Как нижегородцам с овз помогают состояться профессионально. Модель оказания психолого-педагогической помощи




Порядок предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации Ребенок Образовательная организация Предоставляется психолого- педагогическая и социальная помощь в ППМС-центре Предоставляется психолого-педагогическая и социальная помощь в образовательной организации Проходит процедуру обследования в ПМП-консилиуме образовательной организации Проходит процедуру обследования в ПМП-консилиуме ППМС-центра ППМС-центр


Объемы коррекционно-развивающей помощи Наименование государственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги Количество педагогических работников Кол-во часов работы одного специалиста Педагогический работник Схема max объема помощи Общий объем помощи 138 Предоставление психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации Дети Дети, имеющие проблемы в развитии, обучении, социальной адаптации; обучающиеся обучающиеся, испытывающие трудности в освоении основных общеобразовательных прокрамм, своем развитии и социальной адаптации 1-29 Педагог-психолог 2*918 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог




Ребенок Образовательная организация Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (без индивидуальных и групповых коррекционных занятий) Предоставляет специальные условия образования обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья (включая индивидуальные и групповые коррекционные занятия) Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционно- развивающие занятия на базе ОО Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы Родитель Договор с ППМС-центром Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы


Ребенок, не посещающий ОО Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы Родитель Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы ППМС-центр Порядок предоставления специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Москвы


Объемы коррекционно-развивающей помощи Наименование государственной услуги (работы) Категория потребителей государственной услуги Количество педагогических работников Кол-во часов работы одного спец-та Педагогический работник Схема max объема помощи Общий объем помощи 139 Предоставление специальных условий образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с учетом психофизических особенностей и индивидуальных возможностей ребенка Педагог-психолог 2*1836 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся - инвалиды/ОВЗ Дети, обучающиеся - инвалиды/ОВЗ, нуждающиеся в АООП (АООП ТНР, ЗПР, ОДА, слабослышащие/ позднооглохшие, слабовидящие) 236 Педагог-психолог 2*3672 часа Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся- инвалиды/ОВЗ, Нуждающиеся в АООП (АООП ТНР, УО, РАС,СД, глухие, слепые) 336 Педагог-психолог 3*36108 часов Учитель-логопед Учитель- дефектолог Дети, обучающиеся-инвалиды Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в АООП (АООП УО, РАС,СД, глухие, слепые) Педагог-психолог 2*3672 часа Учитель-логопед Учитель- дефектолог








Пакет А Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и развитие коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у дошкольников 3-7 лет с проблемами в развитии, обучении, социальной адаптации» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, когнитивных и регуляторных функций у детей 5-7 лет» Коррекция нарушений звукопроизношения у детей 5-8 лет. Коррекция нарушений звукопроизношения и фонематических процессов у детей 5-8 лет. «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5-8 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» 9-18 Начальное общее образование «Коррекционно-развивающая работа с обучающимися 7-11 лет, испытывающими трудности на начальном этапе обучения» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, регуляторных и когнитивных функций у обучающихся 7-13 лет» «Коррекция нарушений звукопроизношения у обучающихся 8-18 лет» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонематических процессов у обучающихся 8-11 лет.» Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования" "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования" Основное общее образование «Коррекция личностного развития и формирование адаптивного поведения у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении основных образовательных прокрамм, развитии и социальной адаптации» Коррекция нарушений звукопроизношения у детей 8-18 лет «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико- грамматической стороны речи у обучающихся»


Пакет В1 Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, когнитивных и регуляторных функций у дошкольников 5-7 лет» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» «Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5-8 лет, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы дошкольного образования» Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция дефицитарных сенсомоторных, регуляторных и когнитивных функций у обучающихся 7-13 лет» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении адаптированной образовательной прокраммы начального общего образования". "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся лет, испытывающих трудности в освоении адаптированной образовательной прокраммы начального общего образования". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико- грамматической стороны речи у обучающихся»


Пакет В2 Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 3-5 лет с ЗПР" "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у детей 5 -8 лет с ЗПР" "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабослышащих детей 3-8 лет". "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабовидящих детей 3-8 лет" Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» «Коррекция и развитие математических представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет с ЗПР, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования". "Коррекция и развитие языковых представлений и обобщений у обучающихся 7-11 лет с ЗПР, испытывающих трудности в освоении основной образовательной прокраммы начального общего образования". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи у обучающихся» Коррекция познавательной деятельности у слабовидящих обучающихся лет. Коррекция познавательной деятельности у слабослышащих учащихся лет.


Пакет C Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и формирование коммуникативных навыков у детей 3 -7 лет с ОВЗ» «Коррекция и формирование эмоционально-волевой сферы у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательной мотивации и активности, познавательных действий у детей 3-7 лет с ОВЗ» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Коррекция нарушений фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у детей 3-8 лет. "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у детей 3-8 лет с умственной отсталостью "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабослышащих детей 3-8 лет". "Формирование и развитие речевой, познавательной деятельности у слабовидящих детей 3-8 лет" Начальное общее образование «Коррекция и развитие навыков взаимодействия, эмоционально-волевой регуляции поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием фонетико- фонематической и лексико-грамматической сторон речи у обучающихся 8-11 лет» "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у обучающихся 7-11 лет с умственной отсталостью". "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у глухих и слабослышащих обучающихся 7-11 лет". "Формирование и развитие речевой и познавательной деятельности у слепых и слабовидящих обучающихся 7-11 лет ". Основное общее образование «Коррекция и развитие познавательных компетенций у обучающихся 7-18 лет с ОВЗ» Программа «Коррекция личностного развития и формирование навыков адаптивного поведения у обучающихся лет с ОВЗ» «Коррекция нарушений письменной речи, обусловленная недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи у обучающихся» Коррекция познавательной деятельности у обучающихся лет с умственной отсталостью". "Коррекция познавательной деятельности у слабовидящих обучающихся лет." "Коррекция познавательной деятельности у слабослышащих учащихся лет".


Пакет D Педагог-психолог Учитель-логопед Учитель-дефектолог Кол-во часов по прок. Дошкольное образование «Коррекция и развитие эмоционально- волевой и коммуникативной сферы у детей 3- 7 лет с тяжелыми нарушениями психофизического развития» «Нейропсихологическая коррекция психомоторных функций у детей 3-7 лет с ОВЗ» Формирование элементарных речевых навыков у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС. «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» "Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС". «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» 36 Начальное общее образование «Коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у обучающихся 7-18 лет с тяжелыми нарушениями психофизического здоровья» «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» "Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС". «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» Основное общее образование «Коррекция и развитие коммуникативной и эмоционально-волевой сферы у обучающихся 7-18 лет с тяжелыми нарушениями психофизического здоровья» «Формирование альтернативных способов коммуникации у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» «Формирование и развитие действий, деятельностных единиц, деятельности у детей с умеренной, тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС» «Формирование социально-бытовых ориентировок у детей с тяжелой степенью УО, со сложными дефектами, РАС»

Московская городская ассоциация родителей детей-инвалидов

Мэру города Москвы
С.С. Собянину

Обращение
по проблемам в московском образовании для детей инвалидов и детей с ОВЗ, с предложениями по их разрешению и устранению

Для эффективного расходования бюджетных средств и исполнения государством своих социальных обязательств перед детьми с ОВЗ и инвалидностью и их семьями необходима достоверная статистика, которая позволит делать обоснованные статистические прогнозы и осуществлять планирование, правильно определять точки роста, и понимать где находятся "слабые места" для их укрепления.

