Образец приказа об учетной политике. Как составить приказ об утверждении и изменении учетной политики

Учетная политика (УП) необходима бюджетной организации для того, чтобы закрепить те способы учета, которые она применяет на практике. В этом случае при проверке налоговики должны руководствоваться этим документом, а также теми способами, которые выбрала и утвердила сама бюджетная организация. Создает его сотрудник, который несет ответственность за учет, а утверждает ее руководитель.

Форма приказа

Документ необходимо утвердить приказом руководителя (п. 4 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). Четких правил о форме и содержании такого распоряжения не установлено, поэтому можно использовать стандартную структуру и форму.

Укажите заголовок, включите поясняющую и распорядительные части и подпись руководителя.

Положения по учету можно оформить непосредственной частью акта, а можно вынести в отдельное приложение к тому документу, который утверждаете.

Дата распоряжения

Приказом об учетной политике руководитель определяет дату, с которойэтот документ вступает в силу, а также утверждает ее.

У нового предприятия есть 90 дней для того чтобы сформировать и закрепить УП (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Но может и потребоваться утвердить уже существующую после внесения в нее изменений.

Приказ об учетной политике

Такой процесс может инициировать сама организация, например, в результате изменений какого-либо способа учета. В этом случае, измененная версия вступит в силу с 1 января следующего года. Но изменения не всегда зависять от желаний и нужд бюджетной организации, их могут инициировать законодатели, опубликовав новый нормативно-правовой акт или внеся изменения в существующий. Если новые положения напрямую затрагивают деятельность бюджетного предприятия, необходимо оформить изменения. В этом случае приказ о внесении изменений в учетную политику утвердите с даты вступления новых норм закона.

Эти даты установлены в целях бухгалтерского учета. И хотя в налоговом кодексе о датах утверждения документа нет четкой информации, законом сроки не установлены, следует сформировать и утвердить УП как можно быстрее.

Важно! Законодательство не обязывает создавать два отдельных документа по бухгалтерскому и налоговому учету, но способы учета при этом можно объединить.

Образец заполнения

Составим распоряжение по шагам.

Шаг 1

В шапке документа кажите наименование и реквизиты бюджетной организации.

Шаг 2

Впишите название акта, укажите его номер, место составления и дату.

Шаг 3

Если распоряжение утверждает создание новой учетной политики, отразите эту информацию, а также приведите полное имя и должность конкретного сотрудника предприятия, который будет контролировать исполнение.

Если вносятся изменения, помимо новых пунктов, укажите причину, дату, с которой эти нововведения вступят в силу, а также имя и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение распоряжения. В одной из статей мы приводили актуальный образец приказа о дополнении учетной политики.

Шаг 4

Подписать акт должен руководитель бюджетной организации. Затем требуется ознакомить с распоряжением работника, которые отвечает за исполнение.

Образец приказа об утверждении учетной политики 2018 года

Порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения

"…Целью налогового учета является исчисление налогового обязательства налогоплательщика перед государством…"

Глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации

Налоговый учет в узком смысле — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.

Налоговый учет в широком смысле — это система сбора, фиксации и обработки финансовой и хозяйственной информации, необходимой для правильного исчисления налоговой базы по налогам.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами или распоряжениями руководителя организации. Порядок утверждения учетной политики для целей налогообложения определяется п. 12 ст. 167 Налогового кодекса.

Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.

Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

В приказе (распоряжении) по учетной политике для целей налогообложения должны быть отражены следующие вопросы:

  1. Момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (по мере отгрузки или по мере поступления денежных средств).
  2. Метод определения доходов и расходов для целей налогообложения прибыли (кассовый или метод начислений).
  3. Основные регистры налогового учета.
  4. Метод оценки стоимости материальных запасов и покупных товаров (по стоимости единицы или средней стоимости).
  5. Формируемые резервы для целей налогообложения прибыли.
  6. Начисление амортизации для целей налогообложения прибыли.
  7. Порядок ведения раздельного налогового учета целевых (в том числе бюджетных) доходов и расходов и доходов и расходов, полученных от предпринимательской деятельности (для бюджетных и некоммерческих организаций).

В случае если в учетной политике для целей налогообложения не установлены моменты определения налоговой базы по НДС, то он считается определенным "по отгрузке", а по налогу на прибыль применяется метод начислений для определения доходов и расходов учреждения.

Поэтому, несмотря на то что действующее законодательство не предусматривает обязательной сдачи учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы по месту учета налогоплательщиков, сдать приказ по учетной политике в налоговые органы с информацией, о которой говорилось выше (если НДС — по оплате, и кассовый метод для целей налогообложения прибыли), — в интересах налогоплательщика.

Примерная форма приказа:

