Первобытные собиратели и охотники. Орудия труда первобытных людей

Всероссийская олимпиада школьников по истории.

Школьный этап.

6 класс.

    По какому принципу образованы ряды

(2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8)

А)Палка-копалка, рубило, скребок (древнейшие орудия труда) _______________________________________

Б) Нерон, Траян, Константин(Римские императоры) _____________________________________________

В) Амон-Ра, Сет, Исида (Египетские боги) ______________________________________________

Г) Пиктография, клинопись, иероглифы (виды письменности) _______________________________________

2. Ответьте на поставленные вопросы

(4 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 12)

2.1. Как назывались записи по годам в Западной Европе:

А) хроники

Б) летописи

В) повести

2.2.Какое событие произошло в 800 году:

А) создание Франкского королевства

Б) Карл Велиикий стал императором,

В) разгром франками арабов при Пуатье.

2.3.Как называется документ, в котором перечислялись следующие наказания: «штраф за убийство королевского дружинника – 600 солидов, за убийство простого франка – 100 солидов, раба – 30 солидов.»

____»Салическая правда»_________________

3 .Из приведенных выше словосочетаний составьте определения двух исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания могут повторяться дважды. В этот лингвистический конструктор вы можете добавлять предлоги, изменять слова по падежам. 8 баллов за каждое правильный ответ. (4 балла за составленное предложение. 4 балла за определение) максимальный балл – 16.

А)Знания, занимающаяся, прошлое, область, изучение, человечества.(область знаний, занимающаяся изучением прошлого человечества – история)

Б)Государства, власть по наследству, единоличный, глава, передающий.(единоличный глава государства, передающий власть по наследству –монарх).

4. Согласны ли Вы с приведенными ниже высказываниями? Если согласны, напишите «Да»,если не согласны – «Нет».

(2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 10).

4.1Дурная слава ходила о финикийцах в тех странах, куда они приплывали. (ДА)

4.2. 2600 год н.э. была построена пирамида фараона Хеопса. (НЕТ)

4.3. в 395 году н.э. империя была разделена на Восточную Римскую империю и Западную Римскую империю (ДА).

4.5. Самой зловещей фигурой среди императоров I века н.э. был Нерон. (ДА).

5. Решите хронологическую задачу.

(4 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл -12.)

5.1.Считается, что первую пирамиду зодчий Имхотеп начал строить в 2750 г.до н.э. Последние пирамиды построены в 1700 г.до н.э..Сколько лет прошло между постройкой первой и последней пирамиды? Сколько лет назад были построены последние пирамиды? _______(1050, 3714)

5.2. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г.до нашей эры, а в 1822 г. Ж.-Ф.Шампольон расшифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Сколько лет назад была расшифрована египетская надпись?

_____________________________________________(2018, 192).

5.3.Царь-колокол, что находится в Московском Кремле, был отлит в 1735 году. Каков возраст Царь-колокола в этом году? ______________(280)

6. Установите соответствие между орудиями труда и занятиями древнейших людей.

Орудия труда

занятия

1.заостренный камень

А.Охота

2.палка-копалка

Б.Собирательство

3.Дубина

В.Изготовление орудий труда

4.Рубило

1В 2Б 3А 4В

7. Замените фразы крылатыми выражениями, связанными с историей Древнего мира (2 балла за каждый правильный ответ. Максимальный балл – 8)

7.1 Причина конфликта, ссоры, спора, предмет раздора. (Яблоко раздора) ____________

7.2. Опасный дар, дар врагу с целью его погубить _____ (Троянский конь)

7.3. Способ выйти из затруднительного положения (НитьАриадны)

7.4. Слабое, уязвимое место (Ахиллесова пята).

8. Прочитайте рассказ финикийского моряка, который побывал в Индии. Напишите, о каких чудесах этой страны рассказано в тексте, заменив цифры словами

(всего 14 баллов: 2 балла за каждую позицию).

Наконец мы пристали к зелёному берегу и вступили в благоуханный край. Да, там вправду пахнет всё: воздух, деревья и особенно пища, в которую жители бросают разноцветные порошки или маленькие шарики - горькие, кислые, сладковатые; так они могут из обычной муки сделать сто лепёшек разного вкуса (1). Хотя и мука у них не обычная: они растирают её из зёрен, выращенных ими на зелёных кустиках, по колено в воде (2).

В этом краю всё диковинно: люди собирают с кустов белые лёгкие комочки и потом одеваются в них (3); мёд у них твёрдый, как смёрзшийся песок, и так же хрустит на зубах(4). Коровы заходят в любой дом, едят чужую еду, и никто их не гонит (5).

