Кто такие алтайцы. Алтайцы — как народность

Казахстан
221 чел. (перепись 2009 г.) или 500 (оценка)

Язык Религия Расовый тип Входит в Родственные народы Происхождение

Алта́йцы - обобщенное название тюркоязычных название народов Алтая,таких как телеуты,теленгиты (телесы), кумандинцы и тубалары. Проживают главным образом в Республике Алтай .

Этнические и этнографические группы

Выделяются две этнографические группы алтайцев:

  • Южные алтайцы (алтай-кижи) или собственно алтайцы , говорящие на южноалтайском языке (до 1948 года назывался ойратским). Южные алтайцы проживают в бассейне реки Катунь и её притоках. Выделяются телеуты (в Кемеровской области) и теленгиты (телесы) (в районе и к югу от Телецкого озера южноалтайский язык в состав кыргызско-кыпчакской группы тюркских языков .

До революции 1917 года распространённым в русской среде наименованием народа было «алтайские татары», оно употреблялось наряду с названием «алтайцы».

  • Северные алтайцы, говорящие на северноалтайском языке . Выделяются кумандинцы (среднее течение реки Бия), челканцы (бассейн реки Лебедь) и тубалары (левобережье реки Бия и северо-западное побережье Телецкого озера), которые по переписи 2002 года учитывались как отдельные народы. Этнографы относят северноалтайский язык в состав северноалтайской группы тюркских языков . По другой классификации оба алтайских языка относятся к хакасской группе тюркских языков .

В дореволюционной литературе северные алтайцы (тубалары) были известны как черневые татары .

Между южными и северными алтайцаим существуют очень резкие различия по языку, культуре и быту, и антропологии.

Литературный алтайский язык сформировался на основе южноалтайского языка (в двух вариантах - собственно алтайском и телеутском), разрабатывается для северных алтайцев также тубаларский.

Численность

В прошлом у алтайцев существовал Обряд воздушного погребения .

Примечания

  1. Перепись 2002 г. (в отличие от предыдущих переписей в СССР) в состав алтайцев не включала кумандинцы (3114 чел., 2002 г.), телеуты (2650 чел.), теленгиты (2399 чел.), тубалары (1565 чел.), челканцы (855 чел.). С ними численность алтайцев составляет 77 822 чел. (2002 г.). С челканцами, тубаларами и теленгитами (которые по переписи 2010 г. включены в состав алтайцев как их субэтносы) - 72 058 чел. (2002 г.).
  2. Всероссийская перепись населения 2002 года . Архивировано из первоисточника 21 августа 2011. Проверено 24 декабря 2009.
  3. Перепись 2010 г. в состав алтайцев включила следующие народности: теленгиты (3712 чел.), тубалары (1965 чел.), челканцы (1181 чел., 2010 г.; то есть собственно алтайцев 67 380 чел.); но не включала следующие народности, выделяя их отдельно: кумандинцы (2892 чел., 2010 г.), телеуты (2643 чел., 2010 г.). С ними численность алтайцев составляет 79 773 чел. (2010 г.)
  4. Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
  5. С кумандинами , телеутами , теленгитами , тубаларами , челканцами
  6. Агентство Республики Казахстан по статистике. Перепись 2009. (Национальный состав населения .rar)
  7. Алтайцы (2)
  8. По переписи 1989 г. в Казахстане было 689 алтайцев ()
  9. Алтайцы (1)
  10. Алтайцы // Тува: словарь культуры / сост. С. В. Маркус. - М.: Академический проект, 2006. С. 37. - ISBN 5-8291-0757-0
  11. В Горном Алтае вышел сборник статей о черневых татарах | Новости Горного Алтая
  12. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А.П. Окладников. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.

Ссылки

  • Алтайцы - общая информация о этнической группе, исторические моменты и важнейшие события.

Литература

  • Алтайцы // Народы России. Атлас культур и религий. - М .: Дизайн. Информация. Картография, 2010. - 320 с. - ISBN 978-5-287-00718-8
  • Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. / Отв. ред. А.П. Окладников. – Л.: Наука, 1969. – 196 с.
  • Алтайские инородцы: Сб. этногр. ст. и исслед. алт. миссионера, протоиерея В.И. Вербицкого / Под ред. А.А. Ивановского. Горно-Алтайск, 1893. 270 с. Библиогр.: с. 270 (21 назв.).


Алтайцы и сегодня живут в гармонии с природой. Хотя их мало, но до сих пор они бережно хранят свой мир, в котором камни, деревья и реки живые, и к ним нужно относиться с должным уважением. Любое обращение к высшим духам - посыл любви всему живому.

Южные и Северные алтайцы

Согласно данным всероссийской переписи населения 2010 годf, на территории страны живут более 74 тысяч алтайцев. Все они разделяются на две большие этнографические группы - южные и северные алтайцы.


