Исследование по литературе "дом как художественный образ в творчестве сергея есенина". Каким предстает образ родного дома в лирике С.А

«ГДЕ ТЫ, ГДЕ ТЫ, ОТЧИЙ ДОМ?» ОБРАЗ ИЗБЫ / ДОМА В ТВОРЧЕСТВЕ ЕСЕНИНА.

Аннотация. В статье рассматриваются образы избы /дома в лирике С.Есенина на различных этапах его творчества.

Первоначально изба (хата) в поэзии Есенина имеет конкретное значение и обозначает крестьянское жилище и главные атрибуты
крестьянской жизни. Так, в стихотворении «В хате» Есенин подробно останавливается на отдельных локусах избы (хаты). Но это не
статичные картины и зарисовки. Изба Есенина наделена своими запахами (чахнет рыхлыми драчёнами, квасом), звуками (шорох
тараканов, кудахтанье кур), в ней разворачивается своя жизнь. Всё это позволяет поэту представить избу объёмно и целостно.

Читатель словно сам находится в избе, видит её изнутри в реальном времени:

Пахнет рыхлыми драченами,

У порога в дежке квас,

Над печурками точеными

Тараканы лезут в паз.

Вьется сажа над заслонкою,

В печке нитки попелиц,

А на лавке за солонкою -

Шелуха сырых яиц.

Мать с ухватами не сладится,

Нагибается низко,

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

Юный поэт сумел опоэтизировать прозу крестьянской жизни. Под его пером обыденные картины, которые приобретают высокое поэтическое содержание и, главное, передают поэзию тысячелетней крестьянской культуры.

В мире Есенина эта поэтическая модель «избяного космоса» не получила достаточного развития, хотя в своём раннем творчестве он ещё неоднократно будет воспевать русскую избу или хату как главный символ крестьянской жизни, своей родины, «голубой Руси», как, например,

в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная … ».

В нём не только воссоздан образ крестьянского рая, но и сами избы (хаты) предстают в виде икон в окладах (ризах):

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа …
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

Но уже примерно к 1917 году ключевой образ избы в лирике Есенина расширяется, перерастая в дом-избу, дом-семью, дом-Храм, дом-Россию. Происходит смена лексемы «изба» на лексему «дом». Если изба определяет хронотоп крестьянской жизни, то дом означает отцовский дом, семью, малую родину, Россию. Это и конкретный константиновский дом, и родная деревня, семейный и интимный мир человека:

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.
Где ты, где ты, отчий дом?

Родной дом крепко держит человека на земле, помогает выстоять среди жизненных невзгод. О таком доме хорошо сказал Ф.Абрамов в романе с одноимённым названием: «Главный-то дом человек в душе у себя строит. И тот дом ни в огне не горит, ни в воде не тонет»

Есенинский образ Дома вбирает в себя и мифопоэтические представления русского народа, и сакральное, символическое значение дома, характерное для русской национальной литературной традиции. В современных исследованиях выделяется множество значений семантики дома, которые также свойственны и для лирики Есенина. Дом — это и жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются
определённые отношения с другими людьми, где есть семья, определённый уклад жизни, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, Храм, место, где начинается Родина.

Сквозным мотивом его лирики является мотив расставания и встречи с родным домом. Но при этом расставание с родимым домом для поэта одновременно и прощание с «голубой Русью». Этот «низкий дом с голубыми ставнями» — символ родины, он неотделим от природного мира. Поэтому грусть матери, от которой уезжает сын, передаётся самой природе:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Родимый дом всегда присутствует в сознании, в сердце поэта, и встречи с ним, реальные и воображаемые, поддерживают в самые трудные минуты жизни, воскрешают нежные чувства и воспоминания:

Эта улица мне знакома,
И знаком этот низенький дом.
Проводов голубая солома
Опрокинулась над окном.

Были годы тяжелых бедствий,
Годы буйных, безумных сил.
Вспомнил я деревенское детство,
Вспомнил я деревенскую синь.

Не искал я ни славы, ни покоя,
Я с тщетой этой славы знаком.
А сейчас, как глаза закрою,
Вижу только родительский дом.

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилег ко плетню.
Держат липы в зеленых лапах
Птичий гомон и щебетню.

Есенинская тема покинутого и вновь обретённого дома, ухода и возвращения, включает в себя и мотив блудного сына, который
особенно пронзительно звучит в лирике и лирическом эпосе 1920-х годов:

Снова вернулся я в край родимый.
Кто меня помнит? Кто позабыл?
Грустно стою я, как странник гонимый,
Старый хозяин своей избы.

Образ дома в лирике Есенина связан с домом-Россией. Но в трагический период послереволюционной реальности рушится
традиционный крестьянский дом, его пытаются заменить «общепропетарским домом» (Платонов. «Котпован»). Вымирает традиционная русская деревня, утрачивает свои духовные грибницы крестьянская культура, сгорел от пожара родительский дом. На смену «голубой Руси» приходит «Русь советская», и в ней нет места её недавнему певцу:

я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой
дорожной пыли.

Творчество Есенина 1920-х годов всё проникнуто мотивом бесприютности, скитальчества, бездомности. Бездомности лирического героя в общероссийском доме, родной стране:

и в голове моей проходят роем думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим
угрюмый
Бог весть с какой далёкой стороны

Строительство в революционные и послереволюционные годы нового, советского дома обернулось всеобщим бездомьем и бесприютством. В то время, когда пролетарские поэты воспевали «коммуной вздыбленную Русь», Есенин одним из первых в нашей литературе с болью в сердце пишет о Руси бесприютной, судьбе тысяч и тысяч советских Оливеров Твистов. Нет будущего у страны, у которой дети беспризорные, оставлены на произвол судьбы:

Но есть на этой
Горестной земле,
Что всеми добрыми
И злыми позабыты.

Мальчишки лет семи-восьми
Снуют средь штатов без призора,
Бестелыми корявыми костьми
Они нам знак
Тяжёлого укора.

В советские годы изба с её вековыми традициями уходит из русской поэзии. В последний раз пропоёт ей песню поэт в известном стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая … », хотя «золотая бревенчатая изба» здесь уже осталась вся в прошлом вместе с его «голубой Русью».

В последние годы жизни Есенина меняется система ключевых образов его художественного творчества. Поэт проделывает сложный путь от крестьянского поэта к поэту всероссийского и мирового масштаба, от воспевания дома-избы — к дому в душе человека. Дому, который предполагает самоценность индивидуального человеческого существования в самых разнообразных формах бытия, того, что художественно ёмко сформулировал его любимый поэт Пушкин: «Самостоянье человека — залог величия его».

Хулиганство Есенина и его «Москва кабацкая» — это не столько побег от бездушного мира, сколько вызов ему своим неподчинением, маргинальным поведением. К сожалению, некоторые исследователи любят смаковать факты биографии Есенина, связанные с его хулиганством. Значительно «перегнули палку» в этом отношении и создатели телесериала «Есенин» с Сергеем Безруковым в главной роли.
Да, Есенин — певец «золотой бревенчатой избы», «малинового поля», «голубой Руси». И таким его хотели видеть и видят многие его читатели и исследователи творчества. Но Есенин несводим только к этой теме.

Его всерусскость и всемирность прежде всего в том, что он — выразитель души человека с её радостями и болями, перепадами настроения, грустью и печалью, верой и безверием, надеждой и отчаянием, того, что открывается нам в высокие, решающие моменты нашего бытия. К сожалению, долгое время такого поэта мы не знали и не понимали, а стихи о драме человека в «разворочённом бурей быте» считали «упадническими».

Природа живёт своей глубинной, цельной жизнью: она радуется, сияет в минуты восхода солнца, грустит и печалится в часы вечернего заката. Лирический герой Есенина, кажется, отзывается на всё это, чувствует и переживает, но это всё чувства, вызванные созерцанием, они вторичны. Его бессмертная душа испытывает неутолённую тоску оттого, что её пребывание на земле кратко, мгновенно, но она так сильно полюбила эту землю, что каждый день пребывания на ней воспринимается как ещё один день расставания с её нивами, полями, лугами и чащами:

Милые берёзовые чащи!
Ты, земля! И вы, равнин пески!
Перед этим сонмом уходящих
Я не в силах скрыть своей тоски.
Знаю я, что в той стране не будет
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди,
Что живут со мною на земле.

Но несмотря на усиливающийся трагизм восприятия бытия поэтом, «печаль его светла», в ней нет безысходности. Его лирический герой ищет и находит гармонию в самой жизни, мимолетных её радостях и разнообразных проявлениях. В общности с людьми, с которыми довелось жить, бессмертной природе с её нетленной красотой. А «низкий дом с голубыми ставнями», который всё чаще и чаще
появляется в стихах поэта его последних лет жизни, является уже не только отчим домом, символом Родины, но и спасительным домом-Храмом:


Образу родного дома отведена значительная роль в лирике С.А. Есенина. Будучи родом из деревни, поэт питал особую любовь к своему дому, крестьянской избе, в которой он родился. В своих стихотворениях поэт часто ностальгирует по своему отчему дому, изображая его как некий идеальный уголок. Часто встречаются сказочные и мифологические мотивы, а также и религиозные.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Так, в стихотворении "Письмо

матери" поэт противопоставляет тихую, спокойную жизнь в родном доме своей хулиганской жизни в городе. Родной дом предстает в образе некого "райского уголка", где можно спрятаться от "тоски мятежной". Это чувство усиливает описание "несказанного света" над избушкой. Использование автором уменьшительно-ласкательных слов подтверждает искреннюю его любовь к своей скромной родной избушке.

Любовь к родной крестьянской деревне отражена и в стихотворении "Гой ты, Русь моя родная", в котором поэт сталкивает два мира - крестьянский бытовой и религиозный, придавая особую образность деревенским избам: "Хаты - в ризах образа". Родной дом способен заменить поэту рай: "Я скажу: "Не надо рая, // Дайте родину мою". Поэт создает уникальный образ родного дома, сочетающего в себе бытовые и религиозные мотивы.

Центральное место в лирике А.С. Есенина о родном доме занимает стихотворение "Низкий дом с голубыми ставнями". Как и в предыдущих стихотворениях дом здесь предстает в образе идиллического мира, который невозможно не полюбить: "Как бы я и хотел любить // Все равно не могу научиться". Поэт снова говорит о том, что родной дом дорог ему воспоминаниями о счастливом детстве, которые навсегда врезались ему в память.

Таким образом, мы видим, что родной дом в лирике С.А. Есенина изображается как спокойное, тихое место, необычайно дорогое сердцу автору, хранящее воспоминание о самой счастливой поре его жизни.

Обновлено: 2018-03-22

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.


Тема родины и любви к ней является неотъемлимой чертой лирики Сергея Есенина. Этот поэт очень трепетно относится к местам где он вырос и где остались его родители. В своих стихах он воспевает природу России и простых людей, живущих в этой стране. Образ родного дома и родины присутствует в таких произведениях как: "Я покинул родимый дом…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…" и "Возвращение на родину".

Стихотворение "Спит ковыль.Равнина дорогая..." состоит из нескольких пейзажных зарисовок демонстрирующих природу России, которая так нравится поэту: "Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя".Есенину свойственно не только хвалить родину, но и указывать на её недостатки, например на тяжелые условия жизни: "радуясь свирепствуя и мучась" - живут люди на Руси, однако, по мнению лирического героя, "никто под окрик журавлиный не разлюбит отчие поля".

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


Заканчивает стихотворение поэт такими строчками:"дайте мне на родине любимой, все любя, спокойно умереть" - это говорит о том, что родные места для Сергея Александровича это как место где он рос и воспитывался так и последнее пристанище, и другого пути для себя он не видит.

В произведении "Возвращение на родину" поэт от лица лирического героя рассказывает о своем возвращении в родные края и о изменениях произошедших там. "Отцовский дом не смог я распознать" - говорит лирический герой - это показывает читателю, что о былых временах у Есенина остались только воспоминания. Символично то, что узнаваемым осталось лишь кладбище у горы - будто на нём и похоронено всё то, чего Сергей Александрович не смог найти в деревне. Автор не забывает высказать свою позицию насчет коммунизма и событий, произошедших в стране, в целом: "Ты коммунист?Нет!...Такая гадость!Просто удавись!" - он считает, что идеология, распространяемая властями вредит народу и молодое поколение перестает уважать старшее:"Чем мать и дед грустней и безнадежней, тем веселей сестры смеется рот".В этом стихотворении Сергей Есенин с иронией повествует о проблемах общества на стыке убеждений: "И мне смешно, как шустрая девчонка меня во всем за шиворот берет..."

Лирическое произведение "Я покинул родимый дом..." повествует о ностальгии по дому и родным.Сергей Александрович видит мать, скучающую по нему на фоне деревенского пейзажа: "В три звезды березняк над прудом теплит матери старой грусть"- и уже поседевшего отца "Словно яблонный цвет, седина у отца пролилась в бороде". Сравнивая себя со старым клёном поэт показывает, что частичка его души все еще живет в родных краях, как и это дерево: "Есть радость в нем тем, кто листьев целует дождь, оттого что старый клен головой на меня похож".

Образ дома в лирике Сергея Есенина представляет собой красивые деревенские пейзажи, портреты постаревших родителей и ностальгия по детским временам, когда многое было иначе:"Ах, милый край! Не тот ты стал, не тот".

Обновлено: 2018-04-26

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Дисциплина: русский язык и литература

Раздел: поэзия начала XX века

Тема урока: «Тема Дома в лирике С. Есенина»

Время реализации урока : 45 минут
Цели :
- показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С. Есенина, его философскую ёмкость, глубину;
- ввести учащихся в ясный и свежий по своей образности, но внутренне сложный мир поэзии С. Есенина;
- учить анализировать лирическое стихотворение;
- показать глубокое чувство родной природы и Родины в поэзии С. Есенина;
- воспитывать любовь к Отечеству, нравственные идеалы;
- пробудить в обучающихся эстетические переживания, связанные с восприятием поэзии, музыки, живописи.

Тип урока : изучение нового материала
Вид урока : урок художественного восприятия текста произведений автора

Оборудование: компьютер, творческие листы, оценочные листы

Эпиграф:

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Ход урока

    Организационный момент

Учитель. Мне хотелось бы начать урок с чтения отрывка из ученического сочинения. Вы внимательно послушайте и после скажите, знакомо ли вам то чувство, о котором пишет автор. Вслушиваясь в текст, постарайтесь представить картины своей малой Родины, отчего дома, любимого уголка природы.

    Подготовка к восприятию темы урока

    Новоселицкое – один из уголков Ставрополья. Однако сколько можно рассказать об этом уголке! Я люблю своё село. Я люблю его в любое время года. Уже наступила весна. Настраиваюсь на весенний лад. Скоро земля начнёт отогреваться под солнцем, пахнёт в лицо свежим ветром, небо обрушится потоками синевы, зазвучат птичьи трели, станут радостными и праздничными знакомые улицы. И это видение хочется сохранить в своей душе навсегда, потому что знаю, что наступит время, когда буду мечтать хоть на день – другой оказаться в родном селе, там, где останется детство, первая учительница и первая школьная любовь. Самое главное в нас только одно – наша память и родители, малая Родина и истоки.

    Память, истоки. Какие вечные и простые слова. Нет этих понятий – значит, и нет жизни, нет продолжения. Есть они – поднимается в душе обновление и продолжается жизнь.

    Самое главное, в суматохе дней не забывать об утренней заре, о том, как блещет гладь рек и озёр, как полыхает закатом небо, как играют в первых лучах солнца капельки росы.

    Беседа по прочитанному тексту с показом слайдов

    Учитель. О каком чувстве говорится в этом сочинении?

    Учитель. Какие картины вы смогли представить, слушая данные строки сочинения?

    Учитель. Возможно, эти картины могли быть такими:

    /демонстрация на экране видов, связанных с теми картинами, которые представили ученики/. Вступительное слово учителя

    Учитель . Мысли, воспоминания, связанные с домом, с родиной, вызывают в душе человека прилив нежности, теплоты. Тема Родины,

    природы, любви, милосердия, чести и долга – это традиционная тема в русской литературе. Она находит отражение во многих произведениях великих поэтов и писателей. Сегодня предлагаю поразмышлять над темой дома, семейного очага, которая с особенной силой звучит в лирике всеми любимого поэта Сергея Есенина. Очень важно, чтобы вы смогли увидеть в стихах Есенина художественный образ Дома в развитии, его

    философскую глубину, ёмкость. Мне хочется, чтобы у вас была возможность ещё раз соприкоснуться с высоким искусством, помогающим испытать эстетические переживания, воспитывающим любовь к Отечеству, утверждающим нравственные идеалы. Для успешной и плодотворной работы на уроке я разработала необходимый раздаточный материал: творческие листы, оценочные листы, тексты стихотворений, Раздаточный материал находится на ваших рабочих столах.

    3. Работа над новой темой

    * Работа в творческих листах Задание№1. Слова: хата, околица, стёжка, рай, яблоко, мёд, поле, приволье, синь, святость распределить на две группы. В первую группу должны войти слова, соответствующие представлению о возвышенном. Во вторую группу будут включены слова, связанные с представлением о прозаическом, обыденном.

    Учитель. Опираясь на результаты работы над заданием№1, давайте вместе создадим схему «солнышко» и поработаем над этой схемой.

Какой вывод можно сделать?
Учитель. Все эти слова вы встретите при прослушивании стихотворения «Гой ты, Русь моя родная …». Прослушав стихотворение, ответьте, сохраняется ли привычное восприятие обыденных слов или они звучат также приподнято, как и те слова, которые свидетельствуют о возвышении.
Чтение учителем стихотворения /на экране/ Учитель. Сохраняется ли в произведении привычное восприятие слов, связанных с представлением об обыденном, прозаическом?
Учитель. Как добивается поэт такого превращения «прозаизмов» в стихотворении?
Учитель . Каким настроением проникнуто стихотворение?
Учитель. Почему лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем?
Учитель. Благодаря чему в первой строфе рождается характерный образ крестьянской избы? Что такое образа и ризы?
Учитель. С каким цветовым образом соседствует метафора «ризы – образа»?
Учитель. Вслушайтесь внимательно в звучание строки «Только синь сосёт глаза». Здесь поэт использует аллитерацию.

Повторите понятие «аллитерация».
/на экране/ Учитель. Для чего автор использует аллитерацию? Какая рождается картина?
Учитель. Когда возникает такое ощущение?
Учитель. Но цветопись у Есенина символична. Что означает синий, голубой в ранней лирике?
Учитель. «Синее что-то…» Есенин слышал даже в слове «Россия»: «В нём и роса, и сила, и синее что-то…» Выходит, что нарядная крестьянская изба не просто жилище, это нечто святое. Дом – воплощение любви.

Учитель. Какими звуками наполнено стихотворение?

Учитель. Это мажорные звуки. И хотя в стихотворении нет людей, но они незримо присутствуют в звуках народного гулянья. Поэт не один, он ощущает себя частью своего народа.

Учитель. Какие запахи передаёт поэт, и с каким праздником это связано?

Учитель. Замечательная традиция – нести в храм первый урожай яблок, первый сбор мёда. Наши предки тонко чувствовали свою связь с природой; не хозяевами, не покорителями, а детьми природы они ощущали себя и «кротко» благодарили Творца за щедрость – может быть, поэтому Есенин назвал Спас «кротким».

Итак, все образы стихотворения, цветопись и даже древнерусское «Русь» вместо «Россия» утверждают нерасторжимую связь времён, человека и природы. Такая глубина нам открывается в 20-ти строках юношеского стихотворения.
О том, как произошло так, что у Сергея Есенина не было практически ученического периода, и он сразу заявил о себе как большой самобытный поэт, мы услышим из сообщения.

Выступление учащегося

Материал сообщения.

/Звучит романс на стихи С. Есенина, демонстрируются виды русской деревни 20-х годов/.

Учитель. Вернёмся к стихотворению «Гой ты, Русь моя родная…» и подведём итог нашему разговору об образе крестьянской избы в лирике Сергея Есенина. Я начну фразу, а вы закончите. Итак, образ крестьянской избы в ранней лирике поэта – это олицетворение…

Учитель. Образ избы, родного дома встречается во многих стихотворениях поэта. Прочитайте стихотворение «Край ты мой заброшенный…».
/на экране/ Учитель. Какие ноты вкрадываются в эти стихи?
Учитель. Прочитайте стихотворение «Где ты, где ты, отчий дом…».
/на экране/ Учитель. Каким настроением овеяно это стихотворение?

Учитель. В 20-е годы резко изменилось настроение есенинских стихов, и на смену романтическому образу избы пришёл жуткий образ «скелетов домов».

Всё настойчивее в 20-е годы звучит мотив возвращения в родной дом. В стихотворении «Возвращение на родину» Есенин не узнаёт родного дома, в котором на стене вместо иконы – «календарный Ленин». Город надвигается на деревню. Город у Есенина не только воплощение технической цивилизации, это новая идея, враждебная человеку. Есенин раньше других почувствовал гибель деревни. И всё же, хотя икону заменил «календарный Ленин», а вместо библии в избе «Капитал» Маркса, Есенин признаётся:

Но отчего-то всё-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Учитель. Прочитайте стихотворение «Спит ковыль, равнина дорогая…».
/на экране/ Учитель. Какой вывод можно сделать из этого произведения о дальнейшем творчестве поэта?
Учитель. Сергей Есенин очень тосковал по дому, по матери, часто навещал Константиново. В 1925 году, в последний год жизни, поэт был дома пять раз. В этот период он пишет стихи – послания деду, сестре. Три стихотворения посвящает матери, Татьяне Фёдоровне. Прочтите стихотворение «Письмо матери».

/на экране/ Учитель. Почему это стихотворение близко каждому из нас?
Учитель. Щемяще – нежные слова поэт нашёл для матери. Обратите внимание на задание №2 в творческих листах. В нём даны вопросы к стихотворению «Письмо матери». Ответьте на эти вопросы. Эта работа вам поможет более активно проявить себя в устной беседе по стихотворению «Письмо матери».

Задание№2:

1. Слова какого стиля преобладают в стихотворении?

2. Каким вы зрительно представляете «вечерний свет»?

3. Найдите в тексте стихотворения выражение, употреблённое в высоком стиле.

4. Какое местоимение указывает на высшее происхождение «света», и что это значит?

Беседа

Учитель. Почему поэт использует в стихотворении разговорные слова?
Учитель. Могут ли простые слова употребляться в высоком смысле?
Учитель. Почему свет «струится» над избушкой?
Учитель. Образ матери в «старомодном ветхом шушуне» - образ ангела – хранителя.

У художника К. Петрова – Водкина, современника С. Есенина, есть картина «Мать». В чём вы улавливаете созвучие стихотворения «Письмо матери» и картины «Мать»?

/на экране иллюстрация картины К. Петрова – Водкина «Мать»/

Учитель. Богородица не покинула матерей: ни старую, ни молодую. Любовь матери всепрощающая, связывающая мир дома с огромным миром. Мать всегда защищает своих детей. Вернёмся к стихотворению. В творческих листах в задании№3 закончите фразу: Дом у Есенина в его поздних стихотворениях – это воплощение…
Учитель. Прочитайте, как вы закончили фразу.

4.Итог урока

Учитель. Наш урок подходит к концу. Ещё раз обратите внимание на тему урока и скажите, что же значит Дом в лирике Сергея Есенина?

Учитель. Обратите внимание на задание№4 в творческих листах. Составьте сиквейны о нашем уроке, о том, что вы узнали на нём.

Прослушивание творческих работ

Учитель. В оценочных листах оцените указанные этапы работы, применяя пятибалльную систему. Я думаю, что вы обьективно сможете оценить себя.

Уже сейчас я смогу некоторым из вас поставить оценки за художественное чтение стихов, за участие в устном анализе стихотворений. Обработав ваши творческие и оценочные листы, я объявлю каждому из вас оценку за сегодняшний урок на следующем занятии. Пусть не огорчаются те ребята, которые сегодня не высказали своих мыслей. Всё равно душой и сердцем они были с поэзией С. Есенина. Да иначе и быть не может. Начиная с детских лет, эта поэзия живёт в нас. Мы читаем есенинские стихи и слушаем романсы. Ведь многие известные русские композиторы писали музыку к стихам Сергея Есенина. Звучит романс на стихи С. Есенина.

/на экране демонстрация фотографий С. Есенина/

Цинболенко Анна

Ученица, обратившись к поэзии С. Есенина, исследует художественный образ дома в творчестве поэта.

Скачать:

Предварительный просмотр:

С.А. Есенина

Исследование по литературе


Выполнила : Цинболенко Анна Александровна

ученицы 8 а класса

МОУ «Гимназия г. Тюкалинска»

Руководитель:

Прушинская Любовь Михайловна

Учитель: Русского языка

Литературы.

МОКУ «Гимназия г . Тюкалинска»

План:

  1. Введение.
  2. Основная часть.

2..1. Из села Константиново в большую поэзию

2.2. Дом как художественный образ.

  1. Заключение.
  2. Приложение.
  3. Литература.

Введение

Тема:

Дом как художественный образ в творчестве

С. Есенина.

Актуальность:

Интересно узнать, каким изображён дом в

поэзии С.Есенина, в чём особенность художественного образа «дом».

Проблема :

Можно ли поставить знак равенства между домом С.Есенина и домом (художественным образом) в творчестве ?

Объект исследования:

Б иография С.Есенина. Стихотворения

С.Есенина.

Предмет исследования:

Стихотворения С.Есенина о родине, о доме.

Цель:

Выявить, каким предстаёт дом в лирике С.Есенина; как создаётся художественный

образ дома .

Задачи:

Изучить литературу о жизни и творчестве С. Есенина. Прочитать стихотворения поэта, выбрать для анализа именно те, где упоминается слово «дом» (и близкие по лексико-семантической группе). Познакомиться с воспоминаниями об Есенине. Проследить, как меняется настроение поэта, в зависимости от года написания. Проанализировать стихи.

Гипотеза:

Можно предположить, что поэт С.Есенин дорожил своим домом и поэтому с любовью писал о нём в своих стихах.

Методы:

Изучение библиографии.

- анализ лирических стихотворений.

- наблюдение над словом в контексте стиха

Обобщение материала.

Творчество С.Есенина близко и понятно всем в нашей стране. Наверное, нельзя встретить человека, который не помнил бы наизусть хоть несколько строчек из его стихотворений.

Поэт мог с особым лиризмом и простотой рассказать о самом важном, сокровенном. Его стихи открывают нам мир родной природы, учат любить родину, помогают разобраться в своих чувствах.

В ходе данного исследования предстоит выяснить, как поэт создаёт в стихотворениях образ дома, какие приёмы использует, чтобы донести до читателя мысли и чувства.

Для этого я должна познакомиться с библиографией по жизни и творчеству С.А. Есенина.

Посетив библиотеку, я выяснила, что о жизни и творчестве поэта можно прочитать следующие книги, которые были изданы в разные годы: Базанов Вас. Сергей Есенин и крестьянская Россия, Марченко А. Поэтический мир Есенина, Михайлов А.И. Пути развития новокрестьянской поэзии, Отчее слово: Сергей Есенин. Писатели о творчестве, Прокофьев Н.И. Есенин и древнерусская литература, Сергей Есенин: Проблемы творчества, Солнцева Н. Китежский павлин: Филологическая проза: Документы. Факты. Версии, Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина.

По аннотации я выяснила, что среди этих книг есть те, которые могут мне пригодиться, так как в них содержится важные для моей работы сведения о жизни и творчестве С. Есенина.

Основная часть

Из села Константиново в большую поэзию

Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября (21сентября)1895года в семье крестьян в селе Константиново Рязанской губернии. Со взрослыми бывал на сенокосе, знал с детства крестьянскую работу. Был окружён теплом и заботой своих родных. Ценил дом. Сергей Есенин говорил, что «деревенская изба подобна храму», потому что в ней хранится очень много добра и красоты.

Село Константиново вытянулось вдоль высокого берега Оки. С обрыва открываются взору безбрежные дали за рекой, заливные луга, лесные просторы, а дом располагался напротив церкви.

Близкий друг и исследователь творчества С. Есенина Юрий Прокушев, рассказывая о жизни поэта, обращает наше внимание на то, что дом, в котором жил Сергей Александрович, был окружён «поэзией» - настолько поэтичны были эти места. Всё влияло на развитие есенинского дара: сенокос, выезды в ночное, та атмосфера народной поэзии, в которой он рос.

С ранних лет полюбил сказки, народные песни, частушки. Слушал Сергей и «богомольные» песнопения. Бабушка брала его с собой, отправляясь в монастыри. Дед знал множество народных песен, которые пел протяжно. Любил он загадывать загадки, испытывая Сергея на смекалку и уча внимательнее относиться к миру.

Читая о жизни С. Есенина, можно заметить, что поэт с детства мог ощущать неразрывную связь с родной природой. А это возможно, только если относиться ко всему окружающему как к дорогому, святому месту.

Пришло время, Сергей Александрович покинул «родимый дом» и оказался в Москве, где началась его поэтическая жизнь.

Так в русскую поэзию пришёл поэт С.Есенин. Пришёл, чтобы рассказать о своих чувствах к родному дому, дорогим и близким людям.

Дом как художественный образ

Для дальнейшей работы мне необходимо выяснить значение слова «дом». В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова слово «дом» дано как многозначное:

Дом-это жилое помещение, своё жильё, а также семья, люди, живущие вместе, их хозяйство. Место, где живут люди, учреждение, заведение.

Из этих значений мне нужно выделить те, которые можно «увидеть», в стихотворениях С.Есенина и постараться понять, как они интерпретируются поэтом.

Я считаю, что нужно выделить значения:

Дом – жилище, здание.

Дом – семья, родные.

Эти значения определяют ход дальнейшего исследования.

Необходимо отобрать стихотворения, в которых употребляется слово «дом», классифицировать их по группам: дом- здание (изба, хата) ; дом- семья.

Прочитав 30 стихотворений поэта, я выделила 22, - в которых встречается слово «дом», (в значении «жилище»). Сюда вошли стихи со словами этой лексико-семантической группы:

Изба;

Избушка;

Хата;

Хижина.

(«Спит Ковыль»; « Весенний вечер»; « В хате»; « Край ты мой заброшенный»; и многие другие)

Поэту близок крестьянский мир, ему знаком труд пахаря, возвращающегося с полей в свою «избушку»; в стихотворении «Весенний вечер». В стихотворении «Край ты мой заброшенный» избы не просто выстроились на деревенской улице, а «забоченились». Автору удалось найти такое слово, которое помогает увидеть образ старой избы, давно покосившейся, упавшей на один бок от старости, а может, от забот.

Лирический герой с любовью обращается «не тоскуй, моя белая хата».

Читая стихи ранних лет, можно увидеть, что поэту дорог дом, хотя он порой употребляет синонимы;

Избушка;

Хижина;

Хата.

Почему? Наверное, эти слова помогают «наполнить» слово «дом» дополнительными оттенками. Мы говорим «избушка» - и сразу видим, уютный домик, усталое лицо мамы, ожидающей своего сына:

В 1916году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога», в котором проявилось мастерство поэта по созданию ярких метафорических образов:

  1. изба – старуха челюстью порога

жуёт пахучий мякиш тишины.

Старая изба. Вечер. Тишина.

Но у Есенина всё образнее, живее, благодаря метафоре «изба – старуха »

Особое место занимает в раннем творчестве стихотворение «В хате»: Литературовед П.Н. Сакулин так охарактеризовал его: «Мила, бесконечно мила» поэту деревенская хата. Он превращает в золото поэзии всё – и сажу над заслонками, и кота, который крадётся к парному молоку, и кур, и петухов, и щенков, забравшихся в хомуты.

Казалось бы, всё настолько обыденно, но в то же время уже в этом стихотворении исследователи творчества С. Есенина отмечают, что «утварь крестьянской избы здесь – образ духовной благодати» (Н.М. Солнцева). Читая это стихотворение, мы видим, что поэт хочет рассказать о своей восторженной любви к жизни, рассказать о простой её красоте.

Но дом - это не только здание, нельзя представить деревенский дом без резных узорных наличников, без крыльца, двора, где хозяин всё сделает по своему усмотрению, добротно, надёжно…

Проиллюстрируем это примерами из текстов:

  1. Низкий дом с голубыми ставнями.
  2. Наша горница хоть и мала, но чиста.
  3. Снег у крыльца

Как песок зыбучий.

Поэт, будто экскурсовод, проводит читателя «по залам», пусть это всего лишь малая часть того мира, который дорог поэту и забыть о нём он не может и не хочет.

  1. Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг.(1917 г.)

Поэт становится старше, мудрее, и всё же ему хочется чувствовать тепло родного дома - «родительского очага». Хотя он, конечно, понимает, что время движется вперёд.

…Уж кому- то не петь на холму

Мирно грезит родимый очаг.

О погибших во мраке плечах.

Нельзя представить крестьянскую избу без иконы. Были иконы и в доме деда, и в доме родителей С. Есенина.

Жизнь поэта неразрывно была связана с христианскими идеалами. Поэтому «находим» иконы в стихотворениях поэта:

Колокольчик среброзвонный

Ты поёшь? Иль сердцу снится?

Свет от розовой иконы

На златых моих ресницах.

Сам поэт в своём философско– эстетическом трактате «Ключи Марии» объясняет, что крестьянский мир и церковный связаны в единый образ.

В восприятии русского поэта этот мифопоэтический образ приобретает ярко выраженный национальный колорит, предстаёт в виде мирового древа:«всё от древа - вот религия мысли нашего народа».

Крестьянская изба со всеми предметными деталями её внешнего облика и нехитрого внутреннего убранства становится олицетворением мирового древа.

Стержнем связи неба и земли, человека, природы и вечности. А суть этого «стержня» - вера, именно она связывала воедино человека, землю, небо.

Оттого икона в избе крестьянина и занимала красный угол, украшалась вышитыми рушниками.

(Хаты, в ризах образа…)

Оттого и благословляли иконой, спешили очистить душу…

За неверие в благодать.

Положите меня в русской рубашке

Под иконами умирать.

Дом крестьянина – это целый мир, вселенная – здесь всё взаимосвязано:

Мать – отец – семья – очаг – вера…

  1. Изба крестьянская,

Хомутный запах дегтя,

Божница старая,

Лампады кроткий свет,

Как хорошо!

Что я сберёг, те

Все ощущения детских лет. (Мой путь)

Обратившись к стихотворениям второй группы, а это стихотворения в которых слово «дом» употреблено в значении «близкие, родные люди.»

Я нашла такие стихотворения, которые поэт посвятил своим родным. А родные,(мать, отец, сестра, дед, бабушка)-это его семья, это его дом. В этих стихотворениях можно увидеть, как дороги Есенину эти люди.

Навсегда запомнились ему «бабушкины сказки про Ивана- дурака», запомнились беседы с дедушкой.

Обращают на себя внимание, в этих стихотворениях слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами (оценочная лексика): старушка, матушка, бабушка. Особая нежность исходит от этих слов, а может быть, это запоздалые слова раскаяния:

Старушка милая,

Живи, как ты живёшь,

Я нежно чувствую

Твою любовь и память.

Необходимо отметить, что эти стихи написаны уже в 1924 году, поэт старался «излить» свои чувства, ему будто не хватает этих тёплых задушевных бесед:

Голубчик! Дедушка!

Я вновь к тебе пишу…

У вас под окнами

Теперь метели свищут… (Письмо деду)

Поэт убеждает не только деда в нужности стальных коней, но и самого себя:

Тогда садись, старик,

Садись без слёз,

Доверься ты

Стальной кобыле.

В сборнике стихотворений я нашла четыре стихотворения с посвящением: сестре Шуре «В этом мире я только прохожий»,

«Ты запой мне ту песню»,

«Ах, как много на свете кошек»,

«Я красивых таких не видал»…

Все четыре стихотворения объединяют доверительная интонация, Есенин разговаривает и с сестрой, и с мамой, и с бабушкой, и с родным домом:

Потому и навеки не скрою,

Что любить не отдельно, не врозь-

Нам одною любовью с тобою

Это родину привелось.

Где бы ни находился поэт, он видит себя рядом со своими родными, рядом с домом. Не может быть любовь к дому врозь, отдельно от родных.

Проанализировав стихотворения С. Есенина, я считаю, что можно выделить стихотворения, в которых

слово дом употреблено в более широком значении. Поэт уходит от конкретного образа дома к ДОМУ, который символизирует родину, родной край:

Всё равно остался я поэтом

Золотой, бревёнчатой избы.

Поэт «избы», казалось, он уже рад принять трактора и другую технику, готов согласиться с сестрой- комсомолкой, а в сердце всё равно остаётся поэтом, который прославил крестьянскую избу, крестьянский мир, отчий край.

Заключение

В ходе исследования я постаралась проследить, как поэт в своём творчестве «строит дом» - ДОМ как художественный образ. В качестве «строительного материала» поэт мастерски использует изобразительные возможности родного языка:

Эпитеты (голубой, отчий, золотой, весёлый)

Олицетворения (кудрявый сумрак за горой рукой машет белоснежной)

Сравнения (как серёжки, прозвенит девичий смех)

Метафоры: (Вяжут кружево над лесом

В жёлтой пене облака.)

Диалектизмы (Пахнет рыхлыми драчёнами,

У порога в дёжке квас)…

Есенину важно не только построить здание, но и вселить в него душу, оттого проникновенно звучат слова: «Мир тебе, деревянный дом…» Поэт словно кланяется своим истокам – своему НАЧАЛУ – всем тем дорогим людям, которые научили любить отчий край.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю»,

Я скажу: не надо рая

Дайте Родину мою.

А в понятие «Родина» входит дом, даже если это покосившаяся изба, хата, по которой расхаживают куры, старинная икона. Это и мать, и дед, и сестра Шура, и тот крестьянский мир, с которым поэт был связан невидимыми, но очень прочными нитями.

Выдвинув в начале исследования гипотезу, что Есенин дорожил своим домом и поэтому с любовью писал о нём в своих стихах, я считаю, что мне удалось это доказать.

И ещё – очень важно – свой дом, свою родину человек любит не за то, что он красивый, большой, модный, а потому, что это его дом, его родина. И иначе нельзя.

Приложение

Запад подёрнулся лентою розовой

Пахарь вернулся в избушку с полей (1912год)

На дворе обедню стройную

Запевают петухи. (1914год)

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа… (1914год)

Избы забоченились,

А их всех- то пять. (1914год)

Показался ей месяц над хатой

Одним из её щенков. (1915год)

Покину хижину мою

Уйду бродягою и вором. (1915год)

Я снова здесь, в семье родной ,

Мой край, задумчивый и нежный! (1916год)

Манит ночлег, недалеко от хаты,

Укропом вялым пахнет огород… (1916 год)

Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни

Не тоскуй,моя белая хата

Что опять мы одни и одни. (1916 год)

Кусты рябин туманной глубины.

Жуёт пахучий мякиш тишины .

Крадётся мглой к овсяному двору;

Обняв трубу, сверкает по повете

Зола зеленная из розовой печи (1916 год)

Ты жива ещё, моя старушка?

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом . (1924 год)

Низкий дом с голубыми ставнями

Не забыть мне тебя никогда, -

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года. (1924 год)

Не вернусь я в отчий дом

Вечно странствующий странник

Об ушедшем над прудом

Пусть тоскует конопляник (1925 год)

Наша горница хоть и мала

Но чиста.

Я с тобой на досуге…

В этот вечер вся жизнь мне мила,

Как приятная память о друге (1925 год)

Снег у крыльца, как песок зыбучий.

Вот такой же луне без слов,

Шапку из кошки на лоб нахлобучив,

Тайно покинул я отчий кров.

Снова вернулся я в край родимый . (1925 год)

Вот уж вечер,

Хорошо и тепло,

Как зимой у печки .

И берёзы стоят,

Как большие свечки . (1910 – 1925)

О красном вечере задумалась дорога

Осенний холод ласково и кротко

Крадётся мглой к овсяному двору . (1916 год)

Кто- то сгиб, кто то канул во тьму,

Уж кому – то не петь на холму.

Мирно грезит родимый очаг.

О погибших во мраке плечах . (1917 год)

Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг. (1917 год)

Колокольчик среброзвонный

Ты поёшь? Иль сердцу сниться?

Свет от розовой иконы

Под красным вязом крыльцо и двор,

Луна над крышей, как злат бугор.

На синих окнах накапан лик:

Бредёт по туче седой старик. (1917 год?)

Весна на радость не похожа

Кадила темь, и вечер тощий

Свивался в огненной резьбе,

Я проводил тебя до рощи,

К твоей родительской избе .

И долго – долго в дрёме зыбкой

Я оторвать не мог лица,

Когда ты с ласковой улыбкой

Махал мне шапкою с крыльца . (1916 год)

Твой глас незримый, как дым в избе,

Смеренным сердцем молюсь тебе . (1916 год)

Где ты, где ты, отчий дом,

Гревши спину под бугром?

Синий, синий мой цветок

Не прихоженный песок.

Где ты, где ты, отчий дом . (1917 год)

Устал я жить в родном краю

Пойду по белым кудрям дня

Искать убогое жилище.

И друг любимый на меня

Наточит нож за голенище. (1916 год)

Всё живо особой метой

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой. (февраль 1922 год)

Да! Теперь решено. Без возврата

Низкий дом без меня ссутулился,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, судил мне бог . (1922 год)

Эта улица мне знакома

Не искал я ни славы, ни покоя,

Я с тщётой этой славы знаком.

А сейчас, как глаза закрою,

Вижу только родительский дом.

Я любил этот дом деревенский,

В бревнах теплилась грозная морщь,

Наша печь как-то дико и странно

Завывала в дождливую ночь. (1923год)

Мне осталась одна забава

Чтоб за все за грехи мои тяжкие.

За неверие в благодать.

Положили меня в русской рубашке

Под иконами умирать. (1923год)

Пускай, ты выпита другим

Теперь со мной я мирюсь

Без принуждения,без утраты.

Иною кажется мне Русь,

Иными – кладбища и хаты . (1923год)

Спит Ковыль

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Всё равно остался я поэтом

Золотой бревёнчатой избы. (Июль 1925 год)

И садился в два рядка

Слушать бабушкины сказки

Про Ивана – дурака. (1913год- 1915 год)

На краю деревни старая избушка.

Там перед иконой молится старушка . (1914 год)

Улыбаются старушки ,

Приседают старики

Смотрят с завистью подружки

На шелковы косники. (1915 год)

Черепки в огне червонца.

Дед – как в жамковой слюде,

И играет зайчик солнца

В рыжеватой бороде. (1915 год)

Не напрасно дули ветры

Не гнетёт немая млечность,

Не тревожит звёздный страх.

Полюбил я мир и вечность,

Как родительский очаг . (1917 год)

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде . (1918 год)

Ты жива ещё, моя старушка ?

Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой

Тот вечерний несказанный свет. (1924 год)

Но время будет,

Милая, родная!

Она придет, желанная пора

Не даром мы

Присели у орудий:

Тот сел у пушки,

Этот – у пера. (1924 год)

Покинул я родимое жилище.

Голубчик! Дедушка!

Я вновь тебе пишу … (Декабрь 1924 год)

Привет, сестра!

Привет, сестра!

Крестьянин я ль иль не крестьянин?!

Ну как теперь ухаживает дед

За вишнями у нас, в Рязани? (1925 год)

Я красивых таких не видал,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде –

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи

Плакала родимая в купырях от боли . (1912 год)

Старушка милая,

Живи, как ты живёшь.

Я нежно чувствую

Твою любовь и память . (1924 год)

Прочитав 30 стихотворений поэта,

я выделила 22 - в которых встречается слово «дом»,

Крыльцо и двор встретились мне в стихотворениях 7раз.

Стихи, где икона - 2раза.

Отчий край – 3раза.

Родной край – 5раз.

Элементы домашнего мира- 4раза - это печь, горница.

Стихотворения, где дом- это родные близкие люди- 13раз.

Литература.

  1. Базанов Вас. Сергей Есенин и крестьянская Россия.- Л.,1982.
  2. Марченко А. Поэтический мир Есенина.- 2-е изд.- М., 1989.
  3. Михайлов А.И.Пути развития новокрестьянской поэзии. Л.,1990.
  4. Отчее слово: Сергей Есенин. Писатели о творчестве. – М., 1968.
  5. Прокофьев Н.И. Есенин и древнерусская литература \\ Сергей Есенин: Проблемы творчества.- М., 1978.
  6. Солнцева Н. Китежский павлин: Филологическая проза: Документы. Факты. Версии.- М., 1992.
  7. Хлысталов Э. 13 уголовных дел Сергея Есенина.- М., 1994.
  8. Приходько В.А. Постижение лирики- М.,1988.
  9. Воронина Н.В, Егорова Т.В. Русский язык готовимся

к экзаменам и олимпиадам- М., «Дрофа» 2006.

  1. Есенин С.А. Избранное –М.,1999.
  2. Наумов Е.Сергей Есенин. Личность. Творчество.

Эпоха- М., 1981.

  1. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка- М.,

1991.

  1. Прокушев Ю.Л. Время. Поэзия. Критика-М., 1980.
  2. Семёнов А.Н,Семёнова В. В. Русская литература XX

в вопросах заданиях.

  1. Солнцева Н.М. Сергей Есенин- М., 1999.
  2. Тимофеев Л.И. Слово в стихе-М.,1982.
  3. Энциклопедический словарь юного литературоведа

М.,1988.