Александр владимирович запорожец - биография и интересные факты. Психолого-педагогические идеи А.В

(1968; член-корреспондент АПН РСФСР с 1959).

Александр Владимирович Запорожец
Дата рождения 30 августа (12 сентября)
Место рождения
Дата смерти 7 октября (1981-10-07 ) (76 лет)
Место смерти
  • Москва , СССР
Страна
Научная сфера психология , педагогика
Место работы , НИИ дошкольного воспитания АПН СССР
Альма-матер 2-й МГУ
Учёная степень доктор педагогических наук
Учёное звание профессор , член-корреспондент АПН РСФСР , академик АПН СССР
Научный руководитель Л. С. Выготский
Известные ученики Д. М. Арановская-Дубовис ,
Л. А. Венгер , В. П. Зинченко , А. А. Катаева-Венгер ,
Н. Н. Поддьяков, Л. С. Цветкова
Известен как психолог и педагог
Награды и премии

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930).

В 1920-1930-е годы входил в состав мифологической пятёрки московских учеников Выготского (Запорожец, Божович , Морозова , Левина , Славина).

В 1941-1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область).

В 1943-1960 годах - доцент, профессор кафедры психологии МГУ ; в 1944-1960 годах - заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года - директор НИИ дошкольного воспитания.

В 1965-1967 годах - академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 годах - член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства - величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Библиография (основное)

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии . - 1963. - № 5
  • Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986

Александр Владимирович Запорожец - известный советский психолог, педагог, доктор педагогических наук, ученик Л.С. Выготского.

А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 года. В 25 лет закончил педагогический факультет 2-го Московского государственного университета. С 1931 года работал старшим ассистентом, а затем - заведующим лабораторией психологии Психоневрологической академии. Позже перешёл на работу в Харьковский педагогический институт в качестве заведующего кафедрой психологии.

В эти годы А.В. Запорожец занимался исследованием проблемы возникновения психики в филогенезе. В основе познавательного процесса, считал он, находятся практические действия, восприятие и мышление являются системой действий с образованием за счет этого мыслительного образа.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал в военном госпитале врачом, а в 1943 году перешел в Институт психологии Академии педагогических наук РСФСР заведующим лабораторией психологии детей дошкольного возраста.

В это время А.В. Запорожец начал разработку положения о развитии эмоций как процесса овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с психологом А.Н. Леонтьевым создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, при этом обобщив свой опыт врача госпиталя по восстановлению движений у раненых.

В 1959 году А.В. Запорожец, защитив докторскую диссертацию по педагогике, стал директором Института дошкольного воспитания, посвятив себя детской психологии - проблемам психических процессов и развития личности ребенка.

Он считал, что психические качества, присущие человеку, такие как воображение, мышление, воля, нравственные и социальные чувства сами по себе не образовываются. Они возникают из социального опыта, воплощенного в материальной и духовной культуре, усваиваемой ребёнком на протяжении детства.

Социальная среда - это необходимое для ребёнка внешнее условие (наряду с пищей, теплом, воздухом), подлинный источник развития, потому, что в этой среде сосредоточена программа возникновения психических способностей у ребёнка как носителя содержания человеческой психики.

При этом деятельность самого ребёнка - основное условие приобщения ребёнка к социальному опыту. Его деятельность должна носить целенаправленный характер, задаваться в процессе общения другими людьми. Общаясь с ребенком, создавая предпосылки для овладения сложной деятельностью, взрослый человек приобщает ребёнка к социальному опыту и открывает возможности усвоения умений и знаний. Безусловно, что в психическом развитии ребёнка ведущую роль в психическом развитии занимают ориентировочные компоненты деятельности; важно не просто формулировать у ребёнка деятельность, а строить её ориентировочную часть. При этом важно знать, что именно и с помощью каких средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности, как эта ориентировочная часть деятельности влияет на психику ребёнка.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности, выполняющую функцию моделирования тех предметов и явлений, с которыми ребёнок действует, отмечал Запорожец. Находясь за пределами этой ориентировки, ребёнок не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям.

