Этические проблемы молодежи. Методическая разработка мероприятия «Нравственность современной молодежи: кто виноват и что делать? Безработица молодежи как социальная проблема

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОСТИ

В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ И ПУТИ К ИХ РЕШЕНИЮ

Сидак И.В.

ОГАПОУ «Старооскольский агротехнологический техникум»

г. Старый Оскол

Улучшить устройство общественной жизни может только нравственное совершенствование людей

Лев Толстой

Проблема нравственных ценностей современного общества привлекает к себе внимание мыслителей различных сфер гуманитарных знаний уже многие столетия, а в современном мире приобрела еще большую привлекательность. Реальное состояние общественной нравственности в российском обществе можно обозначить как кризисное. Ушли в прошлое те герои, которые символизировали энтузиазм труда, коллективизм, бескорыстность. Существенно снизился порог нравственных требований, которые предъявляются к личности. Несмотря на имеющиеся положительные сдвиги в нашей стране, безнравственные формы поведения людей остаются широко распространенными. На современном этапе развития России утрата духовных и нравственных ценностей чрезвычайно опасна. Современная жизнь порождает необходимость изменения многих традиций и правил поведения. Без возрождения духовности и нравственности невозможно преодоление экономических и политических трудностей в государстве. Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность, а общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров.

Решение задач духовно-нравственной составляющей в образовательном пространстве связано с решением целого ряда проблем, среди которых наиболее важными являются следующие: проблема первая связана с подготовкой учителя, способного стать духовным наставником личности; проблема вторая касается содержания духовно-нравственного воспитания; проблема третья связана со способами (методами и формами) духовно-нравственного воспитания, поскольку ценности человека – это то, что труднее всего поддается простой трансляции, передачи от их носителей – воспитателей к воспитанникам.

Педагогическая наука трактует, нравственность – как интегративное свойство личности, которое проявляется в необходимости жить, творить в соответствии с идеалами истины, добра, красоты, выступает как показатель уровня человеческих отношений, чувств, нравственно-эстетической, гражданской позиции, способности к милосердию. То есть, нравственность относится к сфере основополагающих ценностей, которые определяют качество и направленность человеческого бытия и человеческий образ в каждом индивиде. Все это педагоги должны донести до подсознания молодёжи, достучаться до сердец и постараться помочь исправить те ошибки подростков, которые с нашей помощью они могут изменить и измениться сами.

Из всего изложенного следует вывод, что приоритет формирования морально-духовных качеств определяется тем, что они, как предельные высшие смыслы человеческой жизни, выполняют функцию регуляторов поведения, охватывают все стороны человеческого бытия, включаются в национальные ценности, ценности семьи, труда, образования, общества, то есть, носят общечеловеческий характер, принимаются и развиваются всеми людьми в условиях общественно-исторических изменений цивилизации.

Решетников Александр Сергеевич,

учитель истории, зам.директора по УВР

Негосударственное общеобразовательное частное учреждение

"Православная гимназия имени святителя Филофея, митрополита Тобольского»

Важным направлением в работе с молодёжью является формирование духовной нравственности, православных ценностей, любви к Богу. Духовное состояние общества и особенно молодого поколения вызывает особую тревогу и заботу Церкви.

Православная молодежь - будущее Церкви и общества, и если работе с молодежью уделять недостаточно внимания, то есть риск остаться без будущего. Принципиальным моментом «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» является тезис о привлечении детей и молодежи к самостоятельной духовной жизни в ответственном молитвенном предстоянии перед Богом. При чем речь идет о всех типах молодёжных групп: от воцерковлённой молодёжи и неофитах до представителей иных конфессий, и молодёжи, негативно настроенной к Православной Церкви.

Неоспоримым является тот факт, что воспитательная работа в молодежной среде сегодня должна иметь свои особые формы и методы, свои специальные подходы. В современном быстро меняющемся мире Церковь подчас не успевает находить те подходы, тот язык и те методы, благодаря которым Благая Весть, исходящая из уст церковных людей, будет услышана.

