Сценарий внеклассного мероприятия «Земля – наш общий дом. Сценарий внеклассного мероприятия на тему: "Земля – наш дом родной" Сценка на тему земля наш общий дом

Внеклассное мероприятие « Планета Земля – наш общий дом

(2-а класс)

Цель: активизировать познавательную деятельность детей, способствовать сплочению классного коллектива, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, окружающему миру.

Задачи:

Учить детей быть ответственными за свои поступки.

Формировать культуру поведения в природе.

Обогащать представления об окружающем мире.

Развивать творческое воображение, познавательные возможности детей.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, необходимость

рационально относиться к компонентам неживой природы.

Прививать любовь к природе, желание о ней заботиться, заботиться о своём здоровье.

Планируемые результаты: знать особенности природы родного края, заложить основы природоохранного поведения; уметь работать в группе, слушать своих товарищей, отстаивать свою точку зрения.

Оборудование: таблица по окружающему миру (Животные Красной книги России), иллюстрации с изображением лекарственных растений, аудиокассета с записью голосов лесных птиц, презентация.

Форма проведения занятия: симпозиум по проблеме охраны природы. Объединение класса в команды способствует сплочению участников команды, их более тесному общению в неформальной обстановке.

Возраст учащихся: 2 класс, 8 лет; детям дана возможность почувствовать себя малой частью природы, пропуская через себя проблемы защиты окружающей среды).

Ход мероприятия

Сегодня наше внеклассное мероприятие посвящается самой удивительной планете в Солнечной Системе - планете Земля.

Разноцветная, веселая, живая,

Ты для нас, как мать, одна на свете,

Мы твои заботливые дети.

2. Но порой, под нашими руками

Красота твоя бесследно исчезает.

Задыхаются от грязи океаны,

Звери, птицы, травы погибают.

3. Где бы мы ни жили на планете,

За твою судьбу мы все в ответе.

Мы твои помощники, друзья,

Мы, Земля, с тобой одна семья.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает,

Весело птицы поют,

Песнею день начинают.

Как хорошо, приглядись, -

Клены, березы и елки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

Ой, ребята, на наш адрес пришло послание от планеты Земля, послушайте:

Это было давно. Я пробуждалась каждое утро и была счастлива. Я любила созданную природу, как заботливая мать любит своего ребенка. Любила весь мир, все вокруг: солнце, небо, травы, журчание рек, пение птиц.

Первый человек появился на свет. Вначале он чувствовал себя частью природы, но разум, который я вложила в его мозг оказался направлен не только на создание, но на разрушение. Он начал разрушать меня, растения, животных. Он перекрывает мне вены плотинами, душит меня вредными газами, ранит атомными взрывами. Во что превратилась некогда прекрасная Земля? У вас еще есть немного времени, чтобы спасти меня и самих себя. Я верю в ваши силы, в ваш ум и добрые сердца.

Ребята, что же случилось с нашей планетой? Почему она жалуется?

(С нашей планетой произошла беда, её здоровью угрожает опасность).

Итак, пора открывать симпозиум. Тема симпозиума «Наша планета в опасности!»

Мы должны помочь планете и нам самим, ведь Земля- наш общий дом!

Презентация «Земля в опасности!»

Что думают по этому поводу географы? Зоологи? Ботаники?

(Выступления детей)

1. Ботаники расскажут, что угрожает "легким нашей планеты " - растениям.

2. Зоологи расскажут о состоянии "братьев наших меньших" - животных.

3. Географы расскажут о том, что угрожает "крови", т.е. почве, воде и воздуху.

(Учащиеся читают, затем от каждой группы выступает представитель с отчетом)

Выступают ботаники

У нас в стране 18 тысяч видов травянистых растений. А сколько из них занесено в Красную книгу: колокольчики, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Ветреница алтайская! Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 3 раза, а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновение 25 тысяч видов высших растений. Да и площадь лесов ежеминутно сокращается на 20 га.

Выступают зоологи

Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на земле жили бы все те животные и растения, которых мы уже больше никогда не увидим - люди уничтожили их.

Уничтожение продолжается и сейчас. Цели разные: кто-то хочет получить больше денег за продажу редкого животного или его меха. Кто-то хочет поохотиться в свое удовольствие, а кто-то, не думая, вырывает с корнем цветы, убивает палкой лягушку, бросает камнем в птицу - развлекается. Иногда слышишь: "Человек - царь природы!"

Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы?

Представить себе это невозможно... без воздуха, воды, пения птиц, ароматов лугов, шелеста листьев. Все это нам щедро дает природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить.

Выступают географы

Без воды и воздуха не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Вода работает на гидроэлектростанциях - добывает ток. И моет всех тоже вода. А ещё вода самая широкая и удобная дорога, по ней плывут суда и везут тяжелые грузы и пассажиров. Но почти вся вода содержит значительное число солей, что делает ее непригодной к употреблению.Фабрики и заводы загрязняют воздух.

Учитель:

Кто виноват во всех причинах болезни планеты? (Человек)

Видно, люди забыли о том, что мы навсегда в ответе за ту речку, которая бежит по земле, за воздух, которым мы дышим, за растения и животных, которые обитают на ней, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.

Мы не можем себе выбрать другую, так же, как и Земля не может себе выбрать другое человечество. И прав А. Экзюпери, предупреждавший: " Все мы пассажиры большого корабля по имени " Земля ", значит пересесть из него просто некуда.

Я вам сказать хочу о том,

Что вся Земля - наш общий дом, -

Наш добрый дом, просторный дом, -

Мы все с рожденья в нем живем.

Земля не спит и каждый день

Глядит в глаза своих детей.

Тебе и мне глядит в глаза,

И нам с тобой молчать нельзя.

Ещё о том веду я речь,

Что мы наш дом должны сберечь.

И мы докажем, что не зря

На нас надеется Земля.

Давайте подумаем, как мы,люди, можем помочь планете в вопросах сохранения

воды и воздуха. Какие будут ваши предложения, географы?

(Дети высказывают свои предложения)

Сегодня на уроке мы говорили о растениях и животных, которые находятся под угрозой исчезновения.

Как им помочь, уважаемые зоологи и ботаники?

Физкультминутка

Поднимите плечики, прыгайте кузнечики….

Спал цветок и вдруг проснулся….

- А теперь давайте рассмотрим ситуацию.

Сейчас вы услышите разговор двух туристов. Ваша задача – определить, какие правила поведения в лесу были ими нарушены (ребята показывают сценку).

1 турист: «Давай здесь устроим привал. Ты наломай веток для костра, а я вот здесь у старого пня, под елью, разведу костёр».

