Объясняем на пальцах: В малом и среднем бизнесе занято меньше трети россиян. Почему так мало? Среднесписочная численность работников малых предприятий Численность малых предприятий составляет

Минпромторг России выступает за предоставление правительству права определять предельные значения среднесписочной численности работников средних предприятий в отдельных отраслях экономики. Такой законопроект министерство разместило для общественного обсуждения.

В настоящее время подобной дифференциации нет, и предприятие или ИП любой отрасли являются средними, если среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год находится в пределах от 101 до 250 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " "). Есть и иные критерии отнесения организаций и ИП к субъектам среднего предпринимательства (структура уставного капитала, размер годовой выручки и т. д.), их менять не планируется.

Узнайте, какие льготы имеют представители малого и среднего бизнеса, из материала "Субъекты малого и среднего предпринимательства" в "Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки" интернет-версии системы ГАРАНТ.
Получите бесплатный доступ на 3 дня!

В Минпромторге России подчеркивают, что существующие требования к численности штата работников значительно затрудняют либо делают невозможным получение государственной поддержки для отдельных предприятий. "В некоторых отраслях промышленности в силу технологических особенностей производства велика потребность в производственном персонале и вспомогательных рабочих, в частности это касается легкой промышленности, где технологические процессы тесно связаны друг с другом и не могут быть выделены в отдельные производства. В связи с этим, даже при оборотах в размере от 500 млн до 1 млрд руб., количество персонала составляет от 500 до 800 человек", – отмечается в сопроводительной записке к законопроекту.

Какими могут быть требования к штатной численности сотрудников средних предприятий в той или иной отрасли, Минпромторг России не уточняет.

Кстати, аналогичное правило существовало раньше для отнесения предпринимателей к малому бизнесу. Уже не действующий Федеральный закон от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ " " определял, что средняя численность работников малых предприятий за отчетный период не должна превышать следующие предельные уровни:

  • в промышленности, в строительстве и на транспорте – 100 человек;
  • в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
  • в оптовой торговле – 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Потом законодатель от такого деления отказался, и сегодня предельная численность сотрудников малых предприятий является фиксированной: до 100 человек (подп. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ " ").

Проверяем относится ли ваша организация к малым предприятиям или микропредприятию.

В обзоре вы узнаете какие критерии малого предпринимательства . Численность малого предприятия и микропредприятия. Кто относится к субъектам малого предпринимательства не зависимо от системы налогообложения 2019.

Принято считать, что большинство компаний, работающих на УСН, являются субъектами малого предпринимательства. Что "малышом" может быть любое предприятие с небольшими доходами. Но это не так. Термин «субъекты малого предпринимательства » распространяется и на . Если коротко сказать, то к субъектам малого бизнеса относят коммерческие организации :

  • хозяйственные общества и партнерства (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • индивидуальных предпринимателей.
удовлетворяющие установленным критериям.

Примечание : Если у вас не коммерческая организация, то её и не будет в реестре микропредприятий и СМСБ.

Как понять, относится ли ваша фирма к категории малых предприятий ?

Критерии, по которым фирмы относят к субъектам малого бизнеса, перечислены в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Существуют три критерия малого предприятия. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, у которых:

  1. суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;

    Примечание : ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209*ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ", "Коммерческие и некоммерческие организации"

  2. средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек

    Примечание : п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ

    Примечание : Микропредприятие - до 15 человек

  3. выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 800 млн руб. п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ; абз. 3 п. 1 Постановления Правительства РФ от 09.02.2013 № 101 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства"

    Примечание : Для микропредприятий предельное значение выручки - 120 млн. руб.

Последним двум критериям должны удовлетворять и , чтобы считаться субъектами малого предпринимательства.

Сведения о компании и предпринимателе заносят в специальный реестр, который ФНС России формирует ежегодно 1 августа по состоянию на 1 июля. Впервые данные в реестр включили в 2016 году. Исключение – потребительские кооперативы (кроме сельскохозяйственных и вновь созданных). Информация о них попадет в реестр в 2017 году (письмо ФНС России от 25 августа 2016 № СА-4-14/15649).