——————————————————————¬
¦ Медицинская организация ¦
¦ ¦
¦ Приказ ¦
¦ ¦
¦30.12.2004 N 00¦
¦об утверждении учетной политики ¦
¦для целей налогообложения ¦
¦ ¦
¦ 1. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации¦
¦утвердить учетную политику для целей налогообложения с учетом¦
¦следующих основных положений: ¦
¦ 1.1. Считать для целей обложения налогом на добавленную¦
¦стоимость моментом определения налоговой базы по мере¦
¦поступления денежных средств день оплаты отгруженных товаров¦
¦(выполненных работ, оказанных услуг). ¦
¦ 1.2. Применять метод начислений для целей налогообложения¦
¦прибыли в соответствии со ст. ст. 271 и 272 Налогового кодекса. ¦
¦ 1.3. Определить основные регистры налогового учета как: ¦
¦ 1. Регистр доходов от реализации; ¦
¦ 2. Регистр внереализационных доходов; ¦
¦ 3. Регистр расходов, связанных с производством и¦
¦реализацией; ¦
¦ 4. Регистр расходов на оплату труда; ¦
¦ 5. Регистр материальных расходов; ¦
¦ 6. Регистр амортизационных отчислений; ¦
¦ 7. Регистр прочих расходов, связанных с производством и¦
¦реализацией; ¦
¦ 8. Регистр внереализационных расходов. ¦
¦ (Возможны и другие регистры, можно в приказе не писать 4 -¦
¦7 регистры) ¦
¦ 1.4. Образовать для целей налогообложения прибыли следующие¦
¦резервы (если принято решение об их образовании): ¦
¦ 1.4.1. Резерв предстоящих расходов на оплату отпусков. ¦
¦ 1.4.2. Резерв на выплату ежегодного вознаграждения за¦
¦выслугу лет. ¦
¦ 1.4.3. Резерв по сомнительным долгам. ¦
¦ 1.4.4. Резерв на формирование резерва по гарантийному¦
¦ремонту и гарантийному обслуживанию. ¦
¦ 1.5. Применять для оценки стоимости материальных запасов и¦
¦покупных товаров метод средней стоимости. ¦
¦ 1.6. Применять линейный и нелинейный методы начисления¦
¦амортизации. ¦
¦ 1.7. Доходы и расходы от предпринимательской деятельности¦
¦учитывать отдельно от целевых (бюджетных) (только для¦
¦некоммерческих и бюджетных организаций). ¦
¦ 2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за¦
¦собой. ¦
¦ ¦
¦Руководитель учреждения И.О. Фамилия¦
L——————————————————————

По поводу резервов заметим, что если в бюджетных учреждениях или в некоммерческих организациях отпускные за счет средств от предпринимательской деятельности не выплачиваются, то в самой учетной политике для целей налогообложения следует записать: "Заработная плата выплачивается с учетом отпускных".

Эту же фразу необходимо повторить в локальном нормативном акте по оплате труда (например, Положении об оплате труда), наличия которого в организации требует ст. 135 Трудового кодекса, а также в коллективном и (или) трудовых договорах, поскольку для целей налогообложения прибыли в соответствии со ст. 255 НК РФ принимаются только такие виды выплат.

Резерв по сомнительным долгам целесообразно формировать, если в организации принята оплата по факту, а не предоплата, и долги не возвращаются в течение нескольких налоговых (или хотя бы отчетных) периодов (для целей налогообложения прибыли — кварталов или лет).

С резервом по формированию резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию необходимо быть очень аккуратными.

Дело в том, что от налога на добавленную стоимость освобождаются платные медицинские услуги, но не освобождаются платные медицинские работы. О том, что таковые могут иметь место, говорится в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 4 июля 2002 г. N 499. Медицинская деятельность, говорится в этом документе, включает выполнение медицинских работ и услуг…

С точки зрения ст. 38 НК РФ, работа от услуги отличается результатом. С точки зрения налогового законодательства, результат работы всегда материален, результат услуги всегда нематериален. А если он нематериален, — о каком гарантийном ремонте и обслуживании может идти речь?

Приказ об утверждении учетной политики

Если же резерв формируется, то налоговые органы вправе заявить, что это не услуга, а работа, о чем свидетельствует наличие указанного резерва, а значит — доначисление налога на добавленную стоимость, пеня и штраф.

Учетная политика для целей налогообложения — это документ, который формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем с целью исчисления налогового обязательства налогоплательщика перед государством. Но эта цель, можно сказать, официальная, а с неофициальной точки зрения, грамотно составленная налоговая политика позволяет с честью проходить не только выездные, но и камеральные проверки. Но об этом в следующих номерах нашего журнала.

Е.В.Кулакова

Кафедра управления, экономики

и планирования РМАПО,

выпускающий редактор журнала

"Советник бухгалтера в здравоохранении"

Образец приказа об учетной политике предприятия

Государственное предприятие опытное хозяйство «Асканийское» Каховского района, Херсонской области, с. Тавричанка

ОБ УЧЁТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В 2009 ГОДУ

В соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учёте и финансовой отчётности в Украине» от 16 июля 1999 года №996, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учёта с целью составления достоверной финансовой отчётности,

ПРИКАЗЫВАЮ:

Осуществить организационные мероприятия по поводу ведения бухгалтерского учета, составления и подачи отчетности.

Раздел 1.Организация работы учетного аппарата

1.Организация работы бухгалтерии.

Для обеспечения ведения бухгалтерского учета на предприятии установить следующую форму организации учета:

1.1.Бухгалтерский учет осуществляет бухгалтерия предприятия, которую возглавляет главный бухгалтер предприятия, в подчинении которого находится заместитель главного бухгалтера

1.2.Количественный и качественный состав бухгалтерии определяется штатным расписанием и утверждается приказом руководителя предприятия.

1.3.права и обязанности главного бухгалтера и должностных лиц бухгалтерии определяется Законом Украины «О бухгалтерском учете» и должностными инструкциями.

2.Методика учета:

2.1.Установить границу существенности с целью:

— отражения переоценки и уменьшения полезности объектов учёта 10% отклонение остаточной стоимости объектов учёта от их справедливой стоимости;

— определения аренды – финансовый срок аренды принимается по величине, составляющей 75 процентов срока полезного использования объекта аренды;

2.2. В учёте используются следующие основные счета: 10, 13, 15, 20, 22,

23, 24,27, 28, 30, 31, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 46, 48, 50, 60, 61-71,

73, 74, 79, 97, 99, 01, 02, 03, 07, 08;

2.3.Фактические затраты, связанные с текущим ремонтом основных средств, включать в состав затрат предприятия.

2.4.Транспортно – заготовительные затраты, которые входят в первичную стоимость запасов, купленных у поставщиков, непосредственно включать в себестоимость запасов.

Производить резервирование средств по обеспечению оплаты отпускных работникам предприятия методом:

— произведения фактически начисленной работникам заработной платы и коэффициента, исчисленного отношением годовой плановой суммы на оплату отпусков к общему годовому фонду оплаты труда.

