Степная зона россии. Жизнь степи Степи жизнь и быт людей

Что такое степь

Определение 1

Степь – это безлесый природный комплекс, сформированный в условиях умеренного континентального климата, в котором преобладают травянистые формы растительности.

Многие писатели описывали красоту и бескрайность степи, ее щедрость и величие. Со степью связаны жизнь и быт целых народов. И мы не можем не уделить внимание этому природному комплексу.

Географическое положение степной зоны

Зона степей занимает юг Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири, предгорья Северного Кавказа. С запада на восток степная зона тянется сплошной полосой до Алтая. При дельнейшем продвижении на восток мы встретим степные ландшафты в межгорных котловинах Южной Сибири (Кузнецкая, Минусинская, Тувинская котловины, котловины Забайкалья).

В отличии от большинства природных зон, лесостепи и степи не занимают сплошную полосу от западной окраины материка до восточной. Они появляются в южных районах умеренного пояса на некотором удалении от побережья.

Рельеф и климат степи

Именно рельеф и климат обусловили подобную особенность географического положения степи. Рельеф степной зоны представлен холмистыми равнинами на платформенных участках земной коры. В отдельных районах на поверхность выходят скальные образования фундамента платформы – тектонические щиты.

Степи хорошо прогреваются летом. Средние температуры июля составляют $+21°$С-$+25°$С. Средние температуры января снижаются с запада на восток от $-5°$С на Восточно-Европейской равнине до $-25°$С в Красноярском крае.

Количество осадков снижается с запада на восток от $ 600$ мм в год в европейской части России, до $200$ мм в центральных районах Сибири. Нарастание континентальности связано с господствующим в умеренных широтах западным переносом воздушных масс. Рельеф способствует беспрепятственному перемещению ветров во всех направлениях. Поэтому в степи часто бываю бураны, пыльные бури. Проникающий арктический воздух может приносить длительное похолодание.

Осадки выпадают преимущественно весной. Зимы, как правило, малоснежные. Летом часто случаются засухи, которые усиливаются суховеями из центрально-азиатских регионов.

Особенности почв степной зоны России

В условиях повышения температур и снижения влажности, на лессовидных суглинках сформировались черноземы – самые плодородные почвы нашей страны. Климатические условия способствуют развитию процессов гниения и накоплению гумуса в верхних слоях почвы, а обилие травянистой растительности обеспечивает поступление растительных останков для накопления гумуса. На севере зоны и на Кубани мощность гумусного горизонта может достигать $100$ см. В южных районах степной зоны сформированы южные черноземы, с мощностью гумусного слоя до $25 $ см. Еще южнее, в условиях повышения температур и дальнейшего уменьшения количества осадков, на смену черноземам приходят каштановые почвы. Они менее плодородны и нуждаются в увлажнении. Встречаются участки солончаков и засоленных почв.

Флора и фауна зоны степей

Степи – царство травянистой растительности. На севере зоны распространены разнотравно-злаковые степи , а в южных районах – типчаково-ковыльные . Типичными представителями флоры степей являются: тимофеевка луговая, мятлик, тонконог, полынь, ковыль, овсюг (дикий овес), клевер, чина луговая . В степных балках и долинах рек могут формироваться леса.

Травянистая растительность – это прекрасная кормовая база для многих видов грызунов. В степи водятся суслики, полевки, хомяки, сурки, пищухи, слепыши, полевые мыши (не путать с полевками). Они, в свою очередь, служат основной пищей для ласок, хорьков, диких котов, волков и лисиц , для хищных птиц (ястреба, луня, канюка, сов ). В долинах рек, на берегах озер обитают цапли, журавли, утки .

Замечание 1

Самая крупная птица степной зоны – дрофа .

Широко представлены птицы отряда воробьиных. Повсеместно встречаются также земноводные (жабы, лягушки ) и рептилии (ящерицы, ужи, гадюки ).

Роль степи в жизни человека

Трудно переоценить роль степи в жизни человечества. Изначально коренных жителей степных районов называли степняками. Занимались они кочевым скотоводством. Позже степи начали распахиваться. Развивалось земледелие. Это привело к коренному преобразованию всего природного комплекса. Существенно сократилась численность и видовое разнообразие диких видов растений и животных. Культивировались новые, привнесенные виды и сорта растений.

Распахивание огромных площадей в условиях сильных ветров грозит ветровой эрозией и потерей почв вообще. Огромные убытки принесли пыльные бури $1957, 1968, 1993$ годов. Частицы почвы из наших степей были занесены В Центральную Европу.

