Составить 3 цепочки питания. Тема: Составление цепи питания

  • Что такое цепи питания

    Что такое цепи питания

    Все живые существа нашей планеты связаны между собой одной из самых прочных связей – пищевой. То есть кто-то для кого-то является пищей или говоря научным языком – кормовой базой. Травоядные едят растения, самих травоядных едят хищники, которых также в свою очередь могут поедать другие, более крупные и сильные хищники. Эти своеобразные пищевые связи в биологии принято называть цепями питания. Понимание того, как работает экосистема цепи питания, дает ученым биологам представление о различных нюансах живых организмов, помогает объяснить поведение некоторых животных, понять, откуда растут ноги у тех или иных повадок наших четвероногих друзей.

    Виды цепей питания

    В целом различают два основных вида цепей питания: цепь выедания (она же пастбищная цепь питания) и детритная цепь питания, которую еще называют цепью разложения.

    Пастбищная цепь питания

    Пастбищная цепь питания в целом проста и понятна, ее суть кратко описана в начале статьи: растения служат пищей для травоядных животных и в научной терминологии зовутся продуцентами. Травоядные, поедающие растения называются консументами (из латинского это слово переводится как «потребители») первого порядка. Мелкие хищники являются консументами второго порядка, а более крупные уже третьего. В природе встречаются и более длинные цепи питания, насчитывающие пять и больше звеньев, такие встречаются в основном в океанах, где более крупные (и прожорливые) рыбы поедают более мелких, те в свою очередь едят еще более мелких и так вплоть до водорослей. Замыкает звенья цепи питания особенное счастливое звено, которое уже никому не служит пищей. Обычно это человек, разумеется, при условии, что он осторожен и не пытается плавать с акулами или гулять со львами)). А если серьезно, то такое замыкающее звено питание в биологии называется редуцентом.

    Детритная цепь питания

    А вот тут все происходит немножечко наоборот, а именно поток энергии цепи питания идет в противоположную сторону: крупные животные, будь-то хищники или травоядные умирают и разлагаются, их останками питаются более мелкие животные, различные падальщики (например, гиены), которые в свою очередь также умирают и разлагаются, и их бренные останки аналогично служат пищей, или, для еще более мелких любителей мертвячины (например, некоторых видов муравьев), или же для разных специальных микроорганизмов. Микроорганизмы, перерабатывая останки, выделяют специальную субстанцию, называемую детритом, отсюда и название этой цепи питания.

    Более наглядная схема цепи питания представлена на картинке.

    О чем говорит длина цепи питания

    Исследование длины цепи питание дает ученых ответы на многие вопросы, например, о том, насколько благоприятна среда обитания животных. Чем благоприятнее среда обитания, тем длиннее будет природная цепь питания в силу обилия различных животных, служащих пищей друг другу. Но самая длинная цепь питания у рыб, и других обитателей океанических глубин.

    Что лежит в основе цепи питания

    В основе любой цепи питания лежат пищевые связи и энергия, которая передается с поеданием одного представителя фауны (или флоры) другим. Благодаря полученной энергии потребители могут продолжать свою жизнедеятельность, но в свою очередь также становятся зависимыми от своей пищи (кормовой базы). Например, когда происходит знаменитая миграция леммингов, служащих пищей для различных арктических хищников: лис, сов, происходит сокращение популяции не только самих леммингов (массово погибающих во время этих самых миграций) но и хищников, питающихся леммингами, а часть из них даже мигрирует вместе с ними.

    Цепи питания, видео фильм

    И в дополнение предлагаем вам образовательное видео о значении цепей питания в биологии.






















  • Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Цель урока: Формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    2. Проверка и актуализация знаний по теме “Состав и структура сообщества”.

    На доске: Наш мир – не случайность, не хаос, - есть система во всем.

    Вопрос. О какой системе в живой природе говориться в данном высказывании?

    Работа с терминами.

    Задание. Вставьте пропущенные слова.

    Сообщество организмов разных видов тесно взаимосвязанных между собой называют …………. . В его состав входят: растения, животные, …………. , …………. . Совокупность живых организмов и компонентов неживой природы, объединенных обменом веществ и энергии на однородном участке земной поверхности называют …………….. или …………… .

    Задание. Выберите четыре компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, абиотический компонент, климат, редуценты, растения, продуценты, вода.