К первым относятся алтай-кижи, общающиеся на южноалтайском (ойротском) языке. Они делятся на телеутов, телесов, теленгитов. Их северные сородичи говорят на северноалтайском языке, в эту группу входят тубалары, челканцы, кумандинцы. Деление на племена оказало влияние на быт, культуру, общение, язык алтайцев, но все же они имеют много схожего.

Их единое самоназвание - алтай-кижи - свидетельствует о сильной связи с природой Алтая. Они постоянно повторяют, что «их Бог - камень, дерево, природа, Алтай». Особенность этого народа в том, что весь их быт, культура, традиции пропитаны искренней любовью и глубоким уважением к родной земле.


Аланчик, айлу и берестяная юрта - жилища жителей Алтая

Изначально поселения алтайцев представляли собой небольшие поселки. Жилища стояли разрозненно, расположившись в основном на берегах рек. Южные алтайцы жили в войлочно-решеточных юртах. Популярными были у них жилища, напоминавшие по виду чум, покрытые сверху берестой и лиственной корой. Их называли аланчиками.


У северных народов было распространено айлу (аил) - жилище квадратной формы, построенное из бревен, деревянных досок, длинных жердей.


Центром домов неизменно являлся очаг. Со временем стали появляться многоугольные юрты из бревен. Развитие хозяйства и соседство с русскими привели к переменам в строительстве жилья - дома стали в основной массе бревенчатыми, появился пол, окна, печь. Состоятельные алтайцы стали строить рядом с жилищем помещения для скота, так стали появляться усадьбы, которые испокон веков не были знакомы этому народу.

Современные алтайцы отдают предпочтение обычным, комфортным для проживания домам. Но и сейчас в деревенских дворах можно увидеть традиционные алтайские жилища. Часть из них используются в качестве беседок или летних кухонь. А некоторые хранятся как экспонаты, позволяя демонстрировать потомкам национальные типы строений.

Классовое расслоение и скрытая эксплуатация

В начале ХХ века у алтайцев четко выделялось классовое расслоение. Формально земля и угодья были собственностью общины, но на самом деле все обстояло немного иначе. Рядовые члены общества, имеющие небольшое количество скота, получали в пользование меньшую по размерам, неплодородную часть общей земли. А самые лучшие участки доставались тем, кто побогаче - башлыкам, зайсанам, кулакам-баям. Простые общинники были прикреплены к более состоятельным семьям, которые и представляли их интересы перед властной верхушкой. А те, кто вообще не имел скота и хозяйства, являлись домашними рабами в состоятельных семьях.


Скотоводство стало косвенной причиной и еще одного явления в межличностных отношениях алтайцев - скрытой эксплуатации. Богатые отдавали свой скот в пользование бедным, которые могли пользоваться, например, молоком от скота, но при этом обязаны были следить за ним, кормить и пасти, а потом с приплодом по первому требованию возвращать хозяину. Кроме того, бедняки часто выполняли разнообразные работы за богатых - косили сено, собирали урожай - это называлось «полыш» (помощь). Только после середины XIX века у алтайцев стали появляться категории наемных рабочих.

Особенности быта

У южных алтайцев было популярно кочевое и полукочевое скотоводство. Представители северной группы в основном занимались охотой и лесными промыслами. И те, и другие развивали земледелие, объемы которого год от года увеличивались. Для обработки земель использовались соха - андазын (в степях), мотыга - абыл (на горных участках). В скотоводстве помимо привычного пастбищного типа алтайцы стали практиковать в начале ХХ века зимнюю подкормку, готовя для этого сено и создавая специальные помещения для скота. Охотились алтайцы на зверей пушных, чаще всего на белку. Использовали они ружья, капканы, ловушки. Среди домашних ремесел популярны кузнецкое дело и ткацкое мастерство.


Традиционной пищей для алтайцев является мясо и молочная продукция. Последняя употреблялась в разных формах - различные виды сыров, кумыс, айран. Множество створоженных блюд, напоминающих брынзу, являются неотъемлемой частью стола.


И по сей день эти продукты остаются основой традиционной кухни алтайцев. Ее отличительной чертой является отсутствие перца и других острых приправ. В современных семьях любимым блюдом остается отварной мясо, которое выкладывается на большое блюдо и ставится в центр стола. Запивают его мясным бульоном, в который при варке добавляются только соль и лук. Популярны у алтайцев шашлыки, домашняя кровяная колбаса. Деликатесным национальным блюдом является фаршированная селезенка. К столу современные алтайцы всегда подают колобки из пресного теста, которые готовятся на мясном бульоне.