2 турист : «Там, среди кустов, я обнаружил гнездо птицы, а в нем – крохотных птенцов. Я люблю птиц, возьму их домой и выкормлю».

1 турист : «Предлагаю подкрепиться».

2 турист : «А куда же мы денем весь этот мусор: консервные банки, бутылки, целлофановые пакеты?»

1 турист : «Ну не тащить же всё это с собой домой! Оставим здесь».

2 турист: «Ай, ноги щиплет! Да это же муравьи! А вот и муравейник за деревом. Вот вам! Сейчас я раскидаю их жилище, чтобы в следующий раз не мешали отдыхать».

1 турист : «А я у старого пня нашел несколько съедобных грибов, выдернул их за ножки. А грибы мухоморы сшиб ногой, - они ядовитые

- Итак какие правила поведения в природе были нарушены?

Игра "Это я, это я, это все мои друзья!"

Кто задорный и веселый,

Верность правилам храня,

Бережет нашу природу

От коварного огня?

Кто поджег траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Кто из вас в реке купался

И на пляже загорал?

А когда домой собрался

Мусор за собой убрал?

На привале кто в лесу

Жег засохшую сосну?

А потом так поспешил

Что костер не затушил?

Кто, гуляя на лугу,

Зря не топчет там траву,

Насекомых кто не ловит

И цветы совсем не рвет?

Кто животных, птичек любит?

Кто кормушки мастерит

Кто природу охраняет?

За порядком кто следит?

Рассмотрим другие ситуации (инсценировка)

На день рождения Кате подарили щенка. Наконец- то сбылась ее мечта. Она так долго просила родителей купить ей щенка. И вот теперь у нее появился новый друг. Катя каждую минуту играла с ним, кормила, гуляла. А потом ей подарили говорящую куклу, о щенке Катя вспоминала все реже, а когда он заболел, сказала маме: "Больной собаке не место в доме, пусть живет на улице".

Правильно ли поступила девочка?

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь?- спросила бабушка. Пчел прогоняю, они жалят цветы.

Бабушка улыбнулась и, позвав к себе внука, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивленно пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что сказала бабушка внуку?

Письмо № 3

Сережа, гуляя с папой в лесу, развели костер и пекли картошку. Потом папа залил костер из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Сережи в том, что в лесу разжигать костер нельзя?

Ответ: Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет: полиэтиленового пакета 200 лет.

Природа нам может помочь в определении погоды. Какие народные приметы вы знаете?

(Дети называют приметы)

В январе к вечеру потеплело - к осадкам.

В феврале усилился ветер к вечеру - к осадкам.

В январе к вечеру усилился мороз - к ясной погоде.

Определите « маленькие тайны природы»

Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую).

Почему крапива сильно "жжется"? (В волосках ее листьев есть муравьиная кислота, при прикосновении к коже кончик волоска ломается, сок выделяется в ранку, вызывает жжение).

Какой зверь на земле самый чистоплотный? (Барсук. Около норы чисто, туалет - глубокая ямка устраивается в нескольких метрах от норы, чистит шерсть).

Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость, раз попробовав, птица запоминает яркого жучка).

Назовите самого прожорливого хищника планеты (Стрекоза, она съедает пищи за день в несколько раз больше, чем весит сама).

Куда исчезают лягушки, жабы зимой? (Спят).

Ты натер ногу в пути, как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

Если случится тебе простудиться, появится кашель, поднимется жар. Подвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Игра "Закончи чистоговорку на экологическую тему".

Ять-ять-ять - Природу нужно охранять.

Ля-ля-ля - Мы спасём тебя, Земля.

Ождь-ождь-ождь - Не нужен нам кислотный дождь.

Я-я-я - Наука экология.

Экология - наука, изучающая, как растения, животные и человек взаимодействуют между собой и с окружающей их неживой природой

- Ну, что ж, посмотрим, как преобразилась наша планета…..

Просмотр слайдов.

Дети, глядя на такую красоту даже хотят прочитать стихотворения…

Давайте, люди, дружить друг с другом,

Как птицы с небом, как ветер с лугом,

Как парус с морем, трава с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами!

Давайте, люди, любить планету,

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной на всех одна,

Что будет делать без нас она.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь…

Все это называется природа,

Давайте же всегда ее беречь!

В лугах ромашки солнечного цвета,

Такие, что светлей на свете жить…

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, дождинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым…

Все это называется природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

Прощальный вальс танцует с ветром лето,

Дрожит в окне вечерняя звезда…

Природой называется все это,

Давайте же любить ее всегда!

Давайте украсим нашу планету цветами, чтобы она стала ещё краше...

(Дети украшают доску цветами)

Исполнение песни.

Песня Гимн природе

1.Шар наш земной, где родились,

Где море, горы и степи

Будем беречь, будем стеречь

И охранять будем вечно!

Пусть всегда будут рощи,

Пусть всегда будут птицы,

Пусть в тайге будут звери,

А у дома - цветы!

Пусть всегда будут люди,

Пусть всегда будут дети,

Пусть всегда в чистом небе

Будет солнце светить!

2.Стой человек, остановись,

Не разрушай мир прекрасный.

Лес охраняй, птиц береги,

Не разоряй гнёзд напрасно!

3.Против стрельбы, против беды.

Встанем за нашу планету.

Звери навек, Счастье навек,

Так повелел человек!

Пояснительная записка

Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей среды. Нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости. Каждый из нас должны прийти к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.

Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.

Преподавание экологии на уроке я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.

Проведение урока в виде игры, праздника, заочного путешествия по заповедникам, тематической физкультминутки, экологического калейдоскопа помогут сделать урок живым и интересным.

ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ.

Цели:

Образовательная: формирование экологических знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.

Форма: заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп.

Дидактическое обеспечение:

  1. плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
  2. гербарии листьев;
  3. картины о природе известных русских художников;
  4. выставка книг об экологии России и родного края;
  5. Красная книга (в 2-х томах);
  6. магнитофон;
  7. кассета с записью «Пение птиц».

Словарик на доске:

«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение.

Эпиграф на доске:

«Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)

I. Вступительное слово учителя:

Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».

Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.

И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.

Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».

Экологический калейдоскоп – это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция, находчивость.

Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

II. Основная часть.

1) Представление команд: название, девиз, эмблема.

2) Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:

  • Кто из известных русских художников писал картины о природе?
  • Кто из известных поэтов и писателей писал о природе?
  • Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?
  • (Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)
  • Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)

    Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?

