Сколько длится практика в школе. Трудовая отработка - законно ли это? правила пожарной безопасности

Сейчас за окнами зима. Но как быстро она пролетает и вновь за окном будет жаркое лето, а вместе с ним и долгожданные каникулы. Однако радость многих учеников и их родителей в эти дни несколько омрачает школьная практика. Что она несет? Какие обязанности ложатся на плечи учеников?

На вопросы о порядке проведения летней практики в школах нам заранее подробно ответил руководитель информационной службы Министерства народного образования Республики Узбекистан Бахриддин ШАЙВАЛИЕВ.

- Какими нормативными актами закреплено участие учащихся в летней практике в школе?

Основанием для этого является Инструкция о порядке проведения практических занятий по труду в 5-8-м классах общеобразовательных школ, утвержденная приказом Министерства народного образования Республики Узбекистан «Об утверждении нормативных документов» от 03.11.2003 г. за № 159.

- Какие классы проходят практику? И сколько дней должен отработать школьник?

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении государственных образовательных стандартов среднего и среднего специального, профессионального образования» от 06.04.2017 г. за № 187 в 5-8-х классах общеобразовательных школ практические занятия по труду проводятся:

в 5- 6-х классах- 6 дней по 3 часа;

в 7-м классе - 10 дней по 3 часа;

в 8-м классе - 16 дней по 3 часа.

- Каков порядок организации практики в школе?

  • Практические занятия по труду проводятся под руководством и контролем лица, назначенного приказом начальства школы, а также непосредственно работающих с каждым классом руководителей;
  • каждый ученик должен ознакомиться с правилами техники безопасности и расписаться об этом в специальной тетради;
  • вид и объем предназначенных для выполнения работ для каждого класса заранее планируется и утверждается руководителем учебного заведения. При этом в обязательном порядке необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, количество и физические возможности участников практики. Учитывая это, организуют группы из 8-12 учащихся, в каждой назначают старосту.

КАКИЕ ВИДЫ РАБОТ ВКЛЮЧЕНЫ В ПРАКТИКУ?

- В школах (классах) с неуглубленным изучением некоторых предметов:

  • 50% выделенного 5-6-м классам времени отводится на приведение в порядок классов и подготовку оснащения к новому учебному году;
  • 20% - ремонт книг школьной библиотеки;
  • 30% - уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы;
  • 30% выделенного 7-8-м классам времени отводится на приведение в порядок классов и подготовку оснащения к новому учебному году;
  • 30% - текущий ремонт спортивных площадок на территории школы;
  • 40% - благоустройство территории школы, уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы.

В школах (классах), школах-интернатах с углубленным изучением некоторых предметов:

  • 50% выделенного 5-6-м классам времени отводится на проведение практических занятий по углубленно изучаемым предметам;
  • 20% - на приведение в порядок оснащения классов, текущий ремонт классов;
  • 30% - на текущий ремонт внутренних и внешних частей здания школы, благоустройство территории, уход за насаждениями на земельном участке школы и другие организационные вопросы.

- Могут ли школьники проходить практику на предприятии?

На основании договора, заключенного между образовательным учреждением и предприятиями и организациями, учащиеся 8-х классов могут проходить там практику с соблюдением всех правил, установленных вышеупомянутой Инструкцией. В договоре должен быть определен объем работ и заработная плата учащегося.

ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ

Учащиеся могут быть освобождены от практики в следующих случаях:

  • на основании справки медицинской комиссии;
  • во время подготовки к республиканским и международным предметным и спортивным состязаниям, если время участия в них приходится на время практики (на основании справки соответствующей организации);
  • если есть направление в летние дома отдыха или оздоровительные лагеря;
  • по иным причинам школьник может быть освобожден от практики только согласно приказу директора учебного заведения.

КОГДА ПРАКТИКА ЗАПРЕЩЕНА

- Учитывается ли жаркое время года, если детиработаютна улице?

- Существует ряд условий, согласно которым запрещено проведение практических занятий по труду. Это:

  • проведение практики свыше ежедневной нормы, установленной вышеуказанной Инструкцией;
  • проведение практики на открытом воздухе в дождливые и очень жаркие дни;
  • допущение работы учащихся в помещениях с токсическими веществами, а также лакокрасочными материалами в непроветриваемых помещениях;
  • допущение учащихся к малярным работам в помещениях с открытыми электропроводками.

Учащимся запрещается работать в высоковольтных сетях, трансформаторах, колодцах, вокруг водоемов, на крыше зданий и подвалах, а также поднимать грузы, не соответствующие установленным для их возраста нормам.

- Что может ожидать школьника, не посещавшего практику по неуважительной причине?

В каждом классном журнале выделяется отдельная страница для практических занятий по труду, где отмечается посещаемость и ставится отметка о прохождении или систематическом непосещении, невыполнении заданий. Для учащихся, не имеющих медицинской справки, без уважительной причины пропустивших занятия, не прошедших испытания, перед началом нового учебного года в августе могут быть созданы группы для возмещения пропущенных занятий.

О ЛАГЕРЯХ

Сколько дневных лагерей в этом году открыто по республике, в частности, Ташкенте?Какое количество детей лагеря примут в этом году?

По республике открыто и функционирует 936 дневных лагерей, организованных при школах, в Ташкенте их 66. Общее число детей школьного возраста в Узбекистане - 4,5 млн, из них лагеря планируют принять за лето около 300 тыс.

Помимо упомянутых выше 936 лагерей, почти 9 тыс. учеников примут школы, при которых организованы только оздоровительные площадки, кружки, и где работает сектор «Баркамолавлод». Эти образовательные учреждения не рассчитаны на обеденный перерыв, послеобеденный отдых и т.д. - в таких лагерях дети находятся лишь в первой половине дня.

ВАЖНО!

Министерство народного образования призывает всех родителей: если ваши дети остались в городе, не будьте равнодушными к тому, как они проводят летний досуг.Посетите школы, расположенныевблизи ваших домов, ознакомьтесь с программой, согласно которой ваши дети могут быть задействованы в кружках, спортивных секциях и участвовать вразличных интересных мероприятиях. Расценки разнятся в зависимости от региона и устанавливаются местными хокимиятами. Если у вас возникнут вопросы, жалобы или пожелания, звоните по «телефону доверия»Министерства народного образования - 1006.

