Основные критерии профессионализма педагога дополнительного образования. «Современные требования к профессионализму учителя» (теоретические материалы к проведению круглых столов) Методика изучения уровня профессионализма педагога

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные критерии профессионализма педагога дополнительного образования Выполнила Кобец Нина Ивановна Педагог дополнительного образования Красновишерск 2015 год

2 слайд

Описание слайда:

Дополнительное образование является необходимым компонентом современного общего образования, а на отдельных этапах процесса общего образования его ведущим компонентом. В отличие от специалиста в предметной области профессиональный педагог дополнительного образования в детских объединениях является подлинным субъектом педагогического образования, который ориентирован на развитие личностных качеств учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

В соответствии со ст. 26 Закона РФ «Об образовании» дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства . В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение профессиональных качеств специалиста. Образовательными результатами повышения профессионализма является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

4 слайд

Описание слайда:

Среди наиболее важных факторов, которые влияют на развитие личности детей в системе дополнительного образования, важнейшим является профессионализм педагога. Только рядом с мастером может вырасти другой мастер, воспитать личность может только другая личность, лишь у мастера можно научиться мастерству. Профессионализм педагога является основой для формирования и развития личности ребенка.

5 слайд

Описание слайда:

Специалисты в области психологии труда разработали конкретные положения, характеризующие соответствие личности профессии педагога дополнительного образования. Выделяют следующие особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности.

6 слайд

Описание слайда:

Педагог дополнительного образования должен обладать следующими личностными качествами: 1.Быть чутким и доброжелательным;понимать потребности и интересы детей;иметь высокий уровень интеллектуального развития;обладать широким кругом интересов и умений;быть готовым к выполнению самых разных обязанностей, связанных с обучением и воспитанием детей;быть активным;обладать чувством юмора;располагать творческим потенциалом;проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.

7 слайд

Описание слайда:

2.Особенности личности, необходимые для профессиональной деятельности: способности и предрасположенность к работе определенного типа, причем это могут быть как чисто физические, так и психические, психологические качества;знания и навыки, необходимые для определенной работы; это то, чему человек может научиться, приобретенное специальное образование и практический опыт.

8 слайд

Описание слайда:

3.Желание работать, иначе - воля и мотивация. Следует различать мотивацию внутреннего плана (интерес, чувство ответственности, стремление к мастерству) и внешнего (деньги, поощрения, статусные и престижные аспекты). Наиболее положительное воздействие как на познавательные процессы, так и на личность в целом оказывает внутренняя мотивация.

9 слайд

Описание слайда:

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека.

10 слайд

Описание слайда:

Профессионализм педагога как способность (как качество) в изменяющихся социальных условиях удовлетворять и развивать образовательные потребности личности; способность к самообразованию и саморазвитию.

11 слайд

Описание слайда:

Критериальные характеристики профессионализма педагога дополнительного образования Рассматривая и оценивая профессионализм педагога, важно определить, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентации он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутренние ресурсы вкладывает в свой труд.

12 слайд

Описание слайда:

Объективные критерии определяют, насколько педагог соответствует требованиям избранной профессии. К разряду объективных критериев относится высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного статуса в профессии, умение решать разнообразные задачи обучения и воспитания. Субъективные критерии: насколько профессия педагога соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в этой профессии, устойчивая профессионально-педагогическая направленность, понимание ценностных оснований профессии, совокупность необходимых профессионально-психологических качеств личности и др.

13 слайд

Описание слайда:

Получение диплома – это еще не признак профессионализма. Многие помнят, что выпускника вуза еще не так давно называли «молодым специалистом» определяя, так образом, его статус. Считалось, что ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.Таким образом, наличие у человека диплома, сертификата, подтверждающего уровень его квалификации (а чаще – некоторой совокупности знаний, осведомленности в данной профессиональной сфере) – это необходимое (но не достаточное) условие для последующего становления профессионализма. Человек может приобрести это свойство в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, но может и не приобрести его, а лишь «числиться» профессионалом.

14 слайд

Описание слайда:

Профессионализм представляет собой не статическое (единожды заданное, неизменное), а динамическое, непрерывно изменяющееся состояние человека. В динамике можно выделять следующие стадии развития профессионализма:

15 слайд

Описание слайда:

1. стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

16 слайд

Описание слайда:

2. стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

17 слайд

Описание слайда:

3. стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

18 слайд

Описание слайда:

Признаком профессионализма педагога является его готовность к творческому решению педагогических задач. В реальной педагогической деятельности трудно отделить норму от творчества. Способность к творчеству характерна не для всех педагогов. Это отличительное качество личности.

19 слайд

Описание слайда:

На становление профессионализма педагога влияет его владение основами научно и учебно-методической работы, методами и приемами изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями, методами формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, мышления и развития их творческих способностей, методами эмоциональной саморегуляции.

20 слайд

Описание слайда:

Основными условиями развития профессионализма педагога дополнительного образования являются: · совершенствование содержания научно-методической деятельности, активизирующей мастерство и творческий поиск личности; · использование вариативных форм развития опыта педагогов по организации дополнительного образования детей, стимулирующего самообразование, самопознание и самореализацию личности; · формирование опыта по реализации педагогической диагностики результатов труда, обеспечивающего самоанализ и своевременную корректировку профессиональной компетентности.

22 слайд

Описание слайда:

Профессионального педагога дополнительного образования характеризует: широкая общая культура, основательная педагогическая и профессиональная подготовка, педагогическое мастерство, постоянная работа над собой, нравственность, авторитет и педагогический такт, творческий характер педагогической профессии. Успешность выработки индивидуального стиля в значительной степени определяет успешность профессионального становления преподавателя, его удовлетворенность трудом, рост его мастерства, объективную результативность его деятельности. Высшим уровнем профессионализма педагога дополнительного образования является педагогическое новаторство, которое включает в себя внесение и реализацию существенно новых, прогрессивных теоретических идей, принципов и методов в процессе обучения и воспитания. Уровень профессионализма практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны.