2.5.Использовать для обобщения информации о затратах предприятия класс 9 «затраты производства»

2.6. Утвердить перечень, состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг)

2.7. Утвердить перечень, состав, порядок распределения сменных и постоянных общепроизводственных затрат

В качестве базы распределения общепроизводственных расходов принять:

— в растениеводстве – пропорционально прямым затратам труда;

— в расходы МТП – пропорционально отработанным часам.

2.8. Затраты будущего периода списывать на затраты в соответствии счетов и сметы затрат на производство продукции, выполнения работ, предоставления услуг с учетом плановой себестоимости количества изделий, работ, услуг.

2.9. Установить попередельный метод учета затрат на производство и фактической калькуляции себестоимости продукции.

3.Оргнизационно-технические моменты.

3.3. Все хозяйственные операции оформляются на типовых бланках форм

первичных документов;

3.4. К исполнению принимаются первичные документы, подписанные:

первая подпись – директор В. А.Найденова;

вторая подпись – главный бухгалтер Доценко И. И.);

3.5. Документооборот на предприятии осуществляется в соответствии с графиком, отвечающим требованиям «Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учёте» от 24.05.95г. №88;

3.6. Инвентаризация осуществляется в соответствии с «Инструкцией по инвентаризации основных средств, товарно-материальных средств, денежных средств, документов и расчётов, нематериальных активов» от 11.08.94г.№69, постоянно действующей в составе:

— председатель комиссии – директор В.

Форма приказа об утверждении учетной политики

А.Найденова;

— зам. председателя комиссии – главный бухгалтер Доценко И. И;

— члены комиссии – устанавливаются в соответствии с выбранными объектами инвентаризации, согласно приказу;

3.7. Контроль за выполнением приказа возложить на главного бухгалтера Доценко И. И.

4.Способы ведения бухгалтерского учёта.

4.1. К основным средствам относятся активы, сроком полезного использования более 1 года и стоимостью свыше 500 грн.;

4.2. Переоценка объектов основных средств по восстановительной стоимости осуществляется путём проведения дооценки их стоимости по документально подтверждённым рыночным ценам 1 раз в год;

4.3. Применять при начислении амортизации основных средств прямолинейный способ;

4.4. Фактические затраты на ремонт основных средств относятся на себестоимость в том отчётном периоде, в котором эти затраты имели место;

4.5. Приобретение и заготовление материалов отражается в учёте по фактической себестоимости;

4.6. Применять следующие методы оценки запасов:

— средневзвешенной себестоимости – при отпуске запасов производства и реализации продукции;

4.7. Расходы на сбыт признаются в себестоимости проданных товаров полностью в отчётном году их признания;

4.8. Установить перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг).

4.9. Налоговый учёт ведётся в системе регистров бухгалтерского учёта с выделением отдельных граф.

4.10.Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на главного бухгалтера предприятия.

С Приказом ознакомились:

Заместитель главного бухгалтера_________________

Бухгалтер по учету материалов________________

Бухгалтер по учету расчетов________________

Вот еще один пример приказа об учетной политике

Об учетной политике.

В соответствии с требованиями Закона Украины «О бухгалтерском учете и отчетности в Украине» № 996-IV от 16.07.99 и Положения (стандарта)бухгалтерского учета «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденного приказом Министерства финансов Украины №87 от 31.03.99г.

ПРИКАЗЫВАЮ:

Главному бухгалтеру, работающей в штате постоянно:

1.1Обеспечить соблюдение установленных Законом единых методологических принципов бухгалтерского учета.

1.2Организация последовательную и постоянную регистрацию всех хозяйственных операций в первичных документах, в соответствии с положением о документальном обороте в бухгалтерском учете.

1.3Утвердить план-график представлений бухгалтерской отчетности по отделам и должностным лицам бухгалтерии.

1.4Обеспечить представление и предоставление в установленные сроки налоговой и финансовой отчетности.

1.5Организовать аналитический учет товарно-материальных ценностей на складе, на карточках складского учета, основных средств и инвентарных карточках.

1.6Установить следующий порядок учета поступления и списания малоценных и быстроизнашивающихся предметов в соответствии с П(с)БУ№9 «Запасы».

1.6.1 по данным бухгалтерского учета по соответствию на 01.04.2000г. списать с баланса малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации.

1.6.2 Организовать оперативный количественный учет этих списанных с баланса малоценных и быстроизнашивающихся предметов складского учета по местам эксплуатации и соответствующим лицам в течение всего срока их фактического использования.

1.6.3 Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся на складе, перевести:

— в состав основных средств по признаку: стоимость единицы составляет свыше 500грн., срок службы более 12 месяцев.

1.6.4. начисление амортизации на основные средства производить по нормам, установленным п.8.6 статьи 8 Закона Украины « О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97г. 283/97-ВР.

1.6.5 Обработку учетной информации осуществлять с использованием журналов-ордеров.

1.7 На основе нового типового Плана счетов разработать и использовать рабочий план счетов с необходимым количеством субсчетов и аналитических счетов.

1.8 Проводить контроль за регистрацией хозяйственных операций в системе бухгалтерских счетов в соответствии с Положениями (стандартами) бухгалтерского учета и Инструкцией к плану счетов.

1.9 Проводить инвентаризацию активов и обязательств ежегодно не позднее 1 декабря в соответствии с Инструкцией по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно — материальные ценности, денежных средств и расчетов. Взыскание недостач осуществлять согласно Порядку определения размера убытков от расхищения, недостачи, уничтожения (порчи материальных ценностей, утвержденному постановлением КМУ от22.01.96г. №116, с изменениями и дополнениями.

1.10 Срок использования нематериальных активов определять по каждому объекту отдельно в момент его начисления, на баланс исходя из: срока полезного использования подобных активов ожидаемого морального износа, правовых и других ограничений к срокам использования и других факторов. Расчет амортизации по видам нематериальных активов проводить прямолинейным методом, со сроком службы 5лет.

