Будет ли охраняться керченский мост. Морская гвардия Крымского моста: как будут охранять стройку века

Реализация проекта Крымского моста миновала экватор. «Главным объектом текущего года и следующего года является строительство моста через Керченский пролив. Сейчас уже более 50% (строительных) объемов работ на этом сооружении выполнено», — приводит ТАСС слова заместителя руководителя Федерального дорожного агентства Игоря Астахова.

Следует иметь ввиду, что речь идет обо всей стройке, включающей в себя и автомобильный, и железнодорожный мост. Готовность автомобильного моста значительно превышает 50 процентов.

«Нет никаких сомнений, что к концу 2018 года движение по автодорожной части уже будет запущено», — подчеркнул Игорь Астахов.

«Предстоит сформировать новое соединение — морскую бригаду»

То, что Крымский мост имеет для России стратегическое значение, секретом не является. Как не являются секретом угрозы, звучащие из Киева, где горячие головы всерьез обсуждают планы диверсионных акций против моста.

К охране и обороне объекта государственного значения российские власти подходят серьезно. Защищать Крымский мост будет морская бригада, которая сформируют в структуре Росгвардии.

Об этом на заседании Совета Федерации заявил директор Росгвардии Виктор Золотов.

«Для решения поставленных перед Росгвардией задач по обеспечению безопасности транспортного перехода через Керченский пролив предстоит сформировать новое соединение — морскую бригаду», — приводит слова Золотова RT.

Несколько дней тому назад стало известно, что Федеральная служба войск национальной гвардии РФ намерена закупить четыре противодиверсионных катера проекта 21980 — шифр «Грачонок». Данная информация размещена на сайте госзакупок.

В сентябре 2017 года гендиректор Зеленодольского судостроительного завода Ренат Мистахов , где производятся катера проекта 21980, сообщил о готовности предложить их Росгвардии.

Катера проекта «Грачонок»: оружие против диверсантов

Противодиверсионные катера «Грачонок» предназначены для борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях пунктов базирования и ближних подходах к ним, а также для оказания содействия Пограничной службе ФСБ России при решении задач охраны и защиты государственной границы России.

В штатный комплекс оборудования входят: навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал», многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3, автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9, интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980», гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа», телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон» разработки Saab Seaeye Co. LTD с рабочей глубиной до 300 метров, поисково-обследовательский комплекс «Кальмар» позволяющий исследовать поверхность дна на глубине до 200 метров при скорости движения катера до 8 узлов, а также судовой водолазный комплекс с барокамерой (СВК), предназначенный для обеспечения водолазных спусков при проведении аварийно-спасательных, подводно-технических и других видов подводных работ.

Вооружение каждого катера состоит из морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ) с установленным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм, малогабаритного дистанционно-управляемого противодиверсионного гранатометного комплекса 98У, ручного двуствольного противодиверсионного гранатомета ДП-64 «Непрядва» и 4 переносных зенитных ракетных комплексов «Игла-1».

Катера данного проекта строятся сразу на трех российских предприятиях — помимо Зеленодольска, в Рыбинске и Владивостоке.

Катер проекта «Грачонок». Фото: РИА Новости / Ильдус Гилязутдинов

Гидроакустические системы охраны и обороны: нейтрализация боевых пловцов нажатием кнопки

В настоящее время 14 катеров проекта уже введены в строй, а 4 находятся на стадии строительства. Также подписаны контракты на постройку еще нескольких катеров.

В начале октября 2017 года стало известно, что Крымский мост будет оснащен специальными гидроакустических системами российского производства, разработкой которых занимается научно-исследовательский институт «Атолл». Система будет состоять из подводной и надводной аппаратуры для активной гидролокации в охраняемой зоне акватории. Сигнал пройдет первичную обработку и будет передан на стационарный надводный пункт наблюдения для немедленного задержания нарушителя или нейтрализации потенциально опасного объекта.

Системы подобного рода сегодня уде используются для охраны объектов ВМС РФ и стратегически важных гражданских предприятий.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что данные системы позволяют не только контролировать береговую черту, поверхность и глубины моря, но и нейтрализовывать боевых пловцов-диверсантов простым нажатием кнопки.

