Опыт развития туризма в ссср. Краткий обзор развития туризма в ссср и российской федерации

Подобные документы

    Молодежный отдых как разновидность социального туризма. Современное состояние молодежного туризма в России. Особенности выбора средств размещения при организации туризма. Международное Студенческое Удостоверение ISIC. Ассоциации и объединения хостелов.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2011

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    История туризма в России. Возникновение советского туристского движения в начале 20-х годов XX века. Переход от административного регулирования к экономическому стимулированию. Доля молодежного туризма в системе мирового туризма, проблемы его развития.

    реферат , добавлен 01.11.2011

    Определение и виды молодежного туризма. Туроператоры, работающие по направлению детского и молодежного туризма. Сравнительный анализ предложений туроператоров по направлению детского и молодежного отдыха в Болгарии, Греции и Турции, их особенности.

    курсовая работа , добавлен 29.10.2015

    Характеристика и отличительные черты российских детских центров отдыха. Особенности организации детских туров по программе детского и молодежного туризма. Черное море как основной морской курорт России. Анализ видов туризма на Черноморском побережье.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    История и современное состояние молодежного туризма в регионах России и его отличительные особенности, статистика поездок, современные тенденции и перспективы. Нормативно-правовое регулирование данной отрасли, рекомендации по ее развитию агентстве.

    дипломная работа , добавлен 19.09.2016

    Принципы активности участия молодежи в туризме. Предоставление льгот при совершении путешествий, приобретение международных студенческих и молодежных карт ISIC и Go25. Развитие федеральной целевой программы "Молодежь России" и проблемы туризма.

    доклад , добавлен 21.06.2011

    Классификация видов туризма. Молодежный туризм как элемент туристического сектора. Природно-географические особенности Таджикистана, его туристический потенциал. Характеристика туристического предприятия ООО "Нури Хаёт". Разработка программы путешествия.

    дипломная работа , добавлен 27.04.2015

    Становление и развитие спортивно-оздоровительного туризма в России. Сущность и специфика спортивно-оздоровительного туризма в структуре молодежного досуга. Путешествия на велосипеде. Наборы походного снаряжения. Снаряжение и приспособление для ночлега.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Значение и роль туризма для развития экономики государств. Развитие индустрии туризма. Влияние туризма на социально-психологическое состояние человека, улучшение его здоровья. История путешествий и туризма в России, основные этапы его развития.

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это -- одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения А.В.Луначарского уже в начале 1918 г. Создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

«В 1919 г. при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса создаются экскурсионные секции. Они планировались для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций, расположенные в окрестностях Петрограда, разработав специальные маршруты, начали свою работу в том же году. Насколько серьезно отнеслись к этому виду воспитания и обучения большевики, видно из того, что в состав естественно-исторической комиссии, разрабатывавшей тематику экскурсий, вошли такие видные ученые, как академик С.Ф.Ольденбург, профессоры Д.Н.Кайгородов, Л.С.Берг и другие деятели науки.

Для тех детей, которые прибывали на экскурсии, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты.

Советское туристское движение начало формироваться в начале 20-х гг. Великая Октябрьская социалистическая революция положила начало развитию туризма нового типа. Именно в советский период туризм приобрел значимость массового социального явления, стал успешно содействовать решению многих воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Практика использования туризма все более отвечала насущным потребностям развития социалистического государства - подготовке молодежи к труду и защите Родины.

Уже в первые мирные годы Советской власти кроме непродолжительных по времени массовых оздоровительных туристских походов начинают практиковаться достаточно сложные групповые многодневные походы, воспитывающие у участников чувство патриотизма, стремление к познанию истории и природных богатств родного края, общению с людьми, его населяющими, представителями различных наций и народностей. Во время таких походов решались важные для того времени государственные задачи: разъяснение политики партии, пропаганда советского образа жизни и опыта строительства социалистического общества. В условиях, когда средства массовой информации трудящихся были развиты слабо, а уровень грамотности населения невысок, это было особенно необходимо. Живое слово, наглядный пример участников походов эффективно действовали на советских людей.В 1923 г. был впервые совершен агитационный лыжный поход комсомольцев по маршруту Архангельск - Москва, а в 1924 г. подобных походов было проведено 12.» Шаповал Г.Ф. История туризма.: Минск, 200.С.110.

