Орудия труда первобытных людей. Возникновение, использование

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ

Образцы олимпиадных заданий для школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по истории в 2013/2014 учебном году

Москва 2013

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 5 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Задание 1 . По какому принципу образованы ряды (4 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12)?

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог _________________________________

_______________________________________

б) оборотень, идол, дух

_______________________________________________________________

в) палка-копалка, рубило, скребок _____________________________________________

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16)?

1. Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.

2. По предположению ученых, первые люди появились в Азии.

3. Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.

4. Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.

5. Первым одомашненным животным стала лошадь.

6. Двойная бело – красная корона стала символом объединения египетского государства.

7. Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.

8. Египетский фараон считался сыном бога Ра

Задание 3. Решите задачи.

А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж.- Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Приведите свои вычисления(7 баллов за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления(7

баллов за правильный ответ).

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Соотнесите имена богов Древнего Египта с их изображениями и иероглифами, обозначающие их. Ответ (букву и цифру) внесите в таблицу. (4 баллов за правильный ответ, максимальный балл – 20).

Изображения богов:

Иероглифы

Иероглиф

Задание 5. Прочитайте описание погребения, обнаруженного археологами на знаменитой стоянке Сунгирь во Владимирской области. Что можно из этого описания узнать о жизни народа, который оставил этот памятник?1 (20 баллов за правильный ответ).

«Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был густо засыпан охрой, и на нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3,5 тысяч бус».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1 Предложен вариант с региональным компонентом – для Владимирской области

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 6. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (3 балла за правильный ответ, максимальный балл – 18).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем _____А ______. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ____Б ______и _____В _____. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки ______Г _____названной ими «Перевѐ рнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в ______Д ____ близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных______Е ______, предпочтение стали отдавать более защищѐ нным и дешѐ вым скальным усыпальницам.

1- Тутмос I

2- Тутанхамон

3- Палестина

6- Вавилон

10Долина царей

11пирамида

12зиккурат

2 Количество пустых строк определяет приблизительный объем ответа

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14)?

А. Ромул Августул Б. Теодорих Великий В. Митридат Г. Аларих Д. Юстиниан Е. Гейзерих Ж. Хлодвиг

Византийская империя

Королевство остготов

Королевство вандалов

Боспорское царство

Королевство вестготов

Королевство франков

Западная Римская империя

Задание 2. Восстановите последовательность событий, внеся их правильный порядок в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 12).

А) Разрушение Карфагена римлянами Б) Фермопильское сражение

В) Разделение Римской империи на Восточную и Западную Г) Битва при Гавгамелах Д) Взятие Рима готами

Е) Взятие Вавилона Киром Великим

Задание 3. Установите соответствие между произведением и его автором. Внесите свой ответ в таблицу (3 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл –

1) «Исповедь»

2) «Утешение философией»

3) «Церковная история народа англов»

4) «Канон медицинской науки»

5) «Жизнеописание Карла Великого»

Авиценна Боэций Эйнгард Августин

Достопочтенный

Задание 4. Из приведенных слов и словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам и пр. (7 баллов за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

А. исключительное, на, сословие, собственность, господствующее, представитель,

обладающий, земля, право.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________

Б. крестьянин, продукт, количество, труд, отдавать, собственный, определенный, обязанность, феодал.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________

Задание 5. Прочитайте советы приближенного византийского императора Кекавмена (XI век). Один из приведенных советов был дан в другую эпоху. Выпишите порядковый номер этого совета. Объясните, почему вы так решили (7 баллов за правильный ответ):

1. «Читай много - и ты узнаешь много. Если не понимаешь, не отчаивайся. Не один раз прочтя книгу, обретешь знание от Бога и поймешь ее».

2. «Радуйся во времена счастья, но не гордись. Я видел правителя-тирана, утром он был великолепен, а вечером – достоин слез».

3. « Если ты хочешь стать на путь подвига и прославить свое имя, разрушай все, что другие построили, и уничтожай всех, кого победишь».

4. « Я хочу, чтобы ты всех любил, но тайну свою не сообщай никому, так как это очень опасно».

5. « Если случай потребует проявить власть, делай это с уверенностью и скромностью. Не завидуй, не таи зла против кого-либо».

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 6. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу.

(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

1. Последнего римского императора низложил вождь вандалов.

2. При Юстиниане Италия была включена в состав Западной Римской империи.

3 . Большинство населения Галлии накануне франкского завоевания составляли христиане.

4. «Песнь о Роланде» входит в цикл легенд о короле Артуре и рыцарях Круглого стола.