В 2016 году в СМИ появилась информация о том, что в Росгвардии планируют создать отряд боевых аквалангистов, в задачи которого войдёт отражение атак диверсантов и поиск взрывчатки. Тогда же речь шла и об обеспечении нового подразделения быстроходными противодиверсионными катерами, а также специальным стрелковым оружием.

Морские части Внутренних войск существуют уже 40 лет

На самом деле создание морской бригады для охраны и обороны Крымского моста — это не нечто абсолютно новое. В марте 1978 года исполнится 40 лет с момента создания в структуре внутренних войск МВД СССР морских подразделений.

Начало созданию таких частей было положено в 1976 году, когда вышло Поручение Политбюро ЦК КПСС от 5 мая 1976 г. «Об охране искусственных сооружений на Забайкальской и Дальневосточной железных дорогах».

Главная задача, возложенная на такие подразделения — обеспечение охраны важных государственных объектов и сооружений на коммуникациях, расположенных в прибрежной части территориального моря Российской Федерации, на реках, озерах и других поверхностных водных объектах.

С созданием Федеральной службы войск национальной гвардии данные подразделения вошли в ее состав. Сегодня морские части гвардейцев несут службу в Хабаровске, Мурманске, Северобайкальске, на озерах Иртяш, Синара и Силач, а также в Ленинградской области.

По имеющейся информации, в настоящее время уже планируются пункты размещения новых подразделений Росгвардии, которые займутся обеспечением безопасной деятельности Крымского моста.

Хочется верить, что даже та информация, которую можно разглашать публично, отобьет желание пытаться что-либо предпринимать в отношении моста.

Для решения специальных задач в составе различных ведомств, позднее объединенных в Росгвардию, давно имеются крайне квалифицированные специалисты. Все сотрудники имеют не только теоретические знания о многих областях своей работы, но и с разной интенсивностью, но обязательно участвуют в спецоперациях. Бойцы отрядов спецназа, входящих в состав Росгвардии, признаются, что география и специфика в этом отношении никакого значения не имеют.Кадры решают все

«Работа идет по самым разным направлениям. От задержаний членов ОПГ до адресной работы (имеются в виду выезды на контртеррористические операции), или работы на транспорте. Специалисты имеются для любого профиля - от досмотра и переговоров до обезвреживания взрывных устройств», - рассказывают офицеры спецназа.
Однако мост через Керченский пролив, который планируется полностью ввести в эксплуатацию в 2019 году, потребует от сотрудников Росгвардии не только комплексного подхода к обеспечению безопасности, включая применение особых методов, тактики и спецсредств. От традиций до отличий
Защита стратегических объектов лишь на первый взгляд простая задача - крупные объекты инфраструктуры, такие как атомные и гидроэлектростанции, а так же транспортные узлы обладают особой спецификой, и отличаются друг от друга не только и не столько принципами обеспечения безопасности, сколько подходами к реализации этого процесса.
Простой организацией пропускного режима и его соблюдением в этом случае ограничиться нельзя - даже на энергетических объектах строгий надзор за входом/выходом на объекте - не единственные меры, предпринимаемые для защиты.

К примеру, каждая смена АЭС, ГРЭС и других объектов включает в себя вооруженную и хорошо обученную охрану, готовую дать отпор при малейшем намеке на попытку нападения. Тренировкам и обучению личного состава в таких случаях уделяется особое внимание, ведь от слаженности действий и их эффективности зависят не только жизни рабочего персонала, но и сотен тысяч простых людей.
Охрана стратегических объектов - сфера компетенции уникальных в своем роде специалистов. Историки и ветераны спецслужб отмечают, что в Советском Союзе сотрудникам некоторых спецподразделений в рамках учений нередко ставились задачи организовать защиту объекта, или напротив, осуществить его захват.
«Бойцов «Вымпела» однажды привлекли к учениям на Белоярской АЭС. В ходе эксперимента с системой безопасности на объекте сотрудникам спецподразделения было поручено проникнуть на объект и провести его условное уничтожение. Если не вдаваться в детали, то после того, как местное управление КГБ было поставлено в известность, специалисты подробно расписали зоны и сектора, через которые можно было скрытно проникнуть на объект… и затем осуществили проникновение. На все ушло 42 секунды. После этого систему безопасности на всех без исключения АЭС изменили и усилили. И строгие проверки со специальными мероприятиями на таких объектах проводятся до сих пор», - отметил в интервью телеканалу «Звезда» военный историк Андрей Головин.Особо важный объект
Несмотря на то, что обеспечивать безопасность крупных объектов сотрудникам Росгвардии не в новинку, охрана моста через Керченский пролив потребует использовать весь профессионализм, выучку и арсенал спецсредств.
Заявление главкома Росгвардии Виктора Золотова о создании специальной морской бригады для защиты моста через Керченский пролив в этом смысле стало знаковым событием, позволяющим оценить масштаб предстоящей работы.