Поиск в 20-х годах более действенных средств, форм и методов физического воспитания широких масс населения сопровождался борьбой между новым и старым. Возникали различные толкования роли физической культуры. Существовало, например, так называемое гигиеническое направление, ограничивавшее выбор средств физического воспитания. Сторонники его необоснованно завышали роль несложных туристских мероприятий, организуемых на природе с минимальными финансовыми затратами. Предпочтение несложных туристских походов и экскурсий в ущерб другим средствам отрицательно сказывалось на общем процессе воспитания подрастающего поколения. Были, конечно, и другие причины такого подхода к развитию массовой физической культуры: слабость материальной базы, недостаток в инструкторских кадрах, финансовых средствах и т. п.

В 20-х годах массовая туристская работа приобретает важное общественно-политическое значение. И в первую очередь это связано с известными постановлениями ЦК ВКП(б) "О задачах партии в области физической культуры" (от 13 июля 1925 г.) и "О физкультурном движении" (от 23 сентября 1929 г.). Перед физкультурными организациями ставится задача внедрения в практику физкультурного движения таких форм и методов, которые бы способствовали повышению общественной активности трудящихся масс.

В 30-е годы многие туристские группы успешно привлекаются к изыскательским работам в труднодоступных районах страны. Для этого была даже организована специальная учеба, программа которой предусматривала изучение основ геологии, минералогии, методики поиска полезных ископаемых. Туристы принимают также участие в создании первых в стране заповедников и заказников.

Наряду с массовыми агитационно-пропагандистскими и народнохозяйственными походами организуются и сложные походы спортивного характера, например велопробег по маршруту Хабаровск - Москва (1934 г.) или скоростной переход из Ашхабада в Москву группы туркменских всадников (1935 г.) А с 1935 по 1939 г.советские физкультурники совершили 10 дальних походов на расстояние до 9000 км.

Выводы: Таким образом, в 30-е годы произошли значительные изменения в организационной структуре развития Туризма, способствовавшие увеличению его массовости. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что к началу 40-х годов в советском физкультурном движении произошло окончательное становление и утверждение туризма как массового, доступного средства физического воспитания людей. Его развитие вполне соответствовало государственным требованиям того времени.

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это - одна из возможностей влияния на массы.

В научной литературе принято выделять несколько этапов развития туризма в СССР.

Первый (1917 - 1936гг.) - характеризуется созданием социально экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции создаются первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся, удовлетворить их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.

С 1921 г. начинают проводиться конференции по проблемам экскурсоводческого дела. Конференции с самого начала носили не локальный, а общероссийский характер. На них действовали две секции по естественно-научным и гуманитарным вопросам. Это было не случайно, так как экскурсии и походы должны были нести кроме общепознавательной и образовательной также и идеологическую нагрузку. Разрабатывалась историко-революционная тематика согласно ленинскому Декрету 1918 г. о монументальной пропаганде, а также уточнялись списки предприятий народного хозяйства, где можно было убедиться в «превосходстве социалистических методов хозяйствования». В Москве были созданы Центральный музейно-экскурсионный институт и экскурсионный отдел в Институте методов внешкольной работы, а в Петрограде соответственно Научно-исследовательский экскурсионный институт. Сотрудники этих учреждений занимались обобщением опыта работы в туристской сфере, читали различные циклы лекций и подготавливали конференции и съезды как по теоретическим, так и по практическим вопросам, связанным с туризмом.

С середины 1920-х гг. на страницах «Комсомольской правды» стали появляться статьи, настойчиво призывающие молодежь заняться туризмом. В декабре 1926 г. Московским комитетом комсомола совместно с «Комсомольской правдой» и МГСПС была организована первая массовая экскурсия, в ней приняло участие около 300 человек. Это было рекламно пропагандистское мероприятие в рамках ГОЭЛРО.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. Туризм стал внедряться и в армию. «Путешествие группы командиров 51-й дивизии на дунайских каяках из Смоленска в Одессу, по Днепру и Черному морю; шлюпочный поход командиров смоленского гарнизона от Смоленска до Киева; велосипедный пробег начсостава киевского гарнизона по маршруту Киев - Житомир; пробег командиров Приволжского военного округа по маршруту Казань - Свияжск - Чебоксары; 700-километровый поход на лодках начсостава Северокавказского военного округа по Дону и т.д.» Эти факты свидетельствуют о понимании значения туризма армейским командованием в деле воспитания и развития таких качеств, необходимых бойцу, как умение ориентироваться на местности, закалка характера, смелость, выносливость, взаимовыручка.