Духовная культура и многообразие религий

Традиционной верой алтайцев, берущей истоки в древности, считается шаманизм. В начале ХХ века среди алтайцев стал распространяться бурханизм - некое соединение шаманизма с ламаизмом.


Алтайцы считали, что миром управляет множество духов - добрых и злых. Их предводители - создатель мира добрый Ульгень и злобный подземный властитель Эрлик. Для них обоих проводились обряды жертвоприношения, главным действующим лицом которых были породистые и мощные лошади.

Большое значение в культуре алтайцев придается общественным молениям - они обращаются с молитвами к небу, земле, деревьям, особую роль играет священное дерево - береза. Одна из особенностей духовной культуры, которая и по сей день проявляется во многих семьях - культ тесей. Суть его в том, что у каждого рода имеется свой покровитель. Ему молятся в сложные времена, благодарят за хороший урожай, пополнение в семье, просят о здоровье и благополучии.

Традиции и праздники

Главный божественный символ алтайцев - хозяин Алтая. Они представляют его как старика, облаченного в белые одежды. Из поколения в поколение передаются легенды о нем.

Одна из самых интересных традиций - привязывание ленты на дерево, как знак поклонения великому Алтаю. И по сей день старожилы рассказывают о требованиях, которые должен соблюдать человек, желающий совершить этот обряд. Причем, условия эти адресованы как напрямую к человеку, так и к виду ленты и дерева. Например, ленту запрещено вешать на ель или сосну, она должна быть определенного размера, а ее цвет - символизировать определенное природное явление. Вешая такую ленту, человек должен обратиться к природе с пожеланием мира, здоровья и благополучия всем родным и близким.


Алтайцы верят, что у всего есть свой дух - у огня, гор, воды. Поэтому эти природные явления они не просто используют по прямому назначению. И сейчас можно увидеть, как после приготовления пищи хозяйка бросает в огонь куску мяса или выпечку - таким образом она кормит очаг, благодарит его за тепло и пищу. У них не принято плевать в огонь или сжигать мусор - это большой грех.


У алтайцев 4 главных праздника, которые они чтят - всенародный фестиваль национальный культуры Эл-Ойтын, для участия в котором обязательно наличие национального костюма; «белый праздник» Чага-Байрам, по смыслу схожий с нашим новым годом; языческий праздник Дьылгаяк, напоминающий православную масленицу и соревнования для кайчи - Курултай сказителей, на котором мужчины выявляют лучшего в горловом пении.


Интерес вызывают и традиции славянского мира, например,
.

Под термином «алтайцы» объединяются представители этногрупп малочисленных народов, проживающих на Алтае. В них входят: телеуты, тубалары, кумандинцы, теленгиты. Весь этнос делится на две подгруппы - южную и северную. Они имеют отличия в антропологии, разговаривают на разных языках. Все они составляют коренной народ Алтая, относящийся к тюркам.

Язык

Люди, живущие в южной части Алтая, говорят на южноалтайском языке, который ранее назывался ойротским. Их именуют алтай-кижи, что означает «алтайский человек». Также их раньше называли алтайские татары. К ним относятся теленгиты, телеуты. Их язык определяют в группу восточнокыпчакских. Вторая часть населения говорит на северноалтайском. В 19 веке они назывались черневыми татарами.

Где живут

Алтайский край географически расположен на склонах Алтае-Саянской горной гряды и на юго-восточной окраине Западно-Сибирской равнины. На его территории множество рек, озер, лесов и гор. Южные алтайцы заселяют побережье реки Катунь, берега Телецкого озера. Северные народы, к которым относятся кумандинцы, тубалары и челканцы, живут вблизи рек Лебедь, Бия, на северо-западе Телецкого озера.

Численность

Всего алтайцев насчитывается 80 800 человек. Подавляющая масса постоянно проживает в Республике Алтай, незначительное количество находится в Казахстане (около 500 человек), единицы живут в странах Средней Азии.

Внешность

Эту нацию причисляют к монголоидной группе. Алтайцы невысокие, со стройным телосложением. Представители разных этногрупп могут отличаться между собой, но у всех присутствуют следующие признаки:

  • смуглая кожа;
  • узкий разрез глаз;
  • жесткие черные волосы;
  • плоское лицо;
  • выдающиеся вперед скулы;
  • пухлые губы.

У женщин длинные волосы, о которых они очень заботятся. Девушки заплетают до семи кос. Вместо приветствия женщина дотрагивается до своей косы.