1.11 Расчеты по оплате труда осуществлять согласно Положения «об оплате труда работников и их премирование Коллективного договора. Резерв на отпуск не создавать

1.12Чистую прибыль использовать согласно Положений об использовании прибыли предприятия.

1.13 Своевременно по мере утверждения новых положений (стандартов) бухгалтерского учета и в соответствии со средствами применения вносить дополнения в данный приказ.

2. Принципы оценки объектов учета:

2.1Базовым подходом к оценке активов является себестоимость. Оценка объектов учета осуществляется в разделе, предусмотренном соответствующим положение (стандартом) бухгалтерского учета.

2.2 Дебиторская задолженность за товары, работы и услуги в отчетности предоставляется в соответствии с Положением (стандартом)№10 « Дебиторская задолженность в сумме за вычетом резерва сомнительных долгов. Резерв для покрытия убытков по безнадежным долгам по задолженности, которая возникает при реализации товаров. Работ и услуг учитывается на счете 38. Резерв безнадежных долгов формируется по платежеспособности отдельных дебиторов. Для прочей дебиторской задолженности резерв сомнительных долгов не начисляется и безнадежная задолженность по ней списывается непосредственно на прочие операционные затраты.

2.3 Первоначальная оценка готовой продукции осуществляется в соответствии с П (с) БУ №9 «Запасы». При отпуске запасов и выбытии их оценку производить с применением следующих методов:

— для сырья, основных, вспомогательных материалов, комплектующих изделий — по средневзвешенной себестоимости;

— для товаров нерозничной оптовой торговли;

— для малоценных и быстроизнашивающихся предметов — по идентифицированной себестоимости;

— поступление (оприходование) запасов отображается по первоначальной стоимости.

2.4 Оценку товаров и запасов проводить согласно Положению о порядке уценки и реализации залежавшейся продукции из группы товаров широкого потребления и продукции производственно-технического назначения, утвержденному приказом Министерства экономики Украины и Министерства финансов Украины от 10.09.96г. №120/190, с дополнениями и изменениями, приказ №149/300 от 15.12.99г.

2.5 Оценку, переоценку нематериальных активов осуществлять в соответствии с П(с)БУ 8 «нематериальные активы».

2.6 Доход оценивается по справедливой стоимости по методу начисления в соответствии с П(с)БУ 15 «Доходы»

3. Налоговый учет

3.1 Налоговый учет оценивать с использованием данных бухгалтерского учета соответствует ст.3 п.2 Закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

4. Отчетность:

4.1 Отчетность о финансовых результатах составить с использованием

счетов класса 7 и 9 .

4.2 Квартальную бухгалтерскую отчетность в составе баланса и отчета

о финансовых результатах представлять на утверждение до 25 числа

месяца следующего за датой отчетности.

4.3 Годовую отчетность в составе баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств, отчета о собственном капитале и примечаний и финансовой отчетности представлять на утверждение до 25 следующего за датой отчетности года.

5 Контроль за выполнением приказа:

5.1 Контроль возлагаю на себя согласно ст.8 Закона Украины « О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине».

Председатель

Образец приказа об учетной политике предприятия — 2.7 out of 5 based on 3 votes

Учетная политика (УП) необходима бюджетной организации для того, чтобы закрепить те способы учета, которые она применяет на практике. В этом случае при проверке налоговики должны руководствоваться этим документом, а также теми способами, которые выбрала и утвердила сама бюджетная организация. Создает его сотрудник, который несет ответственность за учет, а утверждает ее руководитель.

Форма приказа

Документ необходимо утвердить приказом руководителя (п. 4 ПБУ 1/2008, ст. 313 НК РФ). Четких правил о форме и содержании такого распоряжения не установлено, поэтому можно использовать стандартную структуру и форму.

Укажите заголовок, включите поясняющую и распорядительные части и подпись руководителя.

Положения по учету можно оформить непосредственной частью акта, а можно вынести в отдельное приложение к тому документу, который утверждаете.

Дата распоряжения

Приказом об учетной политике руководитель определяет дату, с которойэтот документ вступает в силу, а также утверждает ее.

У нового предприятия есть 90 дней для того чтобы сформировать и закрепить УП (абз. 2 п. 9 ПБУ 1/2008).

Но может и потребоваться утвердить уже существующую после внесения в нее изменений. Такой процесс может инициировать сама организация, например, в результате изменений какого-либо способа учета. В этом случае, измененная версия вступит в силу с 1 января следующего года. Но изменения не всегда зависять от желаний и нужд бюджетной организации, их могут инициировать законодатели, опубликовав новый нормативно-правовой акт или внеся изменения в существующий. Если новые положения напрямую затрагивают деятельность бюджетного предприятия, необходимо оформить изменения. В этом случае приказ о внесении изменений в учетную политику утвердите с даты вступления новых норм закона.

Эти даты установлены в целях бухгалтерского учета. И хотя в налоговом кодексе о датах утверждения документа нет четкой информации, законом сроки не установлены, следует сформировать и утвердить УП как можно быстрее.

Важно! Законодательство не обязывает создавать два отдельных документа по бухгалтерскому и налоговому учету, но способы учета при этом можно объединить.

Образец заполнения

Составим распоряжение по шагам.

Шаг 1

В шапке документа кажите наименование и реквизиты бюджетной организации.

Шаг 2

Впишите название акта, укажите его номер, место составления и дату.

Шаг 3

Если распоряжение утверждает создание новой учетной политики, отразите эту информацию, а также приведите полное имя и должность конкретного сотрудника предприятия, который будет контролировать исполнение.

Если вносятся изменения, помимо новых пунктов, укажите причину, дату, с которой эти нововведения вступят в силу, а также имя и должность сотрудника, который будет контролировать исполнение распоряжения. В одной из статей мы приводили актуальный образец приказа о дополнении учетной политики.