В области международного туризма ставится задача: предоставлять друзьям СССР и представителям прогрессивного движения за рубежом возможность ознакомиться с ходом социалистического строительства в СССР, а также расширить объём поездок советских трудящихся за рубеж.

Второй этап развития туризма (1936 - 1969гг) характеризуется внедрением новых организационных форм управления. В 1939г. была создана добровольная альпинистская организация военно-спортивной направленности. Из членов этой организации в годы Великой Отечественной войны формировались специальные отряды. Туризм приносил ощутимую помощь стране 1 .

Брижаков М.Б. Введение в туризм. - М; СПб., 2001

«Советским туристом» было разработано около 30 маршрутов, которые охватывали фактически всю территорию Советского Союза. Были даже разработаны маршруты по Памиру. Учитывая, что средняя продолжительность отпуска у большинства рабочих и служащих составляла порядка двух недель, соответственно и подавляющее большинство туров было такой же продолжительности.

Разница в деятельности ОПТ и Совтура заключалась в том, что ОПТ занимался организацией самодеятельных походов, а Совтур обслуживал группы отдыхающих по заранее определенным маршрутам, носящим в основном общеобразовательный и краеведческий характер.

Наряду с внутренним туризмом в СССР очень рано начинает развиваться и иностранный туризм. Так же как и при развитии внутреннего туризма, здесь приоритетными были пропагандистские вопросы.

В апреле 1936 г. Президиум ЦИК СССР счёл нецелесообразны дальнейшее развитие туризма в рамках добровольного общества и постановил его ликвидировать. Всё имущество ОПТЭ (общества пролетарского туризма и экскурсий) передавалось ВЦСПС, где создавалось туристско-экскурсионное управление (ТЭУ) ВЦСПС, на которое возлагалось руководство туристскими маршрутами всесоюзного значения, а также вся деятельность в области туризма и экскурсий. В функции территориальных ТЭУ, работавших на хозрасчётном принципе по плановым заданиям ВЦСПС, входили пропаганда туризма, консультации населения, культурно- массовое и хозяйственное обслуживание в пути, разработка маршрутов, а также строительство Домов туристов, горных хижин, лагерей, производство инвентаря. В ноябре 1937 г. был утверждён Устав туристско-экскурсионного управления ВЦСПС.

Этот период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

Великая Отечественная война и восстановительный период отодвинули туристские проблемы на второй план. Внутренний туризм стал возрождаться лишь в конце 1940-х гг.

В послевоенные годы получил широкое распространение как плановый, так и самодеятельный, спортивный, детский и семейный туризм.

Был восстановлен также и туризм в Вооруженных Силах СССР. Согласно приказу министра обороны, возглавлять это направление в туризме было возложено на начальника Тыла ВС, а непосредственное руководство -- на Управление по туризму и экскурсиям Министерства обороны. Специально был создан Всеармейский совет по туризму для привлечения к этой работе широких слоев армейской и флотской общественности. Туризм, как плановый, так и самодеятельный, вскоре становится одним из наиболее любимых и массовых видов отдыха.

К середине 1980-х гг. было 24 турбазы, входивших в подчинение военных ведомств и Министерства обороны. Только с 1980 по 1985 г. на них отдохнуло около 1,2 млн. военнослужащих и членов их семей. Наибольшей популярностью в советское время пользовалась турбаза «Терскол», принимавшая туристов круглый год. Летом отсюда совершались походы и экскурсии по Приэльб-русью, а зимой приезжали горнолыжники. Уникальность ее, однако, заключалось в другом. Только здесь были разработаны маршруты различных категорий: от наипростейшего, дающего право на значок «Турист СССР», до I категории сложности.

