Влияние социальных институтов. Репродуктивные функции в обществе осуществляют

Социальные последствия – это ожидаемые, планируемые или неожиданные, стихийно возникающие, непредвиденные результаты преобразований в обществе, каких-либо нововведений в ограниченной территориальной социальной системе (регион, город) или социальной организации (предприятие, фирма, учреждение), которые сказываются на социальных отношениях групп, общностей, индивидов. Социальные последствия могут быть положительными и отрицательными, непосредственными и отдаленными (по времени возникновения), прямыми или косвенными (по связи с основным направлением преобразований) и т.д. Социальные последствия, как правило, соотносятся с социальными целями и проблемами и являются важным понятием социального управления.

Ответственность – это возлагаемое на кого-либо или взятое кем-либо обязательство отчитываться в каких-нибудь своих действиях и принять на себя вину за возможные последствия. С психологической точки зрения ответственность –- понятие более сложное, выступающее в различных психологических явлениях. Ответственность это прежде всего осознание личностью тех требований и норм организации трудовой деятельности, последствий их выполнения и невыполнения, которые существуют в коллективе, трудовой организации, обществе. Но одного осознания недостаточно, необходимо активное действенное стремление реализовать эти требования в условиях совместной работы, воплотить эти нормы в конкретных действиях и поступках. Таким образом, когда мы говорим об ответственности, то речь идет не о простом исполнении того, что должно, а об активной жизненной позиции, стремлении добиться того, что должно. При этом важно, что человек отвечает за свои действия прежде всего перед самим собой, перед своей совестью.



С другой стороны, ответственность может рассматриваться как психологическая черта личности, устойчиво проявляющаяся в ее отношении к трудовой деятельности, к коллективу, самому себе. Наряду с этим понятие ответственности включает и эмоционально-чувственный компонент, выражающийся в переживаемом человеком чувстве ответственности, долга и совести.

Таким образом, ответственность как психологическое явление есть результат многих психических функций личности: познавательной, эмоциональной и поведенческой. Существенные признаки ответственности, проявляющиеся в поведении, – точность, пунктуальность, обязательность в исполнении своих обязанностей, готовность отвечать за последствия своих действий. Ответственное поведение предполагает профессионализм, знание своего дела, стремление разобраться в сложных вопросах. Оно не может реализовываться успешно, если у человека не развиты эмоциональные качества: способность к сопереживанию, чуткость к состоянию другого человека. Осуществление ответственного поведения требует волевых качеств: настойчивости, терпеливости, выдержки, стойкости.

Ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению обязательств, под которыми понимают «обещание или договор, требующие от принявшего их безусловного выполнения.

Ответственность всегда относилась к определенному субъекту и отражала объем задач и обязанностей личности, т.е. пределы долга.

Долг есть обязанность человека перед кем-то или перед своей совестью.

Совесть же представляет собой осознание и переживание ответственности, основанные на самооценках исполнения обязанностей.

В качестве субъекта ответственности могут выступать:

· отдельная личность;

· группа как определенная общность людей;

· государство как некая макроструктура.

Наличие инстанции, перед которой субъект может и должен держать ответ за свои действия, является важным регулятором общественной жизни. Такими инстанциями могут быть:

1) общественно значимое лицо (например, президент, руководитель компании и т.д.);

2) социальная группа (политическая партия, организация, общество и т.д.);

3) исторически сложившиеся этические, нравственные, религиозные и другие требования.

Виды ответственности: юридическая, моральная, профессиональная, социальная и другие. В качестве одного из критериев социальной ответственности берутся ролевые обязанности и социальные отношения, обуславливающие их. Возможен также выбор и более частных критериев классификации ответственности, на основе которых определяются такие ее виды, как уголовная, административная, материальная, моральная.

Психологической предпосылкой ответственности является возможность выбора, т.е. сознательного предпочтения определенной линии поведения. Выбор может осуществляться в усложненных условиях, например, в конфликтных, где сталкиваются интересы отдельно взятой личности, группы людей или общества.

Ответственность считается важнейшим свойством личности. Если речь идет о принятии социальных норм поведения, то обычно говорится о социальной ответственности личности. Особенность ее состоит в том, что ее объектом являются социальные нормы и ролевые функции. Субъектом контроля может выступать как сам человек, так и его социальное окружение.

Осознание ответственности – прежде всего отражение в субъекте бытия социальной необходимости, т.е. понимание смысла совершаемых действий и последствий. В итоге атрибуция ответственности порождается жизненной необходимостью оценивать результаты деятельности, а также определять уровень успеха или неудачи, налагать взыскания и т.п.

Понятие ответственности непосредственно взаимодействует с понятием «самостоятельность». Когда решение принимается лично субъектом действия, то на него ложится вся ответственность. Ответственность девальвируется в группе.

