Проект использование и охрана водоемов. Социально-экологический проект "охрана и восстановление водных ресурсов"

Гидросфера включает в себя все водоемы нашей планеты, а также грунтовые воды, пары и газы атмосферы, ледники. Эти источники необходимы природе для поддержание жизни. Сейчас качество воды значительно ухудшилось из-за антропогенной деятельности. Из-за этого мы говорим о многих глобальных проблемах гидросферы:

  • химическое загрязнение воды;
  • загрязнение мусором и отходами;
  • уничтожение флоры и фауны, проживающей в водоемах;
  • загрязнение воды нефтью;

Все эти проблемы обусловлены плохим качеством и недостаточным количеством воды на планете. Несмотря на то, что большая часть поверхности земли, а именно 70,8% укрыта водой, не всем людям хватает питьевой воды. Дело в том, что вода морей и океанов слишком соленая и непригодна для питья. Для этого используется вода пресных озер и подземных источников. Из мировых запасов воды только 1% содержится в пресных водоемах. В теории еще 2% воды, которая в твердом состоянии в ледниках подходит для питья, если ее разморозить и очистить.

Использование воды в промышленности

Основные проблемы водных ресурсов заключаются в том, что они широко применяются в промышленности: металлургии и машиностроении, энергетике и пищевой промышленности, в сельском хозяйстве и химической индустрии. Использованная вода часто уже не пригодна для дальнейшего применения. Конечно, предприятия, когда ее сливают, не очищают, поэтому сельскохозяйственные и промышленные стоки попадают в Мировой океан.

Одной из проблем водных ресурсов является ее использование в коммунальном хозяйстве. Далеко не во всех странах люди обеспечены водоснабжением, а трубопроводы оставляют желать лучшего. Что касается канализации и стоков, то они прямо без очищения сливаются в водоемы.

Актуальность охраны водоемов

Чтобы решить многие , нужно проводить охрану водных ресурсов. Это осуществляется на государственном уровне, но также обычные люди могут внести свою лепту:

  • уменьшить расход воды в промышленности;
  • рационально расходовать водные ресурсы;
  • очищать загрязненную воду (промышленных и бытовых стоков);
  • проводить очищение акваторий;
  • устранять последствия аварий, загрязняющих водоемы;
  • экономить воду в повседневном использовании;
  • не оставлять водопроводные краны открытыми.

Это те действия по охране воды, которые помогут сохранить нашу планету голубой (от воды), а, значит, обеспечат поддержание жизни на земле.

Охрана природных сообществ - это важнейший компонент во взаимодействии человека с живой природой. В России, к примеру, данному вопросу придается важное государственное значение. Что люди делают для охраны рек, озер, полей, лесов и животных во всем мире? Принимают соответствующие меры, в том числе и на государственном уровне.

Закон об охране природы

Закон об охране и охрана рек, сельхозугодий и т. д.) и использовании животного мира был принят еще в Советском Союзе в 1980 году. Согласно ему весь растительный и животный мир России, Украины, Грузии и остальных бывших союзных республик считается собственностью государства и народным достоянием. Это постановление требует гуманного отношения к флоре и фауне.

Соответствующее постановление об охране природы обязывает всех людей, проживающих на территории распространения действия закона, в своей служебной и личной жизни строго соблюдать все имеющиеся требования и правила, стараться беречь имеющиеся богатства родной земли. Отдельное внимание следует уделить охране таких природных объектов, как реки. Дело в том, что в настоящее время водоемы по всему миру сильно загрязняются той или иной деятельностью человека. Например, в них сливаются сточные воды, нефтяные и прочие химические отходы.

Что люди делают для охраны рек?

К счастью, человечество осознало, какой ущерб оно наносит окружающей среде. В настоящее время люди по всему миру приступили к осуществлению плана по охране водоемов, в частности рек. Он состоит из нескольких этапов.

  1. Первый этап заключается в создании разных очистных сооружений. Осуществляется применение малосернистого топлива, полностью уничтожается или качественно перерабатывается мусор и прочие отходы. Люди строят высотой в 300 метров и более. Происходит К сожалению, пока даже самые современные и мощные очистные сооружения не могут обеспечить полную охрану водоемов. Например, дымовые трубы, призванные снизить концентрацию вредных веществ в тех или иных реках, распространяют пылевые загрязнения и кислотные дожди на огромные расстояния.
  2. Что люди делают для охраны рек еще? Второй этап основан на разработках и применении принципиально новых производства. Осуществляется переход к малоотходным или совсем безотходным процессам. Например, многим уже известно так называемое прямоточное водоснабжение: река - предприятие - река. В ближайшем будущем человечество хочет заменить его или вообще «сухой» технологией. На первых порах это позволит обеспечить частичное, а затем и полное прекращение сброса сточных вод в реки и прочие водоемы. Стоит отметить, что данный этап можно назвать главным, поскольку при помощи него люди не только уменьшат но и предупредят его. К сожалению, это требует больших материальных затрат, непосильных для многих стран земного шара.
  3. Третий этап - это хорошо продуманное и наиболее рациональное размещение «грязных» производств, пагубно влияющих на окружающую среду. Таковыми являются предприятия, например, нефтехимической, целлюлозно-бумажной и металлургической промышленности, а также изготовление различных стройматериалов и тепловая энергетика.

Как еще можно решить проблему загрязнения рек?

Если подробно рассказывать о том, что люди делают для охраны рек от загрязнений, то невозможно не отметить еще один путь решения данной проблемы. Он заключается в повторном использовании сырья. Например, в развитых странах его запасы исчисляются баснословным количеством. Центральными заготовщиками вторсырья являются старые промышленные регионы Европы, Соединенных Штатов Америки, Японии и, конечно же, европейской части нашей страны.

Охрана природы человеком

Что делают люди для охраны рек, лесов, полей и животных на законодательном уровне? Для сбережения природных сообществ в России еще во времена СССР начали создаваться так называемые заказники и заповедники. А также другие охраняемые человеком территории. В них частично или полностью запрещается какое-либо вмешательство извне в те или иные природные сообщества. Такие меры позволяют флоре и фауне находиться в наиболее благоприятных условиях.

Разделы: География , Начальная школа , Внеклассная работа

  • Сформировать представления учащихся о водоемах нашего края.
  • Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать, работать по карте.
  • Воспитывать любовь к природе, культуру поведения в местах
    отдыха на лоне природы.

Оборудование: мультимедийный проектор, фильм – презентация о водоемах, физическая карта Краснодарского края, памятки о водоемах края, схемы “Значение водоема”, контурные карты, плакаты об охране водоемов.

Х О Д У Р О К А

I. Организационный момент.

Сегодня мы с вами будем говорить о чем-то очень важном и необходимом для жизни любого живого организма. Это находится повсюду - и в тебе, и во мне, и вокруг нас.

СЛАЙД 2.

Сегодня мы отправимся туда, где плещется, качается вода.

Чтоб тему урока узнать, кроссворд нам надо разгадать.