5. В битве на Каталаунских полях вестготы участвовали на стороне римлян

6. Франки эпохи Хлодвига говорили на языке германской группы.

2 Я слышал мертвых, много Б болтающих

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС.

Пилотный вариант заданий

Фамилия, имя__________________________________________ Класс ____________________

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (2 балла за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 6)?

1. Лютеранство, кальвинизм, пресвитерианство___________________________________________

2. Габсбурги, Тюдоры, Бурбоны___________

3. А.Ф. Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий _________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Заполните пробелы в тексте. Ответ оформите в виде перечня элементов под соответствующими номерами (1 балл за каждый правильно заполненный пропуск, максимальный балл – 8).

В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – ______(1)____________. Храм начали строить еще псковские мастера. Небольшой «трус» (землетрясение) в Москве разрушил стены здания. Тогда его возведение поручили талантливому зодчему итальянского Возрождения ____________(2)____________.

В этом соборе архитектор сумел органично соединить традиции и принципы русского (прежде всего, владимиро-суздальского) зодчества и передовые технические достижения европейской архитектуры. Величественный собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. В 1481-1489 гг. псковские мастера возвели __________(3)____________собор – домовую церковь московских государей. Неподалеку от него, также на Соборной площади, под руководством итальянца __________(4)__________

была сооружена усыпальница Московских великих князей _____________(5)______ собор (1505-1509). Внешнее убранство этого собора напоминает настенные украшения венецианских дворцов. Тогда же, под руководством архитекторов ____(6)_________ и __________(7)_______ была построена

_______(8)________________ (1487-1491). Она являлась частью царского дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приемы, принимались важные решения.

(1) _____________________________________________

(2) _____________________________________________

(3) _____________________________________________

(4) _____________________________________________

(5) _____________________________________________

(6) _____________________________________________

(7) _____________________________________________

(8) _____________________________________________

Задание 3. Из приведенных слов составьте определения исторических понятий и запишите их. Напишите сами понятия. Слова не могут быть использованы дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять

слова по числам и падежам (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 4):

1. Территории, собирал, с, которую, подвластные, объезжая, ее, продуктами, дань, платили, князь, деньгами,

или._______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Наследство, обязанности, отличающиеся, группа, права, люди, большие, закрепленные,

передающиеся_________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Задание 4. Расположите события в хронологической последовательности, внеся свой ответ в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14):

А ) Учреждение опричниныБ ) Крестьянская война в ГерманииВ) Взятие Смоленска войсками Василия IIIГ) подписание Нантского эдиктаД) Путешествие Афанасия НикитинаЕ ) Открытие морского пути в ИндиюЖ) Варфоломеевская ночь

Задание 5. Соотнесите имя исторического деятеля с основным содержанием его деятельности. Свой ответ внесите в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 16):

Владимир Мономах

Тверской купец, совершивший путешествие по Персии, Индии и

Иван Калита

Русский правитель, при котором был введена в оборот серебряная

Елена Глинская

С его именем связано присоединение Западной Сибири к России

Андрей Боголюбский

Русский правитель, первый совершивший официальный визит в

Константинополь

Афанасий Никитин

Русский правитель, при котором русский митрополит обосновался

Русский князь, захвативший и разграбивший Киев

Ермак Тимофеевич

Княгиня Ольга

Русский правитель, ликвидировавший независимость Великого

Новгорода

Задание 6. В жизни людей XVII в. могли происходить самые разные события, смысл которых нам сейчас уже не всегда понятен. Вот некоторые упоминания о них в документах того времени (2 балла за объяснение, по 1 баллу за определение событий, максимальный балл – 24):

А. «Послан с сеунчем» Б. «Росспрашивали, и к огню приводили и поднимали» В. «Пожалован вичем»

Г. «Государь указал те деньги на нем доправить» Д. «Государь сказал окольничество»

Рубило, палка-копалка, дубина. Назовите древнейшие орудия труда. Занятия древних людей (20).

Картинка 15 из презентации «История древнего человека» к урокам истории на тему «Первобытные люди»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока истории, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «История древнего человека.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 2008 КБ.

Скачать презентацию

Первобытные люди

«Древнейшие люди» - Облик древнего человека. Африка. Расселение древних людей России. Рубило. План урока. Северная Америка. Древнейшие люди. Преподаватель истории Егоркина Е.М. Южная Америка. Жилище древнего человека. Древнейшие орудия труда. История древнего мира. Европа. Австралия. Азия. Урок №1.