Первое и главное нововведение, отмеченное большинством экспертов в области безопасности - вероятное включение в состав морской бригады отряда боевых пловцов, в задачи которых помимо поиска неразорвавшихся боеприпасов времен Великой Отечественной войдут и специальные операции на глубинах.
«Любой объект такого плана требует всесторонней защиты. Для того, чтобы исключить любые провокации, которые так или иначе могут отразиться на безопасности конструкции, боевые пловцы будут привлекаться к патрулированию акватории, погружениям и осмотрам подозрительных предметов и будут активно работать с уникальными гидроакустическими станциями», - отмечают эксперты.
По словам специалистов, для нейтрализации нарушителей под водой боевые пловцы Росгвардии могут получить соответствующее вооружение - подводные автоматы АДС, пистолеты ПСС и специальные плавсредства для быстрого передвижения под водой, аналогичные тем, что включатся в состав вооружения бойцов ПДСС военно-морского флота.
Эксперты отмечают так же, что для пресечения и быстрого перехвата нарушителей на море Росгвардия в ближайшей перспективе может заказать строительство четырех противодиверсионных катеров проекта 21980 «Грачонок».
Прививка от провокаций
Политологи и эксперты уверены - ввод в эксплуатацию такого объекта, как мост через керченский пролив, неизбежно усилит риск провокаций со стороны украинских спецслужб.
По словам военного политолога, Доцента кафедры политологии и социологии РЭУ имени Г.В. Плеханова Александра Перенджиева, сформированная морская бригада Росгвардии - необходимый и взвешенный шаг по обеспечению безопасности переправы и региона в целом.«Отдельное формирование в Крыму необходимо для противодействия диверсантам и террористам - часто это лица в «одном флаконе», которые будут и далее засылаться на полуостров как официальными органами Украины (ВСУ, СБУ и т.д.), так и полугосударственными и негосударственными структурами - добровольческими батальонами, радикальными организациями националистически-фашистского толка и т.д. Необходимо учесть, что диверсанты-террористы проходят весьма серьезную спецподготовку, которой руководят представители спецслужб США и других стран НАТО. Поэтому и противодействие должно быть "специальное", то есть высокопрофессиональное», - отметил Перенджиев.По словам экспертов, большинство сценариев с вероятными провокациями российские спецслужбы начали просчитывать с самого начала строительства объекта.
«Система безопасности моста обеспечивается деятельности не какой-то отдельной силовой структуры, а всеми спецслужбами России», - отметил военный политолог Александр Перенджиев.Специалисты отмечают, что присутствие спецслужб и осуществление охраны Керченского моста под водой, на море, и в воздухе отобьет желание проверять на прочность службы безопасности и военных.

Российские власти обнесут сухопутные участки будущего Керченского моста ограждением. Эту территорию они также намерены оснастить мощной системой безопасности. Согласно проекту, на керченском, таманском берегах и на острове Тузла у подъездов к мосту появятся контрольно-пропускные пункты для досмотра транспорта и граждан. Все эти атрибуты перечислены в документах нескольких госзакупок, копиями которых располагают Крым.Реалии. Что будет представлять собой система безопасности будущего моста, читайте в нашем материале.

