Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки злыднева татьяна павловна. Опыт организации исследовательской деятельности обучающихся в учреждениях довузовского профессионального образования при ре

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Программа профессионального дополнительного образования

«Исследовательская деятельность учащихся в системе общего и дополнительного образования детей» (Организация исследовательского обучения).

Объем – 72 часа.

Москва 2008

Аннотация

₋ представления об информационных ресурсах, поддерживающих исследовательскую деятельность учащихся (включая литературные источники, интернет-ресурсы и др);

₋ представления о существующих в России и в мире исследовательских конференциях и конкурсах, применяемых на них критериальных системах оценки исследовательских работ учащихся, методике подготовки учащихся к участию в конференциях разной направленности;

₋ основные принципы экспертизы исследовательской деятельности – на уровнях ученических исследовательских работ; организации исследовательского процесса.

2.4. Востребованность специалистов, прошедших повышение квалификации по данной программе.

Слушатели, освоивших программу, востребованы в учреждениях дополнительного образования детей, блоках дополнительного образования общеобразовательных учреждений, лицеях, гимназиях, региональных инновационных сетях по развитию исследовательской деятельности учащихся. Данная программа ориентирована на повышение квалификации педагогов (педагогов дополнительного образования детей, учителей, научных работников и др.), непосредственно занимающихся с детьми учебно-исследовательской работой, а также методистов, управленческих кадров, организующих учебно-исследовательскую деятельность обучающихся. С этой целью представлено два учебно-тематических плана для названных категорий педагогических работников.

2.5. Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится в форме защиты курсовых работ - педагогических проектов, выстраиваемых на основе реальной практики каждого слушателя и направленных на проектирование в рамках этой практики элементов исследовательского обучения.

Типы курсовых работ слушателей и их основные разделы:

1. Программа элективного курса

Учебно-тематический план,

Поурочное планирование,

Список литературы

2. Программа дополнительного образования

Паспорт программы,

Пояснительная записка,

Организация образовательного процесса,

Учебно-тематический план,

Методическое обеспечение,

Условия реализации,

Список литературы (отдельно для учащихся и педагогов),

Ожидаемые результаты и критерии их оценки.

3. Методическое пособие

Методика организации исследовательской работы по определенной теме,

Примеры дидактических материалов,

Список тем исследовательских работ,

Список литературы.

4. Концепция

Область управленческой деятельности (учебно-воспитательная работа, психологическая служба, мониторинг качества образования и др.),

Пояснительная записка,

Годовой план работы,

Ожидаемые результаты и способы их фиксации,

Список литературы.

5. Исследовательская разработка

Постановка проблемы,

Гипотеза исследования, экспериментальные исследования и их анализ,

Результаты и выводы.

3. Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

К-во часов

Из них прак

Введение в педагогику исследовательской деятельности учащихся

Исследовательская деятельность учащихся как способ построения развивающего обучения, деятельностного содержания образования

Исследовательская деятельность учащихся как дидактическая система. Реализация дополнительного образования средствами исследовательской деятельности

Параметры профессионализма руководителя исследовательской деятельности учащихся

Постановка задачи на разработку темы курсовой работы слушателя курсов

Теория и методология исследовательской деятельности учащихся

История развития проектного и исследовательского обучения, современное состояние исследовательской деятельности в Москве и России

Теоретическая база исследовательского обучения. Элементы исследовательского обучения

Модель исследовательской деятельности (исследовательского обучения): 1) понятийная система; 2) содержание; 3) средства и формы; 4) результаты

Нормативное обеспечение и экспертиза результатов исследовательской деятельности

Типология исследовательских задач

Методика организации исследовательской деятельности учащихся

Проектирование различных форм исследовательской деятельности учащихся

Разработка образовательных программ, использующих элементы исследования

Методика организации исследовательской деятельность в учреждениях различного вида (учреждения общего, дополнительного образования)

Модель предметно-тематического содержания исследовательской деятельности в образовательном учреждении

Методика реализации исследовательской деятельности в области естественных наук

Методика реализации исследовательской деятельности в области гуманитарных наук

Обеспечение исследовательской деятельности (психологическая служба, программно-методическая работа и т. д.)

Проектирование исследовательской экспедиции учащихся

Проектирование исследовательской конференции учащихся

Практическая экспертная работа в составе комиссии юношеской исследовательской конференции

Использование современных информационных технологий при выполнении исследовательских работ

Индивидуальное консультирование. Подготовка и защита курсовой работы.

Всего

Введение

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА 14

1.1. Теоретико-методологические подходы к организации исследовательской деятельности студентов 14

1.2. Исследовательская деятельность студентов специальности «Прикладная математика и информатика» в системе профессиональной подготовки 38

1.3. Модель системы организации исследовательской деятельности будущих математиков, системных программистов...75

Выводы по первой главе...107

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ПРИКЛАДНАЯ МАТЕМАТИКА И ИНФОРМАТИКА» 111

2.1. Задачи, структура и методика педагогического эксперимента 111

2.2. Методика организации исследовательской деятельности студентов в курсе «Системное и прикладное программное обеспечение» 131

2.3. Оценка эффективности работы по организации исследовательской деятельности студентов 152

Выводы по второй главе 169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 171

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. ...176

ПРИЛОЖЕНИЯ 194

Введение к работе

Актуальность темы. В настоящее время, в период научно-технического прогресса, вызвавшего значительные изменения во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в области образования, когда процессы демократизации и гуманизации проникают в систему образования, создают возможность для максимального развития каждой личности, ее индивидуальных особенностей, цель профессиональной подготовки преобразуется и наполняется новым содержанием. Доминантой цели современного образования является формирование личности, способной к самостоятельному познанию, самоопределению и творческому саморазвитию.

Научно-технический прогресс сопровождается постоянным накоплением новой информации, поэтому во все времена, а особенно сейчас, обществу требуются специалисты, способные самостоятельно ориентироваться в потоке меняющейся информации, способные сравнивать, анализировать, находить лучшие варианты решений, т.е. проводить исследования. Только такие люди, а не простые исполнители, смогут поднять процесс производства на высокий уровень. Достижение качественно нового состояния общества во многом зависит от включения в деятельность по его преобразованию каждого человека. Уже в период обучения в вузе будущих специалистов необходимо поставить в активную позицию субъекта деятельности, при которой он мог бы проявить самостоятельность, инициативность и творчество, а учебную деятельность студентов организовать таким образом, чтобы она являлась средством их профессионального становления. Одним из путей решения данной проблемы является организация исследовательской деятельности студентов.

В нормативно-правовых документах, регулирующих деятельность вузов (Закон Российской Федерации «Об образовании», Национальная доктрина образования в РФ и др.), неоднократно указывалось на необходимость совершенствования системы научно-исследовательской работы студентов.

