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Вокруг этого дерева наши предки каждый год проводили обряды, краткий смысл которых — обновление жизни, воскресение природы и приход весны.

Фестиваль проходит в самом настоящем средневековом замке — Выборгский замок , который был основан еще в XIII веке. Это единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества.

В замке есть две основных площадки: нижний двор, который находится сразу после входа, и на котором расположена сцена, где и проходили основные выступления, и верхний двор, отданный под всякие развлечения.

Сцена расположена на нижнем дворе:

Но можно подняться на второй ярус

Поближе к Башне Святого Олава

И наблюдать за всем происходящим свысока

Но как тогда принимать участие в общем веселье? Например, водить хороводы

Играть в змейку

Или ручеёк

И вообще, отрываться по полной:

Вон какой слэм перед сценой устроили под Оркестр Тролля

При этом выбили из брусчатки столько пыли, что перед следующим выступлением пришлось поливать её водой.

Те, кто устал танцевать или слушать музыку стоя, сидели прямо на старинной брусчатке:

На верхнем дворе можно было поупражняться в стрельбе из лука или принять участие в нескольких мастер-классах

На нижнем дворе была развернута торговля всякими цацками. От металлических украшений и фенечек до ваз и тряпичных фигурок.

Везде продавалась медовуха. На всей территории фестиваля были запрещены крепкие спиртные напитки и продажа чего-либо веселящего, кроме медовухи, которой было аж 3 сорта: светлая, тёмная и красная, из гречишного мёда. Чёрная, на мой взгляд, тяжеловата. Да и красная слишком медово-ядрёная, хотя вкус насыщенный.

Кстати, слева перед бочками стою я в костюме монаха и с фотоаппаратом.

Полицейские, следящие за порядком на мероприятии, тоже были не прочь отведать бодрящего напитка.

Вообще, мне кажется, что командировать полицейских на такие мероприятия должны за какие-то особые заслуги, за которые мало дать обычную грамоту или даже орден 😉 Это же не работа, а одно удовольствие, причем не просто бесплатно (а входной билет стоил 700 р), а за зарплату! На фото очень колоритный нищий, про которого еще будет сказано во второй части , то ли погадал одному из полицейских, то ли одарил счастьем.

Кроме полицейских, за порядком на фестивале следили внутренние силы безопасности. Например, в лице имперского офицера. Император покровительствует «Майскому дереву»! Да пребудет с ним сила!

Правда и тут не обошлось без происков мятежников. Юный шотландский джедай совершает покушение на имперского офицера при исполнении. Ай-я-яй, и куда смотрят силы имперской безопасности?

Но мы забыли о музыкантах, все-таки «Майское дерево» — это, в первую очередь, музыкальный фестиваль

На празднике выступили лучшие музыкальные группы из Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, исполняющие средневековую музыку, шотландский, ирландский, бретонский, русский, ингерманландский, балканский фолк в исконных и собственных аранжировках. Просто перечислю названия со ссылками на ВК, где можно оценить музыку каждой из групп:

Выступление Shedda

Безумно понравился кавер на Prodigy — Omen, здесь небольшой фрагмент на видео:

Собственно, я сейчас пишу эти строки а в наушниках играет именно он. Вот более полная версия для тех, кому тоже понравилось:

Ещё выступающие:

Отава Ё в своём узнаваемом прикиде с ушанками и в майках.

Оркестр тролля. Фрагмент песни «Мой ирландский сон»

С наступлением темноты включили освещение сцены

А на верхней площадке устроили красивое фаер-шоу

Причем ребята постарались на славу, огненное сопровождение было у нескольких групп, в течение длительного времени.

Ближе к концу выступали Icewind Tales (после долгого саундчека)

Как видите, жанры были представлены очень разные — от средневековой музыки в дневной программе, фолка и пивного панка до пауэр металла у Icewind Tales

Разумеется, мероприятие такого уровня не могло обойтись без внимания телевизионщиков.

Вот они берут интервью у организаторов фестиваля:

Над местом проведения фестиваля летал квадрокоптер с камерой

Причем с управляемой камерой и беспроводным каналом. Вот его команда из двух человек: один отвечает за полёт, второй — за камеру. Интересно было бы посмотреть видео, снятое с высоты на фестивале.

«Майское дерево» — яркое и замечательно событие, воспоминания о котором останутся в памяти еще надолго.

В качестве P.S.