Утвержден лимит доходов для субъектов малого предпринимательства - «малышей»

С 01.08.2016 года финансовым критерием для отнесения бизнеса к категориям малого или среднего будет не выручка от реализации, а вводится критерий «Доход от предпринимательской деятельности». При расчете дохода придется учитывать доходы по всем видам деятельности, а правила подсчета брать из Налогового кодекса РФ. Определять доход нужно на основе деклараций по УСН, ЕНВД и налогу на прибыль. Это значит, что статус малого предприятия больше не нужно подтверждать какими-либо дополнительными документами. При этом сами предельные значения в рублевом выражении останутся прежними.

Примечание : Постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265

Так, для микропредприятий величина дохода, полученного от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должна превышать 120 млн. рублей. А для субъектов малого и среднего бизнеса – 800 млн. и 2 млрд рублей соответственно.

С августа 2016 г. изменятся и другие критерии, по которым предприятие может быть признано «малышом». Подробно о грядущих изменениях нам рассказал представитель Минэкономразвития России .


к меню

КРИТЕРИИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к малым и средним предприятиям

Примечание : В формате.pdf

  • с 5 июля 2015 года
  • с 1 января 2016 года
  • с 6 августа 2017 года
  • с 5 декабря 2017 года
  • с 1 декабря 2018 года new !

Важно!

Статус малого предприятия потеряете , если сумма дохода или среднесписочная численность работников будет превышать предельные значения три календарных года подряд (ч. 4 ст. 4 Закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ). При этом компанию исключат из реестра не ранее 1 июля 2019 года (письмо ФНС России от 23 августа 2016 № СА-4-14/15480).

Внимание!

Статус малого предприятия не зависит от того, какую систему налогообложения вы применяете.

Никаких документов и сертификатов по отнесению к малому, среднему бизнесу или микропредприятиям - нет. Только показатели, согласно законодательства.


Некоторым средним предприятиям разрешат иметь больше работников

Компаниям, работающим в сфере легкой промышленности, теперь будет проще сохранять статус среднего предприятия. Для них Правительством РФ может устанавливаться особый льготный критерий по среднесписочной численности работников. Федеральный закон от 26.07.2017 № 207-ФЗ

По общему правилу среднесписочная численность работников предприятий-«середняков» за предшествующий календарный год не должна быть больше 250 человек. Льготный критерий может быть установлен для предприятий, чей основной вид деятельности (т.е. приносящий не менее 70% всех доходов), ведется в рамках класса 13 «Производство текстильных изделий», класса 14 «Производство одежды», класса 15 «Производство кожи и изделий из кожи» раздела С «Обрабатывающие производства» в ОКВЭД.


к меню

Условия внесения сведений об АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ в ЕРСМСБ

Почему нашего ЗАО нет в реестре малых предприятий?

В Единый реестр вносятся сведения об акционерных обществах, соответствующих условиям, установленным подпунктами "б" - "д" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", перечни которых представляются в ФНС России ЗАО "ФБ ММВБ", Минобрнауки России, Фондом "Сколково" и Минэкономразвития России во исполнение пунктов 1 - 4 части 6 статьи 4.1 указанного Федерального закона.

В случае несоответствия акционерного общества ни одному из вышеуказанных условий и отсутствия его в перечнях, представляемых в ФНС России поставщиками, оснований для внесения в Реестр сведений о таком акционерном обществе в настоящее время не имеется. Письмо ФНС № ГД-4-14/3271@ от 21.02.2017


Если с составом ваших участников и учредителей изначально все в порядке, нужно сосредоточиться на более изменчивых показателях - на выручке и на средней численности работников. Если ориентироваться на эти два показателя, в 2016 г. ваше предприятие может считаться малым при следующих условиях:

в 2013, 2014 и 2015 г.г. показатели численности и выручки были не выше предельных.

Таким образом, малыми предприятиями могут быть и те, кто платит налоги по общему режиму (ОСНО), и те, ("упрощенку"), либо ("вмененке") или ЕСХН.