Подготовила Ольга ФАЗЫЛОВА

Многие российские школы до сих пор практикуют летние работы, обязывающие школьников приходить на различные мероприятия для работы во благо заведения. Зачастую отработки составляют порядка двух недель. Однако у многих родителей вызывает вопрос данного мероприятия. Это не является безосновательным, т.к. такие отработки предполагались еще при существовании СССР, что на данный момент не является актуальным. Тем не менее, многие учебные заведения продолжают прибегать к детскому труду.

Оглавление:

Законодательная основа летней отработки в школе

Исходя из п.14 ст. 50 ФЗ «Об образовании», привлечение школьников или воспитанников организаций, занимающихся их обучением, к трудовым обязанностям, которые не включаются в школьную программу, не разрешено. Подобное правило действовало на территории СССР до 1992 года, когда было отменено на законодательном уровне.

Обратите внимание

Осуществление летней трудовой деятельности на территории школы возможно только с согласия ученика и его родителей.

В летнюю практику включаются такие виды деятельности: уборка учебных аудиторий и прилегающей территории школы, посильные работы на земельных участках, относящихся к школе и прочее.


Таким образом, образовательное учреждение не вправе принуждать школьника и его официальных опекунов к трудовой деятельности, в случае, когда она не зафиксирована в учебной программе в разрезе практики к предмету.
Практика по учебному предмету может быть выражена в таких видах деятельности: работа с ремонтным оборудованием, швейная работа, приведение в порядок рабочего места в аудитории, предназначенной для урока труда и прочее.

При этом школьная программа не предусматривает специально отведенных часов на отработки после окончания учебного года. Из этого следует, что летняя практика ― добровольное дело школьника и его родителей, которые должны письменно подтвердить свое согласие на выполнение их ребенком трудовых обязанностей. Также важно понимать, что подобная отработка не должна противоречить медицинским показателям обучающегося и соответствовать всем нормам безопасности, согласно профессиональным требованиям обучения.

Что грозит за отказ от прохождения летней практики в школе


Принуждение к прохождению летней практики в школе не является законным. Следовательно, наказание за неисполнение подобного вида деятельности, также незаконно.
Это означает, что при отказе выполнять определенные трудовые обязанности, школьнику и его родителям ничего не грозит.

Тем не менее, во многих учебных заведениях до сих пор остается распространенным использование рабочего труда школьников. Официальным способом привести школу в убранный вид считается наем специалистов, которые выполнят согласованный фронт работ за соответствующую оплату.

Зачастую используют такие методы воздействия для получения согласия на трудовую деятельность после окончания учебного года:

  • угроза не подтвердить переход ребенка в следующий класс;
  • угроза не обеспечить бесплатным печатным материалом ребенка на год;
  • угроза оставлять ребенка после занятий для отработки. Зачастую имеют в виду уборку аудиторий в учебном году после окончания уроков;
  • обоснование того, что ребенок будет находиться в конфликте с остальными одноклассниками, прошедшими летнюю практику.

Несмотря на то, что требование об обязательном прохождении летней отработки незаконно, некоторые учебные заведения используют такие виды манипуляций:

  • внесение положения об обязательном похождении летней отработки в школьный Устав. Однако подобное действие прямо противоречит закону РФ «Об образовании». За один этот факт можно подавать на школу в суд;
  • внесение положения об обязательном прохождении летней отработки в школьную программу. Зачастую подобное мероприятие относят к биологии, аргументируя это обеспечением школьниками более глубокими познаниями о росте растений. Однако уборка аудиторий и территории школы не может сюда относиться;
  • непопулярный метод ― создание специальных трудовых отрядов из школьников. В данном случае предполагается оплата за осуществляемый труд.

Все данные действия являются незаконными. За отказ проходить летнюю отработку не должно ничего грозить. В случае, когда на школьника или его родителей оказывается давление, они могут основательно обратиться в суд с жалобой на школу и принуждение к незаконной деятельности.

Инструкция, как не проходить летнюю отработку в школе

Для того чтобы официально не проходить практику в летнее время необходимо вооружиться Конституцией, ФЗ «Об образовании», в случае наличия ― справкой, которая бы подтверждала запрет на исполнение определенных работ, а также заявлением в полицию.

В первую очередь необходимо предъявить в школу цитату из ст. 50, п. 14 ФЗ «Об образовании», где говорится о том, что привлечение школьников к труду незаконно. В п. 16 той же статьи также оговаривается, что все школьники вправе не являться на любые мероприятия, не заявленные в школьной программе.

Наиболее действенным методом борьбы с принуждением к подобному труду будет ссылка на законы. В случае если школьная администрация продолжает настаивать и, что реже, оформляет наказание в виде штрафа или письменного выговора, необходимо подать заявление в полицию с требованием разобраться в принудительном привлечении к труду.

Также распространенным способом является решение вопроса с помощью материальной помощи школы. В случае если администрация предлагает родителям школьника такой вариант, им необходимо уточнить, где можно получить квитанцию об оплате. Выдача квитанций по такому вопросу не предусмотрена школьной бухгалтерией. Если же бухгалтерия все-таки выписала справку о внесении на счет школы денег, такой документ станет основным доказательством неправомерных действий школы.

Также абсолютным освобождением от летней отработки станет справка о состоянии здоровья школьника. В таком случае его никто не имеет права привлекать к работам.

Практически все современные школы достаточно активно привлекают школьников к труду в виде летней школьной практики. Всё бы ничего, да многие учебные заведения грозятся не перевести ученика в следующий класс, если он не отработает определённое количество часов. Насколько же законна и полезна летняя практика для ребёнка? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

В чём заключается суть школьной летней практики?

Многие общеобразовательные заведения трактуют летнюю практику в школе как некую разновидность учебных занятий. Однако мы прекрасно понимаем, что это не так. На деле всё сводится к тому, что детишки несколько часов подряд моют окна и парты, а затем убирают школьный двор, выполняя работу техперсонала. В большинстве случаев подобная практика является инициативой администрации школы и даже не фигурирует в учебном плане. Что же она может дать? А ничего, кроме бесценного навыка махания веником. Безусловно, речь сейчас идёт лишь об общеобразовательных школах, поскольку в специализированных лицеях подобное не практикуют.