Так, в «Федеральной программе развития образования» среди основных направлений развития высшего профессионального образования названы: обеспечение условий для развития личности и творческих способностей студентов, индивидуализация форм, методов и систем обучения, в том числе на основе вариативных образовательных программ высшего профессионального образования; совершенствование научно-исследовательской и научно-технической деятельности высших учебных заведений и других организаций системы образования на основе развития научных школ по приоритетным направлениям науки и техники; разработка мер по широкому привлечению студентов к исследовательской работе (187). Данные положения были закреплены в Постановлении Правительства «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» (130). Это обязывает педагогов высшей школы обращаться к таким формам и методам обучения, которые бы позволили организовать процесс формирования исследовательских умений и творческого мышления студентов.

Еще Н.И. Пирогов полагал, что главной задачей высшей школы является «развитие у студентов таланта, самостоятельной деятельности ума и истиной любви к науке» (139, с. 215-216). В сложившейся практике традиционного вузовского обучения студент выступает чаще всего как объект педагогического воздействия, реализация его творческих возможностей предполагается только в будущей профессиональной деятельности. Довольно часто знания о последовательности, приемах и методах исследования студенты приобретают стихийно, несистематично. Поэтому, весьма актуальным является переход от репродуктивных методов обучения к исследовательским, с высокой степенью самостоятельности, которые обеспечивают эффективное формирование профессиональных знаний, побуждают к развитию познавательной активности, создают условия для реализации и совершенствования личности, использования исследовательских умений студентов в реальной учебной деятельности. Р.А. Низамов отмечает, что «процесс обучения в вузе достигнет цели и задач, стоящих перед ним, если он будет опираться на са-

мостоятельную, исследовательскую деятельность студентов и таким образом будет развивать у них творческие способности» (124, с. 77).

Психолого-педагогические основы исследовательской деятельности студентов раскрыты в трудах СИ. Архангельского, В.И. Андреева, Ю.К. Ба-банского, В.В. Давыдова, СИ. Зиновьева, В.А. Крутецкого и др.

Можно выделить множество направлений исследования в области данной тематики.

Специфику исследовательской деятельности студентов, формы и виды сотрудничества преподавателей и студентов рассматривают Л.И. Аксенов, Б.И. Сазонов, Н.В. Сычкова; место и роль научных исследований в системе высшего образования определены Л.А. Горбуновой; психолого-педагогические факторы успешности НИРС выявлены Л.Ф. Авдеевой; научно-исследовательскую работу студентов как элемент подготовки будущих специалистов рассматривают З.Ф. Есарева, Н.М. Яковлева; педагогические условия взаимосвязи учебной и научной исследовательской деятельности студентов выявлены В.Н. Намазовым; социальные функции НИРС и опыт разработки комплексного планирования исследовательской деятельности студентов проанализированы Л.Г. Квиткиной; исторические проблемы студенческих исследований выявлены М.В. Ковалевой; научная деятельность высших учебных заведений, ее виды и специфика рассматривается Ю.В. Васильевым, Г.А. Засобиной, Н.В. Волковым; изучением практики научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы студентов занимались Е.П. Елютин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин; проблеме формирования исследовательских умений у студентов во время учебной деятельности посвящены исследования П.Ю. Романова, В.П. Ушачева; вопросы развития научно-исследовательской культуры учителя раскрыты Т.Е. Климовой.

Следовательно, можно утверждать, что в настоящее время сложились определенные предпосылки исследования проблемы организации исследовательской деятельности студентов:

    социальные - потребность общества в специалистах, способных к самостоятельности, инициативности и творчеству, к преобразовательной деятельности, профессиональной мобильности;

    теоретические - разработан комплекс вопросов теории педагогики и психологии по организации исследовательской деятельности и формированию исследовательских умений студентов в процессе обучения;

    практические - накоплен определенный опыт организации исследовательской деятельности студентов в различных вузах.

На первый взгляд, проблема исследовательской деятельности студентов разработана достаточно, но это только в общем, педагогическом плане. В вопросах организации исследовательской деятельности в рамках конкретных учебных дисциплин довольно много пробелов. Можно выделить значительное количество диссертационных исследований лишь в области математики (В.В. Николаева, Г.В. Денисова, ВТ. Заворуева, A.M. Радьков, В.А. Гусев и др.) и дисциплин педагогического цикла (Н.С. Амелина, Г.П. Храмова, Н.М. Яковлева и др.). Методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения других дисциплин разработана довольно слабо (физика, биология, астрономия) либо не разработана вовсе. В настоящее время, в период активного развития вычислительной техники и информационных технологий, особенно остро стоит вопрос о необходимости организации исследовательской деятельности студентов в рамках дисциплин информатики.

Несмотря на наличие значительного числа публикаций, посвященных проблеме исследовательской деятельности студентов, в существующей теории и практике образования недостаточно разработаны вопросы организации исследовательской деятельности будущих специалистов, обучающихся на университетских специальностях (не педагогических), в частности будущих математиков, системных программистов.

Таким образом, выявлено противоречие между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности специалиста в условиях современного

общества и фактическим уровнем готовности выпускников высших учебных заведений к выполнению своих профессиональных функций. Кроме того, выявлена необходимость организации исследовательской деятельности студентов в рамках дисциплин информатики для повышения эффективности профессиональной подготовки. Все это определило проблему исследования: разработка дидактических основ организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в целях повышения ее эффективности для специалистов по прикладной математике и информатике.

Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования - «Организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе профессиональной подготовки».

Цель исследования - построение системы организации исследовательской деятельности студентов, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки.

Объект исследования - профессиональная подготовка студентов негуманитарных факультетов университета.

Предмет исследования - исследовательская деятельность студентов негуманитарных факультетов университета в процессе изучения информатики.

Отмеченное ограничение объема объекта и предмета исследования связано со спецификой студенческого контингента, на базе которого проводился формирующий эксперимент.

Ключевая идея исследования отражается в гипотезе, согласно которой организация исследовательской деятельности студентов университета в процессе их профессиональной подготовки приобретает характер эффективно действующей системы, если реализуется следующий комплекс педагогических условий:

1) организация «субъект-субъектного» взаимодействия в системе «пре
подаватель-студент» в процессе исследовательской деятельности;

2) формирование ценностного отношения студентов к исследова
тельской деятельности;

3) компетентность преподавателя в вопросах организации исследова
тельской деятельности студентов в рамках изучения конкретных дисциплин.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи:

    Изучить состояние проблемы по организации исследовательской деятельности студентов и определить теоретико-методологические подходы к ее эффективному решению.

    Теоретически обосновать структуру и компоненты исследовательской деятельности студентов, определить ее роль и место в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по прикладной математике и информатике.

    Разработать модель системы организации исследовательской деятельности студентов и внедрить ее в практику обучения.

    Определить педагогические условия, обеспечивающие эффективность организации исследовательской деятельности студентов.

    Разработать методику организации учебно-исследовательской деятельности студентов в процессе изучения дисциплин информатики.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

Теория системного подхода (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг,
В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин) и его положения в решении педагогических про
блем (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, Т.А. Ильина, В.А. Сластенин и др.);

положения деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, М.С. Каган, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);

идеи личностно-ориентированного подхода (В.А. Беликов, Е.П. Бело-зерцев, Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, В.В. Краевский, В.Я. Ляудис, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.);

идеи организации педагогического процесса с позиций модульного (М.И. Махмутов, Д. Рассел, Н.М. Яковлева и др.) и технологического (В.М. Кларин, Г.К. Селевко и др.) подходов;

теория профессионального образования (С.Я. Батышев, А.П. Беляева, А.Г. Гостев, Е.А. Климов, В.М. Распопов, А.Н. Сергеев и др.).