Замечание 2

Для борьбы с пыльными бурями в степях создана сеть ветрозащитных лесополос и искусственных лесомассивов. Для борьбы с засухой создана сеть оросительных каналов. Много внимания сегодня уделяется и сохранению видового разнообразия растительного и животного мира нетронутых целинных участков степи.


Сейчас антропогенный ландшафт изменил облик природы и во многом микроклиматы. Той европейской степи, располагавшейся в полосе между 52 и 48° северной широты, о которой будет говориться ниже, уже нет, но в отличие от Золотой Орды, ценоз степи был детально изучен биологами, и в общих чертах предста
вить его особенности не представляет труда.

В степи в древности и средневековье не случайно жили только кочевники, но не земледельцы. Не случайно, в средневековье Великая степь до Золотой орды не была страной городов. Климат степей Евразии суров и плохо приспособлен не только для земледелия, но и для жизни людей.
Степь отличается сезонной и суточной контрастностью температур с сильным перегревом земли летом и резким остыванием зимой, большим суточным перепадом дневных и ночных температур. “Степной климат отличается от климата других ландшафтных зон прежде всего поразительным непостоянством, - пишет Вячеслав Мордкович, - Жизнь между засухой и потопом, жарой и холодом - обычное состояние экосистем степного типа. Климатические контрасты проявляются также чередованием морозных дней и оттепелей зимой, внезапным похолоданием летом или таким же неожиданным потеплением (до 30°С) рано весной в апреле, когда еще не полностью растаял снег”. Летом “холодный душ” сменяется изнуряющей жарой и засушьем. “Даже в середине лета бывают похолодания как в тундре. Среднесуточная температура воздуха в июле может вдруг опуститься с 30 до 7°С... Требуется всего 2-3 часа, чтобы температура поверхности степной почвы подскочила с 16 до 42°С. Суточная амплитуда температур воздуха в степи даже в середине лета достигает 31°С” (Судьба степей, с. 129, 140, 142).
Практически вся выпадающая атмосферная влага (80%) в степи приходится на летние месяцы, причем крайне неравномерно: в июне-июле от Молдавии до Дона - засуха. С третьей декады сентября все евразийские степи погружаются в зимнюю спячку либо из-за нехватки тепла, либо воды, либо того и другого. Иногда вся влага может выпасть одним большим летним ливнем и быстро испариться из-за жары, а во все остальное время - сушь, из-за которой в степи не растут деревья, мало сочного разнотравья и у людей пересыхает язык во рту. Растения могут использовать не более одной пятой выпадающей в степи влаги. Через каждые 3-4 года в степи повторяются сильные засухи. Не случайно земледелие кочевников сводилось к весеннему посеву и уходу от поля с возвращением к нему лишь осенью, сбору скудного урожая, если он был.
Степной климат нашего материка определяется областью высокого давления, которая тянется узким языком на запад от Сибирского антициклона, проходя по условной линии, соединяющей города Кызыл - Уральск - Саратов - Харьков - Кишинев - Секешфе-
хервар. Эта условная линия названа Большой климатической осью Евразии. Ось служит ветроразделом на материке. Зимой к северу от нее, там, где располагается зона лесостепи и леса, где в средневековье жили земледельцы, дуют теплые ветры с запада и юго-запада, несущие осадки. К югу, там, где находятся степи, полупустыни и пустыни, где преобладают сухие и холодные северо-восточные и восточные ветры, в средневековье жили только кочевники.
“Узкий язык от области высокого атмосферного давления и степи, тесно связанные с этим своеобразным климатическим явлением, вонзаются в Европу как холодный клинок. В страны мягкого климата, сочных, ярких ландшафтов и комфортного людского быта степи пропускают морозы, засухи, виды растений и животных, способных выносить суровые внешние условия, а в VII-XII вв. - армии кочевников”, - пишет Вячеслав Мордкович.
Направление ветров продиктовано движением воздушных потоков в антициклонах по часовой стрелке, из центра, где атмосферное давление высокое, к окраинадо, где оно ниже. В январе сильный перепад давления между Атлантикой и Сибирью создает мощную воздушную тягу от центра Азии к Атлантическому океану. Этот морозный “сквозняк” выбирает свой путь между возвышенностями, горами по ровным низким пространствам.
Территории к северу от Большой климатической оси Евразии получают зимой больше осадков, чем к югу от нее. Глубокий снежный покров предохраняет почву от чрезмерного промерзания. Весной здесь не просто много воды, но особенность паводка в том, что вода не сбегает сразу в реки, а постепенно просачивается в почву, увлажняя ее. К югу же от Большой климатической оси Евразии вода весной быстро испаряется, не успев просочиться в мерзлую почву. Степи получают воды не меньше, чем лесные экосистемы весной при таянии снега, а летом - от ливневых дождей. Однако период обильного увлажнения в степях быстро сменяется засухой (Судьба степей, с. 27-28, 30, 33 - 35).
Можно сказать, что жизнь в степи зависит от воды. Как четко заявил Игорь Иванов в специальном докладе на семинаре “Человек и природа - проблемы социоестественной истории”, богатство видов и интенсивность жизни степи во всей ее истории - от плейстоцена до голоцена - определялась не столько похолоданиями и потеплениями и толщиной гумусного слоя, сколько уровнем увлажненности (см. также Иванов 1997-1). Не случайно степные города Золотой Орды выросли на реках.

