Сущность эстетического восприятия. Современные проблемы науки и образования Эстетическое восприятие человека

художественное) - вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск-ва как эстетической ценности, к-рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек-рые исследователи обозначают этот процесс как «худож. В.». Однако тогда исчезает, остается в тени разница между профессиональным худож. прочтением произв. иск-ва и принципиально непрофессиональным его В., к-рое имеет открытый характер, включающий жизненный опыт субъекта, его эстетический вкус и ценностные ориентации. Поэтому употребление в данном случае понятия В. э. представляется более предпочтительным. Специфику же В. явлений действительности, эстетическую ценность к-рых субъекту предстоит открывать самому, более точно передает понятие «эстетическое созерцание». В. э. не есть простое воспроизведение худож. произв. в сознании. Это сложный процесс со-участия и со-творчества воспринимающего субъекта. От эстетической деятельности художника - творца произв. иск-ва В. э, отличает то, что оно не технологично и движется в обратном направлении: от В. результата (произв. в целом) к заложенной в нем идее. Худож. произв. не дано субъекту В. непосредственно. Между произв. и воспринимающим субъектом всегда существует эстетическая дистанция - сознание того, что перед ним лишь изображение действительности, а не сама действительность. Эту мысль Л- Фейербаха выделил Ленин. Для преодоления дистанции необходима определенная настроенность субъекта (Установка эстетическая) на В. худож. произв. как если бы оно было действительностью, не забывая в то же время о его условности (эту особенность В. э. раскрывает и использует, напр., прием рассказчика-очевидца в литературном повествовании). В. э., т. обр., амбивалентно (Амбивалентность): его субъект одновременно верит и не верит в реальность изображаемого. В. э. во мн. определяется худож. произв., к-рое не только является осн. источником худож. информации, но и задает сам способ ее «прочтения», «перевода» в эмоционально-образный план субъекта. Сложность В. э. обусловлена тем, что идея произв. непереводима в вербальный, словесно-понятийиый план (по образному определению Э. Хемингуэя, она подобна 7/г, айсберга, скрытым под водой). На этом строит свою концепцию символизм, утверждающий, что эстетическая идея остается навсегда скрытой от обыденного сознания. Однако в худож. тексте (Текст художественный), в системе выразительных средств всегда заложен код, позволяющий расшифровать его сокровенный смысл. Проникновение в смысл худож. произв. зависит также от эстетических способностей (Способность эстетическая) субъекта, от степени развитости его эстетического чувства. Избирательность и глубина В. э. обусловлены состоянием культуры об-ва и общекультурным потенциалом самой личности, системой ее ценностных ориентации. Продуктом В. э. становится «вторичный» образ и смысл, к-рый совпадает и не совпадает с образом и идеей, задуманными автором. По словам поэта: «Книга должна быть исполнена читателем, как соната...». В процессе В. э. можно выделить несколько узловых моментов: установка на В. худож, произв., предварительная эмоция от встречи с ним; радость узнавания в нем ожидаемого образа, его развитие на основе ассоциаций (Ассоциация в искусстве) с представлениями, соответствующими собственному жизненному и культурному опыту субъекта. Поскольку худож. образ никогда полностью не совпадает с ожиданиями субъекта, постольку узнавание всегда принимает форму своеобразной игры: присвоения «чужого» худож. образа и эмпатии, «вчувствования» в него своих переживаний. В случае, когда худож. информация (Информация художественная) существенно превышает ожидания субъекта, В. э. либо разрушается (субъект оценивает худож. произв. как странное, экстравагантное, абсурдное, безобразное), либо на основе интенсивной работы воображения у него формируется новый образ-переживание, в к-ром идея, заложенная в произв. художником, как бы заново рождается, открывается. Этот высший.момент В. э. сопровождается глубоким эстетическим переживанием, к-рое вслед за Аристотелем можно охарактеризовать как катарсис. Завершает процесс В. э. эстетическое суждение, имеющее уже рефлективный характер (Суждение эстетическое). В. э. не всегда выступает в развернутом виде. Оно может остановиться на предварительной эмоции или на уровне узнавания привычных образов, но может и подняться до высокого напряжения (потрясения), когда субъект переживает радость не только от открывшегося ему смысла, но и от самого акта открытия.

1

В статье рассматривается значимость развития эстетического восприятия в формировании личностных качеств ребенка, его ценностных и эстетических установок, обеспечивающих сбалансированное развитие личности в современных условиях. Проанализированы существующие в настоящее время направления в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста. Раскрывается сущность понятия «эстетическое восприятие», «эстетическая оценка». Обоснована роль деятельностного подхода в развитии эстетического восприятия. Выявлены специфика, отличительные особенности эстетического и художественного восприятия. В статье представлена методика развития эстетического восприятия в процессе художественно-творческой деятельности старших дошкольников, представлены этапы развития эстетического восприятия, обоснована их последовательность, раскрыто содержание, представлены диагностические методики соответственно предмету исследования, выделены педагогические условия, определены методы развития эстетического восприятия старших дошкольников соответственно каждому этапу.

эстетическое восприятие

эстетическая оценка

эмоциональная отзывчивость

эстетическое отношение

2. Давыдова С. Д. Художественно-эстетическое образование младших школьников: вопросы теории и практики. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2003. – 305 с.

3. Кудина Г. Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. – М.: Владос, 2006. – 35 с.

4. Лихачев Б. Т. Теория эстетического воспитания. – М.: Просвещение, 1985. – 176 с.

5. Мелик-Пашаев А. А. Ступеньки к творчеству. – М.: Изд-во Бином, 2012. – 159 с.

6. Торшилова Е. М., Морозова Т. В. Развитие эстетических способностей детей 3–7 лет (теория и диагностика). – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 141 с.

