Государство – это особая организация политической публичной власти, которая располагает специальным аппаратом или механизмом управления обществом. Особая форма организации политической власти в обществе Власть и властные отношения

Государство - организация политической власти, осуществляющая управление обществом и обеспечивающая в нем порядок и стабильность.

Основными признаками государства являются: наличие определенной территории, суверенитет, широкая социальная база, монополия на легитимное насилие, право сбора налогов, публичный характер власти, наличие государственной символики.

Государство выполняет внутренние функции, среди которых — хозяйственная, стабилизационная, координационная, социальная и др. Существуют и внешние функции, важнейшими из которых являются обеспечение обороны и налаживание международного сотрудничества.

По форме правления государства делятся на монархии (конституционные и абсолютные) и республики (парламентские, президентские и смешанные). В зависимости от формы государственного устройства выделяют унитарные государства, федерации и конфедерации.

Государство

Государство — это особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной деятельности.

В историческом плане государство можно определить как социальную организацию, обладающую конечной властью над всеми людьми, проживающими в границах определенной территории, и имеющую главной своей целью решение общих проблем и обеспечение общего блага при сохранении, прежде всего, порядка.

В структурном плане государство предстает как разветвленная сеть учреждений и организаций, олицетворяющих три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную.

Государственная власть является суверенной, т. е. верховной, по отношению ко всем организациям и лицам внутри страны, а также независимой, самостоятельной по отношению к иным государствам. Государство — официальный представитель всего общества, всех его членов, именуемых гражданами.

Взимаемые с населения и полученные от него займы направляются на содержание государственного аппарата власти.

Государство — это универсальная организация, отличающаяся рядом не имеющих аналогов атрибутов и признаков.

Признаки государства

  • Принудительность — государственное принуждение первично и приоритетно по отношению к праву принуждать других субъектов в пределах данного государства и осуществляется специализированными органами в ситуациях, определяемых законом.
  • Суверенность — государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям, действующим в пределах исторически сложившихся границ.
  • Всеобщность — государство выступает от имени всего общества и распространяет свою власть на всю территорию.

Признаками государства являются территориальная организация населения, государственный суверенитет, сбор налогов, законотворчество. Государство подчиняет себе все население, проживающее на определенной территории, независимо от административно-территориального деления.

Атрибуты государства

  • Территория — определяется границами, разделяющими сферы суверенности отдельных государств.
  • Население — подданные государства, на которых распространяется его власть и под защитой которого они находятся.
  • Аппарат — система органов и наличие особого "класса чиновников" посредством которых функционирует и развивается государство. Издание законов и правил, обязательных для всего населения данного государства, осуществляется государственным законодательным органом.

Понятие государства

Государство возникает на определенной стадии развития общества как политическая организация, как институт власти и управления обществом. Существуют две основные концепции возникновения государства. В соответствии с первой концепцией государство возникает в ходе естественного развития общества и заключения договора между гражданами и правителями (Т. Гоббс, Дж. Локк). Вторая концепция восходит к идеям Платона. Она отвергает первую и настаивает на том, что государство возникает в результате покорения (завоевания) сравнительно небольшой группой воинственных и организованных людей (племя, раса) значительно превосходящего по численности, но менее организованного населения (Д. Юм, Ф. Ницше). Очевидно, в истории человечества имели место как первый, так и второй способ возникновения государства.

Как уже говорилось, вначале государство являлось единственной политической организацией в обществе. В дальнейшем, в ходе развития политической системы общества, возникают и другие политические организации (партии, движения, блоки и т. д.).

Термин «государство» обычно употребляется в широком и в узком значении.

В широком смысле государство отождествляется с обществом, с определенной страной. Например, мы говорим: «государства, входящие в ООН», «государства — члены НАТО», «государство Индия». В приведенных примерах под государством понимаются целые страны вместе со своими народами, проживающими на определенной территории. Такое представление о государстве доминировало в античности и в Средние века.

В узком смысле государство понимается как один из институтов политической системы, обладающий верховной властью в обществе. Такое понимание роли и места государства обосновывается в период формирования институтов гражданского общества (XVIII — XIX вв.), когда происходит усложнение политической системы и социальной структуры общества, появляется необходимость отделения собственно государственных институтов и учреждений от общества и других негосударственных институтов политической системы.

Государство — основной социально-политический институт общества, ядро политической системы. Обладая суверенной властью в обществе, оно управляет жизнедеятельностью людей, регулирует отношения между различными социальными слоями и классами, отвечает за стабильность общества и безопасность своих граждан.

Государство имеет сложную организационную структуру, которая включает следующие элементы: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебную систему, органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и др. Все это позволяет государству выполнять не только функции управления обществом, но и функции принуждения (институционализированного насилия) в отношении как отдельных граждан, так и больших социальных общностей (классов, сословий, нации). Так, в годы советской власти в СССР были фактически уничтожены многие классы и сословия (буржуазия, купечество, зажиточное крестьянство и др.), политическим репрессиям подвергались целые народы (чеченцы, ингуши, крымские татары, немцы и др.).

Признаки государства

Основным субъектом политической деятельности признается государство. С функциональной точки зрения государство — это ведущий политический институт, осуществляющий управление обществом и обеспечивающий порядок и стабильность в нем. С организационной точки зрения государство — это организация политической власти, вступающая в отношения с другими субъектами политической деятельности (например, гражданами). В таком понимании государство рассматривается как совокупность политических институтов (суды, система социального обеспечения, армия, бюрократия, органы местной власти и т.д.), ответственных за организацию социальной жизни и финансируемых обществом.

Признаки , которые отличают государство от других субъектов политической деятельности, состоят в следующем:

Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);

Суверенитет — государство полностью независимо во внутренних делах и в ведении внешней политики;

Многообразие используемых ресурсов — государство аккумулирует основные властные ресурсы (экономические, социальные, духовные и т.д.) для осуществления своих полномочий;

Стремление к представительству интересов всего общества - государство выступает от имени всего общества, а не отдельных лиц или социальных групп;

Монополия на легитимное насилие — государство имеет право применять силу, чтобы обеспечивать исполнение законов и наказывать их нарушителей;

Право сбора налогов — государство устанавливает и собирает с населения различные налоги и сборы, которые направляются на финансирование государственных органов и решение различных управленческих задач;

Публичный характер власти — государство обеспечивает защиту публичных интересов, а не частных. При осуществлении государственной политики обычно не возникает личных отношений между властью и гражданами;

Наличие символики — государство имеет свои признаки государственности — флаг, герб, гимн, особые символы и атрибуты власти (например, корона, скипетр и держава в некоторых монархиях) и т.д.

В ряде контекстов понятие «государство» воспринимают как близкое по значению к понятиям «страна», «общество», «правительство», но это не так.

Страна — понятие прежде всего культурно-географическое. Этот термин обычно употребляется в тех случаях, когда говорят о площади, климате, природных зонах, населении, национальностях, религиях и т.д. Государство — понятие политическое и обозначает политическую организацию той иной страны — форму ее правления и устройства, политический режим и т.д.

Общество — понятие более широкое, чем государство. Например, общество может быть над государственным (общество как все человечество) или догосударственным (таковы племя и первобытный род). На современном этапе понятия общества и государства тоже не совпадают: публичная власть (скажем, слой профессионалов-управленцев) относительно самостоятельна и обособлена от остального общества.

Правительство - только часть государства, его высший распорядительный и исполнительный орган, инструмент осуществления политической власти. Государство — устойчивый институт, вто время как правительства приходят и уходят.

Общие признаки государства

Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

К числу таких признаков относятся следующие:

  • публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
  • определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;
  • суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;
  • монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;
  • право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;
  • обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;
  • претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

При выполнении внутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляя внешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

Из теории и практики мы знаем о большом разнообразии типов и форм государств. Но все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

♦ наличие публичной власти;

♦ суверенитет;

♦ территория и административно-территориальное деление;

♦ правовая система;

♦ гражданство;

♦ налоги и сборы.

Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

Органы безопасности и полиция (милиция);

Суды и прокуратура;

Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Особенности публичной власти:

◊ отделена от общества;

◊ не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

◊ чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

◊ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

◊ опирается на писаное формализованное право;

◊ подкреплена принудительной силой государства.

Наличие специального аппарата принуждения . Только госу­дарство имеет суд, прокуратуру, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отно­шениях.

Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Разделение населения на территории

Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду. В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоян­ным перемещениям людей.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Сущность государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей:

~ этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.

Общество представляет собой определенную истерически сложившуюся форму общности людей.

Любому сообществу людей присущи различия между ними и определенная степень организованности, урегулированности, упорядоченности общественных отношений. Разделение труда в экономике объективно ведет к формированию различных слоев, каст, классов людей. Отсюда и различия в их сознании, мировоззрении.

Социальный плюрализм лежит в основе формирования и политических идей, учений. Политическое устройство общества по логике вещей отражает его социальное разнообразие. Поэтому в любом обществе одновременно функционируют силы, стремящиеся к тому, чтобы превратить его в более или менее целостный организм. Иначе сообщество людей не есть общество.

Государство выступает той внешней (обособляющейся в определенной мере от общества) силой, которая организует общество и охраняет его целостность. Государство- это публично учреждаемая власть, оно не есть общество: оно до некоторой степени отделяется от него и образует силу, призванную организовать общественную жизнь, управлять ею.

Таким образом, с появлением государства общество раскалывается на две части - на государство и остальную, негосударственную часть, которая и является гражданским обществом.

Гражданское общество - это дееспособная система социальных, экономических, политических, правовых и иных отношений, складывающихся в обществе в интересах его членов и их объединений. Для оптимального управления и защиты этих отношений гражданское общество учреждает государство - политическую власть этого общества. Гражданское общество и общество вообще - это не одно и то же. Общество составляет вся общность людей, включая и государство со всеми его атрибутами; гражданское же общество - часть общества за исключением государства как организации его политической власти. Гражданское общество появляется и оформляется позже общества как такового, но оно появляется непременно с появлением государства, функционирует во взаимодействии с ним. Нет государства - нет и гражданского общества. Гражданское общество нормально функционирует лишь тогда, когда в деятельности государственной власти общечеловеческие ценности и интересы общества находятся на первом плане. Гражданское общество - общество граждан, имеющих различные групповые интересы.

Государство как организация политической власти определенного общества от иных организаций и институтов общества отличается следующими признаками.

1. Государство - это политико-территориальная организация общества, территория которого находится под суверенитетом данного государства, устанавливается и закрепляется в соответствии с историческими реалиями, международными соглашениями. Государственная территория - это территория, не только объявленная каким-то государственным образованием, но и признанная таковой в международном порядке.

2. Государство отличается от других организаций общества тем, что оно представляет собой публичную власть, содержащуюся на налоги и сборы с населения. Публичная власть является учрежденной властью.

3. Государство отличается наличием специального аппарата принуждения. Только оно имеет право содержать армии, органы безопасности и общественного порядка, суды, прокуратуру, тюрьмы, места заключения. Это сугубо государственные атрибуты, и ни одна другая организация в государственном обществе не имеет право образовывать и содержать такой специальный аппарат принуждения.

4. Государство и только оно может облекать свое веление в общеобязательную форму. Закон, право - это атрибуты государства. Только оно имеет право издавать обязательные для всех законы.

5. Государство, в отличие от всех других организаций в обществе, обладает суверенитетом. Суверенитет государства - это политико-правовое свойство государственной власти, выражающее ее независимость от всякой иной власти внутри и вне границ страны и состоящее в праве государства самостоятельно, свободно решать свои дела. Двух одинаковых властей в одной стране не бывает. Государственная власть - верховная и не разделимая с кем-либо власть.

Основные концепции возникновения государства и права и их анализ.

Выделяются следующие теории происхождения государства: теологическая (Ф.Аквинский); патриархальная (Платон, Аристотель); договорная (Ж.-Ж.Руссо, Г.Гроций, Б.Спиноза, Т.Гоббс, А.Н.Радищев); марксистская (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин); теория насилия (Л.Гумплович, К.Каутский); психологическая (Л.Петражицкий, Э.Фромм); органическая (Г.Спенсер).

Основная идея теологической теории - божественный первоисточник происхождения и сущности государства: вся власть от бога. В патриархальной теории Платона и Аристотеля идеальное справедливое государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха олицетворяется с властью отца над членами его семьи. Они считали государство обручем, скрепляющим своих членов на основе взаимного уважения и отеческой любви. Согласно договорной теории государство возникает в результате заключения общественного договора между людьми, находящимися в «естественном» состоянии, который превращает их в единое целое, в народ. Теория насилия заключается в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. Психологическая теория объясняет причины возникновения государства свойствами психики человека, его биопсихическими инстинктами и т.п. Органическая теория считает государство результатом органической эволюции, разновидностью которой является социальная эволюция.

Существуют следующие концепции права: нормативизм (Г.Кельзен), марксистская школа права (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин), психологическая теория права (Л.Петражицкий), историческая школа права (Ф.Савиньи, Г.Пухта), социологическая школа права (Р.Паунд, С.А.Муромцев). Суть нормативизма состоит в том, что право рассматривается как явление должного упорядочения системы норм. Психологическая теория права понятие и сущность права выводит из правовых эмоций людей, во-первых, позитивного переживания, отражающего установления государственные и, во-вторых, интуитивного переживания, которое выступает реальным, «действительным» правом. Социологическая школа права отождествляет право с судебными и административными решениями, в которых видится «живое право», тем самым создается правопорядок, или порядок правоотношений. Историческая школа права исходит из того, что право есть общее убеждение, общий «национальный» дух, а законодатель выступает главным его представителем. Марксистское понимание сущности права заключается в том, что право есть лишь возведенная в закон воля господствующих классов, воля, содержание которой обусловлено материальными условиями жизни этих классов.

Функции государства - это основные направления его политической деятельности, в которых выражаются его сущность и социальное назначение.

Важнейшей функцией государства является охрана и гарантия прав человека и гражданина. Функции государства разделяются по следующим видам:

I. По субъектам:

функции законодательных органов власти;

исполнительные функции;

функции правосудия;

II. По направлениям:

1. Внешние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ни внешних задач

1) поддержание мира;

2) сотрудничество с иностранными государствами.

2. Внутренние функции - это направление деятельности государства по решению стоящих перед ним внутренних задач

1) экономическая функция;

2) политическая функция;

3) социальная функция;

III. По сфере деятельности:

1) правотворческую;

2) правоприменительную;

3) правоохранительную.

Форма государства - это внешняя, видимая организация государственной власти. Она характеризуется: порядком образования и организации высших органов власти в обществе, способом территориального устройства государства, отношением между центральной и местной властью, приемами и методами осуществления государственной власти. Поэтому, раскрывая вопрос о форме государства, нужно выделить три его составные части: форму правления, форму государственного устройства, государственный режим.

Под формой государственного устройства понимается административно-территориальное устройство государства: характер взаимоотношений между государством и его частями, между частями государства, между центральными и местными органами власти.

Все государства по своему территориальному устройству подразделяются на простые и сложные.

Простое или унитарное государство не имеет внутри себя обособленных государственных образований, пользующихся определенной самостоятельностью. Оно подразделяется лишь на административно-территориальные единицы (провинции, губернии, уезды, земли, области т.д.) и имеет единые, общие для всей страны высшие органы власти управления.

Сложное государство состоит из обособленных государственных образований, пользующихся той или иной самостоятельностью. К сложным государствам относятся империи, конфедерации и федерации.

Империя - насильственно созданное сложное государство, степень зависимости составных частей которого от верховной власти весьма различна.

Конфедерация - государство, создаваемое на добровольной (договорной) основе. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность, объединяют свои усилия в достижении общих целей.

Органы конфедерации образуются из представителей входящих в нее государств. Конфедеративные органы непосредственно не могут принуждать членов союза к исполнению своих решений. Материальная база конфедерации создается за счет взносов ее членов. Как показывает история, конфедерации существуют недолго и либо распадаются, либо преобразуются федеративные государства (например, США).

Федерация - суверенное сложное государство, имеющее в своем составе государственные образования, называемые субъектами федерации. Государственные образования в федеративном государстве отличаются от административных единиц в унитарном государстве тем, что обычно имеют конституцию, высшие органы власти, а следовательно, и собственное законодательство. Однако государственное образование - это часть суверенного государства и поэтому государственным суверенитетом в классическом его понимании не обладает. Для федерации характерно такое государственное единство, какого не знает конфедерация, от которой она отличается рядом существенных признаков.

По правовым нормам закрепления государственных связей. В федерации эти связи закрепляются конституцией, а в конфедерации, как правило - договором.