Биоценоз степи устроен таким образом, чтобы максимально сохранить влагу и фитомассу в засушливые периоды. О структуре почв, жизнедеятельности растений и животных в этом направлении Станислав Мордкович и Сергей Баландин пишут следующее.
Мордкович: “Типичный профиль зрелого чернозема выглядит следующим образом. С поверхности лежит трех-, четырехсантиметровый слой степного войлока. Его основу образуют отмершие, но еще не успевшие разложиться, надземные части степных растений... Под степным войлоком располагается дернина - горизонт толщиной 3-7 см, густо пронизанный живыми и мертвыми корнями... Она очень плотная и упругая, как батут. Даже очень сильному землекопу трудно пробить ее лопатой. При распашке дерновой горизонт полностью уничтожается... Ниже дерновины следует собственно гумусовый горизонт черного цвета мощностью от 35 до 130 см.”
Баландин: “Умеренное вмешательство человека, будь то выпас скота или выкашивание с целью заготовки сена, приводит к процветанию растительных сообществ”. Степной войлок (litter) снижает испарение и улучшает водный режим верхних горизонтов почвы. “Степной войлок угнетает развитие дерновидных злаков, и в то же время способствует поселению и росту злаков корневищных. В условиях ослабленной конкуренции со стороны дерновидных злаков появляется возможность для развития кустарников и даже некоторых древесных пород. Кроме того, степной войлок задерживает семена плодоносящих растений, которые буквально “зависают” в его толще и, не достигнув почвы, погибают... В естественных условиях накоплению мощного слоя подстилки препятствует съедание части растений многочисленными животными фитофагами и случайные степные пожары, вызываемые ударами молний. ... Подстилка все время нарушается, разбиваемая копытами. При этом у семян многих растений появляется возможность проникнуть в почву; некоторые из них просто втаптываются в землю, что существенно облегчает их прорастание... До заселения человеком евразийских степей в них паслись стада сайгаков и диких лошадей - тарпанов... Кроме того, свою лепту вносили грызуны, а также некоторые насекомые”.
Мордкович: “Непрерывные кочевки - необходимое условие выживания крупного животного в ландшафте степного типа... Прерии и степи не могут быть полностью съедены копытными,
благодаря их непрерывным перемещениям. На ходу травоядные не успевают съесть всю траву сразу, а скусывают лишь верхушки растений...
Кочевки происходят не хаотично, а в соответствии с основными векторами экологических условий в степной ландшафтной зоне, т.е. с севера на юг и обратно, или же в направлении с запада на восток. Зимой обильные снегопады на севере степной зоны делают недоступной сухую траву (ветошь), которой питаются в это время года копытные. Поэтому они вынуждены перемещаться к югу, где сухая трава, стоящая на корню, доступнее. Летом засуха вынуждает травоядных, а вслед за ними хищников, откочевывать в северные или западные регионы степной зоны.:.
Стадный образ жизни облегчает добычу корма, особенно в зимнее время, когда стадо идет колонной, впереди находятся самые сильные самцы, которые своими крепкими копытами разбивают снежный наст. Из этих копанок молодые члены стада легко достают травяную ветошь... Если бы копытные при огромной плотности их населения были равномерно распределены по всему пространству степи или прерии, они съели бы всю надземную массу растений за несколько дней, не давая ей возможности отрастать” (Судьба степей, с. 43, 75-76, 87-88, 90).
Но копытные не распределялись равномерно по всему пространству степи, этому в естественных условиях мешали хищники. Они вынуждали стада непрерывно двигаться, они заставляли располагаться сильным самцам по периферии стада, чтобы защищать молодняк, самок и слабых особей. Они регулировали численность млекопитающих, осуществляя естественный отбор.