Биологические свойства организма ребёнка и их созревание, составляют необходимое условие его нормального развития: не порождая новых психологических образований, эти биологические свойства создают предпосылки для усвоения новых видов деятельности, приобретения нового опыта.

До наступления интенсивного созревания теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребёнок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и регуляцией поведения. Указанные отделы мозга созревают, как правило, в дошкольном возрасте и ребёнок приобретает эти способности. А усиленное функционирование этих способностей при деятельности и общении, положительно влияет на созревание соответствующих участков мозга.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии неоценим: он разработал важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребёнка, внутренняя форма, в содержание которой входит образ ситуации. Он выступал за теорию психологии действия, которая наполняется во внутреннем мире ребёнка, его духовности.

На основании этих принципиальных положений он обосновал специфичные возрастные периоды развития психики ребёнка.

В последние годы жизни он разработал теорию эмоций, как важного звена смысловой регуляции деятельности, и в 1960 году выпустил свой труд «Развитие произвольных движений».

Страна:

Российская империя СССР

Научная сфера: Место работы: Альма-матер : Научный руководитель: Известные ученики: Известен как:

психолог и педагог

Награды и премии


Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (12 сентября (30 августа) (19050830 ) , Киев , Российская империя - 7 октября , Москва) - психолог, действительный член АПН СССР (1968), д-р пед. наук (1959), проф. (1960).

Биография

Окончил педагогический факультет 2-го МГУ (1925-1930). В 1929-1931 гг. сотрудник Академии коммунистического воспитания . В 1920-1930-е годы входил в состав пятёрки ближайших московских учеников Выготского (Запорожец, Божович , Морозова , Левина , Славина). С 1931 года в Харькове в Украинской психоневрологической академии ; одновременно с 1933 года - доцент, с 1938 года - заведующий кафедрой психологии . В 1941-1943 годах работал в экспериментальном госпитале восстановления движений при Институте психологии (Свердловская область). В 1943-1960 годах - доцент, проф. кафедры психологии МГУ ; в 1944-1960 годах - заведующий лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ ОПП; организатор, с 1960 года - директор НИИ дошкольного воспитания. В 1965-1967 годах - академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии, в 1968-1981 годах - член Президиума АПН СССР.

Научная деятельность

Разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности. Вместе с учениками создал теорию сенсорного и умственного развития ребёнка, способствующую решению проблем воспитания и обучения дошкольников. Критиковал тенденцию к искусственному «подстёгиванию» умственного развития, преждевременному включению ребёнка в сложные формы учебной деятельности. Ввёл в дошкольную педагогику понятие амплификации (обогащения) развития ребёнка за счёт оптимального использования специфически детских видов деятельности. В этой связи переход к школьному обучению детей с 6-летнего возраста воспринял критически, считая, что удлинение детства - величайшее завоевание человеческой цивилизации.

Библиография (основное)

  • Запорожец, А. В. и Луков, Г. Д. Развитие рассуждений у ребёнка младшего школьного возраста // Научные записки Харьковского гос. пед. института (Про розвиток міркування у дитини молодшого віку // Наукові Записки Харк. Держ. Педаг. Инст.), т. VI, 1941.
  • Леонтьев А. Н., Запорожец А. В. Восстановление движений. Исследование восстановления функций руки после ранения. М., 1945.
  • Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1960
  • Эльконин Д. Б., Запорожец А. В., Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе // Вопросы психологии . - 1963. - № 5
  • Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: В 2-х т. М., 1986