По правовому статусу территории. В федерации есть единая территория, образованная в результате объединения ее субъектов с принадлежащей им территорией в одно государство. У конфедерации есть территория государств, вступающих в союз, но нет единой территории.

Федерация отличаемся от конфедерации решением вопроса о гражданстве. В ней имеется единое гражданство и одновременно гражданство ее субъектов. В конфедерации не существует единого гражданства, есть гражданство в каждом государстве, вступившем в союз.

В федерации существуют общие для всего государства высшие органы государственной власти и управления (федеральные органы). В конфедерации таких органов нет, создаются лишь органы, решающие общие для нее вопросы.

Субъекты конфедерации обладают правом нуллификации, то есть отмены акта, принятого органом конфедерации. В конфедерации принята практика ратификации акта органа конфедерации, тогда как акты федеральных органов власти и управления, принятые по их предметам ведения, действуют на всей территории федерации без ратификации.

Федерация отличается от конфедерации наличием единых вооруженных сил и единой денежной системы.

Форма правления - это организация государственной власти, порядок образования ее высших органов, их структура, компетенция, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением. Платон, а за ним и Аристотель выделяли три возможные формы государственного правления: монархию - власть одного, аристократию - власть лучших; политию - власть народа (в малом государстве-полисе). Вообще все государства по форме правления подразделяются на деспотию, монархию и республику.

Деспотия представляет собой государство, в котором вся власть принадлежит одному лицу, господствует произвол, и отсутствуют или не действуют законы. Таких государств в современном мире, к счастью, нет или очень мало.

Монархия - государство, главой которого является наследственно приходящий к власти монарх. В историческом плане различаются: раннефеодальная монархия, сословно-представительная, абсолютная монархия с неограниченной единоличной властью монарха, ограниченная монархия, дуалистическая. Различаются также парламентская монархия (Великобритания), выборная монархия (Малайзия).

Республика - это представительная форма правления, при которой органы государственной власти формируются через избирательную систему. Различаются: аристократическая, парламентская, президентская, советская, народно-демократическая республика и некоторые другие формы.

Парламентская или президентская республики отличаются друг от друга ролью и местом парламента и президента в системе государственной власти. Если парламент формирует правительство и контролирует его деятельность напрямую, то это парламентская республика. Если же исполнительная власть (правительство) формируется президентом и он обладает дискреционной властью, то есть властью, зависящей лишь от его личного усмотрения по отношению к членам правительства, то такая республика - президентская.

Парламент - это орган законодательной государственной власти. В разных странах он называется по-разному: в США - Конгрессом, в России - Федеральным Собранием, во Франции - Национальным Собранием и т.д. Парламенты, как правило, бывают двухпалатными (верхняя и нижняя палата). Классические Парламентские республики - Италия, Австрия.

Президент - выборный Глава государства и высшее должностное лицо в нем, которое представляет государство в международных отношениях. В президентских республиках он является и главой исполнительной власти и верховным главнокомандующим вооруженных сил страны. Президент избирается на определенный конституционный срок. Классические Президентские республики - США, Сирия.

Государственно-правовой (политический) режим - это совокупность приемов и методов, с помощью которых органами государства осуществляется власть в обществе.

Демократический режим - это режим, основанный на полновластии народа, т.е. на его реальном участии в делах государства, общества, на признании прав и свобод человека.

Основными критериями, с помощью которых оценивается демократичность государства, являются:

1) провозглашение и фактическое признание народного (не национального, не классового и пр.) суверенитета через широкое участие народа в делах государства, его влияние на решение основных вопросов жизни общества;

2) наличие конституции, гарантирующей, закрепляющей широкие права и свободы граждан, их равенство перед законом и судом;

3) наличие разделения власти на основе верховенства закона;

4) свобода деятельности политических партий и объединений.

Наличие официально закрепленного демократического режима с его институтами - один из основных показателей влияния гражданского общества на формирование и деятельность государства.

Авторитарный режим – абсолютно-монархический, тоталитарный, фашистский и т.д. - проявляется в отрыве государства от народа, подменой его (народа) как источника государственной власти властью императора, вождя, генерального секретаря и пр.

Государственный аппарат - это часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

Государственный аппарат состоит из государственных органов (органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, прокуратура).

Государственный орган - это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата.

Государственный орган:

1. осуществляет от имени государства его функции;

1. имеет определенную компетенцию;

1) обладает властными полномочиями;

· характеризуется определенной структурой;

· имеет территориальный масштаб деятельности;

· образуется в порядке, установленном законом;

1) устанавливает правовые связи личного состава.

Виды государственных органов:

1) по способу возникновения: первичные (они никакими органами не создаются, они возникают либо в порядке наследования либо в порядке избрания путем выборов) и производные (создаются первичными органами, которые наделяют их властными полномочиями. Это исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и др.)

2) по объему властных полномочий: высшие и местные (не все местные органы являются государственными (например, органы местного самоуправления не являются государственными). Высшие распространяют свое влияние на всю территорию, местные - только на территорию административно-территориальной единицы)

3) по широте компетенции: общей (Правительство) и специальной (отраслевой) компетенции (Минфин, Минюст).

4) коллегиальные и единоличные.

· по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные, судебные, контрольные, правоохранительные, распорядительные.

Основные предпосылки возникновения и развития учения о правовом государстве.

Еще в самом начале развития цивилизации человек пытался уяснить и усовершенствовать формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справедливости и несправедливости, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необходимость ограничения своей свободы, формировались социальные стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные авторитетом и укладом самой жизни. Предпосылками учения о правовом государстве можно считать идеи о незыблемости и верховенстве закона, о его божественном и справедливом содержании, о необходимости соответствия закона праву. Еще Платон писал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет сил и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги». Теорию о разделении властей предложил Дж.Локк, Ш.Монтескье был его последователем. Философское обоснование учения о правовом государстве и его системном виде связывают с именами Канта и Гегеля. Словосочетание «правовое государство» впервые встречается в работах немецких ученых К.Велькера и И.Х.Фрайхера фон Аретина.

К концу ХХ столетия в ряде развитых стран сложились такие типы правовых и политических систем, принципы построения которых во многом соответствуют идем правовой государственности. В конституциях и иных законодательных актах ФРГ, США, Франции, России, Англии, Австрии, Греции, Болгарии и других стран содержатся положения, прямо или косвенно фиксирующие, что данное государственное образование является правовым.

Правовое государство - это правовая (справедливая) организация государственной власти в высококвалифицированном, культурном обществе, нацеленном на идеальное использование государственно-правовых институтов для организации общественной жизни в подлинно народных интересах.

Признаками правового государства являются:

верховенство в обществе легитимного закона;

разделение власти;

взаимопроникновение прав человека и гражданина;

взаимная ответственность государства и гражданина;

справедливая и эффективная правозащитная деятельность и др.

Сущность правового государства сводится к его подлинной демократичности, народности. К принципам правового государства относятся:

принцип приоритета права;

принцип правовой защищенности человека и гражданина;

принцип единства права и закона;

принцип правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти (власть в государстве обязательно должна делиться на законодательную, исполнительную и судебную);

принцип верховенства закона.

Принцип разделения властей и его сущность.

1) Конституционное закрепление принципа разделения власти с четким указанием пределов прав каждой власти и определением средств сдержек и противовесов в рамках взаимодействия трех ветвей власти. При этом важно, чтобы конституция в конкретном государстве принималось специально созданной организацией (конституционной ассамблеей, конвентом, учредительным собранием и др.). Это необходимо, чтобы законодательная власть сама не определяла свой объем прав и обязанностей.

2) Юридическое ограничение пределов властных полномочии ветвей власти. Принцип разделения власти не позволяет ни одной ветви власти обладать неограниченными полномочиями: они ограничиваются конституцией. Каждая ветвь власти наделяется правами воздействия на другую, если та становится на путь нарушения конституции и законодательства.

3) Взаимное участие в кадровом наполнении органов власти. Этот рычаг сводится к тому, что законодательная власть участвует в формировании высших должностных лиц исполнительной власти. Так, в парламентских республиках правительство формируется парламентом из числа представителей, той партии, которая одержала победу на выборах и имеет большее количество мест в нем.