  • (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных
  • насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых).
  • Бывают ли у деревьев лишние ветви? (Да, нижние)
  • Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
  • Из какого дерева делают спички? (Из осины).
  • Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
  • Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели).
  • Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
  • Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся осенью).
  • Растёт ли дерево зимой? (Нет).
  • Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
  • Косой ли заяц? (Нет).
  • Какое растение или дерево даёт лучший мёд? (Липа).
  • Что делает зимой ёж? (Спит).
  • Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).
  • Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
  • Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть и обуть человека? (Ель).
  • Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
  • Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).
  • Самый быстрый зверь? (Гепард).
  • Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
  • Какая рыба без чешуи? (Сом).
  • Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
  • У кого рот на брюхе? (У акулы).
  • Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
  • Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)
  • Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики).
  • Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).

На этом конкурс «Эрудит» закончен.

3) Игра «Превращения» с командами (Приложение 1).

4) Игра со зрителями: «Кто как кричит?

  • собака - … (лает)
  • корова - … (мычит)
  • лошадь - … (ржёт)
  • свинья - … (хрюкает)
  • воробей - …(чирикает)
  • курица - … (кудахчет)
  • медведь - …(рычит, ревёт)
  • голубь - …(воркует)
  • гусь - … (гогочет)
  • овца - …(блеет)
  • олень - …(ревёт, трубит)
  • лиса - … (лает)
  • волк - …(воет)
  • соловей - …(поёт)

5) Домашнее задание командам.

6) Продолжи фразу «А знаете ли вы …?»

Задание командам: «Определи дерево». По 1 человеку из команды выбирают одно растение из гербария и рассказывают о нём всё что знают.

7) Классный руководитель рассказывает о Красной книге и другой литературе на стенде. Красная книга - это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных. Представителей природы, занесённых в Красную книгу, охранять нужно особенно бережно. Первый том Красной книги вышел в 1966 году. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.

8) Зрителям - загадки:

Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель).

Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница).

У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна).

С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Кожу тонкую сдирают.
(Липа).

Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(чёрная и красная смородина).

Чёрная?
- Нет, красная!
- А почему белая?
- Потому что зелёная.
(красная смородина)

Этот кустарник похож на малину, только плоды его чёрные.
(ежевика).

10) Задание – командам: «Экологическая ситуация».

* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтёте и почему:

Открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк.

* Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр?

* Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.

* В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?

* После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать?

11) Задание «Кто это?»

Для участия в конкурсе приглашаются по 1-му художнику от обеих команд, а также от команды болельщиков. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать зверька в ящике. НЕ БОЙТЕСЬ, ОН НЕ КУСАЕТСЯ! Он мягкий и добрый. А теперь нарисуйте его на бумаге. (В трёх ящиках – три различных мягких игрушки – зверушки).

12) Командам – игра «Перестановка» (Приложение 2).

13) Болельщикам – задание:

Поочерёдно называть блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет последним – тот побеждает.

14) Конкурс «Угадай следы». (Приложение 4, 5, 6, 7, 8) (Это – лиса, заяц, куница, белка, медведь).

15) Игра «Что это за чудища?» - командам (Приложение 9,10). Играет музыка (пение птиц) -1 минуту.

16) 1 – чтец:

Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?

А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.

17) Подведение итогов. Награждение.

18) Заключительное слово учителя.

Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.

И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.

Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.

Эколог – эта профессия становится всё более распространённой в мире. В нашей стране таких специалистов готовят в Москве и других институтах на экологических кафедрах. Природа ждёт своих защитников!

Внеклассное мероприятие по экологии " Наша планета – наша Земля!"

Цели:
- привлечь внимание зрителей и участников мероприятия к проблемам окружающей среды;
- показать связь живых организмов с окружающей средой;
- прививать любовь к малой Родине;
- развивать познавательную и творческую активность.

Учитель: Сегодня мы собрались здесь на необычный день рождения. Кто сегодня именинник, вы узнаете, разгадав загадку:
“Ни начала, ни конца.
Ни затылка, ни лица.
Но знают все, и млад и стар,
Что она огромный шар.
(Земля)
Ситуация на земле складывается таким образом, что современный человек просто обязан быть экологически грамотным. Необходимо донести до каждого мысль о том, что, только оберегая природу, человечество сохранит саму жизнь на Земле. Природа была и продолжает оставаться кормилицей человека, источником его существования. И наша задача сберечь природу. Природа щедра, но она не прощает ошибок.
Всемирный день Земли был провозглашен Генеральным секретарем ООН в 1971 году и с тех пор отмечается ежегодно. В разных странах в этот день организуются самые разнообразные мероприятия и акции. Это конференции, выставки, уборки территории и посадка деревьев.
Звучит музыка «Вальс цветов»

Ведущий -1 : Когда – то, собравшись с последними силами,
Создал Господь планету красивую
Дал ей форму шара большого
И посадил там деревья, цветы и
Травы невиданной красоты.
Много животных там стало водиться
Змеи, слоны, черепахи и птицы
Вот вам подарок, люди владейте
Землю вспашите, хлебом засейте
Всем завещаю вам я отныне –
Вы берегите эту святыню.

Ведущий-2: Все говорят – Земля. А каждый видит и понимает ее по-своему. Для космонавта среди звезд и созвездий она – планета.

Ведущий -1: Для моряка она – берег. Для солдата – образ Родины, та ценность, которую он защищает. Для хлебопашца Земля – это то, во что он вкладывает свой пот и свою любовь. Так что же она – Земля?

Ведущий-2: Земля всегда увлекала человека своим вечным возрождением, круговоротом весен и зим, беспредельностью горизонтов.

Ведущий -1: Все богатства русского пейзажа
В полное владенье нам даны.
Вьюжных зим серебряная пряжа,
Кружева зелёные весны,
Расписные крылья листопада
Над бездонной синевой озёр.
Всё твоё…

Ведущий-2: Наша небольшая планета добра к нам. Но не каждый ценит это.

Ведущий -1: Современная цивилизация оказывает огромное давление на природу. В своём триумфальном шествии люди часто оставляют после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами, непригодные для жилья и хозяйствования территории.

Ведущий 1: Об экологии речь поведём
Мы говорим об этом со слезами
Сколько лесов вырубает район?
Об этом не знаем мы с Вами.
А знаем мы с вами о том,
Что цветы исчезают как тени.
Так, давайте, друзья, без прикрас,
Потолкуем сегодня об этом.
Земля в опасности! (звуки грома)


ЗЕМЛЯ :
- Я Земля! Я - в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут
Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски
Услышьте голос мой родной
Я плачу дождевой слезой
Я задыхаюсь, не молчу
Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.
Хочу быть чистой и здоровой
Очнитесь, люди!
Призовите страны, чтобы меня от гибели спасти!

