Чья концепция эго идентичность как центральное понятие. Эпигенетическая направленность теории э

Идентичность (лат. identicus - тождественный, одинаковый) - осознание личностью своей принадлежности к той или иной социально-личностной позиции в рамках социальных ролей и эго состояний. Идентичность, с точки зрения психосоциального подхода (Эрик Эриксон), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека . Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов, каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения - своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.

Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.

Единство и синтез - ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.

Социальная солидарность - ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность . Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни воспитание ребенка ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий:


Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии - надежда, а потенциальное отчуждение - временная спутанность.

Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против стыда и сомнения. Потенциальная эго-сила - воля, а потенциальное отчуждение - патологическое самоосознование.

Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: инициатива против вины. Потенциальная эго-сила - способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение - жесткая ролевая фиксация.

Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: компетентность против неуспешности. Потенциальная эго-сила - уверенность, а потенциальное отчуждение - стагнация действия.

Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила - цельность, а потенциальное отчуждение - тотальность.

Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила - любовь, а потенциальное отчуждение - нарциссическое отвержения.

Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила - забота, а потенциальное отчуждение - авторитарность.

Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния. Потенциальная эго-сила - мудрость, а потенциальное отчуждение - безисходность.

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности. Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Синдром патологии идентичности по Эриксону:

· регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;

· смутное, но устойчивое состояние тревоги;

· чувство изоляции и опустошенности;

· постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь;

· страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;

· враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;

· презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога. Раньше вопрос «Кто я?» автоматически вызывал перечисление традиционных социальных ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа требуют особого мужества и здравомыслия.

), является своего рода эпицентром жизненного цикла каждого человека. Она оформляется в качестве психологического конструкта в подростковом возрасте и от ее качественных характеристик зависит функциональность личности во взрослой самостоятельной жизни. Идентичность обусловливает способность индивида к ассимиляции личностного и социального опыта и поддержанию собственной цельности и субъектности в подверженном изменениям внешнем мире.

Данная структура формируется в процессе интеграции и реинтеграции на интрапсихическом уровне результатов разрешения базисных психосоциальных кризисов , каждый из которых соответствует определенной возрастной стадии развития личности. В случае позитивного разрешения того или иного кризиса, индивид обретает специфическую эго-силу, не только обусловливающую функциональность личности, но и способствующую ее дальнейшему развитию. В противном случае возникает специфическая форма отчуждения - своеобразный "вклад" в спутанность идентичности.

Эрик Эриксон, определяя идентичность, описывает ее в нескольких аспектах, а именно:

  • Индивидуальность - осознанное ощущение собственной уникальности и собственного отдельного существования.
  • Тождественность и целостность - ощущение внутренней тождественности, непрерывности между тем, чем человек был в прошлом и чем обещает стать в будущем; ощущение того, что жизнь имеет согласованность и смысл.
  • Единство и синтез-ощущение внутренней гармонии и единства, синтез образов себя и детских идентификаций в осмысленное целое, которое рождает ощущение гармонии.
  • Социальная солидарность - ощущение внутренней солидарности с идеалами общества и подгруппы в нем, ощущение того, что собственная идентичность имеет смысл для уважаемых данным человеком людей (референтной группы) и что она соответствует их ожиданиям.

Эриксон выделяет два взаимозависимых понятия - групповая идентичность и эго-идентичность. Групповая идентичность формируется благодаря тому, что с первого дня жизни ориентировано на включение его в данную социальную группу, на выработку присущего данной группе мироощущения. Эго-идентичность формируется параллельно с групповой идентичностью и создает у чувство устойчивости и непрерывности своего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Формирование эго-идентичности или, иначе говоря, целостности личности продолжается на протяжении всей жизни человека и проходит ряд стадий:

  1. Первая стадия индивидуального развития (от рождения до года). Базисный кризис: доверие против недоверия. Потенциальная эго-сила данной стадии - , а потенциальное отчуждение - временная спутанность.
  2. Вторая стадия индивидуального развития (1 года до 3 лет). Базисный кризис: автономия против и . Потенциальная эго-сила - , а потенциальное - патологическое самоосознование.
  3. Третья стадия индивидуального развития (от 3 до 6 лет). Базисный кризис: против . Потенциальная эго-сила - способность видеть цель и стремиться к ней, а потенциальное отчуждение - жесткая ролевая фиксация.
  4. Четвертая стадия индивидуального развития (от 6 до 12 лет). Базисный кризис: против неуспешности. Потенциальная эго-сила - , а потенциальное отчуждение - стагнация действия.
  5. Пятая стадия индивидуального развития (от 12 лет до 21 года). Базисный кризис: идентичность против спутанности идентичности. Потенциальная эго-сила - цельность, а потенциальное отчуждение - тотальность.
  6. Шестая стадия индивидуального развития (от 21 года до 25 лет). Базисный кризис: интимность против изоляции. Потенциальная эго-сила - любовь, а потенциальное отчуждение - нарциссическое отвержения.
  7. Седьмая стадия индивидуального развития (от 25 до 60 лет). Базисный кризис: генеративность против стагнации. Потенциальная эго-сила - забота, а потенциальное отчуждение - авторитарность .
  8. Восьмая стадия индивидуального развития (после 60 лет). Базисный кризис: интегративность против отчаяния . Потенциальная эго-сила - мудрость, а потенциальное отчуждение - .