Не возникает сомнений в том, что подобной работой должен заниматься техперсонал школы

Вряд ли можно найти такого школьника, который бы с гордостью заявил: «А мне нравится летняя практика!» А всё потому, что ученики просто так теряют две, а порой и три недели каникул, которые они могли бы провести на берегу моря, в спортивном, оздоровительном лагере или где-то ещё, чтобы успеть отдохнуть и соскучиться по школе.

Что прописано в законе?

Не спешите вооружаться веником, шваброй и бежать отрабатывать необходимые часы. Оказывается, летняя практика в школе – совсем не обязательное мероприятие. Об этом говорится в федеральном Законе «Об образовании», где в ещё в далёком 1992 году была отменена принудительная отработка в школе . Достаточно заглянуть в статью 50, пункт 14 и 16. Если вкратце изложить суть данной статьи, то она сводится к следующему: школьники, учащиеся в общеобразовательных учреждениях, не имеют права быть привлечёнными к труду (если он не предусмотрен образовательной программой) без согласия самих учеников и их родителей. В 16 пункте статьи Закона указывается, что все школьники учреждения могут посещать мероприятия (которые не предусмотрены учебным планом) в свободной форме.

Как видите, школа не может просто так взять и заставить ребёнка отрабатывать школьную летнюю практику. Стоит также отметить, что и сами часы школьной практики давно не фигурируют в учебных планах. Получается, что отработка должна быть сугубо добровольным делом, и администрация школы не имеет конституционного права заставлять ребят трудиться без их согласия.

Поэтому, когда директор школы начнёт говорить о том, что не переведёт школьника в следующий класс, если тот не будет посещать практику, то смело можете привлекать администрацию учебного заведения к ответственности за принудительную отработку. А это может грозить большим штрафом или вовсе увольнением.

Владимир Филиппов подтвердил слова о том, что летняя практика является незаконным мероприятием

О том, что школьная летняя практика является незаконной, заявил и экс-министр образования РФ Владимир Филиппов. Он сказал, что любая школьная отработка без согласия учеников и их родителей может позиционироваться как чистый произвол администрации учебных заведения. Более того, если вы обратитесь к любому квалифицированному юристу, он подтвердит вышесказанные слова о том, что подобные обязательства просто-напросто противоречат Конституции РФ. Поэтому абсолютно любой ученик может не переживать и отказаться от подобной отработки.

Таким образом, летняя школьная практика не может быть принудительной (если она не предусмотрена образовательной программой) и является добровольным делом родителей и их детей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Факультет технологи и предпринимательства

Кафедра технологий, предпринимательства и методик их преподавания

Направление: 050100

Педагогическое образование

Профиль: Технология

Форма обучения: заочная

ДНЕВНИК

Студента (ки) Гребенюк Ларисы Анатольевны

Курс 2 Группа ________

Лето 2014 года

Сведения об отряде

МБОУ Иваническая СОШ

Винокуров Иван

С.Иваническое,ул.Зеленая,д.22

МБОУ Иваническая СОШ

Дровненко Максим

С.Иваническое,ул.Зеленая, д.21

МБОУ Иваническая СОШ

Иванова Полина

С.Иваническое,ул.Солнечная,д.9

МБОУ Иваническая СОШ

Конкина Юлия

С.Иваническое,ул.Юбилейная,д.15

МБОУ Иваническая СОШ

Никандрова Дарья

С.Иваническое,ул.Дружбы-народов,д.31

МБОУ Иваническая СОШ

Никифорова Дарья

С.Иваническое,ул.Центральная,д.56

МБОУ Иваническая СОШ

Галимов Кирилл

С.Иваническое,ул.Комсомольская,д.18

МБОУ Иваническая СОШ

Гайнутдинов Артем

С.Иваническое,ул.Центральная,д.34

МБОУ Иваническая СОШ

Мелещенко Максим

С.Иваническое,ул.Ереванская,д.3

МБОУ Иваническая СОШ

Никитин Владимир

С.Иваническое,ул.Ереванская,д.5

МБОУ Иваническая СОШ

Оганесян Никита

С.Иваническое,ул.Центральная,д.27

МБОУ Иваническая СОШ

Петрова Дина

С.Иваническое,ул.Центральная,д.26

МБОУ Иваническая СОШ

Трофимов Павел

С.Иваническое,ул.Молодежная,д.12

МБОУ Иваническая СОШ

Урбанова Полина

С.Иваническое,ул.Солнечная,д.3

МБОУ Иваническая СОШ

Бардунаева Алина

Д.Шалоты,ул.Центральная,д.1

МБОУ Иваническая СОШ

Алексеева Ааюна

Д.Шалоты,ул.Центральная,д.11

МБОУ Иваническая СОШ

Абашеев Георгий

С.Иваническое,ул.Центральная,д.13

МБОУ Иваническая СОШ

Баргуев Иван

Д.Киркей,ул.Центральная,д.4

МБОУ Иваническая СОШ

Березко Алена

Д.Шалоты,ул.Центральная,д.2

МБОУ Иваническая СОШ

Бодонова Александра

С.Иваническое,ул.Центральная,д.16

МБОУ Иваническая СОШ

Дарашкевич Елизавета

С.Иваническое,ул.Центральная,д.43

МБОУ Иваническая СОШ

Иванов Федор

С.Ианическое,ул.Молодежная,д.7

МБОУ Иваническая СОШ

Ветрова Юлия

С.Иваническое,ул.Зеленая,д.9

МБОУ Иваническая СОШ

Индивидуальные особенности каждого ребенка

Воспитательные задачи

1.Создать коллектив отряда, уделяя особое внимание развитию детского самоуправления и формированию организационных умений (выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, умения быть руководителем несложных общих дел)

2.Привлечь каждого ребенка к деятельности через систему поручений

3.Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания

4.Привить детям санитарно-гигиенические навыки

5.Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов

6.Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности

Организационный период

1.Организация жизнедеятельности детей:

Помочь им быстрее узнать друг друга, познакомиться с вожатым, педагогическим коллективом лагеря;

Помочь раскрыться в лучших своих наклонностях, способностях, знаниях и умениях;

Разработать нормы, требования коллектива относительно каждого его члена;

Сформировать целенаправленный интерес к истории и традициям лагеря;

Обеспечить возрастные потребности в самостоятельности, общественной деятельности, сформировать активную позицию каждого члена коллектива.