Специально регистрироваться где-либо в качестве субъекта малого предпринимательства не надо .

Не нужно и никакого свидетельства, подтверждающего ваш статус малого предприятия.


к меню

Предприятие на УСН относится к малому предприятию?

Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с .

Примечание : Органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов - получателей такой поддержки. Но присутствие вашего предприятия в таком реестре, в общем-то, не дает 100%-ной гарантии того, что оно - малое. И наоборот, если предприятия в таком реестре нет, это не значит, что оно не относится к малым.

С января 2017 г. «микропредприятия» вправе будут организовать упрощенный кадровый документооборот

В частности, названные субъекты могут не принимать локальные акты, содержащие нормы трудового права, такие как (): ; положение об оплате труда; положение о премировании; график сменности, другие документы.


к меню

Может ли любой госорган потребовать от фирмы подтвердить статус малой компании?

При сдаче в ИФНС бухгалтерской отчетности по упрощенным формам каким-либо образом подтверждать статус малого предприятия не нужно. Но необходимые сведения налоговики могут запросить дополнительно. В том числе в ходе налоговой проверки. При этом важно понимать, что контролирующие органы и без участия плательщика могут собрать информацию о том, к какой категории он относится. Поэтому, если ваше предприятие не признается малым предприятием по критериям, сдавать ту же бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам не стоит, сдавать нужно общие формы учета.

Какие ЛЬГОТЫ предусмотрены для малого бизнеса

Бухгалтерам нужно знать два основных привилегиях, предоставленных малым компаниям.

Первая - если ваша компания - малое предприятие, то с 1 июня 2014 года вы можете не устанавливать кассовый лимит (абз. 10 п. 2 ). То есть вы можете накопить у себя в кассе столько денег, сколько захотите. Чтобы воспользоваться этой льготой, утвердите о том, что вы храните денежные средства в кассе без лимита остатка.

Примечание : Данная льгота действует и в отношении всех предпринимателей, даже тех, кто не относится к субъектам малого предпринимательства.

Вторая - субъекты малого предпринимательства вправе применять упрощенные способы ведения бухучета (п. 4 ). Нужно знать, что предприниматели бухучет не ведут, поэтому данное послабление для них неактуально. А вот для маленьких фирм предусмотрены сокращенные формы бухгалтерской отчетности. Также им можно не составлять приложения к отчетности, если нет важной информации, требующей расшифровки для контролеров или учредителей (п. 6 и 6.1 приказа Минфина России от 02.07.2010 № 66н). А микропредприятия могут даже , сплошным методом регистрации хозяйственных операций.

Кроме того, на малые компании не распространяется действие ряда ПБУ, которые обязательны для других. Соответствующая оговорка содержится в самих положениях по бухучету, поэтому читайте нормативные документы внимательнее. Например, представители малого бизнеса могут не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы».

Если это нужно, малые предприятия могут сократить (п. 3 информации Минфина России № ПЗ-3/2012). Все это прописывается в бухгалтерской учетной политике организации.

к меню

Какие льготы положены субъектам малого предпринимательства, микропредприятий?

Малые предприятия при выполнении определенных условий могут:

  • применять ;
  • вести в упрощенном порядке;
  • платить региональный единый налог на УСН и ПСН по нулевой ставке (для ИП);
  • участвовать в госзакупках в приоритетном порядке;
  • избежать неналоговых проверок;
  • получить субсидии на поддержку малого бизнеса.

к меню

Сколько малых предприятий в России?

На начало 2014 года в России согласно данных Росстата РФ было 5,6 млн. малых и средних компаний. Из них 3,5 млн. (62,8%) – это индивидуальные предприниматели, а примерно 1,8 млн. (32,7%) – микропредприятия. К последним относятся компании с выручкой до 60 млн. рублей в год и числом занятых сотрудников до 15 человек. В совокупности обе этих категории составляют 95,5% малого и среднего бизнеса в России.