7. Эстетика: Словарь / Под ред. А. А. Беляева и др. – М.: Политиздат, 1989. – 447 с.

8. Ясинских Л. В. Развитие эмоционального слуха у младших школьников в процессе восприятия художественных произведений. // Современные проблемы науки и образования. 2014. – № 2; URL: http://www.сайт/rules116-12554

На современном этапе развития общества, в условиях изменения иерархии эстетических ценностей и нестабильности нравственных истин, художественное воспитание призвано быть гарантом полноценного формирования и сохранения целостности развивающейся личности. В дошкольном возрасте закладывается фундамент личностных качеств ребенка, его ценностные и эстетические установки. Сохранение и преумножение традиций эстетического воспитания в современной системе образования способны обеспечить тот внутренний ориентир (чувство гармонии и меры), который обусловит личностное развитие по сбалансированному пути.

Восприятие, объединяя в себе все стороны психической жизни человека, представляет единство эмоционально-чувственного и аналитического, интуитивного и логического, рационального и иррационального. Взаимодействие человека и любого вида искусства начинается с восприятия. Поэтому не случайно, что интерес психологов и педагогов к проблеме развития восприятия не угасает.

Проанализировав позиции ряда авторов (Р. М. Грановская, Ж. Пиаже, А. Г. Маклаков С. Л. Рубинштейн и др.) можно заключить, что восприятие - это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.

Исследования отечественных психологов XX столетия (A.B. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Игнатова, Т. Л. Коган и др.) по проблеме эстетического восприятия детей дошкольного возраста показали особенности психологии восприятия дошкольниками сказки, музыкальных произведений, генезис эстетических переживаний, условия возникновения и развития эстетических образов. В последние годы активно ведутся исследования, посвященные механизмам развития эстетического восприятия (A. A. Мелик-Пашаев, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, А. Я. Михайлова, В. Г. Ражников, Н. Г. Тагильцева, A. B. Толстых, А. Ж. Овчинникова, И. В. Зеленкова, С. Ш. Евтых и др.).

Раскрывая сущность эстетического восприятия, необходимо выделить следующие основные положения: это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием . Среди множества основных свойств или качеств эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечивание» воспринятого (Г. Гегель, И. Кант, Н. Г. Чернышевский), его особая эмоциональная направленность (Ф. Хатчесон, Э. Бэрк, И. Кант), диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором (Ф. Шеллинг, Х. Ортега-Гассет).

Рассматривая понятие «эстетическое восприятие», необходимо сопоставить его с близким, но не тождественным ему понятием - «художественное восприятие». «Эстетическое» и «художественное» - разные и вместе с тем тесно связанные друг с другом категории, их нельзя ни полно-стью разделять, ни отождествлять. Прежде всего, они различаются по масштабам. Сфера эстетического является всеохватывающей, пред-метом эстетической деятельности, восприятия и оценивания может стать весь чувственно воспринимаемый мир - любое явление дей-ствительности, природы, человеческих взаимоотношений. «Художе-ственное» же связано с восприятием, созиданием, оцениванием про-изведений искусства. Поскольку художественное произведение представляет собой концентрацию эстетического начала, оно также может и должно стать предметом эстетического восприятия и эсте-тической оценки .

Если целью развития эстетического восприятия является формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, то ее реализация предполагает решение следующих задач (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко):

Создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;

Формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств, способствующих возникновению эмоциональных переживаний и эстетической оценки предметов и явлений, чувства наслаждения ими;

Развитие потребности преобразовывать мир по законам красоты, созидать и творить, создавая прекрасное в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.

В теории эстетического воспитания условием возникновения у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений является эмоциональная отзывчивость (О. П. Радынова, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Авторы этих исследований отмечают, что эмоциональная отзывчивость является показателем личностного отношения и значимости художественного произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к художественному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений (мимика, жесты, движения тела и др.) и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности

По мнению А. А. Мелик-Пашаева, эстетическое - это значит связанное с чувственным восприятием. И для человека с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», все то, в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами. Главное, что человек начинает воспринимать неповторимый чувственный облик людей, предметов, явлений природы, событий общественной жизни не как внешнюю их сторону, а как прямое выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы. Предмет уже не распадается на внешнюю форму, которую человек воспринимает, и на внутреннее содержание, которое он познает: сама форма становится для него прозрачным носителем содержания .

Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А. К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Сравним с определением Б. Т. Лихачева: «Эстетическое суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы» .

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по понятию «эстетическая оценка», можно обобщить, что ряд авторов (С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский, А. И. Буров, Н. А. Ветлугина) рассматривают ее как устойчивое свойство личности, возникающее в процессе общения с художественными произведениями и выражающееся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями. Другие (А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев) отмечают, что эстетическая оценка - это результат развития эстетического восприятия, она включает интерес, знание, переживание, ассоциации; это постижение эстетических качеств объекта.

Таким образом, эстетическая оценка - это и результат развития, и необходимое условие эстетического восприятия. Как компонент эстетического отношения к жизни и к искусству в целом, эстетическая оценка формируется и развивается в деятельности при целенаправленном руководстве.

Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время игнорировалась в психологии, либо восприятие изучалось вне практической деятельности (различные направления субъективной менталитетской психологии), либо деятельность рассматривалась вне зависимости от восприятия. Однако известно, что развитие как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы происходят не спонтанно. Оно определяется содержанием деятельности, условиями жизни и обучения. Поэтому на формирование эстетического восприятия, безусловно, оказывает влияние сама деятельность, которая должна быть художественной по содержанию и творческой по форме.