    Вопрос. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме?

    3. Изучение нового материала. Объяснение с использованием презентации.

    4. Закрепление нового материала.

    Задание № 1. Слайд № 20.

    Определите и подпишите: продуцентов, консументов и редуцентов. Сравните цепи питания и установите сходство между ними. (в начале каждой цепи растительный корм, далее идет растительноядное животное, а в конце – хищное животное). Назовите способ питания растений и животных. (растения – автотрофы, т.е сами производят органическое вещество, животные – гетеротрофы – потребляют готовое органическое вещество).

    Вывод: цепь питания – ряд последовательно питающихся друг другом организмов. Цепи питания начинаются с автотрофов – зеленых растений.

    Задание № 2. Сравните две цепи питания, определите черты сходства и различия.

    1. Клевер - кролик - волк
    2. Растительный опад – дождевой червь – черный дрозд – ястреб - перепелятник (Первая пищевая цепь начинается с продуцентов – живых растений, вторая с растительных остатков – мертвой органики).

    В природе существует два основных типа пищевых цепей: пастбищные (цепи выедания), которые начинаются с продуцентов, детритные (цепи разложения), которые начинаются с растительных и животных остатков, экскрементов животных.

    Вывод: Следовательно первая цепь питания – пастбищная, т.к. начинается с продуцентов, вторая – детритная, т.к. начинается с мертвой органики.

    Все компоненты пищевых цепей распределяются на трофические уровни. Трофический уровень – это звено в цепи питания.

    Задание № 3. Составьте цепь питания, включив в нее перечисленные организмы: гусеница, кукушка, дерево с листьями, канюк, почвенные бактерии. Укажите продуцентов, консументов, редуцентов. (дерево с листьями - гусеница- кукушка-канюк – почвенные бактерии). Определите сколько трофических уровней содержит данная цепь питания (данная цепь состоит из пяти звеньев, следовательно пять – трофических уровней). Определите какие организмы расположены на каждом трофическом уровне. Сделайте вывод.

    • Первый трофический уровень – зеленые растения (продуценты),
    • Второй трофический уровень – растительноядные животные (консументы 1 порядка)
    • Третий трофический уровень – мелкие хищники (консументы 2 порядка)
    • Четвертый трофический уровень – крупные хищники (консументы 3 порядка)
    • Пятый трофический уровень – организмы, потребляющие мертвое органическое вещество – почвенные бактерии, грибы (редуценты)

    В природе каждый организм использует не один источник питания, а несколько, то в биогеоценозах пищевые цепи переплетаются и образуют пищевую сеть . Для любого сообщества можно составить схему всех пищевых взаимосвязей организмов и эта схема будет иметь вид сети (пример пищевой сети рассмотрим на рис. 62 в учебнике биологии автора А.А.Каменского и др.)

    5. Отработка полученных знаний.

    Практическая работа в группах.

    Задание №1. Решение экологических ситуаций

    1. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.

    2. На определённой территории живут зайцы. Из них маленькие зайчата- 100 шт массой – 2 кг, и их родители 20 шт – массой 5 кг. Масса 1 лисы – 10 кг. Найдите количество лисиц в этом лесу. Сколько растений должно вырасти в лесу, чтобы зайцы выросли.

    3. В водоеме с богатой растительностью обитает 2000 водяных крыс, каждая крыса потребляет в сутки 80г растений. Сколько бобров сможет прокормить этот водоем, если бобр в сутки потребляет в среднем 200 г растительного корма.

    4. Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).

    1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб.

    2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.

    3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.

    4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.

    5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.

    6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.

    7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.

    8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.

    9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.

    6. Самопроверка полученных знаний в виде теста.