2.Оздоровление детей :

Знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, правилами личной гигиены

3.Диагностическая задача:

Изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности.

Основной период

Основной этап включает реализацию основных положений программы.

Родители, дети, педагоги, организаторы программы:

Познают, отдыхают, трудятся;

Делают открытия в себе, в окружающем мире;

Помогают в проведении мероприятий;

Учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

Развивают способность доверять себе и другим;

Укрепляют свое здоровье.

Заключительный период

Основная цель: подведение итогов деятельности в содержании программы с индивидуально личностной позиции каждого участника программы.

    коллективный анализ и показ индивидуальных и коллективных достижений;

    оценка и самооценка членами детского объединения личностно значимых результатов участия в деятельности лагеря;

    индивидуальная помощь подросткам в преодолении кризиса расставания и возращения домой;

    стимулирование положительных изменений в личности подростка как фактор его реадаптации к возвращению домой, направленный на последействие педагогического влияния детского лагеря;

создание эмоционально приподнятой атмосферы успешного завершения смены, поощрение наиболее активных участников органов самоуправления и централ Отчет о работе с анализом результатов и степени готовности к данному виду практики. Характеристика на практиканта. Педагогический дневник. Подготовка отчетной документации по производственной летней практике.

Название отряда

Наш девиз : « Мы лучшие друзья!

Надёжная команда!

Нас победить нельзя,

Бояться нас не надо!»

Наша речёвка: - 1, 2, 3, 4

3, 4,1, 2

Эй, ребята, шире шаг!

Нет наверно в целом мире

Веселей, дружней ребят!

Не грустят в семействе нашем!

Мы поём, рисуем, пляшем!

Все занятия хороши!

Веселимся от души!

Эй, дружок, не унывай!

Громко песню запевай!

Наша песня: «Настоящий друг»

    Дружба крепкая не сломается,

Не расклеится от дождей и вьюг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот, что значит настоящий, верный друг

2. Мы поссоримся и помиримся,

Не разлить водой, шутят все вокруг.

В полдень или в полночь

Друг придёт на помощь.

    Друг всегда меня сможет выручить,

Если, что- нибудь приключится вдруг.

Нужным быть кому-то, в нужную минуту.

Вот, что значит настоящий, верный друг!

8.30 – 9.00 Приём детей. «Доброе утро, вожатый!»

9.15 – 9.30 Зарядка. «Надо быть весь день в порядке,

Надо сделать нам зарядку!»

9.30 – 10.00 Завтрак. «Каша, чай, кусочек сыра – вкусно, сытно и красиво! »

10.30 – 11.00 «Лишь заслышав зов игры, очень рады будем мы»

11.00 – 12.00 «Ждут нас много забавных, интересных соревнований, прогулок чудесных»

12.00 – 13.00 Прогулка

13.00 – 13.30 Обед. «Нас столовая зовёт, суп отличный и компот»

13.30 – 14.30 Тихие игры.

14.30 – 15.00 Уборка комнаты15.00 – Уход домой

Совет отряда (командиров, содружества)

сдача рапорта

проверка внешнего вида

Зам. командира отряда

Конкина Юлия

    проверка внешнего вида

    помощь в подготовке и проведении мероприятий по плану

Редакционная коллегия

Васильева Дарья

Винокуров Иван

Спортивный сектор

Мелещенко Максим

    проведение утренней зарядки

    помощь в подготовке к различным спортивным мероприятиям

Сектор здоровья

Алексеева Аюна

Сектор порядка

Бодонова Александра

    проверка чистоты в комнатах, на территории лагеря

    проверка соблюдения правил личной гигиены

    проверка наличия головных уборов

«Огонек знакомств»

8 30 -8 45

8 45 -8 55

8 55 -9 15

9 15 -10 00

10 00 -10 30

10 30 -11 00

11 00 -12 00

12 00 -13 00

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Сбор учащихся

Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению

Беседа «Правила внутреннего распорядка»

Законы лагеря. Принятие правил поведения в лагере

Операция «Чистый двор»- благоустройство лагеря

Посвящение в отдыхающие

Тренинг «Знакомство». Анкетирование»

Оформление отрядных уголков и уголка лагеря

Конкурс рисунков на лучшую эмблему лагеря»

Проф. осмотр «Наш рост и вес»

Спортивный час

Оздоровительные процедуры

Занятия по интересам

Кружковая работа

Час тихого чтения

Проведены организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам и размещению, а также знакомство с условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями лагеря, правилами личной гигиены. Удачно прошла операция по благоустройству лагеря.

В форме тренинга прошло знакомство ребят друг с другом и вожатым, который помог ребятам раскрыть себя.

С интересом придумывали эблему лагеря. Выявили интересы, увлечения ребят. Привлечение в кружковую деятельность.

Считаю, что смена прошла хорошо.

14 25

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

14 30

Уход детей домой

День здоровья

8 30 -8 55

8 55 -9 00

9 00 -9 15

9 15 -10 00

10 00 -10 30

10 30 -11 00

11 00 -11 10

11 10 -12 00

12 00 -13 00

13 00 -14 00

Сбор учащихся

Линейка. План работы на день

Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»

Завтрак

Диагностика здоровья.

Конкурс рисунков «Солнечное лето»

--«Мне снится зеленое лето, с прожилками желтых цветов»

Беседа «друзья Мойдодыра и наше здоровье»

День зеленого огонька

Инструктаж по правилам безопасного поведения на улице и дома.

- Просмотр презентации

-Беседа «Соблюдай ПДД»

-Развешивание листовок по ПДД

Оздоровительные процедуры

Спортивный час

Обед

В течение дня такие задачи как: изучение детей, диагностика складывающихся отношений в коллективе изучение интересов, ожиданий детей от лагеря, опыта участия в организаторской деятельности, реализовывались на диагностике здоровья, конкурсе рисунков, беседе о здоровье. Так начинался наш второй день. В конкурсе рисунков “Солнечное лето” было трудно выбрать самых лучших и талантливых ребят. Все постарались на славу. С утра к ребятам пришел Мойдодыр и вел беседу о здоровье, а самые активные участники получили в подарок сувениры: расчески, носовые платочки, зубные щетки

Проведен инструктаж по правилам безопасного поведения на улице и дома.

В спортивном часе участвовали практически все ребята, показывая свою ловкость и активность.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, игра в шашки.