СЛАЙД 3. Предлагаю его вашему вниманию.

1) По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет.
2) Место, где река берет начало.
3) Текло, текло, а легло под стекло.
4) самое теплое море России.
5) место впадения реки в другую реку, озеро, море.
6) Кругом вода, а с питьем беда.

Сформулировать цель урока.

Слайд 4.

II. Работа по теме урока.

Да, сегодня мы будем говорить о воде, как о нашем богатстве, о водоемах. Другими словами, мы будем говорить о водных ресурсах Краснодарского края.

(Ресурсы - означает в переводе с французского “имеющиеся в наличии запасы, средства, которые используют при необходимости”.)

На какие две группы делятся все водоемы?

Назовите естественные (искусственные) водоемы.

Какая вода на вкус в водоемах?

III. Работа по карте.

Ребята, посмотрите на карту , как по карте мы можем определить водоемы? (Водоемы на карте обозначены голубым цветом).

Какие естественные водоемы есть в Краснодарском крае?

Cлайд 6.

Моря – огромные водоемы с соленой водой. Они богаты растительным и животным миром. Море дает человеку продукты питания, лекарства, служит водными дорогами. Морские берега – прекрасное место для отдыха.

Что вы знаете о морях Краснодарского края? Обратите внимание на очертание береговой линии этих морей, что вы можете сказать? (Черное море имеет малоизвилистую береговую линию всего с двумя удобными бухтами: Геленджикская и Новороссийская. Береговая линия Азовского моря изрезана, имеет множество лиманов и заливов).

Какая из них длиннее, узнайте по карте.

Слайд 7.

Что вы можете рассказать о Черном море? (см. Памятку)

ЧЕРНОЕ МОРЕ, средиземное море Атлантического океана у берегов России, Украины, Грузии, Турции, Румынии, Болгарии. Омывает К. край от мыса Тузла до р. Псоу на границе с Грузией. Керченский пролив соединяет Ч.м. с Аз. морем. Пл. Ч.м. 422 тыс. кв. км. Наибольшая глуб. 2245 м. С.-зап. берег низменный, остальные - высокие и большей частью крутые. Относится к числу теплых, летом темп, достигает +28°, а зимой в центр, части не превышает +6°С. В пределах края в Ч.м. впадает около 200 рек. На глубине 150 - 200 м вода содержит сероводород, концентрация которого у дна достигает 11-14 мг/л. Животный и растительный мир. Промысловые рыбы: белуга, камбала, кефаль, осетр, севрюга, ставрида, тарань, хамса и пр. Встречаются дельфины, акулы (черноморский катран). В прибрежных водах растут водоросли.

Слайд 8.

Расскажите об Азовском море. (см. Памятку)

Азовское море омывает берега территории К. края на с.-з. Пл. 38 тыс. кв. км . Объем 320 куб. км. Дл. (от Арабатской стрелки до устья Дона) - 360 шир. - 175 км (от Темрю-ка до Белосарайской косы). Г луб. 7 - 14 м. Воду А.м. опресняют Дон, Кубань, Челбас, Ея и др. степные реки. В ней мало солей, поэтому море легко замерзает на 1-2 месяца. Среднегодовая темп, воды на с. +11 °С, наю. +12 °С. Летом у берегов вода прогревается до 32 °С. Течение зависит от ветров, из которых наибольшей силой отличаются ю.-зап. и с.-вост. При продолжительных с.-вост. ветрах А.м. мелеет, так как много поверхностной воды уносится через Керченский пролив в Черн. море. Прозрачность вод А.м. низкая, неодинаковая в разных его р-нах и колеблется в пределах от 0,5 до 8 м. А.м. - уникальный водоем по объему рыбных запасов. Мелководность, хорошая прогреваемость вод, а также низкая соленость создают благоприятные условия для развития растительных и животных организмов, служащих кормом для разных видов рыб (сельдь, лещ, судак, сазан, осетровые).

Слайд 9.

А сейчас мы с вами поговорим о других видах водоемов. Вы узнаете их, отгадав загадку - шараду:

Начинается на “О”,
Оно в горах встречается,
Нигде не повторяется
И кончается на “О”,
Значит это … (озеро)

Найдите на карте озера.

Сколько в крае озер?

Где расположены большинство озер.

Озеро – большое природное углубление (замкнутый водоем) заполненный водой.

Сравните озера, показанные на слайде. Охарактеризуйте их. (см. Памятку)

Недалеко от озера Абрау есть озеро Дельфинье. Это озеро приспособлено для показа аттракциона с морскими животными. Вода в нем соленая, глубина 7 метров. В 1983 году здесь сооружен дельфинарий, который работает в летнее время. Кто из вас был там? Что можете рассказать?

На карте найдите озера. Где расположено большинство озер? (В горах). - Попробуйте их охарактеризовать (они холодные, потому что “питаются” тающими снегами).

Всего в нашем крае 204 озера.

Найдите самые большие из них (Абрау, Ханское, Чембурское, Кардывач )

Слайд 11.

Голубицкое озеро – памятник природы. Расположено на побережье Азовского моря около ст. Голубицкой.

Это небольшая морская лагуна длиной около 600 м и глубиной до 2 м.

Отделено от моря песчано – ракушечной пересыпью шириной 200 м и высотой 1,5 – 2 м. При сильных морских ветрах штормовые волны перекатываются через пересыпь, пополняя лагуну морской водой.

Почти все дно озера покрыто лечебной грязью, содержащей бром, йод.

Слайд 12.

Глубина озера Соленое 10 см. Летом вода исчезает, а высохшая поверхность окрашивается то розовым, то голубым цветом. Это корка поваренной соли. Но если по ней пройти, то тотчас провалишься в полуметровый пласт целебной грязи. После дождя или шторма в Черном море озеро Соленое пополняется водой.

Слайд 13.

Переходим к следующему виду водоемов.

С гор сбежала без оглядки, С ручейком играла в прятки, Широка и глубока - это быстрая .... (Река) Слайд 14. Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока к устью.

Охарактеризуйте реку, описанную в загадке.

В нашем крае есть такие реки? Найдите их на карте.

А как вы думаете, какие еще реки, кроме бурных, стремительно несущих свои воды, есть в Краснодарском крае?

Найдите равнинные реки на карте Краснодарского края. Откуда берут начало эти реки?

- Почему, несмотря на то что реки берут начало в горах, характер у них спокойный? (Хотя истоки этих рек находятся в горах, но они протекают по северным склонам гор, которые более пологие, чем южные, а протекая но равнинной части края, они совсем успокаиваются).

Что является источником рек Краснодарского края? (Родники, атмосферные осадки, тающие снега, ледники).

Памятка для учителя

Пшада – горная река в юго – западной части края. Истоки – близ горы Пшада, на высоте 448 м, длина реки – 35 км, площадь бассейна -358 кв. км.

Русло реки изобилует валунами, встречаются водопады. Наиболее высокий и живописный – Пшадский водопад.