Опыт предшествующих поколений должен быть переосмыслен с учетом современной ситуации. Из этого опыта необходимо взять все лучшее и разработать современные способы и методы воспитания.

Таким образом, актуальность темы определяется необходимостью богословско-нравственного осмысления проблем нравственности современной молодежи и анализа педагогического опыта с целью расширения представления о причинах, приводящих к духовно-нравственному кризису молодежи и определения способов его преодоления в соответствии с требованием времени.

Цельработы - обозначить духовно-нравственные проблемы современной молодежи и указать на возможные пути их преодоления.

Достижение поставленной цели, предлагается осуществить посредством реализации следующих задач:

1. проанализировать и выявить нравственные проблемы современной молодежи;

2. определить основные принципы духовно-нравственного воспитания ребенка в семье на сегодняшний день;

Одна из ключевых проблем современной действительности - это пропаганда безнравственного образа жизни. Навязанные данной модели поведения разрушающе действует на характер подростка. Это способствует появлению в нем вредных привычек и ослаблению волевых и умственных качеств. Архиепископ Амвросий Харьковский отмечает: «Удовольствия, действуя на чувство и воображение, как на такие силы, которые больше принимают впечатления со стороны, чем действуют самостоятельно, больше возбуждаются и волнуются, чем собираются и правильно устанавливаются, - тем самым ослабляют деятельность нашего ума и воли» . В особенности это касается чувств и воображения детей в подростковом возрасте.

Отцы Церкви утверждают, что когда у молодого человека появляется привязанность к чему-то, он, в отличие от взрослого, отдается ей полностью. Вследствие постоянного повторения греха появляется страсть, а затем эта страсть становится вовсе образом жизни ребенка. Пагубность привычки в дальнейшем сказывается на характере ребенка. Все последствия недолжного воспитания начинают проявляться в нем так, что предотвратить их становится фактически невозможно. Подросток перестает слушать своих родителей и начинает искать себе поддержку вне дома, т.е. на улице, порой даже убегает из дома.

Среди друзей попадаются разные люди, каждый со своими недостатками и наклонностями. Вступая в общение с безнравственными детьми, он попадает под влияние их страстей и наклонностей. В такой компании, ребенок быстро начинает изменяться в худшую сторону. Усугубляется конфликт с родителями, падает успеваемость в школе, появляются вредные привычки. Такие подростки не редко становятся членами не формальных молодежных движений, представителями молодежной субкультуры, где они находят единомышленников, имеют возможность самовыразиться.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенной молодежной группы, обладающей общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.

В среде современных субкультур асоциального характера (диггеры, фрикки, байкеры, бэггеры, гопники, готы, кроссеры, лимоновцы, любера, новые левые, панки, растаманы, рэйверы, эмма, яппи, и др.) наблюдается отчужденность от всеобщих ценностей, единый поведенческий стереотип, замкнутость интересов, культурная отчужденность, отрицание всех авторитетов и их советов, которые находятся за пределами интересов группы. В некоторых субкультурах пропагандируется, оппозиция существующим в обществе нормам. Попав в такую группу, ребенок начинает, подобно своему окружению, вести безнравственный образ жизни.

Одной из ключевых проблем в нравственном становлении современной молодежи является отсутствие послушания и уважения к своим родителям. Чаще всего причина этого кроется в отсутствии взаимопонимания между родителями и детьми как основы в формировании подлинно нравственных ориентиров. Отсутствие взаимопонимания приводит к деформациям в семейных отношениях, отношениях между взрослыми и детьми. С одной стороны, это может приводить к бессилию родителей в деле воспитания детей, когда они, теряя рычаги влияния, пускают дело воспитания на самотек, развращают детей вседозволенностью, наслаждениями, не заслуженными похвалами. С другой стороны, отсутствие взаимопонимания, контакта может вызывать со стороны родителя, воспитателя агрессию и насилие в отношении детей.