Были разработаны десятки маршрутов автобусных путешествий по СССР. Пользовались популярностью и речные путешествия по Волге и Волго-Балту, а в июле ежегодно проводился 15-дневный тур по Енисею от Красноярска до заполярного Диксона. Проявлялась забота и о семьях молодых офицеров.

В три раза увеличилось в середине 1980-х гг. количество турбаз, где можно было отдыхать с детьми от пятилетнего возраста 1 .

Самодеятельный туризм также не был обойден вниманием. С 1970-х гг. стали проводиться ежегодные всеармейские соревнования на лучшее туристское путешествие, а с 1976 г. - Всеармейские слеты туристов. Это были грандиозные мероприятия.

Традиционно важным направлением туристско-экскурсионной работы был школьный туризм. Еще до начала Великой Отечественной войны в 1941 г. было объявлено о начале туристической краеведческой всероссийской экспедиции «Моя Родина - СССР». К идее возобновления этой экспедиции вернулись лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. «Пионерская, правда» и Центральная детская экскурсионно-туристическая станция опубликовали ос-новные положения этой Экспедиции. Работа развернулась по семи направлениям: «Ленин и теперь живее всех живых», «К тайнам природы», «Искусство принадлежит народу», «В буднях великих строек» и др.

С 1957 г. начинается история советского морского туризма. Интурист арендовал два судна - «Победу» и «Грузию», на которых и осуществлялись морские путешествия вокруг Европы из Одессы в Ленинград. Теплоход «Петр Первый» проводил черноморские круизы для туристов из соцстран. А в 1960 г. печально известный теплоход «Адмирал Нахимов» стал курсировать вдоль Крымско-Кавказского побережья. В начале 1960-х гг. морской туризм стал развиваться на Балтике, а судно «Григорий Орджоникидзе» устраивало 20-дневные туры вдоль Дальневосточного побережья.

На создание отвечающих европейским стандартам требований для приема иностранных туристов ушло десять послевоенных лет. Необходимо было построить сеть гостиниц и ресторанов, накопить опыт перевозок большого количества иностранцев авиационным и железнодорожным

1 [Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] транспортом, развернуть рекламу и, наконец, наладить производство сувенирной продукции.

«Интурист» занимался организацией не только групповых туров, но и индивидуальных морских и речных круизов, поездок иностранцев на курорты СССР, а советских граждан - на зарубежные курорты. Устраивались и эксклюзивные туры, например для охоты.

С 1964 г. «Интурист» стал принимать туристов для лечения на наиболее известных курортах страны. В их число вошли санатории, известные минеральными источниками, например, Мацеста в Сочи, Пятигорск, Кисловодск, Ессентуки, Железноводск, лечебные грязи Цхалтубо и др.

В 1960-х гг. в СССР насчитывалось пять направлений туризма, которые существовали в значительной степени параллельно друг другу:

­ профтуризм (Центральный Совет по туризму и экскурсиям ЦСТиЭ при ВЦСПС);

­ интуризм (Государственный комитет по иностранному туризму при Совете Министров СССР);

­ молодежный туризм («Спутник» при ЦК ВЛКСМ);

­ военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Мин-обороны СССР);

­ школьный туризм (ЦДТЭС Министерства просвещения СССР).

В 1960-е гг. туристско-экскурсионными организациями профсоюзов было разработано свыше 13000 маршрутов - линейных, кольцевых, радиальных. В целях обеспечения разработки и выпуска различных видов рекламы, организации в прессе, по радио, телевидению и в кино пропаганды и рекламы мероприятий, проводимых туристско-экскурсионными организациями, решено было создать рекламно-информационное бюро «Турист». Оно было открыто в 1971 г. и действовало на хозрасчетных условиях.