Пшада впадает в Черное море между Архипо – Осиповкой и Джанхотом.

Источники питания – атмосферные осадки и подземные воды. В долине реки Пшада находятся населенные пункты Пшада, Береговая, Криница.

МЗЫМТА, типичная горная река (в переводе с черкесского - “Бешеная”), самая крупная из рек Черноморского побережья.

Начинается в районе г. Лоюб на высоте 2980 м, на своем пути принимает 577 притоков. Питают Мзымту ледники, снег, дожди, родники.

Длина реки 89 км, впадает в Черное море у Адлера. Площадь бассейна 885 кв.км.

Энергия воды Мзымты используется Краснополянскрй ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией г. Сочи.

Шахе. Вторая по многоводности горная река после Мзымты.

Река Шахе зарождается вблизи горы Чуры на высоте 1718 м над уровнем моря в зоне альпийских лугов. Протекая по территории города – курорта Сочи, Шахе собирает воды с площади 562 кв. км и впадает в Черное море у пос. Головинка, проделав путь в 60 км. Притоки реки – Бзыч, Кичмай, Ажу. Питают Щахе также атмосферные осадки и подземные воды. Воды реки Шахе наносят в Черное море за год почти 1 млрд куб. м воды и сотни тыс. наносов.

Река Псоу зарождается на высокогорном хребте западнее горы Агепста, на высоте 2730 м над уровнем моря, впадает в Черное море в 8 км от Адлера. Длина ее 53 км, площадь бассейна – 431 кв. км.

Типичная горная река с быстрым течением, чистой водой и живописной долиной.

Наиболее крупные левые притоки – Пхиста и Беш. Питается за счет ливней, таяния высокогорных снегов.

В долине Псоу расположены населенные пункты Ермоловка, Аибга, Нижнешиловское, Веселое.

Найти эти реки на карте.

Что вы можете о них рассказать?

Белая – горная река, берет начало у снеговых вершин Фишт и Оштен. В горах превращается в бурный пенящийся белый поток, с чем, вероятно, м связано название. Длина реки – 265 км, водосборный бассейн 5990 кв.км. Главные правые притоки – Березовая, Холодная, Тепляки 1 и 2, Чессу, Молчепа, Киша; левые: Желобная, Аминовка, Шунтук, Курджипс, Пшеха. Впадает в Краснодарское водохранилище около ст. Васюринской.

Водопады ущелья Руфабго.

Слайд 16.

На Белой построены две ГЭС (Майкопская и Белореченская. Зимой река Белая замерзает на 1 – 2 месяца. На реке расположены два города – Майкоп и Белореченск. Слайд 17.

Кубань – одна из крупных многоводных рек Северного Кавказа.)

На западном склоне Эльбруса, началом реки считается место слияния рек Уллукам и Учкулам, вытекающих из под ледников.) Длина ее около 700км.

Назовите основные притоки Кубани.

(Белая, Пшиш, Уруп, Лаба, Псекупс, Афипс).

На карте найдите притоки реки Кубань.

Слайд 18 . Cравните притоки: какой из них самый длинный ? Какой - самый короткий ? У какого из них площадь бассейна наибольшая (наименьшая )?

Найдите и покажите на карте приток, у которого длина меньше, а площадь бассейна больше, чем у реки Лаба.

Найдите и покажите на карте приток, длина которого больше, а площадь меньше, чем у реки Уруп. Слайд 19.

Памятка для учителя

Большая Лаба - самый крупный левый приток Кубани. Образуется от слияния Большой и Малой Лабы (у ст. Каладжинской). Б.Лаба берет начало у ледников горы Абыцха (2367 м), М.Лаба – у снежных вершин Аишхо и ледника Псеашхо (3256 м). Общая площадь ледников в бассейне этих рек около 15 тыс.кв.км.

Лаба впадает в Кубань в районе Усть – Лабинска. Длина – 214км, а с главным притоком – 341км, площадь бассейна 12500 кв.км.

В верхнем течении Лаба – бурная горная река, в нижнем – берега пологие, течение спокойное. Наиболее крупные притоки – Чалмык, Ходзь, Чехрак, Фарс, Гиага. Паводки бывают во время весеннего снеготаяния, летнего таяния ледников и после осенних ливней.

Кирпили -степная река, протекает по Азово - Кубанской равнине. Берет начало в 8 км от ст. Ладожской Усть - Лабинского района. Преодолев более 200 - километровый путь, впадает в Кирпильский лиман. Площадь бассейна реки - 3431 кв. км. Приток реки Кирпили - р. Кочеты (длина ее 37 км). В низовье реки тянутся плавни, озера, переходящие в ряд лиманов. Вода в реке жесткая, минерализованная. На Кирпили находятся станицы Кирпильская, Медведовская, Платнировская, Роговская, Степная, г. Тимашевск и др.

Челбас - степная река Азово – Кубанской равнины. Берет начало севернее ст. Темижбекской. Длина реки 288 км, Площадь бассейна – 3950 кв.км. Крупнейшие притоки: Борисовка, Тихонькая, Средний Челбас. На реке Челбас и ее притоках построено около 120 прудов, используемых для обводнения и рыбоводства.

Река Псекупс – левобережный приток Кубани. Зарождается на склоне горы

Агой (994 м), Длина ее 146 км, впадает в Краснодарское водохранилище. Площадь бассейна реки 1430 кв.км. Наиболее значительные притоки – Чепси и Каверзе. Река питается атмосферными осадками и грунтовыми водами. В долине Псекупс расположены г. Горячий Ключ, ст. Ключевская и Саратовская.

Изученные нами водоемы называются естественными. Почему? Существуют также искусственные водоемы, почему они имеют такое название? - Какие искусственные водоемы есть на территории Краснодарского края? Посмотрите на карту. Какие водохранилища вы можете назвать? (Краснодарское, Варнавенское, Крюковское, Шапсугское ). Слайд 20.

Какие еще водоемы относятся к искусственным? (Пруды, каналы ) Найдите на карте пруды. (Это сделать нельзя, так как они очень мелкие, масштаб нашей карты не позволяет их изобразить, хотя они расположены повсеместно, практически на всех реках).

III. Физкультминутка Слайд 21.

Мы немного отдохнем, встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, мы на пляже – солнце жжет.
Побежим скорее в море, окунемся, поплывем.
Ах, какая благодать! Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс и продолжим наш рассказ.

Слайд 22.

Лиманы -это мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая. В переводе с греческого языка слово лиман обозначает озеро, болото, залив. Весной, когда реки полноводны, лиманы наполняются водой, а летом мелеют. Почему?

По своему расположению лиманы делятся на 3 группы: Ахтарско – Гривенские, Центральные и Закубанские или Таманские.

Лиман это настоящий рай для водоплавающих птиц и морских животных. Сюда идут на нерест многие рыбы, для них здесь и круглосуточно работающая “столовая”.

Работа по карте

Назвать Ахтарско – Гривенские лиманы, Центральные лиманы.