Одежда

Южные и северные алтайцы одеваются немного по-разному. У южан мужчины и женщины носят длинные рубашки, у которых нет воротника, свободные рукава. Их дополняют расширенные штаны, тканые или кожаные. Материал южные племена не ткали, а покупали готовый. На этот костюм надевают длинную шубу из овчинного меха. Верхняя одежа также свободного покроя, с широкими бортами. Причем мех располагается вовнутрь. Пуговицы отсутствуют, есть только широкий пояс. Алтайцы могут носить шубу не только в зимнее время, но и летом, так как климат в горах суровый. Чем выше в горы, тем холоднее. Также погода характеризуется сильными суточными перепадами. В теплую погоду на костюм надевается халат с расклешенным низом и широким воротником. Материал для него подбирают цветной, с яркими узорами.

У женщин есть дополнение к этому наряду. Поверх халата они надевают длинную накидку типа кардигана без рукавов. Она называется чегедек. Он имеет декоративное значение. Чегедек украшают вышивкой, национальными орнаментами. Головные уборы делают из ткани (летний вариант) и меха животных. Шапки цилиндрической или округлой формы, удобно сидящие на голове. Материалом служит мех сурка, выдры, барана. Для украшения головных уборов используют хвостики, вставки из меха контрастных цветов, ленты. Обувь - сапоги с высокими голенищами из мягкой тонкой кожи без каблуков.

Жители северного Алтая умели ткать, поэтому материал изготавливали самостоятельно. Сырьем служили растения (конопля, крапива). Из них делали нити, затем ткали холсты. Женщины шили костюмы, наподобие тех, что у южан: широкие свободные штаны и рубахи. Воротник, нижние края рукавов рубашки украшали цветной вышивкой. Поверх нижней одежды надевали длинный халат. Женщины носили на голове платок или мягкую тканевую шапочку с полями, мужчины - круглые меховые шапки. Охотничья одежда имела другой покрой. Мужчины надевали укороченную куртку из войлока, штаны из кожи или меха. Она украшалась орнаментом, кистями, шнурами. С приходом на Алтай цивилизации люди стали частично перенимать детали одежды у русских. Теперь алтайский костюм видоизменился. В нем присутствуют элементы городской одежды.

Шаманы носят немного другие костюмы. Поверху штанов и рубашки надевается длинная туника, ниже колен или до пят. Она богато отделана шнурками, бахромой, орнаментом, лентами. На голове - шапка или повязка с перьями, торчащими вверх. Ее украшают бусинками, пуговицами, стразами. Иногда из-за декоративных элементов не видно лица шамана. Также он имеет бубен и колотушку. Бубны делают из кожи, натянутой на деревянный круг. Поверхность разрисовывают узорами.

Жилище

Алтайские племена строили поселения на берегах рек и озер. Они состояли из нескольких домов, разбросанных по всему побережью. Существует несколько типов построек. Они представляют собой:

  1. Шатры (чумы).
  2. Юрты.
  3. Деревянные дома.

Самым старым типом жилья алтайцев является сооружение в виде шатра. Оно называется аланчик (содон айыл, чадыр). Его применяли еще в древности. Это распространенное жилище среди сибирских племен. Чадыр - коническая постройка из наклонных жердей, сомкнутых в центре. Их края описывают окружность, которая представляет собой край жилища. Оно довольно маленького размера - диаметр составляет 3-3,5 метра. Внутренняя часть покрывалась берестой или корой лиственницы. У древних племен наряду с аланчиками были распространены землянки. Такие дома подходят только для теплого времени года. Сейчас их часто строят в дополнение к деревянным, в качестве подсобных помещений, летней кухни. В настоящее время подобные постройки используют для экскурсий и проживания в них туристов. Некоторые владельцы гостиниц оформляют в таком стиле туркомплексы.

Другой вид жилища алтайцев - войлочно-берестяные юрты. Они стали распространятся в более поздний период (к середине 19 века). Основание постройки делали круглым, квадратным или многоугольным. Эти дома более теплые, чем чадыры, и более вместительные. Их строили из палок, стволов тонких деревьев, шестов. Юрта имеет относительно ровные стены, к которым крепятся наклонные жерди, образовывая коническую крышу. Кровля и стены покрывались войлоком, шкурами зверей, берестой.

Вход расположен низко: чтобы войти, нужно нагибаться. Делают его, выходящим на восток. Такое расположение объясняется тем, что алтайцы верили в духов. Они одушевляли природные явления и наделяли их магической силой. При входе в дом человек, нагибаясь, совершает поклон. Этим самым он приветствует огонь, дающий людям тепло. Выходя из жилища, люди кланяются солнцу, принося восхваление светилу. В центре юрты находится очаг, обложенный камнями. Дым выходит в отверстие в крыше. Все помещение делится на две половины: мужскую и женскую.