Литература

  • Венгер Л. А. А. В. Запорожец и его вклад в советскую психологию . Вопросы психологии , 1985. № 4. C. 121-125
  • Дубовис Д. М., Хоменко К. Е. Вопросы художественного восприятия в трудах А. В. Запорожца (К 80-летию со дня рождения) (idem). - Вопросы психологии, 1985. № 5. С. 117-123
  • Арановская-Дубовис, Д. М., Заика, Е. В. Идеи А. В. Запорожца о развитии личности дошкольника . Вопросы психологии, 1995. № 5. С. 87-99
  • Зинченко, В. П. Становление психолога (К 90-летию содня рождения А. В. Запорожца) 1995
  • Титова Н. И. Гуманистические основы воспитания детей в научном наследии А. В. Запорожца 2001
  • Международная конференция «Наука о детстве и современное образование» , посвященная 100-летию со дня рождения А. В. Запорожца, 6-8 декабря 2005 г.
  • Кудрявцев, В. Т. А. В. Запорожец: от идеи самоценности детства - к принципам самодетерминации и амплификации детского развития (idem) 2005
  • Зинченко, В. П. Александр Владимирович Запорожец: жизнь и творчество (от сенсорного действия к эмоциональному) // Культурно-историческая психология, 2006(1): doc /zip

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Учёные по алфавиту
  • Родившиеся 30 августа
  • Родившиеся в 1905 году
  • Родившиеся в Киеве
  • Умершие 7 октября
  • Умершие в 1981 году
  • Умершие в Москве
  • Кавалеры ордена Ленина
  • Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
  • Кавалеры ордена Октябрьской Революции
  • Выпускники вузов Москвы
  • Психологи по алфавиту
  • Психологи СССР

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Котик, Валентин Александрович
  • Ситчин, Захария

Смотреть что такое "" в других словарях:

    - (30.08.1905, Киев 7.10.1981) советский психолог, ученик Л.С.Выготского. Биография. Окончил в 1930 г. педагогический факультет 2 го МГУ. Работал в качестве лаборанта у А.Р.Лурия. С 1931 г. работал сначала старшим ассистентом, затем заведующим… … Большая психологическая энциклопедия

    - (1905 81) российский психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания … Большой Энциклопедический словарь

    Запорожец Александр Владимирович - (1905 1981) советский психолог, ученик Л.С. Выготского. В 30 е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской деятельностной психологической шк … Психологический словарь

    Запорожец Александр Владимирович - [р. 30.8(12.9).1905, Киев], советский психолог, действительный член АПН СССР (1968). Окончил педагогический факультет 2 го МГУ (1930). С 1960 директор института дошкольного воспитания АПН СССР. Основные исследования по проблемам генезиса… … Большая советская энциклопедия

    Запорожец Александр Владимирович - (1905 1981), психолог и педагог, действительный член АПН СССР (1968). Труды по психологии, психолого педагогическим проблемам дошкольного воспитания. * * * ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович (1905 81), российский… … Энциклопедический словарь

    Запорожец Александр Владимирович - Александр Владимирович Запорожец (30.8(12.9).1905, Киев, 7.10.1981, Москва) психолог, действительный член АПН СССР (1968), д р пед. наук (1959), проф. (1960). Содержание 1 Биография 2 Научная деятельность 3 Основные публикации … Википедия

    ЗАПОРОЖЕЦ Александр Владимирович - , психолог, д. ч. АПН СССР (1968), д р пед. наук (1959), проф. (1960). Окончил пед. ф т 2 го МГУ (1930). В 1929 31 сотрудник АКБ им. Н. К. Крупской. С 1931 в Харькове в Психоневрологич. академии;… … Российская педагогическая энциклопедия

    Запорожец, Александр Владимирович - Род. 1905, ум. 1981. Психолог, специалист в области психологии, психолого педагогических проблем дошкольного воспитания. С 1968 г. действительный член АПН СССР … Большая биографическая энциклопедия

    Запорожец, Александр Владимирович - (1905 1981) психолог, действительный член АПН СССР (1968), д р педагогических наук (1959), профессор (1960). С 1931 в Харькове в Психоневрологической академии; в педагогическом институте (с 1938 зав. кафедрой). В 1943 60 в МГУ; в 1944 60 зав … Педагогический терминологический словарь

    Запорожец, Александр Владимирович - (1905–1981) Российский психолог. Доктор психологических наук (1959), профессор (1960), действительный член АПН СССР (1968), академик секретарь отделения психологии и возрастной физиологии (1965 1967), член президиума АПН, создатель и… … Кто есть кто в российской психологии

ЗАПОРОЖЕЦ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ.