4) Вотум доверия или недоверия. Вотум доверия или недоверия - это воля, выраженная большинством голосов в органе законодательной власти по поводу одобрения или неодобрения политической линии, определенной акции или законопроекта правительства. Вопрос о вотуме может поставить само правительство, орган законодательной власти, группа депутатов. Если орган законодательной власти выразил вотум недоверия, то правительство уходит в отставку или распускается парламент и объявляются выборы.

5) Право вето. Вето - это безусловный или отлагательный запрет, налагаемый одним органом власти на постановления другого. Правом вето пользуется Глава государства, а также верхняя палата при двухпалатной системе по отношению к постановлениям нижней палаты.

Президенту принадлежит право отлагательного вето, которое парламент может преодолеть путем вторичного рассмотрения и принятия постановления квалифицированным большинством.

6) Конституционный надзор. Конституционный надзор означает наличие в государстве специального органа, призванного следить за тем, чтобы ни одна власть не нарушала требования конституции.

7) Политическая ответственность высших должностных лиц государства. Политическая ответственность - это предусмотренная конституцией ответственность за политическую деятельность. От уголовной, материальной, административной, дисциплинарной ответственности она отличается основанием наступления, процедурой привлечения к ответственности и мерой ответственности. Основанием политической ответственности являются поступки, характеризующие политическое лицо виновного, затрагивающие его политическую деятельность.

8) Судебный контроль. Любые органы государственной власти, управления, которые непосредственно и неблагоприятным образом затрагивают личность, имущество или права индивида, должны подлежать надзору судов с правом окончательного решения о конституционности.

Право: понятие, нормы, отрасли

Социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимодействия, возникающие в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие типу культуры и характеру его организации.

Классификация социальных норм:

1. По сферам действия (в зависимости от содержания жизни общества, в которых они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регулирования):

· политические

1) экономические

1) религиозные

· экологические

2. По механизму (регулятивным особенностям):

· нормы морали

· нормы права

· корпоративные нормы

Право - это система установленных и гарантированных государством формально определенных правил поведения общего характера, обусловленных в конечном счете материальными и духовно-культурными условиями жизни общества. Сущность права заключается в том, что оно направлено на установление справедливости в обществе. Как общественный институт оно как раз и было найдено для того, чтобы противостоять насилию, произволу, хаосу с позиции справедливости и нравственности. Поэтому право всегда выступает в обществе стабилизирующим, усмиряющим фактором. Его главное предназначение - обеспечить согласие, гражданский мир в обществе с позиций прав человека.

В современной юридической науке термин «право» использовался в нескольких значениях (понятия):

· Право – это социально-правовые притязания людей, например, право человека на жизнь, право народа на самоопределение и др. эти притязания обусловлены природой человека и общества и считаются естественными правами.

· Право – система юридических норм. Это – право в объективном смысле, т.к. нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц. Данный смысл включается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «гражданское право» и др.

· Право – обозначает официальное признание возможности, которыми располагает физическое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья и др. Здесь речь идет о праве в субъективном смысле, т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу – субъекту права. Т.е. государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему.

Признаки права, отличающие его от социальных норм первобытного общества.

1. Право - это установленные государством и обеспеченные им в исполнении правила поведения. Производность права от государства - объективная реальность. Если нет связи с государством, то такое правило поведения не является правовой нормой. Эта связь в некоторых случаях проявляется через санкционированные государством правила поведения, установленные негосударственными структурами.

2. Право - это формально определенное правило поведения. Определенность - его важный признак. Право всегда есть противостояние произволу, бесправию, хаосу и т.д., а поэтому оно само должно иметь четко определенную форму, отличаться нормативностью. Сегодня и у нас приобретает важное значение принцип, согласно которому, если юридическое право соответствующим образом не оформлено и не доведено до сведения адресатов (т.е. не опубликовано), им нельзя руководствоваться при решении конкретных дел.

3. Право - это правило поведения общего характера. Оно отличается неконкретностью адресатов, рассчитано на неоднократное применение.

4. Право - это правило поведения общеобязательного характера. Оно распространяется на всех, начиная от президента и кончая рядовым гражданином. Общеобязательность права обеспечивается государственной гарантией.

5. Право представляет собой систему норм, что означает его внутреннюю непротиворечивость, согласованность и беспробельность.

6. Право - это система таких правил поведения, которые вызваны материальными и культурными условиями жизни общества. Если условия не позволяют реализовать содержащиеся в правилах поведения требования, то лучше воздержаться от установления таких правил, иначе будут приняты неработающие нормы.

7. Право - это система правил поведения, выражающих волю государства

Норма права - это установленное или санкционированное государством правило поведения.

Норма права содержит в себе государственное веление, она рассчитана на регулирование не какого-то отдельного, единоличного отношения, а на неоднократное применение к заранее не определенным лицам, вступающим в определенные виды общественных отношений.

Любая логически завершенная правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза - это та часть нормы, где речь идет о том, когда, при каких обстоятельствах данная норма действует.

Диспозиция - часть нормы, где излагается ее требование, то есть что запрещается, что дозволяется и т.д.

Санкция - часть нормы, где речь идет о неблагоприятных последствиях, которые наступят в отношении нарушителя требований этой нормы.

Система права - это обусловленное состоянием общественных отношений целостное строение действующих правовых норм, которое выражается в их единстве, согласованности и дифференциации на отрасли и институты. Система права - это юридическая категория, означающая внутреннее строение правовых норм любой страны.

Отрасль права - обособленная совокупность юридических норм, институтов, регулирующая однородные общественные отношения (например, нормы права, регулирующие земельные отношения – отрасль земельного права). Отрасли права делятся на отдельные взаимосвязанные элементы – институты права.

Институт права – обособленная группа юридических норм, регулирующая общественные отношения конкретного вида (институт права собственности в гражданском праве, институт гражданства – в конституционном праве).

Основные отрасли права:

Конституционное право - отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения граждан, систему органов государства и их основные полномочия.

Административное право – регулирует отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов государства.

Финансовое право – представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

Земельное право - представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере использования и охраны земли, ее недр, вод, лесов.

Гражданское право – регулирует имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Нормы гражданского права закрепляют и охраняют различные формы собственности, определяют права и обязанности сторон в имущественных отношениях, регулируют отношения, связанные с созданием произведений искусства, литературы.

Трудовое право – регулируют общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

Семейное право - регулируют брачно-семейные отношения. Нормы устанавливают условия и порядок вступления в брак, определяют права и обязанности супругов, родителей, детей.

Гражданско-процессуальное право - регулируют общественные отношения возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных споров.

Уголовное право – комплекс норм, устанавливающих какое общественно-опасное деяние – преступление и какое наказание применяется. Нормы определяют понятие преступления, устанавливают виды преступлений, виды и размеры наказаний.

Источник права - это специальная юридическая категория, которая используется для обозначения формы внешнего выражения правовых норм, формы их бытия, объективирования.

Выделяются четыре вида источников: нормативно-правовые акты, санкционированные обычаи или деловые обыкновения, судебный и административный прецеденты, нормы между народного права.

Нормативно-правовые акты - это письменные решения уполномоченного субъекта правотворчества, устанавливающие, изменяющие или отменяющие правовые нормы. Нормативно-правовые акты классифицируются по различным признакам:

Санкционированные обычаи и деловые обыкновения. Эти источники в российской правовой системе используются в очень редких случаях.

Судебный и административный прецеденты как источники права широко используются в странах с англосаксонской правовой системой.

Нормы международного права.

Нормативно-правовой акт - это официальный документ, созданный компетентными органами государства и содержащей обязательные юридические нормы. Это внешнее выражение нормы права.

Классификация нормативно-правовых актов

По юридической силе:

1) законы (акты, обладающие высшей юридической силой);

2) подзаконные акты (акты, основанные на законах и им не противоречащие). Все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными. Пример: постановления, указы, положения и др.

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты:

акты референдума (непосредственного народного волеизъявления);

акты органов государственной власти

акты органов местного самоуправления

акты Президента

акты органов управления

акты должностных лиц государственных и негосударственных органов.

При этом могут быть акты:

принятые одним органом (по вопросам общего ведения)

совместно несколькими органами (по вопросам совместного ведения)

По отраслям права (уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые и т.д.)

По сфере действия:

акты внешнего действия (общеобязательны для всех - охватывают всех субъекты (например, федеральные законы, федеральные конституционные законы).