Другим крайним проявлением является чрезмерная забота родителей о своих детях, ограждение их от забот, проблем, обязанностей, стремление сделать их жизнь максимально комфортной. Дело в том, что постоянное угождение прихотям ребенка, развивает в нем самомнение. За самомнением следует самолюбие, а за самолюбием - самоугодие. Опасность этих состояний состоит в том, что удовольствия становятся для ребенка главной целью жизни и причиной асоциальных поступков. Такой ребенок, попадая в школу, оказывается неготовым к встрече с трудностями, что, в свою очередь, может стать источником безнравственного поведения.

Приход в школу для ребенка есть новый и сложный этап его жизни. Не случайно психологи один из возрастных кризисов связывают именно с этим этапом. Новый коллектив (большой, сложный), новые требования, новый порядок, новый режим, новые отношения. Все это оказывает сильное влияние на психику ребенка, провоцирует у него защитные реакции. Избалованный ребенок, не готовый к новым условиям может не адекватно реагировать на новые ситуации. Он начинает сталкиваться с критикой, его интересы пересекаются с интересами других людей. Критичные замечания очень влияют на эмоциональное представление малыша о самом себе. Здесь кроется опасность, так как не каждый ребенок способен справиться со своим самолюбием, которое было взращено родителями. Ребенок, не воспитанный родителями должным образом, начинает противиться другим детям, защищая свою самость, или подпадает под влияние своих одноклассников, которые, тоже, были недолжным образом воспитаны своими родителями.

Еще одной огромной проблемой современной молодежи является вредные привычки, и как следствие их асоциальное поведение подрастающего поколения.

Психология утверждает, что вредные привычки - это не проблема отдельно взятого человека, сегодня это болезнь общества. Многие привычки и увлечения (курение, сквернословие, пивной алкоголизм и т.д.) настолько укоренились в сознании наших современников, что незаметно стали нормой. Сегодня многие недооценивают разрушительных последствий этой проблемы как для индивида, его близких, так и для общества в целом. Болезнь легче предотвратить, чем лечить. Поэтому очень важна работа по предупреждению, профилактики вредных привычек именно среди подрастающего поколения. В данном параграфе мы рассмотрим негативное воздействие вредных привычек на физическое и нравственное здоровье современной молодёжи.

Одной из самых распространенных пагубных привычек сегодня является сквернословие. Большинство людей не осознают, что имеют такой порок. Бранные слова становятся естеством человека, его образом мысли, самовыражением, проникая через ум, они поражают душу. Распространенность данной привычки говорит о том, с какой легкостью она овладевает человеком. Пожалуй, это одна из первых вредных привычек, которой может заразиться даже младенец.

В Священном Писании говорится: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере» (Еф. 4; 29). Нецензурная брань отрицательно воздействует на духовные качества ребенка и может стать причиной появления агрессии в детях. По мнению Святых Отцов, сквернословие, воздействуя на душу ребенка, постепенно меняет его восприятие и в большинстве случаев становится причиной нравственных проблем в подростковом возрасте . Преподобный Ефрем Сирин говорит: «…как прившедшее слово имело силу прав первородства, сообщенных рождением; так прившедшее злословие может произвести то же, что и убийство» . Привычка нецензурно выражаться в последствие может усугубиться более страшными привычками: курение, алкоголизм, наркомания.

Следующая группа пагубных привычек современной молодежи связана с увлечением компьютером, гаджетами и Интернетом.

Злоупотребление данным увлечением как медицинская и социальная проблема ввело в оборот сегодня целый ряд новых терминов, связанных с многочисленными расстройствами поведения и психики: сетеголизм (зависимость от интернет-сетей), кибераддикция (зависимость от компьютерных игр), виртуальная (компьютерная) зависимость, интернет-привязанность, интернет-аддикция, вебоголизм, PCU (патологическое использование компьютера), телефонамания и т.д. Многообразие перечисленных понятий говорит о широте рассматриваемой проблемы.