Для реализации цели, проверки гипотезы и решения поставленных задач использован комплекс взаимосвязанных методов, представленных ниже в соответствии с этапами исследования.

Экспериментальная база и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа по проблеме диссертационного исследования осуществлялась на базе физико-математического факультета Магнитогорского государственного университета (МаГУ) и Сибайского института Башкирского государственного университета (БГУ).

Исследование проводилось с 2000 по 2006 год в три этапа.

Первый этап (2000-2001 гг.) - определение проблемы исследования и выявление ее актуальности; изучение, обобщение и систематизация информации по проблеме исследования в философской, психологической, педагогической и методической литературе; анализ состояния исследовательской деятельности студентов в университете и, в частности, на физико-математическом факультете; изучение и анализ нормативных документов, учебных планов и ГОС. Это позволило разработать и уточнить понятийный аппарат исследования, сформулировать рабочую гипотезу, наметить цели, задачи, методы исследования, провести констатирующий эксперимент. На данном этапе использовались следующие методы: теоретические (анализ, систематизация, обобщение); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, фиксирование результатов, организация и проведение эксперимента); методы математической статистики.

Второй этап (2002-2004 гг.) - поиск путей, методов и приемов организации исследовательской деятельности студентов, обучающихся на специальности «Прикладная математика и информатика» физико-математического

факультета; разработка системы организации исследовательской деятельности будущих математиков, системных программистов и ее модели; определение комплекса педагогических условий эффективности организации исследовательской деятельности студентов; определение структуры и содержания формирующего эксперимента; осуществление эксперимента; разработка методики организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение», «Практикум на ЭВМ». Основные методы второго этапа: теоретические (систематизация, обобщение, моделирование); эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, фиксирование результатов, эксперимент); методы математической статистики.

Третий этап (2005-2006 гг.) - продолжение экспериментальной работы по проверке эффективности разработанной нами системы организации исследовательской деятельности студентов; качественный и количественный анализ результатов; систематизация и обобщение итогов теоретико-экспериментального исследования; оформление диссертации. По результатам; диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в образовательный процесс методические указания по организации исследовательской деятельности студентов в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин. Основные методы третьего этапа исследования: теоретические (систематизация, обобщение); эмпирические (проведение эксперимента, анализ результатов); методы математической статистики и информационных технологий (выявление статистических зависимостей, компьютерная обработка данных, графическое отображение результатов).

Научная новизна исследования состоит в том, что: 1) построена и теоретически обоснована система организации исследовательской деятельности студентов в соответствии с целями обучения, сформулированными на основе требований, предъявляемых к подготовке специалистов;

    выявлен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации исследовательской деятельности будущих специалистов по прикладной математике и информатике;

    разработана методика, позволяющая перевести студента в субъектную позицию, что достигается использованием проблемного обучения, системы заданий различного уровня сложности, выбором индивидуальной стратегии обучения.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

    уточнены сущностные характеристики и содержание понятия «организация исследовательской деятельности студентов»;

    теоретически обоснованы структура и компоненты системы организации исследовательской деятельности студентов;

    разработана и обоснована поэтапная организация учебно-исследовательской деятельности студентов в системе профессиональной подготовки.

Практическая значимость исследования определяется тем, что:

1) разработана программа спецкурса «Введение в исследовательскую
деятельность», целью которого является формирование творческой личности,
обладающей элементарными навыками самостоятельной исследовательской
работы; изучение данного спецкурса предполагается на всех университет
ских специальностях негуманитарных факультетов университета;

    разработана методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение» и «Практикум на ЭВМ», представленная в учебно-методических комплексах (УМК) по данным дисциплинам;

    разработаны и опубликованы методические указания по организации исследовательской деятельности студентов, которые используются в учебном процессе на кафедре прикладной математики и вычислительной техники Ма-ГУ и на кафедре прикладной математики и информационных технологий Си-байского института (филиала) Башкирского государственного университета, а также могут быть использованы при подготовке студентов тех специально-

стей, для которых государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение языка программирования Си.

Материалы исследования могут использоваться в практике работы учреждений профессионального образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечивается совокупностью выбранных методологических позиций; применением комплекса научных методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки обследованных студентов; повторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследования; количественным и качественным анализом экспериментальных данных; внедрением результатов исследования в образовательную практику высших учебных заведений.

Основные положения, выносимые на защиту:

    модель системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика», представ--ленная взаимосвязанными модулями: теоретико-методологическим, профессионально-ориентированным, организационно-технологическим и контроль-: но-регулировочным;

    комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации исследовательской деятельности студентов: а) организация «субъект-субъектного» взаимодействия в системе «преподаватель-студент» в процессе исследовательской деятельности; б) формирование ценностного отношения студентов к исследовательской деятельности; в) компетентность преподавателя в вопросах организации исследовательской деятельности студентов в рамках изучения конкретных дисциплин.

    методика организации учебно-исследовательской деятельности студентов в предметных курсах «Системное и прикладное программное обеспечение», «Практикум на ЭВМ».

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством: публикаций в печати; отчетов на заседаниях кафедры педагогики, кафедры прикладной математики и вычислительной техники МаГУ;

выступлений на методологических семинарах аспирантов и соискателей Магнитогорского государственного университета, на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей МаГУ (с 2000 по 2005 гг.). Материалы исследования излагались на международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы информатики и информационных технологий» (г. Тамбов, 2005 г.), «Психология и педагогика современного образования в России» (г. Пенза, 2006 г.), на всероссийской научно-практической конференции «Фундаментальные науки и образование» (г. Бийск, 2006 г.). Основные положения, выводы и рекомендации исследования, имеющие теоретическое и прикладное значение, содержатся в публикациях. Материалы диссертационного исследования прошли апробацию в Магнитогорском государственном университете и Сибайском институте Башкирского государственного университета.

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит *из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В диссертации представлено 17 таблиц, 6 схем и 8 гистограмм?

Теоретико-методологические подходы к организации исследовательской деятельности студентов

В настоящее время исследовательская деятельность студентов является обязательным составным элементом профессиональной подготовки будущих специалистов, так как основная задача высшей школы состоит: 1) в подготовке студентов «к образованию через всю жизнь» (в отличие от образования «на всю жизнь»); 2) в ориентации их на самообразование, мотивацию к пополнению знаний и готовности к переучиванию в зависимости от потребностей рынка интеллектуального труда. При таком подходе ведущей в обучении студентов становится ориентация на овладение логикой исследовательского процесса.