Ранняя помощь

В последние годы существенно выросло число новорожденных с функциональной незрелостью либо с патологией развития. По разным оценкам, до трети новорожденных детей от общего числа имеют отклонения от нормативного развития, именно поэтому ранняя диагностика и коррекционная помощь крайне необходимы. При условии получения своевременной ранней помощи в необходимом объеме до 60% детей группы риска (до 3 лет) может быть полностью реабилитировано/абилитировано. Ранняя помощь и раннее выявление пока имеют точечный характер. При этом мы имеем обратный вектор - в образовании за последние годы резко сократилось количество сервисов для раннего возраста, а коррекционная работа с детьми этого возраста упала до критической отметки и стала платной.

Количество детей с ОВЗ, нуждающихся к школьному периоду в коррекционной помощи и специальных образовательных условиях составляет не менее тех же 35% от детской популяции.

Запрос на коррекционную помощь и особые образовательные условия для детей с ОВЗ есть, а удовлетворения этого запроса со стороны Москвы - нет, что отражено в петиции “Спасите систему образования для детей с ОВЗ в г. Москве”, переданной Ольге Юрьевне Голодец, под которой были собраны 15 000 подписей. Об этом же свидетельствует данные анкетирования родителей детей с ОВЗ и инвалидностью, которые

обрабатывались Московской городской ассоциацией родителей детей-инвалидов (МГАРДИ). Не удовлетворен качеством оказываемой ребенку помощи, в среднем, каждый третий родитель.

Отдельной проблемой является "заявительный" принцип оказания помощи, что означает, что если родитель не достаточно уверенно "заявил" о правах ребенка, права ребенка с ОВЗ будут нарушены. Поэтому проблема выявления детей группы риска стоит достаточно остро, а выявление является, на наш взгляд, обязанностью государства.

Прогнозирование, а не ликвидация последствий = эффективность использования бюджетных средств.

Отчеты всех «социальных» ведомств - Департамента здравоохранения, Департамента образования, Департамента социальной защиты - не могут строиться на абсолютных показателях, они могут быть только относительными, в форме % от общего количества нуждающихся. Формулировка «составляет … человек, или увеличилось на … человек по сравнению с предыдущим годом» никогда не будет отражать реального положения дел. Реальная картина, отраженная в процентах, выглядит удручающей, а усилия - недостаточными, бессистемными и точечными. По официальным данным (http://www.dszn.ru/news/press_service/16016/), в г. Москве проживает всего 35419 детей-инвалидов. При этом 20524 детей-инвалидов обучаются в системе образования. В системе соцзащиты учится 790+1120+600 человек. Итого в обеих системах 22764 человека. Про остальных детей - а это порядка 30 процентов - данных в отчете нет. Дети-инвалиды с расстройствами поведения и психическими расстройствами не выделены в отдельную категорию, но по рассчетам, исходя, из приведенной официальной статистики их количество составляет 6480 человек. Приведенные цифры не прозрачны, и не позволяет понять где созданы условия для обучения, и созданы ли они в надлежащем объеме и качестве для сложных категорий детей (например, с тяжелыми и множественными нарушениями развития или с расстройствами поведения).

Не может и не должно быть выпадения детей из базы Департамента образования, независимо от их возраста и места их учебы - в образовательных и других учреждениях, относящихся к департаменту социальной защиты или к департаменту образования. Финансовая и управленческая ответственность за обучение детей с ОВЗ и инвалидностью должна лежать на Департаменте образования г. Москвы, независимо от ведомственной принадлежности учреждения, предоставляющего образовательные и иные услуги.

По существующему законодательству, в России создается межведомственный реестр инвалидов. Это очень важный шаг, который позволит понимать какое количество детей на самом деле вообще не получает образования или получает недостаточный объем коррекционно-развивающей помощи. В Москве уже несколько лет существует Регистр инвалидов. Доступ к регистру имеет ДСЗН и подведомственные ему учреждения. Очень важно чтобы к этой информации и заполнению регистра имели бы доступ и другие Департаменты: здравоохранения, образования, культуры, спорта, труда и занятости и др.

Инвалид или его законный представитель тоже должны иметь возможность ознакомиться с информацией из Регистра, касающейся данного инвалида.

Помимо детей-инвалидов есть еще категория детей с ОВЗ без инвалидности. ОВЗ - не медицинское понятие, это дети с особыми образовательными потребностями, которые фиксируются решением ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии). Этих детей тоже необходимо учитывать и вносить в межведомственные базы.

Кроме того, необходим общественный контроль (мониторниг), который бы учитывал не только количественные, но и качественные показатели.

ДИСКРИМИНАЦИЯ ДЕТЕЙ СОХРАНЯЕТСЯ

Сейчас размер средств, выделяемых на ребенка, зависит от участия школы в пилоте. Пилот завершен, а различие в финансировании осталось. Дети не должны страдать от недофинансирования ни при каких условиях. Предложение - поднять базовую ставку подушевого финансирования на реализацию программ начального общего образования до "пилотной" для детей, обучающихся в любой школе - с 63 112 рублей до 85 000 в год на начальное образование, и до соответствующих цифр в основной и старшей школе. Кроме того, должен быть прозрачный механизм повышения нормативов финансирования (нынешние нормы подушевого финансирования в 63 тыс. - это нормы практически 5-10 летней давности, не учитывающие рост средних зарплат, рост цен на различные товары и услуги).

Мотивация + просвещение.

Образовательные учреждения не мотивированы на создание условий для инклюзии и сохранения коррекции, о развитии - речи даже не идет.

Предлагаем:

Разработать базовый курс повышения управленческой квалификации директоров в рамках организации инклюзивного образования и внедрения новых ФГОСов + и другие мотивационные меры.

Специалисты МЦКО нуждаются в специальном курсе повышения квалификации в связи с введением новых ФГОСов по детям с ОВЗ и УО.

В результате происходящих реорганизаций педагоги, работающие с детьми с ОВЗ и инвалидностью, лишаются льгот, доплат, сокращаются отпуска, что ведет к оттоку квалифицированных кадров и потере качества оказываемых образовательных и коррекционных услуг. Существовавшая ранее надбавка в 20 % «за трудность» сейчас не регламентирована в процентном эквиваленте. Школа (администрация) стимулирует учителя по своему усмотрению, по так называемым заслугам учителя. Надбавка за обучение ребенка-инвалида настолько незначительна, что не даёт возможности достойно стимулировать педагогов, обучающих особых детей. Коэффициент 2.12. за неэффективность снят. Необходимо принять меры к изменению ситуации.

По проведенным исследованиям, опросам для учителей наибольшую сложность в организации образовательного процесса представляет категория детей с ментальными нарушениями и нарушениями поведения, в частности, с РАС (нежелательные формы поведения, сложности в коммуникации, особенности сенсорного восприятия, подбор специальных приемов и методов обучения и пр.). Эти дети в наименьшей степени обеспечены специальными образовательными условиями. Для выравнивания прав на доступ к образованию, для детей с РАС необходимо увеличить поправочный коэффициент к подушевому финансированию до 3х. Для детей инвалидов с тяжелыми множественными нарушениями развития ввести коэффициент 4. А также предлагаем обратиться к соответствующим экспертам из научных и практических организаций для определения методик расчета таких коэффициентов.