«Культура первобытного общества» - Особую роль играла охота. Так, например, мальчики играют в охоту, устраивают погоню, засады. Появляются культовые танцы, пляски, игры. В играх непосредственно воспроизводились элементы охоты или боя. Древней формой организации физического воспитания были игры. Цель – создать представление о физической культуре древних людей.

«История древнего человека» - История в символах и знаках (10). Археолог Саутуола открыл пещеру Альтамира. Что использовали первобытные люди для изготовления посуды? Рубило, палка-копалка, дубина. Зачем древние люди рисовали на стенах пещер пораженных копьем животных? Лента времени (30). История вещей (20). Охота. Определите главное занятие обитателей грота?

«Первобытная культура» - Религиозные верования и культы. - искусство эпохи первобытного общества. Первобытное искусство. Фетиш – иначе – талисман или амулет, обладающий защитными, охранительными и сверхестественными свойствами. Анимизм Тотемизм Фетишизм. Искусство эпохи палеолита. Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком.

«Первобытный мир» - Умели первобытные люди выращивать растения и животных? Охотятся. Первые представления о добре и зле. Поставь в нужной последовательности исторические эпохи: Ранняя община людей современного вида. В каком возрасте у человека появляются приобретенные признаки? Лук со стрелами. Выращивают растения. Строят дома.

«Искусство первобытного человека» - Истоки архитектуры. Первоэлементы архитектуры. Из черепов мамонтов выкладывали «цоколь» будущего жилища. Домашнее задание: Причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Мегиры. Венера Милосская. Первобытное искусство, искусство эпохи первобытнообщинного строя. Представьте, что вы первобытные люди.

Всего в теме 30 презентаций

Задание №2. Впишите недостающие слова

Древнейшие люди жили на Земле более двух миллионов лет назад.

Древнейший человек напоминал обезьяну тем, что у него были (какие — лицо? нижняя челюсть? Лоб?) У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, выступающие вперед челюсти со скошенным подбородком, уходящий назад лоб, сильно развитые надбровные дуги.

Главным отличием древнейших людей от животных было то, что они умели создавать орудия труда.

Древнейшими орудиями труда были палка-копалка, дубина, скребки, рубила, каменные топоры, позднее стали изготавливать наконечники для копий.

У древнейших людей было два главных способа добывания пищи: собирательство и охота

Задание №3. Заполните контурную карту «Древнейшие люди на Земле»

1.Надпишите название материка, на котором археологами найдены кости и орудия труда древнейших людей

2.Закрасьте предполагаемую область прародины человека

3.Отметьте кружочками наиболее древние стоянки человека и его предков

Задание №4. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени

Перед вами Африка более двух миллионов лет назад: стадо каких-то неведомых существ. Одни разыскивают пищу, другие тревожно вглядываются вдаль. Кто они? Обезьяны — далекие предки человека? Или древнейшие люди? В самом рисунке содержится ответ на эти вопросы. Найдите этот ответ и объясните свою мысль

Это древнейшие люди. На переднем плане древнейший человек изготавливает орудие труда, обрабатывая камень. Умение изготавливать орудия труда, умение создавать, а не только потреблять — главное отличие человека от животных

Задание №5. Составьте по рисунку нашего времени описание охоты на пещерного медведя

Где подстерегали охотники зверя? Как он выглядел? Опишите действия охотников. С какими целями они стремились убить медведя?

Охотники подстерегали медведя на выходе из пещеры, где, скорее всего, находится логово зверя. Это очень крупный и сильный зверь. Забравшись на уступ скалы, охотники кидают большие камни в медведя, стараясь убить или, хотя бы, оглушить зверя, чтобы потом можно было уверенно спуститься и добить медведя копьями. Скорее всего люди охотятся на медведя, чтобы добыть мясо, а может быть хотят прогнать зверя из пещеры, ведь древние люди жили в пещерах

Задание №6. Впишите недостающие слова

Приблизительно 40 тысяч лет назад человек стал таким же, как люди нашего времени. Ученые называют его человеком разумным .

Охота на быстро бегающих животных и птиц стала более успешной после изобретения лука и стрел с наконечниками с загнутыми зубьями

Задание №7. Составьте по рисункам нашего времени рассказ об охоте на мамонтов

1. Вот начало рассказа

"Действуя слаженно и дружно, охотники погнали стадо мамонтов..."

Предположите куда и зачем?