Главной особенностью развития художественного творчества, как отмечает А. А. Мелик-Пашаев, являются художественные способности ребенка, представленные автором в определенной структурной иерархии: развитое эстетическое отношение человека к действительности (высший уровень этой иерархии); способность к перевоплощению, способность человека встать на точку зрения «другого», понять и почувствовать его изнутри; потребность ребенка оживить, наделить душой, словом, поведением все, что его окружает; наблюдательность, т.е. развитие у ребенка способности активно, избирательно высматривать в жизни то, что может послужить для выражения определенного художественного замысла, переживания.

Таким образом, развитие эстетического восприятия представляет собой динамический процесс, актуализирующий личностные и интеллектуальные структуры. Определяя возможности развития эстетического восприятия, нами были определены компоненты эстетического восприятия старших дошкольников:

1. Эмоциональная отзывчивость, под которой мы понимаем наличие эмоционального отклика при восприятии эстетического объекта и ситуации.

2. Чувствительность к гармонии, под которой мы понимаем умение выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом. Форма - прозрачная носительница души» (М. А. Врубель).

3. Способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека, под которой мы понимаем «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему.

4. Эстетические суждения, под которыми мы понимаем проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление.

Таким образом, на основе принятого нами определения «эстетическое восприятие», а также его компонентов мы выделяем следующие этапы формирования эстетического восприятия старших дошкольников: эмоционально-перцептивный; аналитико-синтетический; эмоционально-творческий; ценностно-смысловой.

В ходе эмоционально-перцептивного этапа развивается положительная эмоциональная реакция на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, происходит концентрация внимания старшего дошкольника на определение ведущей эмоции произведения. Ряд заданий направлен на формирование эмоционального отклика на произведение, через различные способы уподобления: двигательный, мимический, ритмический и т.д. Задания подбирались таким образом, чтобы дети смогли прожить, «пропустить» основную эмоцию произведения через себя, тем самым усиливая эмоциональное воздействие и осознание эмоции, для неформального ее определения в дальнейшем. Для активизации восприятия эмоционального тона использовались: метод создание композиции, метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова), метод уподобления (О. П. Радынова).

Целью следующего аналитико-синтетического этапа формирования эстетического восприятия становится осознание детьми авторской индивидуальности в выборе средств выразительности для воплощения собственного замысла. В процессе аналитико-синтетического этапа, используя метод создания художественного контекста (обращение к разным видам искусства) и метод создания композиции (обращение к разным видам художественно-творческой деятельности), ребенок с помощью педагога подводится к осознанию целостности и единства формы и содержания воспринимаемого. Ряд заданий направлен на выявление детьми особенности каждого вида искусства, средств его выразительности, определение чувственного богатства звуков, форм, красок их тонкое и точное различение. Другие - на развитие умений видеть объект с различных точек зрения и позиций. В процессе интерпретации явления, художественного образа у ребенка развивается сосредоточение и наблюдательность. С этой целью использовались метод сходства и различия (Ю. Б. Алиев), метод контрастного сопоставления (О. П. Радынова).

В процессе эмоционально-творческого этапа создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности. Творческая деятельность, реализуя психологические особенности восприятия старшего дошкольного возраста (повышенная активность, эмоциональная восприимчивость, суггестивность), в то же время способствует развитию умения воплощать собственный замысел в художественном продукте. На эмоционально-творческом этапе реализуется деятельностный подход приобщения ребенка к искусству: присвоение ребенком общечеловеческих духовных ценностей в опоре на собственную созидательную деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка развиваются качества, потребности и способности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. На данном этапе применялись такие методы, как метод уподобления художественному образу, проблемный метод, метод сопереживания (А. А. Мелик-Пашаев), метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова).

Содержание ценностно-смыслового этапа было направлено на формирование у детей собственного мнения о произведениях, явлениях и предметах окружающего мира, с помощью педагога формировались умения осознавать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; развивалась способность к обобщенной характеристике воспринятого. На данном этапе использовались: метод осознания личностного смысла (А. А. Пиличяускас), метод размышления (Д. Б. Кабалевский) и др.

На основе определения понятия «эстетическое восприятие» и выявленных структурных компонентов формирования эстетического восприятия были определены показатели и критерии эстетического восприятия:

1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Для выявления уровня сформированности показателя были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.

2. Чувствительность к гармонии. Для выявления уровня были выделены критерии: способность воспри-нимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.

3. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.

4. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.

Детям дошкольного возраста достаточно сложно вербально выразить чувства, эмоции, вызванные художественным произведением (в т.ч. музыкальным) . С этой целью для выявления уровня сформированности показателя эмоциональная отзывчивость предлагалось задание на выражение отклика в движении или графической линии. Для выполнения задания была выбрана пьеса Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Для выявления уровня сформированности чувствительности к гармонии (способности воспри-нимать особенность звучания, уникальное сочетание черт, не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни) была разработана диагностическая методика «Стиль». В качестве стимульного материала детям предлагалось две серии музыкальных произведений разных композиторов (Л. Бетховен и П. И. Чайковский) и две карточки красного и голубого цвета, где определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: голубой - с нежным, лирическим характером музыки; красный цвет - с решительным, взрывным характером музыки Л. Бетховена.

Предлагаемый детям материал различен по музыкальному стилю композиторов. Определяющей чертой музыки Л. Бетховена («Ода к радости»; «Симфония № 3», op. 55 3 ч.) можно считать бравурность, воодушевленность, праздность, величие и т.д. Для музыки П. И. Чайковского (Адажио из балета «Щелкунчик»; «Апрель (Подснежник)» из цикла «Времена года») характерны мелодичность, напевность, легкость, мечтательность. Выполнение задания связано с умением, возможно интуитивно почувствовать особенности музыкального стиля композиторов, предпочитаемых ими средств выразительности.