Известный советский психолог, ученик Л.С. Выготского А.В. Запорожец родился 30 августа 1905 г. В 1930 г. он окончил педагогический факультет 2-го Московского государственного Университета.

Свою научную деятельность А.В. Запорожец начал в качестве лаборанта у А. Р. Лурии. С 1931 г. он занимал сначала должность старшего ассистента, затем - заведующего лабораторией сектора психологии Психоневрологической академии. Затем он стал доцентом и заведующим кафедрой психологии Харьковского педагогического института им. М. Горького.

В 1930-е гг. в рамках исследований, проводимых в Харьковской психологической школе, Запорожец занимался изучением проблемы возникновения психики в филогенезе (вместе с А. Н. Леонтьевым). Запорожец вывел тот факт, что в основе любого познавательного процесса находятся практические действия, и в частности что восприятие и мышление являются системой свернутых «перцептивных действий», в которых происходит уподобление основным свойствам предмета и за счет этого образуется перцептивный, или мыслительный образ.

В первые годы Великой Отечественной войны А.В. Запорожец работал врачом в военном госпитале, а в 1943 г. преподавал на отделении психологии Московского государственного университета. С 1944 г. он занимал должность заведующего лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института психологии АПН РСФСР.

Приблизительно в это время Запорожец начал разрабатывать положение о развитии эмоций как процессе постепенного овладения действиями оценки смысла ситуации. Совместно с А.Н.Леонтьевым он также создал концепцию возникновения и развития произвольных движений и действий, где, в частности, обобщил свой опыт врача в госпитале по восстановлению движений у раненых во время Отечественной войны.

В 1959 г. А.В. Запорожец защитил докторскую диссертацию по педагогике и стал директором Института дошкольного воспитания, где посвятил себя изучению психологии детского развития. Занимаясь исследованием произвольных действий ребенка, Запорожец выявил значение ориентировочной деятельности в регуляции поведения.

Сам А.В. Запорожец в своей научной деятельности всегда придавал первостепенное значение именно детской психологии - проблемам развития личности ребенка и его психических процессов. Многие психологические проблемы разрабатывались им совместно с коллегами-психологами: А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и другими. Он также широко использовал материалы экспериментальных исследований таких своих сотрудников, как Т.О. Гиневская, Я.З. Неверович и др.

Как и его учитель Л.С. Выготский, А.В. Запорожец полагал, что психические качества, присущие исключительно человеку, такие как мышление, воображение, воля, социальные и нравственные чувства и т.п., не могут образоваться сами по себе ни из процесса биологического созревания, ни из индивидуального опыта ребенка. Они должны возникнуть исключительно из социального опыта, воплощенного в продуктах материальной и духовной культуры, который усваивается ребенком на протяжении всего детства.

Запорожец подчеркивал, что социальная среда является не просто необходимым для ребенка внешним условием (наряду с воздухом, теплом, пищей), а подлинным источником развития, поскольку именно в этой среде «записана» программа возникновения психических способностей у ребенка и в ней же задаются конкретные средства для «перевода» этих способностей из фиксированной социальной формы в форму процессуальную индивидуальную. В этом смысле она является действенным носителем содержания человеческой психики.

Основным условием приобщения ребенка к социальному опыту выступает деятельность самого ребенка. Эта деятельность должна строиться целенаправленно, задаваться другими людьми в процессе общения с ними ребенка. Именно развивая ребенка, общаясь с ним, создавая предпосылки для овладения более сложными формами деятельности, взрослый человек приобщает ребенка к социальному опыту и открывает перед ним новые возможности усвоения различного рода знаний и умений.