Государственные работы как механизм поддержки создания особых образовательных условий - вопросы:

В декабре 2014 года ОУ, осуществляющим инклюзивные практики, была дополнительно профинансирована государственная работа «Проведение психолого-педагогического консультирования обучающихся, их

родителей (законных представителей) и педагогических работников» в размере 5 000 000 рублей на образовательную организацию. Это прекрасная инициатива Департамента, которую можно только поддерживать, однако:

  1. Почему услуга по психолого-педагогическому сопровождению включена в факультативную статью «гос. работы»? Ведь без нее детям с ОВЗ не будет обеспечен образовательный процесс даже в рамках ФГОСов. Мы предлагаем перевести эту услугу в обязательное «гос. задание».
  2. Остается крайне важный вопрос о сопровождении детей, родителей и педагогов садов и школ, обучающих детей по адаптированным образовательным программам (бывшие коррекционные учреждения).
  3. Для сохранения и налаживания образовательного процесса необходимо прозрачное, своевременное финансирование. Деньги на госработы поступили на счета некоторых образовательных учреждений в середине учебного года, что недопустимо. Непредсказуемость времени получения финансов не позволяет эффективно расходовать бюджетные средства, планировать работу, что снова нарушает права детей, создает тревожную обстановку неопределенности в педагогических коллективах.

Наглядно проблемы финансирования образования описывает маршрут выделения средств многим образовательным организациям:

  • Школами и ППМС-центрами поданы документы на гос.работы в апреле 2014 года
  • Заявки отклонены или одобрены в ноябре 2014 года
  • Деньги не пришли до сих пор (февраль 2015 года). Напомним, что работы в любом случае начаты и исполняются с начала учебного года (с 1 сентября 2014 года).

Коррекционная помощь не может строиться без твердой финансовой основы, только на добровольческих и волонтерских началах. Работы могут быть качественно выполнены только при условии своевременного финансирования.

Также необходим мораторий на действия по реорганизации системы образования в процессе учебного года, которые парализуют работу всех участников образовательного процесса. На отладку организационных процессов и системные изменения должны быть выделены летние месяцы.

ПМПК - новая проблема

Последние изменения привели к тому, что была отменена уже существовавшая очередь. В результате произошло сокращение количества комиссий, и, как следствие - увеличение сроков (до нескольких месяцев ожидания), ухудшение качества работы - следовательно, качества заключений, следовательно - условий обучения для ребенка.

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 сентября 2013 г. N 1082 г. Москва "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии" на 10 тысяч детского населения полагается 1 комиссия ПМПК. Детское население (до 18 лет) в Москве, исходя из данных Росстата, составляет примерно 1 млн. 400 тыс. детей. Таким образом, на сегодняшний день в Москве должно быть, по меньшей мере, 140 комиссий. Между тем, в настоящее время работает около 10 подразделений ЦПМПК.

Закон нарушается еще раз - срок ожидания прохождения комиссии не может превышать 1 месяц, а сейчас запись идет уже на июль. Складывается впечатление, что система пытается сократить количество обращений: нет ребенка - нет проблемы.

Также можно отметить, что в списке учреждений, рекомендуемых ПМПК для детей с ОВЗ, отсутствуют образовательные учреждения, относящиеся к ведению Департамента социальной защиты. Необходим постоянно обновляемый мониторинг, результатом которого станет полная и развернутая база образовательных учреждений г. Москвы, в которые принимаются дети с различными заболеваниями.

Заключение ПМПК нужно не только для построения образовательного маршрута ребенка, но и для выделения необходимых средств на обеспечение его образовательных нужд - на занятия в любом образовательном учреждении (ОО) и ППМС-центре со специалистом, кроме психолога.

Кроме того, необходимо определить действующий механизм оперативного получения необходимой помощи, поскольку система ПМПК, действующая в Москве в настоящий момент крайне не оперативна, а дети с инвалидностью и дети с ОВЗ не могут позволить себе столь долгого ожидания необходимой высококвалифицированной помощи. На сегодняшний день законным основанием для выделения средств на помощь ребенку являются два документа - заключение МСЭ (ИПР) и заключение ПМПК. К сожалению, на текущий момент ИПР для детей с ментальными нарушениями и РАС прописываются недостаточно полно, а раздел "образования" часто остается вообще незаполненным. Большой процент детей с РАС вообще не имеет оформленной инвалидности, а значит, уточнение их образовательного маршрута, рекомендации и, как следствие, выделение средств полностью зависит от решения ПМПК.

Необходимо провести круглый стол с представителями Департаментов, городских ПМПК, БМСЭ, родительской общественности, медиков из ВК чтобы выработать общий алгоритм и общее понимание маршрутизации ребенка и порядок межведомственного взаимодействия в интересах детей.

Роль ППМС-центров

В соответствии с методическими рекомендациями Министерства образования мы предлагаем укреплять и развивать систему ППМС-центров в Москве на основе трехуровневой системы помощи - первичной, квалифицированной, специализированной. Квалифицированная и специализированная, а также ресурсно-методическая, в том числе по поддержке инклюзии должна оказываться именно на базе ППМС-центров.

Методические рекомендации Министерства образования РФ предусматривают создание ППМС-центров не менее 1 центра на 5000 детского населения. Из 65 существовавших еще два года назад в Москве центров функционирует сейчас не более 15, и они - также находятся под угрозой исчезновения.

Прежде всего, это происходит из-за недостаточного финансирования. Настоящий норматив - 2 600 рублей в год на ребенка не позволяет оказать сколь-либо существенную помощь в ППМС-центрах (это стоимость 2 занятий с логопедом на рынке).

Объем помощи в ППМС-центр сейчас предполагает ограничения по "пакетам" (но никаких нормативных документов по "пакетам" так и не вышло, и все выделяемые средства - это 2600 рублей в год на 1 ребенка). Объем этой "пакетной" помощи предполагался от 9 до 18 часов в год. Если есть статус ОВЗ - объем может быть увеличен до 36, а у инвалида - до 72 часов в год, но это требует заключения ВК (врачебной комиссии). Этого в любом случае недостаточно, это не соответствует принципам индивидуального подхода к ребенку, однако и этих нормативных документов, а, следовательно, регулярной и непрерывной помощи детям нет.

Даже при минимальном объеме коррекционной помощи - 2-3 часа в неделю при стоимости часа 300 рублей - на год нужно около 24 000 - 36 000 руб. Однако и этот норматив совершенно недостаточен: научно доказано, что, например, помощь для ребенка с РАС становится эффективной при объеме 20-25 часов в неделю.

Предложение:

Для определения объема нормативных затрат на одного обучающегося в ППМС-центре необходимо начать реализацию пилотного проекта, направленного на обоснование уровня финансовых затрат и апробацию стандартов оказания «психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся» в соответствии со статьей 42 ФЗ 273 «Об образовании в Российской Федерации». Необходимо установить дифференциальные нормативы в соответствии с тяжестью нарушения по услуге № 138 из ведомственного перечня госуслуг и работ (Предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации).

Структура выделяемых средств
на обеспечение специальных образовательных условий
для детей с ОВЗ и инвалидностью (практика):

Сумма на ребенка/в год Наименование Сроки выделения Основание (документ, орган)

63000 (нач.школа) - умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

85000 (нач.школа) умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

подушевое финансирование в обр.учреждених, не вошедших в "пилот". - подушевое фин.с обр.учр пилотных обр.учр. к началу учебного года заключение ПМПК
2600 гос.услуга в корр.центрах (138) - предоставление корр.помощи к началу учебного года определяет сам Центр

(умножается на 2 (с инвалидностью и на 3 - с инвалидностью по зрению и двиг.наруш).

гос.услуга основание - заключение ЦПМПК

Вариативно, в зависимости от расчета стоимости услуги

гос.работы Непонятно

По одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией

Не ясны критерии их утверждения, не прозрачен механизм одобрения или отклонения, должны быть выделены к началу учебного года, а для планирования работы обр.учреждения - одобрены не позднее середины лета по одобренной Депобром заявке от обр.учреждения, после проверки расчета центральной бухгалтерией.