Весьма эффективной в изучении направленности на преобразование впечатлений в выразительные образы является методика «Водопад». Яркое, волнующее, энергичное настроение стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад» позволяет вызвать у детей потребность воплотить, «проявить» собственные впечатления в выразительные образы, используя разнообразные средства (цвет, слово, звук, движение, фактура, тембр и т.д.).

В ходе проведенных нами экспериментальных исследований на основе разработанных диагностических методик выявлена положительная динамика в развитии эстетического восприятия старших дошкольников. Данные результаты доказывают эффективность разработанной нами методики развития эстетического восприятия, включающей: развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, установление детьми взаимосвязи между особенностью выразительных средств и содержанием художественного образа, развитие эмпатийного включения, вхождение в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности, формирование на этой основе у детей эстетических переживаний и суждений. Доказана эффективность деятельностного подхода в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста.


Рецензенты:

Тагильцева Н. Г. д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Пения и методики его преподавания» Института музыкально-художественного образования УрГПУ, г. Екатеринбург;

Куприна Н. Г. д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства УрГПУ, г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Ясинских Л.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20597 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ (художественное) - протекающее во времени специфическое отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Характер эстетического восприятия определяется предметом отражения, совокупностью его свойств. Но процесс отражения не мертвый, не зеркальный акт пассивного воспроизведения объекта, а результат активной духовной деятельности субъекта. Способность человека к эстетическому восприятию - результат длительною общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.

Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием: и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. Возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия. Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства - с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.

Вместе с тем нельзя не видеть глубоких различий между этими темами восприятий. Комфортность и эстетическая выразительность предметной среды не могут заменить собой искусства, с его специфическим отражением мира, идейно-эмоциональной направленностью и обращенностью к самым глубинным и интимным сторонам духовной жизни человека. Художественное восприятие не ограничивается «прочитыванием» выразительной формы, а увлекается в сферу познавательно-ценностного содержания (см. ). Произведение искусства требует особой концентрации внимания, сосредоточенности, а также активизации духовного потенциала личности, интуиции, напряженной работы воображения, высокой степени самоотдачи. При этом необходимо знание и понимание специального языка искусства, его видов и жанров приобретенного человеком в процессе обучения и в результате общения с искусством. Одним словом, восприятие искусства требует напряженного духовного труда и сотворчества.

Если толчком и для эстетического и для художественного восприятий может стать аналогичная позитивная эстетическая эмоция от объекта, которая вызывает стремление постичь его наиболее полно, с различных сторон, то дальнейшее течение этих типов восприятий различно. Художественное восприятие отличает особая нравственно-мировоззренческая направленность, сложность и диалектичность противоречивых эмоционально-эстетических реакций, позитивных и негативных: удовольствия и неудовольствия (см. Катарсис). В том числе и тогда, когда зритель вступает в контакт с высокой художественной ценностью, к тому же отвечающей его критериям вкуса. Радость и удовольствие, доставляемые искусством в процессе восприятия, зиждятся на обретении человеком особого знания о мире и о себе, которое не могут предоставить другие сферы культуры, на очищении эмоций от всего наносного, хаотичного, смутного, на удовлетворении от точной нацеленности художественной формы на определенное содержание. Вместе с тем художественное восприятие включает целую гамму отрицательных, негативных эмоций, связанных с воссозданием в искусстве явлений уродливых, низменных, отвратительных, а также с самим течением процесса восприятия. Если гнев, отвращение, презрение, ужас по отношению к реальным предметам и явлениям прерывают процесс эстетического восприятия даже в том случае, когда вначале был получен позитивный стимул, то совсем иное происходит при восприятии искусства по отношению к его воображаемым предметам. Когда художник дает им верную социально-эстетическую оценку, когда известная дистанция изображаемого со зрителем соблюдена, когда форма воплощения совершенна, художественное восприятие развивается несмотря на отрицательные эмоции (здесь не учитываются случаи намеренного смакования уродств и ужасов в искусстве, а также особые индивидуальные ситуации воспринимающего). Кроме того, получаемая при первичном контакте с произведением искусства информация в отдельных своих звеньях может превысить возможности зрительского понимания и вызвать вспышки кратковременного неудовольствия. Отнюдь не безоблачным, а зачастую напряженным является взаимодействие прежнего, относительно стабильного художественного опыта личности с той динамичной, полной неожиданностей информацией, которую несет нам новое, оригинальное произведение искусства. Лишь в целостном, итоговом восприятии или только при условии его повторности и даже многократности все эти неудовольствия окажутся переплавленными в доминирующее общее чувство удовольствия и радости.

Диалектика художественного восприятия заключается в том, что оно, с одной стороны, не требует признания произведений искусства за действительность, с другой - создает вслед за художником воображаемый мир, наделенный особой художественной достоверностью. С одной стороны, оно направлено на чувственно-созерцаемый предмет (красочную фактуру живописного полотна, объемные формы, соотношения музыкальных звуков, звукоречевые структуры), с другой - как бы отрывается от них и уходит с помощью воображения в образно-смысловую, духовную сферу эстетически ценностного объекта, возвращаясь, однако, постоянно к чувственному созерцанию. В первичном художественном восприятии взаимодействуют подтверждение ожидания следующей его фазы (развития мелодии, ритма, конфликта, сюжета и т. п.) и одновременно опровержение этих предугадываний также вызывающие особое взаимоотношение и удовольствия и неудовольствия.

Художественное восприятие может быть первичным и многократным, специально или случайно подготовленным (суждением критики, других зрителей, предварительным знакомством с копиями и т. п.) или неподготовленным. В каждом из этих случаев будет своя специфическая точка отсчета (непосредственная предварительная эмоция, суждение о произведении, «предчувствие» его и предварительный абрис, целостный образ-представление и т. п.), свое соотношение рационального и эмоционального, ожидания и неожиданности, созерцательного успокоения и поискового беспокойства.