Песня: «Земля в иллюминаторе»

Учитель: Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину, посвященную Дню Земли.

Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

Какие деревья называют вечнозелеными? Почему? (Ель, сосну).

Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).

Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).

Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).

Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).

Как по пню дерева определить сколько ему лет? (по годовым кольцам)

Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)

- Дерево, символ нашей родины? (Береза)

Какие лекарственные травы лечат простуду? (Липа, мята, душица)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест)

Какую роль играют птицы в природе? (Уничтожают вредителей)

Назовите зимующих птиц? (Воробей, сорока, голубь)

С прилетом каких птиц мы определяем начало весны? (Грачи)

Кто меняет шубу 2 раза в год? (Заяц, белка)

Какие животные впадают в спячку зимой? (Медведь, еж)

Назовите животное леса, похожее на кошку (Рысь)

Какое животное называют сохатым? (Лось)

(закончи фразу)

Старайся не пользоваться пенопластом, потому что…. (он не разлагается в природе)

Не выбрасывай ненужную бумагу, потому что … (её можно сдать на переработку)

Нельзя разводить костры в неположенных (местах)

Ученик:
Долгое время человек не задумывался о том, что богатства растительного мира не вечны, что растения нуждаются в бережном отношении, пополнении и защите.
Ученица:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы-
Опустеют все поляны
И не будет красоты!
Ведущий -2: Кромсая лёд, меняя рек теченье,
Твердите вы, что дел невпроворот,
Но вы ещё попросите прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька,
Но вам об этом думать неохота,
Сейчас вам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Всё меньше – окружающей природы.
Всё больше – окружающей среды!

Ведущий-1 : Печальную эстафету принимает от нас грядущее поколение. Набатным колоколом сегодня звучит слово экология. Настало время задуматься над вопросом: выживут ли будущие поколения землян? Смогут ли дети 21 века купаться в реке, море, гулять в лесу, видеть звезды и вдыхать аромат цветов.

Ученик: Недра нашей Земли, недра нашей Земли,
Как они велики! Как они хороши!
Исчерпано все: и гранит, и алмаз,
На Земле мы живем ведь только раз.
Для потомков оставь хоть немного тепла,
Чтобы жизнь и у них не бесцельна была.
Щедрость нашей Земли, щедрость наше души,
Сохрани, сбереги, расточать не спеши!


Ведущий -2 : Реки загрязнены нефтепродуктами и фенолом.
Подсчитано, что за день исчезает 100 видов растений и животных.
Сокращается площадь леса на 15 млн. га
Превращаются в пыль миллиарды тонн почвы
За пять лет температура воздуха увеличилась на 2,9 градуса.
сокращается количество пресной воды.
60% болезней – это производные от состояния экологического напряжения.
Мы дышим отравленным воздухом и едим отравленные “удобрениями” овощи и фрукты.

Ученица: Океан седой гремит набатно. Он таит обиду в глубине,
Черные, раскачивая пятна на крутой, разгневанной волне,
Стали люди сильными, как боги и судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги у земного шара на боках
Мы давно освоили планету, широко шагает этот век.
На Земле уж белых пятен нету, черные сотрешь ли, человек

Ученик : У меня в Руках Красная Книга. Все знают, что в нее заносятся редкие исчезающие виды растений и животных. Некоторые из них остались в единичных экземплярах. Нам бы очень хотелось, чтобы таких книг больше не выходило.

Ученица: Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки,
Все живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку,
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу на полянке,
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда –
Их не так уж много.

Ученик: Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей.
Без журавлей над хвойной чащей.
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь, ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы
О, человек, венец природы,
Что без природы - твой конец.

Ведущий-1 : Земля умирает, если ее убивать, Земля оживает, если ее возрождать. Смысл сегодняшней деятельности в том, чтобы давать ей посильные нагрузки; беря от нее - давать ей, нанося раны - лечить. Видеть в ней не временный, а постоянный плацдарм жизнедеятельности.

Ведущий-2 : Помните: каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если эту рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто-то еще, то что же станет с природой. Природе трудно залечить даже самые маленькие раны. Нельзя забывать, что на Земле все взаимосвязано, охраняя растения и животных, помните о борьбе с загрязнением воздуха.

(на сцену выходит Леший, там беседуют Баба-Яга, Водяной и Кикимора)

Леший : Ну-ка ты, лесная мразь,
Поскорей сюда вылазь.
(оглядывается)

Идет Кикимора.

Леший: Ну, Кикимора-краса
Погляди-ка нам в глаза.
(поворачивает голову)
О, да это же Яга!
Нет опаснее врага.
Перед ней и сам Горыныч
Так, не Змей, а ерунда

(Водяному)
Здравствуй, друг мой, Водяной.
Давно не виделись с тобой. (
Всем)
Хороша, плоха ли весть –
Докладайте все, как есть.
Лучше горькая, но правда,
Чем приятная, но лесть.

Кикимора: Нас все ругают: «Нечистая сила, нечисть». Да мы, если хотите, самая чистая сила сейчас в мире потому что охраняем природу от злых людей и браконьеров. Ну-ка, Водяной, зачитай отчет о нашей работе за прошлый месяц.

Водяной: 5 ноября – нашли 4 ботанических памятника природы (вековые дубы, возраст 250-300 лет)
8 ноября – очищали берег реки от мусора. Собрали 2000 пластмассовых бутылок, 350 полиэтиленовых пакетов, около 100 одноразовых стаканчиков, около 120 банок из-под пива и напитков и другой мусор без счета.
20 ноября – очищали лес от мусора. Собрали 1500 пластмассовых бутылок, 270 полиэтиленовых пакетов, битое стекло без счета. Провели беседу с отдыхающими о правилах поведения на природе.

Баба-Яга: Дайте слово мне.
Ночью стану у окна
И стою всю ночь без сна…
Все волнуюсь о Природе:
«Как там, бедная, она?»

Кикимора хихихает

Леший: Короче.

Баба-Яга: Нам, лесным жителям, от людей житья нет. Ведь это они для коллекции бабочек ловят, гербарии собирают, туристы называются… Мусора набросали, деревья поломали, травы пожгли. Избушку на курьих ножках и ту спрятать некуда. Машин понаехало, дышать нечем.

Водяной: Да и у меня голова болит: лягушки квакают, митингуют, чистой воды требуют. Есть нечего, рыбки свеженькой и в помине нет, а еще на Волге живем. Да в ней только бутылки, банки из-под пива… О, бедные, мы бедные…

Кикимора: Да люди под орех разделали нашу Природу: и леса нет, и зверей нет, и рыбы нет, скоро и воды не будет. Одна Мусорная куча!