Более поздние постройки представляют собой бревенчатые аилы. Их конструкция повторяет юрты. Деревянные дома имеют многоугольное или квадратное основание, к которому пристраивают конусообразную крышу. Изнутри она укрепляется балками. В современных домах отверстия в крыше нет. В центре комнаты устанавливают печь, дымоход от нее выходит через потолок наружу. Внутри находятся предметы быта алтайцев. У стены размещается лежанка или кровать. Есть несколько топчанов (табуреток), стол, сундуки для хранения вещей. На стенах можно увидеть ковры с национальными орнаментами. В настоящее время под влиянием русской культуры на Алтае появились бревенчатые срубные дома. В них есть деревянный пол, окна, печь.


Жизнь

Внутри племени все люди делятся на роды. Каждый из них ведется по линии отца. Раньше в родах было наследственное право на владение охотничьими угодьями. Все жители поселения тесно связаны между собой общими занятиями, поэтому их отношения построены на поддержке, взаимопомощи. Семьи алтайцев моногамны. У них сохранилась традиция кражи невесты с получением выкупа родителями девушки. Свадьба празднуется два дня: первый в доме жениха, второй - у невесты.

Женщина

Отношение к женщине у алтайцев почтительное. Мужчина, женясь на девушке, принимает за нее ответственность. Священные обязанности жены - воспитание потомства, хранение семейного очага.

Мужчина

Мужчина - воин, добытчик, защитник. После рождения наследника устраивается праздник. Мужчины рода забивают баранов, приглашают на обед соседей. Представители сильной половины всегда главенствуют в доме. Отец с малых лет учит сыновей обращаться с конем, обучает верховой езде. Также мальчики выполняют обязанности по уходу за скотом, содержанию двора. Их с ранних лет берут на охоту, обучают разделке мяса.

Большое внимание алтайцы уделяют отношениям внутри рода, гостеприимству. Детям объясняют, как правильно вести себя с гостями, подавать им чай, угощения. Самый младший из сыновей продолжает жить с родителями, в то время, как старшие женятся и создают свои семьи. Он заботиться о них и поддерживает, пока родители не умрут.

Занятия

С целью получения пищи народ занимается ручным земледелием. На небольших участках земли выращивают ячмень и некоторые другие растения. Почва обрабатывается мотыгами. Также распространено собирательство. Женщины и дети отправляются в лес с целью поиска съедобных корешков, ягод, орехов. Основными занятиями алтайцев являются:

  • охота
  • рыболовство
  • полукочевое скотоводство

Также они занимались выплавкой металла, ковкой, изготовлением железных изделий. Традиционным видом декоративного творчества алтайских народов является художественная обработка бересты, дерева, кожи, войлока. Среди алтайцев были мастера-камнерезы, прославившиеся далеко за пределами своего края.


Религия

Основная религия алтайцев - тенгрианство. Они исповедовали культ Тенгри - обожествленного неба. Народ верил в то, что на небесном своде обитает Дух-хозяин, и поклонялись ему. Помимо него существует множество других духов, управляющих миром:

  1. Ульгень - верховное божество, создавшее весь мир, грозоносец.
  2. Эрлик - правитель царства мертвых.
  3. Суг ээзи - хозяин воды.
  4. Алтай ээзи - покровитель охотников.
  5. Таг ээзи - дух горы.

Имели место жертвоприношения, в которых богам подносили лошадей. Их мясо съедали жрецы, а шкуры клали на алтарь. Племена поклонялись огню, солнцу, воде, горам, лесу и другим проявлениям природы. В случае неповиновения духам, они могли разозлиться, и тогда охотник оставался без добычи, что влекло за собой опасность умереть голодной смертью. Существует обряд кормления огня. Это своего рода жертвоприношение с целью задобрить его дух. В огонь кидают небольшие куски мяса, орошают его молоком. Алтайцам запрещено сжигать на костре мусор, перешагивать через него, плевать в огонь.

Очень сильным считался дух воды. Источники, находящиеся в горах Алтая, обладают многими целебными свойствами. Народ приписывает им магическую силу. Вода из таких источников может даровать бессмертие. Горные озера - любимое место таг ээзи. Многие из них находятся в недоступных для человека местах. Поэтому они отличаются целомудренной чистотой.
У каждого рода имеется собственная гора, которая представляет собой священное место. Это вместилище жизненной энергии, которая отвечает за сохранность семей, обеспечивает их силой. У горы есть имя, но его нельзя произносить вслух, чтобы не разгневать духа. Женщины рода, прежде чем приблизиться к этому месту, должны покрыть голову платком, а восходить на нее им запрещено.

Кроме добрых, существуют злые духи, которые могут вредить людям. Это алмысы, которые являются в образе маленьких белых человечков, и шулмусы - существа из подземного мира. Демоны занимаются мелкими пакостями, путают дорогу, воруют у путника вещи и т.п. Они принимают обличье красивых женщин и заманивают мужчин, чтобы те жили с ними. Пока охотник находится рядом с демоном, он приносит много дичи. Когда, воротясь домой, мужчина говорил кому-нибудь, что видел духа, пропадала вся его добыча и удача покидала его. Также алмысы, притворяясь красивыми юношами, заставляли женщин идти с ними, вызывая у тех помутнение рассудка.