Назвать лиманы Таманского полуострова.

Слайд 23.

Памятка для учителя

Ахтанизовский лиман - крупнейший пресноводный водоем. Площадь – 78 кв. км, глубина до 1 м 60 см. А. лиман – своеобразный “инкубатор” молоди осетровых рыб. Имеет важное значение и как промысловый водоем.

Слайд 24.

Долина лотосов

Слайд 25.

Найти и показать лиманы на карте.

Расскажите о них (см. Памятку).

Слайд 26. Памятка для учителя

На юго – западном берегу Ейского лимана располагается город Ейск. Длина лимана около 24 км, ширина – 12 км. Площадь водного зеркала свыше 240 кв.км. С востока в него впадает река Ея, а с запада он соединяется с Азовским морем проливом между низкими песчано – ракушечными косами Ейской и Глафировской.

Ейская коса была раньше сплошной и тянулась на 8 км. В марте 1914 года во время сильного урагана на море в косе образовался пролив шириной около 50 метров. И теперь здесь Ейская коса и Ейский остров.

Слайд 27.

При впадении в Азовское море степные реки образуют плавни. Найдите на карте плавни. Это заболоченные земли. Они зарастают камышом и осокой. В летнюю жару вода в плавнях пересыхает. И только миллионы лягушек, этих “кубанских соловьев”, перед дождем или по вечерам нарушают тишину своим оглушительным концертом.

В крае плавни занимают площадь в 380 га. Образовались в результате разлива рек, скопления дождевой воды в низменных местах. Местонахождение плавней: Адыгейские, на левобережье реки Кубань, Закубанские, от Краснодара до Темрюка (левый берег Кубани), Приазовские, широкой полосой вытянувшиеся вдоль побережья Азовского моря. Осушенные и окультуренные плавни становятся пригодными для выращивания риса и огородных культур.

Слайд 28.

Иногда плавни путают с лиманами. Кто может назвать основное отличие этих водоемов? Лиманы - это тоже мелкие водоемы, но вода и них живая, то есть не стоячая.

IV. Закрепление изученного материала

Схема “Значение воды водоемов”. Слайд 29.

Почему без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные? А всегда ли мы правильно ведем себя, находясь у водоема?

- Что для охраны водоемов могут сделать взрослые и дети?

Нельзя допускать, чтобы в водоемах мыли транспорт.
Нельзя в воду бросать мусор, оставлять мусор на берегу.
Надо следить за чистотой воды, расчищать родники и ручьи.

В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода очищается и используется снова.

Слайды 30,31.

“Правила поведения у водоема”

Не бросай мусор в воду.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоемах.

ТЕСТ “Водоемы Краснодарского края”. Слайды 32 - 62.

V. Заключительный этап урока

Послушайте стихотворение Сергея Смирнова.

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

Что вы в своем возрасте в силах сделать для того, чтобы сохранить красоту этого храма?

VI.Домашнее задание:

Изучить экологическое состояние местного водоема и подготовить сообщение.

П А М Я Т К А

I. Описание моря, озера:

  • название, где находится; скорость течения, притоки;
  • куда впадает река,
  • как человек использует реку.
Название Где расположен Площадь

водного зеркала

Наибольшая глубина Как пополняется Использование человеком
Черное море

(Понт Аксинский (негостеприимное море, Понтом Эвксинским-гостеприимное; в др. Руси – Понтийским или Русским)

омывает наш край от м. Тузла до р. Псоу; имеет 2 бухты: Новороссийская и Геленджикская береговая линия – 380 км 2245 м порты, здравницы, рыболовство и рыбоводство
Азовское море (Карагулак, Балык –Денгиз, Меотида, в ср. века – Сурожское береговая линия 360 км; много плавней, лиманов 15 м рыболовство,

море судоходно

Абрау

(памятник природы)

В 14 км от Новороссийска 1км 600м2 10 м Осадки, подземные источники, р. Абрау, ручьи 1). Выход минеральных источников;

2). Отдых;

3) Водопой для животных

Псенодах Высокогорное (1938 м) между горами Оштен и Пшеха – су длина – 165 м, ширина – 70 м. 3м 50см талые и

дождевые воды, несколько ручьев.

Зимой полностью заполняется снегом.

Кандывач в 44 км от пос. Красная Поляна на высоте 1850 м над

уровнем моря

длина - более 500м, ширина свыше 230 м 17 м реки Лагерная, Синеокая и Верхняя Мзымта; летом температура воды у

поверхности 12 градусов.

Голубицкое

(памятник природы)

длина - 600 м, ширина -100 м до 2 м Осадки, морская вода почти все дно озера покрыто лечебной грязью, содержащей бром, йод
Соленое на южном берегу Таманского полуострова Длина - 1500 м, ширина – 1000м 10см скудные атм. осадки, морская вода во время шторма лечебная грязь с сильным запахом сероводорода используется в грязелечебницах Анапы, Гелендж.
Ханское

(памятник природы)

В 50 км от г.Ейска на бер. Азовского моря Около 100 км 2 80 см осадки лечебная грязь
Краснодарское водохранилище В составе гидроузла – судоходный шлюз и

рыбоподъемник для идущей на нерест рыбы.

402 км 2,

Длина – 46 км, ширина – 9 км

10 -15м р. Кубань 1) Сохранение запасов питьевой воды;

2). орошение;

3). Поддерживание уровня воды в реках;

4). Выращивание риса;

5). Разведение рыб, птиц и т.д.

Источники информации:

  1. Ситдикова Н.В. Моя Кубань. Ростов – на – Дону, 2005;
  2. Платонов И. Полуостров сокровищ – Тамань. Темрюк, 2004;
  3. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. Краснодар, 2005;
  4. Ефремов Ю.В. В стране горных озер. Краснодар, 1991.

ПРОЕКТ

ОХРАНА И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ

МБОУ СОШ №10 8 «А»класс

Руководитель: Шардыкова Ирина

Михайловна, учитель биологии и экологии

2013г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

Наша земля - уникальная планета во Вселенной, единственный наш дом. Экология Земли с каждым днем страдает всё сильнее. Строятся новые заводы, появляется все больше автомобилей на дорогах, запускаются ракеты и спутники. Это приводит к загрязнению воздуха, глобальному потеплению, таянию ледников, появляются озоновые дыры. Вымирают целые виды животных из-за вырубки лесов. Многие водные млекопитающие и рыбы давно находятся под угрозой исчезновения из-за загрязнения водоемов, ведь многие автолюбители моют свои машины в природных источниках, используя бытовую химию.

В больших городах люди страдают заболеваниями дыхательных путей

из-за плохой экологии. За чертой города вырастают кучи мусора, потому что пакеты и бутылки не перерабатываются, а выбрасываются. Чтобы защитить нашу Землю от гибели, каждый должен начать с себя. В первую очередь, должно быть бережное отношение к природе, растениям, которые дают нам воздух. Не стоит загрязнять города мелким мусором, который не сложно донести до урны.