Еще большую опасность компьютер представляет для детской неокрепшей психики. В сравнении со взрослыми у детей и подростков стихийное и бесконтрольное использование компьютера намного быстрее и легче приводит к развитию зависимости, что приводит к нарушению социальной, эмоциональной и познавательной сферы. У зависимого подростка развиваются такие качества как: неуверенность в себе, истинная или «предохранительная» заниженная самооценка, фрустрация (чувство не успешности на фоне мощных, неосуществленных желаний), чувство покинутости, замкнутости, коммуникационные трудности, интеллектуализация. Компьютерные игры вызывают в человеке зависимость, отстраненность от внутрисемейных традиций и агрессию к запретам и упрекам родителей и близких . Наряду с этим, происходит полное разрушение тела, души и духа ребенка. Виртуальный мир разрушает его личностные качества и не дает им полностью раскрыться.

Другим опасным увлечением современной молодежи является посещение ночных клубов. Дискотека в ночное время оказывает пагубное влияния на физическое и нравственное здоровье: нарушаются естественные биоритмы человека, смещается время бодрствования и сна, в условиях бесконтрольности у подростка формируется страсть к вседозволенности, чувственным наслаждениям, потребительскому отношению к жизни. Клубная ритмичная музыка и присутствие лиц противоположного пола могут подтолкнуть ребенка к ранней половой жизни. Одобрение ровесников, разделяющих с ним эти удовольствия, способствует укоренению в подростке возникших устремлений.

Употребление новых «легких» наркотиков (соль, спайс) привели в недавнем времени к вспышке употребления наркотиков среди молодежи. Особенно сложная ситуация сложилась в Сургуте, Тобольске, Тюмени. Проблема осложняется тем, что определить, принимал ли ребенок наркотик, совсем не просто, к примеру, у «спайса» очень короткий период опьянения - родители могут ничего не заметить, если ребенок отсутствует дома всего пару часов. Наркозависимый представляет опасность не только для себя, но и для окружающих. Статистика показывает, что почти половина преступлений совершается под воздействием наркотических препаратов . Подросток, употребляющий наркотики, нередко встает на путь воровства, разбоя, проституции и даже убийства .

Лаконичная оценка наркомании была дана протоиереем Михаилом (Денисовым): «…наркотики - это явление, которое является естественным в этой культуре, логический финал всех наслаждений, вершина пирамиды удовольствий и одновременно тупик, вечная смерть» .

Таким образом, вредные привычки - это действительно страшное орудие. Являясь порождением антисоциальной среды, они становятся угрожающим фактором, который способствует постепенному упадку нравственности в среде молодежи. Каждая страсть, так или иначе, уничтожает в человеке положительные личностные качества. Вместо себя страсти оставляют только пустоту и угрызение совести, которые могут впоследствии привести к длительной депрессии, отчаянию, гневу, неврозам, психическим заболеваниям или, вовсе, к убийству или самоубийству .

В качестве причин, порождающие безнравственность и нравственные проблемы современной молодежи следует выделить следующие:

Грехопадение и его последствия как причина отпадения человека от Бога и движущий фактор стремления к греху;

Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми как условия формирования нравственных ориентиров, что и становится причиной появления наклонностей к греху;

Отказ от воспитания как основной задачи образовательного учреждения;

Современная пропаганда оккультных и безнравственных учений как возбудитель греховных стремлений;

Распущенность нравов и одобрение греха в обществе как толчок в греховную жизнь;

Вредные привычки и пристрастия как движущий фактор асоциальных поступков.

Таким образом, к нравственным проблемам современной молодежи мы относим следующие: непослушание родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; формирование культа «удовольствия», нравственная и половая распущенность.