    1. Производители органических веществ в экосистеме

    А) продуценты

    Б) консументы

    В) редуценты

    Г) хищники

    2. К какой группе относятся микроорганизмы, обитающие в почве

    А) продуценты

    Б) консументы I порядка

    В) консументы II порядка

    Г) редуценты

    3. Назовите животное, которое следует включить в пищевую цепь: трава -> ... -> волк

    Б) ястреб

    4. Определите верно составленную пищевую цепь

    А) еж -> растение -> кузнечик -> лягушка

    Б) кузнечик -> растение -> еж -> лягушка

    В) растение -> кузнечик -> лягушка -> еж

    Г) еж -> лягушка -> кузнечик -> растение

    5. В экосистеме хвойного леса к консументам 2-го порядка относят

    А) ель обыкновенную

    Б) лесных мышей

    В) таежных клещей

    Г) почвенных бактерий

    6. Растения производят органические вещества из неорганических, поэтому играют в пищевых цепях роль

    А) конечного звена

    Б) начального звена

    В) организмов-потребителей

    Г) организмов-разрушителей

    7. Бактерии и грибы в круговороте веществ выполняют роль:

    А) производителей органических веществ

    Б) потребителей органических веществ

    В) разрушителей органических веществ

    Г) разрушителей неорганических веществ

    8. Определите правильно составленную пищевую цепь

    А) ястреб -> синица -> личинки насекомых -> сосна

    Б) сосна -> синица -> личинки насекомых -> ястреб

    В) сосна -> личинки насекомых -> синица -> ястреб

    Г) личинки насекомых -> сосна -> синица -> ястреб

    9. Определите, какое животное надо включить в пищевую цепь: злаки -> ? -> уж -> коршун

    А) лягушка

    Г) жаворонок

    10. Определите правильно составленную пищевую цепь

    А) чайка -> окунь -> мальки рыб -> водоросли

    Б) водоросли -> чайка -> окунь -> мальки рыб

    В) мальки рыб -> водоросли -> окунь -> чайка

    Г) водоросли -> мальки рыб -> окунь -> чайка

    11. Продолжите цепь питания: пшеница -> мышь -> ...

    Б) суслик

    В) лисица

    Г) тритон

    7. Общие выводы урока.

    Ответьте на вопросы:

    1. Как взаимосвязаны организмы в биогеоценозе (пищевыми связями)
    2. Что такое пищевая цепь (ряд последовательно питающихся друг другом организмов)
    3. Какие типы пищевых цепей выделяют (пастбищные и детритные цепи)
    4. Как называется звено в цепи питания (трофический уровень)
    5. Что такое пищевая сеть (переплетающиеся цепи питания)

    Тема урока: «Кто что ест? Цепи питания».

    Тип урока: изучение нового материала.

    Учебник: “Мир вокруг нас 3 класс 1 часть” (авт. А.А. Плешаков)

    Цели и задачи урока

    Цель: обобщить знания учащихся о разнообразии животного мира, о группах животных по типу питания, о цепях питания,о размножении и стадиях развития, приспособленности к защите от врагов и охране животных.

    Задачи:

    1. Способствовать обогащению и развитию субъективных представлений о жизни животных.

    2. Способствовать формированию умения у детей составлять, "читать", схемы, моделировать экологические связи.

    3. Способствовать развитию умений и навыков самостоятельной и групповой работы.

    4. Создать условия для развития логического мышления;

    5. Воспитывать чувство ответственности за все живое, что нас окружает, чувство любви к природе.

    Оборудование урока

    Компьютер.

    Листы с заданиями.Карточки с ребусами.

    Мультимедийный проектор.

    Учебник: Плешаков А.А. Мир вокруг нас. - М., Просвещение, 2007г.

    Доска

    Ход урока.

    1 .Организационный момент.

    2. Сообщение темы урока и постановка проблемы.

    (Приложение слайд 1)

    Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Подумайте, чем связаны между собой эти представители живой природы. Кто по данному слайду определит тему нашего урока?

    (Мы будем говорить о том, кто как питается.)

    Правильно! Если внимательно посмотреть на слайд, то видно, что все предметы соединены стрелочками в цепочку по способу питания. В экологии такие цепочки называются экологическими цепями, или цепями питания. Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.

    3. Актуализация знаний.

    Чтобы проследить разные цепи питания, попробовать их составить самим, нам нужно вспомнить, а кто как питается. Начнем с растений. В чем особенность их питания? Расскажите, опираясь на таблицу.

    (Приложение слайд 3)

    (Растения получают из воздуха углекислый газ. Корнями из почвы они поглощают воду и растворенные в ней соли. Под действием солнечного света растения превращают углекислый газ, воду и соли в сахар и крахмал. Их особенность заключается в том, что они сами готовят пищу.)

    А теперь давайте вспомним, на какие группы по способу питания делятся животные и чем они отличаются друг от друга.