Мусорная Куча ходит по сцене, потирает руки, хихихает, разбрасывает мусор.

Кикимора: Вишь, как радуется.

Леший: Так вот на повестке 21 века вопрос:

Когда люди повернутся лицом к природе и станут ее беречь?

Идет ученик.

Баба-Яга: Да вот он, милый, идет.
Ты чавой-то сам не свой.
Ни румяный, ни живой.
Съешь осиновой коры и взбодришься до поры.
Чай - не химия какая, чай – природные дары.

Леший: Полно, бабка, он не хвор,
Отойди-ка за бугор. (
обращается к школьнику)

Расскажи-ка, милый, как ваш класс участвует в охране природы.

Школьник: Ну, мы решили для птиц скворечники сделать.

Леший: Молодцы. Сколько-нибудь уже сделали?

Школьник: Да нет, лозунги только сочинили.
«Прилетай к нам, друг наш дятел,
Твой прилет нам всем приятен» Нравится?

Леший: Зачем дятлу прилетать? А о скворечнике своем он и сам позаботится.

Школьник: Хм, верно…А мы еще на фанере разных птиц нарисуем, а под каждой птицей подпись сделаем в стихах. Здорово?!

Леший: Здо-ро-во…Жаль только, птицы читать не умеют. (машет рукой, уходит)

Школьник: Куда Вы… (бежит за ним)

Леший: Скворечник делать. А то пока разговоры разводим, да стенды оформляем, все птицы мимо села пролетят. (уходят)

Кикимора: Проблема…И как привлечь людей к практическим делам по охране природы? (ко всем) Какие будут предложения?

Леший возвращается.

Баба-Яга: Так может быть за каждое посаженное дерево по 5 рублей платить?

Леший: Ну, подружка, ты хитра
В смысле подлости нутра
Ты чаво-то мне сегодня
Ну, не нравишься с утра.

Водяной: Да где же мы «бабки» возьмем, чтоб за добрые дела школьников отблагодарить?

Кикимора: Хи-хи. Фирму откроем «Лесной аромат». Воздух за доллары продавать будем. Людям ведь совсем дышать нечем

Частушки

Баба-Яга: Стали жить по новой моде,
Завели водопровод.
Речка спятила с ума –
По домам пошла сама!

Кикимора: А, бывало, с перезвоном
К берегам ее зеленым
Шли девицы за водой
По улице мостовой.

Баба-Яга: Подходили к речке близко,
Речке кланялися низко:
Здравствуй, речка – наша мать!
Дай водицы нам набрать!

Кикимора: А теперь иной невежа
Захотел водицы свежей:
Шевельнул одной рукой –
И вода бежит рекой!

Баба-Яга: Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду, люди, зря.
А то пройдет немного лет,
И вот водицы нет как нет.

Кикимора: Наша Таня громко плачет –
Уронила в речку мячик.
Отчего она рыдает –
От воды мяч разъедает.

Баба-Яга: Леший очень уж любил
Есть листочки.
А в листве полно токсинов –
Отказали почки.

Ученик:
В школу утром приходи
Переобуй, ты, сапоги.
Есть в этом польза для тебя.
И в школе будет чистота!
Если вдруг, идя по школе,
Ты увидел там бумажки,
Не стесняйся, подними,
В корзину с мусором неси!
Ученица:
Берегите землю, люди!
Нашу Родину и место, где живём,
И посёлок наш, который все мы любим,
Улицу родную, где растём

Ведущий- 1 : А сейчас послушайте наказ для принятия в ряды Всемирного общества охраны природы:
Одари свой край чуткой нежностью,
Помоги ветрам веять свежестью,
И зерну помоги вызреть колосом,
Помоги лесам быть дремучими,
Грусть грустить ивняку по над кручею,
Помоги реке быть глубокою.
Ты цветам помоги ковры выстелить,
Птицам помоги облетать крыло,
Делай все любя, чтобы впрок пошло.
Помоги всему, чем Земля красна.
Пусть в сердцах людей зазвенит весна!
Не пойди по земле незамеченным!
Не дай сделать мир покалеченным!

Ученик:
Берегите красоту родного края,
Шелест листьев, трав весенних цвет,
Быковский район сравнить мы можем с раем,
Ведь красивей места для меня уж нет!
Люди, берегите вы всё это,
Берегите всё, что дал вам Бог!
Чтоб родной землёю этой,
Каждый житель бы гордиться мог!

Ведущий-2: Вслушайся, человек! (стук метронома). Вдумайся, человек!

Земля : Я – Земля. Я – Земля. Я – Земля!
Усталость моя беспредельна!
О стоне моём не взыщите…
Хоть кто-то услышит биенье
Уставшего сердца в зените?
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Я погибаю…

Ведущий- 2: Вот и закончился наш праздник. Надеюсь, что, узнав чуть больше о сложной и многообразной жизни природы, вы будете учиться бережному отношению ко всему живому, что нас окружает, к тем, чья жизнь напрямую зависит от человека, а значит от нас с вами. В заключение скажем: «Рыбам – воду, птицам – воздух, зверям – луг, степь, горы. Человеку – вся Земля!»

Ведущий -1: Давайте помнить, что наша планета – наш общий дом, это земля и твоя, и моя. Будьте добры друг к другу и не причиняйте зла ни природе, ни людям! И мы с вами не прощаемся, ведь впереди ещё столько неизвестного и неизведанного.

Учитель: Узнать и полюбить, а главное беречь родную природу помогут произведения писателей-натуралистов: В. Бианки, Е. Чарушина, Г.Снегирёва, М.Пришвина, Н. Сладкова, К Паустовского и др. Пусть они подарят вам радость общения с природой. До свидания, до следующих встреч!

Звучит песня «Как прекрасен этот мир»

Сценарий экологического праздника для детей старших и подготовительных групп

«Мы земляне – наш дом Земля»

Подготовили и провели

Сизова О.В.

Нассонова И.Н.

Апрель 2016г

«Земля, как сердце у нас в груди

Здесь наше небо и наши гнезда

Еще не поздно её спасти,

Еще не поздно, пока не поздно.

Стихи Д. Родовича

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеет защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Включается запись, воспроизводящая биение сердца: вначале тихо, затем громче, громче, постепенно начинает затихать, и на этом фоне раздается глухой стонущий голос Земли.

Земля.

Я - Земля. Я - Земля. Я - Земля!