Анализ публикаций ученых, рассмотревших различные аспекты исследовательской работы студентов, показывает, что в теории нет однозначного определения этого понятия. Ученые выделяют признаки исследовательской работы, и определяют ее как: самостоятельный поиск и создание какого-то нового продукта (Б.И. Коротяев); деятельность, ориентированную на решение учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов); деятельность, связанную с открытием нового знания (Л.С. Выготский); деятельность, направленную на решение творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулют-кин, В.Г. Разумовский); деятельность, вызванную познавательными мотивами (A.M. Матюшкин).

Учитывая вышеприведенные точки зрения, и то, что исследовательская работа является творческой деятельностью, средством развития творческих способностей будущих специалистов, мы последовательно определим содержание понятий «исследовательская деятельность студентов» и «организация исследовательской деятельности студентов».

Исследовательской деятельностью студентов мы будем называть вид их образовательной деятельности, направленной на формирование умения мыслить и действовать методами, категориями науки в той или иной области знания. В процессе исследовательской деятельности студенты приобретают знания из различных областей наук, знакомятся с основными методами исследования, усваивают доступные элементы методики исследовательской деятельности, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания путем исследования различных процессов и явлений, перерабатывать эти знания, осмысливать их и перемещать в собственное достояние.

В «Положении о научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений» (40) данная деятельность подразделяется на учебно-исследовательскую (УИДС), являющуюся продолжением и углублением учебного процесса, и научно-исследовательскую (НИДС), выполняемую за его пределами. К особенностям УИДС относится то, что эта деятельность организуется педагогом, направлена на активное овладение студентами методами научного исследования, при ее организации и проведении не требуется выделения специального времени и, кроме того, она позволяет включать в творческий процесс всех студентов. К особенностям НИДС относится то, что она не включена в учебные планы, основана на принципах самостоятельности и добровольности студентов. Более подробно раскроем содержание и формы исследовательской деятельности студентов в 1.2.

Понятие «организация исследовательской деятельности студентов» строится на основе двух понятий «организация» и «исследовательская деятельность». «Организация» - это совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого, это «строение, устройство чего-либо» (176, с. 944). Действия по значению глагола «организовывать» - «устроить, основать, создать, упорядочить что-либо» (173, с. 358).

Исследовательская деятельность студентов специальности «Прикладная математика и информатика» в системе профессиональной подготовки

В рамках нашего исследования представляется необходимым рассмотреть понятия «профессиональная подготовка» и «система профессиональной подготовки».

Проблеме профессиональной подготовки посвящены работы многих ученых: СИ. Архангельского, Н.Н. Дьяченко, И.Ф. Исаева, А.И. Мищенко, В.А. Сластенина и др. Исследователи характеризуют профессиональную подготовку и как процесс развития профессиональных интересов, профессиональных навыков, и как процесс подготовки специалиста, в результате которого у него формируется готовность к выполнению профессиональных функций. В педагогической энциклопедии профессиональная подготовка определяется как совокупность специальных знаний, умений и навыков, качеств трудового опыта и норм поведения, обеспечивающих возможность успешной работы по определенной профессии (137). Таким образом, профессиональная подготовка нацелена на формирование у специалиста профессионально важных, необходимых качеств, обеспечивающих ему полноценное выполнение своих профессиональных функций.

В то же время многие исследователи отмечают ряд противоречий между учебной деятельностью студентов в вузе и их будущей профессиональной деятельностью, которые снижают эффективность профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Это противоречия между:

- «разнесенностью» знаний по различным дисциплинам и системностью знаний в профессиональной деятельности;

Формами учебной деятельности студентов и формами предстоящей им профессиональной деятельности;

Индивидуальным характером усвоения знаний, индивидуальным характером учебной работы и, чаще всего, коллективным характером профессиональной деятельности;

- «зависимой» позицией студента на требования преподавателя и личностным отношением специалиста к процессу труда и его результату;

Обращенностью учебного труда к усвоению «прошлого» опыта и ориентацией на перестройку этого опыта в целях овладения будущей профессиональной деятельностью.

Разрешение данных противоречий помогает будущему специалисту относиться к знаниям как средству решения профессиональных задач. В результате становится возможным переход студента из позиции субъекта учения в позицию субъекта профессиональной деятельности.

На наш взгляд, процесс профессиональной подготовки в вузе должен быть построен так, чтобы студенты за период обучения стали высококвалифицированными специалистами, которые могут владеть не только необходимой суммой знаний, но и определенными навыками и умениями творческого решения различных вопросов, как теоретического, так и практического плана. Эти качества формируются в исследовательской деятельности. Поэтому целью нашей диссертации является построение системы организации исследовательской деятельности студентов, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки.

Практические указания по осуществлению обучения закреплены преимущественно в дидактических принципах - основных положениях, определяющих содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В современной дидактике устоялось положение, что принципы образования исторически конкретны и отражают насущные общественные потребности. Под влиянием социального прогресса и научных достижений, по мере выявления новых закономерностей обучения, накопления опыта работы они видоизменяются, совершенствуются. Профессиональная подготовка специалистов в высшем учебном заведении обязательно проводится на основе принципов обучения, рассмотрим те из них, которые, по нашему мнению, представляют ценность для нашего исследования.

В основу подготовки специалистов, считает Ю. М. Соломенцев (175), следует положить принцип модульности. Он состоит в том, что в вузах определенного профиля формируется необходимый набор специальностей, образующих модуль, который адекватен соответствующей научной проблеме. Каждую специальность, входящую в модуль, необходимо рассматривать во взаимосвязи с другими специальностями этого модуля.

Принцип модульности распространяется и на содержание профессиональной подготовки. Некоторые исследователи различают «ядро» знаний, меняющееся очень медленно, и «оболочку», которая может меняться очень быстро. Подготовка специалиста во многом зависит от того, насколько правильно определено ее содержание. В.Л. Веников отмечает, что содержание образования должно иметь структуру, в которой «ядро» знаний (обязательных курсов) служит источником формирования «оболочки» знаний - системы курсов, имеющих профилирующую специальную направленность (36).

Задачи, структура и методика педагогического эксперимента

Опираясь на теоретические положения, рассмотренные нами в первой главе диссертационного исследования, в данном параграфе мы раскроем организационно-методические подходы к осуществлению опытно-экспериментальной работы: цель эксперимента и его структуру; задачи опытно-экспериментальной работы; условия и принципы организации педагогического эксперимента; критерии и показатели, характеризующие уровень овладения студентами учебно-исследовательской деятельностью.

Целью опытно-экспериментальной работы в контексте исследуемой нами проблемы являлась экспериментальная проверка достоверности выдвинутой гипотезы, согласно которой организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки в высшем учебном заведении приобретает характер эффективно действующей системы при реализации комплекса педагогических условий. Цель опытно-экспериментальной работы мы сформулировали следующим образом: уточнить содержание системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика» и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий эффективность организации ИДС в образовательном процессе вуза.