Если охарактеризовать нынешнее состояние окружающей нас природы и сравнить с тем, что мы хотели бы иметь, то думаю, что вывод будет таким: «То, что мы имеем, явно отличается от того, что мы хотим». А если каждый заглянет в себя и вспомнит, сколько вреда он причинил природе, а после этого постарается быть мудрее и заботливее, то наша зелёная планета просуществует на сотни лет дольше вместе с нашими потомками.

Многие учащиеся нашей школы заглянули в себя и теперь на протяжении многих лет стараются сделать наш посёлок чище и наряднее, принимая участие в различных экологических акциях: «Поможем реке», «Посади дерево», «Берегите первоцветы», «Мы чистим Троицкий некрополь», «Птицам нашу любовь и заботу», «Покорми птиц зимой», «Раз листочек, два листочек» и многих других.

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ

Проблемы экологии всегда были и будут в центре нашего внимания как самые важные . 2013 год в России официально объявлен годом охраны окружающей среды. Мои товарищи и я – активные участники всех экологических акций нашего района. Приближался пляжный сезон. Ожидалось массовое появление городских жителей на берегах водоёмов нашего посёлка, поэтому мы решили разработать проект по предупреждению загрязнения берегов водоёмов отдыхающими. Поскольку не у всех взрослых экологическая культура на должном уровне, наш проект также предполагал осуществление очистки берегов водоёмов от бытового мусора.

Координатором проекта выбрали меня, так как у меня есть опыт работы в экологическом направлении регионального масштаба.

Для реализации проекта были поставлены следующие цели и задачи:

ЦЕЛЬ: формирование экологической культуры у учащихся и взрослого населения посёлка.

ЗАДАЧИ:

Пропаганда экологической культуры среди подрастающего поколения и взрослого населения посёлка через практическую деятельность по очистке водоёмов;

Развитие организаторских способностей учащихся;

- повышение уровня заинтересованности населения в защите и сохранении природной среды.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

I .Подготовительный:

Изучение соответствующей литературы для выпуска листовок.

II .Основной:

Изучение экологического состояния водоёмов посёлка;
- проведение опроса учащихся и жителей посёлка;

Проведение мероприятий, направленных на улучшение экологического состояния водоёмов посёлка.

III .Заключительный:

- подведение итогов;

Обсуждение результатов.

МЕТОДЫ РАБОТЫ

1.Анкетирование.

2.Статистическая обработка данных.

3.Наблюдение.

ФОРМЫ РАБОТЫ

Для достижения нужного результата использовались следующие формы работы:

1.Выпуск листовок.

2.Коллективно-трудовая деятельность по расклеиванию листовок.

3. Коллективно-трудовая деятельность по очистке местных водоёмов.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

1.Сплочение детского коллектива.

2.Бережное отношение к окружающей природе подрастающего поколения и взрослого населения посёлка.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

СБОР ИНФОРМАЦИИ И ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ

I этап :

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание выпустить как можно больше листовок с призывами к соблюдению чистоты в местах отдыха на водоёмах, о вредном воздействии мусора на среду обитания. Мы изучили соответствующую литературу и выпустили листовки, расклеили их по всем подъездам домов. Активны были все, листовок оказалось много. Мы надеялись на то, что жильцы вдумаются в замечательные строчки:
«Природа многое простит,
Но есть предел, где, не прощая,
Она сурово отомстит,
Сама при этом погибая…»

II этап:

На следующем этапе учащиеся поделились тем, как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: социологи провели опрос населения, «паспортисты» занялись паспортизацией свалок мусора на берегах водоёмов. В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Опрос учащихся школы и взрослого населения посёлка был проведён по следующим вопросам:

1.Как вы оцениваете экологическое состояние берегов водоёмов посёлка?

Хорошо

Удовлетворительно

Неудовлетворительно

2.Кто должен отвечать за решение экологических проблем?

Жители

Городская власть

Коммунальные службы

Другое

(диаграммы в Приложении 1)

Ранее мы обращались к местным властям с просьбой установить контейнеры для мусора на пляжах. Контейнеры были установлены, но не все отдыхающие убирали за собой мусор. Были как бытовые отходы, так и битое стекло.

Мы приняли участие в акциях по очистке берегов водоёмов в местах скопления отдыхающих: Бурцевского карьера, озера № 115 , реки Теплушки. (Приложение 2). В реке Теплушке жители нашего посёлка и горожане стирают ковры и паласы, бросая коробки из-под стирального порошка прямо на берегу.

Параллельно данному проекту мы приняли участие в межрегиональном сетевом интернет - проекте «Нам жить на этой земле». Новизна проекта заключалась в использовании информационных компьютерных технологий. Используя новые, увлекательные для нашего поколения технологии, проект позволил нам заняться любимым делом и одновременно принести пользу окружающему миру.

Цели проекта:

1. Определить на территории нашего посёлка экологические проблемы.

2. Выявить одну самую актуальную из них.

3. Узнать историю данной проблемы.

4. Выяснить, что уже сделано для решения этой проблемы.

5. Наметить пути решения проблемы.

Проблемы нашего посёлка:

1. Проблема загрязнения водоёмов.

2.Проблема загрязнения воздуха.

3. Проблема образования микро-свалок.

Мы выяснили, что основными источниками загрязнения водоёмов являются:

1. Недостаточно очищенные сточные воды промышленных и коммунальных предприятий.

2. Жители посёлка.

Мы наметили пути решения проблемы :

Пути решения проблемы

Преимущества данного

решения проблемы (+)

Недостатки данного решения проблемы (-)

1. Проведение мероприятий по оздоровлению воды

Очищение воды

______________

2. Создание штаба, в который входят представители общественных организаций и муниципальных органов власти

Объединение общественных организаций и органов власти даст больше возможностей для решения проблемы

Нежелание общественных организаций работать в составе штаба

3.Пропаганда среди населения бережного отношения к водоёмам

Участие учащихся школы и их родителей, учителей в акциях

_______________

17 октября наш класс вновь принял участие в очистке берега озера № 115 на территории нашего посёлка в рамках проведения Всероссийского экологического урока-практикума (Приложение 3).

III этап:

На данном этапе проекта мы совместно обсудили проведённые мероприятия, дополнили выводами и предложениями. После обсуждений из большого количества предложений мы выбрали наиболее приемлемые и выдвинули пути решения проблемы:

1.Ликвидация мусора на несанкционированных свалках на берегах водоёмов (силами учащихся).

2.Контроль со стороны Администрации посёлка за процессом вывоза мусора с берегов водоёмов.

3.Установка штрафов за нарушения.

4.Вывешивание плакатов на природоохранную тему в местах возможного появления свалок (силами учащихся).

Мы собрали очень много мусора и складировали его в места для вывоза по согласованию с администрацией посёлка. Подведя итоги, мы остались довольны результатом. Результаты проектных исследований были оформлены в виде презентации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Все мы работали сплочённой командой. Результат не заставил себя ждать. Берега водоёмов теперь чистые. Приятно прогуляться, любуясь видами озера. На воду никогда не устаёшь смотреть, а на чистую тем более.