Только 235 тыс. компаний (4,2% от общего числа) являются малыми компаниями. Они имеют оборот до 400 млн. рублей и число занятых до 100 человек. К категории среднего бизнеса относятся порядка 17 тыс. компаний или всего 0,3% от общего числа малых и средних фирм. Флагманы имеют оборот до 1 млрд. рублей и штат до 250 сотрудников.

В 2016 году в России было 5,84 млн субъектов МСП, 95% из которых - это микробизнес с численностью меньше 15 человек. В секторе трудятся 18 млн человек (25% всех занятых).

Смотреть Единый Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

29 декабря 2015 года принят Федеральный закон № 408-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий создание единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства к 1 августа 2016 года.

Ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральной налоговой службой.

Как организации попасть в реестр субъектов МСП

Сведения о юрлицах и ИП вносятся в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства ежегодно 10 августа текущего календарного года на основе сведений, имеющихся у налоговиков по состоянию на 1 июля текущего календарного года. Требование в отношении суммарной доли участия юриц, не являющихся субъектами МСП, в уставном капитале ООО в целях внесения сведений о таких обществах в Реестр учитывается при внесении сведений в Реестр, начиная с 2017 года.

Если до момента актуализации сведений Реестра 10 августа 2017 года участник ООО не являлся субъектом МСП (сведения о нем до указанного момента не могли быть включены в Реестр), условия по суммарной доле участия, не считаются соблюденными.

Таким образом, если ООО по состоянию на 1 июля 2017 года не соответствовало условию по суммарной доле участия юрлиц, не являющихся субъектами МСП, то сведения о нем в Реестре не содержатся.

к меню

Что ДЕЛАТЬ, если ФНС ЗАБЫЛА внести в "Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства"

В случае выявления налогоплательщиком отсутствия в отношении себя сведений в «Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства» - необходимо заполнить заявление. Формирование и направление заявления осуществляется через сайт ФНС России в разделе «Иные функции ФНС - Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - « Вас нет в реестре или данные некорректны? ».

При заполнении заявления для корректировки сведений отраженных в Едином реестре СМП налогоплательщикам необходимо обратить внимание на правильность отражения реквизита «ИФНС по месту учета налогоплательщика», а именно на Код ИФНС по месту постановки на учет. При неверном заполнении данного реквизита Заявление налогоплательщика останется не рассмотренным.

Раньше 2019 года из реестра малого и среднего бизнеса никто не вылетит

Действует правило «трех лет». Т.е. категория малого или среднего предприятия может быть изменена, если его показатели были выше или ниже предельных значений по доходу и численности работников в течение 3 календарных лет, следующих один за другим.

В реестр малого и среднего предпринимательства компании и ИП включались согласно их статусу на 2016 год (т.е. по данным за предшествующий 2015 год). Соответственно, впервые категория субъекта малого или среднего предприятия, включенного в реестр, может быть изменена при формировании реестра по состоянию на 01.07.2019 (по данным за 2018 год).


к меню
Новый порядок сдачи в органы статистики обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности. Приказ разработан в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Что такое малое предприятие? Для многих главным критерием отнесения фирмы к категории малого бизнеса является численность персонала до 15 человек.

Однако это не всегда так: в такой организации может работать и гораздо больше сотрудников. Давайте подробнее разберемся с этим понятием.

Критерии отнесения к малому бизнесу

Отнесение компании к подобной категории регулируется законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» №209ФЗ (далее по тексту – закон №209-ФЗ). В частности, в его ст. 4 указано, что малыми могут быть только зарегистрированные в установленном порядке:

  • хозяйственные общества (например, ООО) и партнерства;
  • кооперативы – производственные, сельскохозяйственные, потребительские;
  • фермерские хозяйства;
  • индивидуальные предприниматели.