Данная цель определила задачи педагогического эксперимента:

1) изучить возможности исследовательской деятельности студентов для повышения эффективности профессиональной подготовки;

2) уточнить структуру и содержание системы организации исследовательской деятельности студентов специальности «Прикладная математика и информатика»;

3) проверить разработанные педагогические условия эффективности организации исследовательской деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки будущих математиков, системных программистов;

4) разработать методику организации исследовательской деятельности студентов в курсе «Системное и прикладное программное обеспечение» и апробировать ее на физико-математическом факультете Магнитогорского государственного университета;

5) определить изменения в уровнях овладения студентами учебно-исследовательской деятельностью, основываясь на выделенных критериях и показателях. В своей работе мы опирались на ряд принципов, которые оказывают существенное влияние на эффективность применения экспериментального метода к исследованию педагогических явлений: принцип научности, прин цип объективности, принцип гуманизации педагогического эксперимента, принцип эффективности. Принцип научности в опытной работе по организации учебно-исследовательской деятельности студентов предполагает осуществление экспериментальной деятельности на основе выбора средств, соответствующих решаемым задачам и современным требованиям педагогической науки.

Дедяева Ирина Борисовна

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Сафиханова Галина Владимировна ( )

Государственное бюджетное образовательное учреждение Саратовской области начального профессионального образования

«ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 25»

(ГБОУ СО НПО «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 25»), г.Вольск

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе.

А.Н. Колмогоров

В современных условиях развития нашего общества основной целью образования становится не сумма знаний, а набор необходимых компетенций во всех сферах. Главными становятся предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы индивидуально и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. Это необходимо любому человеку любой профессиональной деятельности.

Работая преподавателем общественных дисциплин в профессиональном лицее, нередко слышишь вопрос от учащихся «Зачем учить историю, обществознание, право, если пришли получать профессию?» Наблюдая за первокурсниками, вижу инертность, пассивность их мышления, отсутствие собственной точки зрения или неумение ее доказать. Выясняя круг интересов вчерашних школьников, отмечаешь, что они очень мало читают, не смотрят информационных и научных передач. Это влечет за собой нежелание размышлять, осмысливать информацию самостоятельно и вообще думать. Но жизнь в информационном обществе предъявляет сегодняшним выпускникам иные требования: высокий уровень профессионализма, предприимчивость, коммуникабельность, самостоятельность, способность брать ответственность на себя. Поэтому задача преподавателя так организовать учебно-исследовательскую деятельность, чтобы пробудить у студентов интерес к предмету, стремление к научному и творческому поиску. Поэтому, я считаю, особо актуальной исследовательскую деятельность учащихся.

На уроках истории и обществознания преподаватель чаще всего организует учебное исследование, целью которого является развитие личности обучающегося, а не получение объективно нового результата. Основной задачей организации исследовательской деятельности является формирование умений и навыков, необходимых для критического осмысления исторического материала. Ведущие виды деятельности: изучение документов и исторической литературы; анализ информации. Организуя такую деятельность на уроке, преподаватель способствует формированию следующих умений и навыков:

Библиографирование литературы по теме исследования;

Реферирование литературы по учебному вопросу;

Использование технических средств, для переработки информации.

Именно учебно-исследовательскую деятельность я активно развиваю как во время уроков, так и во внеурочное время. Исследовательская деятельность, организуемая мною в учебное время, реализуется через выступления обучающихся на уроках-семинарах, обобщающих уроках с сообщениями, справочными материалами, участие в обсуждении докладов, рефератов, дискуссионных статей, подготовку рефератов, презентаций по изучаемым темам программы.

Внеурочная исследовательская деятельность студентов, которая является логическим продолжением урочной деятельности, включает в себя выступления с докладами и сообщениями по результатам проведенной исследовательской работы на конференциях, участие в олимпиадах, интеллектуальных играх, викторинах, конкурсах. Одной из форм внеурочной исследовательской деятельности является кружковая работа. Мной разработана программа «Музей своими руками» (сертификат за участие во Всероссийском конкурсе музейных программ) и программа кружка «Историческое краеведение». Программа составлена с учетом единства истории Вольского края и истории страны в целом. Я считаю, что именно краеведение дает простор для самовыражения учащихся, позволяет избавиться от навязывания готовых истин. По словам В.Бианки, «Краевед, прежде всего исследователь, маленький Колумб. Он влюблен в свой край, и это помогает ему понять многое, что недоступно пониманию равнодушных. Таким охотником, таким маленьким Колумбом может быть всякий: только начать, а там увлечешься так, что и не бросишь”. Интерес к краеведческому исследованию всегда актуален и перспективен. Важнейшими особенностями краеведения на современном этапе является его общественно полезная направленность, а также поисково-исследовательский характер. Активизирует деятельность кружковцев их участие в оформлении стендов по истории города и страны, организация фотомонтажей и презентаций, обсуждение прочитанных статей в местной прессе и т.п. Развитию устойчивого интереса к исследовательской деятельности способствуют разнообразные формы и методы работы, сочетание теоретических и практических занятий: виртуальные и реальные экскурсии по памятным местам родного края, подготовка, чтение и обсуждение сообщений, докладов, рефератов.

Очень действенной формой краеведческой работы я считаю экскурсию. Она предполагает изучение местных объектов в их естественной обстановке. Такими являются экскурсии к историческим и экологическим памятникам и памятным местам города Вольска и его окрестностей, в краеведческий музей (он Вольске состоит из отдела природы, отдела истории, картиной галереи, и музея-усадьбы графа Орлова-Денисова). Педагогическое значение экскурсий очень велико. Во-первых, они дают возможность учащимся знакомиться с историко-краеведческими объектами в их естественных условиях. Во-вторых, в педагогическом отношении экскурсия очень продуктивна, так как предметна и конкретна. На экскурсии преподаватель имеет возможность события прошлого непосредственно связать с конкретными историческими памятниками – немыми свидетелями тех событий, что помогает учащимся создать более верные представления о далеком прошлом; экскурсия помогает учащимся стать как бы современниками исторических событий прошлого побуждает к исследовательской деятельности.

Занятие исследовательской деятельностью с учащимися дает следующие положительные результаты:

Усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;

Значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;

Вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;

Формирует социальный опыт в труде и общении;

Главным результатом исследовательской деятельности является участие учащихся лицея в творческих конкурсах различных уровней и направлений, в работе научно практических конференций, олимпиадах.

Формы проведения конкурсов самые разные: очные, очно-заочные, дистанционные. Формы представления исследовательских работ также разные: в бумажном и электронном вариантах, в форме докладов, стендовых материалов, эссе, презентаций.

За последние три года мои учащиеся участвовали в конкурсах разного уровня и добились неплохих результатов:

2010 г. – победа в муниципальном конкурсе по избирательному праву (коллективная работа);

2011 г. – победа на областных научно-технических чтениях среди учащихся (Шубина Е., исследовательская работа «Роль вольского купечества в формировании городской структуры»- 1место);

2013 г. – победа в областном конкурсе творческих работ «Мифология древних славян (коллективная работа учащихся);

2013 г. – диплом за участие в областной олимпиаде по избирательному праву (Чекалина А.)