Главными туристскими регионами были Центральный, куда кроме Московской входили Тульская, Рязанская, Калужская, Калининская, Смоленская, Ярославская и Владимирская области; и Северо-западный, включавший Ленинградскую, Новгородскую и Псковскую области. Одно только Московское бюро экскурсий в 1960-е гг. реализовало 4 млн. туристских путевок. Туристскими «мекками» в этот период становятся маршруты: «По пушкинским местам», «По древнерусским городам и Ленинграду» и др. Хотя количество маршрутов в Центральном и Северо-западном регионах было меньше, чем, скажем, в Закавказье или Крыму, но в них прини-мало участие гораздо большее количество туристов из-за развито-сти инфраструктуры. Кроме того, здесь были сосредоточены крупные туристские комплексы, которые были в состоянии обслужить большое количество путешественников. Многие маршруты по Центральному и Северо-западному регионам носили общесоюзный характер, что также влияло на массовость, хотя это не значит, что здесь не существовало местных маршрутов.

Более половины всех плановых всесоюзных маршрутов было проложено в таких курортных местах, как Черноморское побережье Кавказа, Крым, Северный Кавказ, Закавказье. Этот регион лидировал по «концентрации» кемпингов, туристских баз и гостиниц, которых здесь было более 50 % от их общего количества по стране 1 .

К маршрутам с активными способами передвижения относились 55 всесоюзных маршрутов. Это были конные, велосипедные, водные (лодочные, байдарочные и на надувных плотах), пешеходные. Турист, принявший участие в одном из них, имел право на получение удостоверения и значка «Турист СССР». Девять маршрутов, причисленные к первой категории сложности, среди которых можно назвать такие, как «По горному Крыму»,

«По Днестровскому каньону на плотах», «По Телецкому озеру и алтайской Соколова М.В. История туризма: Учебное пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 с. 294] тайге» и др. - могли принести туристу присвоение третьего разряда по туризму, правда, если у него уже имелось «звание» «Турист СССР». Туризм в 1960-е гг. стал настолько популярен, что почти во всех вузах СССР создаются туристские секции, а в некоторых университетах даже были организованы Клубы туристов.

В 1970 - 1980-е гг. наблюдается расширение географии туризма. Наряду с элитными морскими и речными круизами - такими, как, например, «Арктический круиз», когда совершалось путешествие по Северному морскому пути, начиная от Мурманска и заканчивая Петропавловском-Камчатским, по морям Северного Ледовитого и Тихого океанов - Охотскому и Японскому; или путешествия на комфортабельных теплоходах по Лене, Енисею, Амуру - наблюдается разработка самодеятельных маршрутов от Хибин до Камчатки. Туристские путешествия становятся одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.

Путешествия на речных судах проходили по всем крупным рекам Советского Союза. Более 40 Советов по туризму разного уровня арендовали суда и организовывали путешествия для «своих» туристов. И хотя путешествия водным транспортом традиционно имел небольшой удельный вес - около 5 % от общего объема транспортных путешествий, - тем не менее, в СССР к началу 1990-х гг. функционировало около 500 речных и морских маршрутов, которые обслуживали 200 судов 1

Железнодорожные путешествия планового характера появились впервые в 1960-е гг. Постепенно маршруты с использованием железнодорожного транспорта стали неотъемлемой частью множества маршрутов самого разного уровня. Начинают формироваться «поезда здоровья» и специальные туристско-экскурсионные поезда. Маршруты составлялись таким образом, чтобы железнодорожные переезды между туристскими центрами приходились в основном на ночное время. В 1986 г. туристско-экскурсионных поездов. Особенной популярностью у жителей Дальнего Востока, Урала и Сибири пользовались кольцевые маршруты, охватывавшие главные города европейской части Союза, а также Средней Азии.

Относительная дешевизна авиабилетов была одной из составляющих того бума, который переживал в 1980-е гг. авиатуризм. Причем услугами авиации бюро путешествий и экскурсий крупных городов (по статистике их было более 160) пользовалось не только для доставки туристов к местам отдыха и обратно, но разрабатывались и самостоятельные авиапутешествия, например маршрут Москва - Архангельск - Соловки - Архангельск - Москва и десятки других.

Любимыми для многих горожан становятся походы «выходного дня». Только в 1980-е гг. в них приняло участие более 20 млн. человек 1 .

В 1960 - 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека, став его неотъемлемой частью. Но, в силу того, что туризм носил ярко выраженный социальный характер, спрос на туристские услуги значительно опережал предложение. И многочисленные туристско-экскурсионные бюро не могли обеспечить путевками всех желающих.