Кроме того, должны одновременно соблюдаться следующие условия:

  • среднесписочная численность персонала за прошедший год у указанных выше субъектов не должна превышать 99 человек ;
  • доход от предпринимательской деятельности за истекший год не должен быть более 800 миллионов рублей . При этом сам доход:
    • берется без НДС;
    • определяется по действующему российскому налоговому законодательству;
    • суммируется по всем видам деятельности и системам налогообложения, которые применяются на предприятии.
  • если предприниматель в истекшем календарном году реализовывал деятельность без привлечения работников, его отнесение к категории выполняется только по уровню дохода;
  • если организации в соответствии с налоговым законодательством РФ имеют право не сдавать налоговые декларации, на основе которых можно было бы определить величину дохода за прошедший год, то указанные лица относятся к малым исходя из численности их персонала, которая была зафиксирована по данным истекшего календарного года. Указанное условие применяется с учетом требований, предусмотренных в пункте 3 ст. 4 закона №209-ФЗ;
  • если предприниматель и юридическое лицо независимо от выбранного ими налогового режима были зарегистрированы в период 01.08 текущего года – 31.07 следующего года, то указанные лица признаются микропредприятиями, но с учетом предусмотренных п. 3 статьи 4 закона №209-ФЗ ограничений;
  • к категории микропредприятий относятся предприниматели, находящиеся только на , а также компании с численностью до 15 человек .

Дополнительно к вышеозначенным критериям хозяйственные партнерства и общества должны отвечать еще хотя бы одному из следующих условий, в частности:

  • суммированная доля участия в ООО (если таковая имеется) регионов РФ, муниципальных образований, благотворительных фондов, религиозных и общественных организаций не должна быть свыше 25%, а доля иностранных компаний и (или) организаций, не признаваемых ни малым, ни средним бизнесом — не более 49%;
  • хозяйственные партнерства и общества занимаются внедрением продуктов интеллектуальной деятельности (программного обеспечения, продуктов селекции и т. д.), право на которые принадлежит их учредителям – бюджетным или автономным научным учреждениям;
  • если они имеют статус участника проекта «Сколково».

Иные дополнительные критерии отнесения указанных обществ и партнерств к малым компаниям изложены в п. 1.1 ст. 4 закона №209-ФЗ.

Разница между малым и микропредприятием

Прежде всего, она заключена в численности работников:

  • малой считается компания с численностью до 99 человек (включительно) и не менее 15;
  • микро – с численностью персонала до 15 человек.

Кроме того, существенное различие установлено и в уровне дохода, который определяется суммировано по всем видам деятельности фирмы, ее налоговым системам, но без НДС и на основании только налогового российского законодательства:

  • для малых – в пределах 800 млн. рублей;
  • для микро – до 120 миллионов рублей.

Исходя из этих показателей, соответствие которым должно быть одновременным или с учетом положений закона №209-ФЗ, допускающего возможность использования только одного из условий, устанавливается:

  • порядок сдачи и формы статистической отчетности;
  • порядок сдачи налоговой, бухгалтерской, финансовой и иных форм отчетности;
  • возможность выбора и применения конкретной налоговой системы и т. д.

Плюсы и минусы

Для компаний малого бизнеса предусмотрена государственная поддержка:

  • в виде предоставления в пользование и (или) владение объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
  • в виде субсидий, гарантий по обязательствам компаний, бюджетных инвестиций;
  • в форме консультаций, предоставляемых органами государственной власти и местного самоуправления, либо в виде компенсации затрат по оплате консультаций;
  • в форме содействия для организаций отдельных отраслей в получении патентов и лицензий, в создании условий для подготовки кадров определенной квалификации и т. д.

У таких предприятий есть большие преимущества в сфере налогообложения и ведения бухучета. Им предоставляется государственная поддержка при реализации ими лизинговых программ и т. д.

Также достоинством является и относительно небольшая численность персонала, структура и форма управления, которые:

  • делают фирму более мобильной, то есть компания может переехать без серьезного ущерба по иному адресу или быстро перестроить свою деятельность;
  • позволяют оперативно принимать нужные управленческие решения без ожидания сбора всех акционеров или совета директоров;
  • помогают контролю всех производственных процессов и осуществляемых финансовых потоков;
  • снижают объем документооборота и расходов по его обслуживанию и т. д.