14 00 -14 25

14 25

Кружковая работа

Занятия по интересам

Час тихого чтения

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-незнакомый человек;

- правила электробезопасности.

14 30

Уход детей домой

День хороших манер

Сбор учащихся

Инструктаж по правилам личной безопасности

Беседа «Умей сказать «НЕТ!»

Утренняя зарядка «Бодрячок»

Спортивно-сказочные эстафеты «На свете игр немало есть»

Разучивание подвижных игр,

Викторина по сказкам.

Своя игра

Час настольных игр

Спортивный час

Оздоровительные процедуры

Кружковая работа

Занятия по интересам

Час тихого чтения

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Уход детей домой

8 30 -8 55

8 55 -9 00

9 00 - 9 15

9 15 -10 00

10 00 -10 30

10 30 -11 00

11 00 -12 00

12 00 -13 00

13 00 -14 00

14 00 -14 25

14 30

В «День хороших манер» проведены беседы, эстафеты, викторины по сказкам.

- безопасный путь домой;

Правила перехода улицы;

Личная безопасность на улице и дома;

Незнакомый человек;

Подозрительный предмет;

Правила поведения у водоёмов;

Правила пожарной безопасности;

В течение дня конфликтов и конфликтных ситуаций не было. В целом день прошел хорошо.

«Здравствуй лагерь»

4день

05.06.14г.

В течение дня реализовывались задачи:

Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности.

На открытии лагеря отряд «Дружба» проявил большую активность в познавательной программе « Что означают наши имена».В конкурсе рисунков « Все дети на свете мои друзья» заняли 1 общекомандное место.

В минутке безопасности познакомили:

безопасный путь домой;

Правила перехода улицы;

Личная безопасность на улице и дома;

Незнакомый человек;

Подозрительный предмет;

Правила поведения у водоёмов;

В течение дня конфликтов и конфликтных ситуаций не было. В целом день прошел хорошо.

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Инструктаж по технике безопасности

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Открытие лагерной смены.Познавательная программа «Что означают наши имена?»

10 30 -11 00

Конкурс рисунков « Все дети на свете мои друзья»

11 00 -12 00

Спортивный час

Кружковая работа

12 00 -13 00

Оздоровительные процедуры

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Кружковая работа

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

Уход детей домой

Анализ дня, выводы

В течение дня реализовывались задачи: Воспитывать у детей доброжелательность, уважение, развивать эстетические чувства и творческие способности. Конкурс знатоков растений «Полна загадок чудесница природа»

Приняли участие в конкурсной программе «Эра Гагарина», где заняли 2 место.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги., игра в шашки.

Ребята предпочитают играть в настольные игры: хоккей, лото, домино.

Ребята сплотились, выявлен лидер коллектива Мелещенко Максим. Совет отряда выполняет ответственно все свои обязанности.

«День шахматистов-шашистов»

8 30 -8 55

Сбор учащихся

В течение дня реализовывались задачи: Воспитывать у детей доброжелательность, уважение, развивать эстетические чувства и творческие способности. Приняли участие в конкурсе летних кроссвордов «КЛИК» .Баргуев Иван, Дровненко Максим приняли участие в «Шахматно-шашечном турнире».

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги.

Ребята предпочитают играть в настольные игры: хоккей, лото, домино.

Посещение кружка « Мастеренок». Проведение минутки безопасности.

Конфликтов и конфликтных ситуаций не было.

Можно сказать, что день прошел хорошо.

8 55 -9 00

Инструктаж по технике безопасности

Беседа «Будьте вежливы и внимательны». Вспомним этикет

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Шахматно-шашечный турнир.

10 30 -11 00

Конкурс летних кроссвордов «КЛИК»

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

Практическое занятие «Как снять усталость с ног?»

Инструктаж по правилам личной гигиены

12 00 -13 00

Спортивный час

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

День России

День

12.06.14г.

Отличный денёк. День начался с линейки, посвященной этому дню. Ребята с удовольствием приняли участие в беседе“ «Русь, Россия, Родина моя» ”, отряды придумали аппликации “Вместе- мы сила!”. Понравилась детворе и игра “Счастливый случай”. Уставшие, но полные энергии отряды отправились на кружковые занятия, там их ждут новые задания и игры.

Привлечение каждого ребенка к деятельности через систему поручений;

Способность работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания;

Соблюдение санитарно-гигиенических навыков;

Воспитание доброжелательности, уважения к окружающим людям. Реализовывались в течение всего дня в кружковой деятельности, в спортивном часе, занятиям по интересам, беседах.

В «День России» проведены по плану все мероприятия. В конкурсе рисунков « Моя семья» приняли участие все ребята. Взаимоотношения в коллективе доброжелательные.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги.

Оздоровительные процедуры проводились на свежем воздухе. День прошёл быстро и незаметно, видно потому, что некогда было скучать .

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Инструктаж по технике безопасности

Беседа « Не общайтесь с незнакомцами»

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

День России «Русь, Россия, Родина моя»- беседа.

10 30 -11 00

Конкурс рисунков «Моя семья»

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

12 00 -13 00

Спортивный час

Анкетирование « Моя семья»

Кружковая работа

13 00 -14 00

Обед

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Уход детей

Анализ дня, выводы

Привлечь каждого ребенка к деятельности через систему поручений;

Научить работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобрести навыки самообслуживания;

Привить детям санитарно-гигиенические навыки;

Развивать волю, воспитывать дисциплинированность при выполнении режимных моментов;

Воспитывать у детей доброжелательность, уважение к окружающим людям, поощрять их любознательность, развивать эстетические чувства и творческие способности. Реализовывались в течение всего дня в кружковой деятельности, в спортивном часе, занятиям по интересам, беседах. Сектор порядка Бодонова Александра организовала проверку чистоты в комнатах, на территории лагеря

соблюдения правил личной гигиены.

Конфликтов и конфликтных ситуаций не было

В «День пожарной безопасности» проведены по плану все мероприятия. Ответив на вопросы беседы «Спички детям не игрушка» ребята повторили правила пожарной безопасности. Малышам понравилась «Сказка о мышонке». Ребята постарше составили и развесили баннеры и листовки о вреде пожара. Узнали немного об истории пожарной службы, разучили пословицы и поговорки об огне. А капитаны отрядов приняли участие в конкурсе «СМС». Мальчишки и девчонки подвели итог дня: «Огонь – страшная сила. С ним шутить нельзя». Вот так прошел ещё один день лагерной смены. Что же ждет нас завтра?