На предприятии сам характер деятельности рождает производственные конфликты. Приведем конфликтный пример такой управленческой ситуации. Один сотрудник работает на импортной дорогостоящей машине, которая требует бережного отношения и тонкой наладки в процессе эксплуатации. Но работник не несет ответственности за ее сохранность. Поэтому в случае аварии человек обвиняет техника или инженера, отвечающего за ее техническое состояние. Возникает конфликт – кто виноват? Такая ситуация могла бы не возникнуть, если бы за эксплуатацию и уход за машиной несло ответственность одно и тоже подразделение, в котором осуществлялось бы необходимое обучение персонала по использованию техники.

Одной из форм правового и морального обеспечения социальной активности личности является ответственность за бездействие. Человек должен чувствовать себя ответственным не только за сделанное им, но и за то, чего он не сделал, хотя обязан был это сделать.

Профессиональная ответственность требует постоянной психологической готовности к выполнению конкретных действий. На некоторых должностях, в том числе и руководящих, ответственность бывает главным источником психического напряжения в течение времени.

Выполняя основные функции управления, руководитель решает сложные задачи, которые по содержанию и структуре не являются однопорядковыми. Их составными элементами являются экономические, правовые, технологические, социально-психологические, воспитательные и другие задачи. Руководитель обязан соблюдать государственные законы, правовые нормы и одновременно быть ответственным за свою работу и работу подчиненных.

Различают юридическую и социальную ответственность.

Юридическая ответственность означает следование конкретным законам и нормам государственного регулирования, определяющим, что может и чего не может делать организация, группа как отдельный элемент организации, отдельная личность как объект управления.

В отличие от юридической, социальная ответственность -это определенная степень добровольного отклика на социальные проблемы в соответствии с социальными нормами, ценностями, особенностями субкультуры и моральными обязанностями.

Социальная ответственность лежит вне определяемых законом или регулирующими органами требований. Пример: пожертвования в целях помощи больным детям, инвалидам и др. Такое поведение не регулируется юридическими законами и является добровольным. Другой пример: донорская деятельность для оказания экстренной помощи больному. Это пример альтруистического поступка, связанного с осознанием долга.

Социальная ответственность связана с выполнением общих правил, норм, которые усваиваются человеком. Социальные нормы поведения формируются постепенно в процессе взросления, начиная с детского возраста. Постепенно из внешних требований они становятся внутренними, психологическими образованиями.

Социальная ответственность служит средством внутреннего контроля личности (его называют самоконтролем), т.е. деятельности, которая осуществляется сознательно и добровольно.

Осознание человеком необходимости социальной ответственности связано с действием различных факторов: познавательных, мотивационных, ситуационных, характерологических, личностных и других.

Социальная ответственность имеет непосредственное отношение к выполнению групповых норм поведения. Когда говорят, что работник нарушает нормы группы, членом которой он является, это значит, что такие нормы существуют и что человек должен им следовать.

Под групповыми нормами понимается совокупность требований и правил, вырабатываемых внутри группы как определенного сообщества и играющих роль важнейшего средства регуляции поведения членов данной группы.

Практика формирования и функционирования групп (в социальной психологии их называют «малыми» или «рабочими» группами) свидетельствует, что нормы эти никем извне не задаются, а складываются в процессе совместной деятельности людей. Можно сказать, что групповые нормы создаются спонтанно и становятся стандартами поведения всех членов группы.

В сплоченной группе складываются также нормы отношений к другим людям. Ценностно-ориентационное единство группы является одним из сложных социально-психологических явлений, поскольку носит системный характер. До настоящего времени оно недостаточно изучено. Групповые нормы способствуют выполнению определенных действий людьми, выполняющими общую работу. Существование групповых норм дает возможность прогнозировать поведение не только отдельных членов группы, но и всей группы в целом. При наличии групповых норм сама группа становится коллективным организатором и координатором деятельности исполнителей. Система групповых норм контролируется самой группой. Поэтому не только руководитель, но и сама группа становятся субъектами управления всеми ее участниками.

В любой организации, имеющей развитую структуру, существуют формальные и неформальные группы.

Руководитель является ответственным не только за настоящее, но и за будущее, за выполнение своих обязанностей и предвидение последствий собственных действий. В качестве примера можно взять любое управленческое решение, без которого не может быть решена организационная задача. Так, не решая задачи кадрового менеджмента, не отбирая нужный персонал и кадры управления, нельзя решить ни одной управленческой задачи.

За любое принятое решение руководитель несет ответственность. Но возможны ситуации, когда руководитель не принимает конкретных решений. Непринятие решений может являться нарушением социальной ответственности руководителя. Например, не принято решение о проверке техники безопасности менеджерами, имеющими к этому прямое отношение. Результат – гибель людей из-за возникшего пожара.

Руководитель должен предвидеть последствия своей бездеятельности и быть готовым нести за это ответственность. Социальная ответственность руководителей может вступать в противоречие с юридической ответственностью. Например, вопреки законам, руководитель изыскивает средства, сдавая в аренду помещение, находящееся на территории предприятия, для погашения задолженности работникам по зарплате. Такое поведение руководителя с чисто человеческих позиций можно расценить как социально ответственное.