Однако есть и свои недостатки, в частности:

  • как правило, для таких предприятий предусматривается более высокий процент и более строгие условия кредитования;
  • очень часто им даже отказывают в займах;
  • они не всегда получают равный с крупными и даже средними компаниями доступ к участию в тендерах;
  • они не всегда могут обеспечить себя нужным объемом оборотных активов.

Бухгалтерский учет

Представители малого бизнеса имеют множество преимуществ в плане ведения и организации учетного процесса:

  • для таких предприятий предусмотрен упрощенный вариант ведения бухучета, сокращающий объем документации и , а также позволяющий использовать упрощенную систему учетных регистров или вовсе обойтись без них;
  • установлена более простая форма отчетности и сокращен ее объем – достаточно сдать и . При необходимости к этим формам добавляется . Что касается самих форм, то компании могут вносить в них изменения в соответствии с действующими законами;
  • можно не устанавливать , но об этом необходимо издать приказ;
  • руководитель предприятия может принять ведение бухучета на себя, о чем тоже обязательно оформляется приказ.

Что касается предпринимателей, то они могут ограничить свой учет только оформлением и иных показателей. Кроме того, они могут не устанавливать лимит в кассе и не оформлять кассовые документы.

Налогообложение и льготы

В отличие от крупных и даже средних организаций малые компании могут выбирать между и применением спецрежимов, которые имеют свои ограничения по объему выручки, численности, остаточной стоимости активов и видам деятельности .

Самое главное в этом случае – четкий контроль этих ограничений, чтобы предприятие не потеряло право на льготный режим.

Каких-то отдельных льгот в налоговой сфере нет. Если только данные льготы не будут предусмотрены региональным или местным законодательством по налогам, вносимым соответственно в региональный или местный бюджет.

Однако есть налоговые льготы, которые обозначены для результатов или видов деятельности, например:

  • если выручка за 3 календарных месяца не превысила в общей сумме 2 миллиона рублей, то предприятие получает освобождение от , даже находясь на общем режиме;
  • на срок 10 лет участник проекта «Сколково» получает освобождение от и добавленную стоимость и т. д.

Иными словами, наличие льгот необходимо уточнять в положениях налогового законодательства. А что касается выбора системы налогообложения, то наиболее приемлемыми считаются:

  • . Она подходит для всех видов деятельности, предусматривает два варианта расчета сбора – с доходов или с разницы между доходами и расходами, освобождает от уплаты НДС, налога на прибыль.
  • Патентная система. Она доступна только предпринимателям и применяется к закрытому перечню видов деятельности, установленному в Налоговом Кодексе РФ. Удобна тем, что сразу определяет сумму сбора, которую нужно заплатить при получении патента, снимает обязанность по уплате НДС, имущественного налога.
  • . Она подходит только для отдельных видов деятельности, которые определены налоговым законодательством. Заменяет собой уплату налога на имущество, на прибыль и добавленную стоимость.
  • . Эту систему применяют только сельхозпроизводители.

О всех вариантах и нюансах выбора системы обложения налогами вы можете узнать из следующего видео:

Нужно ли подтверждать статус?

Только когда этого напрямую требует закон. Например, для сдачи бухгалтерской и налоговой отчетности такого подтверждения не нужно, поскольку в налоговой структуре сразу видят объем выручки и численность сотрудников предприятия.

А вот для участия в конкурсе или открытом аукционе потребуется подтверждение статуса малого бизнеса. Для этого компания отражает в заявке на участие свое соответствие необходимым критериям.

Законодательство устанавливает несколько критериев отнесения предприятий к малым субъектам предпринимательства, и один из них - это численность работников организации.

Законодательство о малых предприятиях

Главные вопросы малых предприятий регулируются в Федеральном законе № 209-ФЗ от 24.07.2007 «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (далее - 209-ФЗ).

Действуют также постановления Правительства, регулирующие отдельные вопросы критериев отнесения к таким субъектам (N 265 от 4 апреля 2016 г. и др.).