Шаг 4

Подписать акт должен руководитель бюджетной организации. Затем требуется ознакомить с распоряжением работника, которые отвечает за исполнение.

Утверждена соответствующим приказом, при этом в приказах четко указано, что учетная политика сформирована на 2008 год. До 2008 года она не составлялась. Нужно ли было издавать приказ о продлении действия положений имеющейся учетной политики на 2009 год?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации составление приказа о продлении учетной политики для целей бухгалтерского учета 2008 года на 2009 год не требуется. Все изменения в учетной политике могут закрепляться отдельными приказами руководителя.
Что касается учетной политики для целей налогового учета, то, по нашему мнению, более верным будет утвердить на 2009 год новую учетную политику или издать приказ о продлении старой.

Обоснование вывода:

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В настоящее время порядок формирования, утверждения учетной политики и внесения в нее изменений установлен в ст. 6 Федерального закона от 29.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 129-ФЗ) и ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/2008).

Однако следует учитывать, что ПБУ 1/2008 вступило в силу только с 1 января 2009 года (п. 3 приказа Минфина России от 06.10.2008 N 106н), а до этой даты действовало ПБУ 1/98 "Учетная политика организации" (далее - ПБУ 1/98).

В соответствии с п. 4 ст. 6 Закона N 129-ФЗ и п. 5 ПБУ 1/2008 принятая организацией учетная политика применяется последовательно из года в год. А согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики может производиться только в строго определенных случаях (аналогичные нормы содержались в п. 6 и п. 16 ПБУ 1/98).

Таким образом, учетная политика составляется один раз, в том году, когда организация была создана и применяется вплоть до ее ликвидации, то есть, если организация ничего не меняет в способах ведения бухгалтерского учета, она не должна изменять и учетную политику. Соответственно, не возникает необходимости и ежегодно составлять новую учетную политику. По нашему мнению, в приказе о формировании учетной политики следует указать не год, на который она утверждается, а дату, с которой данная учетная политика подлежит применению. Например, сообщить, что учетная политика применяется организацией с 2008 года.

На наш взгляд, в случае, если учетная политика принята на конкретный календарный год, у организации также не возникает необходимости ежегодно составлять новую учетную политику или издавать приказ о продлении старой. То есть мы считаем, что в рассматриваемой ситуации организация имеет полное право в 2009 году пользоваться той учетной политикой, которая была утверждена на 2008 год. Именно так обеспечивается соблюдение указанной выше нормы о последовательном применении учетной политики, кроме того, в этом случае соблюдается один из принципов бухгалтерского учета - допущения последовательности применения учетной политики (п. 4.1 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29.12.1997).

Учетная политика для целей налогообложения

В отличие от бухгалтерского учета налоговое законодательство не содержит требований о последовательном, из года в год, применении утвержденной один раз учетной политики. НК РФ не предусматривает и четкого порядка ее утверждения и оформления. Минимальный набор требований, которые необходимо соблюдать при составлении учетной политики, приведен только в главах 21 "НДС" и 25 "Налог на прибыль" НК РФ, в частности, в п. 12 ст. 167 НК РФ и ст. 313 НК РФ, причем приведенные нормы содержат различные указания по поводу срока действия учетной политики.

Так, в ст. 313 НК РФ говорится о том, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. То есть по аналогии с бухгалтерской учетной политикой учетную политику для целей налогообложения прибыли организация должна применять в течение всего периода своего существования, а именно каждый год составлять новую учетную политику или продлевать старую не требуется.

Однако п. 12 ст. 167 указывает на то, что: "учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации". Из данного предложения можно сделать вывод, что учетную политику для исчисления НДС организация может составлять и ежегодно. Вместе с тем данная норма не обязывает налогоплательщика поступать именно таким способом, а допускает лишь возможность ежегодного составления новой учетной политики.

Поэтому, на наш взгляд, организация имеет полное право из года в год применять учетную политику для целей налогообложения (как прибыли, так и НДС), составленную в начале своей деятельности. Утверждать "новую" учетную политику организация должна по мере необходимости внесения в нее изменений.

В рассматриваемом случае в приказе об утверждении учетной политики указано, что данная учетная политика применяется только в 2008 году.
По нашему мнению, организация должна приказом либо продлить ее на следующий 2009 год, либо утвердить новую учетную политику, в случае необходимости внесения изменений.

Косвенно ежегодный характер утверждения учетной политики организации для целей налогообложения подтверждают и представители налоговых органов, отвечая на вопросы о порядке ведения раздельного учета затрат налогоплательщиком (смотрите, например, письма УМНС России по г. Москве от 28.07.2004 N 24-11/50004, от 04.03.2004 N 24-11/14934, от 15.05.2003 N 24-11/27161, от 04.04.2003 N 24-11/18947, от 14.01.2002 N 24-11/01663).

Необходимость принятия учетной политики (М.А. Щербакова, "Новое в бухгалтерском учете и отчетности", N 23, декабрь 2008 г.);

Формирование учетной политики для целей бухгалтерского учета и налогообложения (И.А. Невский, "Горячая линия бухгалтера", N 4, февраль 2009 г.).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина

Ответ проверил:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ ,
профессиональный Родюшкин Сергей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Формируя учетную политику (УП) своего предприятия, субъект хозяйственной деятельности самостоятельно выбирает, какими способами он будет вести бухгалтерский и налоговый учет, формировать отчетность согласно международным стандартам. УП зависит от разных факторов, которые влияют на деятельность субъектов.

Например, законодательных актов федерального и регионального значения, системы налогообложения, на которой находится предприятие, способа ведения хозяйственной деятельности и других. Благодаря разработанной УП, предприятие может в процессе работы решать многие проблемы.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

В отношении бухучета СХД заранее определяется, какими рабочими планами счетов и шаблонами первичных документов будет пользоваться, как ему вести учет материалов и товаров, распределять доходы, другое. В отношении налогового учета (НУ) он выбирает систему налогообложения и соответствующие налоги, которые придется оплачивать.