Таким образом, проблема нравственного воспитания молодежи есть одна из главных задач Русской Православной Церкви. Сегодня общество глубоко поражено плодами безбожия.

Развитию безнравственности у современной молодежи сегодня способствуют такие проблемы как: отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми, развращенность части общества и пропаганда псевдоценностей, которые зачастую ориентированы на извращение всего доброго и истинного в человеке.

В числе основных нравственных проблем современной молодежи мы можем выделить: непослушание и неуважение к родителям, стремление освободится из-под их опеки; потеря нравственных ориентиров и ценностей; стремление к удовольствиям и наслаждению; подражание ложным авторитетам; нравственная и половая распущенность.

Обширный пласт христианской педагогики предлагает нам сегодня проверенный временем опыт нравственного воспитания молодого поколения. Христианские педагоги настаивают на искоренении греховных наклонностей в ребенке через взращивание добродетелей: Страх Божий, совесть, послушание, целомудрие, любовь, честность, щедрость. Достигнуть этого возможно на нравственных основаниях и с помощью: собственного примера нравственной жизни родителей; правильного понимания Бога; приобщения к таинствам церкви, домашней молитве и делам милосердия; устранения от соблазнов и земных стремлений; проявления любви и сострадания, доверия и уважения; проведение бесед и нравоучений на духовную тему; распорядка и дисциплины.

Список литературы

  1. Амвросий Оптинский, преп. О христианской жизни в миру// Отечник. Воспитание детей. М., 1997.
  2. Абраменкова В. Ребенок в «зазеркалье» [Электронный ресурс] / URL: https://studfiles.net/preview/5576578/page:4/
  3. Берестов Анатолий, иером. Подсевший на игру. М., 2007.
  4. Денисов Михаил, иерей. Воспитание подрастающего поколения и средства массовой информации: проблемы и перспективы[Электронный ресурс] / URL: //http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/04/03/vospitanie_podrastayuwego_pokoleniya_i_sredstva_massovoj_informacii_problemy_i_perspektivy/
  5. Ефрем Сирин, преп. О духовном состоянии// Ефрем Сирин, преп. Творения, том 2. М., 1993.
  6. Нецензурная брань. Ее пагубная сущность. М., 2000.

на региональном и местном уровне, обеспечивающего регулярную и многоаспектную оценку процессов, происходящих в молодежной среде. Социальный мониторинг, как известно, представляет собой структурно и функционально организованную систему информационно-аналитических служб, компьютерных и коммуникационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, накопление, хранение, обработку, анализ и предоставление пользователям сведений о состоянии и динамике изменений социального пространства страны и региона в целях диагностики и прогнозирования происходящих в нем социальных процессов.

Важнейшей функцией социального мониторинга регионального молодежного субсоциума является научно-информационное обеспечение региональной молодежной политики на всех ее этапах - от изучения социальных характеристик РМС до принятия управленческого решения. Социальный мониторинг РМС включает в себя четыре последовательных этапа:

1) сбор, систематизация и первичная обработка статистической и социологической информации об изучаемом объекте с учетом количественных и качественных показателей (социально-демографических, профессио-

нальных, образовательных, отражающих социальное самочувствие и ценностные ориентации);

2) социальная диагностика сущностных характеристик и параметров развития РМС, определение точек «социального напряжения» в молодежной среде;

4) анализ результатов принятия управленческого решения на основе наблюдения за ходом его реализации в молодежной среде.

Таким образом, анализируя процессы развития молодежи в отдельном регионе, сравнивая их с процессами, происходящими в других регионах, мы получаем возможность создания типологического портрета регионального молодежного субсоциума как составной части молодого поколения страны. Развертывание в 1995 г. системы мониторинга РМС в Республике Мордовия позволило осуществить оперативный и регулярный сбор и анализ информации о состоянии и тенденциях развития молодежи региона, подготовить целый ряд научно обоснованных управленческих решений, которые нашли отражение в ежегодных докладах Правительству РМ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Сухарев А. И. Основы регионологии: сб. ст. / А. И. Сухарев; НИИ регионологии. - Саранск, 1996. - 120 с.