23 слайд

Описание слайда:

Специалист в области дополнительного образования детей, кроме специфики своего вида деятельности, должен понимать соотношение задач различных типов и видов образовательных учреждений, видеть взаимосвязь дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования. Профессиональное становление требует знания основ психологии личности и социальной психологии, сущности и проблемы обучения и воспитания в УДО, культурологических принципов образования, влияния на результаты педагогической деятельности индивидуальных различий учащихся.

24 слайд

Описание слайда:

Быть профессионалом – это не только знать, как делать, но и уметь эти знания реализовывать, добиваясь необходимого результата.

рофессионализм педагога - это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию (детей, взрослых обучающихся).

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:

Объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско-управленческой, самообразовательной и др.);

Субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

Процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

Результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

Уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

Уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

Уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;

Уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.



38 . од компетенцией в общем смысле понимают личные возможности должностного лица, его квалификацию (знания, опыт), позволяющие принимать участие в разработке определенного круга решений или решать самому вопрос благодаря наличию у него определенных знаний, навыков. Иногда компетенцию путают с квалификацией, которую мы понимаем как уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности, уровень профессиональной подготовленности к какому-либо виду труда. Показателем квалификации работника является квалификационный разряд (класс, категория), который присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификационных характеристик этой профессии.

Понятие «профессиональная компетентность педагога» выражает личные возможности учителя, воспитателя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи, формулируемые им самим или администрацией образовательного учреждения. Для этого нужно знать педагогическую теорию, уметь и быть готовым применять её на практике. Таким образом, под педагогической компетентностью педагога можно понимать единство его теоретической и практической готовности к осуществлению своей профессиональной деятельности.

Психолого-педагогические и специальные (по предмету) знания - необходимое, но отнюдь не достаточное условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности, теоретико-практические и методические знания, являются предпосылкой интеллектуальных и практических умений и навыков. Структура профессиональной компетентности педагога раскрывается через его педагогические умения, представляющие собой совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя).



Говоря об умениях учителя в целом, А. И. Щербаков и А.В. Мудрик считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трём основным:

1) переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации;

2) находить для каждой педагогической ситуации новое решение;

3) создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации (Щербаков А.И., Мудрик А. В. Психология учителя // Возрастная педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. Гл. IX. М., 1991).

Как показывают исследования, вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде «мыслить - действовать - мыслить» и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности учителя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Приведем педагогические умения, объединенные В.А. Сластениным, в четыре группы

Профессионализм - особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.

Профессионализм педагога – интегральная характеристика личности педагога, предполагающая:

Владение им видами профессиональной деятельности

Наличие у педагога профессионала важных психологических, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогический задач.

Профессионализм педагога должен отвечать ряду критериев:
- объективные критерии: эффективность педагогической деятельности (основных ее видов - обучающей, развивающей, воспитательной, а также вспомогательных в труде педагога - диагностической, коррекционной, консультационной, организаторско - управленческой, самообразовательной и др.);

Субъективные критерии: устойчивая педагогическая направленность (желание оставаться в профессии), понимание ценностных ориентации профессии педагога, позитивное отношение к себе как профессионалу, удовлетворенность трудом;

Процессуальные критерии: использование педагогом социально приемлемых, гуманистически направленных способов, технологий в своем труде;

Результативные критерии: достижение в педагогическом труде результатов, востребованных обществом (формирование качеств личности учащихся, обеспечивающих их подготовленность к жизни в быстро меняющемся обществе).

Уровни профессионализма педагога представляют собой ступени, этапы его движения к высоким показателям педагогического труда:

- уровень овладения профессией, адаптации к ней, первичное усвоение учителем норм, менталитетов, необходимых приемов, технологий;

Уровень педагогического мастерства как выполнение на хорошем уровне лучших образцов передового педагогического опыта, накопленных в профессии; владение имеющимся в профессии приемами индивидуального подхода к учащимся, методами передачи знаний; осуществления личностно-ориентированного обучения и др.

Уровень самоактуализации педагога в профессии, осознание возможностей педагогической профессии для развития своей личности, саморазвитие себя средствами профессии, сознательное усиление своих позитивных качеств, сглаживание негативных, укрепление индивидуального стиля;



Уровень педагогического творчества как обогащение педагогом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, внесения авторских предложений, как касающихся отдельных задач, приемов, средств, методов, форм организации учетного процесса, так и создающих новые педагогические системы обучения и воспитания.

Виды профессиональной компетентности педагога.

Виды профессиональной компетентности педагога:

Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Профессиональная компетентность педагога -способность к решению определенного класса профессиональных задач.

1)компетентность в педагогической деятельности - знания о сущности труда учителя, о психологии и возрастных особенностях учащихся, о содержании школьных программ и др.

педагогические умения:

Умение изучать педагогическую ситуацию и ставить адекватные педагогические задачи

Умение отбирать, группировать и обновлять учебный материал

Умение изучать учащихся (их память, мышление, внимание и др.)

Состояние обучености и воспитанности учащихся

Прогнозировать их зону ближайшего развития

Умение отбирать и комбинировать методы, средства и формы обучения и воспитания, адекватные способности и возможности учащихся

Инновационные умения, как поиск новых педагогических задач, способов (технологий); умение ставить проблемы и проводить исследование, эксперементировать и др.

2)профессиональные педагогические позиции: предметник, методист, диагност, мастер, новатор, исследователь, эксперементатор и др.

3)профессионально важные качества личности:

Педагогическая эрудиция и осведомленность

Педагогическая интуиция (как быстрое одномоментное принятие педагогического решения с учетом предвидения развития ситуации без развернутого осознанного анализа)

Педагогическое мышление (как способность к анализу педагогических ситуаций и принятию педагогом педагогического решения с учетом особенностей учащихся)

Педагогическая импровизация.

Акмеограмма педагога.

Акмеограмма педагога - это документ, в котором отражена индивидуальная "траектория" восхождения данного конкретного педагога к вершинам профессионализма, программа перехода от одного уровня профессионализма к другому, более высокому. Акмеограмма педагога является средством продвижения педагога к профессионализму, к достижению педагогом своего профессионального акме, а также средством самоконтроля за этим движением.

Акмеограмма включает в свою структуру:

Задачи профессионального совершенствования педагога(овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.)