Народу в этом крае - как морского песка! И лучше с ними не воевать, потому что они не только числом велики, но и умелы в боях. Самые главные воины у них ростом не меньше трёх метров, умные и преданные, с кожей, прочной, как железо, с толстыми мощными ногами (6). А полководцы воюют быстро и уверенно, потому что могут легко сосчитать и записать количество своих войск с помощью закорючек во много раз короче и проще египетских (7).

Ответ:

пряности

священное животное

индийские цифры

9. Какое событие изображено на карте?

(Вторая война Рима с Карфагеном).

палка-копалка землекопа

Альтернативные описания

Шанцевый инструмент

Простейшее ручное орудие

Ручное орудие для копания

. "Землеройка"

. "Оружие" стройбата

. "Совок" землекопа

ЗАСТУПница окопавшихся

Бумажник на молодежном сленге

Главный инструмент землекопа

Далекий предок экскаватора

Далекий предок эскаватора

Дачный инвентарь

Ею роют яму вручную

Ж. лопастый снаряд для копки, выгребу, навалки и пересыпки сыпучих тел. Железная лопата, заступ; деревянная же различного вида, по назначенью: огородная, с оковкою; хлебная, желобом, совком; пекарная, с долгою рукоятью, плоскою и круглою лопастью и пр. Глядеть под лопату, под заступ, готовиться умирать. Мужик богатый гребет деньги лопатой. Слово по слову, что на лопате подает. На старого Потапа выросла лопата. Всякого жита по лопате. Когда гром гремит, выноси лопату на двор. Посадили на лопату, да и вынесли за хату. лесу живем, в кулак жнем, пенью кланяемся, лопате молимся. Что батюшка лопаточкой сгребал, то сынок тросточкою расшвырял. Лопатка, -точка умалит. ручная железная возмилька каменщиков, мостовщиков; деревянная дощечка с рукоятью, усыпанная по смоле песком, для правки кос; плечная кость, треугольная плоская кость, на ребрах, по обе стороны хребта, к углу коей подвешена плечевая кость человека, передняя нога животного. Гнать во все лопатки. Отросток на оленьем и лосьем рогу. На третий год сохатый роняет сойки (спицы) и молодой рог выносит на себе лопату. Стручок гороха, особ. молодой, незрелый; плоский столбик выступом, в стене, пилястра; камч. плоский широкий мыс; сиб. песчаный насос перед устьем рек, подводная коса. Лопаты мн. пск. пики, вины, пиковая масть в картах. Туз лопат, знать к покойнику! Лопатица, лопатня, железко лопаты, без лопатища, черепа, древка (лопатища ж. увелич.). Лопатный, -точный, к лопате относящ. Лопаточная мука, или лопатное ср. ссыпная, на мельнице, за помол, по совку или по лопате с мешка, всякого жита по лопате. Лопатные зубы, у овцы, пара передних резцов, вырастающих на втором году, замест молочных, зацеп. Лопатень м. напарий, коим сверлят ступицы, бурав ложкою. Лопатина ж. слопец, тесло, потесь, навесь, бабайка. Волжск. устье оврага, водороины, выходящей на реку, и нанос перед нею; широкая, плоская коса, частью подводная. Донск. залив, образующий водяную лопату. Лопатник м. землекоп, работник с заступом. Растен. Сасtus, лепешник. Лопатчатка ж. растен. Spatheliа. Лопатистый, подобный лопатке, на нее похожий. Лопатчатый, лопатистый, или составленный из нескольких лопаток, лопастей. Лопатчатое колесо, -чатый кактус. Лопатить хлеб, освежать перекидывая, пересыпая лопатами. Лопатить парусом, выходить из ветру, держать слишком круто; говор. и паруса лопатят, залопатили, полощут, заполаскивают

Загребущий инструмент

Землеройка на черенке

Из чего сделали самую необычную гитару в мире

Инвентарь землекопа

Инвентарь из сарая

Инвентарь садовода

Инструм. землекопа

Инструмент для "сгребания денег"

Инструмент для копания

Инструмент для копки земли

Инструмент землекопа

Инструмент канавокопателя, землекопа

Инструмент могильщика

Инструмент садовода

Инструмент, который держит в лапах лев на гербе Красноярска

Какой из инструментов состоит из полотна, вилки, ручки, стержня, ребра жесткости и тупейки

Какой инструмент состоит из полотна, вилки, ручки, стержня, ребра жесткости и тупейки

Копалка

Копалка, но не палка

Любимое оружие конопатого "киллера"

Огородный экскаватор

Орудие для загребания денег

Орудие для копания

Орудие для уборки снега

Орудие землекопа

Орудие огородника

Орудие рыжего убийцы

Орудие рыжего убийцы (мультфильм)

Орудие, которым деньги гребут

Орудие, которым рыжий конопатый стукнул дедушку

Оружие для убийства дедушки Антошкой

Оружие на дедушку (м/ф)

Оружие рыжего убийцы

Простейшее ручное орудие

Ручное орудие для копания

Садовый инвентарь

Садовый инструмент

Саперная...