Особенности переходного периода:

1. переход от монопольного хозяйства к многоукладному (туристские

предприятия становятся собственностью разных владельцев);

  • 2. формирование туристского рынка на основе новых законов;
  • 3. использование туристских ресурсов в условиях рынка на основе новых
  • 1 [Шаповал Г.Ф. История туризма. - Минск, 1999] экономических и правовых отношениях;
  • 4. изменение характера спроса в связи с появлением новых видов

туристских услуг (выездные шоп-туры, развлекательные и приключенческие туры, тур с целью изучения языка и т.д.

  • 5. невостребованность материальной базы туризма (гостиницы, пансионаты, дома отдыха);
  • 6. возникновение большого числа малых и средних туристских предприятий;
  • 7. рост средних показателей выездного туризма, особенно с целью шопинга.

После ликвидации в 1928 году Российского общества туристов на его основе в 1929 году создается общество пролетарского туризма, которое в 1930 году преобразовалось во Всероссийское общество пролетарского туризма и экскурсий.

11 апреля 1929 года было принято Постановление Совета Труда и Обороны “Об организации Государственного акционерного общества по иностранному туризму в СССР”. Фактически с этого момента произошло разделение туризма на внешний и внутренний. Руководство внешним туризмом передается Госкоминтуристу.

В 1936 году руководство внутренним туризмом поручается профсоюзам в лице ВЦСПС, в котором было образовано Центральное туристско-экскурсионное управление с отделениями в республиках и городах страны. В 1969 году это управление преобразовано в Центральный Совет по туризму и экскурсиям.

Организация молодежного туризма была поручена ЦК ВЛКСМ, которое в 1959 году создает свою туристскую структуру - Бюро международного молодежного туризма “Спутник”. Кроме того, туризмом занимались Министерство обороны, Министерство образования и ряд других ведомств, организующих отдых работников своей отрасли. Дворниченко В.В. Развитие туризма в СССР (1917-1983) М., 1985. С.14.

Единого нормативного акта, регулирующего туристскую деятельность, не существовало. Правовое регулирование туризма осуществлялось на основе ведомственных инструкций.

Переход от командно-административного управления экономикой к рыночному хозяйству коснулся и сферы туризма. Бывшие монополисты туризма “Спутник”, “Интурист”, Центральный Совет по туризму и экскурсиям преобразовались в акционерные общества и холдинги.

После ликвидации Госкоминтуриста СССР в нашей стране в течение трех лет не существовало ведомства, отвечающего за развитие сферы туризма в целом и молодежного туризма в частности.

С 1989 по 1992 гг. практически не было принято ни одного нормативного акта, закрепляющего и регулирующего новые рыночные отношения в сфере туризма. Ильина Е.И. Основы туристской деятельности. - М.: Проспект, 2000. - 452 с.

Основными достижениями советской системы молодежного туризма являлось привлечение молодежи к познавательной и оздоровительной ценности, идейно-патриотической направленности туристских походов, содержательности и разносторонности туризма как активной формы отдыха и спорта.

Советский массовый туризм - являлся одним из эффективных средств коммунистического воспитания. Воспитательное значение туризма увязывалось с принципами морального кодекса строителя коммунизма, на конкретных примерах показывалось, как походная жизнь, проходящая в коллективе и сопряженная с преодолением различных трудностей, помогает формировать высокие морально-волевые качества, в том числе мужество, товарищескую солидарность, высокую дисциплинированность, трудолюбие и др.

Воспитательное значение советского массового туризма и в том, что туристские походы, слеты и соревнования являются важными средствами привития практических навыков, полезных как в профессиональной деятельности, так и на службе в рядах Советской Армии. К числу таких профессионально- и военно-прикладных навыков мoжно oтнecти знание топографии, оказание доврачебной медицинской помощи, организацию поисково-спасательных работ, технику транспортировки пострадавшего с подручными средствами, технику движения и преодоления естественных препятствий в различных условиях местности и с разными средствами передвижения, организацию бивака и т. п.

Решением задач по развитию туристско-экскурсионного дела в стране в советское время занимались профсоюзные организации, а также отделы туризма Министерства обороны и военных округов.

Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности. Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.