До человека степь находилась в состоянии устойчивого гомеостазиса. Как образно пишет Сергей Баландин, “Степь, как хороший туркменский ковер, нуждается, чтобы ее потоптали” (Судьба степей, с. 76). Чем больше копытные топчут степь, тем больше на ней травы. Но топтать степь можно не беспредельно, хотя рекреационные возможности степного биома поразительно велики: “поверхность степи, утрамбованная скотом до состояния, напоминающего асфальтовое покрытие, уже через три года после снятия пастбищной нагрузки восстанавливает исходную форму...” (Судьба степей, с. 134).
Появление человека сделало степной гомеостазис менее устойчивым по ряду причин. Степные города создавались на пустом месте. Люди, их заселившие, не знали, как вести себя в степи, не
знали, что навыки, выработанные предками в других природных условиях, могут оказать на новом месте плохую услугу. Зачастую не знали новую степь и кочевники. Она казалась им несравнимо более богатой их прежних родных мест, но они не знали границ ее возможностей, за которыми следует экологический кризис или локальная экологическая катастрофа.
Границы эти определены прежде всего общей универсальной закономерностью: физическая масса домашнего скота при полностью антропогенном ландшафте или суммарная масса домашних и диких животных при не полностью антропогенном не может превышать массу диких копытных, которые здесь были до человека. Кроме того, для сохранения экологического равновесия биоценоза степи большое значение имеет соотношение отдельных видов животных в общем их количестве. Время от времени, как это было в Рын-песках в XIX в. или сегодняшней Монголии, скотоводы попадают в экологический “капкан” превышения удельного веса овец и коз в общем поголовье.
Человек защитил от хищников самых слабых копытных - овец. А овцы оказывают самое сильное давление на землю, как в прямом, так и в переносном смысле слова. Овца, в отличие от крупных копытных, двигается медленно и топчет землю основательно. В овечьих загонах, в отличие от коровьих, не увидишь и травинки. Давление маленьких овечьих копытец на единицу площади в четыре раза превышает давление гусениц среднего танка (Судьба степей, с. 164). Если крупные копытные лишь обкусывают траву, то овца, по народному бурятскому выражению, - “стрижет”.
В современной Бурятии сокращение поголовья овец сразу отозвалось снижением темпов деградации почв (Панарин, с. 100). Как свидетельствует исследование экологической катастрофы в Волго- Уральском междуречье в XIX-XX вв., осуществленное Игорем Ивановым, там кризисные явления были спровоцированы резким увеличением поголовья скота (с 200 тыс. до 5 млн. голов), в котором 77% составляли овцы (Иванов 1995, с. 181). В Прикаспии степь сохраняется при плотности менее 0,7 овцы на гектар, при более одной пустыня (Мирошниченко, с. 40). Для Калмыкии принято такое соотношение: при населении 300 тыс. человек, 1 млн. овец (69%),
200 тысяч лошадей (13,8%), 200 тысяч коров (13,8%), 50 тысяч верблюдов (3,4 %) (Виноградов и др., с. 103).
Экологическая катастрофа в Прикаспии ясно показывает, что традиционное скотоводство не гарантировано от кризисов, хотя чаще всего до кризиса дело не доходит. Другое дело, если степь обрастает городами, притягивающими кочевников со своими стадами. Здесь возможно то же явление, что и на водопоях, вблизи которых уже ничего не растет.
Иными словами, даже средневековая урбанизация чревата нарушением по крайней мере локального экологического равновесия в степях. Однако само существование Золотой Орды - с учетом ее границ, особенностей климатических поясов, неразвитости средневековой инфраструктуры объективно требовало локального сосредоточения в степях - географическом центре государства, не только административного и экономического управления, но скота и промышленности, что ложилось дополнительным бременем на биоценоз степи.