Социальную ответственность следует рассматривать как стойкое личностное свойство. Составляя жизненные планы, человек обычно взвешивает, посильна ли ему эта цель или нужно надеяться на внешние силы, на других людей. По мнению исследователей, один человек может выступать хозяином своей судьбы, а другой « плывет по воле волн», т.е. одна личность принимает на себя ответственность, а другая – уходит от нее.

В связи с этим следует отметить две разные стратегии поведения человека:

1) видеть источник управления своей жизнью во внешней среде;

2) в самом себе.

В соответствии со взглядами Дж. Роттера, если человек принимает на себя ответственность за события своей жизни, то это означает наличие у личности «интернального» контроля. Интернальность личности положительно коррелирует с социальной ответственностью, с осознанием смысла и целей жизни. Лица с интернальным локусом контроля (локус контроля – свойство личности определять меру ответственности за свои поступки самому себе или внешним обстоятельствам) берут на себя ответственность за ход жизненных событий, руководствуясь чувством долга, морали и четко осознавая смысла.

Социально ответственным личностям свойственно наличие позитивных качеств, начиная от пунктуальности, точности, послушности и заканчивая нравственными, гражданскими чертами, такими как честность, справедливость, принципиальность и т.д.

Если ответственность приписывается обстоятельствами другим людям или случаю, то это характеризует наличие внешнего, т.е. «экстерналъного» контроля. Интернальность и экстернальность локуса контроля являются устойчивыми свойствами личности, сформированными в процессе социализации (по Дж. Роттеру). Социализация – это результат включения человека в социальные отношения, благодаря которым усваивается социальный опыт, а затем воспроизводится в деятельности. В противоположность интервальным, экстернальным личностям свойственны подозрительность, тревожность, депрессивность, агрессивность, конформизм, догматизм, авторитарность и т.д.

Вопросы для повторения и обсуждения

1. Чем вызвана необходимость управления?

2. В чем сущность управленческого взаимодействия?

3. Что понимается под системой социального управления?

4. Что является ресурсами управления?

5. Что входит в понятие социальная система?

6. Из каких элементов состоит система управления?

7. Что такое ответственность?

8. Чем характеризуется социальная ответственность?

9. Какова связь личности и ответственности?

В результате освоения дайной главы студент должен:

знать

  • сущность социальной эффективности инновационного развития предпринимательских организаций;
  • показатели, характеризующие социальную эффективность инновационного развития предприятий;

уметь

  • определять интегральный показатель социального эффекта от внедрения инноваций;
  • рассчитывать обобщающие показатели, характеризующие социальный эффект организационно-технического развития предприятий;

владеть

  • навыками выступления перед аудиторией с информационными сообщениями, докладами по актуальным проблемам российского инновационного предпринимательства;
  • методами оценки социального эффекта в результате предпринимательской деятельности.

Социальная сфера в условиях рыночных отношений

В условиях перехода к рыночной экономике социальные аспекты в сфере производства явно недооцениваются. Уже в начале экономических реформ четко проявился курс на упразднение социального сектора предприятий: закрывались дошкольные учреждения, спортивно-оздоровительные комплексы. При этом не ставился вопрос об обеспечении безубыточного их функционирования, а с молчаливого согласия федеральных служб и местного самоуправления объекты социальной сферы продавались, закрывались, растаскивались.

Безработица обусловила дешевый рынок трудовых ресурсов, что круто изменило отношение предпринимателей к кадрам. В свою очередь, это порождает ответную негативную реакцию работающих. Утратили значимость коллективные договоры на предприятиях, роль профсоюзных организаций сведена к минимуму, несвоевременная выплата заработной платы – все это отрицательно сказывается на уровне организации труда и производства. Однако недооценка кадровой политики является недопустимой ошибкой, имеющей экономические и социальные последствия.

В мировой практике высокоразвитых стран приоритеты инвестирования ориентированы на удовлетворение ряда общественных потребностей – развитие жилищной индустрии, совершенствование инфраструктуры и сферы услуг. Формируется новая модель развития, главным приоритетом в которой является повышение качества жизни, включая оздоровление и улучшение условий труда и экологии, повышение качества медицинских услуг, производство экологически чистых продуктов питания, обеспечение социальной и личной безопасности и условий для развития и самореализации личности.

Для российской экономики крайне сложно, на данном этапе развития, сочетать обеспечение экономического роста и повышение качества жизни. Но это архиважная проблема и решать ее нужно, с этой целью необходимо разрабатывать концепции и программы (федерального и регионального уровня) научно-экономического развития.

Именно инновационная деятельность обеспечивает условия совершенствования производственных отношений, изменяет формы организации, условия, характер и содержание труда.