Способы и примеры овладения этим новы уровнем профессионализма

Сроки достижения новых результатов

Акмеограмму педагога целесообразно соотнести с профессиограммой педагога. Профессиограмма отражает социальные требования к профессиональной деятельности и личности специалиста. В профессиограмме отражается перечень социально одобряемых профессиональных задач, профессиональных приемов и технологий, а также перечень желательных для данной профессии качеств личности специалиста. Профессиограмма педагога раскрывает особенности успешного выполнения профессиональной деятельности, требования к достижению социально приемлемого результата. Акмеограмма педагога выявляет пути продвижения педагога к более высоким уровням профессионализма. Поэтому акмеограмма может включать в свою структуру задачи профессионального совершенствования педагога (например, овладение новыми методами обучения, выработку своего индивидуального стиля и др.), способы и приемы овладения этим новым уровнем профессионализма (например, посещение и анализ уроков своих коллег, анализ своих педагогических приемов и результатов обученности учащихся и др.), сроки достижения новых, более высоких результатов. Акмеограмма педагога намечает пути совершенствования профессиональной деятельности и продвижения к новым уровням педагогического мастерства и творчества. Акмеограммы педагога могут отличаться друг от друга по целям (каких новых уровней профессионализма намечается достигнуть), по характеру и динамике траектории (каких новых результатов предлагается достичь путем постепенного систематического продвижения или путем приложения больших усилий и стремительного подъема).

При построении акмеограммы педагога важно иметь в виду, что планирование каждой новой ступени профессионализма, новой профессиональной позиции целесообразно подкреплять определением тех конкретных профессионально важных качеств личности, которые необходимы на этой ступени.

Акмеограмма педагога включает такие уровни и ступени профессионализма, как – мастерство, творчество, исследовательский и инновационный подход, саморазвитие, сотрудничество с коллегами. Достижение более высоких уровней профессионализма планируется в акмеограмме через овладение плавными видами педагогической деятельности и развитие новых профессионально важных качеств.

Ступень мастера означает переход к практическому педагогическому мышлению и воплощению в своей практике лучших образцов профессионального ответа, что требует педагогического целеполагания, педагогической наблюдательности, педагогической интуиции и импровизации. Позиция диагноста требует от педагога владения педагогическим диагностическим мышлением, внимания к индивидуальным вариантам психического развития, педагогического чутья, педагогического прогнозирования. Ступень гуманиста обеспечивается такими личностными качествами педагога, как гуманистическая ориентация на развитие личности учащихся, педагогическая эмпатия, педагогический такт, профессиональная чувствительность. Ступень самодиагноста опирается на такие качества личности педагога, как зрелое профессиональное самоопределение, самосознание, педагогическая рефлексия. Позиция новатора, творца требует от педагога гибкого педагогического мышления, педагогической интуиции, импровизации, способности действовать в условиях неопределенности. Педагог-новатор должен также обладать творческими педагогическими способностями, новым педагогическим мышлением, готовностью отойти от штампов и стереотипов, мотивационной активностью, интересом к инновациям. Педагог-исследователь, осуществляющий варьирование условий своей деятельности и прослеживающий изменение результатов, должен владеть исследовательской культурой, перспективным педагогическим целеполаганием. Педагог, желающий подняться на ступень осознанной индивидуальности, должен развивать у себя качества самобытности в восприятии профессиональных и жизненных явлений, индивидуального самовыражения в профессиональной деятельности, владения индивидуальным стилем, уважения к индивидуальности других людей. Педагог, стремящийся стать участником педагогического сотрудничества, должен анализировать и изучать у себя качества, способности к владению гибкими ролевыми позициями, терпимости, эмпатии.

Педагогический профессионализм характеризуется уровнями. Рассмотрим некоторые точки зрения на выделение уровней педагогического профессионализма.

Е.А. Климов выделяет следующие фазы становления профессионализма: оптант (фаза оптанта, оптации), адепта (фаза адепта), адаптант (фаза адаптации), интервал (фаза интервала), мастер (или фаза мастерства, которая будет продолжаться и далее, а характеристики остальных фаз как бы добавляются к её характеристикам), авторитет (или фаза авторитета), наставник (или фаза наставничества). 2

А.К. Маркова в книге «Психология профессионализма» рассматривает допрофессионализм, профессионализм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм), послепрофессионализм (экспрофессионализм). 3

«Допрофессионализм, - полагает Н.В. Немова, - включает в себя три этапа: первичное ознакомление с профессией; адаптация в профессии; самоактуализация, осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии». 4

В работе «Психология труда учителя» А. К. Маркова вводит шесть категорий профессионализма (учитель-стажер, учитель, учитель-мастер, учитель-новатор, учитель-исследователь, учитель-профессионал), которые определяются на основании экспертной оценки педагогической компетентности, включающей, по мнению автора, педагогическую деятельность, педагогическое общение, личность учителя, обученность и воспитанность. 5

Бублик Н., Панина Т. и другие в работе «Программа психологической подготовленности учителя» полагают, что в зависимости от степени сформированности профессионала, от преобладающего класса задач его деятельности, от специфики личности, профессиональная готовность (компетентность, подготовленность) может реализовываться на разных уровнях профессионального функционирования . Есть основания выделять шесть таких уровней: Информационный - построен на овладении предметными знаниями; технологический - предполагает овладение операциями, действиями, навыками, умениями. При этом достигается профессиональное мастерство, применительное к типовым, стандартным условиям; проблемный - связывается с осознанием и принятием проблемной ситуации в профессиональной деятельности; творческий - предполагает совершенство в овладении информационным и технологически уровнями; преобразующий - предполагает практическую реализацию новых идей, требует творческой антиципации; концептуальный - включает систематизацию всех предшествующих уровней и связывается с разработкой глобальных и перспективных решений. 1

Приведенные подходы выделяют уровни профессионализма с точки зрения его генезиса, связывая установление уровней либо с этапами профессионализации, либо с гетерохронностью возникновения новых структурных элементов, как самостоятельных, так и основывающихся на ранее сформированных элементах профессионализма как системы.