Степь — это равнинная ландшафтная зона, расположенная в умеренных и субтропических поясах Северного и Южного полушария. Степи распространены на всех континентах, за исключением Антарктиды.

К сожалению, этот вид природного ландшафта постепенно исчезает с лица земли. Причин много: распашка земли, браконьерство, интенсивный выпас скота, пожары.

Общая характеристика степи

Для степей характерно практически полное отсутствие деревьев. Исключения составляют искусственные насаждения вдоль проложенных дорог и лесополосы возле водоемов. Зато в степи произрастает большое количество травянистых растений и кустарников.

Однако стоит помнить, что равнинное безлесное пространство с влажным климатом уже не является степью. Это зона болотистых лугов, а на севере при таких условиях образуются тундры.

Природные зоны степей

Степная природная зона располагается между лесостепью и полупустыней. Степь - это безлесное пространство, сплошь покрытое травами. Травы образуют практически сомкнутый ковер.

Степные растения отличаются способностью переносить засуху и зной. Как правило, листья у степных растений мелкие, сероватые или сизо-зеленые. Многие растения обладают способностью сворачивать листья во время засухи, чтобы предотвратить испарение.

Поскольку степи занимают обширные пространства, виды растений очень разнообразны. Огромное значение для человека имеют, в первую очередь, кормовые растения: клевер, люцерна, кукуруза, подсолнечник, топинамбур. Свекла, картофель, а также зерновые: овес, ячмень, просо.

Среди степных растений также выделяют лекарственные травы и медоносы.

Животные степи мало чем отличаются от фауны пустынь и полупустынь. Им также приходится приспосабливаться к знойному лету и морозным зимам. Из копытных чаще всего встречаются антилопы и сайгаки, из хищников - лисы, волки и манулы. Много грызунов (сусликов, тушканчиков, сурков), пресмыкающихся и насекомых. Среди степных птиц обычно встречаются степные орлы, дрофы, жаворонки, луни. Большинство представителей пернатых зимой улетает в теплые края.

Многие степные животные и птицы находятся на грани вымирания и занесены в Красную книгу.

Виды степей

Виды степей выделяют в зависимости от соотношения злаковых и травянистых растений.

. Горные — характеризуются пышным разнотравьем. Пример — горные степи Кавказа и Крыма.

. Луговые , или разнотравные — здесь произрастает самое большое количество видов степных растений. Луговые степи контактируют с лесами, а почвы их богаты черноземом. К этому виду относится большая часть степей европейской части России и Западной Сибири.

. Ксерофильные — с обилием дерновинных злаков, в основном ковыля. Этот вид степей часто называют ковыльными. Например, южные степи в Оренбургской области.

. Пустынные , или опустыненные. Здесь больше всего полыни, перекати-поле, прутняка и эфемеров. Такими стали некогда богатые, разнотравные степи Калмыкии, которые в результате деятельности человека постепенно превращаются в пустыни.

Климат степей

Главная особенность всех степей — засушливость. Тип климата — от умеренно-континентального до резко континентального. Средняя норма годовых осадков редко превышает отметку в 400 мм. В степях преобладает ветреная погода, а лето характеризуется большим количеством солнечных дней. Зимы малоснежные, зато часты бураны и метели.

Еще одна особенность степей — резкий перепад дневной и ночной температуры, так как ночью температура может падать на 15-20ºC. Эти условия роднят степи с пустынями.

В степях часто бывают пыльные бури, которые влияют на эрозию почвы и приводят к образованию балок и оврагов.

Почвы степей, расположенных в умеренном климатическом поясе весьма плодородны и активно используются в сельском хозяйстве. В основе — чернозем, лишь ближе к южным широтам встречаются каштановые почвы.

В разных странах степи имеют свое название. В Австралии и Африке — это саванна, в Южной Америке — льянос и пампа, или пампасы, в Северной Америке — прерии, а в Новой Зеландии — туссоки.

В Европе степи сохранились, в основном, в заповедных зонах. А вот в Сибири до сих пор есть целинные степи — Курайская, Чуйская.

На 1 кв. км степного пространства обитает больше насекомых, чем людей во всем мире.

В степях обитают самые крупные птицы. В России — дрофы, а в Африке — страусы.

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: Зона степей. Степь и человек.

Цель: Сформировать у учащихся представление о природной зоне степей; познакомить с географическим положением зоны степей, её особенностями, животным и растительным миром, ролью человека.
Развивать учебно-познавательные компетенции: добывание знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, наблюдать, рассуждать, делать выводы сравнивать, обобщать, находить общие и отличительные признаки растений; ценностно-смысловые компетенции: связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир; Информационные компетенции: работать с картой, атласом.
Воспитывать бережное отношение к природе, значимость растений и животных для человека и нашей планеты.

Формирование универсальных учебных действий Познавательные : развивать умение работать с картой, атласом и дополнительной литературой; развивать познавательный интерес, строить несложные рассуждения, сравнение, сопоставление, классификацию и обобщение по заданным критериям. Регулятивные: принимать учебную задачу, сформулированную с учителем, выполнять учебные действия во внутренней и внешней речи.

Коммуникативные: строить монологические высказывания с учётом поставленной задачи; принимать участие в диалоге, общей беседе, совместной деятельности, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные - ориентироваться на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности; осознавать роль человека в освоении природы.