3 ноября федеральное унитарное предприятие «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» закупило услуги проектно-изыскательских работ в рамках оснащения инженерно-техническими системами обеспечения транспортной безопасности транспортного перехода через Керченский пролив. Общая стоимость закупки составила 12,4 миллиона рублей.

Согласно документации, которой располагают Крым.Реалии , подъезды к будущему мосту планируется оборудовать восемью контрольно-пропускными пунктами: по три КПП появятся на территории Тамани и Керчи, два – на острове Тузла. Также на керченском и таманском берегу расположатся по два здания для досмотра физических лиц.

8 КПП на 19 километрах

Согласно документам, в рамках обеспечения безопасности на будущем Крымском мосту в Керчи планируется построить два железнодорожных и один автодорожный контрольно-пропускной пункт (по 30,5 квадратных метров каждый). Еще два здания здесь построят для досмотра физических лиц – по 15 и 30 квадратных метров.

Кроме того, сухопутные участки будущего моста будут сопровождаться масштабными отсекающими ограждениями.

Также по одному автодорожному и железнодорожному КПП установят на косе Тузла, через которую будет пролегать мост. Здесь автодорожный и железнодорожный проезды тоже будут обнесены забором.

Аналогичная ситуация будет и на Тамани, где разместят три КПП, из которых два – железнодорожные. Еще в одном специальном комплексе будут досматривать физических лиц.

Таким образом, на 19 километрах моста будут оборудованы восемь контрольно-пропускных пунктов на трех участках.

Исполнение договора планируется с декабря этого года по 31 января 2018 года. К процессу будет подключено Федеральное агентство по рыболовству, которое оценит ущерб водным биоресурсам вследствие проведения работ по монтированию систем безопасности.

Токсикологический анализ грунтов и донных отложений в Керченском проливе, согласно документам, проведет «Центр гигиены и эпидемиологии в Санкт- Петербурге».

4,5 миллиарда за монтаж системы

В феврале, августе и октябре этого года Управлением ведомственной охраны Министерства транспорта России и Управлением федеральных автодорог «Тамань» были заключены еще три контракта по инженерным изысканиям и проектированию систем обеспечения безопасности транспортного перехода через Керченский пролив. Они обошлись в более чем 4,5 миллиарда рублей.

Согласно условиям контракта, оплата за работы разбита на три года. В этом году она обойдется в 1,5 миллиарда рублей, в 2018 – в 2 миллиарда, а в 2019 – еще в 1 миллиард рублей.

Спасательный и пожарный посты в Тамани

В рамках закупок Управления ведомственной охраны Минтранса России в поселке Тамань Краснодарского края также построят специализированное пожарно-спасательное подразделение по защите от чрезвычайных ситуаций и крупных природных пожаров в районе моста, а также отдельный пост с центром управления комплексной системой безопасности.

Для этих объектов выделен земельный участок площадью 12,5 тысяч квадратных метров на границе с населенными пунктами Тамани. Здесь хотят построить здание отдельного поста пожарно-спасательного подразделения с центром управления комплексной системой безопасности.

«Объект будет предназначен для осуществления первоочередных поисково-спасательных, аварийно-спасательных работ и обеспечения пожарной безопасности специальных объектов. Он будет включать в себя комплектную трансформаторную подстанцию, две артезианские скважины, три гаража для стоянки резервных автомобилей и другого автотранспорта, двух плавсредств. Предусмотрен подземный резервуар объемом 50 кубометров и пожарный гидрант», – перечислено в документации закупки.

Проектные и изыскательские работы по этому проекту обошлись в 4,8 миллиона рублей. Строительство будет проводиться в рамках оборонзаказа с финансированием в 2018 и 2019 году.

Завершить работы здесь рассчитывают в 2019 году. За контракт отвечает главный специалист отдела инвестиций и капстроительства Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю Денис Мамаев .

Победителем конкурса по выполнению этих работ стало краснодарское ООО «Проект-строй-дизайн», которое принадлежит двум физическим лицам и занимается инженерными изысканиями, проектированием и строительным контролем.

Согласно документам, работы по монтажу средств безопасности на автоподходах к мосту должны завершиться к 30 апреля 2018 года, а на железнодорожных – к 1 декабря 2019 года. То есть на несколько месяцев позже, чем запуск в эксплуатацию самого моста. Этой датой российские чиновники называют лето 2019 года.