УПРАВЛЕНИЕ И КАДРЫ

В реализации проекта приняли участие:

    Учащиеся 6-8 классов.

    Учителя и вожатые школы.

БЮДЖЕТ

Проект не требовал особых финансовых затрат. Использовался имеющийся в школе материал: краски, альбом, карандаши, клей, мешки для мусора, рукавицы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проект реализован, но мы знаем, что продолжим работу по поддержанию чистоты на берегах водоёмов вне его рамок.

Человек может сохранить природу! Было бы желание! Более ста лет назад американский философ Г.Торо справедливо заметил: «Встаёт только та заря, к которой мы пробудились сами». Пришло время экологической зари. От всех нас в целом и от каждого в отдельности зависит, будет ли звучать песнь соловья, будут ли дышать прохладой прозрачные родники, и плескаться рыба в чистой воде рек и озёр, будет ли над нами синева неба.

Так давайте будем делать нашу жизнь лучше, а планету еще прекрасней, потому что жизнь в природном равновесии приносит счастье!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Приложение 2.

Июнь 2013 года. Берег Бурцевского карьера.

Приложение 3.

Берег озера № 115 до уборки

Во время уборки

Складирование мусора

После уборки

Введение

Во все времена вода считалась бесценной влагой жизни. И хотя далеко позади те годы, когда брать ее приходилось в речках, прудах, озерах и нести за несколько километров к дому на коромыслах, стараясь не расплескать ни капельки, по-прежнему бережно относится к воде человек, заботясь о чистоте природных водоемов, о хорошем состоянии колодцев, колонок, водопроводных систем. В связи с постоянно растущими потребностями промышленности и сельского хозяйства в пресной воде со всей остротой встает проблема сохра-нения существующих водных ресурсов. Ведь пригодной для нужд человека воды, как показывают статистические данные, не так уж много на Земном шаре. Известно, что более 70 % поверхности Земли покрыто водой. Около 95 % ее приходится на моря и океаны, 4 % - на льды Арктики и Антарктики, и лишь 1 % составляет пресная вода рек и озер. Значительные источники воды находятся под землей, иногда на большой глубине.

Около 4,5 тыс. км3 - море воды - таков годовой сток наших рек. Однако распределены водные ресурсы по территории страны неравномерною. Потребители, используя воды, загрязняют ее, это постепенно приводит к истощению чистых пресных вод и к необходимости принятия мер по их ох-ране. Такое водоиспользование, не влияя на количество воды, существенно сказывается на ее качестве. Партия и правительство уделяют большое внимание вопросам охраны природы, рациональному использованию ее ресурсов, в том числе водных. Об этом свидетельствуют такие законы об охране природы, принятые в СССР, как «Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик», постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О дополнительных мерах по обеспечению рационального использования и сохранению природных богатств бассейна озера Байкал» (1971).

В последние годы введены в строй многие мощные очистные сооружения, увеличена эффективность очистки стоков, сбрасываемых в водоемы, возросла ответственность хозяйственных органов. Многотрудной задачей, потребовавшей миллиардных затрат, явилась защита р. Волги и Урала, оз. Байкал и других наших водоемов от промыш-ленных загрязнений. Вода в нашей стране - всенародное достояние, и забота о ней должна быть всенародной и постоянной. От рационального использования водных ресурсов, от бережного, экономного отношения к ним зависит не только развитие промышленного и сельскохозяйственного производства, но также быт, здоровье советских людей сегодня и в будущем. Наша страна - мировой лидер по масштабам и темпам водохозяйственного строительства, создатель всеохватывающей санитарно-эпидемиологической службы и общедоступного здравоохранения, его профилактического направления. Важнейшее свойство воды - ее непрерывный круговорот. В нем как бы два круга - горизонтальный и вертикальный. Обмен вод в горизонтальном направлении осуществляют морские течения и реки. Одно лишь могучее океаническое течение Гольфстрим переносит за год на тысячи километров с юга на север в 25 раз больше воды, чем все реки суши.

Вертикальный круговорот слагается из испарения с поверхности океа-нов, морей, озер и атмосферных осадков, выпадающих и на водную поверх-ность, и на сушу. Энергия солнечных лучей заставляет океаны отдавать атмосфере в год 355 тыс. км3 воды. Лишь 1/10 этого количества выпадает над сушей в виде дождя или снега, остальное возвращается обратно в океаны. Но вся жизнь материков в значительной степени обусловлена этими осадками. Огромные объемы воды пропускают живые организмы, используя ее для жизненных процессов. Ни один жизненный процесс в организме человека или животных не может совершаться без воды и ни одна клетка не в состоянии обойтись без водной среды. С участием воды протекают практически все функции орга-низма. Так, испаряясь с поверхности кожи и дыхательных органов, вода принимает участие в процессах терморегуляции.

Но вода нужна, конечно, не только для питья: она также помогает со-держать жилище человека и среду обитания в чистом виде. Вода - самое лучшее гигиеническое средство уходу за кожей лица. При умывании клетки рогового слоя кожи набухают и отторгаются вместе с осевшей на них пылью, грязью, жиром, остатками пота. Похлопывание и поглаживание лица во время мытья усиливают очищающее действие воды. Одновременно усиливается кровообращение, повышается обмен веществ, улучшается питание и тонус кожи. Вода в организме человека является и средой, и непосредственным уча-стником физиологических и биохимических реакций. С водой из организма выделяются различные вещества, образовавшиеся в результате обмена ве-ществ. Представьте себе, что такую загрязненную воду прямо из реки или из озера используют для питья. Возбудители болезней, попадая в кишечник че-ловека, находят там благоприятные условия для размножения, вследствие че-го возникает острое кишечное заболевание. Так как одним источником водо-снабжения пользуется обычно большое число людей, путь распространения заболевания через воду является наиболее массовым, а значит, и наиболее опасным.

Самоочищение водоемов

Интереснейшими явлениями природы являются способность водоемов к самоочищению и установление в них так называемого биологического рав-новесия. Оно обеспечивается совокупной деятельностью населяющих их ор-ганизмов: бактерий, водорослей и высших водных растений, различных бес-позвоночных животных. Поэтому одна из важнейших природоохранитель-ных задач состоит в том, чтобы поддерживать эту способность.

Каждый водоем - это сложная живая система, где обитают растения, специфические организмы, в том числе и микроорганизмы, которые постоян-но размножаются и отмирают. Если в водоем попадают бактерии или химические примеси, то в условиях девственной природы процесс самоочище-ния протекает быстро и вода восстанавливает свою первозданную чистоту. Факторы самоочищения водоемов многочисленны и многообразны. Условно их можно разделить на три группы: физические, химические и биоло-гические. Важным физическим фактором самоочищения водоемов является ультарафиолетовое излучение солнца. Под влиянием этого излучения происходит обеззараживание воды. Эффект обеззараживания основан на прямом губительном воздействии ультрафиолетовых лучей на белковые коллоиды и ферменты протоплазмы микробных клеток. Ультрафиолетовое излучение может воздействовать не только на обычные бактерии, но и на споровые организмы и вирусы.