Ход урока:


1. Организационный момент.
Добрый день, дорогие друзья!
Прозвенел уже звонок,
Начинаем наш урок!
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
И за работу получать
Только лишь оценку пять!
- Сегодня, ребята, мы совершим увлекательное путешествие. В пути мы узнаем много интересного.
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из нас.
Чтоб победить, надо многое знать,
Придётся всем думать и рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я Вас четвёртый год уж учу.
И знаю, что каждого ждёт свой успех,
А я, как всегда, болею за всех!

2. Актуализация знаний.
Работа по рядам
- С метеорологической станции пришли письма. Необходимо определить природную зону в которую было отправлено письмо. Соотнести название с образным выражением и расположить природную зону в порядке расположения с севера на юг.
1 ряд: Здесь тёмные хвойные леса на широких пространствах. Хозяин здесь бурый медведь. (Тайга)
2 ряд: Полгода здесь день и полгода ночь. Всюду снега и льды. Солнце летом поднимается над горизонтом невысоко. Территория зоны не имеет коренного населения. (Арктика)
3 ряд: Деревья здесь не растут. Болотистая местность – прекрасное место для многочисленных комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край летом многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду. (Тундра)

3. Погружение в проблему.

- Как море волнуются здесь травы и зерновые культуры. Лето здесь жаркое с сухими ветрами. Для задержания снега сажают здесь лесные полосы. Множество грызунов населяют эти края, спасаясь в норах от хитрых лисиц, орлов. (Степь)
- Какая это природная зона? Где же она расположена?
(Эту зону мы пока не знаем)
Чтение стихов учащимися
На все стороны путь
Ни лесочка, ни гор.
Необъятная гладь,
Неоглядный простор.

Это степная зона России

4. Формулирование темы урока.
- Сформулируйте тему нашего урока.

5. Постановка учебной задачи.
-Да, ребята, сегодня на уроке мы будем изучать зону степей, её расположение, животный и растительный мир степей, влияние человека на природу степи. А поможет нам изучить эту тему - учебник, карта и дополнительный материал, который находится у вас на партах.


6. Формирование новых знаний.
- Давайте составим план нашей работы по теме «степь»
А) климат

Б) занятия населения
В) растительный мир

Г) животный мир
Д) экологические проблемы

Сегодня вы будете научными работниками и проведете свои исследования.
Для этого вы будете работать в команде. 1 команда – географы, 2 команда – биологи, 3 команда – зоологи, 4 – экологи. А что же это за люди? Чем они будут заниматься сегодня?
Но сначала посмотрите на рисунок и скажите: Почему на Земле разные природные зоны?
Отчего это зависит? (От климата. Климат зависит от распределения тепла на земле, растительность и животный мир зависят от климата. В Северных районах солнечные лучи падают наклонно. Они скользят по поверхности Земли и слабо её нагревают. Чем южнее, тем более прямее падают солнечные лучи на Землю, тем сильнее они нагревают земную поверхность.).
Работа с учебником стр.95- 103 .
Постарайтесь рассказать о климате степей. (в зоне степей жарко, т.к. солнечные лучи падают прямее и земля получает больше тепла).
- Конечно, ребята, зона степей расположена в умеренном поясе. Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает меньше. Из-за недостатка влаги деревьям здесь труднее расти. Леса всё чаще чередуются с безлесными участками, а затем и вовсе исчезают. Так постепенно лесная зона сменяется зоной степей. В степной зоне лето продолжительное, засушливое. В июле + 22 - + 25 градусов, жара может достигать до 40 градусов. Погода сухая, солнечная. Часто дуют сухие горячие ветры суховеи. Иногда суховеи переходят в пыльные бури.
Дожди имеют ливневый характер. Быстро проходит ливень, и большая часть воды, не успевая напоить почву, потоками стекает в низины и испаряется. Зима короткая и тёплая, но бывают холода до -20, -30 градусов.
Весной степь оживает, покрывается ковром тюльпанов и ирисов. Закройте глаза и представьте такую картину: куда ни посмотришь – кругом безбрежные просторы, тебя обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, только травы качаются вокруг. Вот такая зона степей.
- Итак, начинаем работу в командах. Каждая команда получает карточки-помогайки с вопросами, по которым вы будете строить свои ответы.
- Географы, пользуясь картой и учебником, постараются определить место нахождения зоны степей.
- Ботаники, также пользуясь учебником и дополнительным материалом, расскажут нам о растительном мире степей.
- Зоологи подготовят рассказ о животных.
- Экологи – об охране зоны степей или экологических проблемах.
(команды готовятся)
7. Включение в систему знаний.