СХД необходимо определиться, что у него будет являться объектами налогообложения, каким образом ему рассчитывать расходы и доходы для исчисления налога на прибыль или иного, правильно выбрать способ начисления амортизации. Порядок исполнения обязательств по уплате налогов также необходимо заранее отобразить в УП.

При разработке УП субъекту рекомендуется в первую очередь пользоваться Законом о бухучете № 402 (06.12.11), а также инструкциями Минфина №№ 183н и 157н. По мнению Министерства финансов, бюджетники могут формировать УП на основании одного локального нормативного акта или нескольких.

Новая политика должна быть разработана и утверждена перед каждым наступающим годом, т. е. в конце уходящего. Разработав ее один раз можно в зависимости от изменений действующего законодательства вносить коррективы в шаблон. В другом случае изменения СХД вносит, когда у него появляется другой метод учета или он переходит на иную систему налогообложения.

Оформляется УП на предприятиях путем издания приказа с приложениями. Продление УП за предыдущий год на последующие не разрешено законодателем, за это предприятие может быть наказано штрафными санкциями. Если компания была только создана, она обязана утвердить свою УП в течение 90 дней с момента регистрации, т. е. внесения сведений в ЕРГЮЛ.

Главные замечания

При разработке УП СХД должен руководствоваться не только законодательными актами, но и понимать, что важно учитывать, а что нет. В связи с тем, что законодатель изменил некоторые положения налогового и бухучета (БУ), которые должны вступить в силу с 2019 г., это необходимо учесть всем СХД в декабре 2019 г. при формировании УП.

Отсылки к закону

Бухучет
Законодательные акты Положения УП
ФЗ № 129 Ведение бухучета на предприятии
ПБУ «Учет ОС» (п. 5) Стоимость ОС
ПБУ «Учет ОС» (п. 18–19), Положение о ведении бухучета в РФ (п. 48) Способ начисления амортизации
ПБУ «Учет ОС» (п. 14–15), Положение о ведении бухучета в РФ (п. 49) Как проводить переоценку первоначальной стоимости ОС
ПБУ «Учет НМА» (п. 17) Как проводить переоценку НМА
ПБУ «Учет МПЗ» (п. 3, 16) Как осуществлять оценку МПЗ торговым предприятиям
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 58, 60), ПБУ «Учет МПЗ» (п. 16) Проведение оценки списания МПЗ, в том числе товаров, кроме тех, что учитываются по продажным ценам
План счетов БУ Как учитывать заготовление материалов на синтетических счетах
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 21) Учет полуфабрикатов собственного производства на синтетических счетах
Как определять базу для распределения ОПР
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 26) Как списывать общехозяйственные расходы (ОХР)
Методические рекомендации в отношении расчета себестоимости продукции (услуг, работ) Как определять базу для распределения ОХР
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 59, 61) Проведение оценки готовой и отгруженной продукции
Инструкция по применению Плана счетов БУ (рекомендации по сч. 44) Как распределять расходы на продажу
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 64) О проведении оценки в незавершенном производстве
Положение о ведении бухучета в РФ (п. 60), ПБУ «Учет МПЗ» (п. 13) Проведение оценки товаров предприятиями, которые занимаются розничной торговлей
ПБУ «Доходы предприятия» (п. 13, 17) О признании выручки
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 15) Как учитывать проценты по выданным векселям
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 16) Как учитывать проценты по облигациям, которые причитаются к оплате
ПБУ «Учет финансовых вложений» (п. 26) Как определять стоимость финансовых активов при их выбытии
ПБУ «Доходы предприятия» (п. 18.2) Как отражать различные расходы и доходы в бухотчетности
ПБУ «Учет расходов по кредитам» (п. 7) Какие разрешены исключения из общих правил для СХД, которые занимаются малым бизнесом
Налоговый учет (только на основании Налогового кодекса)
ст. 313–314 Об организации НУ
ст. 271, 273 Как определять дату получения дохода или осуществления расхода
ст. 254 Какими методами списывать сырье и материалы, когда определяется размер материальных расходов
ст. 268 (п. 1) Как оценивать стоимость покупных товаров
ст. 259 (п. 1) Какой необходимо выбрать метод начисления амортизации
ст. 258 (п. 9) Как учитывать расходы, связанные с капитальными вложениями в ОС
ст. 316 Распределение доходов
ст. 318 (п. 1) Что относится к прямым расходам, связанным с производством товаров (оказанием услуг, выполнением работ)
ст. 318 (п. 2) Как налогоплательщики, оказывающие услуги, должны учитывать прямые расходы
ст. 319 (п. 1) Как распределять прямые расходы, связанные с незавершенным производством и продукцией, которая была изготовлена в текущем месяце
ст. 320 Каким образом формировать стоимость приобретения товаров
ст. 280 (п. 9) Какой метод использовать для списания выбывших ЦБ на расходы
ст. 288 (п. 2) Как распределять платежи по налогу на прибыль и авансовые
ст. 286 (п. 2) Каков порядок уплаты авансов по налогу на прибыль

Центральные моменты

Образец УП, который можно использовать уже в 2019 г., не должен содержать:

  • общих сведений о предприятии;
  • организационных моментов, связанных с ответственностью, возложенной на сотрудников;
  • способов и порядка учета налогов, которые невозможно изменить;
  • способов учета, которые обязательны к исполнению в силу положений закона;
  • способов учета, не используемых предприятием.