внутреннего действия (касаются только субъектов, входящих в конкретное министерство, лиц, проживающих на определенной территории, занимающихся определенным видом деятельности)

Различают действие нормативно-правовых актов:

по кругу лиц (на кого распространяется данный нормативно-правовой акт)

по времени (вступление в силу - как правило, с момента опубликования; возможность применения обратной силы)

в пространстве (как правило, на всю территорию)

В Российской Федерации действуют следующие нормативно-правовые акты, расположенные по юридической силе: Конституция РФ, федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента (указы), Правительства (постановления и распоряжения), министерств и ведомств (приказы, инструкции). Также есть: локальные нормативно-правовые акты (нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ) - действуют только на территории субъекта; нормативный договор; обычай.

Закон: понятие и разновидности.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:

1) по значимости и юридической силе: конституционные федеральные законы и обыкновенные (текущие) федеральные законы. Главный конституционный закон - сама Конституция. Федеральные конституционные законы - это законы, вносящие поправки к главам 3-8 Конституции, а также законы, которые принимаются по наиболее важным вопросам, указанным в Конституции (Федеральный конституционный закон о: Конституционном суде, референдуме, правительстве).

Все остальные законы - обыкновенные (текущие).

2) по органу, принимающему закон: законы общефедеральные и законы субъектов РФ (действуют только на территории субъекта и не могут противоречить общефедеральным).

3) по объему и объекту регулирования: общие (посвящены целой сфере общественных отношений - например - кодекс) и специальные (регулируют узкую область общественных отношений).

Правоотношения и их участники

Правоотношение - это общественное отношение, складывающееся между его участниками на основе действия правовых норм. Правоотношениям присущи следующие признаки:

стороны правоотношения всегда обладают субъективными правами и несут обязанности;

правоотношение - это такое общественное отношение, в котором осуществление субъективного права и исполнение обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения;

правоотношение выступает в

Тест по курсу «Политические системы современной России»
1.Какую функцию выполняет подсистема политики

А) функцию адаптации

Б) функцию целеполагания

В) функцию координации

Г) функцию интеграции
2.Особая организация политической власти в сообществе, занимающем определенную территорию, имеющем собственную систему управления и обладающем внутренним и внешним суверенитетом называется

А) государство

Б) страна

В) город


Г) конфессия
3.К национальному государству относится

А) религиозная община, объединяемая единством вероучения

Б) общность людей на этнической основе, способная служить основанием либо одним из элементов нации

В) идеология и практика сосуществования различных культурных групп

Г) особая организация политической власти в сообществе.
4.Политическая система, сложившаяся после Второй мировой войны и характеризующаяся противостоянием двух блоков государств - социалистического во главе с СССР и капиталистического во главе с США, называется

А) Североатлантическое мироустройство

Б) Варшавское мироустройство

В) Вашингтонское мироустройство

Г) Ялтинское мироустройство
5. Международное учреждение Организация Объединенных Наций была создана для

А) проведения и контроля свободной международной торговли

Б) решения мировых конфликтов

В) проведения агрессивной информационной политики

Г) предотвращения мирового экономического кризиса
6.Как называлась Организация стран - производителей и экспортеров нефти, которая была создана в 60-е годы XX

А) ОПЕК


Б) ЕС
Г) ТНК
7.Кто проводил из перечисленных ниже стран политику «открытых дверей»
Б) Китай

В) Япония

Г) Германия
8.Как называется система исполнения функций государства, при которой значительная их часть автоматизируется и переносится в Интернет

А) электронная почта

Б) информационная экономика

В) электронное правительство

Г) информационное общество
9. Приватизацией называют

А) денежная оплата права пользования арендуемым имуществом

Б) процесс передачи государственной собственности в частный сектор

В) доход, который приносят факторы производства

Г) процесс подготовки и исполнения ряда последовательных сделок между кредитополучателем и его кредиторами и дебиторами.

10. Какая страна из ниже перечисленных, является президентской республикой

А) Франция;

Б) ФРГ;


В) Китай;

Г) Россия.


11.Как завершился конфликт между Съездом народных депутатов и Президентом Борисом Ельциным, после распада СССР

А) принятием новой Конституции и выборами в российский парламент

Б) только принятием новой Конституции

В) только выборами в российский парламент

Г) введение должности президента
12. Нижней палатой российского парламента, состоящая из 450 депутатов является

А) Федеральное Собрание

Б) Государственная Дума

В) Совет Федерации

Г) Съезд народных депутатов
29.Государство, законодательно провозгласившее приоритет одной из наций, проживающих на его территории называется

А) моноэтническое государство

Б) полиэтническое государство

В) национальное государство

Г) империя
13. Эмитентом называют

А) обязательный государственный денежный сбор, взимаемый таможенными органами при вывозе товаров за пределы государства

Б) вид политико-экономической деятельности, основной сферой которой является установление регламента и финансово-правовое регулирование в сфере экономических операций

В) юридическое лицо, выпускающее эмиссионные ценные бумаги

Г) целенаправленное действие по ограничению или минимизации риска, метод финансирования риска, заключающийся в передаче риска.
14. Чувство гордости за свою нацию и стремление к ее возвеличиванию называется

Б) самосохранения;

В) гордости;

Г) патриотизма.
15.Под идеологическим доминированием понимается

А) высокий уровень развития коммуникационных технологий;

Б) предполагает контроль за основными объектами собственности в других странах;

В) когда одну систему взглядов пытаются навязать всем странам;

Г) предполагает контроль за большими денежными ресурсами.
16. Демократия в её современном понимании имеет своё начало в

А) Древнем Египте;

Б) Древней Греции;

В) Древнем Китае;

Г) Древней Индии.
17.В каких из ниже перечисленных стран, существует конституционная монархия

А) Россия;

Б) Испания;

В) Франция;

18.Государство, обеспечивающее приоритет таких ценностей, как свобода, права человека, частная собственность, выборность и подотчетность народу органов власти в сочетании с формированием органов власти исключительно народом данной страны называется

А) конституционная демократия;

Б) эгалитарная демократия;

В) социалистическая демократия;

Г) суверенная демократия.


19. В последнее время значимым элементом концепции государственной безопасности в России становится

А) суверенная демократия

Б) олигархическая демократия;

В) конституционная демократия;

Г) социалистическая демократия.
20.Способность страны выдерживать конкуренцию в международных экономических отношениях называется

А) национальная политика;

Б) конкурентоспособность страны;

В) информационная модель экономики;

Г) политико-экономическая деятельность страны.
21.Совокупность экономических, социальных, правовых и организационных принципов управления в государстве, которое состоит из субъектов, сохраняющих в большей или меньшей степени политическую самостоятельность, называется

А) конституционализм;

Б) унитаризм;

В) федерализм;

Г) демократизм.
22.Под коррупцией понимается

А) преступная деятельность в сфере государственного и муниципального управления, направленная на извлечение материальной выгоды из служебного положения и властных полномочий;

Б) принцип устройства общества, при котором успех, продвижение, карьера, общественное признание человека и гражданина напрямую зависят от его личных заслуг перед обществом;

В) показатель материального благосостояния людей, измеряемый величиной их дохода (например, ВНП на душу населения) или с помощью индикаторов материального потребления;

Г) сплоченные социальные общности, подготавливающие и принимающие важнейшие решения в сфере экономики и бизнеса.
23.Одобрение и поддержка законной власти народом называется

А) суверенитет;

Б) легитимность;

В) законопослушность;

Г) митинг.
24.Сфера деятельности людей, которая неизбежно оказывает определяющее, властное влияние на все остальные сферы, является

А) экономика;

Б) религия;

В) политика;

Г) информация.
25.Систематически организованное мировосприятие, выражающее интересы определенной общественной группы (класса, сословия, профессиональной корпорации, религиозного сообщества и т. д.) и требующее подчинения индивидуальных помыслов и поступков каждого члена такой группы целям борьбы за участие во власти называется

А) политическая идеология;

Б) идеологическая борьба;

В) политическое сознание;

Г) политическая культура.

26.Как называется общество, где власть пытается насильственно утвердить идеалы господствующей идеологии в сознании граждан и в практической жизни

А) культурное общество;

Б) идеократическое общество;

В) индустриальное общество;

Г) демократическое общество.