В каждом алтайском селении находился шаман - человек, знающий магию и способный связываться с духами. Эти люди, используя свои сверхъестественные умения, могут телепортироваться в разные места, оборачиваться в животных и части природы. К ним обращаются, чтобы узнать свое будущее, спрашивают совета, как лучше поступить. Шаман может вернуть тяжело больному человеку здоровье. Для этого ему нужно перейти в царство мертвых и обратиться к его хозяину Эрлику. После переговоров с ним совершается обряд изгнания из больного злых демонов, и тот становится здоровым.

Существует обряд поклонения хозяину Алтая, который заключается в привязывании на деревьях длинных светлых лент. Они прикрепляются к деревьям, растущих вблизи источников, на распутье дорог. Лента должна быть новой, чистой, длиной около 100 см. Их привязывают на стороне, обращенной к востоку. Для этой цели подходит лиственница, береза, можжевельник. Сосна или ель не могут участвовать в обряде. Повязывая ленту, человек должен в мыслях представить духов природы, попросить у них здоровья, силы, пожелать благополучного существования своим родным, всему племени. Если это путник или охотник, он просит о защите, хорошей дороге.

Культура

У алтайцев множество легенд, народных сказаний. Эти истории передаются из поколения в поколение. Они рассказывают о героических встречах людей с чудовищами, общении с духами. Это целая культура, пришедшая из древних времен. Эпос излагается особым способом: историю не рассказывают, а поют. При этом певец издает низкие протяжные горловые звуки. Этот способ называется «кай», а рассказчик - «кайчи». Люди, способные исполнять кай, очень почитаются. Исполнение песен считается обрядом, имеющим магическую силу. Кайчи часто присутствуют на народных торжествах, гуляньях. Кай могут исполнять только мужчины. Песня дополняется игрой на музыкальных инструментах. Часто это занимает целые сутки, а то и больше, так как эпос народа очень богат.


Еда

Кухня народов Алтая в основном состоит из мяса животных, дичи, молочных продуктов. Также в их рационе присутствует рыба. Особенностью приготовления блюд является то, что специи не используются. Мясо является главной пищей, придающей энергию. Алтайцы едят как мясо диких животных, убитых на охоте, так и домашнего скота: коз, лошадей, баранов. Молоко является важным продуктом, на основе которого готовят множество других блюд. Также население питается лепешками, которые пекут на огне, и пьет чай.
Из молока делают плотный, густой напиток - чегень. Сначала его заквашивают с помощью заболони (наружная часть древесины молодых деревьев). Перед этим молоко кипятят, добавляют сушеные кусочки дерева. Бочки, в которых готовится чегень, предварительно окуривают ветками лиственницы. Молоко, перемешанное с заболонью, оставляют на 10 часов для созревания. На основе молока и чегеня готовят:

  1. Аарчи - творог с нежной консистенцией. Чегень кипятят 2 часа, затем процеживают, кладут под пресс.
  2. Курут - кислый сыр. Для его приготовления делают плотный аарчи, режут его на кусочки, сушат на огне.
  3. Каймак. Этот продукт напоминает сметану. С молока, настоявшегося в прохладном месте, снимают жирную густую пену. Это и есть каймак.
  4. Арак. Это самогон, приготавливаемый из молока. Сначала его сквашивают, затем отделяют масло, дают забродить. Конечный напиток получается путем перегонки. Крепость составляет 25-30 градусов. Этот напиток популярен среди народов Сибири и Средней Азии.

Из мяса готовят распространенное блюдо - кан. Это кровяная колбаса. Кишки животных выворачивают, складывают в них жир, чеснок, лук, добавляют кровь, разбавленную с молоком. Кишки завязывают с обеих сторон, уваривают до готовности. Деликатесным угощением считается вареная прямая лошадиная кишка. Знаменитым блюдом является алтайский суп-кочо. Баранье мясо режут крупными кусками, варят на медленном огне 2,5 -3 часа. Затем насыпают ячменную крупу, варят до готовности. В готовый суп добавляют дикорастущий лук. Его настаивают 3 часа, затем подают в пиалах. Мясо выкладывают на тарелку. Блюдо подается с каймаком.


Кроме хлеба и лепешек, запеченных в золе, алтайцы делают боорсок. Это десерт, подаваемый с медом. Он делается на основе чегеня, с добавлением яиц, масла. Из теста лепят шарики, обжаривают их на жире. Другим вкусным угощением является ток-чок. Чтобы приготовить его, берут кедровые орехи и ячменное семя. Неочищенные орехи жарят, после чего освобождают от скорлупы. Зернышки измельчают в ступке, добавив ячмень. Затем в этот порошок кладут мед, замешивают густую массу.