Поступила 13.07.11.

МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева

В статье анализируются результаты социологических исследований морально-нравственных ориентаций российской молодежи, определяются приоритетные ценности и жизненные цели молодого поколения.

Вопросы морали и нравственности современного молодого поколения часто ставятся и бурно обсуждаются в российском обществе. О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи много говорят и пишут. Ряд публикаций в

СМИ, высказывания известных деятелей страны да и простых обывателей носят критический характер. Молодежь упрекают в аморальности, отказе от традиционных для россиян ценностей и меркантилизме. Вместе с тем существует и противоположная точка

О Н. А. Вишнякова, Е. И. Долгаева, 2011

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | М» 3

зрения: государство под руководством Президента реализует множество проектов, направленных на молодежь; многие считают, что современные молодые люди достойно продолжают традиции родителей.

При изучении молодежи достаточно трудно провести комплексное исследование, которое смогло бы дать ответы на все вопросы относительно морали и нравственности современного молодого поколения. При изучении молодежи социологи часто используют понятия «морально-нравственные ценности», «ценностные ориентации», «принципы». Одним из наиболее значимых и объем-

ных исследований молодежи XXI в. стал аналитический доклад, подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации . Исследование проводилось в марте-апреле 2007 г., в опросе участвовали 1 796 чел. в возрасте от 17 до 26 лет включительно. Исследователи пытались выяснить, насколько значимы для молодежи моральные нормы и принципы (табл. 1). Ответы на данный вопрос показывают, что 54 % респондентов считают моральные нормы актуальными и не подверженными влиянию времени.

Таблица 1

Суждения молодежи об актуальности моральных норм

Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы уже устарели 45

Основные моральные нормы не подвержены влиянию времени, они всегда актуальны 54

Затрудняюсь ответить 1

В то же время 55 % опрошенных отметили, что в современном жестоком мире им иногда приходится переступать

через моральные нормы (табл. 2). Принципиальных последователей морали оказалось 44 %.

Таблица 2

Суждения молодежи о возможности (невозможности)

переступить через моральные принципы

Вариант ответа Процент от общего числа респондентов

Современный мир жесток, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы и нормы 55

Я лучше не добьюсь успеха в жизни, но никогда не переслуплю через моральные принципы и нормы 44

Затрудняюсь ответить 1

Таким образом, в ответах респондентов наблюдается противоречие: 54 % молодых людей отмечают актуальность и неизменность моральных норм в жизни человека, но лишь 44 % готовы отстаивать собственные принципы даже в ущерб личному успеху.

Далее респондентам был задан вопрос: «Какие из следующих поступков никогда не могут быть оправданы, какие могут быть допустимы иногда, а к чему надо относиться снисходительно?». Выяснилось, что подавляющее большинство респондентов не могут оправдать заброшенность и плохое воспитание детей (93 %), жестокое обращение с животными (83 %) и употребление наркотиков

(82 %). Недопустимы измена Родине (78 %), гомосексуализм (67 %), публичное проявление неприязни к людям других национальностей (62 %). Неодобрение опрошенных вызывают также пьянство и алкоголизм (59 %), хамство, грубость, нецензурная брань (55 %). Показательно, что в отношении моральных норм, регулирующих сферу семейной жизни (супружеская измена - 49 %, аборты - 34 %), молодежь оказалась не так строга, как к хамству и грубости. Более половины современных молодых людей могут оправдать измену, 66 % допускают аборты. Если учитывать, что более 90 % опрошенных не приемлют заброшенность и плохое воспита-

Серия «Социологические науки*

ние детей, то аборт оказывается для современных молодых людей своеобразным выходом, позволяющим не дать родиться ребенку, который потом может оказаться ненужным. Неоднозначно складывается ситуация и с патриотизмом. С одной стороны, 78 % опрошенных считают недопустимой измену Родине, с другой - почти столько же (76 %) оправдывают уклонение от службы в армии. Скорее всего, служба в армии в сознании молодежи никак не связана с патриотизмом.