При условии, что школа/сад не входит в комплекс (количество детей менее 200) - выделяемых денег не хватит на организацию образовательного процесса. Если же это комплекс - нет никаких предпосылок для того, чтобы тратить деньги остальных детей комплекса на улучшение образовательных условий для детей с ОВЗ. Нет никаких механизмов, закрепляющих позиции родителей и специалистов, представляющих коррекционные или инклюзивные программы внутри образовательного учреждения в Управляющих советах, которые позволяли бы отстаивать и развивать эти программы. В Управляющие советы - обязательно должны входить родители детей с инвалидностью и коррекционные педагоги (специальные).

Предложение: закрепить права родителей детей-инвалидов на представление интересов их детей в УС образовательных учреждений - предлагаем в обязательном порядке включать в УС представителей интересов этой категории с ежегодным отчетом о ситуации по обучению детей с инвалидностью и ОВЗ в данном ОО, а также необходимо закрепить право признания незаконным принятия решения УС в случае, если он нарушает права ребёнка с ОВЗ и инвалидностью и ухудшает образовательные условия для них.

Спецстандарты:

10 февраля 2015 года Министерство образования приняло федеральные стандарты образования для детей с ОВЗ и умственной отсталостью. С 1 сентября 2016 года они должны быть внедрены в систему образования повсеместно. Внедрение стандартов - крайне ответственная процедура.

Должны быть обучены кадры, подготовлены методические материалы, рассчитано финансирование. Мы знаем, что в регионах были созданы экспериментальные площадки для апробации спецстандартов. Москва - единственный регион, не принявший участия в апробации спецстандартов. Это значит, что за год они не будут апробированы и не будут подготовлена методическая основа для их внедрения, не будут подготовлены кадры, и, как результат, дети опять не получат качественных образовательных услуг.

Предложения: Москве войти в федеральную программу апробации спецстандартов и разработать систему мер для своевременного внедрения ФГОС для детей с ОВЗ и УО.

Поддержка детей с РАС.

Одна из самых сложных категорий детей для системы образования - это дети с расстройствами аутистического спектра. По данным ВОЗ на сегодняшний день в аутистическом спектре находится около 1,5% детей, а темпы прироста количества аутистов в год составляют более 15%. Прогнозная численность таких детей - от 14 до 30 тыс. по Москве. Согласно мониторингам, проводившимся в последние годы, можно утверждать, что значительный процент таких детей выпадает из системы образования, либо находится на надомной форме обучения. Квалифицированная и своевременная психолого-педагогическая помощь в должном объеме и качестве почти не доступна. Решение этих и других проблем предусмотрено в Плане первоочередных мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы.

Фонду поддержки детей в трудной жизненной ситуации Министерством труда и социальной защиты РФ было поручено разработать соответствующую программу, получившую в итоге название «Ты не один». Она стартует с пилотного проекта, в рамках которого будет разработан и апробирован межведомственный подход по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Планируется выстроить систему взаимосвязанных действий, выполняемых учреждениями разной ведомственной принадлежности - здравоохранения, образования, соцзащиты. Усилия предполагается сосредоточить на 4 ключевых направлениях: раннем выявлении у детей расстройств аутистического спектра, оказании ранней помощи детям и их семьям, реализации индивидуального образовательного маршрута для каждого из таких детей, подготовке их к жизни в обществе.

В Москве есть все предпосылки для того, чтобы стать пилотным регионом этой программы - есть опыт межведомственного взаимодействия, действуют гос.центры и школы, реализующие передовые программы помощи детям с РАС и другими ментальными нарушениями, высшие учебные заведения, которые начали подготовку необходимых специалистов и методических рекомендаций, есть активное родительское сообщество и ряд некоммерческих организаций, готовых поддержать этот пилотный проект. В том числе в рамках этого пилотного проекта, демонстрируя консолидацию усилий гос.учреждений, родителей и НКО мы прилагаем презентацию универсального проекта "ресурсных классов". Идея “ресурсных классов” стартовала на базе ЦПМССДИП ГБОУ ВПО МГППУ ("Кашенкин луг" и "Арх.Власова"). Это единственная московская государственная площадка, где более 20 лет системно работают с детьми с аутизмом, и при которой есть и коррекционный центр (ППМС), и начальная школа. ЦПМССДИП мог бы стать полноценным ресурсно-методическим центром, и для Москвы, и для регионов.

Просим Москву подать заявку на участие в пилотном проекте Фонда и поддержать проект “ресурсных классов”.

Проблемы школ надомного обучения:

До кампании по масштабной реорганизации в школах надомного обучения получали образование дети-инвалиды и дети с ОВЗ по нескольким формам:

часть детей обучалась в малокомплектных группах (классах 6-8 человек), часть индивидуально с педагогом (либо часть уроков в группе, часть индивидуально) в стенах школы, часть на дому (большей частью колясочники, или с заболеваниями, требующими минимального контакта с окружающими).

В процессе реорганизации ШНО утратили свой статус и теперь являются подразделениями образовательных комплексов, но основной контингент учащихся и их потребности остались прежними.

Многие родители сознательно не оформляют инвалидность детям. Многие объясняют это тем, что само понятие "инвалидность" - снижение надежды на выздоровление ребенка. А в случае с психиатрическими расстройствами - ввиду сложностей прохождения комиссии и перспективами взрослой жизни, а также стигматизацией, с которой, увы, наше общество будет бороться еще долгое время. Это право родителей, и право детей. Однако, финансирование обучения детей с ОВЗ, не имеющих инвалидности, не отличается от финансирования здоровых детей.

Экспертным советом по программе г. Москвы «Столичное образование» утверждены новые подходы в формировании рейтинга ОО. По работе с детьми-инвалидами введены: баллы, набранные на ЕГЭ и ОГЭ, олимпиадах также умножаются на коэффициент 2 и 3. Суммарный балл школы также умножается на коэффициент - формула расчёта в зависимости от количества детей-инвалидов в школе.

Администрация при нехватке финансов принимает решение с кого снять учебные часы — часто не в пользу инвалидов (особенно надомников), а в пользу класса — лучше пострадает один, чем несколько. Таким образом, дети-инвалиды надомники по-факту недополучают учебные часы в полном объёме. Складывается такая тенденция: школе выгодней иметь «ходячего инвалида» — деньги приносит и компенсирует весь класс (группу), чем надомника, индивидуала.

Помимо того, являясь частью образовательного комплекса, бывшие ШНО вынуждены отказываться от малокомплектных групп для детей с ОВЗ, так как таковые не предусмотрены Федеральным учебным планом. Да, ещё сохранены индивидуальная и надомная формы обучения, но дети, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение в малокомплектных группах (в соответствии с индивидуальным темпом усвоения программы) вынуждены обучаться в полных классах, что отражается как на качестве получаемого образования, так и на здоровье детей с ОВЗ, или «выдавливаются» на надомное обучение, лишая уже социализированного ребёнка круга общения.

Директора комплексов заинтересованы в высоких рейтингах — подразделения (бывшие ШНО) для них являются ненужным балластом. К формулировке «неэффективный менеджмент» в отношении администраций школ прибавилась: «убыточное предприятие» — сама школа. От рейтинга школы зависит стимулирующая выплата учителям (зарплата администрации). Поэтому ОО ставится перед выбором - либо в целях поддержания не только рейтинга, но и благосостояния завышать результаты тестирования по детям-инвалидам, либо отказываться от неэффективных подразделений (ШНО).