    (Растительноядные животные питаются растительной пищей. Насекомоядные поедают насекомых. Хищные животные питаются плотью других животных, поэтому еще называются плотоядными. Всеядные животные питаются растительной и животной пищей.)

    (Приложение слайд 4)

    4. Открытие нового знания .

    Цепи питания – это связи всего живого по питанию. Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.

    (Приложение слайд 5)

    Где вам придется трудиться, решит жеребьевка.

    От каждой группы приглашаю по одному человеку, и они вытаскивают карточку с названием места. Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.

    А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками скрепками. Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

    По сигналу ребята начинают работать в группах . Тем , кто закончил раньше , предлагаются загадки .

    (Приложение слайд 6)

    Все готовые цепи развешиваются на доске .

    В лесу растет сосна. Под корой сосны живет жук–короед и ею питается. В свою очередь жук–короед является пищей для дятлов. У нас была лишняя картинка – коза. Это домашнее животное и в эту цепь питания не входит.

    Давайте проверим работу ребят.

    (Приложение слайд 7)

    Таким же образом объясняют свои цепи и другие группы.

    2) Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).

    (Приложение слайд 8)

    3) Огород: капуста – слизни – жаба (лишний – медведь).

    (Приложение слайд 9)

    4) Сад: яблоня – яблонная тля – божья коровка (лишняя – лиса).

    (Приложение слайд 10)

    5) Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).

    (Приложение слайд 11)

    Все цепи у нас на доске . Давайте понаблюдаем , из каких звеньев они состоят . Что есть на каждой таблице ? Что стоит на первом месте ? На втором ? На третьем ?

    (Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.)

    5. Первичное закрепление знания.

    1.Работа по учебнику.стр96-97.

    А теперь, ребята, давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя. Дети открывают учебник с. 96–97 и про себя читают статью “Цепи питания”.

    – Какие цепи питания приведены в учебнике?

    Осина – заяц – волк.

    Дубы – лесные мыши – совы.

    В каком порядке расположены звенья в цепи питания?

    I звено – растения;

    II звено – растительноядные животные;

    III звено – остальные животные.

    (Приложение слайд 12)

    2) Повторение правил поведения в лесу.

    Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?

    1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

    2.Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

    3.Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

    4.Не уничтожать лягушек, жаб.

    5.Не трогать птичьи гнезда.

    6.Не приносить из леса животных домой.

    Открывается слайд 6 (приложение) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.

    Кто крупнее в этой цепи питания?

    Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

    Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

    Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.

    И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

    Обобщающий вывод :

    В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.

    6 .Знакомство с понятием “сеть питания”

    Цепи питания в природе не так просты как в нашем примере. Зайца могут поедать и другие животные. Какие? (лиса, рысь, волк)

    Мышь может стать добычей лисы, совы, рыси, кабана, ежа.

    Многие растительноядные животные служат пищей разным хищникам.

    Поэтому цепи питания разветвлены, они могут переплетаться между собой, образуя сложную сеть питания.

    7.Проблемная ситуация .

    Ребята, что произойдет, если в лесу исчезнут все деревья, которыми питается заяц? (Зайцу нечего буде есть)

    – А если не будет зайцев? (То не будут пищи и лисе, и волку)

    – Что произойдёт с цепочкой? (Она разрушится)

    Какой вывод можно сделать? (Если разрушить хоть одно звено в цепи, то разрушится и вся цепочка.)

    8.Составить несколько возможных цепей питания

    9. Итог занятия. Обобщение по теме.

    Рефлексия.

    “Договори фразу”.

    Животные и растения связаны между собой в ……………………

    В основе цепи питания находятся ………………………………..

    А заканчивают цепь – ………………………………………..

    В природе цепи питания переплетаются между собой, образуя

    …………………………………………

    Домашнее задание .

    1.Приготовить сообщение об одном из друзей Березы;

    2.Выполнить задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составить несколько возможных цепей питания).

    Цепью питания называется перенос энергии от ее источника через ряд организмов. Все живые существа связаны, так как служат объектами питания для других организмов. Все цепи питания состоят из трех-пяти звеньев. Первым обычно являются продуценты - организмы, которые способны сами вырабатывать органические вещества из неорганических. Это растения, которые получают питательные вещества путем фотосинтеза. Далее идут консументы - это гетеротрофные организмы, которые получают уже готовые органические вещества. Такими будут являться животные: как травоядные, так и хищные. Замыкающим звеном пищевой цепи обычно являются редуценты - микроорганизмы, которые разлагают органические вещества.