Талкан - особый продукт, считающийся на Алтае священным. Это мука крупного помола, сделанная из обжаренного ячменя. После жарки зерна толкут в ступе, просеивают, перемалывают с помощью камней до состояния муки. Им кормят детей, чтобы они росли здоровыми и крепкими. С талканом пьют чай. Также из него готовят каши, супы, едят самостоятельно.
Алтайский чай сильно отличается от того напитка, который привыкли пить европейцы. Это хорошо насыщающее блюдо, которое подают отдельно. Чайные или травяные листья заваривают в кипятке, добавляют сливки, соль. Другой способ: заваренный листовой чай смешивают с молоком, кладут в него талкан. Добавляют соль, масло.

Известные люди

В алтайском крае много известных художников, певцов, писателей, рассказывающих о красоте своей родной земли. Вот некоторые знаменитые алтайцы, прославившиеся своими достижениями:

  1. Григорий Иванович Чорос-Гуркин. Знаменитый художник, написавший множество полотен, считающихся национальным достоянием. Вдохновением для своих картин он избрал природу. Он родился в конце 19 века, учился живописи у известного русского пейзажиста Шишкина.
  2. Болот Байрышев. Народный сказитель, певец. Мастерски владеет традиционным исполнением кай. Обладатель премии ЮНЕСКО за сохранение культурного наследия.
  3. Карагыз Ялбакова. Певица, обладающая редким голосом. Солистка филармонии, заслужила множество наград от Алтайского края и России.
  4. Иван Самтаев. Знаменитый спортсмен, обладатель многих титулов. Чемпион СССР по греко-римской борьбе, Европы, обладатель кубка мира, кавалер ордена Дружбы.

Посетив Алтай, можно многое узнать о культуре и традициях этого народа. Природа этого края необыкновенно красива. Путешествия по этим местам запоминаются на всю жизнь.

Сразу оговорюсь: для коректного сравнения, по переписи 2002 теленгиты, тубалары и челканцы включены в алтайцев (тогда они считались отдельной национальностью). Почему ещё 2 племени (кумандинцы и телеуты) не включили в алтайцев, как при советских переписях, для меня загадка. Возможно, потому что первые присутствуют в приличных количествах в Алтайском крае, а вторые - в Кемеровской области (англовикипедия в алтайцы вообще ещё и шорцев включает). Но для простого русского человека, разница между теленгитами и тубаларами, это как между меланезийцами и микронезийцами, так что надеюсь, что к переписи 2020 последние 2 племени включат обратно в алтайцы.

Республика Алтай 2002 2010 2017
Русские 57,52% 56,63%
Алтайцы 33,04% 33,94%
Казахи 5,98% 6,18%
Кумандинцы 0,46% 0,52%
Другие 3,00% 2,73%
Всего 202 947 206 168 217 007
ГО Горно-Алтайск 2002 2010 2017
Русские 73,32% 69,97%
Алтайцы 19,63% 23,01%
Казахи 1,84% 2,30%
Кумандинцы 0,83% 0,80%
Украинцы 0,96% 0,64%
Другие 3,42% 3,28%
Всего 53 538 56 933 63 295
Кош-Агачский район 2002 2010 2017
Казахи 54,84% 54,41%
Алтайцы 42,02% 41,27%
Русские 2,21% 3,28%
Другие 0,93% 1,04%
Всего 17 353 18 263 19 025
Майминский район 2002 2010 2017
Русские 87,76% 86,32%
Алтайцы 7,22% 8,26%
Казахи 0,75% 0,90%
Украинцы 1,11% 0,79%
Армяне 0,50% 0,68%
Немцы 0,74% 0,59%
Другие 1,92% 2,46%
Всего 26 306 28 642 33 042
Онгудайский район 2002 2010 2017
Алтайцы 75,96% 76,49%
Русские 21,93% 21,53%
Казахи 0,59% 0,52%
Другие 1,52% 1,46%
Всего 15 642 15 046 14 328
Турочакский район 2002 2010 2017
Русские 73,47% 73,57%
Алтайцы 18,61% 19,52%
Кумандинцы 2,45% 3,34%
Украинцы 1,32% 0,99%
Немцы 1,16% 0,74%
Другие 2,99% 1,84%
Всего 13 168 12 484 12 330
Улаганский район 2002 2010 2017
Алтайцы 73,64% 78,02%
Русские 20,22% 16,77%
Казахи 4,46% 3,80%
Другие 1,68% 1,41%
Всего 11 581 11 388 11 463
Усть-Канский район 2002 2010 2017
Алтайцы 67,13% 70,22%
Русские 27,89% 25,34%
Казахи 3,77% 3,23%
Другие 1,21% 1,21%
Всего 15 482 15 007 14 704
Усть-Коксинский район 2002 2010 2017
Русские 73,71% 74,84%
Алтайцы 23,67% 22,64%
Казахи 0,33% 0,57%
Другие 2,29% 1,95%
Всего 17 481 17 020 16 404
Чемальский район 2002 2010 2017
Русские 64,87% 67,98%
Алтайцы 31,49% 28,18%
Украинцы 0,99% 0,76%
Другие 2,65% 3,08%
Всего 9 023 9 441 10 242
Чойский район 2002 2010 2017
Русские 87,74% 88,20%
Алтайцы 8,25% 8,70%
Украинцы 1,10% 0,69%
Другие 2,91% 2,41%
Всего 8 986 8 348 8 397
Шебалинский район 2002 2010 2017
Русские 53,45% 51,65%
Алтайцы 43,98% 45,83%
Казахи 0,73% 0,77%
Другие 1,84% 1,75%
Всего 14 387 13 596 13 777