Распределение ответов на вопрос об ориентации молодежи на Россию или зарубежную страну как место постоянного жительства выглядит следующим образом: 56 % респондентов считают, что большинство молодых людей предпочли бы жить и работать в России, 43 % уверены, что их сверстники хотят уехать и жить за границей. В целом немногим менее половины опрошенных убеждены, что зарубежные страны предпочтительнее для жизни. Результаты исследования показывают, что примерно пятая часть молодежи не считает жизнь и труд в другой стране изменой Родине.

Важным представляется анализ суждений молодежи о том, что является необходи-

Главную опасность 54 % молодых людей видят в утрате средств к существованию, что подтверждает наличие у них в качестве одного из жизненных приоритетов материальное благополучие. Значительная часть опрошенных (39 %) опасаются за свою жизнь и жизнь близких. Тревогу по поводу собственной семейной жизни выразили лишь 28 % респондентов, что можно объяснить уверен-

мым в воспитании детей, так как прививаемые ценности должны быть значимы и для родителей. Тремя главными ценностями, ко- -торые нужно воспитывать в детях, по мнению молодежи, являются доброта, честность, отзывчивость (53 %), хорошее образование (50 %), любовь к семье, близким (47 %). Гораздо менее актуально воспитание веры в Бога (6 %), хотя именно она, по мнению молодежи, формирует все наиболее значимые ценности.

Цели современной молодежи изучались Фондом общественного мнения в 2002 г. По результатам опроса 1 500 респондентов в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик Российской Федерации были собраны данные относительно приоритетных целей и опасений молодежи .

В табл. 3 показаны ответы на вопрос: «Как вы думаете, к чему стремится современная молодежь, какие цели она ставит перед собой?». Таким образом, наличие социально неодобряемых целей (или отсутствие целей) отмечают более 60 % опрошенных, в то время как только треть из них уверены в наличии у молодежи социально одобряемых целей.

ностью в собственных возможностях или низким приоритетом данной ценности в сравнении с другими.

Результаты этого социологического опроса в основном соответствуют данным об иерархии ценностей молодежи. По результатам экспертного исследования, проведенного в 2007 г. Фондом имени Питирима Сорокина , иерархия доминирующих ценностей

Таблица 3

Вариант ответа % по России % по Москве

Материальное благополучие, обогащение 35 44

Получение образования 16 14

Наркомания и пьянство 8 4

Работа, карьера 7 4

Безделье 4 1

Самореализация 4 5

Удовольствия, развлечения 3 3

Независимость 3 3

Воровство 1 1

Подражание Западу 1 0

Другое 2 1

Нет цели 17 18

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2011 | № 3

молодых россиян выстраивается следующим образом:

1) материальное благополучие;

2) ценность «Я» (индивидуализм);

3) карьера (самореализация);

5) стабильность;

6) свобода;

7) уважение к старшим;

8) бог (вера в Бога);

9) патриотизм;

10) долг и честь.

Таким образом, результаты приведенных исследований являются в какой-то степени противоречивыми, что подтверждает мнение подавляющего большинства ученых о том,

что ценностная система молодежи находится в стадии формирования. Это связано со спецификой социализации молодежи, завершением первичной ее стадии и началом вторичной. Сложность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные процессы накладываются на прежние, пройденные в первичной социализации. Именно это порождает проблему согласования между ними.