В проблемах ШНО в полной мере проявляется проблема, с которой мы уже неоднократно выступали. В г. Москве систематически нарушается норма, согласно которой дети-инвалиды могут обучаться в группах малой наполняемости (приказ № 1015 Министерства образования устанавливает квоту ДО 15 детей, ДО 5-7 детей для детей с тяжелыми нарушениями).

Однако, что происходит по факту, демонстрирует следующая таблица (данные МГАРДИ, октябрь-декабрь 2014 года):

Форма обучения Количество детей в группе/классе
индивидуальное 5%
до 5 12%
От 5 до 10 19%
От 10 до 15 20%
свыше 15 32%
не обучается нигде 2%
нет данных 11%

Форма сдачи экзаменов

Форма сдачи экзаменов должна быть закреплена в ИПР, иначе, по формальным основаниям, дети не успевают обеспечиваться соответствующими условиями: последние события — множество сложностей при подготовке документов и прохождении ПМПК для написания сочинения (изложения) в щадящем режиме в декабре 2014г.

Баллы за успешную сдачу экзаменов инвалидами удваиваются и утраиваются подчас формально. Не все учебные заведения добились этого в 2014 году.

Медицина и школа

Возникли проблемы с лицензированием на оказание медицинских услуг в школе — по сути отсутствие в школе, особенно выполняющей инклюзию, медицинского кабинета и штатной медсестры, невозможность оказания срочной медицинской помощи на месте может грозить серьёзными последствиями для здоровья учащихся. Аутсорсинг медицинских услуг в данном случае себя не оправдал.

В МГАРДИ поступило несколько таких обращений от встревоженных родителей, которым пригрозили тем, что оборудование для реабилитации детей с нарушениями зрения будет убрано из детского сада. В декабре 2014 года родители и педагоги сада с нарушениями зрения в г. Зеленограде обратились с петицией о сохранении реабилитационных мероприятий для детей. Благодаря огласке этой истории и вмешательству вышестоящих чиновников, проблема разрешилась, но системная проблема осталась - механизмы взаимодействия между учреждениями, подведомственными Департаменту образования и Департаменту здравоохранения не отлажены, что ведет к снижению объема помощи детям и сказывается на доступности реабилитационных услуг. В очень многих садах исчезли медсестры по массажу и ЛФК, простаивает ценное оборудование.

Необходимо вернуть ставки медработников в школы и дошкольные учреждения, осуществляющие инклюзию и коррекцию. Нельзя экономить на здоровье и жизнях детей!

Инклюзия и коррекция в рамках общеобразовательных учреждений

По официальным данным, в г. Москве более чем 300 учреждений осуществляют инклюзивные практики. Но ничего не говорится о качестве этой «инклюзии»

Вот несколько цифр из опроса, проведенного МГАРДИ в октябре-декабре 2014 года (данные взяты по бывшим комбинированным детским садам, а также учреждениям общеобразовательного типа, в которых учатся дети с инвалидностью).

Специальные образовательные условия, согласно требованиям ПМПК, отсутствуют или созданы лишь частично в 63 процентах таких учреждений (при этом о созданных условиях заявляют 24 процента, по остальным - данных нет).

Специальное (тьюторское) сопровождение для тех, кто нуждается в таких условиях, образовательной организацией создано в 29 процентах случаев, во многих случаях за счёт привлеченных средств, 63 процента такой помощью не обеспечено.

Не получают специальную помощь или получают ее в недостаточном количестве 63 процента детей, обучающихся в таких учреждениях.

Для инклюзии детей с серьезными физическими ограничениями крайне важной является среда. Без этого настоящей инклюзии быть не может. Да, пандусы теперь есть практически во всех школах, но многие ли из них могут похвастаться подъемниками? Специальным оборудованием и вспомогательными средствами для слабовидящих?

О том, как оценивают родители среду для детей-инвалидов, можно судить по данным следующей таблицы:

Оценки среды Опорники Дети с нарушением зрения
2 9% 6%
3 21% 15%
4 22% 24%
1 - не удовлетворен (а) 17% 15%
5 - удовлетворен(а) полностью 31% 39%

При этом в общеразвивающих садах и общеобразовательных школах обучается меньше 20% «опорников», около 18% инвалидов по зрению, то есть надо полагать, что столь высокая оценка связана с оборудованием, прежде всего, специальных учреждений. Между тем, спрос на инклюзивное образование очень высок. Около 40% опрошенных заявили о своем желании обучать ребенка в учреждениях общеобразовательного типа (при этом еще 18% не определились со своими предпочтениями) при условии должного сопровождения.

Под должным сопровождением в первую очередь подразумевается тьюторское сопровождение (как педагогическое, так и социальное).

Однако, обеспеченность этой услугой крайне низкая - 77 % родителей заявили о том, что необходимая им услуга не предоставлена. Школы не оформляют на работу тьюторов - во-первых, нет квалификационного стандарта, а значит нет такой профессии. Но эта проблема, как заявляется, будет решена Министерством труда в течение 2015 года. Но главное - нет подготовленных кадров, и остро встает финансовый вопрос - тьюторы могут сильно подпортить «среднюю» статистику школы по зарплате. В инклюзивных учреждениях, где тьюторы все-таки работают, их оплачивают в большинстве своем родители или благотворительные организации.

Департамент образования неоднократно озвучивал мысль о том, что для создания равных условий для всех обучающихся необходимо создавать так называемые образовательные комплексы, - вроде бы так легче обеспечить доступность разных образовательных программ для разных категорий детей, а также аккумулировать необходимые средства. Однако, на деле это далеко не так. Включение подразделений компенсирующего и коррекционного типа в образовательные комплексы нередко порождает массу проблем.

1. Это видно как из результатов опроса, так и из обращений родителей. Типичные проблемы:

a. Руководство комплекса, а также Управляющий совет, в котором большинство родителей - это родители обычных детей, заинтересованных скорее в бесплатной продленке, чем в коррекционных услугах - не заинтересованы в том, чтобы направлять деньги на оплату услуг для детей с ОВЗ. Например, из обращений в МГАРДИ нам известны примеры, когда руководство комплекса фактически аннулировали договоренности с ППМС-центрами на сопровождение детей с ОВЗ, мотивируя это тем, что у них есть «собственная психологическая служба». Однако, может ли психологическая служба общеобразовательного учреждения грамотно работать с детьми, нуждающимися в коррекционных услугах?

Еще один пример - фактическое уничтожение логопедической помощи в специальных детских садах, на что неоднократно жаловались родители. Дело в том, что дети, нуждающиеся в услугах логопеда, как правило, не имеют инвалидности - это те самые дети с ОВЗ, на психолого-педагогическое сопровождение которых нужно дополнительно заявлять «госработы». Вмешательство Департамента в ответ на жалобы родителей может изменить ситуацию в лучшую сторону. Родители отмечают довольно быструю реакцию на обращения в Департамент, и мы благодарим Департамент за столь оперативные действия. В результате в ряде случаев вопрос в конкретном учреждении удается «снять». Однако «ручное управление» не может решить системную проблему, и у родителей нет уверенности, что проблема решена раз и навсегда, поскольку отсутствуют гарантии на будущее.

b. Еще один вариант развития событий - остается все, как есть. Формируются раздельные бюджеты учреждений, но тогда не происходит заявленного аккумулирования средств и развития горизонтальных связей между различными учреждениями. Это прежде всего касается подразделений для детей с ментальными нарушениями. Существующие нормативы не могут «покрыть» расходы этих подразделений и им приходится «укрупнять» группы и сокращать количество индивидуальных занятий.

c. Присоединение к комплексам «специальных учреждений» и подразделений в ряде случаев приводит к их расформированию. Так, в Москве при присоединении к крупным комплексам фактически ликвидировали школы для детей с девиантным поведением. Расформирован за ненадобностью Центр «Родничок», оказывавший помощь более чем 200 семьям с детьми с ОВЗ в Западном округе (эту проблему не решили). Непонятна судьба «школ здоровья».