Следует различать чувственное восприятие как отправной путь всякого познания и художественное восприятие как целостный, многоуровневый процесс. Оно основывается на чувственной ступени познания, в том числе на чувственном восприятии, но не ограничивается чувственной ступенью как таковой, а включает как образное, так и логическое мышление.

Художественное восприятие, кроме того, представляет единство познания и оценки, оно носит глубоко личностный характер, приобретает форму эстетического переживания и сопровождается формированием эстетических чувств.

Особую проблему для современного эстетического восприятия представляет вопрос о соотношении исторического изучения художественной литературы и других видов искусства с непосредственным художественным восприятием. Всякое изучение искусства должно опираться на его восприятие и корректироваться им. Никакой самый совершенный научный анализ искусства не способен заменить непосредственного контакта с ним. Изучение призвано не «оголять», рационализировать и сводить к готовым формулам смысл произведения, тем самым разрушать художественное восприятие, а, напротив, развивать его, обогащать, делать более глубоким.

Эстетическое восприятие дает целостный чувственный образ отражаемого объекта. Само содержание эстетического восприятия в конечном счете определяется предметом восприятия, т. е. эстетическими явлениями действительности и искусства. Но немаловажную роль в этом процессе имеет и структура эстетического субъекта, та установка, которая характеризует это восприятие как эстетическое.

В процессе эстетического восприятия действительность предстает перед субъектом во всех своих свойствах и проявлениях. Красота природы, героический поступок или трагическое событие в эстетическом восприятии раскрываются в своих объективных качествах. И произведения искусства в этом восприятии выступают не только как художественно-значительная форма, но и как определенное содержание. Здесь восприятие идет от целостного чувственного образа, от внешнего бытия произведения искусства к анализу его содержания, к размышлению, к раскрытию этого содержания через сложную цепь ассоциаций.

Эстетическое восприятие определяется как объективно-ассоциативное, т. е. как восприятие, содержащее объективную информацию об эстетических сторонах объекта и вместе с тем характеризующее субъекта как активную, творческую натуру, в которой воспринимаемый объект способствует углублению эстетического богатства личности. Это восприятие носит углубленный характер, так как, несмотря на свою чувственно-образную природу, помогает человеку проникнуть в существенные стороны воспринимаемого объекта.

Законы художественного восприятия раскрывают существенные и необходимые связи художественной рецепции. Процесс художественного восприятия протекает в глубине сознания человека, творчески активен (реципиент выступает как «соавтор», сотворец, исполнитель произведения для себя); включает обусловленную принадлежностью к рецепционной группе интерпретацию и оценку произведения в свете личностно преломленного опыта культуры; интерпретации и оценки произведения зависят от возможностей его активной встречи с разными рецепционными эпохами и рецепционными группами, а границы «раскрытия» «веера» оценок и интерпретаций обусловлены программой художественного восприятия, заложенной в произведении; доставляет эстетическое наслаждение, которое стимулирует творческую активность этого восприятия; интенсивность эстетического наслаждения зависит от упорядоченности и сложности структуры художественного произведения.

Установка в эстетическом восприятии всегда связана с положительными эмоциями, так как в этом процессе человек всегда испытывает радость, удовольствие, наслаждение независимо от того, воспринимает он трагические или прекрасные явления. Это обусловлено тем, что объективные явления действительности и произведения искусства могут выступать в качестве эстетических объектов только тогда, когда они связаны с процессом утверждения совершенного, прекрасного. Поэтому трагические, низменные, отвратительные, уродливые явления действительности могут приобретать эстетический смысл только через их отрицание и, следовательно, через утверждение подлинно эстетических ценностей.



Глубина эстетического восприятия усиливается также тем, что оно, как правило, носит непосредственный характер, в его структуре отсутствуют такие элементы установки, которые отвлекали бы человека от образно-чувственного осмысления объективных эстетических свойств воспринимаемых объектов.

В эстетическом восприятии мир представлен перед человеком во всей своей реальной красоте, во всех своих реальных эстетических сторонах и процессах, во всей своей непосредственности. И непосредственность эстетического восприятия как бы сливается с непосредственностью самой действительности, между ними не возникает гносеологических оттенков, которые бы мешали образно-чувственному познанию и осмыслению воспринимаемого. Но это вовсе не значит, что в эстетическом восприятии стихийно, «автоматически» раскрываются эстетические стороны действительности – для понимания эстетической сущности природы и человека нужна высокая культура эстетического восприятия.

Особенность осмысления проблемы эстетического восприятия на современном этапе заключается в активном включении в ее разработку таких дисциплин, как психология, социология и искусствознание. По своему содержанию эта проблема включает в себя ряд аспектов, таких, как анализ объекта эстетического восприятия, определение его роли в этом процессе, исследование его воздействия на реципиента. Многие философские и психологические концепции, в которых рассматривается эта проблематика, исходят из признания обусловленности процесса восприятия эстетичностью самого объекта, вследствие чего возникают вопросы, какой объект может быть назван эстетическим, в чем именно заключается его эстетичность и какие качества этого объекта вызывают у субъекта восприятия эстетические эмоции, чувства, переживания. В качестве особого свойства, выделяющего эстетический объект из других, эстетика чаще всего называет красоту. Но отождествление эстетического объекта с прекрасным объектом мало что проясняет в проблеме эстетического восприятия, поскольку в понятие прекрасного в различные исторические периоды вкладывалось разное содержание – так, а античности прекрасное отождествлялось с благом (калокагатия); в эстетике реализма определяющей характеристикой прекрасного выступала социальность и т.п. В то же время в эстетике существовует тенденция сводить прекрасное к физическим качествам объекта – его цвету, размеру, структуре поверхности. Поиски объективных законов красоты приводили к попыткам обнаружения ее связи с числом, пропорцией («золотое сечение»). Однако выявление физических характеристики прекрасного не привело к формированию универсального понятия красоты, поскольку отбор этих качеств производился на основе их соответствия определенному эстетическому идеалу, обладающему определенной социальной и исторической конкретностью.