    Цепь питания не может состоять из шести и более звеньев, так как каждое новое звено получает только 10% энергии предыдущего звена, еще 90% теряется в виде теплоты.

    Какими бывают пищевые цепи?

    Существует два вида: пастбищные и детритные. Первые - более распространенные в природе. В таких цепях первым звеном всегда служат продуценты (растения). За ними идут консументы первого порядка - растительноядные животные. Далее - потребители второго порядка - мелкие хищники. За ними - консументы третьего порядка - крупные хищники. Далее также могут быть потребители четвертого порядка, такие длинные пищевые цепи обычно встречаются в океанах. Последним звеном являются редуценты.

    Второй тип цепей питания - детритные - более распространены в лесах и саваннах. Они возникают вследствие того, что большая часть растительной энергии не потребляется травоядными организмами, а отмирает, подвергаясь затем разложению редуцентами и минерализации.

    Цепи питания этого типа начинаются от детрита - органических остатков растительного и животного происхождения. Потребителями первого порядка в таких пищевых цепях являются, насекомые, к примеру, навозные жуки, или же животные-падальщики, например, гиены, волки, грифы. Кроме того, консументами первого порядка в таких цепях могут быть бактерии, питающиеся растительными остатками.

    В биогеоценозах все связано таким образом, что большинство видов живых организмов могут стать участниками обоих типов цепей питания .

    Цепи питания в лиственных и смешанных лесах

    Лиственные леса в большинстве своем распространены в Северном полушарии планеты. Они встречаются Западной и Центральной Европе, в Южной Скандинавии, на Урале, в Западной Сибири, Восточной Азии, Северной Флориде.

    Лиственные леса делятся на широколиственные и мелколиственные. Для первых характерны такие деревья, как дуб, липа, ясень, клен, вяз. Для вторых - береза, ольха, осина .

    Смешанными называются леса, в которых растут и хвойные, и лиственные деревья. Смешанные леса характерны для умеренного климатического пояса. Они встречаются на юге Скандинавии, на Кавказе, В Карпатах, на Дальнем Востоке, в Сибири, в Калифорнии, в Аппалачах, у Великих озер.

    Смешанные леса состоят из таких деревьев, как ель, сосна, дуб, липа, клен, вяз, яблоня, пихта, бук, граб.

    В лиственных и смешанных лесах очень распространены пастбищные цепи питания . Первым звеном цепи питания в лесах обычно служат многочисленные виды трав, ягоды, такие как малина, черника, земляника. бузина, кора деревьев, орехи, шишки.

    Консументами первого порядка чаще всего будут такие травоядные животные, как косули, лоси, олени, грызуны, к примеру, белки, мыши, землеройки, а также зайцы.

    Потребители второго порядка - хищники. Обычно это лиса, волк, ласка, горностай, рысь, сова и другие. Ярким примером того, что один и тот же вид участвует и в пастбищных, и в детритных цепях питания будет волк: он может как охотиться на мелких млекопитающих, так и поедать падаль.

    Консументы второго порядка могут сами стать добычей более крупных хищников, особенно это касается птиц: например, мелкие совы могут быть съедены ястребами.

    Замыкающим звеном будут редуценты (бактерии гниения).

    Примеры цепей питания в лиственно-хвойном лесу:

    • кора березы - заяц - волк - редуценты;
    • древесина - личинка майского жука - дятел - ястреб - редуценты;
    • листовой опад (детрит) - черви - землеройки - сова - редуценты.

    Особенности цепей питания в хвойных лесах

    Такие леса расположены на севере Евразии и Северной Америки. Они состоят из таких деревьев, как сосна, ель, пихта, кедр, лиственница и другие.

    Здесь все значительно отличается от смешанных и лиственных лесов .

    Первым звеном в этом случае будет не трава, а мох, кустарники или лишайники. Это связано с тем, что в хвойных лесах недостаточно света для того, чтобы мог существовать густой травяной покров.

    Соответственно животные, которые станут консументами первого порядка, будут другими - они должны питаться не травой, а мхом, лишайниками или кустарниками. Это могут быть некоторые виды оленей .