«Открытие» новых знаний учащимися – рассуждения, сравнения, выводы.
- Ну, что все готовы. Начинаем совместными усилиями характеризовать зону степей. Слово предоставляется географам.
- Где же расположена зона степей? О чем рассказала нам карта?
Покажите зону степей на карте? Тепла в степях больше, чем в зоне лесов, но осадков выпадает меньше. Лето долгое засушливое, +25С, +30С, жара может достигать до +40С. Погода летом солнечная, сухая. Часто дуют ветры, иногда переходят в пыльные бури. Зима короткая и теплая, но бывают холода до -30С, снега мало. Из-за того, что в зоне степей мало влаги - не растут деревья
(учащийся отвечает, а члены группы ему помогают).
- Совершенно верно, ребята. Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России. Её территория прерывается лесостепями. По площади это небольшая зона, она меньше зоны лесов и тундры.
- Ну что ж, сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона.

А теперь давайте послушаем, какие исследования провели биологи.
- Какие же растения встречаются в зоне степей? Какова их особенность?
Степь- царство трав. В степи растет полынь, типчак, ковыль. В полдень горько пахнет полынью. К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле. Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния.
Красива степь весной, когда сойдет снег. В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов

(Листья у растений узкие, чтобы испарялось меньше влаги. Корни уходят глубоко в землю, чтобы добывать влагу).
- Молодцы, биологи. Действительно, в степи встречаются теплолюбивые растения, у которых узкие листья и длинные корни для того, чтобы добывать влагу. Некоторые степные растения имеют мясистые стебли и листья, в которых сохраняется влага.

8. Физминутка.
А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять
Пальцы сжать, потом разжать
Руки вниз и так стоять
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело
- Ну вот, а теперь пришла пора зоологам рассказать нам о животных степи.
Основными представителями животного мира степей являются грызуны: суслики, тушканчики, хомяки, полевки.

Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны.

(В степях живут насекомые, птицы, много грызунов. Гнёзда птицы устраивают прямо на земле, т.к. в степи нет деревьев. Животные степи некрупные, их жизнь связана с землёй).
- Действительно, ребята, животные степи все живут и делают себе жилище прямо на земле, ведь в степи нет деревьев, а сплошной ковёр из травы. Почему же животные имеют окраску земли или растительности? (прятаться от хищников и добывать себе пищу, чтобы их было незаметно).
- Молодцы. А теперь давайте посмотрим на картинку и с вами вместе разберёмся, а чем же занимается в степи люди, которые там живут?(земледелием). В степи очень плодородные почвы почвы. Такие почвы называют чернозём. В связи с этим, степи являются самым благоприятным для земледелия районом, так как культурные растения здесь могут развиваться до девяти месяцев в году. Выращивают здесь зерновые и технические культуры. Неудобные для пашни земли в степях используются как пастбища для скота.

Население степей (монголы, буряты, татары и другие) живут возле рек, лесов, где строят большие города. Но, перегоняя пастбище с места на место пастухи со своими семьями образ жизни кочевников. Их временное жилище - юрта.

Почему? (Там плодородные земли)
- Что же они выращивают?
- Чем ещё занимаются? Почему? (много растительности для скота)
- Верно, ребята. Но в связи с этим в зоне степи возникают экологические проблемы. Об этом нам расскажут наши экологи. (Чтобы сберечь природу степей надо ограничить распашку земель, ограничить выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники).
- Большое спасибо, уважаемые экологи, вы познакомили нас с проблемами, возникшими в степи по вине человека, и предложили пути их решения.

А в какой зоне мы с вами живём? (чтение стихотворения)
Бесконечная Россия
Словно вечность на земле
Едешь, едешь, едешь, едешь,
Дни и версты нипочем!
Степь широко на просторе
Поперек и вдоль летит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

Небеса, как купол медный,
Раскалились. Степь гола;
Кое-где пред хатой бедной
Сохнет бедная ветла
Шагом, с важностью спокойной
Тащут тяжести волы.

Пыль метет метелью знойной,
Вьюгой огненной золы.
Степи голые, немые,
Все же вам и песнь, и честь!
Все вы – матушка Россия,
Какова она ни есть!

ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

9. Работа в тетради с печатной основой.
- Ну, а теперь давайте всё запишем в наши тетради. Откройте стр.32 и найдите задание 52, выполните его. Кому нужна помощь, я подойду.
Задания для тех, кто быстрее справится. Предлагаю вам составить и записать цепи питания, сложившиеся в степи.
Растения хомяки степная гадюка
Растения насекомые серая куропатка степной орёл
Проверка.
10. Рефлексия деятельности.
- Мы путешествовали с вами по бескрайним просторам степей. Познакомились с растительным и животным миром.
- а теперь проверим, как вы усвоили природную зону степей.
А) Отгадать загадки, назвать зону обитания:
Бегает среди камней,
Не угонишься за ней!
Ухватил за хвост, но, ах!
Удрала, а хвост в руках! (Ящерица, степь.)
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий.
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге. (Лось, лесная зона.)
Мха копытами касаясь,
Ходит северный красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Северный олень, тундра.)
11. Выставление оценок.
12. Задание на дом

Как живут в степях? Зачем люди живут в степях? Могут ли скотоводы жить оседло? Какие кочевые народы вы знаете? Какой дом нужен кочевнику? В чем его функциональность? Из какого материала легко построить дом скотоводу? Нужна ли в таком доме мебель? Жители степей создают свой дом из шерсти овец. Из нее валяют войлок и выделывают ковры, чтобы превратить их в теплые стены. Такой дом называется юрта. Войлочным покрывалом окутывают легкий каркас из связанных, растянутых гармошкой деревянных решеток и длинных тонких жердей, образующих свод. Деревянные части драгоценны, их берегут и при перевозке упаковывают в нарядные войлочные футляры. Юрту можно собрать всего за один час и перевезти на одном верблюде. Юрта украшена орнаментами… В центре юрты – очаг, вверху – дымник, через него видно небо. Дверь обращена на юг. Почему украшают юрту? Что означают орнаменты, украшающие юрту? Все поселение кочевников представляло собой строго организованное пространство. Это круг, разделенный лучами дорог-улиц, с главной большой юртой в центре. Основной вход в поселение с юга. Киргизская юрта. Н. Рерих. Монголия. Юрты.

Слайд 13 из презентации «Народы гор и степей» . Размер архива с презентацией 11898 КБ.

Окружающий мир 4 класс

краткое содержание других презентаций

«Конфликты в нашей жизни» - Копилка добрых советов. Типы конфликтов. Последний звонок. Что приводит к конфликту. Подошла Лена. Конфликт. Как разрешаются конфликты. Вред конфликтов. Спор. Столкновение. Речевой этикет. Телефон. Результаты анкетирования. Мальчики. Людей неинтересных в мире нет. Конфликты в нашей жизни. Ты любишь слушать громкую музыку.

«Домик для скворцов» - Скворец. Журналисты. Дизайнер. Этапы проведения проекта. Аннотация проекта. Что мы сделали, чтобы улучшить ситуацию. Теоретики. Конструктор. Математики. Внимание учащихся. Методические задачи. Уютный домик для скворцов. Социологи. Результаты представления исследований. Скворечники в школьном саду. «Птицы – наши друзья». Основной вопрос. Пение птиц.

«Растения в жизни человека» - Результаты анкетирования. Цветы и парфюмерия. Цветы как лекарства. Роль цветов в жизни человека. Модельеры создают свадебные платья из цветов. План. Цветочные растения -источник вдохновения. Цветы как часть интерьера, сада или одежды. Цветы играют важное значение в нашей жизни. Роль цветущих растений в выработке кислорода.

«Динозавры» - У динозавров было по пять пальцев. Самые маленькие динозавры. Динозавры. Первые настоящие динозавры. Динозавры - вымершие животные. Динозавры-хищники были мельче и передвигались на задних конечностях. Господствующие ящеры. Орнитомимиды. Габариты тираннозавров составляли проблемы. Стегозавр, живший в меловой период, имел длину тела около 9 м.

«Самоцветы» - Яшма. Жадеит. Изумрудные бусы. Авантюрин. Изумруд. Часы из малахита. Оникс. Изделия из оникса. Кубки и замок. Коридор Зимнего Дворца. Аметист. Яйцо из гематина. Янтарная комната. Бабочка из агата. Лягушка из яшмы. Шахматная доска. Змеевик. Лунный камень. Ожерелье из опала. Изделия. Цветок. Амазонит. Кольцо. Топаз. Гематит. Кошечки из авантюрина. Опал. Агат. Серги из лунного камня. Бычий глаз. Колечко из топаза.

«История человечества» - Занятия человека. Древнейший человек был похож на крупную обезьяну. Начало истории человечества. Археология – наука о древности. Жизнь первобытного человека. Жизнь в общине. Что такое история? «Отец истории». Охота. Древнейший человек. Первобытные художники. Науки, которые помогают узнать историю. История в переводе с греческого языка означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Лбы были низкие и покатые.