Российские военные и спецслужбы готовятся к отражению диверсионной атаки на Крымский мост, которую уже анонсировали на Украине. В район объекта передислоцированы патрульные катера и боевые пловцы. Сам мост оснащается дополнительной защитой.

Основная ответственность за безопасность "дороги жизни" на полуостров возложена на Росгвардию. Служба готова применить для защиты моста дислоцированный в Крыму взвод морских катеров, который состоит из трех судов (два малых сторожевых катера проекта 04024 "Афалина" и один "Стриж-4Д"), но вскоре будет развернут до отряда. Руководство Росгвардии уже договорилось с Зеленодольским судостроительным заводом о строительстве четырех противодиверсионных катеров "Грачонок", которые будут патрулировать воды в районе Керченского пролива, сообщает "Свободная пресса" .

Каждый "Грачонок" оснащен крупнокалиберным пулеметом КПВТ и четырьмя переносными зенитными ракетными комплексами "Игла-1". Главный калибр такого катера - малогабаритный дистанционно управляемый противодиверсионный гранатометный комплекс ДП-65 и ручной двуствольный противодиверсионный гранатомет ДП-64 "Непрядва". В радиусе 400 м от катера они способны истребить под водой все живое.

Охранять подступы к мосту на воде будут и боевые пловцы Росгвардии. Подобное подразделение было сформировано во внутренних войсках еще в 2008 г., а в декабре 2016 г. представители Росгвардии договорились с администрацией Керчи о выделении службе нескольких участков в окрестностях города для возведения военных городков. Один из них будет расположен прямо на морском берегу.

Кроме того, городские власти предложили Росгвардии занять пустующее здание бывшей украинской погранзаставы на острове Тузла, через который прокладывается Крымский мост. К Тамани Тузла ближе, чем к Крыму, но все равно отсюда проще контролировать оба берега. Лучшего места для базирования боевых пловцов Росгвардии в окрестностях просто не существует.

Помимо сил Росгвардии, мост будут охранять быстроходные противодиверсионные патрульные катера проекта 03160 "Раптор". На каждом - универсальный дистанционно управляемый боевой модуль "Управа-Корд" калибром 14,5 мм и по два пулемета 6П41 "Печенег" калибра 7,62 миллиметра. В сентябре они были переброшены из Севастополя в район Керчи.

Серьезные меры безопасности принимаются и на строительстве. На всех стройплощадках Крымского моста установлены специальные инженерные заграждения. Оборудовано 30 постов допуска. Круглосуточное наблюдение ведут более 120 видеокамер с возможностью длительного хранения данных. Контроль привозимых на стройку грузов осуществляется мобильными инспекционно-досмотровыми комплексами на специально оборудованных площадках по обоим берегам пролива.

В скором времени на страже моста встанут сложные гидроакустические системы, разработанные концерном "Моринформсистема-Агат". Среди них, возможно, будет гидроакустическое средство предупреждения "Амулет-П". При обнаружении подводных пловцов оно сначала включает сигнализацию с требованием покинуть территорию. Если это не возымеет действия, интенсивность звукового сигнала повышается до болевого порога, который человек выдержать не в состоянии. Он или сдается, или погибает.

Словом, вокруг будущего моста заранее создается линия глубокоэшелонированной обороны от нападения и с воздуха, и с суши, и с поверхности моря, и из морских глубин. Все потенциальные атаки на объект будут отражены, уверены военные эксперты.


Акватория Черного моря вокруг строительства Крымского моста обрастает военными объектами. Российские власти стягивают к месту стройки боевые суда и радиотехнические системы для защиты от любых возможных угроз. Рассказываем, кто охраняет «стройку века» и прилегающую территорию.

На Керченском мосте российские власти организуют пропускной режим. Все его сухопутные участки обнесут забором, а у подъездов к мосту - на керченском, таманском берегах и острове Тузла - установят контрольно-пропускные пункты для досмотра транспорта и граждан.