Для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, которая выдвигается обществом. Общество определяет также содержание развития на разных этапах жизненного цикла. По Эриксону, решение задачи зависит как от уже достигнутого уровня развития индивида, так и от общей духовной атмосферы общества, в котором он живет.

Переход от одной формы эго-идентичности к другой вызывает кризисы идентичности . Кризисы, по Эриксону, - это не болезнь личности, не проявление невротического расстройства, а поворотные пункты, «моменты выбора между прогрессом и регрессом, интеграцией и задержкой».

Подобно многим исследователям возрастного развития, Эриксон особое внимание уделял подростковому возрасту , характеризующемуся наиболее глубоким кризисом. Детство подходит к концу. Завершение этого большого этапа жизненного пути характеризуется формированием первой цельной формы эго-идентичности. Три линии развития приводят к этому кризису: это бурный физический рост и половое созревание («физиологическая революция»); озабоченность тем, «как я выгляжу в глазах других», «что я собой представляю»; необходимость найти свое профессиональное призвание, отвечающее приобретенным умениям, индивидуальным способностям и запросам общества.

Основной кризис идентичности приходится на юношеский возраст. Итогом этого этапа развития является либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в развитии, так называемая диффузная идентичность.

Интервал между юностью и взрослым состоянием, когда молодой человек стремится путем проб и ошибок найти свое место в обществе, Эриксон назвал психическим мораторием. Острота этого кризиса зависит как от разрешенности более ранних кризисов (доверия, активности и др.), так и от всей духовной атмосферы общества. Непреодоленный кризис ведет к состоянию острой диффузной идентичности, составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности по Эриксону:

  • регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса;
  • смутное, но устойчивое состояние тревоги;
  • чувство изоляции и опустошенности;
  • постоянное пребывание в состоянии чего-то такого, что может изменить жизнь;
  • страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола;
  • враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских;
  • презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного (по принципу «хорошо там, где нас нет»). В крайних случаях имеет место поиск негативной идентичности, стремление «стать ничем» как единственный способ самоутверждения.

Обретение идентичности становится в наши дни важнейшей жизненной задачей каждого человека и, безусловно, стержнем профессиональной деятельности психолога. Раньше вопрос «Кто я?» автоматически вызывал перечисление традиционных социальных ролей. Сегодня, как никогда, поиски ответа требуют особого мужества и здравомыслия.

Западный подход трактует процесс самоопределения как процесс формирования идентичности. По Э.Эриксону, поиск личностной идентичности – центральная задача взросления, хотя в последующие периоды жизни переопределение идентичности также возможно. Идентичность – сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени (Каков Я? Каким мне хотелось бы стать? За кого меня принимают? Как сочетать предыдущие роли и навыки с идеалами сегодняшего дня?). В период взросления, изменяясь физически и психически, осознавая новые социальные ожидания, необходимо достичь нового качества идентичности: объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями, в непротиворечивую целостность (какая я дочь, студенка, подруга, будущий педагог), отбросить противоречащее, согласовать самооценку и оценку окружающих. Иными словами, надо собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья, дочери, студенты, спортсмены, музыканты, хористы и т.д.) и интегрировать в личную идентичность, так рождается новый социально-психологический параметр эго-идентичность. И самое главное, чтобы это было тождественно тебе, целостно, что также воспринималось референтными лицами, что возросшая уверенность в восприятии себя подтверждалось обратной связью в межличностном общении.

Кризис идентичности включает ряд противостояний:

· временная перспектива или расплывчатое чувство времени,

· уверенность в себе или застенчивость,

· экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли,

· ученичество или паралич трудовой деятельности,

· сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация,

· отношения лидер/последователь или неопреленность авторитета,

· идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.