Вопросы составления и предоставления отчетности такими субъектами регулируются приказами Росстата, ФНС и другими ведомственными нормативными актами.

Критерии малого предприятия

Количество работающих на малом предприятии

В пп. 2«б» п. 1.1 ч. 1 ст. 4 209-ФЗ устанавливается критерий, относящийся к численности персонала субъекта малого предпринимательства и позволяющий отнести субъекта к этой группе.

Это средняя численность его работников за предшествующий календарный год.

К малым предприятиям законодательство относит предприятия с численностью работающих там не более ста человек включительно, а для микропредприятий, отдельно выделяемых в составе малых, - пятнадцати человек включительно.

Микропредприятия в последнее время подверглись существенному изменению в части законодательного регулирования, но критерий их численности остался прежним.

Как посчитать среднюю численность персонала малого предприятия

Расчет численности не слишком прост, поскольку последняя содержит в себе:

  • среднесписочную численность работников;
  • среднюю численность внешних совместителей;
  • среднюю численность лиц, работавших по гражданско-правовым договорам (выполнения работ, оказания услуг и др.).

Вопросы подсчета каждого показателя регулируются в действующей до настоящего времени

Малый бизнес в России пользуется особыми, предназначенными только для него, льготами. Государство идёт на то, чтобы уменьшить налоговую и административную нагрузку малого бизнеса, получая взамен рост занятости населения и снижение социальной напряжённости. Что означает определение «субъекты малого предпринимательства» и кто к ним относится в 2019 году?

Субъект малого предпринимательства - это российская коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, которые нацелены на получение прибыли. В эту категорию также попадают:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • производственные и сельскохозяйственные кооперативы;
  • хозяйственные партнерства.

Некоммерческая организация, а также унитарное муниципальное или государственное учреждение не является субъектом малого бизнеса.

Кто относится к субъектам МСП

Критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства в 2019 году устанавливает государство. Основные требования, при соблюдении которых возможно отнесение бизнесмена к субъектам малого и среднего предпринимательства (МСП), касаются численности работников и размера получаемого дохода. Кто является МСП, т.е. относится к субъектам малого предпринимательства, определяет закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ в статье 4. Рассмотрим эти критерии с учётом нововведений.

Благодаря поправкам, внесённым в закон № 209-ФЗ, большее количество предприятий и ИП могут быть причислены к малому бизнесу.

  • Максимально допустимая сумма годовой выручки без НДС за предыдущий год для микропредприятий выросла с 60 до 120 млн рублей, а для малых предприятий - с 400 до 800 млн рублей.
  • Возросла разрешённая доля участия в уставном капитале малого предприятия других коммерческих организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства - с 25% до 49%.

А вот допустимая среднесписочная численность работников не изменилась: не более 15 человек для микропредприятий и не более 100 человек для малого предприятия.

В отношении индивидуальных предпринимателей действуют такие же критерии разделения на категории бизнеса: по годовой выручке и численности работников. Если у ИП нет работников, то его категория МСП определяется только по размеру выручки. А всех предпринимателей, работающих только на патентной системе налогообложения, относят к микропредприятиям.

Продлён период, в течение которого бизнесмен продолжает считаться субъектом МСП, даже если им был превышен допустимый лимит по численности работников или полученной выручке. До 2016 года это было два года, а теперь - три. Например, если лимит был превышен в 2017 году, то организация утратит право считаться малой только в 2020 году.

Как быть в ситуации, если статус малого предприятия утрачен из-за достижения действовавшего ранее лимита в 400 млн рублей, ведь он ниже установленного сейчас? Минэкономразвития считает, что после вступления в силу акта Правительства РФ от 13.07.15 № 702, такое предприятие может вернуть статус малого, если годовая выручка не превышает 800 млн рублей.

Государственный реестр субъектов МСП

С середины 2016 года действует Единый реестр субъектов малого и среднего бизнеса. На портале Федеральной налоговой службы размещён перечень, в которой включены все субъекты малого и среднего предпринимательства РФ. Сведения о субъектах МСП вносятся в реестр автоматически, на основании данных из ЕГРЮЛ, ЕГРИП и налоговой отчётности.