Древние охотники загоняли крупных животных в заранее подготовленные ловушки — естественные или вырытые самими охотниками ямы

Для чего охотники подожгли траву, машут факелами, громко кричат? Опишите, как выглядели мамонты

Чтобы напугать животных, ведь дикие звери боятся огня. Это заметно по мамонтам, которые бегут прежде всего от огня, а не от охотников

2. Предположите, куда провалился мамонт. Можно ли понять по рисунку, что охота была опасна? Если да, то чем? С какими целями первобытные люди охотились на мамонтов?

Мамонт провалился в яму, которая была прикрыта ветками. Выбраться из нее животное не сможет и охотники добьют мамонта камнями и пиками. На рисунке мы видим, что один из охотников ранен, и можно предположить, что охота была очень опасным занятием. Но охота на мамонтов приносила много мяса. Из костей животного люди изготовляли орудия труда, а из шкур делали одежду

Задание №8. Ответьте на вопросы

1. Вы знаете, что «люди разумные» жили родовыми общинами. Почему такая община называется родовой?

В общину входило несколько больших семей, которые приходились родственниками друг другу

2. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Почему она так называется? Какое имущество было общим у сородичей?

Люди сообща добывали пищу, строили жилища, изготовляли орудия труда и одежду, воспитывали детей. Запасы пищи, орудия труда, жилища были общими

3. Чем можно объяснить, что при раскопках первобытных стоянок «людей разумных» археологи находят фигурки женщин?

В родовых общинах особым уважением пользовалась женщина-мать

Задание №9. Выполните задание и ответьте на вопросы

Напишите названия изображенных орудий труда. Какое из этих орудий обычно использовалось для охоты на зверя, а какое для ловли крупной рыбы? Объясните, почему вы так думаете?

1. Копье. Оно предназначено для охоты на зверя

2. Гарпун. Необходим для ловли рыбы. Пронзая добычу, зубья застревали в ней, не позволяя рыбе соскользнуть с гарпуна

Задание №10. Ответьте на вопросы к рисунку нашего времени «Первобытный похоронный обряд»

Опишите рисунок. О каких верованиях первобытных людей можно узнать по изображенному на рисунке обряду? Почему умершего уложили в позе спящего? С какой целью на него надели ожерелье из медвежьих зубов, а в могилу положили копье?

Человека хоронят в яме, в его обычной одежде, положив в могилу еду. Древние люди считали, что душа умершего продолжает вести ту жизнь, которую вел живший человек. Хоронили в позе спящего, вероятно, потому, что считали возможным возвращение души в тело и «пробуждение» мертвого. Медвежье ожерелье являлось символом мужественного охотника, которому будет нужно копье для охоты в другом мире

Задание №11. Найдите ошибки.

Один ученик задремал на уроке. Приснилась ему Африка более двух миллионов лет назад... Вот движется группа похожих на обезьян людей. Все спешат уйти от непогоды — небо почернело от туч. Только двое веселых мальчишек отстают от остальных, увлеченно о чем-то разговаривая. «Хватит болтать!» - кричит на них вожак. Внезапно повалил сильный снег, все сразу продрогли, даже одежда из звериных шкур не могла защитить людей от холода. Наконец они спрятались в пещере. Тут же достали из-за пазух и стали жевать коренья, орехи и даже черствый хлеб. Вдруг все застыли от ужаса: к пещере приближался страшный хищник — огромный динозавр. Что будет дальше?! Узнать не удалось: звонок с урока прервал сон на самом интересном месте.

Какие исторические ошибки содержит сон ученика?

2 млн лет назад: а) люди не умели разговаривать, б) в Африке не мог пойти снег, в) не было одежды из звериных шкур, г) не знали хлеба, д)динозавры к тому времени вымерли

Задание №12. Решите кроссворд «Первобытные охотники и собиратели»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по вертикали, прочтете название пещеры, где были впервые найдены рисунки первобытных людей

По горизонтали: 1. Материк, где, по предположению ученых, жили древнейшие люди. 2. Оружие первобытных охотников, которым можно поразить цель на большом расстоянии. 3. Первая сила природы, которой овладели первобытные люди. 4. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать мясную пищу. 5. Сверхъестественное существо, в которое верили первобытные люди; будто бы обитает в каждом человеке. 6. Самое крупное из животных, на которых охотились первобытные люди. 7. Рогатый зверь, которого часто изображали первобытные художники. 8. Первобытное орудие, особенно нужное рыболовам. 9. Занятие первобытных людей, позволявшее добывать в основном растительную пищу

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Какие источники помогают ученым получать информацию о жизни древнейших людей?