Чем успешнее справляется с первым кризисом идентичности, тем легче справиться с подобными переживаниями в будущем. Эриксон обращал внимание на то, что чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, бритоголовые, делинквентные личности) вырывают подростка из его социального окружения и ограничивают растущую делинквентность. Кроме того, отдельным социальным группам трудно достичь ясного ощущения в обществе, н-р молодой женщине в обществе, которое рассматривает женщин как людей второго сорта. А также подростки уязвим для стрессов, сопровождающих резкие социальные, политические и технологические изменения. Ценностный вакуум, рожденный смутными годами перестройки родил ценности бандитского образа жизни, легкой наживы, необязательности образования, работы и проч. Пропасть между поколениями, коррумпированность национальных лидеров превратила правду одного поколения в мифы для следующего. Социальный протест как попытка построить собственную систему ценностей.

В случае неудачи (эго-идентичность не рождается) - диффузия идентичности (ролевое смешение) – неспособность завершить психосоциальное самоопределение (чаще всего, как неспособность выбрать карьеру или продолжить образование). Кроме неспособности продолжить образование или выбрать карьеру, это и другие специфические трудности:

· диффузия времени – нарушение восприятия времени: либо ощущение жесточайшего цейтнота или растянутость, скука, пустота.

· Застой в работе – нарушение работоспособности в виде поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям, сестрам, неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу,

· Отрицательная идентичность – отрицание, до презрения, всех прелагаемых ролей и ценностей, ориентация на противоположное – опасные, вредные, нежелательные формы поведения (алкоголь, наркотики).

Пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, делинквентное поведение. Однако неудачи в достижении личной идентичности не обязательно обрекают подростка на нескончаемые поражения в жизни, Эриксон более, чем другие персонологи, подчеркивал, что жизнь – это постоянные изменения. Когда ты упал на самое дно, снизу постучали. Эго-идентичность – это борьба на всю жизнь.

Успешный выход из кризиса идентичности – верность, как «способность подростка быть верным своим привязанностям и обещаниям, несмотря на неизбежные противоречия в его системе ценностей», способность принимать и придерживаться морали, этики и идеологии общества.

Понятие«психосоциальный мораторий» (устанавливаемая правительством отсрочка выполнения обязательств на определенный срок или время действия каких-либо чрезвычайных обстоятельств) у Эриксона – интервал времени, когда общество терпимо относится к пробам различных социальных и профессиональных ролей молодыми людьми. Система высшего образования своего рода отсрочка окончательного выбоар взрослых ролей.

Свойственна (но не заметна) огромная внутренняя работа, связанная с поиском перспектив жизненного пути. Начинает появляться чувство ответственности за себя , выбор, который является в какой-то степени свидетельством высокого уровня тревожности (чем выше интеллект – тем выше тревожность). Кроме того, сохраняется сензитивность к освоению внутреннего мира – рефлексирует собственные склонности, способности, личностные качества, позволяющих быть успешным в желаемом жизненном пути. Значима работа психолога, профконсультанта, т.к. всех требований профессии и своих особенностей знать не может – помочь представить себя в профессии.

Ведущая деятельность и психические новообразования юношеского возраста.

Этот возраст сензитивен к формированию ценностных ориентаций личности как устойчивым образования личности и к формированию определенного мировоззрения и определенного отношения к окружающей действительности . Поэтому сензитивен к воспитательным воздействиям. Если в предыдущем периоде, стремясь к саморазвитию, самовоспитанию – пути и цели не может простроить, в этом возрасте способен.

Среди основных характеристик личности можно выделить такие, которые определяют умение человека принимать самостоятельные решения, управлять обстоятельствами жизни и самим собой. Человек, достигший полного развития личности, способен ставить цели и их достигать . Формируется способность быть независимым от факторов влияния окружающей среды. Разделяемые и внутренне принятые ценностные ориентации как опорные установки для принятия решений и регуляции поведения определяют тот факт, что потребности приобретают сознательный и произвольный характер.

Изменяется мотивация выбора любимого предмета – если раньше потребность в самоутверждении и удовлетворялась на этом предмете – был любимый, плюс важную роль играет личность учителя – перенос любви к учителю на предмет. Сейчас для пользы, выбора жизненного пути.

К моменту окончания школы у старшего школьника должна сформироваться психологическая готовность к вступлению во взрослую жизнь. Она предполагает наличие потребности и способности с возможной полнотой реализовать себя во взрослой жизни (гражданская позиция, труд, будущая семья). Это включает потребность в общении и ее реализации, развитие теоретического мышления и способность ориентироваться в разных формах теоретического сознания, потребность в труде и способность трудиться.