В целом можно сказать, что ведущими ценностями молодежи являются индивидуальные (достаток, независимость и самореализация). Общественные ценности (уважение старших, патриотизм) тоже принимаются молодежью, но в меньшей степени и не в ущерб личным интересам.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Молодежь новой России: ценностные приоритеты. Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, Москва 2007 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.isras.ru/analytical__report_ Youth.html. - Загл. с экрана.

2. Цели современной молодежи, ФОМ, отчет от 20.06.2002 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bd.fom.ru/report/cat/val_/dd022434. - Загл. с экрана.

3. Ценности в современной России: итоги экспертного исследования, проведенного с 15 июня по 10 сентября 2007 года / Фонд имени Питирима Сорокина [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salvador-d.ru/files/cennosti.ppt. - Загл. с экрана.

Поступила 13.07.1 /.

РЕСУРСНЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)

А. А. Зинин

В статье представлена социологическая оценка ресурсных притязаний молодежи в Республике Мордовия. На основании гипотезы авторского социологического исследования и предложенных индикаторов анализируются материальные и профессионально-статусные притязания молодежи региона. Автор также рассматривает притязания молодых людей в сфере культурно-досуговых практик.

В начале нового столетия Россия столкнулась с ситуацией хронического отставания от мировых конкурентов (в первую очередь западных стран), а российское общество застыло в состоянии напряженного ожидания будущего. Понимая все это, современная российская власть в социальной риторике сделала упор на слово «модернизация»,

предполагающее не только внедрение новых технологий, но и приход новых людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить преобразования и разрабатывать инновационные технологии. Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В связи с этим представляется интересным рассмотре-

© А. А. Зинин, 2011

Серия «Социологические науки»

Современный мир чрезвычайно активно и стремительно меняется. Перемены происходят и в людях, в первую очередь молодых людях. Актуальные проблемы молодежи отражают несовершенства и пороки всего общества. Поэтому решение этих трудностей окажет влияние на благосостояние всего социума.

Безработица молодежи как социальная проблема

Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи. Государственные программы по обеспечению молодых семей собственным домом практически не осуществляются. А ипотека становится неподъемным ярмом.

Проблемы нравственного воспитания молодежи

Не имея жизненных перспектив, вынужденные вести борьбу за выживание, многие молодые парни и девушки становятся частью криминального мира. Социальная необеспеченность семей, необходимость поисков заработка сказываются на культуре и образовании молодежи: они отдаляются от учебы, духовных идеалов

Низкие жизненные условия, неблагополучность, отсутствие возможности реализации толкает молодых людей к опробованию спиртного и наркотиков. Проблема алкоголизма среди молодежи обладает чудовищными масштабами. Что и говорить: уже каждый второй старшеклассник употребляет спиртные напитки дважды в неделю. Проблема наркомании среди молодежи также является актуальной. Кстати, такая зависимость возникает не только у ребят из малообеспеченных семей: многие наркоманы – дети состоятельных родителей.

Немалы размеры проблемы курения среди молодежи. Каждый третий старшеклассник курит постоянно. Ведь среди молодых людей существует ошибочный престиж курения, которое, по их мнению, выглядит «модным» и раскрепощает.

Проблемы культуры современной молодежи

Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

Кроме того, существуют проблемы досуга молодежи. Во многих городах и селах не создано условий для культурного проведения свободного времени: нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Вот и юношам и девушкам сидеть перед телевизором или компьютером, в компании сверстников с сигаретой и бутылкой в руках.

Духовное обнищание нашло свое отражение и в проблеме речевой культуры современной молодежи. Низкий уровень образования, общение в интернете, создание молодежных субкультур способствовали развитию сленга, далекого от правил литературного русского языка. Следуя моде, молодое поколение использует в речи бранные слова, сленговые выражения, нарушает языковые нормы.

Психологические проблемы молодежи

Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Пути решения проблем молодежи состоят в целенаправленной систематической политике государства, не только на бумагах и речах. Власти должны по-настоящему осознать, что молодые юноши и девушки – это и есть будущее страны.