А на днях издание РИА Новости Крым сообщило, что с первых дней за стройкой Крымского моста наблюдают сторожевые катера пограничной службы ФСБ России. Военные суда находятся у берегов Керчи.

Сторожевым катером «Соболь» командует Алексей Саулин из Костромы - выпускник Института береговой охраны ФСБ России в Анапе. Он рассказал журналистам, что сам захотел поехать на службу в Керчь: «Я самостоятельно выбрал, где буду служить, и отправился в Крым. Я учился на четвертом курсе, когда в 2014 году Крым вернулся в состав России, и сразу решил для себя, что приеду служить сюда». По словам Саулина, его экипаж охраняет государственную границу России, внутренние морские воды и будущий мост через Керченский пролив, а также борется с местными браконьерами.

По информации РИА Крым, у берегов Керчи также проходит испытания российское судно проекта «Ламантин» грузоподъемностью 112 тонн. Оно способно работать до десяти суток в автономном режиме.

А за маяком на мысе Фонарь есть радиотехнический пост, говорит и.о. начальника отделения в Багерово Владислав Кочубей . Российские военные наблюдают с него за происходящим Керченском проливе - в том числе и с помощью тепловизоров. «Мы контролируем суда, которые проходят по участку, и, благодаря расположению пункта, мы можем следить за ситуацией в районе Керченской паромной переправы, транспортного перехода через Керченский пролив», - рассказывает он.

К охране Керченского пролива подключены и другие военные суда и подразделения, заявляют российские чиновники.

Подводные роботы и морские бригады с автоматами

Мост через Керченский пролив охраняют российские армия и спецслужбы, заявлял в марте прошлого года постпред Крыма при президенте России Георгий Мурадов . «Безопасность (моста - КР) будет обеспечена всеми силами, включая военных и службы безопасности», - рассказывал он российским СМИ.

По словам бывшего первого заместителя главкома Военно-морского флота России, адмирала Игоря Касатонова , к обороне Крымского моста привлекут спецчасти Черноморского флота. «Вопросы охраны и обороны моста переданы Новороссийской базе. В будущем мост будут охранять специальные части, флот будет отвечать за безопасность с моря», - говорит он.

В сентябре прошлого года «Известия» со ссылкой на неназванные источники сообщили, что спецслужбы России в Керченском проливе испытали автономные надводно-подводные роботизированные комплексы «Пингвин», которые якобы способны выявлять взрывные устройства и вражеских водолазов. Издание пишет, что испытания провели успешно, решается вопрос о поставках этих комплексов.

Для охраны моста через Керченский пролив привлекут и новое военное формирование - морской бригады, говорит глава Росгвардии Виктор Золотов : «Во вновь создаваемом Южном округе войск предстоит сформировать новое соединение - морскую бригаду». По словам Золотова, представители Росгвардии уже охраняют детский центр «Артек» и энергомост в районе Керченского пролива.

В состав морских бригад могут включить отряды боевых пловцов, которые будут искать боеприпасы времен Второй мировой войны и выполнять спецоперации на глубинах Черного моря, сообщает «Звезда» со ссылкой на неназванных экспертов:

«По словам специалистов, для нейтрализации нарушителей под водой боевые пловцы Росгвардии могут получить вооружение - подводные автоматы АДС, пистолеты ПСС и специальные плавсредства для быстрого передвижения под водой, аналогичные тем, что включатся в состав вооружения бойцов ПДСС военно-морского флота».

Гидроакустические системы

Эксперты «Звезды» отмечают, что для пресечения и быстрого перехвата нарушителей на море Росгвардия собирается заказать четыре противодиверсионных катера проекта 21980 «Грачонок».

Российский телеканал ТВЦ сообщает, что в акватории Керченского пролива находятся десантные катера проекта 03160 «Раптор» - это самые скоростные морские суда Военно-морского флота России.

Директор по развитию гражданской продукции и инновациям концерна «Моринформсистема-Агат» Станислав Чуй в октябре говорил, что для охраны моста в Керченском проливе могут установить специальные гидроакустические системы. Чуй отмечает, что они помогут не только обнаружить нарушителя, но и передать данные, необходимые для его задержания. Эту систему применяют на водных объектах России.

Виктория Веселова