Восприятие эстетически значимого объекта подвергается анализу в экспериментальной эстетике , сложившейся на рубеже XIX – XX вв. на основе психофизики. Эта эстетика рассматривает процесс эстетического восприятия как детерминированный не социальными факторами, а психофизиологическими качествами реципиента. В экспериментальных методиках, разработанных этим направлением, анализируется эстетическая реакция реципиента на внешний стимул, в качестве которого выступает эстетически значимый объект. Эстетические качества последнего признаются объективно существующими и сводятся к формальной организации объекта.

Так, уже первые экспериментальные исследования, проведенные Г.Т. Фехнером , основывавшиеся на измерении большого количества простых предметов, ставили целью подтвердить утверждение об эстетической значимости «золотого сечения». Немецкий психолог назвал свой метод «эстетикой снизу», в отличие от философской «эстетики сверху». Следствием этих экспериментов стал ряд законов (принципов) эстетического удовольствия, таких, например, как «принцип эстетического порога», из которого следует, что необходимым условием того, чтобы вещь нам нравилась, является сила воспроизводимого ею впечатления, в противном же случае действие объекта на эстетическое чувство может быть настолько слабым, что не переходит порога сознания, не осознается. Еще один принцип - «закон эстетической помощи или усиления», согласно которому для эстетического чувства необходимо совместное действие отдельных эстетических впечатлений (комбинация звуков и ритма в мелодии предоставляет несравненно большее эстетическое удовольствие, нежели то, что возникло бы от простого сложения впечатления от восприятия звука и ритма в отдельности). Эстетическое чувство, как утверждает Фехнер, нуждается в известной смене впечатлений, равно как и в том, чтобы эти впечатления не сменялись в пестром беспорядке, но были связаны общими принципами. Наиболее оригинальный и важный принцип - «эстетических ассоциаций». Причем, одновременно с введением этого принципа Фехнер вносит и одно важное различение: при восприятии вещи, которая возбуждает эстетическое удовольствие, одновременно действуют два различных фактора – внешний и внутренний. К внешнему он относит те свойства вещи, которые составляют ее объективный фактор эстетического впечатления (форму, линии, цвет и т.п.); к внутреннему - все, накопленное нами из личного опыта, что мы присоединяем к восприятию этого объекта. Последнее сливается, ассимилируется непосредственно с данными извне впечатлениями в некое единое целое. Именно эти представления и образуют ассоциативный фактор эстетического удовольствия. Фехнер указывал, что первичные впечатления выступают своеобразными носителями эстетического значения и, лишь благодаря сопутствующим ассоциациям создается и тот субъективный смысл и та специфическая экспрессия, которые получают воплощение в образе восприятия. Следовательно, ассоциативный фактор, относясь к внутреннему содержанию эстетического восприятия, выполняет своеобразную интегрирующую функцию, соединяя в себе значение и экспрессию, объединяет различные уровни психики. При этом воспоминание в эстетическом опыте выражает не только «рациональные» знания об эстетическом объекте, но и способно к воспроизведению соответствующих переживаний, дающих возможность субъекту предчувствовать, предвосхищать в объекте восприятия определенное эстетическое содержание. Таким образом, принцип ассоциаций, обусловливая и эмоциональную окраску вещи, и ее эстетическое значение, определяет и содержание эстетического удовольствия. Фехнер особенно подчеркивает важность этого принципа, утверждая, что на нем «зиждется половина его эстетики».

Начиная с Фехнера, эстетика широко развернула экспериментальное изучение эстетических отношений. Круг элементов, способных выступить первичными атомами эстетической формы, все расширялся, изучались уже не только сочетания этих элементов, но и комбинации геометрических фигур, цветов, звуков. В России это эстетико-позитивистское направление связано с именами И. Догеля, В. Вельямовича, Л. Оболенского, В. Савича и др. Система воззрений Ф. на природу возникновения эстетического впечатления также получила в дальнейшем детальную интерпретацию, она была развита К. Валентайном, Г. Гельмгольцем.

Неоднократно предпринимались также и попытки психологического анализа эстетического наслаждения. К числу наиболее значительных из них принадлежит теория вчувствования Т. Липпса .

Немецкий психолог, философ, эстетик Теодор Липпс выступил систематизатором немецкой психологии конца XX столетия, в которой видел основу всех наук – философии, логики, эстетики, этики. В центре его концепции психологии искусства стоит понятие вчувствования , которому он дал наиболее полное и глубокое теоретическое обоснование.