Из химических факторов самоочищения водоемов следует отметить окисление органических и неорганических веществ. Часто дают оценку са-моочищения водоема по отношению к легко окисляемому органическому веществу (определяемому по биохимической потребности кислорода - ВПК) или по общему содержанию органических веществ (определяемому по химическому потреблению кислорода - ХПК.

В процессе самоочищения водоема участвуют водоросли, плесневые и дрожжевые грибки. Двустворчатые моллюски - постоянные обитатели водоемов - являются санитарами рек. Пропуская через себя воду, они отфильтровывают взвешенные частицы. Мельчайшие животные и растения, а также органические остатки поступают в пищеварительную систему, несъедобные вещества оседают на слое слизи, покрывающем поверхность мантии двустворчатых. Слизь по мере загрязнения перемещается к концу раковины и выбрасывается в воду. Комочки ее представляют собой комплексный концентрат для питания микроорганизмов. Они и завершают цепь биологической очистки вод.

Источники загрязнения

Основная причина загрязнения водоисточников сброс в водоемы неочи-щенных или недостаточно очищенных сточных вод промышленными пред-приятиями, а также предприятиями коммунального и сельского хозяйства. Загрязнению водных источников также способствует нерациональное веде-ние сельского хозяйства: остатки удобрений и ядохимикатов, вымываемые из почвы, попадают в водоемы и загрязняют их. Хотя потери воды во многих производственных процессах (из-за испарения и утечки) невелики, по суммарно промышленные предприятия расхо-дуют огромное количество воды, причем часть ее теряется безвозвратно или не подвергается никакой очистке.

Свойство рек самоочищаться благодаря происходящим в них биологическим процессам позволило справляться с отходами. То, что большинство городов, а с ними и крупных предприятий было построено на водоразделах и в верховьях рек, раньше воспринималось лишь как историческая достопримечательность Города растут, как люди, разве только медленнее. И человек за свою жизнь не всегда успевает оценить, как изменились потребности города в воде. А изменения есть, и порой весьма значительные. Ведь водоемы в теперешних условиях являются местом не только водозабора (изъятия воды для промышленных, питьевых и других потребностей), но и приема сточных вод. Современное сельскохозяйственное производство, как и промышленность, может быть источником загрязнения. Вымываемые с орошаемых земель минеральные соли загрязняют водоемы, зачастую бесконтрольно применяются ядохимикаты, фосфорные и азотные удобрения. Излишки химикатов отравляют животный и растительный мир водоемов. К тому же химиче-ские вещества способны накапливаться в продукции, представляя тем самым немалую угрозу здоровью человека.

К источникам загрязнения водоемов в сельской местности относятся также крупные животноводческие комплексы. Источником загрязнения водоемов вредными веществами являются сточные воды судов. В последние годы водохранилища и реки приняли многие тысячи единиц так называемого маломерного флота: катера, различные лодки с подвесными моторами. С ревом, с белым бурунным следом, с круговыми виражами, выбрасывая отработанные газы носятся они назад и вперед по голубым акваториям. Известно, что 1 г нефтепродуктов портит 100 л воды. При этом содержание нефтепродуктов превышает допустимый уровень. Поднятая быстро мчащейся лодкой волна добегает до берега, разрушает его, берег интенсивно размывается. Существует еще весьма значительный источник загрязнения воды, который практически не поддается контролю. Это ливневые и снеговые стоки с территории леса, сельскохозяйственных угодий и т. д. По загрязненности та-кие воды, стекающие с огромных территорий, нередко сопоставимы с город-скими канализационными водами.

Санитарная охрана водоема

В соответствии с «Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик», которые были приняты в декабре 1970 г. Верховным Советом СССР, разрабатываются схемы комплексного использования и охраны вод. Все мероприятия должны обеспечивать наиболее эффективное для на-родного хозяйства использование вод (с учетом первоочередного удовлетворения потребностей в воде населения) путем регулирования стока вод, при-нятия мер к экономному расходованию воды и к прекращению сброса не-очищенных сточных вод на основе совершенствования технологии производ-ства и схем водоснабжения (применение безводных технологических процессов воздушного охлаждения, оборотного водоснабжения и других технических приемов). В «Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик» записано, что все воды, водные объекты подлежат охране от загрязнения, засорения и истощения, влияющих на качество воды таким образом, что могут причинять вред здоровью населения, повлечь за собой уменьшение рыбных запасов, ухудшить условия водоснабжения и вызвать другие небла-гоприятные последствия в результате изменения физических, химических, биологических свойств воды, снижения способности к естественному очищению, нарушения гидрологического и гидрогеологического режимов. Определение в законодательстве понятия «загрязнение вод» требует от всех водопользователей соблюдения необходимых требований, которые изложены в «Правилах охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами» (1974).

Важнейшей составной частью современного советского водно-санитарного законодательства являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в воде водоемов. Соблюдение этих ПДК создает безопасность для здоровья населения и благоприятные условия санитарно-бытового водопользования. Они являются критерием эффективности различных мероприятий по охране водоемов от загрязнения, стимулируют прогресс в области промышленной технологии для наиболее полного соблюдения нормативных требований, соответствующих благоприятному санитарному состоянию водоемов. Огромна роль гигиенических ПДК при осуществлении экспертизы проектов и при определении условий спуска сточных вод в водоем для прогноза его санитарного состояния. Гигиенические нормативы являются важной частью «Правил охра-ны поверхностных вод от загрязнения сточными водами». Гигиенические ПДК обеспечивают безопасные и нормальные условия водопользования населения (питьевого и культурно-бытового). ПДК вредных веществ в воде водоемов в качестве гигиенических нормативов позволяют отличать уровни загрязнения, прямо или косвенно влияющие на санитарные условия водопользования и здоровье населения, от уровней загрязнений, за-трагивающих не столько интересы здравоохранения, сколько другие народ-нохозяйственные интересы населения.

Разработанная в конце 40-х годов проф. С. Н. Черкинским методическая схема гигиенического изучения возможного влияния поступающих в водоемы промышленных стоков и содержащихся в них вредных веществ стала общепризнанной. Такое исследование должно быть многоплановым и ком-плексным. Оно должно характеризовать нормируемые вещества по основным трем показателям вредности - влиянию на общий санитарный режим водоемов, на здоровье населения и органолептические свойства воды, когда вкус, цвет, запах определяют при помощи органов чувств. В основу гигиенического критерия вредности положена степень ограничения водопользованием, вызванная загрязнением, создающим опасность для здоровья или ухудшение санитарных условий жизни населения.