27.К чему приводит наличие многопартийности

А) к политической оппозиции;

Б) к соблюдению верховенства закона;

В) к политической конкуренции;

Г) к свободе получения и распространения информации.
28.Как называется форма организации государства, при которой законодательная власть в стране принадлежит выборному представительному органу (парламенту) и глава государства избирается населением (или специальным избирательным органом) на определенный срок

А) конституционная;

Б) республиканская;

В) федеративная;

Г) монархическая.
29. Высшим законодательным органом страны в парламентской республике является

А) парламент;

Б) законодательное собрание;

В) дума;


Г) партия.
30. Какая страна из ниже перечисленных, является парламентской республикой

А) ФРГ;


Б) США;

В) Россия;

Г) Франция.

Политическое сообщество - общественная группаГРУППА
- стабильная общность людей, объединенных едиными интересами, мотивами нормами деятельности, кол..., характеризующаяся признаваемой общностьюОБЩНОСТЬ
- совокупность людей, связанная сходством жизненных условий, единством ценностей и норм, отношен... интересов (shared interests), наличием определенных средств для того, чтобы сдерживать разрушительное насилиеНАСИЛИЕ
- целенаправленное силовое принуждение, действие одного субъекта над другим субъектом, осуществл..., а также учреждений и институтов для принятия и проведения в жизнь совместных решений.

Можно выделить разные основание идентичности внутри политических сообществ, которые менялись на протяжении истории.

1. Родовая или кровнородственная.

В таких сообществах иерархия возникает на основе общности происхождения, рода, соответственно существует возрастная иерархия.

Переходной формой от родовых сообществ к локальным и социальным являются вождества.

Вождество занимает среднюю ступень и понимается как промежуточная стадия интеграции между акефальными обществами и бюрократическими государственными структурами.

Вождества обычно состояли из общин численностью 500-1000 человек. Каждая из них возглавлялась помощниками вождя и старейшинами, которые соединяли общины с центральным поселением.

Реальная власть вождя была ограничена советом старейшин. Совет при желании мог сместить неудачливого или неугодного вождя, а также выбирал из его родственников нового вождя.

  • вождество – один из уровней социокультурной интеграции, который характеризуется надлокальной централизацией.
  • По сути вождество – не просто локальная организация, но и предклассовая система.

2. Религиозная и этническая.

Примерами таких сообществ могут служить христианские общины, приходы как социальные организации.

А также УММА - в исламе - религиозная община.

С помощью термина "Умма" в Коране обозначались людские сообщества, составлявшие в своей совокупности мир людей.

История человечества в Коране - это последовательная смена одной религиозной общины другой, все они составляли некогда единую Умму людей, объединенных общей религией.. Возникновение У. как социальной организации ознаменовало становление структуры отношений господства - подчинения при абсолютном характере верховной власти.

3. Формальный признак гражданства

Пример - Полис.

Политическое сообщество, с ярко выраженной публичностью

органы власти не были отделены от населения

они слабо выражены, рано говорить о наличии специального аппарат управления

на небольшой территории, необзятально должны быть органы власти

ставит под сомнение, что полис это город-государство.

Вообще, полис (цивитас) – гражданская община, город-государство.

Форма социально-экономической и политической организации общества и государства в Др. Греции, и Др. Риме.

Возник в 9-7 вв. до н.э.

Полис составляли полноправные граждане, имеющие право на земельную собственность, а также политические права на участие в управлении и службу в войске. на территории полиса проживали люди, и не входившие в полис и не имевшие гражданских прав, метеки, периэки, вольноотпущенные, рабы.

4. Клиентеллистские и меритократические признаки.

Пример – династические государства.

Особенности: Для короля и его семьи государство отождествляется с «королевским домом», понимаемым как наследство, включающее собственно королевское семейство, т. е. членов семьи, и этим наследством нужно «по-хозяйски» распорядиться.

Как считает Э.У. Льюис, способ наследования определяет королевство. Королевская власть - это честь передаваемая по агнатической наследственной родовой линии (право крови) по праву первородства; государство или королевство сводится к королевской семье.

В современном мире главным признаком политического сообщества является не столько иерархия, сколько гражданская идентичность.

Первыми формами современных политических сообществ в эпоху модерна стали государства-нации, признаком идентичности в которых стала

В ХV1-ХУШ вв., то есть с началом периода Модерна (Совргменно-сти), в разных районах Европы начали появляться сильные централизо­ванные правители, который стремились установить неограниченный контроль над своей территорией - абсолютные монархи. Им удалось ограничить независимую власть графов, князей, "бояр или баронов, обес­печить централизованный сбор налогов, создать большие армии и раз­ветвленный бюрократический аппарат, систему законов и правил. В тех странах, где победила протестантская Реформация, королям удалось установить свою власть также и над церковью.

Массовые армии, начальное образование и протест против универсали­стских притязаний широко распространившегося либерализма привели к возникновению «национальных государств» (nation state).

Признаки современного пс:

7) гражданская идентичность. на ее основе возникает нация. Нация содержит сильные этнокультурные компоненты.

8) если выйти за рамки модерна: политическое сообщество предполагает с одной стороны, чувство принадлежности членов общества к некому целому, идентификацию себя с ним. С другой стороны, идентификация важна не только сама по себе, но и в функциональном плане, ибо она позволяет осуществить легитимное насилие, которое производит политическое сообщество по отношению к своим членам.

9) Наряду с идентичностью, политическое сообщество характеризуется наличием властной иерархии,

10) использования насилия

11) способность производить мобилизацию и перераспределения ресурсов

12) наличие институтов

23. Нация как воображаемое сообщество. Б.Андерсен

Нация и нация…
В современной западной этнологии лишь Э.Смит предпринял попытку обосновать правомерность и необходимость сосуществования этих подходов. Он обращает внимание на тот факт, что пути формирования наций во многом зависят от этнокультурного наследия предшествовавших им этнических общностей и от этнической мозаичности населения тех территорий, на которых и происходит становление наций. Эта зависимость служит для него основанием выделять "территориальные" и "этнические" нации и как различные концепции наций, и как различные типы их объективации. Территориальная концепция нации, в его понимании, - это население, имеющее общее имя, владеющие исторической территорией, общими мифами и исторической памятью, обладающее общей экономикой, культурой и представляющее общие права и обязанности для своих членов" 96 . Напротив, этническая концепция нации "стремится заменить обычаями и диалектами юридические коды и институты, которые образуют цемент территориальной нации… даже общая культура и "гражданская религия" территориальных наций имеют свой эквивалент в этническом пути и концепции: своего рода мессианский нативизм, вера в искупительные качества и уникальность этнической нации" 97 . Важно отметить, что Э.Смит считает эти концепции лишь идеальными типами, моделями, в то время как на самом деле "каждая нация содержит черты как этнической, так и территориальной" 98 .

В новейшей отечественной этнополитологии мы находим историографический факт, свидетельствующий о попытках преодоления обозначенного выше антагонизма содержательной интерпретации понятия "нация". Э.Кисриев предлагает "по-новому взглянуть на "конфликт" двух основных, казалось бы, несовместимых подходов к истолкованию понятия нации". Он уверен в том, что "их конфликтность лежит не в плоскости смысла, а в практике конкретного исторического процесса". Суть проблемы этот исследователь видит в том, что "политическое единство не будет устойчивым без определенной унификации всего этнического разнообразия в ней…, в то время как этническое единство на определенном этапе развития своего бытия может приобрести самосознание и вовлечься в процесс своего национального (политического) самоопределения". Именно "такого рода конкретные ситуации", по мнению Э.Кисриева, и "порождают "концептуальные" разногласия в определении нации" 99 . Однако нам представляется, что суть разногласий в трактовке нации проистекает не из отмеченных метаморфоз этнического и политического. Концептуальные антагонизмы порождены принципиально различным пониманием этнического как такового: трактовкой нации как стадии в развитии онтологизированного этнического сообщества в одном случае, и принципиально внеэтнического понимания нации как согражданства, в другом. Суть конфликта не в том, что один термин используют для маркировки различных социальных субстанций, а в том, что одна из этих субстанций - миф. Вне этого конфликта спор о содержательной насыщенности понятия "нация" представляется сугубо терминологическим и подразумевающим принципиальную достижимость консенсуса.

Выше уже было сказано, что в германоязычной науке о народах "нация, как социальный феномен часто отождествлялась с этнокультурной общностью. Нельзя сказать, что такой подход в западной науке преодолен полностью. И в современной западной парадигме примордиалистских интерпретаций нации она выступает "как политически осознанная этническая общность, заявляющая право на государственность" 100 .