Усталость моя беспредельна!

О стоне моем не взыщите,

Хоть кто-то услышит биенье

Уставшего сердца в зените?

Пауза.

Стук сердца продолжается.

Земля.

Люди моей планеты

Люди моей планеты!

Планета в опасности

Кромсая лед, меняя рек теченье,

Твердите Вы, что дел невпроворот,

Но Вы еще попросите прощенье

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька,

Но Вам об этом думать неохота,

Сейчас Вам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без рек и реки без воды.

Все меньше - окружающей природы,

Все больше - окружающей среды.

Пауза.

Земля. Земляне! Вы слышите меня?! Придите на помощь!

(Под музыку «По секрету всему свету вы раздайте песню эту...»)

мальчик и две девочки - ведущие праздника выходят на сцену из разных концов зрительской аудитории.

Земля. Вы хотите спасти свою планету?

Ведущие. Да!

Земля . А Вы знаете главные беды своей планеты?

Ведущие . Знаем и расскажем о них!

РЕБЕНОК.

Гудят заводы, всюду пыль,

Бежит, дымит автомобиль,

РЕБЕНОК.

А между тем деревья стонут,

В грязи и пыли просто тонут,

РЕБЕНОК.

А чтоб построить нам заводы -

Рубят лес и губят воды. Все вместе.

Стала грязной наша вода,

От растений нет и следа.

Отнят дом у наших зверей,

Птицам, рыбам плохо теперь.

Земля. Знать проблемы мало. А можете Вы их решить? Многие брались за решение этих проблем. Какой путь выбираете Вы?

ДЕТИ. Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить дом родной, охранять леса родной земли и дружить с красотой.

Земля . Задача нелегкая. А кто Вы, что берете на себя такую ответственность? ДЕТИ.

Мы - дети Галактики,

Мы - искорки радуги,

Мы - дети твои, Дорогая Земля!

Исполняется песня «Дом под крышей голубой» ел. В. Орлова, муз. М. Славина.

В каждом соревновании нужны арбитры, т.е. судьи – мы назовем их «Мудрецами природы». Они будут оценивать нашу игру. За судейский столик «Мудрецов» приглашается главный Мудрец природы - ……………

И его помощник.Давайте их поприветствуем аплодисментами.

В нашем соревновании есть еще один очень важный участник – это гости, которые являются болельщиками, и это будет группа интеллектуальной и моральной поддержки. Если какая-нибудь из команд затрудняется выполнить задание, то группа поддержки может ответить и заработать для этой команды очко. Такое условие принимается? Поприветствуем наших болельщиков.

А теперь настало время представить игроков викторины. На нашем игровом ринге встречаются две команды со своими капитанами.

(Под музыку………………. Входит первая команда). Встречайте команду «Пчелки» во главе с капитаном…. Команде дается слово для приветствия:

Тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать

У пчел всегда очень много работы:

Надо, чтоб медом наполнились соты.

Дружной семьей над лугами летаем,

Сладкий нектар из цветов собираем.

Мы от работы не устаем,

Мед собираем и песни поем.

Спасибо. Прошу занять свои места за игровым столом.

Вед. Встречайте команду «Муравьи» с капитаном …..Вам тоже дается слово для приветствия:

Ребенок. Муравьишки – муравьи

Живут своим трудом,

У них обычаи свои

И муравейник – дом.

Миролюбивые жильцы

Без дела не сидят:

С утра на пост бегут бойцы,

А няньки – в детский сад.

Рабочий муравей спешит

Тропинкой трудовой,

С утра до вечера шуршит

В траве и под листвой.

Ведущий.

Спасибо, вам за приветствие «Муравьи».

Итак, начинаем нашу игру. Пусть каждый вступит смело в бой,

В азарт соревнованья:

Успех придет не сам собой –

Помогут ваши знанья.

1.НАШ ПЕРВЫЙ ГЕЙМ называется «ЗНАЕМ ЛИ МЫ?» За 3 мин. одна из команд должна дать как можно больше ответов на вопросы. (Первый гейм оценивается по 4 бальной системе.)Приготовить песочные часы.

Команда «Пчелки» готовы, поехали.

ВОПРОСЫ команде:

  1. Русское национальное дерево – береза.
  2. Часть суток, когда мы спим – ночь.
  3. Отрезок времени длительностью в 12 месяцев – год.
  4. Корочка льда на снегу – наст.
  5. Первый месяц весны – март.
  6. Птица – вестник весны – грач.
  7. Из какого дерева делают спички – осина.
  8. Назовите место, где растут одни березы – березовая роща.
  9. Сколько этажей в лесном доме – 5.
  10. Назовите 1 и 5 этажи – 1 – трава, а 5- верхушки елей и сосен.
  11. Какой гриб растет под осиной – подосиновик.
  12. Макет нашей планеты – глобус.
  13. Какого цвета воздух – прозрачный.
  14. Какой цветок первым появляется из-под снега – подснежник.
  15. Какой колокольчик не звенит? (Цветок).

16. Чем зудит комар? (Крыльями.)

17. Какое дерево умеет плакать? (Ива.)

  1. Что ест жаба зимой – ничего, она спит.
  2. Сколько месяцев в году имеют 28 Дней? (Все.)
  3. Какой лесной зверь питается мышами, полевками, зайцами – лиса.
  4. Назовите явления неживой природы – солнце, звезды, гром, гроза, молния.
  5. Наука о нашем общем доме – экология.
  6. Может ли дерево жить без корней – нет.

ВЕДУЩАЯ.

Прекрасно сыграла команда «Пчелок». Давайте им поаплодируем. Надеюсь, что их соперники так же сильны. А теперь вопросы команде «Муравьи». Готовы, начали.

ВОПРОСЫ.

  1. Канадское национальное дерево – клен.
  2. Сколько времен года – 4.
  3. Часть суток, когда восходит солнце – восход.
  4. Первый месяц осени – сентябрь.
  5. У какой птицы птенцы выводятся зимой – клест.
  6. Какой зверь спит вниз головой – летучая мышь.
  7. Место, где растут одни дубы – дубрава.
  8. Назовите явления живой природы – деревья, цветы, кустарники.
  9. Какого цвета белочка летом – серая.
  10. Какие птицы не улетают на юг, а зимуют у нас – вороны, синицы, воробьи, голуби.
  11. Какой гриб растет под березой – подберезовик.

12. Когда небо ниже земли?

13. Когда небо ниже земли? (Когда оно отражается в воде.)

14. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (У гриба.)

15. В кого превращала Лебедь князя Гвидона, когда тот тайно посещал царство царя Салтана? (Комара, муху, шмеля.)