Прописать в УП на 2019 г. необходимо:

  • как исправлять ошибки в первичных документах и учете (бухгалтерском, налоговом);
  • какие ошибки следует считать существенными;
  • как при необходимости будут исправляться ошибки в налоговом учете;
  • какие формы первичных документов будет использовать предприятие;
  • перечень налоговых и учетных регистров, которые будут применяться;
  • каким образом будут отображаться аналитические данные в регистрах;
  • каким образом необходимо признавать материальные расходы;
  • способ начисления амортизации;
  • как расходы будут распределяться на косвенные и прямые;
  • положение о раздельном учете НДС, если будут осуществляться операции, которые облагаются по разным ставкам.

Образец приказа об утверждении учетной политики (ОСН):

Новые правки

При необходимости в УП на 2019 г. необходимо отобразить изменения, которые связаны с нововведениями в законодательных актах:

В отношении НУ Законодатель изменил:
  • порядок списания убытков, а также формирования резервов, теперь предприятия смогут уменьшать налогооблагаемую базу не больше чем на 50% убытков;
  • право выбора для формирования резерва по сомнительным долгам, это 10% от выручки за предыдущий или текущий налоговый период.
В отношении БУ Изменить УП можно организациям, которым разрешено применять упрощенный способ его ведения, т. е. тем, кто находится, например, на УСН:
  • списывать стоимость сырья (товаров, материалов и др.) и иных затрат, связанных с производством и подготовкой продукции к продаже, можно в полной сумме и в числе расходов по обычной деятельности;
  • затраты на приобретение МПЗ в полной сумме можно относить на расходы в том периоде, когда они были совершены;
  • расходы на приобретение МПЗ для управленческих нужд можно учитывать по мере их осуществления в составе общих в полной сумме;
  • устаревшие или потерявшие первоначальное качество МПЗ можно отображать на балансе к концу года;
  • периодом начисления амортизации ОС можно выбрать месяц, квартал или год;
  • списывать хозинвентарь можно в момент ввода в эксплуатацию, если он был принят на баланс в качестве ОС;
  • расходы на приобретение, сооружение, изготовление ОС можно относить на общие в полной сумме;
  • расходы на приобретение или создание НМА можно относить к общим и учитывать по мере осуществления.
В отношении Плана счетов Законодателем были введены новые, что необходимо отобразить в УП, если предприятию предстоит их использовать. Поэтому необходимо отобразить не только их введение, но и порядок применения.

Порядок принятия приказа об утверждении учетной политики на 2019 год

Ответственный сотрудник предприятия обязан определить основные положения УП, окончательно ее подготовить, согласовать с руководством, утвердить у директора. Затем составляется приказ об утверждении учетной политики на 2019 год. Документ связывает законодательство РФ по НУ и БУ с нормативно-правовыми актами предприятия.

Приказ относится к документам для локального использования. Если у предприятия есть обособленные подразделения, то на основании приказа они обязаны выполнять правила УП, которая была принята. Обязательно назначаются ответственные лица для контроля за исполнением УП предприятия.

Для издания любого приказа должны быть основания, в данном случае это усовершенствование деятельности предприятия в отношении налогового и бухучета со ссылкой на законодательные акты. Приказ может быть оформлен в произвольной форме.

В то же время он должен соответствовать требованиям делопроизводства и включать важные сведения о:

  • названии документа;
  • дате составления;
  • наименовании предприятия;
  • сути распоряжения, т. е. необходимо зафиксировать факт утверждения УП, указав точную дату, с которой она должна применяться;
  • ссылке на документы, являющиеся приложениями, которые определяют положения УП;
  • обязанности руководителей отделов и подразделений ознакомить с документом подчиненных.

Оформить приказ разрешается на фирменном бланке предприятия или обычном листе бумаги формата А4 от руки или распечатав на принтере. Оформляется документ в одном экземпляре и регистрируется в журнале учета. После того как приказ будет подписан директором, с ним знакомят ответственных сотрудников под подпись.

В дальнейшем вносить правки в приказ можно только в отношении некардинальных изменений. Дополнительно составляется приказ о внесении изменений. Если потребуется кардинально изменить содержание приказа, необходимо издать распоряжение о том, что ранее действовавший документ утратил силу, а затем оформлять новый. Скачать образец приказа можно в интернете.

Дополнительные меры

При формировании УП ответственному сотруднику необходимо учитывать важные моменты деятельности самого предприятия.

Вариации о чём

Бухгалтерская политика на 2019 г. должна измениться в отношении срока использования ОС. Этот срок определяется периодом, в течение которого предприятие имеет экономическую выгоду от ОС. Поэтому в УП следует указать, что срок использования ОС определяется так, как указано в ПБУ.

В УП лучше не указывать конкретно срок эксплуатации ОС на основании общепринятой классификации. Но если предполагается использовать его больше или меньше времени, чем указано в классификации, то лучше указать реальный срок.

При формировании УП необходимо убрать устаревшие условия насчет упрощенного ведения БУ, т. к. в ПБУ сказано, что его вправе вести организация, а не просто субъект малого бизнеса. Ведь не все малые предприятия могут вести упрощенный БУ.

Например, полноценный БУ должны вести кредитные организации, жилищные кооперативы, государственные предприятия, к таковым может относиться школа, детсад, медучреждение, и другие, перечень которых изложен в ст. 6 Закона о бухучете. Если предприятие не попадает под запрет на ведение упрощенной формы БУ, только в этом случае такие условия можно отображать в УП.

От того, насколько предприятие определит существенность ошибок при ведении учета, будет зависеть способ их исправления. Например, если существенная ошибка будет выявлена после утверждения отчетности, потребуется пересчитывать показатели из прошлого отчета таким образом, как будто ошибки не было.

Если предприятие обладает правом на ведение упрощенного БУ, то оно может не делать ретроспективного пересчета, т. е. существенные ошибки можно исправлять, как несущественные. В этом случае критерий существенности в УП устанавливать не требуется.

Начиная с 2019 г. все предприятия получили от законодателя разрешение на списывание процентов по кредитам без ограничений для налогового учета. Но не всеми было включено новое положение в УП. Фактически старое положение об ограничениях необходимо исключить из положений УП, а новое вписывать необязательно, т. к. оно указано в Налоговом кодексе.