Хотелось еще рассказать о многом, повествование получилось скомканным и не таким, как хотелось, но фотографии вылеживаются итак уже около месяца, их слишком много, да и особого вдохновения нет, уже ночь, пора заканчивать. Расскажу только о небольшом фрагменте — как мы добирались из Питера до Выборга и обратно. Как путные люди, мы снимали недорогую квартиру на северной окраине города, недалеко от вокзала и метро. Утром в субботу мы купили билеты на электричку и вышли на полупустую платформу вокзала. Там была только небольшая группа детей, собравшихся на экскурсию, несколько дачников и две пары велосипедистов. Утренняя электричка пришла вовремя, но, когда открылись двери, оттуда давлением вынесло несколько спин, и всё. Никогда не думал, что в столичном городе электричка может быть забита так, что туда в прямом смысле слова будет невозможно запихаться. Какие там велосипеды! Наивные двухколёсные наездники! Даже самый худой человек не смог бы протиснуться в эту спрессованную людскую массу. А ведь билеты, причем недешевые, уже куплены, и мы прошли через турникет. Потом подсчитали, что взять напрокат машину всей компанией и добраться на ней до Выборга вышло бы дешевле. В итоге дождались следующей электрички, идущей до Зеленогорска (а это даже не полпути), в которую с трудом запихались. В Зеленогорске пересели на другой поезд, и наконец-то добрались до Выборга.

Обратно тоже добирались с приключениями. В 3 часа ночи единственное заведение, которое работало в Выборге — это вокзал. До отправления первой электрички билетные кассы не работали, только билетные автоматы, которые почему-то не принимали крупные купюры. Но к тому времени все ноги были оттоптаны до самой жо, в общем, не шевелились вообще, да и стоило опереться на твердую поверхность, как мгновенно засыпали, чуть не упустив первую электричку. Но оно того стоило! Впечатлений от фестиваля хватит на несколько лет вперёд!

С давних времён дерево почиталось как символ полноты жизненных сил, как мост между мирами - подземным и небесным, как место пребывания лесных божеств, и обряды, связанные с поклонением деревьям, были широко распространены у всех народов мира. У некоторых они сохранились и доныне. Так, 1 мая (а иногда чуть позже - 9 мая, 6 июня) во многих странах Европы (Германия. Франция, Британия, Дания. Швеция и др.) отмечают Праздник майского дерева, который по традиции символизирует наступление лета. Восходит он к дохристианскому культу деревьев. В старину считалось, что этот праздник обеспечивает благоволение древесных духов и к общине, и к отдельным людям.

К 1 мая на площадях, перекрёстках, во дворах устанавливают майское дерево (чаще берёзу, ель. вяз, итальянский тополь, а в Каталонии, например, просто высокий гладкий шест). Очищенное от коры (чтобы под ней не прятались злые духи), только с зелёной макушкой, его украшают цветами и лентами. В давние времена дерево доставляли на место, не пользуясь телегой и лошадьми. Причём отдельные деревца (помимо предназначенных для всей общины) сельчане ставили перед домами наиболее уважаемых сограждан, а парни - под окнами любимых девушек, что обычно предшествовало сватовству. В старину вокруг майского дерева водили хороводы и пели особенные майские песни. Потом избирали «майскую королеву» из числа самых пригожих и благонравных девушек. На голову королеве надевали венок из цветов и зелени, пели в её честь песни. Она возглавляла весёлое шествие с зелёными ветками, а на деревенском праздничном обеде, который собирали в складчину, занимала почётное место. Трапезничать полагалось где-нибудь в роще или на цветущем лугу, а домой возвращаться в шляпах, убранных зелёными ветками. При этом сельчане возвещали всем встречным, что несут новое лето.

В Германии существовал такой обычай: 1 мая перед домом девушек, нелюбимых за что-то, втыкали в землю не деревце, а пучок хвороста либо ветки разных кустарников или деревьев. Причём девице сварливой полагался терновник, легкомысленной - вишня, ленивой — черёмуха, сплетнице - тополь.

В далёком прошлом майский праздник в Германии ознаменовывался ещё и тем, что в этот день гасили огонь во всех очагах и лампах и зажигали новый - непременно с помощью трения и с соблюдением определённых обрядов.
Под влиянием выходцев из Германии Праздник первого мая появился и з России. С середины XVII столетия, когда в Москве возникла Иноземная Немецкая) слобода, её жители 1 мая выходили гулять и пировать в Сокольническую рощу. Позже такие пикники нередко посещали Пётр I и его приближённые. Через какое-то время 1 мая в Сокольники начали съезжаться многие москвичи. И хотя они не ставили майские деревья, но с удовольствием валялись на травке, слушали Соловьёв, пили чай из самоваров и пели песни (1 мая г о старому стилю приходится на нынешнее 13-е число, когда уже достаточно тепло и распускаются листья). Вплоть до второй половины XIX в. первомайские гулянья в Сокольниках были только московской традицией. Вслед за Первопрестольной этот праздник стали отмечать и в других городах России.
С конца XIX в. под предлогом первомайских гуляний участники революционного движения проводили в рощах и лесах массовые митинги - маёвки, а затем и демонстрации. После того как в 1886 г. расстреляли первомайское шествие чикагских рабочих, Праздник первого мая окончательно обрёл политическую окраску и превратился в День международной солидарности трудящихся всех стран. Любопытно, однако, что в социалистической части Германии перед 1-м Мая улицы и дома продолжали украшать не только портретами вождей, флагами и транспарантами, но и зелёными ветками, а на площадях, как встарь, ставили майские деревья, убранные венками и лентами.