В работах же некоторых российских эпигонов примордиализма нация и вовсе способна расставаться с атрибутом государственного оформления и предстает как "социологический коллектив, основанный на этническом и культурном сходстве, который может иметь или не иметь свое государство" 101 .

Не без гордости Р.Абдулатипов констатирует, что "в российском обществе совершенно иные (нежели на Западе. - В.Ф.) взгляды на развитие нации. Нации здесь рассматриваются как этнокультурные образования, привязанные к определенной территории, со своими традициями, обычаями, нравственностью и т.д." 102 . Вероятно, не будучи вполне ознакомлен даже с трудами отечественных примордиалистов, он всерьез полагает, что "в современном русском научном языке термину "этнос" в известной мере соответствуют более распространенные слова "нация", "национальность" 103 . Нелишне вспомнить, что даже апологеты сталинской доктрины и горячие сторонники Ю.Бромлея трактовали нацию только как высшую стадию развития этнической общности, связанную с определенной общественно-экономической формацией ("высшим типом этноса". - В.Торукало 104) и никогда не употребляли термин "нация" как синоним "этноса" вообще. Это обстоятельство, правда, ничуть не смущает Р.Абдулатипова, который развивает свою мысль следующим образом: "Определение понятия "этнос", являющееся в настоящее время наиболее распространенным среди специалистов, было дано академиком Ю.Бромлеем... Где-то данное определение соприкасается с известным, более схематичным, определением Сталина" 105 . Где "соприкасаются" эти определения - понять сложно, поскольку И.Сталин, конечно же, никогда не употреблял понятие "этнос".

Творчески развивая учение "отца народов", Р.Абдулатипов обогащает перечень имманентных, как ему представляется, свойств интересующего нас феномена: "Нация - это культурно-историческая общность с самобытными проявлениями языка, традиций, характера, всего многообразия духовных черт. Жизнедеятельность нации… длительный период связана с определенной территорией. Нации - важнейшие субъекты политического, социально-экономического и духовно-нравственного прогресса государства" 106 . Выше мы уже цитировали мнение этого автора о нравственности как свойстве нации. Трудно понять, что же имеется здесь ввиду. Что нравственность (как некая неизменная сущность) априори присуща любой нации, как, скажем, культура? Или что у каждой нации своя нравственность, и, соответственно, существует соблазн воспринимать другие нации как менее нравственные или вовсе безнравственные?

Категория "нация", нагруженная в примордиалистской трактовке этническим смыслом, становится камнем преткновения на пути взаимопонимания исследователей, так или иначе трактующих этот феномен. При отсутствии специальных объяснительных интродукций часто даже из контекста работы нельзя понять, что понимает тот или иной автор, употребляя злополучный термин. Это создает порой почти непреодолимые трудности для историографических интерпретаций и научной критики. Единственная возможность сохранить коммуникативное пространство в науке, это достижение консенсуса, согласно которому термин "нация" употребляется строго в его гражданском, политическом значении, в том значении, в котором его употребляет сейчас большинство наших зарубежных коллег.

В Западной Европе первой и достаточно долго единственной концепцией нации была территориально-политическая концепция, сформулированная энциклопедистами, понимавшими нацию как "группу людей, живущих на одной территории и подчиняющуюся единым законам и одним и тем же правителям". Эта концепция была сформулирована в эпоху Просвещения - тогда, когда прочие способы легитимации власти были дискредитированы и в государственной идеологии утвердилось понимание нации как суверена. Именно тогда "нация была осознана как сообщество, поскольку идея общности национальных интересов, идея национального братства преобладала в этой концепции над любыми признаками неравенства и эксплуатации внутри этого сообщества" В эпоху формирования национальных государств нацию понимали как объединение граждан, как волю индивидов, реализуемую через общественный договор. "Отражением этого тезиса и являлось знаменитое определение нации как повседневного плебисцита, данное Э.Ренаном в его сорбоннской лекции 1882 года" 109 .

Значительно позже, во второй половине минувшего века, в бурной полемике о природе нации и национализма в западной науке утверждается научная традиция, в основе которой заложено сформулированное Х.Коном понимание "национализма как первичного, формирующего фактора, а нации - как его производной, продукта национального сознания, национальной воли и национального духа" 110 . В работах его наиболее известных последователей многократно утверждается и обосновывается вывод о том, что "именно национализм порождает нации, а не наоборот" 111 , что "национализм не есть пробуждение наций к самоосознанию: он изобретает их там, где их не существует" 112 , что "нация, представляемая националистами как "народ", является продуктом национализма", что "нация возникает с того момента, когда группа влиятельных людей решает, что именно так должно быть" 113 .

В своем фундаментальном труде с афористичным названием "Воображаемые сообщества" Б.Андерсен характеризует нацию как "воображенное политическое сообщество", и воображается оно, в соответствии с таким подходом, "как нечто неизбежно ограниченное, но в то же время суверенное" 114 . Разумеется, такое политическое сообщество представляет собой согражданство, индифферентное к этнокультурной идентичности своих членов. Нация при таком подходе выступает как "многоэтничное по составу образование, основными признаками которого являются территория и гражданство" 116 . Именно такое значение имеет интересующая нас категория в международном праве и именно с такой смысловой нагрузкой употребляется она в официальном языке международных правовых актов: "нация" трактуется "как население, проживающее на территории государства… Понятие "национальная государственность" имеет в международно-правовой практике "общегражданский" смысл, а понятие "нация" и "государство" составляют единое целое" 117 .

Можно выделить четыре уровня воображения нации.

  1. Первый - граница , воображенная зона, которая отделяет одно сообщество от другого. На границе особенно востребованными являются символы, которые не неся особой функциональной нагрузки, подчеркивают отличие этого сообщества от других.
  2. Второй - общность , точнее множество общностей на которые разделяется общество-нация. Очень важно, чтобы эти общности были относительно однотипны или понятным образом упорядочены, разделяли общенациональные ценности и ощущали это сходство, ощущали, что являются общностями «нормальных людей».
  3. Третий, - символический центр, центральная зонаобщества , как называл её Эдвард Шилз, то есть то воображаемое пространство в котором сосредоточены основные ценности, символы и наиболее важные представления о жизни того или иного общества-нации. Именно ориентация на центральную зону и её символы поддерживает единство общностей, которые могут довольно слабо между собой контактировать.
  4. Наконец, четвертый уровень, - смысл общества, если так можно выразиться - его символ символов, «прасимвол»,как называл его, характеризуя великие культуры, немецкий философ Освальд Шпенглер. Определенный смысл стоит за всеми символами центральной зоны общества, упорядочивает их и создает своеобразную матрицу отбора того, что может быть включено в центральную зону общества и того, что в нее принять невозможно. Членами общества это воздействие смысла воспринимается как определенная энергия наполняющая сообщество и дающая ему жизненные силы. Уходит смысл - уходит и энергия, жить становится «незачем».

Бенедикт Андерсен.

«В антропологическом смысле я предлагаю следующее определение нации: это вообразимое политическое сообщество - при том вообразимая как генетически ограниченная и суверенная.
Она вообразимая тому, что представители даже наименьшей нации никогда не будут знать большинства из своих соотечественников, не будут встречать и не будут даже слышать ничего о них, и все же в воображении каждого будет жить образ их сопричастной.

Нация представляется ограниченной , ибо даже наибольшая из них, насчитывая сотни миллионов людей, имеет свои границы, пусть даже и эластичные, вне которых находятся другие нации. Ни одна нация не представляет себя равнозначным человечеству. Даже наиболее месиянанистские националисты не мечтают о том дне, когда все представители человеческой расы объединят свои нации в одну, подобно до того, как в определенные эпохи, скажем, христиане мечтали о полностью христианизованной планете.
Она представляется суверенной , ибо сам концепт родился в эпоху, когда Просветительское и Революция разрушали легитимность богоустановленного и иерархического династического государства. Достигая зрелости на том этапе человеческой истории, когда даже самые пылкие последователи любой из универсальных религий неминуемо сталкивались с очевидным плюрализмом этих религий и аломорфизмом между онтологическими претензиями и территориальным распространением каждой веры, нации стремились получить свободу, если уже и подлежать Богу, то без посредников. Эмблемой и символом этой свободы становится суверенное государство.
Наконец, она представляется сообществом , ведь, невзирая на фактическое неравенство и эксплуатацию, которые там главенствуют, нация всегда воспринимается как глубокое и солидарное братство. В конечном итоге, именно это братство и делало возможным в течение последних двух столетий для миллионов людей не только убивать, но и охотно отдавать свою жизнь во имя таких ограниченных представлений.»