На наш взгляд, профессионализм как интегративное качество работника, реализующего профессиональные компетенции в рамках замещаемой должности, характеризуется уровнем развития и сформированности структурных элементов профессионализма (См. Таблицу 7). Для его измерения нормативно устанавливается номинальная шкала, которая содержит атрибутивные, качественные и количественные признаки каждого уровня. Уровни могут иметь разные наименования: низкий, средний, высокий; первый, второй, третий, четвертый; красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; а, б, в, г и т.п. Количество уровней и их наименования определяются задачей нормирования, удобством и традицией употребления вводимых обозначений.

Таблица 7

Уровни педагогического профессионализма

Уровни педагогического профессионализма

Показатели профессионализма на 1 уровне детализации

Низкий

Средний

Высокий

профессиональная направленность

профессиональная компетентность

профессиональная техника

профессиональное общение

профессиональные способности

работоспособность

результативность

В качестве одного из подходов при установлении уровней педагогического профессионализма может использоваться типология профессиональных задач педагога, различающихся уровнем сложности, трудоемкости и т.п. Как отмечается в работе «Непрерывное педагогическое образование: проблемы развития профессионализма», вышедшей под ред. Т.В. Новиковой, «определяющим условием становления системы непрерывного педагогического образования является решение проблемы разработки типологии профессиональных задач педагога, управленца, методиста и т.д. Разработка типологии профессиональных задач позволит создать систему адекватных этим задачам процессов, обеспечивающих непрерывность развития профессионализма специалиста сферы образования». 1

Профессионально-личностные качества

Профессиональный и личностный рост взаимообусловлены. В процессе профессионализации человека происходит их взаимная генерация. Именно профессионально-личностные качества занимают важное место в структуре профессионализма, определяя его социально-личностное содержание. Они являются результатом укоренения отношений работника. «Достаточно устойчивые системы отношений к профессиональной деятельности (к делу и труду, к себе, к коллегам) образуют, - указывает А.К. Маркова в работе «Психология профессионализма», - профессиональный менталитет человека и определяют его профессиональные позиции». 2

Требования к профессионально-личностным качествам работника определяются социальным развитием. По мнению Н.Б. Крыловой, «социальные требования к культуре личности - кумулятивный процесс, фиксирующий социальную динамику, они обновляются каждое десятилетие… Поэтому необходимо определенное «завышение» требований к сегодняшнему специалисту, с тем, чтобы деятельность выпускника высшей школы и через 10-20 лет отвечала динамике социального развития». 1 Во многом социальное развитие отдельной страны, того или иного профессионального сообщества определяется глобальными социо-культурными процессами, к которым следует отнести интернационализацию производственной деятельности, переход от индустриального общества к информационному, ускорение хода исторического времени, необратимость техногенных процессов, снижение роли этической концепции как регулятора профессионального поведения.

Профессионально-личностные качества определяют направленность и интенсивность трудовой активности. Как пишет Н.А. Хроменков, «...на современном этапе недостаточно вооружить людей знаниями, квалификацией; неменее важно развить социальные стороны их личности, от которых, в первую очередь, зависит качество труда». 2 В связи с этим необходимо выявить «социальные стороны личности», которые значимы в сфере общественного производства.

По мнению Ф.М. Русинова, в принципиальной модели менеджера выделяют: 1) знания и умения; 2) личные качества; 3) этические нормы; 4) ресурсы; 5) навыки и способности менеджера эффективно управлять; 6) ограничения саморазвития. 3 Как видим, личные качества поставлены на 2 место, вслед за знаниями и умениями. Действительно, нет оснований полагать, считает Л.М. Ижицкий, что «только знания могут дать человеку сознательную решимость, находчивость и инициативу». 4 Что касается этических норм, то это суть императивы, регулирующие поведение работника и для следования им он должен обладать адекватными личностными качествами.

Общая профессиональная культура специалиста любого профиля, по мнению Н.Б. Крыловой, «…складывается в единстве убежденности в социальной значимости труда и своей профессии; развитого чувства профессиональной гордости; трудолюбия и работоспособности; предприимчивости, энергичности и инициативности; готовности эффективно, быстро и качественно решать возникающие производственные задачи; свободно владеть нормами научной организации труда; знаний теории управления и основ социальной психологии; организаторских способностей; готовности и заинтересованности в овладении основами смежных специальностей, в расширении профессионального опыта». 1 Для выявления структуры профессионально-личностных качеств данная точка зрения имеет большое значение.

Многие из указываемых различными авторами профессионально-личностных качеств имеют нравственную, моральную модальность. «… Если наука формирует, культивирует человека знающего, рационального, искусство – человека чувствующего, то мораль объединяет эти сущностные силы в человеке разумном». 2 Вне нравственности, нет и не может быть истинного профессионализма, ибо профессионализм - интегративная характеристика, отражающая возможности и эффективность участия человека в сфере общественного производства. «Нравственные отношения, - как показывают Ю.И. Ефимов, И.А. Громов, - пронизывают все сферы жизнедеятельности производственных коллективов – сферу управленческих решений, отношения между руководителем и подчиненным, формы и способы стимулирования труда, организацию производственного процесса и т.д.». 3

Важнейшими профессионально-личностными качествами , на наш взгляд, являются:

1. Убежденность в социальной значимости профессии .

2. Профессиональная гордость . «Профессиональное самосознание, связанное с положительным эмоциональным отношением к делу, - важнейший критерий подготовленности специалиста. Профессионал – это не просто «процессор», но тот, - считает Е.А. Климов, - кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 1

3. Самодеятельность. Как указывает Л. Гольдин, «современная практика показывает, что самое слабое звено в цепи слагаемых успешности деятельности – это «хочу». 2 Именно профессиональные мотивы, интересы и установки определяют основу самодеятельности, в структуру которой входить инициативность, самопочинность и самостоятельность.

4. Дисциплинированность.

5. Трудолюбие.

6. Ответственность. В условиях глобализации, как полагает А.М. Новиков, необходимо… формирование чувства экологической ответственности. 3 В условиях глобализации концепция ответственной личности приобретает актуальную значимость. При этом «только культура, - отмечает В.П. Зинченко, - в состоянии урегулировать противоречия между человеком и техникой, так как разработка новых технологий давно перешагнула чисто технические границы и превратилась в серьезную нравственную проблему». 4

Профессионально-личностные качества образуют целостное единство, определяя содержание и характер поведения человека в рамках профессии.

Работоспособность

Важнейшим элементом профессионализма является работоспособность.

