Краткая характеристика профессиональных качеств педагога. Профессиональные качества педагога

Профессия педагога требует от личности не только глубокого знания со­держания и методики преподавания учебного предмета, но и наличия ряда профессионально значимых качеств. Сегодня существует достаточно много специальных профессиограмм, в которых определены качества личности, иг­рающие доминирующую роль в профессиональной деятельности педагога.

Современные профессиограммы должны включать не только педагогиче­ские, психологические, но и нравственно-этические качества личности педа­гога, что обусловлено массовой практикой педагогических дидактогений среди детской аудитории.

Анализ нравственных аспектов педагогической деятельности позволил ряду исследователей выделить основные группы нравственно-педагогических качеств педагога:

Нравственный выбор и отношение учителя к своей профессии,

Нравственное отношение учителя к учащимся и к другим участникам пе­дагогического процесса,

Нравственное отношение учителя к социальной среде и общественной жизни.

Однако, с нашей точки зрения, более четкую и полную классификацию профессионально-значимых качеств личности педагога приводят те исследо­ватели, кто моральное поведение личности учитывает как главное звено в деятельности педагога.

Профессионально значимые качества личности педагога (классификация В.И. Журавлева )

1. Интеллектуальные параметры:

Владение устной и письменной речью,

Готовность к самосовершенствованию,

Самокритичность, спокойствие, остроумие, чувство юмора,

Хорошая память, эрудиция.

2.Мировоззренческая направленность:

Желание работать с детьми,

Любовь к профессии,

Честность, твердость,

Наличие профессиональной позиции,


Стремление отдавать себя детям.

3. Психотипологические качества:

Воля, твердость,

Наблюдательность,

Самообладание, саморегулирование,

Сдержанность, уравновешенность,

Смелость, стойкость,

Толерантность.

4. Экстравертивные качества:

Альтруизм, доброжелательность, коммуникативность,



Ласковость, милосердие, нежность,

Справедливость и уважение к ученику,

Эмпатийность.

Выделение таких качеств, как милосердие, понимание, нежность, уваже­ние к ученику и других, акцентирует внимание на сфере нравственных чувств педагога. Эмоциональная жизнедеятельность и культура нравствен­ных чувств педагога отражает его моральный уровень и является важнейшим средством воспитания. По своей психологической природе чувства являются устойчивыми условно-рефлекторными образованиями в сознании человека, составляющими основу его аффективно-волевых реакций в различных си­туациях.

Какими же качествами должен обладать хороший воспитатель? На этот вопрос пытались ответить и педагоги-практики, в деятельности которых до­минировало гуманистическое начало. Однако данные «качества» педагоги-гуманисты (Я. Корчак и др.) рассматривали уже не как постулаты, а как не­обходимые умения, показатели истинного мастерства педагога:

Умение быть заинтересованным в чувствах ребенка, его мнениях и вы­сказываниях,

Умение «наклоняться к ребенку и прислушиваться»,

Умение предоставлять ребенку относительную свободу, избавлять его от постоянной опеки,

Умение быть добрым и справедливым,

Умение не порицать детей,

Умение найти в каждом ребенке «изюминку» и раскрыть ее,

Умение доверять воспитаннику в самостоятельной организации его жизни,

Умение терпеливо ждать то время, когда раскроются способности ре­бенка,

Умение дарить детям нежность, доброту, любовь,

Умение поддержать слабого, замкнутого, неудачливого, отвергнутого всеми,

Умение пропустить чужую обиду через свое сердце,

Умение создать такие условия для ребенка, которые дадут ему возмож­ность стать лучше и тем самым доставить радость воспитателю.

С точки зрения педагогической этики возможно выделить также и кри-


терии педагогического профессионализма , овладение которыми может быть включено в обязательный комплекс профессионально-значимых ка­честв:

терпимость (многократные ответы на вопросы воспитанников, отсут­ствие «репрессивной» реакции на детские шалости),

доброжелательность (тон, стиль речи, поведение),

чуткость (умение проводить опрос на уроке, не подавляя личность ученика, не «подлавливая» его на незнании),

уравновешенность (единый стиль общения, как «с легкими», так и с «трудными» воспитанниками),

утонченность (охрана детских чувств),

сострадание (эмпатия),

общечеловечностъ (любовь к каждому ученику).

Любая классификационная модель или профессиограмма идеальна и ста­тична. В педагогической практике многообразие личностных качеств педаго­га проявляется в динамике, где достаточно сложно провести грань между тем, что положительно оценивается учениками в личности педагога и что высоко ценит сам учитель в себе как профессионал.

Исследования в области профессионально-значимых качеств личности педагога в целом дают крайне полярные результаты С позиции обучающихся (школьников, студентов) качественные характеристики рас­пределились следующим образом:

1) доброжелательность, справедливость, отзывчивость педагога,

2) глубокое знание предмета, профессионализм,

3) научная деятельность (научные публикации, ученые степени и др.)

С позиции самих педагогов главным показателем профессиональной дея­тельности учителя является его стремление к научной деятельности (участие в научно-практических конференциях, разработка новых учебных программ и т. п.), а нравственно-этические качества по шкале ранжирования занимают нижние позиции наряду с некоторыми другими показателями.

Таким образом, неудивительно, что педагог не всегда способен найти взаимопонимание с детской аудиторией и общаться с воспитанниками на равных.

Следует помнить, что педагога детская аудитория оценивает прежде все­го по моральным качествам :

Доброта - 64,1% ,

Душевность - 51,8% ,

Справедливость в выставлении оценок - 41,2%,

Глубокое знание предмета - 40%,

Понимание учеников, способность расположить их к себе, проникнуть в их душу - 22,5%),

Ровное отношение ко всем - 22,5%,

Заботливость, умение радоваться успехам - 20%,

Честность, откровенность, правдивость - 18,1%,


Незлопамятность - 11,1%,

Отзывчивость, искренность - 11,1% ,

Умение хорошо объяснять материал - 10,5%,

Эрудиция - 9,9%,

Требовательность, принципиальность, строгость, чувство юмора - 7%,

Терпеливость, спокойствие, вежливость - 5,9%.

Ядром всех педагогических качеств, как отмечает В.А. Караковский, служит получение удовлетворения от заботы о других: «Доброта - яркая аль­труистическая направленность, установка на постоянное, ежедневное добро­творчество, абсолютная бескорыстность, воспитание в себе привычки забо­титься о людях и получать от этой заботы удовольствие».

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Какие профессионально-значимые качества с точки зрения этики обще­ния необходимо проявить педагогу в следующих ситуациях:

1.Ученик намазал другому ученику стул клеем «Момент». Учащиеся смеялись. Пострадавший ученик плакал.

2.Ученик принес голубя в класс и выпустил во время урока. Урок сорван, дети прыгали от возбуждения и ловили голубя.

3.Ученик налил в надувной шар воды. Кинул в классе на уроке. Шар прыгал. Ученики смеялись.

4.Ученик пожаловался классному руководителю, что ему незаслуженно поставили двойку. Забыл дома тетрадь с домашним заданием, но утверждает, что домашнее задание полностью выполнил.

Проблема создания универсального кодекса нравственного поведения личности решалась на протяжении ряда веков. В общественном сознании нормы поведения формировались стихийно, что требовало создания некой «константы», отражающей основные нравственные требования, регулирую­щие общественные отношения в ту или иную эпоху. Большинство таких ко­дексов морали оставались долгое время идеальными моделями (ориентирами поведения). К числу нравственных кодексов можно отнести библейские за­коны Моисея, кодексы некоторых философов-просветителей (Жан Жак Рус­со). Однако создать универсальный моральный кодекс для всех жизненных обстоятельств было нереально.

КОДЕКС - законодательный акт, содержащий нормы права, относящиеся к какой-либо одной отрасли права (гражданский, уголовный кодексы). Тер­мин «кодекс» употребляется также иногда для обозначения вообще какого-либо свода правил поведения.

Кодекс профессиональной этики учителя преодолевает в какой-то степе­ни формальность внешних требований, вводя в свое содержание определен­ные принципы профессионального поведения педагога. Кодекс профессио­нальной этики учителя содержит систему основных нравственных требова-


ний, регулирующих взаимодействие педагога со всеми участниками воспита­тельно-образовательного процесса в школе.

Основными разделами кодексов профессиональной этики преподавателя являются следующие :

1.Отношение преподавателя к своему труду.

2.Отношение преподавателя к учащемуся.

3.Отношение преподавателя к ученическому коллективу.

4.Отношение преподавателя к родителям учащихся.

5.Отношение преподавателя к своим коллегам.

6.Отношение преподавателя к педагогическому коллективу.

7.Отношение преподавателя к самому себе.

8.Отношение преподавателя к руководителю учебного заведения.

9.Отношение преподавателя к обществу.

10.Отношение руководителя учебного заведения к коллективу педагогов.

11.Отношение руководителя учебного заведения к своей деятельности.

12.Отношение руководителя учебного заведения к самому себе.

Каждый из представленных разделов включает не менее 15 раз­нообразных норм морального поведения. Данный кодекс является продуктом отвлеченного нравственного сознания, так как не опирается на развитую нравственно-эмоциональную культуру чувств каждого конкретного педагога, поэтому он является идеальной моделью. Для того чтобы кодекс был принят педагогом в качестве личной нормативной программы моральных действий, он должен быть создан лично каждым учителем на основе общих моральных принципов и сформированной нравственно-эмоциональной культуры уже в период вузовской подготовки к будущей педагогической профессии.

Именно личностный кодекс профессиональной этики учителя, состав­ленный на основе воспоминаний своего детства и школьных лет, которые яв­ляются одновременно и эмоциональными стимуляторами, и моральными ре­гуляторами, критериями поведения учителя по отношению к воспитанникам, позволит будущему педагогу понять нравственный мир ребенка.

Если проанализировать многочисленные индивидуальные про­фессиональные кодексы, которые составлялись педагогами и студентами на протяжении ряда лет, то можно выделить их общие черты и составить свод­ный универсальный профессиональный кодекс поведения педагога:

Педагог обязуется не:

Обижать ребенка,

Причинять вред ребенку,

Оскорблять ребенка и кричать на него,

Требовать непосильного от ребенка,

Унижать, относиться свысока к своему подопечному,

Игнорировать, замечать ребенка, отмахиваться от него,

Смеяться над недостатками и критиковать неумение воспитанника,

Подавлять чувства воспитанника, игнорировать его настроение,


Пугать ребенка и угрожать ему,

Упрекать в неудачах,

Наказывать, не разобравшись.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Предложите ряд нравственно-этических норм к разделам: «Отношение учителя к ученическому коллективу»; «Отношение учителя к родителям учащихся»; «Отношение учителя к самому себе», которые с Вашей точки зрения могли бы войти в кодекс профессиональной этики учителя.

2. Продолжите, по возможности, данный список.

Педагог в общении со своим подопечным стремится быть:

■ уважительным, терпеливым и понимающим,

■ заботливым, любящим, милосердным,

■ принимающим ребенка таким, каков он есть,

■ поддерживающим ребенка в трудную минуту,

■ сопереживающим, разделяющим настроение ребенка,

■ относящимся к ребенку как к равному (растущей личности),

■ тактичным, уважительно выслушивающим все «бредовые» идеи ребенка,

■ прощающим ошибки и неудачи ребенка,

■ умеющим шутить и улыбаться,

■ старающимся не использовать наказание как метод воспитания,

■ поддерживать самые скромные успехи детей,

■ понимающим детские интересы, помнящим свое детство.

3. Источники и программы формирования этики педагогического

профессионализма

Проблему воспитания педагога, который должен обладать высоким уров­нем нравственно-этической культуры, невозможно разрешить только с по­мощью теоретических курсов по общей педагогике и практических курсов по педагогическому мастерству и педагогической технике, так как задача нрав­ственной переориентации личности будущего учителя данными учебными дисциплинами не решается. А профессиональная подготовка будущих учите­лей как раз и приходится на возраст сложившихся каких-либо моральных норм, правил, стереотипов, которые ломать уже достаточно сложно, но порой необходимо, если они не отвечают требованиям нравственно-этической под­готовки современного педагога.

Решить задачу нравственной переориентации будущих учителей на уров­не сознательного понимания и постижения внутреннего мира воспитанника можно на основе методик, активизирующих возможности неосознаваемого канала восприятия (память, эмоциональные чувства и переживания, реакции на восприятие окружающей действительности в детстве и в школьные годы).

Педагогическая этика способствует формированию положительных нрав­ственных чувств у будущего учителя по отношению к воспитаннику. Воспи­тательный принцип опоры на положительное диктует необходимость подбо-


pa таких методик, где бы студент почувствовал свои положительные качест­ва. Однако период четкого определения и сознательного усвоения нравст­венных категорий относится к детскому возрасту, поэтому необходимо акти­визировать механизмы подсознательной памяти в процессе практических за­нятий.

Задачи нравственного перепрограммирования личности :

Развить способность нравственного выбора на основе эмоциональной оценки: понимание добра и зла по отношению к детям,

Сформировать потребность взаимопомощи (помощь ребенку, практико-действенная помощь (система тренингов),

Воспитать привычку к чувству равенства в общении (уважение малень­кой растущей личности).

Возрастное развитие ребенка - это история его переживаний. Постичь мир детства возможно, лишь как бы заново прожив некоторые моменты сво­ей жизни. Это один из ключей понимания внутренних переживаний расту­щей личности. Вырастая, мы часто забываем мир детских грез и фантазий, мир радости и горя, страха, отчаяния и победы... Став взрослыми, мы часто боимся признаться в душе, что нас тоже в детстве мучили сомнения, что мы также шалили и были неоднократно наказаны. Но мы взрослые, педагоги и родители, порой реагируем на поведение ребенка с позиции строгой катего­ричности, требуя четкого и беспрекословного выполнения всех наших требо­ваний, не пытаясь понять ребенка и разделить с ним радость или поддержать его в моменты неудач, неуспеха, горькой обиды.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

Ниже приведен ряд впечатлений студентов о своих школьных годах. По­пытайтесь проникнуть в мир их детских переживаний, прокомментируйте поведение и реакцию учителя в сложившихся ситуациях. Попробуйте поста­вить себя на место ребенка этого возраста, как бы Вы отреагировали в по­добной ситуации; можно ли действиям и поведению учителя найти оправда­ние? Вспомните подобные случаи из своей школьной жизни.

«Эта история произошла со мной, когда я учился в 9 классе. Моя семья вынуждена была эмигрировать из Казахстана в г. Кемерово, где я пошел учиться в одну из школ этого города. Когда я учился в Казахстане, то моим любимым школьным предметом была история. Но я изучал не просто исто­рию вообще, а историю Казахстана по углубленной программе. В новой шко­ле я стал изучать историю СССР. В данном курсе был небольшой раздел, по­священный истории Казахстана. На одном из уроков я попросился отвечать и подробно рассказал то, чего в учебнике по истории СССР не было. В тече­ние двадцати минут я рассказывал, кто такие Амангельды Алиев, Ыбарай Ылтын-сарин; Гокаи Валейханов, в чем их заслуга перед казахстанской зем­лей, какой вклад они внесли в развитие культуры казахского народа. Реакция учителя на мой рассказ для меня была неожиданной. Она грубо прервала ме­ня, сказав, что слишком умничаю, что теперь я живу не в Казахстане и не­чего бравировать своими познаниями перед одноклассниками, достаточно


того, что рассказывала нам она. После чего поставила мне тройку. Я был подавлен, унижен и с тех пор историю разлюбил».

«Этот случай произошел со мной в 10 классе. Было время летних экза­менов. Я очень добросовестно готовилась к экзаменам, но боялась, что в го­лове у меня все перепутается. Чтобы этого не случилось, я написала боль­шое количество шпаргалок и спрятала их под юбку. Когда я вошла в класс, то мне досталась первая парта, прямо перед столом экзаменаторов.

Я взяла билет и села готовиться, ответ на вопрос я знала хорошо, вол­нение улеглось. Случайно во время подготовки к ответу я неловко поверну­лась, и все мои шпаргалки разлетелись. Я обмерла от страха, что меня сей­час выгонят. Прошло несколько секунд, я с удивлением обнаружила, что учителя сделали вид, что ничего не произошло. Я хорошо ответила на во­просы билета и получила «отлично». Когда я собралась выходить из класса, то меня деликатно попросили собрать мусор. Радость от хорошей оценки, чувство стыда за шпаргалки, благодарность педагогам за их молчаливое прощение моего проступка перемешалось у меня в голове...»

Профессионально - значимые качества личности педагога

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества. Каждая профессия предъявляет специфические требования к личностным качествам потенциального работника, который должен осуществлять профессиональную деятельность успешно.

Ещё в конце XIX века П.Ф. Каптерев, выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя. Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т.е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально - педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А.К. Маркова относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются, только в педагогическом аспекте (например, педагогическая эрудиция, педагогическое мышление и т.д.). Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой (38) близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность -- способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу» (перцептивные способности), «педагогическое целеполагание -- это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам. Существенно, что многие из этих «качеств» (способностей) соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А.К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога (педагогическую направленность, целеполагание, мышление, рефлексию, такт), Л.М. Митина (42) соотносит их с двумя уров-нями педагогических способностей -- проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л.М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя (как профессионально-значимых ка-честв, так и собственно личностных характеристик). Приведём список этих свойств: вежливость, вдумчивость, взыскательность, впечатлительность, воспитанность, внимательность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуманность, деловитость, дисциплинированность, доброта, добросовестность, доброжелательность, идейная убеждённость, инициативность, искренность, коллективизм, политическая сознательность, наблюдательность, настойчивость, критичность, логичность, любовь к детям, ответственность, отзывчивость, организованность, общительность, порядочность, патриотизм, правдивость, педагогическая эрудиция, предусмотрительность, принципиальность, самостоятельность, самокритичность, скромность, справедливость, сообразительность, смелость, стремление к самосовершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собственного достоинства, чуткость, эмоциональность. Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества -- направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н.В. Кузьминой (29), личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается миро-воззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н.В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность за-ниматься ею, осознание своих способностей.

Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н.В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагоги-ческую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчёте на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог».

Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности (более чем для 85% студентов педагогического вуза, по данным Н.В.Кузьминой, характерен этот мотив). В педагогическую направленность, как высший её уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развитии с потребнос-тью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития -- призвания -- «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников» (Н.В. Кузьмина (29)).

Весомую роль в личностной характеристике учителя играет профессиональное педагогическое самосознание.

Задача будущего учителя заключается в том, чтобы не просто знать вышеперечисленные качества, а умет диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и нейтрализации и вытеснения отрицательных.

В заключение обратимся к исследованиям данной проблемы, осуществленным на кафедре педагогики Московского педагогического университета. В качестве одного из вариантов классификации профессионально значимых качеств личности педагога приводим фрагмент карты ПЗЛК, разработанной В.П. Симоновым (70), и содержащей «оптимальные характеристики качества личности» педагога по трем важным аспектам:

1. Психологические черты личности как индивидуальности:

а) сильный, уравновешенный тип нервной системы;

б) тенденция к лидерству;

в) уверенность в себе;

г) требовательность;

д) добросердечие и отзывчивость;

е) гипертимность.

2. Педагог в структуре межличностных, отношений:

а) преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами;

б) незначительные конфликты только по принципиальным вопросам;

в) нормальная самооценка;

г) стремление к сотрудничеству с коллегами;

д) уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать психологические возможности учащихся;

в) темп речи -- 120--130 слов в минуту, чёткая дикция, общая и специальная грамотность;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика и жесты;

д) обращение к учащимся по именам;

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение чётко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовать всех учащихся сразу;

и) проверяет степень понимания учебного материала.

Любая совокупность ПЗЛК требует ранжирования их по степени значимости. Юзефавичус Т.А. (87) предложила разделить ПЗЛК на 4 ступени по данному критерию: доминантные, периферийные, негативные и профессионально недопустимые качества.

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечёт невозможность эффективного осуществления педагогического общения. Под периферийными понимаются качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность деятельности, однако способствующие её успешности. Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопу-стимые ведут к профессиональной непригодности учителя. Рассмотрим эти качества подробнее.

Доминантные качества

1. Социальная активность, готовность и способность содействовать решению общественных проблем в сфере профессионально-педагогической деятельности.

2. Целеустремленность -- умение направлять и использовать все качества своей личности на достижение поставленных педагогических задач.

3. Уравновешенность -- способность контролировать свои поступки в любых педагогических ситуациях.

4. Желание работать со школьниками -- получение духовного удовлетворения от общения с детьми в ходе учебно-воспитательного процесса.

5. Способность не теряться в экстремальных ситуациях -- умение оперативно принимать оптимальные пе-дагогические решения и действовать в соответствии с ними.

6. Обаяние -- сплав духовности, привлекательности и вкуса.

7. Честность -- искренность в общении, добросовестность в деятельности.

8. Справедливость -- способность действовать беспристрастно.

9. Современность -- осознание учителем собственной принадлежности к одной эпохе с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

10. Гуманность -- стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

11. Эрудиция -- широкий кругозор в сочетании с глубокими познаниями в области предмета преподавания.

12. Педагогический такт -- соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

13. Толерантность -- терпеливость в работе с детьми.

14. Педагогический оптимизм -- вера в ученика и его способности.

Периферийные качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

Негативные качества

1 Пристрастность -- выделение из среды учащихся любимчиков и «постылых», публичное выражение симпатий и антипатий по отношению к воспитанникам.

2 Неуравновешенность -- неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.

3 Мстительность -- свойство личности, проявляющееся в стремлении сводить личные счеты с учеником

4 Высокомерие -- педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства над учеником.

5 Рассеянность -- забывчивость, несобранность.

Профессиональные противопоказания

1. Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).

2. Рукоприкладство.

3. Грубость.

4. Беспринципность.

5. Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.

6. Безответственность.

Индивидуальный стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности:

Первый тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

Второй тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

Третий тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе -- направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Важным фактором, влияющим на эффективность педагогической деятельности, являются личностные качества учителя. Специфика педагогического труда предъявляет к учителю ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально значимые личностные качества.

Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога, предпринимаются попытки выделить наиболее существенные и значимые с точки зрения эффективности педагогической деятельности.

Л.М. Митиной были выделены и собраны в группы 55 личностных свойств, которые и составили значимые качества педагога. Учитель должен не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определения степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.

Профессионально-значимые качества личности учителя как характеристики интеллектуальной и эмоционально-волевой сторон личности существенно влияют на результат профессионально-педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.

Правомерным является выделение доминантных, периферийных, негативных и профессионально недопустимых качеств (Табл. 1).

Доминантными являются качества, отсутствие любого из которых влечет невозможность эффективного осуществления педагогической деятельности.

Периферийные качества решающего значения не имеют, но способствуют успешности профессиональной деятельности.

Негативными являются качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда, а профессионально недопустимые ведут к профессиональной непригодности учителя.

педагогическая профессиональная личность качество

Таблица 3.4.1 Качества личности учителя

Профессиональные значимые качества учителя

Негативные качества учителя

Профессионально-недопустимые качества

Доминантные

Периферийные

Социальная активность,

интерес к общественным проблемам;

целеустремленность;

уравновешенность;

желание работать с детьми;

быстрота реакции в экстремальной ситуации;

честность;

справедливость;

ответственность;

современность;

творческий подход к делу;

гуманность;

эрудиция;

тактичность;

толерантность;

оптимизм;

компетентность

Доброжелательность;

приветливость;

чувство юмора;

артистичность;

мудрость;

внешняя привлекательность

Пристрастность;

неуравновешенность;

высокомерие;

мстительность;

рассеянность

Наличие вредных привычек, признанных социально-опасными (алкоголизм, наркомания);

нравственная нечистоплотность;

рукоприкладство;

грубость;

беспринципность;

некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания;

безответственность

В качестве вариантов классификации профессионально-значимых личностных качеств преподавателя приведем авторскую разработку Т.П. Ивановой, В.С. Николаевой, В.П. Симонова, которая содержит три уровня качеств: оптимальные, допустимые, критические (Табл. 2).

Таблица 2 Классификация качеств личности учителя

Индивидуально-психологические черты

Оптимальные

Допустимые

Критические

Сильный, уравновешенный тип нервной системы;

тенденция к лидерству;

уверенность в себе;

требовательность;

эмпатийность и добросердечие;

гипертимность;

креативность

Сильный неуравновешенный тип нервной системы;

властность;

самоуверенность;

непримиримость;

недостаточная самостоятельность;

педантичность;

принятие творческих решений в резких случаях

Слабый инертный тип нервной системы;

деспотизм;

самовлюбленность;

жестокость;

чрезмерный конформизм;

возбудимость;

экзальтированность;

действия по шаблону;


Особая комбинация личностных качеств образует педагогические способности. Способности являются субъективными условиями успешного осуществления педагогической деятельности.

Выделяют следующие педагогические способности: дидактические (способности к обучению и способности к воспитанию), конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные, организаторские. Знание профессионально-значимых качеств и способностей, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

Вы имели в виду Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог"

Федеральному закону № 122, принятому в мае 2015 года, данный стандарт обязателен к применению с 1 января 2017 года.
Профессиональный стандарт педагога – это документ, в котором учтены все требования к личности и профессиональной компетентности преподавателейСтандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как готовность учить всех без исключения детей...

4.3. Часть третья: развитие (Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности) 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума. 5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 6. Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка. 7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу. 8. Умение отслеживать динамику развития ребенка. 9. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 10. Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся. 11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий. 12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в школе. 13. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) осуществлять психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ начального и среднего общего образования, в том числе программ дополнительного образования. 14. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка. 15. Умение (совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося. 16. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся. 17. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.18. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью. 19. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и закономерностей развития. 20. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Лекция 3. Учитель как субъект педагогической деятельности

Профессиограмма педагога

Как мы уже отмечали, учитель в процессе педагогической деятельности выполняет множество функций. Успешность выполнения этих функций определяется личностью учителя, его профессиональными качествами. Сама специфика педагогического труда предъявляет к нему, к его личности ряд требований, они называются профессионально значимыми личностными качествами.

Попытка разработать перечень личностных и профессиональных качеств учителя имеет давнюю историю. По мнению русского просветителя, писателя, журналиста и книгоиздателя Н.И. Новикова, воспитатель должен соответствовать следующим требованиям; обладать способностью правильно и чисто рассуждать; уметь подходить к детям; быть добронравным; знать русский и иностранный языки; иметь хорошее произношение; доброе поведение и приличный внешний вид.

К.Д. Ушинский настойчиво подчеркивал, что «в каждом наставнике, а особенно в тех наставниках, которые назначаются для низших училищ и народных школ, важно не только умение преподавать, но также характер, нравственность и убеждения…».

В советской школе профессиографическое учение труда и личности учителя наиболее активно проводилось еще в 20-30-е годы, когда закладывались основы советской школы. Личность учителя рассматривается как субъект, активно формирующий нормативное и предметное оснащение своей деятельности.

Интерес к разработке этих вопросов возродился с 60-х годов благодаря исследованиям двух ленинградских школ, возглавляемых Н.В. Кузьминой и А.И. Щербаковым. Позднее к этим исследованиям присоединилась московская школа под руководством В.А. Сластенина.

Идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога, образец, эталон, в котором представлены во-первых, основные качества личности, которыми должен обладать учитель; во-вторых, знания, умения, навыки для выполнения функций учителя называется профессиограммой.

Исходя из этого понимания смысла понятия "профессиограмма", можно говорить и о профессиографическом методе изучения личности, при котором осуществляется сравнение имеющихся у педагога знаний, умений и навыков с теми, которые могли бы у него быть в соответствии с идеальной моделью. Не трудно представить, что такой метод позволяет проектировать личностный и профессиональный рост педагога.



Вместе с тем профессиограмма учителя - документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиций требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, к его личности, способностям, психофизиологическим возможностям и уровню подготовки.

Необходимость создания профессиограммы современного педагога продиктована рядом причин:

Важностью социального заказа школе, педагогической профессии;

Возрастанием требований общества к личности учителя;

Изменением критериев его профессиональной компетентности в связи с социальными и научно-техническими преобразованиями;

Необходимостью повышения качества профессионально-педагогической подготовки.

Такое представление о профессиограмме складывалось в течение предшествующих десятилетий.

Профессиональные и личностные качества педагога

Какими же свойствами, качествами должен обладать педагог? В общем виде их можно представить в виде следующей схемы.

Свойства учителя


Специальные Личностные

Объективные (научная Субъективные (личный (нравственно-волевые

подготовка учителя) учительский талант) качества)

Рис. 1. Профессиональные и личностные качества педагога

Проблема субъективных свойств педагога стала предметом теоретического и экспериментального изучения учеными Н.В.Кузьминой, А.К.Марковой, С.В.Кондратьевой, Л.М.Митиной и др.

Выделяют следующие свойства субьективности педагога:

1. Психо-физиологические свойства субъекта (задатки), являющиеся предпосылками осуществления ими своей профессиональной роли (тип темперамента, эмоциональная возбудимость, тип восприятия, гибкость мышления и др.).

Наиболее значимы для профессионально-педагогической деятельности особенности типа высшей нервной деятельности (ВНД), которые можно рассматривать как психофизическую основу индивидуальных качеств учителя, необходимых ему для осуществления своей работы. Известно, что в основе ВНД лежат два основных нервных процесса: возбуждение и торможение. Они характеризуются силой, подвижностью и уравновешенностью, различные сочетания которых и определяют индивидуально-психологические особенности человека - его тип темперамента, особенности восприятия и мышления, внимания, трудоспособность, выносливость, психологическую устойчивость и т.д. Педагогическая деятельность и индивидуально-психологические качества педагога должны быть в определенном соответствии. Такое соответствие далеко не всегда возникает само по себе (хотя бывают счастливые случаи совпадения, тогда говорят о природном призвании, о прирожденном учителе). Его нужно достигать. Предпочтительны для педагогической профессии следующие индивидуально-психологическими свойства и качества:

1) сильный тип ВНД, определяющий сочетание тех качеств темперамента, которые лежат в основе развитой тенденции к лидерству, работоспособности, выносливости, решительности, активности, целеустремленности, настойчивости, выдержки, уверенности в себе и т.д.

2) сформированность произвольного внимания, высокий уровень мыслительной деятельности, памяти.

3) эмоциональная уравновешенность (умения владеть собой даже в эмоциогенных ситуациях).

4) социальная чувствительность, рефлексивность (способность человека к самоотчету, самоанализу собственных психических состояний; способность видеть себя как бы со стороны, иногда глазами других).

2. Педагогические способности – индивидуально-психологические свойства личности, благодаря которым успешно осуществляется какая-либо деятельность, при меньших затратах труда достигаются большие результаты.

В психолого-педагогической литературе выделяют различные группы способностей. Так, Ф.М. Гоноболин относит к важным индивидуальным свойствам учителя способности “понимать детей, видеть в них хорошее и плохое, чувствовать, как они воспринимают учебный материал, объективно оценивать их знания и способности, работать творчески, успешно транслировать знания учащимся, владеть языком, умело организовывать школьников в детский коллектив, проявлять педагогический такт, заражать детей своим энтузиазмом, любовью к делу, хорошо владеть собой, управлять своими чувствами и поведением”

Шесть ведущих способностей педагога к педагогической деятельности выделяют И.А. Зязюн, М.С. Бургин и др., к ним относятся следующие способности:

Коммуникативность – расположенность к людям, доброжелательность, общительность;

Перцептивные способности – профессиональная зоркость, эмпатия, педагогическая интуиция;

Динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению;

Эмоциональная устойчивость – способность владеть собой;

Оптимистическое прогнозирование;

Креативность – способность к творчеству.

Как видно из приведенного выше списка педагогических способностей, они включают в себя многие личностные качества и раскрываются через определенные действия, умения. При этом есть умения, которые включаются в содержание нескольких способностей.

3. Направленность личности, ее составляют ценностные ориентации человека. В нашем случае будем говорить о профессионально-педагогической направленности учителя. Под профессионально-педагогической направленности личности учителя (ППН) понимают устойчивую, доминирующую (преобладающую) систему потребностей, мотивов (интересов, убеждений, склонностей и т.д.), определяющую поведение учителя, его отношение к профессии и к своему труду.

Применительно к педагогической деятельности Н.В. Кузьмина (профессор, доктор психологических наук) включает в профессионально-педагогическую направленность личности учителя следующие компоненты:

1. Интерес и любовь к детям, к профессии, творчеству, связанному с воспитанием в них человеческих качеств;

2. Осознание трудностей и проблем в учительской работе;

3. Потребность в педагогической деятельности;

4. Осознание собственных возможностей и способностей как соответствующих требованиям избранной профессии;

5. Потребность в постоянном самосовершенствовании и стремление овладеть основами педагогического мастерства уже в вузе.

Н.В. Кузьминой определены также три типа направленности личности учителя:

Истинно педагогическая (она состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог. В педагогическую направленность включается призвание к педагогической деятельности. На этой высшей ступени педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников);

Формально педагогическая (мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону увлеченности преподаванием конкретного предмета, однако учитель в некоторой степени добивается результативности своей педагогической деятельности, так как заряжает учеников своей личной увлеченностью процессом познания и преподавания, творческим отношением к своему делу);

Ложнопедагогическая (основным мотивом педагогической деятельности учителя является самовыражение, карьерный рост. В силу наличия ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств, например, ума, силы воли и т.д., такой учитель может в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов его профессиональной активности, как правило, приводит к низкому результату в педагогической деятельности)

В.А. Сластенин (профессор, доктор педагогический наук) также относит ППН к важнейшим свойствам личности учителя. Считает, что она представляет из себя избирательное отношение к действительности, направленность личности, пробуждает и мобилизует скрытые силы человека, содействует формированию у него соответственных способностей, профессионально важных особенностей мышления, воли, эмоций, характера. Иначе В.А. Сластенин считает, что ППН - это каркас, вокруг которого компонуются основные свойства личности учителя.

Педагогическая направленность личности учителя может проявляться по-разному. Она может быть ориентирована на профессиональное самоутверждение; на ученика или ученический коллектив; на средства педагогического воздействия; на цели педагогической деятельности. Что является ведущей направленностью? Конечно, направленность на цель педагогической деятельности, которая заключается в создание условий для гармоничного развития личности учащегося. Такую направленность можно считать гуманистической. Почему? (Признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей).

4. Профессинально-педагогические и предметные знания и умения. Ядро профессионально-педагогических знаний составляют фундаментальные знания в области педагогики и психологии, мировоззренческие и методологические знания, технологические знания. Качество знаний определяется тем, насколько они широко включаются в различные виды деятельности. Знания не существуют сами по себе: они приобретаются индивидом и обогащаются, реализуются в деятельности.

Специфика педагогических знаний в том, что они обогащены личностным отношением к ним учителя, пропущены через его мировосприятие, его опыт, специфику его мышления.

Знания закладывают прочные основы для развития и формирования педагогических умений и навыков, без которых невозможна динамика и эффективность педагогической деятельности.

Умения и навыки - это способы применения знаний на практике, их представленность в модуле объективно-необходимых качеств педагога очевидна. Учитель настолько профессионален, насколько эффективно может применить общенаучные, предметные, психолого-педагогические и общекультурные знания в своей практической деятельности. Спектр профессионально-педагогических умений и навыков многообразен. Так, в профессионально-педагогической деятельности актуализируются более двух тысяч умений. В основе всех многообразных умений лежат общетрудовые умения: умения осознавать цели деятельности, планировать предстоящую деятельность, осуществлять самоконтроль ее протекания. К познавательным умениям, необходимым в любом виде деятельности относят умение запоминать, сравнивать, анализировать, прогнозировать, предвидеть.

В блок базовых педагогических умений учителя входят следующие типы умений: диагностические, конструктивные, коммуникативные, аналитические.

Другим фактором, влияющим на педагогическую деятельность, являются личностные качества учителя. Все личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Проблеме профессионально значимых качеств личности учителя посвящены работы Ф.Н. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, Н.В. Кухарева, В.А. Сластенина и др. Несмотря на разные подходы, относительно набора ПЗЛК и их классификации, у этих ученых наблюдается сходная точка зрения на значимость ПЗЛК. Они считают профессионально значимые личностные качества наряду с профессионально-педагогической направленностью фундаментальным компонентом личности учителя, и важнейшим фактором овладения профессией и педагогическим мастерством. Дадим определение понятия профессионально значимых качеств личности учителя.

Профессионально значимые качества личности учителя – это характеристики умственной, эмоционально-волевой и нравственной сторон личности, влияющие на продуктивность (успешность) профессионально-педагогической деятельности учителя и определяющие ее индивидуальный стиль.

Существуют различные классификации качеств личности учителя, например, вариант классификации профессионально значимых личностных качеств (ПЗЛК), разработанный В.П. Симоновым. В этой классификации содержатся конкретные оптимальные характеристики качеств личности педагога:

1. Психологические черты личности как индивидуальности: сильный, уравновешенный тип нервной системы; тенденция к лидерству; уверенность в себе; добросердечие и отзывчивость; гипертимность (активность, подвижность).

2. Педагог в структуре межличностных отношений: преобладание демократического стиля общения с учащимися и коллегами; незначительные конфликты только по принципиальным вопросам; адекватная, нормальная самооценка; стремление к сотрудничеству с учениками и коллегами; уровень изоляции в коллективе равен нулю.

3. Профессиональные черты личности преподавателя:

а) широкая эрудиция и свободное изложение материала;

б) умение учитывать индивидуальные психофизические возможности учащихся;

г) элегантный внешний вид, выразительная мимика, общий артистизм;

д) направленность на учащихся (обращение к ним по именам, знание не только личностных особенностей, но и жизненных обстоятельств воспитанников, стремление помочь делом и советом);

е) мгновенная реакция на ситуацию, находчивость;

ж) умение четко сформулировать конкретные цели;

з) умение организовывать всех учащихся в целом и каждого в отдельности;

и) наличие обратной связи с учениками и оценочных суждений, сопровождающих выставление отметок, систематический контроль за успеваемостью школьников.

Как видим, в этом варианте профессионально значимых личностных находят отражение самые важные профессиографические аспекты модели современного учителя.

Интересна классификация ПЗЛК, предложенная Т.А. Юзефавичус. Для данной классификации она берет 1) доминантные без которых невозможна эффективно осуществлять педагогическую деятельность; 2) периферийные, они не оказывают решающего влияния, но способствуют успешности; 3) негативные – ведут к снижению эффективности труда; 4) профессионально недопустимые.

К доминантным профессионально-значимым качествам личности учителя относятся следующие качества:

Гражданственность (социальная ответственность; готовность личности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

Любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзывчивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

Оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития ученика);

Справедливость (честность, совестливость, способность действовать беспристрастно);

Общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

Требовательность к себе и к детям (ответственность, организованность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинированность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность, инициативность, активность);

Альтруизм – бecкopыcтиe (бескорыстная забота о благе других);

Волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выражению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчивость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

Толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

Педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогическая зоркость);

Эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на словах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость;

Интеллигентность (обаяние, духовность);

Современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежности к одной эпохе с учениками);

Доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие ответственности за других, умение руководить);

Креативность (творчество).

К периферийным профессионально-значимым качествам личности учителя относят, например, приветливость, энтузиазм, серьезность, наличие чувства юмора, артистичность, инициативность, увлеченность чем-либо (хобби), реальный подход к жизни, любознательность.

К негативным профессиональным качествам личности учителя относятся: неуравновешенность, пристрастность, мстительность, высокомерие, рассеянность.

И еще одна группа - это профессионально недопустимые качества: наличие вредных привычек, нравственная нечистоплотность, рукоприкладство, безответственность, грубость, некомпетентность.

В жизни, в педагогической действительности мы не увидим учителя, который воплощает в себе только доминантные и периферийные качества и наоборот. Они комбинируются в личности педагога до бесконечности разнообразно. Эта комбинация и определяет индивидуальный стиль его деятельности, неповторимость профессионально значимых личностных качеств у каждого отдельно взятого педагога. В этом плане тоже возможны типизации личностей и деятельности, но об этом посмотрите самостоятельно.

В наши дни широкое применение имеет понятие «компетентность» - способность человека (его личные и квалификационные возможности) решать какие-либо вопросы. Педагогическая компетентность – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Так аналитические умения представлены такими частными умениями, как:

Анализировать педагогические явления, т. е. расчленять их на составляющие части (условия, причины, мотивы, средства, формы проявления и т. д.);

Осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами и др.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. В их состав входят: формулировка диагностируемых образовательных целей и задач; отбор методов их достижения; предвидение возможных отклонений при достижении результата и выбор способов их преодоления; конструирование содержания взаимодействия участников образовательного процесса и др.

Проективные умения реализуются при разработке проекта образовательного процесса. Они включают такие умения как: планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможностей, интересов, средств, опыта и собственных качеств личности; определять форму и структуру образовательного процесса в зависимости от сформулированных педагогических задач и особенностей участников; определять отдельные этапы педагогического процесса и задачи, характерные для них и др.

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятельностью педагога, направленной на себя. Рефлексия понимается как специфическая форма теоретической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты являются следствием его собственной деятельности.

Содержание практической готовности проявляется в наличии 2-х групп умений - организаторских и коммуникативных. Организационная (организаторская) деятельность педагога связана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования. К группе организаторских умений относятся мобилизационные, дидактические, развивающие и ориентационные умения.

К группе коммуникативных умений относятся перцептивные умения, это умения, которые проявляются на начальном этапе общения, умения понимать других людей (учащихся, учителей, родителей), а также собственно умения педагогического (вербального) общения и умения и навыки педагогической техники (умение выбирать правильный стиль и тон, управлять вниманием, чувство темпа, развитие культуры речи, управление своим телом, регулирование своего психического состояния и пр.).

На основе сплава личностных качеств и профессиональной компетентности учителя рождается педагогическое мастерство - высший уровень профессионализма. В педагогической энциклопедии понятие "педагогическое мастерство" трактуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Быть мастером педагогического труда - значит глубоко осознавать закономерности обучения и воспитания, умело применять их на практике, добиваться ощутимых результатов в развитии личности воспитуемого.