В результате социальных последствий инновационной деятельности создаются условия активизации деятельности человека, что в конечном итоге прямо или косвенно влияет на подъем экономики. Социальные последствия инновационной деятельности неоднозначны, и поэтому их следует оценивать в зависимости от достижения цели научно-технического развития. Так, внедрение компьютерного оборудования и информационных технологий обусловливает применение высшей стадии автоматизации производства. Но при этом одновременно возрастает сложность производственных процессов, меняются функции рабочего, его роль в производстве. Автоматизация и роботизация облегчают труд, но и повышают ответственность рабочего, требуют специальной производственной культуры и интеллекта, постоянного повышения уровня знаний.

Воздействие инноваций на структуру интенсивного труда работающих довольно сложно и противоречиво. В условиях технического совершенствования производства одновременно со снижением затрат физической энергии и облегчением труда увеличиваются умственные и нервные нагрузки. Таким образом, возникают противоречия между ускорением преобразования производственных процессов, увеличением потока информации и ограниченными физическими и психофизиологическими способностями человека.

Различные социальные последствия оказывают неодинаковое влияние на экономическую эффективность, увеличивая ее или снижая. Однако социальные воздействия инновационной деятельности, как правило, поддаются регулированию, в результате чего снижаются отрицательные воздействия и усиливаются положительные. В этом заключена одна из особенностей управления социальным развитием отдельных предприятий и отраслей.

Целенаправленные воздействия на социальные последствия инновационной деятельности должны обеспечивать повышения социального эффекта.

3. Наличие собственности на средства производства

4. Наличие высшего профессионального образования

93. К характерным признакам традиционного общества не относится

1. Синкретизм 2. Ручной труд

3. Коллективная собственность 4. Индивидуализм

94. «Набор людей, оказавшихся в одном месте в одно и то же время, но не имеющих никаких определенных связей друг с другом» (Э.Гидденс) – это…
1. Агрегат 2. Толпа 3. Группа 4. Коллектив
95.Главная особенность ____ – изолированность от институтов большого общества.

1. Нижнего слоя 2. Среднего слоя 3. Базового слоя 4. Андеркласса

96. Базисным элементом регулирования общественной жизни выступают социальные…
1. Группы 2. Организации 3. Институты 4. Процессы
97. В концепции Т. Парсонса процесс вещественно-энергетического взаимодействия с внешней средой, который является одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется…
1. Адаптацией 2. Институциализацией 3. Консенсусом 4. Экономикой
98. В концепции Т. Парсонса процесс становления и поддержания социальных взаимодействий и взаимоотношений между акторами, называется
1. Адаптацией 2. Институциализацией 3. Консенсусом 4. Целедостижением
99. Группа лиц, объединенных общей работой или общими интересами, называется..
1. Коллективом 2. Коммуной 3. Объединением 4. Бригадой
100. Группа людей с определенным правовым статусом, передаваемым по наследству, называется…
1. Коллективом 2. Сословием 3. Объединением 4. Классом
101. Группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми, называется…
1. Семьей 2. Коллективом 3. Объединением 4. Коммуной
102. Набор критериев, который обычно выбирают для определения равенства или неравенства членов сообщества - это…
1. Следование нравственным идеалам 2. Самооценка индивида

3. Доход, образование, престиж, власть
4. Интеллект, размер собственности, профессионализм

103. Группа, поведение в которой регулируется нормативными документами, называется…
1. Нормативной 2. Формальной 3. Документальной 4. Творческой
104. Объединение, которое заявляет об общем для всех ее членов происхождении, общей истории, а также характеризуется чувством солидарности, – это ____ общность.



1. Массовая 2. Номинальная 3. Территориальная 4. Этническая

105. Данная социальная общность: лакцы, чеченцы, даргинцы выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому 3. Территориальному 4. Функциональному
106. Данная социальная общность: москвичи, ярославцы, тверечи, пермяки выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому

3. Территориальному 4. Функциональному
107. Данная социальная общность: мужчины и женщины выделена по признаку
1. Демографическому 2. Этническому 3. Территориальному 4. Функциональному
108. Если социальный институт неэффективен и его престиж в обществе падает, то говорят о ______________ социального института.
1. Конфликте 2. Дисфункции 3. Кризисе 4. Стагнации

109. Институционализация отношений между мужем и женой как гражданами государства, называется
1. Браком 2. Семьей 3. Союзом 4. Договором

110. Методологический подход к анализу общества, объясняющий социальные процессы и поведение человека воздействием ценностей, норм, правил называется _____ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным
111. Методологический подход к анализу общества, придающий решающее значение для объяснения социальных процессов уровню развития производства и характеру отношений собственности называется _______ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным

112. Методологический подход к анализу общества, согласно которому уровень развития науки и техники определяет социальные процессы во всех сферах общества, называется ________ детерминизмом
1. Культурным 2.Экономическим 3. Технологическим 4. Социальным
113. Наиболее эффективной формой организации М. Вебер считал…
1. Линейную 2. Рациональную бюрократию

3. Функциональную 4. Пирамидальную
114. Объединение в рамках социологии, в котором члены занимаются совместной деятельностью, проживают на одной территории и владеют собственностью в соответствии со своей идеологией, называется..
1. Коллектив 2. Группа 3. Коммуна 4. Партия