Коротко:
1. В единственный город РА алтайцы активно кочуют с юга республики. Плохо это или хорошо? С одной стороны, хорошо, дикие южные алтайцы хоть как-то перенимают городскую культуру и интегрируются в русский народ. Но с другой стороны, нельзя допустить потери русскими абсолютного большинства. Стремительное азиатчивание европейских городов ни к чему хорошему не приводит, когда-то русский Пишпек - наглядное свидетельство.
2. Майминский район - пригородная зона Горно-Алтайска. Здесь самая мощная миграция в республике, но доля русских относительно стабильна, что говорит о том, что сюда активно едут русские регионального центра. Та же Майма по факту уже слилась с городом. Сам на район на фоне Горно-Алтайска в национальном плане выглядит благополучно.
3. Ареал из трёх смежных районов по широте - Усть-Канский, Онгудайский и Улаганский районы. Тот самый дикий южный массив с алтайским большинством (ещё в советское время алтайцев севернее этих райнов толком не было). Высокий естественный прирост не покрывает миграционный отток на север, эти малонаселённые земли медленно пустеют. Немногочисленные русские тоже тают, разве что в Онгудайском районе на удивление держатся.
4. Усть-Коксинский район. Анклав русского присутствия, зажатый вышеназванным алтайским массивом, но здесь русские держатся на ура, правда из района тоже активно уезжают. А вот примыкающий к русскому северному массиву Шебалинский район в ближайшее время будет отжат пока алтайским меньшинством.
5. Кош-Агачский район - отдельная тема. Здесь живёт 2/3 алтайских казахов, здесь же они всегда составляли абсолютное большинство. Русских здесь никогда не было даже 10%. Но!!! Численность русских выросла за межпереписной период в 1.5 раза (в 90-е активно падала), я даже с удивления подумал, что при рассчётах сделал опечатку. Что побудило русских ехать в эту откровенную, уж простите, жопу мира даже для республики, интересный вопрос. Нам, русским, главное, чтобы эта добрая тенденция сохранилась.
Дополнение: в Кош-Агачском районе - самые высокие показатели рождаемости и естественного прироста среди районов республики во всё постсоветское время, а также самая низкая смертность, которая очень с лихвой покрывает миграционную убыль (е.п. последние годы 18-20 промилле). В связи с этим, казахи республики намного более фертильные и довольно сильно моложе тех же алтайцев (об этом будет отдельный пост). Естественно, в этом регионе самые "необрусевшие" казахи во всей России. Они даже граничат не с Казахстаном, а с казахонаселёнными регионами Монголии. Вот почему я собственно и удивился росту доли русского населения) Но что есть, то есть.

Примечание: сама республика донельзя бесполезная как отдельный регион. Даже в той же Адыгее есть довольно крупный город + крупные посёлки пригородной зоны Краснодара. Здесь же - 60-тысячный город и на юге вперемешку весёлые кочующие племена с казахами. Поэтому толку от такого субъекта не то что 0, а -1 (субсидии, все дела). ИМХО, властям республики нужно активно рассказывать алтайцам, что Горно-Алтайск прекрасен, но есть ещё более прекрасный и чудесный и огромный (на фоне Горно-Алтайска:)) Барнаул, огромные перспективы для наших южных аймаков. Так, чтобы они ногами вперёд голосовали за присоединение республики к Алтайскому краю и дружно ехали всем скопом (вместе с братскими казахами) в Барнаул (ему ничто не угрожает, даже если запихнуть всех алтайцев, будут они составлять 10% города). Всё это лучше довольно туманного будущего Горно-Алтайска. Помечтать не вредно:)