День пожарной безопасности

День

13.06.14г.

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Инструктаж по технике безопасности

Беседа « Поведение на воде»

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Беседа о правилах пожарной безопасности

Правила противопожарной безопасности в лесу «Огонь – страшная сила»

Просмотр презентаций по правилам пожарной безопасности;

Составление баннеров и листовок о вреде пожара;

Беседа «Спички детям не игрушка».

Инструктаж по электро- и пожарной безопасности

10 30 -11 00

Конкурс плакатов «Встань на защиту леса»

Экскурсия в лес

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

12 00 -13 00

Спортивный час

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Анализ дня, выводы

Пасмурное, прохладное утро. Но даже несмотря на такую погоду наш дружный коллектив собрался в лагере. Срывался мелкий дождик. Но и он не помешал нам поиграть в спортивно-сказочные эстафеты, где ребята разучили новые подвижные игры, отгадывали вопросы викторины по сказкам. Ох, и трудные вопросики подобрали нам воспитатели. А в конкурсе “На лучшую аппликацию из природного материала” было очень трудно определить победителя.А в конце дня, видя наш задор и веселое настроение показалось из-за туч и солнышко .

Командир отряда Дровненко Максим делая проверки внешнего вида, сделал вывод, что отряд «Дружба» выглядит опрятно, эстетично. Максим также оказал помощь в подготовке и проведении мероприятий по плану дня.

Воспитание доброжелательности, уважения к окружающим людям. Реализовывались в течение всего дня в кружковой деятельности, в спортивном часе, занятиям по интересам, беседах.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги.

Ребята предпочитают играть в различные настольные игры.

А в конце дня, видя задор и веселое настроение ребят показалось из-за туч и солнышко .

«В гостях у сказки»

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Инструктаж по пожарной безопасности

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

«В гостях у сказки». Инсценирование отрывков из Русских народных сказок.

10 30 -11 00

Конкурс на лучшую аппликацию из природного материала.

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

Практическое занятие «Первая помощь при обмороке, солнечном и тепловом ударе»

Первенство по пионерболу

12 00 -13 00

Спортивный час

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Уход детей

Анализ дня, выводы

В день «О, спорт, ты жизнь!»» проведен спортивный праздник «Малые олимпийские игры», где отряд принял активное участие и показал хорошие спортивные способности.

В течение дня реализовывались задачи: Воспитывать у детей доброжелательность, уважение, развивать эстетические чувства и творческие способности.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги очень привлекает ребят.

Ребята предпочитают играть в настольные игры: хоккей, лото, домино.

Совет отряда выполнял все свои обязанности.

Взаимоотношения доброжелательные. У ребят хорошо развиты организаторские способности.

В минутке безопасности заострено внимание на: - безопасный путь домой.

В течение дня конфликтов и конфликтных ситуаций не было. В целом день прошел хорошо

«О,спорт, ты жизнь!»

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Беседа «Как избежать негативных ситуаций на улице, во дворе»

Инструктаж по ТБ

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Спортивный праздник «Малые олимпийские игры».

Подготовка к закрытию лагеря

10 30 -11 00

Конкурс рисунков и плакатов «Вместе мы едины»

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

Игра «Счастливый случай»

12 00 -13 00

Спортивный час

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Уход детей

Анализ дня, выводы

«В объективе МЫ»» проведены мероприятия в различных формах: беседы, эстафеты, викторины, оформление альбома, посещение библиотеки. В течение дня проходило воспитание у детей доброжелательности, уважения, ответственности.

Занятия по интересам: лепка, конструирование, рисование, поделки из бумаги, танцы, пение.

Ребята предпочитают играть в настольные игры: хоккей, лото, домино. Коллективные игры на свежем воздухе сплотили ребят.

В минутке безопасности заострено внимание на: - безопасный путь домой;

Правила перехода улицы;

Личная безопасность на улице и дома;

День прошел хорошо.

«В объективе МЫ»

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Беседа «Когда ты дома один»

Инструктаж по ТБ

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Оформление альбома

10 30 -11 00

Конкурс летних стихов

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

Викторина «Самый внимательный читатель» Посещение библиотеки. Обзор книг.

Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой»

12 00 -13 00

Спортивный час

День безопасного дорожного движения:

- конкурс знатоков дорожных знаков;

-составление листовок;

-викторина «Красный, желтый, зеленый»

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

Уход детей

Анализ дня, выводы

Сегодня последний день нашей лагерной смены в лагере “Солнышко”. Он выдался очень солнечным, ведь уже середина лета. Весело и ярко прошло закрытие лагеря.. Никто из ребят не остался не замеченным, каждый получил грамоту за участие в мероприятиях, посещение лагеря, сладкий приз. Мальчишки сыграли в шашечный турнир, а в конце дня прошла беседа “Опасности лета”.

Развитие детского самоуправления и формирование организационных умений: выполнение трудовых, творческих заданий, поручений, умения отчитываться об их исполнении перед коллективом, умения быть руководителем несложных общих дел прослеживалось в Празднике закрытия лагерной смены «До свидания, лагерь». По плану проведены все мероприятия дня.

Можно сказать, что у ребят в отряде выработались способности работать вместе всем отрядом, доводить начатое дело до конца, приобретены навыки самообслуживания, соблюдения гигиены.

Взаимоотношения в коллективе доброжелательные, чувство помощи и поддержки.

Закрытие лагеря прошло на положительной эмоциональной ноте. Вот так прошел наш последний день в лагере.

День закрытия смены

8 30 -8 55

Сбор учащихся

8 55 -9 00

Беседа «Безопасные каникулы»

Инструктаж по ТБ

9 00 -9 15

Утренняя зарядка «Бодрячок»

9 15 -10 00

10 00 -10 30

Праздник закрытия лагерной смены «До свидания, лагерь»

10 30 -11 00

Конкурс рисунков на асфальте «Берегите Землю, берегите!»

11 00 -12 00

Оздоровительные процедуры

«Зелёная аптечка» первая помощь при укусах насекомых

Первая помощь в походе.