115. Основным ресурсом информационного общества является…
1. Знание 2. Люди 3. Телевидение 4. Институты
116. По своей социальной сущности постиндустриальное общество следует рассматривать как аналог ______ общества
1. Информационного 2. Социального 3. Правового 4. Социалистического
117. Приоритетное развитие сферы услуг и ее превалирование над промышленным и сельскохозяйственным производством характерны для ___________ общества
1. Капиталистического 2. Постиндустриального

3. Нового 4. Феодального

118. Процесс и результат появления в обществе социального института носит название…
1. Институциализации 2. Формации 3. Развития 4. Стагнации

119. Процесс правового и организационного закрепления сложившихся в обществе форм поведения в обществе −это
1. Институциализация 2. Формация 3. Развитие 4. Стагнация

120. Ряд лиц, занимающих одинаковый статус в обществе и ведущих сходный образ жизни, но не образующих отдельные группы − это _____ группа
1. Референтная 2. Статусная 3. Формальная 4. Неформальная

121. Семейная структура, состоящая из нескольких поколений родственников, проживающих совместно, называется семьей….
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
122. Семьи, в которых решения принимает муж, называются
1. Патриархальной
123. Семьи, в которых супруги сохраняют равенство в принятии важных решений, называются
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
124. Группа людей, объединенная решением определенных общественных задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности и самоопределением, называется …

1. Коллективом 2. Общностью 3. Толпой 4. Организацией

125. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями жены, относится к типу
1. Патриархальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной
126. Семья, когда молодожены проживают совместно с родителями мужа, относится к типу
1. Патрилокальной 2. Эгалитарной 3. Матрилокальной 4. Расширенной

127. Тип общества, для которого характерны: стандартизация производства, распространение средств массовой информации и массовой культуры, атомизация социальных отношений, называется
1. Массовое общество 2. Социалистическое общество

3. Современное общество 4. Капиталистическое общество
128. Функция семьи, благодаря которой происходит воспроизводство народонаселения, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

129. Функция семьи, благодаря которой происходит восстановление физических и духовных сил членов семьи, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

130. Функция семьи, благодаря которой происходит передача социального опыта, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

131. Группа, с которой индивид идентифицирует себя и к которой он принадлежит, называется …

1. Номинальной 2. Первичной 3. Внутренней 4. Малой

132. Функция семьи, благодаря которой происходит удовлетворение потребностей индивида и жизнеобеспечение членов семьи, называется
1. Репродуктивная 2. Рекреационная 3. Воспитательная 4. Хозяйственно-бытовая

133. Количество индивидов, которые переместились вверх по социальной лестнице за единицу времени: 1. Миграция 2. Объем мобильности 3. Этап мобильности 4. Размер мобильности134. В основе социальной стратификации заложена идея… 1. Дифференциации труда 2. Социального неравенства 3. Разности в доходах 4. Эгалитаризма135. В рамках вертикальной мобильности принято выделять _____________ мобильность.

1. Горизонтальную и вертикальную 2. Восходящую и нисходящую

3. Индивидуальную и групповую 4. Горизонтальную и социальную

136. В теории конвергенции утверждается, что происходит сближение двух типов общества… 1. Социалистического и коммунистического 2. Тоталитарного и демократического 3. Капиталистического и социалистического 4. Монархического и анархического

137. Стратификация общества представляет собой …
1.Процесс повышения разнородности общества
2.Процесс освоения индивидами социальных норм 3.Процесс социализации индивидов в обществе

4. Процесс расслоения общества 138. Критерием стратификации не является ______ 1. Образование 2. Доход 3. Интеллект 4. Власть139. Процесс массового обнищания больших социальных групп, слоев населения, называется 1. Криминализация 2. Эгалитаризм 3. Пауперизация 4. Маргинализация 140. Процесс перемещения людей внутри страны или за ее пределы с целью постоянного проживания или работы, называется… 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Мобильность141. Процесс перемещения людей за пределы своей страны с целью постоянного проживания или работы, называется 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Мобильность142. Процесс потери классовых признаков, разрыва социальных связей, сопровождающийся криминализацией и состоянием хронической нищеты, называется 1. Миграция 2. Эмиграция 3. Маргинальность 4. Люмпенизация 143. Канал вертикальной циркуляции это: 1. Социальный лифт 2. Социальная машина 3. Вертикальный лифт 4. Горизонтальный лифт144. Степень различий в получении материальных и духовных благ (доход, власть, престиж, образование и т.д.) называется социальным… 1. Неравенством 2. Конфликтом 3. Дифференцированием 4. Разделением 145. Такой набор социальных ценностей, как зарабатывание денег, своевременная оплата счетов, эффективное производство, - характерен для социального института… 1. Политики 2. Семьи 3. Государство 4. Экономики

146. Поляризация общества представляет собой…
1.Общественное разделение труда 2.Политизацию общества

3.Усиление различий в обществе доходящее до их противоположностей
4.Усиление различий в социализации индивидов