В открытом доступе находится следующая обязательная информация:

  • наименование юридического лица или полное имя ИП;
  • ИНН налогоплательщика и его место нахождения (жительства);
  • категория, к которой относятся субъекты малого и среднего предпринимательства (микро, малое или среднее предприятие);
  • сведения о кодах деятельности по ОКВЭД;
  • указание на наличие лицензии, если вид деятельности бизнесмена относится к лицензируемым.

Кроме того, по заявлению бизнесмена, относящегося к субъектам малого и среднего предпринимательства, в реестр можно внести дополнительные сведения:

  • о производимой продукции и ее соответствии критериям инновационной или высокотехнологичной;
  • о включении субъекта МСП в программы партнёрства с государственными заказчиками;
  • о наличии контрактов, заключённых в качестве участника госзакупок;
  • полную контактную информацию.

Чтобы передать в Единый реестр эти данные, надо авторизоваться в сервисе передачи информации с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи.

После формирования официального реестра субъекты малого бизнеса больше не обязаны подтверждать документами, что соответствуют этому статусу для участия в программах господдержки. Раньше для этого требовалось предоставлять годовую бухгалтерскую и налоговую отчётность, отчёт о финансовых результатах, сведения о среднесписочной численности работников.

Проверить сведения, относящиеся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и их достоверность можно, сделав в Реестре запрос информации по ИНН или наименованию. Если вы обнаружите, что данных о вас нет или они недостоверны, то надо направить оператору Реестра заявку на проверку сведений.

Что даёт статус субъекта малого бизнеса

Как мы уже говорили, государство создаёт для микро- и малого бизнеса особые льготные условия предпринимательской деятельности, преследуя следующие финансовые и социальные цели:

  • обеспечить выход из тени и самозанятость лиц, оказывающих услуги населению, занятых мелким производством, работающим по типу фриланса;
  • создать новые рабочие места и снизить за счет роста благосостояния населения социальную напряжённость в обществе;
  • уменьшить расходы из бюджета на пособия по безработице, медицинскому страхованию и пенсионному обеспечению официально неустроенных лиц;
  • развить новые виды деятельности, особенно в сфере инновационных производств, не требующих значительных затрат.

Проще всего этих целей можно добиться, сделав процедуру госрегистрации простой и быстрой, снизив административное давление на бизнес, уменьшив налоговую нагрузку. Кроме того, на деятельности начинающих предпринимателей хорошо сказывается целевое финансирование в виде безвозвратных субсидий.

Основной перечень преференций для субъектов малого предпринимательства выглядит так:

  1. Налоговые льготы. Специальные режимы налогообложения (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ПСН) позволяют работать на сниженной налоговой ставке. С 2016 года региональные власти вправе дополнительно снижать налоги на ЕНВД (с 15% до 7,5%) и на УСН Доходы (с 6% до 1%). На УСН Доходы минус Расходы возможность снижать ставку с 15% до 5% существует уже не первый год. Кроме того, с 2015 по 2020 годы индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные после вступления в силу регионального закона о , вправе в течение двух лет вообще не платить налог на режимах ПСН и УСН.
  2. Финансовые льготы. Это прямая финансовая господдержка в виде грантов и безвозмездных , выдаваемых в рамках общероссийской программы, действующей до 2020 года. Финансирование можно получить на возмещение затрат по лизингу; процентов по займам и кредитам; на участие в конгрессно-выставочных мероприятиях; проектов по софинансированию (до 500 тысяч рублей).
  3. Административные льготы. Здесь имеются в виду такие послабления, как упрощённый бухучёт и кассовая дисциплина, надзорные каникулы (ограничение количества и продолжительности проверок), возможность оформлять с работниками срочные трудовые договоры. При участии в госзакупках действует специальная квота для представителей малого бизнеса - не менее 15% совокупного годового объёма закупок государственные и муниципальные учреждения обязаны производить у них. При получении кредитов поручителями малого бизнеса выступают государственные .