2013 г. – победа во всероссийском конкурсе творческих работ «Наш проект» (Фомина Е., презентация к исследовательской работе «Время выбрало нас…», 2 место) и др.

Успех преподавателя – это, прежде всего, успехи его учеников. А для этого он сам должен быть заинтересованным человеком, постоянно стремящимся к самосовершенствованию, человеком творческим, жаждущим нового и неизведанного, ведущим и направляющим, т.е. примером для своих учеников.

Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Список литературы

    Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Бартенева Н.П., Дворникова О.Л. Научно-исследовательская деятельность учащихся// Преподавание истории в школе. 2005. № 3.

    Бутусова С.Н. Основы исследовательской деятельности// Преподавание истории и обществознания в школе. 2008. № 2 .

    Идатчиков Н.Н. Имена на обелиске (из опыта организации исследовательской работы учащихся) // Преподавание истории в школе. 2010. № 3.

    Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры/ Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование. 2001.

    Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории// Преподавание истории и обществознания в школе. 2009 - № 5.

Министерство просвещения ПМР

Тираспольский техникум информатики и права

Отделение информационных технологий и экономических дисциплин

Доклад на тему:

Развитие профессиональных компетенций у студентов при организации проектно-исследовательской деятельности

Выполнил преподаватель отделения ИТ

Васькина Ю.В.

г. Тирасполь, 2014 г.

Введение

Современное содержание образования коренным образом отличается от предшествующего своими целями, компонентами и заданными результатами. Одновременно осуществлен процесс его усложнения, расширения объема учебного материала. Образовалось противоречие между необходимостью постоянного повышения научно-теоретического уровня преподавания материала и использованием в этих целях малоэффективных традиционных методик, технологий обучения. Устранить это противоречие возможно внедрением в учебный процесс современных педагогических и информационных технологий. В образовательных учреждениях страны наблюдается тенденция все более широкого использования учебно-исследовательской работы со студентами.

Общепризнанно, что информационные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения как в технологиях, так и в требованиях к специалистам.

Дефицит кадров в сфере IT велик, но требования к сотрудникам работодатели практически не снижают, слишком высока ответственность и цена ошибки этих специалистов. Спрос на специалистов сферы информационных технологий в среднем превышает предложение на 25 % (например, недельная статистика на одном из сайтов в секторе ИТ: размещено 545 вакансий и 180 резюме).

Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.

Компетенция - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.

Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области информационных технологий являются:

·академические компетенции, включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

·социально-личностные компетенции, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идеологических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

·профессиональные компетенции, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

Профессиональные компетенции будущего специалиста в области информационных технологий развиваются за счет включения в различные виды деятельности:

·в аналитическую деятельность

·в производственно-технологическую деятельность

·в проектно-конструкторскую деятельность

·в учебно-исследовательскую деятельность

·в консалтинговую деятельность

·в организационно-управленческую деятельность

·в инновационную деятельность.

Развитие компетенций в сфере будущей профессиональной деятельности студентов

Профессиональное образование является важной составляющей жизненного самоопределения студентов. Компетентностный подход - очередной шаг в естественном процессе следования профессионального образования за требованиями меняющегося мира.

Успешность специалиста в профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетентностей.

Академик Международной педагогической академии, д. п. н. А. В. Хуторской определяет компетенции как ведущие критерии подготовленности современного выпускника организаций профессионального образования.

Компетентностный подход, среди прочих, формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования.

Исследовательская компетентность в классификации А. В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии».

Важнейшим фактором совершенствования подготовки специалистов была и остается исследовательская работа студентов, помогающая решать задачи соединения науки, образования и практики.

В условиях образовательного процесса исследовательская деятельность рассматривается как специально организованная, познавательная творческая деятельность обучающихся, целью которой является получение новых для них знаний об объекте исследования, формирование новых способов деятельности и исследовательских умений.

Проектно-исследовательская деятельность характеризуется целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, а ее структура соответствует структуре учебно-исследовательской деятельности, которая дополняет и углубляет учебный процесс и предполагает самостоятельную деятельность студентов вне рамок образовательных программ.

Исследовательская работа студентов (ИРС) в СПО «Тираспольский техникум информатики и права» достаточно разнообразна по своему содержанию и направлениям, формам и методам.

Цель исследовательской работы студентов техникума состоит в развитии творческих способностей будущих специалистов, повышении уровня их профессиональной подготовки на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности, применения активных форм и методов обучения и формировании целостной системы знаний, в выявлении талантливой молодежи. При организации проектно-исследовательской работы студентов в техникуме используются принципы добровольности в проведении исследований, права выбора темы исследования, сочетания обучающих функций с практическим потенциалом исследователя.

Можно выделить следующие основные виды исследовательской работы студентов техникума:

учебная исследовательская работа студентов (УИРС) в рамках учебного времени;

учебная исследовательская работа студентов (УИРС), выполняемая во внеурочное время.

Основными формами исследовательской работы студентов в техникуме являются:

подготовка рефератов, докладов;

участие студентов в проектной деятельности;

участие в семинарах, смотрах-конкурсах исследовательских работ;

участие студенческих конференциях;

В процессе исследовательской работы студентов решается целый комплекс педагогических задач:

обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы;

формирование у студентов общих и профессиональных компетенций;

воспитание личностных качеств, развитие творческого потенциала;

развитие коммуникативных навыков.

Исследовательская деятельность студентов включает в себя:

использование учебной и дополнительной литературы, библиографических справочников, указателей, каталогов;

составление рецензий и аннотаций;

написание сообщений, докладов и рефератов;

создание тематических словарей, кроссвордов, практических (ситуационных) задач;

создание презентаций;

оформление плакатов, буклетов, памяток;

изготовление наглядных пособий и дидактического материала;

создание интеллект-карт и Интернет-экскурсий по различным разделам информационных дисциплин;

участие в обучающих и деловых играх;

выполнение групповых творческих проектов;

выполнение курсовых и дипломных проектов.

В процессе выполнения ИРС формируются:

общие компетенции, такие как Осуществлять поиск и анализ информации, необходимой для решения профессиональных задач; Использовать информационно-коммуникационные технологии; Работать в коллективе и команде; Ставить цели и принимать на себя ответственность за результат выполнения заданий; Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей;

Профессиональные компетенции, например, Осваивать методики использования программных средств для решения практических задач; -способен обосновывать принимаемые проектные решения, осуществлять постановку и выполнять эксперименты по проверке их корректности и эффективности; Использовать системы автоматизированного проектирования технологических процессов обработки деталей;. Разрабатывать и внедрять управляющие программы обработки деталей. Выбирать методы получения заготовок и схем их базирования; Составлять маршруты изготовления деталей. Проектировать технологические операции изготовления деталей на основе конструкторской документации.

По темам: «Обслуживание аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования, компьютерной оргтехники» и «Модернизация аппаратного и программного обеспечения персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и оборудования» преподавателем разработаны методические указания для проведения студентами исследовательских лабораторных работ.

Навыки исследовательской работы применяются будущими специалистами и в ходе прохождения производственной практики, и при работе с нормативно-правовой и справочной литературой.