24. Понятие политического участия (типы, интенсивность, эффективность). Факторы, определяющие характеристики политического участия

Политическое участие – это вовлеченность индивида в различные формы и уровни политической системы.

Политическое участие – составная часть более широкого социального поведения.

Политическое участие тесно связано с концепцией политической социализации, но это не только ее продукт. Эта концепция релевантна и для других теорий: плюрализм, элитизм, марксизм.

Каждая рассматривает политическое участие по-своему.

Джерейнт Пэрри – 3 аспекта:

Модель политического участия – формы. которые политическое участие принимает – формальные и неформальные. Реализуется в зависимости от возможностей, уровня интересов, доступных ресурсов, ориентации, относительно форм участия.

Интенсивность – как много участвуют в соответствии с данной моделью и как часто (также зависит от возможностей и ресурсов)

Качество ступень эффективности

Модели интенсивного политического участия:

Лестер Милбрайт (1965, 1977 – второе издание) – иерархия форм участия от невовлеченности до занятия политических должностей – 3 группы американцев

Гладиаторы (5-7%) –максимально участвуют, позднее выделили разные подгруппы

Зрители (60%) – максимально вовлечены

Апатичные (33%) – невовлечеы в политику

Верба и Най (1972, 1978) – более сложная картина и выделилил 6 групп

Тотально пассивные (22%)

Локалисты (20%) –вовлечены в политику только на местном уровне

Парохиалы 4%

Участники кампаний 15%

Тотальные активисты

Майкл Раш (1992) надо не по уровням, а по типам участия, которые бы предлагали иерархию, применимую ко всем уровням политики и ко всем политическим системам

1) занятие политических или административных должностей

2) стремление к занятие политических или административных должностей

3) активное участие в политических организациях

4) активное участие в квази-политических организациях

5) участие в митингах и демонстрациях

6) пассивное членство в политических организациях

7) пассивное членство в квази-политическуих организациях

8) участие в неформальных политических дискуссиях

9) некоторый интерес к политике

11) невовлеченность

Особые случаи – неконвенциональное участие

Отчуждение от политической системы. Оно может принтмать формы участия и неучастия

Интенсивность чрезвычайно отличается по странам:

Нидерланды, Австрия, Италия, Бельгия участие в головосании на национальных выборах – около 90%

Германия, Норвегия – 80%

Британия Канада - 70%

США, Швейцария – 60%

на местных активность значительно ниже

Факторы, влияющие на интенсивность:

Социально-экономические

Образование

Место жительства и время проживания

Возраст

Этническая принадлежность

Профессия

Эффективность участия коррелирует с указанными переменными (0уровень образования, наличие реусурсов) но оценка эффективности участия зависит от типа политического действия по Веберу.

Факторы (природа политического участия)

Природа участия –различные теории.

1) инструменталистские теории: участие как способ достижения своих интересов (экономических, идейных)

2) девелопменталистикие: участие – проявление и воспитание гражданственности (это еще в работах Руссо, Милля)

3) психологические: участие рассматривается с точки зрения мотивации: Д. Маклелланд и Д.Аткинс выделили три группы мотивов:

Мотив обладания властью

Мотив достижения (цели, успехов)

Мотив присоединения (эффилиации (быть вместе с другими людьми))

4) Энотони Даунс в экономической теории Демократии (1957) – другой взглдя на природу участия: хотя он применяет свой подход к голосованию, он может быть экстраполироан и на все формы участия: рациональное объяснение

5) Олсон: рациональный индивид будет уклоняться от участия. если речь идет о достижении общественного блага

Милбрайт и Гуил -4 фактора:

1) политические стимулы

2) социальные позиции

3) личные характеристики –экстра -интроверт

4) политическое окружение (политическая культура, институты как правила игры, могут поощрять те или иные формы участия)

Раш добавляет:

5) мастерство (мастерство общения, организаторсик способности, ораторские)

6) ресурсы

Политическое участие – законные действия частных граждан, более или менее прямо направленные на то, чтобы воздействовать на отбор правительственного персонала и (или) влиять на его действия (Верба, Най).

4 формы: в выборах, в избират кампаниях, индивидуальные контакты, полит участие на местном уровне.

Автономное – мобилизованное; активистское – пассивное; легально-конвенциональное – нелегальное; индивидуальное – коллективное; традиционное – инновационное; постоянное – эпизодическое

25. Социологическая модель электорального поведения: Зигфрид, Лазарсфельд, Липсет и Роккан

Социальная база партии – это совокупность усредненных социально-демографических характеристик ее электората.

Различие в социальной базе пп объясняется теорией социальных расколов Липсета и Роккана.

Проследив историю политических партий Запада, они пришли к выводу о том, что существует 4 основных раскола, по которым происходит образование политических партий.

1. Территориальный – центр-периферия. Размежевание берет свое начало с образования государтв-наций и, соответственно, начала вмешательства центра в дела регионов. В некоторых случаях ранние волны мобилизации могли поставить территориальную систему на грань полного распада, способствуя формированию трудноразрешимых территориально-культурных конфликтов: противостояния каталонцев, басков и кастильцев в Испании, фламандцев и валлонов в Бельгии, размежевания между англо­говорящим и франкоговорящим населением Канады. И образование партий – баскской в Испании, националистических партий Шотландии и Уэльса.

2. Государство – церковь. Это конфликт между централизующим, стандар­тизующим и мобилизующим государством-нацией и исторически укрепившимися привилегиями церкви.

Как протестантские, так и католические движения создавали широкие сети ассоциаций и институтов для своих членов, организуя стабильную поддержку даже среди рабочего класса. Это объясняет создание христианско-демократической партии Германии и других.

Другие два размежевания ведут свое происхождение со времен индустриальной революции: 3. конфликт между интересами земельных собственников и растущего класса промышленных предпри­нимателей, а также конфликт между собственниками и работо­дателями, с одной стороны, и рабочими и служащими - с другой.

4. Раскол город - село. Многое зависело от концентрации богатства и политического контроля в городах, а также от структуры собствен­ности в сельской экономике. Во Франции, Италии, Испании, размежевание города и села редко выражалось в оппозиционных позициях партий.

Таким образом, социальная база партий зависит от типа раскола, повлекшего образование партии, они могут быть классовые, национальные, региональные, религиозные.

на электоральное поведение влияют 3 фактора:

Ландшафт

Тип поселения

Отношения собственности

Лазарсфельд – исследование выборов президента в США 1948, принадлежность к большим соц группам, каждая группа обеспечивает соц базу партии, солидарность с референтной группой (экспрессивное поведение).

26. Социально-психологическая модель электорального поведения: Кэмпбэл. «Воронка причинности»

Работа: Американский избиратель. 1960

Поведение рассматривается преимущественно как экспрессивное (объект солидарности – партии), склонность к поддержке обусловлена семейными, традиционными предпочтениями, «партийная идентификация» - ценность.

Совокупность факторов.

27. Рациональная модель электорального поведения: Даунс, Фиорина

Голосование – рациональный акт конрктеного индивида. Он выбирает исходя из своих собственных интересов. В основе – работа Даунса, «Экономическая теория демократии»: каждый голосует за ту партию, которая как он полагает прдоставит ему больше выгод, чем другая. Он считал, что избиратель, выбирает партии по идеологическм программам, что не соотвествуют эмпирическому материалу.

М. Фиорин пересмотрел последний пункт: избиратель голосует за или против правительственной партии, исходя из того, хорошо или плохо ему жилось при данном правительстве (а не изучает программы партий).

4 варианта этой модели, современные исследования:

Избиратели оценивают свое материальное положение (эгоцентрическое голосование)

Избиратели оценивают положение во всей экономике (социотропное)

Важнее оценка результатов прошлой деятельности правительства и оппозиции, когда та была у власти (ретроспективное)

Важнее ожидания по поводу будущей деятельности правительства и оппозиции (перспективное)

Объяснение абсентеизма в рациональной модели:

избиратель сопоставляет ожидаемые затраты и ожидаемы выгоды от голосования.

Чем больше избитрателей, тем меньшее влияние оказывает каждый из них

Чем меньше конфликтов в обществе, тем меньше влияние каждого отдельного избирателя.