147.Отношения структурной зависимости основаны на…
1. Различиях мотивов власти и подчинения 2 .Различии в статусах
3.Различиях в потребностях индивидов 4.Различиях в социальных ролях

148.Форма социального взаимодействия между членами группы, исключающая отношения подчинения называется …
1.Субординация 2.Реординация 3.Конфликт 4.Координация
149.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию целедостижения− это подсистема …
1.Экономическая 2.Нормативно-правовая 3.Культурная 4.Политическая

150.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию интеграции − это подсистема …
1.Экономическая 2.Нормативно-правовая 3.Политическая 4.Культурная

151.Согласно концепции Т.Парсонса, подсистема общества, которая выполняет функцию «удержания образца− это подсистема…
1.Культурная 2.Экономическая 3.Политическая 4.Нормативно-правовая

152. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1. Дисфункцией 2. Девиацией 3. Явной функцией 4. Латентной функцией

153. Специфика кастовой стратификационной системы общества выражается в том, что…
1.Касты являются открытыми социальными группами

2. В кастовой системе отсутствуют механизмы вертикальной социальной мобильности
3.Касты являются взаимопроникающими социальными группами
4.Касты формируются на основе горизонтальной дифференциации общества

154. Рассеянное в пространстве множество людей, которые обладают сходными интересами в отношении некоторого объекта, – это …
1. Класс 2. Страта 3. Толпа 4. Общественность

155.В концепции Т. Парсонса, процесс определения задач, на которые направляется социальная активность являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …
1.Изоляцией 2.Интеграцией 3.Целедостижением 4.Адаптацией

156.В концепции Т. Парсонса, процесс сохранения ценностных образцов и регулирования напряжения являющийся одним из функциональных условий существования и равновесия социальной системы, называется …
1.Изоляцией 2.Интеграцией 3.Адаптацией 4 .Латентностью

157.Государство отличается от общества тем, что…
1.Обязательно присутствует элемент насилия
2.Имеет территориальные границы и публичную власть
3.В любом государстве есть столицы, в то время как существуют деревенские сообщества
4.В обществе преобладают частные интересы, в государстве - общие

158.К характерным признакам индустриального общества относится …
1.Концентрация производства и населения
2. Медленное развитие техники и технологий
3.Общинная собственность на землю 4.Преобладание сферы услуг

159.К характерным признакам индустриального общества относится…
1. Система ценностей, ориентированная на накопление сокровищ
2.Система ценностей, ориентированная на брак и семью система
3.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность
4.Система ценностей, ориентированная на непосредственное потребление

160.К характерным признакам традиционного общества относится
1.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональностей 2.Урбанизм
3.Массовое потребление4.Преобладание натурального хозяйства

161.Характерным признакам традиционного общества является (-ются) …
1.Система ценностей, ориентированная на эффективность и рациональность
2.Индивидуализм 3.Преобладание мелкосерийного производства

4.Отношения личной зависимости

162. Деление общества на сословия является примером…
1.Горизонтальной дифференциации 2.Социальной сегментации
3.Социальной стратификации 4.Культурной ассимиляции

163.К характерным признакам постиндустриального общества относится …
1.Преобладание в экономике сельского хозяйства
2.Преобладание в экономике тяжелой промышленности

3.Преобладание сферы услуг в экономике
4.Преобладание в экономике легкой промышленности

164.К характерным признакам постиндустриального общества относится …
1.Развитие государственной бюрократии 2.Развитие тоталитарных институтов

3.Развитие и совершенствование демократических институтов
4.Деиндивидуализация личности

165.Отличие индустриального общества от традиционного состоит в том, что …
1. Развивается торговля между городом и деревней
2.Господствуют общинные принципы социальной жизни

3.Центрами социально-экономической жизни являются промышленные предприятия
4.Производство ориентировано не на объем, а на качество продукции

166.Типы обществ на основе античного, азиатского, феодального и капиталистического способов производства выделял...
1.М. Вебер 2.К. Маркс 3. Г. Зиммель 4.Дж. Гелбрейт

167. Юридическое закрепление за каждой группой прав и обязанностей характерны для _____ системы стратификации.

1. Рабовладельческой 2. Классовой 3. Кастовой 4. Сословной

168.Какое влияние оказывает каждый из социальных институтов на отдельную личность −...
1.Повышает уровень индивидуальности личности

2.Стремится подчинить поведение личности институциональным нормам
3.Создает референтные личности 4.Повышает уровень активности личности

169.Выполнение какой функции социального института основано на передаче социального опыта−…
1.Интегративной 2.Статусной 3.Регулятивной4.Транслирующей

170.Основополагающий структурный признак социальной организации − это …
1.Мобильность 2.Доминирование 3.Равенство 4.Иерархия

171.Социальная организация чаще всего приобретает структурную форму …
1.Шара 2.Куба 3.Параллелограмма 4.Пирамиды