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев отмечают, что «работоспособность - характеристика лица, обладающего физическим здоровьем и волевыми качествами, позволяющими при наличии необходимой квалификации и компетентности продолжительно и продуктивно заниматься тем или иным видом деятельности». 5 В качестве факторов работоспособности называются квалификации и компетентности как рядоположенные понятия, а признаков – продолжительность и продуктивность. Представляется неправомерным продуктивность труда считать следствием, условием, признаком работоспособности. Например, мифический герой Сизиф отличался титанической работоспособностью, но нулевой продуктивностью.

В Кратком психологическом словаре говорится: «Работоспособность - способность развивать максимум энергии и, экономно расходуя ее, достигать поставленной цели при качественном выполнении... работы». 1 На наш взгляд, работоспособность не связана ни с максимумом энергии, ни с ее экономией, ни с достижением цели. Это атрибуты других феноменов профессиональной деятельности.

В книге «Инженерная психология» говорится: «Работоспособность проявляется в поддержании заданного уровня деятельности в течение определенного периода... Основными характеристиками работоспособности являются: продолжительность, точность, надежность, эффективность». 2 В данном случае под работоспособностью понимается способность профессионала поддерживать заданный уровень деятельности в течение определенного периода. Под уровнем понимается уровень физического, интеллектуального, эмоционального, волевого напряжения, связанный с осуществлением действий, операций и движений.

На наш взгляд, работоспособность - это способность к устойчивому, полному и качественному выполнению должностных функций (работ) в течение нормативного интервала времени (рабочий день, неделя, год).

Результативность профессиональной деятельности

В результате определенной профессиональной деятельности возникает один и тот же тип целевого продукта, независимо от уровня профессионализма работников. «Общепризнанно, - пишет А.К. Маркова в «Психологии профессионализма», - что объективными критериями профессионализма являются: высокая производительность труда, количество и качество, надежность продукта труда, достижение определенного социального статуса в профессии, умение решать разнообразные профессиональные задачи...». 3 В данном случае называются признаки мастерства (умение решать разнообразные профессиональные задачи), профессиональной карьеры (достижение определенного профессионального статуса) и признаки результативности (производительность, количество и качество, надежность продукта).

Количество продукции, на наш взгляд, является характеристикой не профессионализма, а производства как единства технологического и трудового процессов. Производительность учитывает количественные характеристики профессиональной деятельности независимо от ее продолжительности. Действительно, «производительность труда … определяется отношением количества выпущенной продукции или услуг к затратам труда, т.е. выработкой на единицу затрат труда… Для определения производительности живого труда… применяют два показателя: выработка, наиболее распространенный и универсальный показатель, и трудоемкость единицы продукции». 1 Следует отметить, что названные два показателя применяют не вместе, а ограничиваются одним, так как «трудоемкость единицы продукции... является величиной, обратной показателю выработки продукции». 2

Надежность – это один из комплексных показателей качества. Например, в учебнике «Управление качеством» указывается, что «комплексный показатель качества – эксплуатационная надежность, определяется через долговечность, безотказность, ремонтопригодность». 3

На наш взгляд, основными показателями продуктивности профессиональной деятельности являются:

1) качество продукции. Качество продукта – степень соответствия стандарту как системе требований. Реальный целевой продукт будет при всей своей качественной определенности различаться сортом, классом и другими характеристиками результативности;

2) производительность труда.

Специфика образования заключается в принципиальной невозможности стандартизации «сырья», «полуфабрикатов» в силу гуманитарного характера этого типа производства. Управление по результатам в данном случае неправомерно.

В качестве показателей результативности профессиональной деятельности педагога можно взять:

1. Показатели образовательного процесса:

Уровень посещаемости учебных занятий у данного педагога;

Качество учебных занятий;

Качество воспитательных мероприятий;

2. Показатели результативности:

2.1. Показатели результативности производства целевого продукта:

Уровень итоговой обученности (за год, ряд лет, курс в целом) на основании внутренних форм аттестации (% не усвоивших стандарт обученности по предмету, % усвоивших стандарт обученности, % усвоивших федеральный стандарт возможной обученности – стандарт содержания обучения, % усвоивших более широкое и глубокое содержание образования, чем федеральный стандарт возможной обученности);

Уровень сдачи ЕГЭ;

Уровень выступления на олимпиадах (конкурсах, смотрах);

Уровень удовлетворенности учащихся процессом обучения;

Уровень удовлетворенности родителей процессом обучения.

В качестве побочных продуктов педагога выступают педагогические разработки (программы, учебники, задачники, технические средства обучения, методики, технологии и т.п.), в которых представлен опыт обучения и воспитания и удовлетворенность трудом, выступающая в качестве субъективного показателя профессионализма. Этот показатель позволяет установить, «насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии». 1

2.2. Показатели результативности производства побочного продукта:

Уровень педагогических разработок;

Уровень удовлетворенности педагога трудом (процессом и результатом).

Данные показатели являются нормативными. Для их оценки необходимы нормативно установленные критерии. При оценке результативности педагога показатели процесса могут компенсировать показатели результата в случае обучения и воспитания детей, имеющих слабые учебные возможности, низкое, а порой и негативное воспитывающее влияние семьи.

Сопоставительные оценки результативности работы педагога совершенно неправомерны при оценке его профессионализма. Сопоставлять можно работу, если она осуществляется в одинаковых условиях и происходит изготовление одинаковых изделий из материала одного и того же сорта (марки). Педагог имеет дело с невероятным разнообразием человеческого материала. Поэтому оценке результативности как показателя профессионализма педагога необходимо переходить на показатели личностного роста каждого конкретного обучаемого (воспитываемого).

Взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал»

Рассмотрим взаимосвязь понятий «профессионализм» и «профессионал».

В.Г. Онушкин и Е.И. Огарев считают, что «профессионал - это лицо, избравшее какое-либо постоянное, оплачиваемое занятие в качестве своей профессии и обладающее необходимыми для этого знаниями, пониманием дела и умениями. В ряде стран профессионалами называют только лиц свободных профессий, дипломированных специалистов и высших должностных лиц в промышленности или коммерции». 1 Атрибутивными признаками профессионала выступают, в данном случае, наличие должности и компетентности. Вне должности, ее функционала нет профессионала.