  1. Какой золотой цветок дает белый пушок? (Одуванчик.)
  2. Какая птица питается насекомыми, живущими под корой деревьев – дятел.
  3. Чем питаются мыши – семенами, зернами.

19. Кто слышит ногами? (Кузнечик.)

20. Сколько цветов у радуги – 7.

21. Каким цветом на глобусе обозначена вода – голубым.

22. Как называется гнездо белки – дупло.

23. Без чего не могут жить люди – без воздуха.

ВЕДУЩАЯ.

Спасибо, молодцы. Гимнастику для ума мы провели, а теперь гимнастика для тела. Проводится игра «Ищи»….Слово предоставляется жюри.

2. ВЕДУЩАЯ. СЛЕДУЮЩИЙ ГЕЙМ ВИКТОРИНЫ называется «ЗАМОРОЧКИ ИЗ БОЧКИ».

Каждой команде предоставляется возможность вытащить из бочки бочонок с номером задания. Начнем с команды «Муравьи». (Участник команды подходит и достает бочонок, громко произносит номер задания). Ведущий зачитывает поочередно задания.

ЗАДАНИЕ №1. ВОПРОС – СИТУАЦИЯ.

А). Что вы скажете, если встретите человека, который в лесу рвет цветы, ловит бабочек, ломает ветки деревьев и разоряет птичьи гнезда?

ДЕТИ

(так делать нельзя. Природу надо беречь. Ведь на земле все связано невидимыми цепочками, и сломав одно звено, можно оборвать всю цепочку).

Б). Если люди построили фабрику и сливают грязную воду в реку, это разве хорошо?

ДЕТИ.

(Нет, т.к. они наносят природе непоправимый вред: в реке гибнет рыба, засыхают деревья, кусты, растущие на берегах, улетают птицы, животные и люди пьют грязную воду).

ВЕД.

Так может не надо строить фабрики и заводы?

ДЕТИ.

(Строить нужно, ведь они производят вещи, необходимые для жизни. Но прежде чем спустить воду в реку, ее надо очистить).

ВЕД.

Правильно, молодцы.

ВЕД.

Приглашается участник другой команды, чтобы выбрать « «заморочку». Пожалуйста.

ЗАДАНИЕ №2

Будет проходить под названием «темная лошадка». Команде необходимо на ощупь определить по коре название дерева. Внесите, пожалуйста, темный ящик. (Внесение сопровождается музыкой). Командам дается кора березы и сосны.

ЗАДАНИЕ №3.

Вам досталась заморочка под №3. Вам необходимо составить правильно цепочку развития организма и назвать его.(Командам даются «пазлы» с развитием лягушки и бабочки.

ВЕД.

Прокомментируйте свои действия. (Один из участников команды дает пояснение). Молодцы, спасибо. На этом наш гейм закончен и слово предоставляется жюри.

ЖЮРИ подводит итоги.

3. ВЕД.

Спасибо, уважаемое жюри. И теперь настало время проверить смекалку и эрудицию наших капитанов. КОНКУРС КАПИТАНОВ будет проходить в экспериментальной лаборатории. Пожалуйста, подойдите к столу. Вам необходимо изучить материалы и оборудование для вашего опыта и рассказать о нем. Капитан «Пчелок» готовит опыт, который показывает, что вода прозрачная. Капитан «Муравьев» готовит опыт «Тонет – не тонет». (Опыты см. в «Экологических занятиях» Бондаренко стр. 153-155 №1 и №7.)

ВЕД.

Спасибо, капитаны. Попросим наших «Мудрецов» огласить результаты конкурса.

СЛОВО ЖЮРИ.

4. ВЕД.

Продолжаем нашу игру мини – геймом «Ты-мне, я –тебе». Команды по очереди называют пословицы, изречения о природе и о земле. Победит та команда, которая больше назовет пословиц. Готовы, начали.

ДЕТИ НАЗЫВАЮТ ПОСЛОВИЦЫ И ИЗРЕЧЕНИЯ.

1.Жизнь дана // на добрые дела.

2.Хорошие поступки // украшают человека.

3.Без труда // нет добра.

4. Без дела жить - // только небо коптить.

5.Земля // заботу любит.

6.Без хозяина земля -// круглая сирота.

7.Возвращай земле долг - // будет толк.

8.Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.

9.Накорми землю.- // она накормит тебя.

10.Землю красит // солнце, а человека - // труд.

11.Растения - // земли украшения.

12.Сломать дерево // недолго, вырастить - // годы.

13.Одно дерево погубил - // посади сорок.

14.Старые деревья // молодые охраняют.

15.Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.

16.Искру туши // до пожара, отводи беду // до удара.

17.Подкорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.

18.Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // зелёная ветка.

19.Срубили кусты - // прощай птицы.

20.Больше птиц - // выше урожай.

21.Рощи да леса - // родного края краса.

22.Судьба природы - // судьба Родины.

ВЕД.

Послушаем наше жюри. Пожалуйста.

5. ВЕД.

Настало время последнего гейма «Разгадывание кроссворда». Каждой команде дается по кроссворду и приглашается в помощь по одному ассистенту из болельщиков. Пожалуйста, ассистент к команде «Пчелки» и ассистент к команде «Муравьи», займите свои места.

РАЗГАДЫВАНИЕ КРОССВОРДА СОПРОВАЖДАЕТСЯ ПОД ТИХУЮ МУЗЫКУ.

ВЕД.

Пока наши участники разгадывают кроссворды, мы проведем ГЕЙМ с БОЛЕЛЬЩИКАМИ «КТО КЕМ БЫЛ». Готовы, поехали.

ВЕД.

Дуб – желудем, пень – деревом, сук – веткой, болото – озером, яблоня – семечком, ягода – цветком, кедр – орешком, бабочка – гусеницей, мука – зерном, береза – сережкой. СПАСИБО, уважаемые гости.

А теперь заключительное слово для подведения итогов представляется жюри. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КНИГАМИ О ПРИРОДЕ.

ВЕД.

Спасибо,вам, за интересную игру, вы действительно много знаете о природе и о том, как надо ее беречь и охранять. Наша викторина окончена.

ВЕДУЩАЯ. А теперь объявляется небольшой перерыв.

Мы знаем, вы любите игры,

Песни и пляски

Но нет ничего интереснее сказки!

И МЫ ПРЕДЛАГАЕМ ВАМ ПОСМОТРЕТЬ ВЕСЕЛУЮ ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ СКАЗКУ « ОБМЕН КВАРТИР».