Примерно то же, что и с ПМС-Центрами, происходит с учреждениями дополнительного образования, присоединенными к комплексам.

Часто такие учреждения реализовывали образовательные программы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Зачастую эти дети не проживали поблизости от такого Центра и шли «на педагога» и инклюзивную

практику. Однако, если Центр слился с близлежащей школой, то происходит следующее: допобразование становится платным для «внешних» детей, к тому же, «внутренние» - дети комплекса - должны получать услуги по допобразованию в первую очередь. Получается, что за бортом оказываются наиболее уязвимая категория детей - дети-инвалиды и дети с ОВЗ.

d. Инклюзивная вертикаль не выстраивается сама по себе. Например, присоединение детских садов комбинированного типа и компенсирующего типа отнюдь не мотивирует директоров комплексов на создание для них специальных услуг в начальной и основной средней школе, даже несмотря на то, что школа получает дополнительные баллы в рейтинг за принятие ребенка из дошкольного учреждения. Типичные ответы родителям, которые желают устроить ребенка в тот же комплекс в учреждение основного образования: «Ну, мы думали, что эти дети дальше пойдут в специальные учреждения»… «Мы не умеем с ними работать». (особенно это касается детей с поведенческими, интеллектуальными и эмоционально-волевыми нарушениями). И даже надомной и индивидуальной формы обучения учреждения, к которым дети приписаны по району проживания, не предлагают.

Практически ликвидированы «школы здоровья», в которых также дети обучались в группах меньшей наполняемости.

e. Развитие инклюзивной составляющей пока особенно не влияет на рейтинг и связанные с ними выгоды. Механизма выделения гранта в 2 млн. за успехи в создании среды на образовательную организацию совершенно недостаточно.

Готовность к диалогу

Несмотря на все вышеописанные проблемы, мы хотим поблагодарить Департамент за то, что практически все жалобы родителей детей с ОВЗ о нарушениях прав конкретных детей в конкретных учреждениях, поданные после петиции МГАРДИ, были приняты к рассмотрению. И во многих случаях удалось решить вопросы, поставленные в этих жалобах. Однако, точечное «ручное» управление этими процессами не решает большинства описанных выше проблем, которые носят системный характер.

Просим также вернуться к практике проведения Гражданского форума по образованию детей инвалидов и детей с ОВЗ, который успешно проходил в Москве в 2009 - 2012 годах.

Родителям, специалистам, педагогам, да и чиновникам необходима такая открытая площадка для обсуждения и выработки консолидированных решений.

Мы просим рассмотреть все наши предложения и помочь разрешить по существу. Мы надеемся, что в результате диалога с Департаментом образования нам удастся существенно улучшить ситуацию с образованием детей с ОВЗ и инвалидностью в г. Москве.

Одна из главных задач министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области – не столько обеспечить людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью образованием и работой, сколько помочь им почувствовать себя частью общества и найти в нем достойное место, стать успешными.

О том, за счет чего этого удается достичь, на встрече в нижегородском филиале "РГ" с участием автора программы "Точка доступа" Ольги Никитиной рассказал министр образования, науки и молодежной политики региона Сергей Злобин.

Сергей Васильевич, какие программы, проекты реализуются в Нижегородской области в плане реабилитации и абилитации людей с инвалидностью по линии вашего ведомства?

Сергей Злобин: В данный момент наиболее актуальным проектом можно назвать третий региональный конкурс национального чемпионата профессионального мастерства для людей с инвалидностью "Абилимпикс". Его открытие состоится 24 октября в Нижегородском губернском колледже, главная задача - помочь людям с инвалидностью трудоустроиться, поверить в свои силы.

В этом году мы расширили количество специальностей. Для студентов это веб-дизайн, администрирование баз данных, экономика и бухучет, преподаватель начальных классов, декоративно-прикладное искусство, сборка и разборка электрооборудования, сухое строительство и штукатурные работы, облицовка плиткой, массажист, а для школьников - бисероплетение, резьба по дереву, легоконструирование и швейное дело. Наша задача - подобрать ребенку ту специальность, которая полностью отвечает его сложившимся возможностям, и найти работодателя для него.

У руководителей многих компаний есть опасения, связанные с уровнем компетенций сотрудников с особенностями в развитии, а также с тем, что трудовое законодательство сильно их защищает. Вдруг рабочие отношения не сложатся, а расторгнуть договор будет не так-то просто? Поэтому мы и стараемся показать, что зачастую эти опасения надуманы.

В Нижегородской области в целом неплохие показатели по трудоустройству лиц с ОВЗ и инвалидностью. В нынешнем году у нас было 95 таких выпускников в системе полного среднего образования, из них 73 уже работают, четверо - самозанятые, девять, к сожалению, не смогут получить работу из-за болезни и еще девять продолжили обучение. Из 18 выпускников вузов работу получили все.

Почему работодателю стоит обратить внимание на человека с инвалидностью? Какие аргументы говорят в его пользу?

Сергей Злобин: Главный аргумент - это успешный опыт других работодателей, коллег. Признаюсь, однажды я столкнулся с подобной ситуацией. На предыдущей работе водитель служебного автомобиля был человеком с инвалидностью. Конечно, при трудоустройстве возникли вопросы. Но в силу жизненных обстоятельств, отсутствия нарушений и прекрасных рекомендаций он был принят на работу, на которой трудился достаточно длительное время, и уволился сам, перейдя на другую работу, потому что в бюджетных организациях зарплаты небольшие. Он прекрасно справлялся со своими обязанностями.

Как вы помогаете с социализацией людей с ОВЗ?

Сергей Злобин: Мы постоянно сопровождаем людей с ОВЗ с того момента, как они впервые появляются в поле нашего зрения. Для нас социализация - это прежде всего успешное трудоустройство после обучения. Человек должен быть востребован, и тогда он будет доволен жизнью.

Где люди с инвалидностью могут получить помощь в освоении профессии?

Сергей Злобин: В прошлом году на федеральные и областные средства в Нижегородском губернском колледже был создан ресурсный центр, одна из специализаций которого - инклюзивное образование. Пока в регионе такой один, сейчас создается второй - в Арзамасе. Одним из направлений обучения там станет автодело, приобретаем для будущего ресурсного центра специальные автомобили. За количеством пока не гонимся, важно понять, насколько эффективной будет его работа.

Зачастую к совместному обучению обычных детей и ребят с особенностями в развитии не готовы родители, причем как первых, так и вторых. Насколько эта проблема остра, что делается в плане общественного просвещения?

Сергей Злобин: Если ситуация доведена до конфликта, значит, мы в чем-то не доработали. В рамках программы "Доступная среда" мы готовим интегрированные группы в детских садах для приема детей с инвалидностью, сейчас занимаемся созданием безбарьерной среды. Уже на этом этапе начинаем рассказывать родителям и детям о новых воспитанниках, что эти дети ничем не хуже, просто у них есть особенности. И в 95 процентах случаев конфликтов не возникает.