По мнению Т.В. Новиковой, «профессионал - это человек, обладающий не только достаточной суммой знаний, умений и навыков для деятельности в определенной области, результаты которой стабильны, соответствуют эталонам, выработанным на определенной стадии исторического развития, но и способностью непрерывного саморазвития. При этом под эталоном понимаются определенные ценности, выработанные в результате исторического процесса (иными словами - социальный заказ)». 2 В качестве атрибутивных признаков выступают компетентность, результативность, способность к саморазвитию. Если результаты соответствуют требованиям к качеству продукции, то они, в силу этого, уже стабильны. Стабильность не может рассматриваться как показатель профессионализма, ибо стабильной может быть и низкая результативность.

«Профессионал, - указывает Е.А. Климов, рассматривая вопрос о психологических аспектах развивающегося профессионализма, - не только что-то специфическое знает, хочет, но еще многое может, способен, умеет». 3 Кроме того, по его мнению, «профессионал – это не просто «процессор», но тот, кто с гордостью причисляет себя к определенной общности делателей». 4 В этих суждениях называются элементы профессиональной компетентности, мотивации, способностей, профессионального самоуважения. На наш взгляд, мотивация, уровень профессионального самоуважения раскрывается в профессиональной направленности как структурном элементе профессионализма.

Профессионал – это работник, уровень профессионализма которого, обеспечивает эффективную реализацию его должностного функционала . Профессионал выступает адептом (носителем, держателем) профессионализма.

Заключение

Для проектирования и реализации процесса развития педагогического профессионализма необходимо установление его качественной определенности в тот или иной момент времени. По мнению В.Н. Сагатовского, «функционирование системы есть процесс ее перехода из состояния в состояние в направлении заданной цели и не сопровождающийся изменением цели и качества. Развитие системы есть изменение ее качества». 1 Появление новообразований, нового качества, является основным признаком развития профессионализма как целостной системы.

Непрерывное возникновение нового в структуре профессионализма, уровне сформированности его структурных элементов и функциях характеризует «непрерывный процесс самодвижения человека как работника». 2

Появление новообразований возможно только в результате функционирования, накопления количественных предпосылок. Для того, чтобы развиваться, необходимо функционировать, выполнять должностные компетенции (функции, работы), в то же время, развиваясь, профессионал обретает новое качество функционирования.

  • Педагогические технологии в обучении географии

    Учебно-методическое пособие

    Педагогические технологии в обучении географии: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей географических факультетов институтов и университетов – Брест.

  • ственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки будущего инженера.

    Все это, на наш взгляд, будет способствовать повышению творческого и культурного уровня специалиста, а в конечном счете - повышению потенциала науки и производства

    Библиографический список

    1. Андреев, В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 606 с.

    2. Латышев, Л. К. Перевод: Проблемы теории, практики и методики преподавания / Л. К. Латышев. - М: Просвещение, 2003. - 305 с.

    3. Проблемы общей теории перевода / С. А. Семко и др. - Таллин: Варгус, 1988.-200 с.

    Е. А. Мелёхина

    ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

    Каждая профессия предъявляет субъекту деятельности требования, обусловленные экономической и политической ситуацией, сложившейся на определенном этапе развития общества. Эффективность любой деятельности зависит от того, в какой мере субъект этой деятельности обладает личностными и деловыми качествами, способными обеспечить успех. Иными словами, в какой мере субъект является профессионалом.

    Профессионализм понимается как качественная характеристика специалиста, свидетельствующая о высоком уровне владения умениями, необходимыми для выполнения определенного вида деятельности. Профессионализм предполагает высокий уровень квалификации, то есть «уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой» .

    Некоторые ученые полагают, что профессионализм специалиста определяется степенью владения знаниями, умениями, навыками наряду со способностью производить новое . Другие определяют профессионализм как «органический сплав знаний и умений, гарантирующий получение требуемого результата, качественное и эффективное исполнение работы, сформированную готовность относиться к своему делу как к совокупности задач,

    каждая из которых конкретна, требует достижения результата» . В. Я. Синенко рассматривает профессионализм как результат процесса профессиональной подготовки, свидетельствующий о высоком уровне владения умениями, необходимыми для выполнения какой-либо работы .

    Профессионализм педагога как ключевой фигуры системы образования определяет в значительной степени развитие не только образования, но общества в целом. В работах, посвященных профессионализму педагога, встречаются разные определения этого понятия. Содержание понятия «профессионализм педагога» исследователями характеризуется как:

    Интегральная характеристика личности, представляющая совокупность педагогической компетентности, мастерства, профессионально значимых качеств и индивидуального имиджа педагога, обеспечивающая эффективность и оптимальность образовательной деятельности ;

    Владение деятельностью в целом, удержание профессионалом ее предметности в многообразных практических ситуациях, способность к построению деятельности, ее изменению и развитию ;

    Совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда ;

    Единство и взаимообусловленность умений квалифицированно выполнять тот вид деятельности, который является ведущим для данной группы обучаемых, способность предложить увлекательную программу деятельности, соответствующую их интересам и возможностям, обосновать педагогическую задачу, на основе ее решения приобщить обучаемых к миру своих увлечений .

    Согласно Н. В. Кузьминой, профессионализм - это качественная характеристика субъекта деятельности, которая является мерой владения педагогом современными средствами решения профессиональных задач, продуктивными способами её осуществления. В соответствии с содержанием профессиональной педагогической деятельности Н. В. Кузьмина выделяет такие компоненты, как:

    Специальная компетентность - глубокие знания, квалификация и опыт деятельности в области преподаваемого предмета;

    Методическая компетентность в области формирования знаний, умений и навыков учащихся - владение различными методами обучения, знание психологических механизмов усвоения;

    Психолого-педагогическая компетентность - владение педагогической диагностикой, умение строить педагогически целесообразные отношения с обучаемыми, осуществлять индивидуальную работу, знание возрастной психологии, психологии межличностного и педагогического общения;

    Дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей, направленности обучаемых - умение выявлять личностные особенности, установки и направленность обучаемых, определять и учитывать эмоциональное состояние людей, умение грамотно строить взаимоотношения с руководителями, коллегами, учащимися;

    Аутопсихологическая компетентность - умение осознавать уровень собственной деятельности, своих способностей, знание о способах профессионального самосовершенствования, умение видеть причины недостатков в своей работе, в себе, желание самосовершенствования .