Драматизация экологической сказки

«Обмен квартир»

Медведь идет и читает «Лесную газету»

Медведь. На цветочной поляне производится обмен квартир. Хм! Это интересно, почему бы нам так не сделать? Пойду посоветуюсь с коллегами.

Летит дятел.

Дятел. Всем! Всем! Всем! Обмен квартир. Желающие могут записаться у медведя на Земляничной поляне. Всем! Всем! Всем!

На поляну выходит медведь, ставит вывеску «Лесное агенство недвижимости» и садится на пень. Прилетает дятел.

Дятел. Ух, как я устал.

Медведь . Ну что, всем нашим сказал?

Дятел . Да, всем.

Появляется белка,

Белка. Я слышала, здесь обмен? Я хочу, хочу поменяться, а с кем..

Появляется крот.

Медведь. А что, если тебе с кротом поменяться?

Белка. Ах, ах...

Крот (достает счеты). А равноценным ли будет обмен?

Медведь . Конечно, равноценный. У тебя - темно, у нес - темно, у тебя тепло, у нее - тепло...

Крот. У меня кладовая есть...

Белка. У меня тоже пристройка рядом.

Крот. Ну ладно.

Медведь. Ну вот и хорошо. Распишитесь.

Крот . Белка, поставь знак за меня. Да не здесь! (Крот и белка уходят шушукаясь.)

Появляется лиса с волком, идущие под руку.

Лиса . Мы тут с куманьком решили квартирами обменяться. Уже все посчитали, обмен получается равноценным: у меня - нора, у него - нора...

Волк . У меня - логово.

Лиса. Да, да, пусть логово. У меня два выхода, а у него - один. Можно было бы с доплатой.

Волк . У меня площадь больше.

Лиса . Ну ладно, ладно. Мишенька, запиши нас.

Медведь . Хорошо, так и запишем. (Лиса и волк уходят.)

Дятел. Что ли и мне с кем-нибудь поменяться? Хм, с тобой, медведь?

Медведь. Ну да, конечно.

Дятел. У тебя тепло - у меня тепло, у тебя - темно, у меня - темно.

Медведь. У тебя дупло (жестом показывает размер) и у меня берлога (жест).

Дятел и медведь смеются. Прилетает ремез.

Ремез. А где тут обмен? Мне сказали: здесь обмен...

Медведь . Да, обмен здесь!

Дятел. У тебя какое гнездо?

Ремез. У меня гнездо - рукавичка, в ней тепло и уютно.

Дятел . А у меня - дупло, в нем тоже тепло и уютно. Давай меняться?

Ремез. Давай.

Медведь . Распишитесь.

Дятел и ремез улетают. Медведь встает с пня, собирает бумаги.

Медведь . Ну вот, все довольны, теперь можно и отдохнуть.

Звучит музыка (от спокойной к суетливой). На поляне появляется белка, за ней крот.

Белка . Крот, не могу я в твоем доме жить. Мне тесно, дышать нечем. Все лапки в кровь изранила.

Крот. А я до твоего дома так и не добрался. Карабкался, карабкался, сколько шишек набил. Голодный, солнце в глаза - совсем ослеп.

Белка. Давай обратно меняться?

Крот. Давай.

Белка и крот, оглядевшись по сторонам, хором «А где ж медведь?»

Появляется заспанный медведь.

Медведь . Что такое? Что за шум?

К нему уже спешат лиса и волк.

Лиса . Я, серый, до твоего дома тоже не добралась, устала, пока поднялась на вершину оврага, в воду упала и всю свою красивую шубку грязью испачкала. Да и соседей у тебя нет, никакого общения.

Волк. Тесен и темен твой домик, кума.

Лиса. Как так?

Волк. А вот так. Да и сквозняки страшные, радикулит себе заработал. И к тому же соседи все время шумят - не выспишься.

Дятел идет и качается. А с ним и ремез.

Дятел » Дом твой малюсенький совсем, я в него еле пролез. А внутри такая качка, до сих пор голова кружится. Сырость кругом, нет жучков, которых я очень люблю, а одни комары. Когда я из твоего дома на свет божий выбирался, чуть в воду не упал.

Ремез. А меня чуть сова не съела, чудом спасся. Да и вода далеко, есть мне нечего. Жуки у тебя вон какие большие, я их есть не могу, а комариков моих нет.

Медведь . Не угодишь вам. Хотел как лучше, а вы чуть все не погибли. Но это дело поправимое. Давайте обратный обмен совершим. Ты, крот, можешь жить только в земле, а ты, белка, - на дереве. Лиса - в норе, а волк - в логове. Дятел должен лес лечить, а не камыши сторожить, а ты, ремез, в своей варежке, как в люльке, качаться.

Дятел . Ведь не даром говорится... Все звери хором: «От добра добра не ищут». Звучит музыка. Исполяется танец.

Ведущая. Человеку важно знать свой дом. Весь дом, а не один свой уголок. Важно осмыслить: надо жить в ладу с природой; почувствовать свою ответственность за планету Земля - огромную и такую одинокую в своих бедах и болях.

Берегите Землю! Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

На могиле тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Полумесяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите Землю! Берегите!

Исполняется заключительная песня или хоровод.

Чтобы вместе играть, чтобы крепко дружить,

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты.

Припев: Так давайте устроим большой хоровод,

Пусть все люди Земли с нами встанут в него,

Пусть по всюду звучит только радостный смех,

Пусть без слов станет песня понятной для всех.

Мы хотим кувыркаться в зеленой траве,

И смотреть как плывут облака в синеве,

И в прохладную речку нырять в летний зной,

И в ладони ловить теплый дождик грибной.

Припев.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки друг другу дарить,

Чтобы горе исчезло, пропала беда,

Чтобы яркое солнце светило всегда.

МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ.

ДЛЯ ВИКТОРИНЫ:

  1. столы, стулья для игроков и судей;
  2. эмблемы на столах;
  3. кроссворды, простые карандаши;
  4. цифры для жюри (листы бумаги, ручки, стаканчики со счетными палочками);
  5. песочные часы;
  6. деревянный бочонок с мелкими бочонками на которых написаны цифры;
  7. «черный ящик» с корой сосны и березы;
  8. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОПЫТОВ: (стакан с водой, стакан с молоком, еще 2 стакана с водой, камешки, легкие предметы);
  9. Книги о природе;
  10. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ СКАЗКИ: (домик, елки, муравейник, пеньки, камыши, вывеска «Лесное агенство недвижимости», лесная газета).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение –центр развития ребенка- детский сад №20 первой категории г. Фрязино, Московской области.