Признавая ведущую роль активной деятельности взрослого человека в психическом развитии ребенка, А. В. Запорожец пытался выяснить, каким образом эта развивающая на практике деятельность осуществляет свои функции. Проанализировав достаточно большое число экспериментальных фактов, он пришел к следующему выводу: центральную роль в психическом развитии играют ориентировочные компоненты деятельности (в отличие от исполнительских); следовательно, важно не просто формировать у ребенка деятельность в целом, а специально строить ее ориентировочную часть. Чрезвычайно важно знать, что именно и с помощью каких конкретно способов и средств ребенок выделяет ориентиры в процессе деятельности; как эта ориентировочная часть деятельности отражается на психике ребенка и насколько она влияет на исполнительские компоненты.

Мы наблюдаем развивающую силу ориентировочной части деятельности постольку, поскольку она выполняет функцию уподобления, моделирования тех материальных и идеальных предметов и явлений, с которыми ребенок действует, что ведет к созданию адекватных представлений, понятий или переживаний о них, отмечал А. В. Запорожец. Находясь за пределами такой ориентировки, ребенок просто не сможет приобщиться к этим социально значимым явлениям и смыслам.

Биологические свойства организма ребенка и их созревание, не являясь движущей причиной развития, по мнению А.В. Запорожца, составляют необходимое условие нормального развития ребенка: не порождая каких-либо новых психологических образований, эти биологические свойства на каждой возрастной ступени создают специфические предпосылки для усвоения новых видов деятельности, выделения новых объектов ориентировки и приобретения нового опыта.

Так, вплоть до наступления интенсивного созревания ассоциативных теменно-затылочных и лобных отделов мозга ребенок физически не в состоянии овладеть абстрактным мышлением и волевой регуляцией поведения. Когда же эти ассоциативные теменно-затылочные и лобные отделы мозга все-таки созревают (в дошкольном возрасте), ребенок приобретает эти способности. В то же время усиленное функционирование этих способностей в ситуациях деятельности и общения влияет положительно на созревание соответствующих участков мозга, включая биохимические и морфологические их особенности.

Вклад А.В. Запорожца в развитие детской психологии поистине неоценим: именно он впервые разработал такие важнейшие проблемы и определил такие важные понятия психологии, как аффективные действия ребенка, внутренняя форма движения, в содержание которой входит образ ситуации. Он не выступал открыто против теории деятельности, заменяя ее психологией действия, которая, по его мнению, опредмечивается во внутреннем мире ребенка, его духовности. На основе этих сложных, но принципиальных положений им были обоснованы специфичные возрастные периоды развития психики ребенка.

В последние годы жизни Запорожец разрабатывал теорию эмоций как особого звена смысловой регуляции деятельности, что нашло свое отражение в сочинении «Развитие произвольных движений», выпущенном в 1960 г. Умер А.В. Запорожец 7 октября 1981 г.

Из книги 100 великих спортсменов автора Шугар Берт Рэндолф

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ ПОПОВ (родился в 1971 г.) Александр Попов родился 16 ноября 1971 года в поселке Лесной под Екатеринбургом. Его родители работали на военном заводе. Они хорошо зарабатывали и Саше не отказывали в каких-либо игрушках или хорошей одежде.

автора

Горбатый «Запорожец» Подробностей не буду описывать. Кроме всего потому, что это неописуемо.Я потерял голову и перестал собой управлять.Я снял комнату в квартире на 5й Парковой улице, в Измайлове (тогда это считалось дальней окраиной), в кооперативном доме, который

Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

Зайцев Александр Владимирович После призыва в апреле 1985-го я оказался в учебке, находившейся в узбекистанском городе Фергана. Подготовка была сразу ориентирована на условия Афганистана, и по окончании программы подготовки выбора у нас никакого не было - всех направили

Из книги Под крыльями - ночь автора Швец Степан Иванович

«Запорожец» Сталинградская группировка гитлеровцев была окружена, но еще не уничтожена, и в январе 1943 года наш полк снова перебросили под Сталинград.На первых порах мы действовали, как обычно, ночью, но по мере сужения кольца цель становилась такой, что ночью ее