12 00 -13 00

Спортивный час

Кружковая работа

13 00 -14 00

14 00 -14 25

Занятия по интересам

Час тихого чтения

14 30

Минутка безопасности

- безопасный путь домой;

- правила перехода улицы;

-личная безопасность на улице и дома;

-КГЛ;

-незнакомый человек;

-подозрительный предмет;

-правила поведения у водоёмов;

-правила пожарной безопасности;

- правила электробезопасности.

Уход детей

Желаем Вам, чтобы Ваше лето было тёплым, солнечным, весёлым, богатым, длинным, интересным и ярким!

Побольше положительных эмоций и прекрасного настроения! Ура!

Так долго ждали мы тепло,

Устав от холода дыхания.

И лето красное пришло,

К нам на недолгое свиданье.

Желаю, чтобы ты успел,

Как можно больше летних дел!

Походы, дача, лес и пляж,

Иль в отпуск толстый саквояж,

Собрать и укатить туда,

Где раньше не был никогда,

И кожей солнышко ловить

И теплый ветер жадно пить!

Раз, два – уходит детвора...

Раз, два, три - слёзы утри!

Раз, два, три, четыре – летний отдых – лучший в мире!

Раз, два, три, четыре, пять - через год придём опять!!!

До новых встреч!

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Восточно-Сибирская государственная академия образования»

Кафедра педагогики

ДНЕВНИК

педагогической (летней) практики

Студента (ки) Гребенюк Ларисы Анатольевны

_________________________________________________________

Курс 2 Группа ____________

Профиль подготовки Технология

Лето 2014 года

Приобретенные умения и навыки в процессе подготовки и проведения практики в ЛДП « Солнышко»:

  • диагностические (диагностика индивидуальных особенностей личности, диагностика уровня развития коллектива);

    проективные (планирование собственной педагогической деятельности, обоснованное целеполагание, определение перспективных направлений содержательного наполнения работы);

    организаторские и управленческие (управление воспитательно-оздоровительным процессом, организация собственной педагогической деятельности, жизнедеятельности в отряде, создание условий для реализации поставленных целей, задач, педагогического содержания);

    конструктивные (разработка содержательных идей, определение средств педагогической коммуникации, форм, методов и содержания работы, разработка коллективно-творческих воспитательных дел, игр);

    коммуникативные (конструктивное взаимодействие с детьми и коллегами по работе на основе «педагогики сотрудничества», регулирование межличностных отношений в отряде, сохранение положительного психо-эмоционального климата в детском коллективе);

    Здоровьесберегающие (проведение профилактики, укрепления и охраны психического, физического и духовного здоровья детей, формирование у детей здорового образа жизни);

    рефлексивно-аналитические (анализ педагогических ситуаций и результатов работы отряда, обоснованное оценивание собственной педагогической деятельности);

    гностические (самостоятельное повышение уровня профессионального мастерства и общекультурного уровня, стремление к расширению спектра знаний и владению педагогическими технологиями, активное участие в работе педагогических советах);

    прикладные (оформление отрядного уголка, стенгазеты, изготовление поделок, сувениров, призов).

Индивидуальные педагогические находки

ИГРЫ НА ЗНАКОМСТВО

Снежный ком

Все играющие становятся в круг. Ведущий начинает, т.е. говорит свое имя. Следующий участник называет имя ведущего, затем - свое. Следующий - два предыдущих имени и свое и т.д. "Хоровое знакомство" (лучше проводить после игры «Снежный ком») Все играющие становятся в круг. Ведущий указывает на кого-либо, и все (в том числе и тот, на кого указывают) хором произносят это имя. Так повторяется несколько раз с разными участниками.

Тезки

Ведущий наугад произносит какое-то имя. Люди с этим именем делают шаг вперед. Если находится несколько человек с таким именем, то ведущий отмечает этот факт, а все остальные им аплодируют. Если же имя встречается только один раз, то на первую букву этого имени его обладателю все участники игры говорят комплименты.

Рукопожатие

Все становятся в линию. Первый играющий становится перед вторым, пожимает ему руку и называет ему свое имя, тот отвечает ему тем же. Первый движется вдоль ряда, повторяя приветствие со всеми участниками, за ним идут второй, третий и т.д. Таким образом, игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не пройдет вдоль строя и не обменяется приветствием со всеми играющими, а первый не станет снова первым.

ИГРЫ НА СПЛОЧЕНИЕ

Узелки

Цель: повысить тонус группы и сплотить участников. Участники встают в круг и протягивают правую руку по направлению к центру круга. По сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию». Число игроков должно быть четным. Затем все участники вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень важно, чтобы это был не тот же самый человек). И теперь задача участников состоит в том, чтобы распутаться, т. е. снова выстроиться в круг, не разъединяя рук. Задачу можно усложнить тем, что запретить всяческое словесное общение.

Маленькие зелененькие человечки

Инструкция: "Представьте себе, что вы выехали отдохнуть своей группой на природу. Вы находитесь на лугу. Вокруг полно зелененькой травки, цветочков. Бабочки летают. Чуть подальше прозрачное чистое озерцо, в котором так и хочется искупаться. Приятно пригревает солнышко. И самое классное, что здесь вся группа! Представили? По моей команде вы пойдете гулять по этому лужку: нюхать цветочки, гоняться за бабочками, греться на солнышке. А когда я закричу: "Внимание! На вас напали маленькие зелененькие человечки!", ваша задача сбиться в кучку, спрятав в середину самых слабых, а затем хором прокричать: "Дадим отпор маленьким зелененьким человечкам!"

В зависимости от того, как будет выглядеть группа как команда в процессе выполнения упражнения, его можно провести несколько раз, обсуждая после каждого их поведение.

ИГРЫ НА ВЫЯВЛЕНИЕ ЛИДЕРА

Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подаст команду.
Фотография на память

Группе предлагается "сфотографироваться на память" и встать перед ка-мерой. Обычно в центре встают люди с завышенной самооценкой.

Скульптура

Вожатый предлагает ребятам построить скульптурную экспозицию "Наша семейка в лагере" в течении 5 минут. По тому, кто возьмет на себя роль прораба, судят о лидерах.
Посчитай

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.

Общая итоговая оценка _______________________________

Руководитель практики ______________________________

Дата ________________________________________________

Поощрения и награды отряда и вожатого

Весь отряд:

1. Мероприятие: дискотека в корпусе
2. Грамоты
3. Торжественное чаепитие.