Согласно «Правилам охраны поверхностных вод от загрязнения сточ-ными водами» водоемы и водотоки (водные объекты) считаются загрязнен-ными, если показатели состава и свойств воды в них изменились под прямым или косвенным влиянием производственной деятельности и бытового ис-пользования населением и стали частично или полностью непригодными для одного из видов водопользования. Критерием загрязненности-воды является ухудшение ее качества вследствие изменения ее органолептических свойств и появления вредных веществ для человека, животных, птиц, рыб. Повышение температуры воды изменяет условия для нормальной жизнедеятельности водных организмов. Пригод-ность состава и свойств поверхностных вод, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения и культурно-бытовых нужд населения, для рыбо-хозяйственных целей, определяется их соответствием требованиям и норма-тивам, изложенным в упомянутом выше документе.

Существуют две категории водопользования. Первая категория-использование водного объекта в качестве источника централизованного или нецентрализованного хозяйственно-питьевого водоснабжения и для водо-снабжения предприятий пищевой промышленности; вторая категория - ис-пользование водного объекта для купания, спорта и отдыха населения, ис-пользование водных объектов в черте населенных мест. Ближайшие к месту выпуска сточных вод пункты водопользования первой и второй категорий определяют органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы с обязательным учетом официальных данных и перспектив использования водного объекта для питьевого водоснабжения и культурно-бытовых нужд населения.

Состав и свойства воды и водных объектов должны соответствовать нор-мативам в створе (определенном участке водоема), расположенном на водо-токах в 1 км выше ближайшего по течению пункта водопользования (водоза-бор для хозяйственно-питьевого водоснабжения, места купания, организо-ванного отдыха, территория населенного пункта и т. п.), а на непроточных водоемах и водохранилищах - в 1 км в обе стороны от пункта водопользо-вания. При сбросе сточных вод в черте города (или любого населенного пунк-та) первым пунктом водопользования является данный город (или населен-ный пункт). В этих случаях установленные требования к составу и свойствам воды водоема или водотока должны относиться к самим сточным водам. Состав и свойства водного объекта в пунктах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования или по одному из показателей не должны превышать ПДК вредных веществ в водных объектах хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования. В настоящее время ПДК установлены для болт 800 веществ.

Одним из существенных сооружений по охране водоемов является кана-лизация, которая представляет собой комплекс санитарных и инженерных сооружений, обеспечивающих сбор и быстрое удаление за пределы населен-ных мест и промышленных предприятий загрязненных сточных вод, их очи-стку, обеззараживание и обезвреживание. Методы очистки бытовых сточных вод подразделяются на механические и биологические. При механической очистке сточных вод происходит разде-ление жидкой и твердой фаз сточных вод. Для этой цели применяются следующие сооружения: решетки, песколовки, отстойники (горизонтальные и вертикальные), септики, двухъярусные отстойники. Жидкая часть сточных вод подвергается биологической очистке, которая может быть естественной и искусственной. Естественная биологическая очистка сточных вод осуществ-ляется на полях фильтрации, полях орошения, в биологических прудах и т. п. Для искусственной биологической очистки применяют специальные соору-жения - биологические фильтры, аэротенки. Обработка ила. производится на иловых площадках или в метантенках.

В положении предусматривается, что государственный контроль за ис-пользованием и охраной вод должен обеспечить соблюдение всеми мини-стерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами установленного порядка использования вод, выполнения обя-занностей по охране их от загрязнения, засорения и истощения. Необходимо соблюдение правил учета использования вод, установленных «Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик». Работу по санитарной охране водоемов эпидемиологическая служба проводит в соответствии с «Положением о государственном санитарном над-зоре в СССР» от 1973 г. Органы санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения СССР отвечают за охрану водоемов - аспект, затрагивающий интересы здравоохранения и санитарные условия жиз-ни населения. В системе здравоохранения имеется 4260 санитарно- эпидемиологических станций. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране» (1968) была создана широкая сеть санитарных лабораторий на пред-приятиях для изучения состава сточных вод и качества воды водоемов. Каж-дая лаборатория проводит в год десятки тыс. анализов вод и воды водоемов.

Санитарная лаборатория и ее филиалы на очистных сооружениях рабо-тают по единому плану, утвержденному дирекцией предприятия после де-тального согласования с санитарно - эпидемиологической службой. Объектами санитарных наблюдений являются водоемы, которые ис-пользуются для хозяйственно-питьевых и культурно-бытовых нужд населе-ния. Створы наблюдений приурочиваются при этом к пунктам санитарно-бытового водопользования. Санитарное состояние водоемов, имеющих рыбохозяйственное значе-ние, и выполнение мероприятий по их охране контролируют органы рыбоохраны Министерства рыбного хозяйства СССР. Контроль за использованием и охраной подземных вод, а также изучение их состояния проводит Министерство геологии СССР. При проведении санитарных наблюдений за состоянием водоемов предусматривают сбор сведений об основных источниках загрязнения. При этом рассматриваются вопросы санитарного благоустройства населенного пункта, условия отведения его сточных вод, данные о других источниках загрязне-ния, в частности о промышленных и других объектах, сбрасывающих сточ-ные воды, качестве и составе сбрасываемых сточных вод, характере очистки и обеззараживания и т. д.

Материалы о качестве воды водоемов увязываются с данными об их гидрогеологическом режиме, что позволяет оценить полученные результаты санитарно-лабораторных исследований и использовать их при прогнозировании качества воды водоемов. В условиях загрязнения водоемов необходимо изыскание более дейст-венных средств контроля за качеством воды. Создана автоматизированная система контроля качества воды всего Московского водного бассейна - АНКОС - В (автоматическое наблюдение контроля окружающей среды - вода). Она предусматривает автоматическое измерение и передачу данных в центр обработки информации с электронно-вычислительной машины, а оттуда через диспетчерский пункт непосредственно потребителям. АНКОС - В позволит не только оперативно фиксировать уровень за-грязнения воды, но и регулировать при стыковке с автоматизированной системой контроля сточных вод качество воды, оперативно оценивать эффективность мер по охране водной среды. АНКОС - В послужит прообра-зом аналогичных систем в масштабе всей страны.

Посты по берегам рек

В каждой союзной республике имеются общества по охране природы, насчитывающие около 35 млн. членов, которые помогают правительствен-ным органам в осуществлении и контроле использования законодательств, а также в планировании мер по охране природы.

Забота о чистоте воды открывает широкое поле деятельности для обще-ственности, членов Общества охраны природы.

Заботы о природе вознаграждаются ее щедростью, крепнущей экономикой, радостью людей. Пример этому - комплексное преобразование бассей-на Десны, органически связанное с программой обновления Нечерноземья, с пятилетним и перспективным планами региона.

В течение последнего десятилетия массовое распространение получили отряды «зеленых» и «голубых» патрулей, школьные лесничества, отряды по борьбе с эрозией почв. Только в Российской Федерации насчитывается 7 тыс. школьных лесничеств, около 100 тыс. «зеленых» патрулей и 17 тыс. «голу-бых».

Список литературы

Ю. В. Новиков. «Сохраняйте чистоту водоемов»