    Несмотря на то что более распространены кустарники и мхи, в хвойных лесах все же встречаются травянистые растения и кусты. Это крапива, чистотел, земляника, бузина. Такой пищей обычно и питаются зайцы, лоси, белки, которые тоже могут стать консументами первого порядка.

    Потребителями второго порядка будут, как и смешанных лесах, хищники. Это норка, медведь, росомаха, рысь и другие.

    Мелкие хищники, такие как норка, могут стать добычей для консументов третьего порядка .

    Замыкающим звеном будут микроорганизмы гниения.

    Кроме того, в хвойных лесах очень распространены детритные пищевые цепи . Здесь первым звеном будет чаще всего растительный перегной, которым питаются почвенные бактерии, становясь, в свою очередь, пищей для одноклеточных животных, которых едят грибы. Такие цепочки обычно длинные и могут состоять более, чем из пяти звеньев.

    Примеры пищевых цепочек в хвойном лесу:

    • кедровые орехи - белка - норка - редуценты;
    • перегной растений (детрит) - бактерии - простейшие - грибы - медведь - редуценты.

    Кто что ест

    Составь цепь питания, рассказывающую о героях песенки "В траве сидел кузнечик"

    Животные, которые питаются растительной пищей, называются растительноядными. Те животные, которые едят насекомых, называются насекомоядными. На более крупную добычу охотятся хищные животные, или хищники. Насекомых, которые поедают других насекомых, тоже считают хищниками. Существуют, наконец, и всеядные животные (они едят и растительную, и животную пищу).

    На какие группы можно разделить животных по способам питания? Заполни схему.


    Цепи питания

    Живые существа связаны между собой в цепи питания. Например: В лесу растут осины. Их корой питаются зайцы. Зайца может поймать и съесть волк. Получается такая цепь питания: осина - заяц - волк.

    Составь и запиши цепи питания.
    а) паук, скворец, муха
    Ответ: муха - паук - скворец
    б) аист, муха, лягушка
    Ответ: муха - лягушка - аист
    в) мышь, зерно, сова
    Ответ: зерно - мышь - сова
    г) слизень, гриб, лягушка
    Ответ: гриб - слизень - лягушка
    д) ястреб, бурундук, шишка
    Ответ: шишка - бурундук - ястреб

    Прочитай короткие тексты о животных из книги "С любовью к природе". Определи и запиши тип питания животных.

    Осенью барсук начинает готовиться к зиме. Он отъедается и сильно жиреет. Пищей ему служит всё, что попадается: жуки, слизни, ящерицы, лягушки, мыши, а иногда даже маленькие зайчата. Ест он и лесные ягоды, и плоды.
    Ответ: барсук всеядный

    Зимой лисица ловит под снегом мышей, иногда куропаток. Иногда она охотится за зайцами. Но зайцы бегают быстрее лисицы и могут убежать от неё. Зимой лисицы близко подходят к селениям людей и нападают на домашнюю птицу.
    Ответ: лисица плотоядная

    В конце лета и осенью белка собирает грибы. Она накалывает их на ветки деревьев, чтобы грибы засохли. А ещё белочка рассовывает по дуплам и щёлкам орехи и жёлуди. Всё это пригодиться ей в зимнюю бескормицу.
    Ответ: белка растительноядная

    Волк - опасный зверь. Летом он нападает на разных зверей. Ест также мышей, лягушек, ящериц. Разоряет птичьи гнёзда на земле, поедает яйца, птенцов, птиц.
    Ответ: волк плотоядный

    Медведь разламывает гнилые пни и выискивает в них жирных личинок жуков-дровосеков и других насекомых, питающихся древесиной. Он ест всё: ловит лягушек, ящериц, одним словом, что только попадётся. Выкапывает из земли луковицы и клубни растений. Часто можно встретить медведя на ягодниках, на которых он с жадностью поедает ягоды. Иногда голодный медведь нападает на лосей, оленей.
    Ответ: медведь всеядный

    По текстам из предыдущего задания составь и запиши несколько цепей питания.

    1. земляника - слизень - барсук
    2. кора деревьев - заяц - лисица
    3. зерно - птица - волк
    4. древесина - личинки жука - дровосека - медведь
    5. молодые побеги деревьев - олень - медведь

    Составь цепь питания, используя рисунки.