Обучение студентов исследовательской деятельности проводится посредством включения всех обучаемых в учебно-исследовательскую работу с ее постепенной трансформацией в научно-исследовательскую.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) - это наиболее значимый и сложный по содержанию вид исследовательской деятельности. НИРС дополняет образовательный процесс, создает условия непрерывности образования посредством формирования общих и профессиональных компетенций, позволяет студентам выполнять практические исследования, планировать собственную деятельность, добиваться поставленной цели, анализировать результаты работы и делать необходимые выводы, публично представлять итоги работы.

Завершающим этапом НИРС является участие в научно-практических конференциях, представление работ на конкурсы, публикации в специальных журналах и сборниках материалов конференций.

С исследовательской работой на тему: «Виртуальные экскурсии» студент 3 курса Максим Кафтанатий занял первое место настуденческой конференции «Современное состояние и перспективы развития ИТ в условиях инновационного развития»

В ходе учебной и производственной практики студенты также осуществляют исследовательскую деятельность. Производственная практика - один из важнейших этапов подготовки будущего специалиста, способствующий формированию профессионального опыта, умений и навыков к самостоятельной трудовой деятельности.

Выполнение и оформление курсовых работ является одним из перспективных видов исследовательской деятельности в системе СПО, позволяющий студентам приобрести навыки и умения планирования и анализа своей деятельности. Наш опыт показывает, что написание курсовых работ существенно повышает качество знаний студентов, что отражается при прохождении итоговой государственной аттестации, в положительных отзывах руководителей практического обучения.

Еще одним из направлений внеаудиторной исследовательской работы является привлечение студентов к участию в олимпиадах. В техникуме ежегодно проводятся олимпиады по программированию и Microsoft Office.

компетенция студент профессиональный информационный

Виды проектов в учебной деятельности учащихся

По доминирующей в проекте деятельности учащихся:

Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначения задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

Творческие проекты. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. В данном случае следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете, сочинении, видеофильме, драматургической форме, празднике и т.п.). Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, репортажа, дизайна и рубрик газет, альбома, спортивной игры, экспедиции и пр.

Ролевые, игровые проекты. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, которые имитируют социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результат этих проектов либо намечается в начале их выполнения, либо вырисовывается лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

Ознакомительно-ориентировочные (информационные проекты). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органической частью. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта - > предмет информационного поиска -> поэтапный поиск информации с обозначением промежуточных результатов -> аналитическая работа над собранными фактами -> выводы - >

Практико-ориентировочные (прикладные проекты). Результат четко обозначен в начале. Результат обязательно ориентирован па социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования, - по компоновке ПК, сетевому оборудованию, микросхемотехники и т.д.).

Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта. Также важно, чтобы результаты работы групп были наглядны и доступны всем слушателям. Обращение к ним очень поможет при последующем планировании собственного проекта. Для подведения итогов дискуссии можно попросить слушателей выделить ключевые слова в проекте (работает вся группа).

При использовании проектной деятельности изменяется роль преподавателя. Педагог выступает, прежде всего, организатором познавательной деятельности студентов. Его задача - научить студентов учиться самостоятельно.

Меняется и роль студента, который вместо пассивного слушателя становится личностью, способной использовать все средства информации, которые ему доступны, проявить свою индивидуальность, свое видение, свои эмоции, свой вкус.

Таким образом, освоение студентами исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.

Следовательно, исследовательский подход к процессу обучения будущих IT специалистов является одним из актуальных направлений организации учебной и внеучебной работы студентов средних профессиональных учебных заведений и позволяет:

·привить устойчивый интерес к саморазвитию, самообразованию, исследовательской и экспериментальной работе;

·формировать у студентов навыки и умения исследовательской работы, необходимые будущему профессионалу в своей области;

·развить гибкое интегрированное мышление;

·выработать творческий подход к профессиональной деятельности.

Заключение

Применяя проектно-исследовательскую деятельность в процессе подготовки специалистов, педагоги формируют общие и профессиональные компетенции. Реализуя цели проектного обучения, создаются такие педагогические условия, при которых обучающиеся:

·самостоятельно ищут необходимую информацию из разных информационных источников;

·используют приобретенные знания для решения поставленных задач, оценивают их правильность;

·развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа

·учатся презентовать свои проекты.

·учатся совместному труду.

С точки зрения компетентностного подхода применение проектной деятельности позволяет так же формировать у обучающихся и значимые для будущей профессиональной социализации и профессиональные компетенции, которые в большей степени будут показаны при выполнении выпускной квалификационной работы.

Включение обучающихся в проектную деятельность позволяет преобразовывать теоретические знания в профессиональный опыт и создает условия для саморазвития личности, позволяет реализовывать творческий потенциал, помогает обучающимся самоопределиться и самореализоваться, что, в конечном счете, формирует общие и профессиональные компетенции выпускников учреждений среднего профессионального образования, обеспечивающих конкурентоспособность и востребованность на рынке труда.

Список литературы

1.Дубровина О. С. Использование проектных технологий в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся. Проблемы и перспективы развития образования (II): материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 124-126.

.Колесникова И.А. Педагогическое проектирование. М.: Академия, 2007.

.Лазарев Т. Проектный метод: ошибки в использовании // Первое сентября. 2011. N 1. С. 9-10.

.Митрофанова Г.Г. Трудности использования проектной деятельности в обучении // Молодой ученый. 2011. N 5. Т.2. С. 148-151.

.Покушалова Л.В. Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза // Молодой ученый. 2011. N 4. Т.2. С. 115-117.

.Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся: лекции. М.: Изд-во Моск. пед. ун-та, 2009. С. 132

.1. Афанаскина, М. С. Из опыта организации научно-исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2011. - № 2. - С. 139-147.

.2. Белых, С. Л. Управление исследовательской активностью студента: Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / под ред. А. С. Обухова. - Ижевск: УдГУ, 2008.

.3. Болдырева, Л. В. Система научно-исследовательской работы студентов // Специалист. - 2011. - № 10. - С. 21-22.

.4. Виноградова, А. М. Роль самостоятельной учебно-исследовательской деятельности в профессиональном становлении студентов медицинского колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 5. - С. 17-19.

.5. Иванов, Д. А., Митрофанов, К. Г., Соколова, О. В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2003.

.6. Никонова, И. Г. Организация исследовательской работы студентов // Прил. к журн. «СПО». - 2008. - № 10. - С. 55-68.

.7. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля.

.8. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 55-61.

.9. Хуторской, А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря.

1

1. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Информационная модель выбора стратегии развития образовательного процесса // European Social Science Journal. – 2013. – № 9–3 (36). – С. 61–68.

2. Брекалов В.Г., Терехова Н.Ю., Кленин А.И. Решение задач прогнозирования и стратегического планирования деятельности высших учебных заведений // European Social Science Journal. – 2014. – № 4–2 (43). – С. 31–34.

3. Цибизова Т.Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. – 2011. – № 4. – С. 25–29.