В психологическом плане в период юности решаются задачи окончательного самоопределения и интеграции в общество взрослых. При этом обычно ведущая деятельность является учебно-профессиональной (Д,Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев). Д.И. Фельдштейн считаеттруд и учение (может быть и трудовой), профессиональное самоопределение (к окончанию школыскорее психологическая готовность к профессиональному самоопределению).

· Сформированность теоретического мышления, научного и гражданского мировоззрения, самосознания, рефлексии,

· Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности (потребность занять внутреннюю позицию взрослого человека – члена общества, потребность в общении, потребность в труде, нравственные установки, ценностные ориентации, временные перспективы),

· Становление предпосылок индивидуальности (осознание своих способностей, интересов, критического отношения к ним)

Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс. Выбор профессии проходит несколько стадий:

1. фантастический выбор (до 11 лет) – ребенок еще не связывает цели и средства: мало представлений о профессиях, еще нет выраженных интересов и склонностей,

2. пробный выбор (16-19 лет) – интеллектуальное развитие, реальный опыт, но нет уверенности в своих способностях,

3. реалистический выбор (после 19 лет) – обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира.

Психологические факторы профессионального самоопределения

(Н.С. Пряжников)

1. осознание ценности общественно полезного труда,

2. общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране,

3. осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации,

4. общая ориентировка в мире профессионального труда,

5. выделение дальней профессиональной цели (мечты),

6. согласование мечты с другими важными жизненными целями (семейными, личностными, досуговыми),

7. знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение изранной цели и др.

Итак, специфика социальной ситуации развития заключается в необходимости выбора своего жизненного пути. Эта необходимость выбора и обуславливает своеобразную внутреннюю позицию в первый период юности, которая длится до окончания школы, ССУЗа.

Основные новообразования:

· Профессиональные интересы

· Повышенные требования к моральному облику человека, его гражданской позиции

· Потребность в самоопределении

· Способность к самовоспитанию и самообразованию

· Осознание своих жизненных перспектив

В литературе указываются и другие, например первую любовь, а иногда и раньше, здесь в связи с формированием ценностного плана личности и повышенных требований к личности человека. Юношеская любовь предполагает большую степень интимности, чем дружба, и она как бы включает в себя дружбу. Юношеские мечты о любви отражают потребность в эмоциональном тепле, понимании, душевной близости, замирают в ожидании прихода глубокого, яркого чувства. Это часто не совпадает с чувственностью, связанной с физическим взрослением (И.С. Кон: мальчик не любит женщину, к которой его влечет, и его не влечет к женщине, которую он любит). Влюбляясь, они верно называют дружбой зарождающуюся привязанность, и в то же время испытывают сильный эротизм, лишенный тонкого психологического содержания. Часть преувеличивает физические аспекты сексуальности, некоторые пытаются от этого отгородиться: психологические защиты интеллектуализм (неинтересна), аскетизм (грязна).

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. Эго-идентичность - не сознавание, а чувство-ощущение "Я развиваюсь, но я— тот же самый". Как разговор о чувствах, поиски эго-идентичности скорее относятся к женскому подходу и женской психотерапии .

Откуда это взялось?

Когда к психоаналитику Эрику Эриксону приходили пациенты с жалобами на "потерю себя", с вопросами «Кто я? Туда ли направлена моя жизнь, не сбилась ли я с пути?», ему нужно было эти вопросы интерпретировать с точки зрения психоанализа, перевести на язык психоанализа. Первичные влечения (Ид, "Оно") - это не ответ на вопрос пациентов "Кто я?" Внушения и требования общества (ты сын, ты ученик, ты адвокат) - понятно тем более "Не я", тем более для психоаналитика. Самое близкое - это понятие "Эго".

Согласно теории Фрейда, Эго - это один из элементов человеческой психики, выполняющий роль посредника как между внешним и внутренним миром, так и между Ид и Супер-Эго . Эго создает защитные механизмы и обеспечивает непрерывность и последовательность поведения, реализуя личную точку отсчета, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленными предвидением и воображением). Эриксон предположил, что Эго может формировать представление человека о самом себе, отвечать на вопрос "Кто я?", и назвал это эго-идентичностью.

Эго-идентичность обозначает целостность развивающейся личности; тождественность и непрерывность нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития. "Я развиваюсь, но я— тот же самый".

То, кем я вижу и считаю себя здесь и сейчас, в данной ситуации или на данном отрезке жизненного пути - это личностная идентичность . Если просто что-то "знаю" о себе - это скорее личностная идентичность. Если я "чувствую, кто я и где я нахожусь", это скорее эго-идентичность. Если я могу интегрировать свои разные личностные и социальные роли плюс ощущаю непрывность себя и своего развития, это эго-идентичность.