Если конфликт все-таки возник, то единственный способ его разрешить - это медиация, разговор с обеими сторонами. Медиаторами в основном выступают психологи и социальные педагоги. Совместные группы уже есть в каждом районе области. Педагогам, здоровым детям и их родителям нужно повышать свою культуру, не бояться особенных детей и процесса их воспитания, а особым детям и их родителям не концентрироваться на своих особенностях, а вливаться в коллектив, участвовать в общих мероприятиях и не бояться проявить свои таланты.

Проводились ли социологические исследования по проблематике толерантности?

Сергей Злобин: В данном случае социсследование может показать "среднюю температуру" по области. Для нас важнее микроклимат в каждой конкретной образовательной организации, поэтому мы проводим соцопросы на уровне учреждений. Чаще всего опрашиваем родителей обычных детей, которые честно признаются: они не уверены, что их ребенок будет относиться к особенному соседу терпимо. Причем это не бланковый опрос для галочки, который не покажет реального отношения. В основном это беседы, классные часы и встречи. Проблему нужно проговорить.

Есть ли в Нижегородской области учреждения для детей с ментальными нарушениями?

Сергей Злобин: Это более сложная тема. Если говорить про легкие нарушения, то такие дети успешно обучаются рабочим специальностям, например, становятся плиточниками или штукатурами. Кстати, в этом плане у них есть определенный плюс - свою работу они выполняют качественно и сосредоточенно.

Теми, кому нарушения не позволяют получать профессиональное образование, занимается министерство социальной политики Нижегородской области.

Развитие современных детей специфично. Они рано осваивают гаджеты, меньше общаются с родителями, друг с другом. Когда мы пытаемся оценить их только по стандартным анкетам, то существует катастрофически большая погрешность, а любая ошибка может стать клеймом для ребенка. Этого мы стараемся избежать. Говоря про инклюзию и толерантность, нужно принять детей такими, какие они есть и посмотреть, в чем они могут двигаться дальше, а не ставить целью выявить, исправить и привести к единому знаменателю. Мы не знаем, что стандарт. Мир другой.

Какие еще меры помогают особым детям социализироваться в обществе? Есть ли нехватка в специализированных кадрах?

Сергей Злобин: На базе дошкольных учреждений в Нижегородской области работают 269 консультационных центров (), где родители особых детей, которые не попали в детсады, могут получить помощь психолога через игру. С одной стороны, конечно, мы будем стремиться всех детей обеспечить местами в детсадах, а с другой - сохранить эти центры из-за "второго экспертного мнения". С 1 января 2019 года на базе центра "Дети против наркотиков" откроется областной психо-медико-социальный центр, которого, что удивительно, раньше не было.

Специалистов у нас достаточно, дефицита в кадрах нет. Вопрос стоит в квалификации, постоянной переподготовке. Скорее, нам не хватает психологов и социальных педагогов в школах. Будущим дошкольным педагога помогает большой курс вузовской программы по психологии и психофизиологии. А вот перед обучающимися школьными преподавателями встает вопрос: обучаться в рамках школы или образовательных центров на базе некоммерческих организаций (НКО)?

В Нижегородской области как грибы плодятся различные развивающие центры, или "развивалки". Министерство образования, науки и молодежной политики региона каким-то образом контролирует этот процесс?

Сергей Злобин: Я советую обращаться только в те центры, которые имеют лицензию на подобную деятельность. Если организация оказывает просто присмотр и уход, то лицензия не нужна, а на психологическую помощь обязательно, так как эта услуга входит в дополнительное образование. Кстати, на сайте нашего министерства есть перечень организаций, имеющих лицензию на свою деятельность. Это означает, что организаторы не побоялись предъявить образовательный ценз, профессиональные навыки, показали свое помещение, созданные условия.

К "серым" центрам стоит относиться скептически, потому что они даже не решились заявить о себе в формате НКО. Кстати, кроме реестра лицензированных образовательных центров, у нас есть реестр некоммерческих организаций. В планах - совместно с Роспотребнадзором и медиками организовать комиссию и провести добровольную сертификацию всех развивающихся центров, список которых опубликовать на сайте нашего ведомства. Причем не с целью принудительно лицензировать и предъявить дополнительные требования, а для спокойствия родителей. Например, проблема даже может скрываться не в образовательном процессе, а в несоблюдении санитарных норм. К тому же с детьми там могут работать люди с судимостью за тяжкие преступления или опасными заболеваниями. Добровольная сертификация позволит повесить специальную наклейку или значок на двери организации. Это будет выгодно и участникам рынка: те, кто захочет выйти из "тени", в рамках нацпроекта "Образование" смогут получить федеральную грантовую поддержку или обучение за бюджетный счет. Это касается тех, кто занимается присмотром за детьми до трех лет и оказывает психологическую помощь.

Справка "РГ"

На портале "Жить вместе" сообщается о доступных для людей с инвалидностью объектах социальной инфраструктуры.

Также в настоящее время формируется портал "Карта возможностей особого ребенка", которая будет наполняться до 31 октября. Она поможет получить информацию, например, об учреждениях образования и реабилитационных центрах. Цель проекта - собрать на интерактивной карте информацию обо всех доступных учреждениях для особых людей. Этот проект реализует межрегиональная детско-молодежная общественная организация всестороннего развития личности патриотического и нравственного воспитания детей и молодежи "Мишки" при поддержке Общественной палаты РФ и Министерства просвещения РФ.

Материал подготовлен в сотрудничестве с ООО "Симона"

Дониченко О.Г.,
директор ГБОУ ОЦПМСС ЦОУО ДОгМ
Москва, 2015г.

Психолого-педагогическая помощь оказывается: - детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ, р

ст.2 п.16, ст.42 п.1 Федеральный закон № 273 –
ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской
Федерации»
Психолого-педагогическая помощь оказывается:
- детям/обучающимся, испытывающим трудности в освоении
основных образовательных программ, развитии и социальной адаптации;
- детям/обучающимся с ограниченными возможностями здоровья
(физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования
без создания специальных условий);
- детям/обучающимся, обучающимся-инвалидам

Модель оказания психолого-педагогической помощи

Ребенок
Психологопедагогические
консилиумы
образовательной
организации
Окружные центры психологопедагогической, медицинской и
социальной помощи
Центральная психолого-медико-педагогическая
комиссия города Москвы

Ведомственный перечень



п/п
138
Наименование
государственной услуги
(работы)
Предоставление психологопедагогической,
медицинской и социальной
помощи обучающимся,
испытывающим трудности в
освоении основных
общеобразовательных
программ, своем развитии и
социальной адаптации
Категория потребителей
государственной услуги (работы)
Дети, имеющие проблемы в развитии,
обучении, социальной адаптации;
Обучающиеся, испытывающие
трудности в освоении основных
общеобразовательных программ,
своем развитии и социальной
адаптации

Психолого-педагогический консилиум – основа деятельности психолого-педагогического сопровождения на уровне образовательной организаци

Психолого-педагогический консилиум –
основа деятельности психологопедагогического сопровождения на уровне
образовательной организации
осуществление
регламенту;
организация
риска»;
осуществление мониторинга эффективности реализации образовательного
маршрута и психолого-педагогического сопровождения;
реализация образовательных маршрутов детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
разработка и реализация адаптированных образовательных программ;
организация психологического просвещения педагогов для повышения
профессиональных компетенций.
психолого-педагогического
психолого-педагогического
сопровождения
сопровождения
по
единому
детей
«группы

Состав психолого-педагогического
консилиума образовательной организации
представитель администрации образовательной организации;
учитель и/или воспитатель;
специалисты службу психолого-педагогического
сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог.