    Главным системообразующим фактором профессионализма личности является образ искомого результата, к которому стремится субъект деятельности посредством решения профессиональных задач, анализа профессиональных ситуаций и диагностики причин успешной и неудачной практики.

    Формирование профессионализма идет по трем направлениям:

    1) изменение всей системы деятельности, заключающееся в том, что в процессе выработки соответствующих трудовых навыков формируется личностный стиль деятельности;

    2) изменение личности субъекта, проявляющихся как во внешнем облике, нормах общения, так и в формировании элементов профессионального сознания;

    3) изменение соответствующих компонентов установки субъекта по отношению к объекту деятельности, что проявляется в уровне информированности об объекте, интересе к нему, осознании своих возможностей влияния на объект и взаимодействия с ним .

    От того, как понимается сущность сложного и многоаспектного понятия профессионализм, напрямую зависят направленность, содержание и технологии образовательных процессов. Традиционно-классическая парадигма образования выдвигает конкретные требования к профессионализму педагога: высокий уровень знаний по преподаваемому предмету и владение методикой его преподавания, в которой приоритет отдается репродуктивным методам как гарантам наиболее быстрой передачи научной истины. Находящаяся в процессе становления гуманистическая парадигма, рассматривающая образование как социальный институт, призванный помочь человеку в обретении своего собственного индивидуального образа, в осознании своей связи со всем сущим и нахождением своего места в мире, связывает профессионализм с педагогической позицией работника образования, которая характеризуется его ценностно-смысловым самоопределением.

    Профессионализм гуманистически ориентированного педагога формируется не путем внешнего воздействия на него, а является результатом самообразовательной деятельности педагога - его работы над собой, над своим образом, над своей педагогической позицией, его осознанного вхождения в кулыуру профессионального сообщества и участия в профессиональном культуротворчестве .

    Профессиональная деятельность является важнейшей стороной жизнедеятельности человека, которая обеспечивает полную самореализацию личности, актуализацию всех ее возможностей. Профессиональное совершенствование педагога предполагает интеграцию и реализацию в педагогичес-

    ком труде профессионально значимых и личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений. При этом педагог открыт новому опыту, знанию, получает удовлетворение от своего труда. В основе профессионального совершенствования и роста лежит принцип саморазвития, определяющий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.

    К предпосылкам развития профессионализма педагогов в современных условиях О. Г. Красношлыкова относит следующие:

    1) разработанность идей и механизмов непрерывного образования, ориентированного на развитие профессионализма, на постоянное удовлетворение запросов специалиста, создание условий для проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, позволяющей ему выбрать оптимальные сроки для усвоения программ, содержания и форм обучения;

    2) создание единого научно-методического образовательного пространства как открытой среды, находясь в которой педагог может выбирать собственную траекторию развития, определять содержание, формы, варианты становления своего профессионализма;

    3) концепция личностно-ориентированного подхода, учитывающего образовательные запросы и потребности педагогов, индивидуальный уровень их профессионализма;

    4) учет мотивов профессионального развития педагога, которое позволяет предлагать соответствующее содержание, корректировать его, определять степень заинтересованности в собственном профессиональном развитии и по необходимости подключать механизм стимулирования .

    Растущие требования к профессионализму специалистов сделали образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Образование позволяет не только расширить сферу самореализации человека, но и преодолеть кризисы профессиональной идентичности .

    К основным внешним признакам непрерывного профессионального образования педагога относят:

    а) временной признак, формирующийся проблемной ситуацией, в подоснове которой лежит столкновение возможностей выбора, расширяющихся под влиянием образования, с нестандартностью деятельности на разных этапах профессиональной деятельности;

    б) пространственный признак как взаимодействие педагога с различными источниками информации на каждом отрезке жизни, в основе которого лежат его интересы и цели, свидетельствующие о направленности инновационной деятельности педагога, ценностном отношении к профессиональной деятельности;

    в) личностный признак: развивающий (личностный) эффект образования прямо связан с его «надситуативностью»: чем богаче мотивация обра-

    зования, тем глубже осознание его ценности и тем интенсивнее перестраивается вся система целей и средств инновационной деятельности педагога .

    К основным внутренним признакам относят:

    а) формирование новой парадигмы образования, в которой философские и педагогические аспекты образовательного процесса рассматриваются в контексте жизненных целей личности;

    б) осознание стратегической цели современного образования: не только как предоставление возможности личности адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам, но и как требование к образованию занять «упреждающую позицию, чтобы вооружить каждого индивидуума» умением преодолевать встречающиеся препятствия, предоставлять ему возможность справляться с многочисленными неопределенными ситуациями в инновационных процессах.

    Проведя анализ процесса формирования профессионализма педагога в системе непрерывного образования (вузовского, послевузовского),

    А. Л. Петренко выявила следующие тенденции:

    1) обогащение образовательных программ содержанием знаний о личности педагога на основе идей отечественной педагогической культуры;

    2) повышение качества образовательного процесса на основе личностно-ориентированных технологий;

    3) использование информационных технологий в образовательном процессе .

    Непрерывное профессиональное образование педагога включает следующие составляющие:

    а) совершенствование профессиональной деятельности, профессионального общения, личностных качеств;

    б) овладение новыми способами решения профессиональных проблем и новыми приемами профессионального мышления;

    в) преодоление негативных установок и «тормозящего влияния прошлого опыта»;

    г) изменение мотивационной и операционной сферы профессиональной деятельности, становление педагога как субъекта развития педагогической толерантности .

    Мотивационная сфера профессиональной деятельности подразумевает ряд компонентов, взаимосвязанных между собой, образующих систему, и определяющих направление профессиональной активности, в том числе, активности, связанной с саморазвитием и самосовершенствованием.