Эго-идентичность всегда устойчивее, если она подкрепляется окружающими людьми.

Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человека психической энергией "субъективное чувство непрерывной самотождественности", вид "созидательной полярности самовосприятия и восприятия человека другими".

Чувство эго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенность в направлении своего жизненного пути. При кризисе эго-идентичности исчезают или снижаются целостность, тождественность и вера человека в свою социальную роль. Самый острый и типовой кризис идентичности - это пора юности.

Я взрослый или еще ребенок? Я тот, который крутой - или который ботаник? Я математику люблю или только увлекаюсь? Я верующий или это смешно? Я патриот или ну его? Я любитель пепси-колы или осознанное существо?

Необходимое условие для формирования эго-идентичности - определение индивида в трех основных сферах: профессии, религии и политики.

Размышления

По-видимому, у понятия «личностная идентичность» нет жестких рамок и внешних, научных, объективных критериев. Как пишет О.А.Карабанова,

«Идентичность понимается как самотождественность и включает три основных параметра: самотождественность как внутреннюю тож-дественность самому себе во времени и в пространстве; признание самотождественности личности значимым социальным окружени-ем; уверенность в том, что внутренняя и внешняя идентичность сохраняются и имеют стабильный характер».

Признание самотождественности личности значимым социальным окружением - при всей зыбкости, по-видимому, самое устойчивое основание этого определение. Если здравые, хорошо знающие меня люди меня узнают как меня, могут всегда сказать что «ты остаешься собой» (и им это нравится), то это как-то проверяемо и объективно.

Если же «внутренняя тождественность самому себе» понимается как чувство непрерывной тождественности человека самому себе, то эта грань понятия более трудная. Чувство - вещь лукавая. Сегодня чувствуется одно, завтра - другое, а что захочется придумать про себя завтра - не знает иногда никто, тем более если личность имеет истероидные, демонстративные черты… Тем не менее, людям обычно очень важно «себя считать собой», не выходить за рамки, которые они сами считают своими естественными границами.

«Я - женщина, а не мужчина. Я мать, а не равнодушное к своим детям существо. Я - честная и любящая…»

Эго-идентичность без психоанализа

Я понимаю, что у юноши (девушки) могут быть самые разные вгляды на себя, на людей и на общество. В юности этих взглядов может быть сильно много, они могут быть не согласованы, противоречить друг другу, а при малой их осознанности нередко превращаться в полный туман и путаницу. В результате поведения и чувства человека могут быть неустойчивы, непоследовательны, противоречить друг другу и вызывать недоумение у окружающих. Это - понятно.

Понятно, что эта ситуация личностно и социально неудобная, и с помощью разумных взрослых или собственного разума юноши и девушки порядок у себя в голове постепенно наводят. Тогда у них появлятся личностная идентичность (определенность в статичном видении "кто я", в своих личностных и социальных ролях на сегодня) и эго-идентичность (ощущение понятности и определенности своего жизненного пути, ощущение "Я иду туда, все будет ОК). Так?

Те, кто порядок у себя в голове не навели (пока или вообще у них это не получается) - начинают маяться. Собственно, они бы не маялись, потому что им самим определенность нужна так же, как облакам или речкам - то есть вовсе не нужна. Но в обществе без определенности не проживешь, с такими бесформенными никто дела иметь не хочет, им так или иначе говорят: "Друзья, определяйтесь, вы с кем и против кого. Чему будете учиться, куда собираетесь идти работать?" А когда есть неудобные требования, люди на всякий случай начинают переживать: "вы знаете. у меня личностный кризис". И им психотерапевты подсказывают: "Да, да, у вас кризис эго-идентичности. Пожалуйте на психотерапевтические сессии". Задача последующей психотерапевтической работы - подсказать человеку, как ему определиться, но подсказать скрыто: сделав вид, что это не подсказка психотерапевта, а что человек сам открыл это в глубине своей души.

И он открывает, что в юности это - верность своему выбору, попозже - любовь и близкие отношения, далее работа и забота, и к завершению жизненного пути - мудрость. Вот такие добрые и разумные подсказки психотерапевта, которые человек найдет в себе сам под его чутким руководством.

Личностная и эго-идентичность

Личностная идентичность фиксирует статику, кем, в какой роли человек ощущает себя сейчас. Эго-идентичность говорит скорее об интеграции ролей и идентификаций, причем это ощущение развития, движения от прошлого к будущему.