Согласно этой теории, воспринимая какой-либо объект, субъект совершает особый психический акт, проецируя на этот предмет свое эмоциональное состояние, на основе которого и возникает эстетическое впечатление. Липс отвергает попытку Фехнера объяснить имманентность эстетического изображения и впечатления ассоциативным фактором, утверждая вместо этого неразрывность соединения сенсорного восприятия внешней формы с тем внутренним содержанием, которое она передает. Психолог считал, что объект прекрасен, если в нем отображаются жизненные силы, рассматривая в то же время вчувствование как общепсихологический процесс, проявляющийся не только в эстетическом удовольствии. Именно поэтому он отличает простое, или практическое, повседневное вчувствование от эстетического. Первое сопровождает все наши восприятия и чувствования (так, мы не можем смотреть на лицо другого человека или на его движения не представляя и не вчувствываясь в те внутренние его состояния, выражением которых они нам кажутся). На этом виде вчувствования в значительной степени основаны все нравственные симпатии или антипатии к другим людям. Поэтому Липпс называет его симпатическим, которое, однако, по его мнению, неполно и несовершенно, ибо может наталкиваться на множество внешних обстоятельств и препятствий, ограничивающих его проявление. Эстетическое же вчувствование проявляется вполне и без остатка. Только искусство обладает возможностью реализовать подобное полное вчувствование, ибо все то, что изображает искусство, является для нас своего рода действительностью, которую мы сопереживаем одновременно и как «эстетическую реальность», благодаря чему отпадает служащее помехой впечатление повседневной действительности. В то же время искусство в своих проявлениях отражает типические и значительные черты, возвышая их до общечеловеческих. Благодаря этому, говорит Липпс, «я в то же время чувствую и мою личную жизнь возвышенной и приподнятой, а для этого необходимо, чтобы я в самом себе видел способность к значительным человеческим страстям, чтобы мое настроение и склонности шли навстречу тому, что изобразил художник». Таким образом, утверждает психолог, «моя идеальная эстетическая личность вкладывается при вчувствовании в вещи, и вчувствование основывается на согласовании моей личности с тем, что доставляет произведение искусства или явление природы». Именно поэтому основным содержанием нашего вчувствования всегда является «внутренняя деятельность», активность нашей личности.

По аналогии с эстетикой пространственных форм Липпс формулирует и своего рода «эстетику временных отношений», пытаясь объяснить и эстетическое влияние ритма, его формальных элементов и их комбинаций, в трактовке которых психолог вынужден оставить чисто психологическую точку зрения и обратиться к области «объективного» (механического, физиологического) анализа ритмических форм. На основе принципа вчувствования им объясняются и эстетические удовольствия от цветов, цветовых соотношений, а также формулируется эстетика языка и речи. Область прекрасного понимается Липсом как «область спокойного и изживающего себя наслаждения, где наше эстетическое чувство удовлетворяется беспрепятственно». Эстетическое же удовольствие при восприятии трагического он объясняет тем, что страдание человека повышает «чувство его самооценки».

Наиболее наглядно иллюстрирует эту закономерность введенный Липсом закон «психологической запруды»: «если какое-нибудь психическое движение, например, связь представлений, задерживается в своем естественном течении, то это движение образует запруду, останавливается и повышается именно в том месте, где наталкивается на препятствие». Так, благодаря трагическим «задержкам» повышается ценность страдающего героя, а благодаря вчувствованию в этот процесс, – и наша собственная ценность. Здесь срабатывает принцип сочувствия (симпатии), состоящий в непосредственном вкладывании нашей собственной ценности в сопереживания других людей. Таким образом, ценность, которая имеет для нас другая личность, есть наша собственная, вложенная в нее ценность в форме «объективированного чувства собственной ценности». И средством к этому является сострадание.

Взгляды Липпса на психологический феномен вчувствования явились в дальнейшем, наряду с воззрениями других представителей «теории вчувствования», теоретической основой для осмысления, развития и распространения этого понятия в теории искусства XX в., в эстетических концепциях В. Воррингера, Дж. Сантаяны и др.

Большой интерес представляют исследования эстетического объекта как целостности по принципу гештальта , согласно которому элементы эстетической формы сами по себе не являются эстетическими, но целостная эстетическая форма, не сводимая к механической сумме ее частей, приобретает новое специфическое качество – эстетичность. В результате ее восприятия у субъекта и возникает эстетическая реакция.

Многочисленные и разнообразные экспериментальные исследования в области эстетического восприятия не привели к выявлению специфичности эстетической реакции субъекта, ее отличию от других психофизиологических реакций.

В теоретической эстетике объективность эстетических качеств объекта восприятия признается далеко не всеми учеными, что связано с использованием иного методологического принципа исследования – рассмотрения эстетического как отношения, вследствие чего признается, что сами по себе объекты эстетически нейтральны и приобретают эстетические характеристики лишь в процессе восприятия объекта реципиентом. Иными словами, эстетическое возникает в отношении, взаимодействии субъекта и объекта, а не существуют само по себе. Сходную позицию демонстрируют и социологические концепции искусства, в которых эстетичность объекта определяется общественным мнением и представляет собой социальную ценность.

Техническое оснащение: мультимедийное сопровождение.

Литература:

Основная:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2000.

2. Кривцун О.А. Эстетика. М., 1998.

Дополнительная:

1. История эстетической мысли. М., 1985.

Эстетическое представляет собой особый род отношений человека к действительности. В этом качестве оно соотносимо с категориями логического, этического и гедонистического, образующими своего рода внешние границы эстетического в культуре.

Эстетическое отношение не следует понимать слишком узко и ограничивать любованием красотой предметов, любовным созерцанием явлений жизни. К сфере эстетического принадлежат также смеховые, трагические и некоторые иные переживания, предполагающие особое состояние катарсиса. Греческое слово «катарсис», введенное в теорию литературы Аристотелем, означает очищение, а именно: очищение аффектов (от лат. affectus — `страсть`, `возбужденное состояние`).

Иначе говоря, эстетическое отношение представляет собой эмоциональную рефлексию. Если рациональная рефлексия является логическим самоанализом сознания, размышлением над собственными мыслями, то рефлексия эмоциональная — это переживание переживаний (впечатлений, воспоминаний, эмоциональных реакций). Такое вторичное переживание уже не сводится к его первичному психологическому содержанию, которое в акте эмоциональной рефлексии преобразуется культурным опытом личности.

Эстетическое восприятие мира сквозь одушевляющую призму эмоциональной рефлексии не следует смешивать с гедонистическим удовольствием от реального или воображаемого обладания объектом. Так, эротическое отношение к обнаженному человеческому телу или его изображению является аффектом — переживанием первичным, инстинктивным, тогда как художественное впечатление от живописного полотна с обнаженной натурой оказывается вторичным, одухотворенным переживанием (катарсисом) — эстетическим очищением эротического аффекта.