Письмена на стенах пещер, раскопки

2. Как вы думаете, можно ли сравнивать первобытное и современное искусство? Свой ответ аргументируйте

Нет, потому что с развитием цивизизации было накоплено множество знаний как нужно правильно рисовать

3*. Узнайте, на территории каких современных стран жили древнейшие люди (при поиске информации используйте интернет)

На территории Южной Африки и Южной Азии от 5 миллионов до 400 тысяч лет назад

Задания для олимпиады по истории

5 класс

    Древнейшего человека учёные называют по-латыни homo habis (хомо хабилис). Как это можно перевести на русский язык?

    Человека современного вида учёные называют по-латыни homo sapiens (хомо сапиенс). Как это можно перевести на русский язык?

    По какому принципу образован ряд:

Дубина, рубило, палка-копалка, копьё, гарпун

    Расставьте этих людей в порядке появления на Земле

Б

В

    Вставьте пропущенные слова:

А) Хозяйство, где человек пользуется дарами природы, ничего не давая ей взамен называется _________________

Б) Хозяйство, где человек не только пользуется дарами природы, но и сам производит продукты называется _________________

В) Первое домашнее животное – это ________________

Г) Первый металл, используемый человеком – это _________________

    Расшифруй анаграммы

А) Часть света, где найдены останки древнейших людей,

Б) Древнейшее занятие людей, обеспечивающее их мясом

В) Крупнейшее животное, жившее в ледниковый период

Г) Излюбленное жилище людей каменного века

    Какой из терминов не имеет отношения к земледелию?

А) плуг,

Б) палка-копалка,

В) серп,

Г) мотыга,

Д) борона-суковатка.

    Какой из терминов не имеет отношения к остальным?

А) человеческое стадо, Б) родовая община, В) племя, Г) керамика, Д) коллектив

    Расставьте в хронологическом порядке:

А) изобретение лука и стрел,

Б) начало ледникового периода,

В) появление человека современного вида,

Г) появление земледелия и скотоводства,

Д) люди научились обрабатывать металл,

Е) люди научились пользоваться огнём.

    Соотнесите имя учёного и его открытие:

1. Говард Картер

А) английский учёный, доказывавший, что человек произошёл от обезьяны

2. Чарльз Дарвин

Б) испанский учёный, открывший наскальные рисунки первобытных людей

3. Франсуа Шампольон

В) французский учёный, сумевший расшифровать египетские иероглифы

4. Марселино Саутуола

Г) английский археолог, открывший гробницу Тутанхамона

    Вставьте пропущенные слова

Первобытный человек представлял себе богов в виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображения бога, которое называется А)_____, думая, что бог вселяется в него Люди верили, что только колдуны, которых также называют Б)_________ могут разговаривать с богами. Люди считали, что в каждом теле живёт В) ______, которая может покидать тело во время сна или после смерти. Эти верования учёные называют Г)____________.

    Верны ли эти высказывания? (отвечать «Да» или «Нет»:

А) Древнейшие люди умели говорить.

Б) Человек сначала научился добывать огонь, а потом пользоваться им.

В) Неандертальцы были предками современных людей.

Г) Неандерталец сильнее кроманьонца.

Д) Самый ранний этап в истории людей называют каменным веком.

Е) Рисунки первобытных людей впервые были найдены в Альтамирской пещере.

Ж) Несколько родовых общин, живших на одной территории и говоривших на одном языке составляли племя.

З) Керамика – это изделия из обожжённой глины.

И) Медные орудия труда намного лучше каменных.

К) После открытия бронзы у людей появляются излишки продуктов.

Л) У первобытных людей почти всё имущество было общим.

    Какие рисунки сделаны первобытным художником?

А

Б

В

Г

Ответы и критерии оценки

5 класс

    Человек умелый (1 балл)

    Человек разумный (1 балл)

    Орудия труда первобытного человека (1 балл)

    БВАГ (1 балл)

    А) Присваивающим (1 балл)
    Б) Производящим (1 балл)
    В) Собака (1 балл)
    Г) Медь (1 балл)

    А) Африка (1 балл)
    Б) Охота (1 балл)
    В)Мамонт (1 балл)
    Г) Пещера (1 балл)

    Б (1 балл)

    Г (1 балл)

    ЕБВАГД (3 балла, если есть ошибка – 0 баллов)

    1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б (по 1 баллу за правильный ответ)

    А)- идол, Б- шаманы, В)- душа, Г)- религией (по 1 баллу за правильный ответ)

    А) нет, Б) нет, В) нет, Г) да, Д) да, Е) да, Ж) да, З) да, И) нет, К) да, Л) да (по 1 баллу за правильный ответ)

    АВГ (1 балл)

Максимум 37 баллов