4. Цибизова Т.Ю. Концептуальные основания исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования: автореф. дис. … д-ра пед. наук / Институт теории и истории педагогики РАО. – М., 2013. – 41 с.

На современном этапе постиндустриального общества возрастает роль исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования как важнейшего фактора подготовки высококвалифицированных кадров. Статья посвящена принципам организации исследовательской деятельности в системе непрерывного образования. Определено, что основными принципами являются: принцип интеграции, принцип преемственности, принцип вариативности.

В ряду первостепенных задач развития социально-значимых подсистем общества, развитие системы непрерывного образования, в том числе и профессионального, является приоритетной задачей, направленной на разработку теоретико-методологических основ современной педагогической теории. Очевидно, что решение этой задачи должно быть основано на интеграции науки, образования и производства и согласовываться с этапами подготовки научно-исследовательских и научно-технических кадров, что предполагает интеграцию довузовской, вузовской и послевузовской подготовки. Разработка концептуальных оснований организации исследовательской деятельности в интегрированной системе «школа - вуз - наука - производство» особенно важна, поскольку именно исследовательская деятельность формирует основы творческой, исследовательской, социально-активной личности, способной в будущем решать инновационные задачи в различных сферах науки, техники и технологии.

Исследовательская деятельность выступает неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса, способствуя: развитию индивидуальных способностей личности, расширению дифференцированного обучения, обеспечению соответствия уровня образования требованиям научно-технического прогресса, как условия реализации всех внешних и внутренних мотивов, исследовательской и познавательной потребностей личности в любом возрасте .

Таким образом, организация исследовательской деятельности в системе непрерывного образования должна быть постоянной, планомерной, направленной на поэтапное обучение методам НИР (научно-исследовательской работы), требованиям к ее выполнению и оформлению, правильностью изложения и защиты, вырабатывающей у обучающихся умение, желание, необходимость и стремление к занятиям наукой, проектированием, исследованиями, творчеством .

Наиболее эффективным подходом здесь является сквозная программа «школьник - студент - специалист», позволяющая начать обучение в системе довузовской подготовки, продолжить во время обучения студента в вузе и выпускать научно-ориентированного, способного к научно-исследовательской работе специалиста, обладающего сформированными в процессе образования интегративными знаниями .

Задача исследовательской деятельности в системе непрерывного профессионального образования - воспитать будущих молодых ученых и специалистов так, чтобы, получив профессию и выйдя в жизнь, наша страна получила целеустремленных и энергичных специалистов, способных создавать высокие технологии, новую технику, фундаментальные научные разработки и пополнить ряды преподавательского состава и высококвалифицированных кадров для экономики, науки, образования и промышленности России. Это отвечает сущности современных требований к образованию, согласующихся с тенденцией усиления значения исследовательской деятельности обучающихся в общеобразовательной школе, вузе, системе научного образования .

Анализ теории и практики реализации исследовательской деятельности в образовательный процесс системы непрерывного образования позволяет отметить, что с учетом глубоких изменений, происходящих в социокультурной, экономической, производственной, научной и других областях жизни постиндустриального общества оптимизация исследовательской деятельности обучающихся на всех уровнях и ступенях образования выступает одной из основных приоритетных стратегий жизненной и профессиональной адаптации.

Решая задачу развития исследовательской деятельности обучающихся в системе непрерывного образования, определены следующие принципы организации исследовательской деятельности : принцип интеграции; принцип преемственности; принцип вариативности.

Принцип интеграции понимается как взаимосвязь всех компонентов исследовательской деятельности, интеграция науки, образования, производства, как способ формирования, получения и приобретения интегративных знаний.

Процесс интеграции в системе непрерывного образования представляет собой объединение в единое целое ранее разрозненных частей и элементов данной системы на основе их взаимозависимости и взаимодополняемости. Поскольку сущность процесса интеграции согласуется с качественными преобразованиями внутри каждого элемента, входящего в систему, то с этой позиции интеграция предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения исследовательской деятельности, образования, современного производства и науки в целостной системе непрерывного образования.

Отсюда, принцип интеграции рассматривается в нескольких аспектах:

● в аспекте содержания исследовательской деятельности - это элемент обучения, интегрированный в образовательный процесс системы непрерывного образования;

● в аспекте организации исследовательской деятельности - этот принцип устанавливает взаимосвязь всех компонентов исследовательской деятельности, ее видов, форм, методов, способов;

● в аспекте реализации исследовательской деятельности - указывает на необходимость интеграции науки, образования, производства; в аспекте результатов принцип интеграции указывает на формирование приобретенных интегрированных знаний.

В процессе исследования выявлены следующие интегрированные знания, получаемые в результате исследовательской деятельности:

● междисциплинарная (межпредметная) интеграция;

● интеграция науки и производства (профессиональной деятельности);

● интеграция науки и образования (педагогической деятельности);

● интеграция образования и производства (профессиональной деятельности);

● интеграция как фактор развития личности.

Принцип преемственности понимается как связь видов исследовательской деятельности, осуществляющаяся в процессе развития образовательного уровня обучающихся, связанного с освоением и приобретением научных знаний, исследовательского и социокультурного опыта, общего и профессионального образования.

Преемственность как процесс предполагает взаимосвязь видов исследовательской деятельности с учетом их соподчиненности в данной системе, что обеспечивается «векторной» направленностью образовательных программ исследовательской деятельности. Следствием этого является мотивационно-ценностная траектория развития личности по освоению и приобретению научных знаний, исследовательского и социокультурного опыта, общего и профессионального образования. Преемственность как результат обеспечивает многообразие видов исследовательской деятельности, реализуемых в институциональных и неинституциональных структурах образования по всем образовательным линиям и организационно-структурным компонентам системы непрерывного образования, обеспечивая необходимость и достаточность вариативных образовательных траекторий человека, не ограниченных ни во времени, ни в форме образования.

Принцип вариативности понимается как возможность выбора видов исследовательской деятельности, форм ее организации, образовательных программ, профессиональной образовательной траектории, обеспечивающей самореализацию каждого учащегося в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления, интересами. Образовательные программы исследовательской деятельности должны быть разработаны на основе принципа вариативности для каждой категории обучающихся, обеспечивая возможность самореализации, выбора вида и направленности исследовательской деятельности в соответствии с личностными предпочтениями, особенностями мышления и интересами учащегося. Многообразие образовательных программ исследовательской деятельности создают условия для развития личности, самостоятельного творчества, вариативной возможности «расширения» и «пополнения» знаний, разнообразия профессиональных образовательных траекторий.

Указанные принципы организации исследовательской деятельности позволяют решить основные задачи исследовательской деятельности, состоящие в выявлении способных к тому или иному виду творчества учащихся, развитии и усилении мотивации к выбору профессии и дальнейшему обучению, в повышении качества подготовки специалистов, в формировании образовательных траекторий в течение всей жизни путем организации и сопровождения исследовательской, интеллектуальной и творческой деятельности в образовательном процессе системы непрерывного образования.

Библиографическая ссылка

Цибизова Т.Ю. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 10-1. – С. 20-22;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=8488 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»