Принципиальное отличие эстетического (духовного) отношения от гедонистического (физиологического) наслаждения состоит в том, что в акте эстетического созерцания происходит бессознательная ориентация на духовно-солидарного «своего другого». Самим любованием эстетический субъект невольно оглядывается на актуальный для него в данный момент «взгляд из-за плеча». Он не присваивает эмоционально рефлектируемое переживание себе, но, напротив, делится им с некоторого рода адресатом своей духовной активности. Как говорил М. М. Бахтин, «смотря внутрь себя», человек смотрит «глазами другого», поскольку всякая рефлексия неустранимо обладает диалогической соотнесенностью с иным сознанием, находящимся вне его сознания.

Логическое, будучи чисто познавательным, безоценочным отношением, ставит познающего субъекта вне познаваемого объекта. Так, с логической точки зрения рождение или смерть не хороши и не плохи, а только закономерны. Логический объект, логический субъект, а также то или иное логическое отношение между ними могут мыслиться раздельно, тогда как субъект и объект эстетического отношения являются неслиянными и нераздельными его полюсами.

Если математическая задача, например, не утрачивает своей логичности и тогда, когда ее никто не решает, то предмет созерцания оказывается эстетическим объектом только в присутствии эстетического субъекта. И наоборот, созерцающий становится эстетическим субъектом только перед лицом эстетического объекта.

Нравственное отношение как сугубо ценностное в противоположность логическому делает субъекта непосредственным участником любой ситуации, воспринимаемой этически. Добро и зло являются абсолютными полюсами системы моральных убеждений. Неизбежный для этического отношения нравственный выбор ценностной позиции уже тождествен поступку даже в том случае, если он не будет продемонстрирован внешним поведением, поскольку фиксирует место этического субъекта на своеобразной шкале моральных ценностей.

Эстетическая сфера человеческих отношений не является областью знаний или убеждений. Это сфера мнений, «кажимостей», отношений вкуса, что и сближает эстетическое с гедонистическим. Понятие вкуса, его наличия или отсутствия, степени развитости предполагает культуру восприятия впечатлений, культуру их эмоциональной рефлексии, а именно: меру как дифференцированности восприятия (потребности и способности различать части, частности, оттенки), так и его интегрированности (потребности и способности концентрировать многообразие впечатлений в единстве целого). Ценностное и познавательное в отношениях вкуса выступают в их нераздельности, синкретической слитности.

Для возникновения феномена эстетического (вкусового) отношения необходимы предпосылки двоякого рода: объективные и субъективные. Очевидно, что без реального или квазиреального (воображаемого, потенциально возможного, виртуального) объекта, отвечающего строю эмоциональной рефлексии созерцателя, эстетическое отношение невозможно. Но и в отсутствие субъекта такой рефлексии ничего эстетического (идиллического, трагического, комического) в жизни природы или в исторической действительности не может быть обнаружено. Для проявления так называемых эстетических свойств объекта необходима достаточно интенсивная эмоциональная жизнь человеческого «я».

Объективной предпосылкой эстетического отношения выступает целостность, т.е. полнота и неизбыточность таких состояний созерцаемого, когда «ни прибавить, ни убавить, ни изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Целостность служит нормой вкуса в такой же мере, в какой непротиворечивость служит нормой логического знания, а жизненная благотворность — нормой этического поступка. При этом нечто логически противоречивое или нравственно вредоносное вполне может производить весьма целостное, иначе говоря, эстетическое впечатление.

Впечатляющую целостность объекта созерцания обычно именуют словом «красота», но характеризуют им по преимуществу внешнюю полноту и неизбыточность явлений. Между тем объектом эстетического созерцания может выступать и внутренняя целостность: не только целостность тела (вещи), но и души (личности). Более того, личность как внутреннее единство духовного «я» есть высшая форма целостности, доступной человеческому восприятию. По замечанию А.Н.Веселовского, эстетическое отношение к какому-либо предмету, превращая его в эстетический объект, «дает ему известную цельность, как бы личность».

В реальной действительности абсолютная целостность в принципе недостижима: ее достижение означало бы завершенность, остановку самого процесса жизни (ср.: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» в «Фаусте» Гёте). Вступить в эстетическое отношение к объекту созерцания означает занять такую «внежизненно активную позицию» (Бахтин), с которой объект предстанет столь целостным, сколь это необходимо для установления в акте эмоциональной рефлексии «резонанса... между встречающимися друг с другом реальностями — разъединенной частицей, которая трепещет при приближении к Остальному», и целостностью мира.

Чтобы такой резонанс установился, необходимо, чтобы и личность со своей стороны обладала некоторой внутренней целостностью, позволяющей достичь то духовное состояние, «как будто это две чаши весов (я и природа) приходят в равновесие, и стрелки останавливаются». Внутренняя целостность «порядка в душе» (Пришвин) представляет собой духовную сосредоточенность человеческого «я», или, в терминах гуманистической психологии, его самоактуализацию. Такое состояние личности носит творческий характер и составляет субъективную предпосылку эстетического отношения.

Синкретизм (принципиальная неразъединимость) объективного и субъективного в эстетическом говорит о его древности, изначальности в ходе эволюции человечества. Первоначально «причастная вненаходимость» (Бахтин) человека как существа духовного, но присутствующего в материальном бытии окружающей его природы, реализовывалась в формах мифологического мышления. Но с выделением из этого синкретизма, с одной стороны, чисто ценностного этического (в конечном счете религиозного) мироотношения, а с другой — чисто познавательного логического (в конечном счете научного) миропонимания эстетическое мировосприятие сделалось основой художественного мышления и соответствующих форм деятельности.

Тюпа В.И. — Анализ художественного текста — М., 2009 г.