Порядок предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основны

Порядок предоставления психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи обучающимся,
испытывающим трудности в освоении основных
общеобразовательных программ, своем развитии и
социальной адаптации
Ребенок
Образовательная
организация
ППМС-центр

в ПП-консилиуме образовательной
организации
Проходит процедуру обследования
в ПП-консилиуме
ППМС-центра
Предоставляется
психолого-педагогическая
помощь в образовательной
организации
Предоставляется психологопедагогическая помощь в ППМСцентре

государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными организациями, находящимися в ведении Департамента образования

Ведомственный перечень
государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) государственными
организациями, находящимися в ведении Департамента образования города Москвы

п/п
Наименование государственной
услуги (работы)
Категория потребителей государственной
услуги (работы)
Дети с ограниченным и возможностями
здоровья, нуждающиеся в
индивидуальной программе
реабилитации;
139
Предоставление специальных
условий образования
обучающимся с ограниченными
возможностями здоровья
Обучающиеся с ограниченным и
возможностями здоровья нуждающиеся в
адаптированной образовательной
программе;
Инвалиды, нуждающиеся в
индивидуальной программе
реабилитации.

Специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Образовательные программы и методы обучения
и воспитания
Учебники, учебные пособия и дидактические материалы
Технические средства обучения коллективного
и индивидуального пользования
Предоставление услуг ассистента (помощника)
Проведение коррекционных занятий
Обеспечение доступа в здания организаций

Адаптированная основная общеобразовательная программа
(дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего)
ст. 79 ФЗ-273:
для глухих, слабослышащих, позднооглохших
для слепых, слабовидящих
для детей с тяжелыми нарушениями речи,
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
для детей с задержкой психического развития,
для детей с умственной отсталостью,
для детей с расстройствами аутистического спектра,
для детей со сложными дефектами

Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия города Москвы

Единый алгоритм
предоставления
услуги
Рекомендации по
созданию
специальных
условий обучения
и воспитания в ОО
Оказание
консультативной
помощи родителям
(законным
представителям)
детей,
специалистам ОО и
других организаций
Мониторинг учета
рекомендаций
комиссии
(подтверждение,
уточнение,
изменение
образовательного
маршрута)
Организационнометодическое
сопровождение
оказания
психологопедагогической
помощи
Рекомендации по
созданию
специальных
условий сдачи ГИА
Разработка и
сертификация
базовых и
вариативных
пакетов программ
психологопедагогического
сопровождения

Состав ЦПМПК г. Москвы

Подкомиссия врачебной
комиссии медицинских
организаций
государственной системы
здравоохранения города
Москвы
Территориальная
подкомиссия ЦПМПК
города Москвы
Межведомственная
конфликтная комиссия
ЦПМПК города Москвы

Заключение ЦПМПК
г. Москвы
медицинское заключение о
состоянии здоровья и
рекомендаций по организации
образовательного процесса для
лиц с ограниченными
возможностями здоровья
(подкомиссия врачебной комиссии)
Справка МСЭ, индивидуальная
программа реабилитации
ребенка-инвалида
Специальные условия
обучения и воспитания

обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организац

Порядок предоставления специальных условий образования


Ребенок

Родитель

Образовательная организация

обучающемуся с ограниченными возможностями
здоровья (включая индивидуальные и
групповые коррекционные занятия)
Предоставляет специальные условия образования
обучающемуся с ограниченными
возможностями здоровья (без индивидуальных и
групповых коррекционных занятий)
Договор с ППМС-центром
Специалисты ППМС–центра реализуют коррекционноразвивающие занятия на базе ОО

Порядок предоставления специальных условий образования
обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в
образовательных организациях города Москвы
Ребенок, не посещающий ОО
Проходит процедуру обследования в ЦПМПК г. Москвы
Родитель
Предоставляет оригинал заключения ЦПМПК г. Москвы
ППМС-центр
Предоставляет коррекционно-развивающую помощь на базе
ППМС-центра согласно заключению ЦПМПК г. Москвы

Психолого-педагогическая помощь в окружных центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Ресурсный
центр по
сопровождению
инклюзивного
образования
Комплексное
сопровождение
образовательных
организаций
ППМСПцентры
Методическое
сопровождение
специалистов
образовательных
организаций
Оказание психологопедагогической
помощи на базе
Центра

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение
Специальные
условия
образования
Психолого-педагогическая помощь
обучающимся, испытывающим трудности в
освоении основных общеобразовательных
программ, своем развитии и социальной
адаптации
ЦПМПК
г. Москвы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ
образовательной организации
или ППМСП-центра

Наименование
государственной услуги
(работы)
138
Предоставление
психологопедагогической,
медицинской и
социальной помощи
обучающимся,
испытывающим трудности
в освоении основных
общеобразовательных
программ, своем развитии
и социальной адаптации
Категория потребителей
государственной услуги
Количество
педагогических
работников
Общий
объем
помощи
Педагогпсихолог
Дети, имеющие проблемы
в развитии, обучении,
социальной адаптации;
обучающиеся,
испытывающие трудности
в освоении основных
общеобразовательных
программ, своем развитии
и социальной адаптации
Педагогический
работник
1-2
18 часов
Учитель-логопед

Объемы коррекционно-развивающей помощи в образовательной организации или ППМСП-центре

Наименование
государственной услуги
(работы)
Категория потребителей государственной услуги
Дети, обучающиеся с ОВЗ/инвалиды (общий
профиль заболевания), нуждающиеся в АОП с
учетом психофизических особенностей и
индивидуальных возможностей ребенка
Предоставление
специальных условий
образования
139 обучающимся с
ограниченными
возможностями
здоровья
Дети, обучающиеся-инвалиды,
нуждающиеся в АООП:
ТНР, ЗПР, УО, РАС, глухие/слабослышащие/
позднооглохшие, слабовидящие
Количество
педагогических
работников
Педагогический
работник
Общий
объем
помощи
Педагог-психолог
1-2
Учитель-логопед
36 часов
Учительдефектолог
Педагог-психолог
2
Учитель-логопед
72 часа
Учительдефектолог
Педагог-психолог
Дети, обучающиеся-инвалиды,
нуждающиеся в АООП:
ОДА, СД, слепые
Дети, обучающиеся-инвалиды, нуждающиеся в
АООП:
СД, ОДА, УО, РАС, слепые, глухие
(дополнительная помощь в соц. защите)
3
Учитель-логопед
108 часов
Учительдефектолог
Педагог-психолог
2
Учитель-логопед
Учительдефектолог
72 часа

Первичное обследование на базе образовательной организации, которую посещает обучающийся

*Первичное обследование проводится в сентябре-октябре – для

условий обучения и воспитания в текущем учебном году.

Повторное обследование на базе образовательной организации, которую посещает обучающийся

* Повторное обследование проводится в марте-мае – для
получения заключения ЦПМПК г.Москвы о создании специальных
условий обучения и воспитания в следующем учебном году.

Территориальная подкомиссия ЦПМПК г. Москвы

Адреса:
Ул.Нижняя Красносельская, д.45/17, стр.1;
Ул.1905 года, д.5;
Ул. 1-я Дубровская, д.5а;
Ул.Фадеева, д.2;
Фрунзенская наб., д.36/2;
Орликов пер., д.8
Запись:
8 (499) 975-15-67
8 (499) 975-12-05
8 (499) 975-12-13
8 (499) 975-12-16
8 (499) 975-12-17
8 (499) 975-12-18
8 (499) 975-12-19
(понедельник-пятница, 830 – 1900)
Электронная запись
http://ocpsmds.mskobr.ru/cpmpk/r
oditelyam/lektronnaya_zapis/
Сайт
http://ocpsmds.mskobr.ru/