Из книги Трубачи трубят тревогу автора Дубинский Илья Владимирович

Максим Запорожец Из Ивчи, где полк провел большую работу по изъятию дезертиров и оружия, нас перевели к северу от Хмельника, в большое и красивое село Пустовойты. В один из жарких июньских дней с юга, со стороны Хмельникской дороги, донеслась песня: - Ой на, ой на гор!Та и

Из книги И было утро... Воспоминания об отце Александре Мене автора Коллектив авторов

Из книги Люди и взрывы автора Цукерман Вениамин Аронович

ЛЕВ ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬТШУЛЕР Со Львом Владимировичем меня связывает прочная, нерушимая дружба, продолжающаяся вот уже более шести десятилетий. Она началась в далеком 1928 году на школьной скамье, и, с небольшими перерывами, когда судьба разлучала нас, мы шли по жизни рядом,

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

Горбатый «Запорожец» Подробностей не буду описывать. Кроме всего потому, что это неописуемо.Я потерял голову и перестал собой управлять.Я снял комнату в квартире на 5-й Парковой улице, в Измайлове (тогда это считалось дальней окраиной), в кооперативном доме, который

Из книги Знаменитые личности украинского футбола автора Желдак Тимур А.

Из книги Мне всегда везет! [Мемуары счастливой женщины] автора Лифшиц Галина Марковна

Нур и Роман Владимирович Я написала про остаток лета почти в одиночестве и поняла, что слово «почти» скрывает несколько важных эпизодов. Все-таки на речку я ходила, купалась, играла в мяч со студентами… Болтали обо всем.…Мелкие детали. Студент-африканец приходил на пляж с

Из книги 100 знаменитых евреев автора Рудычева Ирина Анатольевна

МЕНЬ АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ (род. в 1935 г. – ум. в 1990 г.) Православный священник, религиозный философ, миссионер, историк религии. Основатель Православного университета, автор книг по библиологии, истории религии, толкованию Библии, множества статей на религиозные

Из книги Алла Пугачёва. 50 мужчин Примадонны автора Раззаков Федор

«Гастрольные» мужчины. Левон Мерабов, Александр Лившиц, Александр Левенбук Гастрольная деятельность певицы Аллы Пугачевой началась осенью 1965 году, и связана она была с именами сразу нескольких мужчин. Первым из них был композитор Левон Мерабов. Вспоминает А.

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

КУЙБЫШЕВ Валериан Владимирович (07.06.1888 - 25.01.1935). Член Политбюро ЦК ВКП(б) с 19.12.1927 г. по 25.01.1935 г. Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. и с 10.02.1934 г. по 25.01.1935 г. Секретарь ЦК РКП(б) с 03.04.1922 г. по 17.04.1923 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1922 - 1923, 1927 - 1935 гг. Кандидат в члены ЦК

Из книги Век психологии: имена и судьбы автора Степанов Сергей Сергеевич

А.В. Запорожец (1905–1981) Научное творчество А.В. Запорожца – яркая страница в истории отечественной психологии ХХ века. Увы, нынешнему поколению фасилитаторов и коучей такие страницы не очень интересны, так как мало способствуют процветанию их бизнеса. Но в нашей стране

Из книги Начальник внешней разведки. Спецоперации генерала Сахаровского автора Прокофьев Валерий Иванович

ШЕБАРШИН Леонид Владимирович Родился 24 марта 1935 года в Москве в рабочей семье.После окончания с серебряной медалью средней школы в 1952 году Шебаршин поступил на индийское отделение Института востоковедения. В связи с закрытием института в 1954 году переведен в Московский

Из книги Записки. Из истории российского внешнеполитического ведомства, 1914–1920 гг. Книга 1. автора Михайловский Георгий Николаевич

Лев Владимирович Урусов Здесь, в период между июльскими днями и корниловскими с Московским государственным совещанием 10 августа в промежутке, наш комитет Общества с его общими собраниями снова получил своё значение. Должен сказать, что до июльских дней, при всей