    Любая деятельность начинается с мотива, т. е. с осознания возникшей потребности, отвечает определенной потребности субъекта, стремится к предмету этой потребности, угасает в результате её удовлетворения и воспроизводится вновь в изменившихся условиях. Осознание потребностей субъектом побуждает его к постоянному совершенствованию индивидуаль-

    ной деятельности в выбранном им направлении. В профессиональной деятельности субъект руководствуется определенными представлениями общества. Являясь объективно существующим побудителем личности к действию, профессиональная мотивации определяется следующими факторами:

    1) социально-экономическими: востребованностью на рынке труда, условиями труда, уровнем оплаты, престижем профессии, социальными гарантиями и т. д.;

    2) внутренними: получением знаний, расширением кругозора, самоутверждением, потребностью в признании и т. д.

    Профессиональная мотивация выступает как движущий фактор развития профессионализма и личности, так как только на основе её высокого уровня формирования возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

    Говоря о мотивационной сфере профессионализма, А. К. Маркова выделяет следующие группы мотивов:

    а) мотивы осознания и понимания назначения профессии;

    б) мотивы профессиональной деятельности, ориентированной как на процесс, так и на результат;

    в) мотивы профессионального общения (престиж, социальное и межличностное взаимодействие);

    г) мотивы проявления личности в профессии (самореализация, развитие индивидуальности) .

    Профессиональное развитие - многоплановый процесс, который сопровождается изменениями во всей внутренней сфере личности, в том числе, затрагивает профессиональное самосознание личности, формирование образа профессионала. В. Я. Синенко полагает, что профессионализм педагога представляет собой высокий уровень его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в сочетании с соответствующим куль-турно-нравственным обликом .

    Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций - обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Профессиональная деятельность педагога будет неполноценной, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске гораздо быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма .

    По мнению И. А. Исаевой, «если педагогическая деятельность не подкреплена научной работой, быстро угасает профессиональное педагогическое мастерство. Профессионализм как раз и выражается в умении видеть и

    формулировать педагогические задачи на основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения» .

    Как субъект исследовательской деятельности педагог должен быть способным:

    Выявлять необходимость в проведении исследований для получения нового знания;

    Ставить исследовательские задачи;

    Разрабатывать гипотезы;

    Планировать проведение исследований;

    Выполнять исследовательские действия;

    Анализировать исходные данные и оценивать результаты исследований .

    Наиболее благоприятным условием для профессионального роста, как в научной, так и в педагогической деятельности является их сочетание. Исследователями обнаружено, что педагогам, органично сочетающим научную и педагогическую работу, в большей мере, чем другим, удается изложить учебную информацию в обобщенном и систематизированном виде, сочетать образную и вербальную форму её предъявления, анализировать и предвидеть затруднения студентов. Исследовательская работа обогащает внутренний мир педагога, развивает творческий потенциал, повышает научный уровень знаний . Педагоги тем успешнее справляются с решением педагогических задач, чем выше их научная компетентность. По данным 3. Ф. Есаревой только те педагоги достигают высших уровней научнопедагогической деятельности, у которых происходит органическое взаимодействие научного и педагогического творчества .

    Подводя итог вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

    1) определяя профессионализм педагога, ученые сходятся во мнении, что это совокупность личностных качеств, специальных знаний и умений;

    2) систематизирующим фактором профессионализма педагога является образ искомого результата;

    3) профессионализм педагога - результат самообразовательной деятельности, продолжающейся на протяжении всей жизни;

    4) исследовательская деятельность способствует росту профессионализма.

    Библиографический список

    1. Вершловский, С. Г. Взрослый как субъект образования / С. Г. Вершловс-кий, // Педагогика. - 2003. - № 8. - С. 15-21.

    2. Есарева, 3. Ф. Особенности деятельности преподавателя высшей школы / 3. Ф. Есарева. - Л.; Изд-во Ленинградского университета, 1974. - 112 с.

    3. Исаева, И. А. Структура педагогических способностей преподавателя высшей школы/ И. А. Исаева // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник

    трудов. 5-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф. 4.1. - Ростов н/Д: Рост.гос. ун-т путей сообщения, 2007. - С. 39-43.

    4. Коваль, М. Б. Педагогика внешкольного учреждения/ М. Б. Коваль. - Оренбург, 1993.-С. 36

    5. Красношлыкова, О. Г. Профессионализм педагога в контексте развития муниципальной системы образования / О. Г. Красношлыкова // Педагогика. -2006. -№ 1.-С. 60-66.

    6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.

    7. Куницкая, Ю. И., Бабкина, Т. А. Педагогический профессионализм преподавателя вуза как актуальная проблема системы образования / Ю. И. Куницкая, Т. А. Бабкина // Преподаватель высшей школы в XXI веке: сборник трудов. 5-й междунар. науч.-практ. Интернет-конф. Ч. 1. - Ростов н/Д: Рост.гос.ун-т путей сообщения, 2007. - С. 20-25.

    8. Лазарев, В. С., Сгавринова, Н. Н. Критерии и уровни готовности будущего педагога к исследовательской деятельности / В. С. Лазарев, Н. Н.Ставринова // Педагогика. - 2006. - № 2 - С. 51-58.

    9. Маркова, А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя / А. К. Маркова// Педагогика. - 1995. - № 6. - С. 53-63.

    10. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. - М.: ГУ ВШЭ, 2002. - 332 с.

    11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, С. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

    12. Петренко, А. А. Тенденции формирования профессионализма педагога в системе непрерывного педагогического образования / А. А. Петренко. -www.emissia.50g.com.. 2007.

    13. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл.ред В.В. Давыдов. -М.: Большая Советская энциклопедия, 1998. - 608 с.

    14. Синенко, В. Я. Профессионализм учителя / В. Я. Синенко // Педагогика. -1999,-№5.-С. 45-51.

    15. Слободчиков, В. И., Исаев, Е. И. Психология развития человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М.: Школьная пресса, 2000.

    16. Турбовский, Я. Без профессионализма нет ответственности / Я. Турбо-вский // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 121-123.

    17. Чернявская, В. С. Развитие педагогической толерантности в процессе непрерывного профессионального образования учителей: автореф.дисс. ...докт.-пед.наук / В. С. Чернявская. - Владивосток, 2007. - 36 с.

    18. Шувалова, В., Шиняева, О. От неуверенности - к профессионализму /

    В. Шувалова, О. Шиняева // Народное образование. - 1988. - № 6. - С. 76-80.