Индивидуально:
- грамоты, сладкие подарки
- похвала при всём отряде (торжественно)
Система «смайликов», «звездочек» и т.п. для поощрения комнат

Пару дней назад дочка принесла весть со школы: необходимо решить, когда она будет проходить обязательную летнюю практику. Ее проходят все дети средней и старшей школы.
Три недели по несколько часов нужно будет приходить в школу и что-то там делать.
Я расспросила подробнее.
Интересно, что вопрос ставился именно так: "Когда?", а не "Хочешь/будешь ли ты проходить летнюю практику?"
Следом она мне стала что-то говорить о том, что хочет разделаться с ней побыстрее, и называть время, когда она будет туда ходить...
Честно говоря, я даже занервничала....

Обычно в таких случаях речь идет о благоустройстве пришкольной территории, прополке там цветочков, травки, может еще какой уборке при необходимости. В общем, всё посильное.
Если бы не два нюанса.
1. Практика предполагается во время долгожданных летних каникул. Взрослый имеет право на отдых во время отпуска, ребенок - на каникулы.
2. Вообще-то труд - дело добровольное, а не обязательно. А также - уважаемое. Человек, который трудится - создает что-то полезное, зарабатывает себе на жизнь, обеспечивает себя или свою семью. И улучшая собственную жизнь - улучшает и жизнь общества, поскольку является его частью. Человек должен стремиться трудиться, а не загоняться на работу из-под палки.

Сначала я немного расстроилась, что мой ребенок не понимает, что он свободный человек и его мнение в данном конкретном вопросе должно учитываться.
Я представляю, сколько было бы радости у любого ребенка в этом возрасте, если бы речь шла о предложении настоящей работы, на которой можно заработать немного денег.
Думаю, дети побежали бы на эту "практику" наперегонки.
Да, можно и бесплатно потрудиться на благо школы. Если ты чувствуешь социальную ответственность за свой вклад, желание это сделать, помочь другим или просто любишь возиться с землей и растениями.
А так, всё как обычно - надо, должны, обязаны. Мнение не учитывается. Очередная принудиловка.
Основные свободы человека в школе преподают в урезанном формате. Пробелы пришлось восполнить мне.
Обсудив эту тему, дочка сказала, что она не хочет тратить на практику свои каникулы.

Это значит, на практику она может не идти.

А мне предстояло мирно донести это до школы.
Поэтому я и занервничала - у меня похоже неизлечимая .
Учимся на ОПиП, в общих мероприятиях не участвуем, да еще и практику игнорируем...

Я уже рисовала себе мрачные картины, как я буду рассказывать, что лето уже распланировано без практики, и доказыват, что практика - дело добровольное и почему моя дочь может на нее не пойти...

Интернет на эту тему дает не много информации. Вот что нашла.
1. У каждого человека есть право на труд в соответствии с Конституцией. Но право не обязанность, и принудительный труд запрещен.
2. Практика, которая обязательна, должна быть включена в план обучения и имеет своей целью отработку на практике полученных знаний. Другими словами - приобретение опыта по специальности. Таким образом, это актуально для средних специальных учебных заведений и выше - там, где человек получает профессию. В этих учебных заведениях практика является неотъемлемой частью учебного плана.

Вооружившись этими знаниями, я отправилась в школу.

К счастью, всё оказалось гораздо проще, чем ожидалось.
Про планы на лето мне пришлось рассказать - все знают, что школьникам в конце года выдают листочки с вопросами о том, где будет находится ребенок летом такая забот, так боятся за детей.
Под практикой подразумевается нахождение в школьном лагере. И чтоб дети совсем не бездельничали - их и привлекают в посильному труду.
Да и, скажем прямо, для школы это тоже удобно: учителям есть работа и есть кому бесплатно поработать на благо школы.
Так что "отмазались" мы довольно легко:)

А по поводу всей ситуации вот что подумалось. Похоже основная цель таких лагерей - пристроить детей, чтоб нигде не болтались и никуда не влезли. Отсюда и "обязательность". Чем больше детей находится в таком лагере - тем меньше болтается по улицам. И если маленьких детей родители сами куда-то пристраивают, в тот же школьный лагерь, то подростки уже как бы "большие", могут и сами дома побыть или на улице погулять, и в лагерь могут не хотеть.
Вроде как бы благие намерения у школы.
Но с другой стороны, меня такая постановка вопроса разочаровывает. Всё-то у нас на попечении государства. А семья что? О своих детях должны думать, прежде всего, родители, а не школа. Родители и должны волноваться, куда деть своего ребенка и как обеспечить его безопасность.
Мне не близок подход, когда 6-7 летние дети сами ходят в школы, гуляют по улицам, ходят в магазин и т.п. - в общем находятся на улице без присмотра. В таком возрасте они слишком импульсивны, невнимательны и легко поддаются влиянию мировоззрение и ценности еще не сформированы. Впрочем, как и в более старшем, подростковом возрасте. Хорошо, когда всё хорошо. Но даже в 15-16 лет это тоже всё ещё дети.
Можно конечно долго втолкововывать маленьким детям про внимательность и опасность улицы - но можно просто подождать и . С меньшими рисками, не только для ребенка, но и для окружающих в том числе.
Это не значит, что до 18 лет нужно водить за ручку.
Но неужели кто-то думает, что если ребенок в 10 лет сам не ездит в школу - он останется не самостоятельным?
Надо отпускать ребенка, увеличивая его меру ответственности за собственное благополучие, но не надо спешить.
Мне ближе подход медленного и постепенного отделения. Чем меньше ребенка подталкивать к самостоятельности, тем осознаннее он к ней стремится и надеюсь взвешивает все проговариваемые опасности большого мира.

Я думаю, что если бы на законодательном уровне были установлены серьезные штрафы за оставление без присмотра, не только "в опасности", ребенка до 11-13-15 лет возраст должен быть на основе анализа ситуации, травматизма и тп - от желающих попасть в лагеря не было бы отбоя.
В рамках школьного лагеря могут быть платные кружки или те же добровольные оплачиваемые работы для школы, с достойной оплатой на уровне средней на рынке.

И школы заполнены, и дети счастливы и под присмотром, и пропаганда труда, еще и денежек государство может заработать в кружках в лагерях, и на штрафах. И не нужна никакая принудиловка на местах. Чем не выход?