В УП также лучше установить правила в отношении учета различных программ. Потому что в НК они не прописаны. Расходы по стоимости программ лучше списывать в течение 5 лет, что распространяется по умолчанию на все лицензионные договоры.

Для налоговой УП предприятию лучше указать перечень тех расходов, которые оно будет считать прямыми.

Кто и как должен оформлять

Обычно на предприятии УП формирует главный бухгалтер или лицо, которое выполняет его обязанности, хотя в законодательных актах четко не указано, кто обязан это делать. Фактически директор предприятия имеет право назначить такое лицо. Между тем ответственность за ведение БУ, своевременное формирование и подачу отчетности возлагается на главного бухгалтера.

Если в действующую бухгалтерскую УП необходимо внести изменения в течение года, то приказ об утверждении учетной политики на 2019 год можно зарегистрировать любой датой. Тогда эта политика должна вступить в силу по особым правилам.

В НК также не сказано ничего о дате утверждения УП предприятием, которое только открылось, но это не обозначает, что можно ориентироваться на сроки, установленные для бухучета. Лучше всего это сделать как можно быстрее.

Утверждение УП обязан осуществлять только руководитель предприятия, об этом говорится в:

  • НК, ст. 313;
  • ПБУ 1/2008, п. 4.

Главбух может поставить подпись под приказом на утверждение УП только в некоторых случаях.

Важные уточнения

При составлении УП на 2019 г. необходимо совершить важные действия:

  • утвердить рабочий план счетов для ведения аналитического и синтетического учета;
  • определиться с методами, с помощью которых можно будет оценивать тип имущества и различные обязательства (перед дебиторами и кредиторами);
  • определиться с датой, которую следует считать отчетной, т. е. после нее будут отображаться в учете важные события;
  • установить порядок проведения сверки имущества, ежегодной инвентаризации;
  • установить правила и сроки перемещения документов внутри предприятия;
  • организовать финансовый контроль;
  • другие.

Когда надо дополнять и менять

Особенности приказа об учетной политике организации

Учетная политика (далее — УП) представляет собой свод правил и требований по бухгалтерскому и налоговому учету, применяемых в организации. Разрабатывает ее бухгалтерская служба, а утверждает руководитель в специальном приказе. УП начинает действовать с даты, указанной в этом приказе (ст. 8 закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ; ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н; ст. 313 НК РФ).

В общих чертах приказ об УП ничем не отличается от других приказов по организации.

Никакой определенной формы для него не предусмотрено. Каждая организация разрабатывает свой формат документа, используя за основу данные, которые в обязательном порядке должны в нем присутствовать (п. 2 ст. 9 закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ):

  • номер, дата и место составления;
  • основание для издания приказа;
  • фраза «ПРИКАЗЫВАЮ»;
  • несколько пунктов, в каждом из которых указывают предписываемые действия;
  • если в приказе упоминается приложение, то в его в верхнем углу указывают слово «Приложение», его номер и номер и дату приказа, к которому оно принадлежит;
  • должностное лицо, на которое возложен контроль за исполнением приказа и приложений к нему;
  • дата введения в действие;
  • подпись руководителя;
  • отметка об ознакомлении с приказом ответственного работника.

Издается приказ на фирменном бланке с указанием реквизитов.

Приказы об УП издают не только, когда она утверждается, но также когда вносят изменения. Рассмотрим варианты приказов:

  • Правила и требования к бухгалтерскому учету и налоговому учету (БУ и НУ) прописывают в самом приказе.
  • Приказ только утверждает принятые правила и требования, которые подробно расписываются в отдельных приложениях к нему.

Скачать образец приказа об утверждении учетной политики можно здесь:

Не знаете свои права?

  • Приказ об изменении учетной политики.

Когда утверждается приказ об учетной политике на 2018 год

Организации, осуществляющие деятельность и уже имеющие УП, могут использовать на будущий отчетный год свою ранее принятую политику. Обязанности по изданию приказа на продление УП нет.

Приказ по учетной политике на 2018 год необходимо принять до 31.12.2017, если речь идет о новой УП.

Если организация в 2018 году только начинает свою работу, то приказ об учетной политике утверждается для целей бухгалтерского учета до первой отчетности, но не позднее 90 календарных дней, а для целей налогового учета — не позднее 1 месяца с момента госрегистрации.

Если УП перестала отвечать требованиям организации учета, то ее можно дополнить или изменить (п. 10 ПБУ 1/2008; ст. 313 НК РФ).

Изменения в УП вступят только с нового отчетного года, если они не требуют применять их сразу после внесения (п. 12 ПБУ 1/2008). Причиной корректировки может быть следующее:

  • в работе организации произошли значительные изменения;
  • организация намерена использовать новые способы ведения БУ;
  • изменения в нормативной базе.

Организации с общей системой учета все изменения, связанные с обновленной УП, вносят ретроспективно, т. е. когда новшества учитываются в предыдущие периоды, как будто измененная УП применялась с самого начала деятельности. Компании, применяющие упрощенный способ ведения БУ, в т. ч. и упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, могут отражать в БУ последствия изменений УП, оказавшие существенное влияние на финансовое положение организации, перспективно, т. е. изменения действуют только с периода введения политики в действие, если иного не требует законодательство РФ или нормативные акты по БУ (п. 15 ПБУ 1/2008).

***

Приказ об учетной политике организации в обязательном порядке должен присутствовать и в организациях, и у индивидуальных предпринимателей. Форму приказа организация разрабатывает самостоятельно и издает на фирменном бланке после прохождения государственной регистрации. После этого организация может не утверждать УП ежегодно — вплоть до появления изменений в работе или законодательстве. Если появляется необходимость дополнить или внести необходимые корректировки в разделы, оказывающие влияние на достоверность учета, то издается приказ об изменении или дополнении УП.