Совковая...

Совковая в сарае

Совковое орудие

Совковый инструмент

Совковый инструмент для сгребания денег

То, чем копает землекоп

Форма бороды

Чем богатеи деньги гребут

Чем вскапывают грядки

Чем рыжий убил дедушку

Шанцевый инструмент

Штыковое орудие для мирных целей

Штыковое орудие землекопа

Этот инструмент применялся для посадки хлебов в печь, и с его же помощью Гензель и Гретель засунули и печь злую ведьму

Какой инструмент состоит из полотна, вилки, ручки, стержня, ребра жесткости и тупейки?

Инструмент для «сгребания денег»

. «оружие» стройбата

Любимое оружие конопатого «киллера»

Чем богатеи деньги гребут?

Чем рыжий убил дедушку?

Совок землекопа

. «землеройка»

Из чего сделали самую необычную гитару в мире?

Чем вскапывают грядки?

Палкакопалка землекопа

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

2016-2017 учебного года

История

6 класс

Задание 1. По какому принципу образованы ряды (2балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)?

а) пещерный медведь, мамонт, шерстистый носорог

б) оборотень, идол, дух

в) палка-копалка, рубило, скребок

Задание 2. Верны ли следующие утверждения? («Да» - «Нет»). Ответы внесите в таблицу

(1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8)?

    Железо было первым металлом, из которого люди стали изготавливать орудия труда.

    По предположению ученых, первые люди появились в Азии.

    Люди эпохи палеолита уже умели пользоваться огнем.

    Человек современного вида появился около 40 тыс. лет назад.

    Первым одомашненным животным стала лошадь.

    Двойная бело - красная корона стала символом объединения египетского государства.

    Богом мудрости в египетском пантеоне был Тот.

    Египетский фараон считался сыном бога Ра

Задание 3. Решите задачи.

А. Знаменитый Розеттский камень был создан в 196 г. до нашей эры, а в 1822 г. Ж- Ф.Шампольон дешифровал египетскую надпись на нем. Сколько лет прошло между этими событиями? Приведите свои вычисления (4 балла за правильный ответ).

Б. Захоронение было сделано в 2010 г. до нашей эры. Сколько лет было этому захоронению, когда в 2012 г. его обнаружили археологи? Приведите свои вычисления (4 балла за правильный ответ).

Задание 4. Прочитайте описание погребения, обнаруженного археологами на знаменитой стоянке Сунгирь во Владимирской области. Что можно из этого описания узнать о жизни народа, который оставил этот памятник? (10 баллов за правильный ответ).

«Второе погребение, расположенное под первым, принадлежало взрослому мужчине. Покойник лежал на спине в вытянутом положении. При нем были положены кремневый нож, скребло и обломок костяного предмета. Скелет был густо засыпан охрой, и на нем лежали многочисленные бусы из бивня мамонта. Размещение бус, сохранивших первоначальное положение, позволило реконструировать одежду. Костюм состоял из нераспашной рубахи, штанов, соединенных с обувью, и, возможно, плаща. На голове была надета шапка, богата украшенная бусами из бивня и просверленных клыков песца. На руках были тонкие браслеты из бивня и нитки бус. Под коленями и на щиколотках также прослежены перевязки из связок бус. По внутренней стороне ног нашитые бусы образовывали длинные лампасы, соединяющие штаны и обувь. Всего было нашито свыше 3,5 тысяч бус».

Задание 5. Завоевания египетских фараонов. Заполните пропуски в тексте, поставив номера слов, имен и названий, приведенных ниже (слова и названия даны в именительном падеже) в таблицу в соответствии с буквенным обозначением пропуска. Обратите внимание, что слов, имен и названий больше, чем пропусков в тексте. (2 балла за правильный ответ, максимальный балл - 12).

Начало масштабных завоевательных походов связано с именем …………….А. После успешного наступления в ходе нубийской экспедиции его войска двинулись на север, в Переднюю Азию, разоряя ………..Б и…………. В. Египетские войска впервые достигают Северной Месопотамии в районе реки....................... Г названной ими «Перевёрнутой водой». Восстановление влияния Египта в Восточном Средиземноморье и поворот к захватнической политике в целом своеобразно отразился и в захоронении фараона: он был первым похоронен в…………..Д близ современного Луксора. Новое царство не было периодом строительства гигантских каменных……………….Е,предпочтение стали отдавать более защищённым и дешёвым скальным усыпальницам.

    Тутмос III

    Тутанхамон

    Палестина

  1. Долина царей

    пирамида

    зиккурат

6 класс.

Задание 1. 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 6)

А) крупные вымершие виды первобытных животных;

Б) представители языческой религии первобытных людей;

В) орудия труда древнего человека.