172.Характерной чертой теоретической модели бюрократии, согласно концепции М. Вебера является
1.Межличностные отношения 2.Морально-психологическое единство
3.Функциональная готовность действовать

4.Наличие штатных сотрудников, постоянно весь рабочий день занятых делами организации

173.Какой элемент из перечисленных необходим для формирования социальной организации...
1. Неблагоприятные факторы внешней среды

2.Этническая идентичность членов сообщества

3 .Общие цели 4.Общая территория

174. Процесс изменений образцов взаимодействия индивидов в малых группах и взаимосвязей между ними социологи называют …
1.Групповая статика 2.Групповая динамика
3.Групповая дискретность 4.Групповая дисперсия

175.Семейная структура, состоящая из взрослых родителей и детей, находящихся на их иждивении называется ….
1.Нуклеарная семья 2.Расширенная семья
3.Пунулуальная семья 4.Полигамная семья
176.Брак между одной женщиной и несколькими мужчинами называется …
1.Моногамия 2 .Полиандрия 3.Полигамия 4.Полигиния

177 Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая
1.Осуществляет контрольные функции 2.Осуществляет функцию дезинтеграции

3.Является основой формирования социальных установок
4.Осуществляет функцию социальной мобильности

178.Тип брака, к которому можно отнести гарем турецкого султана XVI века – это…
1.Полигиния
2.Полиандрия
3.Моногамия 4.Последовательная моногамия

179.Функция социального института образования связанная с отбором наиболее одаренных индивидов называется …
1.Функция селекции 2.Функция мобильности
3.Функция социализации 4.Функция интеграции
180.Функция социального института образования связанная с передачей социального опыта, социальных норм и ценностей называется …
1.Функция интеграции 2.Функция социализации
3. Функция селекции 4.Функция мобильности

181.Функция социального института образования связанная с профессиональной подготовкой и формированием социально-профессиональных групп называется …
1.Функция социализации 2. Функция селекции
3.Функция интеграции 4.Функция мобильности

182.Специфическая особенность первичной группы заключается в том, что…
1.Для членов группы важна общая цель

2.Отношения между членами группы носят неформальный характер
3.Первичные группы основаны как на формальных, так и неформальных отношениях
4.В группе существует четкое разделение на социальные статусы и роли

183.Социальная группа − это …
1.Социальная общность взаимодействующих индивидов
2. Социальная общность, объединенная по территориальному признаку
3.Социальная общность, объединенная по одному или нескольким признакам
4.Люди со сходными психологическими характеристиками

184.Характеристикой вторичной группы не являются …
1.Специализированные цели 2.Опосредованные социальные контакты
3.Личностные эмоциональные отношения

4.Формализованные отношения социальной организации

185.В характеристикам первичной группы не входят (-ит) …
1.Непосредственные эмоциональные контакты 2.Специализированные цели
3.Социализирующее влияние на индивида 4.Неформальная социальная организация

186.Референтная группа выполняет по отношению к индивиду функцию, которая
1. Осуществляет контрольные функции 2.Осуществляет функцию наказания
3.Осуществляет функцию социальной мобильности

1. Поведение людей, обладающих такими чертами, как неорганизованность, некоординированность:

1) коллективное поведение;

2) паническое поведение;

3) массовое поведение.

2. Организации, членство в которых обеспечивает работников средствами к существованию, называются:

1) деловые;

2) общественные;

3) ассоциативные.

3. Передачу знаний от поколения к поколению и распространение культуры выполняет:

1) институт религии;

2) институт семьи;

3) институт образования.

4. Стремление максимально ограничить свободу подчиненных свидетельствует о:

1) попустительском стиле лидера;

3) демократическом стиле лидера.

5. Социальный институт представляет собой:

1) совокупность статусов и ролей;

2) устойчивые формы общественных отношений;

3) формы управления.

6. Обязательным признаком социальной организации является:

1) собрание людей в одном месте;

2) взаимодействие людей на основе иерархии социальных статусов;

3) системная общность.

7. Группа людей, выполняющих общественно-полезную и личностно-значимую деятельность – это:

1) компания;

2) организация;

3) коллектив.

Какой тип регламентации характерен для социальных институтов?

1) аморфный;

2) гибкий;

3) нерегулярный;

4) жесткий.

9. Функции образования – это:

1) формирование у подрастающего поколения установок, ценностей, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе;

2) воспитание людей в духе беспрекословного подчинения власти;

3) трансляция и распространение культуры в обществе (научных знаний, моральных ценностей и норм, опыта и навыков, присущих различным профессиям);

4) социальная селекция.

Какой из предложенных подходов к определению семьи является специфически социологическим?

1) семья – это малая социальная группа, члены которой объединяются в единое целое на основе общих интересов, чувств и стремлений;

2) семья – это основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей;

3) семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства.

11. Социальный институт, осуществляющий воспроизводство населения называется …

1) организацией;

2) семьей;

3) общиной;

4) сословием.

12. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, называются …

1) нормами;

2) ресоциализацией;

3) субкультурой;

4) обычаями.

13. Брак одного мужчины одновременно с двумя и более женами называется …

1) полигинией;

2) полиандрией;

3) моногамией;

4) конкубинатом,

14. Если последствия деятельности социального института препятствуют функционированию другого института, то это явление называется …

1) явной функцией;

2) латентной функцией;

3) дисфункцией;

4) девиацией.

15. Исключите из указанных вариантов определение социального института, которое, по вашему мнению, является неверным:

1) социальный институт это – организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества;

Б) реальная социальная общность, с которой индивид соотносит себя и на нормы, мнения, ценности, оценки которой он ориентируется в своем поведении;

В) исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традициями, обычаями и направленные на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

16. Предпосылкой возникновения любого социального института является…

1) возникновение общественной потребности;

2) наличия общественного договора;

3) возникновение социальных стереотипов;

4) государственное регулирование.

17. Правительственные учреждения, университеты – это…

1) тоталитарные организации;

2) принудительные организации;

3) утилитарные организации;

4) ассоциации.

18. Элементом социального института не является….

3) ценности;

4) знания.

19. Рождаемость ниже там, где:

1) высокий уровень и качество жизни;

2) низкая культура и образованность;

3) существует соответствующая культурная установка.

20. Какой тип семьи является преобладающим в современном обще­стве:

1) домовая община;

2) моногамная патриархальная семья;

3) нуклеарная моногамная семья.

Тема 7. Личность, общество, культура

1. Социализация личности– это:

1) освоение культуры (норм, ценностей, правил поведения и стереотипов понимания) общества;
2) перемещение индивида или социальной группы в социальном пространстве, переход из одной страты в другую;
3) совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критериям социального неравенства (по доходам, уровню образования, престижу должности или профессии, обладанию властью);
4) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы.

2. Диспозиционная теория личности разработана:

1) европейскими социологами;

2) американскими социологами;

3) российскими социологами.

3.Личность – это:

1) устойчивая совокупность социально значимых черт, присущих человеку как социальному существу. Среди них социологи выделяют в первую очередь социальные роли, усваиваемые индивидов в процессе социализации, а также ценностные ориентации, на основе которых выстраивается жизненная линия поведения личности;

2) социально приобретаемый элемент структуры личности, выступающий как фиксированное, устойчивое представление о желаемом;

3) процесс формирования устойчивых ценностно-нормативных образцов действий, посредством которых интегрируется и координируется деятельность социальной группы;

4) совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения к поколению значимых символов, идей, ценностей, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность.

4. Необходимость социализации определяется:

1) социальными причинами;

2) географическим положением;

3) биологией человека.

5. Социальный статус личности – это:

1) социальное поведение человека;

2) трудовой стаж человека;

3) достоинство человека.

Какой уровень существования человека характеризуется его биосоциальностью?

1) человек как личность;

2) человек как индивид;

3) человек как социальный субъект;

4) человек как индивидуальность.

Сторонником какой теории личности был Дж. Г. Мид?

1) ролевая теория;

2) психоанализ;

3) необихевиоризм;

4) теория «зеркального Я».

С чем связано приобретение предписанного статуса?

1) место работы;

2) место рождения;

3) профессия;

4) престиж.

Кто из социологов провел «тюремный эксперимент»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Дж. Хоманс;

3) Т. Парсонс;

4) Дж. Г. Мид.

Кто ввел понятие «ролевого набора»?

1) Ф. Зимбардо;

2) Р. Мертон;

3) Дж. Г. Мид;

4) Дж. Хоманс.

11. Отклоняющееся от групповых норм поведение, которое влечет за собой тюремное заключение – это:

1) индивидуализм;

2) делинквенция;

3) патология;

4) девиация.

12. Динамический характер статуса определяется понятием:

1) девиация;

2) социальный контроль;

3) социальная роль.

13. Подготовка девианта к возвращению в нормальную жизнь называется:

1) реабилитация;

2) вторичная социализация;

3) перевоспитание.

14. Социокультурный слой в структуре личности включает …

1) стимулы активности

2) подсознание

3) самосознание

4) влечения

15. Личность может снизить ролевое напряжение или конфликт путем _____ ролей.

1) забывания

2) игнорирования

3) регулирования

4) объединения

16. Статус, определяющий общественное положение и значение человека с его правами и обязанностями, называется …

1) эпизодическим

3) главным

4) смешанным

17. Необходимым условием успешной аккультурации является …

1) конфликтность

2) терпимость

3) избегание

18. Податливость установок и поведения личности групповому давлению называется …

1) конформизмом

2) социализацией

3) ролевым конфликтом

4) лидерством

19. Субкультура, находящаяся в конфликте с господствующими ценностями доминирующей культуры, называется …

1) народной культурой

2) высокой культурой

3) контркультурой

4) массовой культурой

20. Наиболее распространенный в обществе тип личности со средними общепринятыми чертами называется ______ личностью.

1) модальной

2) нормативной

3) идеальной