Задание 2. Нет, нет, да, да, нет, да, да, да.

1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл - 8

Задание 3.

А. 1822+196=2018 4 баллов за правильный ответ).

Б. 2010+2012=4022 4 баллов за правильный ответ

Задание 5. А-1; Б-5; В-3; Г-8; Д-10; Е-11.

(2 балла за правильный ответ, максимальный балл - 12).

Задания для олимпиады по истории

5 класс

    Древнейшего человека учёные называют по-латыни homo habis (хомо хабилис). Как это можно перевести на русский язык?

    Человека современного вида учёные называют по-латыни homo sapiens (хомо сапиенс). Как это можно перевести на русский язык?

    По какому принципу образован ряд:

Дубина, рубило, палка-копалка, копьё, гарпун

    Расставьте этих людей в порядке появления на Земле

В

    Вставьте пропущенные слова:

А) Хозяйство, где человек пользуется дарами природы, ничего не давая ей взамен называется _________________

Б) Хозяйство, где человек не только пользуется дарами природы, но и сам производит продукты называется _________________

В) Первое домашнее животное – это ________________

Г) Первый металл, используемый человеком – это _________________

    Расшифруй анаграммы

А) Часть света, где найдены останки древнейших людей,

Б) Древнейшее занятие людей, обеспечивающее их мясом

В) Крупнейшее животное, жившее в ледниковый период

Г) Излюбленное жилище людей каменного века

    Какой из терминов не имеет отношения к земледелию?

А) плуг,

Б) палка-копалка,

В) серп,

Г) мотыга,

Д) борона-суковатка.

    Какой из терминов не имеет отношения к остальным?

А) человеческое стадо, Б) родовая община, В) племя, Г) керамика, Д) коллектив

    Расставьте в хронологическом порядке:

А) изобретение лука и стрел,

Б) начало ледникового периода,

В) появление человека современного вида,

Г) появление земледелия и скотоводства,

Д) люди научились обрабатывать металл,

Е) люди научились пользоваться огнём.

    Соотнесите имя учёного и его открытие:

1. Говард Картер

А) английский учёный, доказывавший, что человек произошёл от обезьяны

2. Чарльз Дарвин

Б) испанский учёный, открывший наскальные рисунки первобытных людей

3. Франсуа Шампольон

В) французский учёный, сумевший расшифровать египетские иероглифы

4. Марселино Саутуола

Г) английский археолог, открывший гробницу Тутанхамона

    Вставьте пропущенные слова

Первобытный человек представлял себе богов в виде людей или животных. Из камня или дерева он создавал изображения бога, которое называется А)_____, думая, что бог вселяется в него Люди верили, что только колдуны, которых также называют Б)_________ могут разговаривать с богами. Люди считали, что в каждом теле живёт В) ______, которая может покидать тело во время сна или после смерти. Эти верования учёные называют Г)____________.

    Верны ли эти высказывания? (отвечать «Да» или «Нет»:

А) Древнейшие люди умели говорить.

Б) Человек сначала научился добывать огонь, а потом пользоваться им.

В) Неандертальцы были предками современных людей.

Г) Неандерталец сильнее кроманьонца.

Д) Самый ранний этап в истории людей называют каменным веком.

Е) Рисунки первобытных людей впервые были найдены в Альтамирской пещере.

Ж) Несколько родовых общин, живших на одной территории и говоривших на одном языке составляли племя.

З) Керамика – это изделия из обожжённой глины.

И) Медные орудия труда намного лучше каменных.

К) После открытия бронзы у людей появляются излишки продуктов.

Л) У первобытных людей почти всё имущество было общим.

    Какие рисунки сделаны первобытным художником?

А

Б

В

Г

Ответы и критерии оценки

5 класс

    Человек умелый (1 балл)

    Человек разумный (1 балл)

    Орудия труда первобытного человека (1 балл)

    БВАГ (1 балл)

    А) Присваивающим (1 балл)
    Б) Производящим (1 балл)
    В) Собака (1 балл)
    Г) Медь (1 балл)

    А) Африка (1 балл)
    Б) Охота (1 балл)
    В)Мамонт (1 балл)
    Г) Пещера (1 балл)

    Б (1 балл)

    Г (1 балл)

    ЕБВАГД (3 балла, если есть ошибка – 0 баллов)

    1-Г, 2-А, 3-В, 4-Б (по 1 баллу за правильный ответ)

    А)- идол, Б- шаманы, В)- душа, Г)- религией (по 1 баллу за правильный ответ)

    А) нет, Б) нет, В) нет, Г) да, Д) да, Е) да, Ж) да, З) да, И) нет, К) да, Л) да (по 1 баллу за правильный ответ)

